Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Улучшение экологических показателей дизеля подачей испаренного метанола на впуск

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основании дифференциальных уравнений теплообмена в пористых структурах разработаны двумерная математическая модель, учитывающая особенности передачи теплоты от теплоотдающей к испарительной пористой структуре через разделительную теплопроводящую перегородку, и алгоритм расчета пористого испарителя метанола, позволяющие производить исследования и инженерные расчеты испарителей для систем… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТАНОЛА В КАЧЕСТВЕ ТОПЛИВА ДЛЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    • 1. 1. Альтернативные моторные топлива как средство решения экологических и экономических проблем
    • 1. 2. Способы применения метанола, как топлива в дизелях. Сравнительная оценка способов
    • 1. 3. Выводы. Цели и задачи исследования
  • 2. ОБЗОР КОНСТРУКЦИЙ УСТРОЙСТВ ДЛЯ ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ИСПАРЕННЫМ ТОПЛИВОМ И ВЫБОР ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ СХЕМЫ ИСПАРИТЕЛЯ МЕТАНОЛА
    • 2. 1. Классификация устройств для питания двигателей испаренным топливом
    • 2. 2. Обзор конструкций испарителей систем питания двигателей
    • 2. 3. Выбор типа и принципиальной схемы испарителя для системы питания дизеля испаренным метанолом
  • 3. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПОРИСТОГО ИСПАРИТЕЛЯ МЕТАНОЛА
    • 3. 1. Краткий анализ работ, связанных с исследованием теплообмена в пористых структурах
    • 3. 2. Математическая модель процесса испарения
    • 3. 3. Математическая модель теплообмена в теплоотдающей части испарителя
    • 3. 4. Математическая модель и методика расчета пористого испарителя метанола
  • 4. РАСЧЕТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЫЮЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ ИСПАРИТЕЛЯ МЕТАНОЛА
    • 4. 1. Экспериментальное исследование процесса испарения метанола из пористых структур
    • 4. 2. Экспериментальное исследование теплообмена при вынужденной конвекции воды через пористую структуру
    • 4. 3. Экспериментальное исследование работы испарителя метанола
    • 4. 4. Расчетное исследование испарителя метанола. Оптимизация конструкции испарителя
  • 5. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ И ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДИЗЕЛЯ С СИСТЕМОЙ ПИТАНИЯ ИСПАРЕННЫМ МЕТАНОЛОМ
    • 5. 1. Моторный стенд для проведения исследований
    • 5. 2. Результаты испытаний дизеля с дополнительной системой питания
    • 5. 3. Методика комплексной оценки эффективности применения альтернативных топлив в двигателях внутреннего сгорания
    • 5. 4. Разработка рекомендаций по проектированию систем питания дизелей испаренным метанолом и выбору законов управления системой

Улучшение экологических показателей дизеля подачей испаренного метанола на впуск (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) и, в частности, дизельные двигатели являются одним из основных источников загрязнения окружающей среды. Сжигая нефтяное топливо, запасы которого постоянно уменьшаются, они выбрасывают в атмосферу большое количество вредных веществ.

Одним из путей снижения вредного воздействия отработавших газов (ОГ) на окружающую среду и экономии ресурсов дизельного топлива (ДТ) является применение в качестве топлива метилового спирта. Преимуществами метанола являются: наличие обширной сырьевой базы, отработанных технологий и производственных мощностей для его синтезаудобство использования, так как метанол в нормальном состоянии — жидкостьодновременное снижение выбросов основных токсичных компонентов дизельного выхлопа — оксидов азота и твердых частиц.

Перевод парка дизельных двигателей на питание метанолом в ближайшем будущем невозможен, так как это требует существенного увеличения уровня производства метанола, развития сети заправочных станций, а также сложной доработки или замены существующих дизелей. В связи с этим в настоящее время целесообразна разработка способов и устройств для частичной замены дизельного топлива метанолом при сохранении возможности работы двигателя на дизельном топливе.

Существует несколько способов частичной замены дизельного топлива метанолом. Основные из них:

— использование эмульсии метанола в дизельном топливе;

— использование продуктов каталитического разложения метанола;

— подача испаренного метанола на впуск дизеля.

Сравнительная оценка приведенных выше способов по критерию комплексной экономической эффективности, учитывающему изменение затрат на топливо и изменение экономического ущерба от выброса вредных веществ в атмосферу при использовании того или иного способа, показала, что наиболее эффективным на ближайшую перспективу является подача испаренного метанола на впуск дизеля.

Применение систем питания дизелей испаренным метанолом, по литературным данным, позволило бы уменьшить потребление дизельного топлива на 30.50%, снизить выбросы оксидов азота и твердых частиц, а также создать инфраструктуру для производства и распределения метанола и накопить опыт работы с этим видом топлива.

Анализ работ отечественных и зарубежных ученых по использованию испаренного метанола в двигателях показал, что во-первых основная часть исследований проводилась на двигателях с искровым зажиганием, а работа дизелей с добавкой испаренного метанола исследована недостаточно, во-вторых необходима разработка компактной и надежной конструкции испарителя для систем питания дизеля метанолом.

Анализ конструкций устройств для испарения жидкостей показал, что наилучшими энергетическими показателями обладают испарители на основе пористых структур, однако в ходе патентного поиска не было найдено конструкций, способных работать в составе систем питания дизеля испаренным метанолом. Обзор теоретических исследований по теплообмену в пористых средах показал, что эти вопросы глубоко исследованы в тепловых трубах и системах пористого охлаждения и тепловой защиты. Модели и методики расчета пористых испарителей найдены не были.

Целью настоящей работы является улучшение экологических показателей дизеля подачей испаренного метанола на впуск.

В диссертации впервые разработаны методики комплексной оценки эффективности применения альтернативных топлив в ДВСэкспериментально получены зависимости, характеризующие влияние доли метанола в общем расходе топлив и угла опережения впрыска топлива на экологические и технико-экономические показатели дизеляразработана математическая модель и методика расчета пористого испарителя метанолаэкспериментально установлены взаимосвязь между тепловым потоком, пористостью и интенсивностью теплообмена при испарении метанола из пористых структур, а также взаимосвязь между параметрами пористой структуры и интенсивностью теплообмена при вынужденной конвекции воды в волокновой медной пористой структуре.

Проведенные исследования позволяют решать следующие практические задачи:

1. Производить комплексную экологическую и технико-экономическую оценки эффективности применения альтернативных топлив в ДВС.

2. Производить расчеты пористых испарителей метанола.

3. Разрабатывать конструкции модульных пористых испарителей метанола для дизельных двигателей.

4. Проектировать системы питания дизелей испаренным метанолом.

5. Выбирать закон подачи метанола в дизель для удовлетворения заданных требований по токсичности выхлопа и экономии дизельного топлива.

Основные выводы и результаты работы заключаются в следующем:

1. Разработанная методика комплексной экологической и экономической оценки эффективности применения альтернативных топлив в ДВС на основе критерия относительной экономической эффективности, включающего следующие показатели: уровень вредных выбросов, затраты на топливо и себестоимость двигателя, позволяет сравнивать эффективность различных способов применения альтернативных топлив.

2. Анализ способов применения метанола в качестве топлива для дизельных двигателей, показал, что на ближайшую перспективу наиболее эффективен способ подачи испаренного метанола на впуск дизеля, позволяющий снизить выбросы оксидов азота и твердых частиц, уменьшить потребление дизельного топлива, а также создать инфраструктуру для производства и распределения метанола и накопить опыт работы с этим видом топлива.

3. Установлено, что для питания двигателя метанолом необходимо устройство, выполняющее функцию испарителя, с подводом теплоты от жидкости, охлаждающей двигатель. Испарение метанола целесообразно осуществлять из волокновой пористой структуры.

4. На основании дифференциальных уравнений теплообмена в пористых структурах разработаны двумерная математическая модель, учитывающая особенности передачи теплоты от теплоотдающей к испарительной пористой структуре через разделительную теплопроводящую перегородку, и алгоритм расчета пористого испарителя метанола, позволяющие производить исследования и инженерные расчеты испарителей для систем питания дизельных двигателей.

5. На основании экспериментальных исследований теплообмена при испарении метанола из пористых структур и при вынужденной конвекции воды через волокновую пористую структуру, получены эмпирические зависимости коэффициента теплоотдачи при испарении метанола из пористых структур от теплового потока и максимального диаметра пор пористой структуры, а также зависимость критерия Нуссельта при вынужденной конвекции воды через волокновую пористую структуру от критерия Рейнольдса, пористости и толщины пористой структуры.

6. Исследованием пористого испарителя метанола установлено, что отношение длины к ширине испарителя должно быть равным 0,5. 1, толщина теплоотдающей пористой структуры — 4.5 мм, пористость теплоотдающей структуры — 0,7. .0,8, испарительной структуры — 0,8. .0,9.

7. Предложена конструкция модульного испарителя для дизельного двигателя, на основе которой возможна разработка систем питания испаренным метанолом дизелей различного назначения, имеющая небольшие геометрические размеры (130×110×25 мм), при паропроизводительности 2,5 кг/ч.

8. Экспериментальными исследованиями подтверждено, что добавка испаренного метанола на впуск дизеля при уменьшенном угле опережения впрыска топлива позволяет уменьшить потребление дизельного топлива на 30.40%, снизить выбросы оксидов азота на 30.50%, твердых частиц на 70.80%, приведенного выброса вредных веществ на 40.60% при практически неизменном КПД.

9. Путем сравнительной оценки шести вариантов законов подачи метанола показано, что наиболее рациональной является трехступенчатая подача, которая до 2,5 раз позволяет снизить выбросы оксидов азота, в 2.3 раза твердых частиц при экономии 20.30% дизельного топлива. Предложены схемы систем питания дизеля испаренным метанолом со ступенчатой подачей метанола и с микропроцессорным управлением.

10. Даны рекомендаций по проектированию систем питания транспортных дизелей испаренным метанолом с учетом требований по экологической чистоте и экономичности, а также условий эксплуатации дизеля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Я., Аксенов В. И. Транспорт и охрана окружающей среды. М.: Транспорт, 1986. — 176 с.
  2. A.A., Буевич Ю. А., Киселев В. М. Сравнительное исследование термодинамической эффективности различных схем организации парообразования в капиллярных структурах // Инженерно-физический журнал. -1992.-т. 62.-№ 2.-С. 173−179.
  3. Н.М. Основы теплопередачи. К.: Выща шк., 1989. — 343 с.
  4. Д.П. Эффективность применения автомобилей, работающих на альтернативных заменителях нефтяных топлив (метод определения) // Изв. АН СССР Энергетика и транспорт. 1984. — № 5. — С. 127−138.
  5. Ю.Ф., Муравьев Г. Б., Надыров И. Н. Экспериментальное исследование течения и теплообмена в высокопористых структурах // Инженерно-физический журнал. 1987. — т. 53. — № 3. — С. 957−961.
  6. Т.М., Журбин C.B. Влияние поверхностной проницаемости на теплообмен в пористом теле // Изв. ВУЗов Машиностроение. 1989. -№ 4. — С. 55−58.
  7. С.А. Интенсификация теплообмена в компактных теплообменниках // Изв. ВУЗов Машиностроение. 1990. — № 4. — С. 54−58.
  8. С.А., Ивлюшин А. И., Нурков-Морозов Е.Е. Численное исследование пористых компактных теплообменников // Изв. ВУЗов Машиностроение. 1989. — № 2. — С. 61−64.
  9. С.А., Нурков-Морозов Е.Е. Численное исследование процессов тепломассопереноса в пористом компактном теплообменнике // Изв. ВУЗов Машиностроение. 1990. — № 2. — С. 57−61.
  10. Двигатели внутреннего сгорания: Системы поршневых и комбинированных двигателей / Под ред. А. С. Орлина, М. Г. Круглова. М.: Машиностроение, 1985. — 456 с.
  11. В.М., Яскин JI.A. Теплообмен при вынужденной конвекции жидкости внутри пористых спеченных металлов // Инженерно-физический журнал. 1976. — т. 30. — № 1. — С. 5−13.
  12. О.И., Лупачев П. Д. Снижение токсичности автомобильных двигателей. М.: Транспорт, 1985. — 120 с.
  13. JI.C. Корректировка результатов газового анализа продуктов сгорания углеводородного топлива /Ворошил, машиностр. ин.-т. Ворошиловград, 1987. — 11 с. Деп. в УкрНИИНТИ 22.01.87. № 454 Ук 87.
  14. JI.C., Козлов A.B., Гречка В. А. Улучшение экологических показателей автомобильного дизеля путем добавки метанола./ Экология Донбасса: Информационный бюллетень. Киев-Луганск: 1994. С. 24.
  15. В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1981. — 160 с.
  16. В.А., Черных В. И., Балакин В. К. Метанол как топливо для транспортных двигателей. Харьков: Основа, 1990. — 150 с.
  17. В.А., Черных В. И., Заиграев Л. С. Технико-экономические и экологические показатели применения метанола как топлива для двигателей внутреннего сгорания./ Экотехнология и ресурсосбережение, 1995, № 4.-С.11−18.
  18. В.Н., Прусаков П. Г., Сергеева Л. В. Теплофизические свойства метилового спирта. М.: Издательство стандартов, 1973. — 202 с.
  19. В.Н., Сторчевус В. К. Экология и автомобилизация. К.: Будивэльнык, 1990. — 128 с.
  20. М.И. Двумерная модель гидродинамики и теплообмена при испарении из капиллярно-пористой пластины // Изв. ВУЗов Машиностроение.- 1986.-№ 10.-С. 44−48.
  21. М.И. Численное исследование испарения жидкости из капиллярно-пористых элементов при неравномерном по поверхности распределении потоков теплоты и теплоносителя // Изв. ВУЗов Машиностроение. -1990.-№ 9.-С. 45−50.
  22. М.И., Хвостов М. И., Чукаев А. Г. Двумерная модель гидродинамики и теплообмена при однофазном пористом охлаждении // Изв. ВУЗов Машиностроение. 1986. — № 5. — С. 79−83.
  23. В.П., Осипова В. А., Сукомел A.C. Теплопередача. М.: Энергия, 1981.-417 с.
  24. В .Я., Фальк В. Э. Горизонты транспортной техники. -М.: Транспорт, 1988. 256 с.
  25. В.Р. Справочник по теплообменным расчетам. К.: Тэхника, 1990. — 165 с.
  26. В.А., Васильев JI.J1. Теплообмен и устойчивость при движении охладителя, испаряющегося в пористых металлокерамических материалах // Инженерно-физический журнал. 1979. — т. 36. — № 5. — С. 914−934.
  27. Мак-Кракен Д., Дорн У. Численные методы и программирование на Фортране. М.: Мир, 1977. — 584 с.
  28. Мани J1. Транспорт, энергетика и будущее. М.: Мир, 1987. — 160 с.
  29. М.А., Михеева И. М. Основы теплопередачи. М.: Энергия, 1977. — 344 с.
  30. М.И., Ковалев П. П., Черняева Ю. И. Общая химическая технология. Харьков: Издательство харьковского университета, 1969. — 336 с.
  31. В.А. Экспериментальное исследование процессов теплообмена. М.: Энергия, 1969. — 392 с.
  32. Основы химической технологии / Под ред. И. П. Мухленова. М.: Высш. шк., 1991.-463 с.
  33. С. Численные методы решения задач теплообмена и динамики жидкости. М.: Энергоатомиздат, 1984. — 152 с.
  34. Перспективные автомобильные топлива виды, характеристики, перспективы: Пер. с англ./Под ред. Я. Б. Черткова. — М.: Транспорт, 1982. — 319 с.
  35. P.M., Уваров С. Н. Экономический ущерб воздействия отработавших газов ДВС // Двигателестроение. 1986. — № 10. — С. 49 -50.
  36. A.A., Харитонов В. В. Теплообмен в каналах с пористыми вставками при вынужденном течении жидкости // Инженерно-физический журнал. 1989. — т. 56. — № 1. — С. 36−44.
  37. А.Н., Варшавский И. Л., Приймак А. И. Водород и энергетика. К.:Наукова думка, 1984. — 144 с.
  38. Пористые проницаемые материалы / Под ред. С. В. Белова. М.: Металлургия, 1987. — 335 с.
  39. М.Г., Гершуни А. Н., Зарипов В. К. Тепловые трубы с метал-ловолоконными капиллярными структурами. К.:Вища шк., 1984.-215 с.
  40. Смаль Ф. В, Арсенов Е. Е. Перспективные топлива для автомобилей. М.: Транспорт, 1979. — 151 с.
  41. Снижение токсичности выбросов при эксплуатации автомобиля/ Ю. Ф. Гутаревич, О. Д. Климпуш, Н. Н. Худолий, В. И. Гдыря К.: Техшка, 1981. -88 с.
  42. Теоретические основы теплотехники. Теплотехнический эксперимент.: Справочник / Под ред. В. А. Григорьева, В. М. Зорина. М.: Энергоатомиздат, 1988. — 560 с.
  43. Г. А., Тюков В. М., Смаль Ф. В. Моторные топлива из альтернативных сырьевых ресурсов. М.: Химия, 1989. — 272 с.
  44. Технология синтетического метанола / Под ред. М. М. Караваева. -М.: Химия, 1984.-240 с.
  45. В.И., Иванов М. И., Галкин А. П. Численное исследование двумерной модели испарения жидкости из капиллярно-пористой пластины // Изв. ВУЗов Машиностроение. 1987. — № 12. — С. 60−63.
  46. В.И., Мариниченко С. К. Об устойчивости процесса испарения из пористой структуры при перемещении жидкости капиллярными силами // Инженерно-физический журнал. 1980. — т. 39. — № 5. — С. 870−875.
  47. .Н. Техническая термодинамика. Теплопередача. М.: Высш. шк., 1988. — 479 с.
  48. Adelman Н. Alcohols in diesel engines a review // SAE Techn. Pap. Ser., 1979,1 790 956, 9 pp.
  49. Adelman H.G. Development of a methanol fueled, turbocharged, spark assisted diesel engine and vehicle // SAE Techn. Pap. Ser., 1983,1 31 745, 9 pp.
  50. Baranescu R.A. Fumigation of alcohols in a multicylinder diesel engine evaluation of potential //SAE Techn. Pap. Ser., 1986,1 860 308, 16 pp.
  51. Carroll J.N., Ullman T.L., Winsor R.E. Emission comparison of DDC 6V-92TA on alcohol fuels // SAE Techn. Pap. Ser., 1990,1 902 234, 13 pp.
  52. Deshpande A.S., Lawson A., Last A.S. Operation of a heavy duty truck diesel engine on unstabilized methanol/diesel fuel emulsion and preliminary demonstration road test date //Pap. B-37, p.471−475.
  53. Ecklund E. Eugene State-of-art report on the use of alcohols in diesel engines // SAE Techn. Pap. Ser., 1984,1 840 118, 18 pp.
  54. Finegold J.G. Reformed methanol vehicle system considerations // 18th Intersoc. Energy convers. Eng. Conf. 1983, vol.1, p. 557−563.
  55. Goodger E.M. Alternative fuels for locomotive diesel engines // The next generation of diesel engine for rail traction. Conf., York, 21−22 Sept., 1982, p. 133−144.
  56. Green C.J., Cockshutt N.A., King L. Demethil ether as a methanol ignition improver: substitution requirements and exhaust emissions impact // SAE Techn. Pap. Ser., 1990,1 902 155, p. 78−88.
  57. Henningsen S. Some heat release aspects of compression igniting a single cylinder DI diesel on neat methanol // SAE Techn. Pap. Ser., 1989, 1 892 055, 16 pp.
  58. Karpuk M.E., Cowley S.W. On board demethyl ether generation to assist methanol cold starting // SAE Techn. Pap. Ser., 1988,1 881 678, 7 pp.
  59. Kidd C.A., Kreeb R.M. Conversion of a two-stroke diesel bus engine to methanol fuel //SAE Techn. Pap. Ser., 1984,1 841 687, 13 pp.
  60. Krematzu K. Dual fueled diesel engine fuel and reformed methanol //SAE Techn. Pap. Ser., 1 831 238, 1983, p. 113−121.
  61. Lawson A., et al. Heavy duty truck diesel engine operation on unstabi-lized methanol/diesel fuel emissions //SAE Techn. Pap. Ser., 1981,1 810 346, 9 pp.
  62. Lawson A., Last A.J. Development of an on-board mechanical fuels emulsifier for utilization of diesel/methanol and methanol/gasoline fuel emulsion in transportation // 13 pp.
  63. Moses C.A. Experiment with alcohol/diesel fuel blends in compression-ignition engine //IV Int. Symp. on Alcohol fuels Techn., San Paulo, October 5−8, 1980, p. 85−92.
  64. Murthy B.S. Diesel engines and alcohol // NCICEC IIT Bombay, Pap N k-1/79, 20 pp.
  65. Nagalingam B., Sridhar B.L., Panchapakesan N.R., Gopalakrishnan K.V., Murthy B.S. Surface ignition initiated Combustion of alcohol in diesel engines a new approach // SAE Techn. Pap. Ser., 1980,1 800 262, 12 pp.
  66. Naman T.M., Striegler B.C. Engine field test evaluation of methanol as an automotive fuel // SAE Tech. Pap. Ser., 1983,1 831 703, 17 pp.
  67. Nanni H., Domschke A.G., Brunetti F., Roza V., Roza F., de O’Bora M.L., de Abren R.S. Use of glow-plugs in order to obtain multifuel capability of diesel engines // Paper B-39, p. 1075−1082.
  68. Pishcinger F.F. A new way of direct injection of methanol in a diesel engine, 11 pp.
  69. Regulation 1 49. Revision 2. Uniform provision concerning the approach of compression ignition (C.I.) engines vehicles equipped with C.I. engines with regard to emissions of pollutants by the engine. October 12, 1993.- 61 p.
  70. Ryan III T.W., Storment J.O., Wright B.R., Waytulonis R.W. The effects of fuel properties and composition on diesel engine exhaust emission //SAE Techn. Pap. Ser., 1981,1 810 953.
  71. Schaefer A.J., Metsch H.I., Bergmann H. K Vaporized alcohol fuel boosts engine efficiency // «Automot. Eng.», 1983, 91,1 2, 51−56.
  72. Seko Т., Hori M., Suto H., Kobayashi S. Methanol diesel engine and its application to a vehicle // SAE Techn. Pap. Ser., 1984, 1 840 116, 8 pp.
  73. Varde K.S., Frame G.A. Hydrogen aspiration in a direct injection type diesel engine its effects on smoke and other engine performance parameters // Int. J. Hydrogen Energy, vol.8, '.7, p. 549−555.
  74. A.c. № 392 262 СССР, МКИ F02 M 31/18 / С. П. Скрипкин и др.-Опубл. 27.07.73.
  75. A.c. № 476 370 СССР, МКИ F02 М 31/00 / Н. А. Керилов и др.-Опубл. 05.07.75.
  76. А.с. № 686 666 СССР, МКИ F02 М 31/18 / В. Н. Андрощук и др.-Опубл. 30.09.79.
  77. А.с. № 848 726 СССР, МКИ F02 М 31/18 / Т. В. Алексеева, Ю. В. Ремизович.- Опубл. 23.07.81.
  78. А.с. № 885 587 СССР, МКИ F02 М 31/08 / Д. Д. Шрайнер.- Опубл. 30.11.81.
  79. A.c. № 1 196 526 СССР, МКИ F02 M 31/18 / Ж. О. Сазаев, К. Б. Ермекбаев и др.- Опубл. 07.12.85.
  80. A.c. № 1 273 626 СССР, МКИ F02 M 31/18 / Ю. Б. Свиридов,
  81. A.В.Моисеенко.- Опубл. ЗОЛ 1.86.
  82. A.c. № 1 281 720 СССР, МКИ F02 M 31/08 / А. А. Понуровский,
  83. B.А.Кравченко.- Опубл. 07.01.87.
  84. A.c. № 1 317 175 СССР, МКИ F02 M 31/08 / А. М. Обельницкий, Е. И. Шанин.- Опубл. 15.06.87.
  85. A.c. № 1 318 715 СССР, МКИ F02 M 31/18 / В. Н. Снегирев.- Опубл. 23.06.87.
  86. A.c. № 1 321 888 СССР, МКИ F02 M 31/18 / В. Н. Снегирев.- Опубл.0707.87.
  87. A.c. № 1 337 543 СССР, МКИ F02 M 31/00 / Ю. Б. Свиридов, Ф. С. Ляпин.-Опубл. 15.09.87.
  88. A.c. № 1 416 733 СССР, МКИ F02 M 31/00 / Д. С. Смирнив.- Опубл.1508.88.
  89. A.c. № 1 437 556 СССР, МКИ F02 M 31/00 / Ю. В. Илищук, В. Я. Илшцук.- Опубл. 15.11.88.
  90. A.c. № 1 581 848 СССР, МКИ F02 M 17/00 / Ю. Б. Свиридов,
  91. A.М.Андреев.- Опубл. 30.07.90.
  92. A.c. № 1 581 849 СССР, МКИ F02 M 31/00 / Ю. Б. Свиридов,
  93. B.В.Козловский.- Опубл. 30.07.90.
  94. A.c. № 1 638 347 СССР, МКИ F02 M 31/00 / А. Б. Синев.- Опубл. 30.03.91.
  95. A.c. № 1 670 162 СССР, МКИ F02 M 17/24 / А. В. Булатов.- Опубл. 15.08.91.
  96. A.c. № 1 726 963 СССР, МКИ F28 D 15/02 / М. И. Черкасов, А. Л. Мороз.- Опубл. 15.04.92.
  97. Заявка № 2 642 477 Франция, МКИ F02 M 31/18. Опубл. 03.08.90.
  98. Заявка № 63−6738 Япония F02 M 31/08. Опубл. 12.02.88.
  99. Заявка № OS 3 641 643 ФРГ F02 M 31/12. Опубл. 16.06.88.
  100. Заявка № OS 3 725 561 ФРГ F02 M 31/18. Опубл. 09.02.89.
  101. Международная заявка № 89/240 F02 M 17/28. Опубл. 12.01.89.
  102. Патент № 4 681 081 США F02 M 17/22. Опубл. 21.07.87.
  103. Патент № 4 836 173 США F02 M 17/22. Опубл. 18.07.89.
  104. Патент № 4 848 302 США F02 M 31/00. Опубл. 18.07.89.
  105. Патент № 4 862 859 США F02 M 31/08. Опубл. 05.09.89.
  106. Патент № 4 883 616 США F02 M 31/14. Опубл. 28.11.89.
Заполнить форму текущей работой