Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методика формирования регионального заказа системе начального профессионального образования: Опыт Липецкой области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оптимизация системы органов управления профессиональным образованием с учетом разделения компетенции различных уровней осуществляется путем делегирования полномочий «снизу-вверх», а также укрепления «горизонтальных связей». При этом вертикальная структура управления осуществляется федеральными органами на основе введения и контроля государственных образовательных стандартов, а также определения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Научные основы прогнозирования потребности рынка труда в рабочих кадрах
    • 1. 1. Требования современного рынка труда к профессиональной подготовке кадров
    • 1. 2. Профессиональное образование в контексте стратегии занятости
    • 1. 3. Маркетинг и прогнозирование рынка труда
  • Глава II. Формирование регионального заказа для системы начального профессионального образования
  • Г* 2.1. Организационно-педагогические основы формирования регионального заказа
    • 2. 2. Методика расчета модели регионального заказа
    • 2. 3. Реформирование системы НПО на основе регионального заказа

Методика формирования регионального заказа системе начального профессионального образования: Опыт Липецкой области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В материалах II Международного Конгресса ЮНЕСКО (Сеул, 1999) подчеркивается, что «технологическое и профессиональное образование и подготовка являются мостом в будущее, однако этот мост должен выводить на дорогу занятости, в противном случае мы создадим дополнительные проблемы» (с. 18). Тем самым сформулирована ведущая и актуальная, в том числе для Российской Федерации, концепция прямой и тесной связи всей системы подготовки квалифицированных кадров с рынком труда.

Современная ситуация на рынке труда России характеризуется продолжающимся сокращением численности занятого населения, увеличением скрытой безработицы, острым и постоянно растущим дефицитом квалифицированных рабочих, который в последние годы устойчиво составляет 80−90% вакансий в экономике страны. Попытки анализа макроэкономических тенденций и их использования для прогнозирования рынка труда представляются малоперспективными из-за сохраняющейся нестабильности экономической системы, хотя в принципе возможны и осуществляются в ряде зарубежных стран.

Реализация подобной задачи возможна и целесообразна на уровне субъектов Федерации. В то же время отсутствует унифицированная методика анализа рынка труда, позволяющая осуществлять прогнозные расчеты и планировать региональный заказ на подготовку квалифицированных рабочих в учреждениях начального профессионального образования (НПО).

Напряженность на рынке труда усиливается также несоответствием объёмов и профилей подготовки рабочих и специалистов в профессиональных образовательных учреждениях разного уровня. Они по-прежнему ориентированы, в основном, на отраслевой принцип подготовки кадров, что входит в противоречие с реальными потребностями территорий.

В связи с этим до 50% выпускников учреждений профессионального образования всех уровней не могут найти работу по полученным профессиям и специальностям, либо многие из них вовсе ее не находят. По нашим расчетам более половины государственного бюджета на профессиональное образование расходуется неэффективно и не нацелена на удовлетворение потребностей рынка труда ввиду несоответствия характера трудовой деятельности получаемой профессии.

Многие из недостатков и противоречий имеют объективный характер. Система профессионального образования кадров России проходит трудную адаптацию к требованиям рынка труда. В последние годы заметны позитивные тенденции диверсификации, обновления содержания образования (в том числе за счет разработки и внедрения государственных образовательных стандартов), наращивания инновационного движения, развития негосударственного сектора образования, перспективы перехода к 12-летней общеобразовательной школе, утверждения новой модели многоуровневого учреждения в сфере профессионального образования и т. п.

Вместе с тем, наблюдается запаздывающая реакция всей системы подготовки кадров на происходящие в базисных сферах экономики преобразования, отставание от них. Именно поэтому высокую научную и практическую актуальность имеет поиск зависимостей базиса и инфраструктуры современного общества, экономики и социальной сферы, а применительно к нашему исследованию — рынка труда и начального профессионального образования.

Обеспечить баланс рынков труда и образовательных услуг, на наш взгляд, можно созданием и применением методики формирования регионального заказа на подготовку кадров, опирающейся на программу социально-экономического развития региона, а также на прогнозы работодателей. Только на такой источниковой и аналитической базе возможно прогнозирование структуры подготовки кадров и реформирование региональной системы НПО.

Однако, формирования заказа в масштабе региона (области, краг, республики) недостаточно. Требуется его дополнение прогнозом потребности в кадрах по отдельным городам и районам внутри самого региона в ближайшей и среднесрочной перспективе. Такой прогноз позволит дать оценку фактической ситуации на рынке труда территории и своевременно принять меры по профессиональной подготовке квалифицированных работников. Тем самым разрешается проблема согласования отраслевого и территориального воспроизводства трудовых ресурсов.

Конечная цель формирования регионального заказа на подготовку кадров состоит в том, чтобы на основе мониторинга и прогнозирования демографических, социальных и экономических тенденций своевременно выявлять и разрешать возникающие противоречия между рынками труда и образовательных услуг. Это требует активного участия всех социальных партнеров: работодателей, органов по труду, службы занятости и образовательных учреждений всех уровней. Хотя формирование рабочих мест и условий занятости решается на рынке труда между продавцом и покупателем рабочей силы, государство в лице своих органов, в том числе и местных, имеет широкие экономические возможности целенаправленного воздействия на рыночные элементы занятости.

Опыт такой работы обсужден на выездном заседании коллегии Министерства образования Российской Федерации (г. Липецк, 11 декабря 2001 года), принявшей решение по вопросу «О формировании регионального заказа на подготовку кадров и характере образовательных программ в учреждениях начального профессионального образования на основе анализа рынка труда Липецкой области».

Анализ материалов коллегии Минобразования РФ, а также публикаций по данной проблеме (Анисимов В.В., Бутко Е. Я., Глазунов А. Т., Лейбович А. Н., Никитин М. В., Новиков П. Н., Похвощев В. А., Савина М. С., Федотова Л. Д., Якуба Ю.А.) показывает, что, несмотря на продвинутость научных исследований проблем адаптации системы НПО к рыночной экономике, еще не удалось создать цельной теории ее функционирования в новых условиях. А подходы к разработке методики прогнозирования потребности и формированию регионального заказа системе НПО на подготовку рабочих кадров лишь начинают формироваться и частично отражены в немногочисленных публикациях и диссертационных исследованиях (Гаранин JI.A., Довжко Ф. Е., Кязимов К. Г., Моисеенко В. В., Мигаль В. И., Рыкова Е. А., Ткаченко Е.В.).

Проведение настоящего исследования потребовало подбора и уточнения понятийного аппарата проблемы. Используемые в диссертации основные термины имеют сущностное значение и позволяют наиболее полно охарактеризовать избранную тему.

Методика" понимается нами как совокупность способов целесообразного осуществления какой-либо работы.

Формирование регионального заказа" на подготовку кадров означает научное исследование перспектив социально-экономического развития региона и путей обеспечения его кадрами в нужном объеме, структуре и уровне квалификации.

Понятие «кадры» используется в диссертации для описания совокупности экономически активного населения, способного на основе своей квалификации быть включенными в реальный сектор экономики и инфраструктуры региона.

Современные отношения между системой подготовки кадров и рынком труда характеризуются рядом противоречий. Основные из них состоят в необходимости самообеспечения социальной защиты человека в новых условиях и привычкой полагаться на государствомежду желанием заниматься интересным делом и жесткими ограничениями возможностей трудоустройства на рынке трудамежду стремлением части молодежи к раннему включению в трудовую деятельность и невозможностью осуществления этих намерений вследствие профессиональной неподготовленности и отсутствия соответствующих рабочих местмежду необходимостью рационального распределения трудовых ресурсов и необоснованностью, неосознанностью выбора профессии старшеклассниками.

Указанные противоречия учитывались диссертантом при выборе темы исследования «Методика формирования регионального заказа системе начального профессионального образования (опыт Липецкой области)» .

Цель исследования — разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить методику формирования регионального заказа системе начального профессионального образования.

Объектом, исследования избрана региональная система начального профессионального образования Липецкой области.

Предмет исследования — процесс формирования регионального заказа на подготовку кадров и воздействие на него рынка труда, f* Гипотеза исследования основывается на предположении, что процесс формирования регионального заказа на подготовку рабочих кадров будет эффективным, если:

— в основу формирования регионального заказа положены реальные потребности рынка труда и осуществлен их прогноз;

— определен перечень профессий, стабильно востребуемых рынком труда и обеспечено учебно-методическое сопровождение необходимых образовательных программ;

— создана нормативная база, регулирующая взаимодействие социальных партнеров в вопросах формирования регионального заказа в системе НПО;

— создана методика формирования регионального заказа и реформирования на этой основе структуры региональной системы НПО в соответствии с динамикой потребности кадров в количественном и качественном аспектах.

Задачи исследования: осуществить прогнозные исследования объемов и структуры профессиональной подготовки кадров, адекватных требованиям регионального рынка трудаобосновать и раскрыть понятие «региональный заказ на подготовку рабочих кадров" — разработать методику формирования регионального заказа на подготовку рабочих кадров в учреждениях начального профессионального образованияэкспериментально проверить эффективность разработанной методики на примере Липецкой области. разработать принципы реформирования системы начального профессионального образования на основе регионального заказа.

Методо л о ги чес ка я основа. Диссертация базируется на показателях государственной статистики, а также полученных с участием автора данных исследований социально-демографического состояния Липецкой области, показывающих степень кадровой защищенности перспективных направлений развития экономики и позволяющих обосновать прогнозные сведения о потребности и профессиональной структуре кадров на перспективу.

Диссертант опирался на труды российских ученых по вопросам развития человеческих ресурсов и квалификации рабочей силы (Бутко Е.Я., Грибанов В. И., Кязимов К. Г., Лукин Г. И., Новиков П. Н., Рыкова Е. А., Савина М. С., Ткаченко Е.В.), а также теоретические разработки в области профессионального образования (Анисимов В.В., Гаранин Л. А., Глазунов А. Т., Довжко Ф. Е., Лейбович А. Н., Мигаль В. И., Моисеенко В. В., Смирнов И. П., Федотова Л. Д., Читаева О. Б., Шапкин В. В., Шаронова Н. В. и др.).

Нормативно-правовой базой исследования являются Закон об образовании, Национальная доктрина образования, одобренная.

Всероссийским совещанием работников образования и принятая Правительством РФ (2000 г.), законодательные и нормативные материалы Собрания и Администрации Липецкой области.

Эмпирической базой исследований послужили данные Госстатуправления Российской Федерации, областных органов статистики, управления начального профессионального образования, предприятий и организаций различных форм собственности, Департамента занятости населения по Липецкой области, позволяющие проследить экономические показатели состояния рынка труда за последние годы, а также результаты специально проведенных социологических исследований в ряде образовательных учреждений. Методы исследования:

• теоретический анализ научных трудов, включая диссертационные исследования по проблемам, пограничным с рассматриваемой проблемой;

• статистический анализ — при количественной оценке уровня развития федерального, регионального и муниципальных рынков труда;

• педагогическое моделирование — при формировании профессиональной структуры подготовки кадров и выборе образовательных программ в региональной системе НПО;

• комплекс эмпирических методов исследования, включая констатирующий и формирующий эксперимент, педагогический мониторинг.

Решение поставленных задач обеспечивалось методами теоретического анализа, синтеза и обобщения, экстраполяции, метода моделирования, изучения и обобщения педагогического опыта. Для обоснования выдвигаемых положений и гипотезы использовались методы теоретического и эмпирического доказательств.

В ходе опытно-экспериментальной работы активно использовались прогностические (экспертная оценка, самооценка и др.), диагностическое (интервьюирование, анкетирование, тестирование), обсервационные (прямое и косвенное наблюдение, длительное фиксирование) методы, а также метод математической статистики.

Основные.этапы исследования. Исследование проводилось в течение.

10-ти лет и состояло из трех этапов.

Первый этап (1991;1993 гг.) — позволил диссертанту на основе многолетнего индивидуального опыта работы в системе начального профессионального образования сформировать программу исследования.

Второй этап (1994;1996 гг.). Продолжалась работа по обоснованию теоретических предпосылок концепции вхождения системы НПО в рынок труда. Были сформулированы рабочая гипотеза, задачи и программа изучения проблемы. Организована экспериментальная работа, на основании которой проводилось уточнение целей, рабочей гипотезы и задач исследования.

Третий этап (1997 — 2002 гг.) — завершающий. Проанализирован накопленный статистический и эмпирический материал, обобщены итоги исследования. Это позволило разработать теоретические основы и методику определения профессиональной структуры подготовки кадров в региональной системе НПО Липецкой области. На защиту выносятся:

• теоретическое обоснование взаимозависимостей развития экономической, социальной и педагогической систем в Липецкой области, а также в России в целом;

• методика прогнозирования потребности рабочих кадров и формирование на этой основе регионального заказа системе НПО;

• системные требования к отбору профессиональной структуры кадров, диктуемые рынком труда и соответствующих им образовательных программ;

• принципы модернизации региональной системы НПО на основе государственного заказа;

• результаты педагогического эксперимента по внедрению в практику регионального заказа и образовательных программ, соответствующих требованиям рынка труда.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертации заключается в разработке: научных основ формирования регионального заказа, характера образовательных стандартов и программ на подготовку рабочих кадров {работа отмечена премией Президента РФ в области образования за 2000 год — в соавторстве) — системных требований к отбору профессиональной структуры подготовки рабочих кадров на уровне регионакритериев и механизма формирования «продуктивной занятости» посредством совершенствования структуры профессиональной подготовки кадровпринципов реформирования региональной системы начального профессионального образования в соответствии с государственным заказом на подготовку кадров.

Практическая значимость исследования состоит:

— в разработке методики формирования регионального заказа системе НПО на подготовку рабочих кадров {опыт Липецкой области по данному вопросу одобрен коллегией Минобразования РФ 11 декабря 2001 г.);

— в разработке нормативно-правовых основ социального партнерства в системе НПО Липецкой области;

— в создании регионального перечня профессий начального профессионального образования, адаптированного к требованиям рынка труда;

— в определении перспективной потребности экономики Липецкой области в кадрах на 2001;2005 годы- - в экспериментальной проверке научно-педагогических основ реформирования региональной системы НПО в соответствии с потребностями рынка труда. Содержащиеся в диссертации положения и выводы использованы Администрацией Липецкой области для создания стратегической комплексной программы социально-экономического развития региона.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем его экспериментальной проверки и обсуждений на многих областных, восьми Всероссийских, трех международных семинарах и конференциях, трех коллегиях Минобразования РФ. В том числе: Всероссийском совещании «Проблемы подготовки рабочих кадров и переподготовки незанятого населения в условиях перехода к рыночной экономике» (10 марта 1994 г., г. Люберцы), Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное образование и рынок труда» (27 ноября 1997 г., г. Москва), Международном семинаре «Разработка и внедрение стандартов профессионального образования в РФ» (27 марта 1998 г., г. Ярославль), Коллегии Минобразования РФ «О совместной работе органов Управления образованием и органов по труду и занятости по профессиональной подготовке безработных граждан» (12 мая 1998 г., г. Москва), Международном семинаре «Социальное партнерство в системе профессионального образования» (12 декабря 1998 г., г. Москва), заседании бюро Отделения базового профессионального образования РАО (30 мартя 1999 г., г. Москва), Коллегии Минобразования РФ «О формировании регионального заказа системе НПО и характере образовательных программ в Липецкой области» (11 декабря 2001 г., г. Липецк).

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования и его выводов определяются исходными методологическими положениями, длительными наблюдениями, опорой на современные концепции развития НПО, математической оценкой, непосредственным участием диссертанта в разработке регионального заказа на подготовку кадров для системы НПО Липецкой области.

Выводы по Главе II.

Изложенное позволяет сделать определенные выводы:

1. В российской Федерации в ходе реформирования образования, достигнуты определенные результаты, которые выражаются в числе студентов и учащихся приходящихся на 10,0 тыс. населения и которые составляющие по ВУЗам — 370, ССУЗам — 160, учреждениям НПО — 108 чел.

2. При сохранении нынешних тенденций развития учреждений высшего и среднего профессионального образования и общеобразовательной школы, доля выпускников школ, на которую рассчитывают учреждения начального профессионального образования, будет постоянно сокращаться. С учетом складывающейся демографической ситуации, снижения общей численности учащихся школ положение с комплектованием профучилищ может стать катастрофическим. Отсутствие плановой государственной политики по подготовке рабочих для отраслей экономики может привести ее к углубленному кризису.

3. Работа по формированию полноценного социального заказа учреждениям начального профессионального образования требует не формального, а целенаправленного планирования перспектив развития региона и кадрового обеспечения на основе глубокого анализа состояния трудовых ресурсов и рынка труда.

4. Задачи обеспечения качественной подготовки квалифицированных кадров для экономики является главной в деятельности учебных заведений начального профессионального образования. Профессиональное образование, ориентированное на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей становится рабочим инструментом решения экономических проблем.

При проектировании содержания особо важны способы передачи и усвоения этого содержания как средства будущей деятельности. Тогда профессиональное становление будет проектироваться не просто как знания плюс профессиональная деятельность, а как моделирование в формах учебной деятельности реальных производственных связей и отношений.

Традиционная технология профессиональной подготовки в качестве главной функции выделяет подготовку к производственному труду, новаянепосредственные отношения общества, т. е. предполагается непрерывность подготовительных трудовых процессов.

При таком подходе содержанием образования становится не столько определенный объем общеобразовательных и специальных знаний и умений, сколько само творчество, самодеятельность в сферах материального и духовного производства.

Значительная часть учащихся не овладевает приемами самостоятельной постановки целей и их достижения в условиях затруднений и помех, не умеет различать свои способности в целом и усилия в данном задании, определять реалистичность цели и уровень собственных притязаний. Все это сильно деформирует их уровень самооценки. Поэтому в содержании образования должно найти место формирование навыков предпринимательства, поиска наиболее эффективных путей организации производства.

За последние годы наметилась тенденция к стабилизации профессионально-квалификационной структуры профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения. В результате, профессиональное обучение практически осуществляется по профессиям, специальностям, роду занятий, востребываемым рынком труда.

Конечным результатом обучения должно быть, на наш взгляд, не просто усвоение определенной совокупности знаний и умений, а конкретные изменения в поведении обучаемого, изменения в тех способах деятельности, к которым он причастен. И здесь на первый план выдвигаются проблемы профессиональной и морально-психологической подготовки кадрового потенциала к работе в новых социально-экономических условиях, обеспечения продуктивной занятости населения.

Федеральная программа содействия занятости населения предусматривает значительное расширение сфер взаимодействия органов службы занятости и профессионального образования. Одним из направлений сотрудничества является повышение качества профессиональной подготовки рабочей силы как составной части развития человеческих ресурсов. Требуется на деле реализовать меры по развитию общего и профессионального образования, созданию системы непрерывного образования. направленных на воспроизводство, сохранение и совершенствование рабочей силы, расширению услуг государственной службы занятости по обучению, переобучению безработных граждан, созданию условий для опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения.

Наибольшую актуальность эти проблемы приобретают среди выпускников профессиональных учебных заведений, впервые ишуших работу. Возможности молодых людей ограничены в силу их более низкой конкурентноспособности по сравнению с другими категориями населения.

Адаптация системы начального профессионального образования к требованиям рынка рабочей силы является в настоящее время наиболее актуальной, так как в значительной мере определяет условия реализации гарантированных прав на получение профессионального образования молодежью. Здесь не может быть стандартных решений, потому что на процесс адаптации существенное влияние оказывает демографическое, экономическое состояние региона, профессиональный состав кадрового потенциала.

Заключение

.

Основываясь на проведенном исследовании можно сформулировать некоторые принципы формирования регионального заказа системе начального профессионального образования:

— максимальное соответствие структуры подготовки кадров потребностям регионального рынка труда, обеспечение кадрами приоритетных для региона отраслей производственной и непроизводственной сфер жизнедеятельности;

— учет формирующегося в регионе рынка профессионально-образовательных услуг, ориентация на удовлетворение потребности каждого гражданина в получении профессии;

— разграничение полномочий федерального органа управления образованием и органов управления субъектов Российской Федерации;

— опора при разработке региональных программ развития профессионального образования на принципы государственной политики в области образования и интеграция региональных программ в единую федеральную программу;

— развитие государственно-общественных органов (попечительские советы образовательных учреждений) по управлению региональными системами профессионального образования;

— принцип социального партнерства, привлечение к организации профессионального образования всех заинтересованных сторон, прежде всего работодателей, профсоюзов, муниципальных органов управления и др.

Политика в области профессионального образования должна быть направлена как на реализацию общих целей, заявленных в российском образовательном законодательстве, на преодоление груза негативных черт, наследуемых образовательной системой, так и на сохранение и развитие традиционных для России сильных сторон технического и профессионального образования при одновременном усилении его адаптивных характеристик.

В современных условиях необходимо также формирование новых подходов к финансированию и собственности образовательных учреждений, социальному партнерству, выработка новых экономических механизмов развития системы, включая активизацию инвестиционных потоков, направляющихся в профессиональное образование, введение адресных субвенций, расширения финансовой самостоятельности учебных заведений.

В области демократизации управления относительно новой сферой является освоение образовательного маркетинга, развитие местных возможностей управления, предоставление субъектам Российской Федерации, а также муниципальным структурам самостоятельности в выработке стратегии, определении структуры и содержания профессионального образования, предоставление автономности учебным заведениям и академических свобод участникам образовательного процесса, развитие государственно-общественных форм управления образованием с привлечением социальных партнеров.

Углубление рыночных отношений в сфере труда и профессий связано с разработкой механизмов прогнозирования потребности экономики и социальной сферы в специалистах и рабочих, выявлением тенденций развития системы в отношении перечня профессий и специальностей, модернизацией содержания образования.

Профессиональные учебные заведения всех уровней и центры подготовки должны постоянно приспосабливать свою программу и методы обучения к меняющемуся спросу на кадры. Поэтому им необходимо поддерживать тесный контакт с центрами занятости, с одной стороны, и предприятиями и учреждениями, с другой.

Однако, если вести речь о более долгосрочной перспективе, то служба занятости не может заменить социальных партнеров системы профессионального образования при планировании ее развития. Служба занятости сама по себе будет, вероятнее всего, отпочковываться от государственной административной системы и становиться трёхуровневым учреждением, работающим по регулировке рынка труда. При этом остается необходимость в поиске других способов вовлечения работодателей.

Необходимо увеличивать вовлеченность социальных партнеров в планирование образования, обеспечивать их участие в комиссиях по планированию и учебным планам, как на федеральном, так и региональном или школьном уровне.

Основной ориентир формирования региональной системы профессионального образования — спрос и предложение кадров.

Спрос отражает объем и структуру общественных потребностей. В условиях рыночной экономики, стремящейся к удешевлению себестоимости конечного продукта и его высокому, конкурентоспособному качеству, предложение рабочей силы всегда превышает ее спрос.

Развитая экономика с конкурентной средой, к которой постепенно приходит Россия, отторгает массовый неквалифицированный труд, создает дисбаланс на рынке труда и высокое психологическое напряжение в обществе за счет трудности нахождения соответствующей желанию человека работы. Устойчивый баланс между спросом и предложением чаще всего достигается при помощи профессионального образования молодежи и переподготовки незанятого населения.

Разработка новых региональных моделей профессионального образования возможна только на основе прогнозирования развития рынка труда, который, в свою очередь, должен учитывать характер экономических и социальных отношений в регионе. Их выявление, обобщение и научный анализ создает теоретические предпосылки для моделирования региональных образовательных систем в России.

Возникает потребность разработки государственной программы стратегических исследований рынка труда на всех уровнях и связанного с этим развития системы профессионального образования и подготовки. В них следует выделить государственные приоритеты подготовки кадров, процедуру и механизм формирования госзаказа для системы профессионального образования и подготовки на основе объективных критериев, информации о рынке труда, конкурса учебных заведений на право получения госзаказа. Необходимо на практике реализовать конституционный принцип общедоступности и бесплатности обучения молодежи в учреждениях начального профессионального образования. Это имеет особое значение для социально уязвимых слоев населения из числа малообеспеченных семей, сельского населения, жителей отдаленных приграничных районов, малых и средних городов с градообразующими предприятиями.

Постоянно растущие требования рынка труда и квалификации работников требуют создания условий для осуществления непрерывного профессионального образования как путем перехода к освоению образовательных программ более высокого уровня, так и путем дополнительного образования.

Вовлечение работодателей в процесс реформирования НПО требует создания механизма социального партнерства в этой области, имея в виду совместную с работодателями разработку учебных программ, аттестацию выпускников и их последующее трудоустройство. Нужна новая система оценки качества подготовки квалифицированных кадров с участием заказчиков кадров и социальных партнеров: союзов работодателей, торгово-промышленных палат, профсоюзов и др.

На уровне учреждений профессионального образования эти функции могут выполнять попечительские советы, включающие представителей местных органов управления, работодателей, профсоюзов, родительской и ученической общественности. Такие советы наделяются правом формировать и утверждать совокупный бюджет (государственное финансирование и внебюджетные поступления) образовательных учреждений и контролировать его исполнение, нанимать и увольнять директора и т. д. Состав попечительских советов утверждается решением местных органов государственного управления.

При этом приоритетами в развитии профессионального образования становятся:

— опережающий характер развития профессионального образования по отношению к экономике;

— определяющее значение профессионального образования для формирования рынка труда, обеспечения эффективной занятости и развития человеческих ресурсов;

— регионализация профессионального образования, соответствующая характеру федерального устройства России;

— многопрофильность, гибкость, вариативность профессионального образования, позволяющая обучающимся реализовывать восходящие траектории профессионального, культурного и гражданского становления и развития личности, адаптированной к новой социально-экономической среде.

Оптимизация системы органов управления профессиональным образованием с учетом разделения компетенции различных уровней осуществляется путем делегирования полномочий «снизу-вверх», а также укрепления «горизонтальных связей». При этом вертикальная структура управления осуществляется федеральными органами на основе введения и контроля государственных образовательных стандартов, а также определения порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации. С этой целью создается единый федеральный банк данных по государственным образовательным стандартам и их учебно-методическому обеспечению на компьютерной основе, с обеспечением доступности к нему каждого учреждения профессионального образования.

Образование есть органическая часть культуры любого общества как процесса самовоспроизводства человека и трудовых ресурсов в целом. Его базой и движущим фактором являются экономические, социальные, культурологические характеристики общества в целом и конкретной среды щ (республика, края, области, города). Но если есть специфическая региональная культура, то и образование должно иметь региональную окраску.

Региональная политика, процесс регионализации в целом, имея общие принципы, специфически формируются и реализуются в различных сферах социальной, политической и экономической жизни. Образование не является в этом смысле исключением.

Ключевым фактором формирования регионального заказа системе начального профессионального образования являются изменения происходящие в народно-хозяйственном комплексе, формирование местных рынков труда и следующих за ними рынков профессионально-образовательных услуг. В ходе их взаимодействия происходит адаптация и целенаправленное развитие системы профессионального обучения, ориентированной на социально-экономические условия, национальные и культурологические особенности региона. Процесс регионализации профессионального образования предстает в виде последовательных этапов реформирования системы профессионального образования в регионе, динамичном развитии номенклатуры учебных профессий и специальностей, введении разноуровневой структуры образовательных услуг. Целью реформы является создание такой системы профессионального образования, которая бы в максимальной степени удовлетворяла с одной стороныосновные потребности региона в специалистах и квалифицированных рабочих, с другой — образовательные потребности различных социальных групп населения, прежде всего молодежи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Белая книга Российского образования. М., 2000. — 246 с.
  2. Всеобщая декларация Прав человека от 10 декабря 1948 г.
  3. Государственный стандарт профессионального образования Российской Федерации (Основные положения). М.: Минобразование России, 1993.
  4. Государственный стандарт профессионального образования Российской Федерации. Модель учебного плана для учреждений начального профессионального образования. М.: Минобразование России, 1993.
  5. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». М., 1992.
  6. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1994.
  7. Конвенция о политике в области занятости Международной организации труда № 122 от 15 июля 1966 г.
  8. Конвенция ЮНЕСКО по техническому и профессиональному образованию. 10 ноября 1989 г.
  9. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. М., 1993.
  10. Концепция реформирования начального профессионального образования. М., 1997.
  11. Материалы II международного конгресса ЮНЕСКО по техническому и профессиональному образованию и подготовке (Сеул, апрель 1999 г.). -Минск, 1999.-28 с.
  12. Об утверждении Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений //Приказ Министерства образования РФ от 25.01.96 г., № 27.
  13. Проект Национальной доктрины образования. Материалы Всероссийского совещания работников образования. — М., 2000 — 17 с.
  14. Решение коллегии Минобразования РФ «Об итогах приема в учебные заведения профессионального образования Российской Федерации в 2001 г.».
  15. Сборник учебно-методических и нормативных материалов по профтехобразованию. (Сост. Ю.А.Якуба). М., 1992. 224 с.
  16. Активные методы обучения в процессе подготовки рабочих на производстве. М., 1992. — 78 с.
  17. Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Просвещение, 1982. — 167 с.
  18. Л.Я. Состояние региональных рынков труда Российской Федерации и проблемы их регулирования/ Проблемы теории и практики управления, 1998, № 4, с. 50−55.
  19. Ю. П. Нормативы бюджетного финансирования профессиональной школы. Сб. М., 1994. — 74 с.
  20. С. Я Подготовка рабочих широкого профиля в условиях перехода к рыночной экономике. М., 1993. — 284 с.
  21. А. П. Концептуальные основы развития начального профессионального образования. СПб., 1995. — 64 с.
  22. Березина JL Ю., Глазунов А. Т. и др. Структурные и целевые компоненты единой образовательной программы начального профессионального образования. М., 1998. — 136 с.
  23. В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995.-334 с.
  24. В. П. Педагогическое обеспечение государственного стандарта образования. М.: ИнтерЭВМ, 1994. — 80 с.
  25. Л.И. Проблемы формирования личности. Воронеж. 1966. — 131 с.
  26. А. Д. Организация и методика педагогических исследований. М., 1981. — 43 с.
  27. Е. Я. Прогнозные исследования по оценке оптимальных потребностей в подготовке рабочих по отраслям. М., 1991.
  28. Е. Я. Система начального профобразования региона как основа формирования рынка труда. Иркутск: Институт повышения квалификации работников образования, 1996.
  29. Е.Я. Методологические основы эффективного профессионального образования, обеспечение социальной адаптации и занятости молодежи. Сборник докладов Международногоконгресса занятости 2000 г. М., 1996. 1,2 п.л.
  30. Е.Я. Особенности развития системы начального профессионального образования России. М., 1996.
  31. Е.Я. Особенности функционирования и развития системы профессионального образования России в условиях перехода к рыночной экономике // Профтехобразование России: Итоги XX века и прогнозы: В 2 т. Т. 1. М., 1999. 0, 9 п.л.
  32. Н. М. Расходы городов на народное образование //Всеобщее образование в России: Сб. ст. Вып. 1. М., 1902. — 163 с.
  33. Т.А., Глазунов А. Т. Творческое развитие педагога профлицея. Издательский центр АПО. М., 1999. — 162 с.
  34. Возможности и методы социального регулирования на рынках труда (зарубежный опыт)./Экономист, 1998, № 7, с. 57−66.
  35. Л. А., Смирнов И. П. Национальный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта. М., 1997. — 140 с.
  36. В.М. Управление системой профессионального образования. Настольная книга руководителя. (Перевод с англ. Н. Петрова). — М.: ИРПО, 2001, с. 131
  37. . С. Менталитет и образование: Учебное пособие для студентов. М., 1996. — 144 с.
  38. . С. Россия: образование и будущее (Кризис образования России на пороге XXI века). Челябинск, 1993. — 240 с.
  39. В. Политика российского менеджмента в сфере занятости/ Мировая экономика и международные отношения, 1994, № 6, с. 45−51.
  40. В. И. Основы теоретической педагогики. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1992. — 381 с.
  41. А. Т., Зиновьева А. В., Казаков В. Г. Образовательный менеджмент в учреждениях НПО. М., 1998. — 96 с.
  42. А. Т., Смирнов И. П. Русско-английский словарь терминов профессионального образования. М., 1998. — 300 с.
  43. А.Т. Педагогические технологии и педагогический профессионализм (Сборник научных статей) М. ноябрь 1998. — 64 -72с.
  44. А.Т. Британская профшкола. М., 1999. — 86 с.
  45. А.Т. Образовательный менеджмент в профессиональном лицее. М., 1999. 6 п.л.
  46. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. — 494 с.
  47. М. И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1977. -134 с.
  48. В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  49. Н. К. Профтехучилище в современных условиях. М.: Высшая школа, 1991. — 108 с.
  50. Э.Д. Три источника и три составные части нынешнего школьного кризиса. М., 1999, 74 с.
  51. Д., Мендей Д. Э. Рынок: микроэкономическая модель (пер. с англ.), СПб, 1992 490 с.
  52. Н. И. Подготовка квалифицированных рабочих широкого профиля. М.: Высшая школа, 1984. — 63 с.
  53. Европейская профессиональная школа/ Под ред. И. П. Смирнова. -М., 1996.-96 с.
  54. М. И., Полисар Э. JI. Разработка и применение тестов успешности усвоения: Пособие для самостоятельной подготовки методистов и преподавателей профессиональных учебных заведений. -М., 1996.-84 с.
  55. В.А., Новикова Т. Т. Отбор содержания обученияквалифицированных рабочих в профессиональных образовательных учреждениях. М.: ИРПО. 1995. 91 с.
  56. В. И. Методология и методика социально-педагогического исследования. Тюмень, 1995. — 98 с.
  57. Н. И. Подготовка и защита диссертации по педагогике. М., 1998.- 191 с.
  58. Н. И. Процедура подготовки кандидатских и докторских диссертаций по гуманитарным наукам. М.: Росфо, 1994. — 156 с.
  59. JI. В. Избранные педагогические труды. М.: Новая школа, 1996−431 с.
  60. Зарубежный опыт профессиональной подготовки. Некоторые вопросы управления и финансирования профессионального образования (США, Финляндия, Великобритания, Дания). М., 1994.
  61. Г. Е. Социология образования: В 2 ч. Социология профессионального образования: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1994. — 188 с.
  62. Э. Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 1996. — 224 с.
  63. Дж. М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 1993. — 304 с.
  64. В. И. Экономическая реформа в регионе: тенденции развития регулирование. Владивосток: Дальнаука, 1998.
  65. Ю.Н., Шатылка И. В. Социальный прогноз занятости молодежи Приморья: Методическая разработка/ ДВГУ, Владивосток, 1995.- 38 с.
  66. Н. Занятость в условиях новой хозяйственной системы.
  67. Новороссийск, НГАЭиУ, 1996. 56 с.
  68. В. А., Шишов С. Е. Мониторинг качества образования. -М.: Вологда, 1998. 204 с.
  69. Р.И. Избыточная занятость в российской промышленности: истоки проблемы и пути решения/ Проблемы прогнозирования, 1998, № 6, с. 56−63.
  70. К. Н. Педагогические основы производительного труда учащихся в профессионально-технических училищах. М.: Высшая школа, 1976. — 335 с.
  71. Квалиметрия человека и образование: методология и практика. -Восьмой симпозиум национальной системы оценки качества образования в России. В трех частях. Под ред. Н. А. Селезневой. М., 1999.-583 с.
  72. М. В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследований, игр, дискуссии. Анализ зарубежного опыта /Международная ассоциация «Развивающее обучение». Рига: Эксперимент, 1995. — 176 с.
  73. М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 222 с.
  74. Е. А. Психология профессионала. М., 1996. — 400 с.
  75. Е.А. Психология профессионала. М.: 1997. — 286 с.
  76. В. В. Экономика образования: иллюзии и факты. М.: Мысль, 1985.- 176 с.
  77. И. Д. Подготовка рабочих широкого профиля в средних профтехучилищах. М.: Высшая школа, 1979. — 354 с.
  78. И. Д. Совершенствование подготовки квалифицированных рабочих. М.: Экономика, 1975. — 308 с.
  79. Ю. И. Профессиональное образование в ФРГ. М.: Высшая школа, 1988. — 187 с.
  80. Ковригин 3. А. Обновление рабочих кадров. М., 1996. — 239 с.
  81. Н.А. Модель формирования конкурентоспособных специалистов в профессиональных лицеях (кандид. диссертация). -Ростов-на-Дону, 1999.
  82. З.А. Структура занятости населения, проблемы совершенствования. М: Наука, 1989, 540 с.
  83. С. И., Романин В. А. Технические средства обучения в профессиональной школе. М.: Высшая школа, 1988. — 232 с.
  84. В. В. Проблемы научного обоснования обучения. Методологический анализ. М., 1977. — 299 с.
  85. Краткий толковый словарь по профессиональному образованию /Под ред. А. П. Беляевой. СПб.: Изд-во БОХУМ, 1994. — 124 с.
  86. С. В. и другие. Анализ тенденций содержания труда и требований к подготовке квалифицированных рабочих: Вопросы методики. М., 1991. — 182 с.
  87. В.В. Развитие педагогической культуры мастеров производственного обучения. Екатеринбург, 1999. — 183 с.
  88. Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1990. — 303 с.
  89. Н.В. Профессиональная деятельность преподавателя и мастера производственного обучения профучилища. М.: Высшая школа. 1990. — 189 с.
  90. В. И. Развитие рыночных отношений и изменение профессионально-квалификационной структуры рабочих. СПб., 1994. -212 с.
  91. А. А. Проблемы исследования учебных групп профессий и всеобщего содержания профессиональной подготовки: Сб. науч. трудов. М., 1987. — 320 с.
  92. К. Г. Профессиональное обучение и содействие занятости безработных. М., 1996. — 261 с.
  93. К.Г. Профессиональная подготовка и переподготовка безработных. Монография. М.: Изд. центр АПО, 1999. — 243 с.
  94. К.Г. Профессиональное обучение безработных и незанятого населения. Учебное пособие. М., 1995. 12 п.л.
  95. В. С., Афанасьева Т. П., Елисеева И. А., Пуденко Т. И. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. М.: ЦСЗИ, 1995.-282 с.
  96. B.C., Поташник М.М.- Управление развитием школы. Пособие для руководителей образовательных учреждений. М.: Новая школа. 1995. 334 с.
  97. В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  98. В. С. Структура и содержание общетехнических знаний при изучении основ производства. М.: Высшая школа, 1977. — 336 с.
  99. Лейбович, А Н От федерального компонента к региональному. М.: ИРПО, 1994.
  100. А. Н. Совершенствование профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих и служащих. М.: ИРПО, 1992. — 144 с.
  101. А. Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. М., 1996. — 228 с.
  102. А.Н. Содержание профессионально-технического обучения: вопросы структуры. М.: Советская педагогика 22−1989.
  103. А.Н. Концепция учебника нового поколения //Профессиональное образование. 1998. № 12. 0,9 п.л.
  104. А.Н. Профессиональная педагогика (учебник). М., 1997. -32 п.л. (в соавторстве).
  105. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981, с. 70
  106. Г. И. Методические основы сбалансированногофункционирования рынков труда и образовательных услуг. СПб., 1994.-274 с.
  107. И. К. Совершенствование экономического механизма профессионально-технического образования. М., 1990. — 274 с.
  108. ИЗ. Мареева 3. Б., Рыкова Е. А. Теоретические основы разработки учебно-программной документации для профессиональной подготовки безработных граждан. М., 1995. — 34 с.
  109. В. А., Оссовский В. JI. Социальная микросреда и выбор профессии. Киев, 1982. — 391 с.
  110. Е. И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев: Вища школа, 1987. — 342 с.
  111. И. А., Малов С. А. Психология производственного обучения. М., 1990. — 273 с.
  112. Методика прогнозирования объемов и структуры подготовки кадров на региональном и муниципальном уровнях. Авторский коллектив: Лейбович А. Н., Рыкова Е. А., Гривина И. В., Гринько B.C. М., 2000. 2,0 п.л.
  113. Методическая служба профессионального образования в условиях реализации требований государственного стандарта: Учебный план, программа и курс лекций для повышения квалификации методических работников профессионального образования. М., 1995. — 134 с.
  114. Методические проблемы научных исследований профессионально-технического образования. М., 1987. — 74 с.
  115. В. И., Смирнов И. П. Региональная модель профессионального образования. М.: Издательский дом «Ореол-лайн», 1998. — 160 с.
  116. Модульная технология обучения. СПб., 1993. — 284 с.
  117. В.В., Смирнов И. П. Рынок труда и профессиональное образование. ~ М., 2001, с. 75−76
  118. Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория иметодика. М.: 1981. 384 с.
  119. И. Н., Малов С. JI. Психология производственного обучения. М.: Высшая школа, 1995. — 132 с.
  120. Г. В. Стратегия реформирования системы среднего профессионального образования. М.: Магистр, 1995. — 222 с.
  121. А. Я. Какой быть новой педагогике. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1993. — 213 с.
  122. Население и трудовые ресурсы: Проблемы и решения./Зарубежный опыт.-М:Прогресс, 1992, — 361 с.
  123. Научные основы разработки стандартов профессионального образования: Сб. науч. статей. М.: ИРПО, 1994. — 181 с.
  124. А.А. Рынок труда: занятость и безработица. М: Дело, 1991.-264 с.
  125. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. М., 1-е изд. — 1995, 2-е изд. — 1998. — 9 п.л.
  126. A.M. Профтехшкола: стратегия развития. М.: Минобразование России, 1991. — 111 с.
  127. П.Н., Зуев В. М. Опережающее образование: гипотезы и реалии. М., 1996. — 136 с.
  128. П.Н. Задачи с межпредметным содержанием в средних профтехучилищах. Минск: Вышэйшая школа, 1987. 7 п.л.
  129. П.Н. Опережающее образование. М., 1997. — 341 с.
  130. Новые исследования в профессиональном образовании: Сб. науч. статей. М. Ноябрьск, 1998. — 108 с.
  131. Новые модели финансирования профессионального образования /Под науч. ред. И. П. Смирнова. М., 1996. — 152 с.
  132. Образовательный менеджмент в учреждениях начального профессионального образования /Под науч. ред. А. Т. Глазунова. М. -Старый Оскол, 1998. — 96 с.
  133. А.Н. Подготовка квалифицированных рабочих длясельскохозяйственного производства. М.: Высшая школа, 1990. -192с.
  134. Основы методики трудового и профессионального обучения / Под ред. В. А. Полякова. М.: Просвещение, 1987. — 191 с.
  135. Основы профессиональной педагогики. М.: Высшая школа, 1977. -504 с.
  136. Основы рыночной экономики и предпринимательства: термины и понятия, категории и законы. М., 1997. — 218 с.
  137. Оцу С. Советский рынок труда. М: Прогресс, 1992. — 308 с.
  138. А.П. Маркетинг образовательных услуг Справочник менеджера образования. М.: Новая школа, 1995. — т. 2, с. 295
  139. Н. Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем //Философия для XXI века: Сб. ст. М., 1992. — 64 с.
  140. Педагогические основы дополнительного экономического образования школьников. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997.-150 с.
  141. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида: Монография. СПб.: Образование, 1995. — 172 с.
  142. Перечень профессий и специальностей (начальное профессиональное образование). М.: МОРП, 1994.
  143. Перспективы развития непрерывного образования /Под ред. Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. — 208 с.
  144. Ю. Н. Модель непрерывного профессионального образования. Н. Новгород: Ай-Кью, 1994. — 352 с.
  145. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. трудов/ Отв. ред. Е. В. Ткаченко. Вып. 2. Екатеринбург, 1996. — 340 с.
  146. Проблемы дидактики производственного обучения /Отв. ред. Н. И. Думченко. М., 1987. — 371 с.
  147. Проблемы обучения и воспитания, содержания и стандартизации образования/ Материалы заседания коллегии Минобразования России/
  148. Ред. Е. В. Ткаченко, М.: Минобразование России, 1996. — 101 с.
  149. Проблемы повышения качества профессионального образования на основе Государственного стандарта //Основные материалы всероссийских педагогических чтений. Саратов, 1993 /Под ред. И. П. Смирнова. М., 1994. — 192 с.
  150. Профессиональное образование и профсоюзы. М., 1997. — 72 с.
  151. Профессиональное обучение безработных граждан /Под ред. В. А. Похвощева. СПб.: Нива России, 1996. — 273 с.
  152. Профессиональное обучение и профориентация незанятого населения: Учебное пособие. М., 1998. — 62 с.
  153. Профориентация и проблемы занятости. (Под ред. Е. Ткаченко). -М., 1994. 362 с.
  154. Профтехобразование России: итоги XX века и прогнозы: В 2 т. /Под научной ред. И. П. Смирнова. М.: ИРПО, 1999. -1 том — 424 е., II том -816 с.
  155. Региональная политика и национальная доктрина образования. По материалам собрания Академии профессионального образования. М., 1999.-62 с.
  156. Региональные программы организации профессионального обучения безработных граждан в учреждениях начального профессионального образования: Методические рекомендации. М., 1997.-34 с.
  157. Реформирование региональной системы профессионального образования: опыт и проблемы./ под ред. Лебедева О. Е., М., 1998. 61 с.
  158. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М., 1995. — 272 с.
  159. Л. Сущность маркетинга. Киев, 1995, с. 19
  160. Роль профессионально-технического образования в образовательной системе Российской Федерации //Бюллетень
  161. ЮНЕСКО /Под научной ред. И. П. Смирнова. М., 1995. — 32 с.
  162. В. Л. Профессиональная ориентация и подготовка кадров в Великобритании. М.: Высшая школа, 1991. — 156 с.
  163. Е. А. Профориентация, психодиагностика, профотбор. М., 1995.- 12 с.
  164. Е.А. Профессиональное обучение и профориентация незанятого населения. М.: Изд. центр АПО, 2000. — 8,0 п.л.
  165. Е. А., Соловьева О. Н., Василькова Т. Н. Современное состояние и перспективы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения (аналитический обзор). М., 1995. — 46 с.
  166. Рынок и новые профессии: Пособие по профориентации и психологической поддержке населения. Ярославль, 1993. — 71 с.
  167. М.С. Организация профориентационной и профконсультационной работы. М, 1998. 7,5 п.л. (в соавторстве).
  168. М.С. Технологии повышения психологической компетентности специалистов службы занятости. М., 1996. 6 п.л. (в соавторстве).
  169. М.С. Технология профессионального консультирования молодежи в службе занятости. М., 1995. 9 п.л. (в соавторстве).
  170. Сборник методических рекомендаций по вопросам лицензирования, аттестации и государственной аккредитации учреждений начального профессионального образования Министерства образования Российской Федерации. М., 1996. — 110 с.: ил.
  171. Сборник нормативных материалов и документов по высшему и среднему профессиональному образованию /Рук. авт. кол. Ю. А. Якуба.-М., 1996.-450 с.
  172. Сборник переводных материалов «Системы и методы сертификации квалификации в Европейском сообществе». М., 1997. — 20 с.
  173. Сборник статистических сведений о состоянии среднего и низшегопрофессионального образования в России. Ч. I. СПб., 1910. — 216 с.
  174. Сборник учебно-методических и нормативных материалов и документов по профессиональному образованию. Вып. 1/ Сост. Ю. А. Якуба. -М., 1994.-468 с.
  175. Сборник учебно-методических и нормативных материалов и документов по профессиональному образованию. Вып. 2/ Сост. Ю. А. Якуба.-М., 1997.- 550 с.
  176. Сертификация профессионального образования за рубежом /Сост. В. А. Малышева. М.: ИРПО, 1998. — 99 с.
  177. М.С. Педагогические технологии: теоретические основы и проектирование. СПб.: ЦИПК ПО, 1998. — 354 с.
  178. В. А. Методика производственного обучения. М., 1992. -164 с.
  179. Я. и др. Методология и методы педагогических исследований. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  180. И. П. Начальное профессиональное образование: современные реформы. М., 1998. — 102 с.
  181. И. П. Познай себя в творчестве: социологические проблемы труда молодежи: Монография. М., 1982. — 101 с.
  182. И.П. Человек. Образование. Профессия. Личность. М., 2002. — 567 с.
  183. И.П., Хварцкия А. Х. Технология педагогического общения в профессиональной школе. М., 2000. — 74 с.
  184. И.П., Ткаченко Е. В. Современный учащийся НПО. М., 2002.-46 с.
  185. B.C., Писарский П. С. Социологический портрет учащегося ПТУ.-М., 1992. 42 с.
  186. Совершенствование производственного обучения при подготовке рабочих широкого профиля в средних профтехучилищах: Научные труды ВНИИ профтехобразования. Л., 1981.-361 с.
  187. А. Г. Научные основы управления профессиональным техническим учебным заведением. М.: Высшая школа, 1984. — 63 с.
  188. JT. Г. Программа «Востребованность профессии». Ноябрьск, 1995.-79 с.
  189. Социальные проблемы развития человеческих ресурсов. Саратов, 1997.-281 с.
  190. Т. В. Роль прогнозирования в становлении и развитии новой системы профессионального образования. СПб., 1994. — 212 с.
  191. Е.В. Управление процессом усвоения знаний. М.: 1975. -282 с.
  192. Д. В., Воровщиков С. Г. Консалтинговая служба в образовании: Опыт совместной деятельности педагогического коллектива школы № 115 и Консалтингового центра «Пед. инновации», Курчатов. РУО г. Челябинска. М.: Новая школа., 1997. — 78 с.
  193. Теоретические основы непрерывного образования /Под ред. В. Г. Онушкина. М.: Педагогика, 1987. — 383 с.
  194. Теория и практика педагогического эксперимента /Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 207 с.
  195. Технология поиска работы. // Под ред. Е. А. Рыковой. М.: Академия, 2001. — 5,0 п.л.
  196. Е. В. Основные итоги, проблемы и пути развития Российского образования. М.: Минобразование России, 1996. — 161 с.
  197. Е. В. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. отв. ред. Е. В. Ткаченко: Екатеринбург, 1995, Вып.1 13,7 п.л.1996, Вып. 2−21, 3 п.л.
  198. Е. В. Приоритеты российского профессионального образования. //Педагогика. 1999. № 2. 0, 6 п.л.
  199. Е. В. Профессионально-педагогическое образование России. Екатеринбург, 1999. 15,3 п.л. (в соавторстве).
  200. Е. В. Российское образование. Дороги реформ.
  201. Махачкала: Юпитер, 1994. 232 с.
  202. Е. В. Базовое профессиональное образование. Проблемы регионализации и развития. Чебоксары. — 2001. — 253 с.
  203. X. Г. О проблематике и тенденциях развития философии образования. Проблема регионального в философии образования. -Нальчик, 1997. 461 с.
  204. Ю. С. Политехнические основы подготовки рабочих широкого профиля. М.: Высшая школа, 1981. — 145 с.
  205. Управление системой образования. Проблемы и решения /Материалы заседаний коллегии Минобразования РФ/ Ред. Е. В. Ткаченко. М.: Минобразование России, 1996. — 174 с.
  206. Учреждения высшего и среднего профессионального образования в Российской Федерации. Аккредитация, самообследование, рейтинг. -М., 1995. 132 с.
  207. Г. Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения (предпосылки, опыт). Л.: Изд-во Ленингр. гос. пед. ин-та, 1989. — 94 с.
  208. Г. А. Развитие дуальной формы профессионального образования в условиях социального партнерства. М., 2001. — 225 с.
  209. Г. А. Сертификация профессионального образования и подготовка в странах Европейского сообщества: Аналитический обзор. -М., 1997.-30 с.
  210. Г. А. Совершенствование преподавательской деятельности для сферы малого и среднего бизнеса в странах Европейского сообщества: Аналитический обзор. М., 1997. — 21 с.
  211. Л. Д. Дидактические основы формирования интегрированного содержания профессионального образования. М.: ИПО, 1993.-79 с.
  212. Л. Д. Дидактические основы формирования интегрированного содержания начального профессионального образования. М., 1995. 7 пл.
  213. JI. Д. Профессиональная школа. М., 1992. — 120 с.
  214. Л. Д. Профессиональное образование: проблемы и содержание. М., 1991.-6,5 л.
  215. Фельдштейн Д И. Психология развивающейся личности. М, 1996. -512 с.
  216. Философско-психологические проблемы развития образования /Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
  217. Формирование национально-регионального компонента государственного стандарта начального профессионального образования: Материалы научно-практической конференции. М., 1995.- 82 с.
  218. Н. К. Введение в курс «Философия и история образования»: Учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1998.-249 с.
  219. Н. К. Интеграция педагогического и технического в педагогике профтехобразования. Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1992. — 224 с.
  220. В. Е., Мартынова Е. И. Подготовка конкурентоспособного рабочего в профессионально-технических учебных заведениях. СПб., 1994.- 86 с.
  221. Д.В. Технология обучения в средней специальной школе. Киев, 1990. 11 п.л.
  222. И.Д. Профессиональное самоопределение учащихся инновационных учебных заведений. 4.1. М., 1995. 9,7 п.л.
  223. О.Б. Инновации в трудовой и профессиональной подготовке молодежи в России и Германии (опыт и тенденции развития) 4.1 /РАО- Исследовательский центр проблем непрерывного профессионального образования. М., 1997. 4 п.л.
  224. О.Б. Новое в содержании и технологии обучения //Профессиональное образование. 1996. № 1 (53). с. 10−11.
  225. О.Б. Подготовка квалифицированных рабочих по массовым профессиям //Профессиональное образование. 1997. № 4. с. 8.
  226. Т. И. Исследовательский подход в управлении школой. -М., 1992.-64 с.
  227. В. В. Общетехническая подготовка квалифицированных рабочих в условиях научно-технической революции. М.: Высшая школа, 1985. — 159с.
  228. С. А. Вопросы теории производственного обучения. -М.: Высшая школа, 1981. 208 с.
  229. Н.В. Авторские программы учебных курсов в современной школе //Наука и школа. 1997. № 1, 0,3 п.л. (в соавторстве).
  230. Н.В. Методика формирования научного мировоззрения учащихся. М., 1994. 12,5 п.л.
  231. Н.В. Методические рекомендации по гуманитаризации преподавания физики в школе. 4.1. Таллин, 1995. 10 п.л. (в соавторстве).
  232. А. Введение в профессиональную педагогику: Учебное пособие /Под ред. Г. М. Романцева. Екатеринбург, 1996. — 288 с.
  233. О. М. Искусство овладения педагогическими технологиями: Учебное пособие /Под ред. А. А. Деркача- М-во образования Украины- РАУ. М.- Донецк, 1994. — 107 с.
  234. А. X. Непрерывное профессиональное образование в интегративных структурах профессиональной школы (теория и практика). Минск, 1995. — 136 с.
  235. В., Овсянников А. Системная модель организационно-экономической реформы в образовании в России. М., 1997. — 84 с.
  236. Г. Страна на перепутье. Лекция прочитанная в Осло по приглашению Нобелевского комитета. — Общая газета, № 52, 28 декабря 2000 г.
  237. Ю. А. Взаимосвязь теории и практики в учебном процессесредних профессионально-технических училищ. М.: Высшая школа, * 1985.- 136 с.
  238. Ю. А. Словарь основных терминов профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения. М., 1997. -100 с.
  239. Ю. А., Скакун В. А. Диагностика качества практического (производственного) обучения. М.: ИРПО, 1995. — 95 с.
  240. The Traditions of Russian Vocational School and its Distraction. Report by C.Castro. Expert, International Bank of Reconstruction and Development. Washington, 1994. — 74 c.
  241. Перечень диссертационных работ
  242. Н.Ю. Организационно-методические основы разработки ^ программы развития профессионального образования в крупномрегионе. Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. экон. наук. СПб, 1994.-26 с.
  243. М.Г. Обучение и воспитание учащихся с девиантным поведением в специальных учреждениях профессионального образования. Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. пед. наук. Москва. 1999 г. 24 с.
  244. Е.В. Педагогические аспекты правового обеспечения образования (проблемы начального профессионального образования). Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. пед. наук. Москва. 1998. 21 с.
  245. А.Н. Педагогические основы организации дифференцированного профессионального образования учащейся молодежи в условиях рынка труда. Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. пед. наук. Москва. 1999. 23 с.
  246. В.И. Мониторинг начального профессионального образования региона. Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. пед. наук. Москва. 2000. 23 с.
  247. Ю.Л. Педагогические основы открытого обучения в службе занятости населения. Диссертация на соискание уч. степени канд. пед. наук в виде научного доклада. Москва. 1998. 45 с.
  248. В.Б. Эффективность деятельности органов управления начальным профессиональным образованием в регионе. Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. пед. наук. Москва. 1999. -21 с.
  249. В.Г. Педагогические основы управления профессиональным лицеем в условиях многоканального финансирования. Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. пед. наук. Москва. 1998. -28 с.
  250. М.Ю. Гуманитарная подготовка студентов высших технических учебных заведений (историческо-педагогический и организационно-управленческий аспекты). Автореф. диссертации на соискание уч. степени докт. пед. наук. Москва. 2000.
  251. Г. А. Образование как социокультурная ценность: философский анализ. Автореф. диссертации на соискание уч. степени докт. филос. наук. Москва. 1999. 41 с.
  252. К.Г. Педагогические основы профессиональной подготовки и переподготовки незанятого населения. Диссертация на соискание уч. степени докт. пед. наук в виде научного доклада. Москва. 1999. 44 с.
  253. Л.М. Философско-антропологический подход в современной методологии воспитания. Автореф. диссертации на соискание уч. степени докт. пед. наук. С.-Петербург. 1998. 86 с.
  254. А.А. Особенности функционирования профессионального лицея в условиях формирования муниципального рынка труда. Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. пед. наук. Москва. 1998. 22 с.
  255. Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России. Автореф. диссертации на соискание уч. степени докт. пед. наук. Москва: ИКП РАО. 1996.
  256. И.И. Комплексная система контроля качества образования в профлицее. Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. пед. наук. Москва. 2000. 24 с.
  257. В.И. Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе. Автореф. диссертации на соискание уч. степени докт пед. наук. Барнаул, 1999.
  258. З.К. Теоретические и практические основы подготовки учителя к развивающему обучению. Автореф. диссертации на соискание уч. степени докт. пед. наук. Москва: ИТОиП РАО. 1998.
  259. А.С. Педагогические основы проектирования общепрофессионального образования в высшем техническом учебном заведении. Автореф. диссертации на соискание уч. степени пед. филос. наук. С.-Петербург. 2000.
  260. Л.Р. Организация научно-экспериментальной работы в профессиональном лицее центре непрерывного образования.
  261. Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. пед. наук. Москва. 1999. 22 с.
  262. E.JI. Проектирование и реализация системы методической работы в средней профессиональной школе. Автореф. диссертации на соискание уч. степени докт. пед. наук. Тольятти, 2000. 35 с.
  263. JI.A. Особенности управления трудовыми ресурсами в условиях переходного периода (на примере Камчатской области). Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. экон. наук. Владивосток, 1999 22 с.
  264. М.В. Теоретические основы разработки государственного стандарта общего среднего образования. Автореф. диссертации на соискание уч. степени докт. пед. наук. Москва. 1999. 45 с.
  265. М.П. Теоретические основы проектирования педагогических технологий в процессе повышения квалификации специалистов профессионального образования. Автореф. диссертации на соискание уч. степени докт. пед. наук. Санкт-Петербург. 1998. -46с.
  266. В.М. Теоретические основы проектирования образовательных стандартов (Общедидактический аспект). Автореф. диссертации на соискание уч. степени докт. пед. наук. С.-Петербург: СПбГУ. 1997.
  267. В.А. Государственная система профессионального образования: анализ, прогнозирование, организация. Автореф. диссертации на соискание уч. степени док. экон. наук. СПб, 1992. -41с.
  268. Ф.Т. Теоретические основы развития этнических знаний профессионально-педагогических работников. Автореф. диссертации на соискание уч. степени докт. пед. наук. Екатеринбург. 1999. 39 с.
  269. А.Х. Теоретические основы и методика педагогического общения в учреждении профессионального образования. Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. пед. наук. Москва. 1999. -22 с.
  270. П.С. Теоретические основы непрерывного многоуровневого образования учащихся профессиональных лицеев. Автореф. диссертации на соискание уч. степени докт. пед. наук. Москва. 1995. -26 с.
  271. Т.И. Теория и практика личностно-ориентированной подготовки будущего учителя к профессиональному самоопределению школьников. Автореф. диссертации на соискание уч. степени докт. пед. наук. Москва. 1996. 23 с.
  272. Н.Н. Педагогические основы адаптации учащихся к условиям рынка труда в процессе технологического образования. Автореф. диссертации на соискание уч. степени доктора пед. наук. Москва. 2000. 22 с.
  273. В.И. Организационно-педагогические основы развития профессионального образования в региональном многопрофильном колледже. Автореф. диссертации на соискание уч. степени канд. пед. наук. Москва. 1998. 26 с.
Заполнить форму текущей работой