Обоснование состава землеройно-транспортных комплексов с учетом измерения условий работы и возраста машин: На примере нефтедобывающего предприятия Сибири
Поскольку типоразмеры машин ЗТК действующих НП определились формированием и развитием их машинных парков, основными путями повышения эффективности работы ЗТК является рациональное его количественное комплектование транспортными средствами и оперативное управление составом ЗТК при изменении условий работы с учетом технического состояния (возраста) машин. Однако получение необходимых исходных… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОЦЕНКА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ МАШИН ЗЕМЛЕРОЙНО-ТРАНСПОРТНЫХ КОМПЛЕКСОВ
- 1. 1. Особенности эксплуатации землеройно-транспортных 8 комплексов (ЗТК) в условиях нефтегазодобывающих предприятий Западной Сибири
- 1. 2. Состояние вопроса разработки систем управления работой 15 ЗТК
- 1. 3. Оценка производительности машин ЗТК
- 1. 4. Связь производительности машин с энергоемкостью 29 разработки и транспортирования грунта
- 1. 5. Выводы по главе. Цель и задачи исследования
- Глава 2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ МАШИН ЗТК НП
- 2. 1. Состав машинного парка V ''''
- 2. 2. Изменение коэффициентов технического использования 43 машин в зависимости от их возраста
- 2. 3. Влияние срока эксплуатации машин на величины 49 коэффициентов использования их по времени
- 2. 4. Изменение производительности машин ЗТК по годам их 55 эксплуатации
- 2. 5. Выводы по главе
- Глава 3. АЛГОРИТМ, МОДЕЛИРУЮЩИЙ РАБОТУ ЗТК
- 3. 1. Исходное условие согласованной работы комплекса 62 «экскаватор-автосамосвалы»
- 3. 2. Условия согласованной работы ЗТК с учетом технического 68 состояния машинного парка
- 3. 3. Алгоритм определения необходимого количества 70 автосамосвалов
- 3. 4. Оценка технологической согласованности главных параметров экскаватора и автосамосвалов ЗТК
- 3. 5. Выводы по главе
- Глава 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА ЗТК НА ОСНОВЕ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
- 4. 1. Имитационное моделирование работы ЗТК
- 4. 2. Модель расчета производительности экскаватора
- 4. 3. Мод ель расчета производительности автосамосвала
- 4. 4. Примеры расчетов
- 4. 5. Методика расчета состава ЗТК и рекомендации по ее использованию
- 4. 6. К оценкам стоимости экскавации и транспортирования грунта при сооружении кустовых площадок НП
- 4. 7. Выводы по главе
Обоснование состава землеройно-транспортных комплексов с учетом измерения условий работы и возраста машин: На примере нефтедобывающего предприятия Сибири (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
При производстве земляных работ широкое применение находят землеройно-транспортные комплексы (ЗТК), в составе которых основными грунторазрабатывающими машинами являются одноковшовые экскаваторы, а транспортными средствами — автосамосвалы. При этом дальность транспортирования грунта может достигать значительных величин (15−50 км), а условия работы ЗТК под влиянием природно-климатических и других факторов существенно изменяться. Большие дальности транспортирования грунта приводят к значительному количеству автосамосвалов в составе ЗТК, в результате чего в стоимости земляных работ 90% и более составляют затраты на транспортирование грунта. Эффективность работы ЗТК, кроме обеспечения рационального взаимодействия транспортных средств с ведущей машиной — экскаватором во многом зависит от надежности функционирования машин, входящих в состав ЗТК. Как подтверждает практика, показатели надежности машин во многом зависят от их возраста. Указанные особенности условий работы и состав ЗТК характерны для нефтегазодобывающих предприятий (НП) Западной Сибири, где выполняются большие объемы земляных работ по отсыпке подъездных автомобильных дорог и рассредоточенных кустовых площадок из насыпного грунта для размещения буровых установок и нефтепромыслового оборудования.
Поскольку типоразмеры машин ЗТК действующих НП определились формированием и развитием их машинных парков, основными путями повышения эффективности работы ЗТК является рациональное его количественное комплектование транспортными средствами и оперативное управление составом ЗТК при изменении условий работы с учетом технического состояния (возраста) машин. Однако получение необходимых исходных данных для обоснования методики расчета состава ЗТК требуют проведения исследований влияния указанных факторов на их количественный состав и эффективность работы.
Цель исследования — обосновать методику расчета состава ЗТК с учетом возраста машин и изменения условий их работы на примере НП, а также разработать предложения по созданию системы оперативного управления работой ЗТК.
Задачи исследования:
• получить аналитические зависимости производительности машин ЗТК от их технического состояния (возраста), выраженные через временные интервалы показателей надежности и коэффициенты технического использования машин Кти;
• определить закономерности изменения величин Кти и производительности машин ЗТК в зависимости от их возраста на основе статистического анализа показателей работы ЗТК в условиях НП;
• разработать алгоритм определения состава ЗТК с учетом условий работы и возраста машин, а также разработать программное обеспечение расчетов;
• выполнить имитационное моделирование работы ЗТК с учетом изменения факторов, влияющих на состав ЗТК;
• произвести ранжирование факторов условий работы ЗТК по их значимости;
• дать методику расчета состава ЗТК и предложения по созданию системы оперативного управления работой ЗТК.
Научная новизна работы заключается :
• в оценках производительности экскаваторов, дорожно-строительных машин и автосамосвалов с учетом их технического состояния (возраста);
• в статистических зависимостях коэффициентов технического использования машин ЗТК и их производительности от сроков эксплуатации;
• в математических моделях работы ЗТК и результатах их анализа.
Практическая значимость работы заключается:
• в методике расчета состава ЗТК с учетом условий их работы и возраста машин, а также предложениях по созданию системы оперативного управления работой ЗТК;
• в программном обеспечении моделирования работы ЗТК и расчета их состава.
Реализация результатов работы.
Работа выполнялась на базе анализа производственной деятельности ДОАО «Пурнефтеспецстрой» ОАО «Роснефть-Пурнефтегаз» (г.Губкинский, ЯНАО) за период 1991;1998 г. г. Результаты работы приняты к реализации фирмой «Нова-Север» ОАО «Самарское народное предприятие» и ОАО «Роснефть-Пурнефтегаз» .
Апробация работы.
Основные положения работы докладывались и обсуждались на международной научно-технической конференции «Повышение эффективности работы колесных и гусеничных машин в суровых климатических условиях эксплуатации» (г. Тюмень, 1996 г.), на международной научно-практической конференции «Развитие транспортно-технологических систем в современных условиях» (г. Нижний Новгород, 1997 г.), на заседаниях секции механизации транспортного строительства, строительных машин и оборудования Ученого совета ОАО «ЦНИИС» (г. Москва, 1999 г.).
Публикации.
Основные положения диссертации опубликованы в 4-х печатных работах.
Объем и структура работы.
Диссертация состоит из введения, 4-х глав, основных выводов, списка литературы и приложений. Объем основного текста 157 стр. с рисунками и.
Основные результаты и выводы.
1. Эксплуатация землеройно-транспортных комплексов нефтегазодобывающих предприятий Западной Сибири происходит в сложных природно-климатических и грунтовых условиях с изменяющимися параметрами на рассредоточенных строительных объектах. Это в итоге приводит к неполной реализации конструктивно-технических возможностей машин и требует совершенствования оперативного управления работой ЗТК на базе современных компьютерных систем, что должно также повысить уровень проектирования организации и эффективность работ на новых строительных объектах.
2. Обзор существующих исследований подтверждает их актуальность в указанном направлении на основе положений теории производительности землеройно-транспортных машин и анализа влияющих на нее факторов. Некоторые из этих факторов исследованы недостаточно и требуют для их оценок проведения статистического анализа данных эксплуатации машин, входящих в ЗТК, в условиях нефтегазодобывающего предприятия. К ним относятся, например, величины коэффициентов, зависящих от временных интервалов работы, ремонта, ТО и простоевзависимости коэффициентов использования машин ЗТК от их типа и срока эксплуатации и др.
3. Проведенный анализ статистической модели эксплуатации машинного парка ЗТК в условиях НП дал следующие результаты:
— парк ЗТМ, выполняющих основные объемы земляных работ по образованию кустовых площадок под буровое оборудование, составляют одноковшовые гидравлические экскаваторы 4−5-й размерных групп и автосамосвалы грузоподъемностью 12−15 т. Срок эксплуатации машин от I до 10 лет, средний возраст 5 лет (экскаваторы) и 6 лет (автосамосвалы);
— коэффициенты технического использования машин, как и показатели их выработки, снижаются с повышением возраста техники по зависимостям (2.2),.
2.3), (2.10), (2.11), (2.12), стремясь к нулю при возрасте машин 20 лет;
— коэффициенты использования машин по времени, как в течение года, так и в течение смены, с повышением их возраста также снижаются по зависимостям (2.7), (2.8), (2.9).
В формулах перехода от технической к эксплуатационной производительности машин рекомендуется использовать выражение (1.5) для определения коэффициента Л*д с учетом коэффициента Кти.
Полученные зависимости рекомендуется использовать при математическом моделировании работы ЗТК НП.
4. Исходным условием согласованной работы машин ЗТК является равенство технических производительностей головной машины — экскаватора и обслуживающих ее автосамосвалов (3.1), из которого по функционалу (3.11) может быть определено необходимое количество автосамосвалов па с учетом грунтовых условий работы экскаватора, дорожных условий движения автосамосвалов, дальности возки грунта и квалификации машиниста экскаватора и водителей автосамосвалов.
5. С учетом возраста техники (технического состояния машины) необходимое количество автосамосвалов должно определяться по формуле (3.13) с поправкой на соотношение коэффициентов технического использования экскаватора и автосамосвалов (функционал пати)• При прочих равных условиях технико-экономическая эффективность работы ЗТК в основном определяется величиной функционала пати.
6. Расчеты показывают, что в условиях НП для одних и тех же типоразмеров экскаватора и автосамосвалов, заданных грунтовых условиях и средней дальности возки грунта 10 км необходимое количество автосамосвалов в зависимости от изменения состояния забоя экскаватора, дорожных условий движения автосамосвалов и квалификации обслуживающего машины персонала может изменяться почти в 4 раза. С учетом возраста техники эта величина может возрастать, что необходимо учитывать при планировании производства земляных работ и организации оперативного управления ими.
7. На основе системного подхода к решению задачи планирования работы ЗТК и эффективного управления ею разработаны алгоритмы вычисления функционалов Па и пати (системная модель ЗТК), рекомендуемые для расчетов и анализа на базе ПЭВМ.
8. На основе алгоритма, разработанного в главе 3, создано программное обеспечение расчетов необходимого количества автосамосвалов для работы ЗТК в различных условиях эксплуатации. Программа расчетов позволяет производить на ПЭВМ оперативные расчеты с сопоставлением вариантов. Сравнительные расчеты отдельных вариантов подтверждают существенные изменения количества автосамосвалов в зависимости от состава ЗТК и условий их применения.
9. Анализ технического согласования параметров машин ЗТК (рациональных соотношений вместимостей платформ автосамосвалов и ковшей экскаваторов) показывает, что эта величина зависит не только от типоразмера экскаватора, но и от фактора движения, т. е. дальности транспортирования грунта и времени обслуживания автосамосвала (операций загрузки).
10. Анализ имитационной модели работы ЗТК в вероятных интервалах изменения факторов дал следующие результаты.
Для производительности экскаватора наиболее значимыми факторами являются вместимость ковша, техническое состояние машины (возраст), а также время цикла и категория разрабатываемого грунта.
Для производительности автосамосвалов наиболее значимыми факторами являются дальность транспортирования грунта, уклон дороги, а также грузоподъемность, мощность двигателя и техническое состояние (возраст) машины, коэффициент сопротивления качению, объемный вес грунта.
Полученные на основе имитационного моделирования уравнения регрессии производительности экскаватора и автосамосвалов подтверждают их адекватность и дают результаты расчетов, достаточно близко совпадающие с результатами расчета по ранее разработанной программе (приложение 1).
11. Разработанные математические модели и их программное обеспечение рекомендуются в качестве основы для разработки и создания компьютерной системы планирования, организации и оперативного контроля работы ЗТК при выполнении земляных работ в условиях нефтегазодобывающего предприятия и в аналогичных условиях.
12. Анализ сравнительных стоимостей экскавации и транспортирования грунта ЗТК по производственным оценкам НП показывает, что общая стоимость единицы объема грунта замедленно возрастает по мере увеличения дальности его транспортирования, однако удельная стоимость разработки и л транспортирования 1 м грунта, отнесенная к 1 км пути транспортирования, при этом снижается.
Стоимость экскавации грунта в общей стоимости земляных работ при дальности транспортирования грунта 1−17 км составляет от 12 до 3%.
Эти данные подтверждают экономическую целесообразность совершенствования методов выбора состава ЗТК и, в первую очередь, необходимых обоснований требуемого количества автосамосвалов для обслуживания одного экскаватора.
Список литературы
- Кириллов Д. Прирост разведенных запасов сырья обгоняет производство энергоресурсов. «Финансовые известия» № 3 (237), 16 января 1996.
- Романовский В. АО «Пурнефтегаз», «Ревизор», № 2, 1996, с. 14−15.
- Ранев A.B. Одноковшовые строительные экскаваторы. «Строительные идорожные машины», 1992, № I, с.5−9.
- Домбровский Н.Г., Пократов С. А. Землеройные машины. М., Гостехиздат, 1961, с. 652.
- Домбровский Н.Г. Экскаваторы. Общие вопросы теории проектирования, исследования и применения. М., «Машиностроение», 1969.
- Волков Д.П. Динамика и прочность одноковшовых экскаваторов. М., «Машиностроение», 1965.
- Волков Д.П. Машины для земляных работ. М., «Машиностроение», 1992, 448 с.
- Анохин А.И. Дорожные машины. Основы теории и расчета. М., Дориздат, 1950.
- Артемьев К.А. Основы теории копания грунта скреперами. М. Свердловск, Машгиз, 1963.
- Алексеева Т.В., Артемьев К. А., Бромберг A.A. и др. Дорожные машины. Часть I. Машины для земляных работ (Теория и расчет). М., «Машиностроение», 1972, 468 с.
- Зеленин А.Н. Основы разрушения грунтов механическими способами. М., «Машиностроение», 1975, 376 с.
- Баловнев В.И. Дорожно-строительные машины и комплексы. М., «Машиностроение», 1988, с. 384.
- Ветров Ю.А. Машины для земляных работ. Киев, Вища школа, 1981, 384 с.
- Холодов A.M. Проектирование машин для земляных работ. Харьков, Вища школа, 1986, 272 с.
- Ульянов H.A. Теория самоходных колесных землеройно-транспортных машин. М., «Машиностроение», 1969.
- Бородачев И.П. Справочник конструктора дорожных машин. М., «Машиностроение», 1965, с.
- Федоров Д.И. Рабочие органы землеройных машин. М., «Машиностроение», 1977, 288 с.
- Федоров Д.И., Бондарович Б. А. Надежность рабочего оборудования землеройных машин. М., «Машиностроение», 1981, 280 с.
- Недорезов И.А. Повышение производительного потенциала землеройных машин на основе создания новых рабочих органов. Докторская диссертация М., ЦНИИС, 1973.
- Горячкин В.П. Собрание сочинений в семи томах. Том П Земледельческая механика. М., Сельхозгиэ, 1937.
- Крившин А.П. Повышение производительности землеройно-тран-спортных машин. М., Транспорт, 1969, 152 с.
- Кудрявцев Е.М. Основы автоматизации проектирования машин. М., «Машиностроение», 1993, 334 с.
- Никулин П.И. Теория криволинейного движения колесного двигателя. Воронеж, Издательство Воронежского университета, 1992, 212 с.
- Недорезов И.А., Курусь JI.A. Моделирующий алгоритм и программа обеспечения расчета усилий подводного резания грунтов. М., «Строительные и дорожные машины», 1991, А 6, с.21−23.
- Манаков H.A. Строительная, дорожная и специальная техника. Краткий справочник. М., ДО «Профтехника», 1996, 298 с.
- Михайлюта Г. Д. и др. Автомобили, автобусы, троллейбусы, автопогрузчики, прицепной состав серийного производства 1977 года. Номенклатурный справочник. М., 1977, 444 с.
- Недорезов И.А., Тунский В. И. Статистические оценки показателей надежности машинных комплексов. «Строительные и дорожные машины, 1997, № 8 с.32−33.
- Львовский E.H. Статистические методы построения эмпирических формул. М., Высшая школа, 1982, 224 с.
- Шарц А.З. Машины для строительства и содержания дорог и аэродромов. М., „Машиностроение“, 1985, 336 с.
- Минтрансстрой СССР. Методические рекомендации по расчетам обновления парков машин и определения эффективности новой техники в трестах транспортного строительства (под редакцией И.С.Адашева). М., 1979, 32 с.
- Гродецкий П.А. Диспетчеризация механизированных земляных работ. М., Трансжелдориздат, 1953, 112 с.
- Абдуллаев А. А. Повышение надежности парка дорожных машин на основе анализа и изменения эксплуатационного фона. Кандидатская диссертация. ТАДИ, 1988.
- Канторер С.Е. Методы обоснования эффективности применения машин в строительстве. М., Стройиздат, 1969, 488 с.
- Луцкий С.Я., Адашев И. С. Развитие и эффективность механизации транспортного строительства. М., „Транспорт“, 1988, 240 с.
- Луцкий С.Я., Смирнов B.C. Эффективность механизации транспорт ного строительства. М., „Транспорт“, 1982, 192 с.
- Bekker M.G. Introduction to Terrain-Vehcile Sistems. Part 1: The Terrain. Part II: The Vehcile, Ann Arbor The University of Michigan Press, 1969, 846 pp.
- Гоув Д., Морган В. Оптимизация системы погрузчик-самосвал. Горныйжурнал, 1995, № 12, с.9−13.
- Левин Б.Р. Справочник по надежности (перевод с английского), т.1. М., Мир, 1969, 340 с.
- Еремеев A.B. Эксплуатационная надежность строительной техники нефтегазового комплекса. М., Недра, 1991, 264 с.
- Хазов Б.Ф. Эффективность улучшения показателей ремонтно-пригодности машин. „Строительные и дорожные машины“, 1990, № 10, с.25−26.
- Еремеев A.B., Авдеев В. Т. Управление эксплуатационной надежностью трубопроводо-строительных машин на принципах адаптации. ИРЦ Газпром. Обз. инф. Серия „Транспорт и подземное хранение газа“, 1994, 72 с.
- Гоберман Л.А. Теория, конструкция и расчет строительно-дорожных машин. М., „Машиностроение“, 1979, 408 с.
- Госстрой СССР. ЕНиР. Сборник 2. Земляные работы. Выпуск I. Механизированные и ручные земляные работы. М., 1973, 192 с.
- Домбровский Н.Г. Повышение производительности одноковшовых экскаваторов. М., Стройиздат, 1951, 320 с.
- Недорезов И.А. Интенсификация рабочих процессов землеройных машин. М., МАДИ, 1979, 50 с.
- Shub.A. Zusammenhang zwischen Productkosten and Natxung der Baumaschine (Zwishengebnisse der Untersachangen an Baumaschinen). „Baumaschine und Bautechnik“ № 6, 1963.
- Недорезов И.А., Кузьменко B.B., Дианов Ф. А. Шкала удельных сопротивлений резанию и копанию грунтов. „Транпортное строительство“ № 12, i960, с.45−46.
- Мирзоян Г. С., Талалыкина О. Ю. Определение производительности малогабаритных бульдозеров. „Строительные и дорожные машины“, 1995, № 10, с.26−29.
- Талалыкина О.Ю. Оптимизация параметров бульдозерного оборудования на базе малогабаритного тягача. Кандидатская диссертация. М., МАДИ, 1996.
- Недорезов И.А. О прогнозировании эффективности землеройных машин. „Строительные и дорожные машины“, 1975, № 2, с.26−28.
- Журбин В.Г. Обоснование технических параметров машин для разработки траншей в районах Сибири и Севера. Кандидатская диссертация. КФ ВНИИстройдормаша, 1986.
- Карнаухов H.H. Приспособление строительных машин к условиям российского Севера и Сибири. М., Недра, 1994, 352 с.
- Левитанус М.И. Определение тягово-скоростных параметров колесного трактора, обеспечивающих его максимальную производительность в режиме погрузчика. Кандидатская диссертация. Челябинск, ГФ НАТИ, 1985.
- Таяновский Г. А. Транспортный агрегат на базе энергонасыщенного универсально-пропашного трактора класса 2. Кандидатская диссертация. Минск, БПИ, 1986.
- Диметов Х.Н. Повышение эффективности системы ремонта и содержания автомобильных дорог. Узбекистан, Ташкент, 1984, 200 с.
- Либин В.А. Применение экскаваторных установок на дорожно-строительных работах. Ленинград, Гострансиздат, 1933, 88с.
- Жигалов А.Т., Яркий A.A. Исследование работы автогрейдеров. В кн. „Исследование дорожных машин“, труды ВНИИстройдормаша XXYIII, М., 1962, с.22−54.
- Зеленский B.C. Строительные машины. Примеры расчетов. Стройиздат, М., 1983, 272с.
- Миропольская Н.К. Транспорт грунта от экскаваторов. Госстройиздат, М., 1958.
- Huzch В. Erhebliche Sparpotentiale Ganzheiliches Fuhrparkmanagement. „Getranko-Ind.“, №> 8, 1996, p.513−514.
- Шанько Б.Ж. Организация эффективного использования и обновление машинных парков механизированных колонн в автоматизированной системе подготовки производства. Кандидатская диссертация, Москва, ЦНИИС, 1996.
- Ишков A.M. Эксплуатация грузовых автомобилей в условиях холодного климата. Якутск, ЯГУ, 1994, 66с.
- Колегаев Р.Н. Экономическая оценка надежности машин. М., Издательство „Знание“, 1968, 42с.
- Прудовский Б.Д., Ухарский В. Б. Управление технической эксплуатацией автомобилей по нормативным показателям. М., Транспорт, 1990, 239с.
- Брауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., Наука. 1973, 267 с.
- Максиме и И. П. Имитационное моделирование на ЭВМ, М., Радио и связь, 1988,232 с.
- Гарбузов З.Е., Нарет Г. Б., Донской В. М. Новые землеройные машины для мелиоративного строительства. М., ЦНИИТЭстроймаш, 1972, 74 с.
- Керниган Б., Ритчи Д. „Язык программирования С“ М., Финансы и статистика, 1992.
- Прокофьев Б.Л., Сухарев H.H., Храмов Ю. Е. „Графические средства Turbo С и Turbo С++“ M., Финансы и статистика, 1992.
- Бочков С.О., Субботин Д. М. „Язык программирования СИ для персонального компьютера“, М., Радио и связь, 1990.
- Коломейцев В.Г. „Особенности проектирования и строительства нефтепромыслов объектов на Крайнем Севере“. М., ВНИИОЭНГ, I960, 37с.
- Кулешов A.A. „Мощные экскаваторно-автомобильные комплексы“ М., Недра, 1980,317с.
- Солодовских JI.M., Хазан В. Б., Палей Б. З., Короткова Т. Х. „Методика определения производительности карьерных грузопотоков, обслуживаемых дискретными видами транспорта“. Киев, Наукова думка, 1982, 32с.
- Кулешов A.A. „Проектирование и эксплуатация карьерного автотранспорта“. Справочник, часть I, С.-П., 1994, 203с.
- Лукомский Я.И. „Теория корреляции и ее применение к анализу производства“. М., Госстатиздат, 1961.
- Грузинов А.И. Повышение эффективности использования системы строитедьно-дорожная машина автотранспорт на линейных объектах в условиях городского строительства. Кандидатская диссертация. МГАДИ, М., 1998.
- Рубайлов A.B., Грузинов А. И., Захаров A.B., Старобинский С. Е. Компьютерная система „Организация, планирование и контроль за выполнением объемов строительно-монтажных работ“. „Механизация строительства“, № 1, 1998, с.25−29.
- Кулешов A.A. Проектирование и эксплуатация карьерного транспорта. Справочник, часть 2. С .П, 1995, 203 с.
- Кулешов A.A., Марголин И. И., Резников С. Н. Определение производительности погрузочно-гранспортных комплексов с учетом их надежности. „Горный журнал“, № 6, 1984, с. 19−21.
- Астафьев Ю.П., Полищук Г. К., Горелов Н. И. Планирование и организация погрузочно-транспортных работ на карьерах. М., Недра, 1986, 168 с.
- Жинкин Г. Н., Зеликович И. И., Роганов В. А., Шрайбер С. Б. Экономико-математические методы в железнодорожном строительстве. М., Транспорт, 1979, 258 с.
- Вельможин A.B., Гудков В. А., Миротин Л. Б. Теория транспортных процессов и систем, М., Транспорт, 1998, 148 с.
- Астафьев Ю.П., Зеленский, А .С., Горелов Н. К. и др. Компьютеры и системы управления в горном деле за рубежом. М., Недра, 1989, 284 с.
- Жинкин Г. Н., Бабич В. В. Применение математических методов в планировании железнодорожного строительства, М., Транспорт, 1973, 168 с.
- Николин В.И., Терентьев A.B., Рихтер М. Г. Справочник по коммерческой эксплуатации грузовых автомобилей. Часть I. Омск, Транспорт, 1991, 112 с.
- В.В. Налимов, H.A. Чернова „Статистические методы планирования экстремальных экспериментов“, М., Наука, 1965.
- Ю.П. Адлер, Е. В. Маркова, Ю. В. Грановский „Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий“, М., Наука, 1971.
- Недорезов И.А. Пути повышения эффективности землеройно-транспортных машин. В кн. „Повышение эффективности землеройных машин“. Материалы Второй Всероссийской конференции. Воронеж, ВГ, 1994, с.5−7.
- Тунский В.И., Кирьянчук В. Г. Оценка технологического согласования рабочих параметров машин землеройно-транспортного комплекса."Механизация строительства», 1999, № I, с.8−9.
- Л.М.Рекс. Системные исследования мелиоративных процессов и систем. Москва, Издательство «Аслан», 1995, 192 с.