Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование альтруистических отношений у подростков-школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Природа альтруистических отношений имеет двойственный характер — врожденные альтруистические задатки для своего становления в качестве альтруистических отношений личности должны выступить в единстве с формирующим воздействием воспитательной работы (включая самовоспитание). Такое формирующее воздействие может быть представлено в виде модели, включающей в себя механизмы осознания, переживания… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Категория отношения в современной психологии
    • 1. Психологический анализ категории отношения
    • 2. Альтруистические отношения как особый вид нравственных отношений
  • Глава II. Теоретические основы формирования альтруистических отношений у подростков-школьников
    • I. Общая характеристика подросткового возраста
    • 2. Проблема нравственного воспитания в возрастной и педагогической психологии. Психологическая характеристика подростка в аспекте его нравственного воспитания
    • 3. Основные механизмы формирования у подростков-школьников альтруистических отношений как особого вида нравственных отношений. Модель формирования альтруистических отношений
  • Глава III. Эмпирическое исследование формирования альтруистических отношений у подростков-школьников
    • 1. Методика проведения исследования
    • 2. Особенности функционирования модели формирования альтруистических отношений при работе с учащимися 3−6 и 7−8 классов
    • 3. Оптимальные возрастные границы преподавания курса нравственного воспитания как методики формирования альтруистических отношений
    • 4. Комплексное воздействие методик формирования альтруистических отношений на подростков с девиантным поведением
    • 5. Методика определения результатов и их интерпретация

Формирование альтруистических отношений у подростков-школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В современной педагогической психологии одной из актуальных проблем является гуманистически направленное воспитание как основа формирования гармонично развитой личности. Развитие гуманных отношений личности предполагает активное включение в эту работу учреждений образования, в том числешколы.

Тенденция к гуманизации образования, нашедшая свое отражение в Федеральном Законе «Об образовании» и в проекте Реформы образования — 1997, с одной стороны, и нарастающие негативные явления в молодежной среде, с другой стороны: рост преступности, наркои токсикомания, отсутствие социальных идеалов, духовная опустошенность — все это в своей совокупности делает разработку теории и практики гуманистически направленного воспитания подрастающего поколения насущной задачей сегодняшнего дня.

В общей системе гуманистических отношений личности одним из важнейших видов являются альтруистические отношения в силу их направленности на благо другого. Но именно этот вид отношений остается до сих пор одним из наименее изученных в психологииему посвящен лишь узкий круг работ отечественных психологов (Е.В.Субботский, О. В. Овчинникова, Е. Е. Насиновская, В.Е.Ким), хотя его важность отмечается многими. Еще менее разработана тема специального, целенаправленного формирования таких отношений у детей и подростков (конкретные методические приемы формирования альтруизма у дошкольников были предложены лишь в работах Е.В.Субботского).

В то же время психолого-педагогическое изучение механизмов формирования альтруистических отношений могло бы способствовать разрешению некоторых острых противоречий, перед которыми поставлено сегодняшнее образование — таких, как, например, противоречие между положительными нравственно-коллективистскими, гуманными идеалами, декларируемыми в качестве образца, и эгоцентрической, индивидуалистической ориентацией, которая создается у молодежи современными социально-экономическими условиями с обострившейся борьбой за выживание.

Объект исследования — гуманистические отношения подростков-школьников.

Предмет исследования — альтруистические отношения подростков-школьников, практическая методика их формирования.

Методологическую основу исследования составили: концепция природного, естественного происхождения альтруизма как важнейшего механизма эволюции человека (Ч.Дарвин, П.А.Кропоткин), концепция отношений (С.Л.Лазурский, В.Н.Мясищев), общепсихологическая теория деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев).

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе собственного подхода к формированию альтруистических отношений при помощи разработанной в рамках этого подхода специальной методики сформировать такие отношения у подростков-школьников.

Задачи, решение которых необходимо для достижения данной цели:

1. Произвести философский и психологический анализ категории отношения, определить место альтруистических отношений в целостной системе отношений личности. На основании этого анализа разработать собственный подход к формированию альтруистических отношений. Теоретически обосновать и конкретизировать новый термин — «разумный альтруизм».

2. На основании собственного подхода выявить основные механизмы формирования альтруистических отношений и построить его психолого-педагогическую модель.

3. Исходя из построенной модели разработать практические методики формирования альтруистических отношений у подростков-школьников.

4. Провести эмпирическое исследование психологических механизмов формирования альтруистических отношений у подростков-школьников при работе по разработанным методикам, выявить особенности функционирования предложенной модели в классной и внеклассной работе, а также у младших подростков, учащихся 7−8 классов и у подростков с девиантным поведением.

5. Определить и интерпретировать результаты формирующей работы.

Гипотеза исследования: при помощи специально разработанных методик воспитательной работы в школе, созданных на основании модели формирования альтруистических отношений, возможно сформировать и развить у школьников такие отношения к людям и животным (к живым существам).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые формирование альтруистических отношений выступило в качестве предмета специального психологического изучениявпервые разработана психолого-педагогическая модель формирования таких отношений.

Практическая значимость работы состоит в том, что на основе этой модели созданы практические методики формирования альтруистических отношений у подростков-школьников, предназначенные для практики педагогов и школьных психологовметодики апробированы, их эффективность доказана.

Положения, выносимые на защиту:

1. Природа альтруистических отношений имеет двойственный характер: они формируются на основе «внутреннего» механизмаврожденных альтруистических задатков индивида — и «внешних» механизмов формирующего воздействия (воспитания и самовоспитания).

2. Собственный подход к формированию альтруистических отношений, разработанный с учетом их двойственной природы и предполагающий комплекс воспитательных мероприятий, включенных в более широкий контекст нравственного воспитания.

3. Разумный альтруизм есть наиболее адекватный воспитательным целям термин, обозначающее такое альтруистическое отношение, которое: 1) целесообразно- 2) не усиливает эгоизм окружающих- 3) переживается человеком как самореализация, самоактуализация (по А. Маслоу).

4. Созданная на основе собственного подхода психолого-педагогическая модель формирования альтруистических отношений, включающая в себя пять основных механизмов — осознание, переживание (сопереживание), индивидуальное и коллективное практические действия и практическую альтруистическую деятельность.

5. Разработанные на основе этой модели методики классной и внеклассной работы, представленные семью основными направлениями (сочувствие и пониманиебескорыстиесамоотверженностьслужение Родинеуправляющие альтруистическим поведением нравственные качестванравственные взаимоотношения на основе альтруизмагуманное отношение к животным).

Апробация работы. Материалы исследования докладывались на заседании сектора «Гуманизация образования» Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов (Москва, 1999), на секции «Работа с подростками» Московской конференции школьных психологов при Психологическом институте РАО (Москва, 1997), на Первом съезде практических психологов учреждений образования (Москва, 1995).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографииобщий объем диссертации составляет 153 машинописные страницыбиблиография включает в себя 202 наименования, из них 8 на иностранных языках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В проведенном исследовании в результате теоретического анализа разработан новый подход к формированию альтруистических отношений, учитывающий двойственную — внутреннюю и внешнюю природу последних. В рамках этого подхода создана психолого-педагогическая модель. Нашедшая свою практическую реализацию в конкретных средствах формирования таких отношений у подростков-школьников. При этом в качестве наиболее адекватного воспитательным целям понятия предложено понятие разумный альтруизм.

В результате внедрения созданных средств в практику воспитательной работы одной из общеобразовательных школ г. Москвы были выявлены следующие основные закономерности: 1) средства эффективны для учащихся-подросков- 2) имеется прямая зависимость между длительностью их применения и степенью выраженности результата- 3) наиболее эффективно комплексное применение средств классной и внеклассной работы, дополненное альтруистически ориентированным воспитанием на уроках литературы и истории- 4) использование комплекса средств позволяет сформировать альтруистическую ориентацию у подростков с девиантным поведением, при этом отмечается коррекция асоциальных установок и социальная адаптация «трудных» подростков.

Эффективность психолого-педагогической модели и созданных на ее основе воспитательных средств подтверждается результатами психологической диагностики альтруистических установок личности, а также данными наблюдения за поведением учащихся и бесед со школьниками, их родителями и педагогами. Все это позволяет сформулировать следующие выводы:

Природа альтруистических отношений имеет двойственный характер — врожденные альтруистические задатки для своего становления в качестве альтруистических отношений личности должны выступить в единстве с формирующим воздействием воспитательной работы (включая самовоспитание). Такое формирующее воздействие может быть представлено в виде модели, включающей в себя механизмы осознания, переживания (сопереживания), индивидуальное и коллективное практические действия и практическую альтруистическую деятельность. Разработанный подход к формированию альтруистических отношений предполагает включение формирующего воздействия в общий контекст нравственного воспитания подрастающего поколения.

Предложенный на основании философско-психологического анализа литературы по проблемам альтруизма термин «разумный альтруизм» отвечает требованиям оптимистического, жизнестойкого, способствующего самоактуализации человека воспитания альтруизма и гуманистической ориентации молодежи. Будучи противопоставленным растущей в последние годы индивидуалистической и эгоцентрической личностной ориентации, разумный альтруизм в качестве одной из целей воспитательной работы школы может способствовать преодолению ряда наметившихся в молодежной среде негативных явлений.

Подростковый возраст является сензитивным для нравственного и, в частности, альтруистически ориентированного воспитанияэто положение распространяется и на подростков с девиантным поведением.

Средства, созданные на основе предложенной модели формирования альтруистических отношений, достаточно эффективны для подросткового возраста, включая работу с «трудными» подростками. Применение комплекса таких средств в классной и внеклассной работе ведет к оптимизации результата.

Существуют некоторые различия в функционировании предложенной модели при работе с учащимися 5−6 и 7−8 классов, что требует подбора адекватных возрастным особенностям форм воспитательного воздействия. Эти различия учтены в созданных и апробированных средствах.

Созданные средства могут найти применение в воспитательной практике педагогов и школьных психологов, включая коррекцию аномального личностного развития «трудных» школьников.

Таким образом, проведенное теоретическое и эмпирическое исследование показывает, что, вопреки нарастающим в последние годы в молодежной среде негативным явлениям, современная школа имеет реальные возможности гуманистически и альтруистически оказывается возможным посредством использования психолого-педагогической модели, включающей в себя пять основных механизмов: осознание, переживание (сопереживание), индивидуальное и коллективное практические действия и практическую альтруистическую деятельность. Такое воспитание отражает общественные запросы, воплотившиеся в постановке проблемы гуманизации образования.

Дальнейшая разработка проблем настоящего исследования предполагает решение психолого-педагогических вопросов формирования альтруистических отношений у детей, юношества и людей зрелого возраста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.Х. Воспитание у старших дошкольников эмоционально положительного отношения к сверстникам / Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. — Ташкент, 1991. — 18с.
  2. А.С. Понимание чести школьниками и честь как мотив их поведения / Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. М., 1953. — 16 с.
  3. Альтруизм // Философский энциклопедический словарь. М.: Советская Энциклопедия, 1983. С. 21.
  4. .Г. Избр. психол. труды. В 2-х т. Т. 2. М.: «Педагогика», 1980. — 413 с.
  5. .Г. Проблемы формирования характера. Л.: изд-во ЛГУ, 1949. — 201 с.
  6. .Г. О проблеме современного человекознания. М.: «Наука», 1977. — 380 с.
  7. .Г. Человек как предмет познания. Л.: изд-во ЛГУ, 1968. 338 с.
  8. Аристотель. Соч. В 4-х т. Т. 2. М.: «Мысль», 1978. — 495 с.
  9. Аристотель. Соч. В 4-х т. Т. 3. М.: «Мысль», 1981. — 505 с.
  10. А.С. Научное образование и нравственное воспитание // В кн.: Психологические проблемы нравственного воспитания детей / Под ред. Ф. Т. Михайлова и др. М.: «Педагогика», 1977. — С. 30−58.
  11. Jl.И. Изучение личности школьника и проблемы воспитания // В кн.: Психологическая наука в СССР. Т.2. М.: «Наука», 1960. — С. 190−227.
  12. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: «Наука», 1968. — 468 с.
  13. Л.И. Отношение к учителю как психологическая проблема / / Известия АПН РСФСР. Вып. 36. — 1951. — С. 2534.
  14. Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1976. — № 6. -С. 14−27.
  15. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М.: «Педагогика», 1967.- 278 с.
  16. М.В. Формирование отзывчивого отношения к сверстникам у детей 4-го года жизни / / Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 1989. — 16 с.
  17. Л.С. Собр. соч. Т.4. М.: «Педагогика», 1984. -381 с.
  18. Л.С. Собр. соч. Т.6. М.: «Педагогика». — 1984. -397 с.
  19. Л.С. Педология подростка. М.: «Работник просвещения», 1929. — 172 с.
  20. Л.С. Педагогическая психология. Краткий курс. М.: «Работник просвещения», 1926. 350 с.
  21. А.И. Влияние социальных установок учителя на межличностные отношения участников педагогического взаимодействия / / Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 1995. — 23 с.
  22. К.В. Теория и методика воспитания у школьников гуманного отношения к людям / / Автореф. дис. на соиск. уч. ст. докт. пед. наук. Л., 1989. — 36 с.
  23. К.В. Воспитание человечности. Минск: «Народная асвета», 1985. — 182 с.
  24. П.Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. — 56 с.
  25. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // В кн.: Исследования мышления в советской психологии / Под ред. Е. В. Шороховой -М.: «Наука», 1966. С. 236−277.
  26. В.Г. Этика и формирование нравственности. М.: Знание, 1978. — 64 с.
  27. В.И. Практическая психотерапия или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. Спб.: АО «Сфера», 1994. 159 с.
  28. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики. М.: «Мысль», 1975. — 321 с.
  29. А.А. Введение в этику. М.: изд-во МГУ, 1985. -208 с.
  30. А.А. Золотое правило нравственности. М.: «молодая гвардия», 1988. — 271 с.
  31. А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: «Мысль», 1987. — 589 с.
  32. В.В. Возрастные аспекты развития всесторонней и гармонической личности // В кн.: Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М.: «Педагогика», 1980. — С.3−14.
  33. В.В., Маркова А. К., Эльконин Д. Б. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста / / В кн.: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В. В. Давыдожа. М.: «Педагогика», 1978. — С. 180−205.
  34. В.В., Зипчёнко В. П., Талызина Н. Ф. Проблема деятельности в работах А.Н.Леонтьева / / Вопросы психологии. -1982. № 4. — С.61−66.
  35. Ч. Соч. Т. 5. М.: изд-во АПН СССР. 1953. 658 с.
  36. Т.В., Эльконин Д. Б. Некоторые психологические особенности личности подростка // Советская педагогика. 1965 — N° 6.
  37. О.Г. Понятие морали. М.: «Наука», 1974. — 338 с.
  38. О.Г. Проблемы нравственности. М.: «Наука», 1977. — 334 с.
  39. И.Д. Психологические особенности личностной направленности подростка и возможности ее коррекции / / Дис. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. М., 1994. — 219 с.
  40. А.В. Игра и развитие ребенка ,/ / В кн.: Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усова. М.: «Педагогика», 1966. — С.5−10.
  41. Л. А. Психологические особенности развития у подростков объективного отношения к себе как компонента нравственного воспитания / Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. М., 1989. — 24 с.
  42. И.А. Личностно-деятельный подход в обучении русскому языку как иностранному // Русский язык за рубежом. 1985. -№ 5.
  43. И.А., Боденко Б. Н., Морозова Н. А. Воспитание -проблема современного образования в России (состояние, пути решения). М., 1998.
  44. И.А. Педагогическая психология. Изд. 2-е. М.: «Логос», 1999. — 383 с.
  45. И.А. Элементарный курс педагогической психологии. -М., 1992. 110 с.
  46. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки русской психологии. М.: Тривола, 1994.
  47. М.К. Педагогические условия воспитания у детей старшего дошкольного возраста заботливого отношения к животным // Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 1990. -18 с.
  48. В.Г. Основные положения теории интереса в свете проблемы отношений человека // Ученые записки ЛГУ. 1956. -№ 214.
  49. И.П. Структура целостной системы воспитания. Ростов н/Д., 1997. — 4 с.
  50. И.П. Как стать буддой? Л.: Ленинздат, 1991. — 108 с.
  51. Э.В. Гуманизм и наука // В кн.: Наука и нравственность. М.: Политиздат, 1971. — 1971. — С. 405−439.
  52. История философии / под ред. Г. Ф. Александрова, Б, Э. Быховского, М. Б. Митина, П. Ф. Юдина. В 7-ми т.Т.2. М.: Политиздат, 1941. — 472 с.
  53. И. Соч. В. 6-и т. Т.4.Ч.1.- М.: «Мысль», 1965.- 390 с.
  54. С.Н., Петрушина Л. Г. Значение сюжетно-ролевой игры для становления нравственного поведения / / Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1981. № 3. — С. 22−30.
  55. Ким В. Е. Диагностика альтруистических установок личности / Автореф. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. М., 1984. — 19 с.
  56. Ким В.Е., Насиновская Е. Е., Овчинникова О. В. О диагностике альтруистических установок личности / / Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1983. № 2. — С. 27−37.
  57. Ким В.Е., Насиновская Е. Е., Овчинникова О. В. К вопросу о диагностике альтруистических установок у старших школьников //В кн.: Семья и личность. М., 1981. — С. 127−128.
  58. А.Г. Воспитание нравственных чувств у школьников. -Л.: Ленинздат, 1961. 41 с.
  59. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. В 2-х т. Т.1. Характер. Л., изд-во ЛГУ, 1957. — 497 с.
  60. Ким В. Е. Диагностика альтруистических установок личности / Автореф. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. — М., 1984. 19 с.
  61. Ким В.Е., Насиновская Е. Е, Овчинникова О. В. О диагностике альтруистических установок личности // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1983. № 2. — С. 27−36.
  62. Ким В.Е., Насиновская Е. Е., Овчинникова О. В. К вопросу о диагностике альтруистических установок у старших школьников //В кн.: Семья и личность. М., 1981. — С. 127−128.
  63. С.Н., Петрушина Л. Г. Значение сюжетно-ролевой игры для становления нравственного поведения / / Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1981. № 3. — С. 22−30.
  64. А.Г. Воспитание нравственных чувств у школьников. -Л.: Ленинздат, 1961. 41 с.
  65. А.Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. В 2-х т. Т. 1. Характер. Л., изд-во ЛГУ, 1957. — 497 с.
  66. А.Г., Бодалев А. А. Психология и педагогика самовоспитания. Л.: изд-во ЛГУ, 1958. — 105 с.
  67. А.Г. Психология личности. Изд. 2-е. — JI.: изд-во ЛГУ, 1965. 324 с.
  68. А.Г. Проблема воли в свете психологических отношений // Ученые записки ЛГУ, 1956. — № 214.
  69. А.Г. Характер и закономерности его формирования. -Л.: изд-во ЛГУ, 1954. 202 с.
  70. В. Религия человекобожия у Фейербаха и Конта. -Сергиев Посад, 1913. 49 с.
  71. Т.Е. Современные проблемы нравственного воспитания школьников / / В кн." Нра вственное формирование личности школьника / Под ред. Т. Е. Конниковой и др. Л.: Лениздат, 1975. С.4−20.
  72. О. Дух позитивной философии (Слово о положительном мышлении). Спб., 1910. — 80 с.
  73. Концепция воспитания в непрерывном образовании (в системе общего и профессионального образования России). Проект. М., 1997. — 16 с.
  74. Н.А. Эмоционально-нравственные основы развития личности / Автореф. дис. на соиск. уч. ст. докт. психол. наук. -М., 1995. 55 с.
  75. Н.А. Эмоциональные механизмы нравственного формирования личности / Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. Новосибирск, 1992. — 28 с.
  76. М.И. Нравственно-волевое развитие личности и психологические вопросы самовоспитания // В кн.: Проблемыпсихологии воли. Материалы четвертой научной конференции. -Рязань, 1974. С. 14−16.
  77. Формирование нравственных убеждений у старших школьников.- М.: Учпедгиз, 1960. 59 с.
  78. П.А. Взаимная помощь как механизм эволюции. -Спб., 1907. 351 с.
  79. П.А. Этика. М.: Политиздат, 1991. — 496 с.
  80. В.А. Характеристика некоторых моральных понятий у старших школьников / Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. М., 1953. — 23 с.
  81. П.К. Православие и гуманизм. М.: изд-во АОН, 1962.- 167 с.
  82. А.Ф. Классификация личностей / Под ред. М. Л. Басова, В. Н. Мясинцева. Г1б.- Госиздательство, 1921. — 401 с.
  83. А.Ф. Психология общая и экспериментальная. Изд. исправл. Л.: Госиздательство, 1925. — 209 с.
  84. Г. В. Соч. В 4-х т. Т.2.- М.: «Мысль», 1983. 457 с.
  85. Н.С. Умственные способности и возраст.- М.: «Педагогика», 1971. 279 с.
  86. А.Н. Актуальные проблемы развития психики ребенка // Известия АПН РСФСР. Вып. 14, 1948. — С. 3−9.
  87. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  88. А.Н. Избр. психол. произведения. В 2-х т. М.: «Педагогика», 1983.
  89. А.Н. К теории развития психики ребенка / / Советская педагогика. 1945. — № 4. — С. 34−44.
  90. А.Н. Природа и формирование психических свойств и процессов человека / / Вопросы психр4ологии. 1955. — № 1. -С. 29−35.
  91. А.Н. Проблемы развития психики. Изд. 4-е. М.: изд. МГУ, 1981.- 584 с.
  92. А.Н. Психология и педагогика / / Советская педагогика. 1937. — № 2. — С. 54−67.
  93. А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Известия АПН РСФСР. Вып.7. — 1946. — С. 3−40.
  94. А.Е. Подростковая психиатрия. Изд. 2-е. Л.: «Медицина». Ленинградское отделение.- 1985.-416 с.
  95. Дж. Соч. В 3-х т. Т.1.-М.: «Мысль», 1985. 389 с.
  96. Д.В. Диагностика отношения младших подростков к другим людям как показатель развития личности (в контексте работы детского практического психолога) / Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. М., 1990. — 19 с.
  97. А.С. Избр. пед. соч. Изд. 6-е. Кн.4, — М.: Учпедгиз, 1949. 219 с.
  98. А.С. Педагогические сочинения в 8-ми т. М.: изд. АПН РСФСР, 1983−1986.
  99. А.С. Соч. Т.5. М.: «Педагогика», 1951.- 287 с.
  100. A.Jl. Роль нравственного убеждения в формировании дисциплинированности советских подростков / Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 1953. — 15 с.
  101. . Басня о пчелах. М.: «Мысль», 1974. — 376 с.
  102. К., Энгельс Ф. Соч. Т. З- Т.23.
  103. Ю.К. Пути буржуазной философии XX века. — М.: «Мысль», 1983. 247 с.
  104. Г. А. Принцип альтруизма в истории нравственности / Дис. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. М., 1988. — 118 с.
  105. Н.Н. Особенности эмоционального отношения умственно отсталых подростков к окружающим людям / Автореф. дис. на соик. уч. ст. канд пед. наук, — М., 1995.- 18 с.
  106. B.C. Детская психология. М.: «Педагогика», 1985.542 с.
  107. В.Н. Личность и неврозы. Л.: изд. ЛГУ, 1960. -426 с.
  108. В.Н. О значении психологии для медицины / / Вопросы психологии. 1956. — № 3. — С. 46−55.
  109. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // В сб.: Психологическая наука в СССР. В 2-х т. Т.2. — М.: изд. АПН РСФСР, 1960. — С. 110−125.
  110. В.Н. Проблема отношений в психологии индивидуальных различий // В кн.: Проблемы психологии / Под ред. Б. Г. Ананьева. Л.: изд. ЛГУ, 1948. — С. 179−186.
  111. В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии / / Вопросы психологии. 1957. — № 4. — С. 127−140.
  112. В.Н. Проблемы психологии человека в свете учения И.П.Павлова об отношении организма к среде // Ученые записки ЛГУ. 1953. — № 147. — С. 135−149.
  113. В.Н. Психика аномалийного ребенка // Труды института по изучению мозга. Вып. YI. — 1936. — С. 212−236.
  114. В.Н. Психические функции и отношения / / Ученые записки ЛГУ. 1949 — № 119. — С. 86−109.
  115. В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности // В кн.: Доклады на совещании по психологии. М., 1954. — С. 78−97.
  116. И. С. Давид Юм. М.: «Мысль». — 1973. — 180 с.
  117. И.С. Эстетика Давида Юма и Адама Смита // В кн.: Френсис Хатчесон. Давид Юм. Адам Смит. Эстетика. М.: «Искусство», 1973. — 479 с.
  118. Е.Е. Исследование мотивации личности с помощью гипноза / Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. -М., 1984. 20 с.
  119. Т.А., Серебрякова P.O. В.Н. Мясищев и медицинская психология / / Вопросы психологии. 1983. — № 1. ~ С. 82−86.
  120. Ф. Избранные произведения. М.: «Просвещение», 1993. — 573 с.
  121. Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М.: «Роспедагенство», 1996, — 372 с.
  122. Л.Э. Акмеологическая концепция нравственного становления личности / Автореф. дис. на соиск. уч. ст. докт. психол. наук. М., 1992. — 61 с.
  123. Е. Социология Г.Спенсера. М.: РИЦ ИСГ1И РАН, 1995. — 28 с.
  124. А.В. Еще раз об устойчивости личности, независимости и конформности / / Вопросы психологии. 1975.-№ 2, — С. 58 — 67.
  125. А.В. Вопросы истории и теории психологии. Избранные труды. М.: «Педагогика», 1984. — 271 с.
  126. М.М. Гуманизм. Опыт философско-этического и социологического исследования проблемы. М.: Мысль, 1964. -335 с.
  127. А.С. Общепсихологическая теория установки / / В сб.: Психологическая наука в СССР. В 2-х т. М.: изд. АПН РСФСР, 1960. — С. 126−143.
  128. Психология. Учебное пособие для педагогических институтов / Под ред. А. Г. Ковалева, А. А. Степанова, С. Н. Шабалина. М.: «Просвещение», 1966. — 452 с.
  129. Д.И. К вопросу генезиса и специфики мыслительного процесса / / В сб.: Психологические исследования. Тбилиси: изд. «Мецниереба», 1966. — С. 144−156.
  130. С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. — 498 с.
  131. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1940. — 596 с.
  132. С.Я. О воспитании привычек у детей. М.: Изд. Ип-та практической психологии. — 1996. — 41 с.
  133. Т.В. Особенности осознания моральных свойств личности школьниками разного возраста / / Вопросы психологии. 1956. — № 4. — С. 34−36.
  134. М., Уилсон Э. Р. Дарвинизм и этика / / Вопросы философии 1987. № 1. — С. 94−108.
  135. В.И. Воспитание воли у школьников. М.: «Просвещение», 1949. — 79 с.
  136. Г. Стресс без дистресса. Рига: «Виеда», 1992. — 109 с.
  137. JI.A. Психологические предпосылки проявления коллективистских качеств подростка. / Дис. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. М., 1990.- 179 с.
  138. А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. М., Политиздат, 1992. 351 с.
  139. Словарь по этике. Изд. 4-е. М.: Политиздат, 1981. — 431 с.
  140. Соловьев В. С, Собр. Соч. Т. 9. Спб., 1913. — 402 с.
  141. B.C. Соч. В 2-х т. Т. 1. М. 1988. — 398 с.
  142. Л.Ю. Развитие категориальной структуры нравственного сознания дошкольников. Спб., 1995. — 88 с.
  143. А.Г. Основы философии. Учебное пособие. М.: «Мысль», 1988. — 287 с.
  144. Н.Г. Психологический анализ взаимосвязи самоотношения учителя и его отношения к ученику / Дис. на соиск. уч.ст. кнад. психол. наук.- М., 1997.- 167 с.
  145. Е.Б. Жизненные отношения личности: методологические и методические модели / Автореф. дис. на соиск. уч. ст. докт. психол. наук. Киев, 1992. — 41 с.
  146. Е.В. О пристрастности детского суждения / / Вопросы психологии. 1978.- № 2.- С.81−90.
  147. Е.В. Формирование морального поведения у дошкольников в условиях психолого-педагогического эксперимента // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1981. — № 2. -С. 56−65.
  148. Е.В. Формирование элементов альтруистического поведения у дошкольников // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1979. — № 2. — С. 36−47.
  149. А.А. Совесть,— М.: «Московский рабочий», 1985, — 179 с.
  150. .М. Психсрогия. М.: «Педагогика», 1951. — 451 с.
  151. Л.А. Альтруизм и христианская любовь. М., 1915.- 64 с.
  152. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки.- Тбилиси: изд. АН Груз. ССР, 1961. 210 с.
  153. Н.Ф. Философия общего дела. В 2-х т. Т.2. Спб., 1913. — 278 с.
  154. Н.С. Утопический социализм идеологов революционного народничества. М.:Изд-во Моск. ун-та, 1984. -200 с.
  155. Д.И. Особенности развития деятельности ребенка в онтогенезе / / Вопросы психологии. 1981.- № 6.- С.36−46.
  156. Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростка. Мю: «Педагогика». 1982. -213 с.
  157. Д.И. Психологические основы организации общественно полезной деятельности подростка / / Вопросы психологии 1974.- № 6, — С.36−45.
  158. Д.И. Психология становления личности.-М.: Международная педагогическая академия, 1992.- 189 с.
  159. Философия. Учебное пособие / Под ред. В. Н. Лавриненко. -М.: Юристъ 1996. 511 с.
  160. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова, изд. 4-е. -М.:Политиздат, 1981. 446 с.
  161. Философский энциклопедический словарь. Изд. 2-е М.: «Советская энциклопедия», 1983. 815 с.
  162. Н.Э. Особенности развития моральных суждений у младших школьников и подростков / / Советская педагогика. -1978.- № 3, — С.81−88.
  163. О.Е. Воспитание у умственно отсталых школьников нравственного отношения к окружающим / Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 1991. — 16 с.
  164. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. Изд. 2-е.- М.: «Наука», 1991.- 455 с.
  165. Э. Иметь или быть? Изд. 2-е, дополн. М.: «Прогресс», 1990. — 331 с.
  166. Френсис Хатчесон. Давид Юм. Адам Смит. Эстетика. М.: «Искусство», 1973. — 479 с.
  167. Ф. Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели. В двух трактатах // В кн.:Хатчесон Ф. Эстетика.- М.: «Искусство», 1973. 456 с.
  168. М.А. Воспитание уважения и заботливого отношения к родителям в младших школьниках / Автореф. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Тбилиси, 1990. — 25 с.
  169. Н.Г. Полн. Собр. Соч. в 12 т. Т. 11. М.: «Просвещение», 1973. — 268 с.
  170. О.М. Психологические условия и возможности развития нравственного поведения ребенка на различных стадиях подросткового возраста / / Дис. на соиск. уч.ст. канд. психол. наук.-М., 1996.- 135 с.
  171. В.Э. Нравственная устойчивость личности. Психологическое исследование. М.: «Педагогика», 1981.-187 с.
  172. Чхартишвили Ш. 11. Проблема воли в психологии // В кн.:Психологические исследования / Под ред. А. С. Прангишвили.- Тбилиси: изд. «Мицниереба», 1966. С. 178−189.
  173. К.А. проблемы нравственного воспитания. М.: Знание, 1988. — 64 с.
  174. К.А. Современная буржуазная этика: иллюзии и реальность. М.: «Мысль», 1983. — 215 с.
  175. Ф. Соч. В 2-х т. Т. 2. М.: «Мысль», 1989.- 265 с.
  176. В.Н. Иллюзия добра: Моральные ценности и религиозная вера. М.: Политиздат, 1982. — 287 с.
  177. Л., Де Соссюр Р. Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда. М.: «Прогресс», 1991. — 288 с.
  178. Э. Эстетические опыты. М.: «Искусство», 1975. -543 с.
  179. А.Ф. Человеческая природа и нравственность: Историко-критический очерк. М.: «Мысль», 1979. — 268 с.
  180. Е.Э. Индивидуальный подход в процессе воспитания у детей. Гуманного отношения к сверствникам / / Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 1992, — 16 с.
  181. А.Л. К вопросу о воспитании коллективизма у старших школьников // Известия АПН РСФСР. Вып.26. — 1950. — С. 45−49.
  182. Д.Б. Некоторые итоги изучения психического развития детей дошкольного возраста // В кн.: Психологическая наук в СССР. В 2-х т. Т.2. М.: изд. АПН РСФСР, 1960. — С. 228−285.
  183. Д.Б. К проблеме периодизации развития в детском возрасте // Вопрсы психологии. 1971. — № 4. — С. 6−20.
  184. Д.В. Детская психология. М.: «Просвещение», 1960.- 496 с.
  185. В.П. Родословная альтруизма. Этика с позиций эволюционной генетики / / Новый мир. 1971. — № 10. — С. 190 210.
  186. Юм Д. Сокращенное изложение «Трактата о человеческой природе». В кн.: Антология мировой философии. В 4-х т. Т.2. М.: «Мысль», 1970. — С.502−601.
  187. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения.- М.: «Педагогика», 1969. 301 с.
  188. С.Г. Анализ психологических механизмов регуляции этического поведения дошкольников / / Вопросы психологии.-1979, — № 1.- С.38−48.
  189. С.Г., Щур В.Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм // В кн.: Психологические проблемы нравственного воспитания детей.- М.: «Педагогика», 1977.- с.59−108.
  190. С.Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения / / В кн.: Психология формирования и развития личности. М.: «Наука», 1981. — С. 320 337.
  191. А.И. Альтруистическая мораль и ее индивидуалистическое обоснование. Юрьев, 1914. — 54 с.
  192. Adler A. Superiority and the Social Interest. Evanston III, Northwestern University Press, — 1970. — 265 p.
  193. Eysenk H. The Development of Moral Values in Children: the Contribution of Learning" Theory // The G. Britain Journ. of Educ. Psychol. 1960. — V.30. — N 1. — P. 11−21.
  194. Kohlberg L. Essay on moral Development. Vol. II The. Psychology of Moral Development. The Nature and Validity of Moral Stag’es. -Happer & Row, San Francisco, 1976.
  195. Le Gall A. Caracterologie des enfants et des adolescents. Paris.: Press univeritaires de France, 1969. — 480 p.
  196. Maslow A.H. Motivation and Personality. New York, 1950. -602 p.
  197. Mounier E. Traite du caractere. Anthologie. Paris.: Edition du Seuil, 1974. — 383 p.
  198. Piaget J. Les relation entre Offectivite et L Intelligence dans le Development Mental de 1'Enfant. Paris, — 1957. — 705 p.
  199. Rogers C.R. Empatic: an unappreciated way of being. The Counseling Psychologist, 1975. — V.5. — № 2. — P.2 — 10
Заполнить форму текущей работой