Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Знчимость категорий части и целого в анализе современных социальных процессов (на примере глобальных вызовов Таджикистану)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вызов Таджикистану бросают острые процессы и проблемы исламского мира, но только движение своим путем по пути развития свободы совести дает стране демократию в области религиозной и других форм духовной жизни. Таджикский путь решения религиозно-политических вопросов отличает его от других стран Центральной Азии, приводит страну к дальнейшему сближению с миром ислама, но одновременно укрепляет… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы применения категории часть и целого в социальной философии
    • 1. Категории часть и целого и их методологическое значение в социальной философии
    • 2. Диалектика категории часть и целого в познании таджикского этноса
  • Глава 2. Часть и целое в аспекте изучения глобальных вызовов независимого Таджикистана. Глобализация, евразийство и исламский мир
    • 1. Глобализация, евразийство и Таджикистан в контексте взаимоотношения части и целого
    • 2. Исламский мир, секуляризм и Таджикистан: часть и целое
  • Глава 3. Проявление категории часть и целого во взаимодействии Республики Таджикистан с современными глобальными процессами: западная и восточная альтернативы
    • 1. Таджикистан и мировая демократия, западная альтернатива сквозь призму категории часть и целого
    • 2. Применение категории часть и целого в анализе восточной альтернативы геополитики, Таджикистан, СНГ и ШОС

Знчимость категорий части и целого в анализе современных социальных процессов (на примере глобальных вызовов Таджикистану) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Современное социально-философское знание переживает непростое время поиска замены ранее привычных стереотипов анализа общественных явлений. Непререкаемая ранее матрица рассмотрения любого явления сквозь призму единственного доминирующего учения подвергается переосмыслению, что порождает потребность в разработке синтезирующего знания о социальной действительности.

В социальной философии диалектика части и целого актуальна как проблема взаимодействия общества и личности, через анализ которых выдвигаются и обосновываются особенности становления социальных отношений и институтов. Решение этой проблемы осуществляется исходя из общей диалектики целого и части: общество и личность — начала соотносительные, но не совпадающие, одно не может быть сведено к другому.

Избранная тема актуальна, так как выявляет, с этой точки зрения, современные аспекты развития Таджикистана в контексте поиска ответов на вызовы современности. Проблема диалектики части и целого раскрывает совершенно неожиданные стороны развития независимого Таджикистана, показывает значение категорий части и целого в аспекте развития таджиков как этноса (народа, нации), их государственности, истории. Проблема эта необыкновенно обширная и она наряду с вышеуказанных проблем охватывает также вопросы, касающиеся анализа соотношения Таджикистана и глобальных вызовов со стороны глобализации и евразийства, исламского мира, мира демократии, а также ШОС, как восточной альтернативы. Она может быть дополнена изучением части и целого в аспекте соотношения регионализма и общенационального, личности и общества, политических партий и сил, государства и так далее.

В настоящем исследовании сделана попытка осмыслить социально-философский аспект приложения понятий части и целого, показать их диалектику. При этом в нашу задачу не входит историческое рассмотрение эволюции учений и взглядов на проблему соотношения категории часть и целого, что может быть предметом чрезвычайно большой и отдельной работы ряда авторов. В работе был сделан акцент не только на социальном аспекте проблемы части и целого, но уделялось внимание и онтологическому срезу проблемы, без которого не было бы достаточным вступление в собственный анализ вопроса о диалектике части и целого в развитии независимого Таджикистана.

Цели данного исследования заключены в том, что в нем автор пытается показать методологическое значение категорий в диалектике их соотношения. Это чрезвычайно актуально в связи с развитием современной науки, прежде всего, в русле изучения разграничения данной проблемы с проблемой соотношения системы и элементов. При этом диалектика их открывается перед нами как нейтральность понятий части и целого, содержание которых становится конкретным в контексте того или иного аспекта реальности. Это становится явным в аспекте глобальных вызовов Таджикистана со стороны цивилизаций, рассматриваемых как целостности, несмотря на их противоречивость. Отсюда актуальным является тезис о том, что эти категории получают завершенность в аспекте соотношения с целостностямиглобализацией, евразийством, миром ислама, мировой демократией, СНГ и ШОС. Методологическая незавершенность категорий части и целого подводят к конкретной завершенности в разнообразии, что по сути своей, чрезвычайно актуально и имеет практическое значение.

Противоречивость подходов к изучению общества, когда исследователь исходит то из приоритета целого над частью, или приоритета части над целым, не является абстрактной и умозрительной. Выявление этой противоречивости актуально для понимания конкретной реальности, понять которую можно только исходя из противоречащих подходов: целое это сумма всех частей, целое это нечто больше, чем сумма всех частей, часть зависит от целого или целое зависит от состояния частей и так далее.

Степень разработанности проблемы. Если изучению проблемы диалектики части и целого посвящались многие исследования, то рассмотрение ее в аспекте развития независимого Таджикистана предпринимается впервые.

Касаясь проблемы диалектики части и целого в социально-историческом и онтологическом аспектах, надо отметить, что проблема изучалась издревле в работах Платона, Аристотеля, Ибн Сины, Гегеля и других мыслителей.

По проблеме часть и целого, а также системного подхода в советский период значительные достижения в философском их осмыслении имеют работы Блауберга И. В., Юдина Э. Г., Гейзенберга В., Дэн Сяопина, Кагана М. С., Конкина М. И., Конрада Н. И., Лосева А., Макарова М. Г., Сагатовского В. Н., Асмуса В. Ф. и многих других.

Многие исследователи, кроме авторов, которые прямо ставят проблему соотношения части и целого, рассматривают ее в контексте других проблем. К ним относятся многие работы 90-х и последующих годов, последнего л десятилетия. Исследования, связанные с вопросами нации и этноса были.

1 Проблема подробно рассматривается у следующих авторов: Блауберг И. В., Юдин Э. Г., Гейзснберг В., Дэн Сяопин, Каган М. С., Конкин М. И., Конрад Н. И., Лосев Л., Макаров М. Г., Сагатовский В. Н., Асмус В. Ф. и др.

2 Асадуллаев И. К. Таджикистан: пограничная зона и экспансия подобия. — Душанбе, 2000, Асимов М. С. Историко-культурные аспекты этногенеза народов Средней Азии. Проблема этоногенеза и этнической истории народов Средней Азии и Казахстана, М, 1988, Бартольд В. В, Культура мусульманства — М., 1995, Бартольд В. В. Таджики. Собр. соч., т. П.ч.1, М, 1963., Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы.- М.: Междунар. отношения, 2000, Бибикова О. Ваххабизм или то, что под ним подразумевается. Россия и Мусульманский мир. 2000, № 3., Богоутдинов A.M. К вопросу о консолидации таджикской" нации// Богоутдинов A.M. Избр. произведения Душанбе: Дониш, 1980; Брагинский И. С. Исследования по таджикской культуре.- М.: Наука, 1977, Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990., Восток — Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982, Гафуров Бобочон. Точикон, ч.1. — Душанбе: Ирфон, 1997; Гафарова М. К., Фомина В. А. Общественное сознание Душанбе: Ирфон, 2001; Гиеев К. Национальные интересы. — Душанбе: Санадвора, 1999, Гизела Нотц — Ответы на глобализацию экономики в экономике //в сборнике «Глобализация и универсальность» (ФРГ) — 2000; стр. 199 (на немецком языке), Диноршоев М. Д. Проблема политической независимости Таджикистана//Материалы II международной научно-практической конференции «Место Таджикистана в новом международном порядке». — Душанбе, 1997, Дугин А. Обществоведение для граждан Новой России, М., Евразийское Движение, 2007, Дюверже М. Политические партии. — М., 2001, Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. — М., 1990, Идиев Х. У. Традиции и новации в контексте изменения общественной жизни современного Таджикистана, — Душанбе.- Ирфон, — 2006, Качинс Эндрю. Демократия и война // Трудности перехода: демократия в России / Московский центр Карнеги. — М., 2004, Кургинян Сергей. Слабость силы. Аналитика закрытых эл! ггных игр и ее концептуальные основания. — М.: Международный общественный фонд «Экспериментальный творческий центр», 2006, Липман Мария. Демократия: формальная и управляемая И Трудности перехода: демократия в России / Московский Центр Карнеги. — М., 2004, Малашенко А. Исламская альтернатива и исламистский проект / Алексей МалашенкоМоск. Центр Карнеги. — М.: Изд-во «Весь Мир», 2006, Мухаметшин Ф. М. Взгляд на исламский фундаментализм. — М., 1998, Негматов Н. Н. О концепции и хронологии этногенеза таджикского народа// Проблемы этногенеза и этнической истории народов Средней Азии и Казахстана. М., 1990; Оггауэй Марина. Демократия: только наполовину//Трудности перехода: демократия в России/Московский центр Карнеги. -М., 2004, Хайдаров Р. Дж. Таджикистан в орбите глобализационных и геополитических процессов. Душанбе: «Ирфон», 2005, Хантингтон П.Сэмюел. Столкновение цивилизаций // Pro et Contra, весна 1997, Шишов А. Таджики. Этнографическое исследование, — Алматы, 2006, Шозимов П. Д. Таджикская идентичность предметом серьёзного анализа в работах зарубежных научных школ мысли. Главным образом предметом их анализа является сопоставительный анализ таких подходов как примордиализм, рациональный инструментализм и социальный конструктивизм. К этим направлениям можно отнести работы Н. Лумана, Геллнера Э., Гирца К., Кэмпбелла Д., Фукуяма Ф., Хантингтона С., Хобсбаума Э., и др.

Работы В. В. Бартольда, А. Шишова, Б. Г. Гафурова, И. С. Брагинского, Гребенкина А. Д., Асимова М. С., Э. Рахмона, H.H. Негматова, М. Д. Диноршоева, Идиева Х. У. Шозимова П.Д., Шоисматуллаева Ш. и ряд других авторов имеют огромное значение в контексте генезиса таджиков как части мировой цивилизации и цивилизационно определяющего народа Центральной Азии.

В настоящее время система международных отношений переживает период трансформации. Произошедшие в последние десятилетия изменения затронули основополагающие принципы и системообразующие элементы мировой политической системы. Взгляды исследователей Э. А. Азроянца, Г. П. Анилиониса, Н. А. Зотовой, П. Бергера, 3. Бзежинского, Г. Нотц, Д. Ю. Данковой, М. Кастельса, Б. Лутц, В. В. Михеева, П. Сорокина, A.C. Панарина, В. И. Пантина, У. Шнайдера, А. И. Уткина, Ю. В. Яковцева и ряд других на то что в конечном итоге будет представлять собой новое устройство мира, чрезвычайно противоречивы. При этом большинство исследователей, говоря о причинах перемен, отнесли к их числу комплекс процессов обозначаемых как «глобализация». Эти работы имеют огромное значение для уяснения и реакции Таджикистана на глобализацию и государственное строительство в Таджикистане // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. — Душанбе, 2006, Шоисматуллоев Ш. Таджикистан в зеркале преемственности и смены поколений.- Душанбе, — Ирфон, — 2008, Рахмон, Эмомали. Таджики в зеркале истории. Книга первая. От Арийцев до Саманндов. London & Flint River Editions. Great Britain, 2000.

Работы А. Дугина, П. Н. Савицкого, Р. Урхановой, В. Ильина и других евразийцев способствуют пониманию евразийства как возможности присоединения к нему Таджикистана, но на основе взаимных интересов.

Исследования В. В. Наумкина, A.B. Малашенко, Мухаметшин Ф. М., Еремеева Д. Е., Замковой В. И., Ильчикова М. З., Омарова Н. М. и других авторов имеют значение для понимания взаимодействия мира ислама со странами Центральной Азии, корней международного терроризма, для понимания взаимодействия Таджикистана с исламским миром в аспекте возникновения демократии.

Оттауэй Марина раскрывает характер мирового процесса, состоящего из мира демократии и полуавторитарных режимов. Исследования Р. Дарендорфа, М. Липмана, Э. Качинса, Г. О. Кельзена, В. И. Коваленко, Н. Лумана, П. И. Новгородцева, Де Токвиля, А. Тойнби, затрагивающие проблемы цивилизаций и их соотношения с демократией, имеют огромное, значение для понимания места Таджикистана в мировых целостностях.

Все названные и не названные работы характерны тем, что в аспекте других проблем рассматривают диалектику части и целого в конкретно-историческом плане.

Таким образом, анализ научно-философской литературы с точки зрения интересующих автора проблем свидетельствуют о том, что рассмотрение проблемы соотношения диалектики части и целого в аспекте развития независимого Таджикистана можно считать одной из первых попыток такого подхода к изучению данной проблемы, что еще раз подтверждает актуальность предлагаемого исследования.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является современные социальные процессы происходящее в современном таджикистанском обществе в аспекте глобальных вызовов Таджикистану.

Предметом исследования является диалектика соотношения категорий части и целого в развитии независимого Таджикистана рассматриваемой как часть мирового целого.

Цель и задачи исследования

Цель данной работы состоит в выявлении диалектики соотношения категорий части и целого в развитии независимого Таджикистана, раскрытии аспектов ответа независимого Таджикистана на глобальные вызовы современности, исследовании категорий части и целого в аспекте социально-исторического процесса и онтологии.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

— выявление взглядов классиков социальной мысли о природе применимости понятий части и целого в осмысление общественных явлений;

— раскрытие методологического значения диалектики части и целого для определения факторов, влияющих на современное положение Таджикистана;

— выявление соотношения и взаимосвязи проблемы части и целого с проблемой целостности как системы и элементов;

— раскрытие диалектики части и целого, когда таджикский этнос одновременно является целостностью в границах национального государства и разделенным в социокультурном измерении;

— обоснование введения в научный оборот современной социальной науке понятий народ-интроверт и народ-экстраверт;

— показать стремление российского евразийства вовлечь Таджикистан в новую целостность и задачи Таджикистана в этом аспекте;

— раскрытие взаимодействия Таджикистана с противоречивыми частями мировой демократии как целостности;

— раскрытие процесса конвергенции Таджикистана с мировой демократией наряду с миром ислама;

— ввести понятие политической Бритвы Оккама в научный оборот и раскрытие тезиса о том, что политическая Бритва Оккама имеет в виду, в конечном счете, демократизацию в мире. Но в настоящее время Запад выбрал более длительный путь после провала первой романтической волны демократизации Центральной Азии.

Теоретической и методологической основой исследования явились философские идеи Платона, Аристотеля, Ибн Сины, Гегеля и других. Выбор методологии исследования связан со спецификой темы, объекта и предмета, целей и задач диссертации. Характер темы предполагает применение междисциплинарного подхода. Основным методом данного исследования является системный анализ, логико-индуктивный и дедуктивный методы исследования, анализа и синтеза, сравнительного анализа, включая принцип историзма и диалектический метод.

Информационную базу исследования составляют идеи, положения и выводы, изложенные в работах современных отечественных и зарубежных философов, социологов, культурологов, политологов, этнологов.

Научная новизна диссертации.

К наиболее важным результатам, полученным в ходе исследования, которые можно охарактеризовать как научную новизну работы, можно отнести следующие:

— выявлено, что в классической социально-философской мысли через категории часть и целое осуществлялось синтез в проявлении разнообразии множества общественных явлений как нечто единое. Такой дуальный методологический подход преобладает и сегодня в осмыслении разнообразия природы общественных явлений.

— определена специфика особенности понимания противоречивых аспектов соотношения части и целого в контексте осмысления социальных явлений в социальной философии Нового времени, когда для определения характерных черт формирования социального единства вводится понятие всеобщее.

— раскрыты правомерность каждого историко-социального исследования без абсолютизации каждого подхода изучения: редукционизм столь же правомерен, как и системный подход в определенных границах. Выявлено правомерность плюрализма в методологии применения диалектики части и целого в изучении развития независимого Таджикистана;

— осуществлено целостное рассмотрение особенностей становления новых абстракций в онтологии, характеризующее разнообразия современного социального мира через дуальных оппозиций части и целого, как важных элементов методологии их познания. Это позволяет в определенной степени обобщить неупорядоченный рост знаний о природе современных тенденций становления взаимодействия частей и целого в масштабах мировой, региональных и внутригосударственных • конфигураций социально-политических акторов;

— выявлены противостояния российского евразийства американской модели новых целостностей — глобализму в аспекте диалектики взаимодействия с ними Таджикистана. Введено в научный оборот понятие секулярная цивилизация, ее отношение к Таджикистану.

— раскрыто тезис о том, что Запад предлагает Центральной Азии договориться с политическим исламом и в соответствии с его целями изменить общественно-политическое устройство в странах региона;

— обосновано доказательство следующего тезиса в диалектике части и целого: если в философии Бритва Оккама отбрасывала «излишне» сложные доказательства и ограничивалась простыми, то в политической жизни субъекты политического действия, встречая исключительные сложности, выдвигаемых ими альтернатив, отказываются от них, переставляют местами первоочередные и второочередные задачи;

— раскрыто двойственный характер Западной альтернативы, которая содержит перспективу улучшения ситуации в странах Центральной Азии, но не исключает возможную дестабилизацию во имя демократии. От второй части этой альтернативы Запад сегодня отказался в Таджикистане, но, отказываясь от второй части альтернативы, он отказался от немедленного кардинального изменения Востока и в целом и в отдельности, имея в виду отдельные страны Центральной Азии и Китай. Хотя надо сказать, что задачи демократии не снимаются до конца, они значительно отодвигаются в будущее;

— выявлено, что наряду с положительными аспектами положения Таджикистана как части в состав отдельных региональных целостностей несет для нее и определенные риски. Например ШОС, как объединение не равносильных потенциалов стран, входящих в эту организацию, для Таджикистана может носит угрозу со стороны целостности по отношению к своей части. Таджикистан обладает малым экономическим потенциалом с населением, составляющим лишь половину населения больших городов России и Китая. Это может привести к ситуации, когда гиганты ШОС — Россия и Китай — превентивно могут принимать решения вдвоем и вынуждать Таджикистан присоединяться к ним.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Раскрытие противоречивых аспектов соотношения части и целого, когда часть предшествует целому, тождественна целому или целое предшествует формированию и развитию части в зависимости от различных процессов. Выявление таджикской государственности как фактора, представляющего таджикский этнос в XX столетии как целостность. Раскрытие взаимозависимости части и целого в системе так называемых перевернутых иерархий;

2. Важным для исследования представляется тезис о том, что содержание соотношения и диалектики категорий части и целого в методологическом аспекте является плюралистичным. Диалектика соотношений категории часть и целого открывается как нейтральность понятий части и целого, содержание которых становится конкретным в контексте того или иного аспекта реальности. Эти категории обладают незавершенностью, но получают завершенность в том или ином аспекте действительности или того или иного философского учения. В этом проявляется плюрализм методологии, не отменяющий монизма предмета, по сути своего, чрезвычайно многообразного и противоречивого.

3. Таджикистан пытается прочно войти в мировое сообщество как часть мировой системы экономики, укрепить свои отношения с другими региональными целостностями: СНГ, ОБСЕ, ШОС, ОИК, ЕврАзЭС и другие. Необходимо отметить, что все эти региональные сообщества и организации более или менее устойчивы, стабильны во времени. Они представляют собой региональные целостности, в которых Таджикистан является согласующейся частью. Однако в мире по отношению к этим организациям имеют место тенденции пересмотра различных целостностей.

4. Глобализм понимается самым различным образом: глобализм экономический, политический, информационно-технологический, цивилизационный и культурный, военный и др. Рассматривается информационно-технологический аспект глобализации. Отмечается, что глобализм многогранен, у него есть положительные аспекты, но есть такой глобализм в экономике и политике, который формирует неоколониалистскую целостность в мире. Таджикистан должен определиться в этом отношении. Раскрытие положительных и негативных сторон глобализации для Таджикистана;

5. Для Таджикистана евразийство означает то, в какой степени Таджикистан должен присутствовать в Новой Евразии: если это дает надежду на новую интеграцию Таджикистана с Россией в науке, экономике, технологиях, образовании, то активное присутствие Таджикистана в евразийстве оправдано. Однако Таджикистан, находящийся на перекрестке цивилизаций, не должен отказываться от многовекторной политики и проведения тесных отношений с исламским миром, Евро-Атлантикой, Китаем, балансируя между ними. Вместе с тем Таджикистан в целях безопасности остается преимущественно в такой целостности, как СНГ и.

ОДКБ. Остаточный принцип помощи Таджикистану со стороны России не должен отрицательно влиять на присутствие Таджикистана в СНГ и ОДКБ, которое благотворно влияет на сохранение Таджикистана в секулярной цивилизации. Присутствие Таджикистана в секулярной цивилизации определяется и тесными отношениями страны с Евро-Атлантикой и Китаем. Противоречия секулярного мира, то есть противоречия между Россией, СНГ, Евро-Атлантикой и Китаем не должны отстранять Таджикистан от двух других целостностей при существующем сегодня слабом евразийстве в форме СНГ.

6. Сегодня деятельность евразийцев направлена на то, чтобы в существующем водоразделе мирового океана и континента, когда прибрежные атлантические государства противостоят и наступают на континентальные государства осевого региона, Евразия возродилась как осевой район, не дав себя разрушить. В силу этого евразийство стремится объединить с собой и Таджикистан.

7. Пассионарность как готовность идти на крайние меры и поступки характерна для исламской целостности в лице радикального ислама и выступающего от его имени международного терроризма. В связи с этим в диссертации показано, что пассионарность политического ислама представляет угрозу секулярному миру. Пассионаризация населения в Таджикистане шла большей частью по пути жертвенности во имя регионально-клановых целей и в незначительной степени по пути религиозных целей. Это подтверждается фактами отсутствия в Таджикистане института смертников-террористов как значительного явления.

8. Исследование того, что если западная альтернатива в известной мере не исключает дестабилизации стран во имя цветных революций и осуществления демократии, то ШОС ставит цели укрепления мира без изменений государственного устройства в регионе. Мир и взаимодействие, развитие и стабильность в регионе это главная задача ШОСШанхайская.

Организация Сотрудничества существует уже несколько лет, задача в том, чтобы ответить на вопрос, является ли она новой геополитической силой, полюсом, реальной альтернативой для НАТО, или же это альянс авторитаризмов и геополитических аутсайдеров? Влияние этого ее характера на часть — Таджикистан. Несмотря на имеющиеся противоречия, члены ИТОГ, солидаризируются на основе общей идеологии. Ее основой является задача по укреплению и обеспечению безопасности полуавторитарных гибридов и авторитарных режимов, установившихся в этих странах и в регионе в целом;

9. Исследование, на примере ШОС, такого соотношения целого и части, когда целое заметно развивается, влияя на части. По существу мы имеем дело с еще одной организацией стран Евро-Азиатского Континента, которая примыкает к Евразии и даже частично налагается на нее. Это восточная альтернатива развития Таджикистана как части этих целостностей. То есть, одна и та же часть является частью двух мировых образований — Евразии и ШОС, которые негласно имеют скрытые цели возможного противостояния западной альтернативе в экономике, политике, духовности. Это следует принимать во внимание для Таджикистана в балансе между мировыми цивилизациями, в которые он входит.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что она позволяет увидеть новые аспекты взаимоотношений Таджикистана и глобальных вызовов современности. Она также способствует научной обоснованности проведения политики Таджикистана с мировыми целостностями, явлениями и тенденциями: глобализацией, евразийством, секулярно-исламским Миром, Евро-Атлантикой и СНГ, Шанхайской Организацией Сотрудничестваспособствует пониманию глобальных вызовов современности Таджикистануимеет практическое значение для ориентации Таджикистана в составе мировых целостностей.

Содержание и теоретические выводы диссертации могут быть использованы в процессе преподавания философии, политологии, теории международных отношений, при чтении спецкурсов по диалектике категорий части и целого. Выдвинутые и сформулированные диссертантом положения, идеи и выводы могут быть использованы в дальнейшем исследовании социальных процессов происходящих в таджикском обществе. А также они могут быть использованы в социальной диагностике и прогнозирования социокультурных процессов в жизни таджикского обществапри разработке учебных курсов по таким дисциплинам как философия, социальная философия, политология и теория международных отношений.

И, наконец, результаты работы могут быть реализованы в качестве рекомендаций как для Правительства Республики Таджикистан, так и для стран Центрально-азиатского региона.

Апробация работы. Результаты исследования были изложены автором в виде докладов на ежегодных научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова.

Основные положения диссертации систематически докладывались на теоретических семинарах кафедры философии и политологии Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова, обсуждались на заседаниях кафедры философии и политологии.

Основные положения и выводы автора по исследуемой теме нашли отражение в выступлениях на международных и республиканских научных конференциях и семинарах: Международного семинара по проблеме: «Политические условия экономической интеграции в республиках Центральной Азии» (Худжанд, 1996 г.) — международного симпозиума «Диалог культур: Место Имама Абуханифы в мировой и исламской культуре» (28−29 мая 2009 г., Худжанд) — международной конференции «Россия и Центральная Азия: партнерство в XXI веке» (11−12 февраля, 2010 г., Екатеринбург) — международной конференции «Безопасность Таджикистана в системе великих держав» (Центр стратегических исследований при Президенте РТ, 31 марта.

2010, Душанбе) — международной конференции «Таджикистан и Китай: культурно исторические предпосылки и стратегические перспективы» (Таджикский Национальный Университет, 21−22 мая 20 Юг, Душанбе) — международной конференции «Политико-правовые аспекты обеспечения безопасности в Центральной Азии» (Институт государства и права Академии наук РТ, Душанбе, 25−26 октября 2010 г.). Результаты исследования использовались в процессе подготовки автором аналитических материалов в период 1998;2008гг. Материалы диссертационной работы также использованы в преподавании курса философии, политологии и культурологи в Худжандском государственном университете имени академика Б.Гафурова.

По результатам исследования автором опубликованы 4 монографии, 9 статей в ведущих научных журналах Российской Федерации и Республики Таджикистан.

Структура диссертации. Структура диссертации определена поставленными задачами и порядком их решения. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема диалектики категорий части и целого является сквозной в философии. Для более полного исследования проявления этих категорий в социальном процессе на примере развития независимого Таджикистана необходимо было изучение их в онтологическом аспекте с тем, чтобы перейти к изучению глобальных вызовов нашей стране в современную эпоху.

Мы снова и снова убеждаемся в том, что эти категории остаются открытыми для дальнейшего изучения, несмотря на постановку проблемы соотношения части и целого еще в древности, когда они рассматривались как понятия.

Предпринятая нами попытка раскрытия новых аспектов в современном понимании категорий части и целого также не завершает исследования. Важным для исследования в рамках данной диссертации представляется тезис о том, что содержание соотношения и диалектики категорий части и целого в методологическом аспекте является плюралистичным. Диалектика соотношений категорий части и целого открывается перед нами как нейтральность понятий части и целого, содержание которых становится конкретным в контексте того или иного аспекта реальности. Отсюда автор делает вывод о том, что эти категории обладают незавершенностью, но получают завершенность в том или ином аспекте действительности или того или иного философского учения. В этом проявляется плюрализм методологии, не отменяющий монизма предмета, по сути своего, чрезвычайно многообразного и противоречивого.

В разные времена и эпохи ученые считали, что существуют антиномии: «часть предшествует целому», «сумма частей составляет целое», «целое тождественно части», «целое предшествует и больше части». На наш взгляд антиномии, несмотря на противоречивость, правомерны, но в различных аспектах реальности, и это вполне диалектично.

В связи с этим в данной диссертации была предпринята попытка исследовать, например, такой аспект, как так называемые перевернутые иерархии, когда в одних отношениях часть может определять состояние и развитие целого, или когда целое определяет часть, хотя у Гегеля они взаимно определяемые.

Важным выводом представляется раскрытие того, что государственность, обретенная таджиками после тысячелетия пребывания в качестве народа-интроверта, тождественна как часть всей этнической целостности таджиков. Государственность это часть целого, когда целое вырывается из исторического забытья как вновь открывшийся для человечества политический и цивилизационный феномен, благодаря государственности.

Избранная тема исследования актуальна в виду того, что раскрывает новые стороны социального процесса в эпоху независимости Таджикистана, по-новому высвечивает историю и современность Таджикистана. Этому способствует соединение проблемы части и целого и реальностей современного Таджикистана, это, на наш взгляд, является достаточно плодотворным подходом. Мы убеждаемся, что высокий уровень обобщений возможен, если «опускаемся» в конкретику социальных процессов.

Глобальные вызовы Таджикистану со стороны глобализации, евразийства, современного мирового ислама, мира демократии и восточной альтернативы в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества показывают Таджикистан в сложнейших диалектических процессах как часть этих мировых образований или цивилизаций. Все это необходимо для научного понимания места независимого Таджикистана в современном мире, принятия важных практических и теоретических решений по животрепещущим вопросам жизни страны.

Глобализм ученые понимают различным образом: глобализм экономический, политический, информационно-технологический, цивилизационный и культурный, военный и др. По существу, глобализм это одна из мировых тенденций превращения локальных форм развития человечества во всемирную историю. Глобализм многогранен, у него есть положительные аспекты, но есть такой глобализм в экономике и политике, который формирует неоколониалистскую целостность в мире. Таджикистан должен определиться в этом отношении. Раскрытие положительных и негативных сторон глобализации для Таджикистана — важнейшая задача для принятия решений по поводу современного развития страны.

Негативные стороны глобализации, в которой все более ведущую роль играют США, стремящиеся к однополярному миру, вызывают в мире противодействие, и одним из его форм является евразийство в России и вокруг этой державы. Анализ взглядов евразийцев показывает много положительного в этом движении XX и XXI столетий, но и подводные течения и камни, которые нельзя не учитывать Таджикистаном при принятии решения о присутствии в евразийском международном движении. Только при переходе от формулы союза славяно-тюркского к более широкому союзу, например, ирано-славяно-тюркскому, Таджикистан может принять создание нового мирового полюса.

Подводными камнями евразийского движения является ограниченный людской и экономический потенциал Таджикистана, который может вступить в евразийство только при тесной таджикско-российской интеграции в экономике, науке и технологиях, образовании.

Вызов Таджикистану бросают острые процессы и проблемы исламского мира, но только движение своим путем по пути развития свободы совести дает стране демократию в области религиозной и других форм духовной жизни. Таджикский путь решения религиозно-политических вопросов отличает его от других стран Центральной Азии, приводит страну к дальнейшему сближению с миром ислама, но одновременно укрепляет связи Таджикистана с секулярным миром. Поэтому, чтобы ясно представлять этот процесс, нами предлагается введение в научный оборот понятия секулярная цивилизация, объединяющая такие региональные организации большей части мира, как СНГ, ОБСЕ, ШОС. ОИК является секулярно-исламской организацией светского характера, которая не ставит перед собой задачу мобилизации религиозно-политического характера. Этой же задачи не ставит и Таджикистан. Таджикистан как часть исламского мира вовлечен в процессы, которые отличают его от процессов мировой демократии, в которых страна наряду более 80 государств мира является гибридом демократии и авторитаризма — полуавторитарным государством.

Специфическое решение религиозно-политических вопросов, отличающих Таджикистан от других стран Центральной Азии, можно назвать секулярно-исламским фактором страны, влияющим на возможности большего сближения и с миром ислама и с миром демократии, так как страна более продвинута в этой сфере в направлении демократии.

К сожалению, и сегодня в мире демократии встречаются двойные стандарты по отношению к странам, подверженным влиянию радикального ислама. Подтверждается тезис о том, что Запад предлагает Центральной Азии договориться с политическим исламом и в соответствии с его целями изменить общественно-политическое устройство в странах региона, но изменений своего образа жизни и государственного устройства с участием политического ислама в Евро-атлантических странах не желает и не допускает.

Политика Запада в области демократизации стран Центральной Азии подчиняется так называемому принципу политической Бритвы Оккама, когда чрезвычайно трудные задачи откладываются и на первый план выдвигаются задачи второстепенные. Это было характерно и для Ленина, и Дэн Сяопина. Запад задачи геополитические после первой волны романтизма в демократизации Таджикистана выдвинул как первоочередные — задачи Кольца Анаконды. Кольцо Анаконды представляет собой геополитический охват Западом полудемократических гибридов и недемократического мира, включая в нее суверенную демократию России, когда задачи демократии подчиняются задачам геополитики. Демократия в мире понимается Западом как геополитически ориентированная на Запад. Именно поэтому Запад сегодня делает все, чтобы включить руководство Таджикистана и его оппозицию в политические процессы Евро-Атлантических стран. Отсюда таджикская оппозиция становится по своему характеру геополитической оппозицией Таджикистана и СНГ — России.

Если в философии Бритва Оккама отбрасывала «излишне» сложные доказательства и ограничивалась простыми, то в политической жизни субъекты политического действия, встречая исключительные сложности, выдвигаемых ими альтернатив, отказываются от них, переставляют местами первоочередные и второочередные задачи.

Сегодня Россия и Китай являются составными частями — гигантами новой геополитической организации — ШОС и находя согласие друг с другом, и окружающими странами (Центральной Азии), представляют собой возрождающийся осевой регион (по Маккиндеру) и целостность, которая значительно влияет на свои части — малые и средние страны региона. Таджикистан находится в силовом поле осевого района и поэтому привлекается как часть восточной альтернативы происходящему наступлению НАТО на Восток — западной альтернативе. Страны СНГ и ШОС, будучи осевым регионом, который значительно влияет на происходящие в мире события, в тоже время испытывают на себе давление остального мирамировой мощи, мирового океана — Евро-Атлантики, а с юга — мировой исламском цивилизации. Касается это в полной мере и России и Таджикистана как части осевого района Азии.

Таджикистан как часть многих мировых образований — цивилизаций находится в чрезвычайно сложных процессах сферы борьбы их за Таджикистан и в Таджикистане. Это раскрывает многие стороны диалектики категорий части и целого в аспекте глобальных вызовов стране в эпоху ее независимости. Таким образом, диалектика соотношения категорий части и целого раскрывает совершенно новые аспекты и в философии, и в изучении независимого Таджикистана.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абу Али Иби Сина. Сочинения. Т. 2 .- Душанбе: Дониш, 2005.
  2. С. «Национализмы в Средней Азии: в поисках идентичности.-СПб.: Алетейя. 2007.
  3. Э.А. Глобализация: катастрофа или путь к развитию? Современные тенденции мирового развития и политические амбиции. — М.: Новый век, 2002. 416с.
  4. С.М. Афганский узел и проблемы безопасности Центральной Азии. Алматы, 2003. — 400с.
  5. A.B. Мировое население: взгляд в будущее. М.: Наука, 1992.
  6. P.M. Центральная Азия: общность интересов. Ташкент, «Шарк», 2005.- 464с.
  7. Альтернативные пути к цивилизации: Коллективная монография. Под ред. Н. Н. Крадина, А. В. Коротаева, Д. М. Бондаренко, В. А. Лынши. М.: Логос, 2000.-368с.
  8. М.С. Некоторые сведения Таджикистан // Сб. ст. — Ташкент, 1925
  9. Г. П., Зотова Н.А Глобальный мир: единый и разделенный. Эволюция теорий глобализации.- М.: Междунар. отношений, 2005 .- 676с.
  10. Антология мировой политической мысли. В 5 т. М., 1997.
  11. Антология мировой философии: Возрождение. Мн.: Харвест- М.: ACT, 2001.- 928 с.
  12. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. Сост. В.Перевезенцев. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. — 448с.
  13. Аристотель. Сочинения в 4-х т. Т.2. Ред. и авт. предисловие З. Н. Микеладзе. — М.: Мысль, 1978. — 688с.
  14. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1. Ред. В. Ф. Асмус. М.: Мысль, 1975.
  15. И., Группа Юрия Крупного. Центральная Азия в системе новых отношений / Душанбе: Эчод, 2009.
  16. И., Додхудоева Л. Таджикистан и Соединенные Штаты Америки после 11 сентября. Душанбе, 2003. — С. 2.
  17. И.К. Новые категории философии и философия политики. Душанбе: Дониш, 2006.
  18. И.К. Таджикистан: пограничная зона и экспансия подобия. -Душанбе, 2000.
  19. М.С. Историко-культурные аспекты этногенеза народов Средней Азии. Проблема этоногенеза и этнической истории народов Средней Азии и Казахстана, М, 1988.
  20. В.Ф. Метафизика Аристотеля. Предисловие / Аристотель. Сочинение в четырех томах. Т. 1, — М.: Мысль, 1975.
  21. Аудиозапись Международной конференции в Худжанде 26−28 июня 2007 года.
  22. М. Евразийство в условиях глобализации // Казахстан в глобальных процессах.- 2004.- № 1.- С.6−16
  23. М. Идрисов А. Глобализация: сущность и тенденции // Центральная Азия в системе глобальных отношений: Сборник материалов конференций.- Алматы: ТОО «ФинЭк», 2002. С. 8 -27
  24. Г. А. Таджикистан как объект познания // Материалы II международной научно-практической конференции «Место Таджикистана в новом международном порядке». Душанбе, 1997.
  25. Г. Философия эпохи Саманидов. Душанбе, Ирфон, 2006
  26. H.A. Современная демократия в контексте эволюционного подхода Н. Лумана // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 4. С.77−88.
  27. В.В. Культура мусульманства М., 1995.
  28. В.В. История культурной жизни Туркестана. Л., 1927.
  29. В.В. Таджики. Собр. соч., т. П.ч.1, М, 1963.
  30. В.В., Таджики. Исторический очерк. В кн.: Таджикистан. Сборник статей под редакцией Н. Л. Корженевского. Ташкент, 1925.
  31. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и геостратегические империативы.-М.:1998. -157с.
  32. Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. II., М.- Л., 1950.
  33. П.М. «Восток» и «Запад» в истории Старого Света // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993.
  34. И.В., Юдин Э. Г. Системный подход в социальном познании // Исторический материализм как теория социального познания и деятельности.- М.: Наука, 1972.
  35. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1972.
  36. Большой российский энциклопедический словарь / М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2003.
  37. И.С. Исследования по таджикской культуре.- М.: Наука, 1977.
  38. Бутаков Ярослав. Геополитические перспективы исламского мира, — Часть 1 // http://www.win.ru/islam/1085.phtml.
  39. Г. И. Меняющийся мир и проблемы функционирования демократии // Мировая экономика и международные отношения, 2007, № 9, с. 11.
  40. М. Избранные произведения. М., 1990.
  41. М. О некоторых категориях понимающей социологии // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — С. 495−546.
  42. В. Глобальные угрозы человечеству и вызовы, обусловленные глобализацией // Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности». 2006. — № 9.
  43. Внешняя политика Таджикистана в условиях глобализации. Душанбе: AB ACTO, 2004.-5 le.
  44. Воробьева JIM. О перспективах развития ЕС // Политика в XXI веке: вызовы и реалии: Аналитический альманах // под ред. д.и.н. Е.М.Кожокина- Рос. Ин-т сратег. Исслед. М.: РИСИ, 2008. — № 9. — С. 38.
  45. Р. Терроризм и пропаганда. См. в сбор. ИНИОН: «Актуальные проблемы Европы. Проблемы терроризма», 1997, № 4.
  46. В.И. Секуляризация Электронный ресурс. В. И. Гараджа. Режим доступа: http://ariom.ru/wiki/FJeS.
  47. Гегель. Работы разных лет. В двух томах. Т. 2 / Сост., общая ред. A.B. Гулыги. М.: Мысль, 1971.
  48. Гейзенберг Вейнер. Физика и философия. Часть и целое: Пер с нем.- М.: Наука, 1990.
  49. К. Национальные интересы. Душанбе: Санадвора, 1999.
  50. Гизела Нотц Ответы на глобализацию экономики в экономике // в сборнике «Глобализация и универсальность» (ФРГ) — 2000- стр. 199 (на немецком языке).
  51. Гражданское движение в Таджикистане. Под редакцией Н. Г. Чичерина. М.: Центр по изучению межнациональных отношений, 1990.
  52. Границы глобализации: Мюнстер, 1997 г. С. 300 (на немецком языке).
  53. Э.А. Ранняя история иранских племен Средней Азии. М., 1970.
  54. А.Д. Таджики. Сб. «Русский Туркестан». — М., 1872, вып. 2.
  55. Гросс Джо-Анн. Мусульманская Центральная Азия: религиозность и общество. Душанбе, 2004.- 176с.
  56. . Л. Смысл истории: Очерки современных западных концепций. -М.: Наука, 1991.-189с.
  57. Р. О демократии. М.: 2000, С. 30.
  58. Д.Ю. Современные глобальные вызовы человечеству: проблема отграничения от иных понятий www.plusgarantiya.ru/doc/konk то1/ёапкоуа.
  59. Р. Дорога к свободе: демократизация и ее проблемы в Восточной Европе // Вопр. философии. 1990. № 9, С. 69−75.
  60. Де Токвиль А. Демократия в Америке. М., 2000.
  61. А.И. Политический радикализм как источник правового нигилизма. // «Государство и право», 1992, № 4.
  62. М., Шерзод А. Глобализация и национальность // Ахбор, серия: философия и правоведение. 2001, № 1−4, С.3−13.
  63. М.Д. О некоторых принципах философии национального мира. Фонус, 2001, № 3.
  64. М.Д. Проблема политической независимости Таджикистана // Материалы II международной научно-практической конференции «Место Таджикистана в новом международном порядке». Душанбе, 1997.
  65. X. Культура и цивилизация. Истины и парадоксы традиций. Т. 1,4.1.Душанбе, 2006, 354 с.
  66. X. О национальной философии в связи с исследованием истории философской мысли // Ахбор, серия: философия и правоведение. 2002, № 1−2.-С. 3−18.
  67. X. Регионализм как феномен общинного сознания // Ахбор, серия: философии и правоведение. 2001, № 1−4. С. 31−40.
  68. Доклад генерального секретаря ООН на заседании тысячелетия ООН (от 27 марта 2000). С. 7.
  69. В.Е. Исламский фактор в международных отношениях // «Дипломатический ежегодник-97». М., 1997.
  70. А. Обществоведение для граждан Новой России, М., Евразийское Движение, 2007
  71. А.Г. Геополитика и структура мира в новом тысячелетии // Основы евразийства. М, 2002.
  72. А.Г. Дугин. Философия политики, М.: Арктогея, 2004 616с. С. 476−500. Приложение. Политическая философия евразийства. Евразийство как форма российского традиционализма. Евразийский отбор. Неоевразийская модель государственности.
  73. Душанбе Екатеринбург 13.08.2008 | Дмитрий Никонов. Интернет-страница ШОС.
  74. М. Политические партии. М., 2001.
  75. Евразия превыше всего (Манифест современного евразийского движения) // Основы евразийства. М, 1997.
  76. Елмар Алтфатер и Виргит Манкопф. Границы глобализации: Мюнстер, 1997. (на немецком языке)
  77. Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990.
  78. Н.В. Исламская концепция миропорядка. Международно-правовые, экономические и гуманитарные аспекты. М., 1991.
  79. А., Крайкемайер. О совместимости политического ислама и безопасности в пространстве ОБСЕ. Душанбе: Изд-во «Шарки озод», 2003, 269с.
  80. Ф. Возникновение нелиберальных демократий // Логос, 2004, №.2 (42), с. 70.
  81. Зальцбургская народная газета (на немецком языке) от 25 июля 2001 г. С. 15.
  82. В.И., Ильчиков М. З. Терроризм глобальная проблема современности. -М., 1996.
  83. Западно-европейская социология XIX начала XX веков. / Под ред. Добренкова. — М.: Изд-во «Международный университет и управление», 1996.-520с.
  84. A.B. Современные глобальные экологические вызовы человечеству: понятие и виды / A.B. Захаров // Проблемы государства, права, культуры и образования в современном мире. Тамбов: Першина, 2008. С.15−17.
  85. Г. А. Россия и современный мир. М.: Информационно-издательское агентство «Обозреватель», 1995. — С. 66.
  86. A.A. Эндогенный радикализм в исламе.// «Профи», М., 2000, № 2.
  87. Х.У. Традиции инновации в контексте изменения общественной жизни современного Таджикистана. Душанбе: Ирфон, 2006. -230с.
  88. Х.У. Трансформирующееся таджикское общество. Душанбе: Ирфон, 2003.-170с.
  89. В. Евразийство // «Ступени», 1992, № 2.
  90. ИМЭМО: Исследования. Формирование действенных структур безопасности и сотрудничества в Центральной Азии. Отв. ред. чл.-корр. РАН Г. И. Чуфрин. wvAv.imemo.ru/df/structyiid/587.htm.
  91. Интернет. «Евразийский Дом», Россия, 17/06/2009.
  92. Интернет. 22.08.2007 | Андрей Казанцев. Саммит ШОС 2009. «ШОС против «Того Кого Нельзя Называть»
  93. Интернет. Агентство Синьхуа, 02:40 17.04.2004
  94. Интернет. Анри Ротфорд: «Азиатские записки легионера»
  95. Интернет. Женьмин Жибао. 00:00 17.08.2004
  96. Интернет. Павел Усов 09:07 | 01.07.09 ШОС: возрождение политики многополярности. Официальная Интернет-страница ШОС.
  97. Интернет: Арктогея А.Дугин. Глобализм
  98. Ислам. Энциклопедический словарь. М., «Наука», 1991.
  99. История таджикского народа, т. 2: Эпоха формирования таджикского народа. Душанбе, 1999.
  100. Л. Политика России в Центральной Азии на примере Таджикистана // Центральная Азия и Кавказ.- 1997.- № 2 (8)
  101. М.С. Система и структура. В кн.: Системные исследования- Методологические проблемы. Ежегодник, — 1983. — М., 1983.
  102. В.А. Основные философские направления и концепции науки. М., 2004.
  103. Р. Конфликтный потенциал в треугольнике Узбекистана, Афганистана, Таджикистана // Центральная Азия и Кавказ.- 1999.- № 3
  104. Т. Реалии и пути интеграции государств ЦАР // Региональная интеграция Центральной Азии: проблемы и перспективы. Душанбе: Ирфон, 2006, — С.32−37
  105. У.Т. Безопасность Центральной Азии: глобальные, региональные и национальные проблемы, http://www.postsoviet.ru
  106. ПО.Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Пер. с англ. М., 2000- его же. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Пер. с англ. М., 2004. I
  107. Ш. Кастельс М. Глобальный капитализм: уроки для России // Журнал «Экономические стратегии», сентябрь-октябрь, 2000.
  108. Категории диалектики, их развитие и функционирование. Киев, 1980.
  109. ПЗ.Качине Эндрю. Демократия и война // Трудности перехода: демократия в России / Московский центр Карнеги. -М., 2004. — С. 48.
  110. Кельзен Г. О сущности и значении демократии. М., 1996.
  111. Т.С. Евразийство в современном идейно-политическом пространстве России. Государственное управление. Электронный вестник. Выпуск № 18. Март, 2009 г.
  112. А. Влияние афганского кризиса на безопасность Центральной Азии. Дисс. д-ра ист. наук, Бишкек, 2004. 326 с. http://www.mirdisov.ru
  113. В.И. Проблемы трансформирующейся демократии в условиях новых вызовов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки, 2007, № 2, С. 4.
  114. А.И. Кризис демократии? Демократия на рубеже XXI века. М., 1997.- С. 95.
  115. М. И. Проблема формирования и развития философских категорий. М., 1980.
  116. Н. Глубинное значение секуляризации Электронный ресурс. Николя Ксавье. Режим доступа: пасЬа1оО 1/0 1−08.
  117. А.Ш. Образование в условиях трансформации таджикского общества. Душанбе: Дониш, 2009.
  118. Кургинян Сергей. Слабость силы. Аналитика закрытых элитных игр и ее концептуальные основания. М.: Международный общественный фонд «Экспериментальный творческий центр», 2006, 388с.
  119. С. Будущее принадлежит исламу. М., «Сантлада», 1993.
  120. С.К. Центральная Азия на путях интеграции: геополитика, этничность, безопасность.- Алматы: Казахстан, 2002, — 200с.
  121. С.Б. «Уроки Льва Гумилева» (Евразийский вестник № 6, 1999 г.)
  122. Р.Г. Исламисты уходят в подполье. // «Азия и Африка сегодня», 1992, № 9.
  123. Д. Философия: торжество секуляризма или религиозное возрождение? Электронный ресурс. Д. Лебедев. Режим доступа: http://www.inauka.ru/blogs/article50860.html.
  124. З.И. Ислам в лабиринте понятий. В сб.: Россия и мусульманский мир. 2000 г., № 2.
  125. Л.В. Менталитет и ментальные основания общественной жизни // Социально-гум, знания. 2001, № 1,с. 133 146 .
  126. Липман Мария. Демократия: формальная и управляемая // Трудности перехода: демократия в России / Московский Центр Карнеги. М., 2004. -С. 9.
  127. Логико-гносеологические исследования категориальной структуры мышления. Киев, 1980.
  128. А. История античной эстетики. М.: Высшая школа, 1963
  129. А. Эстетическая терминология Платона // Из истории эстетической мысли древности и средневековья.- Сб. статей.- М., 1961
  130. Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии. С. Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1994. — С. 25−42.
  131. Н. Почему необходима «системная теория»? // Проблемы теоретической социологии. С.-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1994. -С. 42−54.
  132. Н. Эволюция. Пер. с нем. / А.Антоновский. М., 2005.- С. 8.
  133. Лутц Байзен Доклад в сборнике «глобальные требования: дискуссии и глобализации: Вена (Австрия) 2000 г. — С. 293 (на немецком языке)
  134. М. Ларюэль «Переосмысление империи в постсоветском пространстве: новая евразийская идеология» (Вестник Евразии № 1, 2000 г.)
  135. Г., ШОС-НАТО: проблемы и перспективы сотрудничества // Региональная интеграция Центральной Азии: проблемы и перспективы. -Душанбе, «Ирфон», 2006. -С. 38−46
  136. М. Г. Сложность и вариативность категорий диалектики. JL, 1988.
  137. У. Цивилизация, цивилизации и мировая система // Цивилизации. Вып.2. М.: Наука, 1993 /http://abuss.narod.ru
  138. А. Исламская альтернатива и исламистский проект / Алексей Малашенко- Моск. Центр Карнеги. -М.: Изд-во «Весь Мир», 2006.
  139. A.B. Ислам в политике и политика в исламе // Азия и Африка сегодня, 1991, № 8.
  140. A.B. Мусульманский мир СНГ. М., 1996.
  141. Д.Б. Исламско-фундаменталистский проект в реалиях современного мира // Мировая экономика и международные отношения, 1999, № 7.
  142. М.А. Запад и Восток. Традиции и новации рациональности мышления.- М.: Наука, 1991. 195с.
  143. Мануэль Кастельс. Глобальный капитализм: уроки для России // Журнал «Экономические стратегии» сентябрь октябрь 2000.
  144. В.И. Региональная безопасность Центральной Азии: история и проблемы новых независимых государств Центральной Азии. Бишкек, 1999.
  145. P.M. Таджики: история национальной трагедии. -Душанбе: Ирфон, 2008.-535 с.
  146. В.М. Первые цивилизации. JL, 1989.
  147. Материалы круглого стола. Режим доступа: http://www.peacekeeper.ru/ru/index.php.mid=4955
  148. А.Н., Асадуллаев И. К. Национальный интерес Таджикистана. -Душанбе: ООО «Авесто», 2009. С. 67.
  149. Л.И., Германович A.B., Именем Аллаха. Политизация ислама и исламизация политики. М., 1988.
  150. Межтаджикский конфликт: путь к миру. М., 1998.
  151. Д.В. Социальное учение исламского возрождения М., 1992.
  152. Т.П. Деятельность «Братьев-мусульман» в странах Востока. в сбор.: Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. — М., 1982
  153. В.В. Глобализация и азиатский регионализм. М., 2001.
  154. Ф.М. Взгляд на исламский фундаментализм. М., 1998.
  155. Мухаммад Рашшод. Философия с начала истории. Кн. I-II. Душанбе: Ирфон, 1990.
  156. Т.Н. Таджикистан: экономика, политика, международное сотрудничество.- Минск, 2002.- 254с.
  157. А. Социальные сети и трансформация политического порядка // Вестник аналитики. 2007. N4 (30). С. 123.
  158. Наматбаев. А Глобализация и развитие интеграционных процессов в ЦА // Региональная интеграция Центральной Азии: проблемы и перспективы. -Душанбе: Ирфон, 2006 .-С.26- 31
  159. Население и глобализация / под общ. Ред. Н. М. Ромашевской. М.: Наука, 2002.-С. 196.
  160. Неъматов, Нуъмон. Таджикский феномен: История и теория. Душанбе: Оли Сомон, 1997.
  161. В.П. Мы и Восток // ГАРФ. Ф. 5783. Оп. 1. Ед. хр. 268. Л. 1.
  162. Никлас Луман Социальные системы. Очерк общей теории. Перевод с немецкого И. Д. Газиева. Под редакцией Н. А. Головина.- СПб: «НАУКА», 2007.
  163. В.А. Интеграция стран ЦА в рамках ШОС для обеспечения региональной безопасности // Региональная интеграция Центральной Азии: проблемы и перспективы. -Душанбе: «Ирфон», 2006. -С.56−67
  164. П. И. Демократия на распутье // Об общественном идеале и статьи разных лет. М., 1994. С. 553.
  165. Н.М. Исламский радикализм как глобальный вызов безопасности современной ЦА // Афганистан и безопасность ЦА. Вып. 1 под ред. А. А Князева. Бишкек: Илим, 2004.-С. 113−122
  166. Н.М. Мир и Центральная Азия в 2025 году: «дрейфующие острова» // Кыргызстан, 2005. Стратегии и сценарии развития. Сб.ст. и материалов.- Б., 2005.-С.29 36
  167. Ответ Н. С. Трубецкого А.Ушакову. Август, 1927 г. // ГАРФ. Ф. 5783. Оп. 1. Ед. хр. 312.
  168. Оттауэй Марина. Демократия: только наполовину // Трудности перехода: демократия в России / Московский центр Карнеги. М., 2004. — С. 14−15.
  169. A.C. Постмодернизм и глобализация: проект освобождения собственников от социальных и национальных обязательств // Вопросы философии. 2003. — № 6. — 16−36.
  170. В.И. Циклы и волны глобальной истории. Историческое измерение глобализации. М.: Логос, 2003. —276с.
  171. В., Строков А., Столповский О. Россия и Китай в Центральной Азии: политика, безопасность, экономика. http://www.easttime.ru/
  172. Н.П. Особенности современных вызовов и угроз национальной безопасности России // Журнал российского права. 2007. — № 7. — С. 3−12
  173. JI.Р. Ислам и проблема адаптации к условиям «чужой» цивилизации. В сб.: «Ислам и проблемы межцивилизационного взаимодействия». — М., 1992.
  174. Э.А. Геополитика. — М.: Издательская группа «Прогресс» «Культура», 1995. С. 21.
  175. Построение доверия между исламистами и секуляристами таджикский эксперимент. — Душанбе: Деваштич, 2004.-360 с.
  176. Проблемы безопасности в Центральной Азии // Материалы международной научно- практической конференции (21−22 октября 2005 г., Ташкент).-128с.
  177. Проблемы безопасности в Центральной Азии и стратегии их решения. http://www.postsoviet.ru
  178. Рахмон Эмомали. Таджики в зеркале истории. Книга первая. От Арийцев до Саманидов. -London & Flint River Editions. -Great Britain, 2000
  179. Рахмонов, Эмомали. Таджикистан на пороге будущего. M., 1997. — С. 29.
  180. М. Геном: автобиография вида в 23 главах / М. Ридли- пер. с англ. И ред. К. б. н. О. Н. Ревы. М.: Эксмо, 2008
  181. Ю.И. Глобальные вызовы и угрозы XXI века. Интернет.
  182. Г. И. Методология научного исследования, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.-317с.
  183. П.Н. Евразийство как исторический замысел // Основы евразийства. М., 2002.
  184. П.Н. Европа и Евразия // Глобальный проблемы и перспективы цивилизации. (Феномен евразийства). М., 1993.
  185. П.Н. Континент Евразия. М., 1997.
  186. Саидов 3. Внешняя политика Таджикистана в условиях глобализации. -Душанбе: «Авасто», 2004.-592 с.
  187. Саидов 3., Сабуров А. Таджикистан на рубеже тысячелетий: реализация национальных интересов на международной арене.- Душанбе, 2005.-143с.
  188. Саидов 3. Политика открытых дверей.- Душанбе: Шарки Озод, 2003.-224с.
  189. Л.И. Цивилизации в истории человечества. Брянск: «Курсив», 1998.-340с.
  190. П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. -543с.
  191. К.Л. Мифы и реальность этнического сепаратизма в Китае и безопасность Центральной Азии.- Алматы, 2003.-736с.
  192. Теоретическая социология: Антология: В 2-х ч, М.: Книжный дом «Университет», 2002. — 4.2. — 432с.
  193. Теоретическая социология: Антология: В 2-х ч. М.: Книжный дом «Университет», 2002. — Ч. 1, — 424 с.
  194. В.А. Очерки теории и политики этничности в России.-Отпечатано: Участок оперативной полиграфии Института этнологии и антропологии РАН. — М.: Русский мир, 1997.
  195. А. Цивилизация перед судом истории. Сборник. М., 2002.
  196. А. де. Демократия в Америке. М., 1997. — С.370.
  197. Толковый словарь русского языка Ушакова // http // slovari. yandex.ru / diet / ushakov
  198. Томас Карозерс Московский Центр Карнеги: Публикации, статьи, и интервью, -www. carnegie.ru.
  199. Ф. Таджикистан: особенности сотрудничества с ведущими международными исламскими организациями // Центральная Азия и Кавказ. Журнал социально-политических исследований. Швеция: CA & Press, 2008 № 2 (56). С. 141.
  200. Урсула Шнайдер. Доклад в сборнике глобальные требования: дискуссии к глобализации Вена, 2000. С. 293 (на немецком языке).
  201. Урханова Римма. Евразийцы и Восток: прагматика любви? // Вестник Евразии, выпуск № 1, М.: Типография «Внешторгиздат», 1995. С. 17.
  202. А.И. Новый мировой порядок — М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. С. 229.
  203. С. Религиозная жизнь Евразии: реакция на глобализацию Электронный ресурс. Сергей Филатов. Режим доступа: http://wvvw.archipelag.ru/geoculture/religions/Eurasia/reaction/.
  204. Философия: Энциклопедический словарь. Под ред. А. А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004. -С. 109.
  205. Философская энциклопедия. Гл. ред. Ф. В. Константинов, — М.: Советская энциклопедия, 1970.
  206. Философский энциклопедический словарь / Ред.кол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. — 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1985.
  207. Франц Нушлер «Рабочая книга политики развития». Бонн (ФРГ) из-во Дитц, 1996 г. Стр. 560 (на немецком языке).
  208. Ф. Конец истории и последний человек. М., «Act» 2004 -588 с.
  209. , Г. Терроризм, секуляризация и религиозная свобода: размышления об аль-каидистском дискурсе Электронный ресурс. Г. Хааршер. Режим доступа: http://www.rlinfo.ru/projects/conf0302/ haarscher.html.
  210. , Ю. Будущее человеческой природы Текст. Ю. Хабермас- пер. с нем. М.: Весь Мир, 2002. -144с.
  211. , Ю. Диалектика секуляризации. О разуме и религии Текст. Ю. Хабермас, Й. Ратцингер (Бенедикт XVI) — пер. с нем. М.: ББИ Мир, 2006.-112с.
  212. , Ю. Философский дискурс о модерне Текст. Ю. Хабермас- пер. с нем. М.: Весь Мир, 2003. 416с.
  213. Р.Дж. Таджикистан в орбите глобализационных и геополитических процессов. —Душанбе: «Ирфон», 2005. -152 с.
  214. Э.М. Диалектика иерархии и неиерархии в философии и научном знании.- Казань, 2007.
  215. Халфорд Маккиндер. «Географическая ось истории» (1904) http://ш.wikipedia.org/wiki/Xapтлeнд (гeoпoлитикa)
  216. Хантингтон П.Сэмюел. Столкновение цивилизаций // Pro tn Contra, весна 1997.
  217. В. Народы между цивилизациями. В книге B.JI. Цымбурского «Остров Россия. Геополитические и геохронологические работы. 1993 -2006. -М., 2007.- С. 228.
  218. А. Шанхайская организация сотрудничества как важный фактор обеспечения безопасности в Центральной Азии // Безопасность Евразии.-2007, № 3.- С. 38−50. http:/korunb.nir.ru/queries archive.
  219. Чжао Хуашен. Китай, Центральная Азия и Шанхайская организация сотрудничества / Московский Центр Карнеги. Рабочие материалы, № 5, 2005.-С. 13.
  220. С. Ислам и политический экстремизм // Россия и мусульманский мир. 2000, № 3.
  221. Шарипов С И. Некоторые проблемы внешней политики Таджикистана в контексте современных тенденций в ЦА // Региональная интеграция Центральной Азии: проблемы и перспективы. Душанбе: Ирфон, 2006.
  222. С. Доклад на конференции «Республика Таджикистан и исламский мир» Интернет: Фергана.Ру 06.11.2007
  223. С. И. Новая система международных отношений и внешняя политика Таджикистана. // Таджикистан и современный мир. № 2 (11). -Душанбе, 2006.
  224. М. Проект манифеста мусульманской деятельности. Дамаск, 2000.
  225. Т. Социальная психология. Москва: Прогресс, 1969. — С 269.
  226. А. Таджики (этнографическое исследование).- Алматы, 2006,392 с.
  227. В. Закон синархии. Киев, 1994
  228. П.Д. Различные уровни идентичности в контексте современного Таджикистана// Фонус. 2001, № 2, с. 40 -48 .
  229. П. Таджикская идентичность и государственное строительство в Таджикистане.- Душанбе: Ирфон, 2003. -208с.
  230. П.Д. Государство в роли гражданского общества. Традиция против модернизации в современном Таджикистане. Интернет: www. centrasia. ru
  231. Шоисматуллоев Ш. Таджикистан в зеркале преемственности и смены поколений (2-е издание). Душанбе: Ирфон, 2008.-320с.
  232. М. Экономика и безопасность государств Центральной Азии после 11 сентября 2001 года: скептический взгляд на ситуацию // Центральная Азия и Кавказ. 2003. — № 1 (25). — С. 50.
  233. Ш., Шукуров Р. Центральная Азия (Опыт истории духа). М.: Панорама, 1996.
  234. Экстремизм в Центральной Азии / Институт России и Китая. Алматы, 2000.-С. 55.
  235. О.Г. Миссионеры Токвиля. Пропаганда гражданского общества и поддержка демократии // URL: http://old.russ.ru/politics/meta
  236. Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М.: Экономика, 2001. — 348с.
  237. Hantington S. The Third Wave. Democratization in the Late Twentieth Century. London, 1993.
  238. Mackinder, Yalford J. The Geographical Pivot of History. «Geographical Journal», Vol. 23, № 4 (April, 1904), p. 421−444.
  239. Mitchel P.R. The society of the Muslim Brothers L., 1969. Mortimer E. Faith and Power. L., 1982. Mozaffari M. Can a declined civilization be reconstructed? Islamic civilization or civilized Ham? // International relations. -L., 1998.
  240. Ragab I. A. Islam and Development. «World development». Oxford, 1980, vol. 8 Recherche sur les grands civilisations. Memoire No 3. Pensees politiques de Ayatollah Khomeyni. (ed. Y.A. Henry). P., 1980.
  241. Robert J. Barro and Rachel M. McCleary Which Countries Have State Religions? Harvard, 2005
  242. The World and Terrorism. Documents of the preparatory committee of the International Seminar on Terrorism. Cairo. 1996. 30 May.
  243. Амиршох-й, Нурму^аммад. Давлатдории то^икон дар асрх-ои 9−14. -Душанбе: Амри илм, 1999.
  244. Бобохонов, Мансур. Таърихи точикони ч-ах-он. Чопи дуввум. -Душанбе: Ирфон, 2002.
  245. Тафуров, Бобочон. То^икон, ч-.1. Душанбе: Ирфон, 1997.
  246. М. Аз таърихи фалсафаи то^ик. Душанбе, 1988.
  247. Рах-им Мусулмониёни К, убодиёнй. Точ-икон, 2500 сол. Душанбе: Адиб, 2005.
  248. Салими Аюбзод. Сад ранги сад сол. То^икон дар к-арни бистум. Прага: Пост скриптум Имприматур, 2002.
  249. Точикон дар кдламрави Ориёно. Душанбе, Деваштич, 2007.
  250. Х, азратк, улов М. Ориёщо ва тамаддуни ориёй. Душанбе, 2006.
  251. Яъкубшох- Юсуфшох-. То^икшинос. Душанбе, 1999. ¿-У'
Заполнить форму текущей работой