Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства в процессе обучения компьютерной графике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Образовательная система в школе диктует потребность в учителях изобразительного искусства, обладающих развитыми профессиональными качествами: гностическими, проектировочными, конструктивными, организаторскими, коммуникативнымиа также владеющих компьютерным инструментарием. Недостаточная разработанность методик подготовки таких специалистов ведет к снижению профессионального уровня выпускников… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ
    • 1. 1. Понятие и структура профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства
    • 1. 2. Психолого-педагогические условия развития профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства
    • 1. 3. Модель методической системы обучения студентов компьютерной графики, способствующая развитию профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства
      • 1. 3. 1. Цель, задачи и содержание учебного предмета «Компьютерная графика»
      • 1. 3. 2. Дидактические принципы, методы, приемы обучения дисциплине «Компьютерная графика»
      • 1. 3. 3. Средства обеспечения учебных, воспитательных и развивающих процессов
  • Выводы
  • Г л, а в, а 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ОСНОВАМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Ход и результаты констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Ход и результаты обучающего эксперимента
    • 2. 3. Результаты контрольно-сравнительного эксперимента
  • Выводы

Развитие профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства в процессе обучения компьютерной графике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема исследования и его актуальность. Проблема компьютеризации и информатизации общества в целом и образовательной сферы в частности рассматривается на государственном уровне в разделе по образованию Федеральной программы «Электронная Россия» (2002 -2010), «Развитие единой образовательной информационной среды» (2002;2005), «Компьютеризация сельских школ», «Компьютер в каждую школу» (2001 — 2005). Проблема в большей степени заключается в теоретических и методических аспектах адаптации новых технических средств обучения к учебному процессу, во внесении изменений в теорию и методику обучения под их воздействием, в подготовке и переподготовке педагогических кадров, повышении уровня профессиональной компетенции.

В научных трудах психологов и педагогов рассматриваются аспекты профессионального становления личности.

Закономерности профессиональной подготовки и формирования личности учителя раскрываются в работах О. А. Абдуллиной, Ю. К. Бабанского, B.C. Ильина, Н. В. Кузьминой, В.А. Канн-Калика, Н. В. Половниковой, Л. П. Раченко, Л. И. Рувинского, A.M. Щербакова, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинского и др. Изучением вопроса профессиональных качеств занимались отечественные и иностранные психологи. Значительный вклад в изучение профессиональных качеств внесли выдающиеся исследователи C.JI. Рубинштейн (1957), Б. Г. Ананьев (1980), Н. Д. Левитов (1960), Ф. Н. Гоноболин (1962, 1975), В. А. Крутецкий (1982, 1991), В. Д. Шадриков (1983, 1991), С. Л. Кондратьева (1984), Б. М. Теплова (1985), B.C. Мерлина (1986), Н. В. Кузьмина (1961, 1993), Э. А. Голубева (1993), Н. А. Аминов (1997), Б. Б. Коссов (1998), М.К. Ка-бардов (2000), Ю. П. Поваренков (2002) и др.

Изучением структуры профессиональных художественно-графических способностей учителей изобразительного искусства занимались Харламова М. Т., Корзинова Е. И.

Применение средств компьютерной графики в различных областях жизнедеятельности человека оказывает влияние на формирование личности по четырем основным направлениям: философское (формирование научного миропонимания, эстетических идеалов), инструментальное (формирование компьютерной грамотности и информационной культуры), практическое (применение программных средств при решении задач профессиональной деятельности), психологическое (развитие психических процессов памяти, внимания, мышления, воображения, поддержание высокого уровня мотивации деятельности).

Новообразования, возникающие в процессе работы с компьютерными средствами, переносятся в условия традиционного общения, в частности при работе с компьютером (компьютерной графикой) повышается активность познающего субъекта, индивидуализируется процесс обучения, преодолеваются стереотипы авторитарного стиля взаимодействия, стимулируется развитие личности обучаемого — самостоятельности его суждений, инициативности, значительно усиливаются требования к точности формулировок, логичности и последовательности изложения, повышается значение рефлексии, что является профессионально важными характеристиками для педагогической деятельности и лежит в основе гностического, проектировочного, конструктивного, организаторского, коммуникативного компонентов профессиональных качеств педагога (по Н.В. Кузьминой).

На сегодняшний день компьютер, как инструмент широко используется в художественно-графической деятельности, в связи с этим разработаны и используются методики преподавания информатики и компьютерной графики B.C. Кузнецова, С. Н. Падалко, В. Д. Паронджанова, С. А. Ульянова, Н. В. Софронова, Э. М. Кравченя, Т. И. Абрагимович, Л. Я. Нодельман, Ю.Ф. Катха-новой, М. Н. Марченко, А. Н. Агошковойшироко используется применение средств компьютерной графики в сфере подготовки учителей изобразительного искусства на кафедре начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна под руководством Ю. Ф. Катхановой при Московском педагогическом государственном университетеоднако, эти методики направлены на приобщение к работе с персональным компьютером, ознакомление студентов с программными средствами, применяемыми в области компьютерной графики и широко известными компьютерными технологиями и возможностями этих технологий в сфере культуры и образовании, и не ставят перед собой цель — развитие профессиональных качеств учителя изобразительного искусства на стадии подготовки к профессиональной педагогической деятельности.

Таким образом, определилась область исследования, что позволило сформулировать проблему — развитие профессиональных качеств учителя изобразительного искусства в процессе обучения компьютерной графике.

Образовательная система в школе диктует потребность в учителях изобразительного искусства, обладающих развитыми профессиональными качествами: гностическими, проектировочными, конструктивными, организаторскими, коммуникативнымиа также владеющих компьютерным инструментарием. Недостаточная разработанность методик подготовки таких специалистов ведет к снижению профессионального уровня выпускников художественно-педагогических вузов, оставляя проблему неразрешенной. Поэтому для разрешения этой образовательной ситуации необходимо разработать методическую систему, построенную таким образом, чтобы студент приобретал изобразительные, графические навыки и навыки работы с компьютером и чтобы занятия ориентировали его на будущую педагогическую деятельность. Потребность общества в компетентных, профессионально развитых, обладающих компьютерной графической культурой учителях изобразительного искусства подтверждает целесообразность, своевременность и актуальность данного исследования.

Цель исследования: решение проблемы исследования посредством разработки методической системы, направленной на развитие профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства в процессе обучения компьютерной графике.

Гипотеза исследования: развитие профессиональных качеств учителя изобразительного искусства в процессе обучения компьютерной графике будет успешно, если будет разработана методическая система, включающая в себя:

— цели, задачи и содержание развития профессиональных качеств (использование средств компьютерной графики для интенсификации познавательных процессов, интегрирование знаний предметов профессиональной подготовки и психолого-педагогического цикла в цикл знаний и умений из области компьютерной графики, организацию разнообразных форм проведения занятий по курсу «Компьютерная графика»).

— группу методов, приемов и дидактических средств, обеспечивающих мотивацию к изучению средств компьютерной графики, способствующих развитию профессиональных качеств;

— средства обеспечения учебных, воспитательных и развивающих процессов.

Предмет исследования. Методика развития профессиональных знаний, умений, навыков будущих учителей изобразительного искусства в процессе обучения компьютерной графике.

Объект исследования. Процесс обучения студентов старших курсов художественно-графических факультетов компьютерной графике.

В соответствии с целью и гипотезой, предметом и объектом исследования были поставлены следующие задачи:

— выявить и проанализировать структуру профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства;

— определить условия и психолого-педагогические предпосылки развития профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства;

— изучить психолого-педагогические, методические аспекты использования компьютерных средств обучения студентов, способствующих разви. 8 тию профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства;

— определить основные знания, умения и навыки в области компьютерной графики, необходимых будущему учителю для практической педагогической деятельности в условиях информатизации образования;

— спроектировать и реализовать педагогические методы развития профессиональных качеств учителя;

— разработать систему учебных заданий, направленную на овладение студентами понятийно-терминологическим аппаратом и практикой работы с графическими программами;

— провести диагностику развития профессиональных качеств в процессе изучения компьютерной графики на начальном и заключительном этапах обученияоценить эффективность предлагаемой методики, сделать выводы.

В ходе исследования предполагается применить следующие методы:

— изучение, анализ и обобщение научных, методических и монографических работ в рамках темы исследования;

— диагностические методы (беседа, анкетирование, контрольные срезы и т. д.).

— анализ текущих учебных, курсовых и дипломных работ студентов.

ХГФ;

— педагогический эксперимент: констатирующий, поисковый, формирующий;

— статистические методы обработки полученных данных.

Методологической основой исследования явились труды ведущих ученых, психологов, педагоговдостижения современной педагогической науки (концепция о формировании способностей в деятельности, деятельно-стно-творческий подход к образованию), нормативные документы (государственный образовательный стандарт), а также научные изыскания по проблеме исследования.

В ходе эксперимента применены следующие методы исследования:

— анализ психолого-педагогических, методических трудов по теме исследования: учебных программ, учебно-методических пособий, диссертационных исследований, научной литературы и периодических изданий по педагогике, психологии, информатике, дизайну, изобразительному искусству;

— наблюдение за учебно-воспитательным процессом, познавательной и художественно-творческой деятельностью студентов;

— анализ выполненных в процессе обучения графических работ студентов;

— разработка теоретических положений развития профессиональных качеств в процессе освоения компьютерной графики;

— подбор и составление учебных заданий;

— экспериментальное обучение, диагностика, обработка полученных результатов;

Организация исследования. Экспериментальную базу исследования составили художественно-графические факультеты г. г. Ростова-на-Дону, Москвы, Махачкалы. Экспериментальна работа проводилась в 2004;2007 гг., в эксперименте участвовали студенты 3-х курсов, обучающихся по специальности «Учитель изобразительного искусства».

Исследование проходило в несколько этапов.

На первом этапе (2003;2004 гг.) проводились изучение и анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, по вопросу развития профессиональных качеств студентов педагогических вузов, определение структуры, целей, задач, содержание, методов подготовки педагогических кадров, владеющих информационной культурой осуществлялись конструирование общих подходов к разработке теоретической модели организационно-педагогического обеспечения профессионального становления молодых специалистов в процессе освоения основ компьютерной графики, накопление эмпирического материала, подготовка экспериментальной базы, определение и уточнение методики организации опытно-экспериментальной работы, проведение констатирующего эксперимента.

На втором этапе (2004;2005 гг.) осуществлялись опытно-экспериментальная работа по проверке педагогических условий, способствующих эффективному развитию профессиональных качеств студентов, разработка и апробация методики, анализ, обобщение и сравнение полученных результатов в процессе педагогического эксперимента.

На третьем этапе (2005;2006 гг.) проводилась систематизация полученных экспериментальных данных, осуществлялся количественно-качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы по апробации теоретической модели организационно-педагогического обеспечения развития профессиональных качеств в процессе изучения компьютерной графики, проверялась достоверность выводов, оформлялось диссертационное исследование.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Средства графических программ, обеспечивающие развитие профессиональны качеств будущих учителей изобразительного искусства.

2. Методическая система развития профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства средствами компьютерной графики, включающая в себя:

— цели, задачи и содержание развития профессиональных качеств (использование средств компьютерной графики для интенсификации познавательных процессов, интегрирование знаний предметов профессиональной подготовки и психолого-педагогического цикла в цикл знаний и умений из области компьютерной графики, Организация разнообразных форм проведения занятий по курсу «Компьютерная графика»).

— группу методов, приемов и дидактических средств, обеспечивающих мотивацию к изучению средств компьютерной графики, способствующей развитию профессиональных качеств.

3. Критерии оценки развития профессиональных качеств средствами компьютерной графики.

4. Научно обоснованный и подтвержденный всем ходом исследования вывод о том, что развитие профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства средствами компьютерной графики открывает новые возможности для самореализации, творческой педагогической деятельности и создает условия для вхождения в профессию.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Дано научно — методическое обоснование возможности развития профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства средствами компьютерной графики.

2. Разработано содержание учебного курса «Компьютерная графика», с использованием межпредметных связей, направленное на развитие профессиональных качеств учителя изобразительного искусства с расширением и уточнением целей и задач дисциплины.

3. Разработана и экспериментально проверена методическая система развития профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства средствами компьютерной графики, включающая в себя:

— цели, задачи и содержание развития профессиональных качеств (использование средств компьютерной графики для интенсификации познавательных процессов, интегрирование знаний предметов профессиональной подготовки и психолого-педагогического цикла в цикл знаний и умений из области компьютерной графики, Организация разнообразных форм проведения занятий по курсу «Компьютерная графика».

— группу методов, приемов и дидактических средств, обеспечивающих мотивацию к изучению средств компьютерной графики, способствующей развитию профессиональных качеств.

— средства обеспечения учебных, воспитательных и развивающих процессов.

4. Исследована и экспериментально подтверждена достоверность разработанных критериев оценки (низкий, средний, высокий) развития профессиональных качеств студентов ХГФ средствами компьютерной графики.

5. Полученные результаты экспериментальной методики доказывают, что освоение средств компьютерной графики обеспечивает поэтапное развитие профессиональных качеств у будущих учителей изобразительного искусства и создает условия для вхождения в педагогическую профессию.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что внесен вклад в теорию и методику обучения и воспитания:

— решена проблема развитие профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства средствами компьютерной графики;

— выявлены психолого-педагогические условия развития профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства (студентов старших курсов) в процессе обучения компьютерной графике;

— уточнено содержание учебного курса «Компьютерная графика», способствующего наиболее эффективному развитию профессиональных качеств студентов старших курсов как будущих учителей изобразительного искусства;

— разработаны методические рекомендации освоения графических программ, способствующие эффективному развитию профессиональных качеств будущих учителей изобразительного искусства.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они успешно внедрены в практику преподавания художественно-графических факультетов педагогических вузов, а также могут использоваться при разработке методических рекомендаций, подборке тематики и содержании занятий, направленных на развитие профессиональных качеств учителя изобразительного искусствапредложенные в исследовании методические разработки могут быть применены в образовательном процессе высших и средних учебных заведениях художественной направленности в качестве алгоритмов эффективного освоения графических программ учебных дисциплин на базе компьютерного обучения, в организации обучения старших школьников, на курсах повышения квалификации учителей изобразительного искусства.

Результаты исследования дают основание сделать вывод, что выдвинутая гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены. Применение в учебном процессе художественно-графических факультетов разработанной методической модели по курсу «Компьютерная графика», способствует развитию профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства.

Однако проведенное исследование не исчерпывает решения всех вопросов организационно-педагогического развития профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства средствами компьютерной графики в виду сложности и многогранности данной проблемы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретический анализ исследований и опытно-экспериментальная работа позволили получить следующие результаты:

1. Обоснованы выбор темы диссертационной работы, ее актуальность, раскрыты цели, задачи, объект и предмет исследования, его гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость,.

2. Подробно рассмотрено понятие «профессиональные качества» Для будущих квалифицированных специалистов основу профессионально важных качеств составляют способности и характерологические черты. Согласно В. Д. Шадрикову, профессионально важными качествами могут выступать свойства нервной системы, особенности психических процессов, личностные особенности, характеристики направленности, знания и убеждения, а также другие качества личности. Профессиональные качества влияют на эффективность труда, являются предпосылкой и, результатом профессиональной деятельности, совершенствуются в ней.

Классификации профессиональных качеств учителя изобразительного искусства с подробным описанием компонентов были составлены Е. А. Климовым, Н. Д. Левитовым, Ф. Н. Гоноболиным, А. В. Карповым, А. К. Марковой, В. А. Крутецким и другими исследователями.

За основу исследования профессиональных качеств нами была принята систематизация, предложенная Н. С. Кузьминой в рамках функционального подхода, объединяющей множество компонентов в систему из пяти составляющих: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный.

3. Раскрыты психолого-педагогические условия развития профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства и возможности влияния обучения с использованием средств компьютерной графики на компоненты профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства. Рассмотрены концептуальные позиции вопроса личностно-профессионального становления человека в контексте личностного, деятельностного, профессионально-ориентированного и возрастного подходов, реализуемых в рамках личностно — ориентированного непрерывного профессионального образования.

4. Рассмотрены возможности позитивного влияния средств компьютерной графики на становление компонентов профессиональных качеств и переноса новообразований, полученных в результате работы с техническим устройством (компьютером) в профессиональную педагогическую деятельность.

5. Разработана модель методической системы, способствующая развитию профессиональных качеств учителя изобразительного искусства в процессе обучения компьютерной графики. Главным отличием разрабатываемой методики является то, что развития профессиональных качеств осуществляется в процессе освоения средств компьютерной графики, с осознанием студентами возможности их применения в будущей профессиональной педагогической деятельности.

6. Уточнены компоненты методической системы: цели, задачи и содержание учебного курса «Компьютерная графика», формы проведения занятий, дидактические принципы, методические приемы, средства обеспечения учебных, развивающих, познавательных процессов.

Цель учебного предмета «Компьютерная графика»: развить профессиональные качества студентов как будущих учителей изобразительного искусстванаучить использовать средства компьютерной графики, научить пользоваться современными программными продуктамиразвить художественно-эстетический вкус, воспитать граждански устойчивую личность, способную вносить ощутимый вклад в совершенствование образования и самой себя. Выявлены знания, умения и навыки в области компьютерной графики, необходимые будущему учителю изобразительного искусства для практической педагогической деятельности в условиях информатизации образования.

Исходя из цели уточнено и расширено содержание учебного курса, состоящего из теоретического и практического блоков. Содержание учебного курса компьютерной графики открывает новые возможности применения синтеза знаний по изученным дисциплинам накопленных за период обучения на художественно-графическом факультете при выполнении учебных заданий средствами прикладных графических программ, особенно это актуально для дисциплин предметной подготовки: история изобразительного искусства, перспектива, рисунок, живопись, композиция, основы теории декоративно-прикладного искусства, художественное оформление в школе, основы черчения и начертательной геометрии.

Также в исследовании раскрыты принципы разработки оптимальной структуры учебной информации, и предлагаются две стратегии умственной деятельности, направленные на улучшение качества запоминания информации и развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование гибкой, вариативной системы знаний. Предложены основные логические этапы освоения графических программ. Эффективность возможного применения такого подхода к освоению программ подтверждаются теоретическими научными положениями. Данные этапы освоения программ построены по принципу увеличения степени самостоятельности студентов в процессе учебной деятельности и здесь наиболее эффективным является применение соответствующей системы методов, классифицированных И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным.

Выявлены психофизиологические и эргономические требования к организации учебного процесса с применением компьютерных средств обучения.

7. Выделены и обоснованы критерии развитости профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства и выбраны методы их диагностики: наблюдение, опрос, анкетирование, беседа, использовались результаты выполнения текущих заданий, результаты просмотров и сдачи сессии.

1. Диагностика уровня знаний, умений, навыков в области компьютерной графики осуществлялась методом опроса, а также по результатам практических заданий и в соответствии с таксономией целей обучения (Б.Блум) выявлялся уровень овладения знаниями. Также проверялось развитие мышления, памяти, внимания.

2. Проводилось наблюдение за процессом выполнения студентами практических заданий, фиксировалось отношение студентов к выполняемой работе, мотивация, способность анализировать, творчески перерабатывать новый учебный материал, находить решения в затруднительных ситуациях, способность предлагать оригинальные, нестандартные идеи, оказывать помощь товарищам и др.

2. Для выявления влияния нашей методики на общий уровень успеваемости студентов мы зафиксировали и провели сравнительный анализ оценочных показателей по итогам сессий.

3. Для определения уровня притязаний использован опросник В. Гер-бачевского, предназначенный для диагностики мотивационной структуры личности, также использовались бланки самооценки личности и опросник самооценки творческого потенциала.

4. Для диагностики коммуникативных качеств будущих учителей изобразительного искусства нами была выбрана методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности (КОС-2) и диагностика коммуникативной толерантности (В.В. Бойко). Опросник «Q-сортировка», разработанный В. Стефансоном (1958) представляет собой эмпирический метод определения того, каким человек себя представляет и каким хотел бы бытьпозволяет определить основные тенденции поведения человека в реальной группе.

5. Для выявления структуры ценностных ориентаций студентов был использован опросник С. С. Бубнова, направленный на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности.

6. Уровень социальной зрелости диагностировался на основе определения локуса контроля (Д. Роттер), который является важной интегральной характеристикой личности, показателем отношения к себе и отношения к окружающему миру. Локус является устойчивым свойством индивида и формируется в процессе его социализации.

7. Подробно рассмотрен ход и результаты проведения констатирующего, обучающего и контрольно-сравнительного экспериментов.

На этапе формирующего эксперимента реализовывались в практике обучения компьютерной графике положения теоретически разработанной модели методической системы, направленной на развитие профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства. Учебный курс состоял из теоретических и практических занятий.

Одновременно с объяснением теоретического материала преподавателем, студенты соотносили полученные сведения с практикой: при описании теоретической части программы, преподаватель предлагал студентам воспользоваться соответствующими функциями программы. Работа проводилась одновременно со всей группой, пошагово.

Сразу после завершения теоретической части занятия, студенты начинали работать над практическим заданием для закрепления пройденного материала и снижения уровня забывания теоретических положений.

На практических занятиях перед студентами ставились различные изобразительные задачи, инструментами их решения выступали средства графических программ. Важное значение в содержании занятий уделялось ориентации на нравственные и культурные ценности в выборе тематике работ. Общая тематика заданий была разработана с возможностью ее последующего применения студентами с упрощением задач для обучения школьников (соответственно возрасту обучаемых) в будущей педагогической деятельности в области изобразительного искусства, а также для создания наглядных пособий, раздаточных материалов, художественного оформления школы. Практические задания были составлены таким образом, чтобы в процессе их выполнения студенты задействовали максимальное количество наиболее важных, базовых функций графических программ, а содержание задания отражало наиболее адекватный способ применения программных средств (инструментария) в практике художественного творчества. Студенты были вынуждены актуализировать полученные теоретические сведения, и применять их на практике, соотнося свой замысел работы с возможностями инструментария про граммы.

Задания выполнялись в индивидуальном темпе, соответствующем скорости протекания нервно-психических процессов, что стимулировало глубину и прочность усвоения, благодаря чему обучаемые получали возможность раскрыть и проявить свои способности, свой личностный потенциал.

Эмоционально-положительный настрой занятий поддерживается при помощи использования тихой музыки, поддерживающий основной очаг внимания студентов, и нейтрализующей шумовой фон работы компьютеров.

В процессе выполнения практических заданий преподавателем применялись следующие методы: метод фронтальной работы, метод индивидуальной работы со студентами, метод личного показа.

8. Результаты экспериментального обучения были оформлены в таблицы и представлены в диаграммах.

Основываясь на результатах эксперимента, можно сделать вывод о повышении уровня гностического компонента профессиональных качеств: система знаний, умений (основа профессиональной деятельности, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность) — повысился уровень знаний, умений и навыков в области компьютерной графики (начальный — высокий) — и повысился общий уровень успеваемости по предметам.

В результате обработки и сравнения нами были выявлены различные показатели самооценки творческого потенциала: в группе на этапе констатирующего эксперимента — 56, 5%, в контрольной группе после окончания формирующего этапа — 59,3, в экспериментальной группе после проведения формирующего эксперимента — 76, 1%, что является высоким показателем, но не результатом завышенной самооценки (выше 85%). Таким образом показатель самооценки творческого потенциала в экспериментальной группе по сравнению с исходным уровнем повысился на 19,6%- а этот же показатели в контрольной группе увеличились на 2,8%. Положительная разница результата уровня экспериментальной группы к результатам контрольной составляет 16,8%.

Сравнительный анализ развития уровня притязаний студентов до и после формирующего эксперимента выявил более положительные тенденции развития показателей мотивационной структуры в экспериментальной группе, чем в контрольной группе. Наиболее положительная динамика развития была отмечена в экспериментальной группе по показателям: волевого усилия — разница показателей контрольной и экспериментальной групп составила 4,8 баллаинициативности — 6 балловзначимости результатов деятельности — 3,4 баллаожидаемого уровня результатов — 4,4 балла. Еще одной положительной тенденцией можно считать снижение значения мотива избегания — разница показателей контрольной и экспериментальной групп составила 3,6 балла.

В результате обработки данных развития коммуникативных склонностей, нами была выявлена различная их динамика: в экспериментальной группе на этапе формирующего эксперимента по сравнению с констатирующим показатель возрос на 18%- а в контрольной — на 2%. Процентная разница показателей развития этих склонностей контрольной и экспериментальной групп составила 16% в пользу последней.

Развитие организаторских склонностей также проходило не равнозначно: в экспериментальной группе после проведения формирующего эксперимента показатель увеличился от уровня констатирующего этапа на 18%- в контрольной группе — на 6,5%. Разница показателей развития этих склонностей в контрольной и экспериментальной группах составила 11% с положительным перевесом в экспериментальной группе.

В результате исследования были выявлены различные уровни коммуникативной нетерпимости к окружающим в контрольной и экспериментальной группах. Сравнительный анализ позволил подвести итоги: в контрольной группе после этапа формирующего эксперимента по сравнению с констатирующим результат коммуникативной нетерпимости снизилсяна 1,5%- в экспериментальной группе после формирующего эксперимента — 13,7%. Разница показателей свидетельствует о повышении уровня коммуникативной толерантности в экспериментальной группе по сравнению с контрольной на 12,2%.

По результатам исследования реальной структуры ценностных ориентаций изменилась значимость поликомпонентных ценностей: возросло значение ценностей, имевших низкие показатели: здоровье (+1), социальная активность (+2), общение (+1), познание нового (+3), помощь и милосердие другим людям (+2).

Показатель уровня локализации контроля имеет тенденцию: преобладание интернальных альтернатив (склонность принятия на себя ответственности за происходящие события).

Таким образом, в результате контрольно-сравнительного эксперимента был выявлен существенный рост значений по выделенным критериям в экспериментальной группе, что свидетельствует об эффективности разработанной методической системы развития профессиональных качеств будущего учителя изобразительного искусства в процессе обучения компьютерной графике.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Vaughan Т. Multimedia. Making 1. Work. McGraw-Hill, 1993 — 408 е., ил.
  2. Callahan C. Developing creativity in gifted and talented. Reston VA: The Council for Exceptional Children, 1978. — 244c.
  3. Frick P.J. Conduct Disorders and Severe Antisocial Behavior. N. Y., Plenum Press. 1999.-128 c.
  4. Guilford J. The nature of human intelligence. N.Y., 1967. -220 c.
  5. Jerram P., Gosney M. Multimedia Power Tools //Cardiff. CA: Verbum, 1995. -415 е., ил.
  6. К.А. Время жизни и время личности. СПб.:Алетейя, 2001
  7. И.Ю., Майорова Е. В. Диагностика профессионально важных качеств. Спб., 2007. — 192 с.:ил. — (серия «Практическая психология»).
  8. Агошкова Анастасия Николаевна Учебное проектирование в графической деятельности студентов педвуза (на материале архитектурно-строительного черчения). Автореферат дис.канд. пед. наук. -М. 2006.- 19 с.
  9. Л. Н. Модель личностно-профессионального становления человека/ Служба практической психологии образования МО РФ.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1989, стр 5−8.
  11. П.Андреев В. И. Эвристическое программирование учебно-исседов-ательской деятельности. М., 1981. -291с., с ил.
  12. Г. М. Социальная психология. М., 1999. 313 с.
  13. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988. — 187с.
  14. М.Арестова О. Н., БабанинЛ.Н., ВойкунскийА.Е. Специфика психологических методов в условиях использования компьютера. М., 1995. 276с.
  15. Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. М.: Прометей, 1994.352 с.
  16. .Ж., Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Проблемно-модельноеобучение: Вопросы теории и технологии. Алма-Ата, 1980. -304с.
  17. Ю.Д., Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации// Психологический журнал.- 1998. № 1.
  18. Ю.Д., Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации// Психологический журнал.- 1998. № 1.
  19. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987.-80 с.
  20. Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Просвещение, 1978.-112с.
  21. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985.-207 с.
  22. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общеобразовательный аспект. М.: Просвещение, 1977.-180 с.
  23. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Экранное пособие. М.: Знание, 1985.-31с.
  24. Н.Б., Буняев М. М., Матросов B.J1. Некоторые возможности использования вычислительной техники в учебном процессе: Учебное пособие.-М., 1989.-278с.
  25. А. В., Алексеева И. Ю., Майорова Е. В. Диагностика профессионально-важных качеств. СПб.: Питер, 2007. — 192с.: ил. — (Серия «Практическая психология».
  26. А.И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: ИИД «Филинъ», 2003. 260с.
  27. А.И., Старых В. А. Систематизация информационных ресурсов для сферы образования: Классификация и метаданные. М.: РГУИГ11- «Европейский центр по качеству», 2003.- 94с.
  28. П.П., Жукова E.JL, Кантор Т. Э. и др. Информатика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.- 286 с.
  29. В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.- Воронеж, 2002.- 180 с.
  30. .Н. и др. Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе. М., 1992. — 159с.
  31. Болдачев A., Adobe Page Maker 6.5, краткий курс, С.- Петербург, «ПИТЕР», 1998.- 580с., с ил.
  32. . Наука и теория информатизации. М.: ФИЗМАТГИЗ, 1960. -144 с.
  33. Ю.В., Самойлов В. А. и др. Мультимедийный учебник на CD-ROM. Информатика для абитуриентов./ Под.ред. Тихомирова. М., 2002. -60с. с ил.
  34. В.А. Компьютерные телекоммуникации для науки высшей школы// Развитие образования и науки на пороге XXI века. М., 1996.
  35. А. А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход.-М., 1990.- 238 с.
  36. Визуальная культура визуальное мышление в дизайне / В. Ф. Колейчук и др.-М., 1990.-87 с.
  37. Вопросы и ответы. Adobe. Справочник для создателей мультимедиа, Дизайнеров и технических специалистов, Adobe-Press, М., «КубК-а», 1998. -482 с.
  38. Т. П. Кашица В.П. и др. Образование в эпоху новых информационных технологий. М., 1995.- 108 с.
  39. Выбор методов обучения в средней школе/под ред.Ю. К. Бабанского. -М., 1981.-260 с.
  40. JI.C. Педагогическая психология. М., 1996.
  41. JI.C. Психология искусства. М., 1986, -.460 с.
  42. .А., Хрусталева Т. М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя // Вопр. психол. 1994. № 4. 160 с.
  43. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: Изд-во Московского университета, 1988. -255 с.
  44. Т., Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютера в учебном процессе.//Вопросы психологии, 1985,№ 3, — 160с.
  45. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
  46. .С. Прогностический подход к компьютеризации.// Сов. педагогика, 1986, № 7.- 60с
  47. Н.М. Проблема креативности и явление подражания. М., 1994. -87с
  48. М.А. Что мир ИТ и что ИТ для мира//Компьютера. 2001.- 48с.
  49. В.В. Проблемы развивающего обучения. -М.: Педагогика, 1986. -244с.
  50. В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.-142 с.
  51. И. Эстетическая потребность. М.: Наука, 1976.192 с.
  52. Е.Е. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителей биологии и химии: Автореф. канд. дис. Пермь, 1999. 60с.
  53. Е.Е. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителей биологии и химии: Автореф. канд. дис. Пермь, 1999.- 69 с.
  54. С.Р. Методы компьютерного обучения. Дис.канд. пед. наук. Научный Ростов н/Дону, 1990.
  55. В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2000. -440 с. 5 6. Дьяченко М. И., Кандыбович JI.A. Психологический словарь-справочник. -Мн.: Харвест, 2004. 576с. — (Библиотека практической психоло-гии).С.229−230,401,402, 403.
  56. ДьяченкоВ.К. Сотрудничество в обучении. М., 1999. -320 с.
  57. JI.A. Процесс формирования профессионально- педагогической направленности студентов университета. Автореферат дис.канд. пед. наук.-Одесса. 1990.- 22 с.
  58. Искусство дизайна с компьютером и без./Пер.с англ. — М.: Кудиц-Образ, 2004.-208 с.
  59. В.А. Информатика. М., 2002. — 308с.
  60. В. Точка и линия на плоскости. СПб.: Азбука, 2003. — 240 с.
  61. В.Н. Психологические проблемы формирования компьютерной грамотности школьников.// Вопросы психологии, 1986,-№ 5,-134 с
  62. Н.К. Теоретические основы ситеза искусств как способа эстетического познания и моделирования личности в условиях информационных технологий. Дис. докт. пед. наук, Ростов-на-Дону, 1996.-170 с.
  63. К., Альфтан Т. Компьютеры во внешкольном образовании //Перспективы: вопросы образования. М., 1991. — № 2. — 186 с.
  64. Келли J1. Мэрдок. 3ds max 5. Библия пользователя.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. — 1136 е.: ил
  65. М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995. — 60 с.
  66. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М., 1997. — 180 с.
  67. Корзинова Е. И. Структура профессиональных художественно-графических способностей студентов педвузов, Mill У
  68. Т.В. Мышление, опосредованное данными ЭВМ// Вопросы психологии. 1986. № 6. 1986. № 6. -160 с
  69. Т.В. Познавательная активность при решении дискурсивной задачи в компьютеризированном эксперименте// Вопр. Психологии. 1990. № 5. 160с
  70. Т.В. Экспериментальная психология. М., 2002 -314 с.
  71. Т.В., Григоренко Е. JL, Кузнецова О. Г. Познавательная активность и индивидуально стилевые особенности интеллектуальной дея-тельности//Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1991.№ 1. — 154 с.
  72. Т.В., Тихомиров O.K. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М., 1990. 184 с.
  73. Краткий психологический словарь. /Ред. — сост. JI. А. Картенко. Под общей ред.А. Н. Петровского, М. Г. Ярошевского. — Ростов-на-Дону. 1998. — С. 366−367.
  74. Д.Л., Пушков А. И. Мультимедиа своими руками. СПб: БХВ- Петербург, 1999.- 416 с., ил.
  75. П.А., Ломов Б. Ф., Митькин А. А. Психология восприятия и искусство плаката. М.: Плакат, 1987. — 208 е., ил.
  76. В. Т., Проблемное обучение: Истоки, сущность, перспектива. М., 1990.-356 с.
  77. Н. Основы общей дидактики. М., 1986. — 380 с.
  78. Н. И. Рисуем на компьютере:Word, Photoshop, CorelDraw, Flash. -СПб, 2006.-128 с.:ил.
  79. Лекции по общей психологии: Учебное пособие / Л. Б. Ительсон. Мн., 2003. — 896 с. — (Библиотека практической психологии).
  80. Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1960
  81. А.Н. Избранные психологические произведения . М., 1983.
  82. И. Я., Скаткин М. Н. О методах обучения// Советская педагогика. -1965. № 6 (приложение).
  83. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. — 245с.
  84. Мак-Келланд, Дик. Potoshop 6 для Windows. Библия пользователя.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2001. — 992 е.: ил.
  85. Э. Музыка, речь и компьютер. Киев, 1995., — 342 с.
  86. Н.Н. Становление профессионально-педагогческой культуры преподавателя педагогического университета. Дис. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1999. 180 с.
  87. В.Л. Педагогическое образование: состояние, проблемы, перспективы. М., 2001. — 46с.
  88. Е.П. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения.-М.: Педагогика, 1988.-192 с.
  89. ЮО.Монахов В. М., Кузнецов А. А., Смекалин Д. О. Микропроцессорная техника в зарубежной школе. // Сов.педагогика. 1984, № 3−121 е.
  90. А.П. Дизайн. Основы теории и практики: Учебное пособие. -Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2006. 171 е., с 75−83,107−117,147−151.
  91. Г. С. Надежность профессиональной деятельности. СПб., 1996., с 51
  92. ЮЗ.Норберт Виннер. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М.: Сов. Радио, 1958.-35.
  93. Ю4.0бщая психология: Курс лекций/ Сост. Е. И. Рогов. М., 1995. — 448 с.
  94. Ю5.0сетрова Н.В., Смирнов А. И., Осин А. В. Книга и электронные средства в образовании. М.: Издательский сервис- Логос, 2002. -240 с.
  95. Юб.Осин А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М.: Агентство «Издательский сервис», 2004. — 320 с.
  96. Ю7.0син А. В. Концептуальные основы образовательных электронных изданий и ресурсов// Учебник третьего тысячелетия: Материалы III Международной научно-практической конференции и юбилейного Всероссийского семинара- совещания. СПб: СПб ГТТУ, 2003. 121с.
  97. Ю8.0син А. В. Модели образования на базе компьютерных технологий// Материалы Международного форума «Информатизация образования Казахстана: шаг в XXI век». Алматы: РК, 2001. 145 с.
  98. Ю9.0син А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М., 2004.-320 с.
  99. ИО.Отчет о научно-исследовательской работе. Общие требования и правила оформления. ГОСТ 19 600 74. М., 1974. — 58с.
  100. В.Д. Как улучшить работу ума? (Новые средства образного представления знаний, развития интеллекта и взаимопонимания). М.: Радио и связь, 1998. 203 с.
  101. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.- Под.ред. В. А. Саластенина. М., 2004. — 368 с.
  102. Педагогическая психология: конспект лекций/ сост. С. В. Кошелева. М.: ACT- СПб.: Сова, 2005. — 94,2. е.: ил. — (Университетская библиотека).
  103. Н.Педагогическая психология: конспект лекций/ сост. С. В. Кошелева. М.: ACT- СПб.: Сова, 2005. — 94, 2. е.: ил. — (Университетская библиотека)
  104. А.В. Новое педагогическое мышление. М., 1989.
  105. Е.С. Интернет в гуманитарном образовании. М., 2001. — 104 с. с ил.
  106. Пономаренко С., Adobe Illustrator 7.О., «BHV — Санкт- Петербург», 1998. — 420 е., ил.
  107. С.И. Декоративное и оформительское искусство в школе. Учеб. Пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. институтов. М., «Просвещение», 1976. 136 с. с ил.
  108. А.А. Теория и практика художественного образования в педагогическом вузе (личностно-ориентированный культуросообразный контекст). Автореферат дис.докт. пед. наук. -М. 2004.- 20 с.
  109. Психологическая диагностика: проблемы и исследования/ Под.ред. К. М. Гуревича. М., 1981.-460 с.
  110. Психология высшей школы/ М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович, С.л. Кан-дыбович. Мн., 2006. — 416 с.
  111. .В. Геометрия картины и зрительное восприятие. СПб.: Азбука-классика, 2002. — 320 с.
  112. И.М. Психология фантазии Мн., 1991, — 403 с.
  113. С. JI. Проблемы способностей и принципиальные вопросы психологической теории. Тезисы докладов на I съезде Общества психологов. Вып. 3. М.- 1959. — С 138
  114. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии,
  115. Сеймур-Коэн Л. Секреты дизайнера. Профессиональные приемы работы в Adobe Photoshop 7 и Adobe Illustrator 10./ Пер. с англ., М.: Кудиц-Образ, 2003. — 193 с.
  116. Т.В. Тезисы научно-исследовательской работы «Формирование проектного мышления на основе информационных технологий / Мастерская художественного проектирования.
  117. С.В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. Общая информатика М., «АСТ-Пресс», 1998. — 398 с.
  118. С.В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. Специальная информатика: Учебное пособие М, 2004. — 480с.
  119. Ш. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2001. 743 с.
  120. А. М. Методы активного обучения. М., 1991.- 240 с.
  121. О.Г. Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика использования). Красноярск: КрГУ, 2002. 367 с.
  122. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е. С. Мн.: «Современное слово», 2001. — 928 е., С. 741.
  123. В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности: Учебн. Пособие/В.А. Сонин (автор-составитель). СПб., 2004. — 408 с.
  124. П.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. М., 1997.(С. 11,13,14.)-49 с.
  125. В.Н. Учеба, творчество, искусство. О ключевых понятиях и терминах изобразительной деятельности. Ростов н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2003. — 86 с.
  126. Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 2006. — 542 с. -(Высшее образование).
  127. И.Н. Смыслообразование в графическом дизайне. Метаморфоза зрительных образов. Учебное пособие для вузов. М.: МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2003. — 296 е., ил.
  128. М.О., Сурин А. А. История образования и цветодидактики. Серия «Школа дизайна». Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003.-352 с.
  129. Творческие задачи по черчению: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991. —128 с.
  130. МЗ.Теплов Б. М. Избранные труды: в 2 т., т.1., М., 1985.- 328 с.(.стр16)
  131. . М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1985. 328 с.
  132. . М. Способности и одаренность// ученые записки государственного института психологии. Т.2. М., 1973. -58 с.
  133. Г. С., Тимофеева Е. В. Графический дизайн. Серия «Учебный курс». Ростов н /Д: Феникс, 2004. 320 с.
  134. В.П. Развитие дистанционного образования. М., 1996.- 415с.
  135. O.K. Основные психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения.// Вопросы психологии, 1986,-№ 5,-с.54.
  136. O.K. Понятия и принципы общей психологии. М., 1992. -360с.
  137. В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. СПб., 2006.-479 е.: ил.
  138. В.А., Матросова JI.H., Бузукина А. Б. Методы игрового обучения и интенсивные учебные процессы. М., 2003 — 321 с
  139. В.А., Трайнев И. В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учебное пособие. М., 2005.-280 с.
  140. Трайнев И. В, Горнштейн М. Ю. Организация контроля качества учебного процесса/ Под общ. Ред. Проф. И. М. Ващенко. М., 2003. — 128с.
  141. И.В. Конструктивная педагогика: Учебное пособие / Под общей ред. B.JI. Матросова. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 320 с.
  142. И.В. Оптимизация структуры учебной информации. М., 2003 -146 с.
  143. Учебная программа по дисциплине компьютерная графика. МГПУ ХГФ. Разработ. Л .Я. Нодельман., под ред. д.п.н., профессора Ю.Ф. Катханов-ской. М., 1999.
  144. О.В. Система творческих заданий как средство формирования компьютерной грамотности учащихся./Автореф. дис. канд. пед. наук. Казань, 2001.-19 с.
  145. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя 7-е изд. Краткий курс, М., Инфра-М, 1998 — 220с.
  146. В.А., Фомичева О. С. Новые теории и методы раннего позитивного развития интеллекта детей в информационном o6u^ecTBe//Educational Technology&Society. 4(2).2001.
  147. Формирование системного мышления в обучении: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Проф. З. А. Решетовой. М, 2002. — 344 с. — (Серия «Педагогическая школа. XXI век»).
  148. М., Мультимедиа в примерах, «BHV Санкт- Петербург», 1996. — 404 с с ил.
  149. М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. -СПб., 2002.-467с.
  150. Хон P.JI. Педагогическая психология: Принципы обучения: Учебное пособие для высшей школы. 2-е изд. — М.: Академический Проект: Культура, 2005. — 736 с.
  151. Т.М. Психологические аспекты развития профессиональных способностей учителя-предметника Хрусталева Т.М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя: Автореф. дис. канд. псих. наук Пермь, 1993. 16 с
  152. Т.М., Доманова Е. Е. Специальные способности в структуре деятельности учителей-предметников//Вопр. психол. 2003. № 3. с
  153. Художественное творчество и психология. М.: Наука, 1991. — 192 с.
  154. А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения. М., 2000. -266 с.
  155. Ю.М., Семенова Е. Ю. Информатизация образования в США. (новые информационные технологии в образовании: Обзор. Инф. / НИИ-ВО).-М., 1990.-Вып.8.
  156. Человек и компьютер/ Под.ред. О. К. Тихомирова. М., 1971. 345с. с ил.
  157. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. М., 1996. -366 с.
  158. О.Н. Информационные аспекты компьютеризации. М.: Наука, 1989.-103 с.
  159. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельно-сти.М., 1982.
  160. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. И доп. М., 1996. 320 с.
  161. Ю.С. Взаимосвязь профессиональных способностей и стиля деятельности учителя-предметника в связи со свойствами индивидуальности: Автореф. канд. дис. Пермь,
  162. О.Н. Новые информационные технологии как основа профессионального роста учителя искусства./ Центр непрерывного художественного образования (Департамент образования Москвы)/
  163. Г. Ю. Цифровая обработка цветных изображений, русское издание, М., «ЭКОМ», 1997. 214 е., ил.
  164. К.М. Об одном подходе к использованию компьютера для обучения школьным предметам.// Вопросы психологии, 1987,-№ 5,-с.160 с.
  165. А.Ф. О системном подходе к совершенствованию методической работы с педагогическими кадрами//Специалист. 2001. — № 8.
  166. А.Ф., Черноглазкин С. Ю., Шеховцов А. П. Профессиональное образование и формирование личности специалиста. М.: ИПР СПО, 2002 -334 с.
  167. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов / Т. Г. Богданова, Ю. Б. Гиппенрейтер, E.JI. Григоренко и др.- Под ред. С. Д. Смирнова, Т. В. Корниловой. М.: Аспект Пресс, 2002. — 383с.
  168. С., Внутренний мир 3DStudio МАХ. Том 1. М., 1998. — 516 с.
  169. Д.Б. Психология игры. М., 1994.
  170. Эхо Ю. Письменные работы в ВУЗах: Практическое руководство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации. М., 1997.
  171. О. Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий. СПб.: БХВ-Петербург, 2004. — 240с.: ил.
Заполнить форму текущей работой