Экономические основы местного самоуправления и их формирование в рыночных условиях
Проблема обеспечения народовластия в России стоит сейчас остро как никогда. Современная экономико-политическая ситуация в стране в настоящее время не способствует наделению простого человека-гражданина возможностями непосредственного управления территорией, на которой он проживает. Не решены вопросы о собственности местного самоуправления. Даже Конституция Российской Федерации имеет серьезные… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ
- 1. Понятие и система отношений собственности в современной науке
- 2. Собственность и самоуправление
- 3. Модели рыночной экономики и самоуправления
- ГЛАВА II. ЕДИНСТВО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
- 1. Общинная собственность — исторически первая основа самоуправления
- 2. Производственное самоуправление
- 3. Необходимость единства производственного и территориального самоуправления
- ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ ОСНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
- 1. Формирование финансовой базы местного самоуправления. Доходы и расходы местных бюджетов
- 2. Финансовые отношения между местными органами и государственными, а также региональными структурами власти. Проблемы налогообложения
- 3. Проблемы уменьшения или преодоления рисков при формировании финансовых основ местного самоуправления
Экономические основы местного самоуправления и их формирование в рыночных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования определяется насущными потребностями всесторонней организации местного территориального и производственного самоуправления населения.
Самоуправление — система отношений-, характеризующих, прежде всего, национальные особенности, региональные и природные условия жизнедеятельности человека и его социально общественной организации. Человек и самоуправлениепервичная «физиологическая», демографическая, хозяйственная и социально-политическая клеточка любого общества, его формирования, функционирования и развития. Не случайно, несмотря на национальную специфику жизнедеятельности общества, самоуправление стало одним из глобальных вопросов наряду с проблемами экологии, культуры, права, безопасности.
Этому служит и Европейская Хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 г.
Проблема обеспечения народовластия в России стоит сейчас остро как никогда. Современная экономико-политическая ситуация в стране в настоящее время не способствует наделению простого человека-гражданина возможностями непосредственного управления территорией, на которой он проживает. Не решены вопросы о собственности местного самоуправления. Даже Конституция Российской Федерации имеет серьезные недоработки и противоречия, прежде всего, с позиций правового и материально-финансового обеспечения реального народовластия в стране в том смысле, что «власть, данная местным органам управления, — в соответствии с Хартией — должна. быть полной и исключительной». А для этого надо иметь адекватную правовую, институциональную, материально-финансовую и контрольно-организационную базу, не говоря уже о реальных механизмах ее задействования. Все это порождает риски, связанные с функционированием органов местного самоуправления, и, следовательно, необходимость в них разобраться и найти пути их минимизации.
Данные вопросы вызывают активные дискуссии на всех уровнях нашего общества. В частности, широкий общественный резонанс вызвало принятие нового Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подписанного Президентом РФ В. В. Путиным 6 октября 2003 г., ряд положений которого совпадает с идеями, изложенными в данной работе. И одна из главных — разделение экономических основ самоуправления на две части — собственность и местный бюджет1.
Степень научной разработанности* проблемы, прежпе всего, определяется тем, что в мировой экономической науке разработкой проблем собственности и управления, их соотношения на различных этапах развития человеческого общества занимались представители многих школ и направлений: А. Смит, Дж. Милль, А. Маршалл, И. Фишер, Дж. Кейнс, П. Самуэльсон и другие. Нельзя забывать при этом и роль трудовой теории стоимости, получившую свою завершенность в трудах К. Маркса. Отечественная экономическая теория также рассматривает проблемы собственности и управления. Наиболее существенное влияние на формирование теоретических результатов настоящей диссертационной работы оказали труды следующих экономистов: Белоусова Р., Еремина А., Игнатовского П., Минеева В., Покрытана А., Сергеева А., Смирнова Э. и многих других.
Что касается собственно проблем самоуправления, то интерес науки к ним неимоверно возрос с начала рыночных преобразований в России. Из числа наиболее активных разработчиков этой проблемы следует отметить Волкову А., Кузнецову А., Прокофьеву Ж., Прудникову М., Родина С., Стронгину М., Тетерина В., Чартаева М., Черкасова А. и других.
При оценке степени разработанности исследуемой проблемы просматривается двойственность: с одной стороны, и по собственности, и по управлению, и по самоуправлению сформулировано немало теоретических и отработано не меньшее количество практических и достаточно конструктивных рекомендаций по их использованию на макрои микроуровнях, а с другой стороны, перед наукой постоянно возникают нерешенные задачи. Среди них наиболее острой проблемой применительно к России является трудно решаемое противоречие между экономической наукой и исторической практикой по организации самоуправления, выражаемое в постоянном отставании практики (законодательства) от теории развития самоуправления.
Все это и определило выбор темы диссертационного исследования и его акту.
1 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЭ, ст. 49, п. 1. альность.
Цели и задачи диссертационного исследования.
Целью работы является комплексное исследование экономических основ формирования местного самоуправления в России, двух сторон данного процесса — собственности и финансовых основ.,.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
• изучить взгляды ученых-экономистов и представителей юридической науки (особенно в их современных трактовках) на проблему собственности и ее систему в различных исторических условиях;
• исследовать соотношение собственности и управления, а также собственности и самоуправления;
• выявить отличия в самоуправлении в разных странах (Англии и США, Европы и Японии и т. д.), увязав эту проблему с разными моделями как рыночной, так и нерыночной экономики;
• проследить роль общинной собственности в организации самоуправления в историческом плане, начиная с древнейших времен до настоящего времени;
• раскрыть взаимосвязь производственного самоуправления и различных форм собственности;
• показать взаимосвязь производственного и территориального самоуправления и выявить необходимость их единства;
• проанализировать процесс становления финансовой базы местного самоуправления в России, выявить основные причины, мешающие этому процессу;
• сформулировать основные меры по уменьшению или преодолению финансовых рисков, возникающих при формировании финансовых основ самоуправления.
Объектом исследования является социально-экономическая система общества, в центре которой находятся проблемы собственности, управления и самоуправления, а также финансовые отношения.
Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие при территориальном и производственном самоуправлении.
Теоретическая и методологическая основа исследования.
Теоретической основой исследования в диссертации являются труды классиков мировой экономической: теории, современных ведущих ученых экономистов, включая и отечественных специалистов. Юридическую базу исследования составляют конституции целого ряда стран, в том числе и Конституция России, Европейская Хартия по самоуправлению, законодательные акты многих стран по самоуправлению.
Методологическую базу исследования образует диалектико-материалистический подход к развитию общественно-экономических формаций,.
I. форм собственности, рыночных и финансовых отношений, а также в работе используются: структурный и системный анализ, сравнительный макрои микроэкономический анализ, факторный анализ, принцип историзма. При изучении некоторых практических материалов использовались методы экономико-статистической обработки конкретных фактов.
Научная новизна выводов и результатов, полученных лично автором в ходе исследования, состоит в системном, комплексном подходе к анализу и разработке концептуальных проблем собственности, управления и самоуправления, обеспечению единства производственного и территориального самоуправления, формированию финансовой базы органов самоуправления.
На защиту выносятся следующие научные результаты, содержащие элементы научной новизны.
1. Обосновывается необходимость изучения проблем местного самоуправления, в первую очередь, исходя из форм собственности. Система форм собственности всегда выступала и выступает экономической основой управления (государственного и регионального) и самоуправления. Самоуправление и собственность неотделимы друг от друга, самоуправление реально там, где собственность на решающие условия жизнедеятельности принадлежит населению данной территории или коллективу работников предприятия. Наиболее приемлемой и эффективной такой формой выступает совместная (коллективная) собственность.
2. Сформулированы основные различия двух моделей самоуправления, обусловленных существованием двух моделей рыночной экономики — англосаксонской и континентальной, их преимущества и недостатки. К их числу относятся различные цели функционирования органов местного самоуправления: для англосаксонскойэто защита граждан от вмешательства государства в их личные дела, а для континентальной — обеспечение социальной защищенности граждан.
3. Доказывается, что производственное самоуправление наиболее эффективно, если оно опирается на совместную (коллективную) собственность как на свою экономическую основу. У коллективных предприятий по сравнению с аналогичными частными и государственными предприятиями более высокий уровень и темпы развития производства и доходности, на несколько порядков выше уровень личных доходов рабочих, а значит, выше их социальная обеспеченность.
4. Обосновывается необходимость единства производственного и территориального самоуправления, так как в этом случае создаются условия для обеспечения эффективности того и другого, решается проблема превращения граждан в хозяев своей территории и работников предприятия, на котором они работают в хозяев этого предприятия.
5. Предлагаются меры по снижению или преодолению рисков при формировании финансовой базы самоуправления, среди которых создание действующей системы учета и контроля расходов органов местного самоуправления, а также расширение доходной базы местных бюджетов.
Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что научные результаты, выводы и рекомендации проведенного исследования могут быть использованы официальными органами для совершенствования самой концепции самоуправления и российского законодательства по самоуправлению, при практической организации производственного и территориального самоуправления, для изменения отношений между органами местного самоуправления, с одной стороны, и государственными и региональными структурами власти — с другой.
Материалы работы, содержащие анализ самых различных аспектов формирования экономических основ самоуправления, будут полезны для практических работников, связанных с исследуемыми проблемами.
Результаты данного исследования могут быть использованы в преподавании курса экономической теории и других экономических дисциплин.
Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в опубликованных автором научных работах общим объемом 4,5 п.л., выступлении автора на Третьей научной конференции аспирантов и докторантов в Московском гуманитарном университете в ноябре 2003 г.
Заключение
.
Научное изучение местного самоуправления целесообразно прежде всего с методологической точки зрения. Дать оценку современному состоянию любого объекта исследования невозможно без установления причин его происхождения и выделения основных этапов развития.
Однако и это не означает, что будут найдены однозначные, пригодные для-всех случаев решения. То, что могло давать и действительно давало неплохие результаты в одних исторических условиях, со временем стареет и начинает сдерживать рационализацию производства и экономический рост. Так, к примеру, в СССР решающие средства производства принадлежали государству, хотя одновременно и провозглашалось, что они принадлежат всему народу. И несмотря на то, что представительные органы власти формировались по принципу выборности (на всех уровнях), реального местного самоуправления не было: даже сельский совет был первичной структурой государственной власти. Что же касается производственного самоуправления, то оно также фактически отсутствовало на заводах и фабриках. Единственной сферой производственного самоуправления оставались лишь колхозы, коллектив которых владел собственностью на средства производства на правах владения, распоряжения и пользования, не обладая при этом полной собственностью на землю.
В результате перестройки появилось прямо противоположное направлениеповсеместное внедрение частной собственности. Это создает и новые последствия для утверждения и развития как территориального так и производственного самоуправления.
Вывод следующий — самоуправление и собственность неотделимы друг от друга, самоуправление реально там, где собственность на решающие условия жизнедеятельности принадлежит населению данной территории или коллективу работников предприятия. Наиболее приемлемой и эффективной такой формой выступает совместная (коллективная) собственность.
Повышение роли местного самоуправления в обеспечении прав российских граждан в решающей степени зависит от правового регулирования деятельности органов самоуправления. В настоящее время отсутствует четкое правовое разграничение полномочий между органами государственной власти (федеральными и региональными) и органами местного самоуправления. В законодательстве многие важные аспекты взаимоотношений властей сформулированы расплывчато, а то и вовсе не прописаны.
Вместе с территориальным самоуправлением должно развиваться и производственное.
Самоуправление тем полнее и эффективнее, чем больше членов трудового коллективаучаствуют в нем. Дляэтого самоуправление необходимо строить попринципу снизу-вверх — от первичной его ячейки (бригады, участка) до цеха и предприятия в целом. При этом уже в бригаде, что чрезвычайно важно, должны быть реализованы все основные черты самоуправления: бригада в той или иной мере должна, быть собственником, владеть средствами и продуктом своего труда, выбирать бригадира. Все члены бригады должны участвовать в управлении производством и распределением на своем уровнеколлективы бригад участвуют в выборах собрании трудового цеха, а через него — в выборах собрания трудового коллектива предприятия.
Самоуправление является неполным, усеченным и не может реализовать всех своих преимуществ, если оно опирается на территориальное. Более того, производственное самоуправление в ближайшей исторической перспективе будет все более и более становиться материальной основой территориального самоуправления.
Одна из наиболее острых проблем самоуправления — это проблема финансов. Если из бюджета органа самоуправления будут изыматься все деньги и передаваться на другие уровни, то у нас в России ничего не получится. Поэтому действительно правы те, которые предлагают строить всю систему управления страной, в том числе и всю бюджетную систему, не сверху вниз, а снизу вверх.
Итак, укрепление принципов территориального и производственного самоуправления находится в прямой связи со становлением демократического общества в современной России.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.
• Проблемы самоуправления нужно рассматривать через призму отношений собственности, так как система форм собственности всегда выступала и выступает экономической основой управления (государственного и регионального) и самоуправления. Самоуправление и собственность неотделимы друг от друга, самоуправление реально там, где собственность на решающие условия жизнедеятельности принадлежит населению данной территории или коллективу работников предприятия. Наиболее приемлемой и эффективной такой формой выступает совместная (коллективная) собственность.
• Несмотря на то, что обе модели самоуправления (англосаксонская и континентальная) обладают рядом достоинств, для России предпочтительной является континентальная модель из-за ее большей социальной направленности и четкого контроля.
• Только единство территориального и производственного самоуправления может позволить отдельным членам общества и всему социуму в целом по максиму использовать достоинства обеих систем, эффективно и экономно использовать имеющиеся ресурсы, давать равные права на реализацию своих возможностей всем труженикам и обеспечить их социальную защищенность.
• Достижение финансовой стабильности органов местного самоуправления возможно только при правильном формировании их финансовой базы, предоставлении им больших полномочий по формированию доходной части их бюджетов, а также минимизации их кредитных рисков путем создания четкой системы учета и контроля, в том числе с тесным участием государственных структур. Необходимо установление таких форм взаимодействия между государственной и местной властью, которые позволят им эффективно действовать и в интересах населения, и в целях обеспечения национальной безопасности государства.
Список литературы
- Указ Президента Российской Федерации «Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» № 769 от 23.05.96.
- Федеральный- закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ от 24.07.2002.
- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003.
- Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» № 115-ФЗ от 19.07.1998.
- Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» № 115-ФЗ от 19.07.1998.
- Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» № 115-ФЗ от 15.08.96 г.
- Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» № 126-ФЗ от 25.10.1997.
- Абалкин Л.И. Что такое хозяйственный механизм? М.: Мысль, 1980.
- Авдеева Т.Т. Институты и инструменты управления развитием местного сообщества. //Человек, сообщество, управление. 1999 г. № 1.
- Ю.Аганбегян А. Г. Управление социалистическими предприятиями. Вопросы теории и практики. М.: Экономика, 1979.
- Агеев В.М. Экономические интересы и стимулы при социализме. М.: Советская Россия, 1984.
- Алле М. Экономика как наука. М., 1995.
- Афанасьев Г. А. Главные моменты министерской деятельности Тюрго. Одесса, 1884.
- Баранов К.К. Бюджетный федерализм и местное самоуправление в Германии. М., 2000.
- Белкин A.A., Бурмистров A.C. Самоуправление в системе российского конституционализма. сб. Местное самоуправление механизм реализации конституционности России. М.: Изд-во МЭПИ, 2002.
- Белоусов P.A. Развитие демократических начал в Управлении социалистическимпроизводством. М.: Профиздат, 1980.
- Бем-Баверк Е. Основы теории ценностей хозяйственных благ. Пер. с нем. Л.: Прибой, 1929.
- Бинкин Б. А. Черняк В.И. Эффективность управления: наука и практика, М.: Наука, 1982.19.*Брегель Э. Я: Критика буржуазных учений об экономической системе современного капитализма. М.: Мысль 1972.
- Бузгалин A.B. Самоуправление как новый тип общественных отношений. // Проблемы местного самоуправления. Изд-во МЭПИ- 2002, № 1.
- Бузгалин A.B., Колганов А. Н. Реализация общенародных интересов. М.: Экономика, 1985
- Бюджетный кодекс Российской Федерации № 145-ФЗ от 31.07.1998.
- Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: Великобритания, Франция, Германия, США. М., 1998.
- Васильчиков А.О. О самоуправлении. СПб., 1870.
- Велихов JI.A. Основы городского хозяйства: общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства. М., 1996.
- Взаимодействие экономики, политики и управления / Колл. авт. М.: Мысль, 1985.
- Вопросы политической экономии. Под ред. Цаголева H.A., Хессина H.B. М.: Издво МГУ, 1960.
- Временное положение о волостном земском управлении / Временное правительство 1917 года // Муниципальное право.- 1999. № 3.
- Временное положение о поселковом управлении / Временное Правительство 1917 года // Муниципальное право.- 1999.- № 4.
- Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991.
- Гвишиани Д.М. Организация управления. М.: Политиздат, 1972.
- Гегель. Философия права. М.: Мысль, 1990.
- Гильфердинг Р. Финансовый капитал. М., 1959.
- Гладышев Л.Г. Правовые основы местного самоуправления. М. 1996.
- Гуковский М.А. «Хроника» Бонакаккорсо Питти. Л., 1972.
- Гэлбрэйт Дж. К. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1979.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. t. IV, М., 1955.
- Дедков И. Новый цикл российских иллюзий. // Новый мир. 2001, № 12.
- Дзарасов С.С. Экономические методы управления. М.: Изд-во МГУ, 1969.
- Долан Э. Дж. И др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. Пер. с англ. СПб., 1994.
- Дунаев Э.П. Обобществление социалистического производства. М.: Мысль, 1980.
- Европейская Хартия местного самоуправления. // Реформы местного управления в странах Западной Европы. М., 1993.
- Иванченко В.М. Необходимость народного самоуправления в России. // Проблемы местного самоуправления. Изд-во МЭПИ, 2003, № 3(7).
- Игнатовский П.А. Экономические вопросы теории и практики социализма. М.: Экономика, 1979.49. Известия.
- Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1976.
- Князев Б. В Коллектив ассоциация коммунистической формации. М.: Изд-во МГУ, 1979.
- Косолапов Р.И. Социализм. К вопросам теории. М.: Мысль, 1979.
- Ковалевский М.М. Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения. М., 1879.
- Конституция Российской Федерации 1993 года. М.?Известия, 1993.
- Котов В.Н. Критика буржуазных теорий «экономических систем». М.: Наука, 1981.
- Кузнецова А.П. Исторические уроки разрушения общинной земельной собственности. // Проблемы местного самоуправления. М.: Изд-во МЭПИ, 2002, № 2.
- Кудрявцев A.C. Социалистическая организация общественного труда. М.: Экономика, 1974.
- Кутафин O.E. Фадеев В. Н. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2001.
- Лазаревский Н. И. Лекции по русскому государственному праву. СПб, 1910.
- Левин Б.М. Социально-экономические потребности: закономерности формирования и развития. М.: Мысль, 1974.
- Львов Д. С. Седов В.И., Сиськов В. И. Стандарт и качество: экономический аспект проблемы. М., 1974.
- Люкшинов А. Н- Стратегический менеджмент. М.: Юнити, 2001.
- Люфт X. План и товарное производство. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1983.
- Линдон Х.Л. Вы на самом деле хотели бы все знать об экономике? Пер. с англ. М., 1992,
- Макконелл К. Р., Брю С.Л. Экономикс. М., 1992.
- Малышев И.С. Общественный учет труда и цена при социализме. М.: Соцэкгиз. 1960.
- Мандел Э. Власть и деньги. М.: Экономическая демократия, 1992.68. Маркс К., Энгельс Ф. соч.
- Маурер Г. Л. Введение в историю общинного подворного, сельского и городского устройства и общественной власти. М.: 1880.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.
- Местное самоуправление. Национальная ассоциация местных властей Дании и Союз российских городов. М., 1995.
- Милль Дж.С. Основы политической экономии. М.: Прогресс, 1980.
- Мизес Л. Социализм: экономический и социологический анализ. М.: 1995.
- Минеев В.Н. Диалектика экономика. М. 1998.
- Моисеенко H.A., Попов М. В. Управление социалистической экономикой. Л.:Изд-воЛГУ, 1981.
- Мокрый B.C. Проблемы законодательства в области местного самоуправления. Аналитический вестник Госдумы. М.: 2001, выпуск 14, ч.1.
- Назаров М.Г. Производительность труда: измерение, анализ, развитие. М.: Экономика, 1977.78. Независимая газета.
- Незнамова H.A. К вопросу об истории развития земских учреждений, сб. Российская государственность и местное самоуправление. ч.2, 2001.
- Никитин С.М. Теории стоимости и их эволюция. М.: Мысль, 1970.81.0жерельев О. И. Совершенствование производственных отношений. М.: Экономика, 1986.
- Основные теории местного самоуправления: происхождение и развитие. М., 1996. 87. Основы предпринимательской деятельности, колл. авт. М.: Финансы и статистика, 1994.
- Парадиз A.JI. Местное самоуправление в политической системе общества. Саратов, 1994.
- Первозванский A.A., Первозванская т.Н. Финансовый рынок: расчет и риск. М.: Инфра-М, 1994.
- Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкномика. М.: Дело, 1992.
- Покрытан А.К. Экономическая структура социализма. М.: Экономика, 1985.
- Полное собрание Законов Российской Империи. Собрание второе. СПб., 1867.
- Поляк Г. Б. Бюджетная система России. М., 2000.
- Попов Г. Х. Проблемы теории управления. М.: Экономика, 1974.
- Прохоров В.Н., Прохорова В. В. Местное самоуправление: прошлое, настоящее и будущее. // Муниципальный мир, 2000, № 4.
- Проблемы социалистической собственности. М.: Изд-во МГУ, 1973.
- Радаев В.В. Экономические интересы при социализме. М.: Изд-во МГУ, 1971.
- Риккардо Д. Экономические памфлеты. Пер. с англ. 1928.
- Родин С.Г. Управление экономикой. М.: Экономика, 1979.
- Родин С.Г. Самоуправление, земля и собственность, ж. Проблемы местного самоуправления. № 1(5), М.: Изд-во МЭПИ, 2003.
- Российская Федерация (журнал). 1995, № 24,
- Руднев A.B. Современные проблемы местной финансовой системы. М.: Изд-во МЭПИ, 1999.
- Рыночная экономика. Учебник, т. 2, ч.1, М.: Соминтек, 1992. с.
- Самуэльсон П. Экономика. М.:ВНЦИСН, 1992.
- Сдобнов С. Собственность и коммунизм. М.: Мысль, 1968.
- Селезнев Г. Н. О работе Совета представителей органов местного самоуправления при Председателе Государственной Думы. //Аналитический вестник Государственной Думы, М., 2001, выпуск 2.
- Сергеев A.A. Проблемы местного самоуправления. Изд-во МЭПИ, 2002- № 1.
- Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений. М.: Юнити, 2001.
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1931.
- Стоянова Е. Финансовый менеджмент. М.: Перспектива, 1995.
- Тренев H.H. Стратегическое управление М.: Приор, 2000.
- Трунина И.Ю. Становление и развитие финансово-экономической основы местного самоуправления в России, сб. Реформа местного самоуправления и национальная безопасность России, ч. IV, М.: Изд-во МЭПИ, 2003.
- Финансовая энциклопедия /Ред. И. Л Блинова, А. И. Буховецкого М., 1924.
- Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. М.: Дело, 1993.
- Френкель З.Г. Волостное самоуправление. Его значение и взаимоотношение с кооперацией. Вступительная статья и комментарии Говоренковой Т. М. М., 1999.
- Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Пер. с англ. М.: Финансы и статистика. 1992.
- Хейне П. Экономический образ мышления. Пер. с англ. М.: Новости, 1991.
- Хикс Дж. Р. Стоимость и капитал. М.: Прогресс. 1988.
- Хромушин Г. Б. Буржуазные теории политической экономии. М.: Политиздат, 1972.
- Шелдрейк Дж. Теория менеджмента. От тейлоризма до японизации. М.: Питер. 2001.
- Шеремет А. Д. Сайфулин P.C. Методика финансового анализа. М.: Инфра-М, 1995.
- Шухов Н.С. Ценность и стоимость. М.: Изд-во стандартов, 1994.123. Экономическая газета.
- Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. М.: Экономика, 1992.
- Эффективность и высшая цель социалистического производства. Под ред. В. Н. Герковца. М.: Экономика, 1986.