Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Профессиональная подготовка молодежи в региональной системе непрерывного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методика построения содержания, разработанная нами, состоит из следующих компонентов: цели изменения содержания, обоснованные изменениями в социальной и экономической сферах обществаанализ содержания профессиональной деятельности с целью учета квалификационных требований в содержании и организации учебного процессапостроение основных блоков и структуры профессиональной подготовкиразработка… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. «Теоретические предпосылки разработки региональной системы непрерывного образования с целью профессиональной подготовки молодежи»
    • 1. 1. Актуальность создания региональной системы непрерывного образования и пути ее формирования
    • 1. 2. Социально-педагогическая характеристика личности как критерий профессиональной подготовки молодежи в региональной системе непрерывного образования
  • Выводы по главе
  • Глава 2. «Содержание и организация профессиональной подготовки молодежи в региональной системе непрерывного образования»
    • 2. 1. Модель региональной системы непрерывного образования, осуществляющей профессиональную подготовку молодежи
    • 2. 2. Методика построения содержания профессиональной подготовки молодежи в региональной системе непрерывного образования
    • 2. 3. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность профессиональной подготовки молодежи в региональной системе непрерывного образования
  • Выводы по главе

Профессиональная подготовка молодежи в региональной системе непрерывного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях социально-экономических реформ в нашей стране проблема непрерывного образования приобретает особую остроту и жизненную необходимость для многих молодых людей и общества в целом. Экономическое развитие регионов в новых условиях политической, экономической и социальной жизни поставили в иную ситуацию развитие профессионального образования в отношении регионального аспекта его деятельности. Процессы всестороннего саморазвития регионов, специфика каждого из них вызывают необходимость усиления регионального аспекта в деятельности учреждений системы непрерывного образования, осуществляющих профессиональную подготовку молодежи.

Традиционно сложившаяся деятельность профессиональной школы всегда была ориентирована на общие процессы экономики, функционирующие в отраслевом виде. Существующие в условиях региона профессиональные образовательные учреждения отраслевого профиля были централизованно ориентированы на обеспечение кадрами конкретной отрасли народного хозяйства. Эти условия обусловили ряд противоречий между отдельными звеньями системы профессионального образования и региональными структурами. Распад жестких вертикальных структур, отсутствие жесткого трудоустройства по распределению выпускников профессиональной школы вызвали необходимость формирования региональных рынков труда. Это ориентирует выпускников профессиональных учебных заведений на поиск работы в районе постоянного местожительства, то есть на региональных рынках труда. Все это способствовало разрушению отраслевого принципа профессионального образования и ставило задачу перед системой образования активнее реагировать на изменения в направлении усиления регионального аспекта своей деятельности. Регион рассматривается как социум, для которого необходимо создать высокий уровень обеспечения образовательными услугами в сфере профессиональной подготовки. С этой целью на региональном уровне должны быть решены следующие задачи: социально-экономическая устойчивость региональной сети профессиональных образовательных учреждений, оптимизации их деятельностиразработка принципов формирования организационно-экономического механизма профессиональных учебных заведений, адаптированного к условиям рыночной экономикиразработка и реализация концепции региональной системы непрерывного многоуровневого профессионального образования.

Формирование новой структуры системы профессионального образования актуализировало проблему углубления и расширения научных исследований в области теории и методики профессионального образования, одной из ведущих целей которых стало совершенствование системы непрерывной профессиональной подготовки, отвечающей требованиям новых социально-экономических условий. Достижение этой цели возможно посредством проведения ряда мероприятий, важное место среди которых занимает построение нового содержания профессиональной подготовки молодежи в системе непрерывного образования, в основе которой лежит интегративный подход и принцип преемственности.

Практика показывает, что проблема качества профессиональной подготовки, ее соответствия требованиям рынка труда и профессий, не может быть решена на отдельной ступени профессионального образования. В то же время, анализ практики профессионального образования, особенно начального профессионального и высшего, среднего специального и высшего, свидетельствует о значительной их обособленности. Основной проблемой непрерывного образования является преодоление разграничений уровней профессионального образования по предметному признаку. Реформирование региональной системы непрерывного образования должно основываться на следующих положениях: обеспечение условий для личностно-ориентированного профессионального образованиядиверсификация содержания профессионального образования по уровням и срокам обучения, формам и методам организации учебного процессапреобразование сета профессиональных образовательных учрежденийсоздание нового поколения учебного и научно-методического обеспечения образовательного процесса.

Преобразования профессиональной подготовки в региональной системе непрерывного образования с целью повышения ее качества должны включать в себя пересмотр перечня профессий с учетом коньюнктуры регионального рынка трудасоздание единой информационной сети образовательных учрежденийповышение конкурентоспособности профессионального образованияоптимизацию сети профессиональных образовательных учреждений.

Сложившаяся система профессионального образования недостаточно обеспечивает непрерывность, поэтапность и преемственность профессиональной подготовки, не нацелена на перспективу, не несет в себе элементы будущего в содержании обучения. Определяющими факторами развития региональной системы непрерывного образования, обеспечивающей молодежи возможность получения конкурентоспособной и востребованной на рынке труда профессии, являются: реагирование на новые социально-экономические потребности личности и запросы обществарасширение спектра специальностей и специализаций с учетом тенденций и перспектив развития национальной и региональной экономикиускоренную подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров регионаудовлетворение профессиональных и культурно-образовательных потребностей личности более старшего, чем традиционный студенческий возраст, разных уровней подготовки, способностей и запросов.

На решение проблемы профессиональной подготовки в системе непрерывного образования существенное влияние оказали научные исследования по активизации учебного процесса (С.Я. Батышев, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, И. Я. Лернер, М. И. Мах-мутов, М. Н. Скаткин), концепция системного подхода (Н. В. Кузьмина), идеи целостности и интеграции образования (С. Я. Батышев, А. П. Беляева, Б. С. Гершунский, И. И. Гольдин, А. Н. Лей-бович, В. С. Леднев, И. П. Смирнов, С. А. Шапоринский).

Анализ теории и практики профессионального образования позволяет сделать вывод, что современные тенденции развития профессиональных образовательных учреждений актуализировали новые педагогические задачи, решение которых возможно в рамках проблемы построения региональной системы непрерывного образования. Эти задачи определяются социально-экономическими изменениями в обществе, формированием принципиально новой системы непрерывного образования, включающей в себя наряду с традиционными новые типы образовательных профессиональных учреждений.

Таким образом, противоречие между объективной потребностью в региональной системе непрерывного образования, обеспечивающей молодежи возможность получения полноценного профессионального образования, и недостаточной разработанностью в современной педагогике аспектов построения и функционирования такой системы, обусловили проблему исследования: каковы научно — методические подходы к построению профессиональной подготовки молодежи в региональной системе непрерывного образования в новых социально-экономических условиях.

Объект исследования — региональная система непрерывного образования.

Предмет исследования — профессиональная подготовка молодежи в региональной системе непрерывного образования.

Цель исследования — разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, методы и формы профессиональной подготовки молодежи в региональной системе непрерывного образования. молодежи, разрабатывалась методика проведения.

Гипотеза исследования. Профессиональная подготовка молодежи будет эффективной, обеспечивать возможность трудоустройства по месту жительства, конкурентоспособность на рынке труда и профессий, продвижение по карьере, если региональная система непрерывного образования будет:

— обеспечивать самореализацию личности в процессе овладения профессией и в дальнейшей трудовой деятельности;

— удовлетворять потребностям рынка труда и всех субъектов хозяйствования в квалифицированных конкурентоспособных работниках, обладающих профессиональной мобильностью;

— содействовать реализации государственной политики занятости населения региона в условиях рынка труда;

— обеспечивать молодежи широкий доступ к профессиональному образованию, повышению его качества и конкурентоспособности;

— способствовать созданию в регионе единого профессионального образовательного пространства.

В соответствие с поставленной целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:

1. Изучить тенденции развития профессиональной школы и их влияние на функции, процессы, уровни и этапы профессиональной подготовки в региональной системе непрерывного образования.

2. Разработать модель региональной системы непрерывного образования на основе маркетинговых исследований спроса на образовательные услуги.

3. Разработать методику построения содержания профессиональной подготовки молодежи в региональной системе непрерывного образования.

4. Выявить педагогические условия профессиональной подготовки молодежи в региональной системе непрерывного образования.

5. Экспериментально проверить эффективность функционирования региональной системы непрерывного образования, обеспечивающей профессиональную подготовку молодежи.

Методологической базой исследования явились: философская теория познания, современные социально-экономические теории в области формирования профессионально-квалификационной структуры рабочих ц специалистов, концепции о непрерывности и многоуровневости профессионального образования, теория интеграции и дифференциации, теория развития личности на основе единства компонентов общего, профессионального и социокультурного образования (Ю. К. Бабанский, В. И. Загвязинский, С. Г. Вершловский, Н. А. Хроменков) — системный, комплексный, лично-стно-деятельностный и интегративно-модульные подходыЗакон Российской Федерации «Об образовании», законодательные акты, информативные документы в области профессионального образования.

В своем исследовании мы опирались на научные труды С. Я Батышева, А. П. Беляевой, В. П. Беспалько, Н. И. Думченко, М. И. Махмутова, Г. В. Мухаметзяновой, А. М. Новикова, Л. Д. Федотовой, С. А. Шапоринского, А. Е. Шильниковой и др ученых, раскрывающих теоретические основы типологии учебных заведений, многоуровневого профессионального образования, интенсивных педагогических систем профессиональной подготовки специалистов.

Социально-педагогическая разработка проблемы в процессе исследования базировалась на психологических концепциях, выдвинутых Б. Г. Ананьевым, А. Н. Леонтевым, П. Я. Гальпериным, В. В. Давыдовым, К. К. Платоновым, Т. В. Кудрявцевым, С. Л. Рубинштейном, Б. Ф. Ломовым, В. Д. Шадриковым и др.

Методы исследования. В ходе исследования в соответствии с его целями и задачами применялись как теоретические, так и эмпирические методы: теоретические — моделирование, обобщение, сравнение, абстрагированиеэмпирические — анкетирование, тестирование, наблюдение, собеседование, мониторинг, педагогический экспериментэкспертной оценки.

Исследование проводилось в три этапа с 1990 г. по 1999 г.

На первом поисково-информационном этапе (1990 -1993 г. г.) изучалось состояние проблемы в научно-педагогической литературе, анализировался и обобщался опыт работы различных учреждений образования, осуществляющих профессиональную подготовку, разрабатывалась методика маркетинговых исследований рынка труда в регионе, конкретизировались основные аспекты исследования. Кроме того, проводились серии локальных поисковых экспериментов, в процессе которых выяснилось состояние профессиональной подготовки молодежи, мотивация учения и труда, проверялось трудоустройство и адаптация молодежи в процессе профессиональной деятельности.

На втором этапе (1993 — 1997 г. г.) проводились маркетинговые исследования рынка труда, проектировалась модель региональной непрерывной системы образования, разрабатывалась учебно-программная документация, обеспечивающая процесс обучения, обобщались результаты исследования.

На третьем этапе (1997 — 1999 г. г.) систематизировался и обрабатывался материал, результаты исследования внедрялись в практику профессиональной подготовки молодежи в регионе, формулировались выводы и оформлялась диссертация.

Экспериментальная база исследования: Иркутский региональный центр непрерывного образования, колледж-компания «Сиб-Фин-Эдас», Российская международная академия тризма.

Научная новизна исследования: 1. Изучены тенденции развития профессиональной подготовки в региональной системе непрерывного образования, состоящие в следующем: усиление регионального аспекта деятельности системы непрерывного образованиянеобходимость самостоятельного трудоустройства и ориентация на поиск работы по месту жительстванеобходимость быстрого реагирования учреждений системы непрерывного образования на меняющиеся требования экономической средынаиболее полное удовлетворение потребностей личности в получении конкурентоспособного и востребованного на рынке труда профессионального образования.

2. На основе результатов маркетингового исследования регионального рынка образовательных услуг, основными объектами которого явились: характер регионального обмена (объекты обмена и экономические отношения между его участниками) и количественные параметры обмена (границы рынка и его сегментов, их емкость), окружающая маркетинговая среда, состояние и тенденции изменения конъюнктуры товаров и услуг на данном рынкеконкурентоспособность выпускников и образовательных услугдействующие на рынке образовательные учреждения и лично-сти (поставщики, действующие и предполагаемые потребители, конкуренты) — разработана модель региональной системы непрерывного образования. Модель региональной системы непрерывного образования, обеспечивающая профессиональную подготовку молодежи, представляет собой ассоциативную форму совместной деятельности образовательных учреждений, осуществляющих субординированные функции развития региональной социально-экономической политики. Она обеспечивает связь отношения как между ее внутренними элементами, так и единство с окружающей средой, во взаимосвязи с которой проявляется ее целостность. Таким образом, региональная модель непрерывного образования в процессе осуществления профессиональной подготовки молодежи, с одной стороны, подчинена достижению целей удовлетворения образовательных профессиональных запросов личности, с другойадаптивна к рыночной экономике.

3. Разработана методика построения содержания профессиональной подготовки молодежи в региональной системе непрерывного образования, включающая следующие компоненты: цели изменения содержания, обоснованные изменениями в социальной и экономической сферах обществаанализ содержания профессиональной деятельностипостроение основных блоков и структуры профессиональной подготовкиразработка учебного планаописание содержания предметных областей.

4. Выявлены педагогические условия профессиональной подготовки молодежи в региональной системе непрерывного образования, обеспечивающие ее непрерывность и ориентированные на особенности структуры и содержания учебного материала, а также на особенности организации обучения в образовательных учреждениях, обеспечивающих различный уровень профессиональной подготовки.

Практическая значимость исследования заключается в полной реализации его результатов в практике функционирования регионального центра непрерывного образования (г. Иркутск). Разработаны и внедрены: методика проведения маркетинговых исследований рынка труда в регионе, авторская учебно-методическая документация на профессии и специальности, установленные в ходе маркетинговых исследований (такие, как менеджмент гостеприимства, страховой агент, эколого-экскурсионный менеджмент, гид-экскурсовод, менеджер по организации бытовых услуг населению). Теоретические положения и практические рекомендации по созданию и функционированию региональной системы непрерывного образования, осуществляющей профессиональную подготовку молодежи, могут быть использованы в других регионах Российской Федерации.

На защиту выносится:

1.Модель региональной системы непрерывного образования, обеспечивающая молодежи профессиональную подготовку в соответствии с востребованностью и конкурентоспособностью профессий на региональном рынке труда.

2.Методика построения содержания профессиональной подготовки молодежи в региональной системе непрерывного образования.

3.Педагогические условия профессиональной подготовки молодежи в региональной системе непрерывного образования, обеспечивающие реализацию непрерывности и преемственности содержания обучения (такие, как: учет преемственности содержания по уровням обучения, использование технологий развивающего обучения, возможность изменять объем часов на усвоение учебного материала и режим учебной работы в рамках отдельной группы обучаемых, ориентация на дальнейшее повышение личностью профессиональной компетенции, управление процессом обучения по его результатам).

Апробация и внедрение результатов исследования.

Ход и результаты исследования обсуждались на педагогических конференциях и собраниях актива работников общего и профессионального образования Иркутской области (1992 — 1999 г. г.), на научно-практических конференциях, проводимых Российской международной академией туризма (1998;1999 г. г.), на заседаниях педагогических советов, методических комиссий экспериментальных образовательных учреждений.

Выводы по главе.

Процесс обучения, как таковой, можно рассматривать в системе предоставления образовательных услуг со стороны учебного заведения и потребления их обучаемым. С таких позиций конечная результативность профессионального образовательного учрежденияконкурентоспособный специалист, опосредовано включением обучаемого в систему «предоставления — потребления» образовательных услуг. Но при таком подходе ориентация деятельности образовательного учреждения приобретает несколько иной характер — не на спрос на рынке труда, а на спрос населения на те или иные виды.

Основными объектами исследований в маркетинге выступают:

• характер регионального обмена (объекты обмена и экономические отношения между его участниками) и количественные параметры обмена (границы рынка и его сегментов, их емкость), окружающая маркетинговая среда, состояние и тенденции изменения конъюнктуры товаров и услуг на данном рынке,.

• конкурентоспособность выпускников и образовательных услуг;

• действующие на рынке образовательные учреждения и личности (поставщики, действующие и предполагаемые потребители, конкуренты).

В рыночной экономике первичным субъектом спроса на образовательные услуги становится сам человек, личность, гражданин. И объем этого спроса определяется уже прежде всего не «потребностями» отрасли, региона, госзаказом, а выбором личности, поведением населения. Это значит, что рынок образовательных услуг формируется, наряду с традиционно институциональными потребностями, под воздействием спроса экономически активного населения.

Региональная система непрерывного образования, осуществляющая профессиональную подготовку молодежи, представляет собой ассоциативную форму совместной деятельности образовательных учреждений, осуществляющих субординированные функции развития региональной социально-экономической политики. Подобная система должна обеспечивать связь отношения как между ее внутренними элементами, так и единство с окружающей средой, во взаимной связи с которой система проявляет свою целостность. Один из показателей эффективности профессиональной подготовки молодежи определяется критерием эффективности конструирования содержания обучения, который обусловлен спросом на конкретную специальность, рейтингом образовательного учреждения, соответствием квалификации выпускников требованиям рынка труда.

Критерий конструирования содержания обучения определяется следующими показателями: соответствие образовательных программ требованиям профессиональной квалификации и условиями профессиональной деятельностиуровень квалификации профессорско-преподавательского коллективаиспользование новых педагогических технологийприменение активных методов обучения.

В нашем исследовании мы считаем эффективным средством построения содержания образовательного процесса интенсификацию обучения. В настоящее время, когда сфера образования переходит к экономическим отношениям, особенно остро встает во В процессе исследования нами выявлены две группы педагогических условий профессиональной подготовки молодежи в региональной системе непрерывного образования. Педагогические условия, ориентированные на структуру и содержание учебного материала и включающие организацию учебного процесса, использование технологий развивающего обучения, возможность бех превышения обязательной учебной нагрузки изменять объем часов на усвоение учебного материала, распределять количество часов, определять формы и сроки проведения промежуточной аттестации в соответствии с Государственными нормативными требованиями, составили первую группу, Во вторую группу мы отнесли педагогические условия, ориентированные на организацию учебного процесса. В эту группу вошли: организация учебного процесса с ориентацией на дальнейшее повышение личностью профессиональной компетенции в соответствии с потребностью рынка труда в высококвалифицированных специалистахособенности управления региональной системой непрерывного образования, осуществляющей профессиональную подготовку молодежи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Процесс обучения, как таковой, можно рассматривать в системе предоставления образовательных услуг со стороны учебного заведения и потребления их обучаемым. С таких позиций конечная результативность профессионального образовательного учрежденияконкурентоспособный специалист, опосредовано включением обучаемого в систему «предоставления — потребления» образовательных услуг. Но при таком подходе ориентация деятельности образовательного учреждения приобретает несколько иной характер — не на спрос на рынке труда, а на спрос населения на те или иные виды.

1. Современный рынок, обозначаемый именно как цивилизованный, в процессе своей эволюции вывел на одно из первых мест прагматическую оценку личности с точки зрения ее надежности как партнера — прямого или опосредованного участника экономической деятельности, как элемента общества, соблюдающего правила игры и в рамках закона, и в рамках общепринятых норм поведениякак социально-активного субъекта, своими действиями способствующего обществен.

139 ному развитию. Поведенческая цивилизованность субъектов рыночного хозяйствования обусловлена общими сдвигами отношений базисного характера, а именно: эволюцией отношений производства и распределения под воздействием экономических и политических факторов в сторону все большего соучастия в них работников, в сторону социализации этих отношений. Экономическая культура поведения, возникшая как необходимость в системе рыночных отношений, в общем-то, являясь одним из проявлений общей культуры человека, постепенно приобретает характер одной из центральных этических норм. Тенденции развития профессиональной школы и их влияние на функции, процессы, уровни и этапы профессиональной подготовки в региональной системе непрерывного образования, выявленные в данном исследовании, обосновываются следующими положениями. Процессы всестороннего саморазвития регионов, специфика каждого из них вызывают необходимость усиления регионального аспекта деятельности профессиональных учебных заведений, поскольку в противном случае они могут потерять и контингент обучаемых, и заказчиков на иные виды своей деятельности. Необходимость самостоятельного трудоустройства, усиленная общими социальноэкономическими трудностями переходного периода, ориентирует выпускников профессиональных учебных заведений на поиск работы в районе постоянного местожительства, к выходу их на региональные рынки отраслевых принципов деятельности системы профессионального образования к региональному. Одним из путей комплексного решения задачи формирования личностно-ориентированного непрерывного профессионального образования, учитывающего особенности и специфику каждого региона является создание региональной системы непрерывного образования, осуществляющей профессиональную подготовкумолодежи. Это будет способствовать: ускоренному становлению и развитию единого образовательного пространства в регионеобеспечению преемственности образовательных программ и интеграции образовательных учреждений различных типовреализации концепции и государственной программы системы непрерывного профессионального образованиянаиболее полному удовлетворению потребности личности в профессиональном выборе интеллектуальных (образовательных) программ и услугвозможностям быстрой адаптации системы профессионального образования к меняющимся требованиям экономической среды.

3. Разработанная в исследовании модель региональной системы непрерывного образования, осуществляющая профессиональную подготовку молодежи, представляет собой ассоциативную форму совместной деятельности образовательных учреждений, осуществляющих субординированные функции развития региональной социально-экономической политики, Модель отражает связи отношений как между внутренними элементами системы, так и единство с окружающей средой, во взаимосвязи с которой система проявляет свою целостность. Модель раскрывает региональную систему непрерывного образования, осуществляющую профессиональную подготовку молодежи, как наиболее сложную систему, которая, с одной стороны, подчинена удовлетворению запросов молодежи в профессиональной подготовке, а с другой — адаптивна к условиям рыночной экономики.

4. Методика построения содержания, разработанная нами, состоит из следующих компонентов: цели изменения содержания, обоснованные изменениями в социальной и экономической сферах обществаанализ содержания профессиональной деятельности с целью учета квалификационных требований в содержании и организации учебного процессапостроение основных блоков и структуры профессиональной подготовкиразработка учебного планаописание содержания предметных областей. Эффективность содержания профессиональной подготовки в региональной системе непрерывного образования обеспечивается универсальностью технологии построения содержания в ее подсистемах при одновременной адаптации к задачам конкретной ступени многоуровневого профессионального образования. Разработанная методика построения содержания профессиональной подготовки основывается на интенсификации обучения с учетом личностных особенностей обучаемых. В исследовании выявлены две группы педагогических условий профессиональной подготовки молодежи в региональной системе непрерывного образования. В первую группу мы включили педагогические условия, ориентированные на структуру и содержание учебного материала (использование технологий развивающего обучения, возможность без превышения учебной нагрузки изменять объем часов на освоение учебного материала, определять формы и сроки проведения аттестации и другие). Во вторую группу вошли педагогические условия, ориентированные на организацию учебного процесса (организация учебного процесса с ориентацией на дальнейшее повышение личностью профессиональной компетенции в соответствии с потребностью рынка труда в высококвалифицированных специалистахособенности управления региональной системой непрерывного образования, осуществляющей профессиональную подготовку молодежи, и другие).

6. Оценка эффективности функционирования региональной системы непрерывного образования, осуществляющей: профессиональную подготовку молодежи, определялась в нашем исследовании по интегральному критерию и включала следующие частные критерии: критерий эффективности маркетинговых исследований, показателями которого являлись такие, как спрос на образовательные услуги в сфере профессиональной подготовки, рейтинг образовательных учреждений, соответствие квалификации выпускника требованиям рынка труда-, критерий построения содержания обучения, показателями которого являлись такие, как квалификация педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, качество образовательных программ, научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение, педагогическое мастерство на основе использования активных методов обучениякритерий эффективности профессиональной подготовки оценивался по таким показателям, как успешность обучения и трудоустройство выпускников. Исследование показало, что региональная система непрерывного образования может эффективно функционировать и обеспечивать развитие профессиональных и специальных свойств и качеств личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.К., Юрченко В. А. Неизбежность участия профессиональных спортсменов в Олимпийских играх// Олимпийское движение и социальные процессы. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции 18−19 сент. 1990 г.-Смоленск, 1991.-е. 75−77
  2. Ю.П. Общий менеджмент / Учебник., М. РМАТ., 1997., с. 117
  3. О.В., Забаев Ю. В., Сеселкин А. И. Введение в бизнес туроперейтинга / Уч. методич. Пособие. М., РМАТ., с. 103
  4. О.В., Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке менеджеров туризма. Автореферат, диссертация к.п.н. М. 1999. С. 19
  5. .Г. Человек как предмет познания. Л., ЛГУ. 1969. С. 339
  6. А.Г. Психология личности М., МГУ, 1990
  7. В. М. Галичев М.П. О проблеме страхования в области физической культуры и спорта //Современные проблемы физической культуры и олимпийского движения. Материалы региональной научно-практ. конференции. Часть 1. Ростов-на-Дону, 1994. С. 54−55
  8. С.Н. Социально-правовые проблемы спортивного профессионализма /У Теория и практика физической культуры. 1990. -№ 12. — С. 32−35
  9. С.В. Структура и функции современного спорта. М., 1983.-72 с.
  10. В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: ФИС, 1998ю с. 125.
  11. А.Е. Юный турист. М.: ФИС, 1977
  12. С.Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации. М.: Педагогика, 1979. С. 221
  13. В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., Высшая школа, 1989. С. 144
  14. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Ж. Вопросы психологии. 1978, № 4, с. 36
  15. Ю.К. Педагогика. М., Просвещение, 1980, с. 320
  16. В.И. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1998, 249 с.
  17. В.П. Слагаемое педагогической технологии. М., «Педагогика», 1989, с. 190
  18. Н.Н. Сущность и социальные функции современного спорта. -М.: Советский спорт, 1988. -19 с.
  19. Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности Учебное пособие., М.: РМАТ. 1997, с. 119
  20. М.Я., Горшков А. Г. Основы здорового образа жизни студентов / Учебное пособие. М&bdquo- изд МНЭГ1У. 1995. с. 63−90
  21. М.Я. Формирование профессиональной культуры учителя. -М&bdquo- 1993, с. 126
  22. Введение в теорию физической культуры / Учебное пособие, под общ. редакцией Матвеева Л. П., М.: ФиС. 1983, с. 12 725. Вербицкий А. А. Активные методы обучения в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1990, с. 207
  23. Т. Общественные функции большого спорта // В кн.: Спорт и образ жизни. М.: ФиС, 1979. — С. 144−152
  24. С.И. Государство и спорт. М., 1996. — 176 с.
  25. С.И. Профессиональный спорт в США // Спорт за рубежом. -1990. -№№ 8−11. С. 10−14
  26. С.И. Професииональный спорт и международное спортивное движение // Теория и практика физической культуры. -1991.-№ 8.-С. 56−59
  27. С.И. Переход к рыночной экономике и развитие физической культуры и спорта /У Теория и практика физической культуры. 1991. № 2. с. 11−15
  28. С.И. Состояние и тенденции развития профессионального спорта в зарубежных странах. -М.: ЦООНТИ ФиС. 1991, с. 69
  29. С.И. Организационные и социально-экономические основы развития профессионального спорта в США на современном этапе: Автореф. дисс. докт. пед наук. Киев. 1992. 44 с.
  30. С.И. О современных концепциях любительства и профессионализма в спорте // Теория и практика физической культуры. 1987, № 8, с. 53−55
  31. С.И. Любитель или профессионал. М.: Знание. 1987, с. 94
  32. С.И. В атаке доллар. М.: Мысль, 1988 с. 302
  33. С.И. Игра называется «деньги» («Moneyball»). М.: Полиграф Сервис, 1997. С. 210
  34. С.И. Спорт и маркетинг. М.: Вагриус, 1995, с. 303
  35. В.И., Безносов Е. И., Булатов В. Г. Туризм и спортивное ориентирование. М.: ФиС, 1987, с. 30−50
  36. С.И., Соколов А. С. Местные органы власти и спорт. М., ВНИИФК, 1998, с. 223
  37. Н.И., Забаев Ю. В., Сеселкин А. И. Информационные технологии в туризме / справочно-методическое пособие. М., РМАТ, 1996, с. 115
  38. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Проект. Сост. Квартальное А. В., Лагусев Ю. М., Сеселкин А. И. М&bdquo- РМАТ, 1999, с. 47
  39. А.А. Основы страхования в туризме / учебник. М.: РМАТ, 1997, с. 300
  40. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., Госкомитет РФ по высшему образованию. М., 1995, с. 382*
  41. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986, с. 180
  42. В. И. Реабилитация в спорте. М. ФиС, 1991, с. 206
  43. И.А. Обеспеченность туристской отрасли кадрами и прогноз их потребности в системе непрерывного образования //Сб. Профессионально-квалификационная структура и образовательные стандарты в сфере рекреации и туризма. М., РМАТ, 1997, с. 84
  44. Единая всероссийская спортивная классификация: 1997−2000 гг., Часть 1, М&bdquo- ГКФТ России, с. 169−172
  45. .В. Анализ основных понятий в теории физической культуры. -Л., 1985, с. 133
  46. .В. Экскурсоведение / Уч. пособие Часть 1 М.: Рекл. информ бюро «Турист», 1992, с. 120
  47. В.И. Социально-педагогические проблемы олимпийского движения // Социально-педагогические аспекты физической культуры: Сб. науч. трудов. -Челябинск, 1994, с. 40−54
  48. В.И. Социология физической культуры и спорта. Кн. 1 М., 1992
  49. В.И. Основы менеджмента / Уч. пособие. -М., 1994
  50. Г. И. Формирование содержания образования в профессиональном лицее туристского профиля: Автореферат диссертации к.п.н. М., 1998, с. 21
  51. И.В., Штюрмер Ю. А. Туризм и охрана окружающей среды /' Уч. пособие. М., Центр рекл.-инф. бюро «Турист», 1986, с. 101
  52. Г. И. Профессиональные роли и функции социального работника. Российский журнал социальной работы. 1995, № 1, с. 12
  53. И.В. Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме / Учебник. М.: РМАТ, 1997, с. 235
  54. И.В., Квартальное В. А. Толковый словарь туристских терминов. -М. АО «ЦСТЭ-Интур», 1994, с. 407
  55. Закон Российской Федерации «Об образовании» № 12-ФЗ. М.: Правительство РФ, 1996
  56. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125 ФЗ, М.: Правительство РФ, 1996
  57. Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (одобрен Советом Федерации 27.01.1999 г.)
  58. П.В. Педагогические основы школьного краеведения. -Петрозаводск, 1966
  59. П.И. Туристская деятельность школьников. Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1987
  60. Е.Н. Туризм и экскурсии: влияние на решение экономических, социальных и гуманитарных проблем. / конспект лекций- М.: Рекл.-инф. бюро «Турист», 1992, с. 31
  61. Е.Н. Менеджмент транспортных услуг. / Учебник, М.: РМАТ, 1997, с. 173
  62. Е.Н. Педагогические аспекты подготовки студентов к предпринимательской деятельности в процессе обучения туроперейтингу: автореферат диссертации к.п.н., М.: 1998, с. 24
  63. Т.В. Менеджмент туризма / Учебно-методические материалы. М.: Минобразования РФ, 1998, с. 57−100
  64. В.А. Основы менеджмента туризма //Уч. пособие, М.: РМАТ, 1996, с. 27−53
  65. Н.В. Спортивный туризм // Уч. пособие- М.: «Советский спорт», 1998, с. 137
  66. А.В., Лагусев Ю. М., Сеселкин А. И. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования «Менеджмент спортивного туризма», М. РМАТ. 1999 г. с. 48.
  67. Ю.С., Огородников Б. И. Программа детско-юношеской спортивной школы по спортивному ориентированию М.: ЦДТЭС МП СССР, 1978
  68. Ю.С. Туристские соревнования школьников // Физкультура в школе № 2, 1986
  69. B.C. Система управления качеством туристско-экскурсионного обслуживания / Уч. пособие, М.: ЦРИБ «Турист», 1988, с. 91
  70. Л.А., Шкляев К. А., Жолдак В. И. Маркетинговые аспекты туризма / Ж. Теор. и практ. ф-к, 1997, № 7, с. 48
  71. В.А., Романов А. А. Международный туризм / Уч. пособие. М.: «Советский спорт», 1998, с. 139
  72. В.А. туризм, экскурсии, обмены: современная практика. -М.: Наука, 1993. с. 164
  73. В.А. Становление системы образования для целей туризма / матер. 1 Всероссийской научно-практической конференции. 23−25 марта 1997 г., М.: 1997, с. 75
  74. А.В. Социально-педагогические аспекты становления профессионального коммерческого спорта в РФ: автореф. дисс. к.п.н. М.: 1999, с. 25
  75. В.П. основы общей валеологии / уч. пособие. М. Воронеж, Акад. пед. и соц. Наук, 1997, с. 46
  76. .К. Образовательные стандарты и программы: инвариантные аспекты. М., моек. гос. институт стали и сплавов, 1999, с. 145
  77. Г. Р. Создание национальной системы оценки в высшем образовании: опыт разных стран // Высшее образование в Европе. Том 20, № 1−2, 1995, с. 22−33
  78. В.М. Основы рыночной экономики уч. пособие, М.: РМАТ, 1996, с. 47
  79. В.В. Предпринимательство в зарубежном спорте. М., ГЦОЛИФК, 1993. с. 123
  80. Е.В. Рекреационное ресурсоведение / уч. пособие. М.: «Советский спорт». 1998, с. 133
  81. Е.А. Введение в психологию труда. М., МГУ, 1988, с. 199
  82. В. А. Шишов С.Е. Мониторинг качества образования в школе, М.: 1999, с. 313
  83. Краткий олимпийский словарь: 0лимпиада-80 / библиотечка, М.: «Знание», 1980, с. 78
  84. А.В. Общепрофессиональное и специальное содержание образования в курсе «Менеджмент спортивного туризма». // В сб. Актуальные проблемы 99. Перспективы развития туризма в Южном Подмосковье. 27 апреля 1999 г., М.: РМАТ, 1999 с. 323−325
  85. К вопросу о мотивации профессиональных спортсменов // Международный и зарубежный спорт: политика, менеджмент, маркетинг. М&bdquo- ЦООНТИ, ФиС, 1993, №№ 15−16, с. 36
  86. В.В. Современное состояние и перспективы развития физической культуры и спорта в России // Теория и практика физической культуры. -1996, № 9, с. 55−56
  87. Р. США: спорт и общество. М.: Физкультура и спорт, 1978, с. 127
  88. А. Бизнес на старте. М.: Знание, 1984, с. 64
  89. Кун JI. Всеобщая история физической культуры и спорта. М.: Радуга, 1982, с. 298
  90. М.Е. Менеджмент в зарубежном спорте. М., 1992, с. 141
  91. В.А., Полиевский С. А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ. М&bdquo- 1991
  92. Ю.Н., Сухобская П. С. Моделирование педагогических ситуаций. М.: Педагогика, 1981, с. 120
  93. В.А. Стратегический менеджмент в туризме: современный опыт управления. М.: «Финансы и статистика», 1999, с. 489
  94. А.Ю. Начальное профессиональное образование специалистов в системе многоуровневой подгоговки. Автореферат дисс. к.п.н. М.: 1998. с. 25
  95. B.C. Непрерывное образование: структура и содержание / М.: Просвещение, 1990, с. 250
  96. И.В. В долгу перед хоккеем. Открытое письмо тренеру Виктору Тихонову //Огонек, 1988, № 42
  97. Ю.П., Сахно А. В. Здоровье человека социальная ценность. -М.: «Мысль», 1998, с. 270
  98. Менеджмент и маркетинг в спорте // Краткий словарь-справочник. Сост. Золотов М. И., Кузин В. В., Кугелов М. Е. М.: ГЦОЛИФК, 1991, с. 111
  99. А.К. психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993, с. 176
  100. В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии. Ж.: Вопросы психологии, 1957, № 5, с. 27
  101. О.А., Кулинкович К. А. Советский олимпиец: социальный портрет. М.: ФиС, 1979, с. 144
  102. О.А. Социальная сущность спорта как фактора формирования личности // Социально-педагогические проблемы физической культуры и спорта. Сб. науч. трудов Малаховка, 1988, с. 2530
  103. Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физкультуры. М.: ФиС, 1991
  104. А.С. Педагогические сочинения. В 8 томах. Т.Ч. М.: 1984
  105. М.Х., Альберт М&bdquo- Хедоури. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992, с. 700
  106. А. Я. Гостев А.Г. Какой быть новой педагогике? ' Уч. пособие. Челябинск. Южно-Уральское книжн. издание, 1993, с. 207
  107. В.А. Начала социальной педагогики / Уч. пособие. М.: изд. «Флинта», 1998, с. 67
  108. А.Я. Инновации в образовании. Челябинск, ИПО Минобразования РФ, 1995, с. 275
  109. A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений. М.: Высшая школа, 1986, с. 180
  110. С.Д. Игровые методы подготовки кадров. М.: 1995, с.
  111. A.M. Интеграция базового профессионального образования. Педагогика, 1996. № 3. с. 42
  112. A.M. Профессиональное образование в России. М., ИЦП НПО РАО, 1997, с. 254
  113. О порядке компенсационных выплат за подготовку спортсменов: Постановление Госкомспорта СССР от 15 ноября 1989 г. № 8−7 Н В кн.
  114. Физическая культура и спорт. Сборник нормативных актов. Т. 2 — М.: Советский спорт, 1991, с. 53−57
  115. О протекционистской политике РФ в области физической культуры и спорта: Указ Президента РФ // Российские вести. 1993 г., 30 ноября
  116. Остапец-Свешников А. А. Туристская деятельность как средство преодоления педагогической запущенности подростков. Автореферат дисс. к.п.н. М.: 1974
  117. Остапец-Свешников А. А. Система туристско-краеведческой деятельности общеобразовательной школы: Автиореферат дисс. д.п.н., М.: 1989
  118. А. А. В походе юные. М.: Просвещение, 1978
  119. Основы организации туристских гостиниц на плановых маршрутах различного назначения // Рекомендации- М.: Центр рекл.-инф. бюро «Турист», 1989. с. 5 /
  120. Основы туристской деятельности / Учебник. М. РМАТ, с. 238
  121. И.И. Спорт в России: постижение смысла истории и взгляд в будущее // Теория и практика физической культуры 1993, № 4, с. 7−10
  122. А.В. К вопросу об эволюции состязательной дея1ельности человека // Теория и практика физической культуры. 1997, № 5, с. 21−22
  123. Н.И. Профессиональный спорт как субкультура // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 8. — С.56−58.
  124. Н.И. Опыт системного анализа спорта / Теория и практика физической культуры. 1997. — № 2. — С. 50−53.
  125. Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 310 с.
  126. И.Б. Высшее профессиональное образования по туризму за рубежом: Автореферат, дисс. канд. педагогических наук, Сочи. 1998, с. 21.
  127. Т.С., Фадеев Б. Г. Основы организации и упраления самодеятельным туризмом. / Уч. пособие, М., Центральное рекламно-информационное бюро «Турист" — 1980. С. 88.
  128. Р.А. Мотивация спортивной деятельности. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 104 с.
  129. Подготовка спортсменов-разрядников по туризму / Уч. Программы- Центральный совет по туризму и экскурсиям. М.: «Турист», 1990. С. 32.
  130. В.А., Аяшев О. А. Физическая культура и становление личности. М.: Физкультура и спорт, 1991, с. 157.
  131. А.В. Общая психология. 3 изд. -М.: Педагогика, 1986.
  132. Практическая психология для вузов. / Уч. пособие под ред. Дубровиной И.В. М. Творческий центр, 1997. с. 522.
  133. А.О. Международное спортивное движение. М.: Физкульгура и спорг, 1973. — 253 с.
  134. JI.C. Проблемы общей психологии. М&bdquo- Просвещение, 1973, с 237.
  135. И.Н., Кобер И. Х., Прохорова М. В. Основы педагогического мастерства тренера. Госкомспорт РФ, М.: Малаховка, 1986. С. 55.
  136. А.Д. Туристско-краеведческая работа как средство патриотического воспитания: Автореф., дисс., канд. педагогических наук. -М. 1989.
  137. А.Е. Музей воспитывает юных. М.: Просвещение, 1998.
  138. Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф. П. Суслова, В. Л. Сыча Б.Н. Шустина. М.: СААМ, 1994. — 448 с.
  139. П.С. Спорт политика — идеология. — М.: Физкультура и спорт, 1984. — 128 с.
  140. С.Г. Управленческие отношения в сфере физической культуры и спорта в условиях перехода к рыночной экономике: Дисс. докт. пед. наук. М., 1995. -295 с.
  141. Сборник нормативных документов по созданию и хозяйственной деятельности спортивных клубов по игровым видам спорта // Вып. I. М.: Советский спорт, 1989. — 222 с.
  142. В.И. Спорт Духовность — Культура. Вып. 3-й. М., РАО, гуманитарный центр «Старт» РГАФК, 1996, с. 178.
  143. А.А. Экономическая политика государства / Уч. пособие. М.: «Советский спорт», 1998. С. 77.
  144. В.А., Ильин B.C. Велосипедный туризм. / Уч. пособие. М.: Рекламно-информационное бюро «Турист», 1992. С. 155.
  145. Сравнительные исследования в высшем образовании за рубежом // научн. Доклад, М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. С. 37.
  146. Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта. / Сб. статей- Челябинск, 1997. С. 261.
  147. В.А. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. С. 308.
  148. В.И. Интеграция спорта и искусства как социально-педагогическая проблема: Автореф., дисс., канд. педагогических наук. М&bdquo- 1996. С. 27.
  149. А.И., Чепик В. Д. Методика определения социально-экономического эффекта деятельности кадровых ресурсов в сфере туризма и рекреации // ст. Актуальные проблемы туризма. Вып. 1-й. М.: РМАТ, 1997. С. 54.
  150. В.В. Личностно-ориентированное образование. Педагогика, 1994, № 5. С. 16−21.
  151. Туристско-краеведческий кружок в школе. / Под ред. В. В. Титова. -М.:. Просвещение, 1988. л
  152. Туризм и спортивное ориентирование: Учебник для инситутов и техникумов физической культуры. / Сост. В. И. Ганопольский. М.: ФИС, 1987.
  153. К.У. Этнография традиционного спорта у народов Северного Кавказа: Автореф., дисс., доктора исторических наук. М., 1997. С. 53.
  154. Теория рекреалогии и рекреационной географии. Отв. ред. Преображенский B.C., Зорин И. В., М.: Институт географии РАН, 1992. С. 82−144.
  155. Тер-Ованесян А.А., Тер-Ованесян И. А. Педагогика спорта. Киев, 1986. С. 145.
  156. В. Я не хочу играть в команде Тихонова / Московский комсомолец. 1989. — 17 января.
  157. Ф.Р. Социология образования. М. «Наука», 1980. С. 53−80.
  158. Ю.А. Актуальные социальные проблемы большого спорта // Уч. пособие. Омск, 1989. — 78 с.
  159. Федеральная программа развития образования в России. Проект. М.: Минобразования России, 1994. С. 76.
  160. В.П. Теория и методика юношеского спорта. М., 1980. С. 230.
  161. В.Д. Физкультурная образованность населения // Сб. Социальные, экономические и управленческие аспекты функционирования и развития физ. культуры и спорта в современных условиях. М.: 1993. С. 51−57.
  162. В.Д., Квартальное А. В. Специалисты менеджмента спортивного туризма. // Актуальные проблемы туризма '99: Перспективы развития туризма в Юго-Восточном Подмосковье: Сб. докладов и тезисов НПК. -М.: РМАТ, 1999. С. 247−249.
  163. В.А. Теория и методика допрофессионального образования в европейских странах: Автореф., дисс., кандидат педагогических наук. М.: 1999 с. 22.
  164. В.Д. Физическая культура в социальных процессах. М.: ТЕИС, 1995. С. 165.
  165. В.Д. Оптимизация спортивной тренировки. М.: МОГИФК, 1982, с. 62.
  166. С.Е. Методология и технология разработки государственных стандартов общего среднего образования- Автореф. докт. педагогических наук. М&bdquo- 1997. С. 48.
  167. Н.И. Техника педагогического общения. М. Воронеж. Академия педагогических и социальных наук, 1998. С. 125.
  168. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., Педагогика. 1971. С. 185.
  169. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М. Педагогика, 1974, с. 120.
  170. С.М. К вопросу о спортивном праве и спортивном договоре /V Всемирный научный конгресс: Спорт в современном обществе. -Тбилиси, 1980. с. 86−87.
  171. Educational attaitment of workers. 1987. Special labour force report. -Wash. 1988. Statistical abstract of the U.S. 1994. 343 pp.- 1995. 378 pp.
  172. Digest of education statistics. Wash. 1988, 117 pp.
  173. Statistical abstract of the U.S. Wash. 1994, 183 pp.
  174. Economical report of the President. Wash. 1992 273 pp.
  175. Washington star, 1995, Oct. 29 179. 12 systems of higher education: 6 decisive issues. -N.Y. 1988. 173 pp.
  176. Occupational outlook handbook. 1990−91-edition. Wash. 1991. March 213 pp.
  177. Brooks H. Thoughts of Graduate Education. The Graduate Jpurnal. — N.Y. 1991, Vol. 8,381 pp.
  178. Ascher Francois. Tourisme-Societes transnationales et identites culturelles. -Paris, UNESCO, 1994 106 c.1. Л ¦?
  179. Emanual de Kadt. Tourism Passport to development? — Wash. Oxford University Press. 1976. 360 pp.
  180. The Art of top management. A mc. Kinsey Antology. London. Mc — Iraw-Hill, 1970, 401 pp.
  181. Higher Educational staff development: directions for the 21 century Paris, United Nations educational scientific and cultural organization. — Paris, 1994, 170 pp.
  182. Culture, tourism, development. Crucial issues for the XXIst century -Proceedings of a round table. Paris, 26−27 June, 1996. — Paris, UNESCO, CLT/Ded Sec. 1997, 1997. 77 pp.
  183. Роль организации рекреационного обслуживания в развитии активных форм проведения отпусков и «специализированного туризма», способствующих обогащению опыта проведения отпусков. Доклад Генерального Секретаря Всемирной туристской организации (ВТО)
  184. София, Генеральная ассамблея. Шестая сессия. 17−26 сентября 1986 г. Пункт 15 предварительной повестки дня. София, 1986, 30 с.
  185. Boissevain Jer. Coping with tourists. European Reactions to Mass tourism. -Providence: Oxford, 1996. 317 pp.
  186. Marketing for tourism. Case study Assignments. Malta: McMillian, 1992, -241 pp.
  187. Revenscroft Nell. Recreation Planning & Development. Malta, McMillian, 1992 — 284 p.
  188. Rutherford Denney G. Hotel Management & Operations. Edinburgh: Van Nostrand Reiford An intern. Thomson Publ., 1995 — 289 p.
  189. Манильская декларация по мировому туризму. 27 сентября 10 октября 1980 г. Манила, Филиппины. Мадрид. Всемирная туристская организация, 1981 г. с. 6−27
  190. Catasby W.P. A European company’s viewpoint on professionalism and education’s contribution. HCJ/CHRIE Conference, Univ. of Lancaster. July. 1970.
  191. Gallessich J. The profession and practice of consultation. San Franzisco, CA 1982.
  192. Milson A., Horsey J. Motivation and study habits of first year diploma and degree students. HISMA Journal, March, 1979.
  193. WTJ. Tourism trends to the year 2000 and Bevound. Presentation. Seville. Spain, 1992.
Заполнить форму текущей работой