Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Государственный долг в системе обеспечения финансовой безопасности России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для государственного долга в аспекте его рассмотрения как критерия формирования и анализа угроз финансовой безопасности Российской Федерации принципиально его будущее состояние, когда для его погашения будет происходить перераспределения ВВП будущего. По сути, все выигрывают от привлечения дешевых кредитных ресурсов в настоящий момент, однако, при вышеописанных условиях может ухудшаться… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Финансовая безопасность государства и методические подходы к её оценке
    • 1. 1. Сущность и значение финансовой безопасности в системе экономической безопасности государства
    • 1. 2. Основные этапы становления и развития системы финансовой безопасности Российской Федерации
    • 1. 3. Методические основы оценки угроз финансовой безопасности России
  • 2. Государственный долг России как угроза финансовой безопасности государства
    • 2. 1. Государственный долг как фактор угроз финансовой безопасности России
    • 2. 2. Анализ финансовой политики Российской Федерации и государственного долга за период 1992 — 2003 гг
    • 2. 3. Воздействие государственного долга на систему обеспечения финансовой безопасности России
  • 3. Управление государственным долгом в системе обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации
    • 3. 1. Возможности оптимизации финансовых потоков при реализации долговой финансовой политики государства
    • 3. 2. Совершенствование процесса управления государственным долгом в системе обеспечения финансовой безопасности России

Государственный долг в системе обеспечения финансовой безопасности России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Мощь и национальная безопасность государства характеризуются, прежде всего, состоянием экономики страны, а значит и её финансовой системы. Основными условиями обеспечения безопасности являются повышение управляемости финансовыми процессами и эффективное регулирование экономического Финансовая система и финансовые Д. ^ отношения в РФ недостаточно надёжно защищены от влияния различно^ рода угроз. Так, в Концепции национальной безопасности Российской Федерации выделяются угрозы, непосредственно касающиеся финансовых отношений, а именно — рост внешнего и внутреннего государственного долга, снижение инвестиционной активности и другие.

Система государственного заимствования представляет собой наиболее цивилизованную форму привлечения свободных финансовых ресурсов в распоряжение органов государственной власти и управления для выполнения ими своих функций и государственного инвестирования при недостатке собственных финансовых ресурсов. Однако их влияние на экономику страны не однозначно. При неэффективном использовании государственные займы перекладываются долговым и налоговым бременем на хозяйствующие субъекты и население страны как в настоящем, так и в будущем. К тому же, государственная финансовая задолженность может существенно ограничивать экономический рост и усиливать социальную напряженность, так как сокращается объём средств, направляемых на инвестирование и развитие социальной сферыусиливается зависимость государства от кредиторов, в частности, иностранных государств и международных валютно-финансовых организаций, при принятии экономических и политически самостоятельных решений.

В связи с этим, современная экономическая реальность выдвинула задачу сохранения финансовой безопасности России для обеспечения устойчивого развития экономической системы посредством определения и мониторинга угроз финансовой безопасности, распределения финансовых ресурсов для поддержания необходимого уровня воспроизводства, независимости и конкурентоспособности в системе международных финансов.

Указанные предпосылки обусловили необходимость создания действенного государственного механизма защиты от угроз финансовой безопасности, определения необходимых мер снижения отрицательных последствий воздействия угроз финансовым интересам страны. В настоящее время основные направления долговой политики России требуют, на наш взгляд, оценки с позиции их соответствия задачам снижения уровня угроз финансовой безопасности государства.

Большая часть работ, опубликованная по проблемам безопасности, в основном носит теоретический характер и только косвенно затрагивает проблемы финансовой безопасности, так как посвящена общеэкономической безопасности. Те же, которые имеют практическую значимость, не учитывают особенности долгового фактора, связанного с ослаблением финансовой безопасности государства. Проблема обеспечения безопасности, учитывающая долговую составляющую как угрозу, прежде всего, требует научных и практических решений в этой сфере.

В связи с этим выделенные проблемы являются актуальными и определяют основное содержание данного диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Вопросы теории и практики формирования и развития системы экономической и финансовой безопасности в разное время раскрывались в трудах российских учёных: Л. И. Абалкина, K.JI. Астапова, С. А. Афонцева, П. Я. Бакланова, В. В. Бурцева, С. Ю. Глазьева, А. Н. Илларионова, В. Г. Новикова, A.A. Прохожева, В.В. Рудько-Силиванова, В. К. Сенчагова и др.- проблемами управления государственным долгом и денежно-кредитной политики занимались: К. Л. Астапов, Е. В. Балацкий, А. П. Вавилов, A.JI. Ведев, Е. А. Звонова, А. Н. Илларионов, К. Г. Калинкин, Е. А. Ковалишин, А. Г. Саркисянц, A.B. Третьяк, Г. Ю. Трофимов, Б. А. Хейфец, Е. Г. Ясин и др.

Вопросам взаимосвязи государственного долга и денежно-кредитной политики посвящены работы зарубежных учёных — Э. Аткинсона, П. Даймонда, Э. Добсона, Дж.М. Кейнса, Ф. Махлупа, Д. Рикардо, Т. Сарджента, Д. Стиглица, Н. Уоллеса, М. Фельдстейна, Дж. Фергюссона, М. Хайса, П. Элворта и др., которые были использованы соискателем в диссертационном исследовании. * Вместе с тем проблемы обеспечения финансовой безопасности государства с учётом государственного долга как фактора угроз являются недостаточно разработанными и поэтому представляют интерес для дальнейшего исследования.

Цели и задачи исследования. Основной целью диссертации является исследование современной системы обеспечения финансовой безопасности России и обоснование концепции управления государственным долгом для снижения угроз финансовой безопасности РФ.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие зада* чи исследования: исследовать и уточнить сущность понятий «финансовая безопасность государства» и «система обеспечения финансовой безопасности государства" — определить и проанализировать основные этапы формирования и развития системы финансовой безопасности Россииизучить возможности применения методов оценки угроз финансовой безопасности, проанализировать и систематизировать угрозы в сфере государственных финансов, а также определить их влияние на финансовые интересы государствапроанализировать финансовую политику РФ, динамику и структуру госдолга для его характеристики как угрозы финансовой безопасности РФ, оценки влияния на устойчивость и эффективность системы государственных финансовохарактеризовать воздействие государственного долга на финансовую безопасность Россиивыявить и обосновать возможности оптимизации финансовых потоков при реализации долговой финансовой политики государствапроанализировать существующие подходы к управлению государственным долгом и определить пути повышения эффективности управления долгом в рамках проблематики обеспечения финансовой безопасности РФ.

Предметом исследования диссертационной работы является государственный долг, его качественная и количественная оценка в системе обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации.

В качестве объекта исследования выступает система финансовой безопасности государства.

Теоретическую и методологическую базу исследования составил диалектический подход к изучению государственного долга в системе обеспечения финансовой безопасности Россииэволюционно-системный подход к анализу экономических ситуаций и явлений, теоретического и практического материала с применением принципа единства исторических и логических подходов. Анализ данных проведён с использованием методов сравнительного экономического и экономико-статистического анализа, метода анализа иерархий, группировки и других общенаучных методов экономических исследований.

Нормативно-правовой и информационной базой исследования явились федеральные законы Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления Совета Федерации ФС РФ, постановления Государственной Думы РФстатистические и аналитические материалы Совета.

Безопасности РФ, Государственного комитета РФ по статистике (Федеральной службы государственной статистики РФ), Министерства финансов РФ, Банка России и Счётной Палаты РФ. Исследование базируется на нормативно-методических документах, публикациях международных организаций, информации, размещенной на официальных и информационных сайтах, а также материалах международных конференций, посвященных проблемам обеспечения финансовой и экономической безопасности, результаты исследований учёных и специалистов за 1992—2003 гг.

Наиболее существенные научные результаты, полученные автором: уточнено понятие «финансовая безопасность государства» на основе характеристик устойчивости финансовой системы (государственных финансов) и соблюдения интересов государства в финансовой сферераскрыты конкурентные преимущества системы государственных финансов как факторы обеспечения финансовой безопасности, основанные на делении элементов, позитивно и негативно формирующих инвестиционный образ экономики Россииисследован государственный долг России с позиции фактора угроз её финансовым интересамдана оценка долговой политике Российской Федерации с позиции её соответствия задаче снижения уровня угроз финансовой безопасности, а также определены практические рекомендации по этой проблемеразработана модель оценки показателя «государственный долг», основанная на авторском подходе к учёту «виртуализации» государственного долга России, иррационального увеличения долгового бремениданы рекомендации по использованию сетевых моделей при создании концепции управления государственным долгом в целях обеспечения финансовой безопасности России.

К элементам научной новизны в диссертационном исследовании относятся следующие: уточнено понятие «система обеспечения финансовой безопасности государства», а также «государственный виртуальный долг» как теоретический образ факторов, учитываемых в модели оценки государственного долгаобоснован подход к определению финансовых интересов и угроз финансовой безопасности, в соответствии с которым определено, что государственный долг является угрозой финансовой безопасности России на современном этапе развития государствапредложены теоретическая модель финансово безопасного долгового сотрудничества и концепция управления накопленным долгом в рамках системы обеспечения финансовой безопасности как способы разрешения финансовых противоречий в достижении Парето оптимального состояния системы государственных финансов.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в развитии научных основ системы обеспечения финансовой безопасности РФ, включающих методические подходы, принципы организации, возможности её совершенствования для эффективного функционирования системы государственных финансов в условиях ограниченности денежных ресурсов, а также в том, что выводы и предложения могут служить базой для дальнейшего исследования проблем, связанных с включением в систему обеспечения финансовой безопасности страны процесса управления государственным долгом РФ.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов федеральными и региональными органами власти и управления для развития и совершенствования системы обеспечения финансовой и экономической безопасности России при управлении государственным долгом.

Рекомендации по результатам исследования, направленные на повышение эффективности государственного долга в системе финансовой безопасности, переданы в Департамент финансов Администрации Приморского края и приняты к внедрению.

Результаты проведённых исследований могут быть использованы в преподавании дисциплин «Экономическая безопасность», «Экономическая безопасность России», «Финансы и кредит» и «Национальная экономика» студентам экономических специальностей высших учебных заведений.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации, выводы и предложения по теме исследования докладывались автором и обсуждались на заседаниях кафедры «Финансы и кредит» Дальневосточного государственного университета, на заседании Учёного Совета Владивостокского филиала Российской таможенной академии, а также на ежегодных конференциях молодых учёных Института менеджмента и бизнеса Дальневосточного государственного университета (Владивосток, 2001 — 2004 гг.), Дальневосточной государственной академии экономики и управления (Владивосток, 2004 г.), Института экономических исследований Дальневосточного отделения РАН (Хабаровск, 2002 г.), Дальневосточного государственного технического университета (Владивосток, 2004 г.), Дальневосточной академии государственной службы при Президенте РФ (Хабаровск, 2004 г.), Биробиджанского государственного педагогического института (2004 г.).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 9 научных работ общим объёмом 3,0 п.л.

По теме диссертации автором опубликованы следующие научные работы:

1. Немцов, А. Г. Проблема внешнего долга: аспекты менеджмента и финансовой безопасности // Дальний Восток: Сб. статей преподавателей ДВ филиала СПбГУП. — Вып. 4. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2001. — 0,2 п.л.

2. Немцов, А. Г. Безопасность экономической системы: сущность, проблемы и противоречия в исследовании // Дальневосточный регион: экономика, управление и финансы: Сб. статей. — Вып. 1. — Владивосток: Изд-во Дальне-вост. ун-та, 2001. — 0,7 п.л.

3. Немцов, А. Г. Подготовка специалистов в области экономики и финансов как решение проблемы сохранения безопасности экономической системы // Перспективы высшего образования в малых городах: Материалы четвёртой международной научно-практич. конференции.— Владивосток: Изд-во Дальневост. унта, 2002. — Ч. 2. — 0,46 п.л.

4. Немцов, А.Г., Останин, В. А. Финансовые противоречия межбюджетных отношений и финансовая безопасность страны // Динамика пространственной структуры экономической системы РФ: Материалы всероссийской научной конференции. — Хабаровск: РИОТИП, 2003. — 0,3 п.л. (в т. ч. авт. 0, 15 п.л.).

5. Немцов, А. Г. Создание системы обеспечения финансовой безопасности России как элемента экономической безопасности // Молодёжь и научно-технический прогресс: Материалы региональной научно-технич. конференции. — Ч. 1. — Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2004. — 0,2 п.л.

6. Немцов, А. Г. Система обеспечения финансовой безопасности РФ как условие социальной стабильности государства // Экономика, управление, общество: история и современность: Материалы межрегиональной научно-практич. конференции. — Ч. 2 — Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2004. — 0,33 п.л.

7. Немцов, А. Г. Конкурентные преимущества и недостатки государственных финансов как фактор обеспечения финансовой безопасности России// Социально-экономическое развитие российского Дальнего Востока: конкурентные преимущества и проблемы безопасности: Материалы международной научной конференции. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. — 0,3 п. л.

8. Немцов, А. Г. Влияние виртуализации государственного долга на обеспечение финансовой безопасности России // Структурные и управленческие аспекты трансформации экономических систем: Материалы всероссийской конференции молодых учёных. — Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 2004. — 0,1 п.л.

9. Немцов, А. Г. Роль социокультурных факторов в формировании угроз финансовой безопасности Российской Федерации // Интеграция науки и образования — основа развития и возрождения национально-регионального менталитета: Материалы международной научно-практич. конференции. — Ч. 1. — Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2004. — 0,6 п.л.

Объём и структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и приложений. Основной текст работы изложен на 214 страницах машинописного текста, включает 26 рисунков, 19 таблиц, 3 приложения. Библиографический список содержит 165 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обеспечение финансовой безопасности России является основным государственным приоритетом, оно выступает условием экономической (финансовой), социальной и политической стабильности, а также эффективной работы экономической системы (государства) и экономического развития.

В диссертационной работе исследована и проанализирована экономическая сущность понятия «финансовая безопасность государства». Исследованы теоретические положения финансовой безопасности, содержание процесса обеспечения финансовой безопасности в системе государственных финансов Россииопределены конкурентные преимущества системы государственных финансов как факторов обеспечения финансовой безопасности.

В ходе исследования автор пришел к выводу, что в современной экономической и финансовой науке нет однозначного подхода к определению и обеспечению финансовой безопасности в системе государственных финансов. Существующие предпосылки появления и существования системы финансовой безопасности, несут в себе элементы дестабилизации финансовой системы, это позволяет говорить о необходимости создания подсистемы её обеспечения.

При представлении системы финансовой безопасности мы выделяем «элементы воздействия», «элементы обеспечения финансовой безопасности государства» и «результативные итоговые элементы».

Обозначенная система способна обеспечивать финансовую безопасность в том случае, если способна решать следующие проблемы выявления возможных угроз финансовой безопасности России, а также выработки мер по их предотвращению.

Автор предлагает создание центров обеспечения финансовой безопасности на федеральном и региональном уровнях с соответствующими механизмами обеспечения финансовой безопасности и полномочиями по принятию решений, например, управление внешними и внутренними факторами, несущими угрозу, а на региональном — в основном внутренними факторами.

В соответствии с вышесказанным для защиты государственных интересов России в сфере государственных финансов были выделены следующие задачи системы финансовой безопасности: 1) сбор, обработка и анализ информации, необходимой для определения различных проявлений негативного влияния финансовых и экономических отношений на финансово-экономическую систему- 2) принятие решений и осуществление мер для нейтрализации и предотвращения угроз финансовой безопасности РФ.

Считаем целесообразным дать следующее определение понятия «финансовая безопасность» на основе характеристик устойчивости и соблюдения интересов государства в финансовой сфере — это состояние финансовой системы, способное обеспечить устойчивое развитие экономической системы посредством распределения и перераспределения финансовых ресурсов для поддержания необходимого уровня воспроизводства, независимости государства и конкурентоспособности в системе международных финансов.

Существуют элементы и факторы, которые определяют конкурентоспособность финансовой системы. Конкурентные преимущества финансовой системы можно определить как совокупность непротиворечивых факторов повышающих возможности собственников и пользователей финансовых ресурсов использовать совокупность элементов и связей финансовой системы для целевого перемещения и распределения финансовых ресурсов. Для регулирования недостатков и преимуществ финансовой системы необходима организация мониторинга, так как конкурентные недостатки финансовой системы могут быть фактором опасности.

Конкурентные преимущества и недостатки являются важнейшей объективной составляющей образа финансовой системы РФ, в частности о государственном финансовом секторе экономики. Они обуславливаются особенностями финансового рынка, его ликвидностью и рентабельностью финансовых вложений, наличием инвестиционного потенциала экономики, интеллектуальным и инновационным потенциалом. Несомненно, что конкурентные преимущества способствуют усилению конкурентоспособности государственного сектора финансовой системы и способствуют привлечению финансовых ресурсов, в том числе и на кредитной основе, на приемлемых (выгодных) условиях. Конкурентные недостатки ослабляют функциональные способности государственной финансовой системы и приводят к возникновению угроз финансовой безопасности государства.

В данной работе нами выделены конкурентные преимущества системы государственных финансов как факторы обеспечения финансовой безопасности, основанные на делении элементов, позитивно и негативно формирующих инвестиционный образ государственного сектора экономики России.

Финансовая система России, в частности система государственных финансов достаточно специфична, и очевидно, что недостатки не уравновешиваются конкурентными преимуществами. Таким образом, в ближайшей перспективе для государственных финансов РФ основная задача заключается не просто в развитии конкурентных преимуществ, а нивелировании влияния недостатков.

В процессе решения задачи исследования существующих методов оценки угроз финансовой безопасности нами был обоснован подход к определению финансовых интересов и угроз финансовой безопасностиуточнено понятие «финансовая угроза» как фактор нестабильности финансовой системыопределены интересы в сфере государственных финансов и основные угрозы финансовым интересам государства, выделены наиболее существенные угрозы финансовым интересам РФ.

Определение пороговых критериев безопасности является достаточно важным моментом, однако, необходимость их определения и расчётов не очевидна, потому что, критерии используют ограниченное число факторов, оторванных друг от друга, дают возможность получения представления о состоянии, например, долга и его влиянии на финансовую и экономическую систему, только на краткосрочном текущем отрезке времени без попытки перенесения влияния текущих факторов и определение влияния текущего финансового состояния на будущие поколения. При определении критериев финансовой безопасности речь должна идти о качественных параметрах, которые могут отразить эффективность использования финансовых ресурсов государства.

Для определения и классификации угроз финансовой безопасности необходимо сначала определять факторы, которые делают систему уязвимой, т. е. снижают ее качественные и количественные характеристики и приводят к возникновению угроз. Поэтому под угрозой мы понимаем факторы, которые могут повлиять на изменение во внешних и внутренних элементах среды функционирования финансовой системы, так, что нарушится их равновесие и станет проблематичным существование финансовой системы в неизменном виде.

Интересы государства в сфере государственных финансов мы выделили, учитывая особенности данного звена финансовой системы РФ, мнения экспертов, исследования и публикации по вопросам финансовой и экономической безопасности России, метод попарных сравнений Т. Саати.

Государственные интересы в сфере финансов определили как обусловленные потребностям выживания, безопасности и развития страны, устремления и стимулы деятельности государственной финансовой политики, служащие преумножению государственной мощи в финансовой её составляющей.

К основным угрозам финансовым интересам мы отнесли, те факторы, которые приносят государственным финансам существенный риск получения значительного ущерба, из-за невозможности выполнять финансами своей основной функции — функции распределения и меняют облик системы государственных финансов.

В результате применения методики попарных сравнений мы пришли к выводу, что наибольшее влияние на финансовые интересы оказывает угроза непроизводительного использования государственных финансовых ресурсов, т. е. превалирования направления привлеченных финансовых ресурсов в социальные и прочие непроизводственные сегменты народного хозяйства национальной экономики.

Таким образом, современная финансовая политика России трансформирует денежные ресурсы, в том числе заемные, в сферы экономики, не приносящие доход. А если государственный финансовый ресурс неэффективен, в том числе государственный долг, то его следствие — это потеря финансовой безопасности, ведь перераспределение происходит за счёт нарастания тяжести финансового бремени следующих поколений, т. е. нарастания ущерба.

В работе нами раскрыто содержание понятия «государственный долг», государственный долг представлен нами как существенный фактор финансовой безопасности государствадана оценка долговой политике России с позиции её соответствия задаче снижения уровня угроз финансовой безопасности, определены практические рекомендации по этой проблемепредложена модель учёта виртуализации государственного долга России.

Для государственного долга в аспекте его рассмотрения как критерия формирования и анализа угроз финансовой безопасности Российской Федерации принципиально его будущее состояние, когда для его погашения будет происходить перераспределения ВВП будущего. По сути, все выигрывают от привлечения дешевых кредитных ресурсов в настоящий момент, однако, при вышеописанных условиях может ухудшаться финансовое состояние последующих поколений, когда будущая отдача будет гораздо меньше, чем выплаты по этому долгу. Привлечённые финансовые ресурсы в текущий момент трансформируются в сферы, приносящие доход в определённых частях. Финансовые ресурсы перераспределяются, они вкладываются, становятся инвестиционным ресурсом. Если в результате привлечённого займа не достигается состояния Парето оптимальности, в частности для последующих поколений, т. е. происходит чистое перераспределение финансовых ресурсов без эффективной трансформации их в инвестиционные ресурсы с образованием виртуальных денежных потоков, то недопустимо привлечение денежных средств для финансирования бюджетного дефицита и рефинансирования долговых обязательств. Если государственный долг не эффективен, то следствие таких займов — потеря финансовой безопасности, так как перераспределение идёт за счёт нарастания ущерба, тяжести финансового и долгового бремени последующих поколений. Если эффективность долга нулевая или отрицательная, то следствие такой долговой политики — это финансовое закабаление, в конечном итоге — причина нарастания угроз финансовой безопасности государства. Абстрактный характер манипулирования финансовыми потоками ведёт к символической виртуальной форме фиктивного капитала, его отрыву от функционирования и движения производства, из-за этого возрастает опасность финансового краха.

При исследовании нами государственного долга России как фактора формирования и стабильности системы финансовой безопасности: 1) показана взаимосвязь применяемых инструментов и методов денежно-кредитной политики с долговым финансированием государственных расходов- 2) отмечен негативный характер воздействия увеличения долгового финансирования и ставки процента на рынке на перспективы инвестирования в реальный сектор экономики России и возможности экономического роста- 3) определены проблемы и перспективы использования сеньоража, как одного из способов финансирования государственного долга- 4) государственный долг показан как причина самого себя при неэффективной долговой политике, и то, что носителями государственного долга становятся экономические субъекты, независимо от того, по чьей инициативе этот долг был приобретен- 5) отмечена неэффективность государственных гарантий в РФ как дополнительного фактора управления государственными финансами, что приводит к «виртуализации долга» и увеличению вероятности угрозы самого государственного долга- 6) определены условия поддержания состояния финансовой независимости государства при существовании отношений государственного долга в системе финансовой безопасности- 7) государственные расходы России на обслуживание долга охарактеризованы как причина снижения инвестиционной активности в реальном секторе экономики- 9) выявлены некоторые зависимости между показателями «доходность государственных ценных бумаг», «расходы на обслуживание долга», «размер инвестиций в реальный сектор экономики», и «бюджетные коммерческие инвестиции" — 10) изучены негативные и благоприятные тенденции изменения государственного долга в системе обеспечения финансовой безопасности.

Анализ политики государства в области государственного долга проводился за период с 1992 г. по 2003 г. с использованием показателей динамики и структуры государственного внутреннего и внешнего долга, обслуживания государственного долга, расходов и доходов консолидированного бюджета РФ, федерального бюджетадинамики ВВП, индекса инфляции, дефицита федерального бюджета и источников его финансирования.

В результате проведённого исследования делаем вывод, что инвестиции в государственный сектор становятся экономически более привлекательными, чем инвестиции в реальный сектор, к тому же общая рентабельность экономики за анализируемый период (1993;2002 гг.) была намного ниже рентабельности государственных ценных бумаг. Государство тоже не в состоянии инвестировать привлеченные средства, так как привлекает их для того, чтобы поддерживать систему внутреннего долга. Таким образом, происходит перераспределение, не имеющее цели формирования финансовых фондов для их инвестиционного перераспределения. Опасность в том, что сокращение перераспределительной функции бюджетной системы, не обеспеченное адекватным развитием финансового рынка, сужает инвестиционное поступление ресурсов и как следствиевозможности расширенного воспроизвоизводства.

В работе автором предложены основные направления использования сетевых моделей при создании стратегии управления государственным долгом в целях обеспечения финансовой безопасности России. Предложена теоретическая модель финансово безопасного долгового сотрудничества и стратегия управления накопленным долгом в рамках системы финансовой безопасности как инструментов разрешения финансовых противоречий в достижении Парето оптимального состояния системы государственных финансов.

Неспособность финансовых отношений, касающихся использования долгового финансирования, достигнуть Парето оптимальности ведёт к возникновению противоречивых (конфликтных) состояний.

Возникают следующие финансовые противоречия: между государством и отраслями материального производствамежду государством и субъектами экономикимежду государством-дебитором и субъектом-кредитором, в том числе и другим государством или международной валютно-кредитной организацией.

Наличие или отсутствие конфликтной ситуации во взаимоотношениях субъектов социально-экономических систем (в том числе и стран-контрагентов) детерминируется не только характером взаимного влияния партнеров, но и их собственной мотивацией на способность реализовать финансовые интересы.

Под конфликтом стран-контрагентов мы понимаем особый характер взаимодействия между ними, при котором условия функционирования хотя бы одного из партнеров становятся худшими по сравнению с результатами его обособленного функционирования в силу неудовлетворения его финансовых интересов. Критерием финансово безопасного сотрудничества можно предлагаем считать возможность получения финансового выигрыша (пользу, эффекта) большего, чем при функционировании финансовой системы страны без привлечения дополнительных займов.

Понятие финансово безопасного сотрудничества предлагаем считать критерием равновесия интересов стран-контрагентов. Другими словами, используя понятие финансово безопасного сотрудничества, можно констатировать, что в состояниях, не являющимися оптимальными по Парето, реализация интересов одним субъектом происходит за счет ущемления интересов другого, и подобное сотрудничество является причиной возникновения угроз финансовой безопасности страны.

Для реализации целей противодействия финансовым угрозам система обеспечения финансовой безопасности должна решать следующие задачи:

1) создавать определенные условия, при которых те или иные факты заимствований станут не только экономически обоснованными и финансово необременительными, но и создающими предпосылки для экономического роста и развития объекта инвестирования и кредитования, так как неэффективное привлечение и использование кредитных ресурсов создает основу для его непроизводственного накопления, обременительного обслуживания и финансовой зависимости и закабаления, что является угрозой финансовой безопасности. Таким образом, необходима оценка эффективности внешних заимствований, способности государства эффективно использовать привлеченные средства и создать реальную основу своевременного погашения долгов;

2) сокращать риски, связанные с осуществлением государственных заимствований (валютные риски — риски повышения (неблагоприятного изменения) курса валюты платежариски ликвидности — невозможность и неспособность рефинансировать или выплатить долг вследствие отсутствия денежных средств в результате кассовых разрывовпроцентные риски — риск неблагоприятного изменения процентной ставки по привлеченным кредитным ресурсамдефляционные риски и инфляционные рискиполитические и инвестиционные риски — невозможность трансформации кредитных (заемных) ресурсов в инвестиционный капитал);

3) обеспечивать такое соотношение между внутренним и внешним долгом, долгосрочным, краткосрочным и среднесрочным долгом, которое позволит эффективно распределить процесс выплаты долга во времени и в пространстве, позволяющие избегать пиковых выплат финансово ослабляющих систему государственных финансов, позволяющие использовать в качестве средств платежа активы более дорогие в данный момент и дешевеющие в перспективе.

Отношения, возникающие в процессе изменения долговой зависимости в целях обеспечения финансовой безопасности, базируются на определённой методологической основе, одним из элементов которой выступают следующие принципы: принцип приоритетности финансовых интересов страныпринцип осторожностипринцип эффективности и самодостаточностипринцип постоянного развития.

По нашему мнению, эффективным способом планирования и управления процессов обеспечения финансовой безопасности при управлении государственным долгом являются метод сетевого планирования. Система сетевого планирования применительно управлению государственным долгом в системе обеспечения финансовой безопасности позволяет:

1) формировать календарный план управления выплатами долга;

2) выявлять резервы и мобилизовывать финансовые ресурсы для обеспечения финансовой безопасности;

3) управлять процессом выплаты государственного долга с прогнозированием и предупреждением возможных дефолтов и срывов в ходе осуществления долговых выплат;

4) повышать эффективность управления государственным долгом в системе обеспечения финансовой безопасности государства.

Основной целью использования вышеуказанной сетевой модели является минимизация объёмов задолженности России в целях обеспечения финансовой безопасности России, однако, следует учитывать, что:

1) решение данной проблемы зависит от позиций различных участников долговых отношений, каждый из которых преследует свои интересы, которые могут входить в противоречие с целями и задачами других участников данных финансовых отношений, это может оказывать существенное влияние на обеспечение финансовой безопасности России;

2) политика государственного заимствования, направленная на неуклонное снижение долга без учёта реального состояния и потребностей развития, снижает потенциал долговых отношений. Компенсация снижения внешнего долга ростом внутреннего долга или противоположный процесс, означает отказ от использования каких-то определённых ресурсов, что не всегда оправдано и экономически целесообразно.

В работе нами сформулированы основные этапы управления государственным долгом в системе обеспечения финансовой безопасности, начиная с определения интересов государства, конкурентных преимуществ и недостатков в финансовой сфере и анализа уровня защищенности интересов от угроз, и заканчивая определением средств и инструментов обеспечения безопасности, оценки ресурсов и оптимальное их распределение и контролем за эффективностью применения мер.

В рамках системы обеспечения финансовой безопасности нам представляется целесообразной схема управления государственным долгом России, которая учитывает оценку достаточности финансовых ресурсов по обеспечению финансовой безопасности, определение мер обеспечения финансовой безопасности исходя из предпочтений в стоимости заимствования и рисками, также оптимальное распределение ресурсов (создание оптимального портфеля государственных займов: сочетание кредиторов, валют, сроков, процентных ставок и объёмов займов) на реализацию долговой политики и процесс обеспечения финансовой безопасности России.

Таким образом, предложенные модели и схемы позволяют обосновать методы финансового управления государственным долгом как угрозы обеспечения финансовой безопасности РФ.

Решение поставленных в диссертации проблем, по нашему мнению, позволит поднять на новую качественную ступень уровень управления государственным долгом в целях обеспечения финансовой безопасности РФ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. — М., 1993.— 60 с.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации// Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — 3 августа. — № 31. — ст. 3823.
  3. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Федеральный закон от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ (с изменениями от 8 июля 1997 г., 10 февраля 1999 г.)// Российская газета. — 1995. — 14 октября.
  4. О федеральном бюджете на 2002 год: Федеральный закон от 30.12.2001 № 194-ФЗ (ред. От 31.12.2002) (принят ГД ФС РФ 14.12.2001)// Российская газета. — 2002. — 5, 9, 10, 11 января.
  5. О федеральном бюджете на 2003 год: Федеральный закон от 24.12.2002 № 176-ФЗ (принят ГД ФС РФ 11.12.2002)
  6. О безопасности: Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446 I// Российская газета. — 1992. — 6 мая. — № 103.
  7. Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10.01.2000 г. № 24// Российская газета. — 2000. — 18 января.
  8. О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях): Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608// Российская газета. — 1996. — 14 мая.
  9. Об осуществлении космической деятельности в интересах экономики, науки и безопасности Российской Федерации// Постановление Правительства РФ от 7 августа 1995 г. № 791.
  10. О законодательном обеспечении экономической безопасности Российской Федерации: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания от 8 августа 1996 г. № 327-СФ.
  11. , JI. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение/ Л. Абалкин// Вопросы экономики. — 1994. — № 12. — С. 4—13.
  12. , Т.Н. Методика и инструментарий экономической безопасности региона / Т.Н. Агапова// Вопросы статистики. — 2001. — № 2.— С. 44—48.
  13. , Р. О целеустремленных системах: Пер с англ./ Р. Акофф, Ф. Эмери- под ред. И. А. Ушакова. — М.: Советское радио, 1974. — 272 с.
  14. , A.B. Анализ, синтез, планирование решений в экономике/ А. В. Андрейчиков, О. Н. Андрейчикова. — М.: Финансы и статистика.— 2002. —368 с.
  15. , Д. Внешний долг — угроза национальной безопасности/ Д. Антропов //http://www.gisasp.ru/obj/doc.php.
  16. , А. Безопасность России/ А. Арбатов, Л. Фридман, В. Барановский и др. — М.: Права человека, 2000. — 597 с.
  17. , М. Финансовая безопасность России/ М. Арсентьев/ЛШр: // www.nasledie.ru/oboz/N08 00/08 21.HTM.
  18. , К.JI. Внешнеэкономические и финансовые аспекты экономической безопасности: Дис.. канд. экон. наук/ К. Л. Астапов. — М., 1999. — 190 с.
  19. , К. Л. Управление государственным долгом в Российской Федерации/ К.Л. Астапов// Аналитический вестник информационно-аналитического управления Совета Федерации (http://www. council, gov.ru). — 2002. —№ 10(166). —С. 40—65.
  20. , С. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу/ С. Афонцев// Мировая экономика и международные отношения. — 2002. — № 10. — С. 30 —39.
  21. , Е. Принципы управления государственной задолженностью/ Е. Балацкий// Мировая экономика и международные отношения. — 1997. — № 5,—С. 36—51.
  22. , Е. Прогнозирование внешнего долга: модели и оценки/ Е. Балацкий, В. Свистунов// Мировая экономика и международные отношения. — 2001. — № 2, 3. — С. 40 — 46.
  23. , A.A. Об особенностях российской экономической науки и их влиянии на развитие современной России/ A.A. Белоусов. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2002. — 56 с.
  24. , A.A. Особенности «русского грунта» (О своеобразии российской экономики и экономической теории)/ A.A. Белоусов. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2002. — 162 с.
  25. , A.A. Россия и её социально-экономическая безопасность. Взгляды, теория и практика/ A.A. Белоусов. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1998. — 118 с.
  26. , B.B. Государственный финансовый контроль и финансовая безопасность/ В.В. Бурцев// Аудиторские ведомости. — № 9. — 2001. — С. 5053.
  27. , В.В. Финансовая безопасность России на современном этапе экономического развития/ В. В. Бурцев // Аудит. — 2000. — № 8. — С. 32 — 40.
  28. , В.В. Факторы финансовой безопасности/ В.В. Бурцев// Менеджмент в России и за рубежом. — № 1. — 2001. — С. 55 — 69.
  29. , В. Платить! За счёт кого?/ В. Буткевич// Экономика и жизнь.4. —2001. —С.5.
  30. , П. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии, показатели/ П. Бухвальд, Н. Гловацкая, С. Лазуренко// Вопросы экономики, 1994. — № 12. — С. 25—35.
  31. , А. Принципы государственной долговой политики/ А. Вавилов, Е. Ковалишин// Вопросы экономики. — 2001. — № 8 — С. 46—63.
  32. , А. Проблемы реструктуризации внешнего долга России: теория и практика политики/ А. Вавилов, Е. Ковалишин// Вопросы экономики.1999. — № 5. — С. 78 — 93.
  33. , А. Стабилизация и управление государственным долгом России/ А. Вавилов, Г. Трофимов// Вопросы экономики. — 1997. — № 12. — С. 6280.
  34. , А. Десятилетие рынка российского внутреннего долга: уроки кризиса и перспективы развития/ А. BefleB//http://www.vedi.ru/ocr/cr0061 r. html).
  35. , A.B. Проблемы национальной безопасности/ A.B. Виноградова// Право и безопасность. — 2003. — № 3 — 4 (8 — 9). — С. 66—74.
  36. Внешняя политика и безопасность современной России. Хрестоматия. — Т. 1. — Кн. 2. — М.: Московский общественный научный фонд, — 1999. — 340 с.
  37. , A.B. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия/ A.B. Возжеников. — М., 2000. — 215 с.
  38. , A.B. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения/ A.B. Возжеников. — М. Изд-во РАГС, 2002. — 424 с.
  39. , A.B. Основные концептуальные положения национальной безопасности России в XXI веке/ A.B. Возжеников, И. Н. Глебов, В. А. Золотарёв. — М.: ЭДАСПАК, 2000. — 48 с.
  40. , Б.Л. Модели экономического равновесия/ Б. Л. Воркуев, Ю. Н. Черемных. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 134 с.
  41. , Ю.Л. Управление стратегическими рисками чрезвычайных ситуаций в системе обеспечения национальной безопасности России/ Ю. Л. Воробьев // Право и безопасность. 2003. — № 3 — 4 (8 — 9). — С. 37—43.
  42. , К.В. Целевые ориентиры как инструмент оптимизации управления государственным внешним долгом/ К.В. Вышковский// Банковское дело. — 2003. — № 8. — С. 31 — 37.
  43. , М. Долги России/ М. Галкин // Рынок ценных бумаг. — 2000. --№ 5. — С. 10 — 13.
  44. , М.Н. Некоторые вопросы анализа сущности экономических категорий/ М. Н. Гермагентова // Вестник Финансовой академии. — 2000. --№ 2(14). —С. 26 — 35.
  45. , Д.Г. Система муниципальных займов: экономическая безопасность/ Д. Г. Гладский, E.H. Богачёв// http://www.inferam.ru/articles/mzaim. html).
  46. , С. Безопасность экономическая/ С. Глазьев// Политическая энциклопедия. — Т. 1. — М. 1999. —С. 110—178.
  47. , С. Основа обеспечения экономической безопасности — альтернативный реформационный курс/ С. Глазьев// Российский экономический журнал, — 1997. —№ 1,2. —С. 3 — 17.
  48. , С. За критической чертой: О концепции макроэкономической политики в свете обеспечения экономической безопасности страны/ С. Глазьев. — М.: Российский экономический журнал, 1996. — 77 с.
  49. , С. «Высветление» экономики и укрепление национальной безопасности России/ С. Глинкина, Г. Клейнер// Российский экономический журнал. — 2003. — № 3. — С. 3 — 13.
  50. , Н.П. Проблема внешней зависимости в стратегии экономической безопасности России (методологические аспекты): Дис.. докт. экон. наук/ Н. П. Гусаков. — М., 1999. — 388 с.
  51. , В.П. Система для принятия плохо формализованных решений/ В. П. Деменков //http://iul.bmstu.ru/research/rell.htm.
  52. , М.Ю. Безопасность финансового рынка России/ М.Ю. Дмитриева// http://www. sbcinfo.ru / articles/8th2000conf/25.htm.
  53. , Э. Долг и инвестиции для субъектов Российской Федерации/ Э. Добсон // http:// www.iet.ru
  54. , А.Ю. Управление и прогнозирование государственного долга в среднесрочной перспективе (сценарный подход)/ А.Ю. Жигалев// Экономический журнал ВШЭ. — 1999. — № 3. — С. 395 — 422.
  55. , В. Экономическая безопасность России/ В. Загашвили. — М: Юрист, 1997. — 240 с.
  56. , А. Исследование системных свойств в экономике как предпосылка преодоления кризиса/ А. Зарнадзе// http:// www. ptpu/issues/l00/15l00. htm
  57. , Е. А. Внешнее финансирование и экономический рост: проблемы взаимодействия в развивающихся и «переходных» странах/ Е.А. Звонова// Вестник Финансовой академии. — № 3. — 2000. — С. 49 — 57.
  58. , Е. Международное внешнее финансирование в современной экономике странах/ Е. Звонова. — М.: Экономика, 2002.— 324 с.
  59. , Е. Экономическая безопасность России/ Е. Иванов// Мировая экономика и международные отношения. — 2001. — № 11.— С. 44—51.
  60. , А. Критерии экономической безопасности/ А. Илларионов// Вопросы экономики. — 1998. — № 10. — С. 35 — 58.
  61. , А. Платить или не платить? Альтернативные стратегииснижения бремени государственного внешнего долга/ А. Илларионов// Вопросы экономики. — 2001. — № 10.— С. 4—23.
  62. , А. Экономическая политика в условиях открытой экономики со значительным сырьевым сектором/ А. Илларионов// Вопросы экономики. — 2001. —№ 4. —С. 4 — 31.
  63. , К.Г. Внешний долг государства и основные методы его урегулирования: Дис.. канд. экон. наук/К.Г. Калинкин. — М., 2002.— 147 с.
  64. , О. Регулирование международных кредитных отношений/ О. Карелин // Финансовый бизнес. — 2000. — № 1. — С. 20 — 28.
  65. , A.B. Информационная технология формирования экономически безопасных вариантов развития технико-экономических систем/ A.B. Карибский, Ю.Р. Шишорин// http://www.sbcinfo.ru/articles/7th1999conf/34. htm).
  66. , Ж. Геоэкономика: Фульчери Бруни Рочча Геополитический фактор в финансовых отношениях между странами/ Ж. Карло. — М., 1997. — 207 с.
  67. , Г. Инфляция и валютный курс/ Г. Кассель.— М.: Эльф— пресс, 1995. — 104 с.
  68. , Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег/ Дж.М. Кейнс. — М.: Гелиос АРВ, 2002. — 352 с.
  69. , A.A. Экономическая безопасность территории с градообразующим предприятием: Автореф. дисс.. канд.. экон.. наук/ А. А. Козицын. — Екатеринбург. — 2000. — 24 с.
  70. Концепция стратегического развития России до 2010 года. М.: Издательство ИСЭП, 2001. — 144 с.
  71. , В. Государственные гарантии: как разумное сделать легитимным/ В. Кокорев// Вопросы экономики. — № 4. — 2001. — С. 52 — 64.
  72. , А. Управление внешней задолженностью России/ А. Корчагин// Рынок ценных бумаг. — 2000. — № 5. — С. 19 — 21.
  73. , O.A. Исследование операций: Учебник/ O.A. Косоруков, A.B. Мищенко- Под общ. ред. д.э.н., проф. Н. П. Тихомирова. — М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 448 с.
  74. , М.Я. Проблема выявления критериев экономической безопасности/ М.Я. Корнилов// Информационный сборник «Безопасность». — 2001.3—4. —С. 128 — 134.
  75. , Э.Г. Геоэкономика и стратегия России. Истоки и принципы построения внешнеэкономической доктрины/ Э. Г. Кочетов.— Москва, МОНФ, 1997, Глава V. — С. 97 — 115.
  76. , Э. Геоэкономика: финансы реальные и виртуальные (финансовый дуализм и его правовые аспекты)/ Э. Кочетов, Г. Петрова// Общество и экономика. — 2000. — № 1. — с. 36—49.
  77. , Н.Ш. Исследование операций в экономике: Учебн. пособие для вузов/ Н. Ш. Кремер, Б. А. Путко, И. М. Тришин, М.Н. Фридман- Под ред. проф. Н. Ш. Кремера. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 407 с.
  78. , Н.Д. Вопросы оценки экономической безопасности региона/ Н. Д. Кремнев, В. Г. Федоров, М.Ф. Сергеев// Вопросы статистики. — 2001. — № 2.—С. 32—35.
  79. , В.Н. Безопасность через развитие/ В. Н. Кузнецов. — М. Ин-телтех, 2000.— 282 с.
  80. , В.Н. Методологические вопросы определения индикаторов культуры безопасности/ В.Н. Кузнецов// Прилож. к журналу «Безопасность Евразии». — 2002. — № 1. — С. 119—147.
  81. , Ю. Как украсть бюджет/ Ю. Латынина// Сегодня. — 1999.- 2 марта.
  82. , В.И. Конспект книги Гегеля «Наука логики»/ В.И. Ленин// Полн. собр. соч. — Т. 29. — М.: Политиздат, 1973. — 782 с.
  83. , А. Внешний долг РФ: экспортный вариант «пирамиды» или ресурс для экономического возрождения страны?/ А. Лусников// Рынок ценных бумаг. —2000. —№ 5. —С. 17 — 18.
  84. , К. Экономикс/ К. Макконел, С. Брю. — Т. 1. — М: Республика, 1992.— 400 с.
  85. May, В. Российские экономические реформы в представлениях их западных критиков/ В. May // http://www.iet.ru
  86. , О.М. Роль внешних заимствований в осуществлении инвестиционной политики/ Мигунова О.М.// Финансовые и кредитные проблемы инвестиционной политики. — М.: Финансы и статистика, 2004. —С. 180 — 186.
  87. , P.P. Современные деньги и банковское дело: Пер. с англ./ P.P. Миллер, Д. Д. Ван Хуз. — М.: ИНФРА, 2000. —856 с.
  88. , В.М. Национальная безопасность Российской Федерации: обеспечение и организация управления/ В. М. Мирошниченко. — М.: Экзамен, 2002. —256 с.
  89. Мэнкью, Грегори Н. Макроэкономика: Пер. с англ./ Грегори Н. Мен-кью — М.: Издательство Московского университета, 1994. — 736 с.
  90. Новая парадигма развития России в XXI веке. Комплексные исследования проблем устойчивого развития: идеи и результаты- Под ред. В. А. Коптюга, В. М. Матросова, В. К. Левашова. Изд. 2-е. — М.: Academia, 2000. — 416 с.
  91. , В.Г. Финансовая безопасность в системе национальной безопасности страны: Дис. канд. экон. наук/ В. Г. Новиков. — М., 2001. — 177 с.
  92. , В. П. Экономическая безопасность России: внешние угрозы/ В. П. Оболенский// Внешнеэкон. бюл. 2000. — № 10. — С. 73— 82.
  93. , Ю.М. Финансовая экономика как высшая форма бытия экономики/ Ю.М. Осипов// Философия хозяйства.— 2000. — № 2. — С. 8 —15
  94. , В.А. Финансы: Учебное пособие/ В. А. Останин. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2001. — 164 с.
  95. , О. Г. Государственный механизм обеспечения экономической безопасности: Дис.. канд. экон. наук/ О. Г. Пальтин. М., 2002.— 174 с.
  96. , П. Метод анализа иерархий. Немного теории/ П. Пала-марчук// http ://www.hostobzor.ru/manual/index
  97. , В. Экономическая безопасность/ В. Паньков// Интерлин.— 1992. —№ 3, —С. 138 — 146.
  98. , А. И. К вопросу о кредитной системе РФ: кредиты и долги/ А.И. Полищук// Вестник Финансовой академии, 2000. — № 2(14). — С. 21—26.
  99. , В. Я. Оценка и прогноз опасностей и угроз современной России/ В.Я. Потапов// Право и безопасность.— 2003, № 3 — 4 (8 — 9). — С. 30—36.
  100. , А. Виртуальная экономика и сюрреалистическое бытие: Россия. Порог XXI века. Экономика/ А. Потёмкин. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 384 с.
  101. , А. А. Общая теория национальной безопасности/ A.A. Прохожев. — М.: Изд-во РАГС, 2002. — 320 с.
  102. , В. Государственные гарантии — составная часть государственного долга/ В. Рагозин// Вопросы экономики. — 2002. — № 10. — С.111 — ИЗ.
  103. , Н. Н. Гребневая регрессивная модель промышленного роста H.H. Райская// Вопросы экономики, 2001.— № 10.— С. 46 —58.
  104. , В. М. Бюджетные средства как стратегический инвестиционный ресурс// В. М Родионова// Финансовые и кредитные проблемы инвестиционной политики. М.: Финансы и статистика, 2004. — С. 38—52
  105. Российский стат. ежегодник. 2002. Стат. сб./ Госкомстат России. — М., 2002.— 690 с.
  106. Российский статистический ежегодник: Стат. сб./ Госкомстат России. М., 2000.— 642 с.
  107. Россия — ATP: проблемы валютного регулирования и экономическая безопасность- Под ред. проф. В.В. Рудько-Силиванова, доц. М. Р. Оленичевой. Владивосток: Дальнаука, 1998. — 227 с.
  108. Россия в цифрах. Краткий стат. сб./ Госкомстат России. М., 1996. -416 с.
  109. Россия в цифрах. 2003. Краткий стат. сб./ Госкомстат России. — М., 2003. —398 с.
  110. Россия у критической черты: возрождение или катастрофа. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 1996 г.: анализ и прогноз- Под ред. Осипова Г. В., Локосова В. В. и др. — М.: Республика, 1997.
  111. Рудько Силиванов, В. В. Финансовые ресурсы региона/ В.В. Рудько-Силиванов, В. В. Савалей. —Владивосток: Дальнаука, 1997.— 231 с.
  112. , Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. Пер. с англ./ Т. Саати — М.: Радио и связь, 1993. — 320 с.
  113. , С. Б. Экономические системы и свойство неопределённости экономических систем/ С.Б. Савельева// www.mstu.edu.ru/publish/conf/ 1 lntk/section8/ section 828. Html
  114. , Д. Макроэкономика. Глобальный подход/ Д. Сакс, Ф. Ларен. — М.: Экономика, 1996. — 848 с.
  115. , А.Г. Россия в системе мирового долга/ А.Г. Саркисянц// Вопросы экономики. — 1999. — № 5. — С. 94 — 108.
  116. , А.Г. Проблемы мировой задолженности и Россия/ А.Г. Саркисянц// Банковское дело. — 1999. — № 6. — С. 22 — 27.
  117. , А. Д. Государственный долг и экономическая безопасность страны/ А. Д. Селюков, В.В. Селюкова// http://www.sbcinfo.ru/articles/ 7th1999conf /626.htm
  118. , В. А. Безопасность России и её геополитический аспект: методологические вопросы/ В.А. Семонов// Проблемы глобальной безопасности. — М., 1995. —С. 107—122.
  119. , В. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России/ В. Сенчагов// Вопросы экономики, 1995.— № 1.— С. 97— 106.
  120. , В. Проблемы финансовой и денежно-кредитной политики с позиций стратегии экономической безопасности/ В. Сенчагов//Деньги и кредит, 1996. —№ 9. —С. 38—45.
  121. , В. К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие (Книга четвертая): Институт экономики РАН// В. К. Сенчагов. — М.: ЗАО «Финстатинформ», 2002. 156 с.
  122. , В. Экономическая безопасность: состояние экономики, фондового рынка и банковской системы/ В. Сенчагов// Вопросы экономики, 1996. — № 6.— С. 144—153.
  123. , В. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности/ В. Сенчагов// Вопросы экономики, 2001. — № 8. — С. 64—79.
  124. , Т. В. Методы количественной оценки уровня национальной безопасности и её видов: Дис.. канд. экон. наук/ Т. В. Сиучева. —М.: 2001. — 150 с.
  125. , JI. Управление финансовыми рисками/ JI. Скамай// Риск. — 2000. — № 3 4.— С. 20 —26.
  126. , Дж. Алхимия финансов/ Дж. Сорос. М.: ИНФРА-М, 1996. — 287 с.
  127. , Е. Г. Банковские вклады населения России как потенциальные кредитные ресурсы российской экономики/ Е.Г. Стрижова// Вопросы статистики, 2001. — № 2.— С. 50—53.
  128. , В. Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования/ В. Н. Сумароков. — М.: Финансы и статистика, 1996. -224 с.
  129. , A.B. Экономическая природа государственного долга: содержание, типология и эффективность использования в переходной экономике: Дис. канд. экон. наук/ A.B. Третьяк— М., 2002. — 170 с.
  130. , Г. Ю. Был ли российский государственный долг «финансовой пирамидой»?/ Г. Ю. Трофимов// Вопросы экономики. — 1999.— № 5. — С. 109—119.
  131. , Г. Ю. Внешний долг и денежно-кредитная политика./ Г. Ю. Трофимов. — М.: ИЭПП, 2001. — 70 с.
  132. , Г. Ю. Внешний долг и денежно-кредитная политика (к теории вопроса)/ Г. Ю. Трофимов// Вопросы экономики. — 2000. — № 5. — С. 18 — 30.
  133. Финансово-кредитный словарь. М.: Финансы и статистика, 1984.— 511 с.
  134. Финансы/ Под ред. Родионовой В. М. — М.: Финансы и статистика, 1994 — 432 с.
  135. , И. Модернизация системы государственных заимствований и управление государственным долгом/ И. Хакамада// Рынок ценных бумаг. — 1997. — № 6. — С. 23 — 26.
  136. , JI. Денежная теория: Пер. с англ./ Л. Харрис. — М.: Прогресс, 1990.— 750 с.
  137. , Б. А. Внешний долг России: структура, динамика, стратегия управления/ Б.А. Хейфец// Россия и современный мир. — 1999. — № 4. — С. 7089.
  138. , Е. В. Безопасность Российского государства в системе геоцивилизаций/ Е. В. Ходаковский// Право и безопасность, № 3—4 (8—9). — 2003. —С. 45—57.
  139. , В. Д. Экономическая дипломатия/ В. Д. Щетинин. —М.: Международные отношения. — 2001. — 280 с.
  140. , А. Как не попасть в долговую петлю/ А. Шохин// Вопросы экономики, 1997. — № 5. — С. 4 — 18.
  141. , А. Внешний долг: перспективы реструктуризации и обслуживания/ А. Шукалин// Финансовый бизнес. 2000. — № 6. — С. 1 — 22.
  142. Экономическая безопасность. Производство. Финансы. Банки- Под ред. Сенчагова В. К. — М.: Финстатинформ, 1998. 621 с.
  143. Экономическая безопасность. Энциклопедия- Под ред. Шаваева А. В.
  144. М.: БДЦ—Пресс, 2001. — 215 с.
  145. Экономическая психология- Под. ред. И. В. Андреевой. СПб.: Питер, 2000. —512 с.
  146. Экспертное заключение ИЭ РАН ЦФБИ на проект федерального бюджета на 2004 г. и Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2004−2006 гг.// Бизнес и банки, октябрь 2003. — № 41(675). — С. 10—16.
  147. , Е. О проблеме урегулирования внешнего долга России/ Е. Ясин//Вопросы экономики.—1999. —№ 5.— С. 71 — 77.
  148. Банк России: официальный сайт// http://www.cbr.ru/statistics/credit statistics/).
  149. Ball, L., Elmendorf, D., Mankiw, G. The Deficit Gamble// Journal of Money, Credit and Banking, 1998.— vol. 30. — № 4. — p. 702 (цит. по Трофимов,
  150. Г. Был ли российский государственный долг «финансовой пирамидой»?/ Г. Трофимов // Вопросы экономики. — 1999.— № 5. — С. 109 — 119).
  151. Barro, R. On Determination of the Public Debt. Journal of the Political Economy, 1979.— vol. 87.
  152. Bohn, H. The Sustainability of Budget Deficits in a Stochastic Economy// Journal of Money, Credit and Banking, 1995. — 27(1).— p. 257−271.
  153. Diamond, P. National Debt in neoclassical growth model// American economic review, 1965. — № 55.
  154. Elemendorf, D., Ball, L., Mankiw, G. The Deficit Gamble// Journal of Money, Credit and Banking, 1998 — vol. 30 — № 4.—p. 699−720.
  155. Ellworth, P. T. The International Economy. London. 1969.
  156. Feldstein, M. Perceived wealth in bonds and social security// Journal of Political Economy, 1976.—p. 331−336.
  157. Machlup, F. International Trade and National Income Multiplier. —N.Y., 1965.
  158. Sargent, Т., Wallace, N. Some Unpleasant Monetarist Arithmetic// Federal Reserve Board of Minneapolis. Quarterly Review, 1981. — Fall 81. — p. 1−17.
Заполнить форму текущей работой