Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Антенные решетки для средств связи малоразмерных летательных аппаратов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако сфера применения ДПЛА не ограничивается только военной составляющей. В настоящее время они находят гражданское применение: патрулирование дорог, водных акваторий и объектов нефтяной промышленности. Не менее значительны перспективы применения различных систем ДПЛА по линии правоохранительных органов, для контроля наших протяженных границ, в том числе при организации борьбы с наркотрафиком… Читать ещё >

Содержание

  • Глова 1. Технические требования к линиям связи
    • 1. 1. Задача оптимального построения антенн
    • 1. 2. Критерии оптимальности
    • 1. 3. Выводы по первой главе. 24 Глова 2. Антенны наземного пункта связи
    • 2. 1. Требования к ДН антенн НПС
    • 2. 2. Примеры оптимальных ДН
    • 2. 3. Оптимальная ДН изолированной антенны НПС
    • 2. 4. Реализация антенн НПС с оптимизированными ДН
    • 2. 5. Антенны НПС на базе уголкового отражателя
    • 2. 6. Результаты исследования антенны НПС на основе уголкового антенны
    • 2. 7. Антенные решетки с формированием заданной ДН в вертикальной плоскости
    • 2. 8. Результаты исследования антенных решеток с формированием ДН специальной формы
    • 2. 9. Сравнение вариантов построения антенн НПС
    • 2. 10. Выводы по второй главе. 5 8 Глова 3. Бортовые антенны систем связи с ДПЛА
    • 3. 1. Общие свойства бортовых антенн
    • 3. 2. Методы анализа ДН антенн, установленных на объектах заданной форме
    • 3. 3. Размещение слабонаправленной антенны на объекте
    • 3. 4. Результаты моделирования
    • 3. 5. Некогерентные антенные решетки
    • 3. 6. Оптимизация некогерентных антенных решеток
    • 3. 7. оценка эффективности использования некогерентных антенных решеток
    • 3. 8. Выводы по третьей главе. 87 Глова 4. Вопросы практической реализации антенн систем связи с ДПЛА
    • 4. 1. Варианты реализации некогерентных антенных решеток
    • 4. 2. Оценка эффективности использования малоэлементных некогерентных антенных решеток
    • 4. 3. Выпор оптимального частотного диапазона для системы связи с ДПЛА
    • 4. 4. Оптимизация бортовой антенны при использовании на
  • НПС двух поляризационного приема
    • 4. 5. Вариант двухэлементной некогерентной решетки
    • 4. 6. Выводы по четвертой главе. 120 Основные результаты и
  • выводы. 122 Литератора
  • Приложения. Акты об использовании результатов диссертации

Антенные решетки для средств связи малоразмерных летательных аппаратов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время, развитие беспилотных летательных аппаратов (БПЛАбеспилотные JIA или ДПЛА — дистанционно пилотируемые ЛА) -. одно из приоритетных направлений в мировой авиапромышленности. По оценкам американских экспертов, сегодня активно занимаются проблемами создания ДПЛА около 45 стран. Среди них США, Израиль, Иран, Швеции, Бельгии, Италии, Франции, Великобритании, Германии, Австралия и др. развитые и даже развивающиеся страны.

Активность при создании ДПЛА вызвана рядом причин. Одна из них — очень широкая сфера применения современных ДПЛА. Это, в первую очередь, военное использование ДПЛА. Также возможно использование ДПЛА в гражданских целях: в промышленности, для наблюдения за каки-. ми-то объектами или состоянием окружающей среды, для передачи информации и др. Не вызывает сомнений большая перспективность использования ДПЛА в борьбе с терроризмом и наркотрафиком. Целесообразно применение ДПЛА в работе всевозможных служб спасения. Специалисты прогнозируют на ближайшие 10 лет переход от пилотируемой военной и гражданской авиационной техники к беспилотным авиационным системам во многих областях традиционного применения авиации.

Как показывает анализ тенденций развития [1- 11] прогресс в создании комплексов ДПЛА различного назначения обусловлен, прежде всего,. двумя факторами, экономическим и научно-технологическим:

— значительный рост стоимости и затрат на эксплуатацию в мирное и военное время пилотируемой авиационной техники;

— общий научно-технологический прогресс и развитие компьютерных технологий.

Экономический фактор стимулирует проведение поисковых научных и экспериментальных работ по созданию комплексов ДПЛА, позволяющих вывести человека из условий, когда с н выполнять функцию управления летательным аппаратом и одновременно подвергаться мощному физиологическому воздействию при высокой психоэмоциональной нагрузке, связанной с риском для жизни.

Анализ тенденций развития зарубежных армий свидетельствует, что в большинстве из них расширяется использование беспилотных летательных аппаратов (ДПЛА) самых различных классов и назначения. К настоящему времени накоплен значительный опыт использования комплексов ДПЛА в боевых условиях. В ходе войны с Ираком активно использовал боевые ДПЛА Иранская армия. Положительный опыт эффективного применения ДПЛА войсками НАТО на Балканах никем не скрывается. Основными боевыми задачами БАС в войне в Югославии были:

— разведка и доразведка мест дислокации Югославской армии;

— наблюдение за полем боя;

— контроль за обстановкой на территории занятой албанскими сепаратистами;

— оценка результатов применения тактической и бомбардировочной авиации НАТО при нанесении ударов по инфраструктуре Югославии.

Опыт применения ДПЛА в боевых действиях и при боевой подготовке войск говорит о том, что процесс их развития будет продолжаться. В США рассматривается вопрос о включении к 2008 году в перечень стандартного вооружения бригады сухопутных войск до 150- 200 ДПЛА оперативно-тактического назначения. Речь также идет о внедрении все более совершенных и продвинутых систем, которые вместе с уже имеющимися средствами могут значительно изменить характер ведения вооруженной борьбы, особенно в конфликтах малой и средней интенсивности.

Однако сфера применения ДПЛА не ограничивается только военной составляющей. В настоящее время они находят гражданское применение: патрулирование дорог, водных акваторий и объектов нефтяной промышленности. Не менее значительны перспективы применения различных систем ДПЛА по линии правоохранительных органов, для контроля наших протяженных границ, в том числе при организации борьбы с наркотрафиком. Не случайно одними из первых потенциалом ДПЛА заинтересовались в Министерстве по чрезвычайным ситуациям, которое более восприимчиво к новой технике, когда речь идет о борьбе за жизнь людей и предотвращение катастроф.

Особым порядком стоит антитеррористический потенциал, объективно заключенный в таком мощном средстве, как многофункциональные беспилотные летательные аппараты. В Австралии, например, создаются два типа беспилотных аппаратов для предотвращения нападений террористов на железные дороги, а также пункты добычи нефти и газа в шельфо-вой зоне на северо-западном побережье континента. Это рассматривается как долгосрочная стратегическая задача. ДПЛА будет придана способность совершать беспосадочные полеты в течение 30 часов. В США недавно образованное министерство внутренней безопасности при технической поддержке Пентагона создает управление, которое будет не только курировать растущий в нем отряд ДПЛА различного назначения, но и организовывать подготовку пилотов, обеспечивать техническое обслуживание. Оно станет также разрабатывать концепции использования каждого из имеющихся типов ДПЛА применительно к задачам, решаемым этим ведомством. Глава министерства Том Ридж недавно заявил, что беспилотные аппараты, подобные тем, какие применялись США в военной операции в Ираке, помогут в борьбе с нелегальными иммигрантами и увеличат эффективность работы пограничных служб на земле, в воздухе и на море. Не вдаваясь в детали, можно отметить, что в США намечают к 2012 году использовать в коммерческих и муниципальных службах около 8000 беспилотных аппаратов различного назначения и класса.

Таким образом, комплексы ДПЛА представляют собой перспективное направление техники. Тенденцию увеличения количества ежегодно ведущихся новых разработок в этом направлении можно увидеть на примере США. Начиная с 50-х годов прошлого столетия, в США ежегодно увеличивалось число ведущихся одновременно новых работ в области БАС, оканчивающихся постройкой опытного образца.

Имсмлм fcOJirKCioa m*ii рирлбсчок III.

• ОНА I" ш. ич wi^wi mxhwiMii XX * ф.

— r I I.

19*0.

IW.

Рис. В. 1 Количественный рост разработок ДПЛА.

В 50-х годах основными разработчиками и пользователями беспилотной техники являлись СССР, США и Франция. Опыт разработки и практического использования подобной техники в Фашистской Германии полностью заимствован США и частично СССР. В настоящее время ведущим производителями ДПЛА являются США, страны Евросоюза и Израиль Конец 20 столетия отмечен распространением беспилотной технологии на страны третьего мира — государства Ближнего Востока, Азии и более развитые государства Африки.

В настоящее время находят применение и разрабатываются ДПЛА широкой номенклатуры массы, габаритов, длительности полета и дальности действия (Табл. В.1). Авторами статьи в «Российском военном обозрении» [6] предложена следующая классификация ДПЛА:

— по массе (микро — менее 5 кгмини — менее 200 кги макси — свыше 1000 кг);

— по продолжительности нахождения в воздухе (менее 1 часа, до 3 часов, до 6 часов, до 12 часов, до 24 часов и более);

— по высоте полета (до 1км- 3 км- 9−12 кма также до 20 км).

Таким образом, на сегодняшний день, существует большое разнообразие малых ДПЛА. Большинство развитых и развивающихся стран ведет разработки в этой области, и уже обладает готовой техникой. Как видно из приведенных данных, значительный интерес вызывают аппараты малого и среднего класса. Для них характерно наличие жестких ограничений массы и габаритов используемого оборудования.

Табл. В. 1 Беспилотные аппараты различных производителей 1. Аппараты тяжелого класса (масса более 1000 кг).

Тип Длина, высота Размах крыльев масса другие.

1 RQ-4 GLOBAL HAWK (США) 13.53 (4.62) 35.42 4177.

2. DARK STAR (CIIIA) 4.57 21.03 1526.

3 ТУ-243 «Рейс» (Россия) 8.29 2.25 1400.

4 RQ-1 PREDATOR (США) 8.23 14.8 1035.

2. Аппараты среднего класса (масса от 150 до 1000 кг).

Тип Длина, высота Размах крыльев масса другие.

1 RQ-5 HUNTER (США) 6.95 (1.65) 8.9 540.

2 Checker 1.76(0.71) 3.80 223.

3 БЛА CL-289 (Франция 4.68 (0,38) 1.32 220 Типа «утка» с крестообразным крылом и.

4 Проект Корпорации «Иркут» (Россия) 4 6 200.

5 CL-289 4,68 (0,38) 1.32 220.

6 RQ-2 Pioneer (США) 4.27 5.15 189.

7 Scorpion 100−60 (Великобритания) 3.60(1.0) 4.90.

8 Crecerelle (Франция) 3.00 2.75.

9 ХАИ-112 (Украина) 2.7 3,5.

3. Аппараты гклассов «мини» и «микро» (масса менее 150 кг).

Тип Длина, высота Размах крыльев масса другие.

1 Manila («Сажем», Франция) 135.

2 FOX ТХ (Франция) 2.75 3.6 120.

3 Scorpion 60−25 Великобритания) 2.0 (0.84) 3.70.

4 «Мухатияр» (Иран) 85.

5 ХАИ-112К «Поиск-2». (Украина) 2,1 2.6.

6 Autonomous Rmax (Япония 85 Вертолетного типа.

7 Golden Eye -100(Aurora Flight Sciences) 70.

8 Dommator (CIlIA) 3.7 50.

9 Fire Scout Model 370 (Nortrop Gru-man, USA) 68 Вертолетного типа.

10 Dominator (Boeing, США) 3.7 50.

11 Apid MKIVA AND-B (Швеция) 42−58.

12 Dominator (Boemg, США) 3.7 50.

13 Dragon Drone (BAI Aerosystem Inc. 41 40 км.

14 «Эксперт» (КБ им. Яковлева, Россия) 40.

15 Silver Arrow (Elbit Systems) (Израиль) 45.

16 Spirite (AEROBOTICS Lts, Великобритания) 36.

17 мини-БЛА F-2000M (Томсон CSF) 32 вертолетного типа.

18 «ГРАНТ» (Россия) 2 3 24 70 км.

19 МБК мониторинга фирмы «Кулон-2» (Россия) 1.7 (0.67) 3.7 25.

20 Mantis (CSIRO, Австралия) 1.5,(0.5) беспилотный вертолет.

21 «Сова», Россия Диаметр 0.7 18 Вертолет.

22 «Ремез» (Украина) 9 До 5.20 км.

23 ASN 15 (Китай). ДПЛА носимый.

24 «Жаворонок» (Skylark, RAFAEL Израиль) 1.1,(0.12) 1.1 6 До 10 км.

25 «Skylark» 1 фирмы (Elbit Systems Израиль) 2.2 2.4 5.5 5.10 км.

26 «Seagul» (Elbit Systems Израиль) 0.8 2.14 5.5 5.10км.

27 Микроробот «Пустельга» (Россия) Менее 5 винтокрылая «летающая тарелка» с электрическим двигателем.

28 Dragon Eye (США) 2.3 До 5 км.

Собственно беспилотный летательный аппарат — это составная часть комплекса ДПЛА. Только во взаимодействии ДПЛА с наземным пунктом управления и его центральным элементом — человеком-оператором реализуется главная особенность ДПЛА — интерактивное управление. Комплекс ДПЛА, состоящий из ДПЛА и наземного пункта управления, включает в себя радиотехническую систему, обязательными элементами которой являются:

— вычислительный комплекс, состоящий из бортовой ЭМВ (БЭВМ), видеопроцессора, внешнего запоминающего устройства и интерфейсных средств;

— целевое оптико-электронное и радиолокационное оборудование;

— блок радиообмена с наземным пунктом управления блок ретрансляции (в варианте комплектации средствами ретрансляции);

— устройства навигации;

— радиоэлектронное оборудование приема и передачи команд управления.

Не затрагивая свойств всех перечисленных компонент, остановимся на технических средствах радиообмена ДПЛА с наземным пунктом управления на сегодняшний день, существует большое разнообразие устройств радиообмена, по существу представляющих собой радиомодемы. На рынке широко представлены радиомодемы с функциональными различными показателями [13- 21].

Применительно к использованию в составе относительно крупных ДПЛА можно отметить хорошо известные специалистам устройства серии AN ARC 210- 230 (США), используемые на аппаратах Predator. Для аппаратов несколько меньших размеров и радиуса действия одним из устройств, наиболее полно отвечающим требованиям к функциональным показателям, массе и габаритам, устройства фирмы DATA RADIO (Канада) -семейства Gemini PD+ .Они объединяют в себе радиостанцию — радиомодем, спутниковый навигационный приемник и мультиплексор, размещенные в едином корпусе сигналов. Как и AN ARC 210- 230 эти устройства могут обеспечить радиус действия до 300 км.

Существует ряд других аналогичных устройств, например MODEL 100 — широкополосный модем для цифровой полнодуплексной связи. Радиомодем «Integral 400» и др. При использовании соответствующих антенн они могут работать в условиях прямой видимости на расстоянии до 60- 70 км.

Для малых летательных аппаратов и аппаратов среднего класса достигнутый уровень техники также позволяет создавать аппаратуру радиообмена малой массы и габаритов. Примерами могут служить радиомодем Спектр- 433, аналоговые широкополосные радиопередатчики ТХ- 400 -600 и др. Эти и другие аналогичные им устройства имеют объем менее 0.1 .0.3 дм3 и массу не более 0.5 .1 кг. Средства радиосвязи ДПЛА гражданского назначения используют ряд разрешенных для этих целей диапазонов частот — от метрового до сантиметрового диапазонов волн. (Табл. В.2).

Таблица В. 2.

Модель Производитель Диапазон МГц / Скорость Кбит/с.

MDS 4710 Microwave Data System (США) 350- 512/ 19.2.

ТМ32/ RFM96 Pacific Crest corporation «Дэитлайн», Москва 150- 174,410- 470/9.6.

RAN 19 «Дэитлайн», Москва 400−512/ 19.2.

MDS 1400 «Дэитлайн», Москва 1350- 1535/2048.

Access Micro Link" «Дэитлайн», Москва 2400−5800 / 56.

Спектр 96 GM" ООО «Pateoc», Москва 430- 470/4.8.

APR, SRM ОАО «РодникСофт», Москва 151- 174, 403−512/19.2.

Air link L Band S Band Компания «Информсвязь», Москва 902−928, 2400- 2483 / 64.

Model 100 Race Communications, Москва 2400−5700 /56.

P-6 Фирма «Сельсофт», Шахты 394- 470/512.

Основная задача малых ДПЛА — сбор информации. В таком случае, при создании аппарата очень важным является разработка и проектирование радиолинии управления и обмена данными. Так как при недостаточном качестве или полном отсутствии получаемой с ДПЛА информации, не имеет смысла и сам запуск беспилотного летательного аппарата. Следовательно, для обеспечения успешного выполнения поставленной задачи, комплекс, состоящий из собственно ДПЛА и наземных средств, должен быть оснащен радиооборудованием, отвечающим всем, предъявляемым к нему требованиям.

Для ДПЛА малых размеров, с ограниченной мощностью бортового передатчика, вопрос об увеличения дальности действия средств радиосвязи стоит особенно остро [22- 23]. Для этих случаев характерно то, что в ДН антенн, как и в других случаях расположения антенн на объектах сложной геометрической формы, имеют место провалы, причем достаточно глубокие [24- 26]. Неравномерность ДН антенны вынуждает идти на увеличение мощности радиопередатчика, исходя из худшего случая, соответствующего наименьшему значению коэффициента усиления антенны в требуемом секторе углов. В свою очередь, увеличение мощности радиопередатчика приводит к увеличению массы аппаратуры: как самого передатчика, так и бортовых источников электропитания.

Таким образом, при создании новых комплексов ДПЛА или модернизации существующих актуальной является задача совершенствования аппаратуры радиолиний связи воздушного объекта с наземным пунктом управления при минимальных массе и габаритах аппаратуры. Один эффективных способов улучшения показателей состоит в оптимизации параметров антенн как бортовой, так и наземной аппаратуры. В последнее время работы в этом направлении проводятся [25- 31].

Целью работы является улучшение массогабаритных показателей и дальности действия бортовой аппаратуры средств связи дистанционно пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА).

Задача, решаемая в диссертации, состоит в разработке методов построения бортовых и наземных антенн, обеспечивающих повышения потенциала связи, для средств малоразмерных ДПЛА. Её- решение требует решения ряда более частных взаимосвязанных задач:

— проведения анализа требований, предъявляемых к электрическим характеристикам бортовых и наземных антенн и оптимизации указанных требований;

— выработки критериев для оценки показателей бортовых и наземных антенн в соответствии с установленными требованиями к их электрическим характеристикам;

— разработки методов размещения бортовых слабонаправленных антенн в соответствии с выработанными требованиями и критериями;

— разработки метода построения малоэлементных некогерентных антенных решеток в качестве бортовых антенн, включая их оптимизацию в соответствии выработанными требованиями и критериями;

— разработки методов построения в соответствии с выработанными требованиями и критериями;

— проведения количественной оценки эффективности предлагаемых мер по улучшению энергетических показателей радио средств связи с ДПЛА;

— выработки предложений по практическому использованию предложенных методов и технических решений.

Основные выводы по работе можно сформулировать в виде следующих положений:

1. На основе проведенного анализа определены требования к характеристикам направленности бортовых и наземных антенн средств связи исходя из условий конкретного применения ДПЛА. Разработаны методики определения оптимальных ДН. Сформулированы критерии для оценки соответствия ДН антенн средств связи ДПЛА предъявляемым требованиям.

2. Предложены варианты построения наземных антенн и на основании результатов их конструктивного синтеза антенн, показана возможность достаточного приближения их характеристик к выработанным оптимальным требованиям.

3. Предложен и апробирован на модельных примерах метод размещения антенны на ЛА в соответствии с введенными критериями качества.

Показано, что его использование позволяет определить местоположение антенны, с существенно сниженными значениями глубины провалов в ДН.

4. Предложено и обосновано использование некогерентной антенной решетки с небольшим числом элементов в качестве бортовой передающей антенныпредложен и апробирован квазиоптимальный алгоритм оптимизации ее параметров в соответствие с введенными критериями качества бортовой антенны.

5. Получены количественные оценки эффективности использования некогерентных антенных решеток для повышения энергетических показателей радиолиний связи ДПЛА с наземным пунктом управления и связи. Полученные оценки могут использоваться как для выбора оптимального частотного диапазона, так и в качестве предельных оценок, позволяющих определить степень совершенства конкретных технических решений.

6. Предложены практические варианты построения бортовых некогерентных антенных решеток. Показано, что при их использовании достигается значительное улучшение энергетических показателей радиолинии связи по сравнению с традиционным выполнением антенны: в зависимости от типа антенны и диапазона частот энергетический выигрыш по сравнению с традиционным выполнением антенны от нескольких дБ для метрового диапазона до 20 дБ и более в диапазонах частот выше 1. 1.5 ГГц.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. П. Дремтога, С. А. Ески, Ю. Л. Иванов, В. А. Лященко Беспилотные летательные аппараты. Состояние и тенденции развития. Под общей редакцией д.т.н., проф. Иванова Ю. Л. — М.: ЛА «Варяг», 2004, 176с.
  2. В. Война в воздухе. Новая угроза. Современные БПЛА и перспектива их развития. Авиация и космонавтика № 9 2004, 26- 32с.
  3. Janes Unmanned Aerial Vehicles and Targets/ Edited by Kenneth Munson. Issue 22 part 5, May 2004.
  4. Спектр 433 Радиомодем, www.rateos.ru.
  5. AN/ARC-210. http/www.rockwellcollins/com/ecat/index.asp.
  6. AN/ARC-220 Advance High Frequency Aircraft Communications System http/www.rockwellcollins/com/ecat/index.asp.
  7. AN/ARC-230/HF-121С High Performance Products http/www.rockwellcollins/com/ecat/index.asp.
  8. TX400/TX600 Video transmitters. http:/www.avalonrf.com/.
  9. Бортовой радиомодем GeminiPD+.
  10. Широкополосный модем Airlink S-Band. http-/ www.race.ru.
  11. Широкополосный радиомодем MDS 4710. http:/www. ed.ru/products/mds. 4710.
  12. Широкополосный радиомодем BreezeLINK-121/ http-/www.race.ru.page.asp.
  13. Разведывательный БИЛА средней дальности http:/www. 1000stars.ru/cgi-bin/1000.
  14. S. H. Breheney, R. D, Andrea and J. C. Milner. Using airborne vehicles-based antenna array to improve communication with UAV clusters. \ Proc. IEEE Conf. on Decision and Control. Dec. 2003, p. 4158- 4162.
  15. Г. Б. Антенны летательных аппаратов. М.: Сов. Радио. 1967−416с.
  16. James Lux and Mark Schaefer, Displacing Unpredictable Nulls in Antenna Radiation Patterns- A simple method could be implemented at minimal cost. NASA’s Jet// Propulsion Lab., Pasadena, California \ web site www nasatech.com/briefs/Mar05/NP030898.html.
  17. Steyskal H. Synthesis of antenna pattern with imposed near field nulls. Electronic Letters. Nov. 1994, vol. 30 № 24, p. 2000- 2001.
  18. Landesa L., Obelleiro F., Rodriguez J. L. and Pino A. G. Pattern synthesizing of array antenna in presence of conducting bodies of arbitrary shape. Electronic Letters. Aug. 1997, vol. 33 № 18, p. 1512−1513.
  19. Shau Shiun Jan, and Per Enge. Using GPS to synthesize a large antenna aperture when elements are mobile. In Inst. Of Navigation Nat. Technic. Meeting. Anaheim Jan. 2000.
  20. Obelleiro F., Landesa L., Rodriguez J. L, Pino A. G. and Pino M. R. Directivity optimization of an antenna with obstacles within its near field region. Electronic Letters. Dec 1997, vol. 33, № 25, p. 2087- 2088.
  21. Burnside, W. Gilreath, M. Marhefka, R. chong Yu. A study of КС 135 aircraft antenna patterns IEEE Transactions on Antennas and Propagation. May 1975, vol. 23, № 3, p. 309−316.
  22. С., Джонс Дж. Принципы современной теории связи и ее применение к передаче дискретных сообщений. М.: Связь, 1971−373 с.
  23. Радиолокационные устройства. Под ред. В. В. Григорина- Рябова. М.: Сов. Радио, 1970- 680с.
  24. David К. Barton Radar system analysis. Prentice-Hall Inc. Englewood Cliffs, New Jersey, 1964 p. 598.
  25. JI. Г. Теория и техника излучающих и направляющих систем. Издательство ХВУ, Харьков, 1994−626с.
  26. Ф. Е. Распространение радиоволн. М.: Сов. Радио, 1972 -464с.
  27. Ю. Е. Антенно-фидерные устройства. Казань, «Новое Знание», 2000 88с.
  28. R. Е. Telemetry aerials for high speed test vehicles. J. Brit. IRE 1958, vol 18, № 8 p. 497−504.
  29. Bugnolo D. S. A quasi-isotropic antenna in the microwave spectrum. IRE Trans. 1962, Vol. AP- 10, № 4 p. 377- 383.
  30. Справочник по радиолокации. Под ред. M. Сколника. Пер с англ. Том 1 Основы радиолокации. М.: Радио и Связь, 1976, 456с.
  31. Г. Т., Петров Б. М., Грудинская Г. П. Электродинамика и распространение радиоволн. М.: Сов. Радио, 1979 374с.
  32. Д. И., Яковлев В. П. Методы теории целых функций в радиофизике, теории связи и оптике. М.:Физматгиз, 1962- 284с
  33. Г. 3., Ямпольский В. Г., Терешин О. Н. Антенны УКВ. Часть 2 М.: Связь, 1977 288с.
  34. JI. С., Дымарский Я. С., Меркулов А. Д. Задачи и методы оптимального распределения ресурсов. М.: Сов. Радио, 1968- 464с.
  35. Р. Г. Численные методы в многоэкстремальных задачах М.: Наука, 1979−320с.
  36. Вычислительные методы в электродинамике. Под ред. Р. Митры М.:Мир, 1977−486с.
  37. В. Р. Линдваль. Основы теории и проектирования проволочных антенн с использованием программы MMANA. Учебное пособие, 2003.48. http://www.feko.co.za.
  38. В. А., Павловская Э. А., Яровой Г. П. Излучение и дифракция электромагнитных волн. М.: Радио и связь, 2004 364с.
  39. Д. М. Матричная теория антенных решеток. Рязань, Изд-во Рязанского радиотехн. Ин-та, 1975- 68с
  40. Л. Д, Кременецкий С. Д. Синтез излучающих систем. М.: Сов. Радио, 1974−232с.
  41. Д. М. Антенны и устройства СВЧ. М.: Высшая школа, 1988 -432с.
  42. Н. П., Дымович Н. Д. Электродинамика и распространение радиоволн. М.: Высшая школа- 536с.
  43. Carter P. S. Antenna arrays around cylinders, PIRE, 1943, vol. 31, Issue 12 p. 671- 693.
  44. Антенны. Пер. с англ. Под ред. А. И. Шпунтова М.: Сов. Радио. 1951.
  45. Adachi S. A theoretical analysis of semi- infinite conical antennas. IEEE Transactions on Antennas and Propagation. Nov. 1960, vol. 8, Issue 6, p. 534- 547.
  46. Landesa L., Obeleiro F., Rodriguez J.L., Pino A. G. Pattern synthesis of array antennas in presence of conducting bodies of arbitrary shape. Electronic Letters, Aug. 1998, vol. 33, № 18, p.1512- 1513.
  47. Landesa L., Obeleiro F., Rodriguez J. L., Pino A.G. Pattern synthesis of array antennas in presence of dielectric bodies. IEEE Transactions on Magnetics, May 1999, vol. 35, № 3, p. 1522- 1525.
  48. Юу Ф. Т. Введение в теорию дифракции, обработку информации и голографию. М.: Сов. Радио, 1979- 304с.
  49. Keller J.B. Diffraction by a convex cylinder. Trans. IRE, vol. AP- 4, № 3, 1956.
  50. В. И., Пименов Ю. В. Техническая электродинамика, М.: Связь, 1971 -488с.
  51. Программный пакет для расчета антенн MMANA. www.smtetts.net
  52. Программный пакет для расчета антенн FEKO. www.feko.co.za
  53. Программный пакет для расчета антенн MWS. www.cst.com
  54. Ю. И. Метод сопряженного оператора в задачах синтеза антенн и смежных прикладных задачах. Физика волновых процессов и радиотехнические системы. Том 7 № 1, 2004, 47- 54с.
  55. Низкоинтенсивные СВЧ- технологии. Под ред. Г. А. Морозова и Ю. Е. Седельникова. М.: Радиотехника, 2003, 112с.
  56. Ю. И. Синтез излучающих систем, расположенных вблизи металлических тел. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. Казань, КАИ, 1968.
  57. JI. М. Теория передачи дискретных сообщений. М.: Сов. Радио, 1970, 298с.
  58. Д. JI. Теория передачи сигналов. М.: Связь, 1973, 360с.
  59. Е. И., Калашников Н. И., Михайлов А. С. Использование радиочастотного спектра и радиопомехи. М.: Радио и связь 1986−304с.
  60. Г. Б. самолетные антенны. М.: Сов. Радио. 1962, 390с.
  61. Ф. Вибраторные антенны на крыльях самолетов и ракет, возбуждаемые по симметричной схеме. «Денке цусин такай цзесси», 1962, т. 45, № 2, 166- 171с.
  62. Г. И., Седельников Ю. Е., Юсиф Ю. С. Оптимизация антенн радиолиний связи с воздушным судном. Труды Международной НТК «XII Туполевские чтения «Казань, Россия, 10−11 ноября 2004, 78с.
  63. Г. И., Седельников Ю. Е., Юсиф С. Юсиф Оптимизация антенн радиолиний связи с воздушным судном. Труды Международной НТК «Первой научно-технической конференции зарубежных аспирантов и магистрантов «Казань 2005, 88с.
  64. Ю. Е., Юсиф Ю. С. Нек огерентные антенные решетки для средств радиосвязи дистанционно пилотируемых летательных аппаратов. «Современные наукоемкие технологии», № 5, 2005, 78−79с.
  65. Г. И., Седельников Ю. Е, Юсиф Ю. С. Анализ и оптимизация характеристик антенн радиолиний связи с ДПЛА. Труды IV Международной НТК «Физика и технические приложения волновых процессов» Н. Новгород, 2005, 188с.
  66. Ю. Е. Юсиф Ю. С. Малоэлементные некогерентные ан-. тенные решетки. Труды VIII Международной НТК «VIII Королёвские чтения» Самара 2005, 287с.
  67. Ю.Е., Юсиф С. Юсиф Повышение потенциала линии радиосвязи дистанционно пилотируемых летательных аппаратов. «Фундаментальные исследования» № 9, 2005, 36- 37с.
  68. Ю.Е., Юсиф Ю. С. Оптимизация бортовых антенн для повышения потенциала линии радиосвязи дистанционно пилотируемых летательных аппаратов. «Физика волновых процессов и радиотехнические системы». Том 9, № 1, 2006, 23- 27с.
  69. Ю.Е., Юсиф Ю. С. Антенны наземных пунктов связи с малоразмерными беспилотными летательными аппаратами. Труды Международной НТК «Второй научно-технической конференции зарубежных аспирантов «Казань, 2006, 46- 48с.
  70. АНТЕННЫЕ РЕШЕТКИ ДЛЯ СРЕДСТВ СВЯЗИ МАЛОРАЗМЕРНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ», в учебный процесс на кафедре РТС КГТУ имени А.Н.Туполева
  71. Научно-техническая комиссия в составе:
  72. Лаврушев В.Н.-к.т.н., доцент, зам. заведующего кафедрой РТС (председатель)
  73. Заместитель Генерального щрекюра-Главного ко струк юра1. АКТ
  74. Об исполь ч ании результатов диссертации Юсяфа С. Юсифа «АНТЕННЫЕ PL, 1ЕТКИ ДЛЯ СРЕДСТВ С *ПИ МАЛОРАЗМЕРНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ», и разработках ОАО «ОКБ «Сокол"1. Комиссия г оставе:
Заполнить форму текущей работой