Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогическая технология приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоения культурного пространства региона: На примере Тюменской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социальный заказ на приобщение детей к народным традициям, отставание процесса разработки педагогических технологий приобщения детей к народным традициям от потребности в них практики, их недостаточная адекватность возрастным особенностям детей дошкольного возраста, обострение противоречий в практике приобщения детей к народным традициям региона обусловили выбор темы диссертационного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА
    • 1. 1. Народные традиции как фактор освоения культурного пространства региона
    • 1. 2. Творческое развитие ребенка как субъекта деятельности в приобщении к народным традициям региона
    • 1. 3. Моделирование авторской педагогической технологии как условие приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям
  • Выводы по главе 1
  • Глава II. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ РЕГИОНА (на примере Тюменской области)
    • 2. 1. Цели, задачи и этапы осуществления экспериментальной работы
    • 2. 2. Методическое обеспечение и условия реализации педагогической технологии приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям Тюменской области
    • 2. 3. Диагностика приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоения культурного пространства региона
  • Выводы по главе II

Педагогическая технология приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоения культурного пространства региона: На примере Тюменской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания закономерен интерес к освоению культурного пространства как корневой системе, питающей современное общество, способствующей духовному оздоровлению всего народа. Не случайно так остро встал вопрос t необходимости гуманизации образовательного процесса, его открытости культуре, дающей верные духовно-ценностные ориентации, способствующей максимальному раскрытию творческого потенциала человека.

Культура как основа образовательной стратегии предусматривает многообразие подходов. Круг проблем, которые можно обсуждать в данном контексте, достаточно широкодной из наиболее значимых среди них является региональная культура (B.JI. Козлова, С. П. Литенкова, И .Я. Мурзина, А.А. Сергунин) — ее можно рассматривать как модель жизни, как объект культурного пространства, в которое с рождения включен человек, живущий на данной территории (А.Н. Быстрова, B.JI. Каганский, С. Т. Мелюхин, И .Я. Мурзина).

Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства регионаони позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, населяющих регион, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство.

Наиболее актуальным представляется вопрос о «вращивании» ребенка в культуру уже в дошкольном возрасте, т.к. изучение форм и содержания соседствующих культур помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.

Таким образом, приобщение к народным традициям Тюменской области обуславливает необходимость образования в освоении «близкого», эмоционально окрашенного культурного пространства, в ходе которого происходит освоение культурных артефактов.

К проблеме изучения народных традиций и их места в образовательной парадигме обращались многие научные деятели. Но необходимо отметить, что исследования народных традиций, предпринятые ранее, проводились преимущественного в рамках отдельно взятого народа (Д.И. Воробьева, М. Забылин, С. Д, Кириенко, O. J1. Князева, В. М. Кулемзин, И. Э. Куликовская, J1.A. Лар, В. П. Мельников, И. А. Панкеев, И. Н. Полынская, Р. Г. Решетникова и мн. др.).

Хотя вопросы приобщения детей к народным традициям многонациональных районов нашли отражение в теоретических положениях и работах методического характера отечественных исследователей (Н.И. Каплан, З. И. Теплова, А. В. Шестакова и др.), однако до настоящего времени не предпринималось попытки создания педагогической технологии приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоения культурного пространства региона.

На основании вышеизложенных положений определяется ряд противоречий:

• между общественной потребностью в повышении эффективности освоения культурного пространства региона и реальным состоянием приобщения к народным традициям региона в ДОУ;

• между целостностью человека как субъекта освоения культурного пространства многонационального региона и односторонностью разрабатываемых технологий приобщения к народным традициям;

• между потребностями общества в освоении культурного пространства региона и недостаточной разработанностью ответствующих возрасту ребенка средств приобщения к народным традициям региона.

Наличие обострившихся противоречий свидетельствует об актуализации проблемы создания педагогической технологии приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям, которая была бы адекватна ожидаемым результатам, возрастным особенностям детей и целостности человека как субъекта освоения культурного пространства региона.

Социальный заказ на приобщение детей к народным традициям, отставание процесса разработки педагогических технологий приобщения детей к народным традициям от потребности в них практики, их недостаточная адекватность возрастным особенностям детей дошкольного возраста, обострение противоречий в практике приобщения детей к народным традициям региона обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Педагогическая технология приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоения культурного пространства региона (на примере Тюменской области)».

В основе выбора темы лежит идея о том, что освоение культурного пространства региона через приобщение к народным традициям — это социально, психологически и педагогически оправданный путь творческого развития личности ребенка.

Цель исследования: создание и апробация педагогической технологии приобщения дошкольников к народным традициям в процессе освоения культурного пространства региона (на примере Тюменской области).

Объект исследования: приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям региона (Тюменской области).

Предмет исследования: педагогическая технология приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям региона (Тюменской области).

В основу нашего исследования положена гипотеза, согласно которой приобщение детей дошкольного возраста будет эффективным, если педагогическая технология: основана на культурологической концепции образованияна интегрированной методологии, совмещающей идеи гуманистического и деятельностного подходов в образованиитеории целостности человека;

— создана с учетом выделения компонента творческого развития;

— реализована с учетом образности продуктивного воображения как новообразования дошкольного возраста.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой исследования сформулированы следующие задачи исследования:

1. определить степень разработанности проблемы в философской, психолого-педагогической, научно-методической литературе и в практике образования;

2. разработать педагогическую технологию приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоения культурного пространства региона (на примере Тюменской области);

3. апробировать педагогическую технологию приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям региона;

4. оценить эффективность применения педагогической технологии приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоения культурного пространства Тюменской области в практике дошкольного образования.

Методологические и теоретические основы работы определены целью и задачами исследования, призванного разработать педагогическую технологию приобщения дошкольников к народным традициям Тюменской области.

Существенное значение для теоретико-методологической базы диссертации имеют работы философов, культурологов и этнологов (М.М. Бахтин, И. Е. Берлянд, М. Е. Бершацкий, B.C. Библер, Н. А. Быстрова, Г. Н. Волков, М. С. Каган, Ю. В. Ларин, И. Я. Мурзина и др.) — научно-теоретические основы педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, B.C. Безрукая, К. Ю. Белая, В. И. Загвязинский, С. А. Козлова, М. А. Скаткин,.

В.А. Сластенин и др.) — концепции и теории гуманного образования (Ш.А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, В. Г. Воронцова, Н. Б. Крылова, Т. Ф. Кузнецова, А. Маслоу, Е. И. Рерих, К. Роджерс и др.) — теории о возрастных психолого-педагогических и физиологических особенностях детей (Б.Г. Ананьев, Л. И. Бажович, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко,.

A.В. Запорожец, И. А. Зимняя, Т. С. Комарова, Т. В. Кудрявцев, А. А. Леонтьев, Н. Н. Поддъяков, Н. П. Сакулина, А. П. Усова, Е. А. Флерина, Д. Б. Эльконин и др.) — исследования региональных образовательных систем (B.C. Безрукова,.

B.Г. Бочарова, С. И. Григорьев, Ю. В. Громыко, М. П. Зайцев, В. Г. Новиков, П. И. Третьяков, Т.Н. Шамова) и др.

Значительную помощь в обосновании и разработке педагогической технологии оказали научно-теоретические основы исследований В. А. Беляевой, В. П. Беспалько, A.M. Воронина, В. В. Гузеева, М. В. Кларина, В. В. Монахова, Т. С. Назаровой, Н. Н. Паранчера, В. В. Серикова, В. А. Сластенина, М. А. Чошанова и др.

При решении поставленных задач были комплексно использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, культурологической, этнологической и психолого-педагогической литературысравнение основных положений и обобщениесистемный анализ, обобщение педагогического опытадлительное (прямое и косвенное) наблюдениепсйхолого-педагогические диагностикикачественный и количественный анализ полученных данных исследования и др.

Организация, база и этапы исследования.

Экспериментальной базой исследования являлись ДОУ № 2, 21 г. Ишима, ДОУ «Синеглазка» г. Ноябрьска и ДОУ № 6 г. Тобольска. В эксперименте принимали участие 170 детей, 36 воспитателей и 25 родителей.

Диссертационное исследование проводилось в три этапа с 1997 по 2005 год.

Первый этап — организационно-подготовительный (1997;2001гг.) -был посвящен изучению проблемы приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям региона.

В этот период были осмыслены противоречия, обусловившие выбор проблемы и темы, выработаны и определены цели, задачи и методы исследования, анализировалась философская, культурологическая, психолого-педагогическая литература по выбранной проблематике с целью обеспечения методологической основы исследования: теоретически определены сущностные и специфические аспекты педагогической технологииуточнена сущность понятия «культурное пространство региона" — конкретизирована сущность понятия «народные традиции региона" — разработана модель педагогической технологии приобщения дошкольников к народным традициям в процессе освоения культурного пространства региона (на примере Тюменской области) — разработан диагностический комплект для проведения экспериментальной части исследованияпроведен первый срез уровня усвоения детьми народных традиций на раннем этапе приобщения.

Основными методами в этот период были наблюдение, беседы, опросы, методы анализа и синтеза.

Второй этап — содержательно-технологический (2001;2003 гг.) — был посвящен обоснованию и разработке рабочего варианта модели приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям, созданию методического обеспечения технологии.

Формирующий эксперимент проводился в два этапа. Первый этап формирующего эксперимента (2001;2002 гг.) проходил на вариативной основе. Цель этого этапа — поиск наилучших и безопасных методов воздействия на личность ребенка. Второй этап формирующего эксперимента (2002;2003 гг.) проходил на основании результатов первого этапа формирующего эксперимента, т. е. с применением скорректированного варианта педагогической технологии приобщения детей к народным традициям в процессе освоения культурного пространства региона.

Третий этап (2003;2005 гг.) — итогово-диагностический. На этом этапе завершен формирующий экспериментпроведен анализ его результатов с точки зрения проблематики данной работы, проведена корректировка основных методологических, теоретических, концептуальных положенийсделаны выводы о состоятельности выдвинутой гипотезыоформлены результаты диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит:

— в постановке проблемы приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоения культурного пространства региона;

— в конструировании модели технологии приобщения к народным традициям региона, основанной на культурологической концепции образованияинтегрированной методологии, совмещающей идеи гуманистического и деятельностного подходов в образованиитеории целостности человекав разработке педагогической технологии приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоения культурного пространства региона (на примере Тюменской области), обеспечивающей творческое развитие ребенка;

— в определении условий реализации педагогической технологии: учет ведущих и значимых видов деятельностиопора на образность детского воображения как новообразование дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании подхода к разработке педагогической технологии приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям региона на основе сочетания различных методологических основанийвнесения корректив в содержание образования детей дошкольного возраста с целью приобщения их к народным традициям региона в процессе освоении культурного пространства региона (на примере Тюменской области).

Разработанная педагогическая технология экспериментально проверена, апробирована и подготовлена к практическому использованию.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная технология, включающая учебно-методический материал, подборку народных игр, сказок, легенд, праздниковколлекцию описаний народных ремесел Тюменской областивидеоматериалы по приобщению к народным промыслам (экскурсии в музей, на фабрикувстречи с народными мастерамидемонстрация способов работы мастеровзнакомство с материалами), отличается доступностью и способностью воспроизводимости в любом ДОУ.

Разработанная технология ориентирована на возрастные особенности детей, не связана с конкретным типом образовательного учреждения и может быть использована в приобщении детей к народным традициям в разных организационных формах образования.

Научная обоснованность и достоверность полученных в ходе исследования результатов обеспечиваются адекватностью методов исследования его задачамсвязью педагогических исследований с практической деятельностью и ориентацией на нее, репрезентативностью полученных результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сконструированная педагогическая технология приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоения культурного пространства региона основывается на культурологической концепции образованияинтегрированной методологии, совмещающей идеи гуманистического и деятельностного подходов в образованиитеории целостности человека.

2. Педагогическая технология, обеспечивающая освоение ребенком дошкольного возраста культурного пространства региона, включает компонент творческого развития.

3. Условиями реализации педагогической технологии приобщения детей к народным традициям региона выступают: учет ведущих и значимых видов деятельностиопора на образность продуктивного воображения как новообразование дошкольного возраста.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования апробированы в ДОУ № 2, 21 г. Ишима, № 6 г. Тобольска, ДОУ «Синеглазка» г. Ноябрьскаобсуждены на научно-практических конференциях (Ишим, 1997, 1998, 1999, 2001, 2003) — Ершовских педагогических чтениях (Ишим, 1998, 2002, 2004) — на научных семинарах кафедры педагогики и методики дошкольного воспитания Ишимского государственного педагогического институтасовместных семинарах воспитателей, методистов и заведующих ДОУ г. Ишима.

Всего автором опубликовано 9 работ, из них по заявленной теме исследования -9 общим объемом 12,59 п.л.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Объем работы составляет 160 страниц. Список использованной литературы включает 237 источников.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕН.

1. Экспериментальная работа проводилась нами для поиска условий приобщения детей к народным традициям региона, для выяснения состояния исследуемых параметров на начало эксперимента и для проверки эффективности педагогической технологии приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоения культурного пространства региона (на примере Тюменской области).

2. Для исследования были выбраны следующие группы критериев: критерии, характеризующие уровень усвоения детьми народных традиций регионакритерии, характеризующие развитие психических свойств ребенка (продуктивное воображение, создание образа) — критерии эффективности технологии.

3. Исходя из важности воздействия народных традиций на личность ребенка, содержательный компонент технологии приобщения дошкольников к народным традициям региона был условно разделен на блоки, в соответствии с которыми ребенка следует приобщать к традициям региона (Тюменской области): народная философияфольклортрадиционные жилище и одежданародные игры, народные праздникитрадиционные народные ремесла.

4. При конструировании технологии для реализации учебно-воспитательных и развивающих задач был разработан компонент творческого развития ребенка, включающий познавательную, игровую, продуктивную деятельность, ознакомление с фольклором и литературой, художественно-речевую и музыкальную деятельность.

5. Результаты эксперимента показали, что в экспериментальной и контрольной группах после проведения эксперимента выявились значимые различия в приращениях показателей по критериям. Это явилось практическим подтверждением условий, содержащихся в гипотезе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Насущной потребностью на современном этапе становятся знания подрастающего поколения о культуре народов, населяющего многонациональную страну. Постигая культуру другого народа, человек лучше и полнее осознает и понимает свою национальную культуру. Изучение форм культуры разных времен и народов помогает человеку познать самого себя, появляется желание человека гордиться своей страной, осознавать ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и для общества в целом. Здесь особое место, безусловно, занимает регион, то место, где человек живет.

Потребность образования в освоении «близкого», эмоционально окрашенного культурного пространства, в ходе которого и происходит освоение культурных артефактов, обуславливает наличие социально значимой для данного региона информации.

Многие ученые признают, что изучение региональной культуры было бы неполным без включения в нее систем трансляции социального опыта (в нашем случае — народных традиций), особое место среди которых в современной культуре занимают системы образования. Аккумулируя и передавая социально-культурный опыт, сложившийся на определенной территории, система образования призвана формировать чувство причастности к культуре региона и культуре страны в целом.

Народные традиции создают особые предпосылки для развития социально-активной, творческой личности, способной узнать мир, жить в этом мире и изменять его. Творческое развитие такой личности является результатом приобщения ребенка к народным традициям в процессе освоении культурного пространства региона.

Одной из актуальных проблем, разрабатываемых в педагогике современности, является проектирование и апробирование культуросообразных (культурных) технологий образования, осуществляемых в рамках качественных, творческих форм взаимодействия ребенка и взрослого (педагога, родителя), ребенка и другого ребенка.

Теоретический анализ и методический поиск привели нас к обоснованному предположению о том, что большую педагогическую ценность представляет культуросообразная педагогическая технология, ориентированная на интегрированную методологию, включающую гуманистическую и деятельностную составляющие. Обоснованию, проектированию, реализации и апробации авторской педагогической технологии приобщения детей к народным традициям в процессе освоения культурного пространства региона мы посвятили свое диссертационное исследование.

Научная новизна предпринятого исследования состоит в постановке проблемы приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоения культурного пространства регионав конструировании модели технологии приобщения к народным традициям региона, основанной на культурологической концепции образованияинтегрированной методологии, совмещающей идеи гуманистического и деятельностного подходов в образованиитеории целостности человекав разработке педагогической технологии приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоения культурного пространства региона (на примере Тюменской области), обеспечивающей творческое развитие ребенкав определении условий реализации педагогической технологии: учет ведущих и значимых видов деятельностиопора на образность детского воображения как новообразование дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании подхода к разработке педагогической технологии приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям региона на основе сочетания различных методологических основанийвнесения корректив в содержание образования детей дошкольного возраста с целью приобщения их к народным традициям региона в процессе освоении культурного пространства региона (на примере Тюменской области).

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная технология, включающая учебно-методический материал, подборку народных игр, сказок, легенд, праздниковколлекцию описаний народных ремесел Тюменской областивидеоматериалы по приобщению к народным промыслам (экскурсии в музей, на фабрикувстречи с народными мастерамидемонстрация способов работы мастеровзнакомство с материалами), отличается доступностью и воспроизводимостью.

Разработанная технология ориентирована на возрастные особенности детей, не связана с конкретным типом образовательного учреждения и может быть использована в приобщении детей к народным традициям в разных организационных формах образования.

В результате осуществленной исследовательской работы нами были сделаны следующие выводы:

1. В настоящее время приобщение к народным традициям региона является социальным заказом общества и насущной потребностью каждого его члена в расширении возможностей освоения культурного пространства региона. Одной из актуальных проблем на современном этапе является моделирование авторской педагогической технологии как условие приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям. Целью педагогической технологии является приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям региона.

2. Выбор методологических основ построения технологии приобщения к народным традициям в процессе освоения культурного пространства региона обусловлен общими тенденциями современного образования: культурологической концепции образования, интегрировании гуманистического и деятельностного подходов.

3. При построении технологии мы опирались на данные о возрастных особенностях дошкольного возраста, значимых в приобщении к народным традициям региона (образность) — на продуктивное воображение как новообразование дошкольного возраста. В результате построена педагогическая технология приобщения к народным традициям региона, основанная на идее об освоении культурного пространства региона через приобщение к народным традициям как социально, психологически и педагогически оправданном пути творческого развития ребенка.

4. Построение педагогической технологии приобщения дошкольников к народным традициям региона имеет социально-педагогические, психолого-педагогические предпосылки. Технология выделяет компонент творческого развития. Ее дидактическими приоритетами являются: направленность технологии на приобщение дошкольников к народным традициямприобщение на высоком уровне трудностиприобщение от общего к конкретномуопора на интерес к народным традициям.

5. Все использованные при реализации педагогической технологии задания, методы основываются на использовании образности воображения ребенка — это либо приглашение к творчеству, совместная продуктивная деятельность, либо деятельность, направленная на актуализацию ярких образов действительности.

6. Экспериментальная педагогическая технология приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям региона доказала свою эффективность. Это нашло отражение при оценивании результатов по всем группам критериев в экспериментальной и контрольной группах. Различия полученных значений оказались значимыми. Это дало нам основания утверждать, что сформулированные в гипотезе условия не только обоснованы теоретически, но и нашли практическое подтверждение.

Таким образом, сформулированные нами задачи исследования решены, цель исследования достигнута. В то же время нельзя считать проблему приобщения детей к народным традициям региона исчерпанной. В исследовании рассмотрены не все аспекты, связанные с приобщением детей дошкольного возраста к народным традициям региона. Требует дальнейшего исследования выявление специфики приобщения к народным традициям региона разных возрастных групп.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н.В. Педагогический мониторинг в образовательном процессе дошкольного учреждения // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 3. — С.51−54.
  2. , Е.В. О преодолении формализма в профессионально подготовке // Вопросы психологии. 1988. — № 1. — С.52−53.
  3. , Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики / Н. А. Алексеев. Тюмень: ТюмГУ, 1997. — 172 с.
  4. , Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. М., 1996. — С. 191−192.
  5. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. Т.З.
  6. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — Л.: ЛГУ, 1968.-340 с.
  7. , Б.Г. Особенности восприятия пространства / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. М., 1964. — 252 с.
  8. , В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. 3-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
  9. Ю.Арнольдов, А. И. Введение в культурологию / А. И. Арнольдов. — М., 1993.-С.9.
  10. Н.Асмолов, А. Г. Нестандартное образование в изменяющемся мире: культурно-историческая перспектива / А. Г. Асмолов, М. С. Нырова. — Новгород, 1993.-24 с.
  11. , Ю.К. Педагогика / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин и др. -Под ред. Ю. К. Кабанского. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1988. — 478 с.
  12. З.Батурина, Г. И. Народная педагогика в воспитании дошкольников / Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина. М.: АПО, 1995. — 72 с.
  13. , B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие / В. С. Безрукова. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 178 с.
  14. , К.Ю. Интеграция как инструмент создания новой модели ДОУ // Управление ДОУ. 2003. — № 4 (10). — С.89−97.
  15. , А.С. Основы педагогических технологий: Краткий толковый словарь / А. С. Белкин, Н. И. Бараковская, Т. А. Брагина, И. Д. Возженникова и др. Екатеринбург: 1995. — 22 с.
  16. , О.А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству / О. А. Белобрыкина. Новосибирск: НГПИ, 1993. — 62 с.
  17. , Н.А. Смысл истории / Н. А. Бердяев. М., 1990. — С. 166.
  18. , М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. — М.: Центр «Педагогический поиск». 2003. 256 с.
  19. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  20. , И.В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блаумберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  21. , З.А. Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду / З. А. Богатеева. М.: Просвещение, 1982. — 175 с.
  22. , Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. Р-н/Д., 1983. — 256 с.
  23. , И.Я. Добрых рук мастерство / И. Я. Богуславская. JI.: Искусство, 1981. — 306 с.
  24. , И.Я. Русское народное искусство / И. Я. Богуславская. -Л.: Искусство, 1968.-305 с.
  25. , М. Ознакомление детей с традициями народов Севера // Дошкольное воспитание. 1989. -№ 2. — С. 12−16.
  26. , М. Этнос и этнография / М. Бромлей. М., 1981. — 424 с.
  27. , А.Н. Культурное пространство как предмет философской рефлексии // Философские науки. 2004. № 12. — С.24−40.
  28. , В.М. Народное искусство: Избранные труды / В. М. Василенко. М., 1974. — 386 с.
  29. , В.М. Народное творчество / В. М. Василенко. М.: Советский художник, 1979. — 254 с.
  30. , А.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / А. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. — М.: Просвещение, 1988. 234 с.
  31. Взаимопонимание культур: Сб. науч. трудов / Тюмень: ТюмГУ, 1998.-90 с.
  32. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. — М.: ВЛАДОС, 2000. 272 с.
  33. , Г. Н. Этнопедагогика: Учебное пособие / Г. Н. Волков. М.: Академия, 1999.- 192 с.
  34. , В.Б. Традиция и импровизация в народном творчестве II Декоративное искусство. 1977. — № 8. — С. 18−22.
  35. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сборник статей / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1995. — 144 с.
  36. , Д.И. Гармония развития: Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника / Д. И. Воробьева. 3-е изд., — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.- 144 с.
  37. Воспитание и обучение детей 6-го года жизни / Под ред. Л. А. Парамоновой, О. С. Ушаковой. М., 1987.
  38. Время культуры и культурное пространство: Сб. тезисов докл. Межд. науч.-практ. конф. (М., 11−13 дек. 2000 г.). М.: МГУКИ, 2000. — 353 с.
  39. , JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте / JI.C. Выготский. СПб.: СОЮЗ, 1997. — 96 с.
  40. , JI.C. Психология искусства / JI.C. Выготский. — М.: Педагогика, 1968.
  41. , JI.C. Психология развития ребенка / JI.C. Выготский. М.: Смысл, 2003.-512 с.
  42. , Ю.Ф. Педагогическое обследование дошкольников / Ю. Ф. Гаркуша. М.: Научно-практический центр «Коррекция», 1992.-63 с.
  43. , И.Г. Идеи философии и истории человечества / И. Г. Гердер. -М., 1995.
  44. , Б.С. Философия образования / Б. С. Гершунский. — М., 1998.-428 с.
  45. , Н.Ф. Совершенствование педагогического процесса в вузе // Педагогика. 1998. — №.5. — С.42−45.
  46. , Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников в изобразительной деятельности / Г. Г. Григорьева. — М., 1995. — 352 с.
  47. , Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие / Г. Г. Григорьева. М., 1999. — 344 с.
  48. , В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии / В. В. Гузеев. М.: Народное образование, 2001. — 224 с.
  49. , В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М., 1996.-С.56.
  50. Детям о традициях народного мастерства. Осень: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т. Я. Шпикаловой. — М.: В ЛАД ОС, 2001.-4.2.-272 с.
  51. , А. Избранные педагогические сочинения / А.Дистервег. -М.: Просвещение, 1956. С. 190.
  52. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. М., 1996. — 55 с.
  53. , Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 в изобразительной деятельности / Т. Н. Доронова. СПб.: Детство-пресс, 2002. — 96 с.
  54. , Т.Н. Природа, искусство и изобразительнгая деятельность детей / Т. Н. Доронова. М.: Просвещение, 2000. — 160 с.
  55. , О.М. Развитие воображения дошкольника / О. М. Дьяченко. — М., 1996.-197 с.
  56. , А.В. Психология восприятия сказки ребенка-дошкольника // Детское воспитание. 1984. — № 9. — С.34−41.
  57. , И. А. Педагогическая психология: Учебное пособие / И. А. Зимняя. Ростов-н/Д: Феникс, 1997. — 480 с.
  58. , Т.В. Зеленые паутинки: Пособие для воспитателя детского сада по развитию мотивации художественного творчества и изобразительной деятельности / Т. В. Иванова. Челябинск, 1995.- 112 с.
  59. , Е.И. Психология изодеятельности детей / Е. И. Игнатьев. -М., 1961.
  60. , Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения / Е. И. Игнатьев. М., 1956. — Вып. 76.
  61. , Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю. Г. Илларионова. М., 1985. — 195 с.
  62. , К. Педагогическая диагностика / К.Ингенкамп. Пер. с немецкого. — М., 1991.- 128 с.
  63. , Т. Детское творчество мир ярких, удивительных образов // Дошкольное воспитание. — 1993. — № 4. — С.58−63.
  64. , В. Педагогическая психология: Учебное пособие / В. Казанская. СПб.: ПИТЕР, 2003. — 366 с.
  65. Как научить детей любить Родину / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, J1.B. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 163 с.
  66. , Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока / Н. И. Каплан. — М.: Просвещение, 1980.- 124 с.
  67. , В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса / В. А. Караковский. М., 1993. — 80 с.
  68. , Э.В. Традиция не мертвая схема // Декоративное искусство. 1959. — № 11. — С.30−35.
  69. , В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности / В. И. Киреенко. М., 1959.
  70. , М.В. Педагогическая технология в учебном процессе / М. В. Кларин. М., 1984. — 252 с.
  71. , О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Детство-Пресс, 2002. — 304 с.
  72. , Л.Н. Вечность: преходящее и непреходящее в жизни человека / Л. Н. Коган. Екатеринбург: УрГУ, 1994. — 208 с.
  73. , С.А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Г. А. Куликова. — М.: Академия, 2001.-416 с.
  74. , А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей / А. К. Колесенко. СПб.: КРО, 2001. — 368 с.
  75. , Т.С. Дети в мире творчества / Т. С. Комарова. М.: Мнемозина, 1995.
  76. , Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду / Т. С. Комарова. М.: Педагогика, 1984. — 120 с.
  77. , Т.С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе / Т. С. Комарова, О. Ю. Зарянова, Л. И. Иванова. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 152 с.
  78. , Т.С. Коллективное творчество детей: Учебное пособие / М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 106 с.
  79. , Т.С. Роль рисования в детском саду для подготовки руки ребенка к письму // Вопросы психологии. — 1966. № 6. — С. 164−171.
  80. , Я.А. Великая дидактика // Я. А. Коменский. Избранные педагогические сочинения. М., 1955. — С.472.
  81. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников: Методическое пособие / Авторы-составители: Н. В. Корчаловская, Г. Д. Посевина.- Изд-е 2-е. — Ростов-н/Д: Феникс, 2004. 288 с.
  82. , Н.И. Логический словарь-справочник / Н. И. Кондаков. — М., 1975.
  83. Концепция дошкольного воспитания И Дошкольное воспитание. 1989. — С.48−69.
  84. , Е.В. Педагогические технологии: Вопросы теории и практики внедрения / Е.В.Коротаева- Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2004. 224 с.
  85. , В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В. Б. Косминская, Р. У. Казакова, В. И. Васильева и др. — М.: Просвещение, 1985. 324 с.
  86. , Н.П. Учебное рисование / Н. П. Костерин. М., 1980. — 142 с.
  87. , В.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников /
  88. B.Ф. Котляр. К.: Рад. шк., 1986. — 93 с.
  89. Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1993. — 64 с.
  90. , Н.Б. Культурная деятельность подростков: альтернативный подход // Школьные технологии. 2000. — № 5. — С.69−81.
  91. , В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития // Дошкольное воспитание. 1997. -№ 10. — С.114−121.
  92. , В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития // Дошкольное воспитание. — 1997. -№ 12. — С.65−72.
  93. , В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития // Дошкольное воспитание. 1998. -№ 10. — С.73−80.
  94. , B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебник / B.C. Кузин. — 3-е изд. М.: АГАР, 1998.-336 с.
  95. , B.C. Психология: Учебник / В. С. Кузин. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: АГАР, 1999. — 304 с.
  96. , Т.В. Традиции народности в культуре постсоветской России // Вестник МГУ. Серия 7. — Философия. — 2004. — № 2.1. C.111−119.
  97. , Н.В. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие / Н. В. Кузьмина, Е. А. Григорьева, В. А. Якунин, Г. Н. Князева и др. Под ред. Н. В. Кузьминой. — JL: Изд-во Ленинградского ун-та, 1980. — 172 с.
  98. , B.C. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / B.C. Кукушкин. Ростов-н/Д: Март, 2002. — 320 с.
  99. , В.М. Знакомьтесь: ханты / В. М. Кулемзин, Н. В. Лукина. Новосибирск: Наука, 1992. — 136 с.
  100. , И.Э. Мировидение: Программа интеллектуально-познавательного развития детей / И. Э. Куликовская. — Ростов-н/Д: Учитель, 2003.- 128 с.
  101. , И.Э. Технология интегрированного праздника / И. Э. Куликовская. Ростов-н/Д: Учитель, 2003. — 128 с.
  102. , Г. В. Изобразительное творчество детей / Г. В. Лабунская. М., 1965.
  103. , В.А. Воспитание творчества / В. А. Левин. — М.: Знание, 1972.
  104. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  105. , Д. А. Совместная деятельность, общение, взаимодействие // Вестник высшей школы. 1989.- № 11. — С.39−45.
  106. , А. Природа художественного творчества / А. Лилов. — М., 1981.- 162 с.
  107. , Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1992. — 528 с.
  108. Личностно ориентированное обучение: теории и технологии: Учебное пособие / Под ред. Н. Н. Никитиной. Ульяновск, 1998.
  109. , Е.Э. Аппликация в детском саду / Е. Э. Лоотсар. — 2-е изд. — М., 1971.
  110. , И.А. Формирование эстетического отношения к декоративно-прикладному искусству у детей старшего дошкольного возраста: Автореферат. канд. пед. наук / И. А. Лыкова. — М., 1994, — 16 с.
  111. , В.Г. Педагогическая диагностика в школе / В. Г. Максимов. М.: Академия, 2002. — 272 с.
  112. , Ю.В. Родник творчества / Ю. В. Максимов. — М.: Просвещение, 1988.
  113. , В.Л. Оценка успеваемости экологического образования дошкольников: Методические рекомендации. Омск: ООИПКРО, 2002. — 32 с.
  114. , Л.И. Теория и методика воспитания: Учебное пособие / Л. И. Маленкова. М.: Пед. общество России, 2002. — 480 с.
  115. , А.Г. Дальние пределы человеческой психики / А. Г. Маслоу. СПб.: Евразия, 1997. — 430 с.
  116. Материалы к занятиям по детской бытовой, народно-обрядовой культуре и фольклору с учащимися начальных классов / Нижний Тагил, 1993.-64 с.
  117. , Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку / Л. Г. Медведев. — М.: Просвещение, 1986.
  118. Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. -М., 1990.-С.401.
  119. Мелик-Пашаев, А. А. Ступеньки к творчеству / А.А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. — М.: Педагогика, 1987. 276 с.
  120. Мелик-Пашаев, А. А. Из опыта изучения эстетического отношения к действительности как основы общего эстетического развития // Вопросы психологии. 1990. — № 5.
  121. , В.П. Детский русский фольклор / В. П. Мельников. -М.: Просвещение, 1987. 186 с.
  122. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т. С. Комаровой. М.: Просвещение, 1991.
  123. , Н., Короткова, Н. Дошкольное образование: Ориентиры и требования к обновлению содержания // Дошкольное воспитание. 1992. — № 5−6. — С. 17−27.
  124. , А. Рисование дошкольников: процесс или результат? // Дошкольное воспитание. — 1994. № 4. — С.45.
  125. , И.Я. Методологические аспекты изучения региональной культуры // Социологические исследования. 2004. -№ 2. — С.60−65.
  126. , B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / B.C. Мухина. М.: Педагогика, 1983.
  127. , Т.С. Педагогические технологии. Новый этап эволюции // Педагогика. 1997. — № 3.
  128. Народное искусство в воспитании детей: Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий / Под ред. Т. С. Комаровой. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 208 с.
  129. , В.А. Приобщение дошкольников к народным традициям региона (на примере Тюменской области): Учебно-методическое пособие / В. А. Неволина. Ишим: Изд-во ИГПИ, 2004. — 96 с.
  130. , Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд / Б. М. Неменский, М. М. Фомина, Н. В. Гроссул, Е. И. Коротеева, Н. М. Михайлова. -М.: Просвещение, 1991.
  131. , Б.М. И начиная с детского сада с самого нежного возраста.// Дошкольное воспитание. 1989. — № 3. — С. 20−26.
  132. , О.И. Исследования по психологии художественного творчества / О. И. Никифорова. М., 1972. — 132 с.
  133. , A.M. Русское народное поэтическое творчество: Учеб. пособие для пед. институтов / A.M. Новикова. — 2-е изд. — М.: Высшая школа, 1978.-440 с.
  134. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. — 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2004. — 64 с.
  135. , В.И. Средства обучения // Специалист. — 2002. -№ 3. С.23−25.
  136. Особенности восприятия художественного произведения / Под ред. А. Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985.
  137. Особенности психологического развития детей 6−7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эдьконина, А. Л. Венгера. М., 1988.
  138. , И. Обычаи и традиции русского народа / И. Панкеев. -М.: ОЛ MA-ПРЕС С, 1999. 534 с.
  139. , Л.А. Умственное воспитание дошкольника // Формирование обобщенных представлений у детей дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности. Под ред. Н. Н. Поддьякова. — М.: Педагогика, 1972. — 396 с.
  140. , Н.Н. Моделирование авторской педагогической технологии путь к творческому развитию педагога // Школьные технологии. 2003. — № 3. — С.76−78.
  141. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе: Практико-ориентированная монография / Под ред. Т. И. Шамовой, П. И. Третьякова. М.- Тюмень, 1994. — 178 с.
  142. Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста: Сборник научных трудов / М.: МГПИ, 1989.- 159 с.
  143. , А.И. Русская культура XX века / А. И. Першиц. М., 1994.- 153 с.
  144. , П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества / П. И. Пидкасистый. — М., 1972.
  145. , В.И. Детское творчество: от погружения в мир сказки к самостоятельному сочинительству // Дошкольная педагогика. — 2004. -№ 2(17).- С.26−27.
  146. , Н.Н. Современное состояние проблемы умственного воспитания дошкольников // Тезисы докладов Всесоюзной конференции. М., 1970. — Т.2. — С.49−51.
  147. , Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддьяков, С. Н. Николаева, J1.A. Парамонова и др.- Под ред. Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина. 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1988. — 192 с.
  148. , И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: Учебное пособие / И. П. Подласый. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 368 с.
  149. , Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Ю. Петров. Под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 2002. — 272 с.
  150. , В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя / В. Н. Полунина. — М.: Просвещение, 1982. 191 с.
  151. , И.Н. Приобщение школьников к национальной культуре хантов на уроках изобразительного искусства: Учебно-методическое пособие / И. Н. Полынская. — Нижневартовск, 2001.
  152. , С.Д. Психодиагностика воспитания / С. Д. Поляков. -М.: Новая школа, 1996. 160 с.
  153. , Ф.А. Психология творчества и педагогика / Ф. А. Пономарев. -М., 1976.-С.41.
  154. , О.С. Русские художественные промыслы / О. С. Попова, Н. И. Каплан. М.: Знание, 1984. — 144 с.
  155. Практическая психология для преподавателей / Под ред. М. К. Тутушкиной. М.: Филин, 1997. — 328 с.
  156. , М.К. Творчество и выражение / М. К. Претте, JI. Капальдо. М.: Советский художник, 1981. — 4.1.
  157. Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников ДОУ / Сост. О. А. Соломенникова. 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. -112с.
  158. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. JI.A. Венгера- Научно-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1986. — 224 с.
  159. , Н.И. Особенности развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста в различных условиях социализации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1993. 23 с.
  160. , В.Я. Народные художественные промыслы /
  161. B.Я. Рафаенко. М.: Знание, 1988. — 176 с.
  162. , Т.И. Ознакомление старших дошкольников с историей и культурой русского народа // Дошкольное воспитание. 2001. — № 4.1. C.24−30.
  163. , Р.Г. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов / Р. Г. Решетникова. М.: ИКАР, 1997. — 41 с.
  164. , А.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / А. Р. Роджерс. М.: Прогресс, 1994. — 480 с.
  165. , С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -М., 1954.-516 с.
  166. , А.И. Маленький исследователь: Как научить школьника приобретать знания / А. И. Савенков. — Ярославль: Академия развития, 2002. 160 с.
  167. , В.Н. Основания общей теории систем. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982. — 83 с.
  168. , А.П. Этнология: Учебник для студентов / А. П. Садохин. М.: Педагогика, 2000.- 294 с.
  169. , В.Н. //Дидакт. 1996. — №.1. — С. 43.
  170. , Н.П. Рисование в школьном детстве / Н. П. Сакулина. — М., 1965.-342 с.
  171. , Н.П. Нравственное воспитание на занятиях изобразительной деятельностью // Дошкольное воспитание. — 1978. -№ 1. С.12−16.
  172. , Н.П. Развитие активности и творчества в процессе обучения изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. -1969.-№ 5.-С. 19−24.
  173. , Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998.-256 с.
  174. Семейно-бытовая культура / Под ред. Д. И. Водзинского. -Минск: Нар. асвета, 1987. 255 с.
  175. Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой.-М., 1963.
  176. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем /В.В. Сериков. — М.: Логос, 1999.-272 с.
  177. , В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  178. , В.А. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко. М.: Прометей, 1997. — 200 с.
  179. , В.И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М., 1995. — 346 с.
  180. , JI.B. Воспитание ребенка в русских традициях / JI.B. Соколова. М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2003. — 208 с.
  181. , Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. Пособие / Н. М. Сокольникова. М.: Академия, 2002. — 368 с.
  182. , Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. Ростов-н/Дону: Феникс, 1999, — 576 с.
  183. . Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология / Л. Д. Столяренко, B.C. Кукушкин. Ростов-н/Д.: Феникс, 2000.
  184. , Л.Ю. Развитие воображения детей / Л. Ю. Субботина. -Ярославль: Академия развития, 1996. 240 с.
  185. , И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений/ И. В. Суханов.-М., 1976.
  186. , В.А. Избранные произведения в 5 томах / В. А. Сухомлинский. Киев, 1980. — Т.4. — 523 с.
  187. , З.И. Мир родного края глазами души: Методическое пособие и программа для учителей, преподающих национально-региональный компонент «Основы духовно-нравственной культуры» / З. И. Теплова. Тюмень: ТОГИРРО, 2002. — 170 с.
  188. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 208 с.
  189. , В.А. Культурный смысл пространства // Этнографическое обозрение. 2004. — № 1. — С. 14−31.
  190. Тобольский хронограф / Омск: Омское книжное издательство, 1993.-320 с.
  191. , Ю.С. Сущностные признаки и паспортные характеристики интегративного процесса // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. науч. тр./ Свердл. инж.-пед. ин-т.- Екатеринбург, 1991.-Вып. 2.-С. 13−23.
  192. , А.П. Русское народное творчество в детском саду /
  193. A.П. Усова. Изд. 3-е. — М.: Просвещение, 1972. — 78 с.
  194. , Д.И. Писхология становления личности / Д. И. Фельдштейн. -М., 1994.-С. 102.
  195. Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. М. С. Кагана, Ю. В. Перова, В. В. Прозерского, Э. П. Юровской. СПб.: Лань, 1998.-448 с.
  196. , Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е. А. Флерина. М.: Учпедгиз, 1956.
  197. , Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е. А. Флерина.-М., 1961.
  198. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя / Под ред. Н. А. Ветлугиной. -М: Просвещение, 1974. — 186 с.
  199. Художественное творчество и ребенок / Под общ. ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. — 274 с.
  200. , М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения / М. А. Чошанов. М., 1996. — 184 с.
  201. , Н. Деревянная резьба Тюмени / Н. Шахметдинова. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1984, — 159 с.
  202. , JI.B. Дети и народное творчество: Книга для учителя / JI.B. Шевчук.-М.: Просвещение, 1985.
  203. , А.В. РОСТОК: Учебное пособие по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста / А. В. Шестакова. Челябинск, 1996. — 192 с.
  204. Школа диалога культур: Основы программы / Под общ. ред.
  205. B.C. Библера. Кемерово: АЛЕФ, 1992. — 96 с.
  206. , Т.Я. Развитие детского творчества средствами декоративно-прикладного искусства: Автореферат. канд. пед. наук / Т. Я. Шпикалева. М., 1965.- 19 с.
  207. , B.C. Изобразительное искусство: обучение и творчество / B.C. Щербаков. — М.: Просвещение, 1969.
  208. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. — 187 с.
  209. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие / Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. М.: Академия, 2002. — 256 с.
  210. , А.В. Русская традиционная духовность / А. В. Юдин. — М., 1994.- 146 с.
  211. Юдина, Е. Г Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Е. Г. Юдина, Г. Б. Степанова, Е. Н. Денисова. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2003. — 144 с.
  212. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М., 1996. — С.58−59.
  213. Dutta-Roy, D. Personality model of fine artists // Creat. Res. 1996. -V.9. -P.391−394.
  214. Freeman J., Butcher H., Christie T. Creativity: a selective review of research. L., 1968.
  215. Garfinkel, H. Studies in Ethnomethodology / H.Garflnkel. -Englewood Cliffs, 1967.
  216. Giselin, B. Ulyimate criteria for two levels of creativity // Scientific creativity: its recogniyion and development. Wiley & sons, 1963.
  217. Haskell, L. Art in early childhood years. Columbus, 1979.
  218. Kemmler, L. Neue Untersuchungen zum schoepferischen Denken/creativity // Psych. Rundschau. 1969. — Bd. 20.
  219. Petrov, V. Evolution of art and brain asymmetry: A review of empirical investigations // Emerging visions of the aesthetic process: (Psychology, semiology and philosophy). -N.Y.: Camb.Univ.Press, 1992. -P.225−268.
  220. Smith G., Carlsson A. Can preschool be creative? A perceptogenetic study of 4−6 year olds//Archiv fur Psychologie. 1983.-V. 135.-N.l.
  221. Szabo I., Shapiro M. Imaginative play and imaginary learning // Bull. Psychonom. Soc. 1983. — V.21. -N.2.
  222. Taylor C.W. Thinking and creative // Annals of the New York Academy of Sciences. 1960. V. 91. — Art. 1.
  223. Torrance, E.P. Education and creativity // Creativity: progress and potential.-N.Y., 1964.
  224. , Б.Б. Психология и педагогика: Альбом схем / Б. Б. Айсмонтас. М.: Просвещение, 1996.
  225. , И.А. Словарь иностранных слов / И. А. Васюкова. М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. — 640 с.
  226. , В.Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии / В. Г. Крысько. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 368 с.
  227. Культура и культурология: Словарь / Сост. и ред. А. И. Кравченко. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 928 с.
  228. Культурология. XX век: Словарь / Спб.: Университетская книга, 1997.-630 с.
  229. , С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразовых выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 3-е изд., стеротип., испр. и доп. — М.: Азъ, 1995. — 928 с.
  230. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528 с.
  231. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд, испр. и допол. — М.: Политиздат, 1990. -494 с.
  232. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-544 с.
  233. Электронная «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2003.
  234. Изучение отношения педагогов к народным традициям региона"
  235. Принимаете ли вы участие в народных праздниках?
  236. Какие народные праздники вы знаете?
  237. Какие народные праздники вы бы хотели провести в следующем учебном году?
  238. Что вы делаете для подготовки и проведения народных праздников: Масленицы, Пасхи и др.
  239. Какие народные игры вы проводите с дошкольниками?
  240. Как часто вы проводите занятия по приобщению дошкольников к русским народным традициям?
  241. Какие нравственные качества вы хотели бы воспитать в детях: уважение к старшим, трудолюбие, доброту честность, практичность, патриотизм (нужное подчеркнуть)
  242. Какие источники Вы используете при работе с детьми в процессе приобщения их к народным традициям?1. Анкета для родителей
  243. Назовите количество близких и дальних родственников. Близких.Дальних.
  244. Часто ли собираются у Вас родственники?
  245. К кому из родственников Вы чаще ездите?
  246. Поют ли у Вас в семье народные песни?
  247. Какие народные праздники отмечают у Вас в семье?
  248. Какие традиции есть у Вас в семье?
  249. В какие народные игры Вы играете с ребенком?
  250. Читаете или рассказываете Вы ребенку сказки? Какие?
  251. Какие нравственные качества Вы хотели бы передать своим детям: уважение к старшим, трудолюбие, доброту, честность, умениеприспособиться к жизни, практичность, патриотизм (поставьте номер по степени важности).
  252. Какое место Вы считаете своей Родиной?
  253. Знаете ли Вы, что такое традиция?
  254. Какие народные праздники Вам известны и какие Вы отмечаете в семье?
  255. Какие виды детского фольклора Вы используете в общении с ребенком и используете ли вообще?.- потешки- частушки- загадки- скороговорки- колыбельные- сказки- заклинания
  256. Какими видами народных промыслов владеет Ваша семья: — резьба по дереву, по жести-- чеканка-- выжигание по дереву-- вязание-- вышивание-- кружевоплетение-- корзиноплетение-- домоткачество-- бисероплетение-- гончарное искусство с декоративной росписью.
  257. Как Вы относитесь к тому, что Ваш ребенок получает представление о народных традициях только в детском саду, не имея возможности получить эти представления в семье? (обоснуйте свой ответ)
  258. От кого больше Вы получаете информации о народных традициях: — средства массовой информации-- в дошкольном учреждении-- от предков в семье-- от окружающих.
  259. Нуждаетесь ли Вы в дополнительной информации и какой?1. Анкета по фольклору1. УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
  260. В целях изучения детского народного фольклора, его значения, ответьте, пожалуйста, на вопросы нашей анкеты. Заранее благодарны Вам.
  261. Назовите известные Вам жанры фольклора.
  262. Используете ли Вы в повседневной жизни детский народный фольклор? (да, нет, иногда)
  263. Как Вы считаете, способствует ли раскрепощению личности Вашего ребенка знание жанров детского фольклора?
  264. Какие жанры детского фольклора полюбились вашему ребенку?
  265. Колыбельные Потешки Дразнилки Докучные сказки Поговорки1. Частушки1. Заклички1. Небылицы1. Пословицы1. Скороговорки
  266. Пестушки Считалки Сказки Поговорки
  267. Считаете ли Вы достаточной ту информацию о фольклоре, которую Вам дают в детском саду?
  268. Желаете ли Вы познакомиться с детским народным фольклором других народов? Каким?1. Анкета
  269. Творческие способности Вашего ребенка"1. Уважаемые родители!
  270. Просим Вас внимательно изучить предлагаемую анкету и максимально полно ответить на вопросы.
  271. Анкетирование проводится с целью выяснения, как Вы относитесь к проявлению творческих особенностей у детей.1. Ф.И.О. родителей.
  272. Считаете ли Вы, что у ребенка есть творческие способности? Какие?
  273. Задает ли Вам ребенок вопросы? Много ли их? К каким областям жизни они относятся (природа, техника, искусство, взаимоотношения людей, спорт)?
  274. Любит ли ребенок фантазировать? Каковы темы его фантазий или действий?
  275. Пытается ли ребенок искать объяснение тому, что еще сам не понимает (события, вещи, явления природы и т. д.)?
  276. Изобретает ли собственные игры и развлечения? Часто ли использует вещи не по назначению?
  277. Сочиняет ли рассказы или стихи? Рассказывает ли о пережитых впечатлениях, снах?
  278. Укажите, кто из членов семьи больше других уделяет внимание ребенку- чем и как занимается с ним?
  279. Каким бы Вы хотели видеть будущее ребенка? Есть ли у Вас пожелания и предложения относительно его воспитания в детском саду?1. Благодарим за участие!1. Я и мой ребенок"1. Тест для родителей)
  280. Цель родителей в воспитании ребенка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности.
  281. Тест дополнит Ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.1. Вопросы Ответы
  282. Ответ «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» в 2 очка, ответ «В» — в 1 очко.
Заполнить форму текущей работой