Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методика педагогической коррекции психического состояния акробатов высокой квалификации в условиях предсоревновательной подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Далее в карту включаются результаты исследования психолого-педагогических особенностей соревновательной деятельности спортсмена: особенности проявления индивидуально-психологических свойств личности: 1) личностная тревожность- 2) экстраверсия — интроверсия- 3) нейропсихическая лабильность- 4) темперамент- 5) уровень притязаний- 6) тренировочное и соревновательное психоэмоциональное состояние- 7… Читать ещё >

Содержание

ГЛАВА 1. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ 10 1.1. Психологическое обеспечение соревнований в педагогической деятельности тренера по спортивной акробатике

1.2. Влияние на тренировочную и соревновательную деятельность индивидуально-психологических свойств личности спортсменов

1.3. Процесс подготовки и участия в соревнованиях с учетом особенностей взаимоотношений и поведения спортсменов

1.4. Зависимость эффективности соревновательной деятельности от психических состояний спортсменов

1.5. Исследование психолого-педагогических особенностей соревновательной деятельности в сложнокоординационных видах спорта 31 Резюме

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Методы исследования

2.2. Организация исследования

ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКРОБАТОВ ВЫСОКОЙ КВА ЛИФИКАЦИИ

3.1. Особенности проявления индивидуально-психологических свойств личности

3.2. Особенности проявления взаимоотношений и поведения

3.3. Особенности проявления психических состояний 66 Резюме

ГЛАВА 4. ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКРОБАТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

4.1. Индивидуально-психологический фактор

4.2. Социально-психологический фактор

4.3. Психофункциональный фактор 97 Резюме

ГЛАВА 5. МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АКРОБАТОВ

5.1. Составление индивидуально-диагностических карт и выявление отрицательных сторон психологической подготовки

5.2. Разработка индивидуальных психолого-педагогических коррек-ционных программ

5.3. Проведение психолого-педагогической коррекционной работы

5.4. Контрольное исследование особенностей проявления психических состояний и выявление психофункциональных характеристик соревновательной деятельности

5.5. Сравнительный анализ психофункциональных показателей и оценок исполнения соревновательных упражнений

Резюме

ВЫВОДЫ

Методика педагогической коррекции психического состояния акробатов высокой квалификации в условиях предсоревновательной подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Стремительное развитие современной акробатики сопровождается постоянным снижением возраста победителей, усложнением соревновательных программ и обострением конкурентной борьбы на крупнейших соревнованиях. В этих условиях дальнейшее повышение мастерства исполнителей обусловливает необходимость развития теории и методики соревновательной деятельности спортсменов.

В теории спортивной акробатики вопросы соревновательной деятельности спортсменов частично раскрыты в работах Б. И. Якубчика [1965, 1969, 1973, 1977], посвященных формированию состояния психической готовностиВ.И. Аракчеева [1976, 1982, 1983] - особенностям взаимодействий партнеровТ.П. Бегидовой, Ю. А. Попова [1989, 1991] - предсоревновательной подготовке женских акробатических парВ.Н. Болобана, В. П. Коркина, В. Н. Мкртычана [1993] - общим вопросам психологической подготовкиН.В. Малозонии [1999] - моделированию соревновательных действий на предсоревновательном этапеЕ.А. Ереминой [2002] - планированию и контролю соревновательных нагрузок акробатов высокой квалификацииН.С. Безродной [2002] - управлению процессом формирования готовности акробатов высокой квалификации к соревновательной деятельностиH.H. Пилюка [2000] - системе соревновательной деятельности. По мнению специалистов, дальнейшее изучение компонентов системы соревновательной деятельности акробатов и разработка новых технологий повышения соревновательной результативности должно идти по пути совершенствования, прежде всего, средств и методов психологической подготовленности спортсменов. При этом с повышением спортивной квалификации акробатов более значимой становится психологическая составляющая их спортивной подготовленности, особенно в условиях соревнований и подготовки к ним.

Известно, что акробатические упражнения предусматривают коллективную согласованность, включающую элемент ситуативности. При этом ситуа-тивность зависит не только от временных физических, но и от психических состояний каждого члена акробатической пары или группы. Кроме того, на тренировочную и соревновательную деятельность акробатов высокой квалификации существенное влияние оказывают факторы внешней среды, поведение соперников и зрителей, межличностные отношения партнеров и индивидуально-психологические свойства личности спортсменов.

Анализ научно-методической литературы [48, 100, 140, 155] и практика спорта показывают, что недостаточно высокий уровень психологической подготовленности спортсменов снижает возможность достижения запланированных соревновательных результатов, в то время как своевременные педагогические воздействия в ходе предсоревновательной подготовки позволяют достичь оптимальной спортивной формы к моменту соревнований.

Вышеописанное, а также недостаточная научно-методическая разработанность педагогических и психологических средств коррекции, программ и технологий специальной психологической подготовки к результативной соревновательной деятельности акробатов высокой квалификации с учетом внутривидовой специализации позволяет считать эту проблему актуальной для теории и практики данного вида спорта.

Объект исследования — процесс предсоревновательной подготовки и соревновательная деятельность акробатов.

Предмет исследования — средства и программа педагогической коррекции психических состояний акробатов высокой квалификации к предстоящей соревновательной деятельности.

Целью исследования является обоснование содержания методики педагогической коррекции психологической подготовленности акробатов высокой квалификации, повышающей результативность их соревновательной деятельности.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что индивидуально-психологические свойства личности, межличностные отношения, поведение и психические состояния партнеров в парно-групповой акробатике существенно влияют на результат соревновательной деятельности спортсменов.

Объективные критерии оценки и индивидуальные программы педагогической коррекции в процессе предсоревновательной подготовки позволят акробатам своевременно уточнять степень готовности к предстоящим стартам, повышать общий уровень психологической подготовленности и результативность соревновательной деятельности.

Задачи исследования:

1. Определить приоритетные факторы психологической составляющей соревновательной деятельности акробатов высокой квалификации.

2. Изучить психолого-педагогические особенности соревновательной деятельности спортсменов высших разрядов с учетом видовой специализации.

3. Разработать средства и алгоритм применения педагогической коррекции специальной психологической подготовленности акробатов.

4. Апробировать программу коррекции индивидуально-психологических свойств акробатов в условиях соревнований и подготовки к ним.

Научная новизна работы заключается в том, что:

— уточнены и систематизированы психолого-педагогические факторы соревновательной деятельности акробатов высокой квалификации;

— составлена психолого-педагогическая характеристика соревновательной деятельности акробатов с учетом специализации;

— разработаны программы проведения психолого-педагогической коррекции подготовленности акробатов к предстоящей соревновательной деятельности.

Теоретическая значимость работы. Теория и методика спортивной акробатики дополнена совокупностью научных положений об особенностях проявления индивидуально-психологических свойств личности, взаимоотношений, поведения и психических состояний спортсменов с учетом спортивной квалификации и внутривидовой специализации.

Результаты исследования уточняют положения психологической части системы соревновательной деятельности акробатов и конкретизируют содержание предсоревновательной подготовки в спортивной акробатике, обеспечивают возможность дальнейшего повышения эффективности процесса подготовки спортсменов высокого класса путем разработки педагогических и психологических средств коррекции предстартовых психических состояний.

Практическая значимость работы заключается в том, что для акробатов высокой квалификации:

— установлена степень взаимосвязи показателей комплексной психодиагностики с соревновательной результативностью, позволяющая прогнозировать состояние оперативной готовности к предстоящим выступлениям;

— предложен способ оценки показателей психологической подготовленности, позволяющий выбирать приоритетные направления коррекционной работы;

— определены психолого-педагогические особенности соревновательной деятельности акробатов различной квалификации и внутривидовой специализации, позволяющие учитывать профессионально важные качества психики при составлении психолого-педагогических коррекционных программ;

— разработаны индивидуально-диагностические карты, программы, методические рекомендации и алгоритм проведения психолого-педагогической коррекции предсоревновательной подготовленности акробатов, которые внедрены в практику.

Результаты исследования могут быть использованы в учебно-тренировочном процессе и соревновательной деятельности спортсменов по акробатике, прыжкам на батуте, акробатической дорожке и двойном минитрампе, спортивной гимнастике, при подготовке сборных команд различного уровня, а также в учебном процессе физкультурных вузов, колледжей, институтах повышения квалификации и переподготовки кадров (ИПКиПК), на курсах и семинарах тренеров специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮСШОР).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Акробаты высокой квалификации, в зависимости от вида и специализации, характеризуются определенным набором индивидуальнопсихологических свойств личности, особенностями проявления психических состояний, взаимоотношений и поведения, которые как психолого-педагогические факторы соревновательной деятельности оказывают влияние на итоговый результат.

2. Методика педагогической коррекции психического состояния акробатов в условиях предсоревновательной подготовки позволяет индивидуализировать процесс специальной психологической подготовки, прогнозировать степень готовности к предстоящим стартам и повышать результативность соревновательной деятельности спортсменов высокой квалификации.

Внедрение результатов исследования. Полученные результаты исследования внедрены в учебно-тренировочный и соревновательный процесс СДЮСШОР г. Краснодара и сборной команды Краснодарского края.

По теме диссертации опубликовано 6 работ. Материалы исследования докладывались на четырех научных конференциях профессорско-преподавательского состава Кубанской государственной академии физической культуры (КубГАФК).

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, пяти глав, выводов, практических рекомендаций, приложений и актов внедрения.

Список литературы

включает 221 наименование. Основной объем диссертации составляет 152 страницы компьютерного текста, иллюстрированного 55 таблицами и 25 рисунками.

ВЫВОДЫ.

1. На соревновательную оценку акробатов значительное влияние оказывают индивидуально-психологические свойства личности, особенности проявления психических состояний, взаимоотношений и поведения, которые как предпочтительные психолого-педагогические факторы являются необходимым условием успешной соревновательной деятельности спортсменов высокой квалификации.

2. Соревновательная деятельность спортсменов в парно-групповых видах акробатики характеризуется психолого-педагогическими особенностями, которые можно распределить по трем группам.

По степени проявления индивидуально-психологических свойств личности акробаты высокого класса выделяются выраженностью сильных типов нервной системы и экстравертированностью, положительной динамикой компонентов психоэмоционального состояния. Для них характерен «выше среднего» уровень психической надежности, соревновательной эмоциональной устойчивости, мо-тивационно-энергетического компонента, стабильности-помехоустойчивости и «средний» уровень личностной тревожности, психической устойчивости, притязаний, саморегуляции.

Типичное проявление взаимоотношений и поведения состоит в создании благоприятной психологической атмосферы в акробатических составах, «высокой» степени заинтересованности в тренировочной и соревновательной деятельности, эффективности спортивной деятельности, влиянии замечаний тренера и похвалы партнеров во время соревнований на мобилизационную готовность, выраженности «сотрудничества» в предсоревновательных конфликтных ситуациях.

Особенности проявления психических состояний акробатов заключаются в ориентированности на успех, «высоком» уровне «чувства равновесия», «среднем» уровне «чувства времени», быстроты действий, концентрации и устойчивости внимания, «низком» уровне эмоционального напряжения и «чувства мышечных усилий», незначительной реактивной тревожности.

3. гС компонентам психологической подготовленности акробатов высокой квалификации, лимитирующим достижение максимально возможных соревновательных результатов, относятся: наличие астенических предсоревнователь-ных эмоциональных реакцийочень низкий уровень «чувства мышечных усилий» — средний уровень «чувства времени», быстроты действий, притязаний, саморегуляции, психической устойчивости, концентрации и устойчивости внимания.

4. С повышением спортивной квалификации у акробатов, специализирующихся в парно-групповых видах, наблюдается положительная динамика компонентов психологической подготовленности. Это выражается в возрастании показателей концентрации внимания (в среднем на 83%), стабильности — помехоустойчивости (63%), «чувства равновесия» (59%), психической надежности (55%), саморегуляции (50%), притязаний (38%), устойчивости внимания (32%), быстроты действий (14%), «чувства мышечных усилий» (8%), «чувства времени» (7%) и снижении показателя эмоционального напряжения (на 14%), что отражает тренирующую направленность акробатических упражнений.

5. Профессионально важными качествами психики акробатов высокой квалификации являются: для партнеров, выполняющих функции верхних — более высокий уровень «чувства равновесия» — для средних — более высокий уровень «чувства мышечных усилий» — для нижних — более высокий уровень притязаний, быстроты действий и концентрации внимания.

6. Самооценка акробатами своей готовности к предстоящим соревнованиям позволяет прогнозировать успешность выполнения соревновательных упражнений. При этом снижение показателей пробы на равновесие на 30% и увеличение показателей пульсометрии на 28% за один час до соревнований свидетельствует о неуверенности спортсменов в своих силах.

7. Основное содержание методики педагогической коррекции психического состояния акробатов в условиях предсоревновательной подготовки составляют: цель и задачи предстоящих стартов, средства диагностики и оценки личностных свойств и поведенческих особенностей спортсменов, психолого-педагогические карты, индивидуальные программы коррекции психологической подготовленности и ошибок техники исполнения упражнений.

Предсоревновательная коррекционная работа будет более успешной, если алгоритм ее проведения для акробатов высокой квалификации включает следующие этапы: 1) составление индивидуально-диагностических карт и выявление отрицательных сторон психологической подготовки- 2) разработку индивидуальных психолого-педагогических коррекционных программ- 3) проведение психолого-педагогической коррекционной работы- 4) контрольное исследование особенностей проявления психических состояний и выявление психофункциональных характеристик соревновательной деятельности- 5) сравнительный анализ психофункциональных показателей и оценок исполнения соревновательных упражнений.

Данная методика позволяет проводить индивидуальный подбор педагогических и психологических средств коррекции и позволяет повышать результативность соревновательной деятельности представителей парно-групповой акробатики в среднем на 0,7 балла.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Для повышения результативности соревновательной деятельности акробатов ВК мы рекомендуем в процессе специальной психологической подготовки использовать методику коррекции психолого-педагогических особенностей соревновательной деятельности, включающую следующие этапы:

1 этап — составление индивидуально-диагностических карт и выявление отрицательных сторон психологической подготовки. С целью выявления психолого-педагогических особенностей соревновательной деятельности рекомендуется проводить комплексную психодиагностику, включающую тесты и опросники, которые по степени значимости и взаимосвязи с соревновательной результативностью располагаются в следующем ранговом порядке: методика Ф. Хоппе, проба на равновесие, опросник темперамента, корректурная проба, пульсометрия, модифицированный опросник «САН», диагностическая шкалаопросник Ф. Фидлера и Ю. Л. Ханина, опросник нейропсихической лабильности, теппинг-тест Е. П. Ильина, опросник психических особенностей в спортивной деятельности, диагностическая шкала — опросник личностной тревожности Ч. Д. Спилберга и Ю. Л. Ханина, кистевая динамометрия, проба реакции на время, диагностическая шкала — опросник взаимоотношений.

В психолого-педагогическую карту следует включать данные о спортсмене: 1) фамилия, имя, отчество (ф.и.о.) спортсмена- 2) пол- 3) число, месяц и год рождения- 4) вид акробатики и внутривидовая специализация- 5) ф.и.о. партнера (ов) — 6) разряд выступления- 7) средняя результативность соревновательной деятельности- 8) стаж тренировочных занятий- 9) ф.и.о. тренера, хореографа- 10) спортивная организация.

Далее в карту включаются результаты исследования психолого-педагогических особенностей соревновательной деятельности спортсмена: особенности проявления индивидуально-психологических свойств личности: 1) личностная тревожность- 2) экстраверсия — интроверсия- 3) нейропсихическая лабильность- 4) темперамент- 5) уровень притязаний- 6) тренировочное и соревновательное психоэмоциональное состояние- 7) соревновательная психическая надежностьособенности проявления взаимоотношений и поведения: 1) психологическая атмосфера в акробатическом составе- 2) влияние взаимоотношений спортсмена с тренером и партнером (ами) во время соревнований на мобилизационную готовность- 3) типичные формы поведения в предсоревнова-тельных конфликтных ситуациях- 4) особенности горизонтального и вертикального видов взаимоотношенийособенности проявления психических состояний: 1) эмоциональное напряжение- 2) «чувство времени» — 3) «чувство мышечных усилий» — 4) «чувство равновесия» — 5) быстрота действий- 6) концентрация и устойчивость внимания- 7) реактивная тревожность.

Анализируя данные индивидуально-диагностической карты, необходимо выявить отрицательные стороны психологической подготовки спортсмена.

2 этап — разработка индивидуальных психолого—педагогических коррек-ционных программ, направленных на исправление отрицательных сторон психологической подготовки спортсмена. Программа предполагает постановку задач специальной психологической подготовки, подбор педагогических и психологических средств коррекции и конкретизацию методических указаний и практических рекомендаций.

Одной из основных задач специальной психологической подготовки является формирование уверенности спортсмена в своих силах за счет достижения стабильности выполнения соревновательных упражнений. Для решения этой задачи рекомендуется за 5−7 дней до соревнования проводить контрольное выполнение и оценивание соревновательных упражнений с последующим составлением протокола, включающего сбавки и описание ошибок исполнения. Основываясь на результатах контрольного оценивания, тренеру рекомендуется разрабатывать и реализовывать программу коррекции ошибок исполнения, включающую упражнения общей и специальной физической подготовкиподводящие, имитационные, парно-групповые и индивидуальные элементыдозировку, последовательность и варианты выполненияпримечания и методические рекомендации.

3 этап — проведение психолого-педагогической коррекционной работы Коррекционную работу следует осуществлять в четырех направлениях: активное участие исследователя в тренировочном и соревновательном процессе спортсменавзаимодействие исследователя с тренеромвоздействие тренера на спортсмена и самостоятельная работа спортсмена. Особое внимание следует уделять психолого-педагогическому анализу соревнований.

Следует отметить, что для точного понимания тренерами и спортсменами содержания коррекционных программ следует в них включать определения педагогических и психологических терминов, а для повышения наглядности результатов исследования следует представлять их в графической форме.

Коррекционная работа должна проводиться в соответствии с задачами специальной психологической подготовки.

4 этап — контрольное исследование особенностей проявления психических состояний и выявление психофункциональных характеристик соревновательной деятельности. В контрольное исследование желательно включать следующие тесты: пульсометрию, пробу реакции на время, кистевую динамометрию, пробу на равновесие, теппинг-тест, корректурную пробу. Первые три теста рекомендуется проводить за 15 минут до тренировки, за день и час до соревнований, а вторые три теста — в тренировочный и предсоревновательный дни.

Во время соревнований тренеру предлагается вести видеозапись. Далее рекомендуется, на основании видеоматериалов, наблюдений и бесед с тренерами, спортсменами, судьями и результатов контрольного исследования особенностей проявления психических состояний, выявлять психофункциональные характеристики соревновательной деятельности спортсмена.

5 этап — сравнительный анализ психофункциональных показателей и оценок исполнения соревновательных упражнений. Сравнивая психофункциональные показатели и оценки исполнения соревновательных упражнений спортсмена до проведения коррекционной работы и после ее завершения, следует выявлять различия. Выявленная динамика показателей будет свидетельствовать о степени эффективности методики психолого-педагогической коррекции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. JI.M. Методики изучения эмоций в спорте: Учеб пособие. Казань, 1985. — С. 2−6.
  2. Аболин J1.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Казанский университет, 1987. — С. 28−72.
  3. Г. М., Бадалян JI.C. Опыт использования цветового теста Люшера с другими психодиагностическими методиками// Тез. XVIII респ. научно метод, конф. — Ереван, 1989. — С. 30−32.
  4. Е.К., Пирожков О. В., Бердичевская Е. М., Тройская A.C. Некоторые практические основы физиологии физических упражнений: Метод, пособие. Краснодар, 1994. — 36−37.
  5. B.C., Дубова Т. Ф., Рыжонкин Ю. Я. Тип объяснения причин неудачи и эффективность спортивной деятельности// Вестник Московского университета. Сер. 14.: Психология. — 1987. — № 3. — С. 42−50.
  6. М.А., Овакян М. А. Анализ сдвигов диагностических параметров психической напряженности высококвалифицированных боксеров// Тез. XV111 респ. научно метод, конф. — Ереван, 1989. — С. 36−37.
  7. A.B. Предстартовая лихорадка// Тренер. 1992. -№ 1. — 30 с.
  8. A.B. Тест Люшера при оценке оптимального боевого состояния// XIII научно практ. конф. — М., 1992. — С. 24−25.
  9. И.П. Конфликты, причины их возникновения и некоторые аспекты педагогического вмешательства в конфликт: Метод, разработки для студентов старших курсов ГЦОЛИФКа. М., 1991. — С. 10−13.
  10. Г. Г. Стресс и его механизм// Вестник Московского университета. Сер. 14.: Психология. — 1995. — № 4. — С. 45−54.
  11. В.И., Якубчик Б. И. Психологическая подготовка акробата// Метод, рекомендации. М., 1976. — 15 с.
  12. В.И. Некоторые психологические особенности взаимодействий партнеров в акробатике// Психологические, педагогические и медикобиологические аспекты теории спортивной тренировки. -Краснодар, 1982. 7с.
  13. В.И. Психологическая подготовка акробатов высокой квалификации// Метод, рекомендации. М., 1983. — С. 3−44.
  14. А.Б. Исследование индивидуально-психологических особенностей и психомоторики у спортсменов различных видов спорта// XIII научно практ. конф. по психологии физ. воспитания и спорта. — М., 1992. — 28 с.
  15. Я.Я. Интегральная подготовка гимнастов (на примере сборной команды страны): Автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб., 1994. -43 с.
  16. И.Е. Психофизиологические особенности гимнасток с учетом соревновательной деятельности// Медико-биологические проблемы спортивной тренировки: Сб. науч. работ. М., 1985. — С. 113−115.
  17. И.Е. Средства повышения готовности к соревнованиям в художественной гимнастике: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Малаховка, 1990.-С. 6−12.
  18. В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги// Тревога и тревожность. СПб.: Питер, 2001. — С. 161−162.
  19. Бадалян J1.C., Осипянц М. М., Шахатурин A.B. Тревожность как один из критериев оценки психологического состояния в спорте// XIII научно -практ. конф. по психологии физ. воспитания и спорта. — М., 1992. — С. 34−35.
  20. В.П. Воспитание психологической устойчивости у юношей 910 классов на уроках гимнастики// Физ. культура в школе. 1986. — № 5. — 19 с.
  21. В.И., Дорофеев В. А. Изучение эмоционального компонента психических состояний спортсменов/7 Теория и практика физической культуры. 1988. -№ 4. -С. 49−51.
  22. О.Ф. Повышение соревновательной надежности фигуристов на основе учета их личностных характеристик: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -Малаховка, 1992. С. 8−11.
  23. H.A. Психология успеха и неудачи в спортивной деятельности: Учеб. пособие. Омск, 1988. — 26 с.
  24. Н.В., Плешкань A.B. Анализ психофункционального состояния юных гимнасток в соревновательной ситуации// Тез. XXIII науч. конф. студентов и молодых ученых вузов Юга России. Краснодар, 1995. — С. 15−16.
  25. Т.И., Воронова В. И., Гринь А. Р. Содержание и изменение уровня притязаний личности спортсмена студента ИФК в процессе учебной деятельности// XIII научно — практ. конф. — М., 1992. — 82 с.
  26. Т.П. Содержание и структура предсоревновательной подготовки женских акробатических пар высокой квалификации: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1989. — 4 с.
  27. Т.П., Попов Ю. А. Предсоревновательная подготовка женских акробатических пар высокой квалификации// Всесоюз. научно практ. конф. по спортивной акробатике. — Киев, 1991. — С. 16−17.
  28. Н.С. Управление процессом формирования готовности акробатов высокой квалификации к соревновательной деятельности: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Краснодар, 2002. — С. 3−19.
  29. Е.Е., Менхин Ю. В. Состояние и пути совершенствования гимнастики в системе базового образования в физкультурном вузе// Теория и практика физической культуры. 1997. — № 12. — С. 29−31
  30. Е.Е., Тихонов В. Н. Анализ техники гимнастических упражнений: Учеб. пособие. Малаховка: МОГИФК, 1988. — 7 с.
  31. Л.Д. Исследование зависимости поведения в экстремальных ситуациях от некоторых свойств личности: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1977. С. 5−20.
  32. А.П., Каракашьянц К. С., Козлов Е. Г. Психологическая подготовка гимнастов. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 80 с.
  33. A.A. Психология межличностных отношений (к 100-летию со дня рождения В.Н. Мясищева)// Вопросы психологии. 1993. — № 2. — 88 с. 128 с.
  34. В.Н., Коркин В. П., Мкртычан В. Н. Подготовка акробатов: физическая, техническая, психическая, тактическая: Метод, рек. для студентов ин-тов физ. культ. Краснодар, 1993. — 7 с.
  35. М.А. Взаимосвязь самооценок учителя и ученика как условие и результат эффективности педагогического руководства// XIII научно -практ. конф. по психологии физ. воспитания и спорта. -М., 1992. С. 115−116.
  36. М.А. Тревожность в психологии спорта// Гипнология и интегративная антропология на службе психической, педагогической, медицинской и психотерапевтической практики. Майкоп, 1994. — С. 38−40.
  37. И.М., Горбачева В. В. Исследование структуры мотиваци-онного компонента деятельности тренера// XIII научно практ. конф. по психологии физ. воспитания и спорта. — М., 1992. — 82 с.
  38. Г. В. Индивидуально-психологические факторы, обеспечивающие успешность спортивной деятельности боксеров// XIII научно практ. конф. по психологии физ. воспитания и спорта. — М., 1992. — С. 38−39.
  39. Ф.Е. Типология переживаний различных критических ситуаций// Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — № 5. — С. 104−115.
  40. И.П. Психологическая обстановка публичных соревнований и ее восприятие спортсменами/У Теория и практика физической культуры. 1987. -№ 1. — С. 34−36.
  41. А.П. Влияние соревновательной ситуации на эмоциональную устойчивость ведущих спортсменов по художественной гимнастике// II науч. конф. КГИФК. Краснодар, 1973.-С. 13−14.
  42. Е.И. Особенности психического состояния юных спортсменов в процессе предсоревновательной подготовки// Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1990. — № 2. — С. 16−24.
  43. А.Д. Психическая готовность гимнастов к соревнованию и его надежность: Гимнастика. Вып. 1. — М., 1971. — С. 5−9.
  44. А.Д. Исследование состояния психической готовности человека к деятельности в экстремальных условиях: Автореф. дис. .канд. пси-хол. наук. Л., 1972. — 17 с.
  45. А.Д. Идеальное состояние для выступления спортсмена как форма психической готовности// Спортсмен как субъект деятельности: Материалы симпозиума. Омск, 1993. — С. 27−28.
  46. Ю.Н. Соревновательная надежность дзюдоистов высокого класса и педагогические методы ее совершенствования: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1985. — 13 с.
  47. Г. Л. Управление соревновательной деятельностью команды на основе использования индивидуальных особенностей волейболистов: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Тбилиси, 1990. — С. 3−4.
  48. А.Д. Время стрессов: Обоснование и практический результат психопрофилактической работы в спортивных командах. М., 1990. — С. 1−20.
  49. Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: Учеб. пособие. Краснодар, 1995.-С. 130−182.
  50. В., Ванек М., Свобода Б. Успех как мотивационный фактор спортивной деятельности/'/' Психология и современный спорт: Сб. науч. работ, М.: Физкультура и спорт, 1973. — 1 10 с.
  51. В. Неудача как психологическая нагрузка // Стресс и тревога в спорте: Межд. сб. науч. статей. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 64 с.
  52. И.А. Исследование особенностей и путей совершенствования регуляции внимания в связи с выполнением соревновательных действий в спортивной гимнастике: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1976. 16 с.
  53. И.А., Михайлова Э. И. Моделирование соревновательнойдеятельности// Физ. культ, студента: Тез. науч. конф. М., 1989. — С. 43−44.
  54. И.А. Содержание и методика общей психологической подготовки гимнастов: Метод, разработка. М., 1991. — 8 с.
  55. H.A. Специальная психологическая подготовка к конкретному соревнованию: Метод, рекомендации. М., 1992. — 26 с.
  56. Л.Н., Плахтиенко В. А. Проблема психологической надежности в спорте: Учеб. пособие для ин-тов физ. культ. М., 1980. — 74 с.
  57. JI.H. Психология общения: Метод, разработки для студентов ГЦОЛИФКа. М., 1983. — С. 3−5.
  58. Двойнин M. J1. Установка спортсменов на сотрудничество с тренером// Спортсмен как субъект деятельности. Омск, 1993. — С. 55−56.
  59. С.Ю. Психологические особенности тренера-женщины и тренера-мужчины, работающих в женских группах// XIII научно практ. конф. по психологии физ. воспитания и спорта. — М., 1992. — С. 88−89.
  60. A.B. Уровень притязаний как детерминант индивидуальной манеры ведения боя в боксе// XIII научно практ. конф. — М., 1992. — С. 42−44.
  61. А.И. Психология коллектива: Методологические проблемы исследования: Учеб. пособие. -М.: Московский университет, 1984. 6 с.
  62. В.В. Цветовой личностный тест: Практ. пособие. М.: ACT, 2000. — С. 127−195.
  63. М.И., Пономаренко В. А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости// Вопросы психологии. 1990. — № 1. — С. 106−112.
  64. Е.А., Пилюк H.H. Планирование и контроль соревновательных нагрузок акробатов высокой квалификации. Краснодар, 2002. — С. 14−39.
  65. М.В., Худадов H.A. Адаптивная функция состояния тревоги в спорте// Теория и практика физической культуры 1985. — № 4. — С. 5−7.
  66. М.Я. Методика тренировки стрелка-спортсмена. М., 1986. -С. 64−65.
  67. П. А., Холецкий Г. В. Возрастные индивидуально-психологические особенности хоккеистов// XIII научно практ. конф. по психологии физ. воспитания и спорта. М., 1992. — С. 90−91.
  68. М.В. К вопросу о динамике личностных свойств учителя// Вестник Санкт-Петербургского университета. СПб. — 1994. — Вып. 3. — 116 с.
  69. В.И. Основы педагогической конфликтологии: Учеб. М.: РПП, 1995, — 14 с.
  70. В.М. Основы спортивной метрологии. М., 1979. — 152 с.
  71. В.А. Подготовка юных гимнастов 11−12 лет с учетом особенностей их нервной системы и вестибулярной устойчивости: Автореф. дис.. .канд. пед. наук. Малаховка, 1985. — 23 с.
  72. В.Н. Конфликтология: Проблемы становления и развития// Социально-политический журнал. 1994. — № 7. — С. 50−62.
  73. А.Н., Заика Е. В. Методика исследования коммуникативных установок личности// Вопросы психологии. 1991. — № 5. — 162 с.
  74. Е.П. Психофизиология физического воспитания (факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности): Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1983.-С. 18−19, 155−156.
  75. Н.Л. Соревновательная деятельность гандбольного вратаря и индивидуально—психологические показатели ее успешности: Автореф. дис.. .канд. пед. наук. М., 1997. — 15 с.
  76. М.Л. Факторы результативности соревновательной деятельности и методика их моделирования в учебно-тренировочном процессе фехтовальщиков на турнирах: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Киев, 1989. — 1 1 с.
  77. М.А. Специальная подготовка стрелка-спортсмена. М., 1982. -С. 31−32.
  78. Е.А. Структура психической готовности// XIII научно -практ. конф. по психологии физ. воспитания и спорта. М., 1992. — С. 124−125.
  79. А.Ф. Комплексная педагогическая методика для определения состояния готовности гимнасток к соревнованиям// Пути управления технической подготовкой спортсменов: Сб. науч. трудов. Омск, 1980. — С. 35−38.
  80. А.Ф. Модельно-диагностические комплексы для оценки готовности гимнастов старших разрядов к соревнованиям в период непосредственной подготовки: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Омск, 1991.-4 с.
  81. А.Ф. Оптимизация состояния готовности гимнастов старших разрядов к выступлению на соревнованиях// Материалы науч. конф. Омск: ОГИФК, 1992.-С. 47−50.
  82. А.Ф. Управление формированием психологической готовности гимнастов старших разрядов к выступлению на соревнованиях// XIII научно- практ. конф. по психологии физ. воспитания и спорта. М., 1992. — С. 9−10.
  83. . Психологическое напряжение в спорте: Учеб. пособие.- Алма-Ата, 1978. С. 2−15.
  84. Карольчак Бернацкая В., Скшипек — Сивинская Е. Измерение специфического беспокойства (страха) у спортсменов высокой квалификации// Психология и современный спорт: Сб. науч. работ. — М., 1973. — С. 252−259.
  85. B.C. Некоторые психологические и тактические особенности соревновательной деятельности спортсмена// Теория и практика физической культуры. 1982. — № 6. — С. 47−48.
  86. И.Х. Коммуникативная компетентность тренера и ее формирование у студентов: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Малаховка, 1987. — 8 с.
  87. Ю.А., Петрович Г. И. Взаимосвязь реактивной и личностной тревожности пловцов с успешностью выступлений в соревнованиях// Теория и практика физической культуры. 1983. — № 10. — С. 47−48.
  88. Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. М.: Физкультура и спорт, 1984. — С. 4−9.
  89. Ю.А., Прилуцкий П. М. Управление подготовкой квалифицированных пловцов с учетом социально—психологических факторов// Теория и практика физической культуры. 1987. — № 2. — С. 39−41.
  90. Ю.А. Исследование взаимосвязи «конфликт — спортивная деятельность межличностные отношения»// XIII науч. — практ. конф. по психологии физ. воспитания и спорта. — М., 1992. — С 50−51.
  91. В.Г. Исследование соревновательной надежности и путей ееповышения в спортивной гимнастике: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1 П"7 О ОП .-.1 у / о. — ZU С.
  92. В.М. Взаимосвязь структур соревновательной деятельности и подготовленности высококвалифицированных пловцов—спринтеров: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Киев, 1986. — 17 с.
  93. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. — 25 с.
  94. В.П. Акробатика. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 61 с.
  95. A.B. Цветовые предпочтения во взаимосвязи с индивидуальностью личности и физической работоспособностью у лиц, занимающихся аэробикой// XIII научно практ. конф. — М., 1992. — С. 94−95.
  96. Т.П. Некоторые особенности формирования и мобилизации резервов психики спортсменов в условиях тренировок и соревнований// Психолого-педагогические аспекты научного обеспечения подготовки спортсменов. — Краснодар, 1986. С. 93−108.
  97. Н.В. Взаимоотношения «тренер спортсмен» в системе подготовки специалистов по единоборствам: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1990.-20 с.
  98. A.A. Влияние системы соревнований на индивидуальную динамику спортивных результатов в скоростных видах подводного спорта: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1983. — 1 1 с.
  99. Кретти Брайент Дж. Психология в современном спорте/ Пер. с англ. Ю. Л. Ханина М.: Физкультура и спорт, 1978. — С. 138−203.
  100. А.И. Психологические проявления и структура темперамента. М., 1992. — С. 67−71.
  101. B.C. Психология: Учеб. издание. М., 1997. — Т. 3. — 280 с.
  102. В.И. Методы повышения эффективности группового взаимодействия волейболистов: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1983. — 14 с.
  103. В.И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989. — 69 с.
  104. В.Л. Искусство быть другим. СПб., 1993. — С. 46−49.
  105. Р. Человеческая индивидуальность: Наследственность, среда/' Пер. с англ. М., 1993. — 74 с.
  106. П.Ф. Исследование средств и методов снижения эмоциональной напряженности у спортсменов при обучении сложным гимнастическим упражнениям: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1973. — С. 6−9.
  107. Э.Э. Психологические аспекты взаимопонимания: Прогнозирование в процессе общения. Л., 1982. — 23 с.
  108. Личность и коллектив в спортивной деятельности (лекция для студентов ГЦОЛИФКа). М., 1975. — 4 с.
  109. Лук А. Н. Эмоции и личность. М.: Знание, 1982. — 57 с.
  110. Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Минск: Высшая школа, 1986.-29 с.
  111. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации/ Под ред. А. Ф. Кудряшова. Петрозаводск, 1992. — С. 41−74.
  112. В.В., Долгов В. А. Математическая статистика в физическом воспитании и спорте. Краснодар, 1995. — С. 29, 68, 88−92.
  113. О.Н. К вопросу о психической устойчивости в экстремальных условиях: Тез. конф. Ереван, 1980. — 2 с.
  114. Т.М. Повышение эффективности соревновательной деятельности теннисисток на основе учета их индивидуально-психологических особенностей: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Волгоград, 1996.-С. 13−14.
  115. Н.В. Моделирование соревновательных действий акробатов высокой квалификации на предсоревновательном этапе: Дис. .канд. пед. наук. Краснодар, 1999. — С. 36−45.
  116. Н.В. Моделирование соревновательных действий акробатов высокой квалификации на предсоревновательном этапе: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Краснодар, 1999. — С. 23−24.
  117. A.B. Стратегии «включения» психолога в спортивные ситуации// XIII научно практ. конф. — М., 1992. — С. 126−127.
  118. В.Л. К вопросу об экстремальных факторах и стрессе// XIIIнаучно практ. конф. — М., 1992. — С. 54−55.
  119. Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.
  120. В.В., Родионов A.B., Худадов H.A. О психических состояниях в спортивной деятельности// Психология и современный спорт: Сб. науч. работ. М.: Физкультура и спорт, 1973. — С. 217−241.
  121. B.C. Психология индивидуальности. М: Воронеж, 1996.67 с.
  122. Методики психодиагностики в спорте: Учеб пособие. М.: Просвещение, 1984.-С. 290−304.
  123. Методики психодиагностики в спорте: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. B.JI. Марищука, Ю. М. Блудова, В. А. Плахтиенко, J1.H. Серовой. М.: Просвещение, 1990. — С. 191−251.
  124. В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности// Стресс и тревога в спорте: Межд. сб. науч. статей. М., 1983. — 45 с.
  125. Э.И. Психолого-педагогическая оценка факторов эффективности соревновательной деятельности в спортивной гимнастике: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1975. — С. 5−19.
  126. Модельно-диагностические комплексы для оценки готовности гимнастов старших разрядов к соревнованиям: Метод. Рекомендации. Омск, 1991.-С. 3−32.
  127. В. Анализ и формирование структуры межличностных отношений в спортивном коллективе// Психология и современный спорт: Сб. науч. работ. -М.: Физкультура и спорт, 1973. С. 76−79.
  128. Н.И., Овчинникова О. В. О различении состояний психической напряженности // Психологические исследования: Сб. науч. статей. Вып. 2.-М., 1970.-6 с.
  129. Н.И. Природа психологической напряженности. М., 1976. -С. 5−20.университет, 1976.-С. 7−12.
  130. P.M. Психология соревнующегося спортсмена/ Пер. с англ. М.: Физкультура и спорт, 1979. — С. 29−30.
  131. А.И. Соревновательная деятельность высококвалифицированных теннисистов и методика ее оценки: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1996.- 12 с.
  132. Нахэда Рисан Шкар. Рационализация воспитания волевых качеств у учащихся отделения легкой атлетики детско-юношеской спортивной школы: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1983. — 21 с.
  133. В.П. Спорт и характер. М., 1986. — 28 с.
  134. P.C. Психология: Учеб. для студентов вузов. Кн. 1. — М.: Просвещение, 1994. — 576 с.
  135. О.С. Уверенность в своих силах как фактор достижения успеха в деятельности: Автореф. дис. .канд. психол. наук. JL, 1981. — 14 с.
  136. И.А. Управление соревновательной деятельностью квалифицированных фехтовальщиц с учетом эмоционально-волевых особенностей личности и темперамента: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1986. -А с.
  137. Основы психологии/ Под ред. Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.-С. 32−492.
  138. Особенности предсоревновательной подготовки и моделирование соревновательной деятельности в тренировочном процессе гимнасток высокой квалификации: Метод, рекомендации. М., 1990. — С. 43−47.
  139. Особенности психологического состояния, сопутствующего эффективной и малоэффективной спортивной деятельности // Отчет о НИР. Алма-Ата, 1982.-35 с.
  140. Д. Как победить стресс// Наука и жизнь. 1992. — № 4. -143 с.
  141. В.Ф. Взаимосвязь субъективных оценок состояния гимнастов с функциональными показателями// Теория и практика физической культуры. № 10, — 1985.-С. 11−13.
  142. P.A. Мотивация спортивной деятельности. М.: Физкультура и спорт, 1984. 104 с.
  143. H.H. Построение и реализация системы соревновательной деятельности акробатов высокой квалификации: Автореф. дис. .докт. пед. наук. Краснодар, 2000.-С. 12−14.
  144. H.H. Система соревновательной деятельности акробатов высокой квалификации. Краснодар: КубГАФК, 2000. — С. 4−46.
  145. В.А., Блудов Ю. М. Надежность в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1983.-С. 14−150.
  146. В.А., Блудов Ю. М. О психобиомеханическом факторе повышения уровня надежности спортивной деятельности// Теория и практика физической культуры. 1987. — № 3. — С. 32−35.
  147. A.B., Погребная Е. А., Говорова И. А. Содержание системы подготовки в групповых упражнениях художественной гимнастики// Актуальные вопросы физической культуры и спорта. Т. 2. — Краснодар, 1999. — 84 с.
  148. В.Я. Личностные предпосылки формирования психической готовности к выступлению в соревнованиях в парусном спорте// Тез. докл. и сообщений I респ. науч. практ. конф. Фрунзе, 1985. — С. 19−21.
  149. В.Я. Вопросы психологической подготовки яхтсменов высокой квалификации: Метод, рекомендации. М., 1986. — 22 с.
  150. В.Я. Системный анализ факторов, обусловливающих психические состояния яхтсменов высокой квалификации во время соревнований как условие их оптимизации// Тез. докл. всесоюз. науч. симпозиума. Ереван, 1987.-С. 19−20.
  151. Практическая психология в тестах. М., 1999. — С. 135−140.
  152. Практические занятия по психологии: Учеб. пособие для ин-тов физ. культ./ Под ред. Д. Я. Богдановой, И. П. Волкова. M., 1989. — С. 94−97, 126−127.
  153. В. Манипуляции со стрессом// Физкультура и спорт. 1994. — № 1. — С. 30−31.
  154. М.В. Психолого-педагогическая характеристика деятельности тренера по художественной гимнастике. Смоленск, 1989. — 13 с.
  155. А.М. Формы и «маски» тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности// Тревога и тревожность. СПб.: Питер, 2001. — С. 153−154.
  156. А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. Казань, 1991.- С. 47−48.
  157. А.О. Интегрирующая функция психических состояний// Психологический журнал. 1994. -№ 3. — Т. 15.-С. 136−146.
  158. Психологические тесты: Учеб. издание/ Под ред. A.A. Карелина. -М.: ВЛАДОС, 2000. Т. 1. — С. 10−274.
  159. Психологические тесты: Учеб. издание/ Под ред. A.A. Карелина. -М.: ВЛАДОС, 2000.-Т. 2.-С. 3−112.
  160. Психология: Учеб. для техникумов физ. культ./ Под ред. А. Ц. Пуни. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 277 с.
  161. Психология: Учеб. для ин-тов физ. культ./ Под ред. В. М. Мельникова. М.: Физкультура и спорт, 1987. — С. 209−216.
  162. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. E.H. Гогунова, Б. И. Мартьянова. М., 2000. — С. 162−226.
  163. В.И. Средства повышения надежности соревновательной деятельности высококвалифицированных дзюдоистов на этапах предсоревно-вательной подготовки: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Омск, 1989. — 13 с.
  164. М.Ю., Долгов В. А., Дубко В. Ф. Регрессионное прогнозирование соревновательных результатов батутистов высокой квалификации// Актуальные вопросы физ. культуры и спорта. Т. 3. — Краснодар, 2000. — 105 с.
  165. Регуляция психических состояний спортсменов в период подготовки к соревнованиям: Метод, рекомендации. Л., 1988. — С. 15−17.
  166. Л.Н. Влияние спортивной деятельности на формирование личности спортсмена/'/' XIII науч. практ. конф. — М., 1992. — 60 с.
  167. A.B. Исследование методики психологической подготовки к соревнованию в зависимости от особенностей высшей нервной деятельности фехтовальщиков: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М, 1965.-С. 11−12.
  168. A.B. Влияние психологических факторов на спортивный результат// Стресс и тревога в спорте: Межд. сб. науч. статей. М.: Физкультура и спорт, 1983.-С. 19−20.
  169. A.B. Психолого-педагогические методы повышения эффективности решения оперативных задач в спорте: Автореф. дис. .докт. пед. наук.-М., 1990.-С. 31−36.
  170. A.B. Психологический арсенал тренера// Научно-спортивный вестник. 1990. — № 3. — С. 18−20.
  171. М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.-23 с.
  172. Д.Г. Оценка пред- и послесоревновательного поведения гимнастов и гимнасток высокого класса // Стресс и тревога в спорте: Межд. сб. науч. статей. М., 1983.-С. 157−164.
  173. М.В. Самооценка и саморегуляция деятельности фигуриста как фактора эффективности и надежности спортивного результата: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1983. — С. 5−7.
  174. Г. М., Пилюк H.H. Подготовка юных гимнасток: Учеб. пособие. Краснодар, 1996. — 62 с.
  175. В.В. Особенности соревновательной деятельности фехтовальщиц высшей квалификации: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1991. -9 с.
  176. П.Ф., Бондаренко М. А. Взаимосвязь самооценок учителя и ученика как условие и результат эффективности педагогического руководства// XIII научно практ. конф. — М., 1992. — С. 115−116.
  177. Р.Н. Мифы и реальность в психологии спорта/ Пер. с англ. -М.: Физкультура и спорт, 1980. С. 27−128.
  178. Словарь практического психолога/ Под ред. С. Ю. Головина. -Минск: Харвест, 1998. -С. 142−776.
  179. В.М., Менхин Ю. В., Силин В. И. Гимнастика в трех измерениях. М.: Физкультура и спорт, 1979. — 248 с.
  180. И.В. Психологические особенности гимнастов и успешность их выступлений// Гимнастика: Сб. статей. Вып. 1. — М., 1973. -40 с.
  181. В.Ф. Трехмерная функциональная модель психического состояния спортсмена// Теория и практика физ. культуры. 1993. — № 2. — 6 с.
  182. В.Ф. Проблема психических состояний в актуальных отрезках спортивной деятельности// Актуальные проблемы физической культуры: Материалы региональной научно практ. конф. — Ростов н/Д, 1995. — Т. 3. — 23 с.
  183. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ. культ. / Под ред. B.JT. Карпмана. М.: Физкультура и спорт, 1980. — С. 49−65.
  184. Спортивная медицина: Учеб. для ВУЗов / Под ред. В. И. Дубровского. М.: Владос, 1998. — С. 73−177.
  185. М.И. Психологический климат и взаимоотношения в коллективе// Физическая культура в школе. 1995. — № 5. — С.43−47.
  186. Л.Д., Корешкова Н. В. Психология личности и типология поведения. Ростов н/Д., 1994. — С. 45−49.
  187. В.Б., Ляпин P.A., Иванчин A.B. Самооценки гимнасток высших разрядов как критерии оценки их уровня подготовленности// Современные проблемы физической культуры и олимпийского движения: Материалы конф. Ростов н/Д., 1994. — № 4. — С. 40−41.
  188. JI. Пятьдесят способов победить стресс// За рубежом. 1994. -№ 20.- 10 с.
  189. Д.Г., Момедов А. Д. Человек в экстремальных ситуациях. -М.: Знание. 1991.-64 с.
  190. A.JT. Факторы, снижающие психическую готовность гимнастов к выполнению сложных гимнастических упражнений: Вопросы теории и методики физ. воспитания. Т. 2. — Хабаровск, 1985.-С. 142−145.
  191. В.А. Структура и форма индивидуального стиля деятельности в спорте/'/' Вопросы психологии. 1984. — № 5. -С. 137−141.
  192. P.M. Гуманизация взаимоотношений тренера и ученика в спортивной гимнастике// Формирование гуманистического мировоззрения студентов: Сб. науч. трудов. Смоленск, 1991. — С. 83−84.
  193. М. Эмоциональные реакции юных спортсменов и пути формирования эмоциональной устойчивости во время подготовки к соревнованиям: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1980. — С. 20−22.
  194. Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Вып. 1. -М&bdquo- 1992.-С. 53−55.
  195. Ю.А. Психология общения в спорте. М., 1980. — 25 с.
  196. Ю.Л. Межличностная и внутригрупповая тревога в условиях значимой совместной деятельности// Вопросы психологии. 1991. — № 5. -56 с.
  197. С. В. Методы предупреждения отклоняющегося поведения в процессе занятий спортом: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1982. 20 с.
  198. H.A. Проблемы психических состояний в спорте// Теория и практика физической культуры. 1988. — № 1. — С. 62−64.
  199. H.A. О содержании психолого-педагогической работы тренера в процессе подготовки квалифицированных спортсменов// XIII научно -практ. конф. по психологии физ. воспитания и спорта. -М., 1992. -С. 119−120.
  200. Л.Я. Особенности системы предсоревновательной подготовки гимнасток высокой квалификации// Науч. метод, обеспечение системы подготовки высококвалифицированных спортсменов и спортивных резервов: Тез. М., 1990.-Вып. 1.-С. 169−170.
  201. O.A. Психологические особенности спортивных эмоций // Психология и современный спорт: Сб. науч. работ. М., 1973. — С. 190−206.
  202. М.Г. Исследование некоторых личностных особенностей в зависимости от спортивной специализации// XIII научно практ. конф. по психологии физ. воспитания и спорта. — М., 1992. — С. 120−121.
  203. Ю.К., Пилюк H.H., Баландин В. А. Методика отбораюных акробатов 7−10 лет на этапах начальной специализированной подготовки: «Учеб пособие. Краснодар, 1989. — С. 372- 50−54.
  204. В.И., Смирнова П. В. Преодоление спортсменом тревожности в соревнованиях// Спортсмен как субъект деятельности: Материалы симпозиума. Омск, 1993. — С. 42−44.
  205. Ю.Н. Методы регуляции эмоционального состояния стрелков из лука высокой квалификации в период предсоревновательной подготовки и выступлений: Автореф. дис.. .канд. пед. наук. М., 1984. — 17 с.
  206. Г. Предисловие// Стресс и тревога в спорте: Межд. сб. науч. статей. М.: Физкультура и спорт, 1983. — 5 с.
  207. В.П. Тесты для всех: все о себе. М., 1996. — С. 7−11.
  208. С.А. Индивидуально-типологические особенности детей// Воспитание школьников. 1991. — № 6. — С. 35−37.
  209. .И. Некоторые индивидуальные различия в деятельности спортсмена-акробата и учет их в процессе учебно-тренировочных занятий: Автореф. дис.. .канд. пед. наук. Л., 1965. — 19 с.
  210. .И. Опыт формирования индивидуального стиля деятельности на основе учета типологических свойств центральной нервной системы: Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованию. -М., 1969.-60 с.
  211. .И. К вопросу о повышении надежности соревновательных результатов в гимнастике// Вопросы обучения и совершенствования техники в спорте. Волгоград, 1972. — С. 45−47.
  212. .И. Влияние эмоционального стресса на статический тремор и частоту пульса у спортсменов// II науч. конф. Краснодар, 1973. — 24 с.
  213. .И. Влияние стрессового фактора на некоторые параметры деятельности гимнастов// Вопросы теории спортивной тренировки: Науч. труды КГИФК. Вып. 2. — Волгоград, 1975. — 37 с.
Заполнить форму текущей работой