Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия социальной реабилитации детей с девиантным поведением

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Комплексная программа социальной реабилитации детей де-виантного поведения легла в основу формирующего эксперимента и разработки соответствующих психолого-педагогических технологий. Проектируя технологию мы исходили из понимания ее, как целостной совокупности действий, операций и процедур, обеспечивающих диагностируемый и гарантируемый результат в изменяющихся условиях реабилитационного процесса… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования социальной реабилитации детей с девиантным поведением
    • 1. 1. Сущность, эволюция и принципы социальной реабилитации детей с девиантным поведением
    • 1. 2. Специфика проявления девиантного поведения детей
    • 1. 3. Типология трудновоспитуемости детей и основные формы ее проявления
  • ГЛАВА 2. Основные направления реабилитации детей с девиантным поведением (на материале муниципального образовательного учреждения «Детский дом- школа»)
    • 2. 1. База и методика организации опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Педагогические технологии социальной реабилитации детей
    • 2. 3. Динамика социальной реабилитации детей сдевиантным поведением

Педагогические условия социальной реабилитации детей с девиантным поведением (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Кардинальные преобразования всех сфер общественной жизни порождают имущественное неравенство, явления психологической дезориентации и дезадаптации, социального сиротства и детского бродяжничества. Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных проявлений в детской среде. Социум как пространство становления личности переживает серьезный кризис.

В этих условиях необычайно актуализируется психолого-педагогическое сопровождение социальной реабилитации детей с девиант-ным поведением.

Теоретические предпосылки для научного построения этого процесса разработаны и обоснованы в трудах М. А. Алемаскина, Б. Н. Алмазова, Б. Г. Ананьева, С. А. Беличевой, А. С. Белкина, П. П. Б донского, В. Г. Бочаровой, Н. Н. Верцинской, В. П. Кащенко, КХА. Клейберга, И. С. Кона, А. И. Кочетова, А. В. Мудрика, А. С. Макаренко, И. Н. Невского, М. Раттера, В.Н.Сорока-Росинского, В. А. Сухомлинского, Д. И. Фельдштейна, С. Т. Шацкого и др.

Между тем современная социокультурная ситуация усугубляет процессы отчуждения учащихся детей от социальных институтов воспитания, обусловливает «расширенное воспроизводство» отклоняющегося поведения детей, что приходит в противоречие с потребностями общественного прогресса.

С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия социальной реабилитации детей с девиант-ным поведением?

Решение этой проблемы составляет цель исследования. Объект исследования — социальная реабилитация несовершеннолетних.

Предмет исследования — процесс социальной реабилитации детей с девиантным поведением.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи: Определить сущность социальной реабилитации детей с девиантным поведением.

• 2. Вскрыть и обосновать психолого-педагогические условия социальной реабилитации детей с девиантным поведением. 3. Опираясь на результаты исследования, разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию социальной реабилитации детей с девиантным поведением.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что социальная реабилитация детей с девиантным поведением станет в определенной мере управляемой, если она:

— осуществляется как целостный, поэтапно и системно организованный личностно-ориентированный процесс, обеспечивающий диагностику и раннюю профилактику отклоняющегося поведения детей, формирование у них способности быть субъектом (организатором, распорядителем) собственной жизнедеятельности;

— строится на технологическом уровне, предусматривающем создание воспитательно-развивающей комфортной среды,. использование социально-психологического тренинга, интеракционно-коммуникативных, имитационно-игровых, невербальных методов с элементами музыкотерапии, хореографии, пантомимики, групповой поведенческой психотерапии, внушения;

— организуется компетентными педагогами-психологами, профессионально владеющими диагностической, прогностической, организаторской, профилактической, социально-терапевтической, охраннозащитной, коррекционно-педагогической функциями.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют важнейшие положения философской и педагогической антропологии о человеке как высшей ценности и самоцели общественного развития, о диалектике природных и социальных факторов становления его личности, о соотношении количественных и качественных изменений в процессе приобретения ребенком индивидуальных новообразований. В качестве конкретно-методологических ориентиров исследования служили идеи социальной работы (В.Г.Бочарова, И.А.Зимняя), социальной педагогики и виктимологии (А.В.Мудрик), превентивной психопедагогики (С.А.Беличева), психологической депривации (Т.Н.Счастная), ресоциализации личности (А.В.Пищелко).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и юридической литературыучебно-методической документации и педагогического опытадлительные наблюдения по специально разработанным программамопросные методыизучение продуктов деятельности учащихсяобобщение независимых характеристикэкспертная оценкамонографический метод, связанный с созда-., нием нового опыта в учитываемых и контролируемых условиях.

Исследование выполнялось в несколько взаимосвязанных этапов.

Первый этап (1994;1995) предусматривал пилотажный эксперимент. Была дана оценка современного состояния проблемы, проанализирована научная литература о генезисе девиантного поведения детей и механизмов его преодоления, о системе их медицинской, социальной и психолого-педагогической поддержки. Определены исходные параметры исследования: его предмет, понятийный аппарат, гипотеза, методология и методы, ожидаемые результаты.

Второй этап (1995;1997) связан с созданием и опытно-экспериментальной проверкой модели социальной реабилитации детей с де-виантным поведением.

Третий этап (1997;1998) был посвящен анализу, коррекции, систематизации, обобщению и апробации результатов исследования, литературному оформлению диссертации.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступало муниципальное образовательное учреждение «Детский дом — школа «Надежда» (г.Электросталь, Московской области).В сравнительном плане привлекался массовый педагогический опыт.

Основные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение:

— осуществлен анализ генезиса и типологии девиантного поведения детейраскрыты сущностные и содержательные характеристики социальной реабилитации детей и подростков с девиантным поведением;

— определены и экспериментально обоснованы психолого-педагогические условия эффективной социальной реабилитации детей с девиантным поведением.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в нем теоретические положения и выводы легли в основу научно-методических рекомендаций, использование которых существенно повышает результативность социальной реабилитации детей с девиантным поведением. Материалы диссертации могут и должны найти применение в системе подготовки и повышения квалификации социальных педагогов, практических психологов и учителей.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечиваются обоснованностью методологических позиций исследования, опирающихся на антропологический подход, ведущие концепции социальной философии и педагогики, применением комплекса методов, отражающих предмет и логику исследования, репрезентативностью его источнико-вой базы.

На защиту выносятся следующие положения:

— девиантное (отклоняющееся) поведение представляет собой систему поступков, выходящих за пределы общепринятых нравственных и правовых норм и отражающих противоречие между требованиями общества и низким уровнем развития у детей самосознания, самооценки и саморегуляции;

— социальная реабилитация детей девиантного поведения есть не что иное, как восстановление у них нарушенных социальных связей и отношений, идентификация ребенка как субъекта собственной жизнедеятельности;

— в процессе социальной реабилитации детей с девиантным поведением выделяются следующие этапы: диагностический (определение исходного реабилитационного потенциала ребенка, диагностика его состояния, составление индивидуальной комплексной программы реабилитации) — формирующий (определение и применение педагогических технологий в реализации комплексной программы реабилитации, коррекция, научно-методический контрол^- систематизация, обобщение и контроль результатов реабилитации;

— эффективность социальной реабилитации детей с девиантным поведением достигается в той мере, в какой она осуществляется как це 10 лостный, поэтапно и системно организованный личностно-ориентированный процесс, обеспечивающий диагностику и раннюю профилактику отклоняющегося поведения детей, формирование у них субъектной позициистроится на технологическом уровне, предусматривающем создание воспитательно-развивающей комфортной среды, использование социальнопсихологическоготренинга, интеракционно-коммуникативных, имитационно-игровых, вербальных методов с элементами музыкотерапии, хореографии, пантомимики, групповой поведенческой психотерапии, внушенияорганизуется компетентными педагогами-психологами, профессионально владеющими диагностической, прогностической, организаторской, профилактической, социально-терапевтической, охранно-защитной, коррекционно-педагогической функциями.

Основные идеи и выводы исследования обсуждались на Московской городской научно-практической, конференции «Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения» (Москва, 1996) — на Российско-американской конференции по проблемам образования (Электросталь, 1996) — на Московской областной научно-практической конференций «Социально-психологическая поддержка детства» (Москва, 1997) — на Всероссийской научной конференции «Социальная антропология на пороге XXI века» (Москва, 1997) — на Международной конференции, посвященной 80-летию социальной защиты населения в России (Москва,!998).

Апробация и внедрение результатов исследования. Полученные результаты используются в детских домах, школах и школах-интернатах Московской области.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В условиях продолжающейся нестабильности общественной жизни страны происходит рост асоциальных отклонений в сфере индивидуального поведения детей.

Отклоняющееся или девиантное поведение как нечто противоположное нормативному поведению представляет собой систему поступков, выходящих за пределы общепринятых нравственных и правовых норм, за исключением норм психического здоровья.

Анализ происхождения девиантного поведения детей приводит к выводу, что главной причиной его возникновения является противоречие между требованиями, предъявляемыми ребенку семьей, школой, обществом и низким уровнем развития у него самосознания, самооценки и саморегуляции. Названное противоречие, как правило, порождается дисгармонией социокультурных, семейно-бытовых, социально-педагогических и психологических отношений.

На основе имеющихся в отечественной и зарубежной литературе исследований, а также собственных многолетних наблюдений нами были определены наиболее характерные — формы проявления девиантно-сти у детей. К этим формам относятся низкая общая культура, отсутствие интересов, социальная апатия, неуважительное отношение к окружающим, безответственность, лживость, неискренность, грубость,. безволие, паника перед трудностями, несдержанность, вспыльчивость, отсутствие самодисциплины, почитание криминальных группировок, вредные привычки (курение, токсикомания, употребление нецензурных выражений).

В зависимости от выраженности форм проявления девиантности мы выделили три наиболее представительные типологические группы детей, позволяющие осуществлять индивидуальнодифференцированный подход к их социальной реабилитации.

Социальная реабилитация детей девиантного поведения есть некоторая система, обеспечивающая восстановление у них нарушенных социальных связей и отношений, идентификацию ребенка как субъекта собственной жизнедеятельности.

Социальная реабилитация строится в соответствии со следующими принципами: опора на положительные качества ребенкареализация потребности ребенка в самоутвержденииформирование у него жизненных стремлений и выбших духовных ценностейглубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с детьми.

Реализация этих принципов предусматривает: создание воспитательно-развивающей комфортной среды для ребенкакомпенсацию социального отклонения путем социально-педагогических, медицинских и правовых мер;

— восстановление и поддержание социально-ценных установок, умений, навыков и привычек;

— регулирование социально неприемлемых форм поведения, интеграцию личности в общество.

В организационно-деятельностном плане социальная реабилитация детей с девиантным поведением представляет собой процесс, в структуре которого выделяются следующие этапы:

— диагностический (определение исходного реабилитационного потенциала ребенка, диагностика его состояния, составление индивидуальной комплексной программы реабилитации);

— формирующий (определение и применение педагогических технологий в реализации комплексной программы реабилитации, коррекция, научно-методический контроль);

— систематизация, обобщение и контроль результатов реабилитации.

Разработанная нами модель социальной реабилитации основывается на охранно-защитной концепции профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. В этой модели административно-правовые методы воздействия на трудного подростка замещаются гуманистическим стилем взаимодействия с воспитанниками.

Диагностический этап социальной реабилитации представлен в виде совокупности взаимосвязанных и вместе с тем относительно самостоятельных мероприятий — медико-физиологических, психологических и педагогических. Полученные в ходе их реализации данные позволяют определить предысторию" и актуальное состояние личности, ее индивидуально-психологические характеристики и возможности.

Диагностическое обследование в нашем исследовании проводилось с позиций комплексного, целостного и структурно динамического подходов. Комплексный подход позволил осуществить тесное взаимодействие разных специалистов в процессе изучения особенностей психофизического, социального статуса ребенка. Целостный подход обеспечил анализ отдельных сторон психической организации ребенка не изолированно, а в связи с его физическим состоянием. Структурно-динамический подход дал возможность вскрыть причины возникновения у детей отдельных психосоматических нарушений.

Объектом диагностической работы выступают следующие характеристики, влияющие на поведение ребенка:

1. Органические (темперамент, ранняя зрелость,. физическая сила, физические отклонения).

2. Личные (способности, степень уверенности в себе, удовольствие, получаемое от увлечений, зависимость от других людей).

3. Социальные (культура, социальное окружение, господствующая идеология, ценности, законодательство).

Установлено, что диагностика девиантного поведения ребенка обеспечивает надежные результаты, если достигаются единство научной терминологии, объективность, адекватность диагностических процедур, точность и достоверность данных.

На основании психолого-медико-педагогической диагностики составляется индивидуальная комплексная программа социальной реабилитации, имеющая следующий вид:

— данные психолого-педагогической диагностики с анали зом положительных аспектов личности. ребенка и вызывающих тревогу, требующих коррекции;

— личная программа самовоспитания ребенка, включающая удовлетворение желаний и ожиданий ребенка;

— конкретный план реабилитационной работы.

Этот план в себя включает меры, направленные на а) восстановление, укрепление и поддержание здоровьяб) восстановление ребенка как субъекта ведущей учебной и игровой деятельности и общенияв) разрешение конфликтных ситуаций, коррекцию поведения, восстановление в социальном статусе, социальных связях и отношениях.

Комплексная программа социальной реабилитации детей де-виантного поведения легла в основу формирующего эксперимента и разработки соответствующих психолого-педагогических технологий. Проектируя технологию мы исходили из понимания ее, как целостной совокупности действий, операций и процедур, обеспечивающих диагностируемый и гарантируемый результат в изменяющихся условиях реабилитационного процесса. К существенно значимым характеристикам педагогической технологии мы относим: наличие четкой и диагностично заданной цели, жесткой последовательности, логики, определенных этапов реабилитацииуказание способов взаимодействия участников реабилитационного процесса на каждом этапе (воспитателя и воспитанников, воспитанников друг с другом) — мотивационное обеспечение деятельности воспитателя и воспитанников, основанных на реализации их личностных функций в этом процессе (свободный выбор, креативность, сознательность, жизненный и профессиональный смысл) — указание границ правилосообразной и творческой деятельности воспитателя, допустимого отступления от единообразных правил.

Наиболее приемлемыми применительно к социальной реабилитации детей с девиантным поведением мы считаем личностно-ориентированные педагогические технологии, в основе которых лежит безусловное признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, наделенного своим неповторимым субъективным миром и опытом.

Моделирование личностно-ориентированных педагогических технологий социальной реабилитации детей с девиантным поведением невозможно осуществить без учета «сопротивления материала», каким является ребенок как носитель субъективного опыта. В этой связи мы различаем технологии двух типов: прожективные (связанные с мысленным, идеальным выстраиванием чего-либо) и проективные (связанные с созданием и практическим воплощением проекта). Использование личностно-ориентированных педагогических технологий в значительной мере зависит от индивидуальных способностей ребенка как субъекта реабилитационного процесса. Это делает прожективные и проективные технологии гибкими, вариативными, многофакторными.

Построение такого рода технологий предполагает:

— признание ребенка субъектом реабилитационного процесса;

— определение цели социальной реабилитации как развития индивидуальных способностей ребенка, восстановления нарушенных связей и отклонений его. со средой;

— поиск и нахождение средств, обеспечивающих реализацию поставленной цели посредством выявления и структурирования субъективного опыта ребенка, его направленного развития в процессе реабилитации.

Педагогические технологии социальной реабилитации выполняют организующую, связующую и координирующую функции между развитием ребенка как субъектом деятельности и развитием самой деятельности, между формированием коллектива и развитием личности, между процессами воспитания и самовоспитания.

Для осуществления личностно-ориентированных технологий социальной реабилитации детей девиантного поведения необходимо: определение субъективных и объективных предпосылок возникновения девиантного поведения детейвыявление положительных и отрицательных качеств, опора в процессе реабилитации на все положительное в личности ребенкавовлечение ребенка в социально значимые дела в соответствии с его способностями и интересамипобуждение ребенка к самовоспитанию, к изменению своего поведенияустановление с ребенком доброжелательных отношений на основе довериянепрерывность педагогических воздействий, отслеживание продуктивности реабилитационных воздействий.

Превращенные в целостную систему, эти технологические приемы и средства позволяют эффективно устранять деформации в сфере самосознания, чувств и поведения несовершеннолетних, формировать у них устойчивые установки на исправление собственного поведения. При этом мы учитывали, что социальная реабилитация личности непосредственно связана с ее самосознанием, которое формируется через: признание ребенком своей неповторимости, индивидуальностипонимание ребенком своей принадлежности к тому или иному полуосознание ребенком себя настоящего с собой в прошлом и будущемопределение социального пространства личности. Это объективно требует осуществлять в реабилитационном процессе стимулирования самопознания, самооценки, саморегуляции и самокоррекции. Как показало наше исследование большими потенциальными возможностями в обсуждаемом плане располагает социально-психологический тренинг.

В опытно-экспериментальной работе также нашли применение приемы запрещения, ограничения, предписания, переучивания и переключения.

В ходе исследования установлено, что психология детей с девиантным поведением обладает свойствами стереотипа как совокупности негативных потребностей, реакций, привычек. Поэтому невозможно исправить поведение, восстановить социальный статус ребенка, если этот отрицательный стереотип не будет разрушен. Метод «реконструкции» предусматривал поэтапное осуществление педагогических воздействий: от установления запретов, регламентации поведения через программу интенсивного развития ведущего положительного качества к накоплению социально ценного опыта деятельности и отношений. Особое внимание уделялось утверждению социальной позиции ребенка в коллективе путем вовлечения его в совместные дела, требующие саморегуляции, самоуправления, самоконтроля и самодисциплины.

Обращаясь к методам стимулирования личности, мы пришли к выводу, что наказание целесообразно только тогда, когда ребенок сам понимает неприглядность своего поступка и испытывает душевное смятение. Разумное поощрение повышает уверенность ребенка в своих силах, усиливает установку на совершение социально полезных дел. Социально-реабилитационная работа с детьми направлялась, прежде всего, на избавление от психотравмируюших комплексоввыработку адекватных форм поведенияпреодоление трудностей общения.

В ходе опытно-экспериментальной работы применялись и техники, как беседы, интеракционно-коммуникативные, имитационно-игровые, невербальные методы с элементами музыкотерапии, хоj реографиипантомимики, групповой поведенческой психокоррекции, внушения.

Одним из основных направлений социальной реабилитации детей было включение их в различные виды трудовой деятельности, что способствовало формированию у них необходимых качеств личности, устойчивого психического состояния, положительной мотивации труда, обще трудовых навыков и умений, ответственности, товарищеской взаимопомощи, неприятия разрушительной деятельности.

Реабилитировать ребенка, значит снять у него стресс перед школой, восстановить и укрепить общеучебные умения и навыки, способность к волевому усилию, восполнить пробелы в знаниях, придать ему уверенность в своих силах и на этой основе пробудить желание быть достойным школьником.

С этой целью были внесены соответствующие коррективы в учебные планы и программы, которые формировались преимущественно на интегративной основе, с учетом задач обучения, воспитания, развития, социализации и коррекции личности.

Экспериментальное обучение, осуществляемое индивидуально или небольшими группами учащихся, позволило гуманно по отношению к ребенку решить проблему возвращения его в мир познания.

Особое значение в работе по преодолению девиантности детей приобретают личность педагога, его профессионализм, умение найти контакт с ребенком, обеспечить взаимодействие всех участников реабилитационного процесса. Для работы с детьмидевиантами педагог должен как минимум профессионально владеть диагностической, организаторской, прогностической, профилактической, социально-терапевтической, охранно-защитной, кор-рекционно-педагогической функциями.

Опытно-экспериментальная работа указывает на устойчивую зависимость социальной реабилитации детей с девиантным поведением от наличия уже упоминавшейся воспитательноразвивающей комфортной среды. Создание и функционирование такой среды, как свидетельствует наш опыт, должны удовлетворять таким требованиям, как гуманизация педагогического взаимодействия, стабильность-динамичность, открытость-закрытость, компенсирование и гибкое зонирование, — эмоциогенность, комфортность и эмоциональное благополучие, сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды, половая идентификация и др.

Как уже отмечалось,. эмпирическая часть исследования выполнялась на базе экспериментального образовательного учреждения — детского дома-школы. Дети, поступающие в это учреждение, как правило, отягощены хроническими заболеваниями, задержками в психическом и социальном развитии, остро нуждаются в психолого-педагогической поддержке. Благодаря опытно-экспериментальной работе по их социальной реабилитации наметилась тенденция к существенному уменьшению проявлений девиантного поведения, резко сократилось число его крайних и особенно пограничных форм, зафиксированы позитивные динамические характеристики в мо-тивационной, эмоционально-волевой и когнитивной сферах личности воспитанников.

Таким образом, исследование в основном подтвердило правомерность первоначально выдвинутой гипотезы о том, что социальная реабилитация детей с девиантным поведением станет в определенной мере управляемой, если она осуществляется как целостный, поэтапно и системно организованный личностно-ориентированный процесс, обеспечивающий диагностику и раннюю профилактику девиантного поведения детей, формирование у них способности быть субъеком собственной жизнедеятельностистроится на технологическом уровне, предусматривающем создание воспитательноразвивающей комфортной среды, использование социально-психологического тренинга, интеракционно-коммуникативных, имитационно-игровых, невербальных методов с элементами музыкотерапии, хореографии, пантомимики, групповой поведенческой психокоррекции, внушения.

— организуется компетентными педагогами-психологами, профессионально владеющими диагностической, прогностической, организаторской, профилактической, социально-терапевтической, охранно-защитной, коррекционно-педагогической функциями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980.-c.257.2. Там же. с.226−230.
  2. В.А. Соотношение социального и биологического в нравственном развитии подростков. Канд. дисс., Л., 1971.- 184с.
  3. С.А. Перевоспитание трудных подростков в условиях временного коллектива: Автореф. канд. дисс., Л., 1978.- 18с.
  4. М.А. Воспитательная работа с подростками.- М., 1979.-74с.
  5. М.А. Психологическая характеристика личности несовершеннолетних правонарушителей: Автореф. канд. дисс., М., 1968.
  6. .Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск: УрГУ, 1986, — 150с.
  7. А.Г., Жезлова Л. Я. В кн.: Актуальные проблемы психоневрологии детского возраста, ТР. Московского НИИ психиатрии МЗ РСФСР, т. 66. М., 1973, с.211−215.
  8. .Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. психол. труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980, — Т. 2, с.45
  9. Ю.М., Самовичев Е. Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве: Психол. механизмы насильственного преступного поведения, — М.: ВНИИ МВД СССР, 1983, — 78с.
  10. С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. Ереван: Луйс, 1980, — crl 12.
  11. Л.И. Роль семьи и сверстников в правовой социализации несовершеннолетних. Автореф. канд. дисс., М., 1981, с. 20.13. Там же.-с.12.
  12. B.C., Маточкин И. В. К вопросу о понятии антисоциального поведения.- Вестник ЛГУ, 1979, № 17, вып. 3, с. 73.
  13. В.Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975, с. 134.
  14. Ф.В., Рожнов В. Е. О современном подходе к проблемам неосознаваемой- психической деятельности (бессознательного) // Вопросы философии. 1975.-е.108.
  15. А.С. Отклонения в поведении школьников. Свердловск, 1973.
  16. С.А. Основы превентивной психологии,— М.: Редакцион-но-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993,-с. 102−103.19. Там же. с. 128.20. Там же. -с. 19.
  17. С.А. Сложный мир подростка, — Свердловск: • Средне-Уральск. книжное изд-во, 1984. -129с. Блонский П. П. Трудные школьники. М.: Работник просвещения, 1930.
  18. .С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. М., 1974.
  19. И.Т. Психолого- педагогические условия активизации процесса самовоспитания педагогически запущенных подростков: Автореф. канд. дисс.- Тбилиси, 1986.
  20. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи,-М.: Просвещение, 1988.
  21. Н.П. Реабилитационная педагогика (медико- психолого-педагогические аспекты).- М., 1995, — 95с.
  22. Н.Н. Педагогические основы предупреждения трудно-воспитуемости подростков: Автореф. канд. дисс.-Минск, 1973.
  23. Воспитание и развитие детей в детском доме: Хрестоматия: Ред. -сост. Н. П. Иванова М.- АЛО, 1996, — 104 с.
  24. Выготский-JI.С. Основные положения плана педагогической исследовательской работы в области трудного детства, — Собр. соч.: В 5-ти т.-М., 1983, т. 5, с. 193.
  25. Выготский J1.С. Педология подростка. -М., 1929. -с. 170
  26. Выготский J1.C. Трудное детство. Собр. соч.: В 5-ти т.- М., 1983, т.5, с. 137.
  27. А.В. Становление и развитие теории воспитания трудных детей в советской педагогике: Автореф. канд. дисс, — Владимир, 1990.
  28. С.В. Коррекционно- воспитательная работа с учащимися в условиях специального учебно- воспитательного учреждения: Автореф. канд. дисс,-М., 1994.
  29. Я.И. «Отклоняющееся поведение» как социальное явление, — Человек и общество. Вып. УШ. JL, 1971, е. 16.
  30. А.В. Реабилитационная педагогика в образовательном процессе. М., 1995.-26с.
  31. JI.А., Алмазов Б. Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся Свердловск. — 1987. — с.8.
  32. В.В. Пути профилактики психопатии и психопатопо-добных расстройств у школьников и учащихся подростков (Тезисы научно- практической конференции). Харьков, 1980, с. 26−29.
  33. Н.И., Морозов О. И., Иванов В. И., Статкун В. Ф. Опыт комплексного обследования причин и условий, способствующих совершению преступлений подростками // Советское государство и право.-М., 1963. № 9. .
  34. Г. А. Социальная адаптация и педагогическая реабилитация несовершеннолетних: организационно- управленческие аспекты: Автореф. канд. дисс,-Екатеринбург, 1993.
  35. Данилин Е М. Проблемы воспитательной работы с педагогически запущенными подростками по месту жительства. Автореф. канд. дисс,-М., 1978.-21 с.
  36. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987. — 206 с.
  37. А.А. Пристыженный собственной совестью // Народное образование- 1990, — № 7, — с. 81−89.
  38. Е.В., Крейдун Н. П., Ячина А. С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. 1990 № 4.-с. 83−90.
  39. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.-М.: Просвещение, 1986. 127с.
  40. Л.М. Учебно- воспитательная работа с трудными учащимися.- М.: Высшая школа, 1982, с. 24−48.
  41. И.А. Семья как субъект социальной работы.- М., 1993.
  42. К.Е., Миньковский В. М. Семья, дети, школа. М, 1989, с. 288−289.
  43. К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения.- Горький. 1974.
  44. В.П. Педагогическая коррекция. М., 1994, с. 26.
  45. Кащенко Э-П-, Мурашов Г. В. Исключительные дети. Их изучение и воспитание. М., 1929.- С. 23.
  46. Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. Кемерово, 1996,
  47. В.В. Социально- психиатрический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков // Нарушения поведения у детей и подростков. М., 1981, с. 11−23.59. Там же. с. 11−23.
  48. Кон И. С. Социология личности // М.: Политиздат, 1967.
  49. В.Т. Девиантное поведение у подростков. Минск,, 1988.
  50. А.И. Мастерство перевоспитания. Минск: Нар. Асвета, 1981.
  51. А.И. Перевоспитание подростка. -JVI.: Педагогика, 1972. -120 с.
  52. А.И., Верцинская Н. Н. Работа с трудными детьми. М., 1986.
  53. .А. Социально- трудовая адаптация детей группы социального риска. Курган- Челябинск, 1995. — 80с.
  54. В.И. Социально психологические характеристики антиобщественного поведения // Методологические проблемы социальной психологии,-М., 1975.
  55. В.Н. Механизм преступного поведения, — М., 1981.- с. 15.68." Кудрявцев В. Н. Причинность в криминологии. О структуре индивидуального преступного поведения, — М., Юрид. лит., 1968- с. 175.
  56. В.Н. Юридические нормы и фактическое поведение. -Сов. государство и право. 1980, № 2,с. 14.
  57. Г. А. Общая психологическая характеристика личности трудных подростков. Алма-Ата, 1967, с. 6−14.
  58. Г. И., Харченко В. Д. Психологические особенности недисциплинированных подростков. — Вопр. психологии, 1981, № 6, с. 138−144,
  59. О.Г. Преодоление у подростков отрицательных качеств в процессе самовоспитания. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Минск, 1982,-с.20.
  60. В.Т. Исследование социально- психологической структуры трудновоспитуемых подростков. В. кн.: Психологическое изучение трудновоспитуемых школьников и несовершеннолетних правонарушителей: Тез. Всесоюзн. конф. М., 1974, с.18−19. .
  61. В.Л. Нестандартный ребенок.- М.- Знание, 1983. 109 с.
  62. Н.Д. Вопросы психологии личности. Советская педагогика. 1948. -№ 6. -с. 94.
  63. Лишенные родительского попечительства / Ред. сост. Мухина B.C. — М.: Просвещение, 1991.
  64. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.78. * Макаренко А. С. Соч. в 7-ми т., т. 5, М., Изд-во АПН РСФСР, 1958, с. 507 .79. Там же.-с. 510.
  65. А.С. Пед. соч., т. 1, с. 191.
  66. Манова- Томова B.C., Пирьев Г. Д., Пенушлиева Р. Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте,-София: Медицина и физкультура, 1981- с. 9.
  67. Ф.С. Подросток и свободное время. Л.: Лениздат, 1982,152 с.
  68. Г. Е., Михайлов А. С. Спецшкола: социально- психологические особенности подростков и рецидивы // Социологические исследования. 1992. № 9, — с. 16−19.
  69. А.В. Социализация и «смутное время».- М.: Знание, 1997.-№ 3. с. 3−52.
  70. В.Л. Социально педагогическая реабилитация подростков в условиях крупного промышленного города: Автореф. канд. дисс,-Екатеринбург, 1995.
  71. В.А. Понятие и принципы социальной педагогики. М., 1996.
  72. .Я. О типологической основе структуры личности. В сб.: Проблемы личности. Материалы симпозиума. T.l. М., 1970.
  73. В.П. Основные методологические проблемы теории медицины. JL, 1982.
  74. Г. Н. Влияние личностных особенностей детей и подростков // Медицинские проблемы формирования личности. М., 1987,-с. 33−47. ¦
  75. А.В. Педагогические основы ресоциализации осужденного : Автореф. докт. дисс, — М., 1993.
  76. М.М., Камаева Г. И. Педагогические аспекты социальной реабилитации детей с девиантным повелением // Семья в России.-1985,-№ 1−2,-с. 118−130. Поварицына В. А. Воспитателю о развитии личности ребенка. -Курган: Изд-кое объед. «Гармония», 1995, — 64с.
  77. В.А. Социальные отклонения учащейся молодежи и педагогические проблемы их предупреждения: Автореф. канд. дисс,^ ¦1. Владимир, 1991.
  78. A.M., Толстых Н. Н. Дети без семьи,— М.: Педагогика, 1990,-с. 30−54.
  79. A.M., Юферева Т. Н. Об аффекте неадекватности у учащихся 3-го и 5-го классов // Экспериментальные исследования по проблемам общей и педагогической психологии. М., 1975, — с. 82 107. /
  80. Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей подростков в современных условиях. М., ЦБНТИ Минсоцзащиты. Вып. 2, 1994.
  81. Профилактика правонарушений среди учащихся. Киев, 1983, с. 46.
  82. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии.-1984,-№ 4, с. 89−95.
  83. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986, с. 22−23.
  84. Психологические проблемы выявления и коррекция отклоняющегося поведения школьников: Сб. научн. тр./ Редкол.: В.В. Барцалки-на, Д. И. Фельдштейн (отв. редакторы), Т. В. Комарова. М.: изд. АПН СССР, 1990
  85. А.Р. К ядру личности преступника. В сб.: Актуальныепроблемы уголовного права и криминологии. М&bdquo- 1981.
  86. А.Р., Ефремова Г. К. Психологическая защита и самоопределение в генезисе преступного поведения // Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979.
  87. М. Помощь трудным детям,-М., 1987, с. 31−35.
  88. Реабилитационные службы помощи детям. С,-Пб., 1993. 111 с.
  89. К. Основы реабилитации. Научный обзор № 3: перевод снем. М., 1980.-с. 4−6.
  90. .В., Дорогова Л. Н. Мир человека. -М., 1975.
  91. Т.Я., Цымбал Е. И., Ярославцева Н. Д., Олиференко Л.Я.
  92. Реабилитация детей в приюте. М., 1995, — 106 с.
  93. А.Б., Волошина Л. А. Общетеоретические проблемы криминологии. В сб.: Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 20, М., 1974, с. 17−18.
  94. А.И., Тарарухин С. А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. Киев: Вища школа, 1981' - с. 62.
  95. В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М.:1. Педагогика, 1986. 112 с.
  96. В.А. О технологиях обучения в высшей школе. М. 1996.-32с.
  97. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 19^-239с.
  98. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер М.: Редакци-онно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993,-с. 37.
  99. Т.Н. Психологическая депривация. М. 1989.
  100. В.А. Трудные судьбы. М., 1967.
  101. Трудный подросток: причины и следствия / Под ред. В. А. Татенко.1. Киев, 1985, с. 69.
  102. А.П. Мотивация противоправного поведения несовершеннолетних. -Киев: Вищашкола, 1982.- с. 180.
  103. Д.И. Психологические аспекты изучения современногоподростка.// Вопр. психологии, 1983., № 1, с. 41.
  104. Д.И. Психологические вопросы корригирования поведения «трудных «детей // Возрастная и педагогическая психология. М., 1979,-с. 243−247.
  105. Д.И. Трудный подросток. Душанбе: Ирфон, 1972.
  106. Jl.Б. Поиск пределов допустимого как одна их особенностей поведения «трудных» подростков, — В кн.: Социальная психология личности.-М., 1979, с. 24−44.
  107. Д. К постановке проблемы трудновоспитуемого детства // ¦
  108. Современная психоневрология. 1929. — т. 8- № 1 (45).'- с. 105.
  109. С.Т. Избр. пед. соч.: В 2-х т. -М.: Педагогика, 1980. -с. 123.
  110. И.Е. Внушение в педагогическом процессе, — Пермь, 1971.
Заполнить форму текущей работой