Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Мониторинг физического состояния школьников и подготовка будущих медицинских работников среднего звена к его проведению

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Из числа регламентированных официальными документами знач ний, навыков и умений, которыми должен владеть средний медицинский работник школы (организация ежегодных медицинских осмотров, распределение детей на медицинские группы, проведение и анализ результатов скрининг-тестирования с целью определения физического состояния детей, определение влияния режима деятельности на состояние здоровья… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Предпосылки исследования
    • 1. 1. Здоровье человека и факторы, его определяющие
    • 1. 2. Состояние здоровья детей школьного возраста по данным медицинской статистики
    • 1. 3. Проблема оценки здоровья
    • 1. 4. Состояние подготовки специалистов, обеспечивающих учет, сохранение и укрепление здоровья школьников (медицинских сестер, фельдшеров общей практики)

Мониторинг физического состояния школьников и подготовка будущих медицинских работников среднего звена к его проведению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Объективная оценка состояния здоровья детей России, проведенная Межведомственной комиссией Совета Безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения (март — декабрь 1994 г.) и Генеральной прокуратурой Российской Федерации (1996 г.), вызывает большую тревогу.

В течение длительного времени наблюдается ухудшение здоровья школьников, их физического развития, нервно-психического и физического состояния. В соответствии с данными Генеральной прокуратуры Российской Федерации сегодня лишь 10% выпускников могут считаться абсолютно здоровыми и, по прогнозам, «к 2000 году больными будут заканчивать обучение в школах 96% выпускников «(146).

Основную угрозу здоровья (50−55%) представляют условия и образ жизни людей (143). Даже соматический компонент здоровья зависит от состояния здравоохранения лишь на 10−15%. Следовательно, здоровье является производным, главным образом, воспитания. Необходимо осознать, что подключение системы образования к решению проблемы сохранения здоровья является вполне обоснованным. В формируемой сегодня здравосберегающей системе обучения особое внимание следует уделять проблеме физического воспитания, так как она «имеет самое непосредственное отношение к здоровью, здоровому образу жизни, нравственному воспитанию населения, отказу от вредных привычек, формированию положительных морально-волевых качеств «. (140, стр. 96).

Ряд недостатков по охраны здоровья детей являются следствием неправильной организации подготовки средних медицинских кадров к работе в общеобразовательной школе.

По этой причине органы управления образованием не располагают объективной информацией и аналитическим материалом о состоянии здоровья обучающихся, не разрабатываются программы по укреплению здоровья детей, медицинские осмотры и распределение на медицинские группы для занятий по физической культуре не проводятся по нескольку лет (146,147).

Из числа регламентированных официальными документами знач ний, навыков и умений, которыми должен владеть средний медицинский работник школы (организация ежегодных медицинских осмотров, распределение детей на медицинские группы, проведение и анализ результатов скрининг-тестирования с целью определения физического состояния детей, определение влияния режима деятельности на состояние здоровья, проведение врачебно-педагогического контроля за соответствием физической нагрузки возможностям детей, формирование у детей поведенческих мотивов здорового образа жизни и многое другое)-основная масса проблем остается незатронутой в процессе обучения. В связи с вышеизложенным разработка программно-методического обеспечения процесса обучения учащихся медицинских училищ к ведению превентивной профилактической работы по охране здоровья школьников является актуальной.

Актуальность исследования подчеркивается еще и тем, что изменение парадигмы «здоровье» привело к изменению подходов к оценке состояния человека. Стало необходимым оценивать не только наличие или отсутствие патологии, анатомического дефекта, но и физическое развитие, психическое состояние, физическую подготовленность, т. е. те компоненты, которые составляют физическую, психическую и социальную основу состояния комфортности. Именно с этой точки зрения рассматривается содержание предлагаемой программы скрининг-тестирования.

Кроме того, формирование регионального компонента программы физического воспитания, являющегося одним из важнейших составляющих здравооберегающей системы обучения, невозможно без исследования особенностей физического развития и физической подготовленности детей региона, выявления сенситивных периодов развития двигательных качеств, особенностей формирования полового деморфизма. Все это становится возможным при применении системы скрининг-тестирования .

Цель работы. Разработка программно-методического обеспечения процесса обучения студентов медицинского училища системе мониторинга физического состояния школьников.

Задачи, исследования,.

1. Разработать и апробировать эффективный вариант организации профессиональной подготовки учащихся медицинских училищ к проведению медико-педагогических исследований в общеобразовательных школах по определению физического состяния школьников.

2. Выявить содержание и методику доврачебного определения физического состояния детей школьного возраста.

3. Изучить динамику уровня физической подготовленности детей 7- 12 лет и на этой основе определить региональные особености физического воспитания на уроках физической культуры.

Обучебно-воспитательный процесс в средних специальных учебных заведениях.

Предмет исследования: закономерности подготовки средних медицинских работников к ведению самостоятельной работы в общеобразовательных средних учебных заведениях.

Научная новизна. Настоящее исследование вносит новые данные :

— в содержание и методику подготовки медицинских работников среднего эвена;

— о современном уровне и сенситивных периодах развития показателей физической подготовленности и проявлении полового диморфизма в период от 7 до 12 лет.

Предлагаемая методика определения физического состояния детей и нормативные таблицы оценки физического развития и физической подготовленности учитывают требования всемирной организации здравоохранения, Министерства здравоохранения России (1993) и Европейского совета по спорту.

Теоретическая значимость работы заключается в расширении знаний:

— о возможностях улучшения системы подготовки специалистов;

— о способах реализации идеи интегрированной системы оценки здоровья детей;

— о принципах определения регионального компонента процесса физического воспитания.

Практическая, значимость работы, заключается во вкладе результатов исследования в разработку:

— единой медико-педагогической системы охраны здоровья школьников;

— программно-методического обеспечения процесса обучения студентов медицинских училищ мониторинговому исследованию физического состояния учащихся общеобразовательных школ;

— методических принципов оценки физического состояния и оценочных таблиц для детей города Кропоткина 7−12 лет;

— методических принципов учета особенностей физической подготовленности детей при организации уроков физической культуры.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. В процессе подготовки средних медицинских работников необходимо формировать систему знаний, навыков и умений, необходимых для проведения превентивной профилактической работы по охране здоровья школьников, что достигается за счет перераспределения существующего бюджета времени и содержания занятий. Увеличение времени на теоретические занятия по физической культуре не приводит к снижению уровня физической подготовленности учащихся.

2. Предложенная программа скрининг — тестирования позволяет оценить биологический, психологический и социальный компоненты здоровья и получить объективную информацию для принятия правильных педагогических и управленческих решений.

3. Возрастная динамика физической подготовленности детей 7−12 лет характеризуется волнообразным, поступательным и прогрессивным развитием всех показателей. При планировании содержания уроков физической культуры и физической нагрузки учащихся города Кропоткина следует учитывать проявление сенситивных периодов развития высокой и средней чувствительности основных двигательных качеств у мальчиков 7−10 и у девочек 9−10 лет, а так же факт проявления полового деморфизма.

ВЫВОДЫ.

I. Основное концептуальное положение превентивной профилактической политики охраны здоровья детей определяется необходимостью формирования здравосберегающей системы обучения и воспитания, целью которого явилось бы формирование здорового человека, способного предельно долго и счастливо жить в обществе.

Для формирования такой системы обязательными условиями являются: разработка системы оценки здоровья детей, включающая в себя способы оценки биологического, психологического и социального компонентов здоровьяподготовка медицинских работников и учителей физической культуры, принимающих политику превентивной профилактики, изменение отношения учительства к здоровью детей и к основному предмету его формирующему — к «физической культуре «.

II. Результаты проведенных исследований подтверждают тенденцию ухудшения здоровья детей школьного возраста, особенно по таким показателям, как: количество заболеваний, уровень физического развития, уровнь физической подготовленности.

Среди выявленных патологий основное место занимают неинфекционные (нарушения осанки, сколиозы, отставание в физическом развитии и др.), борьба с которыми может эффективно вестись с помощью правильно организованной системы физического воспитания. В этой связи на постановку физического воспитания следует обращать особое внимание.

III. Профессиональная подготовка студентов медицинских училищ к проведению медико-педагогических исследований в общеобразовательной школе должна включать в себя формирование регламентированных официальными документами знаний, навыков и умений для:

— организации ежегодных медицинских осмотров;

— распределения детей на медицинские группы для занятий физическими упражнениями;

— проведения и анализа результатов скрининг-тестирования с целью определения физического состояния детей;

— определения влияния режима деятельности на состояние здоровья;

— проведения врачебно-педагогического контроля за соответствием физической нагрузки возможностям детей;

— формирования у детей поведенческих мотивов здорового образа жизни.

В практике подготовки средних медицинских работников из представленного широкого круга профессионально значимых знаний, навыков и умений лишь частично формируются некоторые. Основная же масса проблем остается незатронутой в процессе обучения.

IV. Переориентация целевой установки программы подготовки средних медицинских работников с обеспечения получения знаний по предметам «Физическое воспитание», «Физиотерапия, массаж и лечебная физическая культура» и «Организация здравоохранения, социальной гигиены и основ менеджмента» на системное повышение профессиональной готовности проводить превентивную профилактическую политику охраны здоровья требует:

— признание того факта, что здоровье человека определяется не отсутствием патологий и анатомических дефектов, а физическим, психическим и социальным благополучием;

— понимания того, что здоровье, в первую очередь, зависит от деятельности самого человека и стандартов обучения и воспитания, и лишь в незначительной степени от деятельности учреждений здравоохранения ;

— пересмотра содержания и методики преподавания предмета «Физическая культура» с увеличением доли профессиональной подготовки, некоторого изменил содержания предметов «Лечебная физическая культура» и «Социальная гигиена», введения специальной практики, проводимой в общеобразовательной школе, т. е. приведения фрагментарных знаний по медицинской профилактике в единую систему.

V. Системно организованное обучение учащихся медицинского училища методике работы по медицинскому обслуживанию учащихся общеобразовательных школ приводит к улучшению информированности обучающихся по проблемам физического воспитания, лечебной физической культуры, организации здравоохранения и социальной гигиены, тем самым повышая уровень профессиональной подготовки.

Так сумма занятых мест, определенная в результате компьютерного тестирования, по вопросам теории и методики физического воспитания у участников экспериментальной группы, составляет 59,4+ 32,7, а у участников контрольной группы — 158,6 + 39,4 (Р < 0,001). Такие же результаты обнаруживаются при сравнении количества полученных баллов и рейтинга. Аналогичное положение обнаруживается и по другим предметам.

Выявлен высокий уровень коэффициента ранговой корреляции Спирмена (г = от 0,65 до 0,88), отражающих взаимосвязь между полученными оценками, занятыми местами и рейтингом у представителей экспериментальной и контрольной групп. То есть подтверждается взаимосвязь уровней информированности по разным предметам единого профессионального направления.

VI. Улучшения отношения к физической культуре, понимание ее социальной ценности, происходящее в процессе профессиональной подготовки учащихся медицинского училища к ведению превентивной профилактической работы по охране здоровья школьников приводит к активизации их самостоятельной двигательной активности. В результате этого, при уменьшении количества практических занятий по физическому воспитанию в экспериментальных группах не произошло снижения уровня физической подготовленности. Более того, на заключительном этапе участники экспериментальной группы имели более высокие результаты в беге на 2000 м (Р < 0,001), в беге на 60 м (Р < 0,01), прыжкам в длину с места (Р < 0,01), а также по показателям силы.

VII. В содержание базового скрининг-тестирования должны вводиться признаки, позволяющие производить единую комплексную оценку физического состояния человека.

К таким признакам могут быть отнесены: а) наличие психических и физических аномалий, выясняемых при анкетном опросеб) соответствие возрастным нормам показателей гемодинамики и физического развитияв) наличие нарушений опорно-двигательного аппаратаг) соответствие уровня физической подготовленности воэ-растно-половым нормамд) острота зрения, выявление предмиопиие) выявление протеинурии и глюкозурии.

VIII. Программа оценки физического состояния при скрининг-тестировании включает в себя 8 шагов: а) формирование возрастных группб) распределение группы по половому признакув) выявление патологий, предпатологических состояний и факторов рискаг) определение уровня физического развитияд) определение уровня физической подготовленностие) составление профиля индивидуального физического состояния ребенкаж) оценка физического состояния группы детейз) составление заключения — рекомендации.

IX. Возрастная динамика физической подготовленности детей 7−12 лет характеризуется волнообразным поступательным и прогрессивным развитием всех показателей, за исключением подвижности в тазобедренном суставе. Наблюдается как неравномерное развитие одного качества во времени (гетерохронность), так и неравномерность развития качества в зависимости от места измерения (гетеротроп-ность). Проявление гетерохронности приводит к появлению критических и субкритических периодов, учет которых позволяет оптимизировать процесс физического воспитания.

У мальчиков в период с 7 до 10 лет и у девочек с 9 до 10 лет наблюдаются сенситивные периоды высокой и средней чувствительности по основным двигательным качествам.

Обнаружен половой деморфизм, проявляющийся в разнице исходного уровня развития двигательных качеств, несовпадении сенситивных периодов и дефинитивного уровня развития качеств.

Практические рекомендации.

I. В разделе профессионально-прикладной физической подг-товки средних медицинских работников по предмету «Физическое воспитание» целесообразно предусмотреть прохождение следующих разделов :

1) Характеристика системы физического воспитания (4 ч. лекций);

2) Обучение в процессе физического воспитания (12 ч. лекций и 12 ч. практики);

3) Развитие двигательных качеств (8 ч. лекций и 24 ч. практики);

4) Формы организации и методики физического воспитания в общеобразовательной школе;

5) Медико-педагогические исследования в физическом воспитании .

II. При планировании уроков по физической культуре в обще-ф образовательной школе необходимо учесть возможность комплексного развития двигательных качеств в возрасте от 7 до 10 лет у мальчиков и от 9 до 10 у девочек, а также факт проявления полового де-морфизма в периоде онтогенеза от 7 до 12 лет. 0 III. При массовом обследовании методом скрининг-тестирования по предлагаемой программе представляется возможность получения объективной информации: а) о состоянии конкретного ребенка;

6) о состоянии классав) о сенситивных периодах формирования двигательных качеств и показателей физического развитияг) о проявлении полового деморфизма.

То есть создается основа для эффективной организации процесса физического воспитания.

IV.

Заключение

по результатам скрининг-тестирования ребенка и класса в целом должны делать медицинский работник и учитель физической культуры. Следует определить необходимость консультации врача, оценить физическое состояние и определить медицинскую группу, наметить состав и направленность применяемых средств физического воспитания.

V. В процессе физического воспитания младших школьников особое внимание необходимо обращать на применение средств профилактики таких заболеваний, как: понижение остроты зрения, нарушения осанки, отставание в физическом развитии.

В ходе медицинских осмотров нарушения осанки врачами систематически не диагностируются.

VI. Применение системы компьютерного тестирования знаний позволяет активизировать процесс познания, а также объективно выявить уровень подготовленности каждого, соотнося знания с требованиями программы, со степенью овладения материала другими учениками .

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.В. Здоровье детей в современном дошкольном образовательном учреждении: Тезисы Всеросийской научно-практической конференции «Человек, культура, здоровье». М. «Генезис» 1997.1. С. 181−188.
  2. М.С. Рыбалко A.M.Современные подходы к оценке физического развития важнейшего показателя общественного здоровья.// Гигиена и санитария.- 1983.-N 6.-С.69−71.
  3. Г. Г. Медицинская морфометрия.- М.: «Медицина», 1990. 384 С.
  4. H.A. Адаптация и резервы организма.- М: Фис., 1983 С.
  5. В.Ю., Сорокина A.B., Ананьин С. А. Состояние здоровья, образ и условия жизни детей группы медико-демографического риска.// Здравоохранение Российской федерации. 1994.- N 1.1. С. 28−30.
  6. Т.М. О взаимосвязи физического развития и состояния здоровья. // Труды Ереван, мед. ин-та, 1972, вып.15, кн.2, с. 149−154.
  7. Н.М. Учись не стареть. // «Известия».- 1983.- 11 март.
  8. .Г., Беккер Л. Л., Ломов Б. Р., Ярмолинский A.B. Осязание в процессе познания и труда.-М.: Изд. АПН РСФСР, 1959. 118 С.
  9. .Г. Избранные психологические труды. Т.1. М.: Педагогика, 1980. 121 С.
  10. .Г. Человек как предмет познания.- JI.: Изд. ЛГУ, 1968. 86 С.
  11. П.К. Очерки по физиологии функциональных сиситем.-М.: Медицина, 1975−402 с.
  12. П.К. Проблема центра и периферии.// В кн. Проблема центра и периферии в физиологии нервной деятельности. Горький, 1935., — 68. С.
  13. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. // Принципы системной организации функций. М.: Наука, 1973. 93 С.
  14. Г. Л., Науменко Р. Г. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида //Теория и практика физической культуры.- 1988.- N4.- С. 29.
  15. Т.Л. Охрана здоровья здоровых: кто в ответе. Теория и практика физической культуры. 1988.- № 12 — С. 19−20.
  16. Артюшенко А.§-. О подготовке учителя физической культуры. // Теория и практика физ. подготовки.- 1989.- №" 10, — С. 45−51.
  17. С.М. Методика физической подготовленности школьников 7−11 лет в зависимости от уровня их физического развития: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Краснодар, 1996. — 18с.
  18. P.A. Формирование общей и профессиональной физическойкультуры в системе профессионально-технического обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Майкоп, 1994. — 2бс.
  19. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М. : — Медицина, 1979.- 298 с.
  20. Г. А. Физическое развитие, состояние здоровья и влияние занятий спортом на физическое развитие школьников г.Андижана.: Автореф.дисс.канд.мед.наук. М.: — 1967 г. 26 С.
  21. И. Методологическое значение категорий необходимости и случайности для биофизики. // Вопросы логики и методологии наук.- Сб. науч. трудов. Т.87, вып. 1, Фрунзе, 1974 42 С.
  22. В.К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность. //Теория и практика физической культуры.- 1995.-N4. С.32−36.
  23. В.К. Феномен физической активности человека, как социально- биологическая проблема // Вопросы философии 1981.-N8.- С.78- 89
  24. В.К., Калинин В. М., Шкиперский B.C. Возрастные особенности реакции кислотно-основного равновесия крови у юныхспортсменов на гарварский степ-тест.//"Теор. и практ. фиэ.культ. 1980.- N 10.- С. 33−35.
  25. В.К. Интелектуальный вектор физической культуры человека. К проблеме развития физического знания//Теория и практика физической культуры.- 1991.- N7. С.37−41.
  26. Г. П. Руководство физическим воспитанием школьников. М.: «Просвещение», 1972.- 143 с.
  27. Большая медицинская энциклопедия.- М: Сов. энциклопедия, 1960.- Т.17. 47 с.
  28. Е.Я. Педагогические основы контроля за физической подготовленностью учащейся молодежи: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М.:1983. -45с.
  29. В.И., Дрижика А. Г., Мареев В. И. Коррекция психического состояния у учащихся в процессе физического воспитания: Проблемы совершенствования системы физ. воспитания.-Карачаевск: КЧГПУ, 1996.- С 26−27
  30. В.И., Баршай Б. М., Мареев В. И. Концепция валеологичес-кого образования: Проблемы совершенствования системы физ. воспитания.- Карачаевск: КЧГПУ, 1996.- С .63−65.
  31. И.И. Валеология наука о здоровье.-М.:ФиС, 1980−208.С
  32. И.И. Введение в валеологию науку о здоровье. Л.: Изд. Наука, Ленинград, отд., 1987. 112 С.
  33. И.И. Философия- методологические аспекты проблемы здоровья человека // Вопросы философии.- 1982.- N 2.-С.48−52.
  34. Д.П. Возрастные изменения максимального темпа движений у детей 7−10 лет: Автореф.дис.канд.мед.наук.- М.- 1955. 26 С.
  35. Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах.: Учебное пособие для техникумов. М.: Высшая школа, 1986,255 с.
  36. В.В. Об увеличении роста и ускорении полового созревания современной молодежи в свете советских соматических исследований В кн.: Вопросы антропологии. Выпуск 28.- М., 1968, С. 26−59
  37. М.П. Индивидуализация средств и методических подходов на уроках физической культуры как условие эффективного развития физических качеств и психических процессов школьников: Авто-реф.дис.. канд.пед.наук. Л., 1980. — 21с.
  38. .И. Новое в понимании здоровья. // Теория и практика физической культуры 1988.- N 7, — С. 19−22.
  39. К. Дыхание: Семь раз отмерь //Сов.Сибирь.- 1987.-N4. 12 февраль. — 5 с.
  40. Н.И., Юдина H.H. Состояние опорно-двигательной системы учащихся, обучающихся в школах-лицеях и школах-гимназиях юго-восточной зоны Московской области.:Проблемы совершенствования системы физ. воспитания.- Карачаевск: КЧГПУ, 1996.- С. 71−75
  41. В.М. К проблеме предпосылок развития двигательных способностей. //Теория и практика физической культуры. N 5−8. 1995. 41 С.
  42. Л.В. Система направленного развития физических способностей учащихся в разные возрастные периоды: Автореф. дис.. докт.пед.наук. -М., 1984. 40с.
  43. H.A. Состояние и перспективы развития службы охраны здоровья женщин и детей в республике Адыгея. Майкоп. Министерство здравоохранения респ. Адыгея, 1993. 22 с.
  44. В.Е., Демин Д. Ф. Врачебный контроль и лечебная физическая культура.- М. Физкультура и Спорт, 1968. 53 с.
  45. К.К., Старкив Н. Г., Чернобров И. В. Тенденции в здоровье населения Сумщины: демографический аспект.-//В материалах 1 Международного конгресса по интегративной антропологии. Сборник.-- Тернополь, 1995.- С. 92−93
  46. Л.О., Прилуцька Г. В., Прилуцький П. Л. Сколз.оз -проблема cyracHoi школи. //1 Межнародний конгрес з 1нтегративн01 антрополога^. (Збхрник науковых pa6iT). Тернопл. ль, 1995. -С. 89−90
  47. Л.В. Динамика развития детей в дошкольных учреждениях и их медицинское обслуживание: Автореф.дисс.мед.наук.М. 1970. 24 с.
  48. И.А. Развитие функций зрительного анализатора в онтогенезе.: Проблемы совершенствования системы физ. воспитания.-Карачаевск: КЧГПУ, 1996. С. 72−73
  49. А.Д., Морозов А. И., Турчанинов С. Ю., Никулина Л. И. Динамика адаптационного потенциала школьников //Тезисы докл. У на-учно-практич.конф. «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире». Коломна, 1995. — С. 68 -69.
  50. П.А. Социокультурные аспекты пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и олимпизма. Социокультурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни. М: Советский спорт, 1996.- С. 21−32
  51. A.A. К интеграции в преподавании биологических дисциплин в физкультурных вузах.// Теория и практика физической культуры. 1989.- №> 10. — С. 51−52
  52. A.A. Механизмы общей адаптации // Успехи физиологических наук. 1980.- N 4.- С.27−46.
  53. A.A. Физиологические основы оздоровительного эффекта физической тренировки.//Теория и практика физической культуры. -1984.- N 9. С. 16−19.
  54. В. П. Похомов A.M. Системные механизмы развития и старения. JI.: Наука, 1986. 184 с.
  55. В.И., Кутниренко Е. А. Взаимосвязь функциональных нарушений осанки и физической подготовленности учащихся ПТУ.// Теория и практика физической культуры 1989.- N 4.- С.15−17.
  56. П. Типология и формирование осанки у детей и молодежи города и деревни.//Тр.VI научн.коферен. по возрасти. мор-фол ., физиолог. и биохим.-М: Просвещение, 1965. 68 с.
  57. H.H., Сухорукова Л. Н. Эволюция органического мира. М.: Просвещение, 1991. 53 с.
  58. Всесоюзный съезд врачей. Москва, 17−19 октября 1988 г. Материалы и стенограмма съезда. М.:"Медицинская энциклопедия", 1989.-208 с.
  59. Л.Х., Квакин Е. Б., Уколова М. А. Адаптационные реакции и резистентность организма.- Ростов/н.Д.:Изд.ун-та, 1977.-120с.
  60. М.А., Бальсевич В. К., Тимошкин В. Н. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека. //Теория и практика физической культуры 1994.-N 5−6.-С.24−32.
  61. А.Б. Изменения некоторых функций опорно двигательного аппарата в процессе физического воспитания у детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья. В кн.: Физическое воспитание школьников с отклонениями в состоянии здоровья./ Ред.
  62. И.А.- М.: Медицина, 1969. 124 с.
  63. Е.А. Межпредметные связи в системе формирования физической культуры школьника: Автореф. дис.. канд.пед.наук -М., 1992. 24 с.
  64. A.A. Развитие двигательных качеств у школьников. Минск: Полымя, 1978. — 87с.
  65. A.A. Физическое воспитание школьников в критические периоды развития.// Теория и практика физической культуры.-1977.-N 7.- С. 37−39.
  66. A.A. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф.дис.док.пед.наук М., 1979. 28 с.
  67. И.К. Особенности формирования физической культуры личности в условиях регламентированных занятий в общеобразовательной школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Майкоп, 1995. -17с.
  68. А.Г. Актуальные проблемы современной спортивной меди-цины.М.: Физкультура и спорт, 1980.- 216 с.
  69. С.В. Влияние упражнений повышенной координационной сложности на физическое развитие детей дошкольного возраста(4−7 лет): Автореф.дисс.канд.биолог.наук. Краснодар, 1988. 28 с.
  70. Р.Д., Левин М. Я., Павлова В. А. О распределении студентов на учебные группы для занятий физической культурой.// Теория и практика физической культуры.- 1991 Ns 6.- С. 17−18.
  71. Р.Д., Синельников Э. М. Актуальные вопросы медицинского обеспечения массовой физической культуры.// Теория и практика физ. культуры. 1986.- К? 10. — С. 40−41.
  72. Х.П. Роль социальных и биологических факторов вразвитии ребенка. М.: Медицина., 1983.-160с.
  73. Н.П. Биологические и социальные факторы в развитии человека. // «Вопросы философии». 1977.- N 2. С. 26−28
  74. А.П. Основные социокультурные проблемы физической культуры.: Социокультурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни.М.: Советский спорт, 1996. С.51−62
  75. Забота о здоровье народа.//Теория и практика физической культуры. 1987, — N 10.- С. 21−23.
  76. В.М. Гипертонические состояния у детей и подростков. М.: Медицина, 1962. 212 с.
  77. А.Я. «Здоровье» и «Болезнь» в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР.1982.т.45,N4.С.29−33 .
  78. С.И. Физическая подготовленность шестилетних пер-вокласников // Тезисы Всесоюзно научно-практической конференции. Проблемы физического воспитания детей и учащейся молодежи. М.: ВНИИФК, 1990 С.15−18
  79. Ф.А., Кузьмина В. Н., Болотов Б. П. Функциональная готовность и состояние здоровья спортсменов в процессе долговременной адаптации к напряженным физическим нагрузкам. //Теория и практика физической культуры. 1988. — N 11. С. 16−18
  80. Ф.А., Кузьмина В. Н., Калачева O.K., Чебураев B.C., Джумаев Х. К. Комплексная медико-биологическая методика определения специальной тренированности гимнастов. //Теория и практика физической культуры ." 1984. — N 8. — С.21−23.
  81. Использование скренинг-тестов при массовых обследованиях детей дошкольного возрастов.: Метод, указания. М.: Мин. здрав. СССР, 1984.- 27 с.
  82. Н.Г. Социально-медицинские аспекты здоровья современного человека: Автореф. дис. канд. социол. наук. Ростов на Дону, 1997. 31 с.
  83. В.П., Баевский P.M., Берсенеева А. П. Донозологи-ческая диагностика в практике массовых обследований населения. JI.: Медицина, Ленингр. отд., 1980. 63 с.
  84. В.П., Чуприков А. П. Функциональная асимметрия и адаптация человека. В сб.: Функциональная асимметрия и адаптация человека. Изд. НИИ психотерапии МЗ РСФСР. М., 1976. 63 с.
  85. И.Д. Цивилизация и адаптация. М.: Прогресс, 1984. 23 с.
  86. К.К., Гоштаус А. А. Эффективность мероприятий по увеличению физической активности учащихся в рамках профилактики хронических неинфекционных болезней.// Теория и практика физической культуры.-1987-й 5.- С. 31−32.
  87. В.Л., Абрикосова М. А. Некоторые общие закономерности адаптации сердечно-сосудистой системы человека к физическим нагрузкам.// Успехи физиологических наук. Т.10. 1979.-n 2. С.112−118
  88. К здоровой России. Политика укрепления здоровья и профилактики заболеваний: Приоритет основные неинфекционные заболевания.: М.:1994.- 80 с.
  89. Книга учителя физической культуры./ Под редакцией В. С. Каюрова.- М.: Физкультура и спорт., 1973. 212 с.
  90. М.Х. Физическое воспитание студентов вузов и факторы, его определ/яЮЩие: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Майкоп, 1995. — 15с.
  91. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1−11 классов общеобразовательной школы // Физическая культура в школе. 1987. — N 6,7,8. 83 с.
  92. M.B. Психолого-педагогическая помощь как средство профилактики неуспеваемости младших школьников./ Тезисы Всеросийс-кой научно-практической конференции «Человек, культура, здоровье».-М.: «Генезис» 1997.- С.189−192
  93. М.К. Какой быть физкультуре в новой школе? // Физкультура и спорт. 1989. — N 4. — С.28.
  94. A.A., Дембо А. Г. Концепция непрерывного физического образования детей и учащейся молодежи. М.: ВНИИФК, 1989. -22с.
  95. А.З. Кислородные режимы организма ребенка и подростка. Киев:"Наукова думка", 1973. С. 24
  96. A.A., Петленко В. П. Философские проблемы теории нормы в биологии и медицине, — М.?Медицина, 1977.- 391с.
  97. Л.И. Взаимодействие генов в развитии. М.: Наука, 1977. 183 с.
  98. A.A., Петленко В. П. Философские проблемы теории нормы в биологии и медицине. М.:"Медицина", 1977.- 391 с.
  99. В. Здоровье населения и здравоохранение России.// Российский экономический журнал. 1995, — N 4 С.63−73.
  100. А.Д. К вопросу совершенствования физического воспитания: Проблемы совершенствования системы физического воспитания.-Карачаевск: КЧГПУ, 1996.- 3−7 с.
  101. В.Н., Гужеловский A.A., Ворсин E.H. Концепция базовой программы физического воспитания учащихся и студентов Белорусской ССР.// Теория и практика физической культуры.-1991.- № 6.- С.2−8.
  102. К. Физиология и патология пубертатного периода.-София, 1965. 218 с.
  103. Э.А. Динамика линейных размеров сердца мальчиков июношей в онтогенезе при различном уровне двигательной активности. \ Теория и практика физической культуры 1996.- N 3. 301 с.
  104. Левин В. М. Материалы для контроля и оценки физического состояния подростков. Л. .'Медицина, 1966.-138 с.
  105. Т.М. Нормы и критерии оценки функциональных показателей и физических качеств школьников Краснодарского края 7−16 лет. Автореф. дисс. кандид. биолог, наук, Краснодар, 1977 г. 22 с.
  106. Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе // Теория и пактика физической культуры. 1990. — N 9. — С.10−14.
  107. Лях В.И., Кофман Л. Б., Мейксон Г. Б., Копылов Ю. А. Передовой педагогический опыт в физическом воспитании школьников.: Научный анализ. Проблемы. Находки. РАО, МГФСО, М., 1992.- 97с.
  108. К.Ю. Функциональное состояние и физическое развитие детей Республики Адыгея, автореферат диссертации КМН, Краснодар, 1995.-22 с.
  109. В.И., Зволинская H.H., Корнилов В. М. Непрерывное образование: подходы к сущности. // Труды ученых ГУОЛИФКа. Ежегодник. -Москва, 1993.- С. 102−117
  110. А.П. Теоретико-методологические основы формирования учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе.: Дис в виде научн. доклада. доктора пед. наук. М.: 1997.70 с.
  111. А.П. Концепция формирования основ учебного предмета физическая культура в общеобразовательной школе. М.: Российская академия физ. культ., 1997. 40 с.
  112. В.П. Многоуровневая структура высшего образования в области физического воспитания. В сб. Труды ученых ГУОЛИФКа. Ежегодник, Москва, 1993.- С. 123−126
  113. Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии. М.: Физкультура и спорт. 1977. 199 с. 120. «Массовые медицинские обследования» Тетрадь общественного здравоохранения 45, ВОЗ, Женева, 1975. 40 с.
  114. Ф.З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988. 56 с.
  115. H.A. Биологическое время и его метрики. Фактор времени в функциональной организации времени живых систем. Л.: Наука, 1980.- С. 20−24
  116. В.М. Дидактические основы предмета «физическая культура» Махачкала: Даггоспединститут, 1993.-84 с.
  117. В.М. Физическая культура в школе. Очерки дидактических основ. Махачкала: Дагучпедгиз, 1993.-160 с.
  118. Т.М. Нормы и критерии оценки функциональных показателей и физических качеств школьников Краснодарского края 7−16 лет: Автореферат. канд. биол. наук. Краснодар, 1997.-21 с.
  119. A.C. Влияние занятий различными видами спорта на физическую работоспособность // Адаптация человека и животных в норме и патологии. Ярославль, 1973. — Вып.121.- С.100−104
  120. A.A., Пономарчук В. А. Теоретико-практические основы формирования физической культуры подростка. М.: Изд-во МГУ, 1996. — 16 с.
  121. В.О., Поморский Ю. Л. Физическое развитие Ленинградских школьников по данным 1927−1930 гг.- Л., 1933. 28 с.
  122. Н.И. Свойства биологического времени.Фактор времени в функциональной организации времени живых систем. Л.: Наука, 1980.- С.20−24
  123. P.E., Ерусалимская A.B. Врачебный контроль при массовой физкультурно-оздоровительной работе. М.: Физкультура и спорт, 1980. 92 с.
  124. P.E., Стогова Л. И., Иорданская Ф. А. Физическая культура и возраст. М.: Физкультура и спорт, 1967. 40 с.
  125. О.Т. Физическая подготовленность старшеклассников, проживающих на территории Узбекской ССР.// Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции «Проблемы физического воспитания детей и учащейся молодежи».-Москва, 1990.-С. 26−27.
  126. Некоторые показатели социального развития регионов Российской Федерации.М.: Государственный комитет Российской Федерации по статистике, 1993. 126 с.
  127. Г. М. Формирование целостной деятельности организма в онтогенезе. М.: «Медицина», 1971.-154 с.
  128. .А., Коган Б. И. Антропологические основы детско-юношеского и женского спорта. // Новости антропологии и антропоэкологии. Винница, 1992.- N 3−4, — С.31−34.
  129. .А. Факторы роста и морфофункционального созревания организма .М.: Медицина, 1978.- 143 с.
  130. .А. Физическая культура. //Теория и ПРАКТИКА физической культуры. 1979.- N 10. — С.15−18.
  131. Об итогах работы федерального и территориального центров медицинской профилактики в 1995 г. и путях ее совершенствования: Информационно-методический бюллетень N 2.-(Медицинский федеральный центр профилактики С. 3−18).
  132. Обращение участников четвертой Всесоюзной научной конференции «Физическое воспитание и школьная гигиена» к ученым, педагогам, представителям органов народного образования, общественности. //Теория и практика физической культуры.-1992.- № 1.- 37 с.
  133. JI., Кузнецева А. Валеология в школе и дома.// Народное образование.- 1996.- N 10.- С.52−54. т
  134. В.А. О смене парадигмы в медицине и здравоохранении .// Здравоохранение Российской Федерации.- 1994.-N 1.- С. 33−38.
  135. Письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации «О нарушениях прав детей на охрану жизни и здоровья» (12.08.96. Н91-ГП-118−98)
  136. Письмо Министерства общего и профессионального образования N5 1883/29−11 «О неудовлетворительном исполнении законодательства об озране здоровья обучающихся»
  137. В.М. Динамика физической подготовленности организма и некоторые показатели функционального состояния дошкольников в связи с занятиями физическими упражнениями. Автореф. дисс. канд. мед. наук, Донецк 1975. 32 с.
  138. А. И. Васильев М.В. Гигиенические аспекты медико-экологического районирования в Сибири.// Вестник Российской академии мед. наук.М.: Медицина, 1993. 17−20 с.
  139. Практическое пособие по врачебному контролю за физическим воспитанием детей и подростков./ Ред. Савицкий В.В.- Краснодар, 1987.-141 с.
  140. В. В. Неверкович С.Д. К построению понятия «физкультурная деятельность». В сб. Труды ученых ГУОЛИФКа. Ежегодник, Москва, 1993 г.- С.117−123.
  141. Проблемы постнатального сомато-психического развития./ Пер. с нем. Э. А. Грабоя.- M"Медицина", 1974.-316 с.
  142. Равич-Щербо И. В. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. М: Педагогика, 1988.-336 с.
  143. Х.Д., Эггерс X., Кюлц И. и др. Критерии и нормативы нормального соматического и психического развития от периода ново-рождения до окончания периода созревания. В кн. Проблемы соматопсихического развития. М.: «Медицина», 1974- 103 с.
  144. В.М. К дискуссии о спортивной медицине.// Теория и практика физической культуры.-1981.- ft 10. 42 с.
  145. М.Д. и др. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе./ М. Д. Рипа, В. К. Велитченко, С.С. Волкова- под редакцией М. Д. Рипы.- М.: Просвещение, 1988.- 175 с.
  146. А.Д., Гельцер Б. И., Григоренко Г. Ф. Распознание функциональных состояний на основе кибернетического анализа сердечного ритма.- Владивосток, 1986. 83с.
  147. В.П. Подготовка студенток педагогических вузов к внеклассной работе по дзюдо: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995.-21 с.
  148. Г. Х. Изменение артериального давления под влиянием физической нагрузки большой интенсивности у мальчиков школьного возраста.// Адаптивные реакции организма школьников к физическим и умственным нагрузкам. Пермь.:ПГПИ, 1986.- С.29−35
  149. A.B. Теоретико-методологические и медико-социальные проблемы общественного здоровья: Автореф. дис. доктора мед. наук. М., 1992. 36 с.
  150. Сборник учебно-программной документации по специальности «лечебное дело», квалификация -фельдшер общей практики. Министерство здравоохранения Российской Федерации.М., 1989. 42 с.
  151. K.P. Проблемы сохранения и улучшения состояния здоровья малочисленных народов Севера.// Вестник Российской академии медицинских наук.- 1993, С. 5−9.
  152. А. Если врач вместе с педагогом. // Медицинская газета .-1995.-16 авг.
  153. Т.Д. Суточные ритмы физиологических ритмов при экстремальных воздействиях и теоретические и прикладные аспекты анализа временной организации биосистемы— М.: Наука, 1976.-С.120−130
  154. П.В. Междисциплинарные концепции человека. М. Знание, 1983.- 114 с.
  155. K.M. Физическая работоспособность в тестах международной биологической программы: Физическая работоспособность человека. Новосибирск, 1970 — с. 6−24.
  156. Ю.И. Комплексная оценка и контроль спортивной подготовленности.- Малаховка, 1986.- 68 с.
  157. В.Д. Аэробная производительность при физических нагрузках у мальчиков школьного возраста // Педиатрия. 1978 — N 8 С. 17−19.
  158. Спортивная медицина/ Под общей редакцией Карпмана. М.: Физкультура и спорт, 1980. 128 с.
  159. Спортивная медицина: Руководство для врачей./ Под редакцией А. В. Чоговадзе, J1.А.Бутченко.-М.: «Медицина», 1984.- 384 с.
  160. В.И. Проект «Спарт» и новая комплексная система физкультурно-спортивной работы с целью духовного и физического оздоровления России.// Теория и практика физической культуры.-1993.-С. 10−13
  161. А.Х. О государственной политике развития физической культуры и формирования здорового образа жизни населения: Проблемы совершенствования системы физ. воспитания.- Карачаевск: КЧГПУ, 1996.- С.19−21
  162. А.Б. Адаптивная система обучения: содержание, структура, пути совершенствования: Автореф. дис.. канд. пед.наук. Майкоп, 1997. — 24 с.
  163. К.И. Социально-педагогически© основы формирования физической культуры дошкольника: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Майкоп, 1996. — 18 с.
  164. Г. С. Концептуальные основы и некоторые результаты исследований проблем физической культуры учащейся молодежи. Труды ученых ГУОЛИФКа. Ежегодник, Москва, 1993. С.263−274
  165. Г. К. Особенности развития организма. М.:Медицина, 1977.- 191 с.
  166. В.И. Методические основы профессиональной направленности физического воспитания будущих учителей : Учебное пособие. Пятигорск: Изд-во Пятигорского гос. лингвистического университета, 1996.- 183 с.
  167. Физическое воспитание: Учебник/ Под редакцией В. А. Головина, В. А. Масликова, А. В. Коробкова и др. М.:Высшая школа, 1983.- 391 с.
  168. В.М., ВаЙнер Э.К. Изменения работоспособности старшеклассников под влиянием физических упражнений на выносливость. В сб.: Новые исследования по возрастной физиологии.-М.: Педагогика, 1986, N 1. 156 с.
  169. Н.Х. Формирование физической культуры личности в учебных заведениях разного типа. Автореф. дис. дохт. пед. наук.-Краснодар, 1995.- 33 с.
  170. Н.Х. Физическая культура в системе образования. -М.: Советский спорт, 1994. 132с.
  171. H.H. Чумаченко Ю. А. Адаптация учащихся 9-го класса к учебным нагрузкам в условиях лицея и проблема совершенствования системы физического воспитания. Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 1996.- С.124−126
  172. C.B. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. М.: Медицина, 1977. 218 с.
  173. А.Г., Антропова М. В. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузке. М.: Педогогика, 1982. 218 с.
  174. A.B. Физическая культура как основа здорового образа жизни сегодня и . в 21 веке.// Теория и практика физической культуры.- 1991.- Ш 1.- С. 2−4.
  175. А.Г. Физическое развитие детей и подростков.-М.: Медгиз, 1963.- 204 с.
  176. К.Д., Мамгетов К. Ю., Мамгетова Л. К. Системно-сим-метрийный метод оценки здоровья человека. Майкоп: Министерство науки и образования, министерство социальной защиты и здравоохранения республики Адыгея., 1994. — 176 с.
  177. К.Д. Симметрия асимметрия в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1992. — 48 с.
  178. A.B. Медико-биологические аспекты повышения эффективности физического воспитания студентов.// Теория и практика физической культуры.- 1987.- № 10.- С.17−18.
  179. З.И. Формирование физической культуры личности в младшем школьном возрасте: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Майкоп, 1997. 26с.
  180. М.И., Бесстрашная H.A. Важнейшие достижения вобасти гигиены детей и подростков в свете тенденций развития профилактической медицины.// Вестник академии медицинских наук.- М.-1993.- № 8.- С.47−55.
  181. Е.А. Физическое совершенство детей и подростков: биологические, математические и эстетические основы.- Рязань. 1997. 98 с.
  182. В.П. Критические периоды в жизни человека // Человек и среда.JI.: ЛГУ, 1975.- С.181−187.
  183. A.B., Чвань И. И. Медико-биологическая оценка влияния двигательной активности в режиме продленного дня школы на соматическое развитие и физическую подготовленность школьников.-Майкоп: Изд-во Адыгейского госуниверситета, 1991.- 58 с.
  184. И.М. Основные теоретические подходы при разработке программ «здоровье школьников» / Тезисы Всеросийской научно-практической конференции «Человек, культура, здоровье».-М.:"Генезис", 1997.- С. 296−297.
  185. A.A., Перевощников Ю. А. Основы физического воспитания. Киев: Вища школа. Головное издательство, 1984, 184 с.
  186. Л.В. Биологический возраст как показатель готовности детей к обучению в школе: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М.:1979. — 19 с.
  187. В.К. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного и продленного дня школы с учащимися 1−3 классов. М.: «Просвещение», 1980. 56 с.
  188. А.Г. Здоровье и массовая физическая культура: методологические аспекты. //Теория и практика физической культуры.-1989.- N 4.- С.5−7.
  189. А.Г. Пропоганде физической культуры научную основу.// Теория и практика физической культуры.- 1991.- № 1.-С.6−8.
  190. Д.Б. Детская психология. М.: Педагогика, 1960.-224 с.
  191. Шевченко А. А. Это больше, чем закон: Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений.// Учительская газета.-1997.-12 авг.
  192. Ahgun N. Eurofit tests results in thewestern part of Tur-hey // Vith European Pesarch Seminar The Eurofit tests of physical fitness. Izmir. 1990. p. 66−116.
  193. Annenn M., Ockwell A. Birth order, birth stress and handedness. Cortex, 1980. Vol. 16 N1, p. 181−187.
  194. Astrand P.O. Experimental Studes of physical workinq capacity in relation to sex and age. Copenhagen, 1952. P.48−53
  195. Barabas A. Eurofit and Hungarian School Children // Vith European Research Seminar The Eurofit tests of physical // With European Research Seminar The Eurofit tests of physical fitness. Izmir. 1990. p. 117−122.
  196. Bartonietz K. Ursachen fur eine fehlerhafte Abwurfqestal-tunq im Speed und Diskuswerfen. 1984, N8. S.118−126
  197. Berlin C., Hughes L., Lowe Bell S., Btrlin H. fitness. Izmir. 1990. pp. 223−232. Riqht Ear Aduantaqe in Children 5 to 13. Cortex, vol 9, 1973, p. 394 — 402.
  198. Boreham C. Eurofit in Northern Ireland Scool // Vith European Pesarch Seminar The Eurofit tests of physical fitness. Izmir. 1990. p.117 -124.
  199. Clerico A., Pilo A., Del Chicca V. Cr. e.a. Circumaunual variations in laboratory data of man. Chronobioljgia 1980 — V7, N2. P 265 -267.
  200. Cernacek J.S., Jagr J.K. Dominancia ruky a nohy v detskue. Bratisl. Lekar. Listy. 1968, N5. -9p.
  201. Cernacek J., S., Podivinsky T. Nieknore charakteristiky on-togenezy motorikej dominancie y postnatalnom voji. Bratisl., Iek-listy. 1972, N4. 58 p.
  202. J.A., Glednill N., Reddan W.G., Forster H.V., Hanson P.G., Clarmont A.D. " The Marathon", vol. 301, New York, Aka-demy of sciences, 1977. P. 243−261.
  203. Dimond S.J., Beaumond J.V. On the nature of the interhe-mispheric effects of fatique. Asta Psychol. 1972. N36. 312 p.
  204. Dimond S.J., Beaumond J.V. Processing in perceptial integration between and within cerebral hemisphere. «Brit. jr. of Psychol.» 1972. N63. — P.118−190
  205. Falkner F. Prevention in childhood of health problems in adult life. Geneva, 1980. 174 p.
  206. Gasell A. Studies of child development. New York London. 1948. N22. — 116 p.
  207. Gazzaniqa M.S. The bisected brain. New York: Appleton, 1970. P.312−313
  208. Goldstith Ed. The ecology of health // Ecologist. 1980 voe 10, N6/7.p.235−245.
  209. Gisolfi C., Robinson S. J. Appl Physiol. 1970. Vol 29. P. 161 -768.
  210. Israel S. Korperlicheleistungsfahigstandigkeit Gesundheit // Med. u Sport. 1979. — Bd .19.- N 7. S — 267−269.
  211. Kemper H.C.G. Physical fitness testing in children: is it a worthwile activity.// With European Research Seminar The Eurofit tests of physical fitness. Izmir. 1990. p. 8−28.
  212. Knipping H.W., Bolt W. Uintersuchung und Beurteilung des herzkranken. Praktische Routinenuntersuchung.- Statthart, Enke, 1960 XXIY — 638 s.
  213. Kressin W., Rautenbach M. Zerebrale Bewegungsstorungen im Kindesalter. Eruhdiairenung. Berlin, Volk und Gesundheit, 1976, s, Bibliogr.: s. 112−119
  214. Kret V., Suchenwirth P., Ferner U. Neuropsychologia. 1970. N8. P.215−226.
  215. Lanz V., Titus F., and Wachmmuth Verner. Praktische Anatomie. Bd. l, t.4, 1972 XII, p 35−47.
  216. Mishkin M., Forgay G. Word Recognition as a Function of Retinal Locus, and of Experimental Psychology, 1952. 73 p.
  217. Powers S., Walker R. Physiological and Anatomical Characteristics of outstanding Female junior. Tennis Players. Research quarterly for excercoise and sport., v.53. N2. 1982. 42 p.
  218. П. Каранашев Г. Няхоп данни за физического развитие на болгарските спортисти. «Трудове на висш. инст. за физ. культ.» г. Димитров за 1963/64. Т 7. кн. 5. Медик, и физкульт., София 1964. 318 с.
  219. Sperry R.W. Hemisphere disconnection and unity in conscious a wazeness. American Psychologist, 1968. 237 s.
  220. Telkka A., Pere S., Kunnas M. Antropometric studies of finish athletes and wrestlers. «Ann ASF» Medica Anthrohologica «.
  221. Helsinki, 1951. N 28. 356 s.
  222. Uhrbrock R.C. Laterality in Art., J of Aesthetics and Art Criticism, 32,1973. p.27−35.
  223. Vaccaro P., Clarke D.K., Wrenn J.P. Physiological profiles of eliteewomen basketball players. J. Sporte Med. Phys. Fitness, 1979, 19 p. V.
  224. К. Экспериментална оценка на равновесната устойчи-вост подход за техущ подбор при млади гимнастицию. «Вьпроси за физическата култура», 1985, N4. — 40 с.
Заполнить форму текущей работой