Мониторинг физического состояния школьников и подготовка будущих медицинских работников среднего звена к его проведению
Из числа регламентированных официальными документами знач ний, навыков и умений, которыми должен владеть средний медицинский работник школы (организация ежегодных медицинских осмотров, распределение детей на медицинские группы, проведение и анализ результатов скрининг-тестирования с целью определения физического состояния детей, определение влияния режима деятельности на состояние здоровья… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Предпосылки исследования
- 1. 1. Здоровье человека и факторы, его определяющие
- 1. 2. Состояние здоровья детей школьного возраста по данным медицинской статистики
- 1. 3. Проблема оценки здоровья
- 1. 4. Состояние подготовки специалистов, обеспечивающих учет, сохранение и укрепление здоровья школьников (медицинских сестер, фельдшеров общей практики)
Мониторинг физического состояния школьников и подготовка будущих медицинских работников среднего звена к его проведению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Объективная оценка состояния здоровья детей России, проведенная Межведомственной комиссией Совета Безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения (март — декабрь 1994 г.) и Генеральной прокуратурой Российской Федерации (1996 г.), вызывает большую тревогу.
В течение длительного времени наблюдается ухудшение здоровья школьников, их физического развития, нервно-психического и физического состояния. В соответствии с данными Генеральной прокуратуры Российской Федерации сегодня лишь 10% выпускников могут считаться абсолютно здоровыми и, по прогнозам, «к 2000 году больными будут заканчивать обучение в школах 96% выпускников «(146).
Основную угрозу здоровья (50−55%) представляют условия и образ жизни людей (143). Даже соматический компонент здоровья зависит от состояния здравоохранения лишь на 10−15%. Следовательно, здоровье является производным, главным образом, воспитания. Необходимо осознать, что подключение системы образования к решению проблемы сохранения здоровья является вполне обоснованным. В формируемой сегодня здравосберегающей системе обучения особое внимание следует уделять проблеме физического воспитания, так как она «имеет самое непосредственное отношение к здоровью, здоровому образу жизни, нравственному воспитанию населения, отказу от вредных привычек, формированию положительных морально-волевых качеств «. (140, стр. 96).
Ряд недостатков по охраны здоровья детей являются следствием неправильной организации подготовки средних медицинских кадров к работе в общеобразовательной школе.
По этой причине органы управления образованием не располагают объективной информацией и аналитическим материалом о состоянии здоровья обучающихся, не разрабатываются программы по укреплению здоровья детей, медицинские осмотры и распределение на медицинские группы для занятий по физической культуре не проводятся по нескольку лет (146,147).
Из числа регламентированных официальными документами знач ний, навыков и умений, которыми должен владеть средний медицинский работник школы (организация ежегодных медицинских осмотров, распределение детей на медицинские группы, проведение и анализ результатов скрининг-тестирования с целью определения физического состояния детей, определение влияния режима деятельности на состояние здоровья, проведение врачебно-педагогического контроля за соответствием физической нагрузки возможностям детей, формирование у детей поведенческих мотивов здорового образа жизни и многое другое)-основная масса проблем остается незатронутой в процессе обучения. В связи с вышеизложенным разработка программно-методического обеспечения процесса обучения учащихся медицинских училищ к ведению превентивной профилактической работы по охране здоровья школьников является актуальной.
Актуальность исследования подчеркивается еще и тем, что изменение парадигмы «здоровье» привело к изменению подходов к оценке состояния человека. Стало необходимым оценивать не только наличие или отсутствие патологии, анатомического дефекта, но и физическое развитие, психическое состояние, физическую подготовленность, т. е. те компоненты, которые составляют физическую, психическую и социальную основу состояния комфортности. Именно с этой точки зрения рассматривается содержание предлагаемой программы скрининг-тестирования.
Кроме того, формирование регионального компонента программы физического воспитания, являющегося одним из важнейших составляющих здравооберегающей системы обучения, невозможно без исследования особенностей физического развития и физической подготовленности детей региона, выявления сенситивных периодов развития двигательных качеств, особенностей формирования полового деморфизма. Все это становится возможным при применении системы скрининг-тестирования .
Цель работы. Разработка программно-методического обеспечения процесса обучения студентов медицинского училища системе мониторинга физического состояния школьников.
Задачи, исследования,.
1. Разработать и апробировать эффективный вариант организации профессиональной подготовки учащихся медицинских училищ к проведению медико-педагогических исследований в общеобразовательных школах по определению физического состяния школьников.
2. Выявить содержание и методику доврачебного определения физического состояния детей школьного возраста.
3. Изучить динамику уровня физической подготовленности детей 7- 12 лет и на этой основе определить региональные особености физического воспитания на уроках физической культуры.
Обучебно-воспитательный процесс в средних специальных учебных заведениях.
Предмет исследования: закономерности подготовки средних медицинских работников к ведению самостоятельной работы в общеобразовательных средних учебных заведениях.
Научная новизна. Настоящее исследование вносит новые данные :
— в содержание и методику подготовки медицинских работников среднего эвена;
— о современном уровне и сенситивных периодах развития показателей физической подготовленности и проявлении полового диморфизма в период от 7 до 12 лет.
Предлагаемая методика определения физического состояния детей и нормативные таблицы оценки физического развития и физической подготовленности учитывают требования всемирной организации здравоохранения, Министерства здравоохранения России (1993) и Европейского совета по спорту.
Теоретическая значимость работы заключается в расширении знаний:
— о возможностях улучшения системы подготовки специалистов;
— о способах реализации идеи интегрированной системы оценки здоровья детей;
— о принципах определения регионального компонента процесса физического воспитания.
Практическая, значимость работы, заключается во вкладе результатов исследования в разработку:
— единой медико-педагогической системы охраны здоровья школьников;
— программно-методического обеспечения процесса обучения студентов медицинских училищ мониторинговому исследованию физического состояния учащихся общеобразовательных школ;
— методических принципов оценки физического состояния и оценочных таблиц для детей города Кропоткина 7−12 лет;
— методических принципов учета особенностей физической подготовленности детей при организации уроков физической культуры.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. В процессе подготовки средних медицинских работников необходимо формировать систему знаний, навыков и умений, необходимых для проведения превентивной профилактической работы по охране здоровья школьников, что достигается за счет перераспределения существующего бюджета времени и содержания занятий. Увеличение времени на теоретические занятия по физической культуре не приводит к снижению уровня физической подготовленности учащихся.
2. Предложенная программа скрининг — тестирования позволяет оценить биологический, психологический и социальный компоненты здоровья и получить объективную информацию для принятия правильных педагогических и управленческих решений.
3. Возрастная динамика физической подготовленности детей 7−12 лет характеризуется волнообразным, поступательным и прогрессивным развитием всех показателей. При планировании содержания уроков физической культуры и физической нагрузки учащихся города Кропоткина следует учитывать проявление сенситивных периодов развития высокой и средней чувствительности основных двигательных качеств у мальчиков 7−10 и у девочек 9−10 лет, а так же факт проявления полового деморфизма.
ВЫВОДЫ.
I. Основное концептуальное положение превентивной профилактической политики охраны здоровья детей определяется необходимостью формирования здравосберегающей системы обучения и воспитания, целью которого явилось бы формирование здорового человека, способного предельно долго и счастливо жить в обществе.
Для формирования такой системы обязательными условиями являются: разработка системы оценки здоровья детей, включающая в себя способы оценки биологического, психологического и социального компонентов здоровьяподготовка медицинских работников и учителей физической культуры, принимающих политику превентивной профилактики, изменение отношения учительства к здоровью детей и к основному предмету его формирующему — к «физической культуре «.
II. Результаты проведенных исследований подтверждают тенденцию ухудшения здоровья детей школьного возраста, особенно по таким показателям, как: количество заболеваний, уровень физического развития, уровнь физической подготовленности.
Среди выявленных патологий основное место занимают неинфекционные (нарушения осанки, сколиозы, отставание в физическом развитии и др.), борьба с которыми может эффективно вестись с помощью правильно организованной системы физического воспитания. В этой связи на постановку физического воспитания следует обращать особое внимание.
III. Профессиональная подготовка студентов медицинских училищ к проведению медико-педагогических исследований в общеобразовательной школе должна включать в себя формирование регламентированных официальными документами знаний, навыков и умений для:
— организации ежегодных медицинских осмотров;
— распределения детей на медицинские группы для занятий физическими упражнениями;
— проведения и анализа результатов скрининг-тестирования с целью определения физического состояния детей;
— определения влияния режима деятельности на состояние здоровья;
— проведения врачебно-педагогического контроля за соответствием физической нагрузки возможностям детей;
— формирования у детей поведенческих мотивов здорового образа жизни.
В практике подготовки средних медицинских работников из представленного широкого круга профессионально значимых знаний, навыков и умений лишь частично формируются некоторые. Основная же масса проблем остается незатронутой в процессе обучения.
IV. Переориентация целевой установки программы подготовки средних медицинских работников с обеспечения получения знаний по предметам «Физическое воспитание», «Физиотерапия, массаж и лечебная физическая культура» и «Организация здравоохранения, социальной гигиены и основ менеджмента» на системное повышение профессиональной готовности проводить превентивную профилактическую политику охраны здоровья требует:
— признание того факта, что здоровье человека определяется не отсутствием патологий и анатомических дефектов, а физическим, психическим и социальным благополучием;
— понимания того, что здоровье, в первую очередь, зависит от деятельности самого человека и стандартов обучения и воспитания, и лишь в незначительной степени от деятельности учреждений здравоохранения ;
— пересмотра содержания и методики преподавания предмета «Физическая культура» с увеличением доли профессиональной подготовки, некоторого изменил содержания предметов «Лечебная физическая культура» и «Социальная гигиена», введения специальной практики, проводимой в общеобразовательной школе, т. е. приведения фрагментарных знаний по медицинской профилактике в единую систему.
V. Системно организованное обучение учащихся медицинского училища методике работы по медицинскому обслуживанию учащихся общеобразовательных школ приводит к улучшению информированности обучающихся по проблемам физического воспитания, лечебной физической культуры, организации здравоохранения и социальной гигиены, тем самым повышая уровень профессиональной подготовки.
Так сумма занятых мест, определенная в результате компьютерного тестирования, по вопросам теории и методики физического воспитания у участников экспериментальной группы, составляет 59,4+ 32,7, а у участников контрольной группы — 158,6 + 39,4 (Р < 0,001). Такие же результаты обнаруживаются при сравнении количества полученных баллов и рейтинга. Аналогичное положение обнаруживается и по другим предметам.
Выявлен высокий уровень коэффициента ранговой корреляции Спирмена (г = от 0,65 до 0,88), отражающих взаимосвязь между полученными оценками, занятыми местами и рейтингом у представителей экспериментальной и контрольной групп. То есть подтверждается взаимосвязь уровней информированности по разным предметам единого профессионального направления.
VI. Улучшения отношения к физической культуре, понимание ее социальной ценности, происходящее в процессе профессиональной подготовки учащихся медицинского училища к ведению превентивной профилактической работы по охране здоровья школьников приводит к активизации их самостоятельной двигательной активности. В результате этого, при уменьшении количества практических занятий по физическому воспитанию в экспериментальных группах не произошло снижения уровня физической подготовленности. Более того, на заключительном этапе участники экспериментальной группы имели более высокие результаты в беге на 2000 м (Р < 0,001), в беге на 60 м (Р < 0,01), прыжкам в длину с места (Р < 0,01), а также по показателям силы.
VII. В содержание базового скрининг-тестирования должны вводиться признаки, позволяющие производить единую комплексную оценку физического состояния человека.
К таким признакам могут быть отнесены: а) наличие психических и физических аномалий, выясняемых при анкетном опросеб) соответствие возрастным нормам показателей гемодинамики и физического развитияв) наличие нарушений опорно-двигательного аппаратаг) соответствие уровня физической подготовленности воэ-растно-половым нормамд) острота зрения, выявление предмиопиие) выявление протеинурии и глюкозурии.
VIII. Программа оценки физического состояния при скрининг-тестировании включает в себя 8 шагов: а) формирование возрастных группб) распределение группы по половому признакув) выявление патологий, предпатологических состояний и факторов рискаг) определение уровня физического развитияд) определение уровня физической подготовленностие) составление профиля индивидуального физического состояния ребенкаж) оценка физического состояния группы детейз) составление заключения — рекомендации.
IX. Возрастная динамика физической подготовленности детей 7−12 лет характеризуется волнообразным поступательным и прогрессивным развитием всех показателей, за исключением подвижности в тазобедренном суставе. Наблюдается как неравномерное развитие одного качества во времени (гетерохронность), так и неравномерность развития качества в зависимости от места измерения (гетеротроп-ность). Проявление гетерохронности приводит к появлению критических и субкритических периодов, учет которых позволяет оптимизировать процесс физического воспитания.
У мальчиков в период с 7 до 10 лет и у девочек с 9 до 10 лет наблюдаются сенситивные периоды высокой и средней чувствительности по основным двигательным качествам.
Обнаружен половой деморфизм, проявляющийся в разнице исходного уровня развития двигательных качеств, несовпадении сенситивных периодов и дефинитивного уровня развития качеств.
Практические рекомендации.
I. В разделе профессионально-прикладной физической подг-товки средних медицинских работников по предмету «Физическое воспитание» целесообразно предусмотреть прохождение следующих разделов :
1) Характеристика системы физического воспитания (4 ч. лекций);
2) Обучение в процессе физического воспитания (12 ч. лекций и 12 ч. практики);
3) Развитие двигательных качеств (8 ч. лекций и 24 ч. практики);
4) Формы организации и методики физического воспитания в общеобразовательной школе;
5) Медико-педагогические исследования в физическом воспитании .
II. При планировании уроков по физической культуре в обще-ф образовательной школе необходимо учесть возможность комплексного развития двигательных качеств в возрасте от 7 до 10 лет у мальчиков и от 9 до 10 у девочек, а также факт проявления полового де-морфизма в периоде онтогенеза от 7 до 12 лет. 0 III. При массовом обследовании методом скрининг-тестирования по предлагаемой программе представляется возможность получения объективной информации: а) о состоянии конкретного ребенка;
6) о состоянии классав) о сенситивных периодах формирования двигательных качеств и показателей физического развитияг) о проявлении полового деморфизма.
То есть создается основа для эффективной организации процесса физического воспитания.
IV.
Заключение
по результатам скрининг-тестирования ребенка и класса в целом должны делать медицинский работник и учитель физической культуры. Следует определить необходимость консультации врача, оценить физическое состояние и определить медицинскую группу, наметить состав и направленность применяемых средств физического воспитания.
V. В процессе физического воспитания младших школьников особое внимание необходимо обращать на применение средств профилактики таких заболеваний, как: понижение остроты зрения, нарушения осанки, отставание в физическом развитии.
В ходе медицинских осмотров нарушения осанки врачами систематически не диагностируются.
VI. Применение системы компьютерного тестирования знаний позволяет активизировать процесс познания, а также объективно выявить уровень подготовленности каждого, соотнося знания с требованиями программы, со степенью овладения материала другими учениками .
Список литературы
- Абдульманова Л.В. Здоровье детей в современном дошкольном образовательном учреждении: Тезисы Всеросийской научно-практической конференции «Человек, культура, здоровье». М. «Генезис» 1997.1. С. 181−188.
- Абрамов М.С. Рыбалко A.M.Современные подходы к оценке физического развития важнейшего показателя общественного здоровья.// Гигиена и санитария.- 1983.-N 6.-С.69−71.
- Автандилов Г. Г. Медицинская морфометрия.- М.: «Медицина», 1990. 384 С.
- Агаджанян H.A. Адаптация и резервы организма.- М: Фис., 1983 С.
- Альбицкий В.Ю., Сорокина A.B., Ананьин С. А. Состояние здоровья, образ и условия жизни детей группы медико-демографического риска.// Здравоохранение Российской федерации. 1994.- N 1.1. С. 28−30.
- Амбарцилов Т.М. О взаимосвязи физического развития и состояния здоровья. // Труды Ереван, мед. ин-та, 1972, вып.15, кн.2, с. 149−154.
- Амосов Н.М. Учись не стареть. // «Известия».- 1983.- 11 март.
- Ананьев Б.Г., Беккер Л. Л., Ломов Б. Р., Ярмолинский A.B. Осязание в процессе познания и труда.-М.: Изд. АПН РСФСР, 1959. 118 С.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.1. М.: Педагогика, 1980. 121 С.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- JI.: Изд. ЛГУ, 1968. 86 С.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных сиситем.-М.: Медицина, 1975−402 с.
- Анохин П.К. Проблема центра и периферии.// В кн. Проблема центра и периферии в физиологии нервной деятельности. Горький, 1935., — 68. С.
- Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. // Принципы системной организации функций. М.: Наука, 1973. 93 С.
- Апанассенко Г. Л., Науменко Р. Г. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида //Теория и практика физической культуры.- 1988.- N4.- С. 29.
- Апанасенко Т.Л. Охрана здоровья здоровых: кто в ответе. Теория и практика физической культуры. 1988.- № 12 — С. 19−20.
- Артюшенко А.§-. О подготовке учителя физической культуры. // Теория и практика физ. подготовки.- 1989.- №" 10, — С. 45−51.
- Ахметов С.М. Методика физической подготовленности школьников 7−11 лет в зависимости от уровня их физического развития: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Краснодар, 1996. — 18с.
- Ахтаов P.A. Формирование общей и профессиональной физическойкультуры в системе профессионально-технического обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Майкоп, 1994. — 2бс.
- Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М. : — Медицина, 1979.- 298 с.
- Базунцев Г. А. Физическое развитие, состояние здоровья и влияние занятий спортом на физическое развитие школьников г.Андижана.: Автореф.дисс.канд.мед.наук. М.: — 1967 г. 26 С.
- Бакаев И. Методологическое значение категорий необходимости и случайности для биофизики. // Вопросы логики и методологии наук.- Сб. науч. трудов. Т.87, вып. 1, Фрунзе, 1974 42 С.
- Бальсевич В.К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность. //Теория и практика физической культуры.- 1995.-N4. С.32−36.
- Бальсевич В.К. Феномен физической активности человека, как социально- биологическая проблема // Вопросы философии 1981.-N8.- С.78- 89
- Бальсевич В.К., Калинин В. М., Шкиперский B.C. Возрастные особенности реакции кислотно-основного равновесия крови у юныхспортсменов на гарварский степ-тест.//"Теор. и практ. фиэ.культ. 1980.- N 10.- С. 33−35.
- Бальсевич В.К. Интелектуальный вектор физической культуры человека. К проблеме развития физического знания//Теория и практика физической культуры.- 1991.- N7. С.37−41.
- Богданов Г. П. Руководство физическим воспитанием школьников. М.: «Просвещение», 1972.- 143 с.
- Большая медицинская энциклопедия.- М: Сов. энциклопедия, 1960.- Т.17. 47 с.
- Бондаревский Е.Я. Педагогические основы контроля за физической подготовленностью учащейся молодежи: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М.:1983. -45с.
- Бондин В.И., Дрижика А. Г., Мареев В. И. Коррекция психического состояния у учащихся в процессе физического воспитания: Проблемы совершенствования системы физ. воспитания.-Карачаевск: КЧГПУ, 1996.- С 26−27
- Бондин В.И., Баршай Б. М., Мареев В. И. Концепция валеологичес-кого образования: Проблемы совершенствования системы физ. воспитания.- Карачаевск: КЧГПУ, 1996.- С .63−65.
- Брехман И.И. Валеология наука о здоровье.-М.:ФиС, 1980−208.С
- Брехман И.И. Введение в валеологию науку о здоровье. Л.: Изд. Наука, Ленинград, отд., 1987. 112 С.
- Брехман И.И. Философия- методологические аспекты проблемы здоровья человека // Вопросы философии.- 1982.- N 2.-С.48−52.
- Букреева Д.П. Возрастные изменения максимального темпа движений у детей 7−10 лет: Автореф.дис.канд.мед.наук.- М.- 1955. 26 С.
- Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах.: Учебное пособие для техникумов. М.: Высшая школа, 1986,255 с.
- Бунак В.В. Об увеличении роста и ускорении полового созревания современной молодежи в свете советских соматических исследований В кн.: Вопросы антропологии. Выпуск 28.- М., 1968, С. 26−59
- Бундаков М.П. Индивидуализация средств и методических подходов на уроках физической культуры как условие эффективного развития физических качеств и психических процессов школьников: Авто-реф.дис.. канд.пед.наук. Л., 1980. — 21с.
- Бутенко Б.И. Новое в понимании здоровья. // Теория и практика физической культуры 1988.- N 7, — С. 19−22.
- Бутенко К. Дыхание: Семь раз отмерь //Сов.Сибирь.- 1987.-N4. 12 февраль. — 5 с.
- Буркистрова Н.И., Юдина H.H. Состояние опорно-двигательной системы учащихся, обучающихся в школах-лицеях и школах-гимназиях юго-восточной зоны Московской области.:Проблемы совершенствования системы физ. воспитания.- Карачаевск: КЧГПУ, 1996.- С. 71−75
- Волков В.М. К проблеме предпосылок развития двигательных способностей. //Теория и практика физической культуры. N 5−8. 1995. 41 С.
- Волков Л.В. Система направленного развития физических способностей учащихся в разные возрастные периоды: Автореф. дис.. докт.пед.наук. -М., 1984. 40с.
- Василенко H.A. Состояние и перспективы развития службы охраны здоровья женщин и детей в республике Адыгея. Майкоп. Министерство здравоохранения респ. Адыгея, 1993. 22 с.
- Васильева В.Е., Демин Д. Ф. Врачебный контроль и лечебная физическая культура.- М. Физкультура и Спорт, 1968. 53 с.
- Васильев К.К., Старкив Н. Г., Чернобров И. В. Тенденции в здоровье населения Сумщины: демографический аспект.-//В материалах 1 Международного конгресса по интегративной антропологии. Сборник.-- Тернополь, 1995.- С. 92−93
- Вакуленко Л.О., Прилуцька Г. В., Прилуцький П. Л. Сколз.оз -проблема cyracHoi школи. //1 Межнародний конгрес з 1нтегративн01 антрополога^. (Збхрник науковых pa6iT). Тернопл. ль, 1995. -С. 89−90
- Веремкевич Л.В. Динамика развития детей в дошкольных учреждениях и их медицинское обслуживание: Автореф.дисс.мед.наук.М. 1970. 24 с.
- Ветчинкина И.А. Развитие функций зрительного анализатора в онтогенезе.: Проблемы совершенствования системы физ. воспитания.-Карачаевск: КЧГПУ, 1996. С. 72−73
- Викулов А.Д., Морозов А. И., Турчанинов С. Ю., Никулина Л. И. Динамика адаптационного потенциала школьников //Тезисы докл. У на-учно-практич.конф. «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире». Коломна, 1995. — С. 68 -69.
- Виноградов П.А. Социокультурные аспекты пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и олимпизма. Социокультурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни. М: Советский спорт, 1996.- С. 21−32
- Виру A.A. К интеграции в преподавании биологических дисциплин в физкультурных вузах.// Теория и практика физической культуры. 1989.- №> 10. — С. 51−52
- Виру A.A. Механизмы общей адаптации // Успехи физиологических наук. 1980.- N 4.- С.27−46.
- Виру A.A. Физиологические основы оздоровительного эффекта физической тренировки.//Теория и практика физической культуры. -1984.- N 9. С. 16−19.
- Войтенко В. П. Похомов A.M. Системные механизмы развития и старения. JI.: Наука, 1986. 184 с.
- Волошин В.И., Кутниренко Е. А. Взаимосвязь функциональных нарушений осанки и физической подготовленности учащихся ПТУ.// Теория и практика физической культуры 1989.- N 4.- С.15−17.
- Воляньски П. Типология и формирование осанки у детей и молодежи города и деревни.//Тр.VI научн.коферен. по возрасти. мор-фол ., физиолог. и биохим.-М: Просвещение, 1965. 68 с.
- Воронцов H.H., Сухорукова Л. Н. Эволюция органического мира. М.: Просвещение, 1991. 53 с.
- Всесоюзный съезд врачей. Москва, 17−19 октября 1988 г. Материалы и стенограмма съезда. М.:"Медицинская энциклопедия", 1989.-208 с.
- Гаркави Л.Х., Квакин Е. Б., Уколова М. А. Адаптационные реакции и резистентность организма.- Ростов/н.Д.:Изд.ун-та, 1977.-120с.
- Годик М.А., Бальсевич В. К., Тимошкин В. Н. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека. //Теория и практика физической культуры 1994.-N 5−6.-С.24−32.
- Гольдштейн А.Б. Изменения некоторых функций опорно двигательного аппарата в процессе физического воспитания у детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья. В кн.: Физическое воспитание школьников с отклонениями в состоянии здоровья./ Ред.
- Крячко И.А.- М.: Медицина, 1969. 124 с.
- Горбунова Е.А. Межпредметные связи в системе формирования физической культуры школьника: Автореф. дис.. канд.пед.наук -М., 1992. 24 с.
- Гужаловский A.A. Развитие двигательных качеств у школьников. Минск: Полымя, 1978. — 87с.
- Гужаловский A.A. Физическое воспитание школьников в критические периоды развития.// Теория и практика физической культуры.-1977.-N 7.- С. 37−39.
- Гужаловский A.A. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста: Автореф.дис.док.пед.наук М., 1979. 28 с.
- Гунажоков И.К. Особенности формирования физической культуры личности в условиях регламентированных занятий в общеобразовательной школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Майкоп, 1995. -17с.
- Дембо А.Г. Актуальные проблемы современной спортивной меди-цины.М.: Физкультура и спорт, 1980.- 216 с.
- Демидова С.В. Влияние упражнений повышенной координационной сложности на физическое развитие детей дошкольного возраста(4−7 лет): Автореф.дисс.канд.биолог.наук. Краснодар, 1988. 28 с.
- Дибнер Р.Д., Левин М. Я., Павлова В. А. О распределении студентов на учебные группы для занятий физической культурой.// Теория и практика физической культуры.- 1991 Ns 6.- С. 17−18.
- Дибнер Р.Д., Синельников Э. М. Актуальные вопросы медицинского обеспечения массовой физической культуры.// Теория и практика физ. культуры. 1986.- К? 10. — С. 40−41.
- Дорожнова Х.П. Роль социальных и биологических факторов вразвитии ребенка. М.: Медицина., 1983.-160с.
- Дубинин Н.П. Биологические и социальные факторы в развитии человека. // «Вопросы философии». 1977.- N 2. С. 26−28
- Душанин А.П. Основные социокультурные проблемы физической культуры.: Социокультурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни.М.: Советский спорт, 1996. С.51−62
- Забота о здоровье народа.//Теория и практика физической культуры. 1987, — N 10.- С. 21−23.
- Засухина В.М. Гипертонические состояния у детей и подростков. М.: Медицина, 1962. 212 с.
- Иванюшкин А.Я. «Здоровье» и «Болезнь» в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР.1982.т.45,N4.С.29−33 .
- Иваськин С.И. Физическая подготовленность шестилетних пер-вокласников // Тезисы Всесоюзно научно-практической конференции. Проблемы физического воспитания детей и учащейся молодежи. М.: ВНИИФК, 1990 С.15−18
- Иорданская Ф.А., Кузьмина В. Н., Болотов Б. П. Функциональная готовность и состояние здоровья спортсменов в процессе долговременной адаптации к напряженным физическим нагрузкам. //Теория и практика физической культуры. 1988. — N 11. С. 16−18
- Иорданская Ф.А., Кузьмина В. Н., Калачева O.K., Чебураев B.C., Джумаев Х. К. Комплексная медико-биологическая методика определения специальной тренированности гимнастов. //Теория и практика физической культуры ." 1984. — N 8. — С.21−23.
- Использование скренинг-тестов при массовых обследованиях детей дошкольного возрастов.: Метод, указания. М.: Мин. здрав. СССР, 1984.- 27 с.
- Истошин Н.Г. Социально-медицинские аспекты здоровья современного человека: Автореф. дис. канд. социол. наук. Ростов на Дону, 1997. 31 с.
- Казначеев В.П., Баевский P.M., Берсенеева А. П. Донозологи-ческая диагностика в практике массовых обследований населения. JI.: Медицина, Ленингр. отд., 1980. 63 с.
- Казначеев В.П., Чуприков А. П. Функциональная асимметрия и адаптация человека. В сб.: Функциональная асимметрия и адаптация человека. Изд. НИИ психотерапии МЗ РСФСР. М., 1976. 63 с.
- Калайков И.Д. Цивилизация и адаптация. М.: Прогресс, 1984. 23 с.
- Кардялис К.К., Гоштаус А. А. Эффективность мероприятий по увеличению физической активности учащихся в рамках профилактики хронических неинфекционных болезней.// Теория и практика физической культуры.-1987-й 5.- С. 31−32.
- Карпман В.Л., Абрикосова М. А. Некоторые общие закономерности адаптации сердечно-сосудистой системы человека к физическим нагрузкам.// Успехи физиологических наук. Т.10. 1979.-n 2. С.112−118
- К здоровой России. Политика укрепления здоровья и профилактики заболеваний: Приоритет основные неинфекционные заболевания.: М.:1994.- 80 с.
- Книга учителя физической культуры./ Под редакцией В. С. Каюрова.- М.: Физкультура и спорт., 1973. 212 с.
- Кодхешау М.Х. Физическое воспитание студентов вузов и факторы, его определ/яЮЩие: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Майкоп, 1995. — 15с.
- Комплексная программа физического воспитания учащихся 1−11 классов общеобразовательной школы // Физическая культура в школе. 1987. — N 6,7,8. 83 с.
- Комбарова M.B. Психолого-педагогическая помощь как средство профилактики неуспеваемости младших школьников./ Тезисы Всеросийс-кой научно-практической конференции «Человек, культура, здоровье».-М.: «Генезис» 1997.- С.189−192
- Кондратьева М.К. Какой быть физкультуре в новой школе? // Физкультура и спорт. 1989. — N 4. — С.28.
- Гужаловский A.A., Дембо А. Г. Концепция непрерывного физического образования детей и учащейся молодежи. М.: ВНИИФК, 1989. -22с.
- Колчинская А.З. Кислородные режимы организма ребенка и подростка. Киев:"Наукова думка", 1973. С. 24
- Корольков A.A., Петленко В. П. Философские проблемы теории нормы в биологии и медицине, — М.?Медицина, 1977.- 391с.
- Корочкин Л.И. Взаимодействие генов в развитии. М.: Наука, 1977. 183 с.
- Корольков A.A., Петленко В. П. Философские проблемы теории нормы в биологии и медицине. М.:"Медицина", 1977.- 391 с.
- Корчагин В. Здоровье населения и здравоохранение России.// Российский экономический журнал. 1995, — N 4 С.63−73.
- Койчуев А.Д. К вопросу совершенствования физического воспитания: Проблемы совершенствования системы физического воспитания.-Карачаевск: КЧГПУ, 1996.- 3−7 с.
- Кряж В.Н., Гужеловский A.A., Ворсин E.H. Концепция базовой программы физического воспитания учащихся и студентов Белорусской ССР.// Теория и практика физической культуры.-1991.- № 6.- С.2−8.
- Кубат К. Физиология и патология пубертатного периода.-София, 1965. 218 с.
- Кудаев Э.А. Динамика линейных размеров сердца мальчиков июношей в онтогенезе при различном уровне двигательной активности. \ Теория и практика физической культуры 1996.- N 3. 301 с.
- Левин В. М. Материалы для контроля и оценки физического состояния подростков. Л. .'Медицина, 1966.-138 с.
- Лиходкина Т.М. Нормы и критерии оценки функциональных показателей и физических качеств школьников Краснодарского края 7−16 лет. Автореф. дисс. кандид. биолог, наук, Краснодар, 1977 г. 22 с.
- Лях В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе // Теория и пактика физической культуры. 1990. — N 9. — С.10−14.
- Лях В.И., Кофман Л. Б., Мейксон Г. Б., Копылов Ю. А. Передовой педагогический опыт в физическом воспитании школьников.: Научный анализ. Проблемы. Находки. РАО, МГФСО, М., 1992.- 97с.
- Мамгетов К.Ю. Функциональное состояние и физическое развитие детей Республики Адыгея, автореферат диссертации КМН, Краснодар, 1995.-22 с.
- Маслов В.И., Зволинская H.H., Корнилов В. М. Непрерывное образование: подходы к сущности. // Труды ученых ГУОЛИФКа. Ежегодник. -Москва, 1993.- С. 102−117
- Матвеев А.П. Теоретико-методологические основы формирования учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе.: Дис в виде научн. доклада. доктора пед. наук. М.: 1997.70 с.
- Матвеев А.П. Концепция формирования основ учебного предмета физическая культура в общеобразовательной школе. М.: Российская академия физ. культ., 1997. 40 с.
- Маркин В.П. Многоуровневая структура высшего образования в области физического воспитания. В сб. Труды ученых ГУОЛИФКа. Ежегодник, Москва, 1993.- С. 123−126
- Мартиросов Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии. М.: Физкультура и спорт. 1977. 199 с. 120. «Массовые медицинские обследования» Тетрадь общественного здравоохранения 45, ВОЗ, Женева, 1975. 40 с.
- Меерсон Ф.З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988. 56 с.
- Межэкерин H.A. Биологическое время и его метрики. Фактор времени в функциональной организации времени живых систем. Л.: Наука, 1980.- С. 20−24
- Минбулатов В.М. Дидактические основы предмета «физическая культура» Махачкала: Даггоспединститут, 1993.-84 с.
- Минбулатов В.М. Физическая культура в школе. Очерки дидактических основ. Махачкала: Дагучпедгиз, 1993.-160 с.
- Михайлова Т.М. Нормы и критерии оценки функциональных показателей и физических качеств школьников Краснодарского края 7−16 лет: Автореферат. канд. биол. наук. Краснодар, 1997.-21 с.
- Мишин A.C. Влияние занятий различными видами спорта на физическую работоспособность // Адаптация человека и животных в норме и патологии. Ярославль, 1973. — Вып.121.- С.100−104
- Мкртчян A.A., Пономарчук В. А. Теоретико-практические основы формирования физической культуры подростка. М.: Изд-во МГУ, 1996. — 16 с.
- Мовган В.О., Поморский Ю. Л. Физическое развитие Ленинградских школьников по данным 1927−1930 гг.- Л., 1933. 28 с.
- Моисеев Н.И. Свойства биологического времени.Фактор времени в функциональной организации времени живых систем. Л.: Наука, 1980.- С.20−24
- Мотылянская P.E., Ерусалимская A.B. Врачебный контроль при массовой физкультурно-оздоровительной работе. М.: Физкультура и спорт, 1980. 92 с.
- Мотылянская P.E., Стогова Л. И., Иорданская Ф. А. Физическая культура и возраст. М.: Физкультура и спорт, 1967. 40 с.
- Назиров О.Т. Физическая подготовленность старшеклассников, проживающих на территории Узбекской ССР.// Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции «Проблемы физического воспитания детей и учащейся молодежи».-Москва, 1990.-С. 26−27.
- Некоторые показатели социального развития регионов Российской Федерации.М.: Государственный комитет Российской Федерации по статистике, 1993. 126 с.
- Никитина Г. М. Формирование целостной деятельности организма в онтогенезе. М.: «Медицина», 1971.-154 с.
- Никитюк Б.А., Коган Б. И. Антропологические основы детско-юношеского и женского спорта. // Новости антропологии и антропоэкологии. Винница, 1992.- N 3−4, — С.31−34.
- Никитюк Б.А. Факторы роста и морфофункционального созревания организма .М.: Медицина, 1978.- 143 с.
- Никитюк Б.А. Физическая культура. //Теория и ПРАКТИКА физической культуры. 1979.- N 10. — С.15−18.
- Об итогах работы федерального и территориального центров медицинской профилактики в 1995 г. и путях ее совершенствования: Информационно-методический бюллетень N 2.-(Медицинский федеральный центр профилактики С. 3−18).
- Обращение участников четвертой Всесоюзной научной конференции «Физическое воспитание и школьная гигиена» к ученым, педагогам, представителям органов народного образования, общественности. //Теория и практика физической культуры.-1992.- № 1.- 37 с.
- Панкова JI., Кузнецева А. Валеология в школе и дома.// Народное образование.- 1996.- N 10.- С.52−54. т
- Пискунов В.А. О смене парадигмы в медицине и здравоохранении .// Здравоохранение Российской Федерации.- 1994.-N 1.- С. 33−38.
- Письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации «О нарушениях прав детей на охрану жизни и здоровья» (12.08.96. Н91-ГП-118−98)
- Письмо Министерства общего и профессионального образования N5 1883/29−11 «О неудовлетворительном исполнении законодательства об озране здоровья обучающихся»
- Покатило В.М. Динамика физической подготовленности организма и некоторые показатели функционального состояния дошкольников в связи с занятиями физическими упражнениями. Автореф. дисс. канд. мед. наук, Донецк 1975. 32 с.
- Потапов А. И. Васильев М.В. Гигиенические аспекты медико-экологического районирования в Сибири.// Вестник Российской академии мед. наук.М.: Медицина, 1993. 17−20 с.
- Практическое пособие по врачебному контролю за физическим воспитанием детей и подростков./ Ред. Савицкий В.В.- Краснодар, 1987.-141 с.
- Приходько В. В. Неверкович С.Д. К построению понятия «физкультурная деятельность». В сб. Труды ученых ГУОЛИФКа. Ежегодник, Москва, 1993 г.- С.117−123.
- Проблемы постнатального сомато-психического развития./ Пер. с нем. Э. А. Грабоя.- M"Медицина", 1974.-316 с.
- Равич-Щербо И. В. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. М: Педагогика, 1988.-336 с.
- Резлер Х.Д., Эггерс X., Кюлц И. и др. Критерии и нормативы нормального соматического и психического развития от периода ново-рождения до окончания периода созревания. В кн. Проблемы соматопсихического развития. М.: «Медицина», 1974- 103 с.
- Рейзин В.М. К дискуссии о спортивной медицине.// Теория и практика физической культуры.-1981.- ft 10. 42 с.
- Рипа М.Д. и др. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе./ М. Д. Рипа, В. К. Велитченко, С.С. Волкова- под редакцией М. Д. Рипы.- М.: Просвещение, 1988.- 175 с.
- Рифтин А.Д., Гельцер Б. И., Григоренко Г. Ф. Распознание функциональных состояний на основе кибернетического анализа сердечного ритма.- Владивосток, 1986. 83с.
- Романов В.П. Подготовка студенток педагогических вузов к внеклассной работе по дзюдо: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995.-21 с.
- Самигулаин Г. Х. Изменение артериального давления под влиянием физической нагрузки большой интенсивности у мальчиков школьного возраста.// Адаптивные реакции организма школьников к физическим и умственным нагрузкам. Пермь.:ПГПИ, 1986.- С.29−35
- Сахно A.B. Теоретико-методологические и медико-социальные проблемы общественного здоровья: Автореф. дис. доктора мед. наук. М., 1992. 36 с.
- Сборник учебно-программной документации по специальности «лечебное дело», квалификация -фельдшер общей практики. Министерство здравоохранения Российской Федерации.М., 1989. 42 с.
- Седов K.P. Проблемы сохранения и улучшения состояния здоровья малочисленных народов Севера.// Вестник Российской академии медицинских наук.- 1993, С. 5−9.
- Семенов А. Если врач вместе с педагогом. // Медицинская газета .-1995.-16 авг.
- Семенова Т.Д. Суточные ритмы физиологических ритмов при экстремальных воздействиях и теоретические и прикладные аспекты анализа временной организации биосистемы— М.: Наука, 1976.-С.120−130
- Симонов П.В. Междисциплинарные концепции человека. М. Знание, 1983.- 114 с.
- Смирнов K.M. Физическая работоспособность в тестах международной биологической программы: Физическая работоспособность человека. Новосибирск, 1970 — с. 6−24.
- Смирнов Ю.И. Комплексная оценка и контроль спортивной подготовленности.- Малаховка, 1986.- 68 с.
- Сонькин В.Д. Аэробная производительность при физических нагрузках у мальчиков школьного возраста // Педиатрия. 1978 — N 8 С. 17−19.
- Спортивная медицина/ Под общей редакцией Карпмана. М.: Физкультура и спорт, 1980. 128 с.
- Спортивная медицина: Руководство для врачей./ Под редакцией А. В. Чоговадзе, J1.А.Бутченко.-М.: «Медицина», 1984.- 384 с.
- Столяров В.И. Проект «Спарт» и новая комплексная система физкультурно-спортивной работы с целью духовного и физического оздоровления России.// Теория и практика физической культуры.-1993.-С. 10−13
- Татаршао А.Х. О государственной политике развития физической культуры и формирования здорового образа жизни населения: Проблемы совершенствования системы физ. воспитания.- Карачаевск: КЧГПУ, 1996.- С.19−21
- Тменов А.Б. Адаптивная система обучения: содержание, структура, пути совершенствования: Автореф. дис.. канд. пед.наук. Майкоп, 1997. — 24 с.
- Тегоев К.И. Социально-педагогически© основы формирования физической культуры дошкольника: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Майкоп, 1996. — 18 с.
- Туманян Г. С. Концептуальные основы и некоторые результаты исследований проблем физической культуры учащейся молодежи. Труды ученых ГУОЛИФКа. Ежегодник, Москва, 1993. С.263−274
- Ушаков Г. К. Особенности развития организма. М.:Медицина, 1977.- 191 с.
- Ульянов В.И. Методические основы профессиональной направленности физического воспитания будущих учителей : Учебное пособие. Пятигорск: Изд-во Пятигорского гос. лингвистического университета, 1996.- 183 с.
- Физическое воспитание: Учебник/ Под редакцией В. А. Головина, В. А. Масликова, А. В. Коробкова и др. М.:Высшая школа, 1983.- 391 с.
- Филатов В.М., ВаЙнер Э.К. Изменения работоспособности старшеклассников под влиянием физических упражнений на выносливость. В сб.: Новые исследования по возрастной физиологии.-М.: Педагогика, 1986, N 1. 156 с.
- Хакунов Н.Х. Формирование физической культуры личности в учебных заведениях разного типа. Автореф. дис. дохт. пед. наук.-Краснодар, 1995.- 33 с.
- Хакунов Н.Х. Физическая культура в системе образования. -М.: Советский спорт, 1994. 132с.
- Хасанова H.H. Чумаченко Ю. А. Адаптация учащихся 9-го класса к учебным нагрузкам в условиях лицея и проблема совершенствования системы физического воспитания. Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 1996.- С.124−126
- Хрущев C.B. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. М.: Медицина, 1977. 218 с.
- Хрипкова А.Г., Антропова М. В. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузке. М.: Педогогика, 1982. 218 с.
- Царик A.B. Физическая культура как основа здорового образа жизни сегодня и . в 21 веке.// Теория и практика физической культуры.- 1991.- Ш 1.- С. 2−4.
- Цейтлин А.Г. Физическое развитие детей и подростков.-М.: Медгиз, 1963.- 204 с.
- Чермит К.Д., Мамгетов К. Ю., Мамгетова Л. К. Системно-сим-метрийный метод оценки здоровья человека. Майкоп: Министерство науки и образования, министерство социальной защиты и здравоохранения республики Адыгея., 1994. — 176 с.
- Чермит К.Д. Симметрия асимметрия в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1992. — 48 с.
- Чоговадзе A.B. Медико-биологические аспекты повышения эффективности физического воспитания студентов.// Теория и практика физической культуры.- 1987.- № 10.- С.17−18.
- Чунтыжева З.И. Формирование физической культуры личности в младшем школьном возрасте: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Майкоп, 1997. 26с.
- Чурьянова М.И., Бесстрашная H.A. Важнейшие достижения вобасти гигиены детей и подростков в свете тенденций развития профилактической медицины.// Вестник академии медицинских наук.- М.-1993.- № 8.- С.47−55.
- Шапошников Е.А. Физическое совершенство детей и подростков: биологические, математические и эстетические основы.- Рязань. 1997. 98 с.
- Шапошников В.П. Критические периоды в жизни человека // Человек и среда.JI.: ЛГУ, 1975.- С.181−187.
- Шаханова A.B., Чвань И. И. Медико-биологическая оценка влияния двигательной активности в режиме продленного дня школы на соматическое развитие и физическую подготовленность школьников.-Майкоп: Изд-во Адыгейского госуниверситета, 1991.- 58 с.
- Швец И.М. Основные теоретические подходы при разработке программ «здоровье школьников» / Тезисы Всеросийской научно-практической конференции «Человек, культура, здоровье».-М.:"Генезис", 1997.- С. 296−297.
- Шевченко A.A., Перевощников Ю. А. Основы физического воспитания. Киев: Вища школа. Головное издательство, 1984, 184 с.
- Шулындина Л.В. Биологический возраст как показатель готовности детей к обучению в школе: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М.:1979. — 19 с.
- Шурухин В.К. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного и продленного дня школы с учащимися 1−3 классов. М.: «Просвещение», 1980. 56 с.
- Щедрина А.Г. Здоровье и массовая физическая культура: методологические аспекты. //Теория и практика физической культуры.-1989.- N 4.- С.5−7.
- Щедрина А.Г. Пропоганде физической культуры научную основу.// Теория и практика физической культуры.- 1991.- № 1.-С.6−8.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Педагогика, 1960.-224 с.
- Шевченко А. А. Это больше, чем закон: Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений.// Учительская газета.-1997.-12 авг.
- Ahgun N. Eurofit tests results in thewestern part of Tur-hey // Vith European Pesarch Seminar The Eurofit tests of physical fitness. Izmir. 1990. p. 66−116.
- Annenn M., Ockwell A. Birth order, birth stress and handedness. Cortex, 1980. Vol. 16 N1, p. 181−187.
- Astrand P.O. Experimental Studes of physical workinq capacity in relation to sex and age. Copenhagen, 1952. P.48−53
- Barabas A. Eurofit and Hungarian School Children // Vith European Research Seminar The Eurofit tests of physical // With European Research Seminar The Eurofit tests of physical fitness. Izmir. 1990. p. 117−122.
- Bartonietz K. Ursachen fur eine fehlerhafte Abwurfqestal-tunq im Speed und Diskuswerfen. 1984, N8. S.118−126
- Berlin C., Hughes L., Lowe Bell S., Btrlin H. fitness. Izmir. 1990. pp. 223−232. Riqht Ear Aduantaqe in Children 5 to 13. Cortex, vol 9, 1973, p. 394 — 402.
- Boreham C. Eurofit in Northern Ireland Scool // Vith European Pesarch Seminar The Eurofit tests of physical fitness. Izmir. 1990. p.117 -124.
- Clerico A., Pilo A., Del Chicca V. Cr. e.a. Circumaunual variations in laboratory data of man. Chronobioljgia 1980 — V7, N2. P 265 -267.
- Cernacek J.S., Jagr J.K. Dominancia ruky a nohy v detskue. Bratisl. Lekar. Listy. 1968, N5. -9p.
- Cernacek J., S., Podivinsky T. Nieknore charakteristiky on-togenezy motorikej dominancie y postnatalnom voji. Bratisl., Iek-listy. 1972, N4. 58 p.
- Dempsey J.A., Glednill N., Reddan W.G., Forster H.V., Hanson P.G., Clarmont A.D. " The Marathon", vol. 301, New York, Aka-demy of sciences, 1977. P. 243−261.
- Dimond S.J., Beaumond J.V. On the nature of the interhe-mispheric effects of fatique. Asta Psychol. 1972. N36. 312 p.
- Dimond S.J., Beaumond J.V. Processing in perceptial integration between and within cerebral hemisphere. «Brit. jr. of Psychol.» 1972. N63. — P.118−190
- Falkner F. Prevention in childhood of health problems in adult life. Geneva, 1980. 174 p.
- Gasell A. Studies of child development. New York London. 1948. N22. — 116 p.
- Gazzaniqa M.S. The bisected brain. New York: Appleton, 1970. P.312−313
- Goldstith Ed. The ecology of health // Ecologist. 1980 voe 10, N6/7.p.235−245.
- Gisolfi C., Robinson S. J. Appl Physiol. 1970. Vol 29. P. 161 -768.
- Israel S. Korperlicheleistungsfahigstandigkeit Gesundheit // Med. u Sport. 1979. — Bd .19.- N 7. S — 267−269.
- Kemper H.C.G. Physical fitness testing in children: is it a worthwile activity.// With European Research Seminar The Eurofit tests of physical fitness. Izmir. 1990. p. 8−28.
- Knipping H.W., Bolt W. Uintersuchung und Beurteilung des herzkranken. Praktische Routinenuntersuchung.- Statthart, Enke, 1960 XXIY — 638 s.
- Kressin W., Rautenbach M. Zerebrale Bewegungsstorungen im Kindesalter. Eruhdiairenung. Berlin, Volk und Gesundheit, 1976, s, Bibliogr.: s. 112−119
- Kret V., Suchenwirth P., Ferner U. Neuropsychologia. 1970. N8. P.215−226.
- Lanz V., Titus F., and Wachmmuth Verner. Praktische Anatomie. Bd. l, t.4, 1972 XII, p 35−47.
- Mishkin M., Forgay G. Word Recognition as a Function of Retinal Locus, and of Experimental Psychology, 1952. 73 p.
- Powers S., Walker R. Physiological and Anatomical Characteristics of outstanding Female junior. Tennis Players. Research quarterly for excercoise and sport., v.53. N2. 1982. 42 p.
- Слъынчев П. Каранашев Г. Няхоп данни за физического развитие на болгарските спортисти. «Трудове на висш. инст. за физ. культ.» г. Димитров за 1963/64. Т 7. кн. 5. Медик, и физкульт., София 1964. 318 с.
- Sperry R.W. Hemisphere disconnection and unity in conscious a wazeness. American Psychologist, 1968. 237 s.
- Telkka A., Pere S., Kunnas M. Antropometric studies of finish athletes and wrestlers. «Ann ASF» Medica Anthrohologica «.
- Helsinki, 1951. N 28. 356 s.
- Uhrbrock R.C. Laterality in Art., J of Aesthetics and Art Criticism, 32,1973. p.27−35.
- Vaccaro P., Clarke D.K., Wrenn J.P. Physiological profiles of eliteewomen basketball players. J. Sporte Med. Phys. Fitness, 1979, 19 p. V.
- Златев К. Экспериментална оценка на равновесната устойчи-вост подход за техущ подбор при млади гимнастицию. «Вьпроси за физическата култура», 1985, N4. — 40 с.