Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методика физического воспитания младших школьников, предрасположенных к деструктивному поведению

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научно обоснованная методика физического воспитания школьников младшего возраста, предрасположенных к деструктивному поведению, характеризуется оздоровительной направленностьюобразовательной установкой на формирование положительных качеств (усидчивости, уверенности в себе, снижение конфликтности, умение концентрировать внимание, увеличение объема и качества умственного и физического труда… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретико-методологический анализ литературы по проблеме исследования
    • 1. 1. Роль физического воспитания в формировании устойчивого интереса младших школьников к систематическим занятиям физическими ' упражнениями
    • 1. 2. Особенности формирования положительных качеств школьников младших классов
    • 1. 3. Теоретические основы процесса формирования средствами физической культуры положительных качеств школьников младшего возраста, предрасположенных к деструктивному поведению
  • ГЛАВА II. Задачи, методы и организация исследования
    • 2. 1. Задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Организация исследования
  • ГЛАВА III. Экспериментальная разработка методики физического воспитания школьников младшего возраста, предрасположенных к деструктивному поведению
    • 3. 1. Основные аспекты организации и проведения констатирующего и формирующего экспериментов
    • 3. 2. Определение уровня сформированности навыков использования средств физической культуры в повседневной жизнедеятельности и отбор факторов, способствующих их применению
    • 3. 3. Разработка методики физического воспитания школьников младшего возраста, предрасположенных к деструктивному поведению
  • ГЛАВА IV. Обоснование эффективности экспериментальной методики физического воспитания школьников младшего возраста, предрасположенных к деструктивному поведению
    • 4. 1. Влияние экспериментальной методики на использование различных форм физической культуры во внешкольной деятельности, физическую подготовленность и физическое развитие младших школьников
    • 4. 2. Воздействие экспериментальной методики на изменение физиометрических и функциональных показателей младших школьников опытной группы
    • 4. 3. Направленность экспериментальной методики на улучшение психического состояния, развитие социально значимых качеств, сплоченности коллектива и культурологических стремлений
  • Выводы

Методика физического воспитания младших школьников, предрасположенных к деструктивному поведению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена социальными факторами общественного развития, главным из которых является изменение ориентации развития личности человека на всесторонность и гармонизацию [1- 36- 53]. Одним из направлений в личностной ориентации является формирование устойчивого интереса школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями [239] как основной составной части развитой личности [156- 22].

В настоящее время состояние физического, психического и нравственного здоровья школьников и молодежи России свидетельствует о чрезмерной тенденции к «социальному нездоровью подрастающего поколения», показателем которой является рост преступлений, совершаемых школьниками, в структуре которых преобладают покушение на изнасилование — 2,9%- кражи — 58,6%- разбои и грабежи — 11,2%- вымогательство — 1,6%- хулиганство — 6,8%- преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, — 3,8%- иные — 15% [103]. Рост преступлений, совершаемых подростками, в 10 раз выше, чем у взрослых. Каждое 7 преступление совершается несовершеннолетними, страдающими нервно-психическими отклонениями [233].

Одним из объяснений негативных фактов служит обилие сцен убийств и насилия, жестокости и разврата, транслируемых телеканалами и воплощаемых в компьютерных играх, которые часто воспринимаются подростками как руководство к действию [104]. Чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, недостаточная мотивация и отсутствие навыков использования физических упражнений для формирования уверенности в своих силах, умения управлять своим физическим и эмоциональным состоянием также приводит к негативным последствиям.

Несмотря на то, что физическое воспитание один из любимых предметов младших школьников, около 30% детей ходят на уроки без особого желания и не испытывают к ним положительных эмоций [92]. Было выявлено [66- 161], что подавляющее большинство школьников младшего возраста не имеет сформированных навыков, позволяющих использовать средства физической культуры в повседневной жизнедеятельности. Это провоцирует возникновение вредных привычек и не обеспечивает должного уровня физического, психического и нравственного состояния здоровья. Наметился рост хронических заболеваний дыхательной и сердечно-сосудистой систем, ухудшилось психическое состояние [246]. В этой связи большое значение приобретает исследование процесса физического воспитания для формирования интереса к предмету, усидчивости, уверенности в своих силах, умения концентрировать внимание, дружелюбия [15- 22- 23- 24- 25- 210- 229- 230- 237].

Эта проблема изучалась многими авторами [15- 52- 55- 60- 66- 156- 157- 223]. Однако в доступной нам литературе мы не обнаружили исследований в области физического воспитания школьников младшего возраста, предрасположенных к деструктивному поведению.

Известно, что деструктивное поведение — вид поведения, причиняющий вред не только самой личности, но и, соответственно, общепринятым социальным нормам, это начальный этап формирования девиантного поведения. Эти школьники имеют высокий уровень беспокойности, неусидчивости, у них быстро нарастает физическое утомление. По мнению ряда авторов [15- 85- 142], такие дети входят в основном в «группу риска». Эта группа характеризуется дезадаптацией: физической, учебной, школьной и социальной.

Для формирования физической культуры у учащихся общеобразовательной школы младших классов, направленной на формирование устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями, раннюю профилактику их поведения, формирование положительных черт характера, необходимо разработать научно обоснованную методику физического воспитания. Для решения образовательно-воспитательных и оздоровительных задач наиболее благоприятный период младший школьный возраст, когда дети гиперчувствительны к воздействию социальных, экономических и природных факторов окружающей среды. В этом возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются личностные качества, интересы, мотивы, потребности в системе физической активности [10].

Несмотря на то что программы физического воспитания школьников год от года обновляются, однако их содержание остается практически неизменным, а разработанные региональные программы также не отличаются разнообразием содержания.

Одним из путей решения данной проблемы является научное обоснование содержания учебной программы для учащихся общеобразовательных школ с учетом региональных особенностей [16- 49- 65- 135- 142- 160- 200- 224- 239]. Это позволит существенно повысить эффективность физической, психической и нравственной подготовленности школьников, и тем самым решать задачи обучения необходимым навыкам для успешной адаптации в социально-культурной среде, способам организации самостоятельных занятий, способам укрепления здоровья.

В настоящее время выявлено противоречие между объективной потребностью общества в целенаправленном формировании средствами физической культуры положительных черт характера учащихся, предрасположенных к деструктивному поведению, и недостаточной разработанностыо теоретических и практических основ данной проблемы. Как в теории, так и на практике многие вопросы, связанные с этой проблемой, решаются пока неудовлетворительно. Данное противоречие требует новаций в проведении специальных исследований для повышения эффективности физического воспитания школьников младшего возраста, предрасположенных к деструктивному поведению. В связи с этим, разработку и экспериментальное обоснование методики физического воспитания младших школьников, предрасположенных к деструктивному поведению, основанной на использовании средств и методов физической культуры, следует рассматривать как актуальное направление. С этих позиций предпринятое исследование являлось актуальным с теоретической и практической точек зрения.

Цель диссертационного исследования — разработать и экспериментально обосновать методику физического воспитания младших школьников предрасположенных к деструктивному поведению.

Объектом исследования является организация и содержание учебного процесса по физическому воспитанию младших школьников, имеющих склонность к деструктивному поведению.

Предметом исследования является методика физического воспитания младших школьников, предрасположенных к деструктивному поведению.

Рабочая гипотеза предполагала, что экспериментальная методика физического воспитания младших школьников, предрасположенных к деструктивному поведению, позволит увеличить степень двигательной активностиповысить их функциональное и психическое состояниесформировать необходимую мотивацию к занятиям физической культурой и спортомснизить тревожностьвыработать уверенность в своих силах.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретико-методологическую основу проведенного исследования составляют современные философские, психологические и педагогические концепции, раскрывающие закономерности поэтапно-возрастного развития школьников, теории здорового образа жизнедеятельности, работы ведущих отечественных специалистов в области физического воспитания учащихся общеобразовательной школы (В.К. Бальсевич, Л. И. Лубышева, В. И. Лях, Г. П. Богданов, А. П. Виноградов, Ю. Г. Травин, Б. Ф. Прокудин, Ю.К. Бабанско-го и др.).

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1. На современном теоретико-методологическом уровне разработана и экспериментально апробирована методика физического воспитания учащимися младших классов, предрасположенных к деструктивному поведению. Данный подход основывается на рациональном планировании образовательно-формирующих групп упражнений и подвижных игр в рамках учебного плана по физической культуре в общеобразовательной школе и включающий научно обоснованные пути их выбора и применения.

2. Проведение уроков физической культуры со школьниками младшего возраста, предрасположенных к деструктивному поведению, включает:

— анализ использования средств физической культуры в повседневной жизнедеятельности, психического состояния школьников младшего возраста, предрасположенных к деструктивному поведению;

— выбор средств и методов физической культуры, направленных на формирование необходимых качеств младших школьников;

— разработку методики физического воспитания школьников младшего возраста, предрасположенных к деструктивному поведению.

3. Обосновано рациональное соотношение различных видов двигательных заданий на уроках физической культуры, направленных на повышение физической и умственной работоспособности, уверенности в своих силах, умения концентрировать внимание, что позволит снизить проблему общения с окружающими их людьми.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе комплексных исследований разработана экспериментальная методика физического воспитания младших школьников, предрасположенных к деструктивному поведению. Она расширяет существующие теоретические концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе новыми положениями и направлениями использования дифференцированных программ двигательной деятельности и методики применения средств физической культуры.

Личный вклад автора состоит в определении методического подхода к постановке задач и их решению при организации и проведении экспериментов, статистической обработки, анализа и теоретического обобщения полученных результатов, внедрении их в практику.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты проведенной работы могут быть использованы при разработке учебных программ по физическому воспитанию в общеобразовательной школе, для коррекции индивидуальных программ занятий школьников с различными негативными признаками в поведении, в группах продленного дня, в процессе проведения различных форм занятий физическими упражнениями (проведение физкультурных праздников, на удлиненных подвижных переменах, в режиме учебного дня), на занятиях в спортивных секциях, в учебном процессе высших и средних учебных заведений физической культуры, теории и методике физического воспитания школьников.

Представленные в работе выводы и практические рекомендации могут быть использованы для самосовершенствования и адаптации личности младших школьников, предрасположенных к деструктивному поведению, к условиям современного общества, увеличить стрессоустойчивость к негативным воздействиям физических, психических и нравственных факторов и будут способствовать мотивации к использованию физических упражнений в повседневной жизнедеятельности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Низкий уровень самосовершенствования и адаптации школьников к условиям современного общества. Недостатки в организации и методике преподавания предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе. Необходимость разработки и научно-методического обоснования методики проведения уроков физической культуры с младшими школьниками, предрасположенными к деструктивному поведению, основанной на системном планировании образовательно-формирующих групп упражнений и подвижных игр в рамках учебного материала.

2. Педагогический подход к коррекции индивидуальных программ физического воспитания школьников с различными негативными признаками в поведении, основанный на осознанной, целенаправленной учебно-воспитательной деятельности. Учет индивидуальных особенностей, навыков использования средств физической культуры в повседневной жизнедеятельности.

3. Экспериментальная методика физического воспитания младших школьников, предрасположенных к деструктивному поведению, позволяющая повысить уровень физической подготовленности, сформировать положительную мотивацию к занятиям физической культуры в повседневной жизни, улучшить психическое и функциональное состояние.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследований докладывались на научно-практических конференциях Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского (2004), Московского университета МВД России (2005), Брянского филиала Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры имени П. Ф. Лесгафта (2006), методическом совете учителей физической культуры Брянской городской администрации (2007) и отражены в тринадцати публикациях общим объемом 11,1 печатных листов.

Результаты исследований внедрены в учебно-воспитательный процесс МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 56» и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45» г. Брянска, а также Брянского филиала Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры имени П. Ф. Лесгафта, о чем свидетельствуют 4 акта внедрения.

выводы.

1. Анализ научно-методической литературы показал, что в ней недостаточно освещены вопросы, касающиеся методики физического воспитания школьников младшего возраста, предрасположенных к деструктивному поведению. Этот вопрос актуален в связи с существующей тенденцией к «социальному нездоровью подрастающего поколения», показателем которой является рост преступности среди несовершеннолетних школьников, их криминальной активность. Это предполагает поиск новых средств, методов и форм организации учебных занятий, обладающих выраженным профилактическим и оздоровительным эффектом, что позволит существенно повысить эффективность физической, психической и нравственной подготовленности школьников. На этой основе будут более успешно решаться задачи физической культуры по укреплению здоровья, организации самостоятельных занятий и адаптации в социальной среде.

2. Определены теоретико-педагогические подходы к выявлению уровня сформированности физических качеств младших школьников, предрасположенных к деструктивному поведению. Выявлено, что у школьников этого возраста отсутствуют навыки применения средств и методов физической культуры в повседневной жизнедеятельности, высок уровень тревожности и неуверенности в своих возможностях.

3. Исследованы и систематизированы основные факторы, стимулирующие формирование положительных качеств младших школьников, предрасположенных к деструктивному поведению. Результаты исследования показали, что к основным факторам, стимулирующим формирование положительных качеств младших школьников, предрасположенных к деструктивному поведению, относятся эмоциональное состояние школьников, учеба в дружном коллективе, самооценка, способ организации деятельности и ее характер, интерес к деятельности.

4. Определены основные компоненты методики физического воспитания младших школьников, предрасположенных к деструктивному поведению. К ним относятся различные формы физической культуры, применяемые во внешкольной и учебной деятельности школьников, психическое состояние, сформированность социально значимых качеств и культурологических стремлений.

5. Разработана методика физического воспитания школьников младшего возраста, предрасположенных к деструктивному поведению, предусматривающая специализированный целенаправленный процесс, включающий в себя шесть групп образовательно-формирующих упражнений. В первую группу вошли упражнения и подвижные игры, направленные на снижение уровня беспокойства. Вторая группа представлена упражнениями и подвижными играми, способствующими снижению быстроты нарастающего умственного утомления. Третья группа включает упражнения для формирования уверенности в своих силах. Четвертую группу составили упражнения и подвижные игры, направленные на уменьшение тревожности. Пятая группа представлена упражнениями и подвижными играми, формирующими умения концентрировать внимание. В шестую группу включены упражнения и подвижные игры, направленные на снижение трудностей в общении и формировании взаимопомощи.

6, Главная особенность разработанной методики физического воспитания и ее отличие от практикуемых до настоящего времени методик сводится к системному планированию данных образовательно-формирующих групп упражнений и подвижных игр в рамках учебного материала по физической культуре в каждой учебной четверти. Количество упражнений с возрастом увеличивается: от 5 — 6 раз во 2 классе до 10 — 12 раз в 3 классе, время подвижных игр возрастает с 2 — 3 минут во 2 классе до 4 минут в 3 классе. Подвижные игры повторяются от 2 до 4 раз, после каждой игры предусматривается перерыв 30−60 секунд с обязательным анализом хода игры.

7. Научно обоснованная методика физического воспитания школьников младшего возраста, предрасположенных к деструктивному поведению, характеризуется оздоровительной направленностьюобразовательной установкой на формирование положительных качеств (усидчивости, уверенности в себе, снижение конфликтности, умение концентрировать внимание, увеличение объема и качества умственного и физического труда) — освоением интеллектуальных, информационных и двигательных ценностей физической культурыдифференциацией учебного процесса в зависимости от уровня сформированности личностных качеств, физического состояния здоровья и функциональных возможностей школьниковиспользованием в учебном процессе нетрадиционных образовательно-формирующих упражнений, направленных на формирование положительных качеств учащихсяформированием умений, необходимых для самостоятельных занятий физическими упражнениямиявляется средством ранней профилактики и коррекции поведения школьников, предрасположенных к деструктивному поведению.

8. Внедрение в практику образовательного процесса методики физического воспитания младших школьников, предрасположенных к деструктивному поведению, формирующей основные двигательные качества, свидетельствует о возможности существенного повышения эффективности уроков физической культуры в виде улучшения на статистически достоверном уровне (р < 0,01) показателей двигательной подготовленностисформировать положительную мотивацию к занятиям физической культурыулучшить функциональное состояние организма (р < 0,001) — снизить уровень текущей тревожности (р < 0,05) — повысить уровень уверенности в себе (р < 0,05) — повысить сформированность социально значимых качеств (р < 0,05), культурологических стремлений и уровень сплоченности коллектива (р < 0,05).

9. Проведенное исследование позволило разработать и научно обосновать принципиально новую методику физического воспитания младших школьников, позволяющую средствами и методами физической культуры повысить уровень их физического и функционального состояния, развитие основных жизненно важных систем организма, улучшить психическое состояние обучающихся.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Проведенное исследование позволило обосновать ряд практических рекомендаций по использованию разработанной методики физического воспитания учащихся младшего школьного возраста, предрасположенных к деструктивному поведению.

Предложенная методика доступна для учителей физической культуры, тренеров детско-юношеских спортивных школ, специалистов по внеклассной работе с учениками данного возраста. Мероприятия, указанные в настоящем исследовании, рекомендуется проводить, соблюдая принципы систематичности, последовательности и доступности.

Разработанную методику физического воспитания учащихся младшего школьного возраста, предрасположенных к деструктивному поведению, можно использовать:

— в учебно-педагогическом процессе физического воспитания учащихся общеобразовательной школы: на уроках физической культуры, в процессе проведения различных форм занятий физическими упражнениями (проведение физкультурных праздников, на занятиях в спортивных секциях, в процессе проведения удлиненных подвижных перемен в режиме учебного дня);

— в процессе подготовки учителей физической культуры для общеобразовательной школы;

— в процессе подготовки специалистов физического воспитания на факультетах физической культуры, в спортивных вузах и колледжах.

Полученные в ходе настоящего исследования данные, характеризующие уровень сформированности разных качеств учащихся младшего школьного возраста, предрасположенных к деструктивному поведению (социально значимые качества личности, культурологические стремления), физиометри-ческих показателей (сила мышц правой и левой кисти, время задержки дыхания), физическая подготовленность (быстрота, гибкость, ловкость, сила, выносливость), функциональная подготовленность (жизненная емкость легких, время задержки дыхания на вдохе, частота сердечных сокращений), навыков использования средств физической культуры во внешкольной деятельности, позволяют:

— планировать построение уроков физической культуры, имеющих целью формирование различных качеств, необходимых в учебном процессе (концентрация внимания, межличностное общение, преодоление стрессовых воздействий различного характера, овладение набором знаний и умений самостоятельно заниматься различными формами физической культуры);

— разрабатывать новые технологии обучения, воспитания и развития учащихся общеобразовательной школы на основе представленных в настоящем исследовании научных подходов.

Использование указанных направлений в исследовательской работе и на практике позволит расширить представления о системе влияния на личность ребенка различных педагогических мероприятий в сочетании со средствами физической культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К А. Деятельность и психология личности Текст. / К А. Абульханова-Славская. -М.: Наука, 1980. 224 с.
  2. , Э.С. Большой медицинский энциклопедический словарь Текст. / Э. С. Аветисов, и др. М.: Рипол Классик, 2007. — 959 с.
  3. Айзенк Ганс, Ю. Проверьте свои способности: тестовые задания Текст. / Ю. Айзенк Ганс. М., 1992. — 173 с.
  4. , JT.B. К вопросу о состоянии здоровья школьников Текст. / JI.B. Александров // Детское здравоохранение России: стратегия развития: материалы IX съезда педиатров России. — М., 2001. С. 21.
  5. , О.А. Комплексная программа здоровья Текст. / О. А. Александров. М.: Медицина, 1988. — С. 2.
  6. , Т.С. Состояние здоровья и особенности реабилитации различных возрастных групп населения России Текст. / Т. С. Алферова // Реабилитология: сб. науч. трудов МЗ РФ. — М., 1998. С. 20.
  7. , Н.М. Физическая активность и сердце Текст. / Н. М. Амосов, И. В. Муравов. Киев: Здоровье, 1990. — 213 с.
  8. , Б.Г. Психология и проблемы человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев / под ред. А. А. Бодалева // Институт практической психологии. Воронеж: НОДЭК, 1996. — 380 с.
  9. Анатомо-физиологические особенности роста и развития школьников / Центральный НИИ санитарии и просвещения Министерства здравоохранения СССР. -М., 1984. С. 4.
  10. , П.К. От модели поведения к искусственному интеллекту Текст. / П. К. Анохин, В. Г. Редько // Монография М.: URSS, 2006. -447 с.
  11. , В.В. Комплексная система психической саморегуляции Текст. / В. В. Антонов, Г. Ю. Вавер. Л., 1986.-97 с.
  12. , Ю.М. Преступность и психологические аномалии / Ю.М. Ан-тонян, С. В. Бородин. М.: Наука, 1987. — 244 с.
  13. , С.Д. Особенности двигательного развития детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья Текст. / С. Д. Антонюк, М. В. Хватова, А. В. Сычев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. — № 4. — С. 56−57.
  14. , С.Д. Особенности физического воспитания детей группы риска Текст. / С. Д. Антонюк, А. В. Сычев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. — № 1. — С. 56−58.
  15. , T.JI. Физическое развитие детей и подростков Текст. / Г. Л. Апанасенко. Киев: Здоровье, 1985. — 188 с.
  16. , Г. Л. Здоровье, которое мы выбираем Текст. / Г. Л. Апанасенко. Киев: Знание УССР. — 1989. — 47 с.
  17. , Г. Л. Медицинская валеология Текст. / Г. Л. Апанасенко, 4
  18. Л.М. Попов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 248 с.
  19. , М.А. Организация двигательной активности детей в школе, содействующей здоровью Текст. / М. А. Асирян, И. А. Гасюкова // Здоровье и физическое воспитание детей и подростков: матер, междунар. науч.-практ. конф. М., 2003. — С. 14−15.
  20. , Ю.К. Избранные педагогические труды Текст. / Ю, К. Ба-банский / сост. М. Ю. Бабанский. — М.: Педагогика, 1989. 558 с.
  21. , В.К. Физическая культура человека: состояние, проблемы и стратегия развития на перспективу Текст. / В. К. Бальсевич. — М.: ГЦО-ЛИФК, 1992.-41 с. .
  22. , В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи Текст. / В. К. Бальсевич // Физич. культура: воспитание, образование, тренировка. — 1996. -№ 1. — С. 24−25.
  23. , В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе Текст. / В. К. Бальсевич // Теория й практика физич. культуры и спорта. 2006. — № 4. — С. 2−7.
  24. , А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения Текст. / А. А. Баранов // Российский педиатрический журнал. 1988. — № 1. — С.5−8.
  25. , А.А. Здоровье детей в России: научные и организационные приоритеты Текст. / А. А. Баранов // Российский педиатрический журнал. -1999. № 4. — С.5−7.
  26. , А.А. Здоровье российских детей Текст. / А. А. Баранов // Педагогика. 1999. -№ 8. -С.41−44.
  27. , А.А. Федеральная целевая программа «Здоровый ребенок» Текст. / А. А. Баранов, JI.A. Щеплягина, JI.M. Сухарева // Российский педиатрический журнал. 2000. — № 1. — С.5−8.
  28. , С.А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе: пособие для учителя Текст. / С. А. Баранцев, Г. В. Береуцин, Г. И. Довгаль, И. Н. Столяк / под ред. A.M. Шлемина. М.: Просвещение, 1988. — 144 с.
  29. , В.М. Мониторинг отношения молодежи к здоровью и наркотикам в Южном Федеральном округе Текст. / В. М. Баршай // Теория и практика физической культуры. 2004. — № 10. — С. 8−10.
  30. , Г. И. Народная педагогика в современном педагогическом процессе (дошкольники и младшие школьники): пособие для педагогов, воспитателей и методистов Текст. / Г. И. Батурина. — М.: Школа-пресс. — 2003.-141 с.
  31. , М.С. Демографические факторы здоровья Текст. / М. С. Бедный. М.: Медицина, 1985. — 228 с.
  32. , М.М. Возрастная физиология Текст. / М. М. Безруких [и др.]. М.: Академия, 2002. — 416 с.
  33. Берн Эрик. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений Текст. / Э. Берн. СПб. — М.: Университет, ACT -1998.-397 с.
  34. , Г. И. Конспекты уроков для учителя физкультуры: Урок физкультуры: спортивные игры, лыжная подготовка, подвижные игры Текст. / Г. И. Бергер, Ю. Г. Бергер. М.: Владос, 2002. — С. 144.
  35. , И.Г. Теоретические основы формирования валеологической культуры личности учителя Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / И. Г. Бердникова. М., 1998. — С. 33.
  36. , А.П. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями учащихся 11−13 лет с применением системы педагогического контроля Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. П. Бескопыльный. Киев, 1989. — 22 с.
  37. , В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  38. , П. К теории тестирования двигательных способностей: Сокр. пер. с чешек. Текст. / П. Благуш. -М.: Физкультура и спорт, 1982. 165 с.
  39. , П.П. Психология младших школьников Текст. / П.П. Блон-ский / под ред. А. И. Липкиной. Воронеж, 1997. — 574 с.
  40. , М.М. Обучение двигательным действиям: учеб. пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ин-тов физ. культуры Текст. / М. М. Боген. -М., 1981.-60 с.
  41. , М.М. Методологические основы теории обучения двигательным действиям Текст. / М. М. Боген. М., 1985. — 42 с.
  42. , В.П. Методические рекомендации по формированию физкультурной грамотности учащихся Текст. / В. П. Богословский, Г. Б. Мейксон, Ю. А. Копылов. М.: МГФСО, 1991. — 62 с.
  43. , Д.Б. Метод исследования интеллектуальной активности Текст. / Д. Б. Богоявленская // Новые исследования в психологии возрастной физиологии. М., 1979. — № 1. — С. 19−24.
  44. , Е.Я. Родителям о физическом воспитании детей: Методические рекомендации Текст. / Е. Я. Бондаревский, М. В. Стародубцев, Ю. Е. Кочарян. М.: Знание, 1989. — 47 с.
  45. , Е.Я. Анализ программ школьного физического воспитания в развитых странах (Обзорная информация) Текст. / Е. Я. Бондаревский, Л. Б. Жарова, Е. Г. Станиславская, М. Е. Якубова. — М., 1986. 20 с.
  46. , Е.Я. О школьных программах по физической культуре Текст. / Е. Я. Бондаревский, А. В. Кадетова // Физич. культура в школе. -1987.-№ 4.-С. 32.
  47. , В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека Текст. / В. В. Бойко. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 144 с.
  48. , Е.М. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 6- 8 классов: пособие для учителей и школьных психологов Текст. / Е. М. Борисова, Г. П. Логинова. М., 1993.
  49. , Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение Текст. / Г. М. Бреслов. — М., 1990. С. 17−51.
  50. , И.И. Валеология наука о здоровье Текст. / И. И. Брехман. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 206 с.
  51. , Дж. Психология познания Текст. / Дж. Бруннер. М.: Пресс, 1977.-128 с.
  52. , А.П. Откуда и куда идем: Взгляд философа на историю общества Текст. / А. П. Бутенко // Вопр. философии. Л., 1990. — 287 с.
  53. , И.М. «Быть телом — иметь тело — творить тело»: три уровня бытия «хомо соматик» и проблемы физической культуры Текст. / И. М. Быховская // Теория и практика физич. культуры. — 1993. — № 7. — С. 2−6.
  54. , И.М. Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела: методологические основания анализа проблемы Текст. / И. М. Быховская // Физич. культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 2. — С. 19−27.
  55. Бянь Чжичжун. Секреты молодости и долголетия: пер. с кит. Текст. / Бянь Чжичжун. — М.: Мол. гвардия, 1989. 64 с.
  56. , Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов вузов Текст. / Я. С. Вайнбаум. М.: Академия, 2005. -233 с.
  57. , Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников Текст. / Я. С. Вайнбаум. М.: Просвещение, 1991. — 64 с.
  58. , П.М. Основы научных исследований Текст. / П. М. Василенко, Л. В. Погорелый. — Киев: Вища школа, 1985. 266 с.
  59. , Т.Э. Начала хатха-йоги Текст. / Т. Э. Васильев. М.: Прометей, 1990.-232 с.
  60. , Е.П. Сознание: опыт междисциплинарного подхода Текст. /
  61. Е.П. Велихов, В. П. Зинченко, В. А. Лекторский // Вопр. философии. -1988.-№ 11.-С. 3−30.
  62. , Н.Н. Физическая культура и спорт как социальное явление: Философские очерки Текст. / Н. Н. Визитей. Кишинев: Штиинца, 1986.-218 с.
  63. , М.Я. Физическое воспитание школьников: Вопросы перестройки Текст. / М. Я. Виленский, Е. Н. Литвинов // Теория и практика физич. культуры. 1990. — № 12. — С. 32−33.
  64. , П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни (Проблемы и перспективы использования средств массовой информации в ихпропаганде) Текст. / П. А. Виноградов. М.: Мысль, 1990. — 288 с.
  65. , А.А. Аэробные упражнения Текст. / А. А. Виру, Т. А. Юримяэ, Т. А. Смирнова. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 142 с.
  66. , М.В. Критерии и показатели психологического прогноза склонности подростков к употреблению наркотиков: учеб. метод, пособие Текст. / М. В. Власова. М.: МГОУ, 2004. — 28 с.
  67. , В.В. Модернизация образования и здоровье учащихся Текст. / В. В. Власов, Н. Л. Ямщикова // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: матер, межд. конференции. М.: ГУ НЦЗД РАМН, 2004. — С. 281−293.
  68. , Е.К. Логика: учебник для вузов Текст. / Е. К. Войшвилло, Н. Г. Дегтярев. -М.: Владос, 2001. 527 с.
  69. Возрастная и педагогическая психология: учебн. для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / под ред. М. В. Гамезо [и др.]. М.: Просвещение, 1983.-С. 126−131.
  70. , Б.С. Методы исследований в психологии: учебно-практ. пособие Текст. / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. — М.: Пед. общество России, 2002. С. 208.
  71. , В.Н. Теория и практика валеологического воспитания личностиучащихся в общеобразовательных учреждениях нового типа Текст.: ав-тореф. дис.. д-ра пед. наук / В. Н. Волков. Коломна, 2000. — 38 с.
  72. , В.М. Физическая культура вид культуры и общества: Монография Текст. / М. В. Выдрин. — Омск.: Сиб. гос. автомобильно-дорож. акад.-2003.- 141 с.
  73. , В.М. К вопросу определения понятий в теории физической культуры Текст. / В. М. Выдрин, Н. И. Пономарев, Б. В. Евстафьев [и др.] // Теория и практика физич. культуры. — 1987. — № 2. С. 25.
  74. , С.П. Исследование связи между умственной и физической работоспособностью школьников 7−14 лет Текст.: автореф. дис.. канд. биол. наук. -М., 1981. 16 с.
  75. , П.Я. Введение в психологию: учебное пособие Текст. / П. Я. Гальперин. М.: Университет, 2000. — 330 с.
  76. , С.И. Педагогические сочинения Текст. / С. И. Гессен. — Саранск: Краен. Окт., 2001 556 с.
  77. , С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию Текст. / С.И. Гессен- отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-пресс, 1995.-С. 156−158.
  78. , Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические рекомендации психопрофилактической работы в спортивных командах Текст. / Л. Д. Гиссен. М.: Физкультура и спорт, 1990. — 192 с.
  79. , М.Ф. Как быть здоровым Текст. / М. Ф. Гогулан, А. И. Соловьева М.: Советский спорт, 2003. — 380 с.
  80. , М.Т. Образование — стимул саморазвития личности Текст. / М. Т. Грамкова // Педагогика. 1993. — № 3. — С. 21−25.
  81. , И.В. Процессы оценивая работы школьной деятельности ученика и учителя: учеб.-метод. пособие Текст. / И. В. Гринина, Н.В. Кона-сова, Е. Г. Курцева. СПб.: Каро, 2007. — 223 с.
  82. , С.М. Психофизическое развитие и состояние психологического здоровья детей и подростков Текст. / С. М. Громбах, Д. Н. Крылов. М.: ВНИИ гигиены детей и подростков, 1987. — 152 с.
  83. , С.М. Первичная профилактика нервно-психических нарушений Текст. / С. М. Громбах, Д. Н. Крылов, Т. П. Кулакова // Психология детей и подростков. 1985. — № 6. — С. 15−16.
  84. , Ю.И. Проект Национальной доктрины развития российского образования Текст. / Ю. И. Громыко, Ю. Крупнов // Народное образование. 2000. -№ 2. — С. 249−258.
  85. , В.П. Научно-методические основы индивидуализации физического воспитания в общеобразовательных учреждениях Текст. / В. П. Губа, И. В. Строева // Материалы юбилейной науч.-практ. конфер., посвященной 70-летию ВНИИФК. М., 2003. — С. 18−20.
  86. , А.А. Стадион во дворе Текст. /А. А. Гужаловский. -Минск: Полымя, 1991. — 159 с.
  87. , В.В. Проблемы развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1986. 163 с.
  88. , В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте Текст. / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. 1992. — № 1.
  89. , Н.Н. Психофизиология Текст. / Н. Н. Данилова. М.: Аспект-Пресс, 1998.-373 с.
  90. , К.В. Дыхание, движение, психофизическая тренировка Текст. / К. В Динейко. Вильнюс: Моклас, 1984. — 158 с.
  91. , К.В. Психофизическая тренировка Текст. / К. В. Динейко. — М.: Физкультура и спорт, 1986. 63 с.
  92. , К.В. Десять уроков психофизической тренировки Текст. / К. В. Динейко. — М.: Физкультура и спорт, 1987. 61 с.
  93. , К. Движение, дыхание Текст. / К. Динейко. Минск: Полымя, 1982.- 143 с.
  94. , Э. Три источника и три составные части кризиса школы Текст. / Э. Днепров // Народное образование. 2000. — № 2. — С. 232−248.
  95. , Г. М. Наука о науке Текст. / Г. М. Добров. Киев: Наук, думка, 1989.-301 с.
  96. , А.И. Преступность и проблемы борьбы с ней: межд. науч,-практич. конференция Текст. / под общ. ред. А. И. Долговой. — М.: Российская криминологическая ассоциация, 2007. 447 с.
  97. , А.И. Криминология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений Текст. / А. И. Долгова. М.: Норма, 2007. — 912 с.
  98. , О.В. Дошкольная педагогика: учеб. пособ. для студ. вузов Текст. / О. В. Драгунова. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2003. — 100 с.
  99. , Н.В. Психофизиология ребенка: психофизические основы детской валеологии: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений Текст. / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. М.: Владос, 2004. — 144 с.
  100. , В.И. Спортивная медицина Текст.: / В. И. Дубровин. М.: Владос, 1999.-479 с.
  101. , Г. В. Психология диалога: теоретико-методические исследования Текст. / Г. В. Дьяконов. Кировоград: Кировоградский державный педагогический университет им. Володимера Винниченка, 2006. — 696 с.
  102. , Б.С. Социальная культурология: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений Текст. / Б. С. Ерасов. М.: Аспект-Пресс, 2000. — 500 с.
  103. Ш. Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов Текст. / О. Ю. Ермолаев. -М.: Флинта, 2003. 336 с.
  104. , Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений Текст. / Ю. Д. Железняк, В. М. Минбулатов. М.: Академия, 2008. — 268 с.
  105. , Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений Текст. / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. — М.: Академия, 2007. — 265 с.
  106. , В.И. Социология физической культуры и спорта Текст. / В. И. Жолдак, И. В. Коротаева. М.: МОГИФК, 1994. — 396 с.
  107. , В.И. Социология менеджмента Текст. / В. И. Жолдак, С.Г. Сей-ранов. — М.: Советский спорт, 2003. — 340 с.
  108. , Б.М. Динамика умственной работоспособности первоклассников-шестилеток при разной двигательной активности Текст. / Б. М. Зайцев, А. А. Лытко // Вопросы психологии. 1990. — № 1. — С. 50−56.
  109. , В.Г. Образ жизни и вредные привычки Текст. / В.Г. Запо-роженко. — М.: Медицина, 1985.-215 с.
  110. , В.М. Атлас физических упражнений для красоты и здоровья Текст. / В. М. Зациорский, В. Л. Уткин, В. И. Бондин [и др.]. — Ростов-на-Дону: Ростовский университет, 1990. 111 с.
  111. Зациорский, В. М, Спортивная метрология: учеб. для ин-тов физ. культуры Текст. / В. М. Зациорский. — М.: Физкультура и спорт, 1982. 256 с.
  112. , Ю.М. Энциклопедия психотренинга: как управлять собой и влиять на других людей Текст. / Ю. М. Иванов. М.: Диля, 2004. — 444 с.
  113. , А.В. Комплекс физкультминуток для первоклассников: метод, реком. для студ. пед. ун-тов, уч. нач. классов Текст. / А. В. Ильин. — Пенза, 2002. 73 с.
  114. , Е.П. От культуры физической к культуре здоровья Текст. / Е. П. Ильин // Теория и практика физич. культуры. — 1994. — № 7. — С. 46−48.
  115. , К. Педагогическая диагностика Текст. / К. Ингекамп. М.: Педагогика, 1991.-240 с.
  116. , Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию: учебное пособие для студентов вузов Текст. / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. -М.: Владос, 2000. -192 с.
  117. , А.В. Формирование здорового образа жизни и физической культуры личности: матер, науч.-практ. конф Текст. / под ред. А.В. Ка-расева. — М.: Институт экономики и предпринимательства, 2004. — 116 с.
  118. , В.Н. К вопросу о физическом развитии и состоянии здоровья детей школьного возраста Текст. / В. Н. Кардашенко, Н. Н. Суханова // Сов. здравоохранение. 1990. — № 1. — С. 55−56.
  119. , B.JI. Тестирование в спортивной медицине: учеб. для студ. высш. учеб. заведений Текст. / B.JI. Карпман. — М., 1988. 146 с.
  120. , В.В. Психолого-педагогические проблемы многоступенчатой подготовки в вузе Текст.: дис.. д-ра пед. наук /В.В. Карпов. — М., 1991.-345 с.
  121. , Е.А. Философско-социологические вопросы развития формирования духовного мира человека: межвуз. сбор. науч. трудов Текст. / Е. А. Карповский. Горький: ГГПИ. — С. 21.
  122. , Н.А. Историко-теоретический анализ школьных программ по физической культуре: уч. пособие для ст-тов, аспирантов, слушателей ФПР Текст. / Н. А. Карпушко. М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 62 с.
  123. Карпушко, Н А. Физическое воспитание учащейся молодежи: традиции и инновации: межвуз. сбор. науч. трудов Текст. / под ред. Н. А. Карпушко. — Владимир: Владимирский государственный педагогический университет, 2006. —133 с.
  124. , А.Г. Социально-педагогические основы формирования физической активности детей школьного возраста Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / А. Г. Комков. СПб., 2000. — 54 с.
  125. Комплексная программа физического воспитания учащихся I IV классов общеобразовательной школы Текст. / В. И. Лях, А. А. Зайцев. — М.: Просвещение, 2006. — 127 с.
  126. Кон, И. С. Психология ранней юности: кн. для учителей Текст. / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
  127. Концепция непрерывного физического образования детей и молодежи Текст. / М. Я. Виленский, П. А. Виноградов [и др.]. М.: ВНИИФК, 1989.-56 с.
  128. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года Текст. // Собрание законодательства РФ. М., 2000. -№ 2.-С. 170.
  129. , Т.С. Морфофункциональное развитие и адаптивные возможности первоклассников Текст. /Т.С. Колосова, С. Ф. Лукина // Достижения биологической функциологии и их место в практике образования: матер, международной конф. Самара, 2003. — С. 117.
  130. , Ю.А. О модернизации школьного физического воспитания Текст. / Ю. А. Копылов // Спорт в школе. 2004. — № 7. — С. 10−16.
  131. , Е.Е. Психологические новообразования дошкольного периода развития Текст.: автореф. дис.. д-ра психол. наук / Е. Е. Кравцова. — М., 1996.
  132. , М.Д. Медико-биологические и оздоровительные особенности занятий физическими упражнениями с ослабленными детьми школьного возраста Текст. / М. Д. Кудрявцев, Ю. А. Копылов, Н. В. Полянская. Красноярск, 2004. — 259 с.
  133. , Е.В. Программирование физкультурно-спортивных занятийшкольников по месту жительства Текст. / Е. В. Кузьмичева // Тезисы докл. Всесоюзн. научн. конф. Таллин, 1985. —4.1. — С. 21.
  134. Кун, JI. Всеобщая история физической культуры и спорта Текст. / JI. Кун. -М.: Радуга, 1982. 164 с.
  135. , К. Аэробика для здоровья Текст. / К. Купер. Рига: Занатыс, 1990.-233 с.
  136. , К. Аэробика хорошего настроения Текст. / К. Купер. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 192 с.
  137. , Т.Ю. Моделирование гармоничности физического развития подростков Текст. / Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2002. -№ 4. С. 9−13.
  138. , В.Р. Основы мониторинга состояния здоровья детского населения в связи с факторами окружающей среды Текст. / В. Р. Кучма // Гигиена и санитария. 1993. — № 11. — С. 4−7.
  139. , А.П. Здоровый образ жизни Текст. / А. П. Лаптев // Теория и практика физич. культуры. 1986. — № 4. — С. 32.
  140. , Н.Т. Профилактическая физкультура для детей: пособие для педагогов и воспитателей Текст. / Н. Т. Лебедева. — М.: Высшая школа, 2004.- 190 с.
  141. , Н.М. Культура и отношение к своему здоровью Текст. / Н. М. Лебедева, В. И. Черков, А. Н. Татарко. М.: Университет Дружбы Народов, 2007.-313 с.
  142. , А.А. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла: сбор, матер, в помощь, учителям, работ, орган, упр. образования Текст. / А. А. Леонтьев. М.: Дом Российской Академии образования, 2003. — 367 с.
  143. , В.И. Общественное здоровье, медико-социальные аспекты демографических процессов: учеб.-метод. пособие Текст. / В. И. Лисицын. Великий Новгород: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, 2006. — 17 с.
  144. , ЛИ. Концепция формирования физической культуры человека Текст. / Л. И. Лубышева. М.: ГЦОЛИФК, 1992. — 129 с.
  145. , Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации Текст. / Л. И. Лубышева // Физич. культура: воспитание, образование, тренировка. — 1996. — № 1. С. 11−18.
  146. , Е.А. Тренируем дыхание Текст. / Е. А. Лукьянова, О. Ю. Ермолаев, В. П. Сергиенко. — М.: Знание, 1987. 93 с.
  147. , Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс Текст. / Я.А. Лупь-ян. — Ростов-на-Дону: Книжное издательство, 1991. 222 с.
  148. Лях, В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе Текст. / В. И. Лях // Теория и практика физич. культуры. 1990.-№ 9. — С. 10−14.
  149. Лях, В. И. Концепция физического воспитания и здоровья детей и подростков Текст. / В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, Л. Б. Кофман. -М., 1992. 24 с.
  150. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся I — IV классов общеобразовательной школы Текст. / В. И. Лях, Л. Б. Кофман, Г. Б. Мейксон. М., 1992. — 24 с.
  151. , Н.М. Методологические и социально-педагогические основы теории и практики свободного воспитания Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Н. М. Магомедов. М., 1994. — 40 с.
  152. , В.И. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса Текст. / В. И. Макарова, Г. Н. Дегтева, Н. В. Афанасенкова [и др.] // Российский педиатрический журнал. 2000. — № 3. — С. 34−39.
  153. , О.Ю. Мотивация физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся в контексте жизненных реалий Текст. / О. Ю. Малоземов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2005.-№ 2.-С. 17−22.
  154. , О.Ю. Мотивационные основания использования средств физического воспитания в здоровьесбережении Текст.: монография / О. Ю. Малоземов. — Омск: Сибирский гос. ун-т физ. культуры, 2007. — 204 с.
  155. , О.Ю. Физическая культура как интегрирующий фактор здо-ровьесбережения учащихся Текст.: монография / О. Ю. Малоземов, А. К. Ковалевский, В. И. Прокопенко. Омск, 2007. — 120 с.
  156. , О.Ю. Теоретико-методические аспекты физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательных учреждениях: учеб.-метод. пособие Текст. / О. Ю. Малоземов, Ю. И. Громыко. — Екатеринбург: АМБ, 2007.-299 с.
  157. , Л.П. Планирование и контроль в физическом воспитании Текст. / Л. П. Матвеев. М.: ГЦОЛИФК, 1988. — 97 с.
  158. , Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для институтов Текст. / Л. П. Матвеев. — М.: ФиС, 1991. 542 с.
  159. , Ю.А. Путь в страну здоровья: Методика лечебного и психофизиологического самовоздействия Текст. / Ю. А. Мерзляков. Кемерово: Книжное издательство, 1985. — 184 с.
  160. , Н. Социальная психология группы: процессы, решения, действия Текст. / Н. Миллер, Р. А. Бэрон, М. Л. Керр. М., 2003 — 269 с.
  161. , Ф.Т. Самосознание: мое и наше Текст. / Ф. Т. Михайлов, К. В. Сорвин, А. А. Воронин. М.: ИФРАН, 1997. — 247 с.
  162. , Ф.Т. Самоопределение культуры. Философский поиск Текст. / Ф. Т. Михайлов. М.: Индрик, 2003. — 271 с.
  163. , Б.Н. Основы методики физического воспитания школьников Текст. / Б. Н. Минаев, Б. Н. Шиян. М.: Просвещение, 1989. — 114 с.
  164. Морфология культуры. Структура и динамика Текст. / под ред. Э. А. Орловой. М.: Наука, 1994. — 216 с.
  165. О.И. Практическое руководство по самоанализу личности Текст. / О. И. Мотков. -М., 1993. 78 с.
  166. , А.В. Главное личность (Педагогическое образование) Текст. / А. В. Мудрик. — М.: Прометей- МГПИ им. В. И. Ленина, 1990. — 218 с.
  167. , А.В. Социология и воспитание Текст. / А. В. Мудрик. М.: «Сентябрь» Б, 1997. — 95 с.
  168. , Р.С. Психология: уч. для студ. пед. учеб. заведений Текст. / Р. С. Немов. М.: Владос, 2007. — 631 с.
  169. , Н.И. Нравственность, агрессия и справедливость Текст. / Н. И. Непомнящая // Вопросы психологии. — 1992. — № 1. С. 15.
  170. , Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет Текст. / Н. И. Непомнящая. М.: Педагогика, 1992. — 160 с.
  171. , Н.И. Психодиагностика личности. Теория и практика: уч. пособ. для студ. вузов Текст. / Н. И. Непомнящая. — М.: Владос, 2001. — 188 с.
  172. , Ю.М. Психологические основы воспитания и самовоспитания Текст. / Ю. М. Орлов, Н. Д. Творогова, И. И. Косарев. М.: Высшая школа, 1989.-63 с.
  173. , Э.А. Культурная (социальная) антропология: уч. для высш. школ Текст. / Э. А. Орлова. -М.: Академия, 2004. 479 с.
  174. Основы и методика физической культуры Текст. / под ред. А.А. Гужа-ловского. — М.: Физкультура и спорт, 1986. 222 с.
  175. Основы здоровья. Актуальные задачи, решения, рекомендации Текст. / В. А. Лещук. -М., 1994. 134 с.
  176. Основы организации профилактики правонарушений и наркомании среди несовершеннолетних средствами физического воспитания и спорта Текст. / под общ. ред. Д. В. Колесова. М.: НВЦ «Гражданин», 2005. -320 с.
  177. , Ю.А. Культура мышления: методологические проблемы научно-педагогической работы Текст. / Ю. А. Петров. — М.:, Изд-во МГУ, 1990. -118 с.
  178. , Ю.П. Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования Текст. / Ю. П. Платонов. Тверь: ТГУ, 1995. — 151 с.
  179. , К.К. Система психологии и теории отражения Текст. / К. К. Платонов. М.: Наука, 1982. — 309 с.
  180. , Н.А. Проблемы современной биометрии Текст. / Н. А. Плохинский. -М.: МГУ, 1981. 167 с.
  181. Положение о физическом воспитании учащихся общеобразовательных школ Текст. — М.: Просвещение, 1983. 28 с.
  182. , Н.В. Оздоровление ослабленных детей младшего школьного возраста Текст. / Н. В. Полянская, Ю. А. Копылов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2004. — № 1. С. 64−71.
  183. , Н.И. О законах функционирования и развития физической культуры Текст. / Н. И. Пономарев. JL: ГДОИФК, 1989. — 20 с.
  184. , Н.И. Информация физической культуры: проблемы, перспективы Текст. / Н. И. Пономарев, С. С. Филиппов // Теория и практика физич. культуры. 1994. — № 10. — С. 14−15.
  185. , М.М. Школа разноуровневого и разнонаправленного обучения Текст. / М. М. Поташник // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 3−11.
  186. , М.М. Управление качеством образования: монография Текст. / М. М. Поташник. М.: Пед. об-во России, 2006. — 288 с.
  187. Психологическое диагностирование. Стандартизированные тесты Текст. / М. И. Еникеев. М.: Приор, 2002. — 283 с.
  188. Психологическая диагностика: учеб.-метод. пособие Текст. / С. Г. Максимова. — Барнаул: Алтайский университет, 2005. 166 с.
  189. Психологическая и педагогическая помощь несовершеннолетним с де-виантным поведением Текст. / Т. И. Максимова, А. С. Паринов, Н. И. Швыкин. — М.: Школьная книга, 2006. — 294 с.
  190. , И. Сокровенные тайны йогов Текст. / И. Рамачарака. — М.: Рипол Классик, 2004. 794 с.
  191. , В.Н. Опросник структуры темперамента: мет. пособие Текст. / В. Н. Русалов. М.: Ин-т психологии, 1990. — 60 с.
  192. , В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности: мет. пособие Текст. / В. М. Русалов. -М.: Диалог, 1997. — 50 с.
  193. , Э.М. Надо ли убегать от стресса? Текст. / Э. М. Рутман. М.: Физкультура и спорт, 1990. — 128 с.
  194. Саморегуляция поведения, ее развитие и формирование у социально дезадаптированных подростков Текст.: дис. канд. психол. наук / Е.И. Ма-напава. — Омск, 2001. — 195 с.
  195. , М.Я. Очерки социокультурных процессов Текст. / М. Я. Сараф. -Галицино: ГПИ ФСБ РФ, 2005. 112 с.
  196. , Е.А. На грани тысячелетий (Проблемы развития цивилизации
  197. XXI века) Текст. / Е. А. Седов. — М.: Рос. открытый университет, 1991. -56 с.
  198. , Е.Р. Абстрактно-логические связи у человека при решении задач в средах комплексного типа Текст.: автореф. дис.. канд. биол. наук / Е. Р. Серебрякова. М., 1990. — 24 с.
  199. , А.А. Легкая атлетика в начальной школе: метод, рекомендации Текст. / А. А. Синяева, Н. И. Дорощенко. Брянск, 1997. — 44 с.
  200. , А.А. Поддержание состояния своего здоровья средствами физической культуры Текст. / А. А. Синяева, О. Н. Шкитырь // Начальное образование XXI века: межвуз. сб. науч. трудов. Брянск, 1999. — С. 13.
  201. , А.А. Спорт в школьном возрасте Текст. / А. А. Синяева // Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта: матер, международной науч.-практ. конф., посвящ. 20-летию ФФК БГУ. -Брянск, 2001.-С. 169.
  202. , А.А. Методика проведения занятий с учащимися младшего школьного возраста, предрасположенными к деструктивному поведению: метод, рекомендации Текст. / А. А. Синяева. Брянск, 2004. — 22 с.
  203. А.А. Предрасположенность к нарушениям поведения Текст. / А. А. Синяева // Физическая культура в школе. 2005. -№ 2. — С. 72.
  204. , А.А. Домашние задания как средство формирования здорового образа жизни и повышения работоспособности школьников Текст. /
  205. A.А. Синяева // Естествознание и гуманизм: сб. науч. труд. Томск, 2005. — Т.2. — № 4. — С. 79.
  206. , А.Ф. Самоконтроль физкультурника Текст. / А. Ф. Синяков. -М.: Знание, 1987.-96 с.
  207. , И.Н. Здоровье человека как философская проблема Текст. / И. Н. Смирнов // Вопр. философии. 1985. — № 7. — С. 81−93.
  208. Советская система физического воспитан ия Текст. / сост. Г. И. Кукушкин. -М.: Прогресс, 1984.-317 с.
  209. , В.Д. Законы растущего организма: пособ. для учителей Текст. /В.Д. Сонькин. -М.: Просвещение, 2007. 159 с.
  210. , В.Д. Растем сильными и выносливыми Текст. / В. Д. Сонькин // Физкультура и спорт. 1987. — № 2. — С. 45.
  211. Спортивная метрология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / С. В. Начинская. М.: Академия, 2005. — 240 с.
  212. Спортивная физиология: учеб. для студ. высш. уч. заведений Текст. / под ред. В. И. Дубровского. М.: Владос, 2005. — 462 с.
  213. , В.И. Пути формирования активного отношения различных социально-демографических групп населения к физической культуре Текст. / В. И. Столяров. Челябинск, 1980. — 148 с.
  214. , В.И. Проблемы совершенствования советской системы физического воспитания и управлением физическим движением Текст. /
  215. B.И. Столяров. -М.: ГЦОЛИФК, 1980. 148 с.
  216. , В.И. Философско-культурологический анализ физической культуры Текст. / В. И. Столяров // Вопр. философии. 1988. — № 4. — С. 17−25.
  217. , Ю.В. Патриотическое воспитание в сфере физической культуры и спорта сегодня и в прошлом Текст. / Ю. В. Сысоев. — М.: МФ «Знамя Победы», 2005.-С. 26.
  218. , Ю.В. Концепция программы патриотического воспитания в сфере физической культуры и спорта Текст. / Ю. В. Сысоев. — М.: Знамя победы, 2002. 60 с.
  219. , А.В. Подросток в неформальной группе Текст. / А. В. Толстых. -М.: Знание, 1991. 79 с.
  220. , А.В. Формирование и самоопределение личности в исторической динамике поколений Текст. / А. В. Толстых. — М., 1994. — С. 24−28.
  221. , А.В. Взрослые и дети. Парадоксы общения Текст. / А.В. Тол' стых. -М.: Педагогика, 1988. 125 с.
  222. , А.В. Наедине со всеми: о психологическом общении Текст. /
  223. A.В. Толстых. Минск: Полымя, 1990. — 297 с,
  224. , С. Искусство вести здоровый образ жизни / Пер. с чешек. Текст. / С. Трча. М.: Медицина, 1985. — 232 с.
  225. Физическая культура: временный Государственный образовательный стандарт Текст. // Учительская газета. 1993. — 19 октября, № 41.
  226. Физическое воспитание и школьная гигиена Текст. // Тезисы IV Всесо-юзн. научн. конф. -М.: АПН СССР, 1991.
  227. Формирование основ физической культуры личности у младших школьников в процессе валеологического образования Текст.: автореф. дис.. кан. пед. наук // Т. Н. Шутовой. Челябинск, 2003. — 23 с.
  228. , Э. Бегство от свободы: уч. пособие Текст. / Э. Фром. М.: Аст, 2006. — 246 с.
  229. , Э. Здоровое общество Текст. / Э. Фром. -М.: Аст, 2007. 602 с.
  230. , Т.Д. О состоянии здоровья различных возрастно-половых групп трудоспособного населения Текст. / T.JI. Харькова. — М., 1986. С. 132−169.
  231. , А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для ст-тов пед. ин-тов Текст. / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д.А. Фар-бер. -М.: Просвещение, 1990. 319 с.
  232. , А.Г. Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий на здоровье школьников Текст. / А. Г. Хрипкова, Е.С. Маскале-ва, А. Н. Шарапов. — М.: Центр инноваций в педагогике, 1997. 112 с.
  233. , В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения Текст. /
  234. B.Д. Шадриков. М.: Логос, 2001. — 134 с.
  235. , В. Д. Философия образования и образовательной политики Текст. / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1993. — 216 с.
  236. , В.Н. Физическое воспитание учащихся: стратегические и тактические задачи Текст. / В. Н. Шаулин, Е. Н. Литвинов // Физич. культура в школе. 1993. — № 4. — С. 2−7.
  237. , В.Н. Я сам. Введение в физическую культуру: уч. для 2−4 кл. нач. школы Текст. / Н. В. Шаулин. Самара: Федоров, 1999. — 159 с.
  238. , В.Н. Научные основы развития самостоятельности у учащихся6.17 лет при формировании физической культуры Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук / В. Н. Шаулин. М., 1996. — 65 с.
  239. , О.П. Современные тенденции состояния здоровья подрастающего поколения страны Текст. / О. П. Шепин // Вопр. охраны материнства. 1990.-№ 2. — С. 3−7.
  240. , Д.К. Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии Текст. / Д. К. Эндрюс // Теория и практика физ. культуры. 1993. — № 1. — С. 28−30.
  241. , В.А., К.Е. Стратегия социологического исследования: описания, объяснения, понимание, социальные реальности: уч. пособие Текст. / В. А. Ядов. М.: ОМЕГА-Л, 2007. — 567 с.
  242. , В.А. Социология в России: уч. пос. для студ. вузов Текст. / В. А. Ядов. М.: Ин-т социологии РАН, 1998. — 694 с.
  243. , В.А. Общая социология: теория и исследования Текст. / В. А. Ядов, В .Я. Беляев, В. Ф. Марараца. СПб., 2001. — 436 с.
  244. Annarino A. Critical incidents in physical education, planning and instruction, a change strategy // Int. J. Phys. Educat. 1983. — P. 19−22.
  245. Armstrong B. Health and fitness programmes in schools: A physiological relatione / Foundation of healt-related fitness in physical education. London, 1987.-P. 245−253.
  246. Bloom B.S. Human characteristics and school learning. — N.Y., 1976. 216 p.
  247. Brunner J.S. The relevanse of education. London, 1972. — 119 p.
  248. Carre F.A., Corbin C.A., Lindsey R. Fitness for life // Cage publ. Ltd., 1980. -217 p.
  249. Corbin C.A., Lindsey R. Concept of physical fitness with laboratories. -C.Brown (Ed.). 1985. — 146 p.
  250. Corbin C.A., Fox K., Whitehead J. Lifetime fitness // British J. Phys. Educat.- 1985. V. 4.-P. 44−46.
  251. Etnier J.L., Salasar W., Landers D.M., Petruzzello S.J., Han M., Nowell P. The influence of physical Fitness and Exercise Upon Cognitive Functioning: A Meta-Analysis // J. of Sport and Exercise Psychology. 1997. — № 19. — P. 249−277.
  252. Folkins C.H., Sime W.E. Physical fitness training and mental health // Amer. Psychologist. 1981. -№ 36. — P. 373−389.
  253. Geneks C. A reassesment of the effect of family and schooling in America. — N.Y., 1980.-152 p.
  254. Gold J. Territoriality and human special behavior // Prog. Gejrg. 1982. — V. 6. -№ 1.- P. 44−67.
  255. A.N., Karabel J. (Eds.). Power and ideology in education. N.Y., 1977.-217 p.
  256. Iwett J., Seefeld D. Physical education for the elementary school child // The physical educat. and sportsmed. 1989. — V. 84. — P. 98−115.
  257. Kidd В., Paucan M. Extension of the elementary physical education class througt on intramural programm // J. Phys. Educat. And recreat. 1980. — V. 51.-P. 46−47.
  258. Kirkendall D.E. Effect of physical activity, on intellectual development andacademic performance // Effects of physical activity on children /G.A. Stull, H. Eckert (Eds.) // Amer. Academy of Physical Education papers. 1986. — № 19. P. 40−63.
  259. Johnson D.W., Johnson R.T. Learning together and alone: Cooperation, competition and individualization. New Jersey, 1975. — 118 p.
  260. Maslow A.H. Motivation and personality. -N.Y., 1954. 128 p.
  261. Mosston M. Teaching physical education. Columbus, Ohio, Merrill, 1966. -96 p.
  262. Mosston M. Teaching: From command to discovery. — Sommerwille, N.Y., Wadsworth, 1972. 117 p.
  263. Nagata N. Status of health word-wide // Ann. Pharmacother. 1992. — v. 4. -P. 559−561.
  264. Руке J. Australian health and fitness surwey // The ackped national J. 1986. -V. 4.-P. 111−112.
  265. Ram Kumar R. Health yourself with yoga. Taraporevala, Bombay, 1987. -157 p.
  266. Rosental R., Jacobson L.F. Teacher exeptation for the Disadvantaged // Scientific American. 1968. — V. 218. — № 4. — april.
  267. Rubinstein D., Simar B. The evolution of the comprehensive school. London, 1973. — Chapter 3−5.
  268. Sallis J. F., McKenzic T.L. Physical educations role in public health // Research Quarterly for Exercise and Sport. 1991. -№ 62. — P. 124−137.
  269. Selleck R.J. The education. London, 1968. — 217 p.
  270. Selleck R.J. English primary education and the progressives. — London, 1986. -156 p.
  271. Skinner B.F. The behaviour of organisms. N.Y., Appleton-Century-Croffcs, 1938.-246 p.
  272. Swami Vishnu-devananda. The complete illustrated book of yoga. — Bombay, 1987.-211 p.
  273. Wilmor J. Objectives for nation physical fitness and dance. 1982. — 120 p.
  274. Woodworth R.S. The accuratcy of voluntary movement // Psychol. Monogr., 1989.-V. 13.-P. 112−146.
  275. Worcester D.A. The education of children of above-average mentality. Lincoln, 1956.- 104 p.
  276. Wrigley C., Saunders D.R., Neuhaus J.O. The axioms and principal results test of classical test theory // Psychometrica. 1958. — V. 23. — P. 151−164.
  277. Yesudian S.R. Yoga and health. London, 1957. — 190 p.
  278. Yogendra S. Yoga personal higiene. Bombay, 1963. — 165 p.
  279. Yogi Ramacharaka. Hatha-yoga as the phylosophy of physical well-being. -Bombay, Wilco Co., 1966. 170 p.
  280. Zhodsko-Zajko W.J. Physical fitness, cognitive performance, and aging // Medicino and Science in Sport and Exersice. 1991. — № 23. — P. 868−872.
Заполнить форму текущей работой