Системно-модульная технология использования активных методов обучения в повышении квалификации кадров по физической культуре и спорту
Активное обучение должно быть направлено на деятельность по созданию и выполнению проектов, т. е. учебных задач, имеющих строго дифференцированные цели. Оно изначально отдает приоритеты активной учебной деятельности слушателя. В таких условиях, учебный процесс становится инициативным в поисках новых знаний, приобретения умений и навыков методического и практического характера при решении новых… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Предпосылки исследования
- 1. 1. Дополнительное педагогическое физкультурное образование
- 1. 2. Проблемно-модульная технология образовательного процесса
- 1. 3. Активные методы обучения в образовательном процессе по физической культуре и спорту
- Глава 2. Методы и организация исследования
- 2. 1. Предпосылки и проблема исследования
- 2. 2. Методы исследования
- 2. 2. 1. Анализ литературных источников
- 2. 2. 2. Социологические методы исследования
- 2. 2. 3. Педагогический эксперимент
- 2. 2. 4. Статистические методы обработки результатов исследования
- 2. 3. Организация исследования
- Глава 3. Системно-модульная технология использования активных методов обучения в курсе повышения квалификации кадров по физической культуре и спорту
- Глава 4. Результаты использования активных методов обучения в процессе повышения квалификации работников физической культуры и спорта
- 4. 1. Методологические и организационно-структурные особенности активных методов обучения
- 4. 2. Структурная характеристика модульных блоков активных методов обучения
- 4. 3. Направление содержания активных методов обучения (экспериментальные разработки)
- 4. 4. Экспериментальное обоснование эффективности внедрения активных методов обучения в образовательный процесс повышения квалификации работников физической культуры и спорта
- 4. 4. 1. Использование активных методов обучения в модульных блоках теоретической и практической подготовки
- 4. 4. 2. Обсуждение данных об эффективности использования активных методов обучения в курсе повышения квалификации кадров по физической культуре и спорту
Системно-модульная технология использования активных методов обучения в повышении квалификации кадров по физической культуре и спорту (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. В настоящее время решение проблемы оптимизации образовательного процесса, использование эффективных педагогических технологий и современного дидактического оснащения содержания программного материала является весьма актуальным для развития системы послевузовского образования. Важным вопросом здесь является резкое повышение профессионализма: широта и глубина специальных знаний у слушателей должны обеспечивать высокую эффективность их деятельности. Задача образовательных учреждений в системе повышения квалификации — существенно изменить систему обучения и не просто передавать готовые знания специалистам, а формировать способность вырабатывать практические навыки применения этих знаний (10, 12, 14, 18, 42, 52, 103, 112, 121, 122, 123).
В современных условиях очень важным является вопрос адаптации человека к новой ситуации, к новому подходу решения профессиональных задач, формирования готовности и способности выявлять проблемы и вырабатывать способы их решения. Поэтому традиционная схема повышения квалификации, когда слушателям передавались готовые знания, оказывается мало эффективной. Как показывает практика, традиционная передача знаний не всегда побуждает человека к готовности и способности выявлять и анализировать проблемы и самостоятельно определять пути их решения.
В учебном процессе участвуют две стороны — преподаватель и слушатель. Преподаватель нового типа должен стать квалифицированным консультантом, владеющим современными методами разрешения различных проблем. Слушатель же является активным участником учебного процесса. Слушатели сами формулируют цель, ставят задачи, анализируют информацию, вырабатывают критерии и возможные пути решения проблем. Роль преподавателя заключается в направлении процесса обучения на разрешение практических задач, приближение его к реальным условиям.
В отличие от ранее сложившихся представлений по организации современного образовательного процесса в системе повышения квалификации педагогических кадров по физической культуре и спорту рекомендуется внедрять новые обучающие технологии, связанные с развитием личности специалиста, формированием дидактического мышления, способностью выделять назревшие проблемы, осмысливать и преодолевать противоречия, возникающие в процессе профессионально-педагогической деятельности.
Проведенный анализ имеющихся научных данных по совершенствованию системы послевузовской подготовки, позволяет прийти к суждению, что основа учебного содержания образовательного процесса должна быть представлена общетеоретическими и методическими знаниями, умениями операционного типа, навыками практической, стандартной и творческой профессиональной деятельности (101, 109, 112,).
Ведущая роль в образовательной системе повышения квалификации кадров по физической культуре и спорту принадлежит активным методам обучения, которые позволяют адаптировать полученную информацию к реальным условиям учебно-тренировочного процесса (3, 4, 86, 98, 120, 123, 130, 131). К активным методам обучения, которые сегодня применяются в системе повышения квалификации, относятся: практические занятия, семинары и дискуссии, проведение различных деловых игр, рассмотрение конкретных ситуаций, решение практических задач, проведение тематических и авторских практических учебно-тренировочных занятий, курсовые и выпускные работы, итоговое тестирование. Активные методы обучения имеют существенные преимущества перед традиционными методами. В памяти человека по данным исследователей (12, 37), запечатлевается до 90% того, что он делает, до 50% того, что он видит, и только 10% того, что слышит.
При проведении активных методов обучения весьма важно возбудить интерес у слушателей, потребность к познанию и положительному восприятию содержания учебного занятия.
Активное обучение должно быть направлено на деятельность по созданию и выполнению проектов, т. е. учебных задач, имеющих строго дифференцированные цели. Оно изначально отдает приоритеты активной учебной деятельности слушателя. В таких условиях, учебный процесс становится инициативным в поисках новых знаний, приобретения умений и навыков методического и практического характера при решении новых творческих задач. Это коренным образом меняет социальную сущность обучения. Образовательный процесс перестает только трансформировать знания, умения, навыки, но и начинает их создавать и воспроизводить.
Учитывая, что в структурах повышения квалификации по физической культуре и спорту (институты, центры, курсы и т. п.) обучение проходят различные категории слушателей (руководители, тренеры, инструкторы-методисты, преподаватели и т. п.), необходимо создать систему, позволяющую дифференцировать направление, цель, содержание и методику применяемых активных методов обучения в соответствии с потребностями слушателей.
Данные положения могут быть реализованы в системно-модульной технологии использования активных методов обучения в курсе повышения квалификации кадров по физической культуре и спорту.
Особенностью разработанной технологии является функционально-структурная детализация образовательного процесса с характерной направленностью на специфику контингента слушателей. Содержание и методика используемых активных методов обучения должны соответствовать дидактической структуре проблемного модуля.
Цель исследования — разработка структуры и содержания системно-модульной технологии повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту, их профессиональной компетентности.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что системно-модульное применение активных методов обучения слушателей курсов повышения квалификации по физической культуре и спорту будет способствовать активизации творческой деятельности обучающихся, интеграции теоретических знаний и практических умений, возможности обмена опытом и активной компенсации недостающих знаний, направленно дифференцировать и адаптировать полученную в ходе обучения информацию в реальные условия профессиональной деятельности.
Объект исследования — структура и содержание системы повышения квалификации кадров по физической культуре и спорту.
Предмет исследования — механизмы и способы внедрения системно-модульной технологии активных методов обучения в образовательный процесс слушателей курсов повышения квалификации.
Исходя из поставленной цели, в наших исследованиях решались следующие задачи!
1. Разработать системный модуль, отражающий структуру технологических механизмов применения активных методов обучения слушателей курсов повышения квалификации.
2. Определить методологию, направленность и содержание активных методов обучения в общей структуре образовательного процесса повышения квалификации.
3. Экспериментально обосновать эффективность системно-модульной технологии образовательного процесса повышения квалификации работников физической культуры и спорта.
Научная новизна работы. В результате проведенных исследований:
— разработана новая обучающая технология повышения квалификации кадров по физической культуре и спорту, которая основывается на комплексно-дифферинцированном применении активных методов обучения;
— проведено системное структурирование образовательного процесса повышения квалификации кадров по физической культуре и спорту. В учебном процессе выделен блок интегральной подготовки;
— обоснованы и систематизированы требования и рекомендации к разработке и построению активных методов обучения с целенаправленной дифференцировкой их содержания к специфике контингента слушателей;
— в результате разработанной технологии создан модельный комплекс активных методов обучения для оптимизации целостного образовательного процесса;
— экспериментально подтверждена эффективность внедрения системно-модульной технологии активных методов обучения в образовательный процесс повышения квалификации кадров по физической культуре и спорту.
Теоретическая ценность результатов исследования. Представлено новое направление в теории и методике образования в сфере физической культуры и спорта, непосредственно связанное с осмыслением эффективности и логики педагогического процесса. В системе образовательного процесса повышения квалификации особо выделен блок интегральной подготовки, который позволяет приблизить учебный процесс к условиям профессиональной деятельности, что значительно повышает его эффективность.
Практическая значимость результатов исследования. В результате проведенных исследований:
— внедрена системно-модульная технология применения активных методов обучения в курсе повышения квалификации кадров по физической культуре и спорту, которая обеспечивает органичную интеграцию полученных знаний в практическую реализацию профессиональной деятельности;
— результаты исследования могут быть использованы при управлении организацией и содержанием процесса повышения квалификации кадров по физической культуре и спорту.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Модульная структура образовательного процесса повышения квалификации кадров по физической культуре и спорту, включающая нетрадиционный блок интегральной подготовки, предполагает применение в образовательном процессе активных методов обучения.
2. Разработанные направления содержания активных методов обучения в учебном процессе специалистов могут служить современной моделью повышения квалификации кадров по физической культуре и спорту.
3. Системно-модульная технология активных методов обучения при повышении квалификации кадров по физической культуре и спорту позволяет значительно повысить эффективность образовательного процесса, направленно дифференцировать и адаптировать полученную в ходе обучения информацию в реальные условия профессиональной деятельности.
Внедрение и апробация результатов исследования .
Разработаны практические рекомендации по организации, методике и реализации блока интегральной подготовки путем применения системно-модульной технологии активных методов обучения кадров по физической культуры и спорта. Созданы частные модельные технологические схемы активных методов обучения.
Все положения, представленные в диссертации были апробированы в процессе обучения слушателей курсов повышения квалификации Учебно-методического Центра повышения квалификации кадров системы Москомспорта в1999/2000 и 2000/2001 учебных годах.
Результаты работы частично внедрены в Институте повышения квалификации и переподготовки кадров Российской Государственной Академии физической культуры, Центре организационно-методического обеспечения физического воспитания Московского Комитета образования.
Данные настоящей работы положены в основу 3 научных публикаций.
Основные положения диссертации были доложены на:
1. X Научно-Практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся «ЧЕЛОВЕК, ЗДОРОВЬЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ». Коломна. 2000 год.
2. Научно-практической конференции «ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА». Москва. 2000 год.
3. Научно-практической конференции «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА». Москва. 2001 год.
4. Заседании круглого стола экспертов Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры и спорта.
ЕДИНОБОРСТВА — ОТ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ К БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИИ". Москва. 2001 год.
Достоверность результатов исследования определяется достаточным количеством испытуемых, корректными методами анализа и обработке методами математической статистики результатов исследования. По теме исследования опубликовано 3 научных труда.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, библиографии • и приложений, включая 2 акта внедрения. Основная часть работы изло.
102 Выводы.
1. Модульная технология предполагает тщательную проработку предметного и процессуального содержания каждого модуля как органической составной части образовательного процесса. Выделенный системный модуль предпологает создание многоканальной системы информационных связей и позволяет реализовать возможность индивидуализации обучения, при которой прямые и обратные информационные связи становятся многоканальными, а методы управления замкнутыми, опирающимися на особенности контингента обучающихся.
2. В систему повышения квалификации физкультурно-педагогических кадров целесообразно включать модульный блок интегральной подготовки, целевой направленностью которого должна являться адаптация полученных в ходе обучения теоретических знаний и практических умений в реальные условия профессиональной деятельности.
3. Разработанная системно-модульная технология образовательного процесса предполагает направленное использование в курсе повышения квалификации активных методов обучения.
Организация, методика и содержание активных методов обучения должны быть адекватны определенной категории слушателей и оптимально моделировать основные компоненты их целостной профессиональной деятельности.
4. Модульная технология использования активных методов обучения включенных в образовательный процесс предполагает:
— описание внешней структуры метода, выделение познавательных и коммуникативных процессов;
— характеристику этапов применения метода;
— описание деятельности организатора и участников процесса обучения.
Методика использования и содержательная структура активных методов должны соответствовать интегральному типу обучения, который обеспечивает не только формирование теоретических знаний и практических навыков, но и воспитание профессиональных качеств личности, а также поликомпонентных умений высшего порядка.
5. Экспериментально апробированные направления тематики активного образования будут способствовать удовлетворению потребности слушателей в формировании новых знаний и активной адаптации специалистов к современным условиям социально-экономических реформ.
6. В курсе повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту в блоке теоретической подготовки целесообразно использовать следующие активные методы:
— тестирование, написание рефератов, тематические круглые столы, проблемные конференции, деловые игры, открытые учебно-тренировочные занятия — в модуле «основы физической культуры и спортивной тренировки»;
— тестирование, проблемные конференции, деловые игры, практические задания — в модуле «психолого-педагогические основы физической культуры и спорта»;
— тестирование, написание рефератов, тематические круглые столы, практические задания — в модуле «естественно-научные основы физической культуры и спорта»;
— тестирование, тематические круглые столы, проблемные конференции, деловые игры — в модуле «организационно-правовые основы управления физической культуры и спорта».
7. В курсе повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту в блоке практической подготовки целесообразно использовать:
— тестирование, написание рефератов, тематические круглые столы, проблемные конференции, деловые игры, конкретные ситуации — в модуле «организация деятельности»;
— написание рефератов, тематические круглые столы, проблемные конференции, открытые учебно-тренировочные занятия — в модуле «систематизация собственного опыта»;
— написание рефератов, тематические круглые столы, проблемные конференции, открытые учебно-тренировочные занятия — в модуле «современные проблемно-тематические технологии»;
— деловые игры, практические задания, конкретные ситуации, открытые учебно-тренировочные занятия — в модуле «практическая реализация информационных задач».
8. Экспериментально обоснована высокая эффективность использования активных методов обучения в системно-модульной технологии образовательного процесса повышения квалификации кадров по физической культуре и спорту. Можно констатировать, что отставленный эффект модульной организации обучения заключается в переосмыслении полученной информации и ее направленной интеграции в профессиональный интерес. Об этом свидетельствуют пролонгированные исследования, которые дали более высокие результаты, обнаружена достоверность различия (р<0,05).
Практические рекомендации.
С точки зрения практического применения предлагаемой системно-модульной технологии активных методов обучения, необходимо отметить следующее: основываясь на полученных результатах и выводах диссертационной работы можно рекомендовать специалистам следующие положения:
1. Для качественного повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту предлагается строить образовательный процесс по указанной структуре (рис. 3, 4, 5).
2. В блоке интегральной подготовки с целью адаптации полученных в ходе обучения теоретических знаний и практических умений и навыков в реальные условия профессиональной деятельности целесообразно использовать разнообразные активные методы обучения (рис.6).
3. Исходя из особенностей профессиональной деятельности, рекомендуется дифференцированно применять активные методы обучения в соответствии с категорией слушателей (рис. 7).
4. Методология использования активных методов обучения должна создавать условия для погружения слушателей в профессиональную деятельность творчески преобразующего и исследовательского характера, обеспечивающего имитационное моделирование реальной действительности.
5. Посредством активного обучения необходимо формировать у слушателей новые знания, умения и навыки в следующих направлениях:
— теоретико-методологические основы физического воспитания;
— практические умения и навыки профессиональной деятельности;
— организационно-управленческие навыки;
— экономические знания;
— юридические знания.
6. Для оптимизации активного обучения рекомендуется использовать разработанные нами направления тематики содержания активного образования специалистов по физической культуре и спорту.
7. Организация активных методов обучения предполагает следующее:
— Цель, задачи, методика организации предложенных нами активных методов обучения должны соответствовать их тематическому содержанию, а также программному содержанию курса.
— Процесс активного обучения строится на индивидуально-творческом участии каждого слушателя.
— Осмысленное усвоение прорабатываемого в методе материала возможно посредством специально организованного процесса имитации практической деятельности, обсуждения предлагаемой проблемы, ситуации, темы.
— Обучение слушателей мыслительной имитации ряда позиций: анализа, критики, квалификационно-оценочной и т. д.
— Организация дискуссионного пространства в общегрупповом обсуждении должна осуществляться через представление слушателями собственной концепции в форме высказываний, предложений, гипотез, вопросов, возражений, мнений и т. п., а также в форме взаимопонимания — интерпретации пояснения, комментария, объяснения и т. д.
8. В образовательном процессе повышения квалификации предлагаемые нами активные методы обучения должны нести следующую целевую направленность:
— Комплексное интегрированное тестирование — создает оптимальные условия для развития познавательной деятельности слушателей, акцентирует их внимание на основных вопросах прослушанного теоретического материала, способствует управлению переноса теоретических знаний в практическую деятельность, формирует умение анализировать теоретический и практический материал.
— Реферат — формирует умение самостоятельно добывать знания из различных источников и приобретать новые умения и навыки путем направленной работы со специальной литературой, исследований и обобщений.
Авторский реферат — способствует систематизации профессионального опыта, создает возможность направленного осмысления собственного практического опыта, формирует навык самостоятельной познавательной деятельности и творческого мышления. Проблемные конференции и тематические круглые столы — создают возможность обмена профессиональным опытом между слушателями, дифференцируют и адаптируют полученную в ходе обучения информацию к реальным условиям практической деятельности Деловая игра — воспроизведение деятельности, игровое моделирование, процесс выработки и принятия решения в условиях поэтапного многошагового уточнения необходимых факторов, анализа информации, дополнительно поступающей и вырабатываемой на отдельных шагах в ходе игры.
Рассмотрение конкретных ситуаций создает предпосылки к принятию адекватных решений с использованием анализа параметров конкретной ситуации, взятой из практической деятельности Практические задачи предлагают слушателям рассмотрение различных точек зрения, оценку сложившейся обстановки в условиях профессиональной деятельности.
Тематическое открытое учебно-тренировочное занятие — адаптирует приобретенные теоретические знания и практические умения в условия реальной деятельности, формирует профессиональное мышление, адекватное современным дидактическим представлениям, способствует усвоению конкретно-частного с преобразованием его в открытие и усвоение абстрактно-всеобщего. Авторское открытое учебно-тренировочное занятие с последующим его обсуждением — создает возможность обмена опытом между слушателями, способствует развитию творческого мышления, осмыслению и логике анализа практических ситуаций, конструированию современных практических технологий учебно-тренировочного процесса и новых локальных методик его реализации. 9. Включение активных методов обучения в образовательный процесс повышения квалификации кадров по физической культуре и спорту позволит уделить должное внимание целенаправленному развитию профессиональных способностей и творческого мышления, что обеспечивает качественно новый уровень подготовки специалистов.
Список литературы
- Агеевец В. У. Методология и организационно-педагогические факторы совершенствования системы управления физической культурой в современном социалистическом обществе- Автореф. дис.. д-р. пед. наук. — М., 1986. — 44 с.
- Айзеке Р. Дифференциальные игры / Под редакцией М. И. Лели-кина. -М., 1969.-236 с.
- Активные методы обучения при подготовке специалистов по ФК и С. Мет. рек. для студ. и проф.-препод. состава ИФК. Львов. 1988.-24 с.
- Активные методы повышения квалификации и их использование в управлении производством (деловые игры) // Сер. «Экономика, организация и управление нефтеперегонными и нефтехимическим производством» М., 1973. — С.73.
- Алборова И.С. Идея непрерывности образования в педагогическом наследии Д. И. Менделеева- Автореф. дис.. канд. пед. наук. Тбилиси, 1989. — 24 с.
- Алексеев Н. Г., Громыко Ю. В., Золотник В. А. Оргдеятельностная игра: возможности и области ее применения // ВВШ, 1987. № 7.- с. 30−35.
- Амосов Н. М. Медицинская информатика и проблемы математического моделирования: Сб. науч. тр. Киев: ИК, 1991. — 73 с.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: — 1969. — 68 с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань, КГУ. -1998.-238 с.
- Анненков К. А. Организационно-педагогические основы непрерывного обучения физкультурных кадров в системе повышения квалификации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1980. -22 с.
- Антология педагогической мысли России XVIII в. М.: Просвещение.- 1985.-473 с.
- Анцыферова Л. И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблемы непрерывного образования // Псих. жур. 1989. — Т. 1№ 2. — С. 56.
- Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977. -256 с.
- Безлепкин В. В., Власов В. В., Мисенюк Р. Е. Дополнительное профессиональное образование: вчера, сегодня, завтра // Высшее образование в России. 1994. — № 1. — С. 134−142.
- Белова В. Л., Шумякинова И. В. Модульное обучение студентов // социально-политический журнал. 1994. — № 7. — С. 62−71.
- Березняк В. В., Игуменов В. М., Подливаев В. А. Применение активных методов обучения при подготовке специалистов по спортивной борьбе. Методическая разработка для слушателей ВШТ и ф-та УСО ГЦОЛИФКа. М., РИО ГЦОЛИФК, 1988. 37 с.
- Блеер А. Н. Концепция дополнительного профессионального образования специалистов по физической культуре, спорту и туризму (Методические рекомендации) М.: РГАФК, 2001. 22 с.
- Борисова Н. В. Педагогические особенности создания и внедрения системы активных методов обучения в институте повышения квалификации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1987. — 23 с.
- Буева Л. П. Непрерывное образование в процессе перестройки // Формирование единой системы непрерывного образования в свете решений XXVII съезда КПСС / Под общ. ред. В. И. Шеина. 2224 ноября 1998 г. — М., 1998. — С. 66−70.
- Вербицкий А. А. Деловая игра как метод активного обучения. Варшава, «СВШ». 1982. — № 3. — с. 129−143.
- Вербицкий А. А., Агапов О. И. Содержание непрерывного образования: проблемы и перспективы // Перспективные проблемы развития системы непрерывного образования. М.: АПН СССР, 1987. С. 22−30.
- Вербицкий А. А., Борисова Н. В. Технология контекстного обучения в системе повышения квалификации / Повышение квалификации в системе непрерывного образования. М., 1989. -44 с.
- Вербицкий В. Г., Долин В. Г., Кузовчикова Е. А. / под общей ред. Гладочева С. Н. Система повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров и специалистов в СССР // НИИВШ, М., 1989. — Вып. 7.-46 с.
- Веселов Ю. А. Нужна новая модель системы повышения квалификации // Вестник высшей школы. 1989. — № 12. — С. 15−19.
- Вишнякова С. М. «Профессиональное образование». Словарь. М.: Просвещение, 1999. — 254 с.
- Владиславлев А. П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. М.: Молодая гвардия, 1978. — 175 с.
- Воробьев Н. Н. Развитие теории игр // Теория игр и экономическое поведение. М., 1970. 161 с.
- Воробьев Н. Н. Развитие науки и теории игр //Исследование операций. М., 1972. -218 с.
- Высоцкий А. И., Шаркевич И. В. Рейтинг и автоматизация учебно-методической работы // Средне-профессиональное образование. -1996. -№ 3. С. 5−8.32