Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Информация в системе факторов экономического роста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

И технологий, усложнение управления быстро развивающимися производственными системами привели к увеличению и усложнению информационных потоков. В настоящее время все большего внимания заслуживает проблема повышения эффективности деятельности экономического субъекта за счет эффективного использования его информационных ресурсов. Различными учеными-экономистами признается участие факторов… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
    • 1. 1. Теоретические основы исследования информации и информационных ресурсов
    • 1. 2. Роль информации в обеспечении экономического роста
    • 1. 3. Механизм преобразования информации на фирме
  • ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ В НАЦИОНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
    • 2. 1. Информационное обеспечение управленческих решений
    • 2. 2. Методика определения ценности информации
    • 2. 3. Особенности формирования и использования информации в условиях рынка
  • ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН
    • 3. 1. Пути повышения эффективности использования информации
    • 3. 2. Совершенствование методов количественной оценки информационных ресурсов фирмы

Информация в системе факторов экономического роста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях государственной независимости и интернационализации хозяйственной деятельности перед Республикой Таджикистан встала необходимость решения исключительно сложной задачи — выбора стратегии социально-экономического развития, обеспечивающей стабильное развитие страны, сокращение бедности и повышение уровня жизни населения, а также вхождение в постиндустриальную экономику, основу которой составляет информатизация общества.

За последние десятилетия информация стала одним из самых актуальных объектов экономических исследований. Нормальное функционирование рыночного механизма сегодня невозможно представить без адекватной системы информационного обеспечения, которая должна поддерживать субъектов рыночных отношений на всех стадиях производственного цикла, а также во всех областях их деятельности. Представляется очевидным, что именно рациональное отношение к информации и информационным технологиям стало одним из важнейших условий опережающего развития экономики в ведущих странах мира.

Потребность изучения таких категорий, как информация и информационный ресурс обусловлена развитием процесса информатизации, охватившего практически все стороны жизни общества и способствовавшего серьезному качественному ее изменению. Значимую роль в повышении влияния информационных процессов на экономику играет мощный толчок в развитии вычислительных систем. Использование микропроцессорной технологии, электронно-вычислительных машин и персональных компьютеров обусловило коренное преобразование отношений и технологических основ деятельности в сфере экономики. Развертывается процесс информатизации как единство трех взаимосвязанных процессовкомпьютеризации, совершенствования технологий сбора, накопления и использования информации и интеллектуализации общества. 3.

Информационный сектор экономики охватывает сферу создания информации, ее накопления и распространения и отрасли материального производства, обеспечивающие процесс обращения информации в экономике. Внедрение компьютерной техники, совершенствование информационно-коммуникационных технологий, развитие человеческого капитала на этой основе становятся одними из важнейших задач управления.

В этой связи, разработка механизма формирования и использования информации, как фактора экономического роста, представляется особенно важным как с теоретической, так и с практической точек зрений.

Степень разработанности проблемы. Теоретико-методологические вопросы использования информации, как накопленный запас средств присутствует в работах А. Смита, Д. Рикардо, Ж. Б. Сея, К. Маркса, Дж.М. Кейнса, А. Маршалла, А. Пигу, X. Хансена, Дж. Гэлбрейта, А. Харта, Р. Солоу, Г. Беккера, Т. Шульца, Я. Минцера, П. Ромера, Р. Лукаса, Ф. Махлупа, Дж. Стиглера, К. Эрроу, А. де Сен-Симона, Ж.А. де Кондорсея, Д. Белла, Р. Коуза, К. Шеннона и др.

В современной российской экономической литературе много внимания уделено теоретико-методологическим основам формирования и использования информации и информационных ресурсов в исследованиях В. А. Божьева, A.A. Боканова, М. Бронникова, А. П. Веревченко, С. А. Дятлова, В. Л. Иноземцева, О. В. Иншакова, С. М. Климова, В. Мельянцева, Р. Нижегородцева, С. И. Паринова, И. Пещанской, И. В. Прангишвили, А. ИРакитова, А. Румянцева, В. Л. Тамбовцева, А. Д Урсула, С. А. Фабричнова, С. А. Чеховской и др.

Применительно к условиям Республики Таджикистан с учетом национальных и институциональных особенностей развития национальной экономики вопросы формирования и использования информации, информационной асимметрии, а также механизм ее преобразования рассмотрены в работах М. М. Алибаевой, М. Р. Ёрова, Д. Б. Кадырова, М. М. Киличевой, О. С. Козловской, Т. Махмадхонова, X. К. Миралиева, Н. X.

Мирзоева, М. Д. Назаровой, X. Г. Норова, С. Рахимовой, А.Дж.Сатторова, М. О. Содиковой, С. Ю. Хамидова и др.

Вместе с тем, методологические вопросы воспроизводства информации, методика определения ее ценности, а также структурные элементы механизма преобразования информационных ресурсов пока остаются малоизученными и далеки от своей законченности. По ряду принципиальных положений отсутствует единство взглядов, нередко встречаются взаимоисключающие друг друга научные точки зрения, что и определяет актуальность выбранной темы.

Целью диссертационного исследования является обоснование роли информации в обеспечении экономического роста и определение путей повышения эффективности ее использования в условиях реформирования национальной экономики.

Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих основных задач:

— раскрыть экономическую природу информации;

— выделить роль информации в системе факторов экономического роста, а также формы их воспроизводства;

— разработать механизм вовлечения информационных ресурсов и принципы взаимодействия его элементов;

— выделить особенности использования информации в условиях рынка;

— обосновать основные направления эффективного использования информации в условиях Республики Таджикистан.

Объектом исследования является процесс формирования, преобразования и использования информации в системе факторов экономического роста Республики Таджикистан.

Предметом исследования являются социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе формирования, преобразования и использования информации.

Теоретической и методической базой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых, посвященных процессу формирования и эффективного использования информационных ресурсов. Изучались публикации по проблемам формирования и экономической оценки информации и механизму ее преобразования, законодательные и подзаконные акты Республики Таджикистан, относящиеся к предмету исследования. В процессе исследования применялись методы сравнительного анализа, экспертных оценок, методы количественного анализа и синтеза, системного и программно-целевого подходов. Взаимосвязь основных задач исследования позволила использовать и последовательно реализовать системный подход к анализу предмета и объекта исследования.

Исходной базой исследования послужили результаты исследований зарубежных и таджикских ученых, опубликованные в печати, статистические материалы Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан, Министерства экономического развития и торговли Республики Таджикистан, Министерства образования Республики Таджикистан, нормативные документы республиканских и региональных органов управления по социально-экономическим проблемам развития национального хозяйства, особенно по созданию институциональных основ формирования информации и механизму ее преобразования в условиях рынка.

Научная новизна исследования заключается в обосновании роли информации в обеспечении экономического роста и определение путей повышения эффективности ее использования в условиях реформирования национальной экономики.

Получены следующие наиболее значимые результаты, определяющие научную новизну исследования:

— раскрыта экономическая природа информации, представляющая собой совокупность знаний, сведений, сообщений, документов об экономическом состоянии общества, уменьшающие у потребителя б неопределенность знания об интересующем его объекте и накапливаемые с целью переработки, хранения, передачи и эффективного использования в процессе принятия управленческих решений;

— выделена роль информации в системе трансформационных (человеческий, технико-технологический, природно-ресурсный) и трансакционных (институциональный, организационный) факторов экономического роста и обоснована их взаимосвязь при организации производства, а также такие формы их воспроизводства, как общественный, особенный и единичный. В процессе хозяйствования информационный фактор обретет форму информационного капитала и богатства, как совокупности аккумулированных информационных ресурсов, выражаясь в определенной величине информационных издержек и доходов;

— разработан механизм преобразования информационных ресурсов, который рассматривается как способ вовлечения информационных ресурсов из экономической среды и их активизация в статусе факторов создания продукта, выражающейся системой прямых и обратных связей, основывающейся на принципах комплексности, адекватности, экономичности, адаптивности;

— выделены такие особенности использования информации в условиях рынка, как повышение эффективности производства без физического увеличения традиционных ресурсов, воздействие на человека, его навыки, умения и способности, а также ускорение процесса воспроизводства за счет уменьшения периодов производства и обращения;

— обоснованы основные направления эффективного использования информации в условиях Республики Таджикистан, включающие кодирование, улучшение процесса хранения и передачи информации, поиск новых рынков реализации информационных продуктов, а также совершенствование методов количественной оценки информационных услуг.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее основные положения и выводы сформулированы в виде конкретных рекомендаций, которые могут быть использованы органами управления Республики 7.

Таджикистан для совершенствования процесса воспроизводства общественного производства и экономического роста, с целью повышения благосостояния населения. Проведенная систематизация видов информации, а также разработанный механизм преобразования информационных ресурсов в условиях Республики Таджикистан имеют большое значение для подготовки менеджеров-экономистов для отраслей национальной экономики.

Реализация результатов исследований. Основные результаты и методические положения диссертационной работы могут быть использованы республиканскими министерствами и ведомствами, различными предприятиями и организациями при разработке механизма формирования и эффективного использования факторов производства.

Научно-методические разработки автора использованы при чтении дисциплин «Экономическая теория», «Микроэкономика», «Информационные технологии в экономике» для студентов высших учебных заведений Республики Таджикистан.

Апробация работы. Основные положения работы были доложены и одобрены на международных и республиканских научно-практических конференциях (2009;2012 гг.), на научных семинарах и конференциях Таджикского национального университета с 2009 по 2012 гг., конференциях молодых ученых и специалистов Республики Таджикистан.

Публикации. Основное содержание диссертации опубликовано в 11 научных работах автора общим объемом 4,0 п.л. в том числе 4 статьи в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

Логика и структура работы во многом определялись состоянием разработанности проблемы, целью и задачами, которые поставил перед собой соискатель, а также ролью информационных ресурсов в обеспечении экономического роста. Диссертация изложена на 144 страницах машинописного текста и состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, включающей 146 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе проведенного исследования различных концепций формирования и использования информации, а также обосновании роли информационных ресурсов в обеспечении экономического роста был сделан ряд обобщающих теоретических выводов и практических рекомендаций, заключающихся в следующем:

1. С целью информатизации рынка Республики Таджикистан, как основы предоставления качественных товаров и снижения уровня бедности, необходимо провести интеграцию этого процесса, скоординировать создание сети, обеспечивающей единое информационное пространство. И в этом вопросе необходимо участие государства. Основной формой государственного участия в процессе информатизации экономики является создание условий, способствующих эффективному функционированию рыночного механизма на информационной основе. Для создания таких условий государство может обязать всех товаропроизводителей и продавцов товаров публиковать текущую информацию о ценах и характеристиках своей продукции. Такая публикация возможна на бесплатной основе в ряде компьютерных баз данных.

2. На наш взгляд, можно выделить следующие основные черты информации:

— трудность однозначной фиксации потребителя. Производителю заранее не известно кто будет ею пользоваться, хотя есть и закрытые, направленные к определенному получателю потоки;

— невозможность однозначной стоимостной оценки полученного объема информации. Пока на рынке информации исходят из здравого смысла: товар стоит столько, сколько за него платят. Такие вопросы пытается регулировать законодательство по охране интеллектуальной собственности;

— особая неопределенность полезности информации. Конечно, подобная особенность может быть присуща и другим товарам, например, антиквариату: на таком рынке велика цена старых вещей именно потому, что.

124 они старые. Есть другие критерии, в частности, художественная ценность, причем аукцион помогает «выявить» предельную цену;

— иной механизм старения информации по сравнению с моральным износом (устареванием) основных фондов и со старением материальных благ. Информация не изнашивается, но полезность ее со временем уменьшается;

— особая роль «фильтров», позволяющих человеку выбрать в непрерывно нарастающем потоке информации необходимую только ему.

3. Информация превратилась в необычайно широкое понятие и продолжает раскрываться все шире и глубже. В зависимости от области знания, в которой проводилось исследование, информация получила множество определений: информация — отраженное разнообразие, информация — экономическая категория, то есть товар, имеющий стоимость и другие. В процессе своего развития понятие информации прошло длительный путь: от количественного подхода к определению информации до производственного ресурса и фактора экономического роста.

4. Суммирую все дефиниции экономической природы информации, на наш взгляд, можно дать следующее ее определение: информация представляет собой совокупность знаний, сведений, сообщений, документов об экономическом состоянии общества, уменьшающие у потребителя неопределенность знания об интересующем его объекте и накапливаемые с целью переработки, хранения, передачи и эффективного использования в процессе принятия управленческих решений.

5. Информация как система представляет собой совокупность знаний, сведений, сообщений, документов об экономическом состоянии общества и обладает определенной структурой и соответствующим механизмом преобразования и может рассматриваться с позиции системного подхода.

Входным" параметром в систему формирования и использования информации выступают источники информации, т. е. знания, сведения, сообщения, документы об экономическом состоянии общества. В самой системе возникают экономические отношения по поводу получения, переработки, хранения, передачи и использования информации.

Субъектно-объектные отношения по поводу формирования и использования информации осуществляются на микроуровне (формирование информации внутри фирм), мезоуровне (формирование информации на уровне отдельных регионов или отраслей) и макроуровне (формирование и использование информации в национальной экономике).

На содержание информации кроме внутрисистемных отношений по поводу формирования и использования информационных ресурсов также воздействуют экзогенные отношения, возникающие в таких областях, как экономической, социальной, демографической, институциональной, политической, правовой и др.

Отношения по поводу использования информации реализуются посредством рыночного механизма их воспроизводства, который основывается на методах и способах воздействия. При этом информация, взаимодействуя с другими факторами производства, вносит соответствующий вклад в обеспечении экономического роста национального хозяйства.

На «выходе» системы формирования и использования информации формируются различные виды информации, используемые в различных отраслях национальной экономики и во взаимодействии с другими факторами производства обеспечивающие ее экономической рост.

6. Факторы человеческой деятельности разделяются на трансформационные (человеческий, технико-технологический, природноресурсный) и трансакционные (институциональный, информационный, организационный). Первые непосредственно преобразуют вещество природы в потребляемые человеком формы. Вторые же создают связи и отношения координации и субординации. Все факторы воспроизводятся в трех формах: непосредственной общественной, как национальное имущество, богатство и капитал гражданского общества в государственной формев опосредованной.

126 общественной, или особенной, форме, как имущество, богатство и капитал частных лиц в любой их организации, и непосредственно единичной, как имущество, богатство и капитал индивидов, предназначенные для личного потребления и развития.

7. Основываясь на эволюции факторов производства можно сделать следующий вывод: для того чтобы информация превратилась в информационный фактор необходимо не просто констатация того, что информация существует и занимает весомое место в обществе, а необходимо целенаправленное включение человеком информации, как и любого другого ресурса в экономические отношения в обществе. Кроме того необходимо усилить роль государства в обеспечении информационной безопасности общества. Успешному решению вопросов обеспечения информационной безопасности Республики Таджикистан способствуют государственная система защиты информации, система защиты государственной тайны, система лицензирования деятельности в области защиты государственной тайны.

8. Развитие сферы информатизации приводит к революционным изменениям во всех сферах жизнедеятельности общества. Опережающими темпами растет информационная индустрия высокотехнологического производства, а также индустрия услуг. В результате этих изменений экономическая деятельность, связанная с получением и обработкой информации, в настоящее время играет как никогда важную роль в развитии страны. Однако в настоящее время процесс информатизации в Республике Таджикистан имеет следующие негативные тенденции:

— наличие устойчивых ведомственных барьеров и, как следствие, дублирование сбора информации и расходов бюджетных средств на создание одних и тех же информационных ресурсов, средств обработки и обмена ими;

— программное обеспечение информационных систем и сетей поступает от различных разработчиков и производителей, и как следствие, не имеет унифицированной технологической основы, не согласовано по форматам.

127 обмена данными, не имеет единых классификаторов и фактически не готово для интеграции и совместного использованияобщий уровень квалификации пользователей средствами информационно-коммуникационных технологий соответствует требованиям середины 90-х годов XX века;

— существуют проблемы с обеспечением электроэнергией субъектов хозяйствования в зимний период времени, что отрицательно сказывается на процесс формирования, переработки и использование информационных ресурсов и т. д.

9. Эффективная экономическая деятельность в настоящее время основывается на преобразовании информации. Можно сказать, что информация служит мерой упорядоченности и устойчивости экономической системы.

Упрощенно последнюю можно представить как совокупность воздействий человека на некоторые ресурсы с целью удовлетворения своих потребностей, в процессе которого происходит многократное преобразование информации. Современное материальное производство базируется на индустриальных технологиях, которые все больше требуют расширенного обмена информацией. В целом взаимодействие субъектов производства имеет исключительно информационную сущность.

10. Разнородность информации определяет ее неполноту, а множественность и неполнота информации означают, что она является ресурсом, приобретение которого связано с выполнением сложных и дорогостоящих процедур. Существует асимметрия распределения и получения информации. На фирме существует два пути получения информационных ресурсов.

Во-первых, получение информационных ресурсов из внешней среды фирмы. Это основной способ получения информационных ресурсов. При этом ресурсы приобретаются на рынке за плату или получаются бесплатно в качестве общественного блага (нормативы, законы, стандарты).

Во-вторых, синтезирование внешних информационных ресурсов внутри фирмы. Фирма обладает знанием того, как наиболее эффективно комбинировать поступившие из внешней среды в ее распоряжение материальные и финансовые ресурсы.

После синтеза внешних информационных ресурсов фирма получает и необходимую для ее развития синтезированную внутреннюю информацию, сопоставляя ее с информацией о текущих процессах внутри фирмы (управленческой, оперативной, статистической и производственной). Только после этого фирма продуцирует синтезированную информацию во внешнюю среду.

Синтез поступающих из внешней среды информационных ресурсов, позволяет производить информационные ресурсы, которые не могут быть получены из внешней среды вследствие информационной асимметрии, т. е. рассматривая распределение информационных ресурсов внутри фирмы, можно говорить об трех различных группах каналов, выделяя их по мере анализа поступивших информационных ресурсов во внутрифирменном пространстве, в связи с этим формальное выражение информационные потоки находят в виде:

— каналы получения информации из внешней среды;

— каналы синтезирования внешней информации во внутреннюю и использования ее для нужд фирмы;

— каналы преобразования и выведение синтезированной информации во внешнюю среду.

11. Присвоение и отчуждение информации — основа ее воспроизводства. Присваивая информацию, хозяйствующие субъект формируют ресурсную базу расширенного воспроизводства и диапазон стратегического планирования, отчуждая информации, они формируют социальное качество предметного мира человеческого бытия. Совокупность отчужденной и доступной информации образует информационную среду, являющуюся условием для деятельности субъектов экономики. Информационные ресурсы это освоенные данные, выступающие в качестве источника стоимости.

Информационный фактор создает информационный продукт, а также принимает участие в создании информационной составляющей продукта предприятия. Информационный фактор обретает форму капитала, опосредовано проявляясь через доход от реализации товара, обладающего информационной составляющей, а также изменения роли фирмы на рынке.

12. В рамках фирм, для эффективного взаимодействия конечных пользователей с вычислительной системой новые информационные технологии ориентированы принципиально на иную организацию взаимодействия пользователей с ПК, которая выражается в следующем:

— обеспечение права пользователя на ошибку благодаря защите информационно-вычислительных ресурсов системы от профессиональных действий на компьютере;

— наличие широкого набора иерархических меню, системы подсказок и обучения и т. п., облегчающих процесс взаимодействия пользователя с ПК;

— наличие системы «отката», позволяющей вернутся к предыдущему состоянию системы при выполнении регламентированного действия, последствия которого по каким либо причинам не удовлетворили пользователя.

Предприятие функционирует и развивается в информационной среде, подавляющая часть которой закодирована и доступна лишь для пользователей, владеющих кодами доступа. Более того, эта среда сама по себе является кодирующей, задавая стандарты представления сведений о хозяйственных субъектах, осуществляемых ими процессах и их результатах. Кодирование выступает, как процесс и способ задания взаимного соответствия между семиотической и реальной системами, а код является инструментом идентификации этого соответствия. Семиотический код фирмы, переносимый ей на производимый продукт, будем понимать как специфическую знаково-символическую систему, особым образом интерпретируемую внешними субъектами.

13. Для фирмы освоенная лишь в определенных пределах информационная среда является полем выбора альтернативных целей и.

130 вариантов стратегии. Потенциал эффективности фирмы непрерывно детерминируется ее информационным диапазоном, т. е. присвоенным из среды множеством данных, на основании которых принимаются стратегические и тактические решения. Информационная граница предприятия есть отражение его воспроизводственного контура системой рыночных сигналов, в том числе цен и ассортимента продукции, логотипов, торговых марок, рекламы и др. Информационные ресурсы необходимы для расширения информационных границ фирмы и увеличению ее информационного диапазона. Информационный фактор создает информационный продукт, а также принимает участие в создании информационной составляющей продукта предприятия. Информационный фактор обретает форму капитала, опосредовано проявляясь через доход от реализации товара, обладающего информационной составляющей, а также изменения роли фирмы на рынке. Информационный доход — часть дохода фирмы, в создании которого, напрямую или опосредовано, участвовали информационные факторы. В процессе хозяйствования информационный фактор обретет форму информационного капитала и богатства (как совокупности аккумулированных информационных ресурсов), выражаясь в определенной величине информационных издержек и доходов.

14. Информационный механизм понимается как способ вовлечения информационных ресурсов из среды и их активизации в статусе факторов создания продукта, выражающейся системой прямых и обратных связей. Элементы информационного механизма взаимодействуют между собой на основании прав собственности и в соответствии со структурой фирмы. В тоже время как сам информационный механизм оказывает влияние на формирование такой организационной структуры, которая наиболее оптимально способствовала бы усвоению информации из окружающей среды и ее воплощению в реализуемых товарах и услугах.

15. В условиях перехода к рыночным отношениям увеличение объемов производства, быстрота обновления разновидностей выпускаемой продукции.

131 и технологий, усложнение управления быстро развивающимися производственными системами привели к увеличению и усложнению информационных потоков. В настоящее время все большего внимания заслуживает проблема повышения эффективности деятельности экономического субъекта за счет эффективного использования его информационных ресурсов. Различными учеными-экономистами признается участие факторов информационного характера в формировании рыночной стоимости предприятия, в то же время их оценка требует дальнейшей формализации. В этих условиях стало необходимым оценивать затраты на формирование информационных ресурсов, определять их роль в повышении эффективности функционирования производства. К сожалению, пока еще не только в Республике Таджикистан, но и в рамках мировой экономики в настоящее время не разработана методология количественной оценки информационных ресурсов, а также прогнозирования потребностей общества в них. На макроэкономическом уровне эта проблема решена с помощью введения стандартизированных показателей, количественно отражающих влияние информационных ресурсов на экономическое развитие страны.

В рамках диссертационного исследования не охвачены все проблемы получения, переработки, хранения, передачи и использования информации в системе факторов экономического роста, но, тем не менее, полученные результаты могут быть использованы при научно-исследовательской и учебно-методической работе, а также в практической деятельности государственных органов управления национальной экономикой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Издательский центр «Академия», 1994. — 240 с.
  2. А. Н. Большой экономический словарь. 2-е изд. — М.: Институт новой экономики, 1997. — 1350 с.
  3. А.К., Стась Е. В. Информатика и теория развития. М.: Знание, 1989.-215 с.
  4. М.М., Миралиев Х. К. Информационная обеспеченность и проблемы информатизации науки / Мат. респ. научно-практ. конференции «Современные методы управления в реальной экономике Республики Таджикистан». Душанбе: РТСУ, 2009.
  5. М. Условия эффективности в экономике. М.: Наука для общества, 1998.-299с.
  6. А., Демсец Г. Производство, стоимость информации и экономическая организация. СПб.: 2003. — Т. 5. — 370 с.
  7. P.C. Пространственно-временной метаморфоз экономической динамики России. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2004. — 325 с.
  8. Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. — С. 300−340.
  9. Бем-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ. -Ленинград: 1929. 276 с.
  10. Ю.Бир С. Мозг фирмы / Пер. с англ. М.: 2005.11 .Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ. / Науч. ред. B.C. Антономов, Е. М. Майбурд. 4-е изд. М.: Дело — Лтд, 1994. -687с.
  11. В.А. Управление материальными потоками промышленных предприятий на основе логистического подхода: автореф. дисс. канд. экон. наук. Самара: 2003. — 24 с.
  12. A.A. Информационный аспект современной экономики: начала теоретического анализа: дисс. канд. экон. наук: 08.00.01. Волгоград, 2000. — 160 с.
  13. А. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2000. — 892с.
  14. Е. Экономическая теория: учебное пособие. 2-е изд. — М.: Юрайт, 1999.-382с.
  15. М. К вопросу о цене информации // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 1. — С. 81−85.
  16. Дж. Конституция экономической политики. Избр. труды. -М.: Таурус Альфа, 1997. 556с.
  17. К.К. Информационная теория стоимости и законы неравновесной экономики. М.: «Янус-К», 2001. — 896 с.
  18. Введение в информационный бизнес / Под ред. B. J1. Тихомирова, A.B. Хорошилова. М.: Финансы и статистика, 1996. — 254 с.
  19. Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. — 367с.
  20. А.П. Информационные ресурсы для принятия решений. -Екатеринбург: «Деловая книга», 2002. 560 с.
  21. Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. -М.: «Советское радио», 1968. 325 с.
  22. Н. Творец и Будущее / Пер с англ. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. — 732 с.
  23. А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития // Вопросы экономики. 1999. — № 1. — С. 412.
  24. Г. В. Ф. Наука логики. СПб.: Наука, 1997. — С. 653−660.
  25. В. М. О кибернетике как науке // Кибернетика, мышление, жизнь. -М.: 1964.-С. 53.
  26. Г. Р. Национальные информационные ресурсы: проблемыпромышленной эксплуатации. М.: 1984. — 170 с.134
  27. Гэд Т. 40 брэндинг: Взламывая корпоративный код сетевой экономики. -СПб.: «Стокгольмская школа экономики», 2003. 228 с.
  28. Дж. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1979.-406с.
  29. А. Инвестиционная оценка. Инструменты и техника оценки любых активов. М.: «Альпина Бизнес Букс», 2005. — 1341 с.
  30. К. Логика в статистике. М.: Статистика. 1973. — 127с.
  31. Закон Республики Таджикистан «О защите информации» // Ахбори Мачлиси Оли Республики Таджикистан. 2002. -№ 11.
  32. Закон Республики Таджикистан «Об информатизации» // Ахбори Мачлиси Оли Республики Таджикистан. 2001. — № 7.
  33. В. Л. Расколотая цивилизация. М.: «Наука», 1999. — 724 с.
  34. В.Л. За десять лет. К концепции постэкономического общества. М.: 1998. — 540 с.
  35. В.Л. За пределами экономического общества. М.: «Наука», 1998.-640 с.
  36. O.B. О необходимости развития эволюционного подхода в экономической науке современной России // Вестник Южного научного центра. 2004. — № 1. — С. 85−91.
  37. О.В. Потенциал эволюционного подхода в экономической науке современной России // Экономическая наука современной России. 2004. — № 4. — С. 42−49.
  38. О.В. Факторы и функции человеческого бытия: обретение новой меры: препринт-доклад. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. — 70 с.
  39. О.В., Воронин A.A., Шаркевич И. В. Виртуальная саморазвивающаяся региональная информационно-познавательная среда: препринт-доклад. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. — 28 с.
  40. О.В., Лебедева H.H. Знакомая и неведомая мезоэкономика // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы. Вып.2. -Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. С. 37−45.
  41. О.В., Фролов Д. П. Институциональные фракции в современном обществе. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. — 350 с.
  42. История экономических учений / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина. -М.: ИНФРА М, 2000. — 720 с.
  43. Д.Б. Информационная асимметрия на рынке и вопросы снижения уровня жизни / Мат. Республиканской научн.-практ. конф. «Глобализация и проблемы информационной безопасности: национальные и региональные аспекты». Душанбе: ТНУ, 2010.
  44. Д.Б., Раджабов Х. Х. Роль заработной платы в повышении уровня жизни населения / Мат. респ. научно-практ. конференции «Направления формирования профессиональной занятости и лидерство в современном менеджменте». Душанбе: ТНУ, 2012. — 288 с.
  45. A.M., Нестеров В. П., Черников Б. В. Информатизация бизнеса: концепции, технологии, системы. М.: Финансы и статистика, 2004. — 624 с.
  46. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. -М.: ГУ ВШЭ, 2000.-608 с.
  47. Н. Меры по стимулированию экономического роста // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2000. — № 1. — С. 4759.
  48. Дж. Общая теория занятости, процента и денег / Пер. с англ. Под общ. ред. А. Г. Милейковского. М.: Прогресс, 1978. — 494с.
  49. Ф. Избранные экономические произведения. М.: 1960.
  50. Дж. Распределение богатства / Пер. с англ. М.: Экономика, 1992.-447с.
  51. С.М. Интеллектуальные ресурсы организации. СПб.: «Знание», 2000. — 168 с.
  52. JI.A. Когнитивный подход к исследованию информационных процессов на ранних стадиях проектной деятельности. Барнаул: 1996. -176 с.
  53. О.С. Роль информации в повышении конкурентоспособности национальной экономики / Мат. Респ. научно-практ. конференции «Национальная экономика: проблемы безопасности и конкурентоспособности». Душанбе: «Деваштич». 2008.-238 с.
  54. А. Системная парадигма // Вопросы экономики. 2002. — № 4. -С. 4−22.
  55. Р. Фирма, право и рынок. М.: Дело ЛТД, 1993. — 192 с.
  56. Липпе фон Петер Экономическая статистика. Штутгарт: ФСУ ФРГ, 1995.-Т. 1.-629 с.
  57. Е. Информационное общество и парадигма экономической теории // Вопросы экономики. -1997. № 11. — С. 86−95.
  58. K.P., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика / Пер. с англ. H.H. Барышникова и др. М.: 1999. — 974 с.
  59. К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений. Т.1. М.: 1961.137
  60. А. Принципы экономической науки. Т. 1. М.: 1993.
  61. Ф. Производство и распространение знаний в США. М.: Прогресс, 1966. — 270 с.
  62. Т. Правовые проблемы информационного обеспечения предпринимательской деятельности / Мат. Респ. научно-практ. конференции «Проблемы развития предпринимательства в Республике Таджикистан». Душанбе: ИПС. 2009. — 152 с.
  63. В. Информационная революция феномен «новой экономики» // Мировая экономика и международные отношения. -2001.-№ 2.-С. 3−10.
  64. К. Экономика организаций / Пер. с франц. Под ред. А. Г. Худокормова. М.: ИНФРА-М, 1996. — 160 с.
  65. М.Ф. Информационные механизмы развития региональных хозяйственных систем. Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001. — 332 с.
  66. Н.Х., Юсупов Ш. Н. Информация и методы оценки угроз / Мат. Респ. научно-практ. конференции «Национальная экономика: проблемы безопасности и конкурентоспособности». Душанбе: «Деваштич». 2008. — 238 с.
  67. А.И., Черный А. И., Гиляровский Р. С. Научные коммуникации и информатика. М.: Наука, 1976. — 341 с.
  68. Д. Угрозы предпринимательской деятельности при использовании информационных технологий // Вестник Таджикского национального университета. 2009. — № 5 (53). — С. 74−79.
  69. М.В., Кувшинов Б. И., Попов О. В. Теория передачи сигналов. М.: Издательский центр «Академия», 1970. — 310 с.
  70. Т. Таджикистан: некоторые проблемы экономического развития и международного сотрудничества на пороге XXI века // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2000. — № 1. — С. 1720.
  71. М.Д. Формирование и развитие рынка информационных услуг в условиях переходной экономики. Коллективная монография. -Душанбе: ТГУК, 2004. С. 116−119.
  72. Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль / Пер. с англ. М.: Дело, 2003. -360 с.
  73. Р. Проблема измерения экономической эффективности информации // Российский экономический журнал. 1995. — № 2. — С. 63−66.
  74. Новейший философский словарь. Минск: «Интерпресссервис», 2001. -1280 с.
  75. Х.Г., Киличева М. М. Роль современной информационной технологии на рынке труда / Мат. респ. научно-практ. конференции «Направления формирования профессиональной занятости и лидерство в современном менеджменте». Душанбе: ТНУ, 2012.
  76. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997. — 180 с.
  77. Д. Пять тезисов об институциональных изменениях. Пер. с англ. // Квартальный бюллетень клуба экономистов. Вып. 4. Минск: 2000. -С. 5 — 20.
  78. Ю.М. Основы теории хозяйственного механизма. М.: МГУ, 1994.-368 с.
  79. Паринов С. И, Яковлева Т. Экономика XXI века на базе Интернет-технологий. М.: 1998. — 230 с.
  80. С.И. Информационные взаимодействия в экономическом пространстве. М.: Начало, 2000. — 310 с.
  81. Я.А. Государственно-монополистический капитализм и теория трудовой стоимости. М.: 1978. — 340 с.
  82. У. Экономические и статистические работы. М.: 1940.
  83. А. Экономическая теория благосостояния. М.: Прогресс, 1985. В 2-х том.
  84. И. Экономика информационного общества // Российский экономический журнал. 1996. — № 5/6. — С. 103−111.
  85. И. В. Системный подход и общесистемные закономерности. -М.: СИНТЕГ, 2000. 528 с.
  86. .А. Современный экономический словарь. М.: Инфра — М, 1997.-492с.
  87. А.И. Наш путь к информационному обществу // Компьютерная революция и информационное общество. М.: 1990. — С. 140−210.
  88. Д. Начало политической экономии и налогового обложения // Антология экономической классики. В 2-х том. Т.1. М.: Эконов, 1991.
  89. А. Предмет и задачи «информационной экономики» // Российский экономический журнал. 1997. — № 3. — С. 89−96.
  90. . Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. М.: «Канон пресс», 1998.
  91. Т. Стоимость, создаваемая знанием. Новая постиндустриальная волна на западе / Под ред. B.JI. Иноземцева. М.: 2007. — 265 с.
  92. П. Экономика. М.: МГП «Алгон» ВНИИСИ, 1992. В 2-х том.
  93. А.Дж. Информационное обеспечение управленческих решений // Вестник Таджикского национального университета. 2009. — № 5 (53). — С. 151−154.:
  94. А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Антология экономической классики. В 2-х том. Т. 1. — М.: Эконов, 1991.
  95. М.О. Информационное обеспечение менеджмента / Мат. респ. научно-практ. конференции «Проблемы развития менеджмента в XXI веке». Душанбе: Диловар-ДДМТ, 2005.
  96. М.О., Хамидов С. Ю. Особенности применения информационных технологий в организациях различного типа //
  97. Вестник Таджикского государственного национального университета. 2008. — № 1 (45). — С. 104−107.
  98. М.В., Крылов JI.C. Методология исследования производительного труда при капитализме. М.: 1974. — 231 с.
  99. Сото де Э. Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001. — 272 с.
  100. Социальная статистика: Учебник. / Под ред. И. И. Елисеевой. -М.: Финансы и статистика, 1997. 416 с.
  101. Статистика: Курс лекций / Л. П. Харченко и др. Новосибирск, 2000.
  102. Социально-экономическая природа информационного продукта и информационного ресурса / Под ред. Д. Г. Плахотной. М.: Издательство МГУ, 1992.
  103. Дж. Экономическая теория информации. Вехи экономической мысли. СПб.: 2003. — Т. 2. — С. 507−530.
  104. Дж. Экономическая теория информации. Теория фирмы / Под ред. В. Н. Гальперина. М.: 1995. — 342 с.
  105. Т. Теории информационного общества. Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 2004. — 400 с.
  106. Т. Интеллектуальный капитал / Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: 1999.-478 с.
  107. Сэй Ж. Б. Трактат по политической экономии. М.: Дело, 2000. -229 с.
  108. В. Л. Пятый рынок. Проблемы производства информации. М.: «Дело», 1993. — 210 с.
  109. , О.И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб.: Лениздат, СБУ Press, 1996.-702 с.
  110. Указ Президента РТ «О Концепции информационной безопасности Республики Таджикистан» от 07.11.2003. № 1175. -Душанбе: 2003.
  111. А.Д. Путь в ноосферу (концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. М.: Луч, 1993. — 240 с.
  112. А.Д. Проблемы информации в современной науке. Философские очерки. М.: Наука, 1975. — 287 с.
  113. Урсул А. Д Информация: методологические аспекты. -М: Наука, 1971.-256 с.
  114. С.А. Экономическая теория информационного труда.- М.: День Серебра, 2000. 287 с.
  115. О. Внутренние и внешние рынки // Вопросы экономики. -1997.-№ 3.-С. 90−103.
  116. С. Экономика / С. Фишер и др. М.: Дело, 1993. — 829с.
  117. Фридман и Хайек о свободе. Пер. с англ./ Под ред. А. Бабича. -Мн.: 1990. 126 с.
  118. Ф. А. Дорога к рабству: Пер. с англ. / Предисловие Н. Я. Петракова. М.: Экономика, 1992. — 176 с.
  119. Ф.А. Общество свободных. Лондон: 1990.
  120. Дж. Стоимость и капитал. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993.- 448 с.
  121. Р. Метаморфозы индустриальной экономики: проблема экономических измерений // Мировая экономика и международные отношения. 2001. — № 2. — С. 11−19.
  122. С. А. Правовое регулирование информационного обеспечения предпринимательской деятельности / Отв. ред. О. М. Олейник. М.: Юристъ, 2002. — 320 с.
  123. В.В. Развитие трудовой теории ценности в социально-ориентированной рыночной экономике: Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. экон. наук. М.: 2000. — 24 с.142
  124. А. Условия и результаты формирования институтов // Вопросы экономики. 1997. — № 3. — С. 67 — 81.
  125. К. Работы по теории информации в кибернетике. М.: 1961.-210 с.
  126. Экономическая информатика: Введение в экономический анализ информационных систем. М.: ИНФРА-М, 2005. — 958 с.
  127. Экономическая энциклопедия / Гл. ред. JL И. Абалкин. М.: Экономика, 1999. — 1054 с.
  128. Эффективность государственного управления: Пер. с англ. / Общ. ред. С. А. Батчикова и С. Ю. Глазьева. М.: Изд — во АО «Консалтбанкир» 1998. — 848 с.
  129. Экономический рост и подъем народного благосостояния. М.: Экономика, 1987. — 206 с.
  130. К. Информация и экономическое поведение // Вопросы экономики. 1995. — № 5. — С. 98−108.
  131. Я.С. История экономических учений. 4-е изд. М.: Инфра-М, 2001.-478 с.
  132. Г. А. Общая теория жизни (диалектика формирования). М.: Мысль, 1985.-275 с.
  133. Friedman M. A Theory of Consumption Function. Princeton. 1957. -P. 21.
  134. Hoshroy P. Improving Productivity and Productivity Measurement in Locals Government The Urban Institute: Washington. 1971. P. 1−17.
  135. Mill J. S. Principles of Political Economy, Bk. 1, Ch. II, P. 4−25.
  136. North D. Structure and Change in Economic History. N. Y., 1981.
  137. Ridley C., Simon H. Measuring Municipal Activities. ISMA: Chicago, 1938.-P. 3−23.
  138. Yong M. Administrative Theories and Politics. University of Toronto Press: Toronto, 1973. — P. 27−35.
  139. Shultz T. Investment in Human Capital. N.Y., London, 1971.- P. 2628.
  140. Storey M. I. Inside Americas Fastest Growing Companies. N. Y., 1989.-P. 33−50.
Заполнить форму текущей работой