Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие менеджмента качества на основе совершенствования корпоративной культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения диссертационного исследования получили апробацию на научных семинарах, международных, всероссийских и вузовских конференциях, проводившихся в гг. Санкт-Петербурге, Волгограде. В частности, положения диссертации докладывались на 15-ой Ассамблеи молодых ученых г. СПб 2010 г. «Экономика России: перспективы посткризисного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования корпоративной культуры и ее влияние на менеджмент качества
    • 1. 1. Типология, подходы и модели корпоративной культуры
    • 1. 2. Принципы менеджмента качества и оценка его результативности и эффективности
    • 1. 3. Анализ взаимного влияния корпоративной культуры и менеджмента качества
  • Выводы 1 главы
  • Глава 2. Методические основы измерения и совершенствования корпоративной культуры для развития менеджмента качества
    • 2. 1. Модели измерения корпоративной культуры: диагностика и анализ корпоративной культуры
    • 2. 2. Методика исследования взаимосвязи уровня корпоративной культуры и оценки менеджмента качества
    • 2. 3. Пути совершенствования корпоративной культуры для развития менеджмента качества
  • Выводы главы
  • Глава 3. Рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры в организации для развития менеджмента качества
    • 3. 1. Анализ и оценка менеджмента качества в ООО «Хемосервис»
    • 3. 2. Рекомендации по совершенствованию менеджмента качества на основе изменения корпоративной культуры в ООО «Хемосервис»
  • Вывод главы

Развитие менеджмента качества на основе совершенствования корпоративной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Корпоративная культура является основой, базисом для менеджмента организации и, особенно, менеджмента качества. Совершенствовать менеджмент без соответствующего изменения корпоративной культуры не возможно. Как отметил один из авторитетных исследователей в области корпоративной культуры К. Камерон, что неудачи организационных преобразований, таких как реинжениринга, менеджмента качества и сокращения численности персонала в основном случались по той причине, что корпоративная культура организации оставалась неизменной.

Исследования показывают тесную взаимосвязь уровня корпоративной культуры и результатов менеджмента качества. Поэтому для Российских предприятий актуально изучать вопросы формирования корпоративной культуры, как потенциальной основы для дальнейшего развития менеджмента качества.

В настоящее время достаточно много исследований, связанных с менеджментом качества и, в частности, определено, что в его основе лежат философия, психология, культура. Однако, взаимосвязи и механизм взаимного влияния культуры и менеджмента не достаточно раскрыты. В этом отношении особенный интерес вызывают модели взаимосвязи корпоративной культуры и менеджмента качества по достижению эффективного бизнеса, обладающие практически отработанным набором инструментов и методов.

Вместе с тем, на современном этапе не существует теоретически обоснованных и практически отработанных методик, формирующих развитие менеджмента качества на основе совершенствования корпоративной культуры. Так же проблемы корпоративной культуры и качества недостаточно освещены с позиций их взаимного влияния и оценки, что затрудняет определение подходов к методам совершенствования корпоративной культуры для развития менеджмента качества, формирующей эффективный бизнес.

Степень разработанности научной проблемы. Разработкой теоретических и методических аспектов корпоративной культуры занимались зарубежные авторы, такие как Д. Денисон, Дж. Зонненфельд, К. Камерон, Р. Куинн, Г. Хофстед, Э. Шейн и др., а так же в трудах отечественных ученых А. Н. Асаула, В. Н. Воронина, Э. А. Капитонова, И. Д. Ладанова, М. Н. Павловой, В. В. Томилова и др. Менеджмент качества рассмотрен в работах: Э. Деминга, Дж. Джурана, К. Исикавы, Т. Конти, Ф. Кросби, А. Фейгенбаума, Дж. Харрингтона и др. Проблемы менеджмента качества освещены так же в трудах таких отечественных ученых, как: Ю. П. Адлер, Г. Г. Азгальдов, Н. В. Войтоловский, A.B. Гличев, Е. А. Горбашко, Д. С. Демиденко, A.M. Колесников, Т. И Леонова, В. А. Лапидус, В. В. Окрепилов, И. Г. Окрепилова, Т. А. Салимова и др.

Между тем, ряд проблем менеджмента качества во взаимосвязи с корпоративной культурой требуют дальнейшего исследования. Среди них необходимо решение таких вопросов, как развитие теоретических и методических основ формирования менеджмента качества на основе адаптивной корпоративной культурыразработка практических методических основ и рекомендаций по формированию и совершенствованию корпоративной культуры, соответствующей критериям всеобщего менеджмента качества. Значимость рассматриваемой проблемы и недостаточная ее разработанность определяют актуальность темы исследования.

Целью диссертационного исследования является развитие теоретических и методических основ совершенствования менеджмента качества во взаимосвязи с корпоративной культурой.

Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих задач:

— исследование теоретических основ формирования корпоративной культуры в организации и ее взаимосвязь с менеджментом качества, выявление особенностей, понятий и характеристик корпоративной культуры и ее влияние на менеджмент качества;

— исследование теоретических основ измерения результативности и эффективности менеджмента качества в организациях для целей анализа взаимосвязи с корпоративной культурой;

— исследование механизмов взаимосвязи менеджмента качества с корпоративной культурой;

— анализ основ диагностики, измерения и изменения корпоративной культурыанализ методологической и методической базы для измерения корпоративной культуры в организации;

— анализ показателей корпоративной культуры и менеджмента качества, создание методической базы для измерения влияния уровня корпоративной культуры на результаты менеджмента качества;

— исследование методических основ формирования культуры для развития менеджмента качества, создание рекомендаций по совершенствованию и адаптации корпоративной культуры для реализации принципов менеджмента качества в организации.

Объектом диссертационного исследования являются организации и предприятия любой сферы деятельности.

Предметом диссертационного исследования являются система научных положений, методологическая база, принципы и методы разработки, реализации и оценки менеджмента качества в организации во взаимосвязи с корпоративной культурой.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составляют концептуальные положения в области исследования корпоративной культуры, менеджмента качества, выраженные в трудах зарубежных и отечественных ученых. В исследовании задействован комплексный подход, основывающийся на анализе теорий корпоративной культуры, общего менеджмента и менеджмента качества, который позволил определить основные положения и методику совершенствования корпоративной культуры в организации для развития менеджмента качества.

Информационная база исследования включает данные, полученные в результате статистического анализа, внутренней документации предприятия за период с 2005 г.: финансовой отчетности, приказов, распоряжений, инструкций, стандартов, отчетов по самооценке и экспертных оценок в ходе участия в конкурсах Премии в области качества.

Обоснованность и достоверность результатов исследования. В работе использованы методы диалектики: индукция, дедукция, научная абстракция, синтез. Применялись методы интуитивного поиска, экономического анализа, системного подхода, метод графического обобщения и анализа информации. Исследование строилось на принципах системного подхода, логического моделирования. Постановка и доказательство рабочих гипотез выполнялись на основе приемов агрегирования, классифицирования, комбинаторного анализа и сопровождались содержательной интерпретацией выводов. Широко использовались статистические методы обработки информации с применением методов математической статистики по программе IBM SPSS Statistics 19.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Диссертационное исследование выполнялось в соответствии с паспортом специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством», пунктом 13 «Стандартизация и управление качеством продукции» и подпунктами: 13.2 «Развитие теории, методологии и практики всеобщего управления качеством (TQM)" — 13.5 Анализ и оценка результативности и эффективности систем менеджмента качества предприятия (организации).

Научная новизна диссертационной работы состоит в развитии теоретических основ менеджмента качества в организации во взаимосвязи с формированием корпоративной культуры, разработке методических рекомендация по совершенствованию корпоративной культуры в целях развития менеджмента качества. К числу основных результатов, определяющих научную новизну диссертационного исследования, относятся следующие:

— обобщена и развита классификация типов корпоративной культуры в организации, в том числе, определены ее основные составляющие управленческого аспекта исследования для выявления взаимосвязи с менеджментом качества, развиты методы измерения корпоративной культуры с позиции абсолютных и конкурирующих ценностей на основе анкеты, адаптированной к особенностям организации;

— определено содержание составляющих корпоративной культуры во взаимосвязи с принципами менеджмента качества, разработаны модель и механизм взаимного влияния корпоративной культуры и менеджмента качества, включающий внешние и внутренние факторы их формирования, прямые и обратные связи;

— обобщены методы оценки измерения результативности и эффективности менеджмента качества в организациях и обоснована возможность использования интегрального показателя менеджмента качества на базе модели самооценки деятельности для целей исследования взаимосвязи с показателями корпоративной культуры и эффективности бизнеса, в т. ч. показателем экономического развития предприятия;

— сформирован подход к анализу взаимосвязи корпоративной культуры и менеджмента качества, разработана методическая база и алгоритм для измерения влияния уровня корпоративной культуры на результаты менеджмента качества в организации на основе статистических методов обработки результатов для выработки управленческих решений;

— разработаны общие рекомендации по реализации методических разработок и алгоритма, на основе апробации которых сформирован проект совершенствования корпоративной культуры для предприятия пищевой промышленности в целях развития менеджмента качества.

Наиболее существенные результаты исследования, обладающие научной новизной и полученные лично соискателем. Конкретное участие автора в получении результатов, изложенных в диссертации, и личный вклад в исследовании проблемы состоит в следующем:

— в постановке и обосновании цели исследования, выборе объекта исследования, определении совокупности взаимосвязанных задач исследования и их решении;

— в разработке классификации типов корпоративной культуры в организации и определении ее основных составляющих управленческого аспекта исследования для выявления взаимосвязи с менеджментом качества;

— в разработке модели формирования корпоративной культуры и менеджмента качества во взаимосвязи с показателями экономического развития организации;

— в разработке алгоритма для измерения влияния уровня корпоративной культуры на результаты менеджмента качества в организации;

— в апробации разработанного алгоритма на основе проведения самооценки в организации, измерения корпоративной культуры путем анкетирования, статистической обработки данных;

— в разработке конкретных рекомендаций и проектов для организации.

Теоретическая значимость диссертационного исследования. Выводы, основные теоретические обобщения и положения могут быть использованы для дальнейшего совершенствования концепции TQM в вопросах познания роли корпоративной культуры в развитии менеджмента качества организации, для формирования современной модели корпоративной культуры и ее основных инструментов для реализации стратегии качества.

Практическая значимость исследования состоит в создании методических основ совершенствования корпоративной культуры для развития менеджмента качества в организации. Использование методики позволяет сформировать информационную базу, провести диагностику и изменение культуры организации для принятия управленческих решений развития менеджмента качества. Результаты диссертационного исследования можно использовать в курсах по дисциплинам: «Управление качеством», «Менеджмент», «Управление персоналом и мотивация», в специальных курсах, посвященных вопросам менеджмента качества и корпоративной культуры.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения диссертационного исследования получили апробацию на научных семинарах, международных, всероссийских и вузовских конференциях, проводившихся в гг. Санкт-Петербурге, Волгограде. В частности, положения диссертации докладывались на 15-ой Ассамблеи молодых ученых г. СПб 2010 г. «Экономика России: перспективы посткризисного развития" — на международной конференции г. Волгограда в феврале 2012 г. «Актуальные вопросы экономики, права, психологии, педагогики и социологии в глобальном мире" — на международной конференции г. Волгограда в мае 2012 г. «Актуальные вопросы развития общественных наук" — на международной научно — практической конференции «Национальные концепции качества: опыт и перспективы международного сотрудничества» г. СПб 2012 г.

Разработанные методические рекомендации и алгоритм анализа взаимного влияния корпоративной культуры и менеджмента качества организации апробированы и внедрены на предприятии пищевой промышленности ООО «Хемосервис».

Публикации по теме диссертации. Автором опубликовано 7 печатных работ, в т. ч. в двух журналах, входящих в перечень ведущих рецензируемых научных журналах и изданий ВАК, общим объемом 2 п. л., авторских — 1,8 п. л.

Структура диссертации. Структура и логика диссертационной работы определена исходя из предмета исследования и построена в соответствии с целью и содержанием поставленных исследовательских задач. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения,.

Результаты работы организации^ в облдсти качестеа.

Влияние организации на обество (—¿-^¡-/Л/ ЗБ^Ф'^/Л. —- Персонал.

Удовлетворенность персоналаЧ Уу / / Партнерство и ресурсы.

-¦-2006 —•—2007 •-*—2010 —т*—2011.

Удовлетворенность качеством продукции и услуг.

Рисунок 14. Изменение критериев по результатам самооценок.

Для оценки адекватности полученных данных можно провести сравнительный анализ рассмотренных выше экспертных оценок менеджмента качества организации, являющиеся, так называемыми «мягкими», неосязаемыми показателями, с оценкой финансовых показателей, являющиеся абсолютными, «жесткими», осязаемыми и обще принятыми. Для последней может использоваться анализ комплексной финансовой эффективности предприятии на основе динамики показателей методом усредненного прироста абсолютных значений основных экономикофинансовых показателей, позитивность которых определяется увеличением (ростом) показателя. Для рассматриваемого предприятия данные показатели по годам проведения самооценки составили величины, представленные в таблице 24. Сравнительные данные таблицы 23 и данные таблицы 24 за 2005,2006,2010,2011 показывают динамичный рост финансовой эффективности рассматриваемого предприятия пищевой промышленности.

Заключение

.

В результате исследования в работе сделаны следующие выводы:

1. Развита и обобщена классификация типов корпоративной культуры в организации, определены ее основные составляющие для исследования управленческого аспекта корпоративной культуры с целью выявления влияния на менеджмент качества.

Корпоративная культура организации является частью общей культуры социальных сообществ. Изучения корпоративной культуры организации может вестись в различных аспектах: политическом, национальном, социальном, психологическом, управленческом и другими. Для установления взаимосвязи культуры с менеджментом необходим управленческий аспект исследования с целью выявления ее влияния на устойчивость, результативность и эффективность организации, что позволяет определить силу или слабость культуры и возможность ее изменения.

В управленческом контексте корпоративную культуру определяют как совокупность ценностных ориентаций, нравственных норм, представлений о месте и роли данной организации в обществе, набор приемов и правил решения проблем внешней адаптации и внутренней интеграции работников.

Проведенный анализ существующих моделей позволяет утверждать, что корпоративная культура в управленческом аспекте характеризуются четырьмя признаками, а именно, признаками, связанными с людьми, со структурой, с адаптивностью к внешней среде и со стремлением к достижению целей. В работе сведены различные типологии корпоративных культур в соответствии с указанными признаками, а так же сделано обобщение подходов к формулированию признаков.

Для изучения изменения и диагностики автором агрегированы результаты исследования К. Камеруна, формализующее признаки конкурирующих культур, позволяющие выявлять идеальный уровень культуры и меры для преобразования культуры, и утверждения, представленные в модели, разработанной Д. Денисоном, в соответствии которой критериями сильной культуры в управленческом аспекте будет культура с высокой вовлеченностью, согласованностью, адаптивностью и целевым развитием, позволяющая эффективно развиваться в демократическом рыночном пространстве. Вместе с тем, в отечественной практике в настоящее время не выработано единого общепризнанного подхода, позволяющего оценить, сравнить и сформировать прогрессивную корпоративную культуру организации.

В работе развиты методы измерения корпоративной культуры с позиции абсолютных и конкурирующих ценностей на основе анкеты, адаптированной к особенностям организации.

2. Определена взаимосвязь составляющих корпоративной культуры с принципами менеджмента качества, разработаны модель и механизм взаимного влияния.

Механизм формирования и взаимного влияния корпоративной культуры и менеджмента качества включает следующие взаимосвязи и положения: во-первых, становление и изменение культуры и менеджмента происходит под воздействием одних и тех же внешних и внутренних факторов, что уже подразумевает необходимость их согласованностиво-вторых, культура является основой для менеджмента, т. е. на фундаменте норм, этики и правил культуры можно строить менеджмент и управляющие воздействияв-третьих, культура и менеджмент взаимно влияют друг на друга, т. е. культура должна соответствовать прогрессивным направлениям менеджмента и стратегии, а так же менеджмент должен соответствовать прогрессивной культуре. В работе представлен анализ соответствия культуры по составляющим и принципам менеджмента качества.

3. Обобщены методы оценки измерения результативности и эффективности менеджмента качества на основе модели самооценки деятельности и показателей экономического развития предприятия.

Подходы к измерению уровня совершенства менеджмента качества можно сгруппировать по следующим направлениям: на основе комплексных балльных оценок по ключевым параметрам результативности менеджмента качествана основе результативности и эффективности каждого процессана основе результатов аудитов систем менеджмента качества в соответствии с МС ИСО 9000- на основе самооценки деятельности на соответствие критериям национальных премий в области качества.

Наиболее объективным подходом к оценке уровня совершенства менеджмента качества будет являться подход на основе комплексной самооценки деятельности организации. Как известно, максимальное значение интегральной оценки менеджмента качества организации (0 принято в размере 1000 баллов, а фактическое значение интегральной оценки для периода или отдельного предприятия (/') определяется по формуле (1):

0>]*Щ, (1) где г — индекс критерия от 1 до 9;

2у — оценка каждого г'-го критерия в баллахку — удельный вес каждого /-го критерия.

Для оценки эффективности менеджмента качества можно использовать комплексный показатель экономического развития (ЭР) предприятия, величина которого определяется по усредненным темпам прироста основных экономических показателей по формуле (2):

ЭР1= С? кп* А П шЩ (2) где t — интервал времени (год, месяц);

N — количество установленных показателей, индексирующих экономический рост п=1, Ы;

А П Ш — величина прироста за период t соответственно п-го показателя из установленных N показателей, прогрессивность которых связана с ростом их величины, например таких показателей, как: внеоборотные активы, оборотные активы, стоимость предприятия, выручка, валовая прибыль, прибыль от продаж, чистая прибыль, собственный капиталкп — удельный вес п-го показателя.

В работе рассмотрен характер динамики уровня менеджмента качества организации и экономического развития в зависимости от стадии жизненного цикла организации.

4. Разработана методическая база и алгоритм для измерения взаимосвязи уровня корпоративной культуры и менеджмента качества в организации для выработки управленческих решений.

В работе представлена методика на базе алгоритма, исследования взаимосвязи корпоративной культуры и менеджмента качества в организации. Алгоритм предполагает постановку задачи изменения корпоративной культуры для развития менеджмента качества для формирования проектов совершенствования путем проведения четырех основных этапов. Этапы 1 и 2 обусловлены необходимостью определения рядов (векторов) значений показателей оценки корпоративной культуры и соответствующих показателей менеджмента качества. Для одного предприятия вектор значений может строиться в зависимости от периода исследования, динамики по годам, так же вектор может содержать ряд значений для нескольких сравниваемых предприятий.

Этап 1 включает диагностику и измерение корпоративной культуры. Инструментом исследования могут выступать наблюдения, опросы, анкеты. В качестве шкалы для измерения параметров обычно выбирают шкалу Ликорта. Существует достаточно большое количество различных анкет по анализу культуры, на вопросы которой предлагается ответить респондентам (респондентами могут быть руководители, сотрудники, консультанты, специалисты и др.). Наиболее отработанной на практике, удобной и простой в реализации является анкета Денисона, позволяющая дать оценку достигнутой корпоративной культуры в целом, и по более глубинным ее уровням (вовлеченности, согласованности, адаптивности, миссии).

Недостаточная величина по какомулибо показателю даст основания для постановки задач совершенствования культуры.

Анализ согласованности результатов анкетирования уровня корпоративной культуры может производиться с применением методов математической статистики (например, программы IBM SPSS Statistics 19), позволяющий определить необходимые статистические показатели, обосновывающие достоверность статистического исследования. Среди важнейших показателей согласованности и надежности анкетирования являются: альфа Кронбахамера надежности исследования, показывающая уровень доверия к собранной информациизначения коэффициентов корреляции, указывающие на зависимости между исследуемыми признаками, а так же прочие вспомогательные статистические показатели.

Этап 2 предполагает исследование потенциала менеджмента качества. Критерием результативности менеджмента качества на предприятии может служить экспертная оценка в баллах на основе модели самооценки предприятия по критериям российской Премии в области качества.

Этап 3 включает исследование взаимосвязи, который предполагает анализ корреляции между культурными показателями и характеристиками уровня менеджмента качества и выявление направлений для совершенствования. Анализ зарубежной практики исследования показывает тесную взаимосвязь уровня корпоративной культуры и результатов менеджмента качества. Это позволяет сделать вывод, что для достижения эффективности менеджмента качества российских предприятий, актуально изучать вопросы корпоративной культуры, как потенциальной и фундаментальной основы для его развития.

Этап 4 предполагает обобщение информации, проведенной на предыдущих этапах для разработки проектов совершенствования корпоративной культуры в организации для повышения результатов менеджмента качества и эффективности бизнеса. Выявленный потенциал совершенствования корпоративной культуры для развития менеджмента качества дает высокий экономический эффект и, как правило, не требует значительных инвестиционных затрат.

5. Разработаны общие рекомендации по реализации методических разработок и алгоритма исследования взаимосвязи корпоративной культуры в организациях для развития менеджмента качества.

Общими методическими рекомендациями для всех предприятий в исследовании корпоративной культуры и ее влияния на менеджмент качества являются следующие положения: 1) выявление потенциала для совершенствования корпоративной культуры- 2) выявление потенциала менеджмента качества, связанной с корпоративной культурой- 3) исследование взаимосвязи корпоративной культуры и менеджмента качества, выявление проблем менеджмента, обусловленных корпоративной культурой, установление первостепенных целей- 4) формирование проектов совершенствования корпоративной культуры- 5) анализ обратной связи и актуализации целей.

6. Проведена апробация рекомендации методических разработок и сформирован проект совершенствования корпоративной культуры для предприятия пищевой промышленности в целях развития менеджмента качества.

Представленный алгоритм исследования взаимосвязи корпоративной культуры и менеджмента качества апробирован на предприятии ООО «Хемосревис», что позволило внедрить соответствующие методические рекомендации по совершенствованию в систему управления предприятием. Предприятие производит кондитерские изделия и печенье высокого качества в широком ассортименте. Предприятие образовано в 1991 году и за 21 год своего развития, несмотря на два кризиса 1998, 2008 гг., достигло значительных успехов во всех областях деятельности.

Для дальнейшего поддержания своих успехов организация поставила задачи, связанные с развитием менеджмента качества и укреплением конкурентоспособности на основе корпоративной культуры, что определило применение рассмотренных выше методических рекомендаций и алгоритма.

В ходе реализации 1-го этапа алгоритма выявлен уровень корпоративной культуры в ООО «Хемосервис» и проведен анализ проблем для повышения уровня менеджмента качества.

Анализ показывает, что в организации достигнут средний уровень корпоративной культуры. Статистические данные соответствуют вполне приемлемому уровню согласованности и взаимной корреляции. Более глубинные исследования культуры ООО «Хемоскрвис» показали недостаточный уровень по показателю полномочий и развития персонала, по показателю интеграции и координации, организационному поведению для адаптации и показателю общности видения будущего.

Для реализации 2-го этапа алгоритма проведено исследование результатов менеджмента качества на основе отчетов по самооценке и финансовой отчетности за период с 2005 года. Предприятие планомерно совершенствует свою деятельность в области качества и три раза участвовало в конкурсе Премии Правительства СанктПетербурга в области качества в 2007, 2008, 2011 гг., получая Дипломы различной степени. Вместе с тем, настоящее время при проведении собственными силами самооценки в 2012 г. на предприятии выявлены проблемы, связанные с замедлением темпов экономического развития, слабой вовлеченности персонала и формированием нового бренда. Эти проблемы во многом связаны с совершенствованием корпоративной культуры. На 3-ем этапе алгоритма проведен анализ корреляции показателей и построение прогнозов. На рис. 2 представлена динамика изменения показателей оценки корпоративной культуры, менеджмента качества и экономического развития предприятия.

Анализ фактических данных ООО «Хемосервис» показывает тесную корреляцию показателей корпоративной культуры, менеджмента качества и экономического развития предприятия (более 0.8). Для построения прогнозов на основе объективных тенденций принята причинноследственная связь, состоящая в том, что изменения культуры способствует развитию менеджмента, что в, конечном итоге, обеспечивает экономический рост в организации.

Этап 4 алгоритма включает формирование проектов мероприятий совершенствования культуры для устранения проблем менеджмента качества. В 2013 г. предполагается изменить динамику развития на основе нововведений, среди которых важнейшими будут выступать мероприятия, связанные с развитием менеджмента качества на основе совершенствования корпоративной культуры. Для реализации данных прогнозов разработан проект, включающий повышение вовлеченности сотрудников, развитие их способностей, совершенствование организационного поведения (подготовка к внедрению МС ИСО серии 9000) и формулирование видения будущего путем усиления нового бренда «Русское печенье» на основе качества.

Общим итогом данного исследования является методическое обеспечение развития менеджмента качества организации на основе совершенствования корпоративной культуры путем ее диагностики и оценки, позволяющее сформировать направления улучшения для гармонизации с принципами менеджмента качества, а так же повысить результаты менеджмента качества, обусловленные изменением культуры. Методика подтверждена апробаций и внедрением в систему управления предприятием.

В дальнейшей перспективе представленную методику и статистическое исследование влияния изменений культурных составляющих на уровень менеджмента качества, удовлетворенности качеством и эффективности деятельности можно реализовать как для одной организации, так и для групп различных организаций в рамках отраслевых и межотраслевых исследований для формирования надежного инструмента для выработки решений развития менеджмента качества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , С. Г. О понятии «корпоративная культура». Организационное консультирование как ресурс развития общества, государства, политики и бизнеса: Тезисы научно-практической конференции Текст. / С. Г. Абрамова, И. А. Костенчук- М.: 1995.
  2. , Е. К. Японская модель устойчивого роста основа пересмотра стандарта ИСО 9004 Текст. / Е. К. Аванесов // Методы менеджмента качества. — 2005. — № 10. — С. 40−44.
  3. , Е. К. Самооценка организационного профиля компании и СМК Текст. / Е. К. Аванесов, В. Е. Швец // Методы менеджмента качества. -2005.-№ 1.-С. 4−10.
  4. , А. П. Управление качеством: Учебное пособие Текст. / А. П. Агарков М.: Дашков и К, 2006. — 218 с.
  5. , Ю. П. Альтернативный менеджмент. Опыт построения фанки -фирмы в России Текст. / Ю. П. Адлер, С. Дедиков, Г. Фидельман М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 222 с.
  6. , Ю.П. Методы постоянного совершенствования сквозь призму цикла Шухарта-Деминга Текст. / Ю. П. Адлер, Е. И. Хунузиди, В. J1. Шпер // Методы менеджмента качества. 2005. — № 3. — С. 29−36.
  7. , Г. Г. Теория и практика оценки качества товаров (основы квалиметрии) Текст. / Г. Г. Азгальдов М.: Экономика, 1982. — 256 с.
  8. , М. Основы менеджмента Текст. / М. X. Мексон, Ф. М. Ходоури М: Вильяме, 2009. — 672 с.
  9. , Е. Корпоративные ценности формируют имидж работодателя. Сайт: Золотой Рог Электронный ресурс. / Е. Ардальянова //
  10. Источник: Дальневосточный капитал.- 2011 № 5. http://www.zrpress.ru/dk/201 l/5/43 233/?print=Y, свободный. — Загл. с экрана.
  11. , О. В. Управление качеством Текст. / О. В. Аристов М.: Инфо-М, 2007. — 240 с.
  12. , А. Н. Культура организации: проблемы формирования и управления Текст. / А. Н. Асаул, М. А. Асаул, П. Ю. Ерофеев, М. П. Ерофеев СПб.: Гуманистика, 2006.
  13. , В. Корпоративная культура и лидерство Текст. / В. Аузан М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
  14. , Г. JI. Бизнес-психология Текст. / Г. Л. Бардиер М.: Генезис, 2002. 412 с.
  15. , Т. В. Управление качеством Текст. / Т. В. Барт М.: МИЭМП, 2010. -256 с.
  16. , Л. Е. Управление качеством Текст. / Л. Е. Басовский, В. Б. Протасьев М.: ИНФРА-М, 2006. — 212 с.
  17. , А. А. Оценка качества в системе маркетинга услуг Текст. / А. А. Белостоцкая, А. В. Круглов / Под ред. Г. Л. Багиева Спб: СПБГУЭФ 2009. — 77 с.
  18. , Н. В. / Педагогика. Учебник для вузов Текст. / Н. В. Бордовская, А. А. Реан СПб: Питер, 2000. — 304 с.
  19. , А. Б. Большой экономический словарь Текст. / А. Б. Борисов 2-е издание. М.: Книжный мир, 2007. — 896 с.
  20. , Ю. В. Инженерные методы повышения качества и снижения затрат по ГенитиТагути. Выпуск 1. Функция потерь Текст. / Ю. В. Брагин М.: Центр качества, 2005. — 68 с.
  21. , Е. Настольная книга HR-менеджера Текст. / Е. Верховская, Кошелева А. М.: Изд-во: Альпина Бизнес Букс, 2005.-272с.
  22. , С. В. Корпоративная культура как инструмент эффективного управления персоналом Текст. / С. В. Василенко М.: Дашков и К, 2009.
  23. , О. С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. Текст. / О. С. Виханский, А. И. Наумов 2-е изд. — М.: Фирма «Гардарика», 1996. — 416 с.
  24. , В. Н. Управление качеством и сертификация в промышленном производстве: Учебное пособие Текст. / В. В. Окрепилов СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992.
  25. , Н. В. Управление качеством продукции в условиях перехода к рынку Текст. / Н. В. Войтоловский СПб: Изд-во СПБУЭФ, 1994,-156 с.
  26. , Г. Будущее без качества? Это не будущее Текст. / Г. Воронин // Стандарты и качество. 2009. — № 8. — С. 4−7.
  27. , В. Н. Социально-психологические механизмы формирования организационной культуры: дисс. докт. психол. наук, Москва 1999.
  28. , Э. М. Менеджмент предприятия и организации Текст. / Э. М. Воронина М.: МЭСИ, 2004. -256 с.
  29. , О. П. Всеобщее управление качеством Текст. / О. П. Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И, Гуров и др. М.: Горячая линия — Телеком, 2010. -600 с.
  30. , Дж. Л. Организации: поведение, структура, процессы. Текст. / Пер. с англ. Дж.Л. Гибсон, Д. М. Иванцевич, Д. Х. Доннелли М.: ИНФРА-М, 2000.
  31. , А. В. Качество, эффективность, нравственность Текст. / A.B. Гличев М.: Премиум Инжиниринг, 2009. — 358 с.
  32. , Г. Дело не кофе. Корпоративная культура Starbucks Текст. / Г. Бехард М.: Альпина Паблишерз, 2010.
  33. , Е. А. Повышение качества управления на основе менеджмента качества Текст. / Е. А. Горбашко // Стандарты и качество. 2009. — № 3. -С. 88−89.
  34. , Е. А. Управление качеством и конкурентоспособностью Текст. / Е. А. Горбашко Спб.: СПБГУЭФ, — 2008. — 300 с.
  35. , Е. А. Концепция сбалансированной системы показателей и управление качеством: на пути к интеграции Текст. / Е. А. Горбашко -М.: РИА «Стандарт и качество», 2009. 300 с.
  36. ГОСТ Р 30 335−95/Р 50 646−94. Услуги населению. Термины и определения. Текст. М.: Изд-во стандартов, 2009. — 179 с.
  37. ГОСТ Р 50 691−94. Модель обеспечения качества услуг. Текст. М.: Изд-во стандартов, 2009. — 179 с.
  38. ГОСТ Р 51 303−99. Торговля. Термины и определения. Текст. М.: Изд-во стандартов, 2009. — 179 с.
  39. ГОСТ Р 52 113−2003. Услуги населению. Номенклатура показателей качества. Текст. М.: Изд-во стандартов, 2009. — 179 с.
  40. ГОСТ Р ИСО 9000:2008 (MC ISO 9000:2008). Система менеджмента качества. Основные положения и словарь. Текст. М.: Изд-во стандартов, 2009. — 179 с.
  41. ГОСТ Р ИСО 9001:2008 (MC ISO 9001:2008). Система менеджмента качества. Требования. Текст.-М.: Изд-во стандартов, 2009. 179 с.
  42. ГОСТ Р ИСО 9004:2001.Система менеджмента качества. Основные положения и словарь. Текст. М.: Изд-во стандартов, 2009. — 179 с.
  43. ГОСТ Р ИСО 9004:2008. Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. Текст. М.: Изд-во стандартов, 2009. — 179 с.
  44. Григорьев, J1. Ю. О роли СМК в общей системе управления предприятием Текст. / JI. Ю. Григорьев // Методы менеджмента качества. 2009 — № 4. -С. 15−19.
  45. , И. В. Организационная культура Текст. / И. В. Грошев, П. В. Емельянов, В. М. Юрьев М.:ЮНИТИ-ДАНА, — 2004.
  46. , Д. С. Экономическое управление в системах качества Текст. / Д. С. Демиденко, А. Е. Карлик // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. -2001.- № 3(9). -с.21−30.
  47. , Д. С. Управление затратами при формировании качества промышленной продукции Текст. /Д.С.Демиденко.- СПб, 1996.
  48. , Д. Корпоративная культура. 10 самых распространенных заблуждений Текст. / Д. Демин М.: Альпина Паблишерз, 2010.
  49. , Э. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми и процессами Текст. / Э. Деминг 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.-419 с.
  50. , Э. Новая экономика Текст. / Э. Деминг М.: Эксмо, 2006 г. — 208 с.
  51. , П. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей Текст. / П. Дженстер, Д. Хасси М.: Вильяме, 2003.-203 с.
  52. , С. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях (TQM) Текст. / С. Джордж, А. Ваймерскирх СПб.: Виктория плюс, 2002. — 256 с.
  53. , Б. Энциклопедия систем мотивации и оплаты труда Текст. / Б. Дороти, ЛансБергер М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. -768 с.
  54. , П. Эффективное управление предприятием Текст. / П. Друкер -М: Вильяме, 2009. 224 с.
  55. , В.А. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов экономических вузов и факультетов Текст. / В. А. Дятлов, А. Я. Кибанов, В. Т. Пихало М.: «Издательство ПРИОР», 1998. — 512с.
  56. , Т. А. Поведение потребителей. Теория и практика Текст. / Т. А. Зотова. Ростов/Д .: Феникс, 2008.
  57. , С. Д. Управление качеством. Текст. / С. Д. Ильенкова М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 198 с.
  58. , М. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний. Текст. / М. Имаи М.: Альпина Букс, 2007. 276 с.
  59. , К. Японские методы управления качеством Текст. / К. Исикава Пер. с англ. М.: Экономика, 1988. — 215 с.
  60. Как добиться успеха: Практические советы деловым людямТекст. / Под ред. В. Е. Хруцкого. М.: Прогресс, 1992. -510с.
  61. Какая корпоративная культура «лучше»? Текст. Сайт: CNR ИТ-бизнеса. Режим flocTyna: http://www.crn.ru/numbers/regnumbers/detail.php?ID=l 1623 [Электронный ресурс], свободный. Загл. с экрана.
  62. , К. Диагностика и изменение организационной культуры Текст. / К. Камерон, Р. Куинн Пер. с англ. под ред. И. В. Андреевой. СПб.: Питер, 2001.-320 с.
  63. , Э.А. Корпоративная культура: теория и практика Текст. / Г. П. Зинченко, А. Э. Капитонов -М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2005. -352с.
  64. , P.C. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. Текст. / Р. С. Каплан, Д. П. Нортон М.: Олимп — Бизнес, 2010.-320 с.
  65. , П. А. Управленческое консультирование для руководителей. Текст. / П. А. Капустин СПб.: «Издательский дом „Бизнес-пресса“», 2000. — 160 с.
  66. , Б. Менеджмент от, А до Я. Текст. / Б. Карлёф, Хэлин Лёвингссон Ф. СПб: Изд-во Стокгольмская школа экономики, 2006, — 441 с.
  67. , А. С. Культура социальных отношений Текст. / А. С. Кармин -СПб.: Лань, 2000.- 326 с.
  68. , В.А. Системы менеджмента на основе ISO 9001:2008, ISO 14 001:2004, OHSAS 18 001:2007 и ILO-OSH 2001. Конспект системного менеджера Текст. / В. А. Качалов М.: ИздАТ, 2009. — 688 с.
  69. Качество в истории цивилизации: эволюция, тенденции и перспективы управления качеством Текст. / Под ред. Дж. Джурана / Пер. с англ. О. В. Замятиной, Я. В. Лева. В 3-х томах. М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. — 560 с.
  70. , Дж. Как создать команду победителей. Корпоративная культура системы мотивации и вечные принципы успеха, которые исповедуют 10 самых эффективных и прибыльных компаний в мире Текст. / Дж. Клеммер М.: Смарт Бук, 2009.
  71. , A.M. Сертификация продукции, услуг и систем качества. Учебное пособие. Текст. / А. М. Колесников СПб.: СПбГУАП, 1997. -218 с.
  72. Консультант плюс Текст. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/, свободный. Загл. с экрана.
  73. , Т. Качество: Упущенная возможность? Текст. / Т. Конти М: Стандарты и качество, 2007. — 213 с.
  74. , Т. Опасности конкуренции Текст. / Т. Конти // Европейское качество. 1999. — № 2. — С. 30.
  75. , Т. Почему не полностью используется потенциал самооценки Текст. / Т. Конти // Методы менеджмента качества. 2003. — № 3. — С. 411.
  76. Т. Самооценка в организациях Текст. / Т. Конти М: Стандарты и качество, 2000. — 328 с.
  77. Т. А. Корпоративная культура: Учебно-методическое пособие Текст. / Т. А. Лапина. Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. — 96 с. с.
  78. Корпоративная культура предпринимательства: Учебное пособие Текст. / Под ред. д-ра экон. наук., проф. Горбашко. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004.
  79. Красовский, Ю. Д .Организационное поведение Текст. / Ю. Д. Красовский М.: ЮНИТИ, 1999. — 472 с.
  80. , Ф.Б. Качество и я. Жизнь бизнесмена в Америке Текст. / Ф. Б. Кросби М.: РИА «Стандарты и качество», 2003, — 264 с.
  81. , А. Преобразование компании начните с корпоративной культуры Текст. / А. Кубанейшвили // РЦБ. Управление персоналом. -2001. — № 4.
  82. , М. Управленческое консультирование Текст. / М. Кубр М.: Интерэкспресс, 1992. — 319с.
  83. , И. Д Мотивационный климат организации Текст. /И. Д. Ладанов // Управление персоналом 1998, N 9
  84. , В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях Текст. / В. А. Лапидус М.: Новости, 2002. — 432 с.
  85. , Т.И. Процессная модель управления затратами в системе менеджмента качества: Учебное пособие Текст. / Т. И. Леонова СПб.: СПбГУЭФ, 2005.-48 с.
  86. , Т.И. Управление затратами на качество продукции Текст. / Т. И. Леонова СПб.: СПбГУЭФ, 2002. — 106 с.
  87. , С.А. Опросник «Шкалы организационных парадигм» Текст. / С. А. Липатов //Журнал практического психолога. 2005 — № 2. http://corpculture .ru/content/or ganizatsionnye-paradigmy-l-konstantina
  88. , А. Корпоративная культура и управление изменениями Текст. / А. Лисицина М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
  89. , Ф. Организационное поведение Текст. / Ф. Лютенс М.: ИНФРА-М, 1999. — 692 с.
  90. , В. Г. Культура предпринимательства: Учебное пособие Текст. / В. Г. Макеева М.: ИНФРА-М, 2002.- 218 с.
  91. , Д. В. Стратегии совершенствования на основе управления качеством. Текст. / Д. В. Маслов, Э. А. Белокровии М.: ДМК Пресс, 2008.- 191 с.
  92. , М. Основы менеджмента Текст. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури М.: «Вильяме», 2007. — 672 с.
  93. Материалы семинара «Корпоративная культура и внутрикорпоративный PR в контексте стратегий XXI века. Текст. — Режим доступа: http://www. sovetnik.ru. — Загл. с экрана.
  94. , О. М. Поведение потребителей: Учебник для вузов Изд. 2-е. Текст. / О. М. Меликян М.: Дашков и К, 2008.
  95. , О. М. Поведение потребителей: Учебник 3-е изд. Текст. / О. М. Меликян М.: Дашков и К, 2010.
  96. , Г. Действуй эффективно! Лучшая практика менеджмента. Текст. / Г. Минцберг Спб: Питер, 2011. — 288 с.
  97. , Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации. Текст. / Г. Минцберг СПБ: Питер, 2011. — 512 с.
  98. , Н. К. Поведение потребителей на рынке товаров и услуг. Текст. / Н. К. Моисеева, Г. Д. Костина -М.: Изд-во Омега-Л, 2008.
  99. Моргулис-Якушев, С. В. Шесть эффективных методов управления персоналом: что работает в России? Текст. / C.B. Моргулис-Якушев // Справочник по управлению персоналом. -2004.-№ 4. С. 86
  100. , Ю.И. Совершенствование бизнеса на основе оценки управления качеством услуг. Текст. / Ю. И. Мхитарян, В. Лагутин — М.: Интерэкомс, 2004. 192 с.
  101. Нив Генри, Р. Пространство доктора Деминга. Принципы построения устойчивого бизнеса Текст. / Р. Нив Генри М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.-370 с.
  102. , A.B. Управление качеством на предприятии сферы услуг. Текст. / A.B. Никитин -Спб: СПБГУЭФ, 2005. 45 с.
  103. , В.В. Всеобщее управление качеством: Учебник. Текст. /
  104. B.В. Окрепилов СПб.: СПГУЭФ, 1996. 454 с.
  105. , В.В. Менеджмент качества. Текст. / В. В. Окрепилов -СПб.: Наука, 2008.-912 с.
  106. В.В. Эволюция качества. Текст. /В.В. Окрепилов СПб: Наука, 2009. — 744 с.
  107. , В.В. Техническое регулирование в России. Текст. /В.В. Окрепилов, Г. Н. Иванова СПб.: СПбГУЭФ, 2008. — 431 с.
  108. , И.Г. Организация менеджмента качества в отраслях экономики. Текст. / И. Г. Окрепилов СПб: СПБГУЭФ, 2009. — 76 с.
  109. И.Г. Управление качеством жизни. Текст. / И. Г. Окрепилова, Бенедиктова С. К. -СПб: СПБГУЭФ, 2010. 214 с.
  110. , И.Г., Организация менеджмента качества на предприятии: Учебное пособие. Текст. / И. Г. Окрепилова, А. Ю. Курочкина, JI.E. Скрипко СПб.: СПбГУЭФ, 2005. — 100 с.
  111. Организационное поведение: учебник для вузов Текст. / А. Н. Силин,
  112. C.Д. Резник, А. Н. Чаплина, Н. Г. Хайруллина, Э. Б. Воронова/ Под ред. Проф.Э. М. Короткова и проф. А. Н. Силина. — ТюменыВектор Бук, 1998.— 308 с.
  113. , М.Н. Методы диагностики формирования и развития организационной культуры. Текст. / Автореферат диссертации М. 1995 г.
  114. , В.А. Культура организации как объект регулярного управления Текст. / В. А. Погребняк // Вопросы управления предприятием. 2005. — № 1(13).
  115. , И. П. Мотивация работой в организации. Текст. / И. П. Пономарев М.: Едиториал УРСС, 2004. — 224 с.
  116. Пономарева Т. А, Супрягина М. С. Качество услуг: качественные параметры оценки Текст. [Электронный ресурс] / Маркетинг в России и за рубежом № 1, — 2005- Режим jocTvna: http://www.mavriz.ru/articles/2005/l/3539.html, свободный. — Загл с экрана.
  117. , М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. Текст. / М. Портер — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 711 с.
  118. , А. Деньги как мотивирующий фактор Текст. [Электронный ресурс]/ А. Потеряхин // Источник: HR-Лига. Сайт: Корпоративные тренинги и семинары. Режим доступа: http://amt-training.m/articles/index.php?ELEMENTID= 14 499, свободный. Загл. с экрана.
  119. , М. Г.Предпринимательство: Учебник Текст. / Под ред. М.Г. Лапусты. -М.: ИНФРА-М, 2000. 448с.
  120. , Н.Ф. Практикум по кадровому менеджменту: Деловые игры. Текст./ Н. Ф. Пушкарев, Е. В. Троицкая, Н. Н. Пушкарев М.: Финансы и статистика, 2000.Стр. 76−80.
  121. , Р. Культура предпринимательства Текст. / Р. Рюттингер -М.: Издательство Экономика, 1992.
  122. , Т. А. История управления качеством. Учебное пособие. Текст. / Т. А. Салимова, Н. Ш. Ватолкина М: КноРус, 2005. — 256 с.
  123. , Т.А. Управление качеством: Учебник по специальности «Менеджмент организации». Текст. / Т. А. Салимова 2-е изд. — М.: Омега-Л, 2008. — 224 с.
  124. Т.А. Самооценка деятельности организации. Текст. / Т. А. Салимова, Ю. Р. Еналеева М: Академический Проект, 2006. — 279 с.
  125. Семь нот менеджмента. Настольная книга руководителя Текст. / Бочкарев А. [и др.] М: Эксмо 2008. — 964 с.
  126. Системы методы и инструменты менеджмента качестваТекст. / Канне М. М., Иванов Б. В., Корешков В. Н. и др. / Под ред. Канне. М.М. СПб.: Питер, 2009. — 560 с.
  127. , Л. Е. Экономическое управление качеством: теория и методология. Текст. / Л. Е. Скрипко СПб.: СПбГУЭФ, 2006. — 203 с.
  128. Советский энциклопедический словарь Текст. М., 1989.
  129. Социальное управление: Словарь-справочник Текст. / А. Н. Аверин [и др.]- Под ред. В. И. Добренькова, И. М. Слепенкова.- М.: Изд-во МГУ, 1994.
  130. , В.А. Корпоративная культура. Текст. / В. А. Спивак СПб.: Издательство «Питер», 2001. -352с.
  131. , В.А. Управление персоналом: Практикум по курсу Текст. / В. А. Спивак СПб.: ИВЭСЭП, «Знание», 2000. -144с.
  132. , В. В. Культура предпринимательства. Текст. / В. В. Томилов СПб.: Питер, 2000. — 368 с.
  133. , В.В. Формирование организационной культуры экономических систем. Текст. / В. В. Томилов // Проблемы теории и практики управления. 1995. — № 1.
  134. Управление качеством услуг: Учебное пособие Текст. / Е. А. Горбашко, С. К. Розанова, Т. Г. Стефанова и др.- под ред. Е. А. Горбашко. -СПб.: СПбГУЭФ, 2002. 300 с.
  135. Управление персоналомТекст./Базаров Т.Ю. [и др.] М: ЮНИТИ, 2002.-560с.
  136. Управленческое консультирование. Текст. / Под ред. М. Кубра/ Пер. с англ. В 2-х т. Т. 1. М.: Интерэкспресс, 1992.
  137. Фей, К., Организационная культура и эффективность: можно ли применить американскую теорию в России: Препринт. Текст. / К. Фей, Д. Денисон М.: Изд. Стокгольмской школы экономики в России, 2003.- 51 с.
  138. , А. Контроль качества продукции. Текст. / А.
  139. Фейгенбаум -М.: Экономика, 1986. -471 с.
  140. Финансовый Словарь Финам Текст. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.veb-universitv.ru/Strahovaya-usluga.html, свободный. -Загл. с экрана.
  141. , Дж. Управление качеством услуг. Метод Humansigma. Текст. / Дж. Флеминг—М.: Альпина Паблишер, 2009. 224 с.
  142. , Дж. Управление качеством в американских корпорациях, сокр.пер. с англ.Текст. / Дж. Харрингтон М.: Экономика, 1990. — 272с.
  143. С., Мотивация: практическое руководство для менеджеров.Текст. / С. Холлифорд, С. Уиддет-М.: Гиппо, 2008. -73 с.
  144. Цветаев, В. М .Управление персоналом. Текст. В. М. Цветаев СПб: Питер, 2001.-301 с.
  145. , Н. Ю. Управление конкурентоспособностью предприятия. Текст. / Н. Ю. Четыркина СПб: СПбГУЭФ, 2007. — 185 с.
  146. Чикер, В. А. Психологическая диагностика организации и персонала. Текст. / В. А. Чикер СПб.: Речь, 2004. — 176 с.
  147. Что первично: корпоративная культура или СМК? Текст. // Стандарты и качество. 2011. -№ 11.
  148. , В.Е. Изменение процессов в системе менеджмента качества: опора на стратегию и структуру Текст. / В. Е. Швец // Сертификация. -2003. № 1. — С.17−21.
  149. , Э. X. Организационная культура и лидерство Текст. / Э. Х. Шейн СПб: Питер, 2002.
  150. , М.В. Вовлеченность сотрудников в корпоративную культуру на основании организационной миссии Текст./ М.В. Шумейко// Общество: политика, экономика, право .-2007.- № 2. С. 122−135.
  151. , Дж. Управление качеством. Текст./ Дж. Эванс М: Юнити-Дана, 2007. -337 с.
  152. Denison D. Corporate culture and organizational effectiveness. New York: John Wiley & Sons, 1990.
  153. Eldridge J., Crombie A. A sociology of organization. London: Allen&Unwin, 1974.
  154. Hofstede G. Culture and organisations/International Studies of Management Organisation. 1981.
  155. Hofstede G. Cultural Constraints in Management Theories. Academy of Management of Executive. 1993. Vol. 7. N 1.
  156. Jaques E. The changingculture of a factory. New York: Dry den Press, 1952.-P. 251.
  157. Juran M. Joseph., Godfrey A.B. Juran’s Quality Handbook The Complete Guide to Performance Excellence/ McGraw-Hill Professional. 6th edition. -2007.- 1136 p.
  158. Ouchi W. Theory «Z»: How American business can meet the Japanese challenge. Reading, MA: Addison-Wesley, 1981.
  159. Schein E.H. Organizational Culture and Leadership. San Francisco: Jossey -Bass Publischers, 1985.
  160. Sonnenfeld J. A. Concepts of Leadership. Editor. The International Library of Management. Dartmouth Publishing Company Ltd., 1995
  161. Weber M. The Theory of Social and Economic Reform. New York, 1947
Заполнить форму текущей работой