Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Малый бизнес: социальный потенциал, управление

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако следует выделить и группу факторов риска, препятствующих реализации социального потенциала малого бизнеса и предпринимательства. Действие таких факторов, как предпринимательская среда, стихийные бедствия, воровство, рэкет, недостаточная компетентность предпринимателя при обосновании бизнес-плана, недобросовестность или несостоятельность компаньонов по бизнесу, непродуманная государственная… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ
    • 1. Социальный подход к исследованию малого бизнеса
    • 2. Структура, функции малого бизнеса
    • 3. Социально-экономические закономерности функционирования и развития малого бизнеса
  • ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МАЛОГО БИЗНЕСА И
  • ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
    • 1. Понятие социального потенциала малого бизнеса. и предпринимательства и его характеристика '
    • 2. Проблемы использования социального потенциала малого бизнеса и предпринимательства
  • ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ
    • 1. Особенности государственной политики в сфере малого бизнеса
    • 2. Проблемы государственного управления малым бизнесом на примере Татарстана)

Малый бизнес: социальный потенциал, управление (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Роль управления в обществе — координировать социально-экономические процессысогласовывать интересы и потребности различныхсоциальных групп, общностей. В конечном счете управление должно способствовать социально-экономическому развитию общества, которое представляет собой сложный противоречивый процесс поступательного перехода одного социального состояния в качественно другое. В его основе лежит общественное производство, обеспечивающее социальное функционирование и развитие общества в целом.

Малый бизнес как элемент системы общественного производства является одним из условий социально-экономического развития общества, играет важную роль в процессах становления и развития рыночных структур. Малый бизнес — экономическая подсистема, создающая условия для наиболее полной реализации потенций человека как предпосылки и конечной цели общественного развития. Поэтому большое значение отводится комплексу его качественно-количественных характеристик — важного показателя социально-экономического развития общества.

В последнее время в нашей стране с малым бизнесом связываются большие надежды. Создавая новые рабочие места, заполняя незанятые рыночные ниши, он призван способствовать процессам преобразования социально-экономической структуры общества, формирования многообразных видов собственности, перелива инвестиций в сферы наиболее эффективного их приложения, решению ряда социально-экономических проблем, в первую очередь, — проблемы безработицы.

По данным ООН в мировой хозяйственной системе в малом бизнесе занято почти 50% трудоспособного населения всего мира, при этом объем производства в сфере малого бизнеса в различных странах составляет от 33 до.

66% национального продукта, а его доля в валовом внутреннем продукте — от 50 до 67% Повсеместно растет «рождаемость» малых предприятий, что свидетельствует о высокой эффективности малого бизнеса в режиме благоприятствования.

Что касается российского малого бизнеса, то, по оценкам специалистов, «критическая масса» малых и средних предприятий, обеспечивающая устойчивость этого сектора и необратимость его развития, в условиях России должна составлять не менее 3−5 млн. малых предприятий, производящих около трети ВНП. Сейчас их в России около 1 млн., причем темпы образования малых и средних предприятий падают2. В связи с этим возникает вопрос о необходимости и характере государственного вмешательства в процессы становления отечественного малого бизнеса. Целесообразно проведение целого комплекса мероприятий по организации, контролю и поддержке малого бизнеса со стороны государства для того, чтобы он эффективно выполнял свои функции в социально-экономической системе общества.

Разработка такого комплекса мероприятий станет возможной при наличии исчерпывающего знания об особенностях, возможностях и механизмах реализации заложенных в малом бизнесе потенций. Оптимальное управление процессами становления и развития малого бизнеса, на наш взгляд, возможно лишь при наличии научно обоснованных знаний о малом бизнесе как социально-экономическом явлении и тенденциях, механизмах и социально-экономических закономерностях его развития.

Обобщению опыта, проблемам управления малым бизнесом в прессе уделяется большое внимание. Это — популярная тема выступлений средств массовой информации. Наряду с этим наблюдается усиление научного.

1 Мустафаев Н. Пропасть нельзя преодолеть в два прыжка. // Предприниматель. 1998. 7 (14).

2 Финансовые известия, 1998. 9 апреля.-№ 25. С.З. интереса к данной проблематике. Однако до сих пор исследователи ограничиваются главным образом анализом зарубежной и отечественной моделей малого бизнеса, характеристикой проблем и путей их решения. Отечественная теория малого бизнеса пока еще только разрабатывается. Практика хозяйствования и управления, проблемы, с которыми ежедневно сталкивается российский малый бизнес в своей деятельности, потребовали разработки концепции малого бизнеса и вопросов его управления с позиции социологии предпринимательства и управления. Осмысление тенденций и закономерностей развития малого предпринимательства, возможностей и границ приложения зарубежного опыта, что предполагает теоретическую разработку нормативной и целевой моделей данного явления на основе детального анализа его социально-экономического потенциала. Такой анализ позволяет уйти от созерцательных подходов, абстрактного восприятия явления без учета его конкретных особенностей и важнейших взаимосвязей, решает гносеологическую и эмпирическую задачи. Его суть — в выявлении тенденций малого бизнеса, особенностей его функционирования, социально-экономических закономерностей развития, нереализованных возможностей, механизмов воздействия на него внутренних и внешних факторов. Исследование социально-экономической роли, социального потенциала малого бизнеса позволит обогатить теорию социологии предпринимательства и социологии управления.

Таким образом, актуальность выбранной темы связана, прежде всего, с потребностями совершенствования практики хозяйствования и управления малым бизнесом и предпринимательством, а также с развитием теории социологии управления и социологии предпринимательства как самостоятельных областей социологического знания.

Малый бизнес — сложное явление социально-экономической жизни общества, которое обладает рядом специфических свойств. Наиболее разработана данная тематика с точки зрения экономической науки. Подходы к малому бизнесу как к особому социально-экономическому явлению — предмет исследований ряда ученых.

Изучению малого бизнеса посвятили свои труды Бублик В., Блинов А. О., Горбунов Э. О., Дронов В. Т., Ефимова Е., Хохленкова М., Задорожнюк Э. Г., Ичитовкин Б., Качура П., Мягков П., Разумнова И. И., Рубе В. А., Соколов Н. В., Ткачев С. П., Федоров В. В., Хайруллов Д. С., Шамхалов Ф. И., Юданов Ю. и другие. Исследователи чаще всего обращаются к анализу западной модели малого бизнеса, а отечественный малый бизнес анализируется с точки зрения проблем его государственной поддержки. Также широко распространены статистические обзоры этого явления в отечественной и зарубежной экономике. Предпринимаются попытки осмысления первого отечественного опыта малого бизнеса, тенденций его развития, однако, на наш взгляд, необходимо глубокое исследование тенденций развития малого бизнеса с использованием накопленного научного потенциала.

Нам представляется важным осмыслить малый бизнес с точки зрения социологического подхода, чтобы выяснить, какую роль играет малый бизнес в жизни каждого конкретного индивида, в жизни общества.

Объектом исследования выступают отечественные и зарубежные мелкие и малые предприятия, предприниматели, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, малым бизнесом.

Предмет исследования — социальный потенциал, социально-экономические процессы функционирования и развития малого бизнеса, их социально-экономические закономерности, механизмы реализации этих закономерностей на практике.

Цель диссертации — раскрыть социальный потенциал малого бизнеса, необходимость, возможности и границы государственного управления им.

Для ее реализации необходимо решить следующие задачи:

— обобщить существующие концепции предпринимательства и малого бизнеса;

— рассмотреть свойства, структуру, функции малого бизнеса и предпринимательства;

— охарактеризовать социальный потенциал малого бизнеса;

— сформулировать некоторые социально-экономические закономерности малого бизнеса как социально-экономического явления;

— выявить особенности государственного управления малым бизнесом;

— рассмотреть проблемы государственного управления малым бизнесом на примере Татарстана.

Теоретической базой исследования послужили классические труды по философии, социологии и экономике, а также работы современных ученых. В процессе написания работы был использован богатый статистический материал, полученный автором из различных источников в результате исследований малого бизнеса.

Методологической базой работы явилось диалектикоматериалистическое учение о всеобщей связи материального и духовного мира, прогресса и регресса, классические и современные экономические теории макрои микроуровня, социологические и экономические концепции предпринимательства, социологическая теория потребностей.

В качестве основных методов исследования нами были использованы историко-гносеологический анализ концепций ряда социологов, экономистов, управленцев, моделирование, сравнительный анализ, факторный анализ, системный анализ, метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод исторических сравнений и параллелей, генетический метод, методы прикладной социологии: метод наблюдения, анализ документов, данных экономической и социальной статистики, анализ прессы, освещающей проблемы развития малого бизнеса.

Информационной базой для исследования послужили материалы государственной статистики, данные муниципальных образований, аналитические статистические материалы, результаты социологических исследований, в том числе, проведенных с участием автора в г. Бугульма (Татарстан).

Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем:

1) на основе социально-экономической и социологической литературы автор классифицирует экономический, социологический и социальный подходы к анализу предпринимательства. Предпринимается попытка сформулировать авторскую социальную концепцию малого бизнеса и предпринимательства;

2) исходя из социальной концепции, уточнено соотношение малого бизнеса и малого предпринимательства как специфической социально-экономической деятельности. Малый бизнес определяется как осуществляемая в малых масштабах социально-экономическая деятельность, социальной целью которой является самореализация человека и сохранение его социального статуса на основе стабильного процесса производства и денежного оборота. Малое предпринимательство — инновационная социально-экономическая деятельность, осуществляемая в малых масштабах, социальной целью которой является максимальная самореализация человека. Малое предпринимательство — ядро, свойство малого бизнеса, обеспечивающее его развитие.. Коренным отличием малого бизнеса от малого предпринимательства является инновация;

3) обоснована роль малого предпринимательства и малого бизнеса как факторов развития общества (прогрессивного его изменения и преобразования). Малый бизнес участвует в преумножении общественного продукта, способствует росту разнообразия общественных потребностей и реализации потенциала человека, а следовательно, малый бизнес и предпринимательство являются факторами развития человека в его взаимосвязи с обществом;

4) предложен методологический подход к обоснованию социально-экономических функций малого бизнеса и предпринимательства. Исходя из его сущностных свойств, выявлены и охарактеризованы социально-экономические функции малого бизнеса;

5) обоснованы важнейшие социально-экономические закономерности функционирования и развития малого бизнеса и предпринимательства;

6) охарактеризован социальный потенциал малого бизнеса и комплекс внутренних и внешних факторов его развития;

7) обоснована необходимость дифференциированного подхода к социальной политике государства в сфере малого бизнеса, включающей в себя мероприятия по его государственной защите, помощи и поддержке.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что разработанные в ней рекомендации по формированию системы государственного управления малым бизнесом могут быть использованы при разработке нормативных актов, программ развития малого бизнеса на региональном уровне. Положения диссертационной работы могут быть использованы при разработке спецкурса «Социология предпринимательства и малого бизнеса». Положения, касающиеся государственной защиты, помощи и поддержки малого бизнеса могут быть использованы при разработке спецкурса «Государственная социальная политика». Характеризуя социальную политику, автор обосновывает необходимость активной государственной поддержки, помощи и социальной защиты малого предпринимательства и бизнеса в социально значимых сферах материального и духовного производства.

Основные положения и выводы диссертации апробированы при внедрении «Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Бугульминском районе и городе Бугульма на 19 982 000 гг.» (Татарстан), представлены в статьях, на Всероссийской конференции «Теория и практика социального развития: социологические проблемы» (Санкт-Петербург, 24−26 мая 1997 г.), научной конференции «Теория и практика социально-экономических реформ» (Санкт-Петербург, 6 декабря 1997 г.).

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Малый бизнес — особый вид социально-экономической деятельности, субъектами которой являются мелкие и малые предприятия, а также предприниматели, занятые индивидуальной трудовой деятельностью (ремесленники, кустари, промысловики). Ядром малого бизнеса является предпринимательство.

Концепции, рассматривающие предпринимательство, можно разделить на концепции в рамках экономического, социологического и социального подходов.

Предприниматель в рамках экономического подхода — «экономический человек» — комбинатор, управленец, организатор хозяйственной рисковои деятельности, подчиненной цели максимизации прибыли и увеличения капитала.

Исследовательские возможности значительно расширяются в рамках социологического и социального подходов к анализу предпринимательства.

Социологический подход, последовательно применяя социологическую парадигму, социологический метод к исследованию предпринимательства как социального явления, характеризует его свойства и ведущие социокультурные факторы. Предпринимательство рассматривается как социальный феномен, развитие которого обусловлено социальной, культурной, этической, религиозной, правовой средой, а эмпирические социологические исследования позволяют обосновать полученные теоретические выводы.

Социальный подход означает междисциплинарный подход к исследованию социального в малом бизнесе, то есть, с точки зрения социологии, экономики, психологии, политики, права и других наук. Он опирается на социологию и экономику, но обогащается методологией и инструментарием других наук. В рамках этого подхода осуществляется комплексное исследование малого бизнеса с использованием методов статистического, экономического, социального анализа предпринимателя как ключевой фигуры, фактора социально-экономического прогресса.

2. Бизнес и предпринимательство — сопряженные виды социально-экономической деятельности. Бизнес — это стабильный процесс производства, денежного оборота, тогда как предпринимательство есть рисковый бизнес, бизнес на стадии зарождения и инновации.

Существенным свойством предпринимательства является инновация, которая обусловливает предпринимательскую прибыль, предпринимательский успех и социальный статус. Именно новаторством отличается предпринимательство от бизнеса. Любое нововведение делает бизнес предпринимательством. Задача бизнеса — закрепить новое качество, достигнутое в результате предпринимательства.

Таким образом, малый бизнес — это осуществляемая в малых масштабах социально-экономическая деятельность, социальной целью которой является самореализация человека и сохранение его статуса на основе стабильного процесса производства и денежного оборота. Малое предпринимательствоинновационная социально-экономическая деятельность, осуществляемая в малых масштабах, социальной целью которой является максимальная самореализация человека.

Предпринимательство — движущая сила развития бизнеса В бизнесе в процессе его функционирования назревают противоречия, которые разрешаются посредством инновации. С ее возникновением бизнес становится предпринимательством и остается им до тех пор, пока не стабилизируется его функционирование на качественно новом уровне. Таким образом, являясь носителем инновации, предпринимательство обеспечивает развитие бизнеса (его прогрессивные изменения и преобразования).

3. Малый бизнес как социально-экономическое явление обладает следующими свойствами: способностью удовлетворять общественные потребностигибкостью и специализациеймногообразием, компактностью, управляемостью, адаптивностью, неустойчивостью.

Эти свойства проявляются в достоинствах малого бизнеса, таких, как: компактная организационная структура, чаще всего, оперативная, демократичная, оптимальная система управления, неформальный характер межличностных отношений, благоприятный морально-психологический климат в коллективе, преимущественно частнособственнический характер малого бизнеса, быстрое реагирование на изменения внешней среды, способность удовлетворять специфические, нетрадиционные общественные потребности, разнообразие малого бизнеса по различным критериям: по количеству занятых на предприятии, по организационно-правовой форме, по сферам деятельности и так далее.

В то же время, малый бизнес, являясь сложным социально-экономическим явлением, содержит в себе регрессивные моменты. При взаимодействии различных факторов его свойства могут проявляться не только в достоинствах, но и в недостатках, таких, как: высокая «смертность», небольшой жизненный цикл малых предприятий, недостаточное ресурсное, технико-сырьевое обеспечение, использование неквалифицированных трудовых ресурсов, наемного труда, слабое социальное обеспечение и, следовательно, невысокая производительность труда и низкое качество продукции.

Свойства малого бизнеса реализуются через его внутренне присущие функции: производственную, структуропреобразующую, социально-преобразующую, функцию распределения, и функции, навязанные ему извне — инновационную, обеспечивающую, «буферную», ресурсосберегающую, стабилизационную, экологозащитную, обучающую.

4. Функционирование и развитие малого бизнеса и предпринимательства осуществляется в соответствии с его социально-экономическими закономерностями:

— Развитие средств производства и рост многообразия общественных потребностей закономерно ведут к развитию малого бизнеса.

— Развитие малого бизнеса поступательно и циклично.

— Научно-технический прогресс диктует свои пропорции диверсификации и развития малого бизнеса.

— Общие процессы дифференциации и интеграции обусловливают изменения форм собственности в малом бизнесе.

— Сотрудничество малого бизнеса с крупным и средним, взаимодействие субъектов малого бизнеса друг с другом способствуют специализации и адаптации малого бизнеса.

— Развитие малого бизнеса пропорционально росту общественного благосостояния.

— Развитие малого бизнеса пропорционально увеличению среднего класса в обществе.

— Динамика малого бизнеса изменяется с переходом от одной стадии экономического цикла к другой: его доля в период экономического спада и стагфляции увеличивается и уменьшается в период устойчивого экономического роста.

— Развитие малого бизнеса пропорционально росту безработицы.

— Культурная, духовная жизнь общества — фактор развития малого бизнеса.

— Региональные особенности диктуют структуру и динамику развития малого бизнеса.

— Закономерно государственное регулирование малого бизнеса.

5. Социальный потенциал малого бизнеса и предпринимательствахарактеристика меры и качества совокупных способностей к предпринимательской деятельности — реализуется через механизм занятости населения в процессе малого производства в процессе его взаимодействия с окружающей средой.

Анализ социального потенциала малого бизнеса и предпринимательства опирается на следующие методологические принципы.

1) Рассматривать социальный потенциал малого бизнеса и предпринимательства в категориях диалектики и исторического материализма.

2) Анализировать социальный потенциал малого бизнеса и предпринимательства в единстве его социальных и экономических аспектов.

3) Осуществлять комплексный подход в исследовании социального потенциала малого бизнеса и предпринимательства.

4) Рассматривать социальный потенциал малого бизнеса и предпринимательства как показатель социально-экономического развития общества, его прогрессивных преобразований с учетом регрессивных моментов.

Социальный потенциал малого бизнеса и предпринимательства обладает количественной и качественной определенностью. Его количественная сторона образуется: численностью занятого в малом бизнесе и предпринимательстве трудоспособного населенияколичеством отрабатываемого рабочего времени в расчете на среднего работника малого бизнесаколичественными характеристиками его экономической деятельности, например, такими как: доля его вклада в ВВП, объемы налоговых поступлений от малого бизнеса, величина товарооборота.

Качественную сторону социального потенциала малого бизнеса и предпринимательства представляют: демографические характеристики работников, их физическое состояние, здоровьеих образовательный и квалификационный уровеньсоциальная активность и инициативность, социальный статус предпринимателей. Качественную сторону социального потенциала малого бизнеса можно охарактеризовать через социальный портрет предпринимателя и социальные отношения, складывающиеся в малом бизнесе.

Социальный потрет предпринимателя — совокупность его социально обусловленных и социально выраженных качеств, которые определяют меру участия индивида в общественном производстве. Характеристика социального портрета предпринимателя предполагает анализ его статусных характеристик и изучение его социальных связей и ориентг-ций, структуры ценностей, хозяйственной мотивации, вырабатываемой им стратегии хозяйственного развития.

Социальная структура отечественного малого бизнеса и предпринимательства неоднородна по различным критериям: по демографическим признакам, показателям социального статуса предпринимателя, по характеристикам хозяйственной мотивации, ориентации, и обусловлена организационно-правовыми, экономическими характеристиками бизнеса.

Социальный потенциал малого бизнеса и предпринимательства реализуется через социальные отношения внутри и вовне малого бизнеса, на макрои микроуровне.

6. Наряду с анализом имеющегося состояния социального потенциала малого бизнеса и предпринимательства необходим анализ процессов его реализации.

Эффективной формой управленческого контроля и стимулирования труда на малом предприятии является патернализм, который рассматривается как альтернатива более изощренным формам управленческого контроля в малом бизнесе.

Гибкость и управляемость могут быть критериями анализа изменений внутренних отношений на предприятии с течением времени и применяться для характеристики общих закономерностей развития комплекса внутренних отношений на малом предприятии и выводов о своевременности определенных управленческих решений.

Проблема использования социального потенциала малого бизнеса и предпринимательства тесно связана с его социальной ролью в социально-экономической жизни общества.

Участвуя в процессе производства общественного продукта, выполняя роль проводника социальной неудовлетворенности, малый бизнес является фактором социально-экономического развития: чем разнообразнее и доступнее произведенный общественный продукт, тем богаче человеческий потенциал в обществе. С одной стороны, осуществляя инновацию, предприниматель в малом бизнесе воспроизводит себя в новом качестве,.

KJ w /-1 ЧУ развивается его личныи социальный потенциал. С другой стороны, вместе с новым продуктом малый бизнес внедряет новую общественную потребность и способствует освобождению общества и потребителя от устаревших форм жизни, сознания, поведения.

Он дает всем равные шансы заниматься хозяйственно-экономической деятельностью, предоставляет ресурсы к труду нетрудоспособным и малообеспеченным категориям, способствует распределению общественного продукта в соответствии с принятыми в обществе нормами социальной справедливости. Поглощая высвобождающиеся трудовые ресурсы, в кризисные годы малый бизнес снижает уровень безработицы. Он обеспечивает социальный компромисс между различными социальными слоями, снижает уровень социальной напряженности в обществе.

Малый бизнес и предпринимательство — творческая социально-экономическая деятельность конкретного индивида, возможность реализации личного социального потенциала, особая форма социального творчества.

Малый бизнес — сложное социально-экономическое явление, обладающее как положительными, так и отрицательными чертами. Рассматривая положительную роль малого бизнеса и предпринимательства как фактора социального прогресса, надо учитывать и его отрицательные стороны.

Неустойчивость малого бизнеса, высокие риски порождают у предпринимателя неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие бизнес-стратегии и ориентацию на сиюминутные цели. Главная экономическая цель бизнеса — получение максимальной прибыли, порождает использование наемного труда, его эксплуатацию: небольшая заработная плата и ограниченные возможности социального обеспечения на малом предприятии не стимулируют работника. Важными факторами функционирования малого предприятия становятся характер межличностных отношений, психологический климат в коллективе, которые не всегда могут способствовать реализации социального потенциала малого бизнеса.

7. Управленческое воздействие на малый бизнес должно вырабатываться с учетом действия внутренних и внешних факторов реализации его социального потенциала. К внутренним факторам, определяющим развитие малого бизнеса, относятся: сам предпринимательхарактер труда в малом бизнесекомпактная организационная структураоперативное управлениесоциально-психологический климат в коллективе. Внешние же факторы развития и функционирования малого бизнеса включают в себя: рыночную среду — конъюнктуру, конкуренцию, ресурсы, инфраструктуругосударство и его политикуобществообщемировые процессы развития. Испытывая на себе действие этих факторов, малый бизнес либо утрачивает, либо накапливает свой социальный потенциал.

Благоприятная политическая ситуация, устойчивое социально-экономическое положение в стране, соответствующая потребностям времени и практики законодательно-правовая база, достаточно высокий социально-культурный уровень населения, активные инвестиции, благоприятные социально-психологический климат, общественное мнение и деятельность СМИ наиболее полной способствуют реализации социального потенциала малого бизнеса и предпринимательства.

Однако следует выделить и группу факторов риска, препятствующих реализации социального потенциала малого бизнеса и предпринимательства. Действие таких факторов, как предпринимательская среда, стихийные бедствия, воровство, рэкет, недостаточная компетентность предпринимателя при обосновании бизнес-плана, недобросовестность или несостоятельность компаньонов по бизнесу, непродуманная государственная политика, негативным образом воздействуют на реализацию основных целей малого бизнеса и предпринимательства. Чтобы уйти от негативных последствий действия такого фактора, как непродуманная государственная политика, малый бизнес образует нелегальные формы ведения дела, вырабатывает собственные экономические и социальные технологии ухода от действия негативных факторов.

Проблема использования социального потенциала ставит вопрос о степени управляемости малого бизнеса и предпринимательства. Управляемость — качество малого бизнеса реагировать на управляющие воздействия. Одновременно с управлением извне, малый бизнес обладает способностью самоуправления. И в этой связи вопрос об его управляемости есть вопрос степени сочетания его самоуправления и управления малым бизнесом.

8. Реализация социального потенциала малого бизнеса и предпринимательства зависит от государственного управления.

Государственное управление малым бизнесом и предпринимательством есть направляющее воздействие, которое обеспечивает подчинение процессов развития малого бизнеса интересам и целям государства. Оно представляет собой осуществление государственной политики в сфере малого бизнеса и предпринимательства.

Государственная политика в сфере малого бизнеса и предпринимательства — это основные принципы, методы и направления воздействия органов власти и управления на малый бизнес и предпринимательство в соответствии с целями социально-экономического развития общества.

Государственная социально-экономическая политика в сфере малого бизнеса и предпринимательства должна включать в себя следующие направления деятельности: социальную защиту малого бизнеса, социальную поддержку и социальную помощь малому бизнесу и предпринимательству. Причем, разделить эти направления зачастую бывает сложно, но по существу они составляют социальную политику в действии.

Государственная защита — это государственные гарантии обеспечения конституционных прав и свобод предпринимателя. Государственная поддержка предполагает проведение мероприятий по укреплению позиций и стимулированию успешно развивающегося малого бизнеса. Государственная помощь предполагает патронаж малого бизнеса в приоритетных и социально значимых областях и нарождающегося малого бизнеса.

Государственное управление малым бизнесом и предпринимательством должно строиться на следующих принципах: принципе развития, непрерывного совершенствования управления, принципах системности и комплексности, согласования целей на основе общих интересов, пространственной и временной интеграции деятельности, локальной централизации, социализации управления, управления и соуправления, программно-целевого принципа и принципа нормирования.

9. Оценка эффективности государственного управления малым бизнесом предполагает разработку системы количественных и качественных показателей развития малого бизнеса и предпринимательства в стране и количественных и качественных показателей деятельности государственных структур.

Количественные показатели деятельности госструктур по направлениям помощи, поддержки и защиты: количество государственных и негосударственных организаций, осуществляющих поддержку, помощь и защиту малого бизнеса, объемы инвестиций в малый бизнес, количество проинвестированных проектов, количество программ и направлений развития малого бизнеса, количество мероприятий помощи и количество тех субъектов малого бизнеса, кому была оказана помощь, и так далее.

Качественными показателями результатов государственного управления малым бизнесом могут быть: социальная структура малого бизнеса, социальный портрет предпринимателя, характер отношений между малым бизнесом и госструктурами, общественное мнение об этих отношениях, о малом бизнесе и государственной политике.

10. Эффективное государственное управление малым бизнесом возможно на основе разработки и внедрения в практику управленческих технологий различного уровня и назначения.

Управленческая технология — это определенная научно обоснованная последовательность действий, конкретных приемов, проводимых в соответствии с законодательной базой.

Технология государственного управления малым бизнесом и предпринимательством включает в себя: подготовительный этапэтап диагностикиэтап целеполаганияэтап проектированияэтап внедренияоперативное управление. На этапе оперативного управления проводится социологический мониторинг социальных и экономических результатов внедрения мероприятий государственной политики в сфере малого бизнеса и предпринимательства.

11. В процессе внедрения управленческой технологии необходимо учитывать территориальные особенности, о чем свидетельствует практика государственного управления малым бизнесом и предпринимательством Татарстана и одного из его типичных районов — Бугульминского района и г. Бугульма.

На основе анализа опыта и перспектив развития малого бизнеса и предпринимательства, его государственного управления, обосновывается вывод о необходимости включения социологических исследований в процесс принятия и внедрения управленческого решения, управленческой технологии.

Социологическое исследование призвано обеспечивать сбор информации и ее качественный анализ в соответствии с потребностями управления на каждом этапе технологии государственного управления. Включенное в процесс принятия и внедрения управленческого решения, прикладное социологическое исследование должно обеспечивать диалог государства, общества и малого бизнеса и предпринимательства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский Кодекс РФ. Часть 1,2. 1997 г.
  2. Федеральный Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1996 г.
  3. Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 1996−1997 гг. от 18 декабря 1995 г.
  4. Постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 № 446.
  5. Постановление Правительства РФ «О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994−1995 гг.» от 29 апреля 1994 г. № 409.
  6. Государственная программа экономического и социального прогресса Республики Татарстан от 8 июля 1996 г. Казань.
  7. О развитии предпринимательства в Республике Татарстан (отраслевой и территориальный разрезы): статистический обзор. Казань. 1995.
  8. Информационно-аналитический бюллетень Аппарата Президента Республики Татарстан. Казань. 1996. Март. № 9.
  9. Общественное мнение о социально-экономическом положении населения Бугульминского района и проблемах занятости. Казань. 1996.
  10. Паспорт социально-экономического положения городов Российской Федерации. Город Бугульма. М. 1998.
  11. Бугульма в цифрах. Январь-июнь 1998 года. Бугульма. 1998. Научные монографии и статьи
  12. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М. 1994.
  13. B.C. Модель человека в экономической науке. СПб. 1998.
  14. Р. Этапы развития социологической мысли. М. 1993.
  15. Бабаева J1.B. Малый бизнес в России в эпоху экономических реформ. М. 1997.
  16. Н.Б. Формирование системы государственной поддержки малого предпринимательства на местном уровне. Автореф. дисс. к.э.н. СПб. 1998.
  17. Белая книга по вопросам экономического сотрудничества Российского Дальнего Востока и Западного побережья США и Аляски. American Chamber of Commerce in Russia. 1996. Сентябрь.
  18. Ю.В. Деловой человек. СПб. 1999.
  19. А., Соколов H.R. Бизнес и предпринимательство в зеркале свободных высказываний петербуржцев // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. 1999. № 1.
  20. Д.Ф., Штайнхофф Д. Основы управления малым бизнесом. М. 1997.
  21. БлаугМ. Экономическая мысль в ретроспективе. М. 1994.
  22. А.О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. М. 1998.
  23. М.В. Этико-социологические исследования предпринимательского поведения //Социологический журнал. 1995. № 4.
  24. А.О. О роли этнической структуры в общественном развитии // Противоречия современного общественного прогресса. Гродно. 1989.
  25. А.О., Соловьев О. М. Человек и свобода // Социально-политический журнал. 1995. № 4.
  26. В. Малый бизнес: проблемы становления.// Хозяйство и право. 1991. № 4.
  27. С.Н. Философия хозяйства. М. 1990.
  28. А.Н. Государственная политика поддержки малого бизнеса. Учебное пособие. М.1997.
  29. А.Н. Развитие малого бизнеса в условиях перехода к рынку. М. 1992.
  30. М. Избранные произведения. М. 1990.
  31. М. Избранное. Образ общества. М. 1994.
  32. Ю.В. Экономическая социология: история идей. СПб. 1995.
  33. P.A. Этапы развития малых предприятий в России.//Вопросы экономики. 1996. № 7.
  34. JI.T., Минина В. Н. Механизм социальной адаптации к экономическим реформам // Социальные реформы в России: история, современное состояние и перспективы. / Под ред. А. О. Бороноева, В. Д. Виноградова. СПб. 1995.
  35. JI.T. Пропорции и темпы социального развития: теория и методология макропланирования. Автореф. докт. дисс. СПб. 1993.
  36. JI.T., Минина В. Н., Рященко Б. Р. Социальная переориентация народно-хозяйственного планирования. Вопросы теории и методологии. Л.1991.
  37. . История труда и предпринимательства. М. 1995.
  38. П.П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: социология М. Вебера и веберовский Ренессанс. М. 1991.
  39. П.П. Социология Макса Вебера./ М. Вебер. Избранные произведения. М. 1990. С. 22.
  40. Д.М. Социология бизнеса. М. 1962.
  41. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Энциклопедия философских наук. Т.1. М. 1975.
  42. Г. К. Предприниматель. М. 1992.
  43. Е.В., Капцов А. И., Тихонравов Ю. В. Основы предпринимательства. Учебное пособие. М. 1996.
  44. Э. Малая экономика как фактор формирования общесоюзного рынка. //Вопросы экономики. 1990. № 2.
  45. Э. О концепции развития малого предпринимательства в СССР// Вопросы экономики. 1991. № 8.
  46. И.А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная социология. СПб. 1997.
  47. Ю.В. Стратегия развития предприятий. СПб. 1992.
  48. Дж. Новое индустриальное общество. М. 1969.
  49. Г. Мелкий бизнес в Великобритании.// Международная экономика и международные отношения. 1992. № 3.
  50. Де-Роберти Е. В. Новая постановка вопросов социологии. СПб. 1909.
  51. С. Нужна новая стратегия реформ. // Экономист. 1993. № 3.
  52. Л.Ф., Семенов Б. Д. Предпринимательство и малый бизнес. Минск. 1997.
  53. В.Г. Количественная оценка влияния факторов. М. 1995.
  54. В.Г. Управление научно-техническим прогрессом: потребительностоимостные основы. Л. 1998.
  55. П. Управление, нацеленное на результаты. М. 1994.
  56. В.Т. Диалектика развития общественной кооперации. М. 1989.
  57. В.Т. Кооперация как форма социальной организации. // Детерминизм, причинность, организация / Под ред. В. Г. Иванова. Л. 1977.
  58. Л.А. Законы практики и их познание. М. 1982.
  59. Н.И., Давыденко В. А. Предпринимательство как объект и субъект управления: методологические подходы.// Социологические исследования. 1996. № 6.
  60. Э.П. Мелкое предпринимательство и его специфика в Российской Федерации. М. 1997.
  61. А. Зачем экономике предприниматель? // Международная экономика и международные отношения. 1991. № 1.
  62. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М. 1991.
  63. Н., Николаев М. Малые предприятия: организация, функционирование, эффективность. // Экономические науки. 1991. № 11.
  64. В.Я. Воспроизводство общества и человека. М. 1989.
  65. В.Я. Прикладные функции социального анализа. // Вестник ЛГУ. Сер. «Экономика». 1989. № 12.
  66. В.Я. Социологический метод: теория, онтология, логика. СПб. 1995.
  67. М. Экономическая самостоятельность республики и стратегия развития предприятия. // Вопросы экономики. 1991. № 3.
  68. H.H., Барсученко Э. М. Основные тенденции предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой. Киев. 1992.
  69. Е., Хохленкова М. Индивидуальное воспроизводство и его формы. Предпринимательство. // Экономические науки. 1991. № 2.
  70. Е., Фидлер М., ИСЭИ Госкомстата России. Методологические вопросы анализа развития малого предпринимательства и его места в экономике страны. // Вопросы статистики. 1995. № 9.
  71. Э.Г. Городское мелкое производство в Центральной и Восточной Европе. М. 1991.
  72. A.C. Мелкие предприниматели.// США: экономика, политика, идеология. 1990. № 2.
  73. Ю.А. Частная жизнь, частный интерес, частная собственность. // Вопросы философии. 1991. №№ 1,2.
  74. Г. Социологический этюд. СПб. 1901.
  75. В. Буржуа. М. 1994.
  76. В. Идеалы социальной политики. СПб. 1900.
  77. В. Экономические и социальные вопросы в современном обществе. СПб. 1905.
  78. Ю.И., Русинов Ф. М. Рынок, предпринимательство, кадры. М. 1992.
  79. B.F., Бородина О. Ю. Органы власти и поддержка малого бизнеса. М. 1998.
  80. Л.Г. Культура и социальная структура. // Социологические исследования. № 2. 1996.
  81. В.А., Жирнов Е. М. Малый бизнес в регионе: тенденции и проблемы развития. Вологда. 1998.
  82. М. Малое предприятие вопросы становления и развития. // Экономист. 1992. № 6.
  83. .Н. Малая фирма: факторы успешной предпринимательской деятельности. //Вестник СПбГУ. Сер. 5. Экономика. 1992. № 3.
  84. . Сегодняшние реалии малого бизнеса. // Экономические науки. 1990. № 5.
  85. П. Малые предприятия: сущность и трудности становления.// Вопросы экономики. 1991. № 8.
  86. Е.А. Налоги и предпринимательство в России. М. 1998.
  87. E.H., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировоззрение: диалог с И.Пригожиным. / Вопросы философии. 1992. № 2. С. 4.
  88. KoiyT A.E. Методологические основы теории экономических реформ. // Региональная политика. 1992. № 8.
  89. A.A. Условия успешной деятельности малых предприятий. // Машиностроитель. 1991. № 11.
  90. В.В. Организация малого бизнеса в экономике переходного типа (На примере Украины). Киев. 1992.
  91. Ф. Основы маркетинга. М. 1993.
  92. Р.Х. Природа фирмы. // Вестник СПбГУ. Сер. Экономика. 1992. № 5.
  93. Ю.Б. Мелкий бизнес в США. М. 1965.
  94. С.И. Малое предпринимательство и самозанятость. Ростов на Дону. 1998.
  95. А.Б., Горенбургов М. А. Малое предпринимательство и бизнес-коммуникации. СПб. 1998.
  96. Куда идет Россия? / Под ред. Т.Заславской. В 3-х т. М. 1995.
  97. Ю.В. Развитие и регулирование предпринимательства в области малого и среднего бизнеса.// Вестник СПбГУ. Сер. 5. Экономика. 1992. № 3.
  98. Е.И., Филонович С. Р. Теория жизненных циклов организации И.Адизеса и российская действительность. // Социологические исследования. 1996. № 10.
  99. Ли Де Ен. Малые и средние предприятия в Южной Корее. // Проблемы Дальнего Востока. 1991. № 4.
  100. К., Брю С. Экономикс. М. 1992.
  101. Малое предпринимательство Санкт-Петербурга: опыт, проблемы, перспективы. СПб. 1998.
  102. Малый предприятия. Индивидуальные предприятия. Сб. нормативно-правовых актов. М. 1996.
  103. Малые предприятия в СССР: современные проблемы. // Советское государство и право. 1991. № 6.
  104. Малые предприятия кратчайший путь к эффективному решению экономических и социальных проблем. Бишкек. 1991.
  105. Малые предприятия: организация и управление. М. 1990.
  106. Малый бизнес: перспективы развития. М. 1991.
  107. К. Капитал. //Маркс К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч. 2-е изд. Т.23. М. 1971.
  108. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Полн. собр. соч. 2-е изд. Т.1. М. 1971.
  109. А. Принципы политической экономии. М. 1989.
  110. В.Г. Малые предприятия и НТП. // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. 1992. № 3.
  111. Мелкие и средние предприятия. Характеристика и финансирование мелких и средних предприятий во Франции, Европе и других промышленно развитых странах. М. 1989.
  112. Дж.С. Основы политической экономии. В 3-х т. М. 1980−1981.
  113. М.М. Предпринимательство. М. 1997.
  114. В.Н. Смена парадигмы управления в контексте социальных изменений. / Социология экономики и управления. Под ред. Л. Т. Волчковой. СПб. 1998.
  115. H.H. Мир XXI века и христианская традиция. // Вопросы философии. 1993. № 8.
  116. П. О развитии малых предприятий в СССР.// Плановое хозяйство. 1990. № 10.
  117. На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М. 1990.
  118. С.А. Земледелие и крестьянство как природно-исторические явления. // Вопросы философии. 1991. № 2.
  119. А., Комаров С. Бизнесмен нуждается в поддержке. // Хозяйство и право. 1991. № 8.
  120. В.Г. Методология и методика в прикладном социологическом исследовании. JI. 1989.
  121. Оноприенко. Планомерное развитие малых предприятий. // Вопросы экономики. 1991. № 8.
  122. Опыт развития мелких предприятий в странах Африки и в СССР. М. 1990.
  123. О. Свое дело. М. 1991.
  124. А.Н. Методология выработки стратегии развития предприятия. СПб. 1992.
  125. Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М. 1992.
  126. Н.Г., Шпилько Н. П. Российское предпринимательство: развитие и эффективность. // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. 1992. № 4.
  127. Прогрессивные формы хозяйствования: малые предприятия. М. 1991.
  128. В.Т. К вопросу о новой парадигме развития общества. СПб.1993.
  129. В.В. Предпринимательство как экономическая функция и исторический дух. // Российский экономический журнал. 1995. № 10.
  130. И.И. Мелкий бизнес и эффективность американской экономики. М. 1990.
  131. И.И. Мелкие фирмы в США: экономика и управление. М. 1989.
  132. Республика Татарстан: время больших перемен. Отв. ред. Ф. Х. Мухаметшин. Казань. 1996.
  133. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М. 1986. № 4.
  134. В.А. Мелкое и среднее предпринимательство в условиях господства монополии. М. 1978.
  135. Сей Ж. Б. Трактат политической экономии. М. 1896.
  136. А. Стратегия фирмы.// Вопросы экономики. 1991. № 5.
  137. В. Проблемы и перспективы использования закона концентрации производства. // Экономические науки. 1986. № 8.
  138. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М. 1962.
  139. Создание и развитие малых предприятий. Минск. 1991.
  140. B.C. Философские начала цельного знания. // Сочинения. В 2-х т. М. 1988. Т.2.
  141. П. Человек. Цивилизация. Общество. М. 1992.
  142. Социальная политика в период перехода к рынку: проблемы и решения. Сб.статей. / Под ред. А. Ослунда и М.Дмитриева. М.1996.С.20.
  143. Социальная политика и предпринимательство. / Под ред. Г. В. Осипова. М. 1996.
  144. Ю.Л. Особенности рынка капиталов малых фирм США. // Вестник СПбГУ. Сер. 5. Экономика. 1993. № 1.
  145. Татарстан страна городов. Набережные Челны. 1993.
  146. С.П. Малые хозяйственные формы в период перехода к рынку. М. 1992.
  147. В.П. Диалектический материализм о законе и закономерностях.// Вестник Ленинградского университета. 1952. № 3.
  148. В.Ю. Малое и среднее предпринимательство в условиях перехода к рынку: проблемы маркетинга. М. 1998.
  149. И. Внешнеэкономическая деятельность малых предприятий. //Вопросы экономики. 1992. № 3.
  150. В.В. Проблемы финансирования малого и среднего бизнеса.// Финансы. 1993. № 2.
  151. Э.Н., Яковлев И. Г. О социальных аспектах предпринимательства. (Концептуальное введение в проблему) // Социологические исследования. 1993. № 1.
  152. С.Р., Кушелевич Е. И. Теория жизненных циклов организации И.Адизеса и российская действительность // Социологические исследования. 1996. № 10.С.63−71.
  153. А. Конкуренция как процедура открытия. // Международная экономика и международные отношения. 1989. № 12.
  154. А. Дорога к рабству .//В опросы философии. 1990. № 10, 11, 12.
  155. Д.С. Управление развитием малых предприятий в условиях перехода к рыночной экономике. М. 1992.
  156. К. Малое предприятие: практическое пособие. М. 1998.
  157. П. Я начинаю свое дело. М. 1992.
  158. А. Развитие малых предприятий. // Журнал для акционеров. 1993. № 1.
  159. Ф.И., Котилко В. В. Предпринимательство в России: регионально-отраслевой аспект. М. 1997.
  160. Р.П. Вернер Зомбарт германский феномен. // Социологические исследования. 1997. № 2.
  161. Р.П. Макс Вебер. // Новая и новейшая история. 1995. № 4.
  162. A.A. Формирование системы поддержки малого предпринимательства в России. М. 1997.
  163. Й. Теория экономического развития. М. 1982.
  164. Ю. Среднее и мелкое предпринимательство ФРГ \ Международная экономика и международные отношения. 1990. № 7.
  165. Ю. Фирма и рынок. М. 1990.
  166. Дж.Р., Берман Б. Маркетинг. М. 1990.
  167. В.М. Конструктивное предпринимательство. М. 1994.
  168. Научные монографии и статьи зарубежных авторов
  169. Carsud A., Olm К., Eddy G. Entrepreneur ship: Restarch in guest of paradigm. -The Art and Science of Entrepreneurship. Cambrige, M.A., Ballinger Publishing Co., 1986.
  170. Granovetter M. Business groups // Handbook of economic sociology. N.Y. 1994.
  171. Hebert R., Linla. The Entrepreneur. N. Y., 1982.
  172. Radcliff-Brown A.R. On the Concept of Function in Social Science. N.Y. 1935.
  173. Kaufmann F.- H. The Public Sector Challenge for Coordination and Learning. N.Y. 1991.
  174. Leimu H. Employment relations in small firms. \ Working life in transition. Proceedings of a Finish. Soviet Seminar. Ed. F. Kasvio, E.Kaukonen. Tampere, Finland. 1985.
  175. Malinovski B. Antropology. // Encyclopedia Britannica. First Supplementary Vol. London- N.Y. 1926.-7. Martinelli A. Enterprenership and management // Handbook of economic sociology. N.Y. 1994.
  176. Merton R.K. Social Theory and Social Structure. Glencoe. 1957.
  177. Parsons T. The Social Sistem. Glencoe. 1951.
Заполнить форму текущей работой