Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экономические и управленческие аспекты совершенствования природоохранной деятельности в регионе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Переход к новой политической и экономической системе обострил историческую неоднородность и дезинтег-рированность экономического пространства России. Сложные, переплетающиеся процессы переходного периода оказывают полярное влияние на различные стороны социально-экономической динамики регионов страны. Значительная часть регионов находится в состоянии длительного застоя. Для них… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Значение системы управления природоохранной деятельностью в регулировании социально-экономического развития регионов
    • 1. 1. Влияние интенсивности развития общества на эволюцию экологического кризиса
    • 1. 2. Условия достижения целей устойчивого социально-экономического развития регионов
    • 1. 3. Генезис и развитие проблем управления в природоохранной сфере в РФ и ее регионах
    • 1. 4. Финансовое обеспечение природоохранной деятельности региона
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Система управления природоохранной деятельностью Иркутской области в условиях роста уровня социально-экономического развития региона
    • 2. 1. Повышение уровня социально-экономического развития региона за счет средств обеспечения природоохранной деятельности
    • 2. 2. Состояние система управления природоохранной деятельностью на региональном уровне
    • 2. 3. Недостатки управления природоохранной деятельностью на муниципальном уровне
    • 2. 4. Использование инструментов экономического механизма управления природоохранной деятельностью в регионе
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Направления совершенствования природоохранной деятельности в регионе
    • 3. 1. Организация нового природоохранного органа на уровне местного самоуправления
    • 3. 2. Рекомендации по совершенствованию организационной структуры природоохранных органов на региональном и муниципальном уровнях
    • 3. 3. Методика оценки приоритетности проведения природоохранных мероприятий на региональном уровне
  • Выводы по третьей главе

Экономические и управленческие аспекты совершенствования природоохранной деятельности в регионе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Переход к новой политической и экономической системе обострил историческую неоднородность и дезинтег-рированность экономического пространства России. Сложные, переплетающиеся процессы переходного периода оказывают полярное влияние на различные стороны социально-экономической динамики регионов страны. Значительная часть регионов находится в состоянии длительного застоя. Для них характерны низкая интенсивность хозяйственной деятельности, малодиверсифици-рованная отраслевая структура промышленности, слабый научно-технический потенциал, малоразвитая социальная сфера. В ряде регионов социально-экономическая ситуация отягощается политическими, экологическими и другими проблемами.

Экологические проблемы имеют длительный путь эволюции с момента появления человека на Земле, считающего, что его деятельность необходима для того, чтобы адаптироваться к условиям обитания. Однако, адаптация носит локальный и временный характер: улучшая на какое-то время условия жизни для себя, человек при этом не всегда улучшает их для самого себя в будущем. Разрешить это противоречие возможно путем перехода к такому развитию, которое не разрушало бы биосферу, гарантируя человечеству возможность выживания и дальнейшего непрекращающегося, то есть управляемого сбалансированного развития.

В этом смысле защита окружающей среды человека должны стать, одной из целей, которую можно охарактеризовать как желаемую и необходимую. И если экономическое и социальное развитие будет соответствовать цели сохранения окружающей среды, то его можно рассматривать как позитивное.

В этой связи приобретает большое значение эффективное управление природоохранной деятельностью, которое одновременно и зависит и оказывает непосредственное влияние на экономические, социальные, природные и другие особенности конкретного региона.

Многочисленные изменения, происходившие в природоохранной сфере за последние годы, показали свою несостоятельность, большинство из них не были научно обоснованны или не учитывали всех возможных последствий нововведений. Об этом свидетельствует стремительная деградация окружающей среды, сокращение продолжительности жизни населения, вызванное ухудшением уровня здоровья, снижением рождаемости, ростом врожденных аномалий у детей, увеличением смертности и пр.

Практическая применимость и значимость управления природоохранной деятельностью при выработке социально-экономической политики региона, а также недостаточная разработанность возможных путей совершенствования данной сферы определили выбор темы настоящего исследования.

Степень изученности проблемы. Исследованию сущности регионального развития и различных аспектов определения региональной политики, которая способствовала бы укреплению общего экономического пространства, выравниванию уровня социально-экономического развития регионов посвящены работы российских ученых, таких как: Анохин A.A., Гранберг А. Г., Гладкий Ю. Н., Гутман Г. В., Самаруха В. И., Шнипер Р. И., Чистобоев А. И. и др.

Существующая зависимость между интенсивностью развития общества и экологической напряженностью отражена в работах Акимовой Т. А., Бобылева С. Н., Гусева A.A., Данилова-Данильяна В.И., Диксона Д., Карпентера Р., Лукь-янчикова H.H., Медведевой O.E., Шермана П. и др.

Проблемам управления природоохранной деятельностью, их возникновению и развитию в РФ и ее регионах, посвящены работы Браташова В., Косари-кова A.M., Лебедевой А. Н., Порядина А. Ф., Островского Н. В. и др.

Несмотря на признание необходимости реализации принципов устойчивого развития по агрегированию аспектов изучения данной проблемы (Моисеев H.H., Урсул А. Д., Патрубач H.H., Вебер А. и др.), авторы либо анализируют эффективность проводимой региональной экономической политики на основании экономического роста территории, не рассматривая зависимость между состоянием экологической обстановки и уровнем социально-экономического развития (Морозова Т.Г., Синдяшкин Н. И., и др.), либо рассматривают общие проблемы управления природоохранной деятельностью без апеллирования к практическому применению в ряде основных показателей конкурентоспособности региона (Бобылев О.Ф., Голуб A.A., Гирусов Э. В., Лемешев М. Я., Чепур-ных Н.В. и др.).

Теме финансирования природоохранной деятельности уделено внимание в работах Мазура Е. В., Никитина А. Т., Петровой Т. В. и др.

Таким образом, проблема совершенствования природоохранной деятельности на региональном уровне является необходимым условием для социально-экономического развития территории.

Целью исследования является повышение уровня социально-экономического развития региона посредством совершенствования природоохранной деятельности и разработка конкретных рекомендаций с позиции их использования на практике.

Для достижения поставленной цели исследования сформулированы следующие основные задачи:

— проследить взаимозависимость состояния экологической обстановки территории и уровня интенсивности общественного развития;

— исследовать особенности и проблемы системы управления природоохранной деятельности в регионе в условиях перехода к устойчивому развитию;

— проанализировать состояние финансового обеспечения региональной природоохранной деятельности как инструмента регулирования социально-экономического развития;

— выявить возможности совершенствования структуры управления природоохранной деятельностью в регионе;

— разработать методику эффективного расходования бюджетных средств регионов на природоохранные нужды.

Объектом исследования настоящей диссертационной работы являются процессы регулирования социально-экономического развития региона, обусловленные природоохранной деятельностью.

Предметом исследования является природоохранная деятельность, формируемая и регулируемая экономическими и управленческими факторами развития региона.

В процессе исследования были получены следующие результаты:

1. Установлено, что система органов государственного управления природоохранной деятельностью развивалась хаотично: периодическое учреждение и ликвидация независимого органа экологического контроля, отнесение функций регулирования использования природных ресурсов в ведение одного органа или нескольких. Определена необходимость организации нового природоохранного органа в структуре администрации г. Иркутска на основании выявленных недостатков деятельности существующего структурного подразделения.

2. Предложен переход к адаптивному типу организационных структур управления на основании исследования системы управления природоохранной деятельностью на региональном и местном уровне, которое показало, что характерной проблемой для них является существующая организационная структура управления, неспособная быстро реагировать на изменяющиеся внешние и внутренние условия деятельности.

3. Определено, что упразднение экологических фондов и, как следствие этого, нецелевое финансирование природоохранных нужд непосредственно из бюджета региона привело к неспособности регулирования уровня социально-экономического развития региона с помощью региональных программ развития в природоохранной сфере.

4. Предложена схема ранжирования природоохранных проектов-кандидатов" для включения в экологические программы развития регионов, согласно которой возможно определить наиболее значимые с экологической, социальной и экономической точек зрения природоохранные проекты для конкретного региона.

5. Усовершенствован порядок предоставления средств из областного бюджета на проведение природоохранных мероприятий в рамках экологических программ развития региона.

6. Разработана методика оценки приоритетности проведения природоохранных проектов в программах по социально-экономическому развитию с целью обеспечить объективное отражение содержания представленных на рассмотрение проектов с последующей рекомендацией к исполнению и сократить возможность неэффективного и нецелевого расходования средств, предназначенных для финансирования природоохранных мероприятий.

Степень обоснования научных положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в диссертации. Необходимая для научной работы глубина исследования, обоснованность научных результатов, достоверность выводов и рекомендаций достигнуты использованием научных трудов отечественных исследователей по проблемам в области регулирования регионального социально-экономического развития, устойчивого развития, управления природоохранной деятельностью.

Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые документы РФ, материалы и нормативно-правовые документы субъектов Федерации и органов местного самоуправления, данные Государственного комитета по статистике РФ и Департамента охраны окружающей среды администрации губернатора Иркутской области, Отдела охраны окружающей среды при администрации г. Иркутска.

Научная новизна исследования. При решении поставленных задач, автором были получены следующие научные результаты, которые являются элементами практического вклада в решение проблемы совершенствования природоохранной деятельности с целью повышения уровня социально-экономического развития региона:

— разработана структура органа, обеспечивающего реализацию целей региональной политики в сфере управления природоохранной деятельностью для муниципального образования, позволяющая сохранить важнейшие функции жизнеобеспечения города;

— предложено использование матричной организационной структуры управления в сфере природоохранной деятельности органами исполнительной власти;

— определено, что региональные программы развития в природоохранной сфере, в условиях упразднения экологических фондов и нецелевого использования бюджетных средств на финансирование природоохранных нужд, не могут использоваться как инструмент регулирования уровня социально-экономического развития регионапредложена схема ранжирования природоохранных проектов-кандидатов" на включение в целевые экологические программы развития региона, на основании которой возможно разработать порядок эффективного расходования бюджетных средств на природоохранные нужды в конкретном регионе;

— разработана методика оценки приоритетности проведения природоохранных мероприятий в рамках программ по социально-экономическому развитию регионов, основанная на многофакторном анализе, при котором используются как количественные, так и качественные показатели, с целью выделить из общей массы предлагаемых к осуществлению проектов мероприятий наиболее выгодные с экологической, экономической и социальной позиций.

Практическая значимость проведенного диссертационного исследования состоит в том, что его основные положения и рекомендации могут быть использованы органами исполнительной власти на уровне региона и местного самоуправления для повышения уровня социально-экономического развития территории посредством повышения качества окружающей среды. Методические рекомендации могут быть использованы при составлении планов и прогнозов социально-экономического развития региона и целевых экологических программ, как отдельных городов, так и региона в целом.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы докладывались на научно-практических конференциях (г. Иркутск).

Ряд положений диссертационного исследования используются структурными подразделениями администрации губернатора Иркутской области и администрации г. Иркутска в процессе совершенствования деятельности по обеспечению социально-экономического развития территории.

По результатам исследований опубликовано 10 статей в сборниках научных трудов общим объемом 2 п.л., отражающие основное содержание диссертации.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, списка использованной литературы, приложений. Содержание работы изложено на 158 страницах, включает 12 рисунков и 19 таблиц.

Выводы по третьей главе:

1. Организация нового природоохранного органа в структуре администрации города позволит совершенствовать реализацию полномочий местного самоуправления в области охраны окружающей среды.

2. Выбранная для нового органа адекватная разновидность организационных структур управления адаптивного вида — матричная, нацелена на подъем творческой инициативы руководителей и специалистов по выявлению возможностей значительного повышения эффективности принимаемых решений на основе ускорения темпов технико-аналитического развития последних, обеспечивающего рост производительности труда, снижение издержек на проведение тех или иных мероприятий. Данная проблема успешнее решается, если членам организации предоставляется право участвовать в принятии решений, относящихся к их работе. Последнее уточнение является принципиальным и отличает в корне организации, построенные на «участии работников в управлении», от организаций, где посредством создания органов самоуправления осуществляется некомпетентное вмешательство в работу других членов или частей организации.

3. Реализация природоохранных мероприятий зависит от ряда условий, в том числе от обеспечения эффективного расходования средств. Предложенный порядок предоставления средств из областного бюджета на проведение природоохранных мероприятий в рамках экологических программ развития региона, позволит избежать типичных ошибок допускаемых как заявителями, так и представителями администрации при оформлении и рассмотрении заявок.

4. Заключительный этап в рассмотрении заявок на финансирование природоохранных мероприятий максимально эффективно возможно провести с помощью методики оценки приоритетности проведения природоохранных мероприятий (проектов), которая позволит определить ранг того или иного мероприятия с целью выделения наиболее выгодных с экологической, экономической и социальной позиций.

Заключение

.

Возможность повышения уровня конкурентоспособности региона складывается из эффективной деятельности во всех сферах жизнеобеспечения.

Разработка стратегии регионального развития должна осуществляться на основе оценки сильных и слабых сторон конкурентных позиций.

Так, одной из слабых сторон, снижающих конкурентные позиции любого региона, является высокий уровень экологической напряженности, связанной с отрицательным влиянием экологически опасных производств и других видов воздействия на окружающую среду.

Таким образом, региональные органы управления при помощи системы форм и методов регулирования могут способствовать сбалансированному социально-экономическому развитию.

К числу таких методов необходимо отнести региональные программы развития, с помощью которых осуществляется проведение тех или иных мероприятий в различных сферах жизни населения территории. Интересуемые автора целевые экологические программы развития в Иркутской области не способны регулировать уровень социально-экономического развития региона в силу нецелевого и недостаточного финансового обеспечения.

В этой связи видится актуальным применение предложенных автором шагов по отбору природоохранных мероприятий с целью определения наиболее значимых с экологической, социальной и экономической точек зрения в настоящий момент времени для конкретного региона. К ним относятся Схема ранжирования природоохранных проектов-«кандидатов» для включения в экологические программы развития регионов, порядок предоставления средств из областного бюджета на проведение природоохранных мероприятий в рамках экологических программ развития региона, методика оценки приоритетности проведения природоохранных мероприятий.

Кроме этого исследование элементов регулирования природоохранной деятельности показало ряд проблем функционирования и управления деятельности природоохранных органов исполнительной власти, таких как хроническая структурная реорганизация природоохранных органов с сокращением штатных единиц, неадекватная организационная структура управления деятельностью, отсутствие четко определенного круга обязанностей, распределенных между органами исполнительной власти на различных уровнях, неэффективное использование инструментов экономического механизма управления природоохранной деятельностью и др. Которые позволили предложить организацию нового природоохранного органа на муниципальном уровне, что позволит улучшить состояние окружающей среды города.

Также возможно использование матричной структуры управления как на региональном, так и местном уровнях для продуктивной работы и своевременного реагирования на постоянно изменяющиеся внешние и внутренние факторы, способная со временем видоизменяться и модернизироваться.

Предложения представленные в данной работе позволят исправить некоторые из перечисленных проблем, и, соответственно, внести посильный вклад в повышение уровня социально-экономического развития нашего региона.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О коренной перестройке дела охраны природы в стране: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 07.01.88 г. № 32.
  2. Об охране окружающей природной среды: Закон РСФСР от 19.12.91 № 2060−1 (ред. 2 июня 1993 г.).
  3. О безопасности: Закон РФ от 05.03.92 № 2446−1 (с изменениями от 25 декабря 1992 г., 25 июля 2002 г.).
  4. О Федеральном экологическом фонде РФ: Постановление Правительства РФ от 29.06.92 № 442.
  5. О платежах за загрязнение окружающей природной среды: Постановление от 14.05.93 № 106.
  6. О Государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития: Указ Президента РФ от 04.02.94 № 236 // Российская газета. 1994. — 9 февраля (№ 26).
  7. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федерального Закона от 28.08.95 № 154-ФЗ.
  8. О Концепции перехода РФ к устойчивому развитию: Указ Президента РФ от 01.04.96 № 440 // Российская газета, 1996, — 9 апреля.
  9. Об основных положениях региональной политики в РФ: Указ Президента РФ от 03.06.96 № 803.
  10. Об утверждении Положения об отделе охраны окружающей среды администрации г. Иркутска: Распоряжение мэра г. Иркутска от 05.09.96 № 1247-р.
  11. О местном самоуправлении в Иркутской области: Закон Иркутской обл. от 15.12.97 № 44-оз.
  12. Об утверждении Положения об отделе по охране окружающей среды и природопользовании аппарата администрации области: Постановление губернатора Иркутской области от 14.08.98 № 68-пг.
  13. Об охране атмосферного воздуха: Федеральный закон РФ от 04.05.99 № 96-ФЗ.
  14. О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг государственных нужд: Федеральный закон от 06.05.99 № 97-ФЗ // Российская газета. 1999. — 13 мая, № 91.
  15. Об утверждении Положения о департаменте по охране окружающей среды и природопользованию администрации области: Постановление губернатора Иркутской области от 29.04.99 № 285-п.1706 образовании Сибирского межрегионального управления: Приказ
  16. Госкомэкологии РФ от 01.07.99 № 363.
  17. Об областном бюджете на 2000 год: Закон Иркутской обл. от 28.01.00 № 7-оз // Восточно-Сибирская Правда. 2000. — 03.02.2000, № 22 (23 650)
  18. О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него: Постановление Правительства РФ от 02.03.00 № 183 // Собрание законодательства РФ. -2000.- 13 марта, № 11.-ст. 1180.
  19. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 17.05.00 № 867.
  20. Распоряжение правительства РФ от 26.05.00 № 708-р.
  21. Вопросы Министерства природных ресурсов Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 06.07.00 № 495.2306 утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов РФ: Постановление правительства РФ от 52.09.00 г. № 726.
  22. О создании природоохранных органов в субъектах РФ и муниципальных образованиях: Письмо заместителя Министра природных ресурсов РФ от 26.11.00 № 706.
  23. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с изм. от 25.03.2004).260 федеральном бюджете на 2001 год: Федеральный закон от 27.12.00 г. № 150-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. — № 1 (часть 1). — ст. 2.
  24. Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха: Постановление Правительства РФ от 15.01.01 № 31.
  25. Об изменении Положения и структуры Департамента по охране окружающей среды и природопользованию администрации области: Постановление губернатора Иркутской области от 04.01.01 № 19-п.
  26. О государственном областном целевом бюджетном экологическом фонде: Закон Иркутской обл. от 07.05.01 № 21-оз // Восточно-Сибирская Правда.-2001.- 16 мая, № 90.
  27. О внесении дополнений в Положение о департаменте по охране окружающей среды и природопользованию администрации области: Постановление губернатора Иркутской области от 09.07.01 № 341-п.
  28. О ликвидации федерального экологического фонда РФ: Постановление Правительства РФ от 11.10.01 № 721 // Российской газете. 2001.-27 июня, № 120 (2732).
  29. Об администрации области: Постановление губернатора Иркутской области от 14.12.01 № 169/624-п.
  30. Об охране окружающей среды: Федеральный Закон РФ от 10.01.02 № 7-ФЗ // Российской газета. 2002. — 12 января, № 6 (2874).
  31. О департаменте региональных ресурсов администрации области: Постановление губернатора Иркутской области от 14.01.02 № 29-п.
  32. О структуре территориального управления Министерства природных ресурсов РФ: Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 26.02.02 № 89.
  33. О признании недействующими ряда нормативных правовых актов по вопросам установления платы за загрязнение окружающей природной среды: Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 12.04.02 № 187.
  34. Программа социально-экономического развития Иркутской области до 2005 г.: Закон Иркутской области от 11.07.02 № ЗЗ-оз.
  35. О департаменте по охране окружающей среды администрации области: Постановления губернатора Иркутской области от 60.05.03 № 224-п.
  36. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти. Указ Президента РФ от 09.03.04 № 314.
  37. Вопросы Министерства природных ресурсов РФ: Постановление от 06.04.04 № 160.
  38. О Департаменте по охране окружающей среды администрации губернатора Иркутской области: Приказ администрации губернатора от 14.07.04 № 121-пр.
  39. Временная методика определения предотвращенного экологического ущерба. Государственный комитет РФ по охране окружающей среды. М., 1999.
  40. Временная методика ранжирования инвестиционных природоохранных мероприятий. Ивгоскомэкология. 2000.
  41. Методика расчета нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для групп источников (МРН 87). — М., 1988. — 43 с.
  42. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. М.: НПКВЦ «Теринвест», 1994.
  43. Методическое пособие по экологической оценке инвестиционных проектов. Управление окружающей средой. Компонент РПОИ. М. НУМЦ Госкомэкологии России, 2000. 137с.
  44. Т.А., Хаскин В. В. Экология. М.: ЮНИТИ, 1998 — 454 е.: ил.
  45. И.М., Щеулин A.C. Устойчивое инновационное региональное развитие как экологический императив // Устойчивое развитие. Наука и Практика. 2003. № 3. Спец. выпуск «V Общенациональный экологический форум России», Дубна, 11−12 июля 2003 г.
  46. Анализ тенденций развития регионов России (типология регионов, выводы и предложения): Программа Европейского Союза Тасис. М.: НБФ «Экспертный институт», 1996. — 296 с.
  47. О.В. Государственное регулирование экономики в условиях нестабильности // Труд и соц. отношения. 2003. — № 1. — С. 28−35.
  48. O.E., Вишняков Я. Д., Новоселов АЛ. О возможностях повышения эффективности управления природоохранной деятельностью // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 6.
  49. A.M. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. Пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. — 480 е.: ил.
  50. В., Сафронов Б., Мельников Б. Социально-экономическое развитие РФ в 2003 году и прогноз на 2004 год // Экономист. 2004. — № 1. — С. 3−19.
  51. Биктимирова 3. Государственное управление и качество жизни населения // Общество и экономика. 2003. — № 3. — С. 119−132.
  52. Е. Как управлять риском. Экология в шкале ценностей современного общества // Евразия: природа и люди. — 1997. № 4. — С. 2−8.
  53. В. Организация управления рациональным природопользованием и охраной природы на муниципальном уровне // Зеленый мир. -1996. № 7. — с. 6, продолжение № 8. — С.8−9.
  54. В.И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономки. Уч. пос. Москва. Ростов н/Д: Кн. дом «Университет», Изд. центр «МарТ», 2000.-448 с.
  55. А. Возможно ли устойчивое развитие // Свободная мысль. -1998. № 5. — С.42−55.
  56. П. Л., Лившиц В. Н. Оценка эффективности инвестиционных проектов с учетом реальных характеристик экономической среды // Аудит и финансовый анализ. 2000. — № 3.
  57. Я.Д., Васин С. Г. Тетраэдр гармонии или как сделать экологию прибыльной // ЭкиП. 1997. — № 1. — С. 8−11.
  58. В.П. Проблемы охраны окружающей среды в деятельности Европейского экономического сообщества. -М.: 1991.- 151 с.
  59. В.А. Прикладная экология: Уч. пособ. Ростов н/д.: Изд-во «Деникс», 1996. — 512 с.
  60. Всемирный саммит по устойчивому развитию: подготовительный процесс, оценка, участие. Электронный ресурс. // Центр «Эко-Согласие», 2002. Четвертая версия, 15 июля 2002. [http.7/rio 10.cis.lead.org/news/progressl .htm]
  61. Геологическая характеристика городов Сибири. Иркутск: Ин-т географии СО АН СССР, 1990. — 200 с.
  62. A.C. Антиглобалистский манифест Электронный ресурс. Санкт-Петербург, СПбГУ, 2003 [http://www.antiglobalism.ru/]
  63. Э.В. и др. Экология и экономика природопользования / Под ред. Э. В. Гирусова М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998. — 455 с.
  64. Ю.Н., Чистобоев А. И. Регионоведение: Учебник. М.: Гар-дарики, 2000.-384 с.
  65. А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2000.495 с.
  66. Т.В. Государственное регулирование экономического развития регионов: проблемы и стратегия//Финансы и кредит 2003.- № 18 — С. 9−20.
  67. C.B. О подходе к управлению региональным устойчивым развитием // Устойчивое развитие. Наука и Практика. 2003 .№ 1.
  68. И.И. Социально-экономические основы управления природопользованием в регионе. Новосибирск: «Наука». Сибирская издательская фирма РАН, 1996- 165 с.
  69. Я. Экономика природопользования.
  70. Г. В. Концепция государственно-финансового регулирования экономики РФ.- М.: Изд. дом «Друг», 2003. 285 с.
  71. Здоровье населения и состояние здравоохранения Иркутской области в 2001 году: Государственный доклад Комитета здравоохранения администрации Иркутской области. 2002. -154 с.
  72. Здоровье населения и состояние здравоохранения Иркутской области в 2002 году: Государственный доклад Комитета здравоохранения администрации Иркутской области. 2003. 150 с.
  73. Здоровье населения и состояние здравоохранения Иркутской области в 2000 году: Государственный доклад Комитета здравоохранения администрации Иркутской области. 2001. 164 с.
  74. Здоровье населения и состояние здравоохранения Иркутской области в 1999 году: Государственный доклад Комитета здравоохранения администрации Иркутской области. 2000. 149 с.
  75. Итоги круглого стола «Экологические проблемы города и пути их решения» секции «Здравоохранение и экология»: Материалы науч.-практ. конф. (Иркутск, 27 ноября 2000 г.). Иркутск: Издательство института географии СО РАН, 2001.-С. 152−165.
  76. Итоги социально-экономического положения за январь-декабрь 2002 г. Электронный ресурс. [http://www.adinirk.ru]
  77. Итоги социально-экономического развития за 2003 г. Электронный ресурс. [http://www.admirk.ru]
  78. Итоги социально-экономического развития за январь-июль 2004 г. Электронный ресурс. [http://www.admirk.ru]
  79. К.Х. Устойчивое развитие: коммуникативные основания (философский анализ). М.: Гуманитарный центр «Монолит», 1999. -271 с.
  80. Р.И. Экономическая теория прав собственности (методология, основные понятия, круг проблем). М.: ИМЭМО, 1990.
  81. С.Б., Гобзен Г. В. Экологический фактор в обеспечении устойчивого развития на локальном, региональном и глобальном уровнях.
  82. В.В., Копылов Н. В. Региональная экономика России. — М.: Финансы и статистика, 2003. 579 с.
  83. М.Е. Неустойчивое в «устойчивое развитие» // Международная жизнь. — 1997. — № 8. — С. 80−88.
  84. Концепция администрации Иркутской области «Концепция социально-экономического развития Иркутской области на среднесрочную перспективу (до 2005 года)» // Восточно Сибирская правда. — 2001. — 5 декабря.
  85. Концепция управления охраной окружающей среды в рамках административно-территориального образования Электронный ресурс. [http://www.green.tsu.ru]
  86. ЮЗ.Копылова JI. Япония на пути к экологическому благополучию // Зеленый мир. 1998. — № 11.-С. 12−13.
  87. И.А., Пашков Е. В., Подлепа С. А. Системы экологического управления на основе стандартов ИСО 14 000 как фактор устойчивого развития // СтК. 1997. — № 6. — с. 12−17.
  88. Корректировка экологической программы г. Иркутска и его пригородной зоны на период становления новых социально-экономических отношений. Институт Географии. Сиб. отделение РАИ. Иркутск, 1997. — 105 с.
  89. Ю. И используем, и охраняем // Информационно-справочная газета «Исток». № 9 (23) 2000 г. — С. 2.
  90. A.M. Управление экологией структурные перемены // Муниципалитет. -2000. — № 1−2 Спецвыпуск «Экология городов».
  91. А.Н., Лаврик О. Л. Природоохранное законодательство развитых стран: Аналит. обзор/ РАН. Сиб. отд-ние. ГП НТБ. В 3 ч. Ч. 1. Право и системы управления. 2-е изд., стереотипное. — Новосибирск, 1994. — 144 с. — В надзач.: Сер. «Экология». Вып. 19.
  92. А.Н., Лаврик О. Л. Природоохранное законодательство развитых стран: Аналит. обзор/ РАН. Сиб. отд-ние. ГП НТБ. В 3 ч. Ч. 2. Защита окружающей среды от загрязнения: методы контроля и регулирования. Новосибирск, 1992.-360 с.
  93. Ю.Левашов В. К. Глобальные и региональные аспекты устойчивого развития общества Электронный ресурс. Научный доклад. Институт социально-политических исследований (ИСПИ РАН) [http://www.ispr.ru]
  94. Е.В. Инструменты экологического регулирования. Международная программа Евроград XXI. Сер. Научно-методические материалы. Вып.6.- С.-П.: Изд-во Ин-т Евроград, 1992. — 62 с.
  95. Д.Ж. Социальная экология: Монография. М.: Изд-во РУДН, 1997.-436 с.
  96. Менеджмент организации. В. В. Кокорев, Барнаул, 1997.
  97. H.H. Устойчивое развитие, или стратегия переходного периода // Зел. мир. 1995. — № 14. — С. 4.
  98. H.H. Экология в современном мире // Наука и жизнь. — 1998.- № 3. С. 2−8.
  99. H.H. Экология и образование. М.: ЮНИСАМ, 1996,-192 с. 117. Налоговый кодекс РФ.
  100. Национальный план действий по охране окружающей среды РФ на 1999−2001 годы. М.: Госкомэкологии РФ, 2000 (1998).1190 проекте федерального бюджета на 2001 год. Аналитический вестник Совета Федерации Федерального собрания РФ № 16 (128).
  101. О состоянии окружающей природной среды Иркутской области в1996 году: Ежегодный государственный доклад. Госкомприроды Иркутской области. Иркутск, 1997. — с. 240.
  102. О состоянии окружающей природной среды Иркутской области в1997 году: Государственный доклад / Гос. ком. по охране окружающей среды Иркут. обл., Госкомэкологии России, Администрация Иркут. обл.- Редкол.: Ю.
  103. Н. Удодов (гл. ред.) и др. Иркутск: Гос.ком.по охране окружающей среды Ир-кут.обл., 1999 — 298,1.с.: ил.
  104. О состоянии окружающей природной среды Иркутской области в1998 году: Ежегодный государственный доклад. Госкомприроды Иркутской области. Иркутск, 1999. — 304 с.
  105. О состоянии окружающей природной среды Иркутской области в1999 году: Государственный доклад. Госкомприроды Иркутской области. Иркутск, 2000. — 320 с.
  106. О состоянии окружающей природной среды Иркутской области в2000 году: Государственный доклад. Комитет природных ресурсов по Иркутской области МПР РФ. Иркутск, 2001. — 383 с.
  107. О состоянии окружающей природной среды Иркутской области в 2003 году: Государственный доклад. Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Иркутской области. Иркутск, 2004. — 296 с.
  108. Основные социально-экономические показатели Иркутской области. Электронный ресурс. [http://www.admirk.rul
  109. Н.В. Система управления природопользованием и охраной окружающей среды на муниципальном уровне//Муниципалитет. 1998. -№ 11−12.
  110. Отчет о научно-исследовательской работе «Разработка методики оценки эффективности использования средств областного и местных экологических фондов» (заключительный). Х/Д № 28/00. ИГЭА, 2001. 125 с.
  111. Отчет о реализации в 2003 г. Программы социально-экономического развития Иркутской области до 2005 г.
  112. Отчет о реализации Программы социально-экономического развития Иркутской области до 2005 г. во второй половине 2002 г. и первой половине 2003 г.
  113. Оценка и регулирование качества окружающей природной среды. Под ред. А. Ф. Порядина, А. Д. Хованского. М.: НУМЦ Минприроды России, Издательский дом «Прибой», 1996 — 350 с.
  114. В.А., Степанов В. Г. О субъектах и объектах экологической сертификации и ее роли в управлении качеством окружающей среды // СтК. 1996. — № 6. — С. 29−35.
  115. Т.В. Правовые проблемы экономического механизма охраны окружающей среды. М.: Изд-во «Зерцало». 2000. — 192 с.
  116. Письмо-обращение президенту РФ Путину В. В. председателя Коми республиканского отделения Всероссийского общества охраны природы Б. Я. Брача и члена Комитета спасения Печоры В. А. Чупрова.
  117. А.Ф. Состояние окружающей природной среды и проблемы ее реабилитации // СтК. 1998. — № 5. — С. 7−11.
  118. H.H. Экономические и экологические проблемы перехода России к устойчивому развитию // Социально-политический журнал. 1998. -№ 2. — С. 59−66.
  119. Программа социально-экономического развития Иркутской области до 2005 г. Электронный ресурс. [http://www.admirk.ru]
  120. .Б. Здоровье населения России по регионам. Россия в окружающем мире: 1999 (Аналитический ежегодник) / Отв. ред. H.H. Марфенин- Под общ. ред.: H.H. Моисеева, С. А. Степанова. М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. — С. 58−88.
  121. Регион: проблемы планирования и управления / Под ред. A.C. Новоселова. Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2002. — 392 с.
  122. Региональная экономика: Уч. пос. / Под ред. М. В. Степанова. М.: ИНФРА-М, Изд-во Рос.экон.акад., 2000. 463 с.
  123. Региональная экономика: Учеб. Пособие для вузов/ Т. Г. Морозова, М. П. Победина, Г. Б. Поляк и др.- Под ред. проф. Т. Г. Морозовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. — 304 с.
  124. Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М.: «Мысль», 1990.-637 с.
  125. Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы) М.: Журнал «Россия Молодая», 1994. — 367 с.
  126. Е. Загрязнение воздуха: глобальные и местные проблемы// Волна (экологический информационно-методический журнал).-1997.-№ 2.-С.11.
  127. A.JI., Урсул А. Д. ВСУР в Йоханнесбурге // Устойчивое развитие. Наука и практика. 2002. № 1.
  128. Романович A. JL, Урсул А. Д. На пути к устойчивому будущему // Устойчивое развитие. Наука и практика. 2003. № 1.
  129. В.И., Краснова Т. Г. Основы регионалистики: Уч. пос. Т.1.-Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001. 337 с.
  130. В.И., Краснова Т. Г., Федотов Д. Ю. Обеспечение экономической безопасности регионов России // Известия БГУЭП. 2001. — № 4. — С. 51−62.
  131. Г. П. Проблема обеспечения экологической безопасности различных видов деятельности, населения и территорий // Бизнес и политика. -1998.-№ 2.-С. 10−20.
  132. С.А. Ошибки в инвестиционном проектировании: Материалы Всеросс. конф. «Экономическая наука современной России», Москва, 28−30 ноября 2000 г./Под ред. Г. Б. Клейнера, частьП.М.: ЦЭМИ РАН.-2000.-С.103−104.
  133. Советский энциклопедический словарь. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1983. 1600 с.
  134. Э.М., Захаров Е. И. Формирование экологического сознания необходимое условие решения экологических проблем//ЭкиП. — 1997. -№ 11. — С. 41−43.
  135. И.С., Ярушин C.B. Методология и методические основы ранжирования проблем охраны окружающей среды промышленного региона // Экологические проблемы промышленных регионов. Екатеринбург, 1999. -С.17−18.156. Социальная философия.
  136. Стронгина M. JL Экономические преимущества муниципального управления Электронный ресурс. Тезисы докладов и сообщений науч.-прак. конф. «Проблемы регионального и муниципального управления». [http://www.sbcinfo.ru/]
  137. А.Д. Стратегия устойчивого развития и права человека Электронный ресурс. К пятилетию вступления России в Совет Европы: Ежегодник Института прав человека. http://www.hrinstitute.ru/]
  138. Устав города Иркутска // Восточно-Сибирская правда. 2000. — 7 июля, Спец. выпуск, № 31−33 (233−235)
  139. Финансово-экономические проблемы муниципальных образований/ Под ред. д-ра экон. наук, проф. Н. Г. Сычева и д-ра экон. наук, проф. К.И. Так-сира. М.: Финансы и статистика, 2002. — 704 е.: ил.
  140. С.Г., Кузьмин И. И., Човушан Э. О. Региональные проблемы обеспечения экологической безопасности // ЭкиП. 1996. — № 7. — С. 30−34.
  141. Ю.А. Актуальные проблемы регионального развития в свете представлений о территориальных интересах (на примере Тверской области): Сб. науч. тр. «Территориальные интересы"//Науч. ред. A.A. Ткаченко. Тверь: Изд-во ТГУ, 1999. — С. 23−35.
  142. Р.И. Регион: экономические методы управления. Новосибирск: Наука, 1991. 320 с.
  143. В.А., Беляев В. Б., Архипов C.B. Экологические аспекты автомобильного транспорта. Красноярск.: Изд-во Краснояр. Ун-та, 1990. — 208 с.
  144. Экологическая обстановка в Иркутской области в 1992 году: Ежегодный доклад. Иркутский областной комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Минприроды РФ. Иркутск, 1993. — с.
  145. Экологические проблемы города и пути их решения: Материалы на-уч.-практ. конф. (Иркутск, 27 ноября 2000 г.). Иркутск: Издательство ин-та географии СО РАН, 2001.- 168 с.
  146. Экология и городское хозяйство: Материалы науч.-прак. конф. Иркутск: 1997.- 155 с.
  147. Экология, охрана природы, экологическая безопасность. Под общ. ред. проф. А. Т. Никитина, проф. МНЭПУ С. А. Степанова. М.: Изд-во МНЭ-ПУ, 2000. — 648 с.
  148. Экономика природопользования / Под ред. Т. С. Хачатурова. М.: Изд-во МГУ, 1991.-271 с.
  149. Эффективность природоохранных мероприятий/Под ред. Т. С. Хачатурова, К. В. Паненова. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 224 с.
  150. Я.Я., Власова Е. Я. Экология города (проблемы, решения). Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2002. — 324 с.
Заполнить форму текущей работой