Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Техногенез грузового автотранспорта как фактор совершенствования организации его функционирования: методический подход к комплексной оценке

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принятые наукой и практикой современные методы оценки ущербов не обеспечивают выявление затрат реально необходимых для предотвращения или ликвидации последствий техногенезов, что нашло подтверждение в диссертации (объем затрат на ликвидацию или предотвращение техногенного воздействия грузового автотранспорта по нашим расчетам более чем на 2−3 порядка выше значений выявленных с применением… Читать ещё >

Содержание

  • ГОСТ 12.1.003−83 ССБТ Шум. Общие требования безопасности
  • ГОРТ 7.1−2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления
  • ГОСТ 7.9−95 (ИСО 214−76) Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Реферат и аннотация. Общие требования
  • ГОСТ 7.12−93 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила
  • ГОСТ 7.54−88 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Представление численных данных о свойствах веществ и материалов в научно-технических документах. Общие требования
  • ГОСТ 8.417−2002 Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин
  • ГОСТ 13.1.002−2003 Репрография. Микрография. Документы для микрофильмирования. Общие требования и нормы
  • ГОСТ 9327–60 Бумага и изделия из бумаги. Потребительские форматы

Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993 г. с изменениями, внесенными Указами Президента РФ от 09.01.1996 г. № 20, от 10.02.1996 г. № 173, от 09.06.2001 г. № 679, от 25.07.2003 г. № 841, Федеральным конституционным законом от 25.03.2004 г. № 1-ФКЗ).

Постановление правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.12.1994 N 1428, от 14.06.2001 N 463, с изм, внесенными решением Верховного Суда РФ от 12.02.2003 N ГКПИ 03−49).

Постановление правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

Методическое письмо НИИ «Атмосфера» № 335/33−07 от 17.05.200г.

Методическое письмо НИИ «Атмосфера» № 838/33−07 от 11.09.2001 г.

Положение о порядке присуждения ученых степеней", Бюллетень высшей аттестационной комиссии Минобрнауки РФ, № 2, Москва, 2002 г, с изменениями от 20.04.2006 г.

Положение о диссертационном совете", приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2007 г., № 2.

Положение о представлении обязательного экземпляра диссертаций" Всероссийского научно-технического информационного центра (ВНТИЦентра) Министерства науки и технологий Российской Федерации (Приказ от 31 августа 1998 г., № 145) по представлению диссертаций в Национальный библиотечно-информационный фонд Российской Федерации.

Определения, обозначения и сокращения

Под «автотехногенезом» понимается негативное техногенное влияние автотранспорта на окружающую среду.

Экологическая оценка — систематический процесс, используемый для поддержки принятия решений, которые учитывают воздействие человеческой деятельности на окружающую среду.

Экологическая выгода — это выгода, которая получена в результате определенной экономической деятельности, способствующей улучшению экологического состояния среды.

Экологический ущерб — это ущерб, вызванный ухудшением качества окружающей среды вследствие того или иного вида антропогенной деятельности. Экологический ущерб (выгода) может быть измерен количественно:

— в натуральных показателях, характеризующих ухудшение состояния реципиентов (динамика заболеваемость населения, повышение износа основных производственных фондов, функциональности сельскохозяйственных территорий лесных угодий, водных объектов и т. п.) при определенном уровне загрязнения-

— в условных единицах (баллах) денежном выражении.

Воздействие (согласно Ватерну (Ц^аМегп)): «имеет как пространственные, так и временные компоненты, и может быть описано как изменение параметра состояния окружающей среды в течение определенного периода и в пределах определенной области, являющееся результатом деятельности, по сравнению с ситуацией, которая имела бы место в случае, если бы эта деятельность не была начата».

Экологическое качество окружающей природной среды — способность обеспечивать функционирование экологических систем, комфортность жизнедеятельности человека и сохранность физико-географической основы территориальных природоресурсных комплексов.

Под загрязнением окружающей среды в работе понимаются антропогенно обусловленные поступления вещества и энергии в окружающую среду, приводящие к ухудшению ее состояния с точки зрения социально-экономических интересов общества.

Эколого-экономическая оценка ущерба окружающей природной среде заключается в определении фактических и возможных (предотвращаемых) материальных и финансовых потерь и убытков от изменения (ухудшения в результате антропогенного воздействия или улучшения в результате проведения природоохранных мероприятий) качественных и количественных параметров окружающей природной среды в целом и ее отдельных эколого-ресурсных компонентов (атмосферный воздух, водные ресурсы, земельные ресурсы, ресурсы растительного и животного мира).

Предотвращенный экологический ущерб от загрязнения окружающей природной среды представляет собой оценку в денежной форме возможных отрицательных последствий от загрязнения природной среды, воздействие природоохранных мероприятий и программ, направленных на сохранение или улучшение качественных и количественных параметров, определяющих экологическое качество (состояние) окружающей природной среды в целом и ее отдельных эколого-ресурсных компонентов.

Эффективность — социально-экономическая категория, характеризующая объективные причинно-следственные связи или количественные соотношения между затратами и результатами деятельности общества.

СЭО — стратегическая экологическая оценка.

МСО — метод субъективной оценки.

ТПЗ — транспортно-путевые затраты.

ОВОС — оценка воздействия на окружающую среду.

ГП — готовность платить.

ГПК — готовность получить компенсацию.

ПДК — предельно допустимые концентрации негативно влияющих на среду ин1^>едиентов.

ГТДВ — предельно-допустимые выбросы. ВСВ — временно-согласованные выбросы.

АСМАП — ассоциация международных автомобильных перевозчиков.

ОГ — отработанные газы.

КГ — картерные газы.

АТП — автотранспортное предприятия.

ГСМ — горюче-смазочные материалы.

ФОТ — фонд оплаты труда.

СВХ — склады временного хранения.

ОГМ — отдел главного механика.

АРМ — авторемонтная мастерская.

АДМ — администрация.

ОС — основные средства.

РТИ — Российская транспортная инспекция.

СФО — Сибирский федеральный округ.

ЕС — Европейский союз.

КРС — крупно рогатый скот.

ВРП — валовой региональный продукт.

ВВП — валовый внутренний продукт.

ИП — индивидуальный предприниматель.

ЕЭК ООН — Европейская Экологическая Комиссия Организации объединенных наций.

ДВС — двигатель внутреннего сгорания. АТС — автотранспортное средство.

АТОС — экосистема «Автотехногенный комплекс — окружающая среда».

Техногенез грузового автотранспорта как фактор совершенствования организации его функционирования: методический подход к комплексной оценке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Любое влияние техногенного характера на природную и антропогенную составляющие территории (далее среда) по характеру своего воздействия является многофакторным эколого-экономическим процессом. Сегодня можно считать признанным, что предлагаемые наукой и принятые практикой методы оценки ущербов не обеспечивают определение затрат, необходимых хотя бы для частичного предупреждения или ликвидации последствий техногенезов.

Характер и объемы техногенезов по сути являются показателями степени несовершенства оборудования, технологий и даже организации управления производственными процессами. Недоучет техногенного влияния на среду начинается с проектирования предприятий: факторы загрязнения среды учитываются не в полной мере и, как правило, на момент достижения проектной мощности предприятия. Рост негативного влияния техногенезов с функционированием производств в динамике особенно на экономику самого техногенного источника не рассматривается вовсе. Реализация таких проектов, за редким исключением, приводит к резкому снижению полученных расчетами экономических эффектов и, как следствие, к сокращению сроков рентабельного функционирования проектируемого объекта, что можно проиллюстрировать на многих примерах реализации таких проектов — по освоению угольных разрезов Иркутской области, природных ресурсов северных районов, среднего Урала, на экономике крупных автотранспортных комплексов и д.р. Но введение методов оценки, обеспечивающих выявление ущербов близких реальным, связано с решением проблем адресности затрат, необходимых на предотвращение и ликвидацию последствий техногенного влияния: непосредственно за счет экономики техногенного источника, регионального или федерального бюджетов.

Исследование, результаты которого освещены в диссертации, имеет целью разработку одного из возможных вариантов методического подхода к комплексной эколого-экономической оценке ущербов от техногенного воздействия, на примере функционирования крупных автотранспортных комплексов по обслуживанию международных торговых связей (Сибирский федеральный округ — Монголия, Казахстан). При этом под «автотехногенезом» понимается негативное техногенное влияние автотранспорта на окружающую среду.

Изученность проблемы. Разработке методов оценки ущербов, наносимых техногенезом среде посвящено много иследований. Адаптированные практикой методы дифференцированы по экосферам, по видам ресурсов и антропогенным нагрузкам. Значительную лепту в разработку теоретико-методологических основ решения задач по разработке методов оценки техногенезов внесли — М. В. Аркинд, М. Г. Борчанинов, Н. Н. Бурцевой, Л. В. Вершков, В. В. Гаврилов, В. Л. Грошев, Д. В. Дергунов, Р. П. Исаева, Н. Ф. Реймерс, М. Панарин, В. И. Татаренко, Г. Г. Шалмина, А. Л. Яншин и др.

Научных работ посвященных исследованию разработки единого методического подхода к оценке ущербов от автотехногенезов на окружающую среду и экономику функционирования транспортного комплекса, как техногенного источника, нами в периодической и научной литературе выявлено не было.

Цель и задачи исследования

 — выявление объемов и интенсивности последствий техногенеза авто-комплексов и эколого-экономическая оценка этих последствий.

Цель достигается решением следующих задач:

— анализ методических подходов к оценке последствий техногенезов на окружающую среду;

— разработка комплексного подхода к эколого-экономической оценке автотехногенезов на природную и антропогенную составляющую среды территорий вдоль трасс прохождения автотранспорта;

— апробация авторского варианта методического подхода на примере комплексной эколого-экономической оценки техногенного воздействия грузового автотранспорта по обслуживанию международных торговых связей (СФО — Монголия, Казахстан);

— выявление взаимозависимости финансовых потоков необходимых для предупреждения или ликвидации последствий автотехногенеза и на модернизацию (обновление) автотранспортных средств.

Объект исследования: автотехногенез, как составляющая системного образования имитирующего взаимодействие авто-комплекса — среды (антропогенной и природной составляющих) территорий вдоль трасс прохождения автотранспорта.

Предмет исследования: комплексный подход к эколого-экономической оценке ущербов от автотехногенезов (на примере функционирования грузового автотранспорта по обслуживанию международных торговых связей со странами ближнего зарубежья).

Область исследования по паспорту ВАК: 12.6 — «Анализ изменения окружающей среды под влиянием антропогенных факторов (промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики, транспорта и проч.) — 12.7 -«Совершенствование методики экономической оценки ущербов, причиняемых окружающей среде».

Теоретическая и методологическая базы исследования. При разработке методического подхода к оценке изучаемого объекта использованы: структурный, системный, факторный и статистический методы анализа исходной информации элементы экономико-математического моделирования, широко применяемые в практике экономико-математические способы оценки составляющих социально-экономических процессов. Оценка проводится на базе дедуктивного подхода.

Информационная база исследования. В исследовании использованы I данные государственной, региональной и районной статистики, научные отчеты по разработке концепций развития исследуемых территориальных образований районного и федерального уровней, соответствующие нормативно-правовые документы государственных органов власти и результаты исследований, представленные в публикациях, список которых прилагается к диссертации.

Научная новизна. Впервые осуществляется комплексный подход к оценке последствий автотехногенеза на природную среду.

Предложенный автором методический подход к эколого-экономической оценке последствий автотехногенеза обеспечивает учет многих факторов (включая биоразнообразие природной среды) этого влияния. Аналитико-графический способ выявления взаимозависимости финансовых потоков на ликвидацию последствий автотехногенеза и на модернизацию (обновлений) автотранспортных средств позволяет выявить основные направления по совершенствованию подвижного состава авто-комплекса, качества ГСМ, технического состояния автотрасс, и объем затрат, близкий реальным, необходимых на предупреждение или ликвидацию последствий автотехногенезов.

Научные положения, выносимые на защиту. Современные методы оценки ущербов не обеспечивают выявление затрат реально необходимых для предотвращения или ликвидации последствий автотехногенезов.

Интенсивность автотехногенного воздействия зависит от технического состояния автотранспортных средств, состава используемых ГСМ и состояния трасс продвижения автотранспорта.

Оценка объема и характера влияния ущербов (в денежном выражении) от автотехногенеза требует применения многофакторного системного подхода.

Комплексный подход к эколого-экономической оценке техногенного воздействия автотранспорта представляет собой логически построенную цепочку расчетных операций в совокупности обеспечивающих выявление интенсивности автотехногенеза на природную среду и экономику автокомплексов как техногенного источника.

Анализ результатов оценки последствий автотехногенеза, полученных с применением авторского варианта системного подхода позволяет определить показатели взаимозависимости финансовых потоков процесса функционирования авто-комплекса, выявить дополнительные ассигнования необходимые для модернизации (обновления) всей системы и сравнить уровни фактического загрязнения среды с принятыми экологическими стандартами.

Теоретическая значимость. В работе доказывается необходимость применения комплексного многофакторного подхода к оценке ущербов от автотехногенеза позволяющего выявлять взаимозависимости финансовых потоков по предупреждению или ликвидации последствий автотехногенеза и на модернизацию автотранспортных средств, с учетом качества ГСМ, технического состояния автотрасс и т. д.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования имеют прикладное значение: методический подход применен в прогнозировании развития и в разработке организационной структуры функционирования авто-комплексов, что подтверждено соответствующими документами о внедрении (см. приложения к диссертации).

Предлагаемый вариант методического подхода позволяет выявить реальный объем затрат необходимый для предотвращения или ликвидации последствий автотехногенеза.

Основные положения работы обсуждались и были одобрены на семинаре СГГА, технических советах ОАО «Совавто-Бийск» (г. Бийск), ООО «Грузовые автомобили» (г. Новосибирск), Ассоциацией Международных Автомобильных Перевозчиков (АСМАП).

Публикации по теме исследования: опубликовано 4 научных статьи и монография (13,5 печатных листа). Общий объем изданных работ автора по теме исследования составил 9 печатных листов.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех разделов и заключения. Общий объем диссертации 225 страниц: текст диссертации — 202 страницы машинописного текста в их числе, 33 таблица, 147 рисунка, к тексту 18 приложений.

Выводы по разделу 3.

Основные положения третьего раздела диссертации по сути демонстрируют достижение поставленных цели и задач исследования.

Авторский вариант методического подхода позволил не только провести оценку функционирования и взаимодействия всех составляющих рассматриваемой системы (АТС, природной среды территории расположенной вдоль трасс прохождения автотранспорта), но и обозначить основные направления по совершенствованию функционирования автотранспортных I комплексов Сибири, пути модернизации АТС до введенного уровня экологических стандартов («Евро-2»).

В качестве главных выводов можно признать следующее:

— обоснование реальности процесса перехода авто-комплексов Сибири на более совершенные средства транспортировки, при сроках окупаемости близких к нормативным;

— возможность возмещения реальных ущербов от негативного влияния автотехногенезов самим техногенным источником;

— необходимость внедрения в структуру управления авто-комплексов методов практикуемых в странах Европы.

Заключение

.

Принятые наукой и практикой современные методы оценки ущербов не обеспечивают выявление затрат реально необходимых для предотвращения или ликвидации последствий техногенезов, что нашло подтверждение в диссертации (объем затрат на ликвидацию или предотвращение техногенного воздействия грузового автотранспорта по нашим расчетам более чем на 2−3 порядка выше значений выявленных с применением известных методов и фактически выплачиваемых предприятиями.

По результатам оценки можно считать установленным, что интенсивность автотехногенеза в значительной мере зависит от технического состояния АТС, состава используемых ГСМ и состояния трасс продвижения автотранспорта (по результатам нашей оценки соответственно за счет состояния автотрассы на 15%, качества топлива на 10%, технического состояния АТС на 86%).

Применение цепочки рекомендуемых автором последовательно проводимых расчетных операций оценки в совокупности обеспечивает выявление интенсивности последствий автотехногенеза на природную среду и экономику авто-комплексов как техногенного источника.

Доказательством справедливости последнего положения защиты являются результаты оценки, приведенные в третьем разделе диссертации (обоснованность перехода авто-комплексов Сибири на более совершенные средства транспортировки, соответствующих стандартам «Евро 2−5». Окупаемость затрат на модернизацию или замену средств транспортировки на «Евро» по результатам оценки окупится в течении 2−2,5 лет.

Кроме того, методический подход позволил выявить необходимость корректировки законодательно-правовой базы организации функционирования авто-комплексов Сибири.

Таким образом, в соответствии с темой исследования, применение авторского варианта методики обеспечивает решение проблем негативных последствий техногенного воздействия автотранспортного комплекса на окружающую среду и экономику функционирования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.Н. Автотранспортные потоки и окружающая среда Текст. / В. Н. Луканин и др. М.: Инфра-М, 1998. — 408 С.
  2. , В.Е. Снижение вредных выбросов автотранспорта Текст. / В. Е. Емельчнов, Ф. В. Туровский // Экология и промышленность России. 2001. -апрель. -С.4−5.
  3. Официальный Интернет-портал Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.asmap.ru.
  4. , И.Р. Окружающая среда и транспорт Текст. / И. Р. Голубев, В. К. Сторчевус. М.: Транспорт, 1987. — 328 С.
  5. , И.Л. Транспорт и охрана окружающей среды Текст. / И. Л. Аксенов, В. И. Аксенов. М.: Транспорт, 1986. — 176 С.
  6. , Л.А. Экологические аспекты автотранспорта Текст. / Л. А. Ахметов, В. И. Ерохин, А. И. Багдасаров. Ташкент: Мехнат, 1998. — 170 С.
  7. , Д.Д. Прогнозирование предельных норм вредных выбросов дизелей Текст. / A.B. Златопольский, В. Е. Гершович // Двигателестроение. -№ 11.- 1980.-С. 49−50.
  8. , Л.Н. Экономическая и социальная география Алтайского региона Текст. / Л. Н. Баева. Горно-Алтайск, 1994. — 271 С. I
  9. , М.М. Экологическое право Текст. / М. М. Бринчук. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004. — 670 С.
  10. Официальный Интернет-портал Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rosavtodor.ru
  11. Официальный Интернет-портал Федеральной службы государственной статистики Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gks.ru
  12. , В.Г. Гидродинамика сотовых катализаторов отработавших газов Текст. / В. Г. Булаева // Экология и промышленность России 2003. -февраль-С. 17−19.
  13. , И.В. Воздействие автотранспорта и промышленных предприятий на загрязнение атмосферы г. Барнаула Текст. / И. В. Бутакова -Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2001.- 56 С.
  14. , Г. Г., Природный рекреационный потенциал основа развития лечебно-профилактической маршрутной деятельности (методический подход к оценке) Текст. / Г. Г. Шалмина, К.В. Каймина-Н., 2006. — 144 С.
  15. , А.Е. Автомобиль дорога — окружающая среда. Текст. / А. Е. Воробьев, В. И. Сарбаев, О. С. Шилкова — М.: МГИУ. 2001. — 180 С.
  16. , В.М. Экология для технических вузов Серия «Учебники для технических вузов». Текст. / В. М. Гарин, И. А. Клениова, В. И. Колесников -Ростов н/Д: Феникс, 2001.-384 С.
  17. Транспорт России Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.transportrussia.ru
  18. , Ю.П. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. (Печальный опыт России) Текст. / Ю. П. Гичев. Новосибирск: СО РАМН, 2002.-230 С.
  19. Глобальные проблемы биосферы. Текст. М.: Наука, 2001. — 198 С.- ил. (Серия «Чтения памяти академика A.JI. Яншина" — Вып. 1).
  20. , В.Г. Эколого-экономические проблемы России и ее регионов Текст.: Учебное пособие для студентов экономических вузов / В. Г. Глушкова, А. Т. Шевченко М.: Московский лицей, 2002. — 288 С.
  21. , В.И. Защита окружающей среды при эксплуатации автомобильного транспорта Текст. / В. И. Денисов. Горький: Волго-Вят. Кн. Изд-во, 1984. — 120 С.
  22. , О.И. Снижение токсичности автомобильных двигателей Текст. / О. И. Жегалин, П. Д. Лукачев. М.:Транспорт, 1985. — 120 С.
  23. , В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания Текст. /В.А. Звонов. 2-е изд., перераб. и доп. -М.Машиностроение, 1981. — 160 С.
  24. , В.Н. Экология и автомобилизация Текст. / В. Н. Иванов, В. К. Сторчевус, B.C. Доброхотов. Киев: Будивельник, 1983. — 346 С.
  25. , В.В. Расселение и окружающая среда Текст. / В. В. Владимиров. М.: Инфра-М, 1992. — 312 С.
  26. Краткая химическая энциклопедия. Текст. / Ред. Кнунянц (отв. ред.) и др., М.: Советская энциклопедия, 1961. — 1262 С., тб. с ил.
  27. , В.Н. Снижение экологических нагрузок на окружающую среду при работе автомобильного транспорта Текст. / В. Н. Луканин, Ю. В. Трофименко. -М.:Автомобильный транспорт, 1994 140 С.
  28. Луканин, В. Н. Автотранспортные потоки и окружающая средаI
  29. Текст.: учебное пособие для ВУЗов / В. Н. Луканин, А. П. Буслаев, М. В. Яшина / под ред. В. Н. Луканина М.: ИНФРА-М, 2002. — 646 С.
  30. , A.B. Методика определения массы выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами в атмосферный воздух Текст. / A.B. Рузский и др. М., 1993. — 24 С.
  31. , Г. П. Сборник нормативных и информационных документов по контролю технического состояния автотранспортных средств в Российской Федерации. Текст. / Г. П. Николаев, В.В. Таболина-М.:Транспорт, 1999.-310 С.
  32. , Н.Л. Автомобильные дороги и охрана природы Текст. / Н. Л. Орнатский. -М.:Транспорт, 1982. 176 С.
  33. , Г. П. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе и воде Текст. / Г. П. Беспамятов и др. Государственный институт прикладной химии (ГИПХ). Л.:Химия, 1972. — 376 С.
  34. , В.Ф. Экология: Термины и понятия. Стандарты, сертификация. Нормативы и показатели. Текст.: Учеб. и справочное пособие. / В. Ф. Протасов, A.C. Матвеев М.: Финансы и статистика, 2001. — 208 С.
  35. Протасав, В. Ф. Экология здоровье и охрана окружающей среды вI
  36. России. Текст. Учебное пособие. / В. Ф. Протасав М.: Финансы и статистика, 1999 г.-672 С.: ил.
  37. , Н.Ф. Охрана атмосферного воздуха. Расчет содержания вредных веществ и их распределение в воздухе Текст.: Справочник / Н. Ф. Тищенко М.: Химия, 1991. — 354 С.
  38. , Ю.В. Экология, окружающая среда и человек Текст.: Учеб. Пособие для вузов / Ю. В. Новиков М.: Агенство «ФАИР», 1998 г. — 320 С.
  39. , П.А. Экологические аспекты автомобильного транспорта Текст. / П. А. Ляпишев // Грузовое пассажирское хозяйство. 2004. — № 2. -С.15
  40. Е.К. Экологические показатели современных автомобилей Текст. / Е. К. Кондраков // Энергия: экономика, техника, экология. — 2004. — № 2. — С.28
  41. Официальный Интернет-портал Министерства здравоохранения Российской Федерации Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.minzdrav-rf.ru
  42. , Ю. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды Текст. / Ю. Якубовский. М.:Транспорт, 1979. — 354 С.
  43. , С.А. Экологическое состояние территорий России Текст.: Учебное -пособие для студентов высш. Учеб. Заведений. / С. А. Ушаков, Я.Г. Каца- М.: Издательский центр «Академия», 2002. 128 С.
  44. , Ю.Л. Экология и экологическая безопастность Текст.: Учеб. Пособие для студ. выс. Пед. Учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 С.
  45. Белорусский экологический портал Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.priroda.org
  46. , H.H. Россия: Экологический «портрет» на глобальном фоне. Текст. / H.H. Клюев // Экология и жизнь 2002. — № 6. — С. 59 — 65
  47. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2004 году"Текст.
  48. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2003 году» Текст.
  49. , Ю.Г. Региональная планка устойчивого развития. Как соблюсти национальные интересы при «эгоизме» регионов? Текст. // Экология и жизнь 2003.-№ 1.-С. 37−40
  50. , A.A. Автотранспортные предприятия: нормативноеIрегулирование деятельности Текст. / A.A. Володин и др., 2-е изд., перераб. И доп. М.: Современная экономика и право, 2002. — 456 С.
  51. , K.M. Общая экология: Воздействие общества и природы Текст.: Учебное пособие для вузов. / K.M. Петров 3-е изд., испр. — СПб: Химиздат, 2000. — 352 С.
  52. , И.А. Экология Текст.: Учеб. для биолог. И мед. Спец. Вузов. 2-е изд., испр. — М.:Высш., 2000. — 512 С.
  53. , И.И. Курс инженерной экологии Текст.: Учеб. для вузов/ И. И. Мазур, О. И. Молдаванов М.: Высш. Шк., 1999. — 447 С.
  54. , A.B. Природный газ для автотранспорта. Текст. / A.B. Горенский // Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2003. -№ 1. С.54−56
  55. , А.П. Европа начала борьбу с нашими дорогами и дураками. Текст. / А. П. Колмыков // Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2003. ~№ 9. -С.21−22
  56. Доманов, B. JI Ближайшие 2−3 года КАМАЗ останется банкротом. Текст. / B. J1. Доманов // Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2003. -№ 9.
  57. Комчатова, А. Т. Газ автомобильное топливо будущего, но близкого или далекого неизвестно. Текст. / А. Т. Комчатова // Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2003. № 3. — С. 10−11
  58. Автобизнес по прибыльности уступает только водке и табаку. Текст. // Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2003. № 3. — с.
  59. Грузовики станут «чище». Текст. // Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2003. № 2. — с.
  60. , Г. Г. Основы экологического менеджмента Текст.: Учебник. / Г. Г. Шалмина Новосибирск: Сибирская академия государственной службы, 2002. — 260 С.
  61. Универсальная информационная система России Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.cir.ru
  62. A.M. Всероссийская перепись населения 2002 года. Текст. / A.M. Горбылев //Вопросы статистики. 2003. № 5 — С. 16−18
  63. , А.Р. Новые социально-экономические показатели Российской Федерации за 1997−2002 гг. (по материалам Госкомстата России) I
  64. Текст. / А. Р. Новиков // Вопросы статистики. 2003. № 3. — С.6−9
  65. Официальный Интернет-портал Министерство транспорта Российской Федерации Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.mintrans.ru
  66. Официальный Интернет-портал Сибирского федерального округа Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.sibfo.ru
  67. Официальный Интернет-портал Министерства сельского хозяйства РФ Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.mcx.ru
  68. Официальный Интернет-портал Министерства природных ресурсов Российской Федерации Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru
  69. Официальный Интернет-портал общественной организации ЭКОЛАИН Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ecoline.ru
  70. Официальный Интернет-портал Правительства РФ Электронный ресурс. Режим доступа: www.government.ru
  71. Официальный Интернет-портал Гильдии Экологов Электронный ресурс. Режим доступа: http://oboc.narod.ru
  72. Официальный Интернет-портал Российского регионального экологического центра Электронный ресурс. Режим доступа: http://economy.rusrec.ru
  73. Официальный Интернет-портал Алтайского края Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.altairegion.ru
  74. Официальный Интернет-портал Новосибирской области Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.adm.nso.ru
  75. Официальный Интернет-портал Республики Алтай Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.altai-republic.com
  76. Информационно-консультационная система Виртуальная таможня Электронный ресурс. Режим доступа: http://vch.ru87 < Общественный экологический Интернет-портал ЕсоЫГе Электронный ресурс. Режим доступа: http://ecolife.org.ua
  77. Национальная служба информации МедиаТекст Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.mediatext.ru
  78. Всероссийская виртуальная энциклопедия Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.portalus.ru
  79. Демографический ежегодник России 2005 Текст.: Стат. сб./ Росстат. М.: 2005. — 595 С. I
  80. Сибирскому федеральному округу 5 лет. Статистический сборник Текст. / Территориальный орган Росстата по Новосибирской области. — Н.: 2005.- 125 С.
  81. Сибирский федеральный округ: 2000−2004. Статистический сборник Текст. / Территориальный орган Росстата по Новосибирской области. -Н.: 2005.-122 С.
  82. Российский статистический ежегодник 2004 Текст.: Стат. сб./ Росстат. М: 2004. — 725 С.
  83. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2004I
  84. Текст.: Стат. сб./ Росстат. М.: 2004. — 966 С.
  85. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2002 Текст.: Стат. сб./ Росстат. М.: 2002. — 863 С.
  86. Социально-экономическое положение федеральных округов: статистический бюллетень Текст. / Территориальный орган статистической службы государственной статистики по Новосибирской области Н.: 2005. -41 С.
  87. Социально-экономическое положение федеральных округов: статистический бюллетень Текст. / Территориальный орган статистическойIслужбы государственной статистики по Новосибирской области Н.: 2006. -71 С.
  88. Сельское хозяйство, охота и лесоводство в России. 2004 Текст.: Стат. сб./ Росстат. М.: 2004. — 478 С.
  89. Социальное положение и уровень жизни населения Сибирского федерального округа: статистический сборник Текст. / территориальный орган статистической службы государственной статистики по Новосибирской области-Н.: 2004.-278 С.
  90. Цены в России 2002 Текст.: Стат. сб./ Госкомстат России. М.:2002.- 171 С.
  91. Цены в России 2004 Текст.: Стат. сб./ Госкомстат России. М.: 2004.-189 С.
  92. Агропромышленный комплекс Сибири: Статистический сборникI
  93. Текст. / Территориальный орган Росстата по Новосибирской области, Территориальный орган Росстата по Алтайскому краю. Н.: «Мангазея», 2005. -216 С.
  94. Транспорт России. 2005 Текст.: Стат. сб./ Росстат. М.: 2005.198 С.
  95. Социально-экономический мониторинг регионов Сибирского федерального округа Текст. Горно-Алтайск: Госкомстат РА, 2003. — 93 С.
  96. Экономические аспекты разработки транспортной стратегии России. Материалы к обсуждению в Центре стратегических разработок (г. Москва, 10−11 ноября 2003 г.) по транспортной стратегии России. Текст. -Новосибирск: ИЭОПП, 2003. 60 С.
  97. Казанцева, J1.K. Современная экологическая ситуация России Текст. / Л. К. Казанцева, Т. О. Тагаева // ЭКО. 2005. — № 9 — С. 30−45.
  98. , П. А. Защита экологических прав в законодательстве Европейского сообщества Текст. / П. А. Калиниченко // Экологическое право2003.-№ 2-С. 55−60.
  99. , П. А. Совершенствование механизма защиты экологических прав в Европейском союзе Текст. / П. А. Калиниченко // ЕвропаIвыпуск «Экология и экономика») 2004. — № 2(36) — С. 7
  100. , С.П. Российские автопогосты Текст. / С. П. Романов // Экология и жизнь 2003. — № 5(34) — С. 66−71.
  101. Ковалев, В. В. Финансовый анализ Текст.: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. / В. В. Ковалев 2-е изд., перераб. И доп. -М.: Финансы и статистка, 1997. — 512 е.: ил.
  102. , А.Д. Методика финансового анализа Текст. / А.Д. Шеремет* P.C. Сайфулин, Е. В. Негашев 3-е изд., перераб. И доп. — М.: ИНФРА-М, 2001.-208 С.
  103. , A.B. и др. Технология, организация и управление грузовыми автомобильными перевозками Текст.: Учебник для вузов. 2-е изд., доп./ A.B. Вельможин, В. А. Гудков, Л.Б. Миротин- Волгогр. гос. тех. ун-т.- Волгоград, 2000. 304 С.
  104. ИЗ Артемьев, С.П. и др. Развитие и организация международных автомобильных перевозок Текст. / С. П. Артемьев М.: Транспорт, 1984. — 222 С.
  105. , A.B. Измерение эффективности автоперевозок Текст.- Волгоград: Нижне Волжское книжное издательство, 1986. — 144 С.
  106. , А.И. Грузовые автомобильные перевозки Текст. / А.И. Воркут- Киев: Вища шк., 1986.- 447 С.
  107. , А. П. Мезенцев В.Н. Математические методы в планировании и управлении автомобильными перевозками Текст. / А. П. Кожин, В. Н. Мезенцев М.: Транспорт, 1994. — 304 С.
  108. , А.К. Менеджмент на автомобильном транспорте в условиях рынка Текст./ А.К. Плотников- Под ред. Миротина Л. Б. М.: 1995. -152 С. ,
  109. , A.A. Специализированные транспортные средства. Выбор и эффективность применения Текст. / A.A. Чеботаев М.:Транспорт, 1998. -159 С.
  110. , С.Б., Мельник М. В. Методология экономического анализа деятельности хозяйственного субъекта Текст. / С. Б. Барнгольц М.В. Мельник М.: Финансы и статистика, 2003. — 297 С.
  111. , А.И. Экономический анализ: предмет и методы. Моделирование ситуаций. Оценка управленческих решений. Текст. / А. И. Гинзбург, — Спб. и др.: Питер, 2003. 327С.
Заполнить форму текущей работой