Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сад в русской поэзии ХХ века: феномен культурной памяти

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сад — одна из базовых категорий человеческого сознания, восходящая к первоосновам бытия и ассоциирующаяся с циклической жизнью природы, с плодородием, с продолжением жизни. Согласно Священному Писанию, первым домом человека было райское благодатное место: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востокеи поместил там человека, которого создал» (Быт.2.8). Библейская история Адама и Евы (их пребывание… Читать ещё >

Содержание

  • ВведениеЗ
  • Глава II. ервая. Сад как идея в поэзии символизма
    • 1. 1. В поах «неотцветающегода»
    • 1. 2. Поэтичие воплощения небого вертограда
    • 1. 3. Сад — метафорари
  • Глава вторая. Сады Петербурга и его пригородов: взаимодействие слова и пространства
    • 2. 1. Летнийд — объект поэтичой рефлеи
    • 2. 2. «Тяжелорунныеды» Петербурга
    • 2. 3. «Говорящие» ландшафты пейзажных парков.c.l
      • 2. 3. 1. Тавричийд
      • 2. 3. 2. Павло
    • 2. 4. Цаое Село: «невыцветший подлинникда»
  • Глава третья. Последние страницы усадебного «текста»
    • 3. 1. Былое ищеедов рких деб
    • 3. 2. Ироничие фантазии в парковых декорациях
  • Глава. четвертая. Сады Западной Европы глазами русских поэтов
    • 4. 1. Образы итальяихдов в контее аний модернов
    • 4. 2. «Сады Иль-де-Фра», зримые и мимые
  • Глава II. ятая. «Вертоград голубой мечты» в поэзии советских лет
    • 5. 1. Сад как модель индриального рая: pro et contra
      • 5. 1. 1. «Городд» — эмблема имвол будущего
      • 5. 1. 2. Идиллия крьяихдов
      • 5. 1. 3. «Укрм Родинудами!» Тиражирование идеи в поэзии 1930−1950-х гг
      • 5. 1. 4. Рай — «паралич мечты»
    • 5. 2. Совеая Мва: от гороогода к парку культуры и отдыха трудящиЗ
    • 5. 3. Реинкарнация идеида в псимволскую эпоху

Сад в русской поэзии ХХ века: феномен культурной памяти (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сад — одна из базовых категорий человеческого сознания, восходящая к первоосновам бытия и ассоциирующаяся с циклической жизнью природы, с плодородием, с продолжением жизни. Согласно Священному Писанию, первым домом человека было райское благодатное место: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востокеи поместил там человека, которого создал» (Быт.2.8). Библейская история Адама и Евы (их пребывание в Эдеме, изгнание после грехопадения и тоска по утраченному раю) символизирует абсолютное благоденствие, утраченное из-за нарушения Божественного запрета, и стремление вернуться к идеальному состоянию. Возникшие в древности представления о саде-рае как о топосе вечного блаженства, обещанном праведникам в будущей жизни, в дальнейшем вошли в состав мировых религий, в том числе христианство, и легли в основу европейской культуры. Во все эпохи образ «сада» выступал мифопоэтической моделью мира в его идеальной сущности.

В русской литературе и культуре как явлениях европейского сознания «сад» также являлся одним из знаковых образов. Уже в Древней Руси монастырские сады обладали высоким сакральным статусом. «Монастырские сады, которые символизировали рай, <.> обязательно должны были иметь „райские деревья“ — яблони, затем цветы, по преимуществу душистые, и привлекать к себе птиц. Именно таким „обильным“ во всех отношениях, действующим на все человеческие чувства и представляли себе в Древней Руси рай, в котором Бог согласно книге бытия насадил „все древеса“. Он должен был услаждать зрение, вкус (образ трапезы или съедобных плодов) и слух (пение птиц)», — отмечал Д. С. Лихачев.1 Наряду с видимым Эдемом в средневековой христианской литературе сложился образ умопостигаемого.

1 Лихачев Д. С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. Изд. З, испр. и доп. М., 1998. С. 59. Среди последних исследований по этому вопросу см.: Черный В. Д. Русские средневековые сады: опыт классификации. М., 2010. 174 с. В данной работе древние сады изучаются с точки зрения их назначения, обустройства и семантики. сада", за которым закрепились значения церкви, Богородицы, души праведника, мира высших духовных и нравственных ценностей.2.

В относительно молодой светской культуре России, начиная с XVIII века, подобиями рая мыслились императорские загородные резиденции. Их главные заказчики, ориентируясь на голландские и французские, а затем и английские образцы, приглашали иноземных мастеров для обустройства собственных «парадизов», а поэты (поскольку сад в поисках «эстетического восполнения» «устремлен к слову») осваивали опыт европейской литературы, применяя пасторальные и анакреонтические жанровые формы к русскому быту, нравам, культуре. Сады монархов долгое время? были доступны взору ограниченного числа людей, но по мере расширения круга посетителей стало развиваться их осмысление в искусстве. Параллельно этому шел процесс возникновения и закрепления в культурном сознании усадебного «мифа». Врезультате в поэзии ХУШ-Х1Х вековсложилась традиция панегирического и идиллического соотнесения с Эдемом Царского1 Села, Павловска, многочисленных сельских усадеб.4.

Но и в отрыве от конкретных локусов образ сада, со времен Вергилия являясь мифопоэтическош моделью, 5 заключал в себе глубокую смысловую емкость. В XIX веке этот образ, оторвавшийся от «первособытия», связывался с воспоминаниями — «сад в воспоминании и сад воспоминаний, место, где человека окружают воспоминания, образуют не просто тесно.

2 См.: Сазонова Л. И. 1) Поэт и сад (из истории одного топоса) // Folia Litteraria: Studia z literatury rosyjskiej i radzieckiej. Lodz. 1988. № 22. C.17 — 45- 2) Мотив сада в литературе барокко // Сазонова Л. И. Поэзия русского барокко (вторая половина XVII-начало XVIII века). М., 1991. С. 164 — 187- Бондарко Н. А. Сад, рай, текст: аллегория сада в немецкой религиозной литературе позднего Средневековья //Образ рая: от мифа к утопии. Серия «Symposium», выпуск 31. СПб., 2003. С. 11 — 30.

3 Лихачев Д. С. Поэзия садов. С. 29, 30.

4 См.: Зыкова Е. 77. Поэма/стихотворение о сельской усадьбе в русской поэзии XVIII-начала XIX в. // Сельская усадьба в русской поэзии XVIIIначала XIX века /сост., вступ.ст., коммент. Е. П. Зыковой. М., 2005. С.3−36.

5 См.: Цивъян Т. В. Verg. Georg. IV, 116 — 148: К мифологеме сада // Текст: Семантика и структура. М., 1983. С. 148. связанную, но и взаимодополнительную и взаимообратимую пару". Поэтический образ варьировался от обозначения мира прекрасных чувств, дружественных «пиров» и «забав» до символики пространства поэтического уединения и мечтания- «устанавливался тончайший, мерцающий аллегорическими символическими смыслами параллелизм идеального пространства и пространства души, существующий в перспективе времени»:7 К моменту возникновения на рубеже Х1Х-ХХ столетий искусства модернизма за образом сада стоял огромный контекст русской и европейской литератур, который осваивался новым художественным сознанием.

В начале XX века сады стали объектом пристального изучения в трудах А. Н. Бенуа, И. Э. Грабаря, В. Я. Курбатова, Г. К. Лукомского, в, публикациях журналов «Мир искусства» (1899, 1901;1904), «Старые годы"(1907;1916), «Столица и усадьба» (1913;1917), популяризирующих усадебную культуру. Расцвет исследования садов в искусствознании сопровождался процессом неуклонного1 разрушенияеще сохранившихся памятников садово-паркового искусства. А. Н. Бенуа с восхищениемк которому примешивалось чувство-горечи-. обращал внимание современников* на состояние знаменитых парков^ столицы. Так, например, в статье 1901 годаонконстатировал, что' петергофский сад Монплезир «не содержится в. томшорядке, с той роскошью и изяществом, с каким содержались сады в начале XVII! века, когда еще живы были традиции великого Ленотра. Где прежние, затейливые рисунки дорожек, где ковры цветов, где: те редкие растения, которыми украшались тогдашние сады? Кто сумеет теперь так «урегулировать» сад, так его остричь, о. чтобы он служил истинным гармоничным дополнением к архитектуре?» Под влиянием деятелей объединения «Мир искусства» образованное русское общество предпринимало меры по сохранению старых парков. Позднее.

6 Топоров В. Н. Ветхий дом и дикий сад: образ утраченного счастья (страничка из истории русской поэзии) // Облик слова. Сб. статей / РАН. Институт русского языка. М., 1997. С. 304.

7 Мовнина Н. С. Идеальный топос русской поэзии конца XVIII — начала XIX века // Русская литература. 2000. № 3. С.19−36.

8 Бенуа А. Н. Монплезир // Мир искусства. 1901. № 2−3. С. 123. немалое значение сыграло созданное в 1922 году (хотя и просуществовавшее только восемь лет) Общество изучения русской усадьбы (ОИРУ).

Сожаление специалистов о разрушающихся пригородных садах Петербурга корреспондировало с воспоминаниями и тоской представителей культуры об исчезающем усадебном «рае». В то же время в эти годы интеллигенция активно знакомилась с культурой садов и парков Западной Европы. Под воздействием этого комплекса впечатлений и элегических настроений в культуре рубежа веков стали складываться, а впоследствии развиваться мифологемы садов разного типа: реальных и «мыслимых», столичных и провинциальных, садов иных эпох и иных земель. Рефлексии этих мифологем продолжали существовать в русской поэзии в течение всего XX века.

В последниетоды заметно усилился интерес филологии (и культурологии) к садово-парковой проблематике. Интенсивное научное осмысление «сада как текста" — началось после выхода в 1982 году фундаментальной монографии Д. С. Лихачева «Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст». Параллельно в работах В. Н. Топорова, Т. В. Цивьян, Т. А. Агапкиной и других исследователей славянских народных культур было активизировано изучение восприятия сада и его центра — дерева, олицетворения плодоносящих сил природы, в фольклоре.9 Механизму перехода ландшафта из географической сферы в сферу мифологическую посвящено многолетнее внимание И. И. Свириды, руководителя проекта «Ландшафт как объект и текст культуры. Славянский мир» в Институте.

9 Топоров В. Н. О структуре некоторых архаических текстов, соотносимых с концепцией «мирового древа» // Миф, фольклор, религия как моделирующие системы. (Труды по знаковым системам. V. Памяти В. Я. Проппа.) Тарту, 1971. С. 9- 62- Цивьян Т. В. Анализ одного полесского текста в связи с мифологией сада // Полесье и этногенез славян: Предварительные материалы и темы конференции. М., 1983. С.96−98- Агапкина Т. А. Южнославянские поверия и обряды, связанные с плодовыми деревьями в общеславянской перспективе // Славянский и балканский фольклор: Верования, текст, ритуал. М., 1994. С.84- 111. славяноведения и балканистики РАН.10 В ее статье «Натура и культура: к проблеме взаимоотношения"11 прослеживалась мысль, что соучастие природного и культурного начал в бытии той или иной эпохи влияет на тип личности, свойственный ей, на «состояние этого мира и его художественный образ» в разные исторические времена. Как считает автор, эта проблема, принадлежа к числу фундаментальных, в философском смысле «охватывает взаимоотношения Человека, Космоса и Бога, практически включает всю метафизическую проблематику, связи бытия и сознания, мира реального и мира идеального, материи и духа., природной необходимости и творческой свободы, в конечном итоге — проблему места человека во Вселенной и его отношения к ней».12.

В семиотических исследованиях Т. В. Цивьян13 доказывается" принадлежность сада пространству культуры («это культура, настойчиво вносимая в природу, а не природа в деликатном окружении культуры») и на примере «Георгик» Вергилия рассматривается переход утилитарного описания в ранг искусства: превращение сада из объекта эмпирического познания в идею, мифологему. Мысль о том, что не только^ «любой сад является артефактом» (Т. Цивьян), но и всякое природоописание имеет общефилософский^ характер, является ключевой в статьях, посвященных топике природы в европейской (в том числе и русской) литературе XVIII—XIX вв.еков. Это касается и анализа описательной поэмы «умеренного просветителя» Ж. Делиля «Сады», сыгравшей важную роль в литературной полемике эпохи предромантизма, 14 и расшифровки «языка цветов» в.

10 См.: Свирида И. И. Утопизм и садово-парковое искусство эпохи Просвещения // Культура эпохи Просвещения. М., 1993. С. 37 — 67- Свирида И. И. Сады века философов в Польше. М., 1994; Натура и культура. Славянский мир. Отв. ред. И. И. Свирида. М., 1997; Ландшафты культуры. Славянский мир / Отв. ред. и сост. И. И. Свирида. М., 2007 и др.

11 Натура и культура. С.4−14.

12 Там же. С. 4.

13 См. также: Цивьян Т. В. Сад: природа в культуре или культура в природе? // Натура и культура. Тезисы конференции. Москва, ноябрь 1993. М., 1993. С.13−15.

14 Жирмунская Н. А. Жак Делиль и его поэма «Сады» // Делиль Ж. Сады. Л., 1987. С.171−190- Лотман Ю. М. «Сады» Делиля в переводе А. Ф. Воейкова и их место в русской литературе // Там же. С. 191−209. русской литературе первой трети XIX века.15.

Отдельного внимания заслуживает интенсивное обращение современных гуманитарных наук к усадебной' культуре, в, рамках которой последнее десятилетие интенсивно изучаются сады и парки дворянских гнезд. В геокультурологических работах В. Г. Щукина, Е. Е. Дмитриевой и О. Н. Купцовой раскрывается возникновение «мифа» о русской усадьбе, особенности усадебного хронотопа и словаря.16 Появляются антологии усадебной поэзии.17 Возрожденное в 1992 году ОИРУ проводит научные конференции, продолжает выпуск сборников под названием «Русская усадьба» и иллюстрированных монографий.18.

Поскольку предмет изучения — сад/парк — по своей природе синтетичен, современные литературоведческие работы по осмыслению отражений садово-парковых ландшафтов в словесном творчестве взаимодействуют с исследованиями в этой области архитекторов, историков культуры, реставраторов, искусствоведов. Перечень ставших уже классическими книг В. Я: Курбатова, Л. Б. Лунца, Т. Б. Дубяго, А. П. Вергунова-.и В. А. Горохова, Т. П. Каждан и др. о садах разных времен и стран, 19 в последние годы.

15 Шарафадина К И. «Алфавит Флоры» в образном языке литературы пушкинской-эпохи (источники, семантика, формы). СПб., 2003. 309 с.

16 Щукин В. Г. Миф дворянского гнезда. Геокультурологическое исследование по русской классической литературе. И Щукин В. Г. Российский гений просвещения. Исследования в области мифопоэтики и истории идей. М., 2007. (Первое издание: Краков, 1997.) С. 157 458- Дмитриева Е. Е., Купцова О. Н. Жизнь усадебного мифа: утраченный и обретенный рай. М., 2003. 527 с. См. также: Рузвельт П. Жизнь в русской усадьбе: опыт социальной и культурной жизни / пер. с англ. СПб., 2008. (Первое издание: 1995.) 518 е.- Gardens and Imagiation: Cultural History and Agency. A symposium cosponsored' by The Huntington and Dumbarton Oaks, edited by MichelConan. Washington: Dumbarton Oaks Trustees for Harvard University, 2008. 259 c.

17 См.: Сельская усадьба в русской поэзии XVIIIначала XIX века / Сост., вступ.ст., коммент. Е. П. Зыковой. М., 2005. 432 е.- Поэзия дворянских усадеб / Сост., вступ.ст. Л. И. Густовой. СПб., 2008. 285 с.

18 Мир русской усадьбы: очерки / отв. ред. Л. В. Иванов. М., 1995. 294 е.- Дворянские гнезда России: История, культура, архитектура: очерки / под ред. М. В. Нащокиной. М., 2000. 382 е.- Дворянская и купеческая сельская усадьба в России XVI—XX вв.: исторические очерки / под ред. Л. В. Иванова. М., 2001. 782 с. и др.

19 Курбатов В. Я. Всеобщая история ландшафтного искусства. Сады и парки мира. М., 2008. (Первое издание: СПб., 1916.) 735 е.- Дубяго Т. Б. Русские регулярные сады и парки. Л., 1963. 341 е.- Горохов В. А., Лунц Л. Б. Парки мира = Parks of the world. M., 1985. 328 е.- пополнился целым рядом новых искусствоведческих работ. С 2008 года в.

Интернет-пространстве существует сайт известного специалиста по междисциплинарному изучению ландшафта Б. М. Соколова «Сады и время», 21 наглядно свидетельствующий, что сад в разные эпохи оставался одним из наиболее востребованных образов в культуре. В целом объем научных трудов на тему сада так значителен, что возникла насущная задача.

— «критически рассмотреть основные появившиеся за последние двадцать лет исследования русской садово-парковой культуры и обозначить основные тенденции в трактовке по-прежнему актуальной проблемы „сада“ и 22 текста» «. Она была частично разрешена в содержательном обзоре, проделанном специалистами в области взаимоотношений садово-паркового искусства и литературы А. В. Ананьевой и А. Ю. Веселовой.

Признавая безусловную ценность сделанного в науке, приходится констатировать, что предметом размышлений всех вышеназванных исследователей, как правило, являются* отображения^ садов в русской средневековой культуре, а также в культуре ХУШ-Х1Х веков. Между тем, именно в XX столетии с помощью символического образа сада по-новому формулировалось восприятие мира, человека, искусства и общества. При несомненном интересе многих специалистов к освоению «садово-парковой» темы поэзией XX века, существуют только фрагментарные исследования образа сада в творчестве отдельных авторов.23 Литературоведческие.

Вергунов А. П., Горохов В. А. 1) Русские сады и парки. М., 1988. 415 е.- 2) Вертоград: Садово-парковое искусство России (от истоков до начала XX века). М., 1996. 431 е.- Каждая Т. П. Художественный мир русской усадьбы. М., 1997. 319 с.

20 Нащокина М. В. 1) Русские сады. XVIII — первая половина XIX века. М., 2007. 255 е.- 2) Русские сады. Вторая половина XIX — начало XX века. М., 2007. 215 е.- Кючарианц Д. А., Раскин А. Г. Сады и парки дворцовых ансамблей Санкт-Петербурга и пригородов. СПб., 2009. 366 е.- Сады и парки Санкт-Петербурга. СПб.-М., 2004. 286 с. См. также: Русские сады и парки / Сост. и автор статьи Т. И. Володина. М., 2000. 63 е.- Зюилен Г. Все сады мира. М., 2003. 176 с.

21 www.gardenhistory.ru.

22 Ананьева А. В., Веселова А. Ю. Сады и тексты (Обзор новых исследований о садово-парковом искусстве в России) //Новое литературное обозрение. 2005. № 5 (75). С.348−375.

23 См., например: Лавров А. В. «Соловьиный сад» А.Блока. Литературные реминисценции и параллели II Лавров А. В. Этюды о Блоке. СПб., 2000. С.230−253- Альфонсов В. Я. Поэзия диссертационные работы последнего времени посвящены, в основном, изучению усадебного сада в литературе ХУШ-Х1Х веков.24.

В настоящем диссертационном исследовании впервые предпринимается попытка целостного и системного изучения интерпретаций образа сада в поэзии XX столетия, чем и обусловлена актуальность темы. Работа базируется на сочетании предметно-тематического и хронологического принципов. Поскольку многие определяющие модели сада были сформулированы в поэзии русского символизма, то детальное рассмотрение модификаций образа начинается с литературы эпохи Серебряного века и прослеживается на материале русской поэзии всего XX века. В связи с необъятностью художественного материала по заявленной научной проблеме в работе сделаны сознательные ограничения.

Методологическую основу исследования составляет сочетание традиционного историко-литературного подхода к осмыслениюпоэтики художественного произведения с методами историко-типологического и структурно-семантического анализа текста. Научная проблема диссертации обусловила обращение к смежной области гуманитарного знания — культурологии.

Бориса Пастернака. JL, 1990. С.92−93- Юшнг О. А. Стилевое становление акмеизма // Вопросы литературы. 1995. № 5. С.101−125- Мусатов В. В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины XX века. От Анненского до Пастернака. М., 1992. С. 711, 15−17, 153- 165 и др.- Шубникова — Гусева Н. И. Поэмы Есенина: От «Пророка» до «Черного человека»: Творческая история, судьба, контекст и интерпретация. М., 2001. С. 464−471. См. таюке: Ащеулова И. В., Прокуденко Н. А. Сопоставительный филологический анализ поэтических текстов со словом-образом САД (на материале стихотворений Б. Пастернака, А. Ахматовой, Б. Ахмадулиной, А. Кушнера): учебно-методическое пособие. Кемерово, 2005. 31 с.

О типологических текстовых смыслах слова сад на примере лирики Б. Ахмадулиной см.: Елисеева М. Б. Семантический объем слова сад в культурно-историческом контексте. Автореферат диссертации на соискание уч. степ, кандидата филол. наук. СПб., 1991. 16 с.

24 См.: Густова Л. И. Трансформация образа усадьбы в русской поэзии XVIII — первой трети XIX веков. Автореферат диссертации на соискание уч. степ, кандидата филол. наук. Псков, 2006. 17 е.- Сахарова Е. В. Садово-парковый топос в русской литературе первой трети XIX века. Автореферат. кандидата филол. наук. Томск, 2007. 23 е.- Жаплова Т. М. Усадебная поэзия в русской литературе XIX — нач. XX века. Автореферат. доктора филол. наук. М., 2007. 39 с.

Цель работы — раскрыть семантическую типологию мифологемы сада в русской поэзии XX века и проследить ее трансформации внутри каждого типа.

Основные задачи работы заключаются в следующем: ¡-.Рассмотреть модификации (разновидности) «мыслимых садов», постигаемых как идеальная сущность, в поэзии символистов и их последователей.

2.Раскрыть семантику поэтических преломлений реальных, петербургских «парадизов» как земной проекции «воображаемых садов» символистов.

3.Исследовать образ сада/парка как важнейшего элемента усадебной парадигмы в поэзии начала и середины XX века.

4.Выявить феномен восприятиясадов иных земель в русской поэзии XX века на примере итальянских и французских садовых топосов.

5.Проследить динамику рефлексии образов «сада» как метафоры будущего впоэзии советского периода. «.

Материалом исследования являются поэтические тексты тех авторов, у которых данная* тема представлена наиболее репрезентативно: И. Анненского, А. Ахматовой, К. Бальмонта, А. Белого, А. Блока, И. Бунина, И. Бродского, К. Вагинова, М. Волошина, 3. Гиппиус, Н. Гумилева, С. Есенина,.

H. Заболоцкого, Вяч. Иванова, Г. Иванова, Д. Кленовского, Н. Клюева, В. Комаровского, М. Кузмина, А. Кушнера, Б. Лившица, О. Мандельштама, В. Маяковского, Д. Мережковского, В. Набокова, Н. Недоброво, Н. Оцупа, Б. Пастернака, Вс. Рождественского, С. СоловьеваФ. Сологуба, Н. Тихонова, Ю. Терапиано, В. Хлебникова, В. Ходасевича, М. Цветаевой, С. Черного, Эллиса и многих других.

Основные положения, выносимые на защиту:

I. Русская поэзия’XX века, несмотря на глобальные социально-политические изменения и секуляризацию культурного сознания, продолжала базироваться на наследии европейской культуры, в основе своей христианской.

2. Представления о библейском прототипе сада, обогащенные европейским культурным опытом, в интерпретации символистов получили двойственную окраску, отражаяс одной5 стороны, их поиск идеальной любви, а с другойстихию языческой чувственности;

3. Истолкования поэтами XX века реальных садов Петербурга и его пригородов отразили смену философских и эстетических представлений на протяжении столетияодновременно поэтические тексты фиксировали отталкивание литературы от эмпирической реальности и устремление к экзистенциальной проблематике.

4.Важнейший элемент усадебного хронотопа — парк, представая в элегической, идиллической или иронической модификациях, не переставал осмысляться в поэзии XX века как образ-утраченного Эдема. 5-Поэтическая рецепция «чужих» (европейских) садов, отражая восприятие авторами страны в целом, где. русский человек ощущал свое одиночество-, строилась на сопоставлениис родными топосамш (петербургскими или московскими) — и в. этом невольном соревновании иноземные сады: проигрывали — эмоционально и эстетически.

6-. Впоэзии советских лет, активно использующей образ, «сада» в моделировании будущей реальности, идея рукотворной природы доминировала над идеей природы естественной:

7. Русская поэзия, XX века, имплицитно опирающаяся на христианский концепт сада, к концу столетияоткрыто обнаружила свою имманентную связь с культурнымнаследием: прошлого, на новом витке развития возвратившись к символистскому опыту трактовки метафизики сада. Научная новизна исследования? состоит в том, что в нем впервые.

— предпринято целостное исследование образа сада в русской поэзии XX века как феноменакультуры;

— поэтические «сады» рассмотрены в синхронии и диахронии;

— сделано обобщение разных модификаций образов «мыслимых садов», наиболее широко представленных в творчестве символистов;

— осуществлен анализ поэтических образов таких топосов Петербурга, как.

Летний, Таврический и Александровский сады, а также пригородного Павловского парка;

— комплексно рассмотренымодели образа усадебного парка в поэзии русского зарубежья;

— целостно проанализировано поэтическое преломление садов Италии и Франции в творчестве представителей разных направлений и школ;

— рассмотрено многообразие моделей «идеального сада» как проекции будущего в литературе советского периода.

— на примере образа Нескучного сада осмыслены поэтические отражения садов Москвы, претерпевших типологическую трансформацию в советские годы.

Кроме того, в диссертации определено новаторство поэзии XX века в истолковании «садов Лицея», особенно поэтами русской эмиграции и представителями литературы конца* XX векавнесены существенные дополнения и коррективы в осмысление сада как ведущего элемента' усадебной культуры поэзией первой половины XX века.

Теоретическая значимость работьь определяется тем, что в ней выявлено увеличение семантической> емкости, мифологемы сада в русской, поэзии XX столетияраскрывается философская насыщенность образа сада в творчестве символистов и их последователейклассификация моделей сада осуществляется на обширном поэтическом^ материале как высокой, так и массовой поэзииобновляются представления о бытовании в культуре XX столетия категорий идиллического, элегического, иронического. Проведенное исследование реализует представление о поэзии XX века как внутренне целостном феномене.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при чтении лекций по истории русской литературы XX века в практике вузовского преподавания, при разработке специальных курсов по русской литературе и культуре.

Апробация работы. Материалы и результаты диссертационного исследования использовались при чтении лекций по истории русской литературы XX века и спецкурсов в Псковском государственном педагогическом университете. Основные положения диссертации в виде докладов были представлены: наЮбилейной конференции к 120-летию А. Ахматовой «Анна Ахматова. XXI век: творчество и судьба» (РНБ, Музей А. АхматовойС.-Петербург, 2009), на Международной конференции «Изображение и слово: формы экфрасиса в литературе» (ИРЛИ РАНС. Петербург, 2008), на Международном семинаре «Писатель в маске. Формы автопрезентации в литературе XX века» (ИРЛИ РАНС.-Петербург, 2007), на Международной научной конференции «Миры Иосифа Бродского: стратегии чтения» (Р1ТУМосква, 2004), на Международной научной конференции, посвященной 60-летию И: Бродского (Журнал «Звезда», Музей А. АхматовойС.-Петербург, 2000), на Международных конференциях «Печать и слово Санкт-Петербурга» (СЗИП СШУТД— С. Петербург, 2004; 2006, 2007, 2008, 2009) — на Международных литературно-научных чтениях, посвященных 150-летию со дня рождения И. Анненского (Литературныйинститут им.. ГорькогоМосква- 2005), на VI Международной научной, конференции «Русское литературоведениена современном этапе» (МГОПУ им. ШолоховаМосква, 2007), на III Культурологических чтениях «Мир детства в русском* зарубежье» (Культурный центр «Дом-музей» М. Цветаевой" — Москва, 2009), на Международных конференциях. «Некалендарный XX век» (НовГУВ.Новгород, 2003, 2007, 2009) — на XX Научных чтениях Гуманитарного факультета ДаугавпилсскогоУниверситета (Латвия- 2010), на.1 Блоковских чтениях в Пскове (ПОУНБ- 2004), на V «Онегинских чтениях в Тригорском» (Пушкинский заповедник «Михайловское" — Пушкинские горы, 2007), на ежегодных научных конференциях преподавателей ПГПУ (Псков- 2006,. 2007, 2008, 2010). Результаты, исследования представлены в монографиях «Иосиф Бродский: метафизика сада» (Псков, 2005), «Сад в русской поэзии XX века: феномен культурной памяти» (Псков, 2010) и в 27 опубликованных научных статьях (общим объемом около 40 п.л.).

Структура диссертации определена целью и задачами исследования. Работа состоит из Введения, пяти глав и Заключения.

Заключение

.

Тема взаимоотношений поэзии и садово-паркового искусства, в целом не новая, в настоящей работе раскрывается на ином, чем это делалось до сих пор, материале — на поэтическом наследии XX века, одного из самых трагических и противоречивых столетий. Эпоха катаклизмов и социальных катастроф обострила тоску человека по гармонии, покою, защищенностиусилила томление по утраченному раю, который пытались воплотить в жизнь сторонники социальных утопий.

Склонная к эстетизации действительности эпоха начала XX века, которую неслучайно называют русским Ренессансом, пробудила интерес современников к садово-парковому искусству. В атмосфере нарастания настроений пассеизма, вызванных угасанием былой культуры, шел процесс активной мифологизации реальных садов в искусстве, особенно в поэзии. Возникали разнообразные модификации топоса — элегическаяироническая, идиллическая. Они отразили, с одной стороны, тоску по уходящей в прошлое дворянской культуре как идеалу, с другой стороны, понимание невозможности возвращения к этому утраченному раю в современной жизни. Потому поэты противопоставили трагической реальности сад как образ души творца, как пространство, в котором реализуются его духовные устремления.

Своеобразие нашего исследования определено также тем, что мифологема сада анализируется в динамике смены литературных направлений и школ. Отталкиваясь от опыта литературы ХУШ-ХГХ веков, модернисты вписали сады в экзистенциальное измерение. Символисты первыми выявили вневременную сущность садов Петербурга и его пригородов, парков европейских городов. Отмечая амбивалентность земных пространств, и декаденты, и младосимволисты противопоставили их несовершенству «сады мыслимые», в которых воплощалась мечта о недостижимом, о «земле обетованной». Ориентиром для всех был библейский образ сада-рая, но у каждого автора первосад представал в индивидуальном воплощении,.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой