Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Стратегическое управление производственно-сбытовой деятельностью предприятий молокопродуктового подкомплекса АПК: На материалах АПК Кабардино-Балкарской Республики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Немаловажным фактором, определяющим организационную культуру предприятия, является его структура. Организацией сбыта готовой продукции на исследуемых предприятиях обычно занимаются отделы, осуществляющие деятельность коммерческого характера (коммерческие или торговые). Так, на предприятии ОАО «Сыродельный завод «Прохладненский» сбытовой деятельностью занимаются практически два отдела — отдел… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
    • 1. 1. Институциональные изменения в аграрном производстве
    • 1. 2. Изменение функций предприятия и развитие маркетинга на перерабатывающих предприятиях
    • 1. 3. Совершенствование методики оценки эффективности производственно-сбытовой деятельности
  • ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ МОЛОКА И МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ КБР)
    • 2. 1. Современное состояние рынка молочной продукции агропромышленного комплекса Кабардино-Балкарской республики
    • 2. 2. Анализ деятельности предприятий в области ассортиментной политики
    • 2. 3. Анализ эффективности сбытовой политики предприятий
  • ГЛАВА 3. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ МОЛОЧНУЮ ПРОДУКЦИИ
    • 3. 1. Формирование сбытовых стратегий перерабатывающих предприятий
    • 3. 2. Товарная политика предприятий и пути её совершенствования
    • 3. 3. Рационализация каналов продвижения молочной продукции на рынок

Стратегическое управление производственно-сбытовой деятельностью предприятий молокопродуктового подкомплекса АПК: На материалах АПК Кабардино-Балкарской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Непродуманная реформа 90-х годов негативно сказалась на деятельности основного субъекта хозяйствования АПК — сельскохозяйственных предприятиях. В результате неподготовленности сельскохозяйственных предприятий к резким изменениям в системе финансирования, кредитования, а также закупки производимой сельскохозяйственными предприятиями продукции, резко ухудшились производственно-финансовые результаты. Подавляющее число сельскохозяйственных предприятий оказались банкротами. Особенно негативно данный процесс проявился в мокопродуктовом подкомплексе АПК: молочное скотоводство в течение последних лет практически во всех категориях хозяйств убыточно, значительно сократилось поголовье коров в общественном секторе (в 3,4 раза), так же как и их продуктивность. Соответственно уменьшилось и производство молока. Низкие цены на молоко и недостаточный уровень дотаций, неэффективное использование собственного ресурсного потенциала, отсутствие оборотных средств, не позволяют хозяйствам окупить затраты на молоко. Сложившаяся система производственно-экономических отношений предприятий по производству и переработке молока не в полной мере отвечает рыночным условиям хозяйствования. Монополизм перерабатывающей промышленности, выражающийся, прежде всего, в диктате цен на сырьё, привел к сокращению производства молока, и как следствие, к ухудшению экономического положения самих перерабатывающих предприятий из-за недоиспользования их производственных мощностей. Несмотря на некоторое увеличение объемов производства в молочной промышленности за последние 15 лет уровень использования среднегодовой мощности молочных предприятий республики снизился в 10 раз.

В этой связи, важным является необходимость разработки научных подходов к организации производства, переработки и реализации продуктов молокопродуктового подкомплекса региона, реализация которых способствует росту конкурентоспособности товаропроизводителей, повышению эффективности их функционирования.

Степень изученности проблемы. Поиску направлений выхода из кризиса молокопродуктового подкомплекса посвящены научные исследования многих ученых-аграриев. В частности следует специально выделить В. Р. Боева, И. Н. Буробкина, А. М. Гатаулина, В. А. Добрынина, С. И. Грядова, Н. Я. Коваленко, А. К. Пастухова, И. А. Петренко, Р. Г. Насырова, Ф. К. Шакирова. Они составляют теоретическую и методологическую основу исследования проблем развития и функционирования предприятий молочной промышленности и отражают вопросы, касающиеся механизмов кооперации, интеграции и развития межотраслевых связей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Тем не менее, важным представляется исследовать: особенности становления регионального рынка молокапроблемы повышения экономической эффективности производства молока в условиях становления рыночных отношений различными субъектами данного подкомплексаразработка современных стратегий производства и сбыта готовой продукциипланирование и прогнозирование потребления молока и молочной продукции конечными и промежуточными потребителями. Решение данных проблем возможно на основе использования научных подходов управления и методов исследования, что и определило выбор темы диссертации.

Тема диссертации соответствует п. 15.42 Паспорта специальностей ВАК (экономические науки) — Стратегическое управление агропромышленным комплексом, предприятиями и отраслями сельского хозяйства.

Целью исследования является разработка целостной системы управления эффективностью функционирования предприятий, перерабатывающих молочную продукцию в условиях перехода к рыночным отношениям, учитывающей организационные, технологические и институциональные особенности функционирования молокопродуктового подкомплекса Кабардино-Балкарской республики. В процессе диссертационного исследования решены следующие задачи:

— исследованы трансформационные процессы в аграрном производстветеоретические и методологические аспекты повышения эффективности производственно-коммерческой деятельности предприятий молокопродуктового подкомплекса АПК;

— выявлены особенности становления рынка молока и молочной продукции Кабардино-Балкарской республики;

— проведен анализ производственной и финансово-хозяйственной деятельности местных производителей молочной продукции;

— исследованы особенности управления в сельскохозяйственных предприятиях республики, занимающихся производством, переработкой и сбытом молока и молочной продукции;

— выявлены закономерности и специфические черты в области формирования эффективного сбытового комплекса на предприятиях молокопродуктового подкомплекса АПК республики;

— обоснована целесообразность и эффективность повышения устойчивости предприятий на региональном рынке на основе формирования маркетинговой стратегии, оптимизации товарной политики и каналов продвижения молочной продукции потребителям в условиях растущей конкуренции.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования является система управления производством и сбытом молока и молочной продукции на предприятиях регионального АПК.

Объектом исследования являются — предприятия — производители молочной продукции Кабардино-Балкарской республики, в числе которых ОАО «Сыродельный завод «Прохладненский», ОАО «Заюковский маслосырзавод», СХПК «Ленинцы», предприятия перерабатывающие молочную продукцию и товарные рынки.

Методологической и теоретической основой исследования являются труды классиков аграрной науки, работы ведущих отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме, соответствующие разработки научно-исследовательских институтов. В качестве убеждающих аргументов при выработке и формулировании стратегий предприятий используются системный, комплексный, интеграционный, поведенческий и другие методологические подходы.

Сбор информации осуществлялся методами опроса потребителей и специалистов, наблюдения. При оценке деятельности предприятий использовались различные методы экономических исследований: монографический, расчетно-конструктивный, экономико-статистический, экономико-математический, социологический, экспертный.

Информационную основу для исследования составили материалы комитета статистики России и Кабардино-Балкарской республики, материалы бухгалтерской и статистической отчётности предприятий. В качестве респондентов опрошено 420 покупателей молочной продукции.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

— систематизированы существующие воззрения и выработана концепция повышения экономической эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятий агропромышленного комплекса в условиях переходного периода;

— разработана система управления производственно-сбытовой деятельностью СХП, учитывающая механизм государственной поддержки и принципы рыночной самоорганизации;

— проведен комплексный анализ динамики, структуры и факторов, влияющих на эффективную деятельность предприятий Кабардино-Балкарской республики, перерабатывающих молочную продукциювыявлены сегменты потребителей и разработан оптимальный вариант продвижения молочной продукции на рынке КБР её производителями;

— обоснована система выгодного взаимодействия местных производителей молока и молочной продукции, призванная объединить усилия предприятий в условиях конкуренции и повысить обеспеченность населения в молочной продукции. Результат взаимодействия направлен на усиление продовольственной обеспеченности населения и перерабатывающих предприятий в молоке и молочной продукции;

— предложен механизм взаимодействия субъектов молокопродуктового подкомплекса регионального АПК, содержащий иерархию стратегий.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в обосновании приоритетных направлений повышения эффективности деятельности предприятий, перерабатывающих молочную продукцию в условиях высокой конкуренции на региональном рынке. В диссертации предложена иерархия стратегий для конкретных предприятий в области интеграции усилий, в области продукта и сбыта, которая может быть применима и для предприятий других отраслей.

Содержащиеся в диссертации выводы, заключения, рекомендации могут быть использованы в практике руководства агропромышленными предприятиями, так как большинство рекомендаций основано на использовании внутренних резервов. Основные положения работы используются в учебном процессе в курсах «Экономика АПК» и «Экономика организации».

Апробация результатов исследования. Основные теоретические и практические результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях: «Проблемы управляемости рыночной экономики» (г.Нальчик, 2004 г.) — «Проблемы управления экономикой в трансформируемом обществе» (Пенза, 2004) — «Актуальные проблемы российской кооперации» (Липецк, 2005).

Рекомендации по продвижению молочной продукции приняты к использованию на предприятии ОАО «Сыродельный завод «Прохладненский».

По результатам исследования опубликовано пять работ общим объёмом 2,85 печатных листа.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав,.

ВЫГОДА.

ТТля поставщика: Яля покупателя:

1. Беспроблемный сбыт части продукции на выгодных условиях 1. Возможность увеличения объёмов выпуска продукции из натурального сырья.

2. Поддержка промышленных производителей в вопросах технической оснащённости 2. Улучшение качества и полезных свойств выпускаемой продукции.

3. Возможность получения инвестиций от производителя в будущем 3. Появление дополнительных возможностей для формирования положительного имиджа предприятия.

ДЕЙСТВИЯ.

Поставщика: Покупателя:

1. Улучшение племенного стада коров 1. Гарантии своевременных платежей за поставленную продукцию.

2. Контроль за питанием коров из расчёта 300 г. комбикормов на 1 кг. Молока 2. Решение вопросов транспортировки молока сырца.

3. Обеспечение бесперебойности поставок молока сырца с повышенным содержанием белка и жира 5. Планирование инвестиционной поддержки поставщиков натурального сырья.

4. Эффективное использование лизинга 4. Формирование сегмента «разумных потребителей».

РЕЗУЛ ЬТАТЫ:

Интеграция усилий повышает эффективность лоббирования вопросов налоговых отчислений, ценовой политики, дотаций.

Корпоративный принцип взаимодействия позволит гибко реагировать на изменения рыночной ситуации, обеспечит поддержку отдельному предприятию при выходе из сложной ситуации.

Осознание функционального подхода к стратегическому управлению обеспечит формирование у руководства предприятий рыночного мышления и ориентации предприятий на удовлетворение потребностей населения.

Обеспечит появление запланированных, продуманных управленческих решений по ведению конкурентной борьбы с иногородними производителями с учётом перспектив развития молочной промышленности Кабардино-Балкарской республики.

Предоставит возможности для обеспечения продовольственной безопасности.

Кабардино-Балкарской республики.

Стимулирует конкуренцию между местными производителями натурального молока.

Рис. 20. Система выгодного взаимодействия с местными сельхозпроизводителями.

Предлагаем следующую структуру выгодного взаимодействия, предполагающего агропромышленную интеграцию усилий местных товаропроизводителей при организации поставок сырья для производства восстановленной молочной продукции (рис.21).

Рис. 21. Схема эффективного взаимодействия по поставке сырья для производства восстановленных молочных продуктов.

Выгодность взаимодействия двух промышленных производителей молочной продукции определяется возможностью увеличения объёма единовременного закупа сухого молока, установления постоянных, выгодных хозяйственных связей с поставщиками сырья, что даст возможность снижения оптовой цены.

Немаловажным фактором, определяющим организационную культуру предприятия, является его структура. Организацией сбыта готовой продукции на исследуемых предприятиях обычно занимаются отделы, осуществляющие деятельность коммерческого характера (коммерческие или торговые). Так, на предприятии ОАО «Сыродельный завод «Прохладненский» сбытовой деятельностью занимаются практически два отдела — отдел сбыта и торговый отдел. Обязанности распределены следующим образом: отдел сбыта ведёт учёт реализации отпуска продукции и оформление документации, торговый отдел занимается поиском покупателей, заключением договоров, рекламной деятельностью. При таком распределении функциональных обязанностей, появляется дублирование отдельных видов работ: учёт и контроль реализации, выявление потребностей, ведение документации. Такой подход к реализации готовой продукции нацеливает работников на решение текущих задач, связанных только с распределением и отвлекает от анализа, исследования причин, мотивов потребителей, не даёт возможности специалистам отслеживать изменения состояния рынка. Целесообразнее и эффективнее все виды работ сконцентрировать в одном отделе. Мы предлагаем выделить на предприятии службы маркетинга и обеспечения сырьём. Служба маркетинга должна предоставлять своевременно информацию об изменениях конъюнктуры рынка молочной продукции.

В методических рекомендациях по организации службы маркетинга разработаны задачи, в соответствии с задачами службы маркетинга определены общие функции службы маркетинга. Предложена организационная структура службы маркетинга на базе действующих отделов — торговли и сбыта, в составе 6 специалистов. При этом численность работников не изменяется, следовательно, не увеличивается фонд оплаты труда. Данное предложение руководством ОАО «Сыродельный завод «Прохладненский» взято за основу и с сентября 2004 г. служба маркетинга приступила к выполнению своих обязанностей. Первый опыт деятельности службы показал постепенный рост товарооборота молочной продукции.

Учитывая стратегическое направление деятельности предприятия ОАО «Сыродельный завод «Прохладненский», специалистам отдела необходимо проводить сегментацию рынка, выявлять новые потребности населения. Использовать соответствующее продвижение и сбыт молочной продукции на рынке молочной продукции КБР. Отдел маркетинга должен обеспечить получение достоверной и полной информации на «входе». На «входе» отдела маркетинга — информация, нормативно-методическая документация, и другие компоненты, необходимые для маркетингового исследования. Если какой-нибудь из компонентов «входа» не будет отвечать требованиям качества процесса исследований в отделе маркетинга, то и качество «выхода» отдела не будет отвечать будущим требованиям потребителей.

Служба обеспечения сырьём должна заниматься бесперебойным обеспечением производственного процесса сырьём. Основная функция отдела — поиск и установление выгодных, постоянных, хозяйственных связей с поставщиками сырья. Отдел должен стать центром, формирующим пакет заявок на необходимое количество сырья.

Важно предусмотреть возможности отдела по прогнозированию оптового закупа сырья и оценки эффективности заключенных сделок. Вопросами прогнозирования и расчётов эффективности заключенных сделок или договоров поставки должен заниматься специалист, владеющий методами прогнозирования и т. д.

Деятельность отделов взаимообусловлена. От результатов деятельности службы обеспечения сырьём зависит результат деятельности службы маркетинга. Исследование маркетинговой деятельности предприятий перерабатывающих молочную продукцию, позволяет сделать вывод о недостаточно высоком уровне «маркетизации» предприятий. Предприятия находятся в поиске оптимальных выходов из сложившейся рыночной ситуации.

Анализ маркетинговой деятельности предприятий выявил как сильные стороны предприятий так и слабые, обусловленные в основном региональными особенностями деятельности предприятий. Выход из сложившейся ситуации возможен и путём формирования маркетинговой ориентации предприятий. В следующей главе будут предложены обоснованные маркетинговые стратегии развития предприятий.

Глава 3. Приоритетные направления совершенствования деятельности предприятий, перерабатывающих молочную продукцию.

3.1. Формирование сбытовой стратегии перерабатывающих предприятий АПК.

Работа предприятий в условиях рынка обусловливает выбор той или иной маркетинговой концепции. При выборе и разработке конкретной стратегии организация должна иметь четкую концепцию развития фирмы. Анализ информации о деятельности местных производителей молочной продукции позволяет выявить сильные и слабые стороны организаций, их возможности и угрозы.

Процесс формирования маркетинговых стратегий проводился на основании материалов маркетинговых исследований рынка молочной продукции КБР. Анализ осуществлен с использованием метода наблюдения, анализа статистической информации, метода экспертных оценок. Для анализа среды местных товаропроизводителей использовался метод СВОТ: в матрице указаны результаты наблюдения и анализа среды предприятия.

Результаты анализа внешней среды ОАО «Сыродельный завод «Прохладненский» показали следующие возможности и угрозы, сильные и слабые стороны данного предприятия:

Заключение

.

В ходе диссертационного исследования установлено наличие потенциала для роста доли рынка молочной продукции в Кабардино-Балкарской республике. Расчёт минимальной потребности в молочной продукции населения региона выявил недостаточность производства молочной продукции производителями республики. Все местные товаропроизводители молочной продукции смогли выжить в условиях ужесточения конкуренции на рынке, что и определило возможности по решению проблем эффективного развития предприятий в будущем.

Задачей, решаемой на государственном уровне, является поддержка сельхозпроизводителей — поставщиков натуральной продукции. Решение данной проблемы должно осуществляться путём создания условий для повышения доходности сельхозпроизводителей, увеличения объёмов производства молока сырца. Это возможно через совершенствование финансово-кредитного механизма. Необходима целенаправленная государственная поддержка сельхозпроизводителей в виде дотаций и компенсаций.

Для предприятий промышленной переработки молока проблемами являются: бессистемность хозяйственных связей по поставкам сухого молока, снижение поставок молока сырца. Для решения данных проблем предлагается система выгодного взаимодействия, объединяющая усилия сельскохозяйственных и промышленных производителей молочной продукции. Производителям следует объединить усилия, создать единый регулирующий центр. Для реализации системы выгодного взаимодействия обоснованы стратегии комплекса маркетинга, стратегии развития предприятий, стратегия интеграции усилий. В качестве координирующего центра может выступать Министерство сельского хозяйства и продовольствия.

Исследование состояния продвижения молочной продукции на рынке.

Кабардино-Балкарской республики выявило непродуманность деятельности предприятий. Предприятиями не изучаются мотивы покупок, поведение покупателей, изменение потребностей, являющиеся основополагающими элементами маркетинговой концепции развития предприятий. Опрос покупателей выявил наличие на рынке Кабардино-Балкарской республики сегментов покупателей, отличающихся особенностями восприятия молочной продукции.

Предприятиям следует формировать целенаправленную систему продвижения товаров на рынке республики, в соответствии с выявленными сегментами.

На рынке Кабардино-Балкарской республики с 2000 г. активно формируется широкий ассортимент молочной продукции. Рост ассортиментного ряда молочных продуктов составил за последние три года соответственно — 18, 26, 47 видов продуктов.

В области формирования товарной политики в рамках стратегий роста предложено для: ОАО «Сыродельный завод «Прохладненский» — стратегию товарной дифференциации, ОАО «Заюковский маслосырзавод» — стратегию оптимизации ассортимента, СХПК «Ленинцы» стратегию узкой специализации.

Для решения выявленных в ходе диссертационного исследования задач необходимо внедрение гибких маркетинговых структур на предприятиях. В условиях конкуренции деятельность предприятий невозможна без службы маркетинга. В основе системы взаимодействия предложено использовать корпоративную стратегию интеграции усилий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. П. Маркетинг в агропромышленном комплексе. М.: Колос, 1997.-С. 15.
  2. М.С. Экономический анализ торговой деятельности: учебное пособие /М. С. Абрютина. М.: Дело и сервис, 2000. — 512 с.
  3. С.Б. Хозяйственные связи в российской промышленности: проблемы и тенденции последнего десятилетия /С. Б. Авдашева. М.: Г. У. ВШЭ, 2000.-186 с.
  4. О. Д. Технология бизнеса: Маркетинг: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М-НОРМА. 1997. — 224 с.
  5. И. Новая корпоративная стратегия. СПб., 1999. — 414 с.
  6. В., Муромкина И., Евтушенко Е. Маркетинговые исследования потребительского рынка. СПб.: Питер, 2004.- 270 с.
  7. Ассортимент продукции молочной промышленности России //Молочная промышленность. 2000. — № 11. — С. 25−28.
  8. Баканов М. И, Шереметьев А. Д. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2000. — 656 с.
  9. В., Стрижов С. Анализ и оценка маркетингового потенциала предприятия // Маркетинг.—1996. № 5. — С.42−50.
  10. Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. М: ИНФРА-М, 1999. — 219с.
  11. Г. Х. Некоторые особенности агропромышленной интеграции в Кабардино-Балкарии //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2004. — № 8. — С. 38−40.
  12. И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие. М.: Финансы статистика, 2001. — 320 с.
  13. A.A. Маркетинг малого предприятия: Практическое пособие. -К: ВИРА-Р, 1998.-384 с.
  14. Г. А. Гайдаенко Т.А. Маркетинг: учебное пособие для вузов. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 238 с.
  15. Ю.В. Взаимовыгодные отношения производителей и переработчиков молока //Молочная промышленность. 1999. — № 8. — С. 8−9.
  16. X. Стратегический менеджмент и предпринимательство: перевод с английского. / X. Виссема. М.: Дело и сервис, 2000. — 272 с.
  17. О.С. и др. Российский менеджмент: Учебное пособие для вузов: в 2х кн. Кн. 1. Ситуационное обучение менеджменту / О. С. Виханский, А. И. Наумов, А. М. Зобов. М.: 1997. — 147 с
  18. О.С. Стратегическое управление: Учеб. 2-е изд., перераб. И доп. — М: Гардарики, 1999. — С. 62−64.
  19. В.М. Основы предпринимательской деятельности: Маркетинг: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 1999. — 240 с.
  20. А.Г. Экономика. Общий курс. (Фундаментальная теория экономики): Учебник. 4-е перераб. и доп. изд. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. — 584 с.
  21. .Д., Кириллова Г. М. Работа с поставщиками сырья: опыт группы «Вимм-Билль-Данн» //Молочная промышленность.- 2000.- № 8.- С. 15.
  22. O.A., Макеева И. А. Концепция стандартизации //Молочная промышленность. 2000. — № 1. — С. 25−27.
  23. O.A., Макеева И. А., Локшина Е. А. Концепция стандартизации //Молочная промышленность 2001. — № 4. — С. 15−17.
  24. O.A., Макеева И. А. Проблемы классификации молочной промышленности //Молочная промышленность 1999. — № 8. — С. 9−11.
  25. В.В. Эффективное ценообразование: рыночные ориентиры. М.: Международный центр финансово-экономического развития. 1997.
  26. И.Н. Менеджмент. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1997.
  27. Гибкое развитие предприятия: Эффективность и бюджетирование, /под редакцией В. Н. Самочкина. М.: Дело, 2000. — 352 с.
  28. Е.П. Маркетинг. Словарь. М.: Экономика, 1994. — 158 с.
  29. Е.П. Основы маркетинга. Учебник, — М.: Финпресс, 1999.- 67 с.
  30. Е.П. О некоторых аспектах концепции маркетинга и его терминалогии. //Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — № 6. — С 9.
  31. В.Д. Ключевые элементы управления и их практические значения.-М.МНИПУ, 1998.-С. 5.
  32. В.Д. Маркетинг продовольственных товаров в России.-М.: Финансы и статистика, 2002.- 176 с.
  33. В.А. Маркетинговое консультирование /Акад. нар. хоз. при правительстве РФ. М.: Дело 1998. — 248 с.
  34. JI. Российский рынок молочных продуктов //Молочная промышленность. 2000. — № 10. — С. 3−7.
  35. Т.П. Управление маркетингом (методологические аспекты): Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1997. — 280 с. — (Серия «Высшее образование»)
  36. В.Р., Егоров Е. Г., Соловьев Е. П. Основы развития кооперации: Теория, опыт, проблемы. Новосибирск: Наука, 2000. — 216 с.
  37. Деловое планирование (Методы, Организация. Современная практика): Учебное пособие /Под. ред. Попова В. М. М.: Финансы и статистика, 1997. — 368 с.
  38. Д. Принципы и практика маркетинга /Дэвид Джоббер. M и др. Вильяме, 2000. — 679 с.
  39. Е., Хёршген X. Практический маркетинг. М.: Высшая школа, 1995.-С. 215.
  40. П. Менеджмент: Стратегия и тактика.- СПб.: Питер, 1999.- 559 с.
  41. B.B. Биологическая активная добавка «Долюцар» //Молочная промышленность. 2000 — № 9. — С. 12−13.
  42. М. Г. Служба маркетинга на промышленном предприятии. //Маркетинг. 1992. — № 1. — С. 47−53.
  43. Г. А., Скобелева Н. В., Королев A.A. Молочные продукты для профилактики остеопороза. //Молочная промышленность. 2000. — № 9. — С. 10−12.
  44. А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. -Мн.: НПЖ «Финансы, учёт, аудит» 1997. 464 с.
  45. М. Разработка бренда. Первые действия // Молочная промышленность. 2000. — № 8. — С. 22−26.
  46. П.С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг. М.: МО, 1992.-3 19с.
  47. ЗАО «Новгородский машиностроительный завод». Упаковочное оборудование //Молочная промышленность. 2001. — № 1. — С. 17−18.
  48. . Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991.
  49. А. В. Современные рекламные технологии: коммерческая реклама: Учебное пособие. Ростов НУД: Феникс, 2001. — 320 с.
  50. СВ. Моделирование стратегий маркетинга // Маркетинг и маркетинговые исследования. 1998. № 4. — С. 25−31.
  51. Г. В. и др. Предприятие в нестабильной экономической среде: Риски, стратегии, безопасность / B.JI. Тамбовцева, P.M. Качалов. М.: Экономика, 1997.-217 с.
  52. В., Седова Н., Пролыгина Н. Маркетинг в системе управления товарными рынками // Экономика сельского хозяйства России. 1998. — № 12.-С. 27.
  53. В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выборинвестиций. Анализ отчетности. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1998.-512 с.
  54. A.JI. Оценка сложности объектов управления в молочно-продуктовом подкомплексе АПК //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2004. № 7. — С.20−23.
  55. А. Показатели функционирования системы управления молочным комплексом региона // Экономика сельского хозяйства России. -2004. № 7. С. 16.
  56. Ю. Ю., Мартынов A.B. Потенциал молочной продукции пониженной жирности //Молочная промышленность. 1999.- № 8.- С. 11−13.
  57. A.B. Маркетинговые исследования.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-304 с.
  58. Д.Д., Саввиди И. И. Маркетинг предприятия. М.: «Контур», 1998.-112 с.
  59. Д. Д., Саввиди И. П., Стаханов В. С. Маркетинг и логистика фирмы. М.: «издательство ПРИОР», 2000. — 128 с.
  60. Ф. Основы маркетинга. Санкт-Петербург: АО «Коруна», АОЗТ «Литера плюс», 1994. — С. 26.
  61. И.В. Маркетинг. М.: Центр, 1998. — С. 84.
  62. Г. Д., Соколова М. И. Практикум по маркетингу: ситуационные задачи и тест-контроль: Учебное пособие / Под. Ред. Акад. А. Н Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. — 240 с.
  63. Курс экономики: Учебник. 3-е изд., доп. /Под ред. Б. А. Райзберга. -М.: ИНФРА-М, 2001.-716 с.
  64. .Ж. Стратегический маркетинг Европейская перспектива. Пер. с французкого, СПб.: М.: Наука, 1996. XV. — С.12, 98.
  65. М. Основы розничной торговли /М. Леви, Б.А. Вейте- Пер. Жильцова.- СПб.: ЗАО Издательство «Питер», 2000. 448с.
  66. Т.Н. Конкуренция на рынке молочных продуктов // Молочная промышленность. 1999. — № 9. — С. 4−6.
  67. Т.Н. Российский рынок молочных продуктов // Молочная промышленность. 2000. — № 1 — С. 21 -24.
  68. М. И. Основы лизинга: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. — 336 с.
  69. . Г. Разработка управленческого решения: Учебное пособие -2-е изд. М.: Дело, 2001.-392 с.
  70. Майкл Трейси. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран. Спб: «Экономическая школа», 1995. — 341 с.
  71. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 320 с.
  72. X. Как уцелеть среди акул. М.: Экономика, 1991.
  73. Маркетинг. Принципы и технологии маркетинга в свободной рыночной системе: Учебник для вузов /под ред. Н. Д. Эриашвили. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-255 с.
  74. Маркетинг: Учебник под редакцией А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.-С. 122.
  75. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу/ Р. Б. Ноздрева, Г. Д. Крылова, М. И. Соколова, В. Ю. Гречков. -М.: Юристъ, 2000. 568с.
  76. A.B. Тенденция развития построения ассортиментной политики // Молочная промышленность. 2000. — № 2. — С. 26−28.
  77. О.Н., Ларионов В. Г. Творческая энергия и рекламная политика фирмы // Молочная промышленность. 1999. — № 9. — С. 43−46.
  78. Молочный союз России есть! // Молочная промышленность. 2000 — № 10.- С. 26−27.
  79. A.C. Интегрированные агропромышленные формирования на базе предприятий промышленности // Молочная промышленность. 2000. -№ 2. -С. 38−41.
  80. A.B., Островский Т. Г. Стимулирование персонала подразделений и служб предприятий // Молочная промышленность. 2000.8. -С. 3−10.
  81. A.B., Шаповалов И. В., Смирнов С. А., Чемодуров М. В. Финансовая служба предприятия в современных условиях // Молочная промышленность.- 2000.-№ 2.-С. 3−11.
  82. A.B., Юдина И. В. Совершенствование организационной структуры предприятий // Молочная промышленность. 1999. № 9. — С. 4−6.
  83. A.B., Стрижебок A.B. Проблемы управления предприятием в переходный период// Пищевая промышленность. 1999. — № 11. — С. 24−25.
  84. М.В. Стратегическое управление в потребительской кооперации: Учебное пособие. Новосибирск: СибУПК. 2000. — 320 с.
  85. Р.Б., Цыгичко Л. И. Маркетинг: как побеждать на рынке. -М.: Финансы и статистика, 1991. 304 с.
  86. Ф.Г., Баженов Ю. К., Серегина Т. К., Шахурин В. Г. Рекламная деятельность: Учеб. 2-е. изд. перераб. и доп. — М.: Информационно-внедрический центр «Маркетинг», 2000. — 364 с.
  87. Е. Методика оценки состояния маркетинга на предприятиях. // Маркетинг. 2002. — № 1. — С. 80−85.
  88. Е. Н. Паблик рилейшнз: от бизнеса до политики. /E.H. Пашинцев. -2-е издание. М.: Дело и сервис, 2000. — 240 с.
  89. Пищевая и перерабатывающая промышленность России в 2003 году. Статистический обзор. // Экономика сельского хозяйства России. — 2004. -№ 7. — С. 17.
  90. И., Похабов В. Методика оценки эффективности системы управления маркетингом на предприятиях. //Маркетинг. -2001. № 5.- С. 102−120.
  91. Е.В. Потенциал маркетинга предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. — 1999. № 5
  92. X., Томпсон М. Энергия торговой марки /перевод с англ. под ред. И. В. Крылова. СПб: Питер, 2001. 228 с.
  93. Продовольственный рынок России в 2003 году. Статистический обзор. // Экономика сельского хозяйства России. 2004. — № 8. — С.17.
  94. И.А. Влияния тепловой обработки молока на качество молочных консервов и сухого молока // Молочная промышленность. 2000. — № 9. — С. 33−37.
  95. Э. Маркетинговые войны /Э. Райе, Дж Траут. СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 2000. — 256 с.
  96. А. Н. Логистика: Терминологический словарь. 2-е изд. испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2000. — С. 251.
  97. В.В., Салий З. П. Маркетинговые стратегии в потребительской кооперации: Учебное пособие. 4.1. -Новосибирск: СибУПК. 1998. 18 с.
  98. В.Д. Маркетинг /В.Д. Сеперин. 2-е изд. испр. и доп. — М.: Бизнес-шк. «Интер-синтез», 1999 — 351 с.
  99. Сельское хозяйство России в 2003 г. (экономический обзор) //АПК: экономика, управление. 2004. — № 4. — С.24−30.
  100. Е.А. Рынок молочных продуктов // Пищевая промышленность.-2001 .-№ 1.-С. 30.
  101. В.Н. Пищевая индустрия России в конце XX века // Молочная промышленность. 2000. — № 2. — С. 3−11.
  102. И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 1997. — 304 с.
  103. Е.И. Актуальные проблемы развития молочной промышленности // Молочная промышленность. 2001. — № 4. — С. 11−15.
  104. .А. Управление маркетингом: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 13.- М.: ИНФРА-М, 1999. -С.8.
  105. Э., Шаманова Г. Биопродукты продукты будущего //Молочная промышленность. — 2000. — № 11. — С. 20−22.
  106. .Н. Эффективное управление современным предприятием //Молочная промышленность. 2001. — № 4. — С. 49−52.
  107. Л.Ф., Чернова НА. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2000.-166 с.
  108. Ф. С. Инвестиционный потенциал региона: теория, проблемы, практика. М.: «Экономика», 1999. — 272 с.
  109. Э.А. Стратегическое планирование: Учеб. М.: 1997 — 250 с.
  110. Р. А. Конкурентоспособность: Экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М. — 2000. — 312 с.
  111. P.A. Разработка управленческих решений: учебник /P.A. Фатхутдинов. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Инфра-М, 2001. -272 с.
  112. P.A. Стратегический маркетинг: учебник. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. — С. 54.
  113. А.Г., Оноприйко A.B., Оноприйко В. А., Лунев В. И. Закупки молока у индивидуальных и мелкофермерских хозяйств // Молочная промышленность. 2000. -№ П.-С. 14−15.
  114. В.Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учеб. пособие-2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2002. — С. 71.
  115. Ю. А. Агромаркетинг и консалтинг /Ю. А. Цыпкин., А. Н. Люкшинов., Н. Д. Эмиашвили. М.: ЮНИТИ-Дана, 2000. — 637 с.
  116. Ю. А. Пакулин С. А. Основы маркетинга в агропромышленном комплексе. М.: Международная ассоциация агромаркетинга, 1996. — 211 с.
  117. Л.Н. Обогащение молочных продуктов микронутриентами // Молочная промышленность. 2000. — № 11. — С. 30−36.
  118. X. Практика маркетинга для малых и средних предприятий: Пер. с нем. М.: Республика, 1995. — 317 с.
  119. P.A. Райт X. Финансовые аспекты маркетинга. М.: ЮНИТИ-Дана, 2000. — 527 с.
  120. Дж. Р., Берман Б. Маркетинг М.: Экономика, 1993. С. 133.
  121. Д. Стратегический маркетинг /Дж. Эткинсон, Ш Уилсон: пер. с англ. Ю. А. Цыпкина. М.: ЮНИТИ-Дана, 2001. — 471 с.
Заполнить форму текущей работой