Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Механизмы формирования социально-трудовых отношений в органах управления муниципальных образований: На примере Московской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем, несмотря на повышенные требования к муниципальным служащим, в настоящий момент они не могут эффективно выполнять задачи, которые ставит перед ними жизнь. Причина этого, во многом, заключается в механизмах формирования социально-трудовых отношений в органах управления муниципальных образований — экономического и социального, особенностях их функционирования и проявления. В настоящее… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социально-трудовые отношения и специфика их формирования на муниципальном уровне
    • 1. Сущность социально-трудовых отношений и особенности ее проявления на различных уровнях управления
    • 2. Факторы, определяющие формирование социально-трудовых отношений в целом и на муниципальном уровне
  • Глава 2. Структура и особенности механизмов формирования социально-трудовых отношений в органах управления муниципальных образований
    • 1. Экономический механизм формирования социально-трудовых отношений
    • 2. Социальный механизм формирования социально-трудовых отношений
  • Глава 3. Пути повышения эффективности действия механизмов формирования социально-трудовых отношений в органах управления муниципальных образований
    • 1. Совершенствование системы мотивации трудовой деятельности и социальной защиты муниципальных служащих
    • 2. Необходимость преобразования кадровой структуры органов управления муниципальных образований

Механизмы формирования социально-трудовых отношений в органах управления муниципальных образований: На примере Московской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Реформирование российской экономики и хозяйственного механизма страны обусловило кардинальные и динамичные изменения социально-трудовых отношений — сложнейшего явления в системе общественных отношений. Именно они определяют место и роль человека в мире труда, его образ жизни. В конечном счете, социально-трудовые отношения обуславливают реализацию экономических и социальных интересов не только индивида, но и целых социальных слоев и групп, а также общества в целом.

На каждом уровне управления социально-трудовые отношения имеют свои особенности, в том числе имеются они и на уровне государственного и муниципального управления. От управленческих кадров на этих уровнях в значительной степени зависит насколько эффективно будет происходить управление общественными делами, какие ценности будут приниматься за общие, каковы будут характер и степень связи власти с гражданскими институтами общества и населением. Однако, сейчас ситуация в этой сфере далека от совершенства и, как заметил в одном из своих выступлений Президент России В. В. Путин: «.несмотря на огромное число чиновников, в стране тяжелейший кадровый голод. Голод на всех уровнях и во всех структурах власти, голод на современных управленцев, эффективных людей."1.

В современных экономических и правовых условиях эффективность работы российских властных структур играет очень важную роль. Задача по удвоению валового внутреннего продукта, поставленная Президентом России, требует объединенных усилий на всех уровнях власти. Особенно это касается работы муниципальных властей, т.к. они решают задачи не только непосредственно связанные с нашей повседневной жизнью — обеспечение Президент и мы. 18 ноября 2003. — СЛ. домов теплом, светом, водой, благоустройство придомовых территорий, строительство социально-значимых объектов (учреждений культуры, здравоохранения, спортивных сооружений) и иных задач, связанных с обеспечением нормальной жизни отдельно взятого жителя муниципального образования, но и способствуют развитию промышленности, торговли и иных сфер бизнеса на территории муниципального образования, увеличивая тем самым налоговые поступления, создавая новые рабочие места, повышая инвестиционную привлекательность, и, в итоге, улучшая жизнь города, региона и страны в целом.

Вместе с тем, несмотря на повышенные требования к муниципальным служащим, в настоящий момент они не могут эффективно выполнять задачи, которые ставит перед ними жизнь. Причина этого, во многом, заключается в механизмах формирования социально-трудовых отношений в органах управления муниципальных образований — экономического и социального, особенностях их функционирования и проявления. В настоящее время, к сожалению, не проведены основательные исследования указанных механизмов и, соответственно, отсутствуют выводы об эффективности их деятельности и научно обоснованные предложения по их возможному реформированию. Для этого необходимо тщательно изучить структуру и особенности проявления указанных механизмов, рассмотреть степень их адекватности современным требованиям к организации управления и удовлетворения потребностей соответствующих управленческих кадров, исследовать особенности их выполнения в органах управления муниципальных образований. Необходимы конкретные оценки эффективности этих механизмов и рекомендации по их совершенствованию.

Повышение эффективности муниципального управления и оптимизация его структур, обеспечение надежности и стабильности муниципальной службы — одно из важнейших условий успешного демократического реформирования российского государства. Только хорошо отлаженная и динамично развивающаяся муниципальная служба может на деле обеспечить органическое единство политической системы муниципального образования, аппарата управления муниципальной власти, муниципальных должностей и муниципальных служащих. В не меньшей мере необходимость стабилизации аппарата власти на различных уровнях управления определяется сложностями и противоречивостью процесса становления российской государственности, кризисными проявлениями во всех сферах общественного бытия, сохраняющейся остротой борьбы различных политических сил за влияние на институты власти и контроль за деятельностью ее аппарата (в том числе, органов управления муниципальных образований).

В значительной степени в позитивных переменах заинтересованы и сами муниципальные служащие, для большинства из которых орган управления муниципального образования является главным работодателем практически на всю жизнь. Государственная и муниципальная служба во всех цивилизованных странах мира — это образец эффективной работы с персоналом. И такими они должны стать не только в Московской области, но и во всей России.

Кроме того, необходимо привлечь на работу в муниципальные образования высококвалифицированных специалистов и активную молодежь, способных на должном уровне осуществлять управление муниципальными образованиями. Однако существующие механизмы формирования соответствующих социально-трудовых отношений не позволяют этого сделать. Поэтому выявление причин подобной неэффективности и нахождение возможных путей их дальнейшего совершенствования — крайне актуальная проблема. Необходимость ее решения возрастает в свете принятого Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым количество муниципальных образований (в том числе и в Московской области) резко возрастет и потребуются соответствующие кадры. Решение этой проблемы также позволит реально снизить масштабы коррупции и бюрократизации органов управления муниципальных образований, более оперативно и грамотно решать проблемы, связанные с обеспечением нормальной жизни жителей нашего города, района, региона и России в целом.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование опирается на работы отечественных ученых и практиков в сфере экономики труда последних 10 лет, когда особенно активно стали развиваться научные идеи и практические наработки в области социально-трудовых отношений России, разрабатываться проблемы социально-трудовой сферы и социально-трудовых отношений: их сущности, структуры, функций, роли и места в становлении рыночных отношений. Среди них:

Адамчук В.В., Бобков В. Н., Бугаев А. Н., Буланов B.C., Волгин Н. А., Генкин Б. М., Гонтмахер Е. Ш., Жуков A. JL, Катульский Е. Д., Киселев В. Н., Кокин Ю. П., Колосницына М. Г., Колосов В. Ф., Колосова Р. П., Куликов В. В., Маусов Н. К, Меликьян Г. Г., Мысляева И. Н., Назарова Н. Б., Одегов Ю. Г., Оноприенко В. И., Плакся В. И., Разумова Т. О., Ракитский Б. В., Ракитская Г. Я., Роик В. Д., Рощин С. Ю., Рофе А. И., Рудык Э. Н., Смольков В. Г., Шлендер П. Э., Яковлев Р.А.

Вместе с тем, современное состояние экономики и ее влияние на социальную сферу актуализировало ряд новых исследовательских направлений, связанных, прежде всего, с состоянием и развитием государственной и муниципальной службы в условиях радикального изменения всего хозяйственного механизма.

Вопросами становления и развития государственной и муниципальной службы в России занимались:

Атаманчук Г. В., Гладышев А. Г., Забродин Ю. М., Зубкова А. Ф., Иванов В. Н., Игнатов В. Г., Кириллов Ю. В., Козбаненко В. А., Кокин И. А., Лазарев М. В., Майборода С. О., Мурашко А. Ф., Патрушев В. И., Понеделков А. В., Романов B. JL, Савранская О. А., Скуднова О. Ю., Старостин P.M., Черепанов В. В., Чиркин В. Е., Шайхатдинов В. Ш. и др.

Вместе с тем, требует всестороннего анализа состояние механизмов формирования социально-трудовых отношений в органах управления муниципальных образований, характер влияния специфики этих механизмов на деятельность муниципальных служащих не только в целом по России, но и в Московской области. Недостаточная научная разработанность этих аспектов и обусловили выбор цели и определение задач данного диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы определить особенности проявления механизмов формирования социально-трудовых отношений в органах управления муниципальных образований, текущее состояние и факторы их трансформации в условиях развития системы местного самоуправления Московской области, а также выработать предложения по их совершенствованию.

Поставленная цель диссертационного исследования обусловила необходимость решения следующих задач:

— на основе анализа отечественных и зарубежных концепций выделить основные теоретико-методологические принципы исследования механизмов формирования социально-трудовых отношений в органах управления муниципальных образований как социально-экономической основы эффективной деятельности муниципальной службы;

— определить основные элементы механизмов формирования социально-трудовых отношений в органах управления муниципальных образований и их роль в деятельности муниципальных служащих;

— раскрыть ключевые проблемы существующих механизмов формирования социально-трудовых отношений в органах управления муниципальных образований;

— выработать конкретные пути совершенствования механизмов формирования социально-трудовых отношений в органах управления муниципальных образований;

— определить условия, способствующие скорейшему реформированию механизмов формирования социально-трудовых отношений в органах управления муниципальных образований.

Объектом исследования являются органы управления муниципальных образований и муниципальные служащие Московской области.

В качестве предмета исследования рассматриваются управленческие отношения, складывающиеся по поводу функционирования и совершенствования механизмов формирования социально-трудовых отношений в органах управления муниципальных образований Московской области.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили: принципы диалектико-материалистической теории познания, системный и структурно-функциональный подходы к анализу механизмов формирования социально-трудовых отношений в органах управления муниципальных образований. Это позволило рассматривать процессы их развития в диалектическом единстве с организационно-структурными преобразованиями. В работе использованы теоретические концепции отечественных и зарубежных экономистов, социологов, правоведов, сформировавших теоретические принципы анализа социально-трудовых отношений в органах управления муниципальных образований и механизмов их формирования.

Документальную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция Российской ФедерацииТрудовой кодекс Российской Федерации, законодательные и иные нормативные акты Российской Федерации и Московской области, посвященные вопросам местного самоуправления, формирования и прохождения муниципальной службы, экономического и социального регулирования деятельности муниципальных служащих, а также статистические данные и материалы средств массовой информации, отражающие реальную ситуацию с формированием и прохождением муниципальной службы в отдельных органах управления муниципальных образований Московской области.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, обладающие научной новизной и выносимые на защиту, заключаются в следующем:

— выявлены и охарактеризованы особенности формирования социально-трудовых отношений на уровне управления муниципальных образований, связанные с кадровым составом органов управления, взаимоотношениями муниципальных служащих друг с другом и с различными общественными и политическими структурами, состоянием и функционированием экономического и социального механизмов;

— впервые дана подробная характеристика экономического и социального механизмов формирования социально-трудовых отношений в органах управления муниципальных образований Московской области, проведен глубокий анализ их структуры, состоящей из денежного содержания, условий труда, социальных гарантий, социально-психологического климата и др., а также отдельных элементов этой структуры, таких как: должностной оклад и надбавки к нему, стимулирующие, компенсационные и социальные выплаты, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и др., выявлены основные проблемы этих механизмов, среди которых: сложности с финансированием, несовершенство законодательного регулирования и степень выполнения этих норм в каждом конкретном муниципальном образовании и др—.

— обосновано, что система. оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих Московской области в настоящий момент оторвана от их реальных потребностей, не способствует привлечению в органы управления муниципальных образований высококвалифицированных специалистов и активной молодежи, способных эффективно работать в современных экономических, правовых и информационных условиях, а, наоборот, создает все условия для оттока таких людей в различные коммерческие структуры;

— сформулированы конкретные предложения по реформированию элементов экономического и социального механизмов формирования социально-трудовых отношений в органах управления муниципальных образований Московской области, среди которых: использование новой разницы в коэффициентах между каждой из групп муниципальных образований по уровню населения и увеличение возможной градации до 8 групп, расширение «вилки» должностных коэффициентов до 0,5 для всех категорий муниципальных служащих, значительное изменения структуры и размеров надбавки за выслугу лет и др.;

— обоснована необходимость одновременного преобразования кадрового состава муниципальных служащих Московской области, которая будет способствовать достижению максимального положительного эффекта от реформирования указанных экономического и социального механизмов.

Научно-практическая значимость результатов исследования заключается в следующем.

Выявлены общие показатели проявления механизмов формирования социально-трудовых отношений в органах управления муниципальных образований и поведения муниципальных служащих в современных социально-экономических условиях, с помощью которых можно диагностировать состояние социально-трудовых отношений и механизмов их формирования в муниципальных образованиях (не зависимо от региона использования) и принимать управленческие решения по их корректировке.

Выводы и предложения диссертационного исследования могут быть использованы для проведения реформирования действующего законодательства, посвященного муниципальной службе и муниципальным служащим Московской области.

Предложенные пути реформирования механизмов формирования социально-трудовых отношений в органах управления муниципальных образований могут способствовать поднятию эффективности муниципальной службы Московской области на новый качественный уровень.

Положения и выводы диссертационного исследования могут быть учтены при проведении дальнейших исследований проблем социально-трудовых отношений и механизмов их формирования в различных органах государственной и муниципальной власти.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в ВУЗах при разработке и чтении учебных курсов по экономике труда, государственному и муниципальному управлению, социологии управления.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены автором в трех публикациях, освещались на «круглых столах» и научно-практических конференциях, проходивших в Московском гуманитарном университете и Национальном институте бизнеса в 2003;2004 гг., обсуждались с различными представителями государственной и муниципальной власти Московской области в ходе рабочих встреч.

Объем и структура диссертационного исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, состоящих из 6 параграфов, заключения, списка источников и литературы (149 названий) и приложений, содержит 172 страницы основного текста и 12 таблиц.

Выводы.

Проведенное исследование направлений реформирования механизмов формирования социально-трудовых отношений в органах управления муниципальных образований Московской области позволяет сделать следующие общие выводы:

1. Реформирование этих механизмов требует комплексного подхода не # только со стороны руководителей муниципальных образований Московской области, но и субъекта федерации, а также государственной власти в целом.

2. Предложенные пути реформирования позволяют реально изменить структуру оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих Московской области, и направлены на повышение привлекательности муниципальной службы для высококвалифицированных специалистов и активной молодежи.

3. Претворение их в жизнь позволит значительно укрепить кадровый состав органов управления муниципальных образований Московской области, улучшить их профессиональную подготовку и творческий потенциал, что благоприятно скажется на качестве исполнения муниципальными служащими своих должностных обязанностей и, в итоге, на темпах развития муниципального образования и условиях жизни его населения.

4. Реформирование этих механизмов не принесет значительного положительного эффекта, если не будет проведено одновременно с преобразованием кадрового состава муниципальных служащих Московской области, который не удовлетворяет современным требованиям к управленческим кадрам.

5. Для эффективной дальнейшей работы указанных механизмов требуется формирование и последовательное развитие муниципальной кадровой политики Московской области.

Заключение

.

Произошедшая в России трансформация государственного устройства в направлении рыночных отношений глубоко затронула все сферы жизнедеятельности общества, что вполне закономерно, ведь общество — это сложная система органически взаимосвязанных элементов, направленных на достижение определенной цели и решение конкретных задач.

Экономически необеспеченный и научно недостаточно разработанный и обоснованный резкий переход России от планового ведения хозяйства к рынку с начального этапа и до настоящего времени сопровождается социально-экономическим кризисом, перспективы выхода из которого пока что далеко не ясны. Тем не менее, сейчас уже трудно предположить, что в экономической сфере Россия возвратится к жесткой командно-административной системе хозяйствования.

Введенные рыночные отношения уже привели к коренным изменениям в системе форм собственности, социальной структуре, направленности социальной политики, социально-трудовых отношений. И наиболее наглядно становление рыночных отношений, их преимущества и недостатки проявляются в сфере социально-трудовых отношений. Социально-трудовые отношения — это система объективно существующих отношений, возникающих и развивающихся в процессе труда между его субъектами и направленными на обеспечение высокого уровня и качества жизни индивида, трудового коллектива и общества в целом.

Социально-трудовые отношения лежат в основе всех типов общественных отношений. Любой социально-трудовой процесс взаимодействует, в большей или в меньшей степени, со всеми процессами социальной, экономической и политической сфер. Сегодня, по мнению специалистов в этой области, в мире преобладает, так называемый, индустриальный их тип.

Социально-трудовые отношения — сложная, многогранная и многоуровневая система, основными структурными элементами которой являются: субъекты социально-трудовых отношений, предметы и принципы.

Практика стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в качестве субъектов социально-трудовых отношений выступают: наемный работник, работодатель, государство.

Предметами социально-трудовых отношений выступают: на индивидуальном уровне — стороны трудовой жизни человека, органически связанные с циклами человекана групповом (коллективном) уровне — трудовая деятельность, организация труда, трудовая мотивация и т. д.

Основными принципами социально-трудовых отношений являются принципы солидарности и партнерства, конфликтности и дискриминации.

Развитие нового типа социально-трудовых отношений в стране потребовало от отечественных ученых их научного обоснования и дальнейшей теоретической разработки. Анализ основных монографических исследований этой проблемы показывает — многое уже сделано, тем не менее, есть все основания утверждать, что единая теоретическая концепция исследования сущности и принципов современных социально-трудовых отношений в России пока что не создана.

В диссертационном исследовании основное внимание уделено формированию и развитию социально-трудовых отношений в органах управления муниципальных образований Московской области. Эти социально-трудовые отношения имеют свои особенности. В современных экономических и правовых условиях эффективность работы российских властных структур играет очень важную роль. Особенно это касается работы муниципальных властей, т.к. они решают задачи не только непосредственно связанные с повседневной жизнью населения каждого конкретного муниципального образования, но и способствуют развитию промышленности, торговли и иных сфер бизнеса на своей территории, увеличивая тем самым налоговые поступления, создавая новые рабочие места, повышая инвестиционную привлекательность, и в, итоге, улучшая жизнь города, региона и страны в целом.

Вместе с тем решать эти вопросы всегда непросто. Постоянно возникают трудности, связанные с необходимостью мобилизации денежных средств (особенно при постоянном недофинансировании программ со стороны федерального бюджета и бюджета Московской области) и несовершенством действующего законодательства.

Решение этих вопросов также требует высокого профессионализма и настойчивости в преодолении возникающих трудностей от должностных лиц муниципального образования. В особенности это касается работников, замещающих главные и ведущие муниципальные должности (руководители среднего и высшего звена). Однако, как показывает практика работы в муниципальном образовании, не всегда уровень профессионализма и других параметров личности соответствует современным требованиям к руководителю. И актуальность этой проблемы будет только возрастать, т.к. в связи с изменениями законодательства о местном самоуправлении количество муниципальных образований на территории Московской области будет значительно увеличено.

Особенности управленческого труда связаны с предъявлением к муниципальным служащим Московской области требований, отличительными чертами которых являются: высокая компетентность и ответственностьвысокий уровень профессиональной и общеобразовательной подготовкиспособность проявлять творческий подход и умение принимать нестандартные решения при выполнении сложных задачобладание волевыми качествами при осуществлении властных полномочийумение эффективно использовать большой объем информации при осуществлении функций руководстваспособность выдерживать высокую нервно-эмоциональную напряженность, возрастающую с ростом ответственности.

Однако повышенные требования предполагают и повышенную материальную и социальную отдачу от нахождения на муниципальной службе Московской области, что подразумевает наличие и эффективную работу соответствующих экономического и социального механизмов формирования социально-трудовых отношений в органах управления муниципальных образований Московской области. Материальное основание муниципальной службы характеризует весь спектр материальных затрат, связанных с должностью. Сюда включаются не только денежное содержание муниципального служащего, но и все расходы по социальным льготам и гарантиям, пенсионному и медицинскому обеспечению, затраты на оборудование рабочего места и обеспечение деятельности на конкретной должности (пользование служебными транспортными средствами, жильем, а также другими услугами).

Проведенный обстоятельный анализ механизмов формирования социально-трудовых отношений в органах управления муниципальных образований Московской области позволяет сделать вывод о низкой эффективности работы этих механизмов на современном этапе и необходимости их немедленного реформирования.

Повышение эффективности муниципального управления и оптимизация его структур, обеспечение надежности и стабильности муниципальной службы Московской области — одно из важнейших условий успешного демократического реформирования российского государства. Только хорошо отлаженная и динамично развивающаяся муниципальная служба может на деле обеспечить реальное развитие Подмосковья. Предложенные в диссертационном исследовании пути реформирования механизмов формирования социально-трудовых отношений в органах управления муниципальных образований Московской области, при условии их претворения в жизнь, позволяют поднять эффективность муниципальной службы Московской области на новый качественный уровень.

Однако намеченные в диссертационном исследовании пути повышения эффективности не исчерпывают всех возможных направлений и являются объектами для дальнейших научных исследований в этой области.

В диссертационном исследовании подробно сформулированы основные выводы и рекомендации, которые характеризуют современное реальное состояние и уровень теоретических разработок социально-трудовых отношений, механизмов их формирования в органах управления муниципальных образований Московской области и возможные пути их реформирования. Основными из них являются следующие:

1. Становление и развитие рыночных отношений в России оказало и продолжает оказывать значительное влияние на пути и характер исследовательских поисков ученых в области экономики труда.

При проведении дальнейших исследований следует больше внимания уделять вопросам влияния рыночных отношений на развитие органов власти на различных уро. внях управления.

2. Социально-трудовые отношения являются одним из наиболее важных и сложных процессов в современной российской социально-экономической сфере. Они органически связаны с процессами реализации государственной социальной политики и формирования структуры кадров на различных уровнях хозяйствования и управления.

Необходимы постоянные целенаправленные действия всех их участников, направленные на поддержание устойчивого функционирования общества и недопущение социальных катаклизмов.

3. В отечественной экономической науке пока не выработан единый концептуальный подход к исследованию социально-трудовых отношений и существует достаточно широкое поле для дальнейших исследований.

Прежде всего, требуется проводить дальнейшие исследования в структурах государственной и муниципальной власти России, претерпевающих в настоящий момент очередной этап реформирования, что в значительной мере влияет на характер и особенности проявления в них социально-трудовых отношений.

4. Социально-трудовые отношения и их формирование на уровне управления муниципальных образований имеют свои особенности и представляют интерес для дальнейшего исследования.

Следует проводить дальнейшие научные изыскания, посвященные вопросам особенностей социально-трудовых отношений при: взаимодействии должностных лиц органов управления муниципальных образований с представителями различных структур и населением муниципального образованиямежду должностными лицами на межмуниципальном уровневзаимоотношениях между должностными лицами муниципальных образований и органов власти субъекта федерациивозникновении конфликтов в органах управления муниципальных образований и т. д.

5. Механизмы формирования социально-трудовых отношений в органах управления муниципальных образований Московской области к настоящему времени сформированы и имеют достаточно разветвленную структуру.

Эта структура подлежит изменению для повышения эффективности действия указанных механизмов.

6. На их характер большое влияние оказывает специфика задач, решаемых соответствующими органами управления, а также уровень законодательного их регулирования и степень выполнения этих норм в каждом конкретном муниципальном образовании Московской области.

Необходимо разработать единые нормы регламентации этих механизмов для всех муниципальных образований Московской области (предусмотрев, конечно, возможность учета территориальных и иных особенностей конкретного муниципального образования) и усилить контроль за их повсеместным выполнением.

7. Эти механизмы в настоящее время имеют проблемы, основными из которых являются: сложности с финансированием, отсутствие четкой системы муниципальной кадровой политики, нежелание и неспособность руководителей муниципального уровня управления заниматься их разрешением, в связи с чем механизмы формирования социально-трудовых отношений в органах управления муниципальных образований Московской области нуждаются в реформировании и дальнейшей научной проработке.

Следует в значительной степени пересмотреть систему материального стимулирования муниципальных служащих Московской области, обеспечить достойные условия их труда, пересмотреть систему осуществления контроля за расходованием средств на эти цели и предусмотреть дополнительную ответственность должностных лиц за ненадлежащее использование соответствующих механизмов. Указанные мероприятия целесообразно проводить совместно с органами государственной власти Московской области.

8. Многие элементы указанных механизмов не работают в полную силу и не выполняют своих экономических и социальных задач, для решения которых они были введены.

Необходимо дальнейшее проведение тщательного анализа соответствующих элементов на предмет выполнения ими своих задач с целью их упорядочивания и последующей оптимизации. Указанные мероприятия должны быть проведены соответствующими структурами органов государственной власти Московской области.

9. Система оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих Московской области в настоящий момент оторвана от их реальных потребностей, не способствует привлечению в органы управления муниципальных образований Московской области высококвалифицированных специалистов и активной молодежи, способных эффективно работать в современных экономических, правовых и информационных условиях, а наоборот создает все условия для оттока таких людей в различные коммерческие структуры.

Следует увеличивать денежное содержание муниципальных служащих Московской области, вводить новые материальные стимулы для их профессионального и творческого развития, усиливать контроль за обоснованностью и характером предоставления им социальных гарантий и льгот. Указанные мероприятия целесообразно проводить совместно с различными органами государственной власти, как субъекта федерации, так и общефедерального уровня.

10.Реформирование механизмов формирования социально-трудовых отношений в органах управления муниципальных образований Московской области требует комплексного подхода не только со стороны руководителей муниципальных образований Московской области, но и субъекта федерации, а также государственной власти в целом.

Следует разработать и использовать соответствующую долговременную многостороннюю программу, впоследствии внося в нее необходимые коррективы.

11 .Предложенные пути реформирования позволяют реально изменить структуру оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих Московской области, и направлены на повышение привлекательности муниципальной службы для высококвалифицированных специалистов и активной молодежи.

Для успешного их внедрения необходимо дальнейшее совместное обсуждение на различных уровнях власти Московской области с привлечением специалистов в области финансов, экономики, бюджетных отношений, кадров и социальной сферы.

12.Претворение их в жизнь позволит значительно укрепить кадровый состав органов управления муниципальных образований Московской области, улучшить профессиональную подготовку и творческий потенциал муниципальных служащих, что благоприятно скажется на качестве исполнения ими своих должностных обязанностей и, в итоге, на темпах развития муниципального образования и условиях жизни его населения.

В первую очередь муниципальным образованиям Московской области следует инициировать реформирование этих механизмов и муниципальной службы в целом, доказывая на своих примерах необходимость и положительный эффект от внедрения таких изменений.

13.Реформирование этих механизмов не принесет значительного положительного эффекта, если оно не будет осуществлено одновременно с преобразованием кадрового состава муниципальных служащих Московской области, который не удовлетворяет современным требованиям к управленческим кадрам.

Следует не только обеспечить проведение мероприятий по привлечению новых кадров, но и выстроить эффективную систему модернизации существующих муниципальных кадров путем повышения их профессионализма и раскрытия их творческого потенциала, предусмотрев на эти цели соответствующие материальные ресурсы. Однако для успешного проведения указанных мероприятий требуются дополнительные исследования и обсуждение со специалистами из различных уровней власти Подмосковья.

14.Для дальнейшей эффективной работы механизмов формирования социально-трудовых отношений в органах управления муниципальных образований Московской области требуется принятие и последовательное развитие муниципальной кадровой политики Московской области.

Следует не только разработать такую кадровую политику, но сделать ее постоянно действующей и осуществлять контроль на каждом из ее промежуточных этапов. Полумерами здесь ограничиться невозможнотребуется долгосрочная, тщательно продуманная и научно обоснованная система.

Диссертант надеется быть полезным новым исследователям затронутых вопросов и намеревается продолжить собственные исследования в этих направлениях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Европейская социальная хартия: Справочник. М.: Международные отношения, 2000. 264 с.
  2. Международная организация труда: Конвенции и рекомендации (19 191 990). Женева: МБТ, 1991. Т.1, 2.
  3. Условия труда. Исследование на основе прецедентного права Европейского комитета социальных прав. Серия «Права человека. Монографии по Социальной хартии». № 6. Издательство Совета Европы, 1999.- 119 с.
  4. Конституция Российской Федерации // Электронная правовая система «КонсультантПлюс: ВерсияПроф», 2004.
  5. Трудовой Кодекс Российской Федерации // Там же.
  6. Закон РСФСР от 25.12.1990 г. № 445−1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» // Там же.
  7. Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032−1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Там же.
  8. Закон РФ от 11.03.1992 г. № 2490−1 «О коллективных договорах и соглашениях» // Там же.
  9. Федеральный закон от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Там же.
  10. Федеральный закон от 23.11.1995 г. № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» // Там же.
  11. Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 10~ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Там же.
  12. Федеральный закон от 08.01.1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» // Там же.
  13. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Там же.
  14. Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Там же.
  15. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Там же.
  16. Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 г. № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» // Там же.
  17. Указ Президента РФ от 24 января 1992 г. № 45 «О создании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».
  18. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2001 г. // Там же.
  19. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2002 г. // Там же.
  20. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2003 г. // Там же.
  21. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2004 г. // Там же.
  22. Приказ Минфина РФ от 12.11.2002 г. № 127н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» // Там же.
  23. Закон Московской области от 09.06.1996 г. № 12/99−03 «Об аттестации муниципального служащего органа местного самоуправления в Московской области» // Там же.
  24. Закон Московской области от 13.06.1996 г. № 27/96−03 «О местном самоуправлении в Московской области» // Там же.
  25. Закон Московской области от 09.06.1997 г. № 28/97−03 «О системе оплаты труда лиц, занимающих муниципальные должности и замещающих должности муниципальной службы в Московской области» // Там же.
  26. Закон Московской области от 31.07.1997 г. № 42/97−03 «О муниципальных должностях и муниципальной службе в Московской области» // Там же.
  27. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002−2004 гг. // Библиотечка профсоюзного актива и предпринимателей, 2002. № 6.
  28. В.В., Ромашов О. В., Сорокина М. Е. «Экономика и социология труда». М.: ЮНИТИ, 1999.
  29. В.В., Кокин Ю. П., Яковлев Р. А. Экономика труда: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999.-431 с.
  30. Е.В. Социально-трудовые конфликты. Пути их разрешения. М, 1993.
  31. В.Н. Проблемы оценки уровня жизни населения в современной России. М., 1995.-259 с.
  32. В.Н. Распределение доходов в рыночной экономике. М., 1997. -90 с.
  33. B.C. Рабочая сила в условиях формирующихся рыночных отношений. Рязань. 1994. 207 с.
  34. М. Политика как призвание и профессия / Избр. произв. М., 1990.
  35. Н.А., Плакся В. И. Доходы и занятость: мотивационный аспект. М.: Луч, 1994.- 262 с.
  36. Н.А. Оплата труда: производство, социальная сфера, государственная служба. Анализ, проблемы, решения. М.: Экзамен, 2003. 223 с.
  37. Н.А. Опыт подготовки и стимулирования труда государственных служащих в Японии. Спецкурс. М.: Изд-во РАГС, 1998.
  38. Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. М.: Экономика, 1998.
  39. Вопросы анализа и организации оплаты труда. (Период, изд. ВЦУЖ «Уровень жизни населения регионов России» № 2−3.) М., 2000. 138 с.
  40. .М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2001.-448 с.
  41. А.Г., Иванов В. Н., Патрушев В. Н. Муниципальная наука: теория, методология, практика. М.: Муниципальный мир, 2003.
  42. Е.Ш. Социальная политика в России: уроки 90-х. М.: Гелиос АРВ, 2000. 336 с.
  43. Ежегодник РАГС. М.: Изд-во РАГС, 1999.
  44. A.JI. Регулирование и организация оплаты труда. М.: МИК, 2002. -335 с.
  45. Зарубежный опыт управления: подготовка кадров государственной службы. Проблемы России. М.: Изд-во РАГС, 1998.54.3дравомыслов А. Г. Социология конфликта. М., 1995.
  46. В.Г., Майборода С. О., Понеделков А. В., Старостин P.M. Государственный служащий современной России: социально-политический анализ деятельности и ценностных ориентаций: Региональный уровень. Ростов-на-Дону, Изд-во СКИЦ ВШ, 1997.
  47. Е.Д. Регулирование трудовых отношений в переходный период к рыночной экономике. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. М., 1996. 47с.
  48. Ю.В. Кадровая политика в муниципальном образовании. Обнинск: Институт муниципального управления, 2002. 96 с.
  49. В.Н., Смольков В. Г. Социальное партнерство в России. М., 1998.
  50. И.А. Муниципальная служба и трудовой кодекс в России. Обнинск: Институт муниципального управления, 2002. 187 с.
  51. И.А. Трудовые споры на муниципальной службе. Обнинск: Институт муниципального управления, 2003. 172 с.
  52. М.Г. Экономика труда: учебное пособие для студентов бакалавриата экономических вузов. М.:ИКЦ «Академкнига», 2003. 240с.
  53. В.Ф. Основные направления реформирования трудового законодательства в Российской Федерации. Материалы для обсуждения. М.: 1996.-48 с.
  54. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. С. А. Панина. М.: МЦФЭР, 2002.
  55. Краткий политический словарь. М., 1989.
  56. Д.Ж. Общая социология. М., 1995.
  57. Н.К., Кокорев И. А., Ламскова О. М. Мотивация и карьера персонала. М., 1998.
  58. И.Н. Современная идеология и практика социального партнерства // Трудовая демократия. Вып. 22. М.: Институт перспектив и проблем страны. 1999. 60 с.
  59. Муниципальная кадровая политика: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. В. Н. Иванова, В. И. Патрушева: Академия наук социальных технологий и местного самоуправления. М., 2003. 256 с.
  60. Муниципальная служба. Справочное пособие. М.: Дело и сервис, 2002. -384 с.
  61. Н.Б. Теоретические основы модели социально-трудовых отношений. М., 1999.
  62. Новые формы отношений между трудом и капиталом (Проблемы жизненного цикла). М., 1998.
  63. Организация муниципальной службы: Сборник нормативных актов. Обнинск: Институт муниципального управления, 2002. -216 с.
  64. Организация и регулирование оплаты труда / Под ред. Адамчука В. В. М., 1996.- 174 с.
  65. О.В. Конфликты в структуре социальных систем. М., 1996.
  66. Подбор кадров для государственной службы и требования к их профессиональным и деловым качествам (Методические основы) / НИИ труда Минтруда РФ. М., 1998.
  67. Порядок и условия прохождения муниципальной службы / Под ред. А. Ф. Мурашко, О. А. Савранской. М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2003. -150 с.
  68. Г. Я. Общая теория социально-трудовых отношений и перспективы их демократического регулирования в современной России. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. М., 2003.
  69. .В. Концепция социальной политики для современной России // М.: Институт перспектив и проблем страны, 2000. 47 с.
  70. Регулирование трудовых отношений государственных служащих: словарь-справочник / Институт труда (НИИ Труда) Минтруда России. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000. 240 с.
  71. Реформирование социальной сферы в условиях перехода к рыночной экономике. М., 1998.
  72. Реформирование трудовых отношений и социальное партнерство / Под общ. ред. Зубковой А. Ф., Катульского Е. Д. М., 1995. 119 с.
  73. В.Д. Социальная защита работников от профессиональных рисков. Черноголовка. 1994. 284 с. 83 .Романов B.JI. Прохождение государственной службы: карьерная стратегия и служебная тактика. М.: Изд-во РАГС, 1997.
  74. Российские реформы: социальные аспекты / Науч. ред. Э. Б. Глинская, С. Н. Смирнов. М.: ВНЭ, 1998. 368 с.
  75. С.Ю., Разумова Т. О. Экономика труда: экономическая теория труда: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001. 400 с.
  76. А.И., Жуков A.JI. Теоретические основы экономики и социологии труда. М.: Изд-во МИК, 1999.
  77. А.И., Стрейко В. Т., Збышко Б. Г. Экономика труда: учебник для вузов. М.: Изд-во МЖ, 2000.
  78. Рынок труда. Учебник / Под ред. Буланова B.C., Волгина Н. А. М.: Экзамен, 2000.- 448 с.
  79. Э.Н. Производственная демократия: теория, практика, проблемы становления в России. М.: Экономическая демократия. 2002. 216 с.
  80. Сколько платить российскому чиновнику? / Материалы «круглого стола» (Серия «точка зрения»). М.: РАГС, 2001. 103 с.
  81. О.Ю. Государственный служащий: профессия, духовность, культура. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001.
  82. Словарь по трудовому праву / Отв. ред. проф. Ю. П. Орловский. М.: Изд-во БЕК, 1998.-600 с.
  83. Современная экономика труда: Монография / Рук-ль авт. кол-ва и научн. ред. В. В. Куликов. Институт труда Минтруда России (НИИ Труда). М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001. 660 с.
  84. Социальное партнерство: Мировой опыт и российская практика. / Трудовая демократия. М., 1997.
  85. Социальная политика/Под общ.ред. Н. А. Волгина.М.:Экзамен, 2002.-736с.
  86. Социальная политика в период осуществления экономических реформ. М, 1994.
  87. Социально-трудовые отношения на государственной службе: Учеб. -метод, пособие / Институт труда Минтруда Российской Федерации- Под общ. Ред. Е. Д. Катульского, Ю. М. Забродина, А. Ф. Зубковой. М., 1997. -116 с.
  88. Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы / Под ред. Волгина Н. А. М.: Мол. гвардия, 1996. 835 с.
  89. Социальная сфера: проблемы и суждения. М.: ГУ ВШЭ, 2002. 384 с.
  90. Социологический энциклопедический словарь / Ред.-координатор Г. Д. Осипов. М.: ИНФРА-М, НОРМА, 1998. 481 с.
  91. Теория и практика экономических реформ: международный опыт / Под ред. А. Е. Когута. СПб.: Наука, 1994. 455 с.
  92. Труд государственных служащих: Учеб. пособие / НИИ труда Минтруда РФ. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000. 352 с.
  93. Федеральная государственная служба: кадровый состав, его профессиональное и должностное развитие. Учебно-методическое пособие. М.: ГП НИЦ «Экономика», 1997.
  94. Ю4.Чиркин В. Е. Государственное и муниципальное управление: Учебник для вузов. М.: Юрист, 2003.
  95. Эволюция договорного регулирования социально-трудовых отношений: социальное партнерство / Рук-ли авт. коллектива: Бугаев А. Н., Оноприенко В. И. Институт экономики РАН, Всероссийская конфедерация труда. М., 2003. — 138 с.
  96. Экономика труда. Учебник / Под ред. П. Э. Шлендера и Ю. П. Кокина. М., 2002.-588 с.
  97. Экономика труда: (Социально-трудовые отношения) / Под ред. Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова. М.: Изд-во «Экзамен», 2003. 736 с.
  98. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой. М.: Изд-во МГУ, 1996. 623 с.
  99. Ю9.Эренберг Р. Д., Смит Р. С. Современная экономика труда. М.: Изд-во МГУ, 1996.
  100. Р.А., Соловьев А. К. Заработная плата в условиях рынка: экономические завоевания и социальные потери. М., 1994. 112 с.
  101. P.А. Оплата труда на предприятии. М.: Центр экономики и маркетинга, 2001.
  102. Статьи в периодических изданиях
  103. Г. В. Преодолеть иллюзии и стереотипы // Ежедневные новости Подмосковье. 2004. 20 марта. С.З.
  104. Аттестация государственных служащих: гильотина или стимул? («Круглый стол» на тему «Проблемы аттестации государственных и муниципальных служащих» под рук. Шайхатдинова В.Ш.) // ЧиновникЪ. 2001. № 2. С.34−45.
  105. Р. Новые территориальные принципы и проблемы их реализации //Муниципальная власть. 2003. № 5. С.39−40.
  106. В.В., Гончарова Е. А. Муниципальная служба как институт муниципального права // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 4. С. 15−16.
  107. М. Сколько стоит стать муниципалом // Муниципальная власть. 2004. № 2. С. 8.
  108. .В. В основе нашей политики человек. // Новости Российской Федерации. 2004. № 186. С. 2.
  109. .В. Интервью губернатора Московской области в связи с Днем Подмосковья. // Городской вестник. 2004. 3 октября. С. 7.
  110. О. Требуются «новые» муниципалы // Ежедневные новости Подмосковье. 2004. 14 февраля. С.З.
  111. . К реформе готовимся загодя // Ежедневные новости Подмосковье. 2004. 6 марта. С.З.
  112. А.И. Правовая культура государственных и муниципальных служащих //Муниципальный мир. 2003. № 2. С.75−80.
  113. В. Проблемы работников наши проблемы // Ежедневные новости Подмосковье. 2004. 17 марта. С. 5.
  114. Е. Основные направления государственной политики на российском рынке труда // Человек и труд. 1998. № 12.
  115. В.А. Правовое обеспечение статуса государственных и муниципальных служащих: общее и особенное // Государство и право. 2003. № 1. С.13−24.
  116. В.А. Публично-правовая природа статуса государственных и муниципальных служащих: общее и особенное // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 3. С.28−34.
  117. Ю., Ананьева Ю. Оптимизация оплаты труда в бюджетной сфере // Человек и труд. 1999. № 4.
  118. П. Институт местного самоуправления в новых законодательных условиях // Муниципальная власть. 2003. № 5. С. 41.
  119. М.В. Зарубежный опыт отбора и проверки политической лояльности кадров на государственные должности // Конституционное и муниципальное право. 2002. № 3. С.36−39. № 4. С.36−40.
  120. . Кому и как доверяется должность // Служба кадров. 2001. № 9. С.36−39.
  121. Е.А. О формировании исполнительного звена муниципальной власти в отечественной практике // Государственная власть и местное самоуправление. 2003. № 5. С.22−27.
  122. В., Межидова П. Учись учиться. // Муниципальная власть.2002. № 1. С.38−39.
  123. В.П. Кадровая политика властных структур: история и современность // Государственная власть и местное самоуправление.2003. № 4. С. 11−14.
  124. Н. Бюрократус поддакивающий. // Деловой вторник. 2004. № 14. СЛ.
  125. В.В. Сделать местную власть сильной // Муниципальная власть.2003. № 6. С.5−6.
  126. В.В. Тезисы выступлений //Президент и мы. 2003. 18 ноября. СЛ.
  127. И. Служить он рад // Ежедневные новости Подмосковье. 2004. 16 января. С. 1.
  128. Рой О. Перспективы развития государственной и муниципальной службы // Муниципальная власть. 2003. № 5. С. 59.
  129. А. О содержании понятий «трудовые ресурсы» и «рабочая сила» // Человек и труд. 1997. № 3.
  130. А. Учись учить // Муниципальная власть. 2002. № 1. С.40−43. НО. Сольский О. П. Молодежь и местное самоуправление: зонывзаимовлияния // Управа. 2004. № 4. С.48−49.
  131. А.И. Система подготовки кадров для органов местного самоуправления // Экономика и управление. 2003. № 1. С.61−63.
  132. Ю. Реформирование системы местного самоуправления: практика и проблемы кадрового обеспечения // Муниципальная власть.2004. № 3. С.26−27.
  133. ИЗ.Хренков В. П. Методологические основы анализа кадрового корпуса муниципальных служащих // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 3. С. 281−291.
  134. В.В. Государственная служба: от модели управления к системе // Наша власть: дела и лица. 2004. № 1. С.20−21.
  135. В.В. Смысл реформы движение в направлении к людям // Управа. 2004. № 2. С.3−6. .
  136. С. Научно-методическое обеспечение реформ местного самоуправления // Муниципальная власть. 2003. № 5. С.36−38.
  137. Е. Не просто менеджмент (теоретические аспекты муниципального управления)//Муниципальная власть. 2002. № 1. С. 15−17.
  138. Е. Править должен знающий // Муниципальная власть. 2003. № 5. С.56−58.
  139. О. Обогнали бы время, да парта мешает // Муниципальная власть. 2003. № 2. С.72−73.
Заполнить форму текущей работой