Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Система жанров и поэтика кумыкской народной необрядовой лирики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нельзя сказать, что необрядовая лирика кумыков неизучена: ей посвящались работы А.-П. Салаватова, С. Ш. Гаджиевой, А. Аджаматова, A.M. Аджиева и др., кумыкский материал привлекался и в работах обще дагестанского характера: Х. М. Халилова, З. А. Магомедова, A.M. Ганиевой и т. д. Опираясь на их исследования и привлекая собранный в основном ими текстовой материал, мы в данной работе стремились… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СИСТЕМА ЖАНРОВ КУМЫКСКОЙ НАРОДНОЙ ЛИРИКИ
    • I. 1. Общие вопросы системного развития жанров народной необрядовой лирики кумыков
    • 1. 2. Казацкие песни
    • 1. 3. Батальные песни
    • 1. 4. Назидательно-философская поэзия
    • 1. 5. Любовные песни-йыры
    • 1. 6. Сарыны и такмаки
    • 1. 7. Тюремные и сибирские песни
    • 1. 8. Семейно-бытовая поэзия
  • ГЛАВА II. ПОЭТИКА В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНЫХ МЕЖЖАНРОВЫХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ПЛ. Тропы
    • 11. 2. Композиция
    • 11. 3. Стихосложение

Система жанров и поэтика кумыкской народной необрядовой лирики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Интерес к народной песне, пожалуй, особенно возрос в последние десятилетия. Причин тому, очевидно, много, среди них, на наш взгляд, важнейшими являются непреходящая идейно-художественная ценность устно-поэтического творчества, возросший интерес самых различных народов к своим историко-культурным истокам, к традициям, а такжедостижения филологической науки в наше время и накопление достаточно богатого фольклорного материала. Не составляют исключения и народные лирические песни кумыков.

Научный анализ кумыкского фольклора ещё раз доказывает правоту тех исследователей, которые говорят, что малочисленность того или иного народа отнюдь не означает малочисленность, малозначительность и памятников его культуры.

Кумыками создано огромное количество высокохудожественных произведений фольклора, в том числе необрядовых лирических: казацких, батальных, назидательно-философских, любовных, тюремных и сибирских песен и многие тысячи сарынов и такмаков.

Изолированное друг от друга рассмотрение этих жанров и жанровых разновидностей практически невозможно, т.к. они, как правило, достаточно тесно и системно взаимосвязаныкроме того, изолированный анализ их не создал бы общей цельной картины «века лирики» в кумыкской народной поэзии, которым по праву считается вторая половина XIX — начало XX столетия.

Нельзя сказать, что необрядовая лирика кумыков неизучена: ей посвящались работы А.-П. Салаватова, С. Ш. Гаджиевой, А. Аджаматова, A.M. Аджиева и др., кумыкский материал привлекался и в работах обще дагестанского характера: Х. М. Халилова, З. А. Магомедова, A.M. Ганиевой и т. д. Опираясь на их исследования и привлекая собранный в основном ими текстовой материал, мы в данной работе стремились дополнить их наблюдения и, главное, осмыслить народную необрядовую лирику кумыков как системное художественное образование в контексте взаимосвязей и взаимообусловленности многих мотивов, образов, тропов, элементов стихосложения и т. п.

В начале первой главы (§ 1) мы даем общую характеристику процессам проявления системности в кумыкской народной лирике, что, думается, необходимо для осмысления конкретных произведений, жанров, межжанровых групп, образов, тропов и др.

До наглядного (иллюстрированного текстами) анализа песен теоретически обосновывается системная взаимосвязанность казацких, батальных, назидательно-философских песендругую группу составляют любовные и юмористические йыры, сарыны и такмаки, которые, естественно, обладают и отличительными особенностями.

В дальнейшем (§ 2) мы обращаемся к научному анализу коротких казацких песен (казак-йыров), что обусловлено относительной архаичностью истоков этого своеобразного жанра, в связи с чем в нем наиболее зримо, ярко представлены явления генезиса необрядовой лирики, его связей с более ранними «материнскими» жанрами (обрядовая лирика, героический эпос, баллада), системность и типологичность этих художественных процессов.

По художественному совершенству, патриотическому и гуманистическому духу, по количеству текстов казак-йыры представляют собой наиболее богатый жанр кумыкского песенного творчества.

Очень близки к казацким песням впервые выделенная нами жанровая разновидность батальных песен (§ 3), в которой изображается не просто категория героического, что вообще характерно многим жанрам дагестанского фольклора, а конкретное проявление этой героики в бою, зачастую очень трагическом, причём, не только героем-человеком, но и конем-героем, являющимся по сути как бы ипостасью всадника, его нерасторжимым двойником.

Следующий раздел диссертации посвящен анализу назидательно-философской поджанровой группы, где, в частности, отмечается следующее: хотя и во многих других произведениях кумыкской необрядовой лирики в той или иной мере содержатся назидания, советы, рассуждения о самых различных жизненных проблемах, всё же выделяются песни, которые по совокупности общих признаков можно характеризовать как системно связанную со многими другими жанрами и поджанровыми разновидностями, но в целом самостоятельную подгруппу необрядовой лирики. Это в особенности относится к своеобразным песням, которые представляют собой как бы «набор» пословиц и поговорок, условно говоря, «перекодированных» в песню.

Во многом своеобразна любовная лирика кумыков, и, прежде всего, тем, что она, в отличие от многих народов Кавказа, Востока, зародилась здесь относительно поздно, расцвета достигла в XIX — XX века и уже в силу этого теснейшим образом системно взаимосвязана с индивидуальным творчеством.

Делится она на две обширные жанры: 1) любовные песни-йыры- 2) такмаки и сарыны.

При всем сходстве по поэтике, тематике, идеям, выражению эмоций, эти жанры отличаются по форме (йыры — как правило, астрофичные сюжетные одиннадцатисложники, такмаки и сарыны — четверостишия, составленные семисложником), по исполнительской манере и мелодике (йыры поются под «протяжные» мелодии, такмаки и сарыны — под мажорные танцевальные мелодии, нередко и перемежаются с исполнением «лезгинки») (§ 5−6).

К относительно позднему времени в целом также относятся истоки и расцвет (Х1Х-ХХ вв.) тюремных и сибирских песен, на новой основе продолживших традиции причитаний, проклятий, казак-йыров, назидательно-философских песен и тоже системно взаимосвязанных с авторским творчеством (§ 7).

Проблемы семьи и быта так или иначе отражены во многих песенных жанрах, однако в кумыкском фольклоре выделяется группа произведений с превалированием семейно-бытовой проблематики (§ 8).

Жанровое своеобразие и межжанровые взаимосвязи наиболее вьшукло, «вещественнее» отражаются в системе поэтики, анализу которой посвящена вторая глава нашей диссертации.

Изучение тропов (эпитетов, одушевлений, гипербол, сравнений, уподоблений, метафор, антонимов, особенностей использования цветовой символики и др.) показывает как общность изобразительно-выразительных средств кумыкской народной необрядовой лирики, так и своеобразный «отбор», «отсев» тропов из общего «арсенала» согласно идейно-художественным функциям и содержанию произведений того или иного жанра или жанровой разновидности (§ 1).

Исследование композиции произведений народной необрядовой лирики кумыков' иллюстрирует единство формы и содержания, конкретно проявляющееся в сюжетике (в кумыкской лирике она идёт на убыль и даже может быть утрачена на позднейшем этапе развития), в особенностях использования диалогов (в основном в такмаках) и монологов, припевов, параллелизмов и др. (§ 2).

Научный анализ также показывает, что стихосложение тоже подчинено жанровой, функциональной и эстетической природе произведения: в «серьёзных» жанрах и жанровых разновидностях (казацкие, батальные, назидательно-философские, любовные, тюремные и сибирские песни-йыры), как правило, используется размеренный, обычно с чёткими цезурами (4+4+3) одиннадцатисложникболее «лёгкие», нередко юмористические произведения (такмаки, сарыны) составлены семисложным стихом, подходящим к ритму «лезгинки», с которой зачастую синкретически едина вербальная составляющая песни. На конкретном иллюстративном фольклорном материале показывается также высокая роль системы рифм, аллитераций и ассонансов в кумыкской необрядовой лирике.

Научное осмысление особенностей народной необрядовой лирики важно и для конкретной кумыкской, и для общедагестанской фольклористики, и для общей теории, а также для практического использования в преподавательской и творческой деятельности учителей, преподавателей вузов, поэтов, композиторов, участников художественной самодеятельности.

1. Монографии, сборники статей и текстов.

2. Абакарова Ф. О. Кубачинский фольклор. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996.

3. Абакарова Ф. О., Алиева Ф. А. Очерки устно-поэтического творчества даргинцев. Махачкала: Изд-во типографии ДНЦ РАН, 1999.

4. Абдуллатипов А. Ю. История кумыкской литературы (до 1917 года). 1 часть. Махачкала, 1995.

5. Аджиев A.M. Кумыкская народная поэзия. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1983.

6. Аджиев A.M. Устное народное творчество кумыков. Махачкала: ИЯЛИ, 2004.

7. Аджиев A.M. Специфика, связи и типология кумыкского песенного фольклора в историческом освещении. Махачкала: ИЯЛИ, 2008.

8. Акимова Т. И. О поэтической природе народной лирической поэзии. Саратов, 1966.

9. Актуальные проблемы современной фольклористики. Л., 1980.

10. Алиев А. К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968.

11. Алимова Б. М. Брак и свадебные обычаи в прошлом и настоящем. Махачкала. Дагкнигоиздат, 1989.

12. И. Антология дагестанской поэзии. Т. 1-Песни народов Дагестана. / Сост. К. Абуков, А. Вагидов, С. Хайдуллаев. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1980.

13. Аникин В. Н. Календарная и свадебная поэзия. М., 1970.

14. Ахлаков A.A. Героико-имторические песни аварцев. Махачкала: ИИЯЛ Даг. ФАН СССР, 1968.

15. Ахметов З. А. Казахское стихосложение. Алма-Ата: Наука, 1964.

16. Базанов В. Г. Фольклор. Русская поэзия начала XX века. JL: Наука, 1988.

17. Брак и свадебные обряды у народов Дагестана. Махачкала, 1986.

18. Брак и свадебные обряды у народов Дагестана в XIX нач. XX вв. Сб. статей. Махачкала, 1988.

19. Вагидов A.M. Становление и развитие даргинской поэзии. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1979.

20. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. JL, 1940.

21. Гаджиееа С. Ш. Кумыки. М.: Наука, 1961.

22. И. Гаджиева С. Ш. Семья и брак у народов Дагестана XIX нач XX в. М.: наука, 1985.

23. Гамзатов Г. Г. Художественное наследие и современность: Проблемы преемственности и взаимодействия дагестанских литератур. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1982.

24. Гамзатов Г. Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М., 1996.

25. Гамзатов Р. Г. Мой Дагестан. Махачкала, 1985.

26. Ганиева A.M. Народная лирическая поэзия лезгин. Махачкала, 1976.

27. Ганиева A.M. Очерки устно-поэтического творчества лезгин. М., 2004.

28. Гасанов Г. А. Кумыкские йыры и сарыны. М., 1956.

29. ГутовА.М. Слово и культура. Нальчик: «Эльбрус», 2003.

30. Дагестанские народные песни. М., 1959.

31. Головенченко Ф. М.

Введение

в литературоведение. М., «Высшая школа», 1964.

32. Дагестанская народная лирика. Сб. текстов. М.: ГИХЛ, 1957.

33. Дагестанский фольклор во взаимосвязях с иноэтническим фольклором. Сб. статей. Махачкала, 1985.

34. ЪЪ. Далгат У. Б. Фольклор и литература народов Дагестана. М., 1962.

35. Дружба. Сокровищница песен кумыков. / Сост. Аткай, К. Абуков, А. Аджиев. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1979. (на кумыкском языке).

36. Емельянов Л. И. Методологические вопросы фольклористики. JL, 1979.

37. Жанры фольклора народов Дагестан. Махачкала, 1979.

38. История Дагестана: в 4-х т. М., 1969.

39. История дагестанской советской литературы. В 2-х т. Махачкала, 1967.

40. Кадимое Р. Г., Ахмедов А. Х.

Введение

в литературоведение. Махачкала: «Юпитер», 2001.

41. Капыева Н. Горская свирель: Дагестанские народные песни. Махачкала, 1969.41 .Кирюхин B.C. Русская песня в Дагестане. Махачкала, 1975.

42. Колпакова H.JI. Лирика русской свадьбы. Д., 1973.

43. Колпакова Н. П. У золотых родников: Записки фольклориста. JL, 1975.

44. Кумыкские народные песни. / Сост., предислов., коммент. A.M. Аджиева. Махачкала: Дагучпедгиз, 1990. (на кумыкском языке).

45. Кумыкское народное устное творчество. Хрестоматия. / Сост., предислов., коммент. А.-К.Ю. Абдуллатипова и A.M. Султанмурадова. Махачкала: ДГУ, 2002. (на кумыкском языке).

46. Кумыкское народное устное творчество. / Сост., предислов., коммент. A.M. Аджиева. Махачкала: Изд. НИИ педагогики, 2004. (на кумыкском языке).

47. Кумыкско-русский словарь. М., 1969.

48. Курбанов М. М. Поэтическое наследие дореволюционного Табасарана. Махачкала, 1986.

49. Курбанов М. М. Душа и память народа: Жанровая система табасаранского фольклора и ее историческая эволюция. Махачкала, 1996.

50. Лазутин С. Г. Русская частушка: Воспр. происхождения и формирования жанра. Воронеж, 1960.

51. Магическая поэзия народов Дагестана и Северного Кавказа. Сб. статей. Махачкала, 1983.

52. Магомедов З. А. Даргинская народная лирика. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1983.

53. Магомедов З. А. Поэтика песенной лирики народов Дагестана. Учебное пособие. Махачкала, 1989.

54. Магомедов З. А. Композиция песенной лирики народов Дагестана. Махачкала, 2008.

55. Мальцев Г. И. Традиционные формулы русской народной. необрядовой лирики. JL: Наука, 1989.

56. Метафора в языке и тексте. М.: Наука, 1988.

57. Народное песенное наследие и современность. Рига, 1984.

58. Ногайские народные песни. М., 1969. (на ногайс. Яз.).

59. Османов М.-Э. Мир поклонится нам. Наследие.//Сост., предислов. и коммент. З. Н. Акавова. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1995. (на кумыкском языке).

60. Песни безымянных певцов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1960.

61. Песни кумыков. Кн. 1. Лирические песни./Сост., предислов. и. коммент. A.M. Аджиева. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1991. (на кумыкском языке).

62. Песни кумыков. Кн.2. Эпические песни./Сост., предисл., коммент. A.M. Аджиева. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2002. (на кумыкском языке).

63. Песни народов Дагестсна. Л., 1970./СостН.В. Капиевой предисловие.

64. Померанцева Э. В. О русском фольклоре. М.: Наука, 1977.

65. Поэзия народов Дагестана. Антология: в 2-х томах. М., 1960.

66. Поэтика фольклора народов Дагестана. Сб. статей. Махачкала, 1981. .

67. Проблемы восточного стихосложения. М.: Наука, 1973.

68. Проблемы межжанровых взаимосвязей в фольклоре народов Дагестана. Сб. статей./Сост. Ф. А. Алиева. Махачкала, 1990.

69. Русско-кумыкский словарь. Махачкала, 1997.

70. Русское народное поэтическое творчество. М.: Высшая школа, 1978.

71. Семейно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. Сб. статей. Махачкала, 1985.

72. Семенов Н. Туземцы Северо-Восточного Кавказа. СПб., 1895.

73. Современные культурно-бытовые процессы в Дагестане. Сб. статей. Махачкала: ИИЯЛ. 1984.

74. Современный фольклор народов Дагестана. Сб. статей. Махачкала, 1983.

75. Сокровишница песен кумыков (Антология). /Сост. А. Аткай, Ш. Альбериев. Махачкала, 1959. (на кумыкском яз.).

76. Стеблева И. В. Развитие тюркских поэтических форм в XI веке. М.: Наука, 1971.

77. Сто дагестанских народных песен. Махачкала, 1958.

78. Султанов. К.Д.

Литература

кумыков. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1964. (на кумыке, яз.).

79. Султанова Г. А. Фольклор в драматургии и театре Дагестана. Махачкала: ИЯЛИ, 2008.

80. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. М.: ГОс. Учебно-педагог. Изд-во Минпроса РСФСР, 1963.

81. Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР. М.: Наука, 1980.

82. Традиционный фольклор народов Дагестана. М.: Наука, 1991.

83. Умаханова A.M. Сценическая интерпретация традиционного хореографического искусства Дагестана. Махачкала: ИЯЛИ, 2008.

84. Умаханова A.M. Хореографическое искусство кумыков. Махачкала: Дагникоиздат, 1991.

85. Фольклор и этнография: Связи фольклора с представлениями и обрядами. Сб. статей. Л.: Наука, 1977.

86. Фольклор. Образ и поэтическое слово в контексте. Сб. статей. М.: Наука, 1984.

87. Фольклор. Песенное наследие. Сб. статей. М.: Наука, 1991.

88. Фольклор. Поэтика и традиции. М., 1982.

89. Фольклорный театр народов СССР. Сб. статей. М., 1985.

90. Хайбуллаев С. М. Народные истоки аварской поэзии. Махачкала, 1966.91 .Хайбуллаев С. М. Аварская народная лирика. Махачкала, 1973.

91. Халидова М. Р. Устное народное творчество аварцев. Махачкала, 2004.

92. Халилов Х. М. Лакский песенный фольклор. Махачкала: ИИЯЛ Даг. ФАН СССР, 1959.

93. Халилов Х. М. Лирика народов Дагестана: Взаимосвязи, типология и этническая специфика. Махачкала: ДНЦ РАН, 2004.

94. Халилов Х. М. Устное народное творчество лакцев. Махачкала: ДНЦ РАН, 2004.

95. Халипаева И. А. Мифологическая проза кумыков: Исследования и тексты. Махачкала, 1994.

96. Халипаева И. А. Преданья старины глубокой. Махачкала, 2007.

97. Чичеров В. И. Русское народное творчество. М., 1959.

98. Статьи, тезисы, авторефераты.

99. Агагишиева 3.3. Эпические традиции в песенном творчестве народов Дагестана. Автореф. дисс. канд. филол. наук. Л., 1984.

100. Аджиев A.M. Жанр кумыкских четверостиший частушек «сарын» и «такмак». // Жанры фольклора народов Дагестана. Сб. статей. Махачкала, 1979.

101. Актуальные проблемы развития социалистических национальных художественных культур в условиях зрелого социализма: Всесоюзн. науч. конф. (тезисы докл.). Махачкала, 1982.

102. Алимова Б. М. Традиционные свадебные песни в современной свадьбе кайтагских кумыков. // Современные культурно-бытовые процессы в Дагестане. Махачкала: ИИЯЛ, 1984.

103. Алиханова A.A. Даргинская лирика, автореф. дисс. канд. филолог, наук. М., 1968.

104. Велиев В. А. Жанры азербайджанского устного народного творчества. Автореф. дисс.докт. филолог, наук. Баку, 1972.

105. Гаджиева С. Ш. Брак и свадебные обряды кумыков в XIX — нач. XX в. /Учен. зап. ИИЯЛ. Т. 6. Махачкала, 1959.

106. Всесоюзная научная конференция «Современное состояние и задачи советской фольклористики». М., 1986.

107. Головинский П. И. Кумыки. Их игры, песни и обычаи. // Сборник сведений о терской области. Владикавказ, 1879. вып. 1.

108. Магомедгаджиева Б. Фольклор в системе современного сценического искусства Дагестана // Народные традиции в современном профессиональном искусстве Дагестана. Махачкала: ИИЯЛ, 1984.

109. Магомедгаджиева Б. Элементы театрального творчества в народных зрелищах Дагестана. Фольклорный театр народов СССР. М., 1985.

110. Магомедов А.Дж. Современная художественная культура Дагестана и традиционный фольклор // Фольклор и музыкальная культура Дагестсна и Северного Кавказа. Махачкала: ИЯЛИ, 2007.

111. Малкондуев Х. Х. Жанр и поэтика карачаево-балкарской народной лирики. Авторефер. Дисс. канд. филолог, наук. М., 1978.

112. Унарокова Р. Б. Народная песня в системе традиционной культуры адыгов (эстетико-информационный аспект), Автореф. дис.докт. филолог, наук. Махачкала, 1999.

113. Фольклор и историческая действительность: Всесоюзн. научн. конф. Тезисы докладов. Махачкала, 1976.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой