Педагогическое обеспечение реализации принципа регионализации образования в средней школе: на примере географии
В ходе опытно-экспериментальной работы осуществлены организация функционирования школы как открытой и целостной социокультурной системыориентация педагогического процесса на духовность как необходимый компонент гуманизации и гуманитаризации образования, создание образа геокультурного пространствапреподавание элективных курсов, синтезирующих эмоционально-ценностное и гуманистическое представление… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретико-методологические основы реализации принципа регионализации образования в средней школе (на примере географии)
- 1. 1. Проблемы регионализации образования в философско-историческом контексте
- 1. 2. Теоретические подходы к реализации принципа регионализации образования в процессе преподавания географии
- 1. 3. Теоретическая модель педагогического обеспечения реализации принципа регионализации образования в процессе преподавания географии
- Выводы
- Глава II. Основные направления реализации принципа регионализации образования в процессе преподавания географии
- 2. 1. Диагностика возможностей школьного курса географии и уровней сформированности у школьников положительного образа геокультурного пространства своего местожительства и жизнедеятельности
- 2. 2. Организационное и учебно-методическое сопровождение реализации принципа регионализации образования в процессе преподавания географии
- 2. 3. Реализация практико-ориентированной направленности формирования положительного образа геокультурного пространства своего местожительства и жизнедеятельности
- Выводы
Педагогическое обеспечение реализации принципа регионализации образования в средней школе: на примере географии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Социально-экономические изменения в России привели к динамичным преобразованиям в образовательной системе. Одним из важных факторов, способствующих саморазвитию образования, является регионализация, которая содействует открытости современного образовательного пространства, гибкому реагированию на социокультурные запросы населения и личности. Вследствие этого требуется осуществить поиск новых методологических подходов и обеспечить наполнение содержания школьного образования региональными особенностями в рамках конкретного учебного предмета.
Анализ практической деятельности средних образовательных учреждений свидетельствует о том, что в школах в рамках изучения*географии недостаточно уделяется внимание содержанию национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта, формированию у школьников положительного образа геокультурного пространства своего местожительства и жизнедеятельности. В связи с этим требуется активизировать реализацию принципа регионализации образования, который позволяет осуществлять личностно-ориентированное обучение с учетом социально-экономических условий территории проживания, построить воспитательно-образовательный процесс в школе, направленный на воспитание гражданина, патриота своей малой Родины, своего Отечества. Поэтому разработка педагогического обеспечения реализации принципа регионализации образования в процессе преподавания географии является в настоящее время актуальной проблемой.
Изучение и анализ философско-исторической, психолого-педагогической литературы по теме исследования показывают, что накоплены ценные идеи и разработаны теоретические положения, методологические подходы, концепции, имеющие педагогическую ценность при реализации в средней школе принципа регионализации образования в процессе преподавания географии.
Философско-исторические труды создают теоретическую основу для изучения проблемы регионализации образовательного пространства. Категория пространства с позиции культурно-исторического деления мира была раскрыта в работах Н. Я. Данилевского, А. Тойнби и О. Шпенглера.
Системность, целостность, единство выступают основой, фундаментом образовательного пространства, поэтому системный подход становится универсальным способом познания практически в каждом исследовании, методологическое обоснование которого представлено в трудах.
B.Г. Афанасьева, И. В. Блауберга, В. И. Вернадского, Г. А. Елихиной, Н. Ю. Пименовой, В. Н. Садовского, А. И. Субетто, Э. Г. Юдина.
В работах JI.C. Выготского, B.C. Мухиной, А. В. Петровского,.
C.JI. Рубинштейна, C.JI. Стопина, И. И. Чесноковой подчеркивается, что необходимым условием существования личности является ее самосознание, определяющее характер взаимоотношения человека с социальным окружением, в том числе и с геокультурным пространством.
Теоретические предпосылки культурологического, личностно-ориентированного образования, разработанные русской классической педагогикой, нашли отражение в трудах В. Г. Белинского, Н. И. Пирогова, JI.H. Толстого, К. Д. Ушинского и др.
Теоретико-методологические подходы к реализации принципа регионализации образования определены B.C. Библером, Б.М. Бим-Бадом, Е. А. Бондаревской, А. В. Хуторским, И. С. Якиманской. Решением проблем регионализации образования занимались Н. В. Бочкина, Г. А. Полунина, В. В. Тарасов, В. А. Штурба. Эстетическую направленность краеведения отмечали в своих работах В. Т. Герасимова, В. А. Коринская, И. С. Матрусов, А. З. Сафиуллин, а преподавание географии на основе изучения родного краяН.В. Гоголь, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский. Вопросы, связанные с определением понятия «образовательное пространство», рассматриваются в работах И. А. Бажиной, В. И. Загвязинского,.
В.Н. Наливайко, В. М. Петровичева, Г. В. Перминовой, В. К. Шаповалова, П. Г. Щедровицкого и др.
Региональные особенности развития системы образования изучаются А. Ю. Белогуровым, А. А. Григорьевой, JI.M. Дробижевой, Д. А. Даниловым, Ф. В. Габышевой, В. П. Игнатьевым, Г. Н. Максимовым, Е. И. Михайловой, А. В. Мордовской, И. С. Портнягиным, О. М. Чоросовой, В. К. Шаповаловым и др.
Вместе с тем анализ теории и практики по проблеме исследования позволяет заключить, что в современных реалиях средней школы недостаточно уделяется внимание проблеме реализации принципа регионализации образования на уроках географии, формированию у школьников положительного образа геокультурного пространства своего местожительства и жизнедеятельности. В настоящее время существуют следующие противоречия, требующие решения в теоретическом обосновании и педагогической деятельности средней школы:
— между наличием тенденции к экономическому росту, хозяйственному освоению региона и нежеланием школьников возвращаться в родные местамежду необходимостью владения школьниками знаниями о геокультурном пространстве своего местожительства и жизнедеятельности и недостаточным учебно-методическим сопровождением реализации принципа регионализации в школьном курсе географии.
На основе данных противоречий мы сформулировали проблему исследования: каково должно быть педагогическое обеспечение реализации принципа регионализации образования в процессе преподавания географии, имеющего культурно-смысловую, мировоззренческую направленность, которое выступает важнейшим средством и условием формирования у школьника устойчивого, положительного образа геокультурного пространства, позволяющего идентифицировать себя как жителя определенного региона с его социокультурным, экономическим, природно-экологическим, географо-демографическим своеобразием для дальнейшего выбора местожительства и места жизнедеятельности.
Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили выбор темы исследования «Педагогическое обеспечение реализации принципа регионализации образования в средней школе (на примере географии)».
Объект исследования — воспитательно-образовательный процесс в средней школе.
Предмет исследования — педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективность реализации принципа регионализации образования в процессе преподавания географии.
Цель исследования — определить, теоретически обосновать и проверить на практике педагогическое обеспечение реализации в средней школе принципа регионализации образования в процессе преподавания географии.
Гипотеза исследования — реализация в средней школе принципа регионализации образования в процессе преподавания географии будет эффективной, если:
— создается комплексная система географического образования, предусматривающая преподавание дисциплины и элективных курсов по регионоведению, включение в содержание занятий краеведческого материала и информации о региональных особенностях республики, усиление практико-ориентированной направленности форм и методов обучения, взаимосвязь познавательной и природоохранной деятельности учащихся, осуществление педагогического сопровождения формирования у школьников положительного образа геокультурного пространства своего местожительства и жизнедеятельности;
— осуществляется активизация потенциала среднего образовательного учреждения, предполагающая использование социоориентированных, культурологических, воспитательных возможностей социокультурной, образовательной среды школы, места проживания для обретения учащимися личностных смыслов своего учения, жизнедеятельности, всего происходящего в его общении с природой, социумом, культурой, формирования патриота своей малой Родины и, в целом, Отечества;
— обеспечивается формирование у школьников положительного образа геокультурного пространства как результата самоопределения личности в географической и социокультурной среде своего местожительства, жизнедеятельности, включающего осознанные смыслы и ценности собственного существования на определенной территории, взаимоотношений растущего человека с социальным, геокультурным окружением, чувства сопричастности к судьбе региона.
Задачи исследования:
1. Обосновать теоретические подходы к реализации в средней школе принципа регионализации образования в процессе преподавания географии.
2. Разработать и проверить на практике теоретическую модель педагогического обеспечения реализации принципа регионализации образования в процессе преподавания географии.
3. Определить педагогические условия, способствующие эффективности реализации принципа регионализации образования в процессе преподавания географии.
4. Выявить критерии, показатели, уровни сформированности у школьников положительного образа геокультурного пространства своего местожительства и жизнедеятельности.
5. Подготовить научно-практические рекомендации по педагогическому i обеспечению реализации принципа регионализации образования в процессе преподавания географии.
Методологическую основу исследования составляют философские положения о регионализации как одной из форм организации и самоорганизации пространства и населяющего его социума (В.Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. И. Вернадский, Н. Я. Данилевский, Г. А. Елихина, Н. Ю. Пименова, В. Н. Садовский, А. И. Субегго, А. Тойнби, О. Шпенглер,.
Э.Г. Юдин) — идеи гуманизации общества (JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский) — теоретические положения культурологического, личностного и геокультурного подходов к реализации в средней школе принципа регионализации образования (B.C. Библер, Б.М. Бим-Бад, Е. А. Бондаревская, А. В. Хуторской, И.С. Якиманская) — принципы структурного единства содержания образования, сотрудничества в обучении и воспитании детей, приоритета общечеловеческих, духовно-нравственных ценностей в развитии образования (В .Т. Герасимова, В. А. Коринская, Я. А. Коменский, И. С. Матрусов, А. З. Сафиуллин, К.Д. Ушинский) — концепция модернизации российского образования до 2010 г.
Методы исследования: теоретический анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, моделирование, педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, ранжирование, изучение учебно-исследовательских работ школьников, статистическая обработка полученных результатов.
Экспериментальная база исследования: средняя общеобразовательная школа № 1 г. Ленска Республики Саха (Якутия). В опытно-экспериментальной работе приняли участие 120 учащихся и 14 учителей данного среднего образовательного учреждения.
Исследование проводилось с 2003 по 2008 гг. и включало три этапа.
Первый этап (2003;2005 гг.) — теоретический анализ и осмысление, разработка исходных позиций исследуемой проблемы, отбор понятийного аппарата, конкретизация объекта и предмета исследования, формирование его методологических и концептуальных основ.
Второй этап (2005;2007 гг.) — сбор и осмысление эмпирического материала, планирование и осуществление педагогического эксперимента по апробации теоретической модели педагогического обеспечения реализации принципа регионализации образования в процессе преподавания географии в условиях средней школы.
Третий этап (2007;2008 гг.) — обработка, анализ и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы, корректировка основных теоретических положений исследования, подготовка научно-практических рекомендаций по реализации принципа регионализации образования в процессе преподавания географии, оформление диссертации.
Научная новизна исследования:
— уточнены понятия «принцип регионализации образования» и «образ геокультурного пространства своего местожительства и жизнедеятельности" — /.
— обосновано применение культурологического, геокультурного и личностного подходов к реализации принципа регионализации образования в процессе преподавания географии;
— определены, теоретически обоснованы и проверены на практике педагогические условия, обеспечивающие реализацию в средней школе принципа регионализации образования в процессе преподавания географии: создание в школе комплексной системы географического образования, осуществление активизации потенциала среднего образовательного учреждения, предполагающей использование его социоориентированных, культурологических, воспитательных возможностей, обеспечение формирования у школьников положительного образа геокультурного пространства как результата самоопределения личности в географической и социокультурной среде своего местожительства, жизнедеятельностиконкретизированы основные компоненты (целевой, ценностный, познавательный, личностно-волевой, деятельностный), критерии осознанность выбора жизненных ценностей и смыслов местожительства, жизнедеятельности, активность личности, степень развитости самооценки) и уровни (потребительский, репродуктивный и деятельностный) сформированности у школьников положительного образа геокультурного пространства своего местожительства и жизнедеятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке теоретической модели педагогического обеспечения реализации принципа регионализации в процессе преподавания географии в условиях средней школы, состоящей из следующих элементов: целевого (цели, принципы, задачи), содержательного (функции, основные направления и содержание деятельности), практического (этапы, формы, методы, условия), оценочно-результативного (уровни сформированности у школьников положительного образа геокультурного пространства своего местожительства и жизнедеятельности, критерии и показатели) компонентов, системообразующих связей (целеполагание, рефлексивные), ориентированных на формирование у школьников положительного образа геокультурного пространства своего местожительства и жизнедеятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны научно-практические рекомендации по педагогическому обеспечению реализации в средней школе принципа регионализации образования в процессе преподавания географии, программы элективных курсов «Экономическая и социальная география Якутии» (9 класс), «Геополитическое и экономическое положение северных районов России, Якутии и Ленского района» (11 класс), методика проведения уроков с активными формами обучения по географии.
Достоверность результатов исследования обеспечивается единством философских и психолого-педагогических подходов к обоснованию ведущих идей о сущности реализации принципа регионализации образования, формировании положительного образа геокультурного пространства своего местожительства и жизнедеятельности, методологической обоснованностью исходных положений, многократной проверкой теоретических выводов и результатов опытно-экспериментальной работы, количественным и качественным анализом теоретического и эмпирического материалов.
Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Основные результаты исследования обсуждались на всероссийских (фестиваль педагогических идей «Открытый урок», г. Москва, 2004, 2005, 2008 гг.), региональных («Подготовка компетентностного специалиста: реалии и перспективы», г. Хабаровск, 2008 г.), республиканских («Информационные технологии в науке, образовании, экономике», г. Якутск, 2005 г., «Национально-региональные особенности развития дополнительного профессионального образования», г. Якутск, 2006 г., «Организация профильного, предпрофильного и профессионального образования: опыт, проблемы и перспективы развития», г. Ленек, 2006 г.) научно-практических конференциях и семинарах, заседаниях кафедры педагогики педагогического института Якутского государственного университета имени М. К. Аммосова.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Возможностями, способствующими формированию у школьников положительного образа геокультурного пространства, являются: социоориентированные (приобретение учеником социальных норм и правил жизнедеятельности, вхождение в социальную систему отношений «среда — личность»), культурологические (интериоризация ценностей, становление личности посредством культуры и формирование у школьников положительного образа геокультурного пространства), воспитательные (организация развития эмоционального восприятия мира, геокультурного пространства своего местожительства, жизнедеятельности, ценностного отношения к миру, воспитание эстетических чувств и патриотизма).
2. Педагогическими условиями, способствующими реализации принципа регионализации образования в процессе преподавания географии, являются: создание в школе комплексной системы географического образования, осуществление активизации потенциала среднего образовательного учреждения, предполагающей использование его социоориентированных, культурологических, воспитательных возможностей, обеспечение формирования у школьников положительного образа геокультурного пространства как результата самоопределения личности в географической и социокультурной среде своего местожительства, жизнедеятельности.
3. Компонентами сформированности у школьников положительного образа геокультурного пространства своего местожительства и жизнедеятельности являются: ценностно-смысловой, когнитивный, эмоционально-волевой, поведенческий и рефлексивный, оценка которых осуществляется по критериям: осознанность выбора жизненных ценностей и смыслов местожительства, жизнедеятельности, активность личности в формировании положительного образа геокультурного пространства, степень развитости самооценки, послужившие основой для «определения их уровней: высокий (деятельностный), средний (репродуктивный), низкий (потребительский).
4. Теоретическая модель педагогического обеспечения реализации в средней школе принципа регионализации образования в процессе преподавания географии включает целевой (цели, принципы, задачи), содержательный (функции, основные направления и содержание деятельности), практический (этапы, формы, методы, условия), оценочно-результативный (осознанность в выборе жизненных ценностей и смыслов местожительства, жизнедеятельности, активность личности, степень развитости самооценки, на основе которых определяются его уровни: потребительский, репродуктивный, деятельностный) компоненты, а также системообразующие связи (целеполагание, рефлексивные), ориентированные на формирование у школьников положительного образа геокультурного пространства как результата самоопределения личности в географической и социокультурной среде своего местожительства, жизнедеятельности.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Выводы.
1 1. Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что наиболее эффективными направлениями реализации принципа регионализации образования в процессе преподавания географии являются: функционирование школы как открытой и целостной социокультурной системыреализация принципа регионализации образования в школе проводится по двум крупным направлениям: краеведческая работа и проектная деятельность. Педагогический процесс ориентирован на духовность как на необходимый компонент гуманизации и гуманитаризации образованиясоздание образа геокультурного пространствапреподавание элективных курсов: «Экономическая и социальная география Якутии» (9 кл.), «Геополитическое и экономическое положение северных районов России, Якутии и Ленского района» (10−11 кл.) синтезирующих эмоционально-ценностное и гуманистическое представление о природе, образе геокультурного пространства, человеке и обществеосуществление педагогической поддержки формирования образа геокультурного пространства у школьников с учетом их возрастных и индивидуально-психологических особенностейорганизация разнообразной внеучебной деятельности учащихся по формированию и созданию положительного образа своего местожительства, своей малой Родины.
2. Эффективности формирования образа геокультурного пространства как реализации принципа регионализации образования в процессе преподавания географии способствуют следующие направления учебной и внеклассной деятельности:
— организация проектной деятельности;
— проведение уроков с применением активных методов и компьютерных обучающих программ;
— участие в научно-практических конференциях разного уровня, так как поисково-исследовательское направление в изучении родного края, формирует и развивает познавательную деятельность и интерес учащихся, способствует овладению элементарными приемами научного исследования, практическим умениям и навыкам самостоятельного приобретения географических знаний, развитию творческих способностей;
— участие в туристических слетах;
— организация экскурсий и др.
3. Проведенная диагностика по результатам организации опытно-экспериментальной работы подтвердила качественное изменение в содержании и структуре реализации принципа регионализации образования в процессе преподавания географии: сформированы ценностные ориентации по отношению к природе, положительному образу геокультурного пространства своего местожительства и жизнедеятельности, нравственные установки, устойчивое положительное эмоционально-ценностное отношение к проблеме формирования образа, представлены уровни сформированности у школьников положительного образа геокультурного пространства' своего местожительства и жизнедеятельности и уровни обученности, развитые волевые установки личности, адекватная самооценка личностных возможностей и самоанализ собственных действий, развитые показатели ценностно-смыслового, когнитивного, эмоционально-оценочного, поведенческого, рефлексивного компонентов.
4. Как показало наше исследование, в учебном процессе необходимо наряду с базовыми программами, едиными для всей страны (общее в образовании), создать региональные образовательныепрограммы (специфические или особенные), которые требуют иного подхода к постановке задач обучения, воспитания и развития, учебного предмета географии, разработка образовательной программы «Геокультурное наследие Якутии» как раз и будет являться стержневой основой развития регионального учебно-методического комплекта.
5. Результаты экспериментальной работы подтвердили эффективность реализации принципа регионализации образования в процессе преподавания географии, стержневой основой которого является формирование положительного образа геокультурного пространства своего местожительства и жизнедеятельности с помощью следующих педагогических условий: создание комплексной системы географического образования, осуществление активизации потенциала среднего образовательного учреждения, предполагающая использование его социоориентированных, культурологических, воспитательных возможностей, обеспечение формирования у школьников положительного образа геокультурного пространства как результата самоопределения личности в географической и социокультурной среде своего местожительства, места деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Изменения, происходящие в современном российском обществе, способствуют формированию новых приоритетов и ценностей во всех сферах жизни и деятельности. Одним из важнейших направлений является развитие свободной, активной, творческой и ответственной личности, обладающей яркими индивидуальными чертами, умеющей не только критически мыслить, но и воспринимать различные точки зрения.
Совокупность методических приемов и способов в изучении школьного курса географии, таких как: осуществление дидактических принципов «от близкого — к далекому», «от известного — к неизвестному», «от простого — к сложному" — активизация самостоятельного мышления учащихся, более глубокое осознание причин и следствий, географических закономерностейовладение школьниками географических знаний, практических уменийразвитие умений применять на практике знания об окружающей действительностиукрепление любви к родному краю, зарождение интереса к его социально-экономической жизнивоспитание патриотических чувств, способствует формированию у школьников положительного образа геокультурного пространства как результата самоопределения личности в географической и социокультурной среде своего местожительства, жизнедеятельности. Необходимо осмыслить концептуальные подходы к процессу реализации принципа регионализации образования, разработать и проверить на практике педагогическую технологию развития данного процесса.
Анализ проблемы в теории показывает, что в контексте данного исследования формирование положительного образа геокультурного пространства является одним из наиболее важных условий развития личности. Изучение различных теоретических источников позволило нам определить, что в процессе реализации принципа регионализации образования проявляется образ геокультурного пространства через реализацию форм, методов, выбор личностных и жизненных ценностей.
Значимыми концептуальными положениями, которые легли в основу исследования, стали следующие теоретические позиции: каждый субъект Российской Федерации имеет своё региональное образовательное пространство, которое обладает целостностью региональной политики в области образования, что подразумевает взаимосвязь различных уровней образования, их преемственность с учетом национально-региональных особенностей регионапроцесс регионализации связан с понятиями национальной, культурной, образовательной традиций, учитывающих специфику региона, и выступает как консолидированное отражение данных традиций в возникшей концепции геокультурного пространстварегионализация образования является средством функционирования социально-экономических, этнокультурных, национальных системрегионализация образования способствует процессу саморазвития, становления и развития личности, самореализации её в обществе, в основе которой — целенаправленное обучение и воспитаниерегионализация образования* выступает как педагогическая категория, так как процесс образования представляет национальный характер образования, вытекающий из культурно-исторических традицийпринцип регионализации предполагает активизацию познавательной деятельности школьников в условиях модернизации всего учебно-воспитательного процесса с учетом социально-экономических условий регионапринцип регионализации предполагает комплексное осмысление региональных процессов и их роли в образовании, самоопределении и саморазвитии обучающихся.
В ходе исследования установлено, что на процесс формирования положительного образа геокультурного пространства как результата самоопределения личности в географической и социокультурной среде своего местожительства, жизнедеятельности существенное влияние оказывает социокультурная, образовательная среда школы, которая имеет социоориентированные (приобретение школьниками социальных норм и правил жизнедеятельности), культурологические (интериоризация ценностей культуры, становление личности посредством культуры), воспитательные возможности (усвоение нравственных норм и правил жизнедеятельности, ценностных смыслов собственного бытия, эмоционально-ценностного отношения к природе и образу геокультурного пространства).
Учитывая функциональную природу реализации принципа регионализации образования, мы определили следующие методологические подходы: личностный подход, когда в образовательном процессе личность выступает как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективностикультурологический подход, ' способствующий единству культурно-исторических традиций народа с общечеловеческой культурой, вхождению человека в, социальную' жизньгеокультурный подход, предусматривающий' территориальную дифференциацию свойств географической средысистемный подход, предполагающий всестороннее, комплексное рассмотрение исследуемого объекта как совокупности множестваразличных элементов, выделение интегративных системообразующих связей и отношений, учет совокупности внешних и внутренних факторов — условий.
Определение методологической основы исследования^ позволило нам разработать теоретическую модель педагогического обеспечения реализации принципа регионализации образования в процессе преподавания географии, состоящую из совокупности следующих компонентов: целевого (цели, принципы, задачи), содержательного (функции, содержание и основные направления деятельности), практического (этапы, формы, методы, условия), оценочно-результативного (критерии, уровни и показатели), а также системообразующих связей (целеполагание, рефлексивные).
В теоретической модели нами определены педагогические условия, способствующие реализации принципа регионализации образования в процессе преподавания географии, в-качестве которых представлены: создание комплексной системы географического образования, осуществление активизации потенциала среднего образовательного учреждения, предполагающей использование его социоориентированных, культурологических, воспитательных возможностей, обеспечение формирования у школьников положительного образа геокультурного пространства как результата самоопределения личности в географической и социокультурной среде своего местожительства, места деятельности.
Разработка теоретической модели педагогического обеспечения реализации принципа регионализации образования в процессе преподавания географии потребовала ее опытно-экспериментальной проверки в социокультурной, образовательной среде школы. С этой целью был организован педагогический эксперимент, в ходе которого проведена диагностика ценностного отношения учащихся к природе и сформированности образа геокультурного пространства, возможностей предмета географии в формировании у школьников данного образа, разработана педагогическая j технология реализации принципа регионализации образования в процессе преподавания географии, определены уровни обученности и сформированности у школьников положительного образа геокультурного пространства своего местожительства и жизнедеятельности.
В ходе опытно-экспериментальной работы осуществлены организация функционирования школы как открытой и целостной социокультурной системыориентация педагогического процесса на духовность как необходимый компонент гуманизации и гуманитаризации образования, создание образа геокультурного пространствапреподавание элективных курсов, синтезирующих эмоционально-ценностное и гуманистическое представление о природе, образе геокультурного пространства своего местожительства и жизнедеятельности, человеке и обществепоэтапное формирование положительного образа геокультурного пространства своего местожительства и жизнедеятельности путем преподавания элективных курсов «Экономическая и социальная география Якутии» (9 кл.), «Геополитическое и экономическое положение северных районов России, Якутии и Ленского района» (10−11 кл.) — осуществление педагогической поддержки формирования положительного образа геокультурного пространства своего местожительства и жизнедеятельности у школьников с учетом их индивидуальнопсихологических особенностейорганизация комплексной внеучебной деятельности учащихся по формированию и созданию у обучающихся положительного образа своего местожительства, своей малой Родины. Применялись следующие направления учебной и внеклассной деятельности:
— осуществление проектной деятельности;
— проведение уроков с применением активных методов и компьютерных обучающих программ;
— участие в научно-практических конференциях разного уровня;
— участие в туристических слетах;
— организация экскурсий и др.
В результате проведенного педагогического эксперимента 52% учащихся показали высокий уровень сформированности положительного образа геокультурного пространства своего местожительства и жизнедеятельности по сравнению с 14,5% - до эксперимента. У 46% школьников сформировался высокий уровень обученности предмету географии после эксперимента по сравнению с 19% - до эксперимента.
Таким образом, в ходе исследования получены следующие результаты, подтвердившие правомерность выдвинутой гипотезы:
1 .Определены социоориентированные культурологические, воспитательные возможности социокультурной, образовательной среды школы для реализации принципа регионализации образования в процессе преподавания географии.
2. Обоснованы и проверены на практике педагогические условия, способствующие реализации принципа регионализации образования в процессе преподавания географии: создание комплексной системы географического образования, осуществление активизации потенциала среднего образовательного учреждения, предполагающей использование его социоориентированных, культурологических, воспитательных возможностей, обеспечение формирования у школьников положительного образа геокультурного пространства как результата самоопределения личности в географической и социокультурной среде своего местожительства, места деятельности.
3. Разработана теоретическая модель педагогического обеспечения реализации принципа регионализации образования в процессе преподавания географии, состоящая из целевого (цели, принципы, задачи), содержательного (функции, содержание и основные направления деятельности), практического (этапы, формы, методы, условия), оценочно-результативного компонентов (критерии, уровни и показатели), а также системообразующих связей (целеполагание, рефлексивные), ориентированных на усиление эмоционально-ценностного отношения к природе, к образу геокультурного пространства, к окружающей действительности, к малой Родине.
4. Выявлены критерии (осознанность в выборе жизненных ценностей и смыслов местожительства, жизнедеятельности, активность личности в формировании положительного образа геокультурного пространства своего местожительства и жизнедеятельности, степень развитости самооценки) и уровни сформированности образа геокультурного пространства (потребительский, репродуктивный, деятельностный).
Таким образом, теоретический анализ проблемы и опытно-экспериментальная работа подтвердили справедливость выдвинутой нами гипотезы. Полученные результаты не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Накопленный теоретический и практический материал требует дальнейшей разработки педагогических основ реализации принципа регионализации образования в различных типах образовательных учреждений и определения педагогических условий, способствующих развитию личностного и профессионального самоопределения школьников в географической и социокультурной среде своего местожительства, жизнедеятельности.
Список литературы
- Алексеев, П.В., Панин, А.Ф. Философия / П. В. Алексеев, А. Ф. Панин.- М.: Совершенство, 1997. 405 с.
- Андреева, И.Н. Философия и история образования / И. Н. Андреева. -М.: Мысль, 1999.-С. 77.
- Андреева, М.П. Химия: модули регионального содержания: метод, пособие для учителя / М. П. Андреева. Якутск: Изд-во ИПКРО, 2003. — 132 с.
- Афанасьев, В.Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев. М.: Знание, 1980.-С. 71.
- Байденко, В.И. Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические и методологические проблемы / В. И. Байденко. М.: Педагогика, 1999. — 89 с.
- Бахчиева, О.А. Проблемы содержания и структура комплексного регионального курса географии / О. А. Бахчиева // География в школе. 2002.- № 5.-С. 41−42.
- Бацын, В.К. Реформа образования в Российской Федерации: 19 901 994 / В. К. Бацын. -М.: Мысль, 1995.-С. 15.
- Бажина, И.А. Регионализация обучения как условие формирования технологической культуры школьников: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 /И.А. Бажина Казань, 1997.- 20 с.
- Баринова, И.И., Елховская, В.В., Николина Л. И. Внеурочная работа по географии / И. И. Баринова, В. В. Елховская, Л. И. Николина / М.: Просвещение, 1988. — 158 с.
- Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогические технологии / В .П. Беспалько. М.: Знание, 1989. — 192 с.
- Белинский, В.Г. О детских книгах / В. Г. Белинский // Избр. пед. соч. -М, 1982.-416 с.
- Бердяев, Н.А. О человеке, его свободе и духовности / Н. А. Бердяев. М.: Моск. психол.-соц. ин-т- Флинта, 1999. — 310 с.
- Белогуров, А.Ю. Философско-педагогические аспекты изучения процесса регионализации образования / А. Ю. Белогуров. Владикавказ. Бюллетень ВИУ (выпуск № 11,12). — 2004.
- Бим-Бад, Б. М. Педагогическая антропология / Б.М. Бим-Бад.- М.: УРАО, 1998.-С. 67.
- Библер, B.C. Мышление и творчество / B.C. Библер.- М.: Политиздат, 1975.
- Блауберг, И.В., Садовский, В.Н., Юдин Э. Г. Философский принцип системности и системный подход / И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин // Вопр. Философии. 1978. — № 8. — С. 39−52.
- Богуславский, М.В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентации отечественной педагогики (начало XX века) / М. В. Богуславский // Педагогика. 1998. — № 7.
- Бочкина, Н.В. Регионализация образования в России / Н. В. Бочкина. // Образование и культура Северо-запада России / Вестник Сев. зап. отд. РАО. -СПб, 1996.-С. 9−14.
- Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. Ростов на Дону: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 2000.-26 с.
- Бондаревская, Е.В., Кульневич, С.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич // Педагогика. 2004. — № 10. — С. 12−15.
- Валицкая, А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса / А. П. Валицкая // Педагогика 1998. — № 4. — С. 10−12.
- Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера / В. И. Вернадский. — М.: Наука, 1989.-С. 26.
- Винограй, Э.Г. Методологический проект развития системной философии / Э. Г. Винограй. Новосибирск, 1996. — С. 3−4.
- Винокурова, Н.Ф., Камерилова, Г.С. Природопользование: Проб, учебник для 10−11 классов / Н. Ф. Винокурова, Г. С. Камерилова. М.: Просвещение, 1995.
- Воротникова, Е.В. Формирование старшеклассника в качестве субъекта профессионального самоопределения: дис.. канд.пед.наук: 13.00.01 / Воротникова Е. В. Воронеж, 2001. — 166 с.
- Выготский, JI.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский. М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
- Выготский, JI.C. Собрание сочинений: В 6 т. Т.З. / JI.C. Выготский // Проблемы развития психики / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983.-367 с.
- Газман, О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О. С. Газман // Новые ценности образования. Вып. 6.-М.: Инноватор, 1996. — С. 10−38.
- Герасимова, Т.П., Душина, И.В. О совершенствовании, методов обучения физической географии / Т. П. Герасимова, И. В. Душина // География в школе. 1985. — № 1. — С. 34−40.
- Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. -М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
- Государственный образовательный стандарт Свердловской области / Екатеринбург, 1998. С. 53.
- Гоголь, Н.В. Мысли о географии для детей / Н. В. Гоголь // Сборник «Арабески», Петербург, 1835.
- Гусинский, Э.Н., Турчанинова, Ю.И. Введение в философию образования / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. -М.: Изд. корпорация1. Логос", 2000. 224 с.
- Гумилев, Л.Н. От Руси до России / Л. Н. Гумилев // Очерки этнической истории / Послесловие С. Б. Лаврова. М.: Рольф, 2001. — С. 9.
- Давлекамова, Г. В. Подготовка студентов педагогического вуза к изучению этнопедагогической среды в полинациональном регионе: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Г. В. Давлекамова Волгоград, 1998.-23 с.
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М., 1986.- 154 с.
- Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. М., 1991. -С. 87.
- Даринский, А.В. Программа курса «География туризма» / А. В. Даринский. СПб., 1995.- 34 с.
- Егорова, К.Е. Региональный подход в обучении / К. Е. Егорова. М.: Школа — пресс, 1999. — 144 с.
- Елихин, Г. А., Пименова, Н.Ю. Образовательное пространство, как категория образования: системный поход / Г. А. Елихин, Н. Ю. Пименова // Транспортное дело России, 2005. Спецвыпуск.
- Ермошкина, А.С. Экономическая и социальная география России / А. С. Ермошкина // Методическое пособие для учителей. М.: Изд-во ИПСР РАО, 2003.
- Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация / В. И. Загвязинский // Учеб. пособ. для студентов пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001.
- Закон РФ «Об образовании» в редакции Федерального закона от 12.01.1996 г. № 12, с — ФЗ // Официал, док. в образовании. — 2000. — № 14. — С. 2−59.
- Зинченко, ВЛТ, Моргунов, Е. Б. Человек развивающийся
- В.П. Зинченко, Е. Б. Моргунов // Очерки российской психологии. — М.: Тривола, 1994.-304 с.
- Иванов, А.П. Региональные аспекты развития образования в республике Саха (Якутия) (Историко-педагогический анализ): дис. .канд.пед.наук: 13.00.01 / Иванов А. П. Якутск, 2004. — С. 71.
- Игнатов, В.В. Педагогические факторы духовно-творческогостановления личности в образовательном процессе / В. В. Игнатов. // Монография. Красноярск: Сиб. ГТУ, 2000. — 272 с.
- Информационный бюллетень комитета образования администрации Хабаровского края Хабаровск, 1996-№ 6.
- Истоковедение. Тома 3−4. М.: Издательский дом «Истоки». — 320с.
- Капра, Ф. Паутина жизни / Ф. Капра // Новое понимание живых систем. Пер. с англ.- К.: «София" — М.: ИД «София», 2003. — 336 с.
- Каганский, B. J1. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство / B. J1. Каганский // Сборник статей. М., 2001. — 576 с.
- Канищев, Ю.П. Совершенствование системы социально-педагогических воздействий на общение школьников в свободное время: автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю. П. Канищев -М., 1984. — 17 с.
- Колпачева, О.Ю. Становление и развитие географии в школе дореволюционной России / О. Ю. Колпачева // География в школе. 2004.- № 2.-С. 36−39.
- Концепция предмета «География» в 12-летней школе // География в школе. 2000. — № 2. — С. 37−43.
- Корнеев, И.Н. Культурологическое обучение географии: национально-региональный компонент / И. Н. Корнеев // География в школе. -2005. -№ 6.-С. 38−45.
- Коменский, Я.А. Великая дидактика / Я. А. Коменский // Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1955.
- Коринская, В.А. Формирование понятий при изучении курса географии материков / В. А. Коринская. М.: Педагогика, 1979. — 152 с.
- Корнев, И.Н., Поздняк, С.Н. Геокультурное пространство региона: структура образа и педагогические основы его формирования у учащихся / И. Н. Корнев, С. Н. Поздняк // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. — № 2. — С. 33−39.
- Краевский, В.В. Методологическая рефлексия. / В. В. Краевский // Советская педагогика. 1989. — № 2.
- Кривошапкина, О. М. Некоторые проблемы разработки и реализации национально-регионального компонента высшего образования в Республике Саха (Якутия) / О. М. Кривошапкина // Наука и образование. 2000. — № 2. С. 97- 100.
- Кривошапкина, О.М., Афонская, Л.П., Михайлова, Т. В. География Якутии: методическое пособие для учителя / О. М. Кривошапкина, Л. П. Афонская, Т. В. Михайлова: под ред. д.п.н. О. М. Кривошапкиной. Минист-во образования PC (Я). Якутск, Офсет, 2005. — 184 с.
- Крылова, Н.Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. М., 2000.
- Культурология. Энциклопедический словарь — М.: АВАНТА, 1997. -450 с.
- Краткий словарь современных понятий и терминов М.: Республика, 1995.-С. 357.
- Ленский район: факты и события Якутск, Сахаполиграфиздат, 2002. — 192 с.
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1972.
- Леонтьев, А.Н. Ощущения и восприятия как образы предметного мира / А. Н. Леонтьев // Познавательные процессы: Ощущения, восприятия. -М.: Педагогика, 1982.
- Лебедева, Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: учебное пособие / Н. М. Лебедева. — М.: Ключ-С, 1999. 223 с.
- Лернер, И.Я. Дидактическая система методов обучения / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1976. — 64 с.
- Лянцевич, В.М. Методические особенности разработки национально-регионального компонента государственных образовательных стандартов погеографии (на примере Республики Коми): автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / В. М. Лянцевич. М., 1999. — 23 с.
- Матрусов, И.С. Экологическое содержание школьной географии и проблемы экологического образования и воспитания в средней школе / И. С. Матрусов // Тезисы докл. Всесоюзной конф. 4.1. Таллин, 1980. С. 123 -126.
- Меркурьева, О.Е. Педагогические условия подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению в процессе изучения курса «Культура профессионального выбора»: дис. .канд.пед.наук: 13.00.08 / Меркурьева О. Е. Екатеринбург, 2000. — 161 с.
- Методика обучения географии в средней школе (теоретические основы методики обучения географии) / Под ред. А. Е. Бибик и др. М.: Просвещение, 1969.-391 с.
- Моисеев, И.Н. Время определять национальные цели /И.Н. Моисеев. М.: Изд. МНЭПУ, 1997. — С. 9,17.
- Мордовская, А.В., Игнатьев, В.П. Этнопедагогические основы регионализации системы непрерывного педагогического образования в республике Саха (Якутия): учебное пособие / А. В. Мордовская, В. П. Игнатьев. Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2002. -112 с.
- Мордовская, А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (С использованием материалов этнопедагогики народа саха) / А. В. Мордовская. М.: Academia, 2000. — 176 с.
- Мухина, B.C. Детская психология. / B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1985. — 272 с.
- Наливайко, Н.В., Паршиков, В.И. Философия образования как объект комплексного исследования / Н. В. Наливайко, В. И. Паршиков. Новосибирск: Изд. СО РАН, 2002. — С. 59−75.
- Новейший философский словарь Минск, 2001.
- Новиков, A.M. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования / A.M. Новиков // Педагогика. 1998. — № 3. -С. 11−17.
- Образование на пороге XXI века: Идеи. Практика. Перспективы -Якутск: Интерграф, 1997. С. 64.
- Петровичев, В.М. Региональное образование: организация, управление развитием / В. М. Петровичев. Тула. Приок. кн. изд-во, 1994. — С. 34, 16- 17.
- Перминова, Г. В. Теоретические основы конструирования содержания школьного образования: дис.. канд.пед.наук: 13.00.01 / Перминова Г. В. -М.: 1995, С. 3−5.
- Песталоцци, И.Г. Взгляды, опыты и средства, способствующие успеху природосообразного метода воспитания / И. Г. Песталоцци. Избр. пед. соч. В 2-х Т.-М.: Педагогика, 1981.-Т. 2. С. 112−173.
- Педагогика / Под ред. Пидкасистого П. И. М., 2002.
- Петровский, А.В. Деятельность. Личность. Коллектив / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. -255 с.
- Пирогов, Н.И. Избранные педагогические сочинения / Н. И. Пирогов. -М., 1985.
- Портнягин, И.С. Этнопедагогика «кут-сюр». Педагогические воззрения народа Саха / И. С. Портнягин. М.: Academia, 1999. — С. 182.
- Полунина, Г. А. Национально-региональные аспекты управления системой школьного • образования: дис. .канд.пед.наук: 13.00.01 / Г. А. Полунина- Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 1996. — С. 145−167.
- Психология отношений: Избранные педагогические труды / Под ред. J1.A. Бодалева. М.: Институт практической психологии- Воронеж- НПО «МОДЕК», 1998.
- Постсоветское пространство: этнополитические проблемы // Социологические исследования. 1997. — № 1. — С. 36.
- Реформирование образования в России и государственная политика в сфере образования // Вестник образования. 1992. — № 10.- С. 12
- Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования // Вестник образования. 1992. — № 11. — С. 12.
- Регионоведение / Под ред. Т. Морозовой. -М., 1998. С.24
- Резник, М.Ю. Введение в социальную теорию: социальная системология / М. Ю. Резник, — М.: Наука, 2003. С. 3−7- 9−35.
- Розанов, В.В. Уединенное. Т.2 / В. В. Розанов. // Соч. в 2 т.- М.: Педагогика, 1984. 328 с.
- Рубинштейн, C. J1. Проблемы общей психологии / C. J1. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
- Рубинштейн, C. J1. Основы общей педагогики / C. J1. Рубинштейн // Избран, труды.: В 2 т. -М.: Педагогика, 1989. 323 с.
- Рыжаков, М.В. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (теория и практика) / М. В. Рыжаков. — М., 1999. С. 121.
- Салихов, А.В. Педагогические основы разработки и введения национально-региональных компонентов государственных стандартов общего среднего образования: дис. .канд.пед.наук: 13.00.01 / А. В. Салихов А.В. -М., 1998. С. 8.
- Сагатовский, В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь
- В.Н. Сагатовский // Хрестоматия по философии. Учеб. пособие. / Сост. П. В. Алексеев, А. В. Панин. М.: Проспект, 1997. — С. 540−570.
- Сафиуллин, А.З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе: пособие для учителей / А. З. Сафиуллин. — М.: Просвещение, 1979. 128 с.
- Сафиуллин, А.З. Основы географического краеведения в сельской школе: из опыта работы / А. З. Сафиуллин. М.: Просвещение, 1976. 120 с.
- Садовский, В.Н. Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития / В. Н. Садовский. — М.: Наука, 1980.
- Семенов, Д. Д. Педагогические заметки для учителей / Д. Д. Семенов // Избр. пед. соч. М.: АПН РСФСР, 1953. — С. 239−302, 40.
- Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств / Г. К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
- Скаткин, М.Н. Теоретические основы процесса обучения в современной школе /М.Н. Скаткин. -М., 1989. 70 с.
- Словарь иностранных слов М.: Русский язык. 1988. — С. 422.
- Сластенин, В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя / В. А. Сластенин // Психология труда и личности учителя / Под ред. А. И. Щербакова. JL, 1976. — С. 30−46.
- Смирнов, А.Н. Политическая энциклопедия в 2-х т. / А. Н. Смирнов. М.: Мысль. 1999.
- Смирнов, С. Д. Психология образа: проблема активности психологического отражения / С. Д. Смирнов. М., 1985. — 231с.
- Собкин, B.C., Писарский, П.С. Типы региональных образовательных ситуаций в Российской Федерации / B.C. Собкин, П. С. Писарский // Труды по социологии образования. Том IV. Выпуск V. -М.: Центр социологии образования РАО, 1998. С. 8.
- Спенсер, Г. Синтетическая философия. Пер. с англ. / Г. Спенсер.-М.: Ника-Центр, 1997.-512 с. (Серия «Познание" — Вып.2)
- Слейтер, Ф.А. Оценка уровня усвоения учебной программы школьниками / Ф. А. Слейтер // Новые взгляды на географическое образование: пособие ЮНЕСКО: Пер. с англ. / Под ред. В. П. Максаковского и JI.M. Панчешниковой. М.: Прогресс, 1986. — С. 391−399.
- Стрелова, О.Ю. Национально-региональный компонент: вероятностные поля смыслов и значений понятия / О. Ю. Стрелова // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 4.
- Стрелова, О.Ю. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта школьного исторического образования: вопросы теории и практики / О. Ю. Стрелова. М., 2001. -С. 11−12.
- Сто народов. Сто языков. Этнографические очерки / Под ред. JI.M. Минца. -М.: Просвещение, 1992.
- Столин, В.В. Самосознание личности / В. В. Столин. М.: Изд-во Моск. ун-та,-1983. — 286 с.
- Субетто, А.И. Здоровье нации. Просвещение. Образование / А. И. Субетто // Предисловие // Казначеев В. П. М.: Кострома, 1996. — С. 9.
- Сухоруков, В.Д. Региональная география / В. Д. Сухоруков // География в школе. 1999. — № 7. — С. 20−26.
- Сухоруков, В. Д. Новации методики обучения географии / В. Д. Сухоруков // География в школе. 2007. — № 4 — С. 37.
- Сухомлинский, В.А. Изб. пед. соч. в 3-х т. / В. А. Сухомлинский. М.: Педагогика, 1979−1981.
- Тарасов, В.В. Региональная система педагогического образования учителя: (Теоретические подходы, опыт и перспективы развития) / В. В. Тарасов. Пенза, 1997. — С.49−72.
- Таможняя, Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования / Е. А. Таможняя // География в школе. 2004. — № 4. -С. 46−50.
- Тойнби, А. Постижение истории / А. Тойнби. М., 1991, Цивилизация перед судом истории. М., 1996.
- Толстой, JI.H. Педагогические сочинения / JI.H. Толстой. М., 1989.
- Уемов, А.И. Вещи, свойства, отношения / А. И. Уемов. -М., 1963.
- Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начально-общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в 2 кн. Под ред. B.C. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. М., 1998. -Кн. 1.
- Ушакова, В.М. Методы совершенствования подготовки инженерных кадров в системе непрерывного образования Республики Белорусь: дис. .канд.пед.наук: 13.00.01 / В.М. Ушакова- Белорус. ПИИ образ. -Минск, 1992.-357 с.
- Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский. М., 1960.
- Философский энциклопедический словарь. — М., 1983. 840 с.
- Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. — М.: Полис, 1994. — С. 33−48.
- Холина, В.Н. География человеческой деятельности / В. Н. Холина -М, 1995.-С. 126−127.
- Хуторской, А.В. Методологические основы проектирования образования в 12-летней школе / А. В. Хуторской // Педагогика. 2000. — № 8.-С. 29−37.
- Чеснокова, И.И. Проблемы самосознания личности в психологии / И. И. Чеснокова. -М., 1977. 144 с.
- Шаповалов, В.К. Этнокультурная направленность российского образования: дис. .канд.пед.наук: 13.00.01 / В.К. Шаповалов- Ставр. гос. техн. ун-т. М.: МГПУ, 1997. — 170 с.
- Шамова, Т.И. Вопросы теории и практики / Т. И. Шамова. М.: Педагогика, 1991. № 7.- С. 29−32.
- Шпенглер, О. Закат Европы. Т-1 / О. Шпенглер. М., 1998.
- Штурба, В. А. Регионализация образования Кубани: дис. .канд.пед.наук: 13.00.01 / В.А. Штурба- Росс. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 1995. — 240 с.
- Шульгина, О.В. Возрождение исторической географии и краеведения / О. В. Шульгина // География в школе. 2002. — № 8. — С. 43- 46.
- Щедровицкий, П.Г. Очерки по философии образования / П. Г. Щедровицкий. М., 1993. — С. 10−33.
- Щедровицкий, Г. П. Горизонты инновационного движения в современном отечественном образовании / Г. П. Щедровицкий // Инновационное движение в российском школьном образовании. М., 1997.
- Эмоциональное стимулирование в процессе нравственного воспитания школьников: межвуз. сб. Киров, 1987.
- Яковец, Ю.В. История цивилизаций / Ю. В. Яковец. М., 1997.
- Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного образования / И. С. Якиманская. -М.: Сентябрь, 2000. 176 с.