Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Учебник как средство организации и управления познавательной деятельностью студентов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ результатов исследований, отражающих состояние данной проблемы в педагогической науке, книгоиздании и практике вузовокого преподавания, наглядно показал, что ее актуальность в настоящее время признается специалистами различных областей знаний. В большинстве опубликованных работ только констатируется практическая необходимость решения проблемы. Исследователи, единодушно признавая, что… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы организации и управления познавательной деятельностью студентов средствами учебника. IS
    • I. Становление вузовского учебника как этап в создании системы советской учебной литературы
    • 2. Вузовский учебный процесс «й учебник как факторы организации и управления познавательной деятельностью студентов
  • Глава II. Учебник как видчебной литературы и дидактическая система. ^
    • I. Учебник как вид учебной вузовской литературы
    • 2. Учебник как компонент системы учебного процесса
      • 1. 2. Учебный процесс — целеполагающая система
      • 2. 2. Учебник — модель учебного процесса. 70 3.2. Учебник — полифункциональная система. 71 4.2. Теоретическая и экспериментальная модель вузовского учебника
  • Глава III. Организация и управление познавательной деятельностью студентов средствами учебника
    • I. Исходные положения организации и управления познавательной деятельностью студентов
    • 2. Способы и средства организации и управления познавательной деятельностью отудентов. ПЗ
      • 1. 3. Введение, предисловие
      • 2. 3. Текст
      • 3. 3. Вопросы, задания
      • 4. 3. Инструктивные материалы
      • 5. 3. Таблицы
      • 6. 3. Иллюстративный материал
      • 7. 3. Библиографические указатели

Учебник как средство организации и управления познавательной деятельностью студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования* ШI съезд Коммунистической партии, июньский (1983г.) и апрельский (1984;г.) Пленумы ЦК КПСС выдвинули стратегическую программу совершенствования образования и воспитания в условиях развитого социализма.

В результате изменения социально-экономических условий общество предъявляет новые повышенные требования к личности гражданина и специалиста. Основной целью воспитания и обучения сегодня признается формирование творчески активной личности, что закономерно связывается с необходимостью формирования нового типа мышления советских людей, «нацеленного на инициативу и социалистическую предприимчивость, на повышение ответственности, творческий поиск путей» /12,с.40/.

Современное производство, — подчеркивал М. Б. Горбачев, — ориентировано на инициативно мыслящего работника, высоко организованного, дисциплинированного, образованного, обладающего принципиально новой технологической культурой. Он должен быть и профессионально, и психологически подготовлен к быстро обновляющимся материально-техническим оредствам. Все это выдвигает задачу оерьезной перестройки системы обучения кадров — от школы и профессиональных училищ до вузов. Такая работа уже ведется, и ей надо придать масштабный характер" 1.

В совокупности факторов, определяющих формирование личности специалиста с высшим образованием, первостепенное значение имеет научно обоснованное управление познавательной деятельностью студентов (С.И.Архангельский, Е. Л. Белкин, М. Г. Гарунов, В. Н. Донцов, З. Ф. Есарева, К. Б. Ее ипович, Т. А. Иль ина, И. И. Иль ясов, В. И. Михеев, А.Г.Моли-бог, И. П. Калошина, Н. В. Кузьмина, Р. А. Низамов, Н. Д. Никандров, Ю.0.0ва-кимян, П. И. Пидкасистый, З. А. Решетова, Н. Ф. Талызина, Г. И, Хозяинов и др.).

Учебник — широко используемый компонент сиогемы средств.

1 Горбачев М. С. Живое творчество народа. — М.: Политиздат, 1985, с. 23. * обучения, объединяющий в себе все элементы учебного процесса и в то же время активно влияющий на организацию учебной деятельности студентов, а тем самым — на характер и качество их знаний. Треоования к учебной литературе и к учебнику не могут оставаться неизменными, поскольку детерминируются целями, задачами, методами обучения и, что немаловажно, ролью, отводимой им, и функциями, которые они призваны реализовать в ходе вузовского учебного процесса. Учебники должны «постоянно обновляться, совершенствоваться в соответствии с достижениями науки, запросами жизни» /13,с.28/. Для этого необходимы специальные научные исследования, анализ изданной учебной литературы, обобщение опыта, накопленного у нас в стране и за рубежом, учет требований педагогики и психологии.

Вопросам разработки и издания учебной литературы уделялось самое пристальное внимание на протяжении всей истории советской высшей школы. Современный этап не является исключением: одна из важных задач реформы общеобразовательной и профессиональной школы — улучшение действующих и создание новых учебников по всем учебным дисциплинам.

Анализируя актуальные вопросы совершенствования обучения и воспитания в вузах СССР, В. П. Елютин отметил, что одной из центральных задач высшей школы в настоящее время является «дальнейшее уоиление роли высшей школы в формировании творческих способностей и качеств студентов, переход от преимущественно информационного преподавания к в с е более широкому использованию форм, методов и средств организации учебного процесса, обеспечивающих управление познавательной деятельностью студентов и способствующих формированию у них высокой культуры самостоятельного научного и профессионального мышления (разрядка и подчеркивание — наши С. Ц). Главным средотвом обучения в высшей школе еоть и будет учебная литература» /76,с.105/. Задачей чрезвычайной важности объективно признаехся разраиотка учебников, в полной мере отвечающих требованиям нашего времени: — «эта большая и очень не простая работа выдвигаемся как первоочередная», ибо хороший учебник являет оя «непременным условием повышения качества всего педагогического процесса» /13,с.28/. Данное положение актуально для нас по ряду причин:

1. Соотносясь с содержанием определенного предмета и одновременно отражая его, учебник органично входит в иерархическую систему, которая определяемся целями и задачами обучения и воспитания в высшей школе, формирует качества будущего специалиста, воспитателя и руководителя трудового коллектива, активного строителя коммунистического общества.

2. Учебник, являясь функционально-структурной моделью современного вузовского учебного процесса, призван быть одним из средств управления познавательной деятельностью студентов, а тем самым и средством формирования творчески активной личности специалиста.

Поэтому закономерен вывод об особом внимании, которого заслуживают вопросы совершенствования идейно-политичеокого, научно-теоретического и методического уровня учебной вузовской литературы.

В облаоти педагогики выошей школы и книговедения проводились исследования довольно ограниченного ряда вопросов теории и пракжики разработки вузовского учебника. В частности, Н.И.Ту-пальский, Ж. А. Колодяжная, Т. Н. Савельева, М. Гнот, В. Граф, Ч. Ма-зяж, рассматривая учебник как интегрирующий центр системы учеб-но-воопитательного процесса, отмечали усложнение его функциональной и структурной организации, его возрастающую роль в реализации непрерывного обучения.

С точки зрения адекватности целям и задачам современного вузовского обучения учебник характеризуется в статьях К.И.Заб-лонского, А. В. Китайгородского, М. В. Гамезо, И. Ф. Неволина и др. Подчеркивается, что многие учебники, пройдя проверку временем, по достоинству оценены: переиздаются, пользуются постоянным спросом, и поныне способствуют повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в условиях вуза.

Однако ряд учебников не решает задач сегодняшнего дня, а тем самым не способствует в достаточной мере формированию нового типа мышления студентов. На современном этапе развития науки и образования в учебнике долина найти отражение конкретная оистема учебно-познавательной и практической деятельности студентов, посредством которой реализуются процессы приобретения знаний, формирования умений и совершенствования навыков, и в ходе которой формируется интерес будущих специалистов к изучаемым предметам. Данное явление вызывает необходимость уточнения, а в некоторых случаях и пересмотра многих основополагающих вопросов, касающихся места, роли и функциональной нагрузки учебника в учебном процессе современного вуза. Важность решения этих задач закрепляется положениями реформы школы, выводами исследователей, практикой педагогической и издательской деятельности.

Поскольку функция управления признана доминирующей в учебном процессе современной высшей школы, возникает необходимость анализа и изучения учебника как одного из средств управления познавательной деятельностью студентов: фактор управления необходимо рассмотреть и на уровне средств обучения. Не случайно вопросы педагогического управления в наотоящее время активно исследуются, о чем свидетельствуют работы С. Й. Архангельского учебный процесс высшей школы как система управления), Н. Ф. Талызиной, З. А. Решетовой, И. И. Ильясова, И. П. Калошиной, Л. И. Айдарова и др. (цели и задачи обучения, познавательная деятельность) — В. А. Петина, К. Б. Есипович, Ю. Ю. Щербаня (управление процессом обучения). Однако фактор управления пока не стал объектом научных интересов исследователей вузовского учебника. Как справедливо отметила К. Б. Есипович, «идеи управления медленно пробивают себе дорогу в учебники и учебные пособия» /79,с.9/.

Различные аспекты проблемы управления познавательной деятельностью студентов рассматриваются в работах П.И.Пидкасисто-го, Г. И. Хозяинова, З. Ф. Есаревой, К. Г. Марквардта, Ю. Л. Полевого, З. А. Решетовой и др. Однако работ, специально посвященных вузовскому учеинику как оредетву управления познавательной деятельностью студентов, нам обнаружить не удалось.

Анализ результатов исследований, отражающих состояние данной проблемы в педагогической науке, книгоиздании и практике вузовокого преподавания, наглядно показал, что ее актуальность в настоящее время признается специалистами различных областей знаний. В большинстве опубликованных работ только констатируется практическая необходимость решения проблемы. Исследователи, единодушно признавая, что учебная литература (чаще учебник) -важное средство организации и активизации учебной и творческой деятельности студентов, тем не менее не указывают способов управления ею с помощью учебной литературы, учебника. Решить эту проблему не на эмпиричеоком, а на строго научном уровне чрезвычайно важно: так называемую «внутривузовскую» учебную литературу выпускают многие вузы страны. Поэтому необходимость выработки обоснованных критериев оценки соответствия учебных изданий целям и задачам вузовского обучения и воспитания закономерна.

Для решения этой трудной задачи предстоит найти ответы на ряд вопросов: каковы типологические особенности учебника, учебного пособиякакое место занимает и должна занимать учебная литература в современном учебном процессе вузакак повысить роль учебной литературы в решении задач формирования творчески активной личности специалистакаковы возможности учебной литературы в управлении познавательной деятельностью студентов.

Между тем в исследованиях, выполненных в области проблем вузовского учебника, не в полной мере прослеживается управленческий аспект построения и функционирования вузовских учебников, что порождает известное противоречие между объективными запросами современного высшего образования и возможностями их научно-педагогического удовлетворения. С учетом этого противоречия мы следующим образом сформировали проблему нашего исследования: при каких дидактических условиях вузовский учебник становится фактором организации и управления познавательной деятельностью студентов? Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — вузовский учебник по специальной дисциплине.

Предмет исследования — способы организации и управления познавательной деятельностью студентов средствами учебника по специальной дисциплине.

Проблема, объект, предмет и цель исследования предопределили следующие задачи исследования:

1. Вскрыть сущностные характеристики вузовского учебника как вида учебной литературы и дидактической системы.

2. Выявить и обосновать дидактические условия, обеспечивающие организацию и управление познавательной деятельностью студентов средствами учебника по специальной дисциплине.

3. Опираясь на результаты исследования, определить способы совершенствования учебной вузовской литературы.

Общая гипотеза исслед ов, а н и я основана на предположении о том, что учебник по специальной дисциплине становится активным средством организации и управления познавательной деятельностью студентов при условии, если он представляет собой полифункциональную и полиструктурную дидактическую систему, которая отражает современное состояние науки и практики, задачи профессионального обучения, закономерности усвоения и применения знаний.

Методологическую основу исследования составляют важнейшие положения, марксистско-ленинского учения о единстве диалектики, теории и логики познания, о деятельноетной и творческой сущности личности и путях ее формирования, программные документы Коммунистической партии и Советского государства по вопросам политики, идеологии, управления и народного образования.

Разрабатывая специальную методологию исследования, мы опирались на системный подход, который позволил вскрыть системообразующие факторы, функции и структуру вузовского учебника как дидактической системы. Для решения поставленных задач использован комплекс методов исследования:

— теоретический анализ философской, психолого-педагогической, учебно-методической и книговедческой литературы;

— моделирование;

— сравнительно-сопоставительный анализ учебников и учебных пособий;

— длительные наблюдения за использованием учебников по специальным¦дисциплинам;

— анкетирование, интервьюирование, беседы, метод экспертных оценок.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяются тем, что в нем разработана функционально-структурная модель вузовского учебника по специальной дисциплине, выявлена и обоснована совокупность педагогических условий, обеспечивающих его дидактическую роль в системе управления познавательной деятельностью студентов.

Практическое значение результатов исследования состоит в следующем:

I. Использование выявленных сущностных типологических признаков учебников и учебных пособий позволяет авторам, авторским коллективам, преподавателям вузов, издательским работникам подходить к разным видам учебной литературы с обоснованными критериями.

— 2. Применение разработанной функционально-структурной модели учебника по специальной дисциплине дает возможность авторам и издательским работникам конструировать издания, отражающие цели и задачи современного вузовского обучения.

3. Разработанная организация управления познавательной деятельностью студентов средствами учебника способствует реализации основных задач формирования творчески активной личности специалистов, так как в процессе ее применения осуществляется развитие умений и навыков самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности (поиск информации, применение полученных знаний, решение различных познавательных задач, учебно-профессиональных проблем).

Видимо, будет правомерным вывод о том, что практическая значимость работы определяется тесной связью ее результатов с актуальными проблемами процесса управления качеством подготовки специалистов высшей квалификации и формирования нового типа их мышления. Выдвигаемые теоретические положения и сделанные в работе выводы могут быть реализованы педагогами высшей школы в решении дидактических и воспитательных задач специальных дисциплин, а авторами и издателями учебной вузовской литературы — для ее наиболее рациональной подготовки и издания.

Достоверность научных результатов обеопечена необходимым обоснованием методологических позиций, многообразием методов исследования, адекватных его целям, задачам и исходным параметрам, проведенным качественным анализом и подтверждена опытным путем.

Цель и задачи исследования

обусловили структуру диссертационной работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

4. Выводы, заключение.

5. Вопросы.

6. Задания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Мотивационно-стиму- 1. Введениелирующая 2. Предисловие3. Текст4. Задания6, Исследовательская I. Введение2. Предисловие3* Текст4. Выводы, заключение5. Вопросы6. Задания7. Указания, рекомендации8. Таблицы9. Иллюстративный материал
  2. Библиографические указатели
  3. По-видимому, является характерным для используемой в настоящее время дидактической системы (объяснительно-иллюстративной) отсутствие единого мнения на роль учебника как средства формирования стиля мышления (приложение 2, таблица I).
  4. В то же время на вопрос, в какой степени существующие и используемые учебники соответствуют требованиям повышения эффективности учебного процесса (приложение 2, таблица 4) 60% участников опроса считают, что соответствуют «мало».
  5. В целях выяснения мнений студентов о дидактических достоинствах и недостатках учебников по специальным курсам нами проведен анкетный опрос студентов лечебного и педиатрического факультетов АГМИ и биологического факультета АГУ.
  6. На вопросы анкеты ответили 477 студентов Ш-1У курсов. Ниже приводятся полученные данные.
  7. В своей учебной работе 75,4% опрошенных студентов используют только учебник и конспект лекций- 18,2% пользуются только учебником (приложение 2, стр.213).
  8. Далее мы попытались определить наиболее оптимальные элементы структуры учебника, с точки зрения управления деятельностью студентов, развития их исследовательского, творческого потенциала.
  9. На основании проведенных эмпирико-аналитических анализов можно сделать следующие выводы:
  10. Учебник, являясь средством обучения, должен быть источником знаний и одновременно средством управления учебной деятельностью, формирования стиля мышления, развития исследовательских навыков, организации самостоятельной работы.
  11. В современном учебнике должны быть реализованы следующие функции: информационно-познавательная, самообразовательная, организационно-управляющая, исследовательская, самоконтроля, воспитательная, мотивационно-стимулирующая.
  12. Итак, данные проведенного эмпирико-аналитического анализа хорошо согласуются с предложенной нами теоретической моделью современного вузовского учебника.
  13. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНИКА
  14. В дидактике управление учебным процессом, познавательной деятельностью студентов рассматривается как выбор преподавателем соответствующих цели и задачам подготовки специалистовв вузе форм, методов и средств обучения.
  15. Прививать потребности и навыки самостоятельного пополнения знаний-
  16. Развивать умения и навыки логического рассуждения, научных исследований-
  17. Развивать познавательные способности и умение использовать все источники познания.
  18. Формировать диалектико-материалистическое мировоззрение.
  19. По теории систем, для оптимального управления любой деятельностью необходимо следующее: указание цели управления, установление исходного состояния управляемого объекта, программа воздействия, наличие обратной связи и корректирующих воздействий.
  20. Установлено, что только с помощью определенных способов организации материала учебника можно реализовать разнообразные дидактические функции учебника и эффективно способствовать формированию умений и навыков творческой исследовательской деятельности.
  21. Показ 1−3 Введение Предисловие Ознакомление
  22. Объяснение 1−6 Текст Иллюстрации Таблицы Указатели Ознакомление
  23. Тренировка 1−6 Задачи Задания Вопросы Иллюстрации Таблицы Указатели Овладение способами и методами
  24. Практическое 1−6 Текот Закреплениеиспользование Задания и развитие1. Вопросы умений и1. Указатели навыков1. Иллюстрации1. Таблицы5 Контроль 1−6 Вопросы1. Задания1. Самоконтроль Коррекция
  25. В соответствии с теорией управления, каждый цикл управления начинается с конкретизации целей управления. Для успешности управления познавательной деятельностью конкретизируем цели, а тем самым и функции, первого звена системы управления «учебник»:
  26. Введение студента в учебный материал-
  27. Мотивировка необходимости изучения материала-
  28. Пробуждение интереса к активной творческой деятельности-
  29. Установление взаимосвязи с предшествующим материалом.
  30. Нами установлено, что в процессе управления познавательной деятельностью студентов определенную роль играет и предисловие.
  31. В нашем понимании, предисловие это краткая ориентирующая статья, цель которой сообщить определенные сведения об учебнике: охарактеризовать его структуру, объяснить, как пользоваться условными обозначениями, приложениями, указателями и т. д.
  32. Экспериментальный сопоставительный анализ, проведенный нами, выявил предпочтительность и эффек-х-ивность следующего варианта предисловия:
  33. Читательский адрес издания (курс, специальность, для которой предназначен учебник) —
  34. Особенности издания (вид учебник, учебное посо’бие, по части курса или по всему курсу- степень новизны излагаемого материала) —
  35. Особенности структуры издания-
  36. На основе наших исследований роли и значения вводной информации в реализации дидактических функций учебника и в процессе управления познавательной деятельностью студентов мы пришли к следующим выводам:
  37. Введение призвано дать первоначальное знание о предмете, курсе, пробудить интерес к его познанию.
  38. Вводная информация дает реальную возмокность управляющей системе (учебнику) осуществить процесс актуализации и подготовки к работе с материалом специальной дисциплины, нацелить23. Текст
  39. Текст как структурный компонент учебника представляет собой чрезвычайно сложное и многоаспектное явление. По словам
  40. Н.И.Жинкина, проблема законов отроения текста или развитии контекста остается совершенно не разработанной в современной науке.
  41. Действительно, суть диалектического пути познания объективной реальности, по В. И. Ленину, «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике."/5,с.132−153/.
  42. Выделение главного, существенного.
  43. Перечисление основных проблем дисциплины (отрасли).
  44. Конкретизация прогноза исследования проблемы, развития отрасли, производства, технологии и т. д.
  45. Изложение рекомендаций по дальнейшему развитию актуальных проблем темы, дисциплины, отрасли.
  46. В этом плане необходимо уточнить, что следует понимать под термином «задача». «Дефиниций, писал В. И. Ленин, — может быть много, ибо много сторон в предметах."/5,с.216/. В этом смысле понятие задачи не является исключением.
  47. Владение методами научного познания (умение использовать наблюдения, сравнения, опыт, анализ, синтез, обобщение, специализацию, абстрагирование, конкретизацию и т. д.).
  48. Умение использовать индукцию, дедукцию, аналогии, ин4туицию.
  49. Умение высказыважь гипотезы и проверять их.
  50. Использование моделирования (графики, диаграммы, рисунки, схемы).
  51. Умение классифицировать, систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи.
  52. Умение выбора средств и методов для достижения поставленной цели.
  53. Умение устанавливать связь изучаемого материала с практической деятельностью.
  54. Владение основными качествами научного мышления (гибкость, оригинальность, широта, глубина, критичность, ясность и четкость).
  55. Бактериологическая лаборатория
  56. Систематика микроорганизмов
  57. Каково назначение бактериологической лаборатории?
  58. Назовите основных представителей микроорганизмов
  59. Клиническое и психологическое изучение несовершеннолетних преступников
  60. Какие факторы обусловливают необходимость исследования психики несовершеннолетних преступников?
  61. Социально-психологические. параметры коммуникации
  62. Модель цикла управления и научной организации педагогического труда
  63. Необходимые условия планирования и струкгура плана1. Формы планирования
  64. Принципы конкретности и цикличности планирования
  65. Реализация управленческого решения
  66. Что такое развитие вообще и психическое развитие, в частности. Покажите наиболее общие закономерности развития личности.
  67. В процессе ответа на вопросы студенты получают возможность высказать свои собственные суждения, которые необходимо подкрепить какими-то аргументами. Все это предполагает активную мыслительную деятельность студентов, их самостоятельную работу.
  68. Анализ учебников, опрос студентов и преподавателей, выводы исследователей проблем дидактики позволяют сделать следующие выводы:
  69. Управлению формированием творческого мышления способствуют вопросы проблемного характера, которые вводят студентов в проблемные ситуации, возбуждают познавательный интерес.
  70. С помощью проблемных вопросов в учебнике осуществляется формирование умений и готовности студентов решать неординарные задачи, аргументировать свою точку зрения, сопоставлять, анализировать, сравнивать, выявлять необходимую-недостаточную информацию.
  71. Выполняют функцию закрепления знаний (воспроизведение изученного, систематизация фактов, понятий, формирование познавательных и исследовательских навыков-.
  72. Способствуют овладению методами логического мышления и опытом творческой деятельности (анализ, синтез, сравнения, обобщения, формирование оценок, выводов- углубление системы знаний, уточнение, конкретизация, систематизация).
  73. Требуют применения полученных и новых знаний.
  74. Таковы подкрепленные данными теоретических, экспериментальных исследований и практикой, выводы о значимости вопросов и заданий в вузовском учебнике, 4.3, Инструктивные материалы
  75. Проверьте, все ли данные задачи вы использовали?
  76. Наблюдение как эксперимент необходимо производить несколько раз. Это повышает его объективность /20,с.99/.
  77. Использование форм смыслового выражения передаваемой информации, которые повышают активность восприятия отудентов (проблемная презентация) —
  78. Использование системы специальных целенаправленных задач, заданий, формирующих знания, сенсорные навыки, различныесистемы умственных действий.
  79. Соблюдение этих условий и составляет основу опосредованного управления мыслительной деятельностью студентов.
  80. Самостоятельно усвоить по текстам и рисункам назначение, конструкцию и работу объекта и его частей. Действовать необходимо «синхронно" — ведущим должен быть текст.
  81. Выделить существенные конструктивные части объекта, посредством которых реализуется его принцип работы.
  82. Библиографические указатели
  83. Управление познавательной деятельностью студентов в процессе использования вузовского учебника является процессом реализации целей дидактической системы «учебник».
  84. В качестве средств управления познавательной деятельностью студентов в процесое использования учебника выступают все структурные компоненты дидактической системы учебник.
  85. Каждый структурный компонент учебника реализует определенные дидактические функции, выступает как компонент системы управления учебник, осуществляющий конкретные способы управления своими специфическими средствами.
  86. В данной диссертационной работе обоснована и экспериментально подтверждена идея использования вузовского учебника в качестве средства организации и управления познавательной деятельностью студентов.
  87. На основании теоретических исследований выявлено, что современный вузовский учебник это сложная интегрирующая система (дидактическая, информационная, организационная, управляющая) .
  88. Вузовский учебник сегодня это полифункциональная система.
  89. С учетом выделенных сущностных признаков учебника и данных исследователей, распространенное учебное вузовское издание по специальному курсу, традиционно считающееся учебным пособием, мы полагаем правомерным считать учебником.
  90. В.И. Рецензия, на «Краткий курс экономической науки» А.Богданова. Полн.собр.соч., т.4,с.34−40.
  91. В.И. 0 журнале «Свобода». Полн.собр.соч., т.5, с.358−359.
  92. В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Глава Ш. Теория познания диалектического материализма и эмпириокритицизма. Полн.собр.соч., т.18, с. 149.
  93. В.И. Империализм как высшая стадия капитализма. -Полн.собр.соч., т.27, с.386−387.
  94. В.И. Конспект науки логики. Субъективная логика или учение о понятии. Полн.собр.соч., т.29, с.152−153,216.
  95. В.И. Интернациональная молодежь. Полн.собр.соч., т.30, с. 226.
  96. В.И. 0 государстве. Лекция в Свердловском университете II июля 1919 г. Полн.собр.соч., т.39, с. 67.
  97. В.И. Предисловие к книге И.И.Скворцова-Степанова
  98. Электрификация РСФСР в связи с переходной фазой мирового хозяйства». Полн.собр.соч., т.45, с.51−52.
  99. В.И. Ложка дегтя в бочке меда. Полн.собр.соч., т.45, с.206−207.
  100. В.И. Письмо В.Н.Покровскому. Полн.собр.соч., т.52, с. 24.
  101. В.И. Письма в Наркомзем и в Госиздат. Пол.собр.соч., т.53, с. 104.
  102. Материалы Пленума ЦК КПСС 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 79с.13. 0 реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. -И2с.
  103. Основные программно-методические вопросы подготовки кадров. В кн.: Резолюции Ш сессии ГУСа НКП РСФСР. — М.: 1931, с.124−125.
  104. Материалы центрального партийного архива Института марксизма-ленинизма, ф.12, оп. З, ед.хр.14, л.661.
  105. И.А., Артемов А. В. Основные требования к учебникам по специальным дисциплинам и специальным курсам дня студентов-заочников. В кн.: Пробл.вуз.учеб. — М.: Изд-во МГУ, 1979, с.113−117.
  106. А.Н. Развитие теории методов обучения в советской педагогике (I9I7-I97I гг.) Автореф.доктор.дис. — Киев, 1973, с. 46.
  107. В.И. Педагогическая оценка исследовательских умений старшеклассников и студентов в условиях эвристического программированного обучения. Соврем.высш.шк., 1978, № 1(21), с.77−91.
  108. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высшая школа, 1981. -240с.
  109. М.Ж., Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Проблемно-модельное обучение. Вопросы теории и технологии обучения. -Алма-Ата- Мектеп, 1980. 207с.
  110. М.М. 0 формах и содержании учебного процесса. Вестн.высш.шк., 1951, № 5, с.24−27.
  111. М.М. Соотношение учебника и лекционного курса. Вестн.высш.шк., 1954, II? 12, с.27−31.
  112. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая п! кола, 1976. -200с.
  113. С.И. О некоторых закономерных положениях теории обучения в высшей школе. Соврем.высш.шк., 1977, № 4(20), с.61−70.
  114. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. -367с.
  115. С.И. Дидактические аспекты развития познавательной активности студентов педвузов. В кн.: Формирование социально активной личности в условиях развитого социализма/Под ред.А. П. Петрова. — М.: изд. МГПИ им. В. И. Ленина, 1983, с.155−162.
  116. В.И. 0 методике подготовки учебников и учебных пособий по спецкурсам металлургических специальностей. -В кн.: Пробл.вуз.учеб. M. s Мзд-во МГУ, 1979, с.101−102.
  117. Г. А. Понятие задачи в исследовании и проектировании педагогического процесса. Сов. педагогика, 1984, № II, с.54−59.
  118. В.Н., Сигалов Э. Е. Требования к учебникам по специальным дисциплинам в области строительного образования. -В кн.: Пробл. вуз, учеб. М.: Изд-во МГУ, 1979, с. ПО-112.
  119. Л.А. К вопросу о типологии учебных изданий, предназначенных для общеобразовательной школы, В кн.: Пробл. школ.учеб. Вып.6 — М.: Просвещение, 1978, с.65−72.
  120. А.В. Какой учебник нужен высшей школе. Вестнлысш. шк., 1950, № 6, с.46−48.
  121. Г. Б. Принцип построения учебника по специальному предмету. В кн.: Пробл.вуз.учеб. — М.: Изд-во МГУ, 1979, с.154−157.
  122. И. Творчество как педагогическая цель в вузах технического профиля. Соврем.высш.шк., 1983, № 2(Л2), с.79−89.
  123. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. — 303с.
  124. В.П. О предпосылках построения современной дидактической теории учебника. В кн.: Пробл.вуз.учеб. — М.: Изд-во МГУ, 1979, с.37−38.
  125. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблема школьного учебника. М.: Русский язык, 1977. -288с.
  126. П.П. Что нам взять от Долтонского плана? На путях к новой школе, 1924, № 3, с.15−22.
  127. В.П. 0 состоянии и задачах развития общей теории организации. В кн.: Организация и управление. — М.: Наука, 1968, с.38−56.
  128. В.Б. Процесс вузовского обучения и проблема / формирования у студентов творческого самостоятельного мышления и научных интересов. В кн.: Преподавание педагогических дисциплин в высшей школе, т.2. — М.: изд. НИИ 0П АПН СССР, 1972, с.45−108.
  129. В.Б. Воспитание у студентов творческого мышления. Сов. педагогика, 1975, № 6, с.98−104.
  130. А.Д., Ломов Б. Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников. М.: Педагогика, 1979. — 246с.
  131. В.И. На основе диалектического метода. Вестн. высш.шк., 1983, № 8, с.32−35.
  132. А.С. Подготовка учебников для высшей школы. Вестн. высш.шк., 1947, № 5, с.10−13.
  133. К.И. Заметки о языке учебников высшей школы. -Вестн.высш.шк., 1950, К? I, с.54−60.
  134. К.Н. Психологи о педагогических проблемах. М.: Просвещение, 1981. — 127с.
  135. Г. И. Методологические основы учебника высшей школы. -В кн.: Пробл.высш.шк. Вып.18. Киев: Вивд школа, 1974, с.13−20.
  136. Вузовский учебник состояние и перспективы. — Вестн.высш. шк., 1984, № 12, с.3−7.
  137. П.Л., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе. Вопр. психологии, 1963, № 5, с. 62.
  138. И.Р. О понятии «текст». Вопр. языкознания, 1974, № 6, с. 72.
  139. М.В., Неволин И. Ф. Психологическая концепция использования и построения вузовского учебника. В кн.: Пробл. вуз.учеб. — М., Изд-во МГУ, 1979, с.31−33.
  140. М.В., Неволин И. Ф. От текста к смыслу. В мире книг, 1980, № 4, с.17−19.
  141. Ш. И. Дидактический принцип сознательности. М.: изд. АПН РСФСР, 1961, с. 95.
  142. А.И. Психология познавательной активности учащихся (в обучении). Кишинев: Штиинца, 1975. — 103с.
  143. В.А. Каким должен быть учебник психиатрии. -Сов.наука, 1938, Й? 4, с.98−100.
  144. М.М., Непомнящая Э. А. Управление процессом формирования профессиональных качеств специалиста на основе модели будущей деятельности. Соврем.высш.шк., 1977,1(17), с. I91−201.
  145. В. Роль учебников в развитии самостоятельной работы студентов. В кн.: Пробл.вуз.учеб. — М.: Изд-во МГУ, 1979, с.15−18.
  146. Л.Л. Иллюстрации в технических учебниках. Вестн. высш.шк., 1951, № 5, с.60−63.
  147. П.Г., Петров Г. Н. Ведущая роль лекции в учебном процессе. Вестн.высш.шк., 1951, № 2, с.5−11.
  148. В.В. Опыт создания комплекса учебников и учебных пособий по специальности «Автомобили и тракторы». В кн.: Пробл.вуз.учеб. — Вильнюс: изд.Вильн.ун-та, I983, c. I00-II2.
  149. М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, I960. — 299с.
  150. М.А. Ленинская теория познания и процесс обучения. -Сов.педагогика, 1969, № I, с.84−104.
  151. Л.Д. Формирование познавательной активности студентов как средство становления специалиста. В кн.: Пути оптимизации учебно-воспитательного процесса в вузе. — Барнаул: изд.Алт.ун-та, 1982, с.10−12.
  152. Деятельность. В кн.: Педагогическая энциклопедия, т.1. -М.: Сов. энциклопедия, 1964, с.709−712.
  153. Л.II. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М.: Педагогика, 1982. — 175с.
  154. О.В. Учебник для вуза: каким ему быть? -В. мире книг, 1980, № I, с.16−18.
  155. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. -Минск: Вышэйш.шк., 1978, с. 46.
  156. В.П. Актуальные вопросы совершенствования обучения и воспитания в вузах СССР (Узловые задачи советской высшей школы в свете основных направлений социально-экономического развития СССР). Соврем.высш.шк., 1984, № I, с. ЮО-ПЗ.
  157. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. — 111с.
  158. З.Ф. Принцип проблемности как средство оптимизации познавательной деятельности будущих инженеров. В кн.: Пути оптимизации учебно-воспитательного процесса в вузе. -Барнаул: изд.Алт.ун-та, 1982, с.3−6.
  159. К.Б. Основы управления процессом обучения иностранным языкам в средней школе. М.: изд. МИШ им. В. И. Ленина, 1983. — 98с.
  160. А.В. Фундамент преподавания. В мире книг, 1980, № 2, с.8−10.
  161. Ю.А. Нужны учебники и учебные пособия. Вестн. высш.шк., 1950, № 6, с.31−33.
  162. В.В. О познавательной роли вопросов в обучении. -Сов.педагогика, 1967, № 9, с.47−58.
  163. К.Г. Соразмерность. В мире книг, 1980, te 3, с.13−15.
  164. В кн.: Пробл. педагогики высш.шк. Минск: изд.Белорус.поли-технич.ин-та, 1974, с.118−122.
  165. С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. Изд. 2-е. М.: Высшая школа, 1975. — 314с.
  166. Д.Д. Школьный учебник. М.: Педагогика, 1983. — 239с.
  167. В.Е. О методах обучения в вузе. В кн.: Преподавание педагогических дисциплин в высшей школе, т.2. — М.: изд. НИИ ОП АПН СССР, 1972, с.28−44.
  168. Э.В. Дидактика и диалектика. Современные проблемы образования и воспитания. Вопр. филооэфш, 1974,№ 2, с.73−95.
  169. Э.В. Школа должна учить мыслить. Приложение к журналу «Народное образование», 1964, № I, с. 65.
  170. Т.А. Особенности программированного учебника. В кн.: Пробл.школ.учеб. Вып.1. — М.: Просвещение, 1974, с. 130.
  171. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. Вып.1. М.: Знание, 1972. — 71с.
  172. Л.Б., Креймер А. Я. О сравнительной эффективности различных структур изложения учебного материала. Сов. педагогика, 1965, № 4, с.61−70.
  173. М.Ф. Философский аспект формирования творческого мышления студентов. В кн.: Учить студентов мыслить творчески. — Пермь: изд.Перм.пед.ин-та, 1971, с.12−25.
  174. Э.Н. Модель специалиста как система личностных социальных качеств. В кн.: Наука и образование в условиях развитого социализма. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1983, с.153−166.
  175. П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодежи. Вопр. философии, 1971, № 7, с.19−23.
  176. .М. 0 научном методе написания вузовского учебника. Вестн.высш.шк., 1971, № I, с.70−78.
  177. А.И. Каркас и плоть знания. В мире книг, 1980, № 3, с.15−17.
  178. .П. Повысить требования к вузовскому учебнику. В кн.: Пробл.высш.шк. Вып.18. — Киев: Вища школа, 1974, с.3−7.
  179. В.И. 0 рационализации учебных процессов в высшей школе. Подготовка кадров железнодорожного транспорта, 1935, № 2, с.28−35.
  180. ЮН. Колесников JI.A., Муленко А. К. К вопросу о системном подходе к построению учебного пособия для специальных дисциплин и специальных курсов. В кн.: Пробл.вуз.учеб. — М.: Изд-во ИГУ, 1979, с.43−44.
  181. Костюк{?Г.С. О психологических основах построения рациональных методов программированного обучения. В кн.: Вопр. программированного обучения. Вып.2. — Киев: Вища шк., 1964, с. 26.
  182. К.А. Технический учебник для высшей школы (научные основы редакторского анализа-. Дис.канд.филолог, наук. — М.: 1971. — 183с.
  183. И.Я. Педагогика: новое и традиционное. Вестн. высш.шк., 1968, № 2, с.13−22.
  184. И.Я. Лекция и учебник. Вестн.высш.шк., 1969, № 12, с.16−22.
  185. А.Н. Очерки по истории механики. М., 1964, с. 420.
  186. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях. Сов. педагогика, 1970,9, с.103−104.
  187. А.й. О системе спецкурсов и спецсеминаров по педагогике в подготовке будущих учителей. М.: изд. НИИ ОП АПН СССР, 1976, с.48−53.
  188. В.В. Определение функций учебника как методологическая проблема дидактики. В кн.: Пробл.школ.учеб. Вып.4. -М.: Просвещение, 1976, с.13−36.
  189. Н.В. К вопросу о типе учебников для втузов и техникумов по дисциплинам общетехнического и специального курсов. М.-Л.: изд. Наркомата тяжелой промышленности, 1932. 23с.
  190. ИЗ. Крупская Н. К. К вопросу о новом учебнике. На путях к новой школе, 1924, № 3, с.3−7.
  191. Н.К. О работе над новым учебником дня новой программы. Пед.соч., т. З, с.ИЗ.
  192. Н.К. Какой нам нужен учебник. Пед.соч.в 10-ти т., т.8, с. 420.
  193. Н.К. Об учебниках. Пед.соч.в 10-ти т., т.10, с.179−180.
  194. Т.В. Вопросы психологии, дидактики и методики проблемного обучения. В кн.: Вопр.психологии. Материалы первой конференции психологов Сибири. — Томск, Изд-во Том. ун-та, 1970, с. 23.
  195. Н.В., Гинецинский В. И. Каким должен быть вузовский учебник. Вестн.высш.шк., 1978, to 9, с.92−93.
  196. К.С. Иллюстрирование учебной книги. М.:1933, с. 10.
  197. И.Н. Каким должен быть учебник по специальной технической дисциплине. Вестн.высш.шк., 1954, № 9,с.12−18.
  198. С.Г. Типологическая схема учебных изданий. В кн.: Пробл.вуз.учеб. — Вильнюс: изд.Вильн.ун-та, 1983, с.23−26.
  199. О. Т. Даркевич Г. Е. Проблемы теории подготовки специалистов в выошей школе. Воронеж: йзд-во Воронеж. ун-та, 1984. — 209с.
  200. А.Н. Проблемы развития психики. М.: 1972, с. 300.
  201. И.Я. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам. М.: Просвещение, 1972, с.45−48.
  202. И.Я. Состав содержания образования и пути его воплощения в учебнике. Б кн.: Пробл.школ.учеб. Вып.5. — М.: Просвещение, 1978, с.46−72,
  203. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 183с.
  204. И.И. К теории построения учебного предмета. Сов, педагогика, 1969, № 3, с.91−100.
  205. И. Некоторые аспекты и условия формирования самостоятельности в учебной деятельности. В кн.: Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. — М.: Изд-во МГУ, 1978, с.14−25.
  206. А.П., Марцев А. И., Чичерин B.C. О некоторых предпосылках создания вузовского учебника. В кн.: Пробл.вуз. учеб. — М.: йзд-во МГУ, 1979, с.19−21.
  207. Т.Ю. К вопросу о типологии вузовских учебных изданий. В кн.: Пробл.вуз.учеб. — Вильнюс: изд.Вильн.ун-та, 1983, с.20−22.
  208. В.Е. Учебники и учебные пособия по специальной технической дисциплине. Вестн.высш.шк., 1958, te II, с.89−91.
  209. Р. О развитии творческой деятельности студентов -будущих учителей. Соврем.высш.шк., 1984, № 2, с.61−69.
  210. Ч. Модель вузовского учебника для студентов-заочников, Соврем.высш.шк. — 1975, № 4(12), с.63−78.
  211. Ч. Направления развития теории вузовского учебника в ПНР. В кн.: Пробл.вуз.учеб. — М.: изд-во МГУ, 1979, с.51−55.
  212. Ч. Вопросы оптимизации внутренней структуры вузовского учебника (дидактические функции вузовского учебника).
  213. Соврем.высш.шк., 1983, № 2(42), с.49−62.
  214. Ч. Вузовский учебник в системе технологии обучения. -Соврем.высш.шк., 1983, № 1(41-, с.155−196.
  215. И., Петров П. Актуальные проблемы теории университетского учебника. Соврем.высш.шк., 1977, № ЗЦ9-, с.89−101.
  216. К.Г. Цели и методы развивающей, профессионально-направленной системы подготовки специалистов в технических вузах. Соврем.высш.шк., 1984, № 2(46), с.23−35.
  217. М.И. Организация проблемного обучения в школе. -М.: Просвещение, 1977. 240с.
  218. М.И. Теория и практика проблемного обучения. -Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1972, с. 288.
  219. Методы системного педагогического исследования./Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 171с.
  220. Миллер Е. В, Ошуева Н. А. 0 научных основах конструирования учебника для заочных вузов. В кн.: Пробл.вуз.учеб. -Вильнюс: изд.Вильн.ун-та, 1983, с.96−98.
  221. А.В. Каков должен быть советский естественно-научный учебник для высшей школы. Книга и пролетарская революция, 1935, № 10, с.81−91.
  222. Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1975. -301с.
  223. Н.Д. Об активизации учебной деятельности. -Вестн.высш.шк., 1983, № 8, с.26−31.
  224. М.Н. Больше инициативы в методологической работе. Вестн.высш.шк., 1951, Щ 12, с.8−10.
  225. Р. Научно-организационные аспекты оценки и совершенствования школьных учебников. В кн.: Пробл.шк.учеб.
  226. Вып.5. М.: Просвещение, 1975, с.145−155.
  227. В.А. Психолого-дидактические требования к заданиям и упражнениям в учебнике. В кн.: Пробл.шк.учеб. Вып.З. -М.: Просвещение, 1975, с.130−137.
  228. О.В., Цыганова С. Е. Комплексный подход к проблемному обучению физике в вузе. В кн.: Пути оптимизации учебно-воспитательного процесса в вузе. — Барнаул: изд.Алт. ун-та, 1982, с.6−10.
  229. Т. К вопросу о совершенствовании вузовских учебников. Соврем.высш.шк., 1974, Й 2(6-, с.85−94.
  230. Педагогическая энциклопедия, кн.4. М.: Сов. энциклопедия, 1968, с. 410.
  231. П.И., Коротяев Б. И., Хозяинов Г. И. Теоретические основы обучения студентов знаниям и методам познавательной деятельности. Соврем.высш.шк., 1980, № 3(31), с.187−207.
  232. P.M., Тамарин В. Э. Вопросы, задачи и задания по педагогике. Вып. I. Барнаул: изд. БГПИ, 1981. — 73с.
  233. Н.А. Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в обучении. Дис. доктора пед.наук. — Казань, 1976. — 483с.
  234. И.И. К вопросу о видах текста (учебный текст и его типология). Вестн. МГУ, 1976, № 3, с.34−37.
  235. А.Н. Техника редактирования. М.: Искусство, 1962. — 278с.
  236. Г. Об учебниках для педвузов и педтехникумов. -Педагогическое образование, 1934, № 2, с. 35.
  237. М.Т., Ким А.В. Центральная нервная система и ее проводящие пути. Барнаул: изд.Алт.ун-та, 1982. — 82с.
  238. И.А. Лекции по педагогике высшей школы. Днепропетровск: изд.Донец.ун-та, 1970. — 167с. л
  239. СЛ. Основы общей психологии. 2-е изд. М.: АН СССР, 1946, 600с.
  240. С.Л. Принцип детерминизма и психологическая теория мышления. В кн.: Психологическая наука в СССР, т.1. -М.: 1959, с. 385.
  241. С.Л. О мышлении и путях его исследования. -М.: АН СССР, 1958, с. 140.
  242. Т.Н. К вопросу о справочно-сопроводительном аппарате вузовского учебника. В кн.: Пробл.вуз.учеб. -М.: Изд-во МГУ, 1979, с.68−71.
  243. Т.Н. Вузовский учебник как вид издания. Дис. канд.филолог.наук. — М., 1980. -170с.
  244. Ю.А. Психология студенческого возраста и становление специалиста. Вестн.высш.шк., 1969, № 8, с.16−21.
  245. Сборник руководящих и нормативных материалов для редакци-онно-издательских работников вузов. М.: изд. Минвуза РСФСР, 1982, 227с.
  246. Э.Г. О методике формирования у студентов понятия о фундаментальных принципах функционирования технических объектов. В кн.: Развивающее обучение в вузе. — Тюмень: изд.Тюмен.ун-та, 1983, с.59−68.
  247. Н.М. Теория и практика редактирования. М.: Высшая школа, 1980. — 328о.
  248. Л.В. Теоретические основы учебника устной речи для взрослых. Автореф.дис.канд.пед.наук. Киев, 1978, с. 6.
  249. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971, с. 125.
  250. К.А. Детерминация процесса мышления. В кн.: Исследование мышления в советской психологии. — М., 1966, с.175−224.
  251. Советская печать в документах. М.: Госполитиздат, 1961.
  252. В.П., Третьякова Н. Д. Выполняются задания производственного типа. Вестн.высш.шк., 1982, № 3, с.20−22.
  253. A.M. Логическая структура учебного материала. М.: Педагогика, 1974, с. 4.
  254. Я.Я. Исследование методики активизации самостоятельной работы студентов. Дис. канд.пед.наук. — Рига, 1975. — 163с.
  255. И.В. Психологический анализ методики устного опроса учеников на уроках. Саратов, 1953. — 104с.
  256. Сус Н. И. Излагать научные основы дисциплины. Вестн.высш. шк., 1954, № 12, с.33−34.
  257. Суханов А, Работа над учебником для высшей школы. Сов. наука, 1939, № 3, с.148−153.
  258. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975, с. 45.
  259. Н.Ф. Место и функции учебника в учебном процессе. -В кн.: Пробл.шк.учеб. Вып.6. М.: Просвещение, 1978, с.18−33.
  260. А.С., Ярошенко Ю. Т. О структуре учебника по специальным дисциплинам. В кн.: Пробл.вуз.учеб. — Вильнюс: изд.Вильн.ун-sa, 1983, с.99−100.
  261. Н.И. Основные проблемы вузовского учебника. -Минск: Вышэйш.шк., 1976. 184с.
  262. Л.М. Психологический анализ задач. Сообщение I. Проблемные ситуации и задачи. В кн.: Новые исследования в психологии возрастной физиологии. — М., 1970, Я? I, с. 54.
  263. Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. М.: Педагогика, 1979. — 176с.
  264. И.В. Об учебниках, лекциях, конспектах. -Вестн.высш.шк., 1958, № 12, с.63−67.
  265. B.C. Проблема выделения единого содержания образования на разных уровнях его формирования. В кн.: Вопросы конструирования содержания общего среднего образования. — М.: 1980, с. 90.
  266. С.Е. Учебное пособие по спецкурсу как средство активизации познавательной самостоятельности студентов. -В кн.: Пути оптимизации учебно-воспитательного процессав вузе. Барнаул: изд.Алт.ун-та, 1982, с.99−108.
  267. Н. Требования к содержанию современного учебника. -В кн.: Проблемы на учебник. София: Народна Просвета, 1973, с-32−58.
  268. Н.В. 0 типе учебников для втузов. За промышленные кадры, 1933, te 10, с.79−84.
  269. Т.И. Школьный учебник и проблемы активного учения. -Сов.педагогика, 1976, № 9, с.10−17.
  270. Т.И. К вопросу об анализе структуры познавательной деятельности учащихся. Сов. педагогика, 1971, № 10,с.18−24.
  271. С.Г. Учебник в системе средств обучения. -В кн.: Пробл.шк.учеб. Вып.4. М.: Просвещение, 1976, с.37−50.
  272. Г. М. Основные методы эмпирического познания.
  273. В кн.: Основные принципы и методы научного познания. М.: изд.Моск.ин-та инж.ж.-д.трансп., 1980, с. 66.
  274. Г. Размышления о воспитательных возможностях учебника для социалистической школы. В кн.: Пробл.шк.учеб. Вып.7. — М.: Просвещение, 1979, с.195−197.
  275. В.В. Вузовский учебник как средство организации и активизации самостоятельной работы студентов. В кн.: Пробл.вуз.учеб. — М.: Изд-во МГУ, 1979, с.12−14.
  276. И.О. Развивающее обучение. М.: Просвещение, 1979, с. 46.
  277. А.С. Основные направления развития учебников по технической термодинамике. М.-Л.: Гос.энрг.изд-во, 1958. — 216с.1. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
  278. Основные определения понятия «учебник»
  279. Основные определения понятия «учебное пособие"п/п Определение Источник1 2 ь
  280. Учебное издание издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для преподавания, изучения и усвоения.
  281. Учебное издание издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для преподавания, изучения и усвоения.
  282. Учебными называются издания, содержащие систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для преподавания, изучения и усвоения.
  283. БСЭ. 3-е изд. Т.27 с.438−439
  284. ГОСТ 16 447–78. Термины и определения основных видов изданий. М., 1978, с. 9.
  285. Временная инструкция по типологии изданий и терминологии для обозначения типологических категорий. -М., 1976, с. 8.
  286. Типология книжных изданий. М.: Книга, 1976. (Изд.дело. Обзорная информ. ЦБНТИ по печати-, с. 30.
  287. Учебные издания непериодические издания, содержащие систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для преподаванияи изучения.
  288. Н.й. Основ-новые проблемы вузовского учебника. -Минск: Вышэйш.шк., 1976, с. 29.
  289. О.П., Яжгуно-вич Л.А. Учебно-педагогическая книга. Издания по вопросам культуры и печати. М.: Книга, 1982, с. 34.
  290. Учебник книга для учащихся или студентов, в которой излагается материал по учебному предмету Uypcy) в соответствии с содержанием и системой, установленной учебной программой.
  291. Учебник книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с целями обучения, установленной программой и требованиями дидактики.
  292. Учебник книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствиис программой и предназначенная для целей обучения.
  293. Учебник учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
  294. БСЭ, 3-е изд., Т.27 с.441−442.
  295. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980, с. 1404.
  296. Педагогическая энциклопедия, т.4. М.: Сов. энциклопедия, 1968, с. 410.
  297. Педагогический словарь. Т.П. М.: Изд-во Академии пед. наук, 1969, с. 532.
  298. Термины и определения основных видов издания. (ГОСТ 16 447−78).-В кн.:
  299. Сборник руководящих и нормативны* материалов для редакционно-изда-тельских работников вузов.- М.: Изд. Минвуза РСФСР, 1982, с. 227.
  300. Учебник издание, содержащее систематизированное изложение определенной учебной дисциплины, соответствующее учебной программе и утвержденное официальной инстанцией.
  301. Учебник.- основная учебная книга, написанная на высоком идейном, научном и методическом уровне, полностью соответствующая теоретической части программы дисциплины типового учебного плана.
  302. Учебник учебное издание в виде книги, содержащее систематическое изложение определенной дисциплины (учебной), соответствующее учебной программе и. утвержденное официальной инстанцией.
  303. Временная инструкция по типологии изданий и терминологии для обозначения типологических кате горий. М., 1976, с. 8.
  304. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980, с. 553.
  305. Инструкция о порядке планирования и подготовки к изданию учебников и учебных пособий для высших и средних специальных учебных заведе-ний.-М.: 1977, с.I.
  306. Л.А. К вопросу о типологии учебных изданий, предназначенных., для общеобразовательной школы. В кн.: Пробл. шк.учеб. Вып.6.-М.:Просвещение, 1978, с. 66.
  307. Н.И. Фундамент преподавания. -В мире книг, 1980, № 4, с. 29.
  308. Учебник учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в. качестве данного вида издания.
  309. Учебник специальная книга предназначенная для усвоения учащимися известного объема информации из определенной отрасли научного знания и для управления их учеб-цо-познавательной работой в процессе усвоения приемов умственной и практической деятельности.
  310. Учебник это разработанное в соответствии с принципами педагогики и учетом методики преподавания средство обучения, учитывающее предписания учебной программы и учебного плана.
  311. Н.й. Основные проблемы вузовского учебника. Минск: Вышэйш.шк., 1976, с. 40.
  312. Чернет 0. П, Яжгунович Л. А. Учебно-педагогическая книга. Издания по вопросам культуры и печати.- М.: Книга, 1982, с. 34.
  313. В.П. Основы теории педагогических систем. Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем.-Воронеж: Изд-во Воронеж^ун-та, 1977, с. 152.
  314. К? п/п Определение Источник1 * а
  315. В современной педагогической классификации средства обучения, предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебными -программами -И изложенных в учебниках. (называются учебными пособиями).
  316. Учебное пособие учебное издание, частично или полностью заменяющее или. .дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания.
  317. БСЭ. 3-е изд., Т.27 с. 156.
  318. Термины и определения основных видов изданий (ГОСТ 16 447−78).-В кн.: Сборник руководящих и нормативных материалов для редакционно-изда-тельских работников ву-зов.-М.:изд.Минвуза РСФСР, 1982, с. 227.
  319. Временная инструкция по типологии изданий и терминологии для обозначения типологических категорий.-М., 1976, с. 8.
  320. Пособиями называются те книги, которые помогают более быстрому и более плодотворному пользованию учебниками.
  321. Учебное пособие учебное издание в виде книги или брошюры, частично дополняющее учебник.
  322. Инструкция о порядке планирования и подготовки к изданию учебников и учебных пособий для высших и средних специальных учебных заведений.-М.:I977,с.1.
  323. Я.А. Избранные педагогические сочинения. -М.: Учпедгиз, 1957, с. 320.
  324. В.Е. Учебники и учебные пособия по специальной технической дисциплине.-Сов.наука, 1938, № 4, с. 90.
  325. Л.А. К вопросу о типологии учебных изданий, предназначенных для общеобразовательной школы.-В кн.: Пробл. шк"учеб. Вып.б.-М.: Просвещение, 1978, с. 66.
  326. Учебное пособиеучебное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида изданий.
  327. О.П., Яжгуно-вич Л.А. Учебно-педагогическая книга. Издания по вопросам культуры и печати. -.М.: Книга, 1982, с. 35.
  328. МАТЕРИАЛЫ АНКЕТНОГО ОПРОСА
  329. Данные обработки ответов преподавателей, авторов учебников и учебных пособий на вопросы анкеты
  330. Данные обработки ответов студентов на вопросы анкеты
  331. Данные обработки ответов преподавателей вузов, авторов учебников и учебных пособий на вопросы анкеты
Заполнить форму текущей работой