Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Компьютерный диалог как психоразвивающая технология

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретической основой исследования являются: концепция культурно-исторического развития Л. С. Выготского, теория деятельности АЛ I. Леонтьева, концепция опосредованной компьютером деятельности (O.K. Тихомиров, Л.П. Гурьева), психосемантический подход к исследованию личности (А.Ю. Козлов-ская-Тельнова, В. Ф. Петренко, В. И. Похилько, А.Г. Шмелёв), концепция профессиональной ментальности (Б.С… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Возможности акмеологического подхода в изучении коммуникативной деятельности.1О
    • 1. 1. История развития майевтики как подхода и направления в психологии
    • 1. 2. Акмеологические принципы развития профессионального самосознания
    • 1. 3. Сущность и специфика развивающих технологий
    • 1. 4. Становление и развитие профессионала в ходе обучения
  • Профессиональное образование и обучение
    • 1. 5. Проблемы взаимоотношения обучаемого и обучающего в педагогическом процессе
  • Глава 2. Использование компьютерного диалога в процессе обучения
    • 2. 1. Специфика взаимодействия между человеком и компьютером
    • 2. 2. Психологические особенности взаимодействия студента и преподавателя при компьютерном тестировании
    • 2. 3. Формы диалога преподавателя и студента
  • Глава 3. Организация и методы исследования взаимодействия человека и компьютера
    • 3. 1. Основные задачи и этапы экспериментального исследования
    • 3. 2. Методы и методики исследования
    • 3. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
    • 3. 4. Психологический комфорт и эффективность решения задач в диалоге с компьютером

Компьютерный диалог как психоразвивающая технология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Динамичное развитие государственных структур в России, происходящее в результате быстро меняющейся социально-политической и экономической ситуации, вызывает рост требований к уровню подготовки специалистов в вузах. В связи с этим повышается значение непрерывного образования, системы дистанционного обучения, которые становятся средой для личностно-профессионального развития студентов. Интенсификация процесса подготовки и переподготовки специалистов, вовлечение в процесс обучения все большего числа преподавателей и студентов вызывает необходимость использования в учебном процессе информационных технологий.

Компьютеры и информационные системы проникают во все сферы человеческой жизни, в связи с чем возрастает актуальность социально-психологических исследований межличностного общения с помощью компьютерных технологий. Актуальной становится разработка компьютерных систем, поддерживающих коммуникацию с учетом оптимальных психологических условий общения человека и компьютера.

Взаимодействие между человеком и компьютером является социальным как и все другие интеракции человека с окружающим миром. Не случайно социально-психологические аспекты технического развития общества стали предметом исследования отечественных психологов еще в 70−80-е гг.

Образовательные технологии прошли в своем развитии разные стадии: полууправляемой и жестко управляемой техниками коммуникации в условиях общения с преподавателем, тьютором в опосредованных формах общения — самотерапия, копинг-поведение, общение с ЭВМ при использовании электронных учебных пособий, моделирующих и тестирующих компьютерных программ, Интернета и др.

Широкое внедрение ЭВМ в различные сферы науки и производства привели к естественной потребности решать с их помощью более сложные задачи. Оказалось, однако, что сложившиеся формы использования машин непригодны для тех случаев, когда проблематична уже сама постановка задачи или когда в самостоятельную задачу превращается анализ полученных результатов. В связи с этим остро встал вопрос о создании таких средств умственного труда, которые позволили бы человеку вести практически без временных задержек осуществить общение с машиной на протяжении всего процесса решения задачи.

Компьютерные системы создали новые каналы общения между людьми, где возможны разнообразные коммуникативные ситуации: взаимодействие (интеракция) человека и компьютера, взаимодействие компьютерного пользователя с другим пользователем или группой.

Объект исследования — майевтически организованный компьютерный диалог студента и преподавателя в рамках системы непрерывного и дистанционного образования, а также общение студентов — профессиональных и непрофессиональных пользователей с компьютером.

Предмет исследования — структура и динамика майевтического диалога между преподавателем и студентом, осуществляемого с помощью компьютера.

Гипотеза:

Оптимизация компьютерного диалога в системе непрерывного и дистанционного образования позволит:

— повысить эффективности взаимодействия студентов с информационно-технологическими средствами;

— активизировать процесс личностно-профессионального развития студентов;

— прогнозировать динамику личностно-профессионального развития студентов.

Использование современных информационных технологий приводит к изменению особенностей компьютерного диалога студента и преподавателя в рамках системы непрерывного и дистанционного образования.

Цель исследования: разработка и апробация системы развития защитных психологических механизмов: от опосредованных вмешательством педагога, тьютора до непосредственных (вторично произвольных) форм общения с ЭВМ.

Задачи исследования:

1. Изучить понятийный аппарат и обосновать методологию исследования.

2. Провести теоретический анализ философской и психологической литературы, предметом исследования которой является общение в системе человек-человек, человек-компьютер, человек — компьютер — человек.

3. Изучить сущность, особенности и условия эффективности компьютерного диалога.

4. Выявить особенности психологических проблем, встающих перед студентами, работающими с ЭВМ.

5. Провести экспериментальное исследование для выявления и сравнения психических состояний студентов — профессиональных пользователей ЭВМ и непрофессиональных пользователей ЭВМ в процессе компьютерного диалога.

6. Разработать и апробировать спецкурс по компьютерному диалогу, способствующий развитию личности студента, оценить его эффективность с помощью диагностических методик.

Теоретической основой исследования являются: концепция культурно-исторического развития Л. С. Выготского, теория деятельности АЛ I. Леонтьева, концепция опосредованной компьютером деятельности (O.K. Тихомиров, Л.П. Гурьева), психосемантический подход к исследованию личности (А.Ю. Козлов-ская-Тельнова, В. Ф. Петренко, В. И. Похилько, А.Г. Шмелёв), концепция профессиональной ментальности (Б.С. Гершунский, А .Я. Гуревич, И. Г. Дубов, Д. Б. Оборина. В.А. Сонин), теоретические решения проблемы личностного развития обучаемого (студента) в учебной компьютеризированной деятельности (Б.С. Гершунский, А. Е. Марголис, Л. Ю. Невуева, В. В. Рубцов и другие).

Для решения поставленных задач применялся комплексный метод исследования, в основе которого лежит принцип системности в изучении феномена личности (Б.Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов. В.В. Рубцов). В исследовании применялись: теоретический анализ, типологический анализ, включённое и опосредованное наблюдение. Были использованы опросные методы: стандартизованная беседа, опросник предназначенный для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения, а также психодиагностические тесты: тест, позволяющий оценить уровень субъективного контроля (УСК), тест, позволяющий выявить состояние тревожности и депрессии (ТиД) и тест для оценки потребности аффилиации. Обработка данных проводилась методами многомерной статистики (корреляционный анализ, кластерный анализ, факторный анализ) с применением автоматизированной прикладной программы Statistica 5.5.

Базой исследования явился Астраханский государственный технический университет. Исследованием охвачены 213 студентов, из них 109 студентов Института информационных технологий и коммуникаций АГТУ (профессиональные пользователи ЭВМ) и 104 студентов Института экономики АГТУ (непрофессиональные пользователи ЭВМ).

Положения, выносимые на защиту.

1. В процессе овладения компьютерным диалогом в системе непрерывного и дистанционного образования происходит формирование психологической и профессиональной готовности личности к информационно-аналитической деятельности.

2. Формирование профессиональной психологической готовности обучающихся к взаимодействию с компьютером будет продуктивным, если учебный процесс построен с учетом современных образовательных тенденций, отражающих творческий характер обучения и обеспечивающий формирование у обучающихся профессионального «Я», системного мышления и умения применять информационные технологии в решении профессионально ориентированных компьютерных диалоговых задач.

3. Эффективность проведения компьютерного диалога в системе непрерывного и дистанционного образования коррелирует с уровнем знаний, умений и навыков субъекта диалога в области информационной деятельности, с одной стороны, и, с другой стороны, с качеством реализации компьютерной диалоговой задачи.

4. Процесс личностно-профессионального развития в ходе компьютерного диалога будет эффективным, если: а) познавательная деятельность обучающихся в процессе овладения компьютерным диалогом реализуется в условиях специально организованной учебной информационной средыб) в ходе применения спецкурса формируются: профессиональная и психологическая готовность обучающихся к информационно-аналитической деятельностипонимание особенностей решения профессиональных компьютерных диалоговых задач в современной информационной среде.

5.Формирование эффективного диалогового взаимодействия в системах «человек — компьютер» зависит от наличия следующих условий:

— наличия самостоятельного и креативного стиля мышления субъекта компьютерного диалога;

— способности к самостоятельной учебно-познавательной и развивающей деятельности в условиях информационного дефицита и малознакомой информационной среды.

Научная новизна проведенных исследований состоит в следующем:

— впервые продемонстрирована возможность применения майевтического подхода в системах образовательных технологий (кейс-, сетевых технологиях дистанционного обучения, на уровне виртуальных форм и др.).

— проведен анализ эволюции развивающих психологических и образовательных технологий, а также показана многоуровневая природа майевтически организованного диалога со свободной, (частично) полууправляемой, жестко управляемой техниками коммуникации в условиях общения с преподавателем, тьютором в опосредованных формах общения — общение с ЭВМ при использовании электронных учебных пособий, моделирующих и тестирующих компьютерных программ, Интернета и др.

— научно обоснованы и показаны возможности развития мыслительных, мнемических, аттенционных, имажитивных, сенсорно-перцептивных действий с помощью майевтической техники;

— даны схемы развития защитных психологических механизмов: от опосредованных вмешательством педагога, тьютора до непосредственных (вторично произвольных) форм общения с ЭВМвыявлены индивидуальные стили и стратегии общения при применении майевтического подхода в организации диалога с ЭВМ, показан психологический эффект «автоматизации» мыслительной деятельности пользователя ЭВМ и психолога;

— раскрыты социально-психологические механизмы персонификации, недоверия к информации, психологической зависимости в условиях диалога пользователя с ЭВМ в зависимости от личностных особенностей.

Теоретическая значимость работы заключаются в том, что исследована и обобщена проблема диалога между преподавателем и студентом, осуществляемого с помощью компьютера в ходе непрерывного и дистанционного образования, а также непосредственного общения студентов «компьютерных» и «некомпьютерных» специальностей с ЭВМ что способствует развитию понятийного аппарата и расширяет предметное поле исследований психологии развития.

Определены психологические условия диалога «человек — компьютер», «человек — компьютер — человек» .

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты, полученные в ходе диссертационного исследования могут быть использованы:

— в учебном процессе для дальнейшего изучения компьютерного диалога;

— при разработке учебных программ для студентов «компьютерных» и «некомпьютерных» специальностей;

— для эффективного диалогического общения между преподавателем и студентом, осуществляемого с помощью компьютера в ходе непрерывного и дистанционного образования.

Полученные в исследовании результаты могут быть использованы психологами, специалистами в области программного обеспечения для организации процесса проектирования, педагогами вузов.

Апробация. Теоретические и экспериментальные результаты исследования обсуждались на заседании кафедры социологии и психологии, докладывались на научно-практических конференциях: «Проблемы межкультурной коммуникации: история и современность» (Южно-российский государственный институт (Астраханский филиал) — на Международной научной конференции, посвященной 70-летию АГТУна межрегиональной научно-практической конференции «Аспекты экономической реформы» Института экономики АГТУна Первой межрегиональной научно-практической конференции по вопросам открытого образования «Федеральные и региональные проблемы образования и пути их решения в системах открытого образования» (Астраханский филиал МЭСИ).

Майевтическая техника организации учебного процесса активно использовалась автором во время проведения лекционных и практических занятий со студентами АГТУ и Астраханского филиала МЭСИ.

На основе материалов диссертационного исследования подготовлен спецкурс по компьютерному диалогу, обеспечивающий интеграцию образовательных областей «Психология и педагогика» и «Информатика». Данный спецкурс апробирован на занятиях со студентами Института информационных технологий и коммуникаций и Института экономики АГТУ, со студентами Астраханского филиала МЭСИ и использован в системе Института дистанционного обучения Астраханского государственного технического университета.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 244 наименования, в том числе 58 на иностранных языках, и приложений.

Выводы по третьей главе диссертации.

Компьютеры следующих поколений, в которых будет воплощен аналог партнера человеку по проблемному диалогу, будут пригодны для использования их широким кругом пользователей — как специалистов, так и неспециалистов в области вычислительной техники. Диалог с ними станет не только эффективным, но и комфортным. Они не только позволят решать сложнейшие задачи с минимальной потерей труда и времени, по и предоставят человеку максимально удобный способ взаимодействия — желаемый и соответствующий его индивидуальности. Воплощение в диалоговых компьютерных системах аналога партнера человека по диалогу — необходимая предпосылка для адаптации людей к длительной и систематической работе в искусственной, машинной среде.

Заключение

.

По результатам выполненного диссертационного исследования по теме «Компьютерный диалог как психоразвивающая технология», можно сказать, что достигнута цель: разработана и апробирована системы развития защитных психологических механизмов: от опосредованных вмешательством педагога, тьютора до непосредственных (вторично произвольных) форм общения с ЭВМ, решены задачи: изучен понятийный аппарат и обоснована методология исследованияпроведен теоретический анализ философской и психологической литературы, предметом исследования которой является общение в системе человек-человек, человек-компьютер, человек-компьютер-человекизучена сущность, особенности и условия эффективности компьютерного диалогавыявлены особенности психологических проблем, встающих перед студентами, работающими с ЭВМпроведено экспериментальное исследование для выявления и сравнения психических состояний студентов «компьютерных» и «некомпьютерных» специальностей в процессе компьютерного диалогаразработан и апробировать спецкурс по компьютерному диалогу, оценить ее эффективность с помощью диагностических методик.

В основном подтверждены гипотезы: оптимизация компьютерного диалога как средства психологического консультирования в системе непрерывного и дистанционного образования позволит: повысить эффективности взаимодействия студентов с информационно-технологическими средствамиактивизировать процесс личностно-профессионального развития студентовпрогнозировать динамику личностно-профессионального развития студентов.

Использование современных информационных технологий приводит к изменению особенностей «компьютерного диалога» студента и преподавателя в рамках системы непрерывного и дистанционного образования.

Впервые в отечественной литературе продемонстрирована возможность применения акмеологического подхода в системах образовательных технологий (кейс-, сетевых технологиях дистанционного обучения, на уровне виртуальных форм и др.).

Адекватное восприятие и «понимание» машины человеком требует специальной организации перцептивной и интеллектуальной деятельности, предполагающей оптимизацию внешних и внутренних условий, ее обеспечивающих.

Решение проблемы (задачи) при общении с ЭВМ может быть осуществлено лишь при достижении психологической совместимости в системе когнитивных, аффективных, праксических преобразований в структуре субъект-субъектного (человек — машина) и субъект-объектного информационного взаимодействия.

В диссертации исследованы, апробированы и предложены схемы развития защитных психологических механизмов: от опосредованных вмешательством педагога, тьютора до непосредственных (вторично произвольных) форм общения с ЭВМ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Практикум по психологическому консультированию. — Екатеринбург: Деловая книга, 1995. — 119 с.
  2. JI.K. Управление общением: теория и практикумы для социального работника: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭ-иУ, 1999.-216 с.
  3. А.Е., Айви М. Б., Саймэк-Даунинг JI. Психология консультирования и ПТ. Методы, теории и техники. Практическое руководство. / Пер. с англ. М., 1999.- 134 с.
  4. Акмеологические основы профессионального самосознания личности: Учебное пособие / А. А. Деркач, О. В. Москаленко, В. А. Пятин, Е. В. Селезнева. Астрахань, Изд-во АГПУ, 2000. — 330с.
  5. А., Хольти Дж. 201 способ победить в ситуациях трудного общения практ. рук. / Алан Аксельрод и Джил Хольти [пер. с англ. В. Звонарёва] Челябинск: Урал, 1999. — 189 с.
  6. А., Хольти Дж. 201 способ сказать «нет» изящно и веско: практ. рук. / Аксельрод Алан, Хольти Джил: [пер. с англ. Е. Абрамовских] — Челябинск: Урал LTD, 1999 189 с.
  7. А.А., Громова JI.A. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. СПб.: Эконом, шк., 1993.
  8. А.А., Пигалов В. В. Деловое администрирование на практике: инструментарий руководителя. М.: технологическая школа бизнеса, 1994.
  9. Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. -М.: Социальное здоровье России, 1993. 172 с.
  10. Ю.Е. Организация консультативной беседы. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1999. — № 2. — с. 3−12.
  11. И.Р. Видеотренинг по развитию коммуникативных способностей: Теория и методика. / Комсомольский-на-Амуре гос. пед. ин-т. -Комсомльск-на-Амуре, 1996. 56 с.
  12. В. А. Психологическая адаптация и компенсация при заболеваниях внутренних органов. Автореф. дисс. д-ра псих, наук 19.00.04. СПб мед. акад. последип. обр-ия. — СПб, 1998 — 46 с.
  13. Р., Шихирев П. Н. «Акулы и дельфины»: психология и этика российско-американского делового партнёрства. М.: Дело АТФ, 1994.
  14. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980 -416с.
  15. Н. А. Личность, окружающая среда, общение / Н. А. Антипин, канд. филос. наук. Л., 1991. — 14 с.
  16. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984 — 104 с.
  17. И. Я вас слушаю- совет руководителю как правильно слушать собеседника. Сокр. пер. с англ. Изд. 2-е М.: Экономика, 1987.
  18. А.Р. Основные комментарии характеристики диалога. Ав-тореф. дисс.. канд. филол. наук. — М., 1971. — 23 с.
  19. Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. -М.: Педагогика, 1990.
  20. Ф.В. К развитию проблемы значения и смысла. // Вопросы психологии. 1973, № 6, с. 13−21.
  21. А. А. Восприятие и понимание человека человеком: Дисс.. д-рапед. наук.-М., 1965.
  22. А. А. Личность и общение: Избр. психол. тр. — 2-е изд. пе-рераб. М.: Муждунар. пед. акад., 1996. — 324 с.
  23. А. А. Психология межличностного общения / Министерство внутренних дел Российской Федерации, Рязанская высшая школа. —Рязань, 1994.-89 с.
  24. А.А. О взаимосвязи общения и отношения. // Вопросы психологии № 1 — 1994.
  25. А.А. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения. // Вопросы психологии. -1989.-№ 6.
  26. А.А. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1988.
  27. А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1970- 135 с.
  28. А.А., Ковалёв Г. А. Диалог как форма психологического взаимодействия. // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологического консультирования. / Под ред. А. А. Бодалёва. М., 1987.
  29. Г. В. Психология делового общения. Учебное пособие для студентов эконом, и техн. Спец. вузов. / Г. В. Бороздина. М.: ИНФРА-М, 1998.-224 с.
  30. Л.Л., Стахневич В. И., Кирпач Н. В. Майевтика в системе психологических знаний. // Актуальные проблемы психологии: традиции и современность. Межд. Костюковские чтения. // Акад. пед. наук Украины. Киев, 1993, т.1
  31. Л.Л. Психология: программа для вузов / с применением майевтического подхода. Киев, 1992.
  32. Л.Л. Диагностические и развивающие технологии в практике образования / Мультимедийный компакт диск — АГТУ — Бостонский университет — Астрахань, 2001.
  33. С. Л. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение в условиях групповой формы обучения: Дисс.. канд. псих, наук: 19.00.07.-Л., 1987.
  34. М., Френсис Д. Раскрепощённый менеджер: Для руководителя-практика / Пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1994.
  35. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. -216 с.
  36. Л. Г., Маркина Ф. А. Психология общения и деловых отношений: Учеб. пособие / Л. Г. Бузунова, Ф. А. Маркина: М-во общ. и проф. образования РФ. Магнитогорский тех. ун-т им. Г. И. Носова. — Магнитогорск, МГТУ им. Носова, 1999. 255 с.
  37. А. И. Психологические аспекты взаимодействия «Преподаватель студент» при индивидуально-дифференцированном подходе в обучении. Дисс.. канд. псих. наук. 19.00.07. — Казань, 1999
  38. Н.С., Соколова Е. Т. О некоторых результатах внутри-диалогического анализа психотерапии. // Психология в мире. 1996, № 3.
  39. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова Думка, 1989.
  40. Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. М.: МГУ, 1990. — 134 с.
  41. Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во МГУ, 1984.
  42. С.В., Горностай П. П. Психология консультирования. -Киев, 1996.- 191 с.
  43. Н. В. Особенности психологических конфликтов и ко-пинг-поведения у лиц, обращающихся за психологической консультативной помощью и бытовых неврозами: Дисс.. канд. псих, наук: 19.00.04. — СПб., 1995−256.
  44. Л. С. Секреты делового общения. Минск: Вышэйщ. шк., 1996.-367 с.
  45. Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М.: Наука, 1993. — 172 с.
  46. Вопросы практической психодиагностики и психологической консультации в вузе. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984- 152 с.
  47. Л.И. Проблема научного статуса метода эмпатического слушания.// Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологического консультирования. / Под ред. А. А. Бодалёва. М., 1987.
  48. В.П. О некоторых стратегиях формирования оптимального педагогического общения. // Гуманизация образования. 1994, № 2. — с. 51 -58.
  49. Е. Н. Особенности динамики диалога в ситуации психологического консультирования: Дисс.. канд. псих, наук: 19.00.01. -М., 1991.
  50. Р. М. Элементы практической психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.
  51. Р. М., Березная И. Я. Интуиция и искусственный интеллект. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.
  52. К. Ю. Психологический интеллектуальный интерфейс адаптивного общения пользователя с вычислительной системой: Дисс.. канд техн. наук: 05.13.13. М., 1996.
  53. А. В. Виды преобразований интеллектуальной деятельности в условиях диалога с компьютером: Дисс.. канд. псих, наук: 19.00.01. — М., 1999.-207 с.
  54. Ю.М., Иовлев Б. В., Карвасарский Б. Д. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. Л.: Медицина, 1976. -224 с.
  55. М. Е. Коммуникативные умения специалистов системы «человек-человек» как предметные содержания их подготовки. Дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01.-М., 1999.-134 с.
  56. Г. А. Диалоговое общение, условия и факторы его эффективности: Дисс.. канд. псих, наук: 19.00.05. — М., 1992.
  57. З.О. Логические основы компьютерного диалога: Дисс.. д-ра филос. наук: 09.00.07. СПб, 1993.
  58. А.В. Воспитателю о психологии общения. М.: Просвещение, 1987.-224 с.
  59. Т., Миллер В. Айкидо в повседневной жизни: Практика решения конфликтных ситуаций. Киев: София, 1999. — 206 с.
  60. Е.Л. Механизмы психологической защиты от манипуля-тивного воздействия: Дисс.. канд. псих, наук: 19.00.01. -М., 1993.
  61. Е.Л. Майевтика как методология искусства практического психолога // Актуальные проблемы развития службы практической психологии образования / Сост. Бочкарев Л. Л. М., 1995.
  62. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы: особенности деятельности студентов и преподавателей вуза. Минск, Изд-во БГУ, 1978.
  63. М.И., Кандыбович Л. А. Психология: словарь-справочник. -Мн.: Хэлтон, 1998.
  64. Ю. Н. Обучение паритетному диалогу: учеб. пособие / ЛГУ.-Л.: ЛГУ, 1991.
  65. Ю. В. Путь к диалогу: Психология делового общения. / Под ред. Тугушева. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1989.
  66. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия / Сост. Лозовский Б. Н. М: Высш. Школа, 1993.
  67. Г. Л., Мурзенко В. А. Процессы интеракции в психотерапевтической группе. // Проблемы медицинской психологии. — Л., 1976. — с. 253 254.
  68. Т. С. Психология управления: учеб. пособ., ч. 1: управленческая деятельность. М., 1996.
  69. М.С. Мир общения: проблемы межсубъективных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
  70. С.А. Границы возможности психологического консультирования. // Вопросы психологии. 1993. — № 5. — с. 50 — 57.
  71. С.А. Поляризованная оценочная позиция как универсальная причина проблемы клиентов психологической консультации. // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1994. — № 1. — с. 13 — 19.
  72. А. В. Психология принятия управленческих решений / Под ред. Шадрикова В. Д. М.: Юристъ, 1998.
  73. В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении. (В возрастном плане). Автореф. дисс. канд. псих, наук, 1967. М., 1972. — 26 с.
  74. Е.А. Основы психологии: Учеб. для вузов. М.: Культура и спорт, ЮПИТИ, 1997. — 295с.
  75. Ключ к власти: практ. пособ. для полит, и общ. деятелей / All. Колесников, Е. А. Алехгена, М. И. Горбачёв. -М.: Терра-спорт, 1999.
  76. А.Г. Личность воспитывает себя. М.: Политиздат, 1983.
  77. Г. А. Три парадигмы в психологии. Три стратегии воздействия. // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологического консультирования. / Под ред. А. А. Бодалёва. М., 1987.
  78. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -Минск, 1976.- 17 с.
  79. М. Ю. Духовно-ориентированный диалог общения: Дисс.. канд. псих. наук. 19.00.01. М., 1999.
  80. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984.
  81. Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1987.
  82. С. В. Межличностное понимание и его роль в общении. / Автореф. дисс.. д-ра психол. наук. 19.00.01. Л., 1976. — 35 с.
  83. С.В. Учитель-ученик. М.: Педагогика, 1984.
  84. В. А. Культура и архитектура педагогического пространства // Вопросы философии. 1996. — № 10. — С.46.
  85. Г. В. Паралингвистика. М.: Наука, 1974. — 80 с.
  86. А.Ф. О диалогическом понимании психотерапевтического контакта. // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологического консультирования. / Под ред. А. А. Бодалёва. М., 1987.
  87. А.Ф. О некоторых принципах изучения психотерапевтического контакта. // Методологические проблемы оснований науки. // Тез. Докл. IX Всесоюз. совещ. Киев, 1986.
  88. А.Ф. Особенности индивидуального психологического консультирования как диалогического общения: Дисс.. канд. псих. н. — М., 1991.
  89. А. И. Психологические основы современного управления персоналом: Учеб. пособие. / А.И. Кочеткова- Фин. акад. при Правительстве РФ. М.: Зерцало, 1999. — 373 с.
  90. Т. М. Формирование психологической готовности учащихся к продуктивному использованию компьютера: Дисс.. канд. псих, наук: 19.00.07.-Ставрополь, 1998.
  91. Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения / Мин-во высш. и сред. спец. обр-ия РСФСР. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.
  92. А. А., Кроник Е. А. Психология человеческих отношений. / А. Кроник, Е. Кроник. Дубна: Феникс- М.: Кошто-Центр, 1998. — 214 с.
  93. А.А. Межличностное оценивание в малых группах. Киев: Наук. Думка, 1982.
  94. Г. П. Психологические механизмы коммуникации в условиях межпрофессионального взаимодействия: Дисс.. канд. псих, наук: 19.00.01.-М., 1997.
  95. Г. М. Диалог в процессе совместного решения мыслительных задач. // Проблемы общения в психологии. / Под ред. Б. Ф. Ломова. -М., 1981.
  96. Г. М. Диалог и мышление. Минск: изд-во БГУ им. Ленина, 1983.- 190 с.
  97. Г. М. Психологический анализ содержания диалога при совместном решении мыслительной задачи. // Психология исследования общения. М.: Наука, 1985. — с. 252 — 264.
  98. Г. М. Психология внутреннего диалога. Минск: Университетское, 1988.-206с.
  99. Лабиринты одиночества: Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1989.
  100. Р. Теория стресса и психофизиологического исследования. // Эмоциональный стресс физиологические, психологические реакции. / Под ред. Л. Леви. — Л.: Медицина, 1970, с. 178−209.
  101. В.В. Стили речевого коммуникативного поведения: структура и детерминанты. // Психологический журнал. 1995. — т. 16. — № 6. — с. 90 -100.
  102. В. О возможности эмпирической проверки комплексных теорий о конфликтах неврозах и их терапии на примере теории отношений В.Н. Мяснищева. // Транскультурные исследования в психотерапии. Л., 1989. — с. 43−54.
  103. В. И. Психология и управление. — М.: Агропромиздат, 1990.
  104. М. М. Вам предстоят переговоры. М.: Экономика, 1993.
  105. М. М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии. М.: Аспект-Пресс, 1999.
  106. Г. Психодрама. Теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено (Пер. с нем. A.M. Боковикова- общ. ред. и предисл. Е. В. Лопухиной, А.Б. Холмогоровой). М.: Прогресс: изд. Фирма «Универс», 1994. — 351 с.
  107. М. И. Проблемы онтогенеза общения. / НСШ общ. и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1986.
  108. М. И., Шерьязданова X. Т. Специфика восприятия и общения у дошкольников. Алма-Ата: Мектеп, 1989.
  109. . Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. -М.: Наука, 1980.
  110. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  111. .Ф. Проблемы общения в психологии. // Под ред. Б. Ф. Ломова.-М., 1981.
  112. .Ф., Журавлёв А. Л. Психология и управление. М.: Знание, 1978.
  113. Майевтика в системе психологических знаний. Международная конференция Академии педагогических наук Украины // Предисловие, составление Бочкарева Л. Л. Киев, 1993.
  114. А.К. Психология профессионализма. М., 1995
  115. Л. А. Думай и побеждай: Психология взаимоотношений: практ. псих. / Л. Махаринский -М.: РИПОЛ Классик, 1999 158 с.
  116. Д. А., Тимофеев Ю. П. Психология управления: Учеб. по-соб. Астрахань, изд-во АГПУ, 1997.
  117. Методика Рене Жиля // Лучшие психологические тесты / Под ред. А. В. Кудряшова. Петрозаводск: Петроком, 1992.
  118. Методические рекомендации и принципы развития концепции опе-рантного поведения. / Самарк. обл. отд. пед. о-ва УзССР, Самарк. гос. пед. ин-т им. С. Айни- сост. канд. пед. наук Д. Р. Артыков — Самарканд, 1980 — 45 с.
  119. М. Р. Стратегии понимания клиента в индивидуальной психологической консультации: Дисс.. канд. псих, наук: 19.01.05. — М., 1999.
  120. Л. А. и др. Введение в психологию общения: невербальные средства общения: Учеб. пособ. / Л. А. Михайлов, В. П. Соломин, В.А. Гу-бин: Рос. гос. пед. ун-т им. Герцена. СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 1999. -105 с.
  121. Г. И. Профессионализм общения: учителю о коммуникативных учениях. СПб., 1993. — 56 с.
  122. П. Как проводить деловые беседы: Сокр. пер. с серб.-хорв. -2-е изд.-М.: Экономика, 1987.
  123. Т.М. К исследованию психологического конфликта при неврозах. // Неврозы и пограничное состояние. Л., 1972. — с. 35 — 38.
  124. А. Социодинамика культуры М., 1973. С.43−46.
  125. В.Н. Психология отношений: Избр. психолог, тр. / Под ред. А. А. Бодалева. — М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.-363с.
  126. Р.С. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей: Пособие для учащихся. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. -320с.
  127. Р. С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М.: Педагогика, 1984.
  128. В. А. Компьютерная психодиагностика как средство профессионального и личного роста студентов технических вузов. Таганрог, 1997.
  129. Г. Н. Коммуникативная компетентность личности: Учеб. пособие / Орлов, гос. ин-т искусств и культуры, Упр. образ. Адм. г. Орла. -Орёл: Изд-во соц.-образоват. центра, 1997. 138 с.
  130. В. И., Смотров Н. А. Менеджмент общения: Лекция / Сарат. с.-х. ин-т им. Вавилова. Каф. менеджмента и маркетинга. Саратов, 1993. — 15 с.
  131. М. Н. Культура и этика общения. Ташкент, Узбекистан, 1985.
  132. М. Н. Психология общения и бизнес. — М.: Профиздат, 1995.
  133. М. Н. Человеческое общение. -М.: Политиздат, 1988.
  134. Н. Н. Дифференциально-психологическая характеристика индивидуальной и групповой работы. Л., 1970.
  135. Н. Н. Межличностные отношения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. -151 с.
  136. Н. Н. Психология межличностного взаимодействия. / Авто-реф. дисс.. д-ра. псих, наук: 19.00.05. Л., 1979. — 35 с.
  137. Н. Н. Психология межличностных отношений. Киев: Лы-бидь, 1990.
  138. Н.И., Щекин Г. В. Психология работы с людьми: Советы руководителю. Киев: Полит-Издат Украины, 1990.
  139. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. / Под ред. А. А. Бодалёва. М.: Изд-во АПН СССР, 1987. -164 с.
  140. А.Б. Личность и сущность: внешние и внутренние «Я» человека. // Вопросы психологии, № 2, 1995.
  141. Ю. М. Психология ненасилия. / Междунар. акад. информатизации, ин-т проблем сознания, отд-ие психол. МАИ ООН. М.: Импринт. Гольфстрим, 1997.-40 с.
  142. А. В. Психологический анализ объяснения в обучении как диалога: Дисс.. канд. псих, наук: 19.00.07. СПб, 1997.
  143. А. Ю. А что у него в подсознании?: 12 уроков по психотехнологии проникновения в подсознание собеседника / АЛО. Панасюк. — М.: Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Российской Федерации: Дело, 1990. — 266 с.
  144. А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров. М.: Высш. Шк., 1991.
  145. А.Ю. Управленческое общение: практические советы. -М.: Экономика, 1990.
  146. А.В., Платонов К. К. Психология межличностных отношений.//Общая психология. М., 1976.-с. 136- 157.
  147. В.П. Психология предпринимательства и бизнес консультирования. // Психология в бизнесе. 1997 — №№ 7−12.
  148. Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под ред. Крылова А. А., Маничева С. А. СПб, «Питер», 2002.
  149. В. А. Психология подражания. / Автореф. дисс.. д-ра псих, наук: 19.00.01.-М., 1974.-53 с.
  150. Психологические трудности общения: диагностика и коррекция (Тез. докл.) / Рост. отд. общества психологов СССР и др., Редкол.: Лабунская В. А. (отв. ред.) и др. Ростов н/Д, 1990. — 205 с.
  151. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. М.: Туманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — Т.2 — 248с.
  152. Психология управления: Курс лекций / Аверченко Л. К., Залесов Г. М. и др., отв. ред. Удальцова М.В.- ПГАЭиУ. М. — Новосибирск: НГАЭиУ, 1997.
  153. Г. Н. Социально-педагогические условия развития доверительного взаимодействия субъектов консультирования: Дисс.. канд. пед. наук. 13.00.01.-Оренбург, 2000.
  154. И.Н. Изменения смыслообразующих контекстов клиента в процессе психологической консультирования: Дисс.. канд. псих, наук: 19.00.07.-М., 1999−221 с.
  155. Е.А. Общение как условие развития личности. // Психология формирования и развития личности. М., 1981.
  156. В.А. Психология управления: Учеб. пособ. ч. 1−2 — М.: ЗАО «Бизнес-школа „Интел-синтез“», 1997.
  157. Н. Е. Психологические основы профессиональной деятельности учительской информации при проведении диалога «школьник-компьютер»: Дисс. канд. псих, наук: 19.00.03. Тверь, 1999. -219 с.
  158. Л. И. Эмоциональная поддержка пользователя в процессе компьютерного обучения: Дисс.. канд. псих, наук: 19.00.03. — Кострома, 1999.
  159. А. Е. Психические состояния пользователей ЭВМ в процессе компьютеризированной деятельности. Дисс.. канд. псих. наук. 19.00.01.-Казань, 1998
  160. Л. А. Динамика оператора при работе с командно-сигнальными устройствами. Дисс. канд. псих, наук: 19.00.01. — М., 1981.
  161. Е.Т., Бурлакова Н. С. К обоснованию метода диалогического анализа случая. // Вопросы психологии № 2 — 1997.
  162. Е.Т. Психотерапия: теория и практика. М., 2002.
  163. Р. Л. Когнитивная психология: Пер. с англ. М.: Тривола, 1996.
  164. Г. JI. Развивающий учебный диалог в профессиональной подготовке учителя: психологический аспект: Дисс.. канд. псих, наук: 19.00.07.-М., 1997.
  165. С. А., Зеленская В. В. Репрезентативная сущность личности в коммуникативном аспекте реализаций. Учебное пособие / С. А. Сухих, В.В. Зеленская- Мин-во общ. и проф. образов. РФ, Кубанский гос. ун-т. Краснодар: Изд-во Куб. гос. ун-та, 1997. — 71 с.
  166. Ю. П. Профессиональное общение и его развитие с помощью видеотренинга: Дисс. д-ра псих, наук: 19.00.05. -М., 1994.
  167. А. И. Психологическая комфортность диалога между человеком и компьютером: Дисс.. канд. псих, наук: 19.00.03. -М., 1991. 190 с.
  168. В.П. Психология межличностного влияния и оценивания. — Л., 1984.-43 с.
  169. Философия образования: состояние проблемы и перспективы (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. -1995. -№ 11. С. З
  170. Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. / Пер. с англ. Гореловой, Бабенко. Минск: Парадокс, 1995.
  171. Т. А. «Я» против и «Я». — М.: Знание, 1985.
  172. Т.А. Диалогические принципы в психологии. // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологического консультирования. / Под ред. А. А. Бодалёва. М., 1987.
  173. А.У. Наедине с собой: краткое введение в психогигиену одиночества. // Урания, 1994, № 4, с. 12−19.
  174. Е. Be. Психологические трудности межличностного общения. -Киев: Вища. шк., 1985.
  175. В. Ф. Содержание, формы и методы компьютерной подготовки студентов в гуманитарном вузе. Дисс.. канд. пед. наук. 13.00.08. М., 1999
  176. Ю.М., Данчева О. В. Одиночество: социально-психологические проблемы. Киев, Украина, 1991.
  177. ., Швальбе X. Личность, карьера, успех: Психология бизнеса 4-е пересмотр, и доп. изд. — М.: Прогресс, 1993.
  178. К. Как снять стресс. 30 способов улучшить своё самочувствие за 3 мин. / Пер. с англ. Цырлиной. М.: Прогресс, Универс, 1993.
  179. О. Слово представлено Вам: практические рекомендации по ведению деловых бесед и переговоров: Пер. с нем. М.: Экономика, 1988.
  180. А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в вузе // Вопросы психологии. 1995. — № 4. — С.49−55.
  181. И. М. Особенности различных способов представления информации при управлении самолётом при посадке: Автореф. дисс.. канд. псих, наук: 19.00.03.-Л., 1974.-21 с.
  182. И. М. Психология взаимопонимания. — Казань: Татар, кн. изд-во, 1991.-191 с.
  183. И.С. Особенности психологического консультирования в работе со школьными учителями: Автореф. дисс.. канд. псих. наук. СПб., 1997.-16с
  184. Л.Г. О диалогической речи // Л. Г. Якубинский. Избранные работы. Язык и. его функционирование. М-: Наука, 1986. — С. 16−58.
  185. И. А. Психологические механизмы оптимизации коммуникативного процесса: Дисс.. канд. псих, наук: 19.00.01. Новосибирск, 1998.
  186. И. А. Психологические механизмы оптимизации коммуникативного процесса: Автореф. дисс.. канд. псих, наук: 19.00.01. / Новосиб. Гос. пед. ун-т. Новосибирск, 1998. — 20 с.
  187. Ackerman N.W. The Psychodynamics of Family Life- Diagnosis and Treatment of Family Relationships. N-Y., 1958.
  188. Ashby J.D., et al. Effects on clients of a reflective and a leading type of psychptherapy // Psychol. Monogr., 1957, 71 (Whole N 453).
  189. Bell J. Family group therapy. Wash., 1961.
  190. A.E., Garfield S.L. (ed.). Handbook of Psychotherapy and Behavior Change. N.-Y., 1971.
  191. Betz N.E., Fitzgerald L.F. Individuality and diversity: Theory and research in counseling psychology // Ann. Rev. Psychol. 1993. 44. — P.343−381.
  192. Borgen F. H, Counseling psychology // Ann. Rev. Psychol. 1984. — 35. -P.579−604.
  193. Bry A. (ed,). Inside Psychotherapy. N.-Y., 1972.
  194. Carter J.A. Impressions on counselors as a function of counselor physical attrectiveness // Journ, Gounso Psychol. Vol. 25. N I. P, 28−55.
  195. Cash Th., Salzbach R.P. The beauty of counseling- .affects of counselor physical attractiveness and self-disclousures on perceptions of counselor behavior // Jorn.Coun. Psychol Vol. 25. N 4. P. 285−292.
  196. Cash Tho, Kehr J.A., Salzbach R.F. Help-seeking attitudes and perceptions of counselor behavior // Jorn. Couns. Psychol. Vol. 25. N 4. P. 264−270.
  197. Dickes B. Technical considerations of the therapeutic and working alliances // Int, J. Psycho anal. Psychother. 1975. N 4. P. 1−24.
  198. Fleming J Early object deprivation and transference phenomena- the working alliance // Psychoanai" Quart. Vol. 41.P. 23−49 о
  199. Freued S. The psychogenesis of a case of homosexuality in a woman // Stand.fid., Vol. 18. London, I960.
  200. Gale J .E. Conversation analysis of therapeutic discourse: the pursuit of a therapeutic agenda. Norwood: Ablex, Cop. 1991. — XIII, 160p.
  201. Geiso Ch.J., Fassinger R.E. Counseling psychology: Theory and research on interventions //Ann. Rev. Psychol. 1990. — 41. — P.355−386.
  202. Greenson R.R. The working alliance and transference neurosis Psycho-anal. Quart. Vol. 54. P. 155−181.
  203. Gutheil Th.G., Havens L.L. The therapeutic alliance- contemporary meanings and confusions // Int. Rev. Psychoanai. 1979. Vol. 6. P. 467−481.
  204. Hackney H., Nye S. Counseling strategies and objectives. Endlewood Aiffs: Prentice-Holl, Cop. 1973. — XI, 161p.
  205. Helm J. Gesprachspsychotherapie. Berlin, 1978.
  206. Horney K. Neurosis and. human grouth. N.-Y., 1950.
  207. Jacob Т., Tennenbaum D. Family assessment: Rationale, methods, a future directions. New York- London: Plenum, press, Cop. 1988. — X, 208p.
  208. Jaspers K. Philosohpie, 2 bd. Berlin, 1952.
  209. Jdingram B.L., Vardergoot D. Congelation between the Truax and the Carkhuff scales for measurement of empathy // Jorn. Couns.Psychol. Vol. 25. N 4. P. 549−552.
  210. Jung K.G. Modern man in search of a soul. London, 1966.
  211. Kanfer P.H., Goldstein A.P. Helping peaple change N.-Y., 1975.
  212. Kelson B. The psycho analyst as mediator and double agent // Boles and Paradigms in Psychotherapy / Ed, by M.C. Nelson. N.-Y., 1968.
  213. Kennedy E. On becoming a counselor: A basic guide for nonprofessional counselors. New York: Seabird press, Cop. 1977. — X, 337p.
  214. Kernberg 0. The treatment of patients with borderline personality organisation // Int. Jorn. Psychoanalo 1968. Vol. 49. P. 600−619.
  215. Kratochvil S. Psychotherapie. Praha. 1976.
  216. Kratochvi 11 T.R., Bergan J.R. Behavioral consultation in applied settings: An individual guide. New York- London: Plenum press. Cop. 1993. — 192p.
  217. Lacan J., The four fundamental concepts of psychoanaiysis. London, 1978.
  218. Leger F.J. A behavioral and biological approach to psychotherapy: The dominant eye phenomenon New York: Carlton press. Cop. 1989. — 73p.
  219. Lorenz M., Cobb S. Language patterns in psychotic and psychoneurotic subjects // A.M.A. Archives of Neurology and Psychiatry. New York, 1954. V.72.-P.665−673.
  220. MacPhail W.D. Family therapy in the community. Oxford: Heinemann professional pulp, 1988 — VIII, 192p.
  221. Matarazzo J.D. et al. The interaction chronograph as an instrument for objective measurement of interaction patterns during interviews // Jorn. of Psychology. 1956. Vol. 41. P. 547−567.
  222. Matarazzo J.D., Wiens A.N., Sasiow Gr. Studies in interview speech behavior // Research in behavior modification: New developments and clinical implications / Jfid. by Krasner L. and Ullmann L.P. N. Y" 1965. P. I79−2IO.
  223. McCarthy P.R. Differential Effects of Counselor Self Referent Responses and Counselor Status // Jorn. Couns.Psychol. 1962. Vol. 29. N 2o P. 121 151.
  224. Minuchin S. Family and. Family therapy. London, 1974.
  225. Nunberg H. Practice and theory of psychoanalysis // Nerv. ment. Dis. Monogr. 1948. N74.
  226. Nunberg H. Principles of Psychoanalysis- Their applications to the neuroses. N.Y., 1955.
  227. Osipov S.H. Counseling psychology: theory, research and practice in career counseling // Ann. Rev. Psychol. 1987. 38. — P. 257
  228. Palazzoiy M.S. Paradox and Counter-paradox. N.Y., 1969.
  229. Passons W.R. Gestalt approaches in counseling. N.Y., 1975.
  230. Peris F/ The Gestalt approach and eye witness to therapy. Palo Alto. 1975.
  231. Rogers C. Client-centered therapy: current practice, implications and theory. Boston. 1951.
  232. Rogers Co A theory of therapy, personality and interpersonal relationships as developed in the client-centeredframework // Psychology A Sdudy of a Science / JSd. by S. Koch. Vol. III. N.Y., 1959.
  233. Rogers C. Becoming partners. London, 1975.
  234. Satir V.J. Conjoint Family Therapy. London, 1978.
  235. Schneider K. Die psychopathhischen Personlichkej -ten. Leipzig. 1928
  236. Shapiro E. R. et ale The borderline ego and the working alliance- indications for family and individual treatment in adolescence // Int. Jorn. Psychoanal. 1977. Vol 58. P. 77−87.
  237. Sterba K. The fate of ego in psychoanalytical therapy // Int. Jorn. Psy-choanalo, 1934. Vol. 15. P. 117−126.
  238. Strupp I I. H. On the basic ingredients of psychotherapy // Jorn. Couns. and Clinical Psychol. 1979. Vol.41. P. 1−8.
  239. Taft J. The dynamics of therapy in a controlled relationship. N.-Y., 1962.
  240. Ch. В., Carkhuff R. R. Toward effective counselling and psychotherapy. Training and Practice. Chicago. 1967.
  241. Truax Ch.B., Mitchell K.M. Research on certain therapist interpersonal skills in relation to process and autcome //1 landbook of Psychotherapy and Behavior change / fid. by Bergin A., Garfield S. Lo N.-Y., 1971.
  242. Tubbs S. and Baird J. The open person. Merrill, 1976.
  243. Yalom I. Theory and Practice of group psychotherapy. N.Y., 1970.129
Заполнить форму текущей работой