Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Лирика Лермонтова (системное исследование образных структур)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. — М.: Наука, 1973. — 270 е.- Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. — М.: Наука, 1978. — 391 е.- Кузьмин В. П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. 2-е изд.- М. Политиздат, 1980. — 312 с. художественной литературы становятся объектом системного… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава I. ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗНЫХ СТРУКТУР И ФОРМ ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОГО СОЗНАНИЯ В ЛИРИКЕ ЛЕРМОНТОВА
  • Глава II. ЛИРИКА ЛЕРМОНТОВА 1828−1836 гг
  • СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОГО СОЗНАНИЯ, ИХ СИСТЕМНОГО ЕДИНСТВА
  • Глава III. ЛИРИКА ЛЕРМОНТОВА 1837−1841 гг
  • КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ СИСТЕМНОЕ ЕДИНСТВО ФОРМ ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОГО СОЗНАНИЯ

Лирика Лермонтова (системное исследование образных структур) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основываясь на достижениях дореволюционного лермонтоведения и критически осмысляя его опыт, советские ученые проделали огромную текстологическую и собственно аналитическую работу по изучению лермонтовских произведений, по созданию основ для научной биографии поэта, а также по изучению исторических и типологических особенностей литературной эпохи, значения и места творчет ства Лермонтова в историко-литературном процессе .

Трудами Н. Л. Бродского, В. А. Мануйлова, Б. М. Эйхенбаума и других ученых старшего поколения была создана база советского лермонтоведения, на основе которой стало возможным многостороннее углубленное исследование творчества поэта. В лермонтоведении последних трех десятилетий наметилась тенденция взаимодействия нескольких взаимообогащающих методов исследования, что отразило общие закономерности развития современного литературоведения. Исто-рико-генетическое, историко-функциональное, сравнительно-историческое изучение творчества Лермонтова становится все более гибким и плодотворным, благодаря тесному контакту с типологическим исследованием. Синтез этих методов нашел продуктивное применение в трудах Л. Я. Гинзбург, К. Н. Григорьяна, А. И. Журавлевой, В. И. Коровина, Е. М. Пульхритудовой, А. Н. Соколова, М. М. Уманской и других лер-монтоведов.

Изучение исторического и типологического своеобразия творчества Лермонтова обусловливает и подразумевает также и все более глубокое проникновение в тайны художественной индивидуальности поэта в ее внутренних связях, закономерностях формирования и раз.

I. См.: Библиография литературы о М. Ю. Лермонтове (1917;1977 гг.). Сост. О. В. Миллер. — Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1980. -517 с. вития. Современное лермонтоведение стремится к целостному, системному осмыслению творческого наследия поэта. Так, монография Б. Т. Удодова «М. Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и т творческие процессы» -1- представляет собой опыт системного подхода к изучению творчества Лермонтова в целом. Исследование основывается на конкретно-историческом и типологическом, а также «генетико-структурном» подходе к литературному явлению, что в своей перспективе имеет целью исследование целостной художественной системы Лермонтова .

Системный метод научного исследования основывается на марксистско-ленинском учении о всеобщей диалектической взаимосвязи явлений действительности и применяется достаточно широко как в естественных, так и в гуманитарных науках, в том числе и в литер ратуроведении^. Литературное направление, художественное творчество как динамический процесс, отдельно взятое художественное произведение как органическое единство взаимодействия его элементов, полифункциональность искусства как сложного единства, формирование общей картины мировой литературы, процессы литературного развития в масштабе культур отдельных народов, эволюция художественных систем в рамках различных эпох и периодов, индивидуальная система писателя и многие другие аспекты изучения явлений.

1. Удодов Б. Т. М. Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. — Воронеж: йзд-во Воронеж, ун-та, 1973. — 703 с.

2. См. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. — М.: Наука, 1973. — 270 е.- Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. — М.: Наука, 1978. — 391 е.- Кузьмин В. П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. 2-е изд.- М. Политиздат, 1980. — 312 с. художественной литературы становятся объектом системного исследования*. Системный метод в литературоведении не претендует на универсальность, он правомерен наряду со сравнительно-историческим, типологическим и другими современными методами, в том числе и структурным, опирается на их достижения. На первое место в системном анализе выдвигается «раскрытие внутренних отношений в тех или иных структурных образованиях, соотношений между их различными составными частями, компонентами. При этом речь идет не только о взаимодействии компонентов, но и об их с о п о д-чиненности, их месте и роли в той общей функции, которую выполняет литературное явление» (М.Б.Храпченко)^. В соответствии с принципами марксистско-ленинской методологии литературоведения структура определенного явления художественной литерату.

1. См.: Мейлах B.C. К определению понятия художественная система. — В кн.: Philolooiaa. Исследования по языку и литературе. —Л.: Наука, 1973, с.401−408- Храпченко М. Б. Размышления о системном анализе литературы. — В кн.: Храпченко М. Б. Художественное творчество, действительность, человек. — М.: Сов. писатель, 1976, с.315−333,* Нигматулина Ю. Г. Методология комплексного изучения художественного произведения. 4.1. — Казань: Изд-во Казан, ун-та. — 108 е.- Поспелов Г. Н. Целостно-системное понимание литературных произведений. — Вопр. лит., 1982, К 3, с.139−155- Гиршман М. М. Еще о целостности литературного произведения.-Изв. АН СССР. Серия лит. и языка, 1979, т.38, $ 5, с.449−567- Ломинадзе C.B. Смысл и целостность. Об анализе поэтического произведения. — Вопр. лит., 1979, В 8, с. 135−157 и др.

2. Храпченко М. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. — Б кн.: Храпченко М. Б. Собр. соч.: В 4 т., т.З. — М.: Худок. лит., 1981, с. 364. ры рассматривается не как статическое образование, а как динамический процесс, является частью изучения генезиса и конкретно-эстетической значимости художественного произведения*. Образной структурой мы называем такое явление художественной литературы, в основе целостности которого лежат взаимосвязанные разновидности художественных образов. В изучении конкретной художественной системы, а также структуры особое значение имеет принцип единства генетического и типологического подходов, выдвинутый В. И. Кулешовым в качестве методологической основы системного изучения литературы^.

Понятие «художественная система» вытекает из общего закона марксистско-ленинской диалектики об универсальной связи предметов и явлений действительности. В соответствии с современными понятиями системности художественной литературы творчество отдельного писателя является системным единством, выражением творческой индивидуальности его создателя, воплотившего в этом единстве уникальную художественную концепцию человека и мира, В рам.

1. См.: Методологические вопросы общественных наук. Вып.2. Методологические вопросы структурно-функционального анализа в обществознании: Сб. статей / Ред. коллегия: Д. М. Угринович и др. -Ж.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. — 232 е.- Структурализм: «за» и «против»: Сб.статей. Перевод с английского, французского, немецкого, чешского, польского и болгарского языков / Под ред. Е. Я. Васина и М. Я. Полякова. — М.: Прогресс, 1975. — 468 с. и др.

2. Кулешов В. И. О методологическом единстве генетического и типологического изучения литературы. — В кн.: Методология литературоведческих исследований. Статьи о русской литературе: Сб. Кар-лового ун-та и Моск. гос. ун-та им. М. В. Ломоносова. — Прага: Карлов, ун-т, 1982, с. 11−18. ках творчества отдельного писателя в качестве самостоятельной художественной системы может рассматриваться как отдельное произведение, так и их комплексы, объединяемые, например, по литературному роду: эпические, драматические, лирические, лиро-эпические.

Лирика Лермонтова как самостоятельная целостная художественная система имеет широкий «выход» в общую систему его творчества, включенного, в свою очередь, в системное единство истоI рико-литературного развития лермонтовской эпохи в его типологическом своеобразии, а также в еще более сложную художественную систему русской, затем мировой литературы. Всестороннее научное осмысление системности творчества Лермонтова является сложной задачей, решение которой представляется осуществимым совместными усилиями ученых. В этом отношении показательным является выход в свет коллективного труда советских лермонтоведов — первой на русском языке персональной «Лермонтовской энциклопедии» 1, в которой не только подведены определенные итоги изучению творчества поэта, но и отмечен ряд спорных и нерешенных проблем.

Одной из актуальных для современного лермонтоведения по-преждему остается проблема лирического героя Лермонтова. Этот вопрос является частью проблемы целостности лирики поэта как системы форм выражения авторского сознания. Потребность в изучении генезиса и типологии образных структур в лирике Лермонтова давно назрела. Так, А. Н. Соколов отмечал: «.для успешного решения вопросов о композиционных и жанровых формах лермонтовской лирики, о ее художественном методе и стиле, о ее эволюции и историческом месте необходима ясность в вопросе о специфике лири.

I. Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. В. А. Мануйлов. -М.: Сов. энциклопедия, 1981. — 784 с.

— б ческого образа, о его разновидностях" *. В этой связи актуальным является исследование лирики Лермонтова с позиций теории автора, т. е. с точки зрения становления и эволюции образных структур, форм выражения авторского сознания и их системного единства.

Теория автора, основные положения которой разработаны такими учеными, как М. М. Бахтин, В. В. Виноградов, Л. Я. Гинзбург, Г. А.Гу-ковский, Б. О. Корман, Д. Е. Максимов, А. Н. Соколов, Н. Л. Степанов, Б. Т. Удодов и др. зародилась и развивается в советском литературоведении в связи с целостным изучением художественного произведения. Целостный анализ художественного произведения включает в себя и проблему читателя в ее связи с творческими процессами, ориентацией писателя на идеального и реального читателя, способами воплощения этой ориентации в художественном произведении^. Изучение проблемы читателя в связи с творчеством Лермонтова — тема специального исследования, и мы не ставим перед собой цели ее сколько-нибудь полного освещения, но к некоторым проблемам читателя будем обращаться в процессе конкретного изучения форм выражения авторской личности в лирике Лермонтова.

Прежде чем приступить к исследованию конкретного материала.

1. Соколов А. Н. Художественный образ в лирике Лермонтова. -В кн.: Творчество М. Ю. Лермонтова. I8I4-I964: Сб. статей / Отв. ред. У. Р. Фохт. — М.: Наука, 1964, с. 172.

2. См.: Прозоров В. В. Читатель и литературный процесс / Под ред. Е. И. Покусаева. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1975. 211 е.- Ищук Г. И. Проблема читателя в творческом сознании Л. Н. Толстого.-Калинин: Изд-во Калинин.гос. ун-та, 1975. 119 е.- Левидов A.M. Автор — образ — читатель.- Л.: йзд-во Ленингр. ун-та, 1977. — 360 е.- Кривонос В. Ш. Проблема читателя и творчество Гоголя. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1981. — 167 с. и др. необходимо обратиться к научной терминологии теории автора. Образ автора изучался в различных аспектах: философско-эстетиче-ском — как проблема, связанная с взаимодействием автора и героя в эстетической деятельности (М.М.Бахтин) — в языковом — как «индивидуальная словесно-речевая структура, пронизывающая строй художественного произведения и определяющая взаимосвязь и взаимодействие всех его элементов» * (Б.В.Виноградов) — в специфически-литературоведческом — как структурный элемент художественной системы, одна из форм выражения авторского сознания (Г.А.Гуков-ский, Н. Л. Степанов, Б. О. Корман и др.).

В соответствии с концепцией М. М. Бахтина, «автор — носитель напряженно-активного единства завершения целого, целого героя и целого произведения. Сознание автора есть сознание сознания, то есть объемлющее героя и его мир сознание». Из этого положения «непосредственно вытекает и общая формула основного эстетически продуктивного отношения автора к герою — отношения напряженной вненаходимости автора всем моментам героя, пространственной, временной, ценностной и смысловой вненаходимости». Автор — создатель художественного произведения — это, по выражению М. М. Бахтина, «автор первичный», «natura ла-turans «(природа порождающая). Образ автора — это «автор вторичный», «natura hatura+a «(природа.

1. Виноградов В. В. Проблема образа автора в художественной литературе. — В кн.: Виноградов В. В. О теории художественной речи. — М.: Высш. школа, 1971, с. 152.

2. Бахтин М. М. — Автор и герой в эстетической деятельности. — В кн.: Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества: Сб. избр. трудов. — М.: Искусство, 1979, с.14−15- Бахтин М. М. Из записей I970-I97I годов. — В кн.: Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества, с. 353. порожденная)*, это эстетический принцип видения, и изображения действительности, но не художественный образ (герой).

В.В.Виноградов рассматривает образ автора, «складывающийся р или созданный из основных черт творчества поэта, в его «языковом выражении» — как «форму словесного построения, композиционные типы которой очень многочисленны, исторически изменчивы» 3.

Термины «автор» и «образ автора» фигурируют и в концепции теории автора, принадлежащей Б. О. Корману. Исходным в этой концепции является общепринятое положение об авторе — создателе художественного произведения: «Автор есть носитель мироотношения, выражением которого является все произведение (или совокупность произведений). Предполагается, что автор непосредственно в произведение не входит: он всегда опосредован субъектно и внесубъ-ектно». В связи с целостным системным исследованием художественного произведения Б. О. Корман разрабатывает учение о субъектных и внесубъектных формах выражения авторского сознания («мироотношения автора»),* исследует субъектную организацию текста художественного произведения в его содержательном и формальном аспекте, вводит в связи с этим понятия «субъект сознания» («тот, чье сознание.

1. Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук. — В кн.: Эстетика словесного творчества, с. 363.

2. Виноградов В. В. Проблема образа автора в художественной литературе. — В кн.: Виноградов В. В. О теории художественной речи, с. 113.

3. Там же, с. 189.

4. Корман Б. О. Опыт описания литературных родов в терминах теории автора (субъектный уровень). — В кн.: Проблема автора в художественной литературе: Сб. статей / Ред. коллегия: Б. О. Корман и др. Вып. I. — Ижевск, 1974, с. 219−220. выражается в данном отрывке") и «субъект речи» (тот, кому принадлежит высказывание)*, а также ряд других понятий. Термин «образ автора» обозначает одну из субъектных форм выражения авторского сознания и употребляется в одном ряду с понятиями «лирический герой» и «герой ролевой лирики» .

Как видим, понятие образ автора употребляется в разных значениях: у М. М. Бахтина этим понятием обозначается эстетическая выраженность автора как принципа видения и отражения действительности в целостном художественном произведенииу Б. Б. Биноградова значение этого термина сближается в общем смысле с его трактовкой у М. М. Бахтина, однако Б. В. Виноградов избирает объектом анализа преимущественно «языковое выражение» образа автораБ.О.Кор-ман понятием «образ автора» обозначает одну из субъектных форм выражения авторского сознания. Неоднозначно истолкование и других терминов, употребляемых в теории автора: творческая индивидуальность, художественная индивидуальность, авторское сознание, авторская позиция и т. д.

Мы предлагаем следующую систему понятий теории автора, которая практически применяется в диссертации. Автор — творецсоздатель художественного произведения, реальное лицо, единство биографической и творческой индивидуальности. Мы принимаем предложенное Б. Т. Удодовым употребление термина творческая индивидуальность «применительно. к творческим процессам, к психологии р творчества» реальной биографической личности художника.

1. Корман Б. О. Опыт описания литературных родов в терминах теории автора (субъектный уровень), с. 219−220.

2. Удодов Б. Т. М. Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы, с. 18.

Термином художественная индивидуальность мы будем называть совокупность принципов видения и отражения действительности автором-творцом в художественном произведении или их комплексе, то есть «единство, вырастающее из собственно процессов творчества и из совокупности произведений писателя» *. Художественная индивидуальность имеет многоплановую выраженность как в содержании, так и в форме литературного произведения, включает в себя в качестве основного компонента содержания авторское сознание — весь комплекс выраженных в литературном произведении оценок, взглядов, идей, составляющих в их диалектической взаимосвязи концепцию мира и человека, эстетически отражающую мировоззрение автора-творца. Экспрессивно-оценочный аспект авторского сознания мы обозначаем термином авторская позиция. Формы выражения авторского сознания (а также авторской позиции) подразделяются на субъектные (образ автора, лирический герой и др.) и внесубъектные (сюжетно-композиционные, ритмико-интонационные и др.), эти формы исторически изменяются и совершенствуются.

В диссертации исследуются, в основном, субъектные формы выражения авторского сознания как имеющие решающее значение для раскрытия идейно-художественного содержания лирики поэта.

Наша задача — исследовать лирику Лермонтова как художественную систему образных структур в их типологическом своеобразии, становлении, развитии и взаимодействии.

Цель работы — раскрыть диалектику взаимосвязи различных образных структур, их системного единства в лирике Лермонтова, показать на этой основе глубину и разносторонность отображения действительности в лирическом творчестве поэта, сложность лермон.

I. Удодов Б. Т. М. Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы, с. 18. товской концепции человека и мира, выявить особенности сосуществования романтизма и реализма в художественном методе поэта, тем самым определить специфические черты его художественной индивидуальности.

Научная новизна исследования определяется системным подходом к изучению специфики образных структур, форм выражения авторского сознания в лирике Лермонтова с позиций теории автора. Проблема своеобразия лирики поэта в таком аспекте еще не была поставлена темой специального исследования, а между тем такой подход дает возможность I) разработать концепцию проблемы автора и форм выражения авторского сознания в лирике Лермонтова, а именно: определить специфику содержательных образных структур, а также их функции и диалектику взаимодействия в идейно-художественном единстве лирики поэта- 2) показать особенности системной целостности, богатство идейно-художественного содержания лирики Лермонтова, своеобразие его творческого метода и художественной индивидуальности. <

Изучение лирики Лермонтова основывается на принципах марксистско-ленинской методологии и методики литературоведения, подразумевающих конкретный анализ явлений художественной литературы в единстве их содержания и формы. В основу исследования положен системный метод, который, не претендуя на универсальность, правомерен наряду с другими методами современной науки о литературе, опирается на их достижения и преследует цель наиболее полного раскрытия внутренних связей и закономерностей развития явлений художественной литературы.

Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе проводится типологический анализ лирики поэта: определяется специфика образных структур и форм выражения автор

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Предложенный в диссертации аспект литературоведческого анализа дал возможность рассмотреть вопрос о художественной индивидуальности Лермонтова-лирика с новых позиций, с точки зрения воплощения авторского сознания в развивающейся системе содержательных образных структур. В результате такого подхода разработана концепция проблемы автора и форм выражения авторского сознания в лирике Лермонтова, а именно: определена специфика различных содержательных структур, а также их функции и диалектика взаимодействия в идейно-художественном единстве лирики поэтасубъектные формы выражения авторского сознания рассмотрены как образные структуры, соответствующие субъектам сознания и в этом смысле отражающие человеческую личность в лирическом произведениинаряду с такими формами выражения авторского сознания, как образ автора, лирический герой, лирический персонаж, впервые выделен лирический образ-адресатвыявлены функции образа-переживания и предметно-экспрессивного образа как определенных художественных средств воплощения форм выражения авторского сознанияисследован образ-символ как специфическая образная структура, не представляющая собой особой формы выражения авторского сознания.

В соответствии с разработанной в диссертации концепцией проблемы автора в лирике Лермонтова определяется место лирического героя как одной из форм выражения авторского сознания наряду с образом автора, лирическими персонажами и адресатами. Художественное содержание образа лирического героя (высокие романтические идеалы, активность жизненной позиции, неприятие современной действительности в ее обобщенно-романтическом, а также конкретно-историческом осмыслении, осознание причастности к определенному поколению, демократизация сознания и т. д.)" а также других форм выражения авторского сознания во всей его полноте выясняется в диалектике их системной связи.

Прослеженные в диссертации особенности становления, развития и системного взаимодействия образных структур, форм выражения авторского сознания характеризуют специфику художественной индивидуальности Лермонтова-лирика. Существенной особенностью художественной индивидуальности поэта является активность авторской позиции, стремление к предельной выраженности экспрессивно-оценочного момента при отражении действительности в лирическом произведении. Обнаженность чувства, мысли, отношения поэта к действительности сказывается в проявлениях лирического «я» образа автора, лирического героя, персонажей, в развитости лирического образа-адресата как субъектно-объектной образной структуры, предоставляющей широкие возможности для открытого проявления авторской позиции.

Б процессе системного анализа образных структур, многосубъ-ектности лирики поэта прослежены пути формирования специфической концепции человека и мира, своеобразно объединившей романтические и реалистические представления. Эта концепция явилась основой художественного метода, в котором сочетаются романтические и реалистические принципы отображения сложной, переходной по своему характеру действительности, что получило яркое выражение в создании образа лирического героя, в присутствии в-лирике поэта как романтических, так и реалистических персонажей и адресатов, в сложности позиции, отраженной образом автора, в совмещении внутри целостной лирической системы субъективного и объективного принципов художественного пространственно-временного решения лирических образов-характеров.

— 164.

Системное исследование образных структур в лирике Лермонтова показало, как сквозь призму лермонтовского идеала свободной личности в многообразии лирических характеров, их сложном соотношении и диалектическом единстве многосторонне отразилась современная поэту переходная эпоха в истории русской общественной жизни.

— 165.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.Ю. Соч. / Под ред. П. А. Бисковатого: Б б т. -М.: Изд-г Рихтера, 1889−1891.
  2. М.Ю. Поли.собр.соч. / Под ред. и с прим.проф. Д. И. Абрамовича: В 5 т. СПб. Изд. Разряда изящной словесности имп. Академии наук, 1910−1913.
  3. М.Ю. Полн. собр. соч.: В 5 т. / Ред. текста и коммент. Б. М. Эйхенбаума. М.-Л.: АКас№т (а, 1935−1937.
  4. М.Ю. Полн. собр. соч.: В 4 т. / Ред. Б. М. Эйхенбаума. М.-Л.: Гослитиздат, 1947−1948.
  5. М.Ю. Соч.: В б т. / Под ред. Н. Ф. Бельчикова и др. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1954−1957.I
  6. М.Ю. Собр.соч.: В 4 т. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1958−1959.
  7. М.Ю. Собр.соч.: В 4 т. / Вступит, ст. и прим. И. А. Андроникова. М.: Худок.лит., 1975−1976.
  8. М.Ю. Собр.соч.: В 4 т. /Редкол.: В. А. Мануйлов (отв.ред.) и др., 2-е изд., испр. и доп. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1978−1981.ххх
  9. М.М. Эстетика словесного творчества: Сб. избр. трудов. М.: Искусство, 1979. — 423 с.-166
  10. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  11. И.А. Вопросы марксистской поэтики: Избр. работы. М.: Сов. писатель, 1972. — 423 с.
  12. .О. Практикум по изучению художественного произведения: Учебное пособие. Ижевск, 1977. — 71 с.
  13. В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. 2-е изд. М.: Политиздат, 1980. — 312 с.
  14. Лингвостилистический анализ художественного текста: Сб. статей / Отв. ред. Л. И. Никольская. Смоленск: Изд-во Смол. гос. пед. ин-та, 1981. — 117 с.
  15. Лирическое стихотворение. Анализы и разборы. Учебное пособие: Сб. статей / Отв. ред. Ю. Н. Чумаков. Л.: Изд-во ЛГПИ им. Герцена, 1974. — 153 с.
  16. С. Смысл и целостность. Об анализе поэтического произведения. Вопр. лит., 1979, № 8, с. 135−157.
  17. Ю.М. Анализ поэтического текста (структура стиха). -Л.: Просвещение, 1972. 272 с.- 167
  18. Ю.М. Лекции по структурной поэтике. Бып. I. -Тарту, 1964. 196 с. / Учен. зап. Тарт. ун-т- вып. 160, Труды по знаковым системам. Т.1/.
  19. D.M. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.- 384 с.
  20. Е.А. Опыт стилистического анализа лирического стихотворения. Рус. язык в школе, i960, К 3, с. 44−47.
  21. Методологические вопросы общественных наук. Вып. 2. Методологические аспекты структурно-функционального анализа в обще-ствознании: Сб. статей / Редкол.: Д. М. Угринович и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.- 232 с.
  22. Г. Н. Вопросы методологии и поэтики: Сб. ст. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 336 с.
  23. Кн. I. Образ. Метод. Характер. М.: Изд-во АН СССР, 1962.- 452 с.
  24. Л. Стих как система. Вопр. лит., 1980, К 8, с. 158−159.
  25. М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. В кн.: Храпченко М. Б. Собр. соч.: В 4 т., т.4.- Н.: Худож. лит., 1982. 479 с.
  26. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978.- 391с. ххх
  27. Р.И. Изображение характера в произведениях Лермонтова. Учен. зап. Моск. обл. пед. ин-та им. Н. К. Крупской, т. 85, вып. 6. — М., 1960, с. 13−43.
  28. Р.И. «Из-под таинственной холодной полумаски М. Ю. Лермонтова. Рус. речь, 1979, № I, с. 40−43.
  29. Р.И. Образы слова и звука в лирике М.Ю.Лермонтова. Б кн.: Вопросы развития русской поэзии XIX в. — Куйбышев, 1974, с. 17−29 (Научн. труды / Куйбышев.пед. ин-т- т.155.- 108 е./
  30. Р.И. Романтизм и реализм Лермонтова: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1962. — 19 с.
  31. Р.И. Фантастические образы в русском романтизме 30-х годов XIX века. Б кн.: Из истории русского романтизма: Сб. статей. Вып. I. — Кемерово: Изд-во Кемер. пед. ин-та, 1971, с. 86 -101.
  32. В.А. М.Ю.Лермонтов. Поэзия познания и действия.- М.: Московский рабочий, 1965. 472 с.
  33. . Круг идей Лермонтова. Б кн.: Асмус Б. Вопросы теории и истории эстетики. — М.: Искусство, 1968, с. 359−412.
  34. В.Г. Полн. собр. соч.: Б 13 т. М.: Изд-во АН СССР, 1953−1959.
  35. А. Символизм. Книга статей. М.: Мусагет, 1910.- 633 с.
  36. А. Три «пророка» /Пушкин, Лермонтов, Тютчев/. -Бопр. лит., 1976, К 7, с. 145−174.
  37. .К. К вопросу о философской проблематике ли- 170 рики М.Ю.Лермонтова первой половины 1830-х годов. Учен. зап. Ленингр. пед. ин-та им. А. И. Герцена, 1958, т. 168, ч.1, с.91−113.
  38. Ю.Б. Эстетика. 2-е изд. М.: Политиздат, 1975.- 270 с.
  39. Н.Л. «Бородино» М.Ю.Лермонтова и его патриотические традиции. М.-Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948.- 68 с.
  40. Н.Л. М.Ю.Лермонтов. Биография. Т.1. 1814−1832.- М.: Гослитиздат, 1945. 348 с.
  41. Н.Л. Поэтическая исповедь русского интеллигента 30−40-х гг. Б кн.: Бенок М. Ю. Лермонтову. Юбилейный сборник.- М.-Пг., 1914, с. 56−110.
  42. В.В. Ранняя лирика Лермонтова и поэтическая традиция 20-х годов. Рус. лит., 1964, К 3, с. 46−56.
  43. С.С. К вопросу о трактовке образов стихотворения Лермонтова «Нет, не тебя так пыжо я люблю.» Науч. докл. высш. школы. Филол. науки, 1981, 1Ь 6, с. 70−72.
  44. В.В. О теории художественной речи. М.: Высш. школа, 1971. — 240 с.- 171
  45. В.В. Проблема авторства и теория стилей. -М.: Гослитиздат, 1961. 614 с.
  46. В.В. Проблемы русской стилистики. М.: Высш. школа, 1981. — 320 с.
  47. В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: Изд-во АН СССР, 1963. — 255 с.
  48. К.Д. Изучение лирики М.Ю.Лермонтова в школе.- Учен. зап. Пенз. пед. ин-та. Серия филол., 1963, вып.8, с.65−86.
  49. П.В. Исторические и народно-бытовые сюжеты в поэзии Лермонтова. Киев, 1892. — 33 с.
  50. И.Ф. Творческие методы и художественные системы.- М.: Искусство, 1978. 263 с.
  51. Л.С. Психология искусства / Общ.ред. Вяч.Иванова. 2-е изд. М.: Искусство, 1968. — 576 с.
  52. .Е. Живопись словом. Человек, пейзаж, вещь. -М.: Сов. писатель, 1972. 184 с.
  53. A.M. Заметки о Лермонтове. Учен. зап. Кали -нингр. пед. ин-та, 1959, вып. 6, с. 274−296.
  54. Л.Я. Лирика Лермонтова. Лит. обозрение, 1941, }Ь 12, с. 50−61.- 172
  55. Л.Я. О лирике. 2-е изд. Л.: Сов. писатель, 1974. — 408 с.
  56. Л.Я. Творческий путь Лермонтова. Л.: Худож. лит., 1940. — 224 с.
  57. Л.Я. Частное и общее в лирическом стихотворении. Вопр. лит., 1981, № 10, с. 152−175.
  58. Материалы межвузовской конференции/. Томск, 1972, с.144−145.
  59. К.Н. К изучению романтизма. Рус. лит., 1967, № 3, с. I24-I4I.
  60. К.Н. Лермонтов и романтизм. М.-Л.: Наука, 1964. — 300 с.
  61. Л.Т. От Пушкина до Блока. Этюды и портреты. -М.: Совр. проблемы, 1926. 360 с.
  62. Л.Т. Стиховедческая школа Лермонтова. Лит. наследство, т. 45−46. М. Ю. Лермонтов, II. — М.: Изд-во АН СССР, 1948, с. 255−288.
  63. Я.М. Мастерство Лермонтова лирика и русский фольклор. — В кн.: М. Ю. Лермонтов. Исследования и материалы. -Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1964, с. 137−148.
  64. Г. А. Пушкин и русские романтики. М.: Худож. лит., 1965. — 355 с.
  65. A.M. Земное и небесное в лирике Лермонтова. -Изв. АН СССР. Сер. лит. и языка, 1981, т. 40, с. 303−311.
  66. А. Проблема нравственного идеала в лирике Лермонтова. В кн.: Творчество М. Ю. Лермонтова, 150 лет со дня рож- 173 дения. 1814−1964. -М.: Наука, 1964, с. 149−171.
  67. А.К. Художественный образ. 2-е изд. М.: Сов. писатель, 1961. — 406 с.
  68. С.Н. Как работал Лермонтов. М.: Мир, 1934. -128 с.
  69. С.Н. На путях к реализму. В кн.: Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова. Сб. I. Исследования и материалы / Под ред. Н. Л. Бродского и др. — М.: Гослитиздат, 1941, с. 163−250.
  70. М.Т. Историческая тема в творчестве М.Ю.Лермонтова. -Учен. зап. Сев.-Осет. пед. ин-та, 1949, т. 18, филол. вып., с. 127−171.
  71. Н.В. Язык лирики Лермонтова. В кн.: Изучение- 174 языка художественных произведений в школе. Из опыта работы- Сб. статей / Под ред. Н. И. Кудряшова и Н. Д. Молдавской. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1955, с. 70−79.
  72. А.Д. Вершина патриотической лирики Лермонтова (О стихотворении «Родина»). Рус. речь, 1973, К 4, с. 16−24.
  73. А.И. «Белеет парус одинокой.» (О стихотворении М.Ю.Лермонтова). Рус. речь, 1975, № 3, с. 30−33.
  74. А.И. Влияние баллады на позднюю лирику Лермонтова. Вестн. Моск. ун-та, Сер. 9, Филология, 1981, $ I, с. 13−20.
  75. А.И. Лермонтов и романтическая лирика 30-х гг. XIX в.: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1967.18 с.
  76. А.И. Лермонтов и философская лирика 30-х гг. Научн. докл. высш. школы. Филол. науки, 1964, $ 3, с. 3−14.
  77. В.А. Пушкин и Лермонтов. Исследования и статьи. Ростов н/Д.: Ростов, кн. изд-во, 1941. — 304 с.
  78. С.Н. Как работал М.Ю.Лермонтов над стихотворением / Под ред. А. М. Новиковой. Пенза: Кн. изд-во, 1962.80 с.
  79. С.Н. Мастерство М.Ю.Лермонтова. Лирика 18 371 841 годов: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1963.19 с.
  80. НО. Иконников С. Н. О некоторых особенностях стиля зрелой лирики Лермонтова. Учен. зап. Моск. обл. пед. ин-та, i960, т.85. Труды каф. рус. лит., вып. 6, с. 45−89.
  81. I. Ищук Г. И. Проблема читателя в творческом сознании Л. Н. Толстого. Калинин: Изд-во Калинин, гос. ун-та, 1975. -119 с.- 175
  82. М. Метод как эстетическая категория. Бопр. лит., 1967, К 3, с. 109−132.
  83. ИЗ. Категория характера в эстетике и художественном творчестве: Сб.научн. трудов/Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина / Под ред. Н. П. Михальской. М.: МГПИ, 1980. — 150 с.
  84. А.П. Символ. В кн.: Квятковский А. П. Поэтический словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1966, с. 263.
  85. А.Е. Философские мотивы в лирике Лермонтова. :¦ Автореф. дис.. канД.филол. наук. М., 1965. -16 с.
  86. А.Ф. О некоторых выразительных средствах в лирике М.Ю.Лермонтова. В кн.: Творчество М. Ю. Лермонтова: Сб. статей, посвященный 150-ти летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова.
  87. Пенза, 1965, с. 132−156. (Учен. зап. / Пенз. пед. ин-т. Каф. рус. -лит. Серия филол. Вып.14.- 250 е.).
  88. В.В. Книга о русской лирической поэзии XIX в.- М.: Современник, 1978. 303 с.
  89. С.А. Опыт стилистического истолкования стихо- 176 творения «Утес». Рус. язык в школе, 1966, Е 2, с. 15−22.
  90. .О. Лирика Некрасова. 2-е изд., переработ, и доп. Ижевск: Удмуртия, 1978. — 299 с.
  91. .О. Чужое сознание в лирике и проблема субъектной организации реалистического произведения. Известия АН СССР. Серия лит. и языка, т. XXXII, вып- 3, 1973, с. 209−222.
  92. В.И. «Дума», стихотворение М.Ю.Лермонтова.
  93. В.И. Лермонтов и русская лирика его времени. -В кн.: Творчество М. Ю. Лермонтова. 150 лет со дня рождения. 18 141 964 гг.: Сб. статей / Отв. ред. У. Р. Фохт. М.: Наука, 1964, с. 311- 340.
  94. В.И. Лирика Лермонтова I837-I84I годов: Автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1958. — 20 с.- 177
  95. .И. Наблюдения над метафорой и сравнением в лирике М.Ю.Лермонтова I837-I84I годов. Учен. зап. Моск. пед. ин-та им. Ленина, 1957(8), т. 115, вып. 7, с. 395-Щ.
  96. .И. Творческий путь М.Ю.Лермонтова. М.: Просвещение, 1973. — 288 с.
  97. В.Ш. Проблема читателя и творчество Гоголя. -Боронен: Издво Воронеж, ун-та, 1981. 167 с.
  98. A.M. Автор образ — читатель. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. — 360 с.
  99. Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. В. А. Мануйлов. М.: Сов. энциклопедия, 1981. — 784 с.
  100. .А. Баллада (как поэтический жанр). Рус. речь, 1973, Н, с. I4I-I45.
  101. С.Б. На форме гармонии. Лермонтов. Б кн.: Типология стилевого развития нового времени: Сб. статей / Отв.ред. Я. Е. Эльсберг. М.: Наука, 1976, с. 343−385.
  102. С. «Не кончив молитвы.» / К анализу стихотворения М. Ю. Лермонтова «Есть речи значенье.». Вопр. лит., 1970, № I, с. 123−132.
  103. C.B. «Тайный холод» («Выхожу один я на дорогу.» Лермонтова). Вопр. лит., 1977, № 3, с. 206−226.
  104. C.B. «Я счет своих лет потерял.» (Некоторые проблемы поэтики Лермонтова). Вопр. лит., 1975, № 3,с. II3-I5I.
  105. Ю.М. Об одной цитате у Лермонтова (Б стихотворении «Смерть поэта»). Рус. лит., 1975, № 2, с. 206−207.
  106. А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. — 367 с.
  107. Е.А. Поэты-лгобомудры и философское направление в русской поэзии 20−30-х гг. XIX в.: Автореф. дис.. докт. филол. наук. Л., 1971. — 34 с.
  108. Д.Е. Об изучении мировоззрения и творческой системы Лермонтова. Рус. лит., 1964, $ 3, с. 3−12.
  109. Д.Е. Образ поэта в лирическом творчестве. К итогам дискуссии о лирическом герое в поэзии. На рубеже, Петрозаводск, 1954, с. 70−74.
  110. Д.Е. Образ простого человека в лирике Лермонтова. К постановке вопроса. Учен. зап. Ленингр. пед. ин-та им. Покровского, 1954. Фак-т яз. и лит., т. 9, вып. 3, с. 143−209.
  111. Д.Е. О лирике Лермонтова. Лит. учета, 1939, $ 4, с. 7−33.
  112. Д.Е. Поэзия Лермонтова. 2-е изд. Л.: Наука, 1964. — 268 с.
  113. Ю.В. Поэтика русского романтизма. М.: Наука, 1976. — 375 с.
  114. В.А. Летопись жизни и творчества М.Ю.Лермонтова. М.-Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1964. — 198 с.
  115. Г. Заметки о ранней лирике Лермонтова.
  116. Заря Востока, 1958, с. 130−156.
  117. Л.А. О стилистическом использовании антонимов в лирике и поэмах М.Ю.Лермонтова. Рус. язык в школе, 1977, № 2, с. 66−73.
  118. Н.Е. Русская октава и октава Лермонтова. Учен, зап. Горьк. ун-та, 1969, вып. 105, с. 14−26.
  119. Н.Е. Стихотворная поэтика М.Ю.Лермонтова. -Автореф. дис.. канд. филол. наук. Л., 1971. — 24 с.
  120. B.C. Талант писателя и процессы творчества. -Л.: Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1969. 446 с.
  121. В. Поэтический мотив и контекст. В кн.: Вопросы теории художественного перевода: Сб. статей / Сост. Т. А. Рузская. — М.: Худож. лит., I97X, с. 6−79.
  122. Мирза-Авакян М. Л. Динамика поэтического образа в поэзии М. Ю. Лермонтова. Рус. язык в арм. школе, 1975, № 5, с. 50−58.
  123. A.A. О художественной условности. 2-е изд., переработ. М.: Мысль, 1970. — 300 с.
  124. E.H. Идея личности у Лермонтова и особенности ее художественного воплощения. -В кн.: Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова. Сб. I. Исследования и материалы. М.: Гослитиздат, 1941, с. 125−162.
  125. Э.Э. Иносказательные образы у Лермонтова. Рус. речь, 1976, 1Ъ 6, с. 27−35.
  126. Э.Э. Лермонтов и Пушкин. К вопросу об эволюции творчества Лермонтова в 1834—1837 гг. В кн.: М. Ю. Лермонтов. Вопросы жизни и творчества: Сб. статей / Под ред. А. Н. Соколова и- 180
  127. Д.А.Гиреева. Орджоникидзе: Сев.-Осет. кн. изд-во, 1963, с.88−103.
  128. Э.Э. Проблемы поэзии Лермонтова. I835-I84I.: Автореф. дис.. докт. филол. наук. Л., 1974. — 42 с.
  129. Е.Б. О звукосмысловых связях в поэзии. -Научн. доклады высш.школы. Филол. науки, 1968, В 4, с. 23−34.
  130. Е.Б. Явление семантического осложнения в поэтической речи. Изв. АН СССР. Серия лит. и яз., т. 28, вып. 2, 1969, с. 148−154.
  131. В.А. Поэт. Толпа, Судьба. («Смерть поэта» М.Ю.Лермонтова). Изв. АН СССР. Серия лит. и языка, 1972, т.31, вып. 3, с.239−247.
  132. .В. Лирика Лермонтова. Лит. в школе, 1954, Е 6, с. 13−25.
  133. М.Я. Лермонтов переводчик немецких поэтов. Опыт лингвистического анализа. — Учен. зап. Сев.-Осет. пед. ин-та, 1942, т. 3(16), с. 23−33.
  134. Ю.Г. Методология комплексного изучения художественного произведения. 4.1. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1976. -108 с.
  135. Л.А. Лингвистическое толкование художественного текста. (Стихотворение «Смерть поэта»). Рус. язык в школе, 1963, Кб, с. 19−25.
  136. Н.Б. Проблема изображения будущего в романтической поэзии М.Ю.Лермонтова. Учен. зап. Ульянов, пед. ин-та, 1962, т. 17, вып. 5, с. 3−12.
  137. М.Я. Цена пророчества и бунта. О поэзии XIX в. Проблемы поэзии и истории. М.: Сов. писатель, 1975. — 567 с.
  138. Г. Н. Эстетическое и художественное. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. — 360 с.
  139. Проблемы мировоззрения и мастерства М. Ю. Лермонтова / А. Л. Рубанович, С. Сердюкова, С. Смирнов и др. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1973. — 168 с.
  140. Проблемы романтического метода и стиля: Межвуз. темат. сборник / Отв. ред. Н. А. Гуляев. Калинин: Изд-во Калинин, гос. ун-та, 1980. — 161 с.
  141. Е.И.Покусаева. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1975. — 211 с.
  142. П.Г. От слова к образу. 2-е изд. Киев: Рад. школа, 1974. — 191 с.
  143. В.А. О природе художественного обобщения. -И.: Соцэкогиз, i960. 143 с.
  144. А.Л. Проблемы мастерства М.Ю.Лермонтова-поэта. -Иркутск, 1963. 171 с.
  145. А.Л. Эстетические идеалы М.Ю.Лермонтова. Спец. курс лекций для студентов-филологов. Иркутск, 1968. -203 с.
  146. Л.П. Элементы разговорной речи в лирике Лермонтова .-Изв. Сев.-Осет. науч.-исслед. ин-та, 1960, т.22, вып. 2, Бопр. лит., с. 101−118.
  147. Т.И. Заметки о лирике. Л.: Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1977. — 223 с.
  148. Т.И. Подтекст как лингвистическое явление. -Филологические науки, 1969, № I, с. 84−90.
  149. Т.И. Синтактико-стилистические особенности местоимения. Бопр. языкознания, 1970, К 4, с. 81−91.
  150. .Д. Реализм лирической поэзии. Становление реализма в русской лирике. М.: Наука, 1975. — 368 с.
  151. А.Н. К вопросу об эволюции романтического стиля М.Ю.Лермонтова. Б кн.: Сборник статей по языкознанию / Под ред. А. И. Ефимова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1958, с. 86−128.
  152. А.Н. Михаил Юрьевич Лермонтов. 2-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1957. — 91 с.
  153. А.Н. Теория стиля. М.: Искусство, 1968. -223 с.
  154. А.Н. Художественный образ в лирике Лермонтова.- Б кн.: Творчество М. Ю. Лермонтова. 150 лет со дня рождения. 18 141 964: Сб. статей / Отв. ред. У. Р. Фохт. М.: Наука, 1964, с.172−201.
  155. Вл. Лермонтов. Вестник Европы, 1901, февраль, с. 441−459.
  156. И.М. Поэты пушкинской поры. М.: Худож. лит., 1970. — 295 с.
  157. Н.Л. Лирика Пушкина.- М.: Сов. писатель, 1959. 414 с.
  158. Л. Возможен ли эксперимент в поэтике? Вопр. лит., 1977, Кб, с. 200−215.
  159. Л.И. Очерки теории и истории русского стиха.- М.: Гослитиздат, 1958. 415 с.
  160. И.М. Стихотворение Лермонтова «Не верь себе».- Научн. докл. высш. школы. Филол. науки, 1964, № 3, с. 15−25.
  161. .В. Стих и язык. Филологические очерки.- М.-Л.: Гослитиздат, Ленингр. отд-ние, 1959. 471 с.
  162. .Т. «Загадка» Лермонтова художника. — Подъем, Воронеж, 1964, 5, с. 145−152.
  163. .Т. М.Ю.Лермонтов в работе над текстами.
  164. .Т. М.Ю.Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1973. — 703 с.
  165. М.М. Лермонтов и романтизм его времени. Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во, 1971. — 304 с.
  166. И.Е. Внутренние противоречия лирического героя Лермонтова. Б кн.: М. Ю. Лермонтов. Вопросы жизни и творчества / Под ред. А. Н. Соколова и Д. А. Гиреева. — Орджоникидзе: Сев.-Осет. кн. изд-во, 1963, с. 176−188.
  167. И.Е. Бремя в лирике М.Ю.Лермонтова: Сб. статей / Ред. коллегия: К. В. Пигарев и др. М.: Наука, 1973, с.151−160.
  168. И.Е. Герой лирики Лермонтова (I836-I84I гг.).
  169. Б кн.: Творчество М. Ю. Лермонтова. 150 лет со дня рождения. I8I4−1964: Сб. статей / Отв. ред. У. Р. Фохт. М.: Наука, 1964, с.202−235.
  170. И.Е. К спорам о художественном методе М.Ю.Лермонтова. Б кн.: К истории русского романтизма: Сб. статей / Ред. коллегия: Ю. Б. Манн и др. — М.: Наука, 1973, с. 283−302.
  171. И.Е. Проблема личности в лирике Лермонтова 18 361 841 гг. Автореф. дис.. канд. филол. наук. — М., 1964.- 19 с.
  172. Фам Бын Кы, Ходукина Т. Особенности эпитета в лирике Лермонтова. Б кн.: М. Ю. Лермонтов. Вопросы жизни и творчества
  173. Под ред. А. Н. Соколова и Д. А. Гиреева. Орджоникидзе: Сев.-Осет. кн. изд-во, 1963, с. 176−188.
  174. В.м. Поэтика Лермонтова. В кн.: Венок М. Ю. Лермонтову. Юбилейный сборник. — М.-Пг., 1914, с. 196−236.
  175. У.Р. Лермонтов. Логика творчества. М.: Наука, 1975. — 190 с.
  176. У.Р. Лирика М.Ю.Лермонтова. Учен. зап. Моск. обл. пед. ин-та им. Н. К. Крупской, 1958, т. 66. Труды каф. рус. лит., вып. 4, с. 3−32.
  177. У.Р. Пути русского реализма. И.: Сов. писатель, 1963. — 264 с.
  178. Л.Г. Жизнь лирического жанра. Русская элегия от Сумарокова до Некрасова. М.: Наука, 1973. — 168 с.
  179. Л.Г. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Есть речи -значенье.». Научн. докл. высш. школы. Филол. науки, 1971,)Ь 4, с. 27−37.
  180. А. Движение слова и образа: 0 принципах обновления системы поэтической изобразительности в лирике. Памир, Душанбе, 1980, К 7, с. 48−55.
  181. И.О. Заметки о двух стихотворениях Лермонтова («Бой» и «Черны очи»). Рус. лит., 1981, Ъ 2, с. 178−182.
  182. A.B. Идеи и стиль. О природе поэтического слова. 2-е изд., доп. М.: Сов. писатель, 1968. — 374 с.
  183. A.B. Ритм образа. Стилистические проблемы. -М.: Сов. писатель, 1973. 278 с.- 187
  184. A.B. Стиль лирики Лермонтова. Изв. АН СССР. Серия лит. и яз., 1974, т. 33, $ 5, с. 407−417.
  185. А.Ш. Проблема историзма в мировоззрении и творчестве М.Ю.Лермонтова: Автореф. дис.. канд. филол. наук.1. М., 1971. 23 с.
  186. Н.М. Художественные текст под лингвистическим «микроскопом». Рус. язык в школе, 1971, № 2, с. I07-II0.
  187. В.Н. Язык и стиль стихотворения Лермонтова «Поэт». Рус. язык в нац. школе, 1977, К 2, с. 42−47.
  188. Л.Л. Языковое выражение темы поэта и поэзии в стихотворениях М.Ю.Лермонтова. Рус. яз. в школе, 1978, $ б, с.70−76.
  189. Л.М. О русской философской лирике XIX века. -Вопр. философии, 19.74, № 5, с. 90−100.
  190. .М. Мелодика русского лирического стиха. Пб.: Опояз, 1922. — 200 с.
  191. .М. Статьи о Лермонтове. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1961. — 372 с.
  192. Giusti, Wolf. II dcmone e l’angelo Lermontov e la Russia del suo tempo. Messina: Firenze, D’Anna, 1968. — 353 p.
  193. Gusti, Andreas. M.Ju.Lermontovs Konzeption des literarischen Helden. Monchen: Sangner, 1970. — 225 S.
  194. Jakubowski, Wiktor. Kichal Lermontow. — Warscz. awa -Krakow: Panstw. wyol wo nauk, 1972. — 32 str.
  195. Karancsy, Laszla. Realismus es romanticizmus Lermontov dramaiban. — Debrezen, 1956. — 15 old.
  196. Kelly, laurenze. Lermontov: Tragedy in the Caucasus. UY: Braziller, 1.978. — 259 p.
  197. Lavrin, Lanko. Lermontov. London: Bowes, 1959. — 111p.
  198. Michail Jurjevic Lermontov v ceslce literature. Biblio-grafie. Rad.0.Berkopes. Praha, 1965. — 67 s.
  199. Merserean, John. Mikhail Lermontov. With a pref. by
  200. H.Т.Hoorе. Carbonhaie: Southern Illinoisiniv press, 1962, X11.-176p
  201. Pertonia, Jonas. Michailas Lermontowas. Bibliografine rodykle (1884−1971). Vilnius, 1:972. — 56 p.
Заполнить форму текущей работой