Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка учителя к развитию творческого воображения учащихся на занятиях изобразительным искусством

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработаны критерии уровня готовности учителя к развитию творческого воображения учащихся. Выявлена зависимость между творческой направленностью учителя и степенью творческих проявлений учащихся. Определены структура, содержание, форма и методы повышения квалификации педагогов-художников на основе взаимосвязи психолого-педагогических, художественно — деятельностных и исследовательских подходов… Читать ещё >

Содержание

  • Страница
  • Введение. Общая характеристика работы
  • Глава 1. Теоретические основы подготовки учителя к развитию 12 творческого воображения учащихся на занятиях изобразительным искусством
    • 1. 1. Анализ проблемы подготовки учителя к развитию 12 творческого воображения у учащихся средствами искусства
    • 1. 2. Педагогическая ценность наследия Л. С. Выготского для 31 развития творческого воображения
    • 1. 3. Философские и психолого-педагогические условия 46 подготовки художника-педагога к развитию творческого воображения учащихся
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению условий подготовки учителя к развитию творческого воображения учащихся на занятиях изобразительным искусством
    • 2. 1. Экспериментальное исследование динамики развития 70 творческого воображения художников-педагогов на курсах повышения квалификации в Центре непрерывною художественного образования
    • 2. 2. Синтетический метод в подготовке учителей к развитию 129 творческого воображения у учащихся в процессе художественной деятельности
    • 2. 3. Проверка эффективности применения Синтетического 140 метода для развития творческого воображения учащихся в процессе педагогической деятельности учителя изобразительного искусства
  • Выводы по II главе

Подготовка учителя к развитию творческого воображения учащихся на занятиях изобразительным искусством (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Стремительные перемены в современном мире и во всех областях жизни коснулись и такой важной сферы культурной деятельности общества, как образование.

Задачи, которые ставит перед человеком современная ситуация, подчас требуют продуктивных методов деятельности, нестандартных решений, обеспечить которые может развитое творческое воображение.

Меняется предназначение учителя, его способность справиться со сложными задачами, возникающими в педагогической практике, обусловливается квалификацией, опытом, психолого-энергетическими ресурсами его личности.

На первый план в работе учителя искусства выходит не только передача суммы определенных знаний, но и способность формирования и развития у ребенка системы отношений к окружающему миру, воспитания творческой личности. А сам учитель вместо традиционно отводившейся ему роли руководителя учебного процесса, согласно принципам гуманистической педагогики, становится наставником и проводником в развитии личности ученика, его творческого воображения.

Известно, что в основе любого творческого процесса находится способность к образному мышлению (J1.C. Выготский, Т. Рибо, В. Вундт, Д. Б. Эльконин, А. В. Петровский, О. М. Дьяченко и т. д.), а эффективно развивать творческое воображение учащихся способен учитель, сам обладающий развитым творческим воображением.

Повышение личностного и профессионального роста учителя изобразительного искусства совершается в процессе переподготовки на курсах повышения квалификации. Современные программы курсов повышения квалификации учителей изобразительного искуса ва ориентированы на совершенствование форм и методов художественной практики и знание теории искусства. Но за рамками существующих программ остается самый важный аспект художественного воспитания — развитие творческого воображения обучающихся.

Противоречие заключается в стремительно усложняющихся требованиях социума к развитию продуктивной, творческой направленности личности и существующей системой подготовки и переподготовки педагогических кадров, реализующей традиционное содержание, формы и методы образования, направленные на развитие репродуктивного мышления и способов деятельности.

Поскольку важной составляющей творческой личности является развитое воображение, проблема исследования заключается в модификации и совершенствовании содержания и методов профессионально-педагогической подготовки учителя, ее ориентации на развитие творческого воображения, освоение закономерностей его развития и механизмов формирования.

Совершенствование профессионально-педагогической подготовки учителя к развитию творческого воображения у учащихся с использованием передовых педагогических идей и инновационных методов будет способствовать развитию культурного уровня ребенка, отказу от узкотехнологического подхода в обучении изобразительному искусству. Этим обусловлен выбор темы исследования: «Подготовка учителя к развитию творческого воображения учащихся на занятиях изобразительным искусством».

Объект исследования. Подготовка учителя изобразительного искусства в системе повышения квалификации.

Предмет исследования. Совершенствование ютовности учителя к развитию творческого воображения учащихся на занятиях изобразительным искусством.

Цель исследования. Теоретически и методически обосновать подходы к совершенствованию содержания и методов подготовки и переподготовки учителя изобразительного искусства по развитию творческого воображения учащихся.

Задачи исследования:

1. Проанализировать существующие подходы к проблеме подготовки учителя к развитию творческого воображения учащихся.

2. Разработать и обосновать Синтетический метод развития творческого воображения обучающихся.

3. Определить критерии уровня готовности учителя к развитию творческого воображения учащихся.

4. Разработать программу «Развитие творческого воображения художника-педагога средствами изобразительного искусства» для учителей изобразительного искусства — слушателей курсов повышения квалификации.

Гипотеза исследования: Совершенствование художественно-педагогической подготовки учителя в системе повышения квалификации, его способности к развитию творческого воображения у учащихся будет эффективно, если в процессе подготовки и переподготовки учителя: применяются принципы антропоцентрической педагогики и учитываются закономерности развития творческого воображениясоздается благоприятная для развития творческих способностей личности средаиспользуется Синтетический метод, направленный на определение и активизацию динамических процессов развития воображения обучающихсяреализуется программа курсов повышения квалификации учителей по активизации творческого воображения учащихся.

Методологическая основа исследования: Культурно-историческая теория (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, А.Р. Лурия) — теория комплексного подхода к эстетическому воспитанию детей и юношества (А.В. Бакушинский, П. П. Блонский, Г. В. Лабунская, С.Т. Шацкий) — Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического воспитания школьников (Б.М. Неменский) — концепции культуросообразного образования (В.Т Кудрявцев., В. И Слободчиков, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Л.В. Школяр), педагогическая теория взаимодействия видов искусства в творческом развитии личности (Б. П. Юсов) — концептуальные положения теорий, раскрывающих сущность развития творческих способностей и воображения человека (О.М. Дьяченко, В. П. Зинченко, А.А. Мелик-Пашаев).

Методы исследования: анализ литературы по проблеме развития творческого воображения средствами искусства в философии, психологии, социологии, искусствоведении, педагогикеинструментальный (культурно-генетический) метод Л. С. Выготскогоконстатирующий и формирующий эксперимент средствами Синтетического метода, основанного на интегрированном подходе к развитию творческого воображения, включающего тренинг и метод экспериментальных творческих заданий (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, анализ содержания педагогических документов) — проективные методы.

Научная новизна исследования. Уточнено понятие «творческого воображения», которое, являясь неотъемлемым компонентом любой творческой деятельности, рассматривается как свойство, интегрирующее память, восприятие, мышление, ассоциативность, предвидение, интуицию.

Разработаны критерии уровня готовности учителя к развитию творческого воображения учащихся. Выявлена зависимость между творческой направленностью учителя и степенью творческих проявлений учащихся. Определены структура, содержание, форма и методы повышения квалификации педагогов-художников на основе взаимосвязи психолого-педагогических, художественно — деятельностных и исследовательских подходов к обучению. Впервые разработан и обоснован универсальный Синтетический метод развития творческого воображения обучающихся, который имеет комбинаторный характер, основан на тренинге, направленном на активизацию различных психических функций (наблюдательность, угадывание, дополнение, придумывание, фантазирование, интуитивные решения и т. д.), стимулирующих развитие творческого воображения.

Теоретическая значимость исследования. На основе всестороннего изучения философской, психологической и педагогической литературы по проблеме развития творческого воображения построена теоретическая модель подготовки учителя к развитию творческого воображения учащихся на занятиях изобразительным искусством, включающая такие составляющие, как структура, содержание, принципы, формы и методы занятий на курсах повышения квалификации. Определены психолого-педагогические закономерности развития воображения и диагностические методики, служащие критерием уровня развития воображения человека Обоснованы концептуальные подходы к развитию творческого воображения учащихся, заключающиеся в переосмыслении традиционных методов в контексте современных условий. Разработаны теоретико-методологические положения развития творческого воображения обучающихся, основанные на психологических механизмах творческого процесса. Выявлены механизмы подготовки учителя к раскрытию творческого потенциала учащихся: сотрудничество педагога с детьми, эмоциональная вовлеченность детей в творческий процесс, использование игровых приемов, стимулирующих творческую активность детей, применение различных вспомогательных средств, направленных на активизацию воображения взрослого и ребенка и т. д.

Практическая значимость исследования. Разработаны методические рекомендации, применение которых позволит учителям активизировать процесс развития творческого воображения учащихся на заняшях изобразительным искусством. Разработан Синтетический метод развития творческого воображения учителей и учащихся на занятиях изобразительным искусством, включающий комплекс методических приемов и творческих заданий, способствующий развитию творческого воображения обучающихся. Разработана программа «Развитие творческого воображения художника-педагога средствами изобразительного искусства» для курсов повышения квалификации учителей, включающая в себя разнообразные формы занятий по психологии и теории искусства.

Аргументированность и достоверность результатов исследования обеспечена исходной теоретико-методологической базой, разнообразием методов исследования, многолетней опытно-экспериментальной работой автора в образовательных учреждениях различного типа.

Этапы исследования. Первый этап (1988 — 1994 гг.). Изучение и анализ философской, психологической, социалогической, педагогической литературы по проблеме исследования, на основании которого выявлены существующие подходы к развитию творческого воображения, определены психолого-педагогические закономерности развития воображения и диагностические методики, служащие критерием уровня развития воображения человека.

Второй этап (1995 — 2002 гг.). Проверялась эффективность методов обучения, направленных на определение уровня сформированности и развития творческого воображения. Осуществлялась проверка выдвинутой гипотезы. Отбирались и разрабатывались целесообразные методики.

Третий этап (2002 -2005 гг.) Разрабатывалось содержание и формы работы с учителями на курсах повышения квалификации, апробировалась программа «Развитие творческого воображения художника-педагога средствами изобразительного искусства».

Четвёртый этап (2005 — 2006 гг.). Выявление степени корреляции между данными различных методик. Изучение динамики процессов развития воображения в течение исследуемого периода. Проведение диагностики эффективности результатов подготовки учителя к развитию творческого воображения учащихся, обработка полученных эмпирических данных и их диссертационное оформление.

Апробация исследования и внедрение его результатов. Основные положения и выводы диссертации прошли апробацию на конференциях, семинарах, круглых столах, посвященных проблемам подготовки и переподготовки учителей на курсах повышения квалификации: на ежеюдных научно-практических семинарах «Мастерская Б. М. Йеменского» с 2003 по 2006 гг.- в Институте художественного образования Российской академии образования (2004;2005гг.) — Педагогическое чтения в лаборатории «Пластических искусств» (2004г.) — выступление по результатам темы исследования на сессии в Институте художественного образования РАО (Москва, 2006 г.). В ходе педагогической деятельности на курсах повышения квалификации в ЦНХО (филиал Московского института открытою образования). На опытно-экспериментальной базе исследования: Центр непрерывного художественного образования Департамента образования г. Москвы, Центр детского творчества «Источник» (г. Москва), школы, гимназии и центры г. Москвы: №№ 1652, 1655, 1324, 1971, 1516, 892.

Всего исследователем было охвачено 150 учителей курсов повышения квалификации ЦНХО и 1600 учащихся начальной и средней школы.

На защиту выносятся следующие положения: 1. На современном этапе обучения возрастает значимость различных типов творческого воображения (эмоционального, репродуктивного, продуктивного), которое развивается комплексным тренингом в специально организованной творческой среде.

2. Разработанная модель развития творческого воображения обучающихся основана на применении универсального Синтетического метода, направленною на активизацию наблюдательности, фантазии, интуиции, предвосхищения, ассоциативности восприятия и др. и включающего традиционные и инновационные формы тренинга, отраженные в методиках «Мышление образами», «Отношение к творчеству», «Часть или целое» и др.

Критериями готовности учителя к развитию творческого воображения учащихся являются его коммуникативные способности, эмоциональный интеллект, активная жизненная позиция и знание принципов антропоцентрической педагогики, способность к индивидуальной художественной деятельности и умение видеть и ставить перспективные задачи в изобразительном искусствезнание механизмов развития творческого воображения обучающихся и умение применять их в художественно-педагогической деятельности.

Струюура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и четырех приложений.

Выводы по II главе.

1. Важнейшее значение при профессиональной подготовке учителя к развитию творческого воображения учащихся на курсах повышения квалификации имеет высокий уровень профессионализма и творческая личность самого руководителя группы, так же как определяющая роль успеха в развитии творческого воображения учащихся в школе принадлежит профессионализму и творческой личности учителя.

2. Несмотря на то, что с возрастом отмечается снижение творческой активности человека, существует возможность стимулирования творческих процессов средствами целенаправленного тренинга, входящего в комплекс методик, составляющих Синтетический метод.

3. Педагогическими условиями эффективного развития творческого воображения обучающихся являются: знание законов психологии творчества и возрастной детской психологии ребенка, отказ от действий по стереотипу, новаторский стиль мышления, направленный на развитие индивидуальных способностей личности, активизация и развитие творческого воображения, как взрослого, так и ребенка, приводящие к лучшим результатам.

4. Механизмами развития творческого воображения будук 1) опора на психические особенности обучающихся- 2) применение методик, развивающих дивергентное мышление- 3) свобода творческого поиска- 4) положительный эмоциональный фон и удовольствие от выполненной творческой работы- 5) применение принципов полихудожественности, комплексности, диалогичности в развитии творческого воображения взрослого и ребенка.

5. Авторская программа «Развитие творческого воображения художника-педагога средствами изобразительного искусства» способствует развитию дивергентного мышления, креативности, свободы творческого поиска, созданию положительного эмоционального фона и обеспечивает эмоциональную привлекательность художественно-творческой деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обобщаются результаты проведенного исследования и в соответствии с поставленными задачами и гипотезой делаются следующие выводы:

1. Профессиональная подготовка учителя по развитию творческого воображения учащихся, базирующаяся на исторически сложившейся совокупности представлений о творческом развитии личности и открытиях современной психологии, является важным фактором выработки продуктивных методов деятельности в современном стремительно преображающемся мире.

2. Синтетический метод, направленный на активизацию динамических процессов в развитии воображения обучающихся и создание благоприятной для развития творческого потенциала среды, имеет комбинаторный характер и основан на тренинге, включающем задания на соединение психических функций, входящих в состав воображения (наблюдательность, умение видеть целое раньше частей, ассоциативное восприятие, фантазирование, предвосхищение, интуитивные решения). Универсальность Синтетического метода состоит в том, что он дает возможность одновременного проведения констатирующего и формирующего эксперимента.

3. Критериями уровня готовности учителя к развитию творческого воображения учащихся являются: развитие коммуникативных способностей, умение видеть и ставить перспективные задачи творческого развития учащихся в изобразительном искусстве, активная жизненная позициязнание принципов антропоцентрической педагогики с учетом закономерностей развития творческого воображенияобладание необходимыми качествами эмоциональною интеллекта (интуиция, образное мышление, предвидение): знание и умение применять в художественно-педагогической деятельности механизмы развития творческого воображения обучающихсяспособность к индивидуальной художественной деятельности для реализации собственного творческого потенциала.

4. Авторская программа «Развитие творческого воображения художника-педагога средствами изобразительного искусства» включает: психолого-педагогические условия подготовки учителя, изучение законов и механизмов работы творческого воображения человека, понимание специфики возраста ребенка и его эмоциональной сферыспособы активизации творческой активности учителя в условиях занятий в дифференцированных группаховладение Синтетическим методом, как инструментарием для развития творческого воображения учащихсяанализ результатов диагностических методик, связанных с развитием творческого воображения как взрослого, так и ребенка.

Полученные результаты опытной работы — учебная программа, исследовательские программы и методики сформированности творческого воображения, продукты детского и учительского творчества (рисунки, сочинения, тесты, анкеты и т. д.) — могут быть использованы для продолжения исследовательской работы в направлении повышения педагогического мастерства учителя изобразительного искусства и совершенствования методологии подготовки и переподготовки учительских кадров в системе повышения квалификации. 2. Синтетический метод, направленный на активизацию динамических процессов в развитии воображения обучающихся и создание благоприятной для развития творческого потенциала среды, имеет комбинаторный характер и основан на тренинге, включающем задания на соединение психических функций, входящих в состав воображения (наблюдательность, умение видеть целое раньше частей, ассоциативное восприятие, фантазирование, предвосхищение, интуитивные решения). Универсальность Синтетического метода состоит в том, что он дает возможность одновременного проведения констатирующего и формирующего эксперимента.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А. К проблеме психологической диагностики художественных способностей. Сб. Культурно-исторический подход к проблеме творчества — М.: РГТУ, 2003. Фонд Л. С. Выготского. — с. 220 229.
  2. Н.А. Диагностика педагогических способностей. — М. — Воронеж, Изд-во Институт практической психологии, 1997 г.
  3. Г. Ю. Проверьте свои способности.—М.: Мир, 1972.- 4sQ с.
  4. .Г. Человек как предмет познания. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.
  5. .Г. Избранные психологические труды: 2 т. — М.: Педагог ика, 1980, Т. 1. 230 с. Т.2. — 287 с.
  6. А. А., Громова Л. А. Психогеометрия для менеджеров. — Л.: Знание, 1991.
  7. Аристотель. Трактат О душе. — М., 1937.
  8. Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. — 392 с.
  9. Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. — М., 1997.-Z7&C.
  10. К. История искусств. — С.-Петербург, 1914. — 261 с.
  11. А.В. Искусство в трудовой школе.— М., 1926.
  12. А. В. Исследования и статьи. — М.: Советский художник, 1981.
  13. Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. — М., 1993.
  14. .Н. Философия. — М.: Астрель, 2002. — 318 с.
  15. II. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. с. 303. Т. 2. с. 398.
  16. И.А., Ломоносова М. Т. Основы художественной культуры. Тестовые задания для оценки развития творческих и художественных способностей школьников и абитуриентов вузов. В 2 кн. — М.: Владос, 1999. Кн. 1. 160 с., Кн. 2.112 с.
  17. Д. Б. Интеллектуальная активность как условие продуктивного мышления. — М.: Знание, 1973. — с. 144−146.
  18. Ю. Б. Эстетика. М., 1988. 3 33 с.
  19. Большая Советская Энциклопедия (БСЭ), т. 5, с. 1041, М.: Советская Энциклопедия, 1971.
  20. А. В. Культурно-историческая теория мышления (Филос. Проблемы психологии). — М., 1968. — 104 с.
  21. В. В. Эстетика, М.: Гардарики, 2004. — 556 с.
  22. Л. П. Человек: деятельность и общение. — М.: 1978. — 215 с.
  23. А. И. Эстетическая сущность искусства. — М., 1956. 291 с.
  24. А. И. Некоторые теоретические вопросы эстетического развития школьников (Материалы и тезисы Буровских чтений). — М.: ИХО РАО, 1999. —с. 200−205.
  25. Вл. Биологические основания сравнительной психологии (Био-психология). Т. 1, Т. 2. Москва — С.-Петербург: Товарищество Вольф, 1913.
  26. Ван-Гог В. Письма. — Л.-М.: Искусство, 1966. — 600 с.
  27. М. Е. Проблемы воображения и творчества в профессиональной подготовке учителя ИЗО /Ж. Дополнительное образование и воспитание № 1 (2006 г.). — М.: Изд-во Витязь-М, — 2006. стр. 8−12.
  28. М. Е. О развитии творческого воображения учителя изобразительного искусства. Ж. Дополнительное образование и воспитание № 3 (2006). — М.: Витязь-М, 2006. — с. 42−47.
  29. Венгер A. J1. Психологические рисуночные тесты. — М.: Владес-Пресс, 2003. — 160 с.
  30. Венгер J1. А. Восприятие и обучение. — М., 1969. — 365 с.
  31. Н. Ф. Креативная парадигма в психопедагогике и эстетическая среда творческого развития личности. Сб. Педагогика эстетической среды: теория и опыт. — Минск: ИХО РАО, 2002. — с. 20−32.
  32. М. А. (Альбом). — Автор-составитель Е. В. Журавлева. — М.: Изобразительное искусство, 1958.
  33. В. Фантазия как основа искусства. — СПб., М., 1914. — 146с.
  34. JI.C. Психология искусства. — М.: Азбука, 2000. — 416с.
  35. Выготский J1.C. Психология развития ребенка. — М.: Знание, 2003. — 512с.
  36. JI.C. Психология развития человека. — М.: Смысл, Знание, 2003 —1136 с.
  37. JI.C. Собр. соч. в 6 томах. — М.: Педагогика, 1982. —502 с.
  38. Г. Теория множественности интеллек! уальных задатков (на англ. языке). — Нью-Йорк, 1983.
  39. А. Леонардо да Винчию — М.: Молодая гвардия, 1984. —400 с.
  40. Г. В. Лекции по эстетике: Идея прекрасного в искусстве или идеал. Т. 3. — М.: Искусство, 1968. — 312 с.
  41. К. О душевной сущности ребенка. — Минск: Полифакт, 1991.
  42. Н. В. Леонардо. — М.: Олма-Пресс, 2005 — 128 с.
  43. Дж. Три основы интеллекта. (Психология мышления). Под редакцией А. М. Матюшкина. — М., 1965. — с. 433−456.
  44. Дж. П., Хопенер Р. Анализ интеллекта. — Нью-Йорк,
  45. Государственная Третьяковская галерея. — М.: Изобразительное искусство, 1974. — с. 155.
  46. Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности (Учебное пособие для учителей). — М.: Академия, 2000. — сю 344.
  47. Н. В. Творчество одаренных детей. История художественного образования в России XX века (в 2-х т.). — М.: Педагогика, 2002. —Т. I.e. ИЗ —с. 128.
  48. В.В. Теория развивающего обучения. — М., 1996. — 132 с.
  49. В. В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика, 1986, — 2.8%с.
  50. Вл. И. Т. 1. —М., 1978 —с. 241.
  51. Ч. О выражении ощущений у человека и животных. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 2. — СПб., 1899. — 184 с.
  52. В.И. Психология общих способностей. — М.: Латерно-вигга, 1995. —368 с.
  53. А.А. Теоретические основы воображения искусства. — Смоленск, 1974.
  54. О.М. Воображение дошкольника. — М.: Знание, 1986 —96 с.
  55. О.М. Проблемы развития способностей: до и после Л. С. Выготского. //Вопросы психологии, № 5. — М., 1996.
  56. О. М. Развитие воображения дошкольника. — М., 1996.
  57. В. И., Поташкин М. М. Как учителю подготовить и провести эксперимент — М.: Педагогическое Общество России, 2004. — 144 с.
  58. В. П., Вергилис Н. Ю. Формирование зрительного образа. М., 1969. — 106 с.
  59. В.П. Возможна ли поэтическая антропология? — М.: РОУ, 1994,—44 с.
  60. М. Креативная технология. Ж. Высшее образование в России, № 3. — М., 2005. — с. 101.
  61. К. Эмоции человека. — М.: МГУ, 1980. — с. 83.
  62. Э. В. Искусство и коммунистический идеал. — М., 1984.348 с.
  63. Е. П. Развитие способности школьника к художественному обобщению на уровне искусства. — Автореферат кандидатской диссертации.1. М., 2005. —с. 9.
  64. А. Мифология счастья. — М.: Советский художник, 1983.
  65. И. Э. От античности до модерна. — М.: Просвещение, 2000. ~ЧЧс.
  66. И. Э. Эмоционально-ценностное самоопределение старшеклассников в школе художественно-эстетического направления. — Автореферат дмсе }ьссцси.уч еп к пН-—М., 1998. с.
  67. Г. Развитие художественного творчества ребенка. — М.: Типография т-ва И. Д. Сытина, 1914. — 214 с.
  68. Е. И. Развитие способностей детей к художественно-творческой деятельности. Монография — М.: Дом Российской академии образования. — 2005. — 204 с.
  69. Е. И. Искусство и ты. — М.: Просвещение, 1997. — 144с.
  70. В.В. Методология педагогической науки. — М.: Школьная книга, 2001. — 248 с.
  71. Краткий тест творческого мышления (фигурная форма). — М.: Интер, 1995. —48 с.
  72. Е. П. Психологическое воздействие искусства. — М.: Институт психологии РАН, 1999. — 240.
  73. Культурно-историческая теория развития. — М.: Институт психологии им. Л. С. Выготского, 2001. — 287 с.
  74. Культурно-исторический подход к проблеме творчества. — М.: РГГУ, фонд Л. С. Выготского, 2003. — 430 с.
  75. Э. Нико Пиросмани. — Л.: Аврора, 1984. — 327 с.
  76. А. Язык рисунка. — М.: Центрполиграф, 2006. — 383 с.
  77. Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. — М.: Институт практической психологии — 1997. ЦЦ%с.
  78. Н. А. Диагностика художественного развижя младших школьников. Методика «5 рисунков». — М.: Научно-практич. ЦНХО, 1995.
  79. Леонардо да Винчи. Книга о живописи Леонардо да Винчи (живописца и скульптора флорентийского). — М.: ОГИЗ-ИЗО ГИЗ, 1934. —343 с.
  80. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 915.^3S2c.
  81. А. Ф. Проблемы символа и реалистических искусств. — М., 1976. —376 с.
  82. Ю. М. Об искусстве. — СПб., 1998. -1−0 Чс.
  83. Лук А. Н. Мышление и творчество. — М.: Политиздат, 1976. — 4ЧЧе.
  84. А. Р. Психологическое наследие. — М.: Смысл, 2003. — 431с.
  85. А. Р. Этапы пройденного пути. — М.: Московский ун и верситет, 2001. — 192 с.
  86. С. П. Основы культурологии. — М.: РОУ, 1994. — 208 с.
  87. К. и Энгельс Ф. Сочинения. 2 изд., М.: 1976 г. Т. 23. — с. 189- Т. 12. —с. 737.
  88. М. К. Формы и содержания мышления. — М., 1968
  89. А. М. Загадки одаренности. — М.: Школа-Пресс, 1993.
  90. Мейер-Грефе Ю. Импрессионисты. — М.: Проблемы эстетики, 1913, —272 с.
  91. М. Пьесы. — М., ГудШ-П/^, 1399.- 52.%е.
  92. Мелик-Пашаев А.А. К вопросу об использовании методики «Группировка» для изучения художественного мышления. Новые исследования в психологии. — М., 1986.
  93. Мелик-Пашаев А. А. Психологические основы способностей к художественному творчеству: Дисс.докт.психол.наук, — М., 1994.
  94. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. — М.: Искусство в школе, 1995. — 144 с.
  95. Мелик-Пашаев А. А. Мир художника. — М.: Прогресс-традиция, 2000. —271 с.
  96. Мелик-Пашаев А.А., Неменский Б. М. Мой путь от искусства к педагогике. М.: Искусство в школе, № 5, 1998. — с. 46−52.
  97. А. Социодинамика культуры. — М.: Прогресс, 1973. — 406 с.
  98. О.И. Развитие творчества у детей. — М.: Дополнительное образование, № 4, 2000.
  99. Научно-исследовательские материалы по истории Российской психологии. — Т. 1,2. — Ярославль — Тверь, 1999. — Т. 1, 606 с. Т. 2. 623 с.
  100. .М. Мудрость красоты. — М.: Просвещение, 1987. —255 с.
  101. .М. Принципы непрерывного художественного образования. — М.: Искусство в школе, № 1, 2003, стр. 3−9.
  102. . М. Доверие. — М.: Молодая гвардия, 1984 — 165 с.
  103. . М. Культура — Искусство — Образование. — М.: Центр НХО, 1993. —79 с.
  104. . М. Роль искусств в системе общего образования. Образовательная область «Искусства» //Сб. научно-методических материалов по проблемам художественного образования. — М.: Школьная книга, 2000.136 с.
  105. . М. Познание искусством. — М.: У РАО, 2000. — 192с.
  106. . М. Приглашение к диалогу. — М.: МИОО, 2003. —236.
  107. А. М. Как работать над диссертацией? — М.: Эгвес, 2003.104 с.
  108. Л.Ф. Детская возрастная психология. — М.: Психологическое общество России, 1999. — 442 с.
  109. И.П. Избранные труды, Москва, 1951. ~ с.
  110. Дж., Палмер Л. Секреты поведения. — М.: Олма-Пресс, 2003. —384 с.
  111. Педагогика. Под редакцией С. А. Смирновой. — М.: Академия, 2001. —512 с.
  112. А. В. Психология в России. 20 век. — М.: УРАО, 2000.312с.
  113. А.В. Роль фантазии в развитии личности. — М.: Знание, 1961, —47 с.
  114. В.В. Сб. Культурно-исторический подход к проблеме творчества. — М., РГГУ, фонд Л. С. Выготского. — с. 383 — с. 390.
  115. Л.П. Развитие творческой вообразительности при освоении искусства старшеклассниками. Материалы международной конференции Д. Б. Кабалевский — композитор, ученый, педагог. — М.: 2004, РАО ИХО, 2004. — с. 86−87.
  116. Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. — М., Рига, 2000.
  117. Популярная художественная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1986. — Т. 1. 447 е., Т. 2. 432 с.
  118. А.А. Из лекций о теории словесности. Басня. Пословица. Поговорка. — Харьков, 1894.
  119. Примитив и его место в художественной культуре Нового и Новейшего времени. — М.: «Наука», 1988.-2.02с.
  120. Психология одаренных детей и подростков. Под ред. Н. С. Лейтеса. М., 1996. 4<6с.
  121. Психология художественного творчества (хрестоматия). — Минск: Харвест, 2003. —752 с.
  122. В. Н. Эвристика — наука о творческом мышлении. — М.: Политиздат, 1967. — 271 с.
  123. Е.С. Современный словарь по педагогике. — Минск: Современное слово. ZCVi.
  124. В. Альбом настроений. — М.: Ноу-хау, 2000.
  125. Е. Г., Сошина Е. А. Развитие творческого воображения младших школьников. — М.: Владос, 2002. — 128 с.
  126. Т. Творческое воображение. — СПб., 1901. — 318с.
  127. Т. Опыт исследования творческого воображения. (Болезни личности). — Минск: Харвест, 2002. — 784 с.
  128. Самые знаменитые философы России. — М.: Вече, 2001. — 476 с.
  129. В. С. Собр. Соч., Т. 1-XII. Брюссель, 1966−1970.
  130. . Избранные произведения., Т. 1−2, М., 1957.
  131. Сто великих психологов. — М.: Вече, 2004. — 428 с.
  132. Е. М., Морозова Т. В. Развитие способностей детей 3−7 лет (теория и диагностика). — Екатеринбург: Деловая кнша, изд. 2-е, 2001 — 141 с.
  133. . М. Избранные труды: в 2 т. — М.: Педагогика, 1985. — Т. 1.328 е., Т. 2. 358 с.
  134. Я. Французское искусство и его представители. — С. Петербург: Просвещение, 1911. — 350 с.
  135. Е. Е. Психодиагностика творческого мышления (креативные тесты). — СПб: Дидактика плюс, 2002. Чбс.
  136. Р. Мир Ван Гога. — М.: Терра, 1998. — 192 с.
  137. К. Д. Педагогические сочинения. В 6 томах. Т. 3. — М.: Педагогика, 1990. — 528 с.
  138. Философия. — М.: Академический проект, 2003. — 656 с.
  139. Н. Н. Художник-педагог-исследователь Г. В. Лабунская. История художественного образования в России XX века, т. I. — М.: Педагогика, 2002. — с. 333−339.
  140. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный мир человека. — М., 1982. —И 2 с.
  141. Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура: проблемы изучения и управления, М., 1986. — 237 с.
  142. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. — М.: Государственное издательство, 1922.
  143. Фрейд 3. Леонардо да Винчи. — М.: Мысль, 1912. — с. 119.
  144. Фрейд 3. Психология сна. — М.: Современные проблемы, 1926.
  145. Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1989. — 448 с.
  146. Художественное творчество ребенка. Под ред. И. В. Ветлу! иной. — М., 1972.
  147. Чел панов Г. И. Психология. Философия. Образование. — М.: — Воронеж: Модэк, 1999. — 528 с.
  148. В.Д. Способности человека. — М.: Институт практической психологии, 1997. — 288 с.
  149. В. Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. — М.: Логос, 2002. — 156 с.
  150. Р.В. Философия искусства. — М., 1966. — 496 с.
  151. Г. Рисунок и образ в гештальттерапии. — Санкт
  152. Петербург: Изд-во Пирожкова, 2001. — 224 с.
  153. Е. И. Психологическая диагностика одаренности школьников. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. — 368 с.
  154. Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. — М. — Воронеж: Модэк, 2001. — 416 с.
  155. . Откройте в себе художника. — Минск: Попурри, 2000. — 240 с.
  156. Эстетика (словарь). — М., 1989. — 445.
  157. Юнг К. Г., Э. Нойманн. Психоанализ и искусство. — М.: Ваклер, 1996. —302 с.
  158. Эстетическая среда и развитие культуры личности (в школе и педвузе). (Межвуз. сборник научных трудов). М. — Луганск, 2000. — 189 с.
  159. В. С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность. — М.: Просвещение, 1996. — 136 с.
  160. .П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество. — Магнитогорск, 2002. — 283 с.
Заполнить форму текущей работой