Повышение эффективности работы по экологическому образованию старших дошкольников
Развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды; интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости… Читать ещё >
Повышение эффективности работы по экологическому образованию старших дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Система работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста
Цель экологического образования достигается по мере решения в единстве следующих задач:
- · образовательных — формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их решения;
- · воспитательных — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
- · развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды; интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Прежде всего, педагогами организуются консультации и семинар-практикум по экологическому образованию дошкольников, созданию развивающей среды в группе и на участке. Например, проводить консультации на темы: «Роль экологического воспитания в социальнонравственном воспитании дошкольников», «Словесные методы в системе экологического образования дошкольников» и др.
Следующий этап работа с детьми. Занятия по экологическому образованию проводить с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Провести циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Большое значение необходимо уделить исследовательской деятельности детей — проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения обращать внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставить возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.
Общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Содержанием проводимых с дошкольниками экскурсий является обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экскурсии дети собирают природный материал для коллекций, исследовали растения, почву, воду, камни и т. д.
Большое значение необходимо придать ведущей форме деятельности дошкольников — игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.
На занятиях по физической культуре обучении детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям проводить в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т. д. Образно-подражательные движения развивают у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т. д.
Оборудование экологической комнаты. Педагоги дошкольных учреждений, которые уже создали такой элемент среды, единодушны в своем мнении: экологическая комната создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и во же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в этом помещении.