Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Творческая биография А.Д. Синявского сквозь призму литературного амплуа Абрама Терца

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Диссертация теоретически также опирается на труды Ю. М. Лотмана, Л. Я. Гинзбург, М. П. Эпштейна, О. Б. Вайнштейн. Концепция «литературного амплуа» основывается на ряде исследований Ю. М. Лотмана, в том числе «Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века». При дальнейшем рассмотрении этой концепции были использованы понятие «исторический характер», предложенное Л. Я. Гинзбург… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Реальная биография Синявского как основа для создания творческой биографии и литературного амплуа
  • Глава 2. Абрам Терц: от случайно выбранного псевдонима к стратегии сознательного конструирования литературного амплуа
  • Глава 3. Концепция «чистого искусства» в творчестве Синявского
  • Глава 4. Рукописность и фрагментарность как выражение «чистого искусства»

Творческая биография А.Д. Синявского сквозь призму литературного амплуа Абрама Терца (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Андрей Донатович Синявский (8.10.1925 — 25.2.1997) известен читателям как разносторонняя личность. Со второй половины 1950;х гг. в СССР он был перспективным литературным критиком и специалистом по советской литературе в ИМЛИ. После ареста в 1965 году и суда в 1966 г. стал известен всему миру как писатель Абрам Терц. С 8 сентября 1965 года до 8 июня 1971 года Синявский находился в Лефортово, затем в лагере. Он работал грузчиком и напряженно размышлял об искусстве. Через два года после освобождения он был вынужден эмигрировать. В эмиграции Синявский стал преподавателем русской литературы в Сорбонне и одновременно оставался писателем Абрамом Терцем.

Как и другие работы по творчеству Синявского, данная работа касается проблемы взаимоотношения Андрея Синявского и Абрама Терца. Наше внимание, в первую очередь, направлено на то, чтобы воссоздать контексте, в котором родился этот псевдоним, маска, а впоследствии, литературное амплуа — Абрам Терц. Контекст воссоздается не только за счет высказываний Синявского, но при помощи привлечения архивных и до настоящего момента не введенных в научный оборот материалов.

Цель исследования состоит в том, чтобы проанализировать творчество Синявского в свете неопубликованных ранее материалов, введя их в научный оборот. Мы попытаемся выявить эстетические основы творчества А. Д. Синявского и проследить эволюцию Абрама Терца от случайно выбранного псевдонима к сознательно выстроенному литературному амплуа. Мы стараемся реконструировать процесс создания художественных текстов и их творческую историю с опорой на архивные материалы и свидетельства современников. В диссертации также предпринимается попытка документально обосновать неизвестные ранее историко-биографические факты из жизни Синявского и обнаружить их отражение в творчестве писателя.

В основном, периодизация, принятая в нашем исследовании, соответствует периодизации, применявшейся самим Синявским. Он разделил свое творчество на три периода: запретный (1955;1965 гг.), лагерный (1965;1971 гг.) и эмигрантский (1973;1988)1. В данной работе, учитывая выделенные этапы, мы все же рассматриваем творчество писателя как единое целое, объединенное художественной концепцией «чистого искусства», так или иначе воплотившейся в большинстве его произведений. Синявский отмечал, что его художественное мировоззрение характеризуется единством и отсутствием эволюции. Такая характеристика нуждается в некоторых коррективах, поскольку определенная эволюция здесь может быть обнаружена, например, по отношению к концепции «чистого искусства». Тем не менее, развитие взглядов Синявского происходит последовательно, в направлении уточнения главных для него идей, а не их переосмысления. Синявский стремился быть равным себе как писатель и видел в творчестве свое главное предназначение. Впрочем, нельзя исследовать творческий процесс вне сопоставления его с фактами жизни писателя: конкретные даты говорят о многом.

По мнению Синявского, фантастичность его творений опосредована реальностью. Творчество Синявского, где постоянно переосмысливается реальность, было устремлено к утверждению самостоятельности и самоценности искусства. В определенной степени за постоянным утверждением самоценности искусства у Синявского скрывается стремление противопоставить его политизированной окружающей среде.

Новизна данной работы заключается в том, что диссертация основывается на материалах фонда Синявского в Гуверском архиве (Hoover Institution Library and Archives) Стэнфордского университета в США и интервью, которые автор брал у людей, близких Синявскому. Автор диссертации посещал Гуверский архив летом 2003 и 2006 гг. В 2005 и 2006 гг. в Париже автор брал интервью у вдовы Синявского, М. В. Розановой (2005, 2006), профессора Мишеля Окутюрье (2005, 2006) и профессора Джана Бонамура (2005). Эти материалы, впервые вводимые в научный оборот, составляют новизну диссертации.

Актуальность работы обусловлена тем, что литературоведческие вопросы, связанные с творчеством Синявского, представляют интерес не только в контексте русской литературы, но и мировой. Мы уверены, что в творчестве Синявского нашли яркое воплощение те черты, которые позже обнаружили свою актуальность и в мировом литературном процессе: представление об искусстве как области всеобъемлющей свободы, практика работы с чужым словом и нарочито ироничная, несерьезная позиция автора, стремление к созданию вторичной художественной реальности средствами фантастики и гротеска при сохранении отсылок к реальным историческим событиям. Подобный комплекс взглядов реализуется в концепции «чистого искусства». Этот художественный принцип, начиная статьей «Что такое социалистический реализм» и кончая последним романом «Кошкин дом», писатель утверждал в различных его ипостасях. Заметное место в обосновании подобной эстетической идеологии принадлежит книге «Прогулки с Пушкиным», которую Синявский писал в лагере как свое «завещание», манифест эстетических принципов «чистого искусства».

Актуальность настоящей диссертации также состоит в том, что исследование вводит в научный оборот новые материалы о литературе русской эмиграции, предоставляет другим исследователям, в сферу интересов которых входит не только творчество Синявского, но и русская литература последних десятилетий XX в., ценную информацию для дальнейшей работы.

Предметом исследования является творчество Синявского, особенно произведения, созданные в лагере и в эмиграции («Голос из хора», «Прогулки с Пушкиным», «Спокойной ночи»), также привлекаются такие произведения, как «Мысли врасплох», «В тени Гоголя», статья «Что такое социалистический реализм», многочисленные интервью и переписка писателя. Отбор художественного и биографического материала, ставшего предметом исследования, обуславливается тем, что мы уделяем пристальное внимание не столько определенному произведению, сколько литературному амплуа Абрама Терца и концепции «чистого искусства», которая играет центральную роль в творчестве писателя.

Рассматривая ту или иную биографическую деталь, свидетельство о которой обнаруживаем в архивных материалах, мы наблюдаем в ней проявление неких эстетических принципов, значимых для Синявского, которые он обозначал как «чистое искусство», «стилистические разногласия» с советской властью и др. Обращаясь к принципу «чистого искусства», мы рассматриваем связанные с ним проблемы, одной из которых считается проблема авторства. Мы полагаем, что литературное амплуа Абрам Терц было не только литературной игрой, но и жизненной, творческой (что для Синявского одно и то же) необходимостью. Абрам Терц, появившийся поначалу лишь как псевдоним, стал литературным образом, мистификацией, амплуа, обрел статус писателя и эссеиста, своеобразного литературного alter ego Синявского. При этом «легкость», то качество, которым, по мысли Синявского, был щедро наделен А. С. Пушкин («Прогулки с Пушкиным»), досталось и Абраму Терцу: мы видим у него как раз ту самую пушкинскую легкость, которой так не хватало самому Синявскому. Положение подлинного автора определялось было двойственным: игровая легкость Абрама Терца, находящая воплощение в литературе, с одной стороны, напряженная атмосфера и тяжелые жизненные условия Синявского в подполье, лагере, эмиграции — с другой.

Мы стремились выявить характер взаимосвязи художественных произведений и обстоятельствами жизни писателя, исследовать природу двойственности и парадоксальности его творчества. При этом мы старались избегать односторонних определений: слишком парадоксально творчество писателя. Следовательно, не давая окончательных определений, мы видели в этом свою осознанную позицию, и следовали, таким образом, заветам самого писателя, который был убежден, что искусство представляет собой комплекс колеблющихся ценностей.

Методологической основой диссертации являются теоретические работы русских и зарубежных исследователей. Мы опираемся на предыдущие работы по творчеству Синявского, написанные на русском и других языках.

Монографии Михайла Михайлова (1967), Евгения Голлербаха (1993), Георгия Гачева (2000), Маргарэт Далтон (Margaret Dalton) (1973), Ричарда Лоури (Richard Lourie) (1975), К. Т. Непомнящей (Catharine Theimer Nepomnyashchy) (1995), Уолтера Ф. Колоноского (Walter F. Kolonosky) (2003) составили методологическую базу диссертации. Именно они формируют историю исследования творчества Синявского как с историко-биографической, так и с художественной стороны.

Диссертация теоретически также опирается на труды Ю. М. Лотмана, Л. Я. Гинзбург, М. П. Эпштейна, О. Б. Вайнштейн. Концепция «литературного амплуа» основывается на ряде исследований Ю. М. Лотмана, в том числе «Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века». При дальнейшем рассмотрении этой концепции были использованы понятие «исторический характер», предложенное Л. Я. Гинзбург («О литературном герое»), а также исследование типов творческого поведения О. Б. Вайнштейн «Денди: мода, литература, стиль жизни». В связи с исследованием роли «рукописности» и «фрагментарности» в творчестве Синявского использована концепция «эссеизма» как значимого признака постмодернистского искусства, сформулированная в работах М. Н. Эпштейна.

Научное значение диссертации определяется, прежде всего, детальным исследованием взаимосвязи фактической, творческой биографии и литературного амплуа Синявского, которое трактуется как форма самоопределения художника. Значение исследования также вытекает из современности темы и ее недостаточной изученности на сегодняшний день. Если учесть, что А. Д. Синявский скончался в 1997 г., его можно назвать нашим современником, а потому свидетельства людей, знавших писателя, еще вполне доступны. Поэтому мы находили и использовали архивные материалы, встречались и интервьюировали близких писателю людей. Основываясь на этих материалах, мы попытались собрать, обобщить и сохранить ценную информацию о жизни и творчестве Синявского для дальнейших исследований. Обширный архивный материал, ставший фактической основой работы, может быть использован при построении учебных курсов, создании пособий, а также в исследованиях, касающихся творчества Синявского, истории советской и эмигрантской литературы третьей волны.

Структура работы: диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

Заключение

.

Обращаясь к реальной биографии А. Д. Синявского мы убеждаемся, что в юности и молодости писатель вполне разделял убеждения своих советских современников и впоследствии справедливо характеризовал себя в те годы как «коммуниста-марксиста, для которого нет ничего прекраснее мировой революции и будущего всемирного, общечеловеческого братства» .

Воспринятый от отца «революционный идеализм», писатель пронес через всю жизнь, однако эта вера в существование высших ценностей переросла под влиянием ареста отца и кампании по уничтожению модернизма в искусстве в убежденность превосходства искусства над политикой. В 1940;50 гг. начинается переосмысление системы ценностей Синявского, в результате которой уже после ареста он поставит искусство во главу своей иерархии ценностей, ассоциируя его с подлинной свободой.

Индивидуальный художественный вкус Синявского формируется преимущественно в годы его учебы в МГУ, при этом в круге его предпочтений оказываются художники модернисты и авангардисты. В этот период становятся очевидны его «стилистические расхождения» с канонической поэтикой советской литературы. Тем не менее, молодой литературовед, не желая поступаться своими убеждениями, занимается авторами и темами художественно ему близкими, особое внимание уделяя гротеску и фантастическому в искусстве.

Подлинный биографический материал, семейный и дружеский контекст жизни Синявского в Советском Союзе, обстоятельства его заключения и эмиграции создают фон для мировоззренческой и творческой эволюции писателя, а также для появления его alter ego Абрама Терца. Из напряженности между официальной жизнью Андрея Синявского и подпольной жизнью Абрама Терца рождается концепция «чистого искусства», которая кристаллизуется в лагере и окончательно оформляется в эмиграции. Напряжение, возникающее между Синявским и эмигрантскими критиками, фактически воссоздает обстоятельства его жизни в СССР и, как это ни парадоксально, оказывается плодотворным для его дальнейшего творчества.

Синявский, комментируя содержательную сторону своих произведений, говорил, что его главная тема — это его судьба как писателя, независимо от того, что он пишет о себе, Пушкине или Гоголе276. Таким же героем писателя стал и Абрам Терц, который тоже эволюционировал вместе со своим творцом. Эту эволюцию можно объяснить эмиграцией, осознанием чужой страны, иным взглядом на свою родину, который формируется у эмигранта.

В статье «Похвала эмиграции» Синявский скажет: «эмиграция может помочь писателю. Ведь, попадая в эмиграцию, писатель становится иностранцем. Причем в двойном значении он оказывается иностранцем: и по отношению к странам, в которые он эмигрировал, и по отношению к.

777 собственной, родной стране, откуда он уехал, и по-видимому, навсегда". Эмиграция поставила перед Синявским (как и любым человеком в его положении) вопрос о самоопределении в новой для него среде, культуре, обстоятельствах.

Процесс мышления Синявского, особенно в эмиграции, характеризуется движением от частного к общему. Его интерес перенаправляется от «Пушкина» к искусству, от «Терца» к писателю и от «Синявского» к человеку. В эмиграции Абрам Терц становится воплощением художественного мировоззрения Синявского, реализует идею «чистого искусства».

В неопубликованной статье «Искусство в тоталитарном мире» Синявский пишет: «искусство, не содержащее в себе никакой политической, никакой общественной силы, — чистое искусство, искусство для искусствастало первым вестником духовного сопротивления» 278. Хотя данное высказывание и пронизано гражданским пафосом, он никогда не выходит у Синявского на первый план, ни в ситуации противостояния советской идеологии, ни в ситуации эмиграции: «.там, в Советском Союзе, я был &bdquo-агентом империализма», здесь, в эмиграции, я — &bdquo-агент Москвы". Между тем я не менял позиции, а говорил одно и то же: искусство выше.

279 действительности" .

Суммируем сказанное о «чистом искусстве»: оно определяется своей самодостаточностью и самоценностью, изменчивостью. «Чистое искусство» сближается с фантасмогорическим по тому принципу, что его апологет стремиться задавать вопросы, а не давать готовые ответы, таким образом, это искусство не телеологическое. «Чистому искусству» присущ релятивизм, доказательство вкуса к амбивалентности. Оно может говорить обо всем, и поэтому требует от писателя запретных тем, как бы проверяя его талант. Синявский-Терц подчеркивает бесцельность и свободу искусства от всякого контроля, как государственности, так и пуританской нравственности.

Становление этой концепции приходится на время суда над Синявским и годы заключения, а зрелости она достигает в годы эмиграции, когда становится магистральной для творчества писателя, пронизывает все его произведения, так или иначе присутствует во всех его рассуждениях об искусстве и культуре.

Рукописность как характерный признак текста и книги в творчестве Синявского во многом связана со спецификой художественной манеры В. В Розанова. Смысл «рукописность» связан с такими свойствами текста, как мимолетность, интимность и ощутимость. Рукописность в творчестве Синявского Терца воспринимается как сознательное нарушение литературных норм, используется для смешения жанров и создания мнимой биографичности.

Фрагментарность выдвигается в качестве творческого принципа Синявского-Терца, который умышленно дробит свои произведения на фрагменты, отдельные эпизоды и отрывки. Фрагментарность противостоит завершенности, создавая мнимое ощущение недоработанного, сырого и рыхлого текста, а также — целостности, создавая впечатление «живого», «не застывшего» текста. Таким образом, фрагментарность оказывается не только композиционным, но и эстетическим элементом произведений Синявского-Терца.

Рукописность и фрагментарность используются как инструменты дистанцирования искусства и действительности, создания псевдоавтобиографического повествования. Такое повествование в свою очередь направлено на описание жизни Синявского как писателя Абрама Терца, являющегося воплощением концепции «чистого искусства».

В результате можно сделать общий вывод, что творческая биография Синявского раскрывается исследователю в сопоставлении с развитием литературного амплуа писателя. Абрам Терц представляет собой ту сторону творческой личности Синявского, которая не могла быть воплощена в рамках его собственной индивидуальности.

Абрам Терц проявляет себя не только как псевдоним или автор-повествователь, но и как двойник писателя. Со временем данное литературное амплуа начинает воплощать художественное кредо Синявского, идею «чистого искусства».

Мы постарались проследить генезис концепции «чистого искусства», в которую Синявский вкладывает свой смысл, ассоциируя подобное искусство не только со свободой творчества, но с вызовом, правом на изменчивость, иронией и фантастическим видением действительности. Главными чертами «чистого искусства», как его понимал Синявский, оказываются рукописность и фрагментарность, которые используются для создания интимного, правдоподобного письма и в то же время становятся средством художественного пересоздания реальности.

Самостоятельность и самоценность искусства, по Синявскому, обнаруживаются на стыке вымысла и реальности. Такое смешение реальности и фантастики обладает для писателя демиургической силой, поэтому свою биографию Синявский сделал материалом для псевдоавтобиографии, куда так или иначе оказались включены многие близкие писателю люди.

Концепция «чистого искусства» одновременно символизирует самоценность искусства, избранность художника и в то же время его неизбежное одиночество в мире. Так, несмотря на видимую легкость и искрометность, творчество Терца поднимается на трагическую высоту.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Без скидок (О современном научно-фантастическом романе) // Вопр. лит. I960. № 1. С. 45−59.
  2. В защиту пирамиды: (Заметки о творчестве Евг. Евтушенко и его поэме «Братская ГЭС») // Грани. 1967. № 3. С. 114−139.
  3. В ночь после битвы // Синтаксис. 1979. № 3. С. 41−66.
  4. В редакцию журнала «22» // Двадцать два. 1968. № 49. С. 221−223.
  5. Веселое ремесло (предисловие) // Вайль П., Генис А. Родная речь. М.: Независимая газета. — С. 5−7.
  6. Вопросы и уточнения к статье советского Образованца, напечатанной в газете «Русская мысль» 10 апреля 1975 // Русская мысль. № 3048 (24 апр. 1975). Париж. С. 6.
  7. Все это уже было: Почему я сегодня против Ельцина // Независимая газета. 1993. 13 окт. Переиздано под названием: Так начиналась советская власть // Синтаксис. 1994. № 34. -С. 197−199.
  8. Давайте говорить профессионально (к дискуссии в ж. Н. М.) (в соавторстве с А. Н. Меньшутиным) // Новый мир. № 8,1961. С. 248−252
  9. День русской поэзии (в соавторстве с А. Н. Меньшутиным) // Новый мир. № 2, 1959. -С. 211−222.
  10. Диалог (в соавторстве с Ю. Даниэлем) // Синтаксис. 1988. № 24. С. 168−73.
  11. Диссидентство как личный опыт // Синявский А. Д. Путешествие на черную речку. М.: Захаров, 1999.-С. 398−416.
  12. Достоевский и каторга// Синтаксис. № 9,1981 С. 108−111.
  13. Есть такие стихи (о книге А. С. Долматовского) // Новый мир. № 3,1965. С. 244−248
  14. Иван-дурак: очерк русской народной веры М.: Аграф, 2001. — 464 С.
  15. Из архива Синявского // Синтаксис. № 37,2001. С. 127−133.
  16. Изразцы // Синтаксис. № 18,1987. С. 112−137
  17. Мифы Михаила Зощенко // Синтаксис. № 23, 1988. С. 82−103.
  18. Называя имена (комментарии) // Синтаксис. № 2,1978. С. 48−62.
  19. Не верить знать // Синтаксис. № 34,1994. — С. 131−139.
  20. О В. Некрасове // Знамя. № 5,1990 (май). С. 49−50.
  21. О критике // Синтаксис. № 10,1982. С. 146−155.
  22. О новом сборнике стихов Анатолия Софронова // Новый мир. № 8,1959. С. 248−54.
  23. Об эстетике Маяковского // Вестник МГУ. Сер. Общественные науки. 1950. № 1. С. 129−139.
  24. Один день с Пастернаком // Синтаксис. № 6,1980. С. 131−139.
  25. Опавшие листья В. В. Розанова. М., Захаров, 1999 317 С.
  26. Основные принципы эстетики В. В. Маяковского // Знамя, № 2,1950. С. 151−57.
  27. Основы советской цивилизации. М.: Аграф. 2001.-464 С.
  28. Открытое письмо к А. И. Солженицыну // Синтаксис. № 31 (1991). С. 159−62. Париж. Синтаксис. 1991
  29. Памфлет или пасквиль? // Новый мир. № 12,1964. С. 228−33.44. «Панорама с выносками» Михаила Кузмина // Синтаксис. № 20,1987. С. 58−71.
  30. Пикассо. (В соавторстве с И. Н. Голомштоком) М.: Знание, 1960.
  31. Под сень надежную закона. (В соавторстве с В. Максимовым и П. Егидесом) // Синтаксис. № 34,1994. С. 200−202.
  32. Пойдем со мной (О сборнике стихов Р. Фроста)// Новый мир. № 1.1964. С. 260−263
  33. Похвала эмиграции // Синтаксис. № 24,1988. С. 39−42.
  34. Почему мы все-таки пишем? Искусство бьется о неокончательность речи // Специальное приложение к «Независимой газете». № 1,6 фев. 1998. С. 2.
  35. Поэзия и проза Ольги Берггольц // Новый мир. № 5,1960. С. 226−236.
  36. Поэзия Пастернака // Предисловие к книге «Стихотворения и поэмы» Б. Л. Пастернака. Серия «Библиотека поэта». M.-JI.: Советский писатель. 1965 — С. 9−62.
  37. Поэзия первых лет революции: 1917−1920. В соавторстве с А. Меньшутиным. -М.:Наука. 1964.
  38. Поэтический сборник Б. Пастернака // Новый мир. № 3,1962. С. 261−263.
  39. Пространство прозы // Синтаксис. № 21,1988. С. 25−31.
  40. Река и песня // Синтаксис, № 12,1984. С. 121−38.
  41. Рискованный голос (об А. Ахматовой) // Новый мир. № 6.1964. С. 174−176.
  42. М. Горького «Мать» как ранний образец социалистического реализма // Cahiers du Monde russe et sovietique. 29, № 1,1989. C. 33−40.
  43. Русофобия // Partisan review 57. № 3,1990. С. 339−44.
  44. Русский национализм // Синтаксис. № 26,1989. С. 91−110.
  45. Синявский о себе // Olga Matich, Michael Heim The Third Wave: Russian Literature in Emigration-Ann Arbor, Mich.: Ardis, 1984-P. 107−109.
  46. Сны на православную Пасху // Синтаксис. № 8,1990. С. 7−14.
  47. Солженицын как устроитель нового единомыслия // Синтаксис. № 14,1985. С. 16−32.
  48. Срез материала // Синтаксис. № 8,1980. С. 180−86.
  49. Сталин герой и художник сталинской эпохи // Синтаксис. № 19,1987. — С. 106−25.
  50. Стилистические разногласия // Искусство кино. № 7,1989 С. 34−38.
  51. Темная ночь // Синтаксис. № 1,1978. С. 11−22.
  52. Чтение в сердцах // Синтаксис. № 17,1987. С. 191−205.
  53. ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ИНТЕРВЬЮ АНДРЕЯ СИНЯВСКОГО, ОПУБЛИКОВАННЫЕ1. НА ДРУГИХ ЯЗЫКАХ
  54. Emigre // Encounter 51, No.3 (September 1978) p.79−80
  55. For Freedom of Imagination. Translated by Laszlo Tikos and Murray Peppard. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1971
  56. Letters // Andrei Sinyavsky and Gunter Grass. Encounter 43, № 6 (December 1974), p.94−95.
  57. Prefece // Varlam Chalamov, Quai de l’enfer: Recits de Kolyma 2. Traduits du russe par Andrei Siniavski. La Decouverte/Fayard. 1986, p.5—14
  58. Qu’est-ce que 'Syntaxis'? Traduit du russe par Annie Sabatier // Syntaxis: Reflexion sur le sort de la Russie, p.9−12. Paris: Albin Michel. 1981
  59. Samizdat and the rebirth of literature // Index on censorship. Vol.9, no.4. August 1980. P.8−13
  60. Writer in Exile: Encounters With the West // Partisan Review. No.4.1983. P.486−5251. ПРОИЗВЕДЕНИЯ АБРАМА ТЕРЦА
  61. Анекдот в анекдоте // Синтаксис. № 1 (1978). С. 77−95. Париж. Синтаксис. 1978
  62. В тени Гоголя. Лондон.¡-Overseas Publications Interchange in association with Collins, 1975
  63. Голос из хора. Послесловие Игоря Голомштока. Лондон.: Stenvalley Press, 1973
  64. Голос без хора// Синтаксис. № 36 (1998). С. 126−134. Париж. Синтаксис. 1998.
  65. Гости // Синтаксис. № 15 (1986). С. 16−29. Париж. Синтаксис. 1986
  66. Золотой шнурок // Синтаксис. № 18 (1987). С. 182−7. Париж. Синтаксис. 1987
  67. Искусство и действительность // Синтаксис. № 2. С. 111−119. Париж. Синтаксис. 1978
  68. Кошкин дом // Знамя, № 5 (1998). С. 41- 149. М., 1998
  69. Крошка Цорес. Париж. Синтаксис. 1980
  70. Любимов. Вашингтон.:Борис Филиппов. 1964
  71. Люди и звери// Синявский, А. Путешествие на черную речку. С. 206−238. М.: Захаров, 1999
  72. Отечество: Блатная песня. // Синтаксис. № 4 (1979). С. 72−118. Париж. Синтаксис. 1979
  73. Очки // Синтаксис. № 5 (1979). С. 31−41. Париж. Синтаксис. 1979
  74. Послесловие // Синтаксис. № 7 (1980). С. 108−09. Париж. Синтаксис. 1980
  75. Прогулки с Пушкиным. Лондон.: Overseas Publications Interchange in association with Collins, 1975
  76. Путешествие на черную речку // Синтаксис. № 34 (1994). С. 3−51. Париж. Синтаксис. 1994
  77. Путешествие на черную речку. М.:Захаров. 1999
  78. Собрание сочинений в двух томах. Предисловие Владимира Новикова. М.:СП «Старт». 1992
  79. Спокойной ночи. Париж. Синтаксис. 1984- М.: Захаров 1998.
  80. Фантастический мир Абрама Терца. Предисловие Бориса Филиппова. Нью-Йорк.: Inter-language Literary Associates, 1967
  81. Фантастические повести. Париж.: Instytut literacki, 1961
  82. Что такое социалистический реализм. Париж. Синтаксис. 1988
  83. ИНТЕРВЬЮ С АНДРЕЕМ СИНЯВСКИМ, ОПУБЛИКОВАННЫЕ НА РУССКОМ1. ЯЗЫКЕ
  84. ДавыдовН., Тарханов А. Не должен быть памятник // Декоративное искусство СССР, № 5, 1989.-С. 18.
  85. А. Вся жизнь // Театральная жизнь, № 14,1989. С. 28−31.
  86. Ю. Андрей Синявский // Москва-Париж: Очерки о русской эмиграции. Профили и силуэты. М.: Известия. 1991 — С. 179−186
  87. К., Нумано М. Беседа с Синявским // Slavistica. №.15 Токио: Токийский государственный университет. 1999.-С. 195−212.
  88. К. Фантастика и реальность к выходу новой книги Абрама Терца (Андрея Синявского) // Русская мысль. № 3059,1975, 8 мая. С. 7.
  89. Н. Для его песен нужна российская почва // Театр. № 10, 1990. -С. 146−148.
  90. ИССЛЕДОВАНИЯ ОБ АНДРЕЕ СИНЯВСКОМ, ОПУБЛИКОВАННЫЕ НА1. РУССКОМ ЯЗЫКЕ
  91. В.Э. Отзыв о книге А.Синявского «Прогулки с Пушкиным» // В. Э. Вацуро: Материалы к биографии. М.: НЛО., 2005. С. 308−310.
  92. В. Присутствие духа: О книге Андрея Синявского // Русская мысль. № 2977,1973, (13 дек.), Париж. С. 8
  93. В. Синявский о Гоголе // Русская мысль. № 3080,1975,4 дек. Париж. С. 9
  94. ИЗ. Великанова, Е. М. (сост.) Цена и метафоры или преступление и наказание Синявского и Даниэля. -М.: 1990.
  95. Л. Синявский, Пушкин и мы // Октябрь, № 1 (январь 1991). М., 1991
  96. В. Умер Андрей Синявский // Панорама. № 830. март. 5−11,1997. С. 37
  97. Д. Увидимся: Андрей Синявский не боялся смерти // Собеседник. Окт. 1997. -С. 14
  98. Г. Андрей Синявский Абрам Терц и их(ний) роман «СПОКОЙНОЙ НОЧИ» (Исповесть). — М.: Вузовская книга. 2000.
  99. А. Правда дурака: Андрей Синявский // Генис. А. Соч. в 3 т. Екатеринбург: У-Фактория, 2003 — Т. 2 т. — С. 27−38.
  100. А., Вайль П. Лабардан! Андрей Синявский как Абрам Терц // Генис А., Вайль П. Собр. соч.: В 2 т. Екатеринбург: У-Фактория. 2003 Т. 1. С. 343−375.
  101. Е. Прогулки с Терцем // СПб. Звезда. № 7.1993. С. 184−191
  102. Е. Трепетный провокатор. СПб. 1993. 94 с.
  103. И. Послесловие // Абрам Терц, Голос из хора. Лондон. 1973. С. 329 -339
  104. Грань, Российские документы по делу А. Синявского и Ю. Даниэля // Грань. № 62 (1966) Франкфурт-на-Майне: Посев.
  105. Р. Абрам Терц: Мысль врасплох // Новый журнал. № 84 (1966). С. 276−279
  106. Р. Прогулки хама с Пушкиным // Новый журнал. № 124,1976. С. 117−29.
  107. С. Терцизированный Пушкин // Вестник РХД. № 118,1976. С. 233 — 246
  108. Замойская (Пельтье), Элен. Письмо Элен Замойской (Пельтье) Андрею Синявскому от 22 августа 1986 года // Время и мы. № 91. Нью-Йорк. 1986
  109. М. Андрей Синявский, сыгравший сам себя. Заметки к 70-тию // Московские новости. 1−8 октября 1995.
  110. О. Неудачное обобщение: По поводу статьи А. Терца // Новый журнал. № 118,1975.-С. 236−43
  111. Н. Синдром «железной руки» // Огонек, № 37,1989 (сентябрь). С. 21−23.
  112. Иваск 10. Голос из хора Синявского: Заметки на полях // Новый журнал. № 116,1974.-С. 95−101.
  113. В. Абрам Терц: лицо на мишени // Нева, № 4.1991. С. 175−180.
  114. М. Абрам Терц или бегство из реторты. Посев. 1967.
  115. Л. Синявский и другие // Панорама. № 664. 29 дек. 1993-янв.1994. -С. 15.
  116. Новая газета. Писатель, не вступающий в союз писетелей // Новая газета. 8 октября 2001
  117. В. Синявский и Терц // Собрание сочинений в двух томах. Т.1. С. 3−12. М.: СП «Старт», 1992
  118. Отдел работы, Писатель, не вступающий в союз писателей // Новая газета. 8 октября 2001.
  119. В. Кто обвиняет Синявского // Время и мы. № 91(1986). Нью-Йорк.
  120. Р. О злом суемедрии А. Терца // Новый журнал. № 121(1975). С. 72−80.
  121. Г. Диаспора и Абрашка Терц // Искусство кино. № 2 (1990). С. 20−26
  122. К. «В тени Гоголя» // Русская мысль. № 3059(10 июля 1975). Париж. С. 8
  123. . Друг, Коллега, Учитель. // Радонеж. № 6 (50). Апрель 1997 г.
  124. М. В. Фантастический реализм // Декоративное искусство. № 3 (1967) -С. 3−6.
  125. М. В. К истории и географии этой книги // Терц, Абрам. Прогулки с Пушкиным. СПб. 1993.-С. 147−159.
  126. М. В. Абрам да Марья // Синтаксис. № 34 (1994). С. 125−151. Париж: Синтаксис. 1994
  127. М. В. Театр абсурда, или профильфас // Специальное приложение к «Независимой газете». № 1,6 фев. 1998. С. 1
  128. М. В. Несколько слов от адресата этих писем // Андрей Синявский. 127писем о любви. В 3 т. В 1 т. С. 13−18. М., 2004
  129. Н. Абрам Терц и Александр Пушкин // Время и мы. № 9. июнь 1976. С.118−133
  130. Н. Александр Пушкин и Абрам Терц // Синтаксис. № 36 (1998). Париж. С. 106−115
  131. Н. Роман дальнего следования: О последней книге Андрея Синявского «Кошкин дом» //Специальное приложение к «Независимой газете». № 1,6 фев. 1998. С. 8
  132. Н. Смерть Синявскому! Как в эмиграции отличали «русское» от «советского»? // Специальное приложение к «Независимой газете». № 1,6 фев. 1998. С. 7
  133. Русская мысль. Умер Андрей Синявский // Русская мысль. № 4163(27 фев. 5 март. 1997). Париж. С. 20
  134. М. Терц и Синявский: О книге «Прогулки с Пушкиным» // Русская мысль. -Париж. № 3095.18 марта 1976. С. 6
  135. Слушатель. Синявский в Сорбонне // Русская мысль. № 2976 (6 дек. 1973). С. 8
  136. Советская Россия. Мужество говорящего правду // Советская Россия. № 24(11 462). 27 фев. 1997. С. 7
  137. Синявский и Даниэль на скамье подсудимых. New York: Inter-language Literary Associates, 1966
  138. А. И. .Колеблет твой треножник // Вестник русского христианского движения. № 142 (1991). С. 148−59. Париж, 1991
  139. А. И. Наши плюралисты // Вестник русского христианского движения. № 4 (1993). С. 133−160. Париж, 1993
  140. . Слово писателей. Внутренние рецензии на книги Абрама Терца, написанные членами СП СССР по заказу КГБ //Специальное приложение к «Независимой газете». № 1,6 фев. 1998. С. 5
  141. А. Т. По случаю юбилея // Новый мир. № 1 (январь 1965) С. 3−18
  142. Т. Турнюры и закидоны // Сеятель. № 158. Окт. 1977. Буэнос
  143. . Природа и тюрьма // Фантастический мир Абрама Терца. С. 5−23. New York: Inter-language Literary Associates, 1967
  144. JI. «Мужское письмо» // Андрей Синявский, 127 писем о любви. Т.1. в 3 т. М., 2004, С. 5−12
  145. С. H. Из чрева китова // Двадцать два. № 48. С. 151−80.1986
  146. JI. Д. Открытое слово. М., 1991
  147. И. Русофобия. М.:Изд-во Алгоритм, Изд-во Эксмо, 2005
  148. Е. Исповедь шенапана // Время и мы. № 91.1986.
  149. ИССЛЕДОВАНИЯ ОБ АНДРЕЕ СИНЯВСКОМ, ИНТЕРВЬЮ С АНДРЕЕМ СИНЯВСКИМ, ОПУБЛИКОВАННЫЕ НА ДРУГИХ ЯЗЫКАХ
  150. Aucouturier, Michel. Abram Tertz Andre Siniavski ou l’art comme dissidence // Dissidences. Paris. 2005, C. 107−122.
  151. Blot, Jean. Bonne nuit // La Nouvelle revue francaise, no.384 (1 January 1985). P. 109−111. Paris. 1985
  152. Bokov, N. Andrei Sinyavsky on Dissidence // Encounter 52, no.2 (1989). P.51−60.1989
  153. Dalton, Margaret. Andrei Siniavskii and Julii Daniel': Two Soviet «Heretical» Writers. Wurzburg: Jal-Verlag, 1973
  154. Damrosch, David. What is World Literature? Princeton university press, 2003
  155. Dunhan, Vera S. Serenity: A Note on Sinyavsky’s Style // The Third Wave: Russian Literature in Emigration, edited by Olga Matich and Michael Heim. P. 110−117. Ann Arbor: Ardis, 1984
  156. Etkind, Efim. Der Dopperganger: Uber Andrej Sinjawskij und seinem Roman «Gute Nacht.» Neue Randschau 97, no. 1(1986). P.84−90
  157. Emerson, Caryl. Soviet Civilization: Its Discontents, Disasters, Residual Fascinations // Hudson Review, 44, no.4 (Winter 1992). P.574−84
  158. Field, Andrew. Abram Tertz’s Ordeal by Mirror // Мысль врасплох. Нью-Йорк. 1966.
  159. Frayn, Michael. Writers on Trial: Thoughts on the Sinyavsky-Daniel Case // Encounter 30, no. 1 (1968). P.80−88
  160. Gifford, Henry. Andrey Sinyavsky: The Voice and the Chorus // Encounter 42, no.2 (February 1974) P.34−39
  161. Grass, Gunter and Sinyavsky, Andrei. A Controversial Exchange // Encounter (December 1974). No.6. P. 94.
  162. Harold, Bloom. The Western Canon. New York. 1994
  163. Hayward, Max. The Moscow Trial // Partisan Review 33, no.2 (1966), p.227−39
  164. Hayward, Max. ed. and trans. On Trial: The Soviet State versus «Abram Tertz» and «Nikolai Arzhak.» Revised and enlarged edition. New York: Harper and Row. 1967
  165. Hayward, Max and Leopold Lebedz. Writers and the Police // Encounter 26, no. l (1966), p. 84−88
  166. Holmgren, Beth C. First-Prison Liberties: The persona in the work of Witold Gombrowicz and Abram Terc. Ph.D.diss., Harvard University. 1987
  167. Hugh-Jones, Stephan. Worm’s Eye View. Review of The Makepeace Experiment // Encounter 25, no, l (July 1965). P.82−83
  168. Kolonovsky, Walter F. Literary insinuations: sorting out Sinyavsky’s irreverence. Lexinton books: New York. 2003
  169. Lourie, Richard. Letters to the Future: An Approach to Sinyavsky-Tertz. Ithaka? Cornell University Press, 1975
  170. Matich, Olga. Spokojnoj noc: Andrej Sinyavskij’s Rebirth as Abram Terc // Slavica and East European Journal 33, no. l (Spring 1989). P.50−63
  171. Matich, Olga. Russian Literature in Emigration: A Historical Perspective on the 1970s // The Third Wave: Russian Literature in Emigration, edited by Olga Matich and Michael Heim. P. 15−20. Ann Arbor: Ardis, 1984
  172. Milosh, Czeslaw. Introduction // Abram Terz. The Trial Begins. Translated by Max Hayward, On Socialist Realism. Translated by George Dennis. New York. Vintage Books. 1960
  173. Nepomnyashchy, Catharine Theimer. Andrei Siniavsky’s «You and I»: A Modem Day Fantastic Tale // Ulbandus Review: A journal of Slavic Languages and Literatures. New York. 1983. P.209−230
  174. Nepomnyashchy, Catharine Theimer. Abram Tertz and the Poetics of Crime. New Haven: Yale University Press, 1995
  175. Nussbaum, Andrew J. Literary Selves: The Tertz-Sinyavsky Dialogue // Autographical Statements in Twentieth-Century Russian Literature, edited by Jane Gary Harris. P.238−59. Princeton.-Princeton University Press, 1990
  176. Volker, Levin. Das Groteske in M. Bulgakov’s Prosa. Mit einem Exxkurs zu A. SInyavsky. Munich: Sagner, 1975
  177. Zamoyska, Helene. Andrey Sinyavsky arrives in Paris // Encounter, no.41 (November 1973) p.63−65
  178. Zamoyska, Helene. Siniavski et sa patrie // Синявский и Даниэль на скамье подсудимых. С. 5−11. New York: Inter-language Literary Associates, 1966
  179. С. Г. Филологические сюжеты. М., 2007
  180. В. Испепеленный. Издание второе. М.:Скорпион. М., 1910
  181. A.C. Психология искусства. М., 1965
  182. А. (сост.) Белая книга по делу А. Синявского и Ю.Даниэля. Франкфурт/М. Посев, 1970
  183. Е. Контрамарка на процесс // Огонек. № 19 (май 1989) С. 19−21.
  184. В. «Русские цветы зла» // Виктор Ерофеев (автор составитель) Русские цветы зла. М.2001. С. 5−30
  185. Ю. Воскресение Маяковского: Эссе. М.: Русские словари, 2000
  186. Ю.М. О природе искусства // Об искусстве. СПб.: 2005. С. 400−404
  187. О. Э. О собеседнике // Сочинения. У-Фактория: Екатеринбург, 2004
  188. . Л. Полное собрание сочинений в одиннадцати томах. Том 10. письма 1954−1960. М., 2005
  189. А. Кукха. Розановы письма. Изд. Серебряный век. Нью-Йорк. 1978
  190. В. В. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М.Достоевского. Издание второе. Спб., 1902
  191. В. В. Опавшие листья // В. В. Розанов. О себе и жизни своей. М., 1990, С. 165−576
  192. Синявский и Даниэль на скамье подсудимых. Нью-Йорк:Международное Литераьтурное Содружество, 1966.
  193. М. О Марине Цветаевой. Из воспоминаний. // Новый журнал. № 100 (1970), № 101(1971)
  194. А.И. Публицистика в 3 т. Т.2: Общественные заявления, письма, интервью. М., 1996
  195. В. «Искусство как прием» // О теории прозы. M.-JI. 1925, С. 7−20.
  196. Box 6. Biographical File. File 2. Trial records (sudebnoe delo), 1965. Photocopy of typescript and handwritten material from the Tsentral’nyi Arkhiv FSB RF. Andrei Sinyavskii Collection, Hoover Institution Archives, Stanford University.
  197. Box 7. CORRESPONDENCE, 1959−1998. File 10. Drafts of letters from Andrei Siniavskii to others, General 1985−1996. General. Andrei Sinyavskii Collection. Hoover Institution Archives, Stanford University.
  198. E. Трепетный провокатор. СПб. 1993. — С. 58
  199. См. Иванова Н. Синдром «железной руки» // Огонек, № 37 (Сентября 1989). М., 1989, С. 23- Линецкий В. Абрам Терц: лицо на мишени // Нева. 1991. № 4. — Сю176.
  200. Е. А. Трепетный провокатор. СПб, 1993.-С. 11.7 Там же,-С. 12.
  201. Круглый стол «Творчество и деятельность Андрея Синявского» // Новости// официальный сайт РГГУ http://www.rsuh. ru/news.html?id=l 714
  202. См. Линецкий В. Абрам Терц: лицо на мишени // Нева. 1991. № 4.
  203. А. Сочинения: в 3 т. Т. 2: Расследования. Екатеринбург, 2003, — С. 32−33.
  204. А. Сочинения: в 3 т. Т. 2: Расследования. Екатеринбург, 2003, — С. 33
  205. А. Д. Диссидентство как личный опыт П Синявский, А. Путешествие на черную речку. М.: Захаров, 1999. С.401
  206. Хмельницкий, Сергей. Из чрева китова // Двадцать два. № 48.1986. С. 151−180.
  207. А. Д. Диссидентство как личный опыт // Синявский А. Д. Путешествие на черную речку. М.:Захаров, 1999. С.401
  208. Box 42. Speech and writings. File Nepomyashchy, Catharine. Miscellany, n.d. Typescripy and printed matter. Andrei Sinyavskii Collection, Hoover Institution Archives, Stanford University. P.10
  209. А. Д. Диссидентство как личный опыт // Синявский А. Д. Путешествие на черную речку.1. М.:Захаров, 1999. С. 40 319 Там же
  210. Л. «Вы знаете Абрама Терца?» спросил Апдейк // Независимая газета EX LIBRIS. 13 октября 2005. № 38(339).-С. 3.
  211. Box 48. Scholarly work by title, arranged chronologically. Holograph drafts unless otherwise indicated. General. File 1. List of writings, 1959−1964. Typescript.
  212. Andrei Sinyavskii Collection, Hoover Institution Archives, Stanford University.
  213. Cm. Kolonosky W. Andrei Siniavskii as a litarary critic. Ph. D. University of Kansas, 1972.- Lourie R. Letters to the future: an approach to Sinyavsky-Tertz. Ithaca, 1975.
  214. Box 46. Speech and writings File 13. «Zhitie Protopopa Avvakuma,» Columbia University, 1978. Holograph. Andrei Sinyavskii Collection, Hoover Institution Archives, Stanford University.
  215. Box 47 Speech and writings. File 19. «Velimir Khlevnikov», Andrei Sinyavskii Collection, Hoover Institution
  216. Archives, Stanford University.27 Там же. С. 128 Там же. С. 4
  217. Box 46. Speeches and writings. File 7. «Maiakovskij,» lecture delivered at Harvard University, n.d. Holograph. Andrei Sinyavskii Collection. Hoover Institution Archives, Stanford University. C.5
  218. Box 47. Speeches and writings. File 3. Dialog with professors and students at the Literaturnyi institute imeni
  219. Gor’kogo, Irkutsk, 1992. Andrei Sinyavskii Collection. Hoover Institution Archives, Stanford University. C.10.31 Там же. С. II
  220. Грань, Российские документы по делу А. Синявского и Ю. Даниэля // Грань. № 62 (1966) Франкфурт-на-Майне: Посев-С. 95
  221. А. Д. Поэзия Пастернака // Предисловие книги «Стихотворения и поэмы» Б. Л. Пастернака. Серия «Библиотека поэта». M.-Л.: Советский писатель. 1965. С. 9−62.
  222. Докладе первого секретаря ЦК ВЛКСМ В. Е. Семичастного на Пленуме ЦК ВЛКСМ // Комсомольская правда. 1958.30 октября.
  223. Международный институт гуманитарнополитических исследований, 2005. В 3-х т., Т. 1. — С. 427,430.
  224. Н. Белая Г. А. Так был пробит железный занавес // Peoples.ru Электронный ресурс. -Электрон, ст. Режим доступа к ст.: http.7/www.peoples.ru/science/philology/belava/index.htrnl39 Там же.
  225. Г. Андрей Синявский Абрам Терц и их(ний) роман «СПОКОЙНОЙ НОЧИ» (Исповесть). — М.: Вузовская книга. 2000. — С. 4
  226. Box 47. Speeches and writings. File 3 Dialog with professors and students at the Literaturnyi institute imeni Gor’kogo, Irkutsk, 1992, Andrei Sinyavskii Collection. Hoover Institution Archives, Stanford University. C.5
  227. Box 58. Speeches and writings. File 11. Correspondesnce with publisher, Sovetskii Pisatel', 1962−1965. Includes correspondence with B. Egorov, E. Pasternak, and GTsurikova. Andrei Sinyavskii Collection. Hoover Institution Archives, Stanford University.
  228. Box 58. Speeches and writings. File 12. Reviews Ginzburg, L., 1963. Typescript. Andrei Sinyavskii Collection. Hoover Institution Archives, Stanford University.
  229. Box 9. Correspondence File 34. Hayword, Max, 1976−1977. Andrei Sinyavskii Collection. Hoover Institution Archives, Stanford University.
  230. Box 47 Speech and writings. File 3. Dialog with professors and students at the Literaturnyi institute imeni Gor’kogo, Irkutsk, 1992. Andrei Sinyavskii Collection, Hoover Institution Archives, Stanford University. C. 4−5
  231. А. (сост.) Белая книга по делу А. Синявского и Ю.Даниэля. Франкфурт/М. Посев, 1970, С. 144−145
  232. А. Д. Один день с Пастернаком //Синтаксис. № 6(1980). Париж. 1980-С. 131−139.
  233. Box 47 Speech and writings. File 3. Dialog with professors and students at the Literaturnyi institute imeni Gor’kogo, Irkutsk, 1992. Andrei Sinyavskii Collection, Hoover Institution Archives, Stanford University. C. 5
  234. Абрам Терц, Очки II Синтаксис. № 5 (1979) Париж. Синтаксис. 1979. С. 40. См. См. Голлербах, Евгений. Прогулки с Терцем // Звезда. № 7. — СПб. 1993. С.184
  235. Абрам Терц Спокойной ночи. Париж. Синтаксис. 1984, С. 44- Абрам Терц Очки // Синтаксис. № 5 (1979). — С. 39. Париж. Синтаксис. 1979. Рассказ «Очки» был отдельно издан до публикации «Спокойной ночи».
  236. Box 42. Speech and writings. File 12. Nepomnyashchy, Catharine. Miscellany. Andrei Sinyavskii Collection, Hoover Institution Archives, Stanford University. C.7
  237. Обратный перевод Ю. Накано интервью профессора К. Т. Непомнящи с А. Д. Синявским- интервью проводилось по-русски, но в архиве существует только английский перевод
  238. Box 59. DONAT SINIAVSKII FILE, 1914−1960. File 10. Death Certificate, 1960 Andrei Sinyavskii Collection, Hoover Institution Archives, Stanford University.
  239. Абрам Терц. Спокойной ночи. М., 1998. С.178−179.
  240. А. Д. Диссидентство как личный опыт // Синявский А. Д. Путешествие на черную речку. М.:Захаров, 1999-С. 401.
  241. Box 59. DONAT SINIAVSKII FILE, 1914−1960. File 10. Death Certificate, I960 Andrei Sinyavskii Collection, Hoover Institution Archives, Stanford University.
  242. Абрам Терц. Спокойной ночи. M., 1998. -С. 166
  243. Box 42. Speech and writings. File 12. Nepomnyashchy, Catharine. Miscellany. Andrei Sinyavskii Collection, Hoover Institution Archives, Stanford University. C.3
  244. А. Д. 127 писем о любви: в трех томах. Т.1. М.: Аграф. 2004 С. 42.63 Там же. Т.1. С. 152
  245. Абрам Терц. Кошкин дом//Знамя, № 5 (1998). М., 1998.-С. 42
  246. Zamoyska, Helene. Siniavski et sa patrie // Синявский и Даниэль на скамье подсудимых. С. 5−11. New York: Inter-language Literary Associates, 1966
  247. Box 42. Speech and writings. File 12. Nepomnyashchy, Catharine. Miscellany. Andrei Sinyavskii Collection, Hoover Institution Archives, Stanford University. C.7
  248. Письмо Элен Замойской от 28 августа 1986 г. в послесловии М. В. Розановой к роману «Спокойной ночи» // Абрам Терц, Спокойной ночи. М.:Захаров, 1998. С. 372
  249. Box 42. Speech and writings. File 12. Nepomnyashchy, Catharine. Miscellany. Andrei Sinyavskii Collection, Hoover Institution Archives, Stanford University. C.4
  250. Луи Мартинез Прогулки с Синявским // Октябрь, 2005,11 .С. 187.73 Там же.
  251. А. Д. 127 писем о любви в трех томах. M.: Аграф. 2004. T 3. С. 469.
  252. И. H. Послесловие // Абрам Терц, Голос из хора. Лондон. 1973. С. 33 276 Там же.
  253. Кёко и Мицуёси Нумано. Беседа с Синявским // Slavistica. № 15 С. 195−212. Токио: Токийский государственный университет.
  254. Г. И. К публикации воспоминаний А. Синявского «Диссидентство как личный опыт» // Юность -1989,№ 5.-С. 88
  255. Русская мысль. Андрей Синявский (Абрам Терц) Голос из хора // Русская мысль. № 2973 (15 ноября 1973). Париж. — С. 5.
  256. Box 10. Correspondence File 13. Mandel’shtam, Nadezhda, 1974. Andrei Sinyavskii Collection. Hoover Institution Archives, Stanford University81 Там же.
  257. . Ю. Интервью с профессором М. Окутюрье летом 2005 г.
  258. Box 8. Correspondence File 21. Berberova, Nina, 1971−1976. Andrei Sinyavskii Collection. Hoover Institution Archives, Stanford University
  259. Гуль Роман. Прогулки хама с Пушкиным // Новый журнал. № 124 (1976). С. 117−29.
  260. Р. О злом суемедрии А. Терца // Новый журнал. № 121(1975). С. 72−80.
  261. Жаба Сергей. Терцизированный Пушкин // Вестник РХД. № 118 (1976). С. 233 — 246
  262. Солженицын Александр. Наши плюралисты // Вестник русского христианского движения. № 4 (1993). С. 133−160. Париж, 1993
  263. Солженицын Александр. .Колеблет твой треножник // Вестник русского христианского движения. № 142 (1991).-С. 148−59. Париж, 1991
  264. Box 11. Correspondence File 30. Slonim, Mark, 1974−1976. Andrei Sinyavskii Collection. Hoover Institution Archives, Stanford University.
  265. Box 48. Scholarly work by title. File 3. Short and untitled writings, Andrei Sinyavskii Collection. Hoover Institution Archives, Stanford University.
  266. По названию доклада профессора Мишеля Окутюрье по этой дискуссии. См.: Box 9. Correspondence File 34. Hayword, Max, 1976−1977.Andrei Sinyavskii Collection. Hoover Institution Archives, Stanford University.
  267. Рубинштейн, Наталья. Александр Пушкин и Абрам Терц//Синтаксис. № 36 (1998). Париж. С. 106−115
  268. Box 9. Correspondence File 34. Hayword, Max, 1976−1977. Andrei Sinyavskii Collection. Hoover Institution Archives, Stanford University.
  269. А. Д. Диссидентство как личный опыт // Синявский А. Д. Путешествие на черную речку. М.:Захаров, 1999-С. 400.
  270. Box 7. Correspondence File 7. General. 1994 1996.
  271. Andrei Sinyavskii Collection. Hoover Institution Archives, Stanford University.
  272. Абрам Терц. Кошкин дом//Знамя, № 5 (1998).-С. 149. М., 1998
  273. В конце книги «Спокойной ночи», изданной в издательстве «Захаров» в 1998 году, представлены книги, которые будут изданы в «Захарове» позже. На этих страницах упоминаются «Кошкин дом» и мемуары М. В. Розановой «Абрам да Марья».
  274. А. Д. Диссидентство как личный опыт // Синявский А. Д. Путешествие на черную речку. М.:Захаров, 1999-С. 403.
  275. См. Рубашкин А. Ждановщина Звезда, 2006, № 8.102 Там же.
  276. А. Д. Диссидентство как личный опыт // Синявский А. Д. Путешествие на черную речку. М.:Захаров, 1999-С. 403.
  277. См. Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. Лотман Ю. М. Поэтика бытового поведения в русской культуре 18 века. СПБ. 2002.
  278. Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре 18 века. СПБ. 2002.- С. 243
  279. См. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991, С. 323−333.
  280. Box 42. Speech and writings. File 12. Nepomnyashchy, Catharine. Miscellany. Andrei Sinyavskii Collection, Hoover Institution Archives, Stanford University. C.4
  281. К. Т. Абрам Терц и поэтика преступления Екатеринбург, 2003. 358 с.
  282. A. Стилистические разногласия // Искусство кино. № 7. M., 1989 С.34−38. M., 1989.
  283. Терц, Абрам. Что такое социалистический реализм. Париж. 1988. С. 61
  284. Синявский, Андрей. Основы советской цивилизации. М., 2001. С. 142
  285. Абрам Терц. Спокойной ночи. Париж. Синтаксис. 1984,-С. 288
  286. Абрам Терц. Спокойной ночи. М., 1998. С. 238−239
  287. Абрам Терц. Спокойной ночи. М., 1998. С. 239
  288. А. Д. Основы советской цивилизации. М., 2001. С. 6
  289. Абрам Терц Спокойной ночи. М., 1998. С. 333
  290. А. Д. Основы советской цивилизации. М., 2001. С. 84
  291. Абрам Терц Спокойной ночи. М., 1998.-С. 167
  292. Box 42. Speech and writings. File 12. Nepomyashchy, Catharine. Miscellany, n.d. Typescripy and printed matter. Andrei Sinyavskii Collection, Hoover Institution Archives, Stanford University. P.5
  293. Н. Белая Г. А. Так был пробит железный занавес // Peoples.ru Электронный ресурс. -Электрон, ст. Режим доступа к ст.: http://www.peoples.ru/science/philologv/belava/index.html
  294. В. В. Опавшие листья//В.В.Розанов. О себе и жизни своей. М., 1990,-С. 332
  295. А. Д. «Опавшие листья» В. В. Розанова. Париж. Синтаксис. 1982 С. 128
  296. Box 47. Speeches and writings. File 3 Dialog with professors and students at the Literaturnyi institute imeni Gor’kogo, Irkutsk, 1992, Andrei Sinyavskii Collection. Hoover Institution Archives, Stanford University. C.24
  297. Д. В. «Перевертыши» // Известия, 13 января 1966 // Цена метафоры или преступление и наказание Синявского и Даниэля // Сост. Великанова Е. M. 1990. С. 22−23.
  298. Кедрина. 3. Наследники Смердякова // «Цена метафоры или преступление и наказание Синявского и Даниэля" — М.: Книга, 1989.-С. 46.
  299. Кёко и Мицуёси Нумано. Беседа с Синявским // Slavistica. № 15. Токио: Токийский государственный университет. 1999, С. 204
  300. Кёко и Мицуёси Нумано. Беседа с Синявским // Slavistikal5. 1999. Токио: Токийский государственный университет. 1999.-С. 204
  301. Box 47. Speeches and writings. File 10. Linetskii Vadim. «Abram Tertz: Litso na misheni,» 1990. Typescript. Includes comments by Siniavskii. Andrei Sinyavskii Collection. Hoover Institution Archives, Stanford University.
  302. Е. Контрамарка на процесс //Огонек. № 19 (май 1989)-С. 19−21.
  303. М. В. Театр абсурда, или профильфас // Специальное приложение к «Независимой газете». № 1, 6 фев. 1998.-С. 2.
  304. Box 6. Trial records (sudebnoe delo), 1965. Photocopy of typescript and handwritten material from the Tsentral’nyi Arkhiv FSB RF. File 2. General. Andrei Sinyavskii Collection. Hoover Institution Archives, Stanford University.
  305. Кедрина 3. С. Наследники Смердякова // «Цена метафоры или преступление и наказание Синявского и Даниэля"-М.: Книга, 1989.-С.40−41
  306. Синявский и Даниэль на скамье подсудимых. Нью-Йорк: Международное Литераьтурное Содружество, 1966.-С. 108
  307. ЛинецкийВ. Абрам Терц: лицо на мишени//Нева, № 4. 1991.-С. 178.
  308. Абрам Терц Спокойной ночи. М., 1998 С. 83 156 Там же. С84.157 Там же.
  309. И. Н. Послесловие // Абрам Терц, Голос из хора. Лондон. 1973. С. 332
  310. См. Солженицын А. И. Глава 16. Социально-близкие // Солженицын А. И. Малое собрание сочинений.
  311. Т.6. Архипелаг ГУЛАГ 1918−1956. Опыт художественного исследования. М. 1991. С. 355.161 Там же. С.356
  312. Абрам Терц. Искусство и действительность // Синтаксис. № 2. Париж. Синтаксис. 1978. — С. 114
  313. М. В. К истории и географии этой книги // Терц, Абрам. Прогулки с Пушкиным. СПб. 1993. -С.149.
  314. В. Присутствие духа: О книге Андрея Синявского // Русская мысль. № 2977(13 дек. 1973). Париж. -С. 8
  315. А. Сочинения: в 3 т. Т. 2: Расследования. Екатеринбург, 2003, — С. 32.
  316. Box 47. Speeches and writings. File 3. Dialog with professors and students at the Literaturnyi institute imeni Gor’kogo, Irkutsk, 1992. Andrei Sinyavskii Collection. Hoover Institution Archives, Stanford University. P. 23.
  317. Андрей Синявский. Стилистические разногласия // Искусство кино. № 7(1989). М., 1989, С. 37
  318. Абрам Терц. Искусство и действительность // Синтаксис. № 2. С. 111−119. Париж. Синтаксис. 1978
  319. А. Д. Что такое социалистический реализм // «Цена метафоры или преступление и наказание Синявского и Даниэля» M.: Книга, 1989. — С. 450 175 Там же.-С. 457 176 Там же.-С.457 177 Там же.-С. 459
  320. А. Д. Что такое социалистический реализм // «Цена метафоры или преступление и наказание Синявского и Даниэля» M.: Книга, 1989. — С. 459
  321. Шкловский, Виктор. «Искусство как прием» // О теории прозы. М.-Л. 1925, С. 12
  322. , Ю.М. О природе искусства // Об искусстве. СПб.: 2005. С. 401
  323. А. Д. Что такое социалистический реализм // «Цена метафоры или преступление и наказание Синявского и Даниэля» М.: Книга, 1989. — С. 456.
  324. Синявский, Андрей. 127 писем о любви. В 3 т. В 1 т. С. 344. М., 2004
  325. Р. «Прогулки хама с Пушкиным» Новый журнал. Нью-Йорк. № 124. 1976, С. 122−123
  326. С. Терцизированный Пушкин // Вестник РХД. № 118(1976). С. 234
  327. А. «Прогулки с Пушкиным». Путешествие на черную речку и другие произведения. М., 1999. С. 114
  328. А. «Прогулки с Пушкиным». Путешествие на черную речку и другие произведения. М., 1999. С. 118−119.196 Там же.-С. 117.197 Там же.-С. 117.198 Там же.-С.119
  329. Л. «Прогулки с Синявским». Октябрь. Ноябрь 2005. М., 2005. С. 186
  330. Синявский и Даниэль на скамье подсудимых. Нью-Йорк. 1966. С. 108
  331. А.И. ».Колеблет твой треножник"// Вестник РХД. № 142. 1984, С. 142
  332. А. И. Публицистика. В 3 т. M., 1996, Т.2: Общественные заявления, письма, интервью. С. 24 204 Там же,-С. 24
  333. М. Абрам Терц или бегство из реторты. Посев. 1967, С. 79
  334. В. «Русские цветы зла» // Виктор Ерофеев (автор составитель) Русские цветы зла. М.2001. — С. 11 207 Там же. С. 25
  335. , Н., Тарханов, А. Не должен быть памятник // Декоративное искусство СССР, 1989, № 5. С. 18
  336. А. Д. «Основные принципы эстетики В.В. Маяковского"//Знамя, № 2: 1950.-С.151
  337. А. Д. Основные принципы эстетики В.В.Маяковского. ПЗнамя. № 2. М., 1950.-С. 151
  338. А. Д. Роман М. Горького «Жизнь Клима Самгина» и история русской общественной мысли конца XIX- начала XX века. Кандидатская диссертация. М., 1952. С. 17
  339. А. Д. Поэзия Пастернака. // Борис Пастернак. Стихотворение и поэмы. М.-Л., 1965. С. 17
  340. Ю. Москва-Париж: Очерки о русской эмиграции. Профили и силуэты. М., 1991. С. 182−3
  341. Абрам Терц. Достоевский и каторга. // Синтаксис. № 9. 1981. С. 109
  342. Подробнее об этом см. Непомнящи К. Т. Абрам Терц и поэтика преступления Екатеринбург, 2003. С. 306.
  343. Ф. М. Дневник писателя. //Достоевский Ф. М. Поли. собр. соч.: В 30 т., Л. 1972−1988., Т.22. -С. 9.
  344. А. Д. Из архива Андрея Синявского: Стиль это судьба // Синтаксис. № 36.1998. — С. 129
  345. Box 46. Speeches and writings. File 13. «Zhitie Protopopa Avvakuma,» Columbia University, 1978. Holograph. Andrei Sinyavskii Collection, Hoover Institution Archives, Stanford University. P. l 1
  346. A. Д. «Похвала эмиграции» // Столица. № 40. M.1992.C.50
  347. А. Д. Диссидентство как личный опыт // Синявский А. Д. Путешествие на черную речку. М.: Захаров, 1999-С. 400
  348. Абрам Терц. «Искусство и действительность» // Синтаксис 2, Париж.1978 С. 118
  349. Ю.М. О природе искусства // Об искусстве. СПб.: 2005. С. 400
  350. С. Из чрева китова// Двадцать два. № 48. -С. 151−80. 1986
  351. См.: Накано, Юкио. Заимствование мотива и сокрытие автора в фантастико-автобиографическом рассказе «Крошка Цорес» // Новый взгляд. Выпуск IV. М., 2005. С. 36
  352. M. В. Несколько слов от адресата этих писем // Андрей Синявский. 127 писем о любви. В 3 т. М., 2004, T. 1-С. 17.
  353. А. Д. «Опавшие листья» В.В. Розанова. Париж. Синтаксис. 1982 С. 115 234 Там же,-С. 116
  354. В. Присутствие духа: О книге Андрея Синявского // Русская мысль. № 2977(13 дек. 1973). Париж. -С. 8
  355. В. Присутствие духа: О книге Андрея Синявского // Русская мысль. № 2977(13 дек. 1973). Париж. -С. 8238 «Опавшие листья» В. В. Розанова. Париж. Синтаксис. 1982, — С. 112
  356. , В. Присутствие духа: О книге Андрея Синявского // Русская мысль. № 2977(13 дек. 1973). Париж.-С. 8
  357. А. Правда дурака // Беседы о новой словесности. Сочинения: В 3 т. Т.2: Расследования. -Екатеринбург. 2003. С. 36
  358. Ю.М. О природе искусства // Об искусстве. СПб.: 2005. С. 400−404
  359. Л. «Мужское письмо» // Андрей Синявский, 127 писем о любви. Т.1. в 3 т. М., 2004, С. 9
  360. Абрам Терц. Голос без хора // Синтаксис. № 36 (1998). Париж. Синтаксис. 1998., С. 126−7
  361. Мысли врасплох // Собрание сочинений в двух томах. Предисловие Владимира Новикова. М.:СП «Старт». 1992, В 1 т.-С. 314
  362. Абрам Терц. Голос из хора. Послесловие Игоря Голомштока. Лондон.: Stenvalley Press, 1973, С. 332
  363. В. Присутствие духа: О книге Андрея Синявского // Русская мысль. № 2977(13 дек. 1973). Париж. -С. 8
  364. А. «Правда дурака» // Беседы о новой словесности. Сочинения: В 3 т. Т.2:Расследования. -Екатеринбург. 2003, С. 36
  365. Р. «Прогулки хама с Пушкиным» // Новый журнал. Нью-Йорк. №.124.1976, С. 122
  366. . «Философ после конца истории» // Ускользающий контекст: Русская философия в XX веке. М., 2002,-С. 147
  367. М. «Эссеистика как нулевая дисциплина» // Знак пробела: О будущем гуманитарных наук. М., 2004,-С. 713
  368. Box 47. File 3 Dialog with professors and students at the Literaturnyi Institute imeni Gor’kogo, Irkutsk, 1992
  369. Andrei Sinyavsky Collection. Hoover Institution Archives. Stanford University
  370. А.Д. Стилистические разногласия // Искусство кино. № 7(1989). M., 1989, С. 37
  371. Г. В. 1922// «Об искусстве». Искусство. Сборник статей. М. С. 46
  372. А.Д. «Похвала эмиграции» // Столица. № 40.
  373. Генис, Александр. Правда дурака: Андрей Синявский // Александр Генис. Сочинения в трех томах. В 2 т. Екатеринбург: У-Фактория, 2003, — С. 23.
  374. А. «Прогулки с Пушкиным». Лондон-Париж. 1975, С. 96
  375. Прогулки с Пушкиным. Лондон.: Overseas Publications Interchange in association with Collins, 1975, C. 95
  376. Очки // Синтаксис. № 5 (1979). С. 31−41. Париж. Синтаксис. 1979
  377. Box 42. Speeches and writings. File 12. Nepomnyashchy, Catherine. Miscellany, n.d. Andrei Sinyavsky Collection. Hoover Institution Archives. Stanford University.
  378. Абрам Терц, Спокойной ночи. -M.: Захаров 1998. С. 241−242
  379. Box 47. Speeches and writings. File 18. «Spokoinoi nochi: Roman s kommentariiami.» Read by Andrei Siniavskii with commentary by Mariia Rozanova, 1985. Andrei Sinyavsky Collection. Hoover Institution Archives. Stanford University., C. 21(1).
  380. А. Д. Диссидентство как личный опыт // Синявский А. Д. Путешествие на черную речку. М.:Захаров, 1999-С. 399
  381. Абрам Терц. Спокойной ночи. М.: Захаров 1998. С.276
  382. А. Д. Диссидентство как личный опыт // Синявский А. Д. Путешествие на черную речку. М.:Захаров, 1999-С. 401.
  383. Box 42. Speeches and writings. File 3. Nepomnyashchy, Catharine. Miscellany, n.d. Typescript and printed matter. Andrei Sinyavskii Collection. Hoover Institution Archives, Stanford University. P. 10.
  384. А. Д. Похвала эмиграции // Синтаксис. № 24 (1988). Париж. Синтаксис. 1988. С. 40
  385. Andrei Sinyavsky Collection. Box 47. Speeches and writings. File 11. «Iskusstvo v totalitarnom mire,» n.d. Hoover Institution Archives. Stanford University. 1916−1998, p.3
  386. А. Д. Диссидентство как личный опыт // Синявский А. Д. Путешествие на черную речку. М.: Захаров, 1999,-С. 415
Заполнить форму текущей работой