Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование художественного образа в академическом рисунке портрета: На примере использования выразительных возможностей мягких графических материалов в системе подготовки художника-педагога

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Излишне говорить, что рисунок человека — основа изобразительного искусства. Трактовка портретных образов как ничто другое отражает специфику времени и мировоззрение художника. Из всех жанров искусства портрет является наиболее всеохватывающим, информационно и духовно емким. Проблема портретного творчества особенно актуально встает в наши дни, ибо в современную, во многих отношениях переломную… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретический аспект проблемы формирования художественного образа в изобразительном искусстве
    • 1. Философско-эстетическое понимание проблемы художественного образа в различных направлениях изобразительного искусства. Взаимодействие образа и графического материала
    • 2. Проблема формирования художественного образа в российской традиции преподавания академического рисунка
    • 3. Психолого-педагогические основы формирования художественного образа в процессе академического рисования портрета
      • 3. 1. Взаимодействие образного и логического мышления в процессе академического рисования

      3. 2. Учет индивидуальных особенностей художественно-образного мышления студентов в процессе обучения академическому рисунку портрета.69 3.3. Роль речи педагога в формировании художественного образа в академическом рисунке портрета.

      3. 4. Роль эмоционального состояния рисующего в процессе формирования художественного образа в академическом рисунке портрета.

      § 4. Особенности формирования художественного образа в портрете, выполняемом в технике мягких графических материалов.

      § 5. Выводы по первой главе.

      Глава 2. Экспериментальное исследование формирования художественного образа в процессе рисования портрета.

      § 1. Констатирующий этап эксперимента.

      1. 1. Оценка уровня теоретической подготовленности студентов ХГФ к решению художественно-образных задач портрета.

      1. 2. Оценка уровня сформированное&trade- художественного образа в работах студентов ХГФ.

      § 2

      Выводы по констатирующему эксперименту.

      § 3 Поисково-формирующий этап эксперимента.

      3.1. Анализ индивидуальных особенностей творческой деятельности студентов ХГФ на занятиях по академическому рисунку портрета.

      3. 2. Поиск и апробация эффективных путей и методов формирования художественного образа в процессе рисования портрета.

      § 4. Предлагаемая методическая система формирования художественного образа в академическом рисунке портрета.

Формирование художественного образа в академическом рисунке портрета: На примере использования выразительных возможностей мягких графических материалов в системе подготовки художника-педагога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема исследования и ее актуальность.

Отечественная художественная школа является одним из немногих оплотов реализма в современном мире. На протяжении нескольких веков в России и СССР было проведено не одно исследование проблемы формирования художественного образа с позиций различных наук — философии, психологии, искусствоведения, методики преподавания изобразительного искусства. Но жизнь стремительно меняется, ставя перед учеными иные задачи. В современную эпоху особенно возрастает роль реалистического изобразительного искусства как духовного посредника между людьми, как мощного противовеса растлевающему влиянию беспредметности и натурализма в художественном творчестве и всеобъемлющей власти капитала в обществе, как рычага, способного повернуть вспять процессы его духовной деградации. Вместе с тем утрата подлинно реалистических традиций повсеместно наблюдается в наши дни. Об этом говорит падение уровня профессионального искусства, его «духовное обесценивание», снижение качества академической подготовки студентов во многих художественных вузах России и зарубежья.

Излишне говорить, что рисунок человека — основа изобразительного искусства. Трактовка портретных образов как ничто другое отражает специфику времени и мировоззрение художника. Из всех жанров искусства портрет является наиболее всеохватывающим, информационно и духовно емким. Проблема портретного творчества особенно актуально встает в наши дни, ибо в современную, во многих отношениях переломную эпоху, происходит всесторонняя деформация образа человека, приводящая к его разрушению в изобразительном искусстве. Глобальные мировые процессы влекут за собой как слияние и потерю самобытности национальных культур, так и обезличивание конкретного индивида. Повсеместное внедрение новых информационных технологий, позволяющих людям жить «не вдумываясь», «не познавая», а всего лишь с легкостью получая знания в готовом виде, ведет к снижению общекультурного уровня и духовному «усреднению» людей. Изобразительное искусство в глазах обывателя постепенно утрачивает свою ценность как источник духовного познания мира. По нашему глубокому убеждению, этот процесс обезличивания человека противоестественен и, если его не повернуть вспять, может привести к гибели цивилизации. Духовное возрождение нового поколения может и должно происходить только через искусство. Человеческая личность внутренне возвышается, отражаясь в произведении искусства, и через собственное творчество, и через сотворчество художнику в восприятии его создания.

Художник познает любое явление действительности всегда через призму личности. Любой жанр изобразительного искусства — в том числе и натюрморт, и пейзаж — это своеобразное изображение человека, ибо все сущее рассматривается художником с точки зрения его отношения к человеку, восприятия человеком. Поэтому отражение образа человека — это краеугольный камень искусства. Будущий художник не сможет познать все богатство и глубину взаимоотношений личности и окружающего мира, не освоив с профессиональной точки зрения и не пропустив через свою душу портретное творчество. Особое звучание эта проблема приобретает при подготовке специалиста, который призван передавать свой опыт новым поколениям. Именно через творческое осмысление образа человека формируется мировоззрение будущих художников-педагогов, обогащается их внутренний мир, повышается общекультурный и профессиональный уровень, раскрывается заложенный в каждом из них творческий потенциал. Между тем опыт педагогической деятельности показывает, что студенты художественных вузов вообще и художественно-графических факультетов в частности испытывают наибольшие затруднения именно при рисовании живой натуры. А создание портрета, т. е. изображения человека, одухотворенного неповторимым авторским эмоционально-эстетическим видением, порой становится для них абсолютно непосильным. Решение такой глобальной задачи, как формирование мировоззрения подрастающего поколения, требует комплексного подхода к подготовке художника-педагога, в том числе, к обучению академическому рисунку. Именно поэтому в современных условиях подготовка квалифицированного специалиста в нашей области не может ограничиваться приобретением умений и навыков грамотного изображения человека, но требует решения ряда задач, связанных с формированием художественного образа в портрете.

Нивелировка художественно-образных задач академического рисунка, даже при сохранении реалистической формы изображения, приводит студентов и художников к натурализму — бездушному копированию фрагментов окружающей действительности, в частности, в портрете, — к утрате передачи духовной самобытности личности, ее божественного начала, являющегося самым ценным в человеке. Одним из главных постулатов реалистической школы является отражение явлений действительности через призму духовно-эстетических ценностей художника. Это означает, что необходимым условием реалистичности произведения является наличие в нем художественного образа. Вслед за великим педагогом П. П. Чистяковым отстаивая принцип единства, преемственности обучения и творчества, мы утверждаем, что художественно-образное осмысление действительности должно быть непременным условием преподавания академического рисунка как основы профессиональной подготовки специалиста в нашей области.

Создавая экспериментальную методическую систему, мы стремились подойти к проблеме формирования художественного образа в академическом рисунке портрета как можно шире, сведя воедино ее философско-эстетический, этический, психолого-педагогический и методический аспекты и рассмотрев их через призму материально-графического аспекта — выразительных возможностей мягких материалов.

Базой для рассмотрения категории «художественный образ» с фило-софско-эстетических позиций для нас служат работы Гегеля. Основы философии реалистического искусства заложены еще в античные времена в трудах Платона и Аристотеля. Западные теории искусства базируются на работах таких философов, как Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, Э. Гуссерль, С. Кьерке-гор и др. В России проблемами художественного образа занимались Б. Р. Виппер, А. Белый, В. В. Кандинский. Среди наших современников этот во-(прос изучали А. Ф. Лосев, Ян Мукаржовский, И. С. Куликова, К. Горанов, О.

К. Кривцун, В. Костин, В. П. Бранский, А. Яффе, М. Н. Афасижев, А. А. Ковалев, А. А. Михайлова и др. Специфике религиозного и реалистического искусства посвящены труды П. П. Флоренского, И. А. Ильина. Изучение вышеупомянутых источников позволило нам провести сравнительный анализ интерпретаций художественного образа в различных направлениях искусства и глубже проникнуть в суть реалистического понимания мира.

Понятие «художественный образ» необходимо рассматривать не только с точки зрения философии, но и в контексте становления школы преподавания академического рисунка. Всемирная история насчитывает большое ко-^ личество концепций в сфере искусства и художественной педагогики, так или иначе связанных с интересующей нас проблематикой. Рассмотреть их все в рамках одного исследования не представляется ни возможным, ни целесообразным. Поэтому мы решили ограничиться изучением проблемы формирования художественного образа в российской традиции преподавания академического рисунка, которая в XVIII — XIX вв. в концентрированном виде вобрала в себя различные направления и взгляды на искусство, а в течение XX века оставалась и, мы уверены, останется оплотом реалистической художественной культуры во всем мире.

Историю развития методов обучения академическому рисунку дают возможность проследить записки П. П. Чистякова, статьи Д. Н. Кардовского, ^ труды Н. Э. Радлова, М. Д. Бернштейна и других выдающихся художниковпедагогов, а также исследования искусствоведов — И. П. Гинзбурга, Г. Г. Серовой, Н. Молевой и Э. Белютина. Большой вклад в становление методики обучения академическому рисунку, в особенности, изображению головы человека, внес Н. Н. Ростовцев.

Изучать феномен формирования художественного образа необходимо на основе данных современной психологии и нейрофизиологии, касающихся проблем мышления. Мышление — это многоаспектный процесс, требующий комплексного подхода. Базовыми в этом плане для нас являются труды И. П. Павлова и И. М. Сеченова, создавших учение о высшей нервной деятельности и показавших, что в основе психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами. Неоспоримо важны для нас также исследования С. JI. Рубинштейна и JI. С. Выготского, посвященные взаимодействию мышления и речи. В числе фундаменталь-ф ных работ по проблемам мышления следует назвать также труды П. В. Симонова о высшей нервной деятельности, в том числе, связи мышления и интуицииа также Б. Г. Ананьева о специфике процесса чувственного познанияпсихология установки — психического состояния, тесным образом связанного с мышлением — в центре внимания научных исследований Д. Н. Узнадзе.

Проблемам абстрактного мышления уделяется большое внимание в отечественной и западной литературе. Однако, по словам Д. Завалишиной, «психология глубоко поражена недооценкой наглядно-образного, невербального интеллекта как „проходного“, неполноценного.» (84, с. 10). Мы в кор-(^ не не согласны с такой нивелировкой роли образного мышления в познании.

Наша задача — рассмотреть особенности формирования художественного образа в академическом рисунке — напрямую связана с изучением уровня развития доминирующего в изобразительной деятельности образного мышления.

Специфика образного мышления нашла отражение в трудах И. С. Якиманской, О. JI. Никифоровой, В. П. Зинченко, Б. Г. Ананьева, в которых оно рассматривается как сложное «гетерогенное» образование, в коем тесно переплетены такие психические процессы, как ощущение, восприятие, память, представление, воображение. Особой его разновидностью является художе-^ ственно-образное мышление, различные аспекты которого исследовались в работах Я. А. Пономарева, С. X. Раппопорта, В. С. Тюхтина, В. И. Киреенко, П. В. Просецкого, JL С. Коршуновой, подходивших к его изучению с философских, психологических и искусствоведческих позиций. Особый интерес представляют для нас вопросы взаимодействия мышления и зрения, разработанные В. Д. Глезером.

Один из важнейших психических процессов, лежащих в основе художественно-образного мышления, — художественное восприятие — стал объектом изучения таких ученых, как Р. Арнхейм, Н. Н. Волков, Е. И. Игнатьев. Арнхейм художественное восприятие рассматривал преимущественно с точки зрения философии искусства, соотношения отражения и выражения в художественном творчестве. Волков и Игнатьев подходили к вопросу с позиций изучения психологических закономерностей процесса работы художника над изображением.

Вопрос о специфике эстетических эмоций, их роли и влиянии на изобразительную деятельность в целом и функционирование образного мышления в частности, нашел отражение в исследованиях С. X. Раппопорта, В. С. Кузина, Б. И. Додонова, В. К. Вилюнаса, И. А. Васильева, В. JT. Поплужного, О. К. Тихомирова. Создание художественного образа — это всегда акт творчества. Поэтому его изучение немыслимо без познания общих закономерностей творческого процесса. Проблемы творческого мышления отразились в трудах таких авторов, как В. С. Кузин, И. А. Бескова, А. Н. Лук, И. П. Фарман. Вышеперечисленные авторы углубленно изучали отдельные философские и психологические аспекты формирования художественного образа. Мы же ^ видим своей задачей в теоретической части исследования свести данные разft личных наук воедино, взглянуть на формирование художественного образа целостно, через призму конкретного жанра изобразительного искусства — портрета, -применительно к такому специфическому методу познания и художественного отражения действительности, как академический рисунок. Подобный подход к построению теоретической части исследования необходим для того, чтобы создать базу для выявления педагогических условий, средств и методов формирования художественного образа в академическом рисунке портрета.

Чрезвычайно важны для нас методические источники, посвященные изучению процесса формирования художественного образа.

Серьезный вклад в изучение процесса формирования графического художественного образа внесли исследования Н. Н. Волкова, посвященные восприятию предмета и рисунка. Особую важность представляет вывод автора о том, что на начальном этапе рисования восприятием «руководит» натура, а в последующем восприятие самого рисунка оказывает существенное влияние на восприятие модели. На базе этого ученым доказана необходимость и разработаны методы формирования активного восприятия, имеющего ключевое значение в изобразительной деятельности.

Важный вклад в методику формирования художественно-образного мышления как с графической, так и с живописной точки зрения внесли работы Е. В. Шорохова, посвященные проблемам композиции. Автором были детально рассмотрены различные аспекты истории и теории композиции, сущности творчества, художественного образа применительно к различным жанрам изобразительного искусства.

Глубокий всесторонний подход к проблемам психологии изобразительного искусства и методики его преподавания отличает исследования В. С. Кузина. Ученый рассматривает все сферы человеческой психики: познавательные, эмоционально-волевые процессы, индивидуальные особенности личности — через призму их отражения в художественном творчестве.

Большую роль в развитии понимания графического художественного образа с точки зрения пространственных представлений сыграли исследования В. К. Лебедко. Указывая на трехмерность как базовое свойство реалистического художественного образа, автор обосновывает необходимость использования методики формирования пространственных представлений у учащихся как одно из важнейших условий развития их художественно-образного мышления. Чрезвычайно важен для нашей работы предпринятый ученым анализ широкого круга вопросов, связанных с пониманием специфики художественного образа в разных культурах (в частности, пространственные представления Древнего мира, средневековья, эпохи Возрождения). Существенное внимание уделено также вопросу взаимодействия речи и пространственного мышления, что особенно интересно для нас с точки зрения создания авторской методики формирования художественного образа в рисунке портрета.

Интерес для нас применительно к проблеме изучения представляют исследования таких авторов, как: А. Е. Терентьев, В. Е. Нестеренко (влияние рисования по памяти и представлению на развитие образного мышления) — Е. И. Игнатьев (формирование сложного образа в ходе рисования по представлениювзаимодействие восприятия, памяти и представления) — Л. Г. Медведев, А. А. Голуб, Н. Н. Ломаева (формирование художественного образаразвитие и активизации художественно-образного мышления на занятиях рисунком и композицией) — В. Л. Илющенко (активизация композиционного мышления на занятиях рисунком портрета) — Б. В. Душников (искусство портретного рисунка) — Е. В. Моисеева (формирование живописных умений студентов в процессе освоения мягких графических материалов) — С. Р. Гильмут-динова (особенности формирования графического художественного образа в процессе изображения с натуры фигуры человека).

Итак, существует достаточно большое количество исследований, посвященных формированию художественного образа, однако большинство из них касаются одновременно всех видов рисования. Среди последних следует особо выделить работы JI. Г. Медведева, так как они являются своеобразной базой для дальнейших исследований рассматриваемой проблемы. Тем не менее, широкая постановка задачи не предполагает подробного освещения особенностей формирования художественного образа применительно к каждому виду заданий программы по академическому рисунку.

Исследований, посвященных собственно портрету, значительно меньше. Среди последних можно назвать работы Б. В. Лушниковаоднако они в большей степени затрагивают проблемы творческого портрета, несколько абстрагируясь от академического учебного рисунка. Исследование В. Л. Илю-щенко посвящено выявлению путей активизации композиционного мышления на занятиях по рисунку портрета, но не затрагивает проблемы влияния изобразительного материала на построение образной структуры изображения. Взаимосвязь между графическим материалом и характером образа прослеживает в своем исследовании С. Р. Гильмутдинова, но применительно к рисунку фигуры, задачи которого в корне отличаются от задач учебного и творческого портрета. Процесс формирования живописных умений студентов при работе мягкими графическими материалами изучался Е. В. Моисеевой, однако касательно живописного рисунка вообще, но не какого-либо конкретного вида учебных заданий. Все вышеуказанное позволяет сделать вывод о необходимости дальнейших исследований проблем формирования художественного образа, но уже с упором на комплексное изучение конкретных видов изобразительной деятельности, в том числе академического рисунка портрета.

Наше исследование призвано на базе проделанной предшественниками работы вывести закономерности формирования художественного образа в рисунке портрета с учетом его «материально-графического» аспекта с целью создания собственной методической системы. Мягкий графический материал обладает огромным потенциалом творческих возможностей в создании портрета, которые, как показывают опыт художников-педагогов и данные констатирующего эксперимента, далеко не полностью используются студентами художественно-графических факультетов. Между тем применение мягких материалов может составить своеобразный мост, с одной стороны, между рисунком и живописью, а с другой стороны, между учебным рисунком головы и творческим портретом, обеспечивая межпредметные связи и делая возможным органичный переход студентов к самостоятельной творческой деятельности.

Проблема исследования состоит в поиске эффективных путей и методов педагогического воздействия на студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов, направленного на формирование художественного образа в академическом рисунке портрета (посредством применения мягких графических материалов).

Цель исследования — выявить, научно обосновать и экспериментально проверить наиболее эффективные пути и методы педагогического воздействия на студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов, способствующие формированию художественного образа в академическом рисунке портрета (на примере использования выразительных возможностей мягких графических материалов).

Объект исследования — процесс обучения академическому рисунку на художественно-графических факультетах педагогических вузов.

Предмет исследования — методы, средства и приемы формирования художественного образа в академическом рисунке портрета и их использование.

Гипотезой исследования является предположение о том, что если процесс обучения академическому рисунку портрета строить на основе системы педагогических установок, предполагающих:

1) раскрытие историко-теоретического аспекта категории «художественный образ» (философское обоснование проблемы художественного образа в различных направлениях искусстваосвещение этико-эстетической платформы художественного образа в реалистическом искусстве, в частности, в академическом рисунке портрета, интерпретации понятия «художественный образ» в истории преподавания академического рисункараскрытие специфики «графического художественного образа»);

2) педагогическую организацию восприятия студентами натуры и рисунка (создание образно осмысленных портретных постановок, использование установки на выделение главного в образе портретируемого);

3) целенаправленное формирование умения оперировать образами восприятия, памяти, представления, воображения с целью создания художественного образа, формирование эстетических эмоций — с помощью системы специальных заданий, упражнений, педагогических приемов;

4) активное применение в рисунке портрета мягких графических материалов при условии раскрытия эстетической и изобразительной природы взаимодействия образа и материала, целенаправленного формирования умения соотносить художественно-образные задачи рисунка и выразительные возможности мягких графических материалов;

5) формирование изобразительных умений и навыков вне отрыва от активизации художественно-образного мышления;

6) учет субъективного компонента художественного образа посредством целенаправленного педагогического изучения особенностей личности каждого студента и применения индивидуального подхода в обучении рисунку портрета,.

— то можно добиться высокого уровня художественно-образного осмысления действительности в академическом рисунке портрета.

В соответствии с указанной проблемой, объектом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть философский аспект проблемы художественного образа в академическом рисунке портрета.

2. Изучить теоретический аспект взаимодействия образа и материала в изобразительном искусстве.

3. Проанализировать и обобщить опыт исторически сложившихся методов преподавания академического рисунка с целью использования его при разработке системы формирования художественного образа в портрете.

4. Проанализировать психолого-педагогические условия функционирования и формирования художественно-образного мышления студентов при рисовании портрета.

5. Исследовать особенности формирования художественного образа в рисунке портрета, выполняемом в технике мягких графических материалов.

6. Определить критерии уровней сформированности художественного образа в академическом рисунке портрета.

7. Определить уровень сформированности художественного образа в портретных рисунках студентов художественно-графических факультетов.

8. Разработать и обосновать экспериментальную методическую систему формирования художественного образа в академическом рисунке портрета на основе использования выразительных возможностей мягких графических материалов.

Методологической основой исследования явились труды ведущих специалистов в области психологии, физиологии, педагогики, искусствоведения, философии изобразительного искусства, методики преподавания академического рисунка, творческий опыт художников.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы мы использовали следующие методы исследования:

• изучение литературы по теме исследования;

• знакомство с опытом ведущих художников-педагогов;

• изучение практики преподавания академического рисунка в художественных и педагогических вузах;

• проведение анкетирования, опросов, бесед со студентами;

• проведение наблюдений за изобразительной деятельностью студентов с занесением данных в дневник;

• фотографирование срезов последовательности выполнения студенческих рисунков;

• анализ готовых практических работ студентов;

• проведение экспериментального обучения академическому рисунку на 1 — 3 курсах ХГФ (руководство аудиторной и самостоятельной деятельностью студентов);

• консультирование дипломников кафедры рисунка по теме «портрет»;

• математическая обработка полученных данных;

• обобщение фактов собственной педагогической и творческой деятельности.

Исследование проводилось в два этапа.

1 этап (2002 — 2003 гг.):

— изучение, анализ и обобщение литературы по теме исследования;

— изучение процесса преподавания академического рисунка на художественно-графических факультетах педагогических вузов, опыта ведущих художников-педагогов;

— проведение констатирующего эксперимента;

2 этап (2003 — 2005 гг.).

— поиск эффективных путей и методов формирования художественного образа в академическом рисунке портрета (поисковый эксперимент);

— составление и апробация экспериментальной методической системы формирования художественного образа в академическом рисунке портрета (формирующий эксперимент).

На защиту выноситсянаучно обоснованная и экспериментально проверенная методическая система формирования художественного образа в академическом рисунке портрета, включающая в себя цель, задачи, содержание, методы, формы и средства обучения, основанная на следующих положениях:

1. Непременным условием профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов по академическому рисунку портрета является установка на художественно-образное осмысление натуры на всех этапах обучения.

2. Одним из важнейших условий формирования художественного образа в академическом рисунке портрета является педагогическая установка на всестороннее осмысление студентами этико-эстетической платформы категории «художественный образ» в совокупности с изучением законов реалистического изображения.

3. Необходимым условием формирования художественного образа в академическом рисунке портрета, выполняемом в технике мягких графических материалов, является единство педагогических воздействий, направленных, с одной стороны, на овладение студентами основами графической техники, а с другой стороны, на глубокое осмысление эстетической и изобразительной взаимосвязи образа и материала, умения соотносить материал и образные задачи рисунка.

4. Для повышения уровня художественно-образного осмысления действительности в академическом рисунке портрета учебный процесс необходимо построить таким образом, чтобы на всех его этапах выработка изобразительных умений и навыков шла параллельно с формированием художественно-образного мышления (организация восприятия натуры и рисунка, формирование умения оперировать образами восприятия, памяти, представления, воображения с целью создания художественного образа, развитие эстетических эмоций, раскрытие потенциала творческой интуиции).

5. Ввиду наличия в художественном образе субъективного начала в процессе обучения академическому рисунку портрета необходимо учитывать индивидуальные особенности художественно-образного мышления и эмоционально-волевой сферы каждого студента.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Разработана и экспериментально проверена методическая система обучения академическому рисунку портрета, обеспечивающая синтез педагогических воздействий, направленных на формирование художественно-образного мышления студентов и на всестороннее осмысление ими категории «художественный образ» в изобразительном искусстве и включающая:

• цели, задачи и содержание обучения академическому рисунку портрета;

• формы, методы и методические приемы обучения академическому рисунку портрета;

• средства обучения (наглядные пособия, плакаты, педагогические рисунки).

2. Разработана система учебно-творческих заданий и упражнений, рассчитанных на применение мягких графических материалов в академическом рисунке портрета и способствующих формированию у студентов умения соотносить материал и образные задачи рисунка.

3. Разработаны критерии уровней сформированности художественного образа в академическом рисунке портрета.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Опираясь на современные достижения науки — философии, искусствознания, психологии и методики преподавания изобразительного искусства — проанализирована природа художественного образа в академическом рисунке портрета как результата деятельности художественно-образного мышления, отражающего все грани творческой личности рисующего — от изобразительных умений и навыков до «духовного ядра» индивида — его этических и эстетических позиций, пропущенных через призму индивидуальных особенностей личности.

2. Выявлены психолого-педагогические условия формирования художественного образа в академическом рисунке портрета.

3. Проанализированы философские, психологические и изобразительные аспекты взаимосвязи образа и графического материала в академическом рисунке портретавыявлены особенности формирования художественного образа в портрете, выполняемом в технике мягких графических материалов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в нем результаты могут быть использованы в практике преподавания академического рисунка, для совершенствования учебных планов и программ, при подготовке методических пособий по рисунку для студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.

Достоверность результатов исследования обеспечивается: а) опорой на труды ведущих специалистов по психологии, педагогике, искусствоведению, философии, методике преподавания изобразительного искусстваб) широтой констатирующих исследований, охвативших различные художественные и педагогические вузыв) экспериментальной проверкой основных положений диссертации на практике, в работе со студентами 1−3 курсов в ходе поиско-во-формирующих исследований.

Апробация и внедрение результатов осуществлялись на базе художественно-графического факультета Mill У. Итоги промежуточных стадий эксперимента, основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры рисунка МПГУ, а также нашли отражение в научных публикациях по теме исследования.

Структура диссертации.

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав — теоретической и экспериментальной, заключения и списка литературы. В тексте помещены иллюстрации (репродукции произведений мастеров графического портрета, фотокопии студенческих и авторских работ, фотографии срезов выполнения рисунков), а также таблицы, диаграммы, схемы и графики, отражающие последовательность проведения и результаты экспериментальной работы.

Заключение

.

Наше исследование явилось попыткой решения одной из ключевых проблем методики обучения академическому рисунку. Всесторонний анализ литературы по смежной тематике и данные экспериментов указали на необходимость комплексного подхода к формированию художественного образа в академическом рисунке портрета, предполагающего целенаправленное педагогическое воздействие, затрагивающее все грани личности современного студента на всех этапах обучения: формирование теоретического багажа, этико-эстетических позиций, всех компонентов художественно-образного мышления, а также изобразительных умений и навыков, в первую очередь умения использовать выразительные возможности графического материала для создания образной характеристики.

В результате исследовательской работы была достигнута поставленная цель: выявлены, научно обоснованы и экспериментально проверены наиболее эффективные пути и методы педагогического воздействия на студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов, способствующие формированию художественного образа в академическом рисунке портрета (на примере использования выразительных возможностей мягких графических материалов).

А именно:

1. Всестороннее изучена категория «художественный образ», в том числе проведен анализ философско-эстетического понимания проблемы художественного образа в различных направлениях изобразительного искусстварассмотрена трактовка исследуемого понятия представителями тех или иных взглядов на преподавание академического рисункаизучен психологический механизм функционирования художественно-образного мышления. Доказана необходимость и разработаны методы внедрения теоретических знаний в области категории «художественный образ» в практику преподавания академического рисунка.

2. Выявлены психолого-педагогические условия формирования художественного образа в академическом рисунке портрета. На базе сделанных выводов автором интегрированы методы и приемы педагогического воздействия на студентов с целью формирования художественного восприятия, памяти, представления, воображения, эстетических эмоций, знаний и умений, а также этико-эстетических позиций. Теоретически и на практике проанализированы индивидуальные особенности функционирования художественно-образного мышления студентов при работе над портретом. Экспериментально доказана необходимость всестороннего подхода к формированию художественного образа в академическом рисунке портрета, охватывающего все вышеперечисленные аспекты.

3. Проанализированы философские, психологические и изобразительные аспекты взаимосвязи образа и графического материала в академическом рисунке портрета и на базе этого теоретически и экспериментально выявлены особенности формирования художественного образа в портрете, выполняемом в технике мягких графических материалов.

4. Разработана и апробирована экспериментальная программа, основанная на применении комплексного подхода к обучению рисунку портрета, предполагающего целенаправленную работу по формированию художественно-образного мышления на всех этапах (гипсовые геометрические теланатюрморт — гипсовая голова — живая голова, портрет).

В том числе: курс кратких лекций, посвященных философским, психологическим, изобразительно-выразительным проблемам рисунка, роли мягких графических материалов в формировании портретного образасистема постановок, направленных на формирование изобразительных умений и навыков рисования головысистема специальных портретных постановок, рассчитанных на выразительные возможности мягких графических материалов и направленных на формирование художественно-образного мышления студентовсистема тематических набросочных заданийсистема домашних заданий, включающих работу по памяти, представлению, воображению, творческую работу над станковым графическим портретом.

5. Разработаны и апробированы методы, средства и педагогические приемы формирования художественного образа в академическом рисунке портрета, в том числе: схемы-планы устного анализа студентами произведений мастеров и собственных учебных и творческих работпринципы создания специальных портретных постановок, последовательность и методика работы над нимисредства создания педагогической установки на восприятие и выделение главного в образе портретируемогометоды обучения студентов работе мягкими графическими материалами при изображении головы и умению соотносить выбор выразительных средств и графических материалов с художественно-образными задачами портретаметоды обучения студентов работе над самостоятельным творческим портретомметоды определения индивидуальных особенностей творческой деятельности студентов и способы применения индивидуального подхода к обучению академическому рисунку портрета, в том числе, работе мягкими графическими материалами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю. Г. Образ и материал. — М.: «Советская Россия», 1976. — •f', 112 с: ил.
  2. Н. А. Изобразительные и дидактические функции графических средств в учебном рисунке на начальных этапах подготовки художников-педагогов: Дисс… канд пед. наук. — М., 1990. — 248 с.
  3. . Г. Психология чувственного познания — Л.: Издательство ЛГУ, 1968. — 338 с.
  4. Анатомические рисунки русских художников: Альбом. — М.: «Искусство», 1952 — 49 с: ил.
  5. А. Л. Художественный образ и гносеологическая специфика, , искусства. — М., 1981, — 192 с.
  6. Н. Н. Экспериментальное исследование формирования пространственных представлений школьников средствами технического рисования: Дисс. … канд. пед. наук. — М., 1969. — 371 с.
  7. Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: «Прогресс», 1974.-392 с: ил.
  8. М. Н. Западные концепции художественного творчества: Учеб. пособие для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Высшая школа», 1990. — 176 с.
  9. А. В. Д. Н. Кардовский. — М., 1933. — 106 с: ил.
  10. А. Критика. Эстетика. Теория символизма: в 2 т. — Т. 1. — М.: «Искусство», 1994. — 477 с.
  11. М. Д. Проблемы учебного рисунка. — М. — Л.: «Искусство», 1940.-160 с.
  12. И. А. Как возможно творческое мышление? — М.: РАН, Институт философии, 1993. — 196 с.
  13. П. П. Память и мышление. — СПб.: «Питер», 2001. — 287 с.
  14. Н. Формирование творческих способностей учащихся средней школы средствами изобразительного искусства с учетом индивидуального подхода: Дисс… докт. пед. наук. — М., 1993. -380 с.
  15. В. П. Искусство и философия. — Калининград: «Янтарный сказ», 1999−704 с: ил.
  16. В. Колтунов. Об искусстве. О рисунке // Искусство рисунка. — М.: «Советский художник», 1990. — с. 204 — 217.
  17. И. А., Поплужный В. Л., Тихомиров О. К. Эмоции и мыш- <�•} ление. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1980. — 192 с.
  18. О. Г. Георгий Семенович Верейский // Труды Академии художеств СССР. Вып. 3. — М.: «Изобразительное искусство», 1985. -С. 100−106.
  19. О. Г. О Владимире Васильевиче Лебедеве // Труды Академии художеств СССР. Вып. 3. — М.: «Изобразительное искусство», 1985.-С. 106−110. (N .
  20. В. К. Психология эмоциональных явлений. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1976. — 142 с.
  21. . Р. Введение в историческое изучение искусства. — М.: «Изобразительное искусство», 1985. — 288 с. ^^ 22. Виппер Б. Р. Статьи об искусстве. — М.: «Искусство», 1970. — 591 с.
  22. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. Под ред. И. Якиманской — М.: «Педагогика», 1989. — 224 с.
  23. Н. Н. Восприятие картины. — М.: «Просвещение», 1976. — 44 с: ил.
  24. Н. Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Издательство АПН РСФСР, 1950.-508 с: ил.
  25. Н. Н. Мысли об искусстве. — М.: «Советский художник», 1973.-140 с: ил.
  26. Н. Н. Цвет в черно-белой графике // Советская графика, 73. Сб. ст. — М.: «Советский художник», 1974. — 196 с: ил.
  27. Л. Мышление и речь. — М.: «Лабиринт», 1996. — 414 с.
  28. Л. Педагогическая психология. — М.: «Педагогика- Пресс», 1991.-533 с.
  29. Л. С, Психология искусства. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Педагогика», 1968. — 576 с.
  30. Л. Собрание сочинений. — М.: «Педагогика», 1982. — 502 с.
  31. А. Г. Портрет как проблема изображения //Искусство портрета. Сборник статей. Под ред. А. Г. Габричевского. — М.: Государственная академия художественных наук, 1928. — с. 53 — 76.
  32. Г. Ф. Г. Отношение образной формы и содержания и деление эстетики. //В кн.: Гегель Г. Ф. Г. Сочинения: в 14 т. — Т. 12. — М.: «Соцэкгиз», 1938.-471 с.
  33. Г. Ф. Г. Феноменология духа. — М.: «Наука», 2000. — 495 с.
  34. И. В. Статьи и мысли об искусстве. — М.: «Искусство», 1975. — 623 с.
  35. Р. Особенности формирования графического художественного образа в процессе изображения с натуры фигуры человека (на примере художественно-графических факультетов): Дисс. … канд. пед. наук. — М. , 1998. — 194 с.
  36. . И. П. П. Чистяков и его педагогическая система. — М.: «Искусство», 1940. — 203 с: ил. X} 38. Глезер В. Д. Зрение и мышление. — СПб.: «Наука», 1993. — 286 с.
  37. А. А. Развитие художественно-образного мышления учащихся 5 — 6 классов на уроках тематического рисования: Дисс. … канд. пед. наук.-М., 1997.-203 с.
  38. К. Художественный образ и его историческая жизнь. М.: «Искусство», 1970. — 519 с.
  39. Государственный Русский музей. Графика XVIII — XX веков. — М.: (v. г f 4
  40. И. Э. В. А. Серов. Жизнь и творчество. — М.: «Искусство», 1966.-492 с: ил.
  41. Е. Начала эстетических знаний. — М.: «Советский художник», 1971.-248 с: ил.
  42. А. Учитесь рисовать. — М.: Издательство АХ СССР, 1961. — 223 с: ил.
  43. Дидье Жюлиа. Философский словарь. — М.: «Международные отношения», 2000. — 537 с.
  44. Дмитрий Николаевич Кардовский об искусстве: Воспоминания, статьи, письма. — М.: Издательство АХ СССР, 1960. — 340 с.
  45. . И. В мире эмоций. — Киев: «Политиздат», 1987. — 141 с,
  46. Дюваль. Анатомия для художников: Учеб. пособие для худож. уч. за- ч-(вед. — М. — Л.: «Искусство», 1940. — 295 с: ил.
  47. Н. И. Портретные формы // Искусство портрета. Сборник статей. Под ред. А. Г. Габричевского. — М.: Государственная академия художественных наук, 1928. — с. 7 — 53.
  48. Н. Н. Дневник художника. Рисунки из альбомов. — Л.: «Художник РСФСР», 1967. — ПО с: ил.
  49. А. В поисках художественного смысла. — М.: «Искусство», 1991. — 3 4 8 с.
  50. И. А. Одинокий художник. — М.: «Искусство», 1993. — 348 с.
  51. И. А. Собрание сочинений: в 5 т. — Т. 3. — М.: «Русская книга» 1994.-592 с.
  52. В. Л. Активизация композиционного мышления студентов на занятиях по рисунку портрета: Дисс. … канд. пед. наук. — М., 2000. — 122 с.
  53. В. Л. Активизация композиционного мышления студентов на занятиях по рисунку портрета: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. -М., 2000−17 с.
  54. В. В. О духовном в искусстве. — М.: «Архимед», 1992. — 111с.
  55. Г. От замысла и натуры к законченному произведению. — М. , 1981.-216 с: ил.
  56. М. И. Поэзия педагогики. — М., 1984. — 526 с.
  57. А. А. Метод сопоставительного анализа категорий художественно-изобразительной практики в теоретической подготовке художника-педагога. — Витебск: Издательство Витебского госуниверси-i) тета им. П. М. Машерова, 2001. — 60 с.
  58. А. А. Формальный метод в поисково-организационном этапе работы над реалистической композицией. — М.: «Прометей», 2005. -120 с: ил.
  59. В. Об искусстве. О рисунке // Искусство рисунка. — М.: «Советский художник», 1990. — 204 — 217.
  60. Д. 3. Развитие художественной наблюдательности студентов 3 — 4 курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях рисунком портрета: Автореф. дисс. … канд. 7^. пед. наук. — М., 1993. — 253 с.
  61. Н. А. Индивидуальный подход в обучении мастерству акварельной живописи: Дисс. … канд. пед. наук- Орел, 1998. — 170 с.
  62. В. Что такое художественный образ. — М.: «Советский художник», 1962. — 60 с: ил.
  63. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. — М.: «Советский художник», 1965. — 192 с.
  64. В. Наброски и зарисовки: Пособие для учителей. — М.: «Просвещение», 1981. — 159 с: ил., v J 68. Кузин В. Психология, Учебник для художественных училищ.-М.: «Высшая школа», 1982. — 256 с: ил.
  65. Ю. И. Рисунки Рубенса. — М.: «Искусство», 1974. — 184 с: ил.
  66. И. Философия и искусство модернизма. — М.: «Политиздат», 1980.-272 с: ил.
  67. В. К. К вопросу анализа художественного пространства // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Сб. ст. — Вып. 1. — М.: «Прометей», 1996.- 32 — 33.
  68. В. К. Несколько слов будущему художнику-педагогу о пространстве изображаемого интерьера // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Сб. ст. — Вып. 1. — М.: «Прометей», 1996. — 33 — 37.
  69. Лебедко В, К. Об организации экспериментально-творческих мастерских на художественно-графических факультетах // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Сб. ст. — Вып. 1. — М.: «Прометей», 1996. — с. 37 — 40.
  70. В. К. Представления о пространстве и искусство. — М.: «Прометей», 1993. — 108 с: ил.
  71. В. К. Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога: Дисс. … докт. пед. наук. — М. , 1994. — 4 1 0 с.
  72. В. К. Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога: Автореферат дисс. … докт. пед. наук. — М., 1994.-27 с.
  73. Е. Западноевропейский рисунок, — М.: «Изобразительное искусство», 1991. — 226 с: ил.
  74. К. Акцентуированные личности. — Ростов-на-Дону: «Фе- ^ As. никс», 1997.-375 с.
  75. Н. Н. Формирование образного мышления студентов на занятиях композицией: Дисс. … канд. пед. наук. -М,, 1998. — 177 с.
  76. П., Яшухин А. П. Живопись: Учеб. для худож.-граф. фак. пед. ин-тов. — М.: «Агар»: Рандеву — AM, 1999. — 227 с: ил.
  77. А. Ф. Диалектика мифа. — М.: «Мысль», 2001. — 560 с.
  78. А. Ф. История античной эстетики. Высокая классика. — М.: «Искусство», 1974. — 597 с.
  79. А. Ф. Проблема художественного стиля. — Киев: «Collegium», 1994. — 285 с.
  80. А. Ф. Эстетика Возрождения. — М.: «Мысль», 1982. — 623 с.
  81. . В. Искусство портретного рисунка. — М.: Mill У, 2002. — 163 с: ил.
  82. . В. Искусство рисунка. — М.: МПГУ, 2003. — 280 с: ил.
  83. Мастера искусства об искусстве. Т. 1. — М. — Л.: «Искусство», 1965. — 378 с: ил.
  84. Мастера искусства об искусстве. Т. 2. — М.: «Искусство»," 1966. — 496 с: ил.
  85. Мастера искусства об искусстве. Т. 6. — М.: «Искусство», 1969. — 544 с: ил.
  86. Мастера искусства об искусстве. Т. 7 — М.: «Искусство», 1969. — 654 с: ил.
  87. Материалы и техника рисунка. — М.: «Изобразительное искусство», 1983.-94 с: ил.
  88. Л. Г. Активизация процесса образного мышления на занятиях по рисунку (на художественно-графических факультетах педвузов): Дисс… канд. пед. наук. -М., 1977. — 182 с.
  89. Л. Г. Пути формирования фафического художественного образа на занятиях по академическому рисунку: Дисс. …докт. пед. наук.-М., 1987.-409 с.
  90. Л. Г. Формирование графического художественного образа в процессе академического образования (методические разработки). -М.: МПГУ, 1985.-68 с.
  91. А. А. О художественной условности. — 2-е изд., перераб. и Xj дополи. — М.: «Мысль», 1970. — 300 с: ил.
  92. Е. В. Формирование живописных умений и навыков у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе освоения мягких графических материалов на занятиях рисунком: Дисс. …канд. пед. наук. -М., 2004. — 165 с.
  93. Н. Н. Выдающиеся русские художники-педагоги. — М.: «Просвещение», 1991.-416 с. vi' ^
  94. Н., Белютин Э. П. П. Чистяков — теоретик и педагог. — М.: Издательство Академии художеств СССР, 1953. — 228 с.
  95. Н., Белютин Э. Педагогическая система Академии художеств XVIII века. — М.: Искусство", 1956. — 520 с: ил. J-, 104. Молева Н., Белютин Э. Русская художественная школа первой половины XIX века. — М: «Искусство», 1963. — 497 с.
  96. Н., Белютин Э. Школа Антона Ашбе. — М.: «Искусство», 1958.-116 с: ил.
  97. Моллье Пластическая анатомия. Конструкция человеческого тела. — Л. — М.: «Искусство». 1937. — 25 с: ил.
  98. Ян. Исследования по эстетике и теории искусства. — М.: «Искусство», 1994. — 605 с: ил.
  99. В. Е. Влияние рисования по памяти на формирование образного мышления на 1 — X курсах художественно-графических факультетов: Дисс. … канд. пед. наук. — М. , 1979. — 223 с.
  100. Основы философских знаний. — М.: Обшество «Знание» России, 1995. — 256 с.
  101. Г. М., Павлова В. Н. Пластическая анатомия. — М.: Всесоюзное кооперативное издательство, 1954.
  102. И. П. Полн. Собр. Соч.: в 6 т. — Т. 3. Кн. 2. — М.: Изд-во АН СССР, 1963.-448 с.
  103. Пиз Алан. Язык телодвижений. — М.: Издательский дом Гитенбург, 1997.-248 с: ил.
  104. К. К. Система психологии и теория отражения. — М.: «Наука», 1982.-309 с.
  105. Я. А. Психология творения. — М.- Воронеж, 1999. — 475 с.
  106. Я. А., Семенов И. Н., Степанов Ю. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. — М.: «Наука», 1990. -214 с.
  107. Практическое мышление: функционирование и развитие. — М.: Институт психологии АН СССР, 1989. — 138 с: ил.
  108. Психологический словарь. М.: «Педагогика-Пресс», 1996. — 438 с. X) 120. Психология рисунка и живописи. Вопросы психологического исследования формирования образа. Под ред. Е. И. Игнатьева. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. — 224 с: ил.
  109. М. Ц. Пластическая анатомия и изображение человека на ее основе: Учеб. пособие для худож. вузов. — М.: «Изобразительное искусство», 1985. — 92 с: ил.
  110. Н. Э. Рисование с натуры. — Ленинград: «Художник РСФСР», к 1978.-121 с: ил.
  111. X. Искусство и эмоции. — М.: «Музыка», 1968. — 168 с.
  112. Н. К. Об искусстве. — М.: Международный центр Рерихов: Фирма Бисан-Оазис, 1994. — 127 с. Ji 125. Рисунок в высшей художественной школе. — М.: «Искусство», 1957.-126 с: ил.
  113. Рисунок. Учебные постановки. — М: Изд-во АХ СССР, 1960. — 58 с: ил.
  114. Н. Н. Академический рисунок — М,: «Просвещение», 1995. — 2 5 6 с: ил.
  115. Н. Н. Рисование головы человека — М.: «Изобразительное искусство», 1989. — 304 с. ил.
  116. Н. Н., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей- на занятиях рисованием. — М.: «Просвещение», 1987. — 176 с. • ' 130. Рубинштейн Л. Основы психологии. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-536 с.
  117. Л. Проблемы общей психологии, — М.: «Педагогика», 1976.-416 с.
  118. И. Портреты в творчестве Эдгара Дега // Советское искусствознание. — Вып. 20. — М.: «Советский художник», 1986. — 142 — 175.
  119. Г. Г. В. Е. Савинский-художник и педагог.— М.: «Изобразительное искусство», 1983, — 144 с: ил.
  120. И. М. Физиология нервной системы. — СПб, 1866. — 161 с.
  121. . А. А. Рисунки старых мастеров. — М. — Л.: «Искусство», 1940.-276 с: ил.
  122. П. В, Категории сознания, подсознания и сверхсознания в творческой системе К, Станиславского, — Тбилиси: «Мецниереба», 1978.-300 с.
  123. Г. Б. Рисунок головы и портретные задания. — Л.: «Учпедгиз», 1963. — 82 с: ил.
  124. Советы мастеров. Живопись и графика. — Л.: «Художник РСФСР», 1979.-374 с.
  125. Созидающий мозг: Нейробиологические основы творчества. Ред. П. B. Симонова. — М. «Наука», 1993. — 109 с.
  126. . А. Искусство рисунка. — Л: «Искусство», 1989. — 256 с: ил,
  127. . А. К проблеме цвета в рисунке // Искусство рисунка: ^) Сб. ст, Сост, Г, В, Ельшевская, — М.: «Советский художник», 1980. -C. 273−288.
  128. К. С' Работа актера над собой. — М.: «Искусство», 1951.-668 с.
  129. В. Н. Искусство портрета, — М,: «Просвещение», 1972, — 96 с.
  130. Н. М. Смысл иконы, — М,: Издательство православного Братства Святителя Филарета Московского, 1999. — 224 с.
  131. Терентьев А, Е. Существенные аспекты подготовки художника- педагога по рисунку: Дисс. … канд. пед. наук. — М., 1977. — 254 с.
  132. О. К. Психология мышления. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984.-270 с.
  133. В., Демьянов В. Г., Подрезов В. Б. Рисунок. Учебное пособие (специальность «Архитектура»), — М.: «Стройиздат», 1996. -295 с: ил.
  134. Д. Н. Психологические исследования. — М.: «Наука», 1966. — 451с.
  135. Р. Р. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике. — М.: «Советский художник», 1981. — 255 с: ил.
  136. И. П. Воображение в структуре познания. — М.: Изд-во ин-та философии, 1994. — 214 с.
  137. В. Основы техники рисунка. — М.: «Профиздат», 1966. — 72 с: ил.
  138. Философский энциклопедический словарь. — М.: «Советская энциклопедия», 1983.-840 с.
  139. П. А. Иконостас: Избранные труды по искусству. — М.: «Искусство», 1995. — 366 с.
  140. П. А. О реализме // Соч. в 4 т. — Т. 2. — М., 1990. — 527 — 532.
  141. П. А. Собр. соч. Т. 1: «У водоразделов мысли»: статьи по искусству. — М., 1985. — 398 с.
  142. А. Г. Язык портретного изображения // Искусство портрета. Сборник статей. Под ред. А. Г. Габричевского. — М.: Государственная академия художественных наук, 1928. — 86 — 158.
  143. П. П. Письма, записные книжки, воспоминания. — М., 1953. — 592 с. г.
  144. . В. Портрет и его оригинал // Искусство портрета. Сборник статей. Под ред. А. Г. Габричевского. — М.: Государственная академия художественных наук, 1928. — 76 — 86.
  145. Школа изобразительного искусства. Сб. в 10-ти вып. — Вып. 1. — М.: Изд-во АХ СССР, 1960. — 196 с.
  146. Школа изобразительного искусства. Сб. в 10-ти вып. — Вып. 5. — М.: Изд-во АХ СССР, 1962. — 144 с.
  147. Е. В. Композиция: Учеб. для студ. худож.-граф. фак. пед. ин-тов. — М.: «Просвещение», 1986. — 207 с: ил.
  148. Е. В. Основы композиции: Учеб. пособие для студ. пед. ин- тов. — М.: «Просвещение», 1979 — 303 с: ил.
  149. Энгр об искусстве. Сост. А. Н. Изергина. — М.: Изд-во АХ СССР, 1962.-78 с.
  150. И. Развитие пространственного мышления школьников. — М.: «Педагогика», 1980. — 240 с.
  151. А. Символы в изобразительном искусстве // Юнг К. Г. Человек и его символы. — М.: «Серебряные нити», 1997. — 368 с.
  152. Н. Read. Icon and idea. — London, 1955.
Заполнить форму текущей работой