Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Этнокультура как многофункциональная система взаимодействия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сновной целью всей системы воспитания и образования является формирование человеческой личности в русле таких морально-этических категорий, как нравственность, гуманность, основанных на этнических и общемировых ценностях, которые способствуют сознательному и целеустремленному ее развитию и формируют в ней высокий уровень адаптационно — ментальных способностей. б. Этнокультура определяется как… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Структура этнокультуры: механизмы и элементы процесса взаимодействия
    • 1. 1. Идентификация этноса и этнокультуры
    • 1. 2. Элементы этнокультуры, участвующие в процессе взаимодействия
    • 1. 3. Процессы, регулирующие развитие этнокультуры
  • ГЛАВА 2. Межкультурная коммуникация как аспект процесса взаимодействия в этнокультуре
    • 2. 1. Адаптационный механизм межкультурных коммуникаций
    • 2. 2. Структура межкультурных коммуникаций: уровни и формы взаимодействия
  • ГЛАВА 3. Социализирующая роль этнокультуры
    • 3. 1. Роль этнокультуры в формировании личности
    • 3. 2. Социализация носителей этнокультуры
  • ГЛАВА 4. Место и роль этнокультуры в цивилизационном процессе
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Этнокультура как многофункциональная система взаимодействия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Предлагаемая тема исследования имеет два аспекта — трансформационный и теоретико-методологический. Прежде всего надо учитывать, что на современном этапе, с различной интенсивностью, происходят процессы трансформации общемирового культурного пространства.

В этой связи важно отметить, что этнокультурные ценности в духовной сфере — огромное интеллектуальное богатство и неисчерпаемый резерв воспроизводства общечеловеческих ценностей, культурных и нравственных традиций народов, процесса общенационального созидания. А этническое, в свою очередь, рождается из конкретно — исторических особенностей жизни народа, его биосоциальной сущности.

Ареальное изучение многокрасочной палитры этнических культур является одной из важных научноисследовательских задач. Актуальными становятся проблемы развития и функционирования современных этнокультур, совершивших резкий переход от традиционно — этнического к цивилизационному уровню.

Структура культурной жизни представляет собой своеобразную триаду. Во-первых — это общенациональная культура, как часть мировой культуры. Во-вторых — это смешанная культура, рождающаяся в национальных образованиях на основе взаимодействия представителей различных социальных слоев. В третьих — это «первичная» национальная культура живущей на определенной территории нации.

В этнографическом плане культурное мировое сообщество представляет собой неоднородное образование, состоящее из отдельных социокультурных образований, со своими жизненными укладами, менталитетом и самосознанием, с различными социально — экономическими и культурными уровнями развития.

Аспектуальное изучение этнокультуры как системы является важным направлением в структуре аналитического исследования темы, актуальным становится культурологический анализ этнических процессов при котором особое внимание уделяется процессам внутрикультурного взаимодействия и их анализу с помощью культурологических категорий.

В связи с этим рассмотрение этнокультуры в качестве модели, приемлемой для изучения межличностного, межэтнического, культурно — цивилизационного взаимодействия представляется теоретико-методологической проблемой глобального уровня.

Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на существование многочисленных публикаций, посвященных избранной теме и рассматриваемых ее с точки зрения различных дисциплин (социологии, антропологии, психологии), следует отметить отсутствие обобщающих, синтезирующих работ по данному вопросу исследования.

Большинство исследователей рассматривают либо отдельные этнокультурные составляющие с позиции своей дисциплины, либо этнокультура рассматривается как автономный культурологический компонент, без реконструкции целого как системы.

Определяющий вклад в исследование теоретико-методологических аспектов этнокультурных процессов внесли известные ученые: Бромлей Ю. В., Баллер Э. А., Аверкиева Ю. П., Арутюнов С. А., Гумилев Л. Н., Иорданский В. Б., Левкович В. П., Садохин А. П., Мнакацанян М. О., Токарев С.А.

Общетеоретической культурологической базой являются труды Кребера.

A., Клакхона С., Келли В., Верещагина Е. М., Борзовой Е. П., Амелиной Е., Арнольдовой A.M., Арутюнова С. А., Сорокина П. А., Чебоксарова Н. Н., посвященные изучению и систематизации основных проблем и научных понятий в области анализа этнокультуры. Философские труды Плеханова Г. В., Сильвестрова В. В., Бердяева Н. А., Гуревича П. С., Жданова Ю. А., Давидовича.

B.Е., Драча Г. В. существенно расширили концептуальные и методологические возможности в анализе процессов социального и культурного взаимодействия.

Выделение социализирующего аспекта этнокультуры опирается на теоретические работы Сорокина П., Комарова М. С., Егорова А. Г., Денисовой Г. С., Бурлацкого Ф. М., Ахиезера А.С.

Объективным следствием социального взаимодействия является психологическая составляющая, которая, в свою очередь, подвержена этнокультурной трансформации. В этой связи надо назвать авторов ценных публикаций: Рубинштейн C. JL, Немова Р. С., Левкович В. П., Шибутани Т., Сикевич З. В., Арутюнов С. А., Абульханова К. А., Бехтерев В.М.

Проблемы этнопедагогики как мощного социорегулятивного и адаптационного механизма поднимались в трудах Шаповалова В. У., Комаровой Г. А., Кинелева В. Г., Коменского Я. А., Дистервега А., Ушинского К.Д.

Недостаток исследовательской работы по выделению этнокультуры как многофункциональной системы взаимодействия, на наш взгляд, заключается в том, что эта тема нигде не рассматривается комплексно, во взаимодействии различных наук и синтезе смежных научных теорий.

В исследовании данной темы нами была предпринята культурологическая систематизация, которая позволяет рассмотреть культурное взаимодействие сквозь призму таких наук как психология, социология, педагогика. Именно изучив и проанализировав теоретические основы этих наук, можно глубже и своевременнее рассматривать этнокультурный комплекс в процессе взаимодействия. В методологическом отношении такой подход позволяет еще раз продемонстрировать возможности культурологии как области межпредметного анализа и синтеза.

С целью отслеживания и фиксации изменений проведено ряд авторских аналитических анкетирований, результаты которых дают наглядную картину уровня функционирования этнокультуры на современном этапе.

Объект исследования — этнокультура как комплекс взаимодействующих элементов, а также характер и специфика отдельных из них.

Предметом исследования выступает специфика, механизмы, характер этнокультуры как системы, в которой определяющую роль играет трансформационный аспект взаимодействия.

Целью настоящей работы является исследование культурного взаимодействия как сложного системообразующего процесса, где участниками являются как индивиды и группы, так и этнокультуры в соотношении с культурным общемировым комплексом.

В соответствии с целью определены следующие основные задачи исследования:

— анализ основных идей и культурологических подходов к проведению межпредметного исследования на базе социологических, психологических и педагогических данных и адаптирование их к этнокультурным процессам;

— выявление роли этнокультуры в системном комплексе взаимодействия индивидов, взаимоотношений между социальными и этнокультурными процессами;

— установление места и роли традиций, этнических нормативных ценностей в период трансформации, выделение педагогической и адаптивной роли этнокультуры в процессе формирования личности молодого поколения.

Методологической основой диссертации выступают общенаучные принципы системности, детерминизма синтеза и исторической объективности, что позволяет комплексно исследовать как этнокультуру, так и механизмы ее функционирования, участвующие в процессе взаимодействия.

Процесс раскрытия темы диссертации базировался на тех научных трудах, которые оказали определяющее воздействие на философско-концептуальную основу исследования, на ее методологический и методический инструментарий. В этом контексте необходимо выделить работы крупных западных и русских ученых: Шпенглера О., Леви-Стросса К., Манхейма К., Маркаряна З. С., Немова Р. С., Плеханова Г. В., Розова М. С., Рубинштейна C. JL, Гумилева Л. Н., Сорокина П. А., Клакхона С., Келли В., Чаита Л. А., Бромлея Ю.В.

Феномен культуры, проблемы историко-культурного развития находят достойное отражение в трудах ученых-культурологов Ахизера А. С., Кагана М. С., Межуева В. М., Давыдова Ю. Н., Лотмана Ю. В., Арутюнова С А.

Авторская позиция основывается на трудах отечественных ученых, рассматривающих культуру как фактор этнической и национальной интеграции и определяющих значение этнической и национальной культуры, принципы межэтнической и межнациональной коммуникации, межкультурного общения в современном мире (Арутюнов СА., Бромлей Ю. В., Ерасов Б. С., Маркарян Э. С., Чебоксаров Н. И., Чебоксарова ИА., Савранский ИЛ., Кочетков В.В.).

Следует отметить вклад таких видных ученых, чьи труды имеют культурологическое значение и специализируются на социологии и психологии: Комаров М. С., Абульханова ЛА., Бехтерев В. М., Рубинштейн СЛ., Панеш Э. Х., Левкович В.П.

При написании данной работы применялось сочетание теоретического (концепции представителей русской, советской и западной культурологи, теории этногенеза, функционирования этнокультуры) и трансформационного подхода (учитывающего явления и процессы, изменяющие качественно ход этнокультурного развития).

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— впервые социальные, психологические и этнокультурные процессы рассмотрены с позиции интегрирующей культурологической категории «взаимодействия»;

— выделена аспектуальная значимость категории взаимодействия в этнокультуре;

— установлены характер, специфика и механизмы социального взаимодействия с учетом этнокультурной направленности;

— обоснована степень влияния этнокультурного аспекта в сфере педагогической направленности;

— рассмотрены тенденции и перспективы развития межкультурных коммуникаций как канала этнокультурного взаимодействия.

Тезисы, выносимые на защиту:

1. Этнокультура предстает перед исследователем прежде всего как совокупность тех культурных элементов и структур, которые обладают этнической спецификой. Рассмотрение этнокультуры как взаимодействующего канала позволяет определить этнокультурные функции, реализующиеся в процессе взаимодействия. К таким функциям относятся инструментальная (создание и преобразование окружающей среды), инкультурации (создание и преобразование самого человека), нормативная (создание системы средств организации коллективной жизни), сигнификативная (знаковая), познавательная, коммуникативная.

2. Важнейшими качествами, необходимыми для функционирования любой этнической общности, являются сотрудничество, сплоченность, способность образовывать взаимодействующие отношения. Культурная система ритуала контролирует способы социального взаимодействия людей, вырабатывает стереотипы их поведения. Ряд сфер традиционной культуры регулируются с помощью обычаев — менее строгих стереотипизированных форм взаимодействия, связанных с деятельностью, имеющей практическое, обыденное значение.

3. Структурируя и системно объединяя все элементы этнокультуры, этнические процессы и их результаты, этнос является одновременно объектом, субъектом и носителем своей этнокультуры как системы взаимодействия. Именно в этой связи этнокультура становится многоканальной системой взаимодействия, как межличностного, так и межкультурного. Этнокультура, включая в себя ряд структурных элементов (традиции, ценности, нормы, обычаи, ритуалы, нормы), образует систему, которая выполняет в социуме взаимодействующую функцию.

4. В общекультурном контексте процессы взаимодействия характеризуются двумя моделями: взаимодействия этнических культур друг с другом и взаимодействия этнических культур с общемировой индустриальногородской культурой. Сам процесс межкультурной коммуникации проявляется в этнокультурной среде как двухсторонний адаптационный механизм, привносящий ряд изменений в развитие этнокультур. Этот факт обусловлен тем, что этнические изменения происходят в результате многочисленных и многообразных культурных контактов между этносами, а содержание межэтнических взаимоотношений во многом зависит от способности их участников понимать друг друга и достигать согласия, которое в основном определяется этнической культурой каждой из взаимодействующих сторон, психологией этносов-участников контактов.

5. Рассмотрение взаимодействия культур на этническом уровне приводит к отчетливому выделению двух тенденций. Взаимное усвоение культуры, с одной стороны, способствует интеграционным процессам, взаимному культурному обмену и обогащению, а с другой — сопровождается усилением этнического самосознания, стремлением к обоснованию этнической специфики. Национальный уровень межкультурных коммуникаций возможен при наличии национального единства, которое возникает как на моноэтнической, так и на полиэтнической основе через общую хозяйственную деятельность и государственное политическое объединение.

6. Какими бы этнопсихологическими чертами не обладала личность, она не развивается сама по себе, для ее роста необходима опора на те культурные идеалы, которые возвышаются над ней и значимы для нее. Попытка возрождения и развития самобытной культуры воспитания является, бесспорно, рациональным образованием и позволяет взять на вооружение все полезное из народного опыта. Эффективность воздействия на личность различных приемов, методов и средств может быть достигнута только знанием национальной психологии. В то же время опора на национальную психологию, философию, культуру в воспитании, не противоречит идее общечеловеческого в развитии и формировании личности. Этническое и общечеловеческое — это стороны воспитания, в которых диалектически взаимосвязаны биологические, психологические и социальные факторы. Формирование нравственно устойчивой и способной к этноадаптации личности, может стать барьером всякого рода асоциальным явлениям.

7. Обращаясь к исследованию социализирующего аспекта этнокультуры, можно уточнить само понятие социализации личности, которое может быть представлено как процесс диалектического взаимодействия индивида с социальной средой, в ходе которого, с одной стороны, реализуются заложенные в человеке природные психобиологические задатки, а с другой, общество, посредством воспитания, образования, приобщения индивида к культуре, трансформирует их в социально значимые свойства человеческой личности при самом активном участии самого человека — то есть всего спектра культурных взаимодействий.

8. Цивилизационный процесс снимает противоречия между различными этническими и культурными группами населения, между развитыми и неразвитыми народами. Осмысление культурного настоящего и прогнозирование будущего невозможно без обращения к пройденным цивилизационным ступеням. Именно во взаимодействии с прошлым общество находит то самое важное измерение, без которого оно не может существовать и ставит себя под угрозу все время начинать с нулевого цикла, повторяя снова и снова пройденные круги бытия. В свою очередь, освоение этническими общностями современных культурных ценностей, которые рождаются в ходе цивилизационного процесса, представляет собой объективный и неизбежный процесс взаимодействия, результатом которого является вклад в общечеловеческую цивилизацию, синтез национально-особенного и общечеловеческого.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что ее основные результаты могут быть использованы:

— при дальнейшей разработке теории и методологии анализа социальных и этнокультурных процессов;

— для изучения специфики межкультурного взаимодействия с позиции этнологии;

— при переосмыслении педагогической практики в сторону большего применения этнокультурных ценностей;

— при подготовке методических пособий и учебных спецкружков по культурологи, этнологии, психологии, педагогике.

Структура работы: диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.

Все выводы, приведенные нами, тезисно подтверждают необходимость и реальность выделения этнокультуры как многофункциональной системы взаимодействия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе нашего исследования этнокультура определяется и рассматривается как многофункциональная система взаимодействия.

Для системного анализа и раскрытия данной темы рационально, на наш взгляд, было изучить вопросы функционирования этнокультуры в процессе взаимодействия.

Виды взаимодействия, на протяжении всего исследования, определялись как межличностные, межэтнические и этнически-цивилизационные. Детальное изучение предмета многофункциональной этнокультурной системы подтверждает тесную связь этнологии с такими дисциплинами как социология, педагогика, психология, политология и др.

Обобщив и синтезировав накопленный ранее материал, нами было привнесено свое видение в рассмотрение данной темы, вследствие нового определения сферы исследования. Результатами исследований стали следующие выводы:

1.Этнокультура представляет собой многофункциональную систему. В ходе нашего исследования были выделены ряд факторов и структурных элементов, участвующих в образовании этнокультуры как системы. К таким элементам отнесены: -язык.

— территория.

— национальное самосознание.

— этническая идентичность.

— этническая психология.

— устойчивая межпоколенная преемственность.

— традиции, обычаи, нормы, система ценностей.

2.Взаимодействие является одним из важнейших условий успешного развития любой этнической культуры и для ее поддержания в полном объеме.

В этой связи этнос выделяется одновременно как объект, субъект и носитель своей этнокультуры. Согласно такому определению этнокультура становится многофункциональной системой взаимодействия, как межличностного, так и межкультурного (учитывая взаимодействия этнокультуры и общемировой культуры).

Этнокультура включает в себя комплекс элементов (традиции, нормы, обычаи, обряды, ценности и т. д.), образуя систему, которая выполняет в социуме взаимодействующую функцию.

Механизм взаимодействия определяет возникновение реализации следующих функций этнокультуры:

— инструментальная (создание и преобразование окружающей среды) -функция инкультурации (создание системы средств организации коллективной жизни).

— сигнификативную (знаковую).

— познавательную, которая дает возможность человеку создать картину мира.

— коммуникативную, обеспечивающую передачу этнокультурной информации в дихронной среде (между поколениями) и в синхронной, обеспечивая пространственную стабильность и культурную интегрированностьадаптационная (социализирующая) этнокультура, определяя специфику и особенности каждого этноса, соотношение в его структуре собственных и заимствованных традиций и обычаев, образует почву для функционирования явления адаптации.

Этническая культура содержит в себе защитные механизмы этноса, среди которых выделены специфические и неспецифические, в свою очередь относящиеся к элементам взаимодействия.

Специфические механизмы направлены на преодоление конкретной угрозы извне.

Неспецифические механизмы — это сама этнокультура как образ мира, упорядоченная и сбалансированная схема космоса, как призма, через которую человек смотрит на мир, упорядоченный образ мироздания.

Как элементами, так и результатами процесса взаимодействия в системе этнокультуры выделены: ценности, ценностные ориентации, этнокультурные архетипы, традиции, нормы, обычаи, обряды, религия, явления ксенофобии, культурной перцепции, интернационализации, диффузионизма, инкультурации.

З.Межкультурные коммуникации, как элемент этнокультурного взаимодействия, выполняют адаптативную функцию.

Процесс взаимодействия включает в себя такие элементы, как общение и передача информации. Особый характер носит общение между представителями разных этнокультур, так как включает специфику восприятия и взаимопроникновения. Именно в этой связи включается адаптационный механизм межкультурных коммуникаций, носящий информационный, образовательный, психологический характер.

Выделенные нами в ходе исследования формы межкультурных коммуникаций (аккультурация, экспансия, диффузия, культурный конфликт, трансмиссия) играют определяющую роль в процессе этнического взаимодействия, как между носителями этнокультуры, так и между этносоциальными образованиями.

В этой связи в процессе межкультурного взаимодействия выделены две тенденции. Взаимное усвоение культуры, с одной стороны, способствует интеграционным процессам, культурному взаимному обмену и обогащению, а с другой — сопровождается усилением этнического самосознания, стремлением к закреплению этнической специфики.

4.0бязательным условием успешного социокультурного взаимодействия является общеразделяемая система знаний и символов (язык, жесты, обычаи, традиции, ритуалы).

Специфика этнокультуры с социологической точки зрения заключается в том, что она представляет систему наиболее фундаментальных этнических идей, ценностей и значений, где все эти этнокультурные стандарты не только регулируют и направляют поведение людей и коллективов, но вместе с тем помогают людям организовывать свою собственную жизнь.

Этничность позволяет ее носителю лучше ориентироваться в урбанизованном мире. Чувство принадлежности к той или иной этнической группе, нужна как форма, через которую реализуется необходимая ему социальная комфортность и которая используется для достижения определенных социальных целей.

5.0сновной целью всей системы воспитания и образования является формирование человеческой личности в русле таких морально-этических категорий, как нравственность, гуманность, основанных на этнических и общемировых ценностях, которые способствуют сознательному и целеустремленному ее развитию и формируют в ней высокий уровень адаптационно — ментальных способностей. б. Этнокультура определяется как закономерная ступень в развитии мировой культуры и необходимый вклад в общечеловеческую цивилизацию, как синтез национально — особенного и общечеловеческого, мирового и освоенного этносом.

И в заключении, обобщая вышеизложенное, необходимо отметить многопрофильность и интегративность понятия этнокультуры, что и позволяет рассматривать ее по многим приоритетным, актуальным на современном этапе, направлением в науке.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.Г. У истоков культурной традиции. Ташкент, 1988.
  2. К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1975.
  3. Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. -М., 1979.
  4. А.В., Авксентьев В. А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь, СГУ, 1993.
  5. B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 1990.
  6. Е. Понятие «Цивилизация» вчера и сегодня. // Общественные науки и современность.- 1992. — № 2.
  7. А.И. Введение в культурологию. М.- Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993.
  8. С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Л., 1967.
  9. С.А. Адаптивное значение культурного полиморфизма. // Этнографическое обозрение.- 1993.- № 3.
  10. Ю.Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие.- М., 1989.
  11. С.А., Чебоксаров Н. Н. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества. // Расы и народы.2.М., 1972.
  12. С.А. Современная зарубежная этнопсихология.- М., 1979.
  13. В.М. Культура народов Кабардино-Балкарии. Нальчик- Полиграфсервис М Т., 2000.
  14. А.С. Социально-культурные проблемы развития России.- М., 1992.
  15. В.Г. Кризисные этносы.- М., 1993.
  16. А.К. Ритуал в традиционной культуре.- СПб., 1993.
  17. Э.А. Преемственность в развитии культуры.- М., 1969.
  18. Bargatcky Thomas. Eth nologie.- Hamburg, 1997.
  19. .Х. Коммуникативное поведение и культура // Современная этнография.- М., 1978.
  20. .Х., Кожаров В. Х., Мафедзев С. Х. Общественный быт адыгов и балкарцев.-Нальчик, 1986.
  21. .Х. Традиции общения в системе культуры / этническая культура. Проблема сохранения в современном контексте.- Москва-Нальчик, 1997.
  22. М.Б. На пути национального возрождения.- Майкоп, 1992.
  23. Н.А. О рабстве и свободе человека.- Париж, 1939.
  24. В.Г. Полное собрание сочинений. Т. 10.- М., 1964.
  25. В.М. Избранные работы по социальной психологии.- М., Наука, 1994.
  26. Бируни. Индия. Избранные произведения. Т.2.- Ташкент, 1963.
  27. В.Х., Кумыков A.M. Национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья.- Нальчик, 1996.
  28. В. Х. Суншев З.Ш. Этнопсихологические теории в России.-Нальчик, 1997.
  29. Е.П. История мировой культуры 2-е изд., стер.- СПб.: Издательство «Лань», 2002.
  30. Ю.В. Новая обрядность важнейший компонент советского образа жизни // Традиционные и новые обряды в быту народов СССР.- М., 1981.
  31. Ю.В. О некоторых актуальных задачах этнографического изучения современности// СЭ, 1983.№ 6.
  32. Ю.В. Очерки теории этноса.- М., 1983.
  33. Ю.В. Этнос и этносоциальный организм // Вестник АН ССР, 1970, № 8.
  34. Ю.В. Этносоциальные процессы в СССР: В поисках новых подходов. М., 1988.
  35. Ю.В. Этнографические аспекты изучения человека // Человек в системе наук. М., 1989.
  36. Ф., Галкин А. Социология. Политика. Международные отношения. М., 1974.
  37. Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М., 1990.
  38. Воспитание молодежи на основе возрождения национальной культуры. Материалы Межвузовской научно-практической конференции (25−26 сент.1996г). Нальчик: изд-во КБГУ, 1996.
  39. В. Вопросы психологии народов. М., 1912.
  40. .А., Хотинец В. Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности//Психологический журнал, том 17, № 5,1996
  41. Г. Д. Национальные образы мира. М., 1988.
  42. Т.Г., Попков В. Д., Садохин А. Б. Основы межкультурной коммуникации. М., 2002.
  43. JI.H. Этногенез и биосфера Земли. М., 1992.
  44. П.С. Философия культуры. М.: АО «Аспект — Пресс», 1994.
  45. А.Ф. Социально-психологические проблемы национальной определенности личности // Советская этнография, 1974.
  46. Г. С. Социальная субъективность этноса. Ростов-на-Дону, 1997.
  47. В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метофизических системах // Новые идеи философии. Вып. 1.СПб., 1912.
  48. В.И., Киселева М. С., Малькова Т. П., Минюшев Ф. И. Культурология. — М: О-во «Знание», 1993.
  49. Дробижева J1.M. Этнополитические конфликты. Причины и типология // Россия сегодня: трудные поиски свободы. М., 1993.
  50. А.Г. Социология и культурно-эстетическое развитие общества // Социологические исследования. 1990. — № 2.51.3лобин Н. С. Культура и общественный прогресс. М., 1980.
  51. В.Б. Этнос и нация. М., 1992.
  52. История буржуазной социологии XIX н. XX в. — М., 1979. т. 1.
  53. А.С. Культурология. СПб.: Издательство «Лань», 2001.
  54. С., Келли В. Понятие культуры // Человек и социокультурная среда, вып. 2., М., 1992.
  55. П.М. Традиции в системе этноса // ЭО., 1977. № 6.
  56. В.И. Проблематика этничности // ЭО., 1995, № 4.
  57. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1998.
  58. Г. А. О понятии «этнопедагогика» в советской этнографической и педагогической науке // Изучение преемственности этнокультурных явлений. М., 1980.
  59. М.С. Введение в социологию. М.: Наука, 1994.
  60. А., Клакхон С. Культура. Критический анализ концепции и дефиниции. М., 1992.
  61. В.Г., Миронов В. Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизации— М.: Гуманит.изд.центр. ВЛАДОС, 1988.
  62. В.В. Психология межкультурных различий. Саратов., 1998.
  63. М.М. Нация и социальная жизнь. Нальчик: Эль-Фа, 1996.
  64. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985.
  65. В.П. Социально-психологические аспекты этнического сознания // СЭЛ 983, № 4.
  66. Ю.М. Феномен культуры // Труды по знаковым системам. ВыпЛО. Тарту, 1978.
  67. К. Человек и общество в век преобразований. М., 1991.
  68. Э.С. Очерки теории культуры. Ереван., 1969.
  69. С .Я. Модернизация и конфликт ценностей // Проблемы прогнозипрования. Интерпериодика М., 1992
  70. М.О. Этносоциология: нации, национальная психология и межнациональные конфликты. М., 1998.
  71. Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1. Общие основы психологии. Изд. З-е.М., 1998.
  72. Э.А. Человек в городской культуре.- М., 1987.
  73. Ю.П., Харитонов М. В. «Этническое поле личности» как проблема социального взаимодействия // Психолого-педагогические аспекты перестройки образования. Тверь. 1992.
  74. .М. Социальные нормы-регуляторы поведения личности. -М., 1972.
  75. Г. В. Избранные философские произведения: В.5т. т.1. -М., 1956.
  76. Плутарх. Антология философии. Т.1. -М., 1969
  77. Э.Х. Этническая психология и межнациональные отношения. Взаимодействие и особенности эволюции. СПб., 1996.
  78. М.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. -Новосибирск, 1992.
  79. С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
  80. И.Л. Коммуникативно-эстетические функции культуры. -М., 1979.
  81. А.П., Грушевицкая Т. Г. Этнология. М., 2000.
  82. З.В. Социология и психология национальных отношений. -СПб., 1999.
  83. В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. -М., 1990.
  84. А.А. Структурные факторы самоорганизации этноса // Расы и народы. М., 1990.
  85. П.А. Социологические теории современности. М., 1990.
  86. П.А. Человек, цивилизация, общество. М.1992.
  87. И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.
  88. С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.
  89. Л.А. Понятие культуры // Антология исследования культуры. Т.1. Интеграция культуры. СПб., 1997.
  90. Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984.
  91. Н.Н., Чебоксарова М. А. Народы. Расы. Культуры. М., 1985.
  92. Л.Ю. Национальные ценности и человек. Майкоп, 1996.
  93. П1аповалов В. К. Этнокультурная направленность российского образования. М., 1997.
  94. Т. Социальная психология М., 1969.
Заполнить форму текущей работой