Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование цветовосприятия младших подростков в процессе обучения изобразительной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как отмечают А. П. Усова и А. В. Запорожец, «сенсорное развитие служит основанием успешного. умственного, эстетического, физического и даже нравственного (воспитания. — М.Б.), т. е. развития личности ребёнка в целом.» (выделено мною. — М.Б.) «Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познание окружающей действительности основывается прежде всего на ощущениях и восприятиях. лишь… Читать ещё >

Содержание

  • глава i. закономерности развития цветовосприятия
    • 1. 1. Цвет и особенности восприятия цвета
      • 1. 1. 1. Теории восприятия цвета
      • 1. 1. 2. Влияние цвета на психические состояния
      • 1. 1. 3. Характеристики цвета, закономерности восприятия цвета
    • 1. 2. Возможности и пути развития зрительного восприятия цвета
    • 1. 3. Восприятие и воспроизведение цвета детьми в контексте изобразительной деятельности
  • ВЫВОДЫ
  • глава ii. экспериментальное исследование формирования цветовосприятия младших подростков средствами изобразительной деятельности
    • 2. 1. Этапы исследования
    • 2. 2. Методика исследования
      • 2. 2. 1. Используемые методики
      • 2. 2. 2. Процедура проведения экспериментов
    • 2. 3. Результаты исследования
    • 2. 4. Обсуждение результатов
  • ВЫВОДЫ

Формирование цветовосприятия младших подростков в процессе обучения изобразительной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Школа призвана развивать у подрастающего поколения его познавательные, перцептивные способности и содействовать формированию гармонично развитой личности. Уделяя достаточное внимание ряду научных дисциплин, наша система образования ещё не удовлетворяет в должной мере задачам всестороннего развития учащихся, зачастую поверхностно подходя на практике к проблемам художественного развития и эстетического воспитания школьников.

Эстетическое воспитание, без которого невозможно гармоничное развитие личности, непосредственно связано с культурой восприятия мира: восприятия его во всём многообразии и многоцветий, что помогает ребёнку формировать положительное отношение к окружающей природе и всему миру, о чём в своё время писал известный отечественный педагог В. А. Сухомлинский [132]. Являясь атрибутом объективной действительности, цвет оказывает колоссальное воздействие на человека, будучи соотнесённым с такими «неперцептивными» категориями как человеческие эмоции, чувства, идеи, морально-этические категории. Таким образом, можно сказать, что формирование дифференцированного восприятия цвета и оттенков способствует развитию более высокой сензитивности личности в общении с миром.

Проблемы восприятия цвета детьми в процессе рисования, вопросы руководства изобразительной деятельностью учащихся рассматривались многими авторами, однако большинство исследователей рассматривают указанные проблемы в рамках преддошкольного, дошкольного и младшего-школьного возрастов. И на сегодняшний день мы практически не находим исследований формирования цветовосприятия учащихся подросткового возраста. Тогда как именно в этом возрасте, когда уже завершён процесс перестройки психических процессов, когда структуры зрительного анализатора обладают, достаточной зрелостью, открываются широкие перспективы формирования высокогоу ровня восприятия цвета.

Проведённый анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, изучение опыта работы общеобразовательной школы позволил выявить противоречия между: практической востребованностью в художественном образовании (изобразительном искусстве) психолого-педагогических возможностей механизмов формирования цветовосприятия и степенью их теоретической обоснованностинеобходимостью системной организации формирования цветовосприятия и разрозненным использованием на занятиях изобразительным искусством психолого-педагогических механизмов формирования восприятия цветамежду потенциалом, возможностями формирования цветовосприятия, заложенными в изобразительном искусстве как учебной дисциплине, и результатом, получаемом на практике.

Таким образом, проблема исследования заключается в том, что потребности педагогической практики не обеспечены достаточным базисом теоретических исследований возможностей и психолого-педагогических механизмов формирования цветовосприятия в младшем подростковом возрасте.

Объект исследования: перцептивная сфера младших подростков.

Предмет-исследования: цветовосприятие младших подростков и его формирование в условиях обучения изобразительной деятельности.

Цель исследования: выявить и изучить возможности и механизмы формирования цветовосприятия младших подростков.

Гипотеза исследования.

Общая. В процессе организованного обучения младших подростков в их восприятии цвета происходит переход от синкретичного к дискретному, от слитного к дифференцированному восприятию цвета и оттенков.

Частная. Основой совершенствования цветовосприятия являются механизмы формирования восприятия цвета: хроматического видения натуры, соответствия оттенков, воспринимаемых в натуре и воспроизводимых в рисунке, вариативности смешения оттенков, хроматического приоритета в творчестве.

Задачи исследования:

1. Изучить специализированную литературу в области цветоведе-ния, исследования в области восприятия цвета, работы, посвященные изучению возрастных особенностей зрительного восприятия цвета, проблемам восприятия цвета детьми в процессе изобразительной деятельности.

2. Выделить психолого-педагогические механизмы формирования, уровни и показатели сформированности цветовосприятия детей и подростков.

3. Разработать и апробировать диагностический комплекс, ориентированный на выявление уровней сформированности цветовосприятия младших подростков.

4. Разработать и апробировать программу формирования цветовосприятия школьников У-У1 классов (младших подростков).

5. Провести экспериментальное исследование, направленное на выявление возможностей формирования цветовосприятия учащихся в младшем подростковом возрасте.

Этапы исследования.

На первом этапе (2004;2007 гг.) проводился анализ литературы по проблеме исследованияразрабатывался диагностический комплекс для выявления степени сформированности цветовосприятия, разрабатывалась и апробировалась в ходе пилотажных исследований программа формирования цветовосприятия школьников У-У1 классов.

На втором этапе (2007;2009 гг.) были проведены констатирующий и формирующий эксперименты.

Третий этап исследования (2008;2010 гг.) включал анализ, статистическую обработку данных, полученных в ходе проведённых экспериментов, интерпретацию результатов, оформление текста диссертации.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: исследования А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова и других авторов, согласно которым психика проявляется, формируется и развивается в деятельности, что полностью относится к сфере развития восприятия цвета и оттенковположение о наличии сензитивных периодов развития (Л.С.Выготский, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Н.С.Лейтес), исходя из которого, в онтогенезе существуют возрастные периоды, в рамках которых развитие цветовосприятия происходит наиболее интенсивно (относительно восприятия этот период падает на возраст 7−12 лет по разным источникам) — принципы онтологического подхода к исследованию восприятия, сформулированные В. А. Барабанщиковым на основе идей С. Л. Рубинштейна, согласно которым, воспринимая действительность, субъект привносит в неё своё собственное содержание, наделяет её ценностями, делает осмысленной, причём, перцептивный процесс детерминирован своеобразием перцептивной потребности, установки, отношением к объекту восприятиягосударственные программы по изобразительному искусству для общеобразовательных учебных заведенийтруды отечественных и зарубежных исследователей в области цвето-ведения, психологии восприятия, работы, посвященные проблемам восприятия и воспроизведения цвета детьми в процессе изобразительной деятельности (И.Иттен, В. С. Кузин, К. В. Бардин, Л. А. Венгер, З. М. Истомина, В. И. Киреенко, В. Г. Степанов, В. С. Мухина, Е. И. Игнатьев, С. Е. Игнатьев, А.А.Мелик-Пашаев и др.).

Методы исследования.

1. Эмпирические: наблюдение, эксперимент, психодиагностические методы (тестирование), анализ процессов и продуктов деятельности, метод экспертных оценок.

2. Методы обработки данных: методы качественного анализа, методы математико-статистического анализа данных-критерий Стьюдента, критерий хи-квадрат, однофакторный дисперсионный анализ).1.

Применяемые методики:

1. Методика «Светлотные ряды», разработанная и апробированная нами в процессе исследования. Основу методики составляет комплекс перцептивных задач, выявляющих возможности испытуемого воспринимать, дифференцировать оттенки цветов.

2. Живописный тест-задание, состоящий в выполнении по представлению живописной работы на определённую тему.

3. Живописный тест-задание, состоящий в составлении бессюжетной красочной композиции из гармонично сочетающихся цветов и оттенков.

Указанные тесты-задания выявляли возможности испытуемых «видеть», воспринимать многоцветие мира вокруг.

Экспериментальная база исследования.

Исследование проводилось на базе СОШ № 24 и гимназии № 1 г. Мытищи Московской области. В пилотажных исследованиях принимали участие учащиеся детской художественной школы имени Е. А. Кольченко г. Мытищи Московской области.

На первом этапе исследования в экспериментах приняли участие 115 испытуемых.

На втором этапе — 141 испытуемый.

Во всех проведённых исследованиях было задействовано 256 испытуемых.

Научная новизна исследования.

1. Теоретически обоснована и экспериментально подтверждена возможность перехода восприятия младших подростков в условиях специализированного обучения от локально-шаблонного, стереотипного видения мира к полихромному его восприятию во всём многообразии цветов и оттенков.

2. Выделены уровни сформированности цветовосприятия детей и подростков.

3. Разработан диагностический комплекс, направленный на выявление уровней сформированности цветовосприятия школьников 10−12 лет.

4. Выделены механизмы формирования цветовосприятия младших подростков в процессе обучения изобразительной деятельности.

5. Разработана и апробирована программа формирования цветовосприятия учащихся 10−12 лет в условиях обучения изобразительной деятельности.

Теоретическая значимость работы.

• Расширены представления педагогической психологии о возможностях и механизмах формирования и развития восприятия цвета и оттенков.

• Выявленные возможности формирования цветовосприятия расширяют представления педагогической психологии о потенциале перцептивного развития учащихся 10−12 лет (младший подростковый возраст).

Практическая значимость исследования:

1. Разработанный диагностический комплекс, ориентированный на выявление сформированности цветовосприятия учащихся У-У1 классов, может быть адаптирован к использованию в рамках других возрастов и применяться как в практике учителей общеобразовательных, так и учителей художественных школ.

2. Предложенная программа, направленная на формирование у школьников более высокого уровня цветовосприятия как одного из ведущих факторов развития способностей к живописи, может быть включена в программы по изобразительному искусству общеобразовательных и художественных школ.

3. Положения, результаты и выводы исследования могут быть использованы при разработке программ по изобразительному искусству общеобразовательных и художественных школ.

Надёжность и достоверность результатов исследования обеспечены научно-методологической обоснованностью исследования, репрезентативностью выборки, использованием адекватных методов исследования, применением аппарата математической статистики для проверки объективности применяемых методов анализа и обоснования достоверности полученных результатов исследования, возможностью неоднократного практического повторения экспериментальной работы с целью проверки её результатов.

Апробация результатов исследования.

Результаты диссертационного исследования отражены в материалах всероссийской научно-практической конференции «Человек и его ценности в современной культуре» (Чита, март 2005 г.), изложены в докладах на Международных научно-практических конференциях в рамках Левитов-ских чтений в МГОУ (Москва, апрель 2008, апрель 2010 гг.), на апрельской научно-методической конференции преподавателей, аспирантов и студентов факультета ИЗО и НР МГОУ (апрель 2010 г.). Результаты проведённого исследования были положены в основу изданного методического пособия для учителей и руководителей детских художественных студий.

Положения, выносимые на защиту.

1. Существует возможность перехода восприятия младших подростков от шаблонного, стереотипного видения мира к полихромному восприятию его во всём многообразии оттенков при условии реализации специально составленной развивающей программы.

2. На основании анализа исследований Е. И. Игнатьева, С. Е. Игнатьева, А.А.Мелик-Пашаева, Л. А. Венгера, В. С. Мухиной и других авторов, а также на базе проведённых нами экспериментов и наблюдений могут быть выделены четыре уровня сформированности восприятия цвета. Первый — уровень бессистемного восприятия цвета (низший) — второй — уровень слабо систематизированного восприятия цветатретий — уровень узко систематизированного восприятия цветачетвёртый •— уровень поли-хромного систематизированного восприятия цвета (высший).

3. Имеется возможность выделения комплекса механизмов формирования цветовосприятия в процессе обучения изобразительной деятельности: механизма «хроматического видения натуры», механизма «соответствия оттенков, воспринимаемых в натуре и воспроизводимых в рисунке» (основанных на положениях Е. И. Игнатьева о необходимости целенаправленного формирования «видения» натуры) — механизма «вариативности смешения оттенков», механизма «хроматического приоритета в творчестве» (основанных на положениях А.А.Мелик-Пашаева о необходимости преодоления цветовых стереотипов).

4. Формирование у младших подростков высокого уровня цвето-восприятия в процессе обучения изобразительной деятельности обеспечивается за счет опоры на занятиях изобразительным искусством на выявленный комплекс механизмов формирования цветовосприятия и способствует созданию выразительных колористических образов.

Краткое описание структуры диссертационной работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, включающего 159 источников, из них 12 на иностранных языках и приложения. Работа иллюстрирована 20 таблицами, 6 фотографиями. Объём основного текста диссертации без учёта списка литературы составляет 131 страницу.

126 ВЫВОДЫ?

Проведённые исследования и полученные результаты позволили сдс-лать следующие-выводы:

1. Экспериментально подтверждена возможность формирования, у младших подростков в процессе обучения изобразительной деятельности дифференцированного восприятия цвета, обеспечивающего отражение в их сознании полихромного многообразия цветов и оттенков окружающего мира.

2. Разработанная и апробированная программа развития цветовосприятия для учащихся У-У1 классов общеобразовательных школ позволила в процессе занятий изобразительной деятельностью существенно повысить уровни сформированности цветовосприятия, а также активизировать творческое развитие учащихся.

3. Составленный диагностический комплекс, ориентированный на изучение цветовосприятия, позволил с достаточной степенью достоверности определить уровень сформированности цветовосприятия задействованных в экспериментах испытуемых. Данный комплекс может быть использован для проведения диагностики в общеобразовательных и художественных школах.

4. В ходе анализа экспериментальных данных установлено, что развитие цветовосприятия способствует преодолению усвоенных в рисовании шаблонов в способах и приёмах изображения, в композиционном построении работы, способствует развитию чувства цветовой гармонии, повышению эмоциональности творческих работ, и, следовательно, можно говорить о томчто активизация развития восприятия цвета содействует творческому развитию ребёнка.

Таким образом, результаты эксперимента полностью подтвердили выдвинутые гипотезы. Настоящее исследование не претендует на исчерпывающее решение очерченных в работе проблем, однако совокупность проведённых автором экспериментальных исследований и предложенных разработок позволяет ещё на шаг приблизиться к решению задач формирования, развития и диагностики цветовосприятия школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Известный теоретик и практик в области педагогической психологии В. В. Давыдов отмечал, что^"психическое развитие человека — это прежде всего становление его деятельности, сознания и, конечно, всех «обслуживающих» их психических процессов (познавательных процессов. и т. д.)." [33, стр. 7] Результаты многих исследований свидетельствуют о том, что интенсивному развитию перцептивных и познавательных процессов способствуют занятия различными видами искусства: изобразительная деятельность, лепка, конструирование и прочиеэкспериментально подтверждено наличие взаимосвязи перцептивного и интеллектуального развития ребёнка, а значит, занятия искусством должны являться неотъемлемой частью системы образования. Учителя, преподающие предметы художественно-эстетического цикла, призваны не столько формировать инструментальные навыки, необходимые для репродуктивной деятельности, сколько решать такие задачи как формирование и развитие перцептивных и творческих способностей учащихся.

Как отмечал Д. Б. Эльконин, «. положительное влияние различных видов деятельности (рисования, лепки, конструирования. — М.Б.) на развитие ребёнка во многом зависит от методов педагогического руководства. Без правильного руководства эти виды деятельности не дают того эффекта в развитии психики ребёнка, который может быть выявлен при искусной организации педагогических воздействий. При их отсутствии дети часто длительно задерживаются на одном и том же уровне развития своего восприятия, внимания, мышления, что, естественно, мешает полному использованию воспитательных возможностей, заключенных в разных видах изобразительной деятельности .». [146, стр. 140].

Мы полностью поддерживаем позицию Д. Б. Эльконина, считая, что предметы эстетической направленности уже в первом классе должен вести педагог, получивший специальное образование, поскольку, как указывали.

129й , — многие* исследователиименно на возраст от семи до двенадцати лет при- > ходится сензитивный период развития сферы восприятия. Уделяя в это время недостаточное количество? внимания таким предметам как: «изобразительное искусство», «художественный труд» и им подобным, пренебрежительно относяськ творческой деятельности детейполагая, что ничего существенного ребёнок всё равно создать не сможет, не поддерживаястремление учащихся быть сопричастными искусству, не направляя их творческую деятельность, не руководя ею, мы упускаем колоссальные возможности развития, имеющиеся у ребёнка в этом возрасте, тем самым обедняя фундамент, служащий основой общего и личностного развития.

Проведённое нами исследование развития цветовосприятия учащихся общеобразовательной школы V-VI классов выявило наличие возможности существенного повышения уровня сформированное&tradeцветовосприятия детей 10−12 лет в условиях школьного урока посредством реализации специально составленной программы.

Проведённые исследования подтвердили наши предположения.

На этапе констатирующего эксперимента испытуемые контрольной группы, обучавшиеся изобразительному искусству в классах начальной школы у профессионального учителя ИЗО, показали значимо более высокий уровень развития цветовосприятия, чем испытуемые экспериментальной группы, обучавшиеся рисованию в классах начальной школы у педагога, не имеющего художественного образования.

Полученные результаты формирующего^ экспериментанаправленного на выявление возможностей формирования более высокого уровня цветовосприятия младших подростков, соответствуют выделенной нами гипотезе исследования, предполагающейчто в младшем подростковом возрасте возможно существенное повышение уровня восприятияцвета иг оттенков в результате реализации специально направленной на развитие цветовосприятия программы.

Испытуемые экспериментальной-группы, демонстрировавшие на этапе констатирующего эксперимента значимо более низкие результаты, чем испытуемые контрольной группы, после реализации в экспериментальной группе развивающей программыпоказали значимо более высокий уровень сформированности цветовосприятия, по сравнению с испытуемыми контрольной группы.

Таким образом, итоги анализа полученных результатов исследования позволяют утверждать наличие возможности существенного повышения уровня цветовосприятия в период младшего подросткового возраста.

Также можно сказать, что предложенные способы развития, методики диагностики цветовосприятия, цветовоспроизведения учащихся, методические рекомендации руководства изобразительной деятельностью детей, разработанный нами комплекс развивающих занятий доказали в ходе исследований свою эффективность и могут быть рекомендованы учителям общеобразовательных и художественных школ. Кроме того, указанные разработки могут быть адаптированы к использованию в структуре различных программ по изобразительному искусству и применяться в работе с учащимися разных возрастов.

В ходе исследования было также показано, что реализация предложенной развивающей программы способствует существенному повышению эмоциональности, гармоничности, неординарности выполняемых подростками живописных работ, а, следовательно, можно говорить о том, что посредством развития цветовосприятия, посредством обогащения представлений учащихся о цветовом многообразии мира достижимо значительное расширение возможностей творческой изобразительной деятельности школьников.

Как отмечают А. П. Усова и А. В .Запорожец, «сенсорное развитие служит основанием успешного. умственного, эстетического, физического и даже нравственного (воспитания. — М.Б.), т. е. развития личности ребёнка в целом.» (выделено мною. — М.Б.) [134, стр.3] «Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познание окружающей действительности основывается прежде всего на ощущениях и восприятиях.. лишь на этой основе (на основе данных зрения, осязания, слуха и т. д. — М.Б.) могут в дальнейшем возникнуть такие более самостоятельные процессы как память, воображение, мышление.» [там же, стр.3] Таким образом, направленно формируя, развивая тонкость отражения («видения») многоцветия окружающего мира с помощью адекватных программ, можно обеспечить не только полихромность восприятия окружающего мира, но и более глубокое развитие личности ребёнка.

Наше исследование не претендует на исчерпывающее решение очерченных в работе проблем, но является ещё одним шагом к решению задач диагностики и развития цветовосприятия школьников.

Основное содержание работы отражено в следующих публикациях:

1. Сердюкова М. В'. Развитие у младших школьников способности цве-торазличения.// Материалы всероссийской научно-практической конференции «Человек и его ценности в современной культуре». 4−5 марта 2005 года. — Чита: Чит-ГУ, 2005. — С. 180−185. (0,3 п.л.).

2. Сердюкова М. В. Развитие способности цветовосприятия у учащихся общеобразовательной школы.// Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». — 2008.— № 4 — С. 79−86. (0,4 п.л.).

Включён в перечень изданий ВАК).

3. Сердюкова М. В. Развитие способности цветоразличения у учащихся общеобразовательной школы. // Проблемы взаимодействия в психологии и i социальной практике. Материалы международной научно-практической конференции III Левитовские чтения в Московском государственном областном университете. 21 апреля 2008 года. — М.: ООО «Диона», 2008. — С. 207−212. (0,4 п.л.).

4. Бубнова М. В. Видеть многоцветный мир. Работа с цветол1 на уроках в V-VIклассах.// Искусство в школе.— 2009.— № 2.— С. 18−21.(0,5 п.л.) (Включён в перечень изданий ВАК).

5. Бубнова М. В. Развитие способности цветовосприятия и цветовоспроизведения у учащихся 5-б-х классов // Искусство и образование. — 2009. — № 3. — С. 70−76. (0,5 п.л.).

Включён в перечень изданий ВАК).

6. Бубнова М. В. Цвет в жизни и в детском рисунке.// Искусство в школе.— 2010. — № 1. —С. 35−38. (0,5 п.л.).

Включён в перечень изданий ВАК) г.

7. Бубнова М. В. Многоцветие мира в живописных работах школьников. Материалы научно-методической конференции преподавателей, аспирантов и студентов МГОУ. Факультет изобразительного искусства и народных художественных ремёсел. — М.: ООО «Диона», 2010. — С 106−108. (0,1 п.л.).

8. Бубнова М. В. Видеть многоцветный мир. Работа с цветом на уроках изобразительного искусства в У-У1 классах: Методическое пособие для учителей и руководителей детских художественных студий. — М.: Издательство «Спутник+», 2010. — 32 с. (1,6 п.л.).

9. Бубнова М. В. Многоцветные мира и его отражение в детских рисунках. И Искусство в школе. — 2010. — № 6. — С. 52−54.

Включён в перечень изданий ВАК).

Общий объём публикаций составляет 4,8 п.л.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.В. Возрастная психофизиология: учебное пособие / под ред. Г. А. Кураева. — 2-е, доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 285 с. — (Высшее образование)
  2. А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. — М.: Ось-89, 2005. — 112 с.
  3. Р. Искусство и визуальное восприятие / Сокращенный пер. с англ. В. Н. Самохина, ред. В. П. Шестаков. — М.: Прогресс, 1974. — 397 е., ил.
  4. .А. Психология цвета: теория и практика. — СПб.: Речь, 2005. —205 с.
  5. В.А. Онтологическая парадигма исследований восприятия. // Психологический журнал. — 2009. — № 5. — С. 81−95.
  6. К.В. Исследование цветоразличительной способности в период школьного детства: Дис.. канд. пед. наук (по психологии). — М., 1963. —249 л.
  7. К.В. Исследование цветоразличительной способности в период школьного детства: автореф. дис.. канд. пед. наук (по психологии).—М., 1963. —19 с.
  8. К.В. Исследования сенсорной памяти различительной чувствительности к цвету у детей школьного возраста // Вопросы психологии. — 1860. — № 2. — С. 107−117
  9. K.B. Развитие цветоразличения в онтогенезе человека // в сб. «Сенсорные и сенсомоторные процессы» / под ред. Б. Ф. Ломова. — М.: «Педагогика», 1972. — С. 244−264
  10. К.В. О развитии цветового зрения в школьном возрасте.// Доклады АПН РСФСР. — 1959. — № 4 — С. 89−92
  11. К.В. О разных методах исследования различительной чувствительности к цветовому тону у детей младшего школьного возраста. // Доклады АПН РСФСР. — 1959. — № 3. — С. 101−104
  12. Г. В. Живопись как учебный предмет (проблемы теории и методики преподавания): автореф. дис.. д-ра пед. наук. — М., 1972. — 30 с.
  13. Г. В. Элементы живописи в школе: автореф. дис.. канд. пед. наук. — М, 1955. — 16 с.
  14. Г. Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. — СПб.: Б&К, 2000.— 212 е., ил.
  15. Н.В. Методы обучения цветовой грамоте в истории художественного образования. // Искусство и образование. — 2009.— № 4.1. С. 98−110.
  16. Н.В. Функции цвета в различных видах искусства. // Искусство и образование. — 2009.— № 4. — С. 5−12.
  17. С.И. Глаз и солнце: О свете, Солнце и зрении / Под ред. и с послесл. И. М. Франка. — 10-е изд. —М.: Наука, 1981. — 128 е., ил. (Наука. Мировоззрение. Жизнь.)
  18. Введение в филисофию: учебник для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. — 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Республика, 2004. -— 623 с.
  19. JI.A. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). — М.: «Просвещение», 1969. — 356 е., ил.
  20. Венгер J1.A. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте: Дис. доктора пед. наук (по психологии). —М., 1968.531л.
  21. JI.A. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте: автореф. дис. доктора пед. наук (по психологии). — М., 1968. —37 с.
  22. Л.А., Венев И. Д. Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве. // в сб. «Формирование восприятия у дошкольника» / Под ред. A.B. Запорожца, Л. А. Венгера. — М.: «Просвещение», 1967. — 280 е., ил. 1. С. 34−81.
  23. Л.А. Психологическая характеристика деятельности ребёнка. — М.: Ротапринт ЦОЛИУ врачей, 1968. — 19 с.
  24. Н.В. Развитие художественно-образного цветовос-приятия учащихся ДТТТИ в живописи натюрморта. // Искусство и образование.—2009.—№ 1. —С. 115−121.
  25. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
  26. СПб.: Союз, 1997. — 91 е., ил.
  27. Л.С. Психология искусства / Предисл. А.Н.Леонтьева- Коммент. Л. С. Выготского, В.В.Иванова- Общ. Ред. В. В. Иванова. — 3-е изд. — М.: Искусство, 1986. — 573 с.
  28. Л.С. Психология развития ребёнка. — М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2003. — 512 с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»)
  29. И.В. Избранные сочинения по естествознанию. / Перевод, послесл. и коммент. И. И. Канаева, ред. акад. Е. Н. Павловского. — М.: Изд-во Аккад, наук СССР, 1957. — 553 е., ил.
  30. Н.С., Семёнова С. Л., Печеркина A.A. Общая психология: учебное пособие для вузов. — М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2005. — 3-е изд. доп. и испр. — 368 е., ил.
  31. H.A. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / H.A. Горяева, О.В. Островская- Под ред. Б. М. Неменского. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2003.176 е.: ил.
  32. Р. Основы психологического эксперимента: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Пер. с англ. Ч. А. Измайлова и В.В.Петухова- науч. ред. рус. текста Ю. Б. Гиппенрейтер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 368 с.
  33. В.В. Проблемы развивающего обучения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. —288 с.
  34. Т.И. Развитие восприятия отношений светлот и величин объектов у детей дошкольного возраста: автореф. дис.. канд. пед. наук (по психологии) — М, 1958. — 18 с.
  35. В.Е. Как мы видим то, что видим. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Знание, 1987. — 237 е., ил.
  36. B.C. Восприятие цвета. / B.C. Денисов, М. В. Глазова. — Часть 1. — М.: Эксмо, 2008. — 176 с. — (Образовательный стандарт XXI).
  37. JI.A. Логика. Курс лекций. — М.: Издательство МГОУ, 2005. —84 е., ил.
  38. Н.В. Формирование представлений о гармонии цвета в учебно-воспитательном процессе начальной школы: автореф. дис.. канд. пед. наук. — М, 1999. — 19 с.
  39. Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Смысл- Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.
  40. М.И. Психологический энциклопедический словарь. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 560 с.
  41. A.B. Детская психология / Педагогическая энциклопедия: В 4 т. / A.B.Запорожец. — М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1964. — Т 1. — С. 671−679.
  42. A.B. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве. / в сб. «Сенсорное воспитаниедошкольников» / Под ред. A.B. Запорожца, А. П. Усовой. — М.: Изд-во АНН РСФСР, 1963. — С. 30−58.
  43. A.B., Лисина М. И. Психологические проблемы развития детского восприятия. / в сб. «Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве» / Под ред. A.B.Запорожца, М. И. Лисиной. — М.: Просвещение, 1966. — С. 3−15.
  44. В.В. Психология детства. — М.: «Академия», 1996.349 е., ил.
  45. С.А. Какого цвета мир? Программа развития цветовосприятия для детей 6−7 лет: Пособие для воспитателей и учителей начальных классов. — М.: АО «Аспект Пресс», 1994. — 160 с. (Программа обновление гуманит. образования в России)
  46. Е.И. Восприятие и воспроизведение цвета детьми школьного возраста при обучении рисованию // Вопросы психологии. — 1957. — № 1. — С. 45−52.
  47. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей (психологический анализ процесса изображения): Дис.. доктора, пед. наук (по психологии) — М., 1961. — 561 л.
  48. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей (психологический анализ процесса изображения): автореф. дис.. доктора. пед. наук (по психологии) — Л., 1961. — 40 с.
  49. Игнатьев Е. И Психология изобразительной деятельности детей.изд. 2-е, доп. — М.: Учпедгиз, 1961. — 223 е., ил.
  50. С.Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью (в условиях кружковой работы): Дис.. канд. пед. наук. — М, 1982. — 264 л.
  51. С.Е. Исследование закономерностей развития творческих способностей младших школьников на занятиях живописью (в условиях кружковой работы): автореф. дис.. канд. пед. наук. — М, 1982. — 16 с.
  52. С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Мир: Академический Проект, 2007.
  53. С.Е. Теория и практика развития изобразительной деятельности детей: Дис.. доктора пед. наук. — М, 2007.
  54. С.Е. Теория и практика развития изобразительной деятельности детей: автореф. дис.. доктора пед. наук. — М, 2007.
  55. Иоханнес Иттен. Искусство цвета / Пер. с немецкого- Предисловие JI. Монаховой. — 2-е изд. — М.: Изд. Д. Аронов, 2001. — 96 е., ил.
  56. Искусство вокруг нас: Учеб. для 3 кл. нач. шк. / H.A. Горяева, Л. А. Неменская, A.C. Питерских и др.- Под ред. Б. М. Неменского. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2004. — 142 е.: ил.
  57. З.М. О взаимоотношении восприятия и называния цвета в раннем возрасте // Доклады АПН РСФСР. — 1959. — № 3. — С. 105 108.
  58. З.М. О развитии зрительных ощущений (цвета) у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. — 1957. — № 2. — С. 613.
  59. Т.Г. Формирование образа в рисунках младших дошкольников: автореф. дис.. канд. пед. наук. -— М, 1996. — 24 с.
  60. В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 304 е., ил.
  61. Т.С. Теория и практика обучения изобразительной деятельности в детском саду: автореф. дис.. доктора пед. наук. — М, 1979. — 35 с.
  62. Т.С. Формирование техники рисования у детей дошкольного возраста: автореф. дис.. канд. пед. наук. — М, 1965. — 17 с.
  63. .Н. Проблема константности восприятия цвета и формы вещей. // Учёные записки кафедры психологии Ленинградского Гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена. — Л.: 1-я типография Машгиза НКТМ, 1940. —T. XXXIV. —С. 15−179.
  64. Т.А. Формирование образного восприятия цвета у младших школьников на уроках изобразительного искусства: автореф. дис.. канд. пед. наук. — М, 1990. — 16 с.
  65. Е.И. Восприятие цвета в развитии художественно-творческих способностей школьников. // Искусство в школе. — 1996. — № 2. —С. 42−45.
  66. Е.И. Искусство и ты: Учеб. для 2 кл. четырёхлет. нач. шк./ Е.И. Коротеева- Под ред. Б. М. Неменского. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2001. — 144 е.: ил.
  67. Е.И. Работа над цветом в программе по изобразительному искусству 1 класс. // Сб. материалов к программе эстетического воспитания школьников. — М.: Изд-во АПН СССР, 1979. — С 174−184.
  68. Е.И. Система развития способностей младших школьников к художественно-творческой деятельности: Дис.. доктора пед. наук.—М., 2006.—454 л.
  69. Е.И. Система развития способностей младших школьников к художественно-творческой деятельности: автореф. дис.. доктора пед. наук. — М., 2006.
  70. C.B. Глаз и его работа. Психофизиология зрения, гигиена освещения. — 4-е, вновь перераб. и доп. изд. — М., Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1950. —532 с, ил.
  71. С.В. Цветовое зрение. — М: Изд-во Акад. наук СССР, 1951. — 175 е., ил.
  72. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А.Карпенко- Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
  73. Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 551 с. — (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
  74. Э.И. Проблемы цвета в изобразительном творчестве школьников I-VI классов общеобразовательной школы (экспериментальное исследование): автореф. дис.. канд. пед. наук. — М, 1980. — 17 с.
  75. Г. Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. — М.: Знание, 1988. — 80 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология» № 2)
  76. B.C. Вопросы изобразительного творчества. — М.: Просвещение, 1971. — 144 с.
  77. B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.:АГАР, 1998. — 336 е., ил.
  78. B.C. Психология: учебник. — 3-е изд. перераб. и доп. — М.: АГАР, 1997. — 304 е., ил.
  79. Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. — 7-е изд., доп. — М.: Ось-89, 2005. — 224 с.
  80. Д.Н. О психических состояниях человека. — М.: Просвещение, 1964. — 342 с.
  81. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. — СПб.: Питер, 2007. — 320 е.: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
  82. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / Алексей Николаевич Леонтьев. — 2-е изд., стер. — М.: Смысл- Издательский центр «Академия», 2005. — 352 с.
  83. А.Н. Проблемы развития психики. — 4-е изд. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 584 с.
  84. A.A. Психологические характеристики нравственного развития личности в подростковом возрасте (средствами художественно-эстетической деятельности): автореф. дис.. канд. психол. наук. — М, 2009. —22 с.
  85. Льоцци Марио. История физики / пер. с итал. Э. Л. Бурштейна. — М.: Мир, 1970. — 463 е., ил.
  86. Мастера советского изобразительного искусства: произведения и автобиографические очерки / сост. П. М. Сысоев, В. А. Шквариков. — М.: Искусство, 1951. — 604 с, ил.
  87. Мелик-Пашаев A.A. Психологические основы способностей к художественному творчеству: Дис.. доктора психол. наук. — М., 1994. — 225 л.
  88. Мелик-Пашаев A.A. Психологические проблемы эстетического восприятия и художественно-творческого развития школьников. // Вопросы психологии. — 1989. — № 1. — С. 15−23.
  89. Мелик-Пашаев A.A. Способность к применению цвета в качестве выразительного средства как компонент художественной одарённости: Дис.. канд. психол. Наук. — М, 1976. — 164 л.
  90. Мелик-Пашаев A.A. Способность к применению цвета в качестве выразительного средства как компонент художественной одарённости: автореф. дис.. канд. психол. Наук. — М, 1976. — 18 с.
  91. Мелик-Пашаев A.A. Цвет как выразительное средство в изобразительной деятельности детей. // Искусство в школе. ¦— 1992. — № 3−4. — С 7−13.
  92. Л.Н. Цветоведение. — Минск: Высш. шк., 1984. — 286с.
  93. Монтессори Мария. Руководство к моему методу. Пер. Р. Ланд-сберг с прибавлением ст. Р. Ландсберг «Опыты школ в Англии по методу Монтессори». — М.: типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1916. — 64 е., ил.
  94. B.C. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. —М.: «Педагогика», 1981. — 239 е., ил.
  95. Л.А. Искусство и ты: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: Учеб. для 1 кл. нач. шк. / Л.А. Неменская- Под ред. Б. М. Йеменского. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2004. — 111 е., ил.
  96. Л.А. Каждый народ — художник: Учеб. для 4 кл. нач. шк. / Л. А. Неменская — Под ред. Б. М. Неменского. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2004. — 144 е.: ил.
  97. .М. У истоков / в сб. «Эстетическое воспитание в семье». — М.: «Искусство», 1963. — 60 с. — С.61−87.
  98. И.Н. Кандидатская диссертация: особенности написания и правила оформления: Методические рекомендации. — М.: АПК и ПРО, 2004 — 28 с.
  99. ЮЗ.Нищева Н. В. Разноцветные сказки: цикл занятий по развитию речи, формированию цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста: уч.- методическое пособие-конспект / Худ. И. Ф. Дукк. — СПб.: Детство-Пресс, 1999. — 48 с, ил.
  100. Е. Искусство в Московской вальдорфской школе // Искусство в школе. — 1996. — № 3. — С. 5−11.
  101. К.В. Изобразительное искусство в начальной школе: Учебные материалы по методике преподавания. — М.: Флинта: Наука, 1999. —88 е., ил.
  102. Л.А. Развитие чувства цвета у детей 5−7 лет: автореф. дис.. канд. пед. наук. — М, 1970. — 23 с.
  103. Ч., Сондерс Дж. Восприятие света и цвета. / Пер. с англ. Р. Л. Бирновой и д-ра биол. наук М. А. Островского. — М.: Мир, 1978. — 256 с.
  104. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Изобразительное искусство: Рисунок. 1 — 11 кл. Живопись. 1 — 11 кл.
  105. Основы живописи. 5 — 9 кл. Основы дизайна. 5 — 9-кл. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 — 8 кл. — 4-е изд. стереотип. — М.: Дрофа, 2002. — 288 е.: ил.
  106. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1−8 классы / Учебное издание. — М.: Просвещение, 1992. — 130 с.
  107. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1−9 классы / Учебное издание. — М.: «АГАР», 1996. — 160 с.
  108. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование / Под ред. В.В. Давыдова- Науч.-исслед. инт общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1990. — 160 е., ил.
  109. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Астрель: ACT: Тран-зиткнига, 2006. — 479 е., ил.
  110. Психология одарённости детей и подростков: Сборник статей / Под ред. Н. С. Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 416 с.
  111. .А. Диссертация и учёная степень. Пособие для соискателей. — 4-е изд., доп. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 416 с.
  112. Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе: Из опыта работы учителя. — М.: Просвещение, 1980. — 96 е., ил.
  113. С.Л. Основы общей психологии: Учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений и ун-тов. —М.: Учпедгиз, 1940. — 596 е., ил.
  114. С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2005. — 713 с, ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  115. Н.П. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. H.H. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1981. — 192 е., ил.
  116. К.А. Иоганн Вольфганг Гёте. — М.:Мысль, 1989.
  117. A.B. Методика формирования цветовосприятия и цветовоспроизведения у учащихся начальных классов общеобразовательной школы: Дис.. канд. пед. наук. — М., 2001. — 217 с.
  118. A.B. Формирование цветовосприятия как проблема художественно-эстетического воспитания школьников // Мир образования — образование в мире. — 2002. — № 1. — С. 187−192.
  119. Словарь Л. С. Выготского / Под ред. А. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2007. —119 с.
  120. Л.Н. МЦВ — метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство. — СПб., Изд-во «Речь», 2001. — 112с.
  121. Советский энциклопедический словарь. / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 4-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1986. — 1600 е., ил.
  122. H.H. Основы подготовки к научной деятельности и оформление её результатов (для студентов и аспирантов). — 2-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Издательство АПК и ПРО, 2003. — 102 с.
  123. В.Г. Психологические исследования процесса восприятия школьников и взрослых, (1958−2008 гг.): монография. — М.: Изд-во МГОУ, 2008. —251 с.
  124. В.Г. Психологические особенности перцептивной деятельности школьников и учёт их в учебно-воспитательной работе: Учеб. пособие. — М.: МОПИ им. Н. К. Крупской, 1989. — 82 с.
  125. В. А. Годы отрочества — второе рождение. // Советская педагогика. — 1966. — № 12. — с. 132 139.
  126. .М. Способности.и одарённость. // Уч. зап. Госуд. науч.-исслед. ин-та психологии. — М.: Издание Госуд. НИИ Психологии, 1941, Т2. —С. 3−56.
  127. А.П., Запорожец A.B. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. // в сб. «Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду» / Под ред. А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной. — М.: «Просвещение», 1965. — С. 3−18.
  128. А.П. Сенсорное воспитание в дидактике советского детского сада. / в сб. «Сенсорное воспитание дошкольников» / Под ред. A.B.Запорожца, А. П. Усовой. — М.: Изд-во АНН РСФСР, 1963. — С. 3−29.
  129. Ю.И. Значение рисования в школе Монтессори. Опыты и наблюдения. -—-Пб.: «Время», 1923. — 62 с.
  130. Флейвелл Джон X. Генетическая психология Жана Пиаже. С пре-дисл. Жана Пиаже. / Пер. с англ. М. И. Лисиной, Л. Ф. Обуховой. — М.: «Просвещение», 1967. — 624 с.
  131. Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. — М.: Учпедгиз, 1956. — 160 е., ил.
  132. Г., Ауэр К. Человек — цвет — пространство: Прикл. Цветопсихология / Сокр. пер. с нем. О. В. Гавалова. — М.: Стройиздат, 1973. — 117 е., ил.
  133. НО.Хилтунен Е. Художественное творчество детей в педагогической системе Монтессори. // Искусство в школе. — 1999. — № 3. — С. 10−15.
  134. H.H. Цветовые гармонии и развитие у учащихся колористического видения. // Искусство и образование. — 2009. — № 2. — С. 164 170.
  135. Я.Я. Изобразительное искусство в школе продлённого дня: учебное издание. — М.: «Просвещение», 1991. — 160 с.
  136. Л.А. Развитие цветоощущения у детей школьного возраста. / «Бюллетень экспериментальной биологии и медицины», т. XXV, вып.3, 1948.
  137. Х.Р. Ощущение и восприятие. — 5-е изд. — СПб. гПитер, 2003. — 928 е., ил. — (Серия «Мастера психологии»).
  138. В.И., Лытаев С. А., Березанцева М. С. Психофизиология: Учебное пособие. — 2-е изд. — СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2009. — 352 е., ил.
  139. Нб.Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин- ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 384 с.
  140. П.В. Эмоциональный цвет: Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. — Самара: Изд-во Самар. гос. пед. унта, 1996. —218 с.
  141. Amheim R. Art and visual perception. A psychology of the creative eye. The new version. Berkley-Los Angeles, Univ. of California press, 1964. 408 p, ill.
  142. Arnheim R. Visual thinking. Berkley-Los Angeles, Univ. of California press, / cop. 1969 /. 345 p., ill.
  143. Debienne Marie-Claire. Le dessin chez l’enfant. Paris, Presses Universitaires de France, 1976, 129 p., ill.
  144. Duborgel Bruno. Le dessin d’enfant: Structures et symboles. Paris: De-large, cop. 1976, 226 p., ill.
  145. Duncker K. The influence of past experience upon perceptual properties. American Journal of Psychology, 1939, 52, p. 255−265.
  146. Gilbert J. Researches on the mental and physical development of school children. 1894.
  147. Gunter Clauss, Hans Hiebsh. Kinder-psychologie. Volk und wissen. Volkseigener Verlag. Berlin, 1958, 384 p.
  148. Jones L. W. Untersuchungen uber die Reizschwelle fur Farbensatti-gungeri bei Kindern. «Padagogisch-psychologische Arbeiten», Bd. 2, Leipzig, 1911
  149. Hering E. Outline of a theory of the light sense. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1964, (Translated from the original 1920 publication by L.M.Hurvich 8s. D.Jameson.).
  150. Malrieu (P), Observations sur quelques dessins libfes d’enfants, J Psychol. Norm, et Pathol., 1950, № 2, 43, 229−224.
  151. Developpement de la perception des couler chez l’enfant, Presses Universitaires de France, 1957.
  152. Piaget Jean. Les mecanismes perceptifs. Modeles probabilistes. Analyse genetique. Relation avec l’intelligence. 2-e ed. Revue et mise a jour. Paris, Presses univ. de France, 1975. — 457 p., ill.
  153. Smith H. Age differences in color discrimination. «The Journal of General Psychology», vol. 29, Hf. 2, October, 1943.
Заполнить форму текущей работой