Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Структура профессионального музыкального мышления и условия его развития у студентов музыкально-педагогического факультета

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Организация и база исследования. Базой исследования выступил музыкально-педагогический факультет Иркутского государственного педагогического университета. Работа проводилась с 1999 по 2007 г. г. Психологическим обследованием было охвачено 73 студента с первого по пятые курсы в возрасте от 17−26 лет. Оно было «встроено» в образовательный процесс данного учебного заведения и проходило в несколько… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и методологические подходы к изучению проблемы профессионального музыкального мышления студентов в психолого-педагогической литературе
    • 1. 1. Торетический анализ проблемы профессионального мышления
    • 1. 2. Становление представлений о музыкальном мышлении в психологии
    • 1. 3. Рассмотрение профессионального музыкального мышления и его структурных компонентов
    • 1. 4. Выводы
  • Глава 2. Психологическое исследование уровня развития профессионального музыкального мышления студентов-музыкантов
    • 2. 1. Методы и процедура исследования
    • 2. 2. Определение исходного уровня развития интеллектуального компонента профессионального музыкального мышления студентов-музыкантов
    • 2. 3. Исследование влияния мотивационного компонента на уровень развития профессионального музыкального мышления
    • 2. 4. Выводы
  • Глава 3. Система работы по развитию профессионального музыкального мышления
    • 3. 1. Организация исследования
    • 3. 2. Психологические условия развития профессионального музыкального мышления студентов-музыкантов
    • 3. 3. Реализация и эффективность приемов развития интеллектуального и мотивационного компонентов профессионального музыкального мышления
    • 3. 4. Анализ динамики развития профессионального музыкального мышления студентов музыкально-педагогического факультета и результаты заключительного этапа эксперимента
    • 3. 5. Выводы

Структура профессионального музыкального мышления и условия его развития у студентов музыкально-педагогического факультета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Быстро обновляющееся российское общество, в котором стремительно происходит прирост объемов научной информации, реформирование отечественной образовательной системы объективно повышают требования и к личности учителя музыки, к теории и практике профессионального образования. В последнее время все более актуальным требованием к высшему образованию является глубокая научная разработка психологических основ развития профессионального мышления специалистов, которые могут эффективно изменять способ и тип мышления будущего учителя музыки, могут создавать правильное отношение к музыкально-педагогической деятельности.

Сегодня приходится констатировать, что уровень подготовки учителя музыки не всегда соответствует современным требованиям. Выпускники втузов из-за недостаточной музыкально-теоретической, исполнительской, педагогической подготовки часто не умеют правильно определить форму-структуру, стиль и жанр музыкального произведения, организовать процесс разучивания музыкального произведения, и, как следствие, исполнять произведение, согласно замыслу композитора, требованиям жанра и стиля. Это говорит об актуальности проблемы развития у студентов-музыкантов профессионального мышления, которое позволяет будущему учителю музыки самостоятельно обновлять знания, повышать свой профессиональный уровень, критически мыслить и находить новые, оригинальные способы решения теоретических, исполнительских и педагогических задач.

Как известно, мышление учителя музыки характеризуется его профессиональной спецификой. Это, прежде всего, понимание законов развития музыкального искусства, предпосылок, факторов возникновения того или иного музыкального жанра и стиля, понимание внутренних механизмов и процессов создания музыкальных произведений композитором, их эмоциональных переживаний, адекватное воплощение музыкальных произведений в собственной исполнительной деятельности. Следовательно, профессиональное музыкальное мышление должно быть направлено на глубокий анализ изучаемых музыкальных произведений, определение формы-структуры, средств музыкальной выразительности, их синтез в конкретном образце. Кроме того, профессиональное музыкальное мышление позволяет осуществлять сложнейшую интеллектуальную аналитико-синтетическую деятельность, а также способствует адекватному воплощению композиторского замысла в собственной исполнительской деятельности. Только развитое профессиональное музыкальное мышление помогает учителю музыки правильно понять музыкальное произведение, творчески подойти к процессу его изучения и исполнения.

Несмотря на важность качественной профессиональной подготовки учителей музыки, ни отечественными, ни зарубежными учеными до настоящего времени не было проведено фундаментальных психологических разработок по развитию профессионального музыкального мышления. Анализ научных исследований показывает, что само понятие профессионального мышления не полностью определено, недостаточно проанализированы стадии и механизмы формирования профессионального мышления, практически отсутствуют исследования, рассматривающие изменения данного психического явления в период профессионального обучения в вузе. В то же время в отечественной психологии имеются необходимые теоретические предпосылки организации комплексных исследований становления профессионального мышления специалиста. Так, исследования Е. А. Климова, A.M. Матюшкина, Б. М. Теплова, В. Д. Шадрикова, И. С. Якиманской и др. внесли существенный вклад в раскрытие психологических механизмов профессиональной деятельности. В рамках педагогической психологии выявлены основные закономерности формирования умственных действий и понятий, даны существенные характеристики типов мышления, проектируемых в учебной деятельности (П.Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. К. Маркова, З. А. Решетова, Н. Ф. Талызина и др.). В психологии мышления накоплен важный материал о механизмах принятия решений, закономерностях развития замысла, особенностях творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко, С. Н. Кулюткин, Я. А. Пономарев, C.JI. Рубинштейн, И. Н. Семенов, O.K. Тихомиров, М. Г. Ярошевский и др.).

Цель нашего исследования — установить структуру профессионального музыкального мышления и выявить психологические условия его развития у студентов-музыкантов.

Объект исследования — профессиональное музыкальное мышление как психологический феномен.

Предмет исследования — структура профессионального музыкального мышления студента-музыканта и условия его развития в процессе обучения.

Гипотеза исследования. В своей работе мы исходили из следующих допущений:

1. Профессиональное музыкальное мышление имеет свою специфическую структуру, которая включает в себя интеллектуальный и мотива-ционный компоненты.

2. Эффективность профессионального музыкального мышления непосредственно зависит от уровня развития указанных компонентов.

3. Для успешного развития профессионального музыкального мышления необходимо создание специальных условий, которые обеспечивают адекватность исполнительской деятельности музыканта требованиям жанра, стиля и замысла композитора.

В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:

1. На основе современных теоретических представлений о психологии профессионального мышления и анализа практики исполнительской деятельности учителя музыки выявить основные структурные компоненты профессионального музыкального мышления.

2. Определить роль и степень влияния структурных компонентов профессионального музыкального мышления на общий уровень его развития.

3. Выявить условия организации процесса обучения студентов-музыкантов в классе основного музыкального инструмента (фортепиано), обеспечивающие эффективное развитие профессионального музыкального мышления.

4. Провести обучающий эксперимент по развитию профессионального музыкального мышления и оценить его эффективность.

Методологической основой исследования явились основные теоретические% принципы отечественной и зарубежной психологии, в частности, деятельностная концепция развития мышления, разработанная в трудах JI.C. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А. В. Брушлинского, О. К. Тихомирова, М. А. Холодной, а также учение о поэтапном формировании умственных действий и понятий П. Я. Гальперина. Кроме этого, мы опирались на практическую модель? обучения навыкам мышления Д. Халперн, разработанную в рамках когнитивной психологии. В своей работе мы основывались также на концепции о природе, логике и специфике музыкального мышления, разработанной в трудах Э. Ганслика, И. Ф. Гербарта, Г. Римана, Б. В. Асафьева, М. Г. Арановского, А. Л. Готсдинера, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, В. И. Петрушина, Б. М. Теплова, Б. Л. Яворского и др. Кроме того, нами использовались общие принципы музыкально-педагогической науки, сложившиеся в процессе исторического развития и нашедшие отражение в трудах музыкантов Г. Г. Нейгауза, Л. Л. Бочкарева, Г. М. Цыпина и др.

Методы исследования. При решении исследовательских задач использовался широкий спектр конкретных методов сбора фактического материала и его обработки: оценивающее, стандартизированное наблюдение, беседа, метод экспертной оценки. Диагностика структурных компонентов профессионального музыкального мышления осуществлялась с помощью методик «Анаграммы», «Взаимная перестановка знаков» и «Буквенные примеры», разработанные А. З. Заком, адаптированные нами к музыкальному мышлениюблока специальных учебных заданийчтения нотного текста с листаметодики диагностики мотивационных состояний личности В. Ф. Сопова, модифицированной А. О. Прохоровымметодики «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» А. А. Реана и В. А. Якунинаметодики «Мотивация обучения в вузе» Т. И. Ильиноймодифицированного теста-опросника А. Мехрабиана (ТМД), адаптированного М.Ш. Магомед-Эминовымстандартизированного теста А. О. Прохорова. Обработка полученных данных осуществлялась с помощью компьютерной программы «STATISTIKA 6.0».

Организация и база исследования. Базой исследования выступил музыкально-педагогический факультет Иркутского государственного педагогического университета. Работа проводилась с 1999 по 2007 г. г. Психологическим обследованием было охвачено 73 студента с первого по пятые курсы в возрасте от 17−26 лет. Оно было «встроено» в образовательный процесс данного учебного заведения и проходило в несколько этапов. На подготовительном этапе (1999;2000 г. г.) изучались теоретические источники, формировались блоки методик сбора эмпирического материала, уточнялась схема самого исследования. На констатирующем этапе исследования (2000;2001 г. г.) проводился сбор, обработка, количественный и качественный анализ эмпирических данных. Определялся исходный уровень развития профессионального музыкального мышления, его структурных компонентов. На коррекционно-развивающем этапе (2001;2006 г. г.) разрабатывалась и реализовывалась психолого-педагогическая программа, направленная на развитие интеллектуального и мотивационного компонентов профессионального музыкального мышления. На заключительном этапе (2006;2007 г. г.) обобщались результаты исследования и выполнялось оформление диссертационного исследования.

Достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечивалась использованием надежных и апробированных в отечественной психологии методов исследования, адекватных его предмету и задачамвзаимопроверкой результатов, получаемых по разным методикамприменением при обработке данных методов математической статистики, а также содержательным анализом выявленных фактов и полученных эмпирических данных.

Научная новизна h теоретическая значимость диссертационной работы заключается в следующем:

1. На основе анализа теоретических представлений о психологии профессионального мышления и практики исполнительской деятельности учителя музыки установлена структура профессионального музыкального мышления.

2. Полученные в исследовании данные позволили установить, что структура профессионального музыкального мышления включает в себя два основных компонента: интеллектуальный и мотивационный. Каждый из них включает в себя определенные подструктуры.

3. Установлено, что от уровня сформированности указанных компонентов зависит общий уровень развития профессионального музыкального мышления.

4. Определен основной принцип построения учебного репертуара, предлагаемого студентам для исполнительской деятельности, сущность которого состоит в дифференциации музыкальных произведений по степени сложности.

5. Определены условия разработки нового содержания обучения, проектирующего профессиональное музыкальное мышление, к которым относятся: актуализация музыкальных знаний студентов в процессе исполнительской деятельности, освоение музыкального произведения в соответствии с логикой возникновения и становления жанра, стиля и другие.

6. На основе полученных данных определено содержание понятия «профессиональное музыкальное мышление», которое рассматривается как системно организованное образование личности, имеющее сложную многоуровневую структуру.

7. Полученные в исследовании результаты уточняют и углубляют теоретическое представление о характере и закономерностях становления профессионального музыкального мышления в процессе обучения в вузе.

Практическая значимость исследования. Полученные в исследовании данные могут быть использованы при обучении студентов в классе основного музыкального инструмента (фортепиано), имеющих различную довузовскую подготовку. На основе результатов исследования автором разработаны лекционные, семинарские и практические занятия по дисциплинам «Музыкальная психология и психология музыкальной деятельности», «Класс основного музыкального инструмента (фортепиано)», «Концертмейстерский класс». Все указанные дисциплины преподаются студентам музыкально-педагогического факультета Иркутского государственного педагогического университета. Рекомендации по развитию профессионального музыкального мышления используются также в работе преподавателей основного музыкального инструмента и концертмейстерского класса, учителей музыки и преподавателей начальных и средне-специальных музыкально-образовательных учреждений.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональное музыкальное мышление представляет собой интегративное, системно организованное образование личности, которое имеет сложную многоуровневую структуру, включающую интеллектуальный и мотивационный компоненты. Высокий уровень развития указанных компонентов обеспечивает решение музыкально-теоретических, исполнительских и педагогических задач, согласно требованиям конкретного музыкального произведения.

2. Интеллектуальный компонент профессионального музыкального мышления является ведущим и включает в себя следующие подструктуры — теоретическое музыкальное мышление, аналитико-рефлексивные умения. Важным качеством профессионального музыкального мышления является его самостоятельность. Высокий уровень развития теоретического музыкального мышления и его самостоятельности обеспечивают эффективность аналитико-рефлексивных умений студентов. Мотивационный компонент включает три подструктуры (учебную и профессиональную мотивацию, мотив достижения), формирование которых также обеспечивает высокий уровень профессионального музыкального мышления. Профессиональное музыкальное мышление проявляется в большей степени в исполнительской деятельности, поэтому значимой подструктурой мотивационного компонента является мотив достижения.

3. Процесс становления профессионального музыкального мышления студентов в период обучения в вузе проходит в два этапа. Академический, характеризующийся интенсивным развитием теоретических структурных компонентов, значительным приростом знаний, формированием умений обучаться в вузе. Профессиональный характеризуется развитием аналитико-рефлексивных умений, самостоятельностью музыкального мышления, формированием мотивации достижения профессиональной компетенции.

4. Основным принципом построения учебного репертуара, предлагаемого студентам для исполнительской деятельности, является дифференциация музыкальных произведений по степени сложности. Кроме того, в целях целенаправленного развития профессионального музыкального мышления необходимо учитывать следующие психологические условия: актуализацию музыкальных знаний студентов в процессе исполнительской деятельностиосвоение музыкального произведения в соответствии с логикой возникновения и становления жанра, стилямногоаспектность познавательной деятельности.

Апробация результатов. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр теории, истории музыкипсихологии и возрастной физиологииобщей и педагогической психологии Иркутского государственного педагогического университета. Материалы исследования докладывались на Международном конгрессе «Народы России, Сибири и стран Востока: история и современность» (г. Иркутск, 2002, 2004) — Международной научно-практической конференции-съезде «Нравственное и патриотическое воспитание школьников и студентов в процессе музыкально-художественного образования: традиции и инновации» (г. Москва, 2006) — Международной научно-практической конференции «Психология XXI века: актуальные проблемы и тенденции развития» (г. Москва, 2007) — Международной научно-практической конференции «Музыкально-художественное образование и культура: актуальные проблемы развития и инноваций» (г. Екатеринбург, 2008).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 195 источников, в том числе 6 работ на иностранных языках, и приложения. Общий объем работы 189 страниц. В тексте диссертации имеются 14 таблиц, 10 рисунков.

3.5. Выводы.

В результате проведенного исследования, позволившего в динамике изучить процесс развития профессионального музыкального мышления в классе основного музыкального инструмента (фортепиано), можно сделать следующие выводы.

1. Построение дисциплины «Основной музыкальный инструмент (фортепиано) и произведения учебного репертуара, предлагаемые студентам для исполнительской деятельности должны строиться с учетом принципа дифференциации произведений по уровню сложности. При этом сама дифференциация сложности подразумевает не только уровень исполнительской сложности, но и легкость и быстроту усвоения жанра, стиля, объем произведения, темп усвоения, а также учет профессиональной направленности.

2. К эффективным условиям развития профессионального музыкального мышления относятся: актуализация музыкально-теоретических знаний в исполнительской деятельности позволяющая формировать рефлексивный тип теоретического музыкального мышления, приобретать осознанные и категорированные знания, развивать способность свободно владеть разнообразными мыслительными операциями, способами познания и приемами исполнительской деятельности. Последовательность освоения произведения с учетом логики развития жанра, стиля позволяет целенаправленно изучать произведение на основе ранее приобретенных знаний, устанавливать содержательные связи между ними, применять исполнительские приемы, соответствующие требованиям произведения, выстраивать методику освоения произведения определенного жанра, стиля. Многоаспектность познавательной деятельности позволяет организовать процесс обучение таким образом, чтобы у студентов активизировалась мыслительная и исполнительская деятельность, развивалось умение самостоятельно решать музыкально-теоретические и исполнительские задачи, формировалось умение эффективно изучать и публично исполнять музыкальное произведение.

3. Процесс становления профессионального музыкального мышления студентов в период обучения в вузе проходит в два этапа. Академический, характеризующийся интенсивным развитием теоретических структурных компонентов, значительным приростом знаний, формированием умений обучаться в вузе. Профессиональный характеризуется развитием аналитико-рефлексивных умений, самостоятельностью музыкального мышления, формированием мотивации достижения профессиональной компетенции.

4. Высокий уровень теоретической подструктуры профессионального музыкального мышления обеспечивается рефлексивным стилем теоретического музыкального мышления. Высокий уровень развития теоретического музыкального мышления и его самостоятельности обеспечивают эффективность аналитико-рефлексивных умений.

5. Формирование мотивационного компонента профессионального музыкального мышления происходит в два этапа. На первом формируется учебная мотивация, в структуре которой преобладают мотивы получения знаний, стремление стать интеллектуальной личность. На втором происходит преобразование учебных целей в профессиональную сферу.

6. Отсутствие динамики развития профессионального музыкального мышления у 13,04 процентов испытуемых говорит о том, что система работы, направленная на освоение приемов, проектирующих профессиональное музыкальное мышление в процессе изучения музыкальных произведений учебного репертуара, может рассматриваться как эффективный метод развития профессионального музыкального мышления.

Заключение

.

Результаты нашего исследования показали, что понятие «профессиональное мышление» не имеет четкого и признаваемого однозначным в науке определения и рассматривается как характеристика уровня совершенства мышления, либо как особенности мышления специалиста, либо как процесс решения профессиональных задач в определенной области деятельности. Кроме того, развитие профессионального мышления происходит не только непосредственно в практической деятельности специалиста, но и в период обучения.

Музыкальное мышление подразумевает осмысление логики организации различных звуковых структур от простейших до сложных, умение оперировать музыкальным материалом, находить сходство и различие, анализировать и синтезировать, устанавливать взаимосвязи.

Теоретический анализ научных трудов, раскрывающих особенности профессионального мышления, а также учет основных подходов к проблеме музыкального мышления в музыковедческих исследованиях, позволил определить профессиональное музыкальное мышление как вид мышления, который обеспечивает успешность выполнения музыкально-теоретической и исполнительской деятельности. Он представляет собой системно организованную многоуровневую структуру личности, в состав которой входят интеллектуальный и мотивационный компоненты. Степень сформированное&tradeуказанных компонентов позволяет будущему учителю музыки эффективно осуществлять профессиональную деятельность.

Интеллектуальный компонент является ведущим в структуре профессионального музыкального мышления будущего учителя музыки и представлен двумя подструктурами: теоретическим музыкальным мышлением, аналитико-рефлексивными умениями. При этом очень важное значение имеет самостоятельность профессионального музыкального мышления.

Теоретическое музыкальное мышление выступает как источник нового знания и представлено музыкально-теоретическими, культурологическими и педагогическими знаниями, а также комплексом специальных умений, которые обеспечивают практическую реализацию музыкально-теоретической и исполнительской деятельности.

Аналитико-рефлексивные умения определяют осмысленность, самоанализ и самооценку студентом собственной музыкально-теоретической и исполнительской деятельности, а также ее результатов.

Самостоятельность музыкального мышления, как его важная качественная особенность, заключается в уточнении путей организации изучения музыкального произведения, определении на основе собственного опыта оптимальных методов и приемов работы над музыкальным произведением, умении прогнозировать процесс изучения музыкального произведения учеником.

Мотивационный компонент профессионального музыкального мышления включает в себя такие подструктуры как учебную и профессиональную мотивацию, мотив достижения.

Мотивационный компонент выполняет ориентационную и стимулирующую функции и отражает готовность личности к осуществлению музыкально-теоретической, исполнительской и педагогической деятельности, а также установку на дальнейшее совершенствование профессионального музыкального мышления в профессиональной деятельности.

Профессиональное музыкальное мышление, как личностное образование, представляет собой единую, целостную структуру, которая функционирует при помощи входящих в нее компонентов и позволяет совершенствоваться в профессиональном и личностном плане будущему учителю музыки.

В результате проведенного исследования, направленного на определение уровня развития интеллектуального и мотивационного компонентов и степени их влияния на уровень профессионального музыкального мышления студентов музыкально-педагогического факультета мы пришли к следующим выводам.

Нами доказано, что уровень развития профессионального музыкального мышления зависит от сформированности всех структурных компонентов, а не отдельных подструктур. Кроме того, эмпирический стиль музыкального мышления и низкий уровень самостоятельности мышления является серьезным препятствием для формирования аналитико-рефлексивных умений интеллектуального компонента.

Полученные в ходе нашего исследования данные свидетельствуют о том, что низкий уровень развития теоретической подструктуру интеллектуального компонента профессионального музыкального мышления зависит от таких параметров, как умение анализировать музыкальное произведение, планировать этапы, приемы и задачи освоения музыкального произведения, осознавать собственные мыслительные и исполнительские операции. Уровень развития мотивационного компонента профессионального музыкального мышления студентов находится в зависимости от доминирования в учебной деятельности таких мотивов, которые направлены на приобретение знаний и достижения профессиональной компетенции в будущем, преобладания мотива «достижения».

Выявленная нами взаимосвязь между уровнем сформированности теоретической подструктуры, мотивационным компонентом профессионального музыкального мышления и общем его уровнем, позволила разработать развивающую программу, основанную на приемах, проектирующих профессиональное музыкальное мышление.

В связи с вышесказанным, основным принципом построения учебного репертуара, предлагаемого студентам для исполнительской деятельности, является дифференциация музыкальных произведений по степени сложности.

Кроме того, в целях целенаправленного развития профессионального музыкального мышления необходимо учитывать следующие психологические условия: актуализацию музыкальных знаний студентов в процессе исполнительской деятельностиосвоение музыкального произведения в соответствии с логикой возникновения и становления жанра, стилямногоаспектность познавательной деятельности.

Кроме того, процесс становления профессионального музыкального мышления студентов в период обучения в вузе проходит в два этапа. Академический, характеризующийся интенсивным развитием теоретических структурных компонентов, значительным приростом знаний, формированием умений обучаться в вузе. Профессиональный характеризуется развитием аналитико-рефлексивных умений, самостоятельностью музыкального мышления, формированием мотивации достижения профессиональной компетенции.

Результаты диссертационной работы позволили сделать следующие выводы'.

1. Анализ литературных источников и практики деятельности учителя музыки позволил установить факт структурной организации профессионального музыкального мышления.

2. Опираясь на полученные данные, установлено, что структура профессионального музыкального мышления включает в себя два основных компонента: интеллектуальный и мотивационный, каждый из которых имеет свои подструктуры.

3. Уровень развития названных компонентов непосредственно влияет на успешность функционирования профессионального музыкального мышления студента.

4. Содержание дисциплины «Основной музыкальный инструмент (фортепиано)» и произведения, предлагаемые студентам для исполнительской деятельности, должно быть построено в соответствии с принципом дифференциации музыкальных произведений по степени сложности.

5. Основными условиями эффективного функционирования профессионального музыкального мышления являются: актуализация музыкальных знаний студентов в процессе исполнительской деятельностиосвоение музыкального произведения в соответствии с логикой возникновения и становления жанра и стилямногоаспектность познавательной деятельности.

6. Процесс развития профессионального музыкального мышления проходит два этапа: академический, в ходе которого происходит интенсивное развитие теоретических структурных компонентов, значительный прирост знаний, формируются умения обучения на музыкально-педагогическом факультете, и профессиональный, характеризующийся развитием аналитико-рефлексивных умений, самостоятельности музыкального мышления, преобразованием будущих музыкально-профессиональных требований.

7. Полученные в исследовании данные позволили определить содержание понятия «профессиональное музыкальное мышление», уточнить и углубить теоретическое представление о характере и закономерностях его становления в процессе обучения в вузе.

Таким образом, результаты проведенного исследования подтвердили выдвинутую гипотезу, о том, что профессиональное музыкальное мышление имеет свою специфическую структуру, развитие которой определяет его общий уровень. Предметом дальнейшего исследования может стать выявление механизмов взаимодействия интеллектуального и мотивационного компонентов профессионального музыкального мышления, как важнейших подструктур, обеспечивающих общий высокий уровень его развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. — Изд. 3-е, дополненное. — М.: Музыка, 1978.-276с.
  2. Н.Г. Формирование осознанного решения учебной задачи // Логика и педагогика. М., 1968. — С. 369−398.
  3. Н.Г., Юдин Э. Г. О психологических методах изучения творчества // Проблемы научного творчества в современной психологии. -М., 1971.-С. 151 -203.
  4. .Г. Познавательные потребности и интересы // Учебн. Записки. ЛГУ, 1959. — № 265
  5. .Г. Психология чувственного познания. — М.: Наука, 2001.- 323 с.
  6. .Г. Человек как предмет познания. — М.: Наука. 2000. — 384 с.
  7. М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. М., 1974. — 90 с.
  8. М.Г. Сознательное и бессознательное в творческом процессе композитора // Вопросы музыкального стиля. Л., 1978. — 165 с.
  9. .М. Избранные очерки по анализу музыкальной формы. В 2-х т. М.: Музыка, 1968. — 623 с.
  10. .М. Интонация. М. — Л, 1947. — 189 с.
  11. П.Асафьев Б. М. Музыкальная форма как процесс. М.:Музыка, 1971.-376с.
  12. Г. А. Общая теория задач. — М., 1990. 314 с.
  13. Г. А. Основы теории задач. Автореф.дис. доктора психол.наук.-М., 1990.- 20 с.
  14. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та., 1983. — 249 с.
  15. Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности //Вопросы психологии, 1971. № 4. — С. 37 — 46
  16. Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал, 1995. Т.16. — № 5. — С. 49−58
  17. Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества // Вопросы психологию, 1976. № 4. — С. 63 — 71
  18. А.А. Вершина в развитии взрослого человека, характеристики и условия достижения. — М.: Изд-во МГУ, 1998. 399 с.
  19. А.А. Личность и общение. Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-272 с.
  20. Л.И. Изучение мотивации детей и подростков. — М., 1972. -387 с.
  21. Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения // Изв. АПН РСФСР, 1955.-Вып. 13.-С.45−53.
  22. Л.Л. Психология музыкальной деятельности. — М., 1997. -411с.
  23. Дж. Психология познания. М., 1977. — 387 с.
  24. А.В. Взаимосвязь процессуального и личностного аспектов мышления. // Мышление /Отв. ред. А. В. Брушлинский. — М., 1982.-С. 6−115
  25. А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979. -271 с.
  26. А.В. Проблемы психологии субъекта. — М.: Ин-т психологии РАН, 1994. 304 с.
  27. А.В. Психология мышления и кибернетика. — М., 1970.- 298 с.
  28. А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение. — М.: Воронеж: НПО «Модэк». — 1996. — 318 с.
  29. А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. -М., 1991. 189 с.
  30. А.А., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации. — М., 1986. — 225с.
  31. М. Продуктивное мышление. Пер. с анг. В. П. Зинченко. -М.: Прогресс, 1987. 335с.
  32. В. Психология развития мотивации. — СПб.: Речь, 2006. -458 с.
  33. Ю.Е. Эмоциональная активация в структуре мыслительной деятельности человека // Психологические исследования творческой деятельности. М., 1975. — С. 50−87
  34. Ю.Е., Долбнев Д. Н., Стеклов Ю. В. Роль эмоциональных механизмов в процессе целеобразования // Психологические механизмы целеобразования. М.: Наука, 1977. — С. 51 — 67.
  35. Вопросы фортепианного исполнительства. Очерки. Статьи. Воспоминания. / Общ. ред. М. Г. Соколова. Вып.1. — М.: Музыка, 1965. -246с. «
  36. JI.C. История развития высших психических функций. // Собрание сочинений в 6 т. Т. 3. М., 1983. — С.5 — 329
  37. JI.C. Мышление и речь. М.: «Лабиринт», 2005. — 347с.
  38. JI.C. Психология искусства. — М.: Искусство. 1986. -576с.
  39. JI.C. Психология развития человека. М.: Смысл- Экс-мо, 2005.-1136 с.
  40. П.Я. Введение в психологию. — М.: Высшая школа, 2002. -330 с.
  41. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966. — С. 236−277
  42. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. // Психологическая наука в СССР. — Т.1. М.: Наука, 1959.-С. 15−25
  43. П.Я. Четыре лекции по психологии. — М.: Университет, 2000. 112 с.
  44. П.Я., Данилова B.JI. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психологии, 1980.-№ 1.-С. 45−59.
  45. П.Я., Талызина Н. Ф. Современное состояние теории планомерного формирования умственных действий // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1980. — № 4. — С. 73 — 82.
  46. Э. О музыкально прекрасном. — СПб., 1910. — 256 с.
  47. В. С. Типы мышления и учебная деятельность. Свердловск, 1988.- 164 с.
  48. A.JI. Музыкальная психология. — М., Магистр. — 1993. -190с.
  49. В. В., Зак А. 3. Уровень планирования как условие рефлексии // Проблемы рефлексов. Современные комплексные исследования. -Новосибирск, 1987.- С. 43 49.
  50. В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. — 175 с.
  51. В.В. О понятии развивающего обучения. — Томск: Пеленг, 1995. 305 с.
  52. В.В. Проблема развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-246 с.
  53. А.А., Щербак С. Ф. Педагогическая эвристика. — М., 1991. -307с.
  54. М.И., Кандыбович JT.A. Психология высшей школы. — Минск, 1993.-392 с.
  55. Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления. -М.: Наука, 1985. 395 с.
  56. Е. В., Иванова Е. Ф. Об одной методике диагностики теоретического и эмпирического типов мышления //Психологические проблемыдиагностики: Сб. научн. трудов / Под ред. И. С Роговина, JI. И. Урванцева.- Ярославль, 1985. С. 44 — 49.
  57. Зак А. 3. Исследование типов мышления у младших школьников // Новые исследования в психологии. 1978., № 1 (18). — С. 57 — 61.
  58. .В. Личность и патология деятельности. М., 1971. -351с.
  59. И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Изд. Ростов, универ., 1997. — 308 с.
  60. В.П., Мунипов В. Л., Гордон В. М. Исследование визуального мышления // Вопросы психологии. 1973., № 2. — С.34 — 46
  61. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006. — 512 с.
  62. М.С. Музыка в мире искусств. СПб., 1996. — 298 с.
  63. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М. 1981. — 211 с.
  64. P.P. Психология личности или какие мы разные. М., 2002. — 198 с.
  65. Д.К. Музыкальное восприятие. -М., 1997. 175с.
  66. Е.А. Психология профессионала. М., 1996. — 287 с.
  67. Е.А. Психология: Воспитание и обучение. М., 2000. — 194с.
  68. Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы.- М.: Аспект Пресс, 2003. 3 81 с.
  69. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. — М., 1976.- 187 с.
  70. Т.В. Психология технического мышления. — М., 1975. — 136 с.
  71. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя производственного обучения профтехучилищ. -М., 1989. 168 с.
  72. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. -М., 1970.- 137 с.
  73. Ю.Н. Эвристический поиск, его операционные и эмоциональные компоненты // Вопросы психологии. — 1973,№ 1. С. 29 — 36
  74. Ю.Н., Сухобская Г. С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы. М., 1977. — с.
  75. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиз-дад, 1975. — 304 с.
  76. А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2001. -511с.
  77. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1981.-576 с.
  78. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. — 488 с.
  79. А.И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М., 1986. — 379 с.
  80. .Ф. Методологические и теоретические проблемы, психологии. М.: Наука, 1999. — 374 с.
  81. .Ф. Проблемы и стратегии психологического исследования. М.: Наука, 1999. — 289 с.
  82. Л.А. Статьи по теории и анализу музыки. М.:Сов. композитор, 1982.-328с.
  83. Л.А. Строение музыкальных произведений: Учеб. пособие для муз. вузов. М.: Сов. Композитор, 1989. — 298 с.
  84. Л. А. Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа музыкальных форм. — М.: Музыка, 1967.-752с.
  85. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 306 с.
  86. А.К. Психология труда учителя. М., 1993. — 274 с.
  87. А.Г. Дальние пределы человеческой психики / Перев. С англ. A.M. Татлыдаевой. СПб.: Евразия, 1997. — 430 с. г
  88. А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. — 478с.
  89. A.M. Вопросы методики экспериментального исследования психологических закономерностей творческого мышления // Научное творчество. М., 1969. — С. 375−380
  90. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.-403 с.
  91. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. // Вопросы психологии. 1982. — № 4. — С. 15 -27
  92. В.В. Интонационная форма музыки. М.: Музыка, 1994.-342 с.
  93. В.В. Как устроены художественные средства музыки? // Эстетические очерки. Сборник статей./ Московской гос. консерватории им. П.И.Чайковского/. — М.: Музыка, 1977. вып.4. — 224с.
  94. В.В. Музыкальная педагогика: Озариться ли ей солнцем смысла?// Методические проблемы музыкальной педагогики. Материалы межреспубликанской научно — практической конференции./Отв. Ред. Э. Б. Абдуллин, Т. А. Осипенко. М., 1991.
  95. В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие»// Восприятие музыки: Сборник статей./ Ред. — сост. В. Н. Максимов. — М.: Музыка, 1980. -256с.
  96. JI.M. Учитель как личность и профессионал. — М., 1994.347 с.
  97. М.П. К проблеме стилевого анализа. // Современные вопросы музыкознания. М.: Музыка, 1971. — 287с.
  98. Музыкальная психология: Хрестоматия / Сост. М. С. Старчеус. — М., 1992.- 187 с.
  99. Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследо-вания./Отв. Ред. И. Ляшенко, Киев: Муз. Украйина, 1989. — 178с.
  100. Мышление и общение в производственной деятельности. / Под ред. Ю. К. Корнилова. — Ярославль, 1981. 209 с.
  101. Мышление учителя. / Под. ред Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухоб-ской. -М.:Педагогика, 1990. 124 с.
  102. Мышление: Процесс, деятельность, общение./Отв. Ред. А. В. Брушлинский. М.: Наука, 1982. — 387с.
  103. Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М., 1972.-211 с.
  104. В.В. Логика принятия гипотез в развитии научного познания // Наука в социальных, гносеологических и ценностных аспектах. -М., 1980.-147с.
  105. В.В. Непрерывность против дискретности в языке и мышлении. Тбилиси, 1978. — 128 с.
  106. В.В. Спонтанное сознание: вероятная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М., 1989. — 125 с.
  107. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1961.-300с.
  108. Н.И. Педагогический анализ и способ конструирования учебных задач //Логика и педагогика. М., 1968. — С. 269−333.
  109. Н.Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалиста в вузе. М., 1985. — 173 с.
  110. Г. С. Практикум по психологии менеджмента. -СПб.: Речь, 2002. 286 с.
  111. А. Исполнительские и педагогические принципы А.Б. Гольденвейзера //Мастера советской пианистической школы. М., 1964.
  112. Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективной учебной деятельности студентов вуза. М.: Просвещение, 1984. — 176с.
  113. В.И. Музыкальная психология. М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 384 с.
  114. Т.А. Экспериментальное исследование процесса порождения познавательной мотивации: Автореф. дис.. канд. психол. наук.-М., 1980.-20 с.
  115. Н.А. Изучение приемов логического мышления у взрослых. М., 1980. — 251с.
  116. В.М., Суслова Н. В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. — М.: «Владос», 2001. 320 с.
  117. Дж. Как решать задачу. 2-е изд. — М., 196. — 186 с.
  118. Дж. Математическое открытие. М.: Наука, 1976. — 134с.
  119. Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. -М.: Просвещение, 1967. 207с.
  120. Я.А. Методологическое ведение в психологию. -М.: Наука, 1983.- 183 с.
  121. Я.А. Основные звенья психологического механизма творчества // Интуиция. Логика. Творчество. М., 1987. — С. 5−22.
  122. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / под ред. А. О. Прохорова. СПб: Речь, 2004. — 480 с.
  123. Проблемы музыкального мышления /Под ред. М.Г. Арановско-го. М.: Музыка, 1974. — 336с.
  124. А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. М.: ПЕР СЭ, 2004. — 176 с.
  125. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения / Под ред. С. Л. Рубинштейна. М., 1960. — 376 с.
  126. Психологические механизмы целеобразования / Под ред. O.K. Тихомирова. М.: Наука, 1977. — 300 с.
  127. Психологическое исследование интеллектуальной деятельности / Под. ред. O.K. Тихомирова. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1979. — 279 с.
  128. Психологическое исследование творческой деятельности /Под ред. O.K. Тихомирова. -М., 1977. — 250 с.
  129. Психология межличностного познания /Под ред. А.А. Бодале-ва.-М., 1981.-211 с.
  130. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика. /Под ред. Г. М. Цыпина. М.: Академия, 2003. — 368с.
  131. Психология мышления /Под ред. A.M. Матюшкина. М., 1965.- 311с.
  132. В.Н. Оперативное мышление в больших системах. — М., 1965.- 170 с.
  133. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М., 1967.-204 с.
  134. В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1989.- 152 с.
  135. А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994. — 264 с.
  136. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999. — 286 с.
  137. З.А. Психологические основы профессионального обучения. -М., 1995. 195с.
  138. Г. Музыкальный словарь. М. — Лейпциг, 1901. — 1342с.
  139. С.Л. О мышлении и путях его исследования.- М.: Изд. АН СССР, 1958.- 148 с.
  140. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер-Ком, 1999.-720с.
  141. С.Л. Принципы детерминации и психологическая теория мышления.//Психологическая наука в СССР. М., 1959. — т.1. — 387 с.
  142. С.JI. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд. АН СССР, 1957. — 328с.
  143. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. — 298 с.
  144. С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. -М.-Л.: Музыка, 1964. 187с.
  145. И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. -М.: Знание, 1990. 205 с.
  146. Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: Социально-психологический центр, 1996. 349 с.
  147. С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.: Музыка, 1973. — с. 156
  148. В.И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности // Вопросы психологии. —1. М., 2000.-№ 2.-С. 43−51
  149. В.И., Исаев Е. И. Антропологический принцип развития в психологии. //Вопросы психологии. М., 1998. — № 6. — С.58 -68
  150. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. — М., 1995.- 264 с.
  151. В.И., Цукерман Г. А. Интегральная периодизация общего психического развития. // Вопросы психологии. М., 1996. — № 5. -С. 38 — 43
  152. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Изд. МГУ, 1995. — 232 с.
  153. А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления. М., 1974. -284 с.
  154. В.Ф. Психология мышления: Решение задач и проблем. М.: Генезис, 2006. — 319 с. 1554 Спиркин А. Г. Происхождение сознания. М., 1960. — 319 с.
  155. М.С. Выразительный человек (о внешнем и внутреннем в музыкально-сценическом высказывании).// Музыка. Миф. Бытие: Сборник статей. М., 1995.
  156. С.Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования //Вопросы психологии М., 1985. — № 3. — С. 31−40
  157. Е.И., Грановская JI.H. Микровозрастной подход к исследованию интеллекта взрослых // Психологический журнал, 1980. Т.1. № 5. — С. 54−65.
  158. Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 544 с.
  159. Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. -М., 2001. 342 с.
  160. Структура интеллекта взрослых / Под ред. Е. И. Степановой. -М.: НИИ ООВ, 1979. 276 с.
  161. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969. — 190 с.
  162. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.: Педагогика., 1975. 267 с.
  163. Н.Ф., Карпов Ю. В. Педагогическая психология: психодиагностика интеллекта. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1987. — 315 с.
  164. Г. С. Музыкальная психология. //Спутник учителя музыки. / Сост. Т. В. Челышева. М., 1993.
  165. Теория и методика обучения игре на фортепиано / Под общ. ред. А. Г. Каузовой, А. И. Николаевой. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001.-368 с.
  166. .М. Избранные труды: В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1985.-328с.
  167. .М. К вопросу о практическом мышлении // Ученые записки МГУ. М., 1945. — Вып. 90. — С. 149−214
  168. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М.: Изд-во Моск. Ун-та., 1969. — 265 с.
  169. O.K. Психология мышления. М.: Академик, 2002. -286 с.
  170. JI.M. Основы проблемологии. М., 2001. — 368с.
  171. Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000.-512 с.
  172. X. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер, 2003. -860 с.
  173. X. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001.-239 с.
  174. М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
  175. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.-400 с.
  176. Г. А. Виды общения в обучении. Томск, 1993. — 286с.
  177. Г. М. Музыкально-исполнительское искусство:. Теория и практика. СПб: Алетейя, — 2001. — 320с.
  178. Г. М. Обучение игре на фортепиано. — М.: Просвещение, 1984.-176с.
  179. Т.В. Музыка в истории культуры. вып.2.
  180. В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994 — 324 с.
  181. В.Д. Психология деятельности и способности человека. -М.: Логос, 1996. 320с.
  182. Г. П. О принципах анализа объективной структуры мыслительной деятельности на основе понятий содержательно-генетической логики. // Вопросы психологии. — 1994. № 2. — С. 64 — 77
  183. Г. П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятель-ности // Избранные труды. М., 1995. — С. 115−142
  184. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: методологические проблемы современной науки. — М.: Наука, 1978. — 271с.
  185. .Л. Избранные труды. Т. 2. — М.: Советская музыка, 1938. — 143 с.
  186. .Л. Строение музыкальной речи. М., 1908. — 511 с.
  187. В.А. Психология учебной деятельности студента. — М., 1993.- 328 с.
  188. М.Г. Выготский: в поисках новой психологии. -М., 1993.- 231 с.
  189. D. F. (1987а). Analogies as a critical thinking skill. In D. Berger, K. Peydek, & W. Banks (Eds.), Applications of cognitive psychology: Computing and education. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates. 1987. pp. 77 86.
  190. Halpern D.E., Hansens C., Riefer D. Analogies as an aid to comprehension and memory // Journal of Educational Psychology. Vol. 82.1990. P. 298−305.
  191. D.F., Nummedal S.G. (Eds.). (1995). Psychologist teach critical thinking Special Issue. Teachig of Psychology, 22.
  192. Heckhausen J. Evolutionary perspectives on human motivation // American behavioral scientist. Vol. 43 (6). 2000. P. 450 459.
  193. Heckhausen J. Motivationsanalyse der Anspruchsniveau. Setzung. Psychologische Forschung. 1 955, 25.
  194. Maslow А.Н. Comments on Skinner’s attitude to science. Daedalus, 1961,90: 572−573.
  195. Maslow A.H. Eupsychia the good society. // Journal of Humanistic Psychology, 1961, 1. P. 1- 11.
  196. D2 D D D7 ЬЗ+тЗ тЗ+ЬЗ ЬЗ+тЗ ЬЗ+тЗ+ тЗ
  197. D7 t D7 t 3 Ь2+Ь3+ тЗ ЬЗ+тЗ Ь2+Ь3+ тЗ ЬЗ+тЗ
  198. D2 D D7 D действ ИЯ ЬЗ+тЗ+ тЗ Ь2+Ь3+ тЗ тЗ+ЬЗ ЬЗ+тЗ+ тЗt t D2 D2 тЗ+ЬЗ тЗ+ЬЗ Ь2+Ь3+ тЗ ЬЗ+тЗ1. Задание 1
  199. D2 D D D7 ЬЗ+тЗ тЗ+ЬЗ ЬЗ+тЗ ЬЗ+тЗ+тЗt D7 D2 D ЬЗ+тЗ ЬЗ+тЗ+тЗ тЗ+ЬЗ Ь2+ЬЗ+тЗ
  200. D7 t D7 t 4 действия Ь2+ЬЗ+тЗ ЬЗ+тЗ Ь2+ЬЗ+тЗ ЬЗ+тЗ
  201. D2 D D7 D ЬЗ+тЗ+тЗ Ь2+ЬЗ+тЗ тЗ+ЬЗ ЬЗ+тЗ+тЗt t D2 D2 тЗ+ЬЗ тЗ+ЬЗ Ь2+ЬЗ+тЗ ЬЗ+тЗ5
Заполнить форму текущей работой