Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Профессиональная деятельность: стрессы и конфликты

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема функциональных состояний — одна из наиболее сложных проблем психологических исследований человеческой деятельности. ??. М. Забродин отмечает: «Функциональное состояние перестает быть просто фоном, но становится существенной особенностью динамики реально наблюдаемых характеристик поведения и деятельности. Основная трудность здесь состоит в том, что при анализе профессиональной… Читать ещё >

Профессиональная деятельность: стрессы и конфликты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студент должен:

знать:

  • — основные группы психических функциональных состояний работников,
  • — стресс и дистресс в труде,
  • — техники саморегуляции в условиях коммуникативного стресса,
  • — особенности коммуникативного профессионального стресса, причины низкой удовлетворенности трудом,
  • — факторы профессионального стресса,
  • — понятие «производственный конфликт» ,
  • — типы конфликтных личностей,
  • — методы управления производственными конфликтами;

уметь:

  • — определять основные характеристики коммуникативного профессионального стресса, выявлять причины неудовлетворенности трудом в организации,
  • — анализировать факторы профессионального стресса,
  • — анализировать причины возникновения конфликтов в трудовом коллективе,
  • — ориентироваться в типах конфликтных личностей;

владеть:

  • — техниками саморегуляции в условиях коммуникативного стресса,
  • — навыками снижения профессионального стресса, производственного конфликта.

Проблема функциональных состояний работника

Проблема функциональных состояний — одна из наиболее сложных проблем психологических исследований человеческой деятельности. ??. М. Забродин отмечает: «Функциональное состояние перестает быть просто фоном, но становится существенной особенностью динамики реально наблюдаемых характеристик поведения и деятельности. Основная трудность здесь состоит в том, что при анализе профессиональной деятельности мы рассматриваем, главным образом, стационарные оценки параметров того или иного психического процесса, а их изменение в разные моменты времени связываем с изменением функционального состояния человека» .

Выделяется две основные группы психических функциональных состояний: 1) стресс (напряженность); 2) утомление. При этом существуют разные уровни факторов, определяющих функциональные состояния работника: физиологические факторы и психологические факторы.

Теоретический аспект проблемы функциональных состояний связан с уточнением вопроса о том, что вообще считать психическим функциональным состоянием? Ю. М. Забродин пишет в этой связи: «В природе самого функционального состояния заключена и динамика и стабильность. Именно в понятии состояния мы пытаемся связать два важнейших момента психического: устойчивость и изменчивость». При этом традиционно под «состоянием» понимают только «стабильность». Таким образом, при экспериментальном исследовании функциональных состояний важны: временная динамика состояний и структурное описание самого состояния.

Проблема структуры функциональных состояний связана с пониманием того, что само состояние — это «» фиксация некоторых событий", зафиксированный «временной срез» значений системы, отображение ее структуры в каждый данный момент (интервал) времени". При этом сразу же обнаруживается трудность, выражающаяся в том, что «под таким отображением мы понимаем не просто „временной срез“, но в действительности временной инвариант, т. е. такое отображение, при котором структура взаимосвязей остается зафиксированной, неизменной в течение произвольно выбранного промежутка времени (произвольного интервала)» .

" Поэтому важно избежать ошибок, выбирать эти временные интервалы так, чтобы не нарушать пространственно-временной целостности интересующей нас системы, — пишет Ю. М. Забродин. — Так, при изучении «состояния» того или иного психического процесса необходимо, чтобы он полностью «уложился» в анализируемый временной интервал. Понятно, что множество найденных таким образов интервалов в первом приближении определяют множество возможных состояний изучаемой системы" .

При этом «каждый субъект потенциально может находиться в одном из множества различных состояний» — этим и определяется «пространство функциональных психических состояний». Функциональные состояния психической системы человека-оператора интересны постольку, поскольку они изменяются. Проявление изменений функционального состояния выражается в ритмах как регулярных изменениях системы и в нерегулярных (чаще всего навязанных) изменениях системы.

В психологическом плане «состояния всегда реально рассматривать как реакции на внешние или внутренние возмущения, которые изменяют характеристики психической системы и организма в целом» .

Как считает Ю. М. Забродин, " проблема функционального (психического) состояния оказывается теснейшим образом связанной с психологическим проектированием профессиональной деятельности, особенно в той его (психологического проекта) части, которая относится к профессиональной подготовке и функционированию субъекта". При психологическом проектировании деятельности следует различать: 1) «состояние профессиональной пригодности человека» (здесь обычно оцениваются потенциальные уровни формирования и сформированности ПВК); 2) «состояние профессиональной готовности субъекта труда» (здесь подразумевается, что система ПВК уже «готова» действовать эффективно в данный момент времени, в данном месте, при решении данных задач).

" Формирование профготовности отличается от задач отбора и распределения людей. При проектировании деятельности реализуется проблема психологического управления в двух типах: 1) когда мы готовим людей к деятельности, мы, управляя ими в индивидуальном процессе обучения, формируем профессиональные способности, строим систему нужных ПВК, а затем — приводим их «в действие»; 2) когда мы выбираем и распределяем людей, то делаем то же самое, но отношению к контингенту, к множеству претендентов на рабочее место" .

Особый интерес представляет проблема управления функциональным состоянием работника. Проблема регуляции психического состояния работника возникла как реакция на участившиеся сбои в работе (из-за утомления, неправильного режима труда и т. п.). Л. Г. Дикая и Л. П. Примак выделяют следующие основные методы регуляции психических состояний.

  • 1. Рефлексологический метод (воздействие на биологически активные рефлексогенные зоны и точки с помощью: токов, иглоукалывания, лазерными технологиями).
  • 2. Воздействие через музыку (цветомузыку): одно время на крупных предприятиях была мода на комнаты психологической разгрузки (KПP), где проводились релаксационные занятия с успокаивающей музыкой.
  • 3. Регуляция поведения психофармакологическими средствами. Считается, что это один из старых способов. Он применяется для стимуляции работоспособности. К сожалению, обнаружилось множество проблем: не все люди одинаково хорошо переносят такие препараты; быстро вырабатывается «зависимость» от них. Со временем также снижается эффективность действия стимулирующих препаратов.
  • 4. Методы постгипнотического, аутогипнотического внушения и метод моделирования особых суггестивных состояний человека (ОССИ). Эти методы используются для мобилизации резервов человеческой психики (часто лишь в особых случаях). Основные недостатки метода: перевод оператора в состояние постгипнотического внушения реально прерывает его деятельность, нарушает ее целостность; кроме того, сроки такого воздействия достаточно непредсказуемы и сильно зависят от особенностей конкретных людей.
  • 5. Различные релаксационные упражнения (изменения рабочих поз, упражнения на расслабление и т.н.).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой