Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Образ «Я» Интернет-зависимых и Интернет-независимых социальных агентов в виртуальном пространстве

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенанализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме образа «Я» в виртуальном пространстве и выявлены особенности создания образа «Я» у Интернет — зависимых и Интернет — независимых социальных агентов. Выявлено, что виртуальная реальность соответствует основным характеристикам онтологической' реальности: неосознанность и автономностьтипичность или индивидуальность… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Проблема образа «Я» в социальной психологии
    • 1. 1. Классические подходы к проблеме. образа «Я» в психологии
    • 1. 2. Образ «Я» в виртуальном пространстве
    • 1. 3. Онтологический подход в исследовании конструирования 34 образа «Я» в виртуальном пространстве
  • ГЛАВА II. Методы исследования конструирования образа «Я» в виртуальном пространстве
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Этапы исследования
  • ГЛАВА III. Результаты эмпирического исследования и их интерпретация
    • 3. 1. Исследование образа «Я» в виртуальном пространстве 52 Интернет — независимых и Интернет — зависимых испытуемых
    • 3. 2. Особенности личностных характеристик «независимых» и зависимых" испытуемых
    • 3. 3. Социально-психологический анализ групп «независимых» и зависимых" испытуемых
  • ГЛАВА IV. Рекомендации педагогам и практикующим психологам Ю
  • ВЫВОДЫ

Образ «Я» Интернет-зависимых и Интернет-независимых социальных агентов в виртуальном пространстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На этапе перехода общества от индустриального к информационному человек существует в раздвоенном мире социального и информационного бытия. Социальное бытие хорошо организовано и четко структурировано, создаваячеловеку строгие, рамки самокатегоризации и: самоопределения.

I !, ! ' ' '.

Информационное же бытие безгранично! и многоформенно, что вынуждает человека искать формы самоопределения и идентичности. Присутствие: в информационном пространстве требует вербальности, что выставляет на передний план самопрезентации и самоописания: Изучение: поведения* человека в информационномсоциуме являетсяодной: из интереснейших тем исследования t современности: Это связанос исследованием такого центрального ядра как, самопрезентация в-Интернет — сообществе.

В разное время? множество исследователей определяли образ «Я» в-рамках психоаналитического подхода 3: Фрейда, «Я — концепции» Бернса, взаимосвязи личности и культуры 1Л: С. Кона, анализа психологических закономерностейкогнитивной работы человека социальной информацией? Г. М. Андреевой, а также влияния восприятия окружающих людей на., самоидентичность человека реальности Лэйнга, проприотических. функций-. самости Олпортаисследования1 социального ролевого поведения в, ситуациях взаимодействияи влияниясоциальной роли на индивидуальность, A.JI. Гройсмана, В.Т. King, L. Janis и др.

При этом основным направлением исследования-личности через образ «Я» являлась самоидентичность реального мира. Однако на современном-этапе тотальной компьютеризации происходит, как уже былосказано, формирование новой социальной' реальности — виртуального? сообществагде первоначальный подходк самоидентичности смещается в сторону самопрезентации, самопредставления: А возможность экспериментировать с идентичностью, проживать одновременно несколько жизней, приводит некоторых пользователей Интернет — сообщества к зависимости от этого процесса. Данный процесс сформировал ряд проблем современного виртуального сообщества. Это проблема в различии конструирования образа «Я» представителей Интернет — сообщества, как имеющих зависимость от виртуальности, так и без нее. Это различие ложится в основу социально-психологического исследования самопрезентации в Интернет — сообществе. Особенности и закономерности создания собственного — образа в виртуальности представляют основу исследованиягрупп в Интернет сообществе, возможность психологической и коррекционной работы в тех группах, где наблюдаются те или иные девиации, а также психотерапевтическая работа с индивидуумами, склонными к различным социальным напряжениям и внутриличностным конфликтам. Таким образом, актуальность исследования связана с поиском закономерностей и особенностей конструирования собственного образа Интернет — зависимых и Интернет — независимых социальных агентов, с рассмотрением самопрезентации как попытки создания целостного* образа/ «Я». Инструментальным средством для этого является способ создания собственных web-страниц, самоописанием как основы самопрезентации в Интернет — сообществе.

Цель исследования — изучение образа «Я» в ситуации взаимодействия социальных агентов.

Объект исследования — образ «Я» социальных агентов.

Предмет исследования — образ «Я» Интернет — зависимых и Интернет — независимых социальных агентов в виртуальном пространстве.

Гипотеза исследования:

Существуют различия в модельном представлении категориальных структур индивидуального сознания социальных агентов по таким характеристикам образа «Я», как целостность, согласованность и взаимосвязанность.

Дополнительная гипотеза:

Для Интернет — зависимых социальных агентов характерен свой способ представления образа «Я», проявляющийся в самопрезентации.

Задачи исследования:

1. Провести анализ отечественных и зарубежных работ по проблеме образа «Я» в реальном и виртуальном сообществах.

2. Выявить особенности создания образа «Я» у Интернет — зависимых и Интернет — независимых социальных агентов.

3. Исследовать структурно-динамические характеристики образа «Я» у Интернет — зависимых и Интернет — независимых социальных агентов:

4. Изучить социально-психологические особенности Интернет — зависимых и Интернет — независимых социальных агентов.

5. Выявить специфику самопредставления Интернет — зависимых и Интернет — независимых социальных агентов.

Методологические и теоретические основы исследования:

Принцип детерминизма (С JL Рубинштейн) — принцип системной организации психики человека (Б.Г. Ананьев, Д. Н. Завалишина, А. В. Карпов, Б. Ф. Ломов, В: Д. Шадриков) — принцип двойственности качественной определенности человека и его жизненного мира (Л.Я. Дорфман) — современные исследования в области общей и когнитивной психологии (В.П. Зинченко, А. В. Карпов, В.А. Мазилов) — социальной * психологии (В.В. Козлов, В. А. Назаров, В. В. Новиков, Н.И. Фетискин) — теоретическое основание — работыв* областисубъектного подхода К.А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского, С. Л (. Рубинштейна. Онтологический подход, заявленный в философии и психологии С. Л. Рубинштейном, обоснованный и развиваемый в исследовании социально-психологических явлений Н. И. Леоновым, идея соотношения номотетического и идеографического подходов в исследовании поведения Н. И. Леонова, идеи, выдвинутые в рамках исследования самопрезентации в Интернет А. Е. Жичкиной, А. Е. Войскунским, Е. П. Белинской и др.

Методы исследования. Выбор методов исследования определяется целями и задачами диссертации. В ходе исследования применялись теоретические методы: дедуктивный и индуктивный, организационный — сравнительный анализ существующих теоретических представлений о личностном подходе к самопрезентации в реальном мире и виртуальных сообществах.

В, процессе исследования использовались такие методы, как интервью, наблюдение, анкетирование, изучение документов и ряд специализированных социально-психологических методов, направленных на изучение личностных особенностей зависимых и независимых представителей Интернет — сообщества.

С целью изучения образа1 применялась методика «Образ „Я“ в ситуации взаимодействия в виртуальном сообществе» (авторы Н. И. Леонов, Т.А. Наумова), методика выявления отношения к Интернету «Незаконченные предложения» (адаптированная А.Е. Жичкиной), опросник «Отношение к Интернету» (составитель Е.А. Щепилина), методика исследования уровня субъективного контроля (Е.Ф. Баженине, Е. А. Голынкина, A.M. Эткинд), пятифакторный опросник личности У. Норманна, методика исследования самоотношения (С.Р. Пантилеев).

Обработка результатов осуществлялась методами математической статистики: кластерным анализом, факторным < анализом, построением семантического дифференциала1 и методом индуктивной статистики. (Т-критерий Стыодента). Обработка данных проводилась с использованием пакетов многомерной статистики SPSS 9.0, STATISTIKA 6.0 и Excel for Windows.

Научная новизна исследования:

1. Впервые применен онтологический подход при исследовании виртуальных сообществ, который позволил выявить взаимосвязи параметров ситуации и определить соотношение показателей образа ситуации виртуального взаимодействия как «образ (категория образа) — ситуацияпринадлежность к группе — самопрезентация».

2. Описаны самопрезентации Интернет — зависимых и Интернет — независимых социальных агентов и их социально-психологические портреты. Выявлено, что для Интернет — зависимых характерен коммуникативный, а для Интернет — независимых — деятельностный типы взаимодействия в сообществе.

3. Предложено теоретическое обоснование перспектив социально-психологической работы в виртуальных сообществах.

Теоретическая значимость исследования:

1. Внесен вклад в изучение виртуальных сообществ. Дано описание образа «Я» Интернет — зависимой и Интернет — независимой групп социальных агентов.

2. Внесен вклад в решение проблемы исследования образа «Я» Интернет-пользователя.

Практическая значимость исследования:

1. Выявлена динамика и закономерности создания образа «Я» в самопрезентации Интернет — зависимых и Интернет — независимых социальных агентов, что дает возможность разработать рекомендации преподавателям и психологам, интересующимся проблемами информационной культуры. При отсутствии зависимости возможно создание условий для научно-поисковой деятельности, при наличии зависимости — отслеживание ее особенностей и динамики, и, как результат, возможности коррекции поведения.

2. Результаты исследования позволяют осуществлять научно-обоснованное сопровождение социально-психологической адаптации Интернет — пользователей.

3. Материалы исследования используются при работе психолога в Интернет — сообществах и в группах реабилитации > подростков, имеющих различного рода химические зависимости.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Образ «Я» в виртуальном пространстве Интернет — зависимых и Интернет — независимых социальных агентов отличается структурно-динамическими характеристиками. Слияние трех «Я» («Я реальное», «Я идеальное», «Я виртуальное») Интернет — зависимых социальных агентов происходит независимо от вида и цели деятельности, для Интернет — независимых социальных агентов слияние трех «Я» возможно только в зависимости от цели взаимодействия и вида деятельности.

2. Интернет — зависимые социальные агенты характеризуются такими особенностями организации активности в Интернет, как азарт, отсутствие границ времени, множественность образов «Я».

3. Интернет — зависимые и Интернет — независимые социальные агенты характеризуются собственными стилями создания самопрезентации. Для Интернет — зависимых характерен открытый стиль самопрезентации и коммуникативный стиль деятельности, для Интернет — независимых — закрытый стиль самопрезентации и поисковый стиль деятельности в виртуальном сообществе.

Апробация работы:

Экспериментальные данные и основные выводы исследования представлены на четырех Российских и международных конференциях, в шести научных публикациях.

Основные положения по теме диссертационного исследования были представлены на Международном^ конгрессе по социальной психологии (Ярославль, 2006, 2007 гг.) — Российских научно-практических и университетско-академических конференциях (Набережные Челны, 2005; Ижевск 2005, 2006, 2007 гг.- Москва, 2006 г., Казань, 2006 г.- Саратов, 2007 г., Екатеринбург, 2005 г.).

Внедрение результатов исследования планируется в центрах реабилитации лиц с наркотической зависимостью, наркологической клинике г. Ижевска.

Теоретические и экспериментальные данные используются в материалах лекций и семинаров на занятиях в ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет».

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, выводов, списка литературы и приложений. Работа изложена на 134 страницах, содержит 5 таблиц и 3 рисунка.

Список литературы

включает 147 источников, из них 34 — на иностранном языке.

106 выводы.

1. Проведенанализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме образа «Я» в виртуальном пространстве и выявлены особенности создания образа «Я» у Интернет — зависимых и Интернет — независимых социальных агентов. Выявлено, что виртуальная реальность соответствует основным характеристикам онтологической' реальности: неосознанность и автономностьтипичность или индивидуальность категоризациивременная напряженностьактивность, структурированность и динамичность.

2. Исследованы структурные и динамические характеристики образа' «Я» у Интернет — зависимых и Интернет — независимых социальных агентов. Выявлено, что независимым социальным агентам в Интернете характерен поисковый стиль работы и закрытый стиль самопрезентации. В соответствии с этим самопрезентация носит общеинформационный повествовательный характер.

3. Выявлено, что зависимому социальному агенту в Интернете характерен открытый стиль самопрезентации, способствующий повышению интереса к себе в виртуальном пространстве. Самопрезентации, созданные посредством домашних страниц, соединяют в себе графические представления и самоописания. У них более подробные, чем у независимых социальных, агентов, самоописания, предложения к вступлению в виртуальное взаимодействие.

4. Выявлены уникальные категории восприятия деятельности в сообществе. Для независимых характерны категории «состояние», «ситуация», «окружение», «другие». Для Интернет — зависимых социальных агентов — «состояние», «азарт», «окружение», «другие» и «общение с другими».

5. Выявлено, что при сходстве в структурном компоненте образа, различия в оценивании объектов виртуального взаимодействия по уникальным для каждой группы, определяют особенности создания самопрезентации, как в графической, так и в текстовой формах.

6. Даны психологические портреты для Интернет — зависимого и Интернет — независимого социального агента.

7. Определено практическое применение результатов нашего исследования в практической психологии и психотерапии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. — М., 1973.
  2. В.В. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. — М.: МГУ, 1990.
  3. Г. М. Психология социального познания. — М., 1997.
  4. О.Н., Бабанин JI.H., Войскунский А. Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия // Вестник МГУ. Сер. 14: Психология. 1996. — № 4.
  5. О.Н., Шилыитейн Е. С. Проективный вариант техники репертуарных решеток в исследовании структуры «Я» // Вестник МГУ. Сер. 14: Психология. 1998. № 1.
  6. В.Г. Категории формы и содержания в психологии // Категории материалистической диалектики в психологии / Под ред. Л. И. Анциферовой. М., 1988.
  7. В.А. Индивидуально-психологические особенности пользователей сети Интернет // Материалы международной научно-практической конференции «Психология XXI века». СПб., 2003.
  8. Ю.Б., Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. 1998. — Т. 19. — № 1.
  9. Ю.Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. М., 2000.
  10. С.А., Белинская Е. П. Развитие представлений о понятии социальная идентичность // Этнос. Идентичность. Образование. -М., 1998.
  11. К. Телеконференция между советскими и американскими специалистами в области ЭВМ//Электроника. -1985.-№−23.-С. 30−31.
  12. Белинская Е. П: Временные аспекты Я — концепции и идентичности. // Мир психологии. 1999. — № 3.
  13. Белинская Е. П, Жичкина А. Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы-, гипотезы, результаты // Образование и информационная культура. М., 2000.
  14. Е.П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М-, 2001.
  15. Белл Д- Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе / Цод ред. П. С. Гуревича. М., 1988.
  16. JI.JI., Дедков А. Ф., Щерс A. JI. Реализация телеконференций в сетях ЭВМ // Интерактивные системы. Тбилиси: Мецниереба, 1981.-Кн. 2.-С. 105−108.
  17. А.В., Коул М. Компьютерно-опосредствованная совместная деятельность и проблема психического развития // Психологический журнал- 1991. — Т. 12. — № 2. — С. 145 — 152.
  18. Э. Игры, в которые играют люди. Люди- которые играют в игры:-СПб., 1995.19: Берне Р. Развитие Я -концепции и воспитание- М., 1986.
  19. Ф.Е. Психология переживания. — М.: МГУ, 1984.
  20. Виртуальная реальность. Философские и, психологические проблемы / Под. ред.HiА. Носова. -М., 1997.
  21. А.Е. Речевая деятельность в ходе компьютерных конференций // Вопросы психологии. 1991. — № 6. — С. 142 — 147.
  22. А.Е. Общение, опосредованное компьютером: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1990.
  23. JI.C. Собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1982 — 1984.
  24. Э. Социология. -М., 1999.
  25. Гуманитарные исследования в Интернете / А. Е. Войскунский (ред.). М.: Терра-Можайск, 2000.
  26. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. -М., 2000.
  27. У. Психология. М., 1991.
  28. Р., Танстэлл К. Коллективное решение задач с помощью ЭВМ // Вопросы анализа и процедуры принятия решений. — М.: Мир, 1976. -С. 146−171.
  29. А.Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста: Автореф. дис.. канд. наук. -М., 2001.
  30. А.Е. Идентичность пользователя и особенности поведения в Интернете: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2001.
  31. А.Е. Особенности социальной перцепции в Интернете // Мир психологии. 1999. — № 3.
  32. А.Е., Белинская Е. П. Самопрезентация в виртуальной реальности и особенности идентичности подростка-пользователя Интернета // Образование и информационная культура. М., 2000. — С. 431 -460.
  33. А.Е., Белинская Е. П. Самопрезентация в виртуальной реальности и особенности идентичности подростка-пользователя Интернета // Образование и информационная культура. М., 2000.
  34. A.E., Белинская Е. П. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью. … Была в списке, но без номера
  35. Д. Н. Землянова JI. М. Современная американская коммуникативистика. — М.: Изд-во МГУ, 1995.
  36. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. — М.: Тривола, 1994.
  37. Д.В. Критическая теория и виртуализация общества // Социологические исследования. — 1999. № 1.
  38. B.JI. «Вечные ценности» в меняющемся мире // Свободная мысль XXI. — 2001. — № 8.
  39. М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2000.
  40. Н.В. Программы социально-психологического тренинга. — Ярославль, 1992.
  41. А.В., Скитяева И. М. Психология метакогнитивных процессов личности. — М., 2005.
  42. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., Политиздат, 1984.
  43. Кон И. С. Категория Я в психологии // Психологический журнал. -1981.-Т.З.
  44. Кон И. С. Открытие Я. М., 1978.
  45. М. Культурно-историческая психология: Наука будущего. — М.: Когито-Центр, 1997.
  46. Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозр. психиат. и мед. психол. 1991/1.
  47. Ц.П. Работоголизм — респектабельная форма аддиктивного поведения // Обозр. психиат. и мед. психол. 1993/4.
  48. Ч. Школы будущего // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. — М.: Терра-Можайск, 2000. — С. 314−332.
  49. Лем Ст. Сумма технологии. — М., 1968.
  50. Леонов Н. И, Главатских М. М. Психология социального мира. — Ижевск, 2006.
  51. Н.И. Конфликт, конфликтность и поведение в конфликте. — Ижевск, 2001.
  52. Л.Г., Бочкарева Н. Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте: Учебно-методическое пособие. Новосибирск, 1998.
  53. Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности. // Вестник МГУ. Сер. 14.-1996.-№ 4.
  54. А.Н. Автоматизация и человек // Психологические исследования, 1970.- Вып. 2.
  55. А.Н. Личностный смысл и трансформация психологического образа // Вестник МГУ. Сер. 14: Психология. — 1988. — № 2.
  56. А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. М., 1983. — Т. 2.
  57. Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество // Социология на пороге XXI века. -М., 1999.
  58. Д. Назад к феноменам // Иностранная психология. — 1994.-Т. 2.-№ 1.
  59. Д. Ситуационный анализ: Эмпирические исследования соотношения выходов и ситуаций // Психологический журнал. 1983. — Т. 4. -№ 2.
  60. В.А. Методология психологической науки. Ярославль, 2003.
  61. Мониторинг российского Интернета. Выпуск 11−2000. М., 2000.
  62. Е.Я. Тест 20 ответов: какую идентичность мы измеряем? // Социальная идентификация личности. — М., 1994. — Кн. 2.
  63. Т.А. Аддиктологические сообщества в Интернет: Материалы всероссийской научно-практической конференции «Реалии и перспективы психологической науки и практики в российском обществе». -Набережные Челны, 2005. С. 171 — 173.
  64. В.А. Личность в- психологии: аппарджигма субъектности. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996.
  65. В.А. О понятии надситуативной активности // Вопросы психологии. — 1975. № 3.
  66. Социально-психологические особенности зависимых и независимых от Интернет пользователей: Материалы всероссийской научно-практической конференции «Человек и мир: социальное поведение личности в изменяющемся мире». Ижевск, 2006.
  67. , Т.А., Леонов Н. И. Особенности конструирования образа «Я» независимых и зависимых от Интернет пользователей // Вестник Костромского государственного Университета им. Н. А. Некрасова. Сер. «Акмеология Образования». -2005.-Т. 11.— № 2.- С. 140−145.
  68. Т.А. Самопрезентация «Я» виртуальном пространстве // Психология XXI столетия. Ярославль, 2006. — С. 22 — 24.
  69. В.В. Социальная-психология. — М., 2003.
  70. Г. В. Социология и социальное мифотворчество. М., 2002.
  71. Г. В. Социология и социальное мифотворчество. М., 2002.
  72. В.Ф. Психосемантика сознания. — М., 1988.
  73. В.Ф. Основы психосоматики. СПб.: Питер, 2005.408 с.
  74. Познание и общение / Под ред. Б. Ф. Ломова, А. В. Беляевой. М.: Коула. — М.: Наука, 1988.
  75. Е.С. Проблемы использования компьютеров в системе образования развитых капиталистических стран // Информатика и образование. 1987.- № 4.- С. 106−113.
  76. X. Подростковый и юношеский возраст // Проблемы становления личности. М., 1994.
  77. Л., Нисбет Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии. — М., 1999.
  78. Российский Интернет в цифрах и фактах / В. А. Садовничий, В. А. Васенин, А. А. Мокроусов, А. В. Тутубалин. -М., 1999.
  79. С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. — М., Изд-во АН СССР, 1957.
  80. С.Л. Основы общей психологии. — М., Педагогика, 1973.
  81. Й. Систематика автоматизированных информационных и коммуникационных систем // Проблемы информационных систем. — 1983. -№ 1.- С. 8−16.
  82. О.С. Основы социальной психологии инноваций. СПб., 2000.
  83. Д.П. Построение системы «электронная почта» для узла Национального центра автоматизированного обмена информацией // Системы автоматизированного обмена информацией. — М.: ВНИИПАС, 1982. Вып. 2. — С. 23 — 26.
  84. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: МГУ, 1989.
  85. Е.Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. — М., 1991.
  86. Социальная идентификация личности / Под ред. В. А. Ядова. М, 1993.
  87. Социальные и психологические последствия применения информационных технологий. М., 2001.
  88. Ч. Перцептивная организация // Хрестоматия по ощущению и восприятию / Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Михалевская. М.: МГУ, 1975. -С. 281 -286.
  89. В.В. Самосознание личности. М., 1984.
  90. И.Р. Психология взаимоотношений. — Екатеринбург, 1999.
  91. O.K. Информационный век и теория JI. С. Выготского // Психологический журнал. — 1993. — № 1.
  92. Тихомиров O.K. JI.C. Выготский и современная психология // Научное творчество JI.C. Выготского и современная психология: Тезисы докладов Всесоюз. конф. — М, 1981. С. 151—154.
  93. O.K., Бабаева Ю. Д., Войскунский, А.Е. Общение, опосредствованное компьютером // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14: Психология. — 1986. — № 3. — С. 31 — 42. .
  94. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности.-М., 1987.
  95. П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. — М., 1975.
  96. Фрейд 3. «Я» и «Оно»: Пер. JI. Галлербах. Тбилиси: «Мерани», 1991.-С. 351 -392.
  97. В., Келер Т. Публичное конструирование «Я» в опосредованном компьютером общении // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. М., 2000.
  98. В., Келер Т. Публичное конструирование «Я» в опосредствованном компьютером общении // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. — М.: Терра-Можайск, 2000. — С. 40−54.
  99. В., Келер Т., Шуберт Т. Публичное конструирование «Я» в опосредствованном компьютером общении // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. — М., 2000.
  100. К. Невроз и развитие личности. — М., 1998.
  101. Хьелл. Д. Зиглер Теории личности. — СПб., 2003.
  102. И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
  103. А.В. Социологические аспекты формирования информационного общества в России: Обзор исследований аудитории Интернета.- СПб., 2000.
  104. Н.И. Социальная психология в образовании. — М., 1995.
  105. ., Шледер Б. Социальная идентичность и групповое сознание как медиаторы межгруппового поведения // Иностранная психология. — Т. 1. 1993. — № 1.
  106. Э.Г., Кулаков C.JL, Черемисин О. В. ИсследованиеIобраза «Я» у подростков с аддиктивным поведением // Психологические исследования и психотерапия в наркологии: Сборник научных трудов. JL, 1989.-Т. 123.
  107. Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
  108. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. — М., 1987.
  109. Янг К. Диагноз Интернет — зависимость // Мир Интернет. — 2000. — № 2. — С. 24 — 29.
  110. К. Современная техника. Новая технократическая волна на Западе. -М., 1986.
  111. К. Современная техника. Новая технократическая волна на Западе. -М., 1986.
  112. Balsamo, A. Signal to noise: On the meaning of cyberpunk subculture // Communication in the age of virtual reality. LEA’s communication series. (Frank Biocca, Mark R. Levy, Eds.), pp. 347−368. Lawrence Erlbaum Associates, Inc, Hillsdale, NJ, US, 1995.
  113. Becker, B. To be in touch or not? Some remarks on communication in virtual environments. 1997.
  114. Castells M. The Information Age: economy, society and culture. -N.Y., 1998.
  115. Dautenhahn K. The physical body in Cyberspace: at the age of extinction?-1997.
  116. Donath J. Identity and deception in the virtual communinity. http://judith.www.media.mit.edu/Judith/Identity.html. — 1997.
  117. Kelly P. Human Identity Part 1: Who are you? 1997.
  118. Masuda Y. The information society as postindustrial society. W., 1983.
  119. Miller P., Potts R. Narrative practices and the social construction of self//American ethnologist. 1990.-№ 17.-P. 292−311.
  120. Pickering J.M., King J.L. Hardwiring weak ties: interorganizational computer-mediated communication. Occupational communities and organizational change // Organization Science. 1995. — V. 6. — № 4.
  121. Poster M. The mode of information: poststructuralism and social context. Cambridge, 1990.
  122. Postmes Т., Spears R. Deindividuation and antinormative behavior a metaanalisis// Psychological Bulletin. — 1998. — V. 123. — № 3.
  123. Potter J., Wetherell M. Discourse and social psychology: beyond attitudes and behavior. Bristol, 1987.
  124. Psychological Association. Chicago, IL. — August, 1997.
  125. Reid E., Deaux K. Relationship between social and personal identities: segregation or integration // J. Of Personality and Social Psychology. — 1996. — V. 71.-P. 1084−1091.
  126. Reid, Elizabeth M. Cultural Formations in Text-Based Virtual Realities. 1994.
  127. Reid, Elizabeth M. Electropolis: Communication and Community On Internet Relay Chat. 1991.
  128. W.C. (1997). World-Wide Web Survey Research: Benefits, Potential Problems, and Solutions. Behavior Research Methods, Instruments & Computers, 29(2), 274−279.
  129. Sempsey J. The psycho-social aspects of multi-user dimensions in cyberspace: a review of the literature, http://www.netaxs.com/~jamesii/mud.html. 1997.
  130. Shields,-Rob (Ed) Cultures of internet: Virtual spaces, real histories, living bodies. Sage Publications, Inc. — London, England- 1996.
  131. Shorter J., Gergen K. Texts of identity. London, 1989.
  132. Sinnirella, M. Exploring temporal aspects of social identity: the concept of possible social identities// European Journal of Social Psychology. 1998. -Vol. 28. — № 2. — P. 227 — 248.
  133. Spears R., Lea M. Social influence and the influence of the «social» in computer-mediated communication//Contexts of computer-mediated communication /М. Lea (Ed.). London, 1992.
  134. Steuer J. Defining Virtual Reality: Dimensions determining Telepresence // Journal of Communication. 1992. — V.42 (4).
  135. Suler J. Cyberspace as Dream World (Illusion and Reality at the «Palace»). 1996a. i
  136. Suler J. Do Boys Just Wanna Have Fun? Male Gender-Switching in Cyberspace (and how to detect it). 1996b.
  137. Suler J. Human Becomes Electric: The Basic Psychological Features of Cyberspace. 1996d.
  138. Suler J. Identity Management in Cyberspace 1996c.
  139. Suler J. Identity management in cyberspace. http://www.rider.edu/~suler/psycyber/identitymanage.html. — 1997.
  140. Suler J. The Bad Boys of Cyberspace Deviant Behavior in Online Multimedia Communities and Strategies for Managing it. 1997.
  141. Turkle Sh. Parallel lives: working on identity in virtual space // Constructing the self in a mediated world: inquiries in social 'construction. — N.Y., 1996.-P. 156- 175.
  142. Turkle Sh. Parallel lives: working on identity in virtual space // Constructing the self in a mediated world: inquiries in social construction. — N.Y., 1996.
  143. Turkle, Sh. Constructions and reconstructions, of self in virtual reality: Playing in the MUDs// Culture of the Internet. (Sara Kiesler, Ed1.), pp: 143−155. Lawrence Erlbaum Associates, Inc., Publishers, Mahwah, NJ, US, 1997.
  144. Young K. S. Internet addiction: The emergence of a new clinical disorder // CyberPsychology and Behavior. 1998. — № 3 (1).
  145. Young K.S. Internet Addiction: the emergence of a new clinical disorder // Annual meeting of the American Psychological Association. Toronto, 1996.
  146. Анкета «Образ Я в ситуации взаимодействия в виртуальном сообществе"автор Н. И. Леонов, Т. А. Наумова)1. ФИО
  147. Инструкция: Вашему вниманию предлагается анкета по изучению образа Я в виртуальном сообществе. Оцените степень выраженности качества, относящегося к следующим объектам сообщества по семибалльной шкале (от 1 до 7 баллов).
  148. Оцените объекты сообщества1. Я2. Другой3. Ситуация взаимодействия4. Я реальное5. Я идеальное
  149. Человек, которому я доверяю
  150. Человек, которому я не доверяю8. Знакомые мне люди9. Не знакомые мне люди10. Агрессивный человек11. Умный человек
  151. Тупой человек 13 Похабный человек14. Веселый человек
  152. Я в ситуации, когда мне скучно
  153. Я в ситуации, когда мне хорошо
  154. Я в ситуации, когда ищу знакомств
  155. Я в ситуации поиска информации
  156. Расслабляющий -концентрирующий7. Развлечение работа 8. Занятый-бездельничающий
  157. Интересный неинтересный и10. Известный неизвестный 11. Свободный деловой 12. Скучный веселый 13. Знакомый незнакомый
  158. Я иде^ьное Скттуация вз^иодействия Я в ситуации нечего делать- Я в ситуации к^а мне хорошо век, кото^цму я доверяю Я в ситуации когтищу знакомства
  159. Я в ситуации к^а мне скучно Тупой^уювех1. Якон^ровмгд^щу ИНфориД^СЖ1. Я ре^цьно^
  160. Ситуация вэ^хэдеш^^не людьЛ в ситуации ког^ нечего делать
  161. Я в сиг^цишхуц^як^вагаввяфпмю^еловеквек, кото^щер^вверяю. 1. 1. 1,. 1, ,,. 1. ,. , 1. ... I. .. .10
Заполнить форму текущей работой