Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Криминалистическое прогнозирование дорожно-транспортных преступлений: Теорет., информац. и метод. 
аспекты

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ методики раскрытия и расследования ДТП в стране свидетельствует о том, что на протяжении многих лет она практически не изменялась. Консервативны законодательство по этому вопросу и структура органов, ведущих борьбу с данными преступлениями. В то же время изучение материалов уголовных дел по ДТП показывает, что наряду со многими обстоятельствами их совершению способствуют неумение водителей… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДТП
    • 1. История прогнозирования в криминалистике
    • 2. Теоретические основы криминалистического прогнозирования ДТП
    • 3. Методологические основы криминалистического прогнозирования ДТП
  • ГЛАВА II. ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА МЕТОДИКИ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДТП
    • 1. Общие положения формирования информационной базы прогнозирования ДТП
    • 2. Криминалистическая характеристика ДТП как элемент информационной базы
    • 3. Нормативное обеспечение безопасности дорожного движения как элемент информационной базы
    • 4. Система научно-криминалистических данных как элемент информационной базы
  • ГЛАВА III. МЕТОДИКА КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДТП
    • 1. Общие вопросы методики криминалистического прогнозирования ДТП
    • 2. Структура, содержание и виды криминалистических прогнозов ДТП
    • 3. Формы реализации криминалистических прогнозов

Криминалистическое прогнозирование дорожно-транспортных преступлений: Теорет., информац. и метод. аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глубокие социально-экономические изменения в нашем обществе повлекли за собой значительные изменения в системе дорожно-транспортного движения. Рыночные отношения вызвали к жизни такие процессы, как увеличение миграции населения, рост количества транспортных средств в руках частных производителей, возрастание числа перевозок грузов и пассажиров. Эти и другие обстоятельства привели к значительным перегрузкам автомобильных дорог, особенно в городах, где движение характеризуется высокой плотностью транспортных и пешеходных потоков, а дорожно-уличная сеть имеет ограниченную пропускную способность. Одно из негативных последствий автомобилизации проявилось в дорожно-транспортной аварийности. Результатами дорожно-транспортных преступлений (ДТП) обычно являются значительные материальные и моральные потери.

Уголовная статистика свидетельствует, что удельный вес ДТП в общей структуре преступности равен 20%. В количественном отношении они находятся на втором месте после краж личного, государственного, общественного и кооперативного имущества. Однако это не отражает действительной общественной опасности данных преступлений. Качественная сторона ДТП, т. е. материальный ущерб от них, во много раз превышает ущерб от других преступлений. Так, в докладе Всемирной организации здравоохранения, приуроченном к Международному дню здоровья, сообщается о том, что ежегодно от аварий и катастроф на дорогах разных стран погибает около 700 тысяч человек и 10−15 миллионов получают ранения, причем в подавляющем большинстве своем это трудоспособные лица. Кроме того, в каждой аварии причиняются повреждения технике и другим материальным ценностям, а экономический ущерб от этого вида преступлений исчисляется миллиардами рублей.

Отечественная уголовная статистика подтверждает повышенную опасность ДТП. Ежегодно (1990;1993гг.) в стране в ДТП страдают около 240 тысяч граждан, из них около 37 тысяч — погибают. Эта цифра растет с каждым годом, не наблюдается снижения числа жертв ДТП и в 1994 году. По сути дела каждый год от ДТП исчезает население целого города. Эти цифры были бы больше, если бы погибших от ДТП в нашей стране регистрировали в течение не 7, а 30 суток с момента происшествия, как делается в некоторых зарубежных странах. Повышенная общественная опасность ДТП и сложность борьбы с ними обусловлены еще и тем, что около 20% виновных водителей скрываются с места преступления.

Анализ методики раскрытия и расследования ДТП в стране свидетельствует о том, что на протяжении многих лет она практически не изменялась. Консервативны законодательство по этому вопросу и структура органов, ведущих борьбу с данными преступлениями. В то же время изучение материалов уголовных дел по ДТП показывает, что наряду со многими обстоятельствами их совершению способствуют неумение водителей прогнозировать свои действия, что создает аварийную ситуацию, неумение правоохранительных органов прогнозировать поведение преступника после совершения ДТП, что затрудняет их поиск, а также неумение соответствующих организаций спрогнозировать дорожную обстановку при создании и утверждении проектов новых дорог с целью предотвращения возникновения на них ДТП.

Более того, количественная и качественная стороны ДТП говорят о том, что одним расследованием и раскрытием их не только не искоренить, но и даже нельзя остановить их рост. Нужны кардинальные меры по предупреждению ДТП. Это как в медицине: когда болезнь приобретает характер эпидемии, то необходима борьба не только с ее частными случаями, но и с причинами, ее порождающими. В свою очередь предупреждение ДТП немыслимо без профессиональных криминалистических прогнозов, которые бы позволяли предвидеть развитие и последствия той или иной аварийной ситуации, способы наездов и их последствия, характеристику потерпевших, поведение водителя после совершения аварии и т. д. В деятельности правоохранительных органов по борьбе с ДТП предвидение имеет место, но на уровне не прогнозов, а интуиции, и базируется оно в большинстве случаев не на обширных социально-экономических исследованиях, а на уголовной статистике, узкие рамки которой позволяют увидеть лишь тенденции, но не содержание развивающихся криминальных явлений.

Интерес к прогнозированию в криминалистике возник не сегодня. Первые идеи о необходимости разработки криминалистических прогнозов были высказаны Р. С. Белкиным еще в 60-х годах. Отдельные аспекты ее рассматривались в разное время Г. Л. Грановским, Г. Г. Зуйковым, И. Я. Фридманом, ПД. Горским, В. А. Образцовым, О. Я. Баевым, Г. А. Зориным, ПД. Биленчуком, К. И. Сотниковым. В современном же своем варианте криминалистическая прогностика сформировалась лишь в последние 2−3 года. Так, попытка создать целостную теорию криминалистического прогнозирования была предпринята в 1993 году Л. Г. Горшениным.

Все изложенное свидетельствует об актуальности поставленной проблемы, о том, что существует своего рода социальный заказ на разработку методики криминалистического прогнозирования ДТП. Это в свою очередь обуславливает выбор объекта для научного познания, его теоретические и практические аспекты, устанавливает границы и пределы научного поиска. Предметом данных исследований являются: история возникновения и формирования проблемы криминалистического прогнозирования ДТП, его цели и задачи, закономерности объектов прогнозирования, информационные аспекты, методика прогнозирования, структура и содержание прогнозов, а также формы их реализации.

Думается, по мере развития теории и практики прогнозирования ДТП возникнут новые проблемы, которые потребуют своего разрешения. В частности, уже сейчас можно назвать одну из них — анализ результатов реализации криминалистических прогнозов ДТП.

Целью настоящего исследования является разработка методики криминалистического прогнозирования ДТП.

Задачи исследования: обобщение и анализ теоретических и практических аспектов проблемы криминалистического прогнозирования ДТПвыявление и изучение корреляционных связей и закономерностей формирования информационной базы прогнозирования ДТПвыявление и обобщение закономерностей методики разработки прогнозов ДТПисследование особенностей процесса прогонозирования ДТПразработка отдельных криминалистических прогнозов ДТП.

Методологическую основу работы составляют современные научные исследования в области философии и правоведения (И.Д. Андреева, П. В. Колпина, Б. М. Кедрова и др.). При подготовке диссертации изучались и использовались законодательные акты России, стран СНГ, а также некоторых стран Европы и Америки.

Значительное место отводилось изучению основополагающих трудов работ ученых-криминалистов: Р. С. Белкина, Г. П. Гоановского,.

И.Ф.Герасимова, А. В. Дупова, Г. А. Зорина, И. М. Лузгина, А. Р. Ратинова и др., специалистов по социальному прогнозированию И.В.Бестужева-Лады, Г. М. Доброва, ДМ. Гвишиани, В. АЛисичкина и др.

Большое значение в проведении научных исследований имели положения, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных психиатров: А. Е. Личко, К. Леонгарда, Ф.Кречмера.

В процессе работы над диссертацией изучено около 300 уголовных дел, возбужденных по фактам ДТП, а также материалов административной практики. Проведен анализ документов местных органов власти о дорожном строительстве. Научные исследования проводились на базе правоохранительных органов системы МВД РФАвтором работы проинтервьюировано около 500 сотрудников ГЛИ и УР.

При подготовке диссертации использовались методы логики, математики, кибернетики, социологии и т. д. Обработка исследовательских данных производилась с использованием ПЭВМ РС/АТ-486 в информационном подотделе ГЛИ УВД Свердловской области.

Новизна данной диссертации заключается в разработке теоретических и практических основ криминалистического прогнозирования ДТП. С. учетом изложенного на защиту выносятся следующие положения: актуальность идеи и предлагаемой концепции криминалистического прогнозирования ДТПинформационные источники прогнозирования ДТПметодика прогнозирования ДТПсодержание и структура криминалистических прогнозов ДТПформы реализации криминалистических прогнозов ДТП. Теоретическая, практическая значимость и апрробация результатов исследования. Теоретическая значимость работы заключается в обогащении науки криминалистики новыми знаниями, создании методических основ для разработки научных и практических криминалистических прогнозов в области борьбы с ДТП. Прикладное ее значение состоит в оказании помощи правоохранительным органам в раскрытии, расследовании и предупреждении конкретных ДТП. Кроме того, она имеет определенное народно-хозяйственное значение, ибо использование криминалистического прогнозирования в процессе проектирования, утверждения и строительства дорог и дорожных сооружений, а также при разработке наиболее безопасных конструкций новых моделей автомототранспорта позволит значительно сократить число ДТП. Практическая значимость научного исследования проявляется и в совершенствовании законодательной деятельности в этом направлении.

Настоящее диссертационное исследование связано с решением основной задачи совершенствования научной и практической деятельности в сфере борьбы с ДТП. По теме диссертации опубликовано три научных статьи.

Практическая реализация криминалистических прогнозов подтверждается двумя актами о внедрении результатов диссертационного исследования в практику деятельности ГАИ, а также местных органов власти в области управления дорожным строительством.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современный период развития криминалистической прогностики и практики прогнозирования характеризуется созданием предпосылок для формирования методик прогнозирования различных видов преступлений, в том числе дорожно-транспортных. Данная работа — одна из первых, которая аккумулирует в себе теорию и практику криминалистического прогнозирования отдельно взятого вида преступлений. Она позволяет «заглянуть в будущее» криминалистической характеристики ДТП и методики их расследования и предупреждения.

Подводя итог диссертационному исследованию, можно сделать такие выводы:

1. Представленное научное исследование обосновывает создание новой частной методики в системе знаний о криминалистическом прогнозировании.

2. Данное исследование обосновывает самостоятельность методики и ее место в теории криминалистического прогнозирования.

3: Методика криминалистического прогнозирования ДТП, как и любая научная система знаний, имеет свои цели, задачи, методологию и другие структурные элементы.

4. Данная методика может использоваться в двух направленияхнаучном и практическом. Научное использование методики предполагает решение общих задач прогнозирования: определение перспективных и приоритетных направлений и тенденций в исследовании ДТПисчисление сроков и стоимость реализации научных проектовполучение результатов возможного применения научных разработок, а также прогнозов в борьбе с ДТПопределение факторов, способствующих развитию или тормозящих развитие криминалистического раздела борьбы с ДТП, а также его частных задач, в том числе установление: элементов механизма ДТПпоследствий ДТПрасстояния и направления передвижения транспортного средства, скрывающегося с места преступленияповреждений на скрывшемся автотранспортепред аварийных, аварийных поставарийных ситуаций на предполагаемых участках дорогспецифики поведения водителей и пешеходов на конкретных участках дорог и в определенных ситуацияхэффективности регулирующего действия правил дорожного движения, дорожных знаков и технических средстввозможности возникновения аварийных ситуацийпсихического состояния у водителей и пешеходов в различных предаварийных, аварийных и поставарийных ситуациях.

5. Перечисленные задачи могут решаться и в практической деятельности ГАИ в борьбе с ДТП.

6. Данная методика имеет важное значение в деле подготовки сотрудников ГАИ, уголовного розыска, следствия, а также будущих водителей.

7. Данной методикой правоохранительные органы смогут активнее влиять на криминогенные дорожные процессы.

8. Недостатки в процессе раскрытия, расследования и предупреждения ДТП, а также в системе подготовки сотрудников ГАИ частично связаны с отсутствием у соответствующих лиц необходимых прогностических знаний.

9. Информационной основой для разработки криминалистических прогнозов являются: криминалистическая характеристика ДТПправовая база регулирования дорожно — транспортного движениядеятельность правоохранительных органов в борьбе с ДТПсоциально-экономическая сфера деятельности, смежная с дорожно-транспортным движениемнаучно-практическая деятельность правоохранительных органов в стране и за рубежом.

Результатами данного научного исследования являются предложения по совершенствованию научной, учебной и практической деятельности в борьбе с ДТП.

В области науки и учебного процесса:. создание в структурах научно-учебных заведений научно-прогностических коллективов ученых-криминалистовсоздание в теории криминалистического прогнозирования раздела, посвященного созданию прогнозов и результатам их применения в области борьбы с ДТПсоздание банков альтернативных научно-криминалистических прогнозов и на этой основе — научных программ раскрытия, расследования и предупреждения прогнозируемых Д ТПвнедрение методики прогнозирования ДТП в учебный процесс подготовки сотрудников правоохранительных органов, участвующих в борьбе с этим видом преступленийвнедрение методики прогнозирования ДТП в учебный процесс подготовки водителей транспортных средств.

В области практической, правоохранительной и законодательной деятельности по борьбе с ДТП: создание групп прогнозирования в ГАИ МВД РФ, области, городасоздание компьютерных систем накопления информации из отказных материалов и архивных уголовных делвведение прогнозирования как задачи в нормативные акты, регулирующие деятельность ГЛИиспользование методики прогнозирования ДТП при экспертизе законодательных актов и нормативных документов, регламентирующих дорожно-транспортное движение и деятельность правоохранительных органов в борьбе с ДТП.

Гпавной же целью настоящего диссертационного исследования является разработка теоретических основ прогнозирования ДТП. Здесь получили развитие наиболее актуальные теоретические и практические аспекты проблемы. Важнейший результат работы заключается не только в разработке методических основ прогнозирования ДТП, но и в попытке применить их на практике. Что касается дискуссионности некоторых поставленных вопросов, то именно это обуславливает дальнейшее развитие частных методик криминалистического прогнозирования ДТП.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П.А. Элементы системы «человек автомобиль — дорога» и изучение дорожно-транспортных происшествий//Сб. статей (по материалам науч.- практ. конф.). — Ереван, 1980.
  2. Г. А. Индивидуальное прогнозирование в судебной практике// Сов.юстиция. -1971. N 3.
  3. И.Д. Законы развития общества и научное предвидение. М.: Знание, 1977.
  4. А., Зарубин Г. Прогнозирование эффективности научно-исследовательских и опытно-исследовательских работ. М., 1969.
  5. A.B. Угон транспортных средств(уголовно-правовые и криминалистические аспекты): Дис. .канд. юрид. наук. М., 1991.
  6. Дж. Г. и др. Центр оценки полиции. США, 1987.
  7. А.Г. Проблемы установки в необихевиаризме: прошлое и настоящее. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. -М.: Наука, 1977.
  8. Р., Уотте Р. Расследования дорожно-транспортных происшествий. М., 1983.
  9. Я. И. Основания уголовного судопроизводства с применением к российскому уголовному судопроизводству. -Спб., 1941.
  10. А., Эйхгорн В. Прогноз и диалектика//Вопр. философии. 1968. -N10
  11. В.П., Ищенко А. П. Вопросы криминалистики и судебных экспертиз в диссертационных исследованиях. Киев, 1968.
  12. Р. Каузальная матрица как вспомогательное средство планирования и принятия решений в органах полиции. Ди Полицай, 1988.
  13. P.C. Криминалистика и новые области научного знания//Тр. Омской ВШ МВД РСФСР. Омск, 1973. — Вып. 16.
  14. P.C. Ленинская теория отражения и методологические проблемы советской криминалистики. М., 1970.
  15. P.C. Перспективы развития советской криминалистики//Тр. ВШ МООП СССР. М., 1967. — Вып. 15.
  16. P.C. Совершенствование предмета криминалистики// Предмет и система криминалистики в свете современных исследований. -М., 1988.
  17. P.C., Винберг А. И. История советской криминалистики. М.: Академия МВД СССР, 1982.
  18. P.C., Винберг А. И. История советской криминалистики. М.: Академия МВД СССР, 1983.
  19. Ф.Ю. О предмете и понятийном аппарате криминалистики. М., 1976.
  20. Д.Д. Наука и техника в мире будущего. М&bdquo- 1984.
  21. Бестужев-Лада И. В. Современные проблемы социального прогнозирования: Науковедение. Прогнозирование. Информатика. Киев: Наукова думка, 1979.
  22. Бестужев-Лада И. В. Целевые группировки прогнозов. М., 1969.
  23. Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: возможный путь реализации целей общества. М., 1987.
  24. Бестужев-Лада И. В. Роль социальной прогностики в системе планирования и управления общественными процессами//Социалистическое обновление. Р.-нД., 1990
  25. П.Д. Криминалистическое прогнозирование поведения обвиняемого на предварительном следствии: Дис.. канд. юрид.наук. -Киев, 1983.
  26. В. И. Футурология и антикоммунизм. Минск, 1977.
  27. Д.А., Цыганков В. Л. Общие проблемы науковедения. Киев,
  28. С. В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М.: Наука, 1990.
  29. В.Е., Стороженко С. М. Прогнозирование в допросе подозреваемогоШриминалистика и судебная экспертиза. Киев: Вища школа. — Вып. 21.
  30. Будущее человеческого общества. М., 1971.
  31. М.С., Кузнецов В. И. Соотношение законов и принципов в научной теории//Филос. науки. -1990. NI.
  32. В.М. Преступная группа: криминалистические проблемы. -Ташкент- Узбекистан, 1991.
  33. Ч. Разработка унифицированных учебных программ// Полис Чиф. США, 1977. — N 8.
  34. А.Н. О задачах криминалистики в деле усиления борьбы с преступностью и повышения раскрываемости преступление/Ленинский принцип неотвратимости наказания. Свердловск, 1972.
  35. Н. Т. Личность обвиняемого и подсудимого. Томск: Изд-во ТГУ, 1978.
  36. Вопросы криминалистической техники и судебной экспертизы на V Международном симпозиуме криминалистов социалистических стран. М., 1969.
  37. Вопросы научного прогнозирования. М., 1968. — Вып. 2, 3, 4.
  38. И.Ф. Следственные ситуации на первоначальном этапе//Соц законность 1977. — N 7.
  39. А.Я. К вопросу о принципах и целях советской криминалистики//Ленинский принцип неотвратимости наказания и задачи советской криминалистики. Свердловск, 1972.
  40. В.А. Расследование дорожно-транспортных преступлений в случаях сокрытия их последствий. М&bdquo- 1987.
  41. В.И., Боровских Б. Е. Автотранспортные преступления: квалификация и методика расследования. П., 1969.
  42. Л.Г. Анализ поведения людей и методика моделирования предполагаемой ситуации. М., 1993. Вып. 10.
  43. Л.Г. Вопросы истории криминалистического прогнозирования: Деп. в ГИЦ МВД РФ. N 482 Д, 1990.
  44. Л.Г. Генезис теории и понятие криминалистического прогнозирования: Деп. в ГИЦ МВД РФ. N 483Д- 1990.
  45. Л.Г. Использование типологии личности в тактике опроса: Деп. в ГИЦ МВД РФ. N 456 ДО, 1990.
  46. Л.Г. Некоторые теоретические вопросы деятельности по раскрытию и расследованию преступлений: Деп. в ГИЦ МВД РФ. N 39 162, 1989.
  47. Л.Г. Некоторые теоретические вопросы деятельности по установлению лица, совершившего преступление: Деп. в ГИЦ МВД РФ. N 39 163, 1988.
  48. Л.Г. О некоторых теоретических аспектах криминалистического прогнозирования: Деп. в ГИЦ МВД РФ. N 522 Д, 1991.
  49. Л.Г. Основы криминалистического прогнозирования. М.: Академия МВД РФ, 1993.
  50. Л.Г. От предвидения к криминалистическому прогнозированию/Юовершенствование и эффективность применения республиканского законодательства о борьбе с преступностью. Межвуз. сб. н.тр. Омск: НИИ РИО, ВШ МВД РФ, 1991.
  51. Л. Г. Проблемы использования знаний типологии личности в допросе: Деп. в ГИЦ МВД РФ. N 455 ДО, 1990.
  52. Л. Г. Проблемы перестройки учебно-методического процесса на Свердловских высших курсах МВД: Деп. в ГИЦ МВД РФ. N 1002−88, 1987.
  53. Л. Г. Проблемы тактики выявления лица, совершившего преступление//Проблемы оптимизации первоначального этапа расследования преступлений. Свердловск, 1988.
  54. Л.Г. Теория криминалистического прогнозирования. Дис.. д-ра юрид. наук. ВНИИ проблем криминологии, криминалистики и судебных экспертиз. Минск, Белорусь, 1994.
  55. Г. Л. О правовой прогностике/ZXXV съезд КПСС о дальнейшем укреплении социалистической законности. М., 1977.
  56. Г. Л. Прогнозирование в криминалистике/Щемократия и право развитого социалистического общества. М&bdquo- 1975.
  57. Г. Г., Цыцарев C.B. О преподавании психологии на юридических факультетах университетов//Правоведение. -1987. N 3.
  58. В. И. Водитель и безопасность движения. М., 1984.
  59. В. И. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий. М., 1989.
  60. Закон СССР от 12.06.1990 г. О внесении изменений и дополнений в Основы уголовного судопроизводства Союза СССР и союзных республик: Закон СССР от 12 июня 1990 г.//Бюл.Верховного суда СССР. -1990. N 4.
  61. А.Ф. Некоторые теоретические вопросы индивидуального прогноза м следственные версии//Проблемы предварительного следствия. Волгоград: ВШ МВД РФ, 1973. — Вып. 3.
  62. Н.Е. Прогнозирование развития личности в условиях зрелого социализма. Киев, 1982.
  63. Г. А. Проблемы применения специальных логико-психологических методов при подготовке и проведении следственных действий: Дис. канд. юрид.наук. М., 1991.
  64. .Л. Расследование и предупреждение автотранспортных происшествий. М., 1972.
  65. Е.И. Некоторые назревшие вопросы криминалистики//ХХП съезд КПСС и укрепление законности и правопорядка. М., 1987.
  66. И.Д. Вопросы прогнозирования научно-технического прогресса в капиталистических странах. М., 1968.
  67. Л.А. Научно-технический прогресс и некоторые проблемы советской криминалистики и судебной экспертизы. Саратов, 1987. -Вып. 4.
  68. Иностранная печать о техническом оснащении полиции капиталистических государств: Ежемесячный бюл. М.: ВИНИТИ, 1990.- N2,3.
  69. Информатика в понятиях и терминах. М., 1991.
  70. Информатика и развитие общественных наук. Киев: АН УССР, 1989.
  71. Д.И. и др. Прогнозирование развития отраслей машиностроения с помощью методов коллективной экспертной оценки. -М., 1974.
  72. Кавалиерис А. К Актуальные проблемы криминалистики в условиях формирования правового государства. Рига, 1990.
  73. К.М. Борьба с автотранспортными происшествиями. М., 1968.
  74. Г. Н. Организация дорожного движения. М., 1982.
  75. Е. Научные основы составления методов прогнозирования. М., 1969.
  76. Н.И. Юридические науки и перспективное прогнозирование: Методологические проблемы юридической науки. Киев, 1990.
  77. В.Я. Актуальные проблемы предмета, содержания и методологии криминалистики в свете современных исследований. М., 1988.
  78. В. Социологические методы исследования и возможности их использования в криминалистике//Сов. право. -1974. N 11.
  79. В. Нетрадиционные пути в методике расследования //Соц. законность. -1990. N 7.
  80. Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях. М., 1989.
  81. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР. М., 1985.
  82. Комментарий к Уголовному кодексу РСФСР. М., 1985.
  83. . П. Имя веку дает ученый. М.: Известия, 1968.
  84. А.Г. Особенности субъективной стороны неосторожных преступлений, связанных с использованием техники//Актуальные проблемы борьбы с преступностью. Владивосток, 1983.
  85. В. В. Состояние проблемы развития теории криминалистики и криминалистической теории//Вопросы борьбы с преступностью. М., 1988. — Вып. 46.
  86. В.В. О логической структуре прогноза и проблема его верификации. М., 1969.
  87. В.В., Лисичкин В. А. Критика буржуазной концепции будущего. М., 1978.
  88. Д.П., Шиханцев Т. Т. Психология следователя. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977.
  89. С., Яхнел Н., Стефанов Н. Управление, моделирование, прогнозирование. М.: Экономика, 1972.
  90. Э. Строение тела и характер. М., Л., 1930.
  91. Криминалистика. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.
  92. Криминалистика. М.: Изд-во МГУ, 1990.
  93. Криминалистика. М.: Юрид. лит., 1988.
  94. В.Н. Количественные методы в криминологии и социальный прогноз//Количественные методы в социальных исследованиях. М&bdquo- 1967.
  95. В.Н. Научное прогнозирование в криминологии//Изучение и предупреждение преступности. Воронеж, 1968. — Вып. 8.
  96. .А. Автотранспортные преступления. М., 1975.
  97. Г. В. Методы криминалистического познания//Борьба с преступностью в условиях формирования правового государства. Рига, 1990.
  98. A.B. О понятии криминалистической информации//Внедрение в практику новых методов судебной медицины и криминалистики. Каунас, 1987.
  99. В.Н. Искусство раскрытия преступлений. Спб., 1909.
  100. К. Акцентуированные личности. Киев: Вища школа, 1989.
  101. А.П. Применение банков данных для моделирования версий. -Минск, 1988.
  102. В.А. О процессе разработки прогнозов и его стадиях. М., 1968.
  103. А.Е. Акцентуированные личности. Киев: Вища школа, 1989.
  104. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. -Л.: Медицина, 1983.
  105. А.Е. Шизофрения у подростков. Л., 1989.
  106. А.Е. Эти трудные подростки. Л., 1989.
  107. В. П. Использование специальных автотехнических знаний в расследовании автопроисшествий, возникших из-за неисправностей: Дис. .канд. юрид. наук Харьков, 1976.
  108. И.М. Развитие представлений о закономерностях, изучаемых криминалистикой//!!редмет и система криминалистики в свете современных исследований. М., 1988.
  109. М.Н. Категория «цель» в марксистской философии и практика телеологии. Л., 1977.
  110. И.Х. Расследование преступных нарушений правил безопасности движения//Криминалистика. Л., 1976.
  111. И. Г. Борьба с дорожно-транспортными происшествиями и правонарушениями на автотранспорте в СССР: Дис. .д-ра юрид, наук. -М., 1965.
  112. Марценюк-Кухарук П. О. Прогнозирование фундаментальных исследований. Киев, 1981.
  113. Р.Г. Нарушение правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств: Дис. канд. юрид.наук. М., 1987.
  114. Методика совместного прогнозирования заинтересованными странами СЭВ развития науки и техники. М., 1975.
  115. И.В. Почему возрос интерес к будущему? Наука и будущее. М., 1990.
  116. А.Х. Криминалистический анализ предупреждения УВД дорожно-транспортных происшествий, совершаемых водителями индивидуальных автомобилей: Дис. канд. юрид.наук. М., 1992.
  117. Науковедение: проблемы и задачи. Киев, 1977.
  118. Науковедение: проблемы развития науки. М.: ИНИОН, 1979.
  119. Е.П. Теория познания или теория науки? (Соотношение гносеологии и науковедения). М., 1989.
  120. Н.М. Характеристика водителей (психологический анализ). Саратов, 1987.
  121. Новое оружие преступниковШриминалистика. -1990. N 6.
  122. О введении в действие новых правил учета ДТП: Приказ МВД СССР N 85 от 24 апреля 1984 г.
  123. О строительстве и эксплуатации автомобильных дорог на коммерческой основе: Указ Президента РФ//Ведомости Съезда народных депутатов Верховного Совета РФ. -1992. N 50.
  124. Об объявлении Указа Президиума Верховного Совета СССР от 6 февраля 1989 г. и о внесении дополнений в некоторые нормативные акты МВД СССР: Приказ МВД СССР N 72 от 12 апреля 1989 г.
  125. Об утверждении Положения о ГАИ МВД РФ: Постановление Правительства РФ от 28 мая 1992 г.
  126. Об утверждении Положения о порядке допуска водителей к управлению транспортными средствами, приеме экзаменов и выдаче гражданам водительских удостоверений: Приказ МВД СССР от 6 января 1987 г.
  127. Е. Серьезные ошибки в расследовании и судебном рассмотрении об авариях автомашин//Соц. законность. 1962. — N 2.
  128. В. Убийцу вычислил психиатр//Рос. газ. 1992, 6 марта.
  129. Ю.П. Социальное прогнозирование и идеологическая борьба. -М., 1975.
  130. О задачах ОВД по выполнению постановления Совета Министров СССР N 336 от 14 марта 1983 г. «О мерах по обеспечению безопасности движения на автомобильном и дорожном транспорте»: Приказ МВД СССР N 97 от 7 мая 1988 г.
  131. А.П. О криминалистической характеристике преступлений, связанных с нарушением безопасности движения автотранспорта// Криминалистические характеристики в методике расследования преступлений. Екатеринбург, 1978.
  132. А.П. Обстановка места автодорожного происшествия как предмет криминалистического исследования/Юледственные действия: криминалистические и процессуальные аспекты. Екатеринбург, 1983.
  133. А. П. Структура и криминалистическая характеристика происшествий при управлении техникой//Проблемы эффективности раскрытия и расследования преступлений. Екатеринбург, 1978.
  134. В. В. О прогнозировании преступности// Статистические методы в криминологии и криминалистике. М., 1966.
  135. И. Ошибочные рекомендации в теории уголовного процесса и криминалистики//Соц. законность. -1974. N 7.
  136. П. Исследование влияния индустриализации и урбанизации на преступность//Проблемы криминалистики. -1986. N 171.
  137. Патохарактерологические исследования у подростков. -Л., 1981.
  138. Повышение эффективности деятельности внутренних дел на основе достижений научно-технического прогресса//Сб. науч. тр. Академии РФ. М., 1988.
  139. А.Н. Функции науки как производительной силы. Киев, 1973.
  140. Положение о Государственной автомобильной инспекции МВД РФ//С6. правовых актов РФ по вопросам организации и деятельности ОВД. М., 1992. Разд. 2.
  141. Правила дорожного движения РФ. ИПК, Московская правда. 1993.
  142. Правила дорожного движения//3а рулем. -1986. N 11.
  143. Правовые и социально-психологические аспекты управления /Отв. ред. В. Г. Шорин. М., 1972.
  144. Прикладная статистика. М.: Наука, 1983.
  145. Прогнозирование науки и потребности человека. М., Тбилиси,
  146. Прогнозирование длительности течения и исходов шока при механических повреждениях. П.: Изд-во ЛНИИСП, 1988.
  147. Прогнозирование использования и подготовки специалистов в США. М., 1980.
  148. Прогнозирование научно-технического потенциала стран-членов СЭВ. М., 1978.
  149. Прогнозирование научно-технического прогресса. М., 1983.
  150. Прогнозирование развития городов и городских районов. -Новосибирск, 1990.
  151. Прогнозирование развития сложных систем. М.: Изд-во МЭИ, 1985.
  152. Прогнозирование фундаментальных исследований в общественных науках. Л., 1985.
  153. Прогнозы и долгосрочные программы экономического развития: зарубежный опыт. М., 1980.
  154. Прогнозы развития мировой экономики. М., 1989.
  155. Прогностика (терминология). М.: Наука, 1990.157. Прогностика. М., 1977.
  156. Прогностика. М.: Наука, 1978.
  157. Прогностика. Терминология. М., 1986.
  158. В. И. Комплексное прогнозирование в системе управления научно-техническим прогрессом. М., 1989.
  159. Психические расстройства у подростков. Л., 1987.
  160. Психология: Словарь. М., 1990.
  161. Рабочая книга по прогнозированию/Отв. ред. И.В. Бестужев-Лада. -М., 1982.
  162. А.Р. Вопросы следственного мышления в свете теории информации//Вопросы кибернетики и права. М.: Наука, 1967.
  163. А.Р. Судебная психология для следователя. М., 1967.
  164. А. И. Проблемы активной и пассивной безопасности автомобилей//Безопасность перевозок пассажиров и грузов Социально-экономическая проблема на автомобильном транспорте. — М., 1988.
  165. Р.А. Прогнозирование и юридическая наука//Сов. государство и право. 1969. — N 3.
  166. С. С. Предмет и метод статистики. М&bdquo- 1988.
  167. А.П. Психология преступных групп. Пермь, 1991.
  168. Советская криминалистика: теоретические проблемы. М.: Юрид. лит" 1978.
  169. Ю.Н. Проблема онтологических оснований теорий в современной логике и философии науки: Логика и теория познания. Л., 1990.
  170. К. И. Прогнозирование в деятельности следователя: Дис.. канд.юрид.наук. Свердловск, СЮИ, 1987.
  171. Строительные нормы и правила автомобильной дороги. Правила производства и приемки работ (СНиП III-40−78).
  172. Строительные нормы и правила. Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов (СНиП II-60−75).
  173. Т. В. Основы математической статистики для психологов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972.
  174. Теория прогнозирования и принятие решений/Под ред. С. А. Саркисяна. М.: Высш. школа, 1977.
  175. О.Ф. Формально-логические законы как принципы теоретического конструирования: Логика и теория познания. Л., 1990.
  176. Типовые модели и алгоритмы криминалистического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1989.
  177. Философский словарь. -М., 1986.
  178. Ф.М. Экономическое планирование и прогнозирование в капиталистических странах. Киев, 1967.
  179. В.Е., Горский Г. Ф. Применение кибернетических устройств для анализа ошибок в судебной и следственной лрактики//Сов. государство и право 1966. -N11.
  180. М.Д. Прогноз и правовая наука//Правоведение. 1977.-N1.
  181. А.В. Безопасность движения автомобилей ночью. М., 1964.
  182. Н.Г. Предварительная проверка заявлений и сообщений р преступлениях: Учеб. пособие. М., 1985.
  183. Г. Прогнозирование и социализм. Перспективы. М., 1970.
  184. Н. Гарантии безопасности движения// За рулем. -1978.-N7.
  185. Н.П. Криминалистическая методика расследования. М.: Изд-во МГУ, 1985.
  186. В.Е. Взаимодействие следователей с работниками ГАИ при расследовании дел о дорожно-транспортных происшествиях: Дис.. канд. юрид.наук. М., 1992.
  187. Я.Е. Эвристический потенциал процедуры обоснования научного знания. Минск, 1990.1.' ' I, /' '-¦ .>-¦, ¦ 1
  188. ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА МИЛИЦИИ МВД РФ
  189. ТРОШКИН АНДРЕЙ АРНОЛЬДОВИЧ
  190. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ (теоретические, информационные и методические аспекты)
  191. Специальность: 12.00.09 уголовный процесс, криминалистика, судебная экспертиза
  192. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук
  193. Научный руководитель кандидат юридических наук, старший научный сотрудник1. ЛОМТЕВ С. П. 1. Екатеринбург -1994 г. 1. СОДЕРЖАНИЕ1. Стр. 1. ВВЕДЕНИЕ. 3- 8
  194. ГЛАВА II. ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА МЕТОДИКИ
  195. ГЛАВА III. МЕТОДИКА КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО
  196. Думается, по мере развития теории и практики прогнозирования ДТП возникнут новые проблемы, которые потребуют своего разрешения. В частности, уже сейчас можно назвать одну из них анализ результатов реализации криминалистических прогнозов ДТП.
  197. Значительное место отводилось изучению основополагающих трудов работ ученых-криминалистов: Р. С. Белкина, Г. П. Гоановского,
  198. И.Ф.Герасимова, А. В. Дупова, Г. А. Зорина, И. М. Лузгина, А. Р. Ратинова и др., специалистов по социальному прогнозированию И.В.Бестужева-Лады, Г. М. Доброва, Д. М. Гвишиани, В. А. Лисичкина и др.
  199. Большое значение в проведении научных исследований имели положения, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных психиатров: А. Е. Личко, К. Леонгарда, Ф.Кречмера.
  200. При подготовке диссертации использовались методы логики, математики, кибернетики, социологии и т. д. Обработка исследовательских данных производилась с использованием ПЭВМ РС/АТ-486 в информационном подотделе ГЛИ УВД Свердловской области.
  201. Настоящее диссертационное исследование связано с решением основной задачи совершенствования научной и практической деятельности в сфере борьбы с ДТП. По теме диссертации опубликовано три научных статьи.
  202. Практическая реализация криминалистических прогнозов подтверждается двумя актами о внедрении результатов диссертационного исследования в практику деятельности ГАИ, а также местных органов власти в области управления дорожным строительством.
  203. ГЛАВА I. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДТП§-1. История прогнозирования в криминалистике
  204. Возникновение теоретических предпосылок криминалистической
  205. ИЛ. Собр.соч. М., 1916. -Т. 3. — С. 251.
  206. Сейчас научное прогнозирование есть составной элемент почти всех отраслей науки и техники и в то же время является самостоятельной научной дисциплиной, имеющей комплексный характер.
  207. Журнал уголовного права и процесса. -1913. N 4. С. 75−78.
  208. Е.Ф. Указ.соч. С. 38.
  209. Е.Ф. Указ.соч. С. 42. той базой, на которой развивается современная криминалистика. Причем первые научные труды криминалистов одновременно были учебными пособиями для работников правоохранительных органов.
  210. P.C., Винберг А. И. История советской криминалистики. Этап возникновения и становления науки (1917−1939 гг.). М., 1982.
  211. Следующий этап 60-е — 70-е гг. — отличается бурным ростом теоретических исследований.2 В это же время наблюдается
  212. С.А., Шавер Б. М. Криминалистика. Методика расследования отдельных видов преступлений. М., 1939- - С. 12.
  213. P.C. Ленинская теория отражения и методологические проблемы советской криминалистики. М., 1970.
  214. Сапун А, П. Роль общей теории советской криминалистики в развитии теоретических основ криминалистической экспертизы// Криминалистическая и судебная экспертиза, Киев, 1971. — Вып. 8. — С. 176.
  215. Особо хочется отметить работы П. Д. Биленчука, анализирующего вопросы прогнозирования поведения обвиняемого на предварительном
  216. Вместе с тем развитие науки и практики уже не удовлетворяется одними предсказаниями вероятностного наступления тех или иных событий. В настоящее время ощущается острая необходимость в построении относительно точных моделей ненаблюдаемых событий, а
  217. См.: Горшенин Л. Г. От предвидения к криминалистическому прогнозированию. Омск: ВШ МВД РФ, 1990.
  218. . М., 1986. — СЛ.
  219. Такое положение обусловлено спецификой и сложностью объектов криминалистического прогнозирования, которые описать или спрогнозировать на уровне одного научного исследования невозможно. Так,
  220. См.: Белкин P.C. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. М., 1987. С. 240.
  221. См.: Сотников К. И. Указ. соч.
  222. И.Г. Структура научного исследования.-М., 1985. С.115−116.
  223. Г. А. Проблемы применения специальных логико-психологических методов при подготовке и проведении следственных действий. Дис. .докт-ра юрид. наук. М., 1991. С. 162.
  224. Г. Л.Грановский пишет, что «. планирование науки (криминалистики) зависит от прогнозирования предвидения будущего того или иного
  225. Т.П. Прогнозирование в криминалистике. В кн.: Демократия и право развитого социалистического общества. М.: Мгу, 1975. С. 401.
  226. P.C. Криминалистика.проблемы, тенденции, перспективы.С.241
  227. См.: ГоршенинЛ.Г. Указ. соч. С. 21
  228. Белкин P.C.Криминалистика:проблемы, тенденции, перспективы.С. 59.
  229. См.: Белкин P.C. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. С. 71.
  230. Окончание поставарийной ситуации сопряжено с устранением всех факторов, сопровождающих ДТП.
  231. Анализ наиболее типичных ситуаций сопровождающих ДТП показал, что только совокупность всех вышеназванных элементов порождает аварийную ситуацию, т.к. каждый в отдельности практически на нее не влияет.
  232. Разрабатываемая методика криминалистического прогнозирования ДТП является подсистемой теории криминалистического прогнозирования.
  233. Соответственно и предмет ее это часть предмета указанной теории. Предмет теории криминалистического прогнозирования становится организующим началом ее содержания, которое в свою очередь подчинено структуре предмета криминалистики.
  234. P.C. Указ. соч. С. 241.прогнозирование результатов возможного применения тех или иных научных разработок-прогнозирование факторов, способствующих или тормозящих развитие данных научных знаний.
  235. Какова же специфика методологии криминалистического прогнозирования ДТП?
  236. К общенаучным методам, применяемым в методике криминалистического прогнозирования ДТП, относятся наблюдение, описание, измерение, сравнение, моделирование, эксперимент.
  237. В основе метода моделирования1 лежит возможность определения
  238. См.: Пузгин И. М. Моделирование в расследовании преступлений//Тр. ВШ МООП СССР. М., 1967. Вып. 15- Он же. Моделирование присоответствия между знаниями об объектах познания и самими объектами.
  239. Однако, при экспериментировании с моделью могут быть установлены такие связи, отношения и свойства элементов «система модель», которым не соответствует ни одна связь, отношение или свойство элементов «система — объект».
  240. Система частнонаучных методов теории криминалистического прогнозирования ДТП состоит из специальных и прогностических методов.
  241. Математические методы успешно применяются в криминалистике, 1
  242. Методы экстраполяции.2 В общих чертах их сущность состоит в изучении истории прогнозируемого объекта и перенесении закономерностей его развития в прошлом и настоящем на будущее.
  243. Руководство по научно-техническому прогнозированию. -М., 1977.
  244. Метод коллективной генерации идей (мозговая атака)1 базируется на максимальном использовании опыта экспертов. Здесь единая точка зрения достигается на основе индивидуального мышления, с учетом следующих правил: запрещается оценка выдвигаемых версий-
  245. Метод составления сценариев2 предложен французским ученым Л. Жерарденом. Он заключается в составлении и анализе сценариев возможных вариантов альтернативных картин будущего. Метод
  246. Прогнозирование научно-технического прогресса на базе патентной информации. Алма-Ата, 1969.
  247. Метод прогнозирования с помощью экономических моделей1
  248. В теории прогнозирования существует несколько десятков методов нормативного прогнозирования, но мы остановимся на тех, которые наиболее приемлемы для методики криминалистического прогнозирования ДТП.
  249. Такая схема механизма преступлений служит в большей степени описательным, но не нормативным целям.
  250. Данный метод можно также использовать и для прогнозирования альтернативных решений определенной проблемы, что в свою очередь ведет к совершенствованию как теории, так и практики борьбы с ДТП.
  251. К примеру, с помощью данного метода можно составить блок-схему прогнозируемой аварийной ситуации: определить те условия, с которыми может столкнуться водитель, совершая свои действия, его физические и психологические усилия, все возможные пути действий.
  252. Кроме того, хотелось бы подчеркнуть актуальность данного метода для борьбы с ДТП на современном этапе. Эффективность его использования предопределена относительным постоянством внешних условий, в которых они совершаются. Если конкретная обстановка места
  253. ГЛАВА II. ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА МЕТОДИКИ
  254. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДТП§-1. Общие положения формирования информационной базы прогнозирования ДТП
  255. Информатика (в понятиях и терминах). -М., 1991.
  256. Рассмотренные положения носят в основном концептуальный характер и не затрагивают содержательной стороны всех информационных источников криминалистической прогностики ДТП. Какого же это содержание кроме криминалистической характеристики?
  257. Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. С.
  258. В целом разделяя указанную точку зрения, рассмотрим некоторые общие аспекты проблемы, руководствуясь имеющимися научными разработками и практикой криминалистического прогнозирования.
  259. Прогностическая информация носит двойственный характер.
  260. Во-вторых, прогностическая информация является для криминалистических прогнозов прогнозным фоном, под которым понимается совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий (факторов), существенных для решения задачи прогноза.1
  261. Можно использовать названные способы в комплексе, но более продуктивны два последних из-за неразвитости математического
  262. Рассмотрим содержание указанных структурных элементов информационной базы более подробно!§-2. Криминалистическая характеристика ДТП как элемент информационной базы
  263. Место, время и обстановка совершения ДТП.
  264. Из практики известно, что ДТП совершаются на проезжей или пешеходной части дороги, а так же на территориях не приспособленных для движения транспортных средств.
  265. Проезжая часть дороги может дифференцироваться на регулируемую и нерегулируемую, двухстороннюю и одностороннюю, в черте города и за чертой, с твердым покрытием и не имеющей такового.
  266. Пешеходные части дорог также различны. Они могут иметь или не иметь границ, твердого или естественного покрытия. Движение по ним может регулироваться знаками, а может и не регулироваться, они могут находиться в черте города и за городом.
  267. Участки территории не приспособленные для движения транспорта и пешеходов обладают такими же характеристиками. Они могут быть в городской черте и за городом, с твердым и мягким покрытием и т. д.
  268. В принципе соглашаясь с разработками А. П. Онучина можно отметить одно принципиальное значение.
Заполнить форму текущей работой