Социально-гигиеническое исследование организации медико-социальной экспертизы и психологической коррекции детей-инвалидов с неврологической патологией и их семей
Установлено, что среди обследованных нами детей-инвалидов большая часть страдает спастической диплегией (56,1%), атонически-астатической формой заболевания — 17,3%) детей страдает, гемипаретической — 16,5%) и гиперкинетической — 10,1% детей, у 43,9%о детей-инвалидов имеются нарушения психики, у 44,6% — нарушение речи, у 55,4% — нарушения опорно-двигательного аппарата, в 46,6%) случаев имеет место… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Современное состояние разработки проблем медико-социальной экспертизы и реабилитации детей-инвалидов (обзор литературы)
- ГЛАВА 2. Программа и методика социально-гигиенического исследования детей-инвалидов с неврологической патологией
- 2. 1. Характеристика объектов и базы исследования
- 2. 2. Программа и методика
- ГЛАВА 3. Медико-социальная характеристика состояния здоровья детей с неврологической патологией и их семей
- 3. 1. Социально-гигиеническая характеристика детей с неврологической патологией и их семей 58 3.2.Особенности состояния здоровья исследуемого контингента
- ГЛАВА 4. Организация медико-социальной экспертизы и психологической реабилитации детей-инвалидов с неврологической патологией
- 4. 1. Организация медико-социальной экспертизы и работы психолога при освидетельствовании детей-инвалидов с неврологической патологией
- 4. 2. Организация медико-социальной и психологической реабилитации детей-инвалидов с неврологической патологией
- 4. 3. Оценка эффективности психологической реабилитации. Перспективная модель медико-социальной реабилитации детей-инвалидов с неврологической патологией
- ВЫВОДЫ
Социально-гигиеническое исследование организации медико-социальной экспертизы и психологической коррекции детей-инвалидов с неврологической патологией и их семей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Здоровье населения в целом и каждого индивидуума, в частности, определяет возможность эффективного экономического развития страны и благосостояния ее населения. В связи с этим охрана здоровья населения относится к одному из приоритетных направлений социальной политики, осуществляемой в нашей стране обществом, государством и здравоохранением (Герасименко Н.Ф.1997; Щепин О. П., 2000; Стародубов В. И., 2002; Лисицын Ю. П., 2002; Шевченко Ю. Л., 2003; и др.).
Необходимость изучения здоровья детского населения определяется поиском путей оздоровления наиболее уязвимой группы населения, какой являются дети (Кича Д.И., 1995; Ваганов H.H., 1999; Чичерин Л. П., 1999; Баранов A.A., 2002; Полунина Н. В., 2002; Шарапова О. В., 2003; Бойко Ю. П., 2003 и др.). При этом наибольшего внимания со стороны государства и общества требуют дети, страдающие хроническими заболеваниями, особенно дети-инвалиды. Это обусловлено тем обстоятельством, что в настоящее время среди детского населения наблюдается рост показателей заболеваемости и инвалидности (Гринина О.В., 1996; Лильин Е. Т., Альбицкий В. Ю., 1997; Доскин В. А., 1997; Тарасова Г. В., 1997; Хуснутдинова З. А., 1998; Зелинская Д. И., 1998; 2001; Перепелкина Н. Ю., 2003 и др.).
Данные официальной статистики констатируют, что за последние десятилетие уровень заболеваемости детей увеличился с 11 341,1%о до 1935,6%о, а численность детей-инвалидов только за период с 1996 по 2002 гг. возросла на 97 522 тыс. человек, при этом отмечен рост уровня заболеваний, приводящих к инвалидности со 142,4 до 191,9 заболеваний на 10.000 детей. Опубликованные данные свидетельствуют, что первое место среди причин инвалидности у детей принадлежит заболеваниям нервной системы, а в группе этих заболеваний максимум приходится на инвалидность, обусловленную детским церебральным параличом (Государственный доклад «О состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2002 году», М., 2003. — С. 32).
Научные исследования, выполненные по проблемам инвалидности у детей, посвящены изучению распространенности детской инвалидности и ее структуры, использованию различных методов хирургического восстановительного лечения детей-инвалидов, внедрению методик реабилитационного характера, организации экспертизы детей-инвалидов (Кича Д.И. с соавт., 1994; Окунева Г. Ю., 1995; Бондарь В. И., 1995; Стукалова Т. И. с соавт., 1995; Ваганов H.H., 1996; Осадчих А. И., 1997, 1999; Гришина Л. П., 1998; Семенова К. А., 1999; Шамарин Т. Г., Белова Г. И., 1999; Сологубов Е. Г., 1997, 2003; и др.). В единичных работах раскрыты особенности проведения медико-социальной реабилитации среди детей-инвалидов (Ганузин В.Н., 1995; Зелинская Д. И., 1995; 2001, Ивдикина Т. М., Воробьев A.C., 1995; Игнатьева Р. К., Каграманов В. И., 1995; Камаев И. А., Позднякова М. А., 1999; Рыбаулина И. В., Садовникова A.B., 2003; Кожевникова В. Т., 2003; Яворский А. Б., СинельниковаА.Н., 2003; и др.).
В то же время, несмотря на достаточно широкое изучение и освещение в доступной литературе вопросов, касающихся здоровья детей-инвалидов, не рассмотрено влияние современных факторов риска на заболеваемость детей-инвалидов, страдающих неврологическими заболеванияминедостаточно изучены вопросы, связанные с установлением роли социально-гигиенической характеристики ребенка и его семьи в проведении медико-социальной реабилитации инвалидов.
Не нашла должного отражения разработка мероприятий по совершенствованию организационных принципов деятельности службы медико-социальной экспертизы детей-инвалидов с неврологическими заболеваниями, использованию комплексной реабилитации, особенно методов психологической коррекции.
Все это позволяло бы оптимизировать не только медицинскую, но и социальную адаптацию ребенка к окружающему миру.
Указанное позволило определить целесообразность проведения настоящего исследования, обозначить его актуальность в современных условиях и сформулировать цель настоящего исследования.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. По результатам социально-гигиенического исследования детей-инвалидов с неврологической патологией обосновать и разработать медико-организационные мероприятия, направленные на оптимизацию проведения медико-социальной экспертизы и психологической реабилитации ребенка-инвалида и его семьи.
Для достижения поставленной цели настоящего исследования сформулированы следующие ЗАДАЧИ:
• разработать программу и методику социально-гигиенического исследования детей-инвалидов, страдающих неврологическими заболеваниями;
• проанализировать и оценить уровень и структуру общей заболеваемости исследуемого контингента;
• провести изучение и оценку особенностей неврологической заболеваемости данных детей-инвалидов;
• дать особенности социально-гигиенической характеристики детей-инвалидов и выявить роль факторов образа жизни семей в формировании здоровья ребенка с неврологической патологией;
• изучить организационно-функциональную структуру, обеспечивающую медико-социальную экспертизу детям-инвалидам с неврологической патологией и проведение психологической помощи ребенку и его семье;
• разработать и внедрить в деятельность учреждений здравоохранения и социального обеспечения медико-организационные мероприятия профилактического характера, направленные на психологическую коррекцию здоровья детей-инвалидов и их семей.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА настоящего исследования определяется тем, что впервые:
• проведено многоэтапное социально-гигиеническое исследование состояния здоровья и социально-гигиенической характеристики детей-инвалидов с неврологической патологией;
• проанализированы количественные и качественные показатели общей и неврологической заболеваемости детей-инвалидов;
• представлена социально-гигиеническая характеристика детей-инвалидов и их семей, установлены особенности образа жизни исследуемого контингента;
• изучена организационная структура государственной службы медико-социальной экспертизы и учреждений здравоохранения, участвующих в реализации различных видов медико-социальной реабилитации;
• определена ведущая роль психологической реабилитации в социальной адаптации детей-инвалидов, страдающих неврологическими заболеваниями.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. На основании полученных результатов исследования определены наиболее эффективные мероприятия по совершенствованию организации медико-социальной помощи детям-инвалидам, в том числе психологической реабилитации, внедрение которых в учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы и системы здравоохранения дает возможность повысить качество работы данных структур и улучшить показатели здоровья детей-инвалидов, страдающих неврологическими заболеваниями.
Анализ материалов исследования позволил разработать и внедрить программу работы психолога с детьми-инвалидами при осуществлении медико-социальной экспертизы, что дает возможность осуществлять раннюю диагностику нарушений центральной нервной системы и назначать индивидуальные целенаправленные рекомендации по восстановлению утраченных функций.
Материалы настоящего исследования используются в учебном процессе на кафедрах общественного здоровья и здравоохранения и факультета усовершенствования врачей Российского государственного университета и Института медико-социальной реабилитологии, кафедре восстановительной терапии и экспертизы трудоспособности факультета усовершенствования врачей Российского государственного университета в учреждениях здравоохранения и социальной защиты населения.
Апробация работы. Материалы данного диссертационного исследования доложены, обсуждены и одобрены на: Российской научно-практической конференции «Медико-социальные проблемы детей-инвалидов» (Москва, .2002) — IX и X Национальных конгрессах «Человек и лекарство» (Москва, 2002, 2003), 5 городской научно-практической конференции «Медицинская реабилитация пациентов с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательной и нервной систем» (Москва, 2002) — семинаре в рамках VIII Конгресса педиатров России «Современные проблемы профилактической педиатрии» (Москва, 2003), на 4-ой Всероссийской научно-практической конференции «Специальная олимпиада России: 1999;2003 гг. итоги и направления работы» (Москва 2003), на Московской городской научно-практической конференции «Проблемы реабилитации детей с невролого-ортопедической патологией» 16−17 октября 2003 г., на форуме «Москва — здоровый город» 22−23 января 2004 г.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ: особенности уровня и структуры заболеваемости детей-инвалидов, страдающих неврологической патологиейроль и влияние социально-гигиенических факторов образа жизни детей-инвалидов с неврологической патологией и их семей на формирование благоприятных и неблагоприятных показателей здоровья исследуемого контингентамедико-организационные мероприятия, направленные на оптимизацию медико-социальной экспертизы и реабилитации детей-инвалидов с неврологической патологиеймодель оказания психологической помощи детям-инвалидам, страдающим неврологическими заболеваниями, что способствует оптимизации социальной адаптации детей.
ВЫВОДЫ.
1. Разработанная программа и методика социально-гигиенического изучения заболеваемости и образа жизни, организации медико-социальной экспертизы и реабилитации детей-инвалидов с неврологической патологией позволила сформулировать рекомендации по совершенствованию специализированной экспертизы и психологической реабилитации ребенка-инвалида, направленные на оптимизацию деятельности этой службы и повышение качества здоровья исследуемой группы детей.
2. При анализе социально-биологической характеристики исследуемой группы детей выявлено, что большая часть детей-инвалидов с неврологической патологией родилась от второй беременности (40,7%), каждый четвертый ребенок от третьей и более беременностей (23,5%), почти у каждой второй женщины-матери имелись аборты в анамнезе (46,5%), у 12,8% женщин предшествующие беременности закончились выкидышами, в большинстве случаев настоящая беременность у матерей протекали с различными осложнениями (70,6%), в том числе токсикозы беременности (32,4%), угроза преждевременных родов (31,3%), слабость родовой деятельности и наложение щипцов (24,6%).
3. Социально-гигиеническая характеристика обследуемых детей-инвалидов показала, что 46,3% детей посещают обычную школу и обучаются по общей программе, 41,8% детей — специальный интернат (12,6% детей по общей и 29,2% по вспомогательной программе), 11,9% детей — на дому по специальной программе. Установлено, что посещение детьми-инвалидами обычной школы сопряжено с наличием у детей двигательных нарушений (37,3%), требующих специальных приспособлений, и особенностями характера (69,8%), проявляющимися в излишней плаксивости, конфликтности в общении со сверстниками, замкнутости (соответственно 57,1, 66,8 и 31,8 случаев на 100 детей). Отмечено, что дети-инвалиды достоверно (р < 0,001) в 1,6 раза более тяжело переживают наличие у них неврологического заболевания, чем их родители (соответственно 22,8% и 14,1%).
4. Изучение социально-гигиенической характеристики образа жизни семей, воспитывающих ребенка-инвалида, выявило, что 21,6% семей являются неполными, ориентированными на малодетность (68,7%) семей имеет одного ребенка), средний возраст отцов составил 43,1 ± 0,8 лет, среди матерей — 41,3 ± 0,7 лет, в большинстве случаев (63,2%) имело место совпадение уровней образования обоих родителей. Выявлено, что 11,3% исследуемых семей живут коммунальных квартирах или в общежитии, 48,3% родителей не удовлетворены своим материальным положением, 20,8%) семей живет на пособие, которое выдается ребенку-инвалиду, в 27,2% семей случаев имеют место частые конфликтные ситуации, в большинстве семей (63,4%) курит один или оба родителя.
5. Установлено, что среди обследованных нами детей-инвалидов большая часть страдает спастической диплегией (56,1%), атонически-астатической формой заболевания — 17,3%) детей страдает, гемипаретической — 16,5%) и гиперкинетической — 10,1% детей, у 43,9%о детей-инвалидов имеются нарушения психики, у 44,6% - нарушение речи, у 55,4% - нарушения опорно-двигательного аппарата, в 46,6%) случаев имеет место сочетание различных видов нарушений, причем среди мальчиков в сравнении с девочками достоверно (р < 0,01) реже в 1,7 раза встречается сочетанность патологии (соответственно 35,1%) против 58,3%). Установлено, что основная масса детей-инвалидов с неврологической патологией имеет одновременно два (32,4%) или три (42,5%>) сопутствующих заболеваний, в 14,2% случаев — 4 заболевания, в среднем на каждого ребенка-инвалида приходится 2,9 ± 0.12 сопутствующих заболеваний, причем среди мальчиков (3,2 ±0,11 заб.) достоверно (р < 0,05) больше сопутствующих заболеваний в сравнении с девочками (2,6 ±0,14 заб.).
6. Уровень общей заболеваемости детей-инвалидов с неврологической патологией достаточно высок и составляет 2178,9%о, постепенно снижаясь с увеличением возраста ребенка (7 лет — 2582,3%о и 14 лет — 1547,9%о). В структуре заболеваемости первые 7 ранговых мест занимают болезни органов дыхания (1013,7%о), нервной системы (157,9%о), глаза и придаточного аппарата (148,2%о), пищеварения (143,4%о), костно-мышечной системы (106,1%о), инфекционные и паразитарные болезни (93,8%о) и травмы и несчастные случаи (92,4%о), на их долю приходится 80,7% всей патологии. Комплексная оценка состояния здоровья детей-инвалидов позволила сформировать три группы здоровья: первая группу с хорошим уровнем здоровья (19,4%), вторая группа с удовлетворительным уровнем здоровья (73,8%), третья группа с плохим уровнем здоровья (6,8%).
7. Основным структурно-функциональным подразделением, осуществляющим медико-социальную экспертизу детей с неврологическими заболеваниями, является специализированное педиатрическое бюро медико-социальной экспертизы, относящееся к первичному звену государственной службы труда и социального развития и включающее штатные должности: врачей-экспертов (педиатра, невролога, хирурга-ортопеда и реабилитолога), психолога, логопеда, специалиста по социальной работе, старшей медицинской сестры, медицинского регистратора, санитарки.
8. Организация освидетельствования в МСГТБ МСЭ детей с неврологической патологией осуществляется на основе анализа соответствующей документации (заявление о проведении освидетельствования, направление на МСЭ, выписка из истории развития ребенка, свидетельство о рождении, страховой полис, а так же паспорт одного из родителей (опекуна) и осмотра специалистами-экспертами, что позволяет оценить их состояние здоровья, провести независимую экспертизу наличия нарушений и ограничений жизнедеятельности, определить индивидуальную Программу медико-социальную реабилитации для каждого ребенка.
9. Основным организационно-реабилитационным принципом деятельности детского специализированного ЛПУ является осуществление в стационарных и амбулаторных условиях комплексной медико-социальной реабилитации, включающей проведение медицинских, психологических, педагогических и социальных мероприятий, регламентируемых возрастом ребенка и характером имеющейся патологии. Ежегодно в подразделениях специализированного ЛПУ проходят медико-социальную реабилитацию в стационаре более 2 тыс. детей-инвалидов, в поликлинике — более 4000 детей-инвалидов с неврологической патологией.
10. Установлено, что среди обследованных детей-инвалидов с неврологической патологией 47,4% детей имеют дезадаптивное поведение, 25,6% детей — нарушения формирования школьных навыков, 19,3% детей — задержку психоречевого развития, что требует при проведении медико-социальной реабилитации обязательного участия психолога, осуществляющего диагностику нервно-психических нарушений и психо-коррекционную, реабилитационную работу с детьми-инвалидами, их родителями и медицинским персоналом. В то же время укомплектованность психологами недостаточна и составляет 19,4% от имеющейся потребности, что не позволяет в должной мере проводить психологическую реабилитацию.
11. Внедрение среди обследованных детей-инвалидов психологической коррекции в виде групповых и индивидуальных занятий, основанных на проведении психологом нескольких курсов специальных занятий позволяет улучшить психическое состояния ребенка, снизить у него эмоциональную лабильность, повысить настроение, что проявляется в достоверном (р < 0,05) увеличении удельного веса детей с развитием личности по гармоничному типу после одного курса с 11,3% до 14,6%, после двух курсов — до 17,1%, а при сочетании индивидуальных и групповых занятий — до 21,6%. Установлено, что после работы с психологом у детей-инвалидов в сравнении с контрольной группой сокращаются проявления дизонтогенеза, в частности, нарушения темпов психического развития (на 28,2%), возрастные особенности нарушений (на 23,6%), диспропорциональное развитие (на 16,8%), что подчеркивает высокую эффективность психологической реабилитации у детей с неврологической патологией.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
1. Внедрить в практику работы специализированных детских лечебно-профилактических и образовательных учреждений осуществление регулярной и комплексной медико-социальной реабилитации детей-инвалидов, имеющих неврологическую патологию, с участием специалистов различного профиля, что позволит обеспечить качественную и полноценную диагностику нарушений здоровья у детей и проведение адекватной помощи детям, повысить эффективность реабилитации и снизить распространенность инвалидизирующих нарушений.
2. Система интерактивного оздоровления семей, воспитывающих детей-инвалидов школьного возраста, страдающих неврологическими заболеваниями, должна включать рекомендации по формированию стереотипов здорового образа жизни, основанных на воспитании навыков чередования трудовой деятельности и отдыха, полноценной двигательной активности, правильного отношения к питанию, минимизации и устранения вредных привычек, своевременности обращения к врачу с лечебной и профилактической целью, выполнения рекомендаций медицинского персонала, систематического повышения медицинской грамотности.
3. Учитывая значимость работы психолога при проведении медико-социальной реабилитации детей-инвалидов, целесообразно шире внедрять в деятельность учреждений здравоохранения и образования новые современные реабилитационные технологии психологического характераосуществлять подготовку специалистов-психологов как на додипломном уровне на соответствующих факультетах, так и на последипломном уровне среди лиц, имеющих врачебное образованиепересмотреть нагрузку психолога, деятельность которого включает работу с детьми, родителями и персоналом ЛПУ.
4. В целях повышения качества медико-социальной реабилитации и экспертизы детей с детским церебральным параличом совершенствовать организационную структуру Межрайонного специализированного педиатрического бюро медико-социальной экспертизы путем расширения взаимодействия специалистов бюро с сотрудниками отделений специализированного стационара и неврологами детских поликлиник, используя возможности компьютерной технологии функционирующей на базе бюро в рамках ИС «ОРИОН» .
Список литературы
- Адрианов В.Л. Организация помощи и лечения детей с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата: Сб. тез. науч.-практ. обл. семинара./Под ред. В. Л. Адрианова. Архангельск, 1987. 136 с.
- Акош К., Акош М. Помощь детям с церебральным параличом. Кондуктивная педагогика: Книга для родителей./ Пер. с англ. С. Вишневской. М., 1994
- Актуальные проблемы инвалидизации в Российской Федерации: Сб науч. раб./Под ред. Л. П. Гришиной. М., 1998. -128с.
- Алферова Т.С. Реабилитология как синтезная наука.// Матер. 1 Всеросс. Научн.-практ. Конф. «Реабилитология в медицине и спорте» М.: 1998,-С. 9−14.
- Алферова Т.С., Гаптов В. Б., Шаталова Е. Ю. Медико-социальная реабилитация населения как элемент социальной политики в России. // Матер. 1 Всеросс. Научн.-практ. Конф. «Реабилитология в медицине и спорте» М.: 1998, С. 5−9.
- Альбицкий В. Ю. Баранов A.A. Новые организационные формы медицинского обслуживания детей: Учеб. пос. Нижний Новгород, 1993. 71 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2001. — 378 с.
- Афанасьева А.О. К вопросу о роли наследственности в формировании контингента детей-инвалидов.// Дети-инвалиды. Вопросы социальной, медицинской и педагогической реабилитации. Пермь, 1993. С. 37−38.
- Ю.Бадалян J1.0., Журба Л. Т., Тимошин О. В. Детский церебральный паралич. Киев, 1988.328с.
- П.Балева Л. С., Карпеева Е. Е. Реабилитационная помощь детям-инвалидам и инвалидам с детства //Здравоохранение. 2002. — № 10. -С. 66−69.
- Баньковская М.П. Социально-гигиеническая характеристика инвалидности, методические принципы медико-социальной экспертизы и реабилитации при ишемической болезни сердца. Автореф. канд. дис. М., 1998. 28 с.
- Баранов A.A., Игнатьва Р. К., Каграманов В. И. Современная концепция оценки последствий болезней и травм ВОЗ и ее применение в педиатрической практике для определения инвалидности.// Педиатрия. 1994. № 6. С. 28−32.
- Баранов A.A. Научные направления подпрограммы «Здоровый ребенок» практическому здравоохранению // Российский педиатрический журнал. — 2003. — № 2. — С. 53−54.
- Баранов A.A., Альбицкий В. Ю. Социальные и организационные проблемы педиатрии. Избранные очерки. М.: Издательский Дом «Династия», 2003. — 512 с.
- Баранов A.A., Камаев И. А., Позднякова М. А., Хуснутдинова З. А. Детская инвалидность: проблемы и пути решения // Баранов A.A., Альбицкий В. Ю. Социальные и организационные проблемы педиатрии. Избранные очерки М.: Издат. Дом «Династия», 2003. -С. 98−126.
- Барашнев Ю.И. Прогресс перинатальной неврологии и пути снижения детской инвалидности.//Педиатрия. 1995. № 4. С. 91−92.
- Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие. /М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.- 576 с.
- Блинков Ю.А., Ткаченко B.C., Клушина Н. П. Медико-социальная экспертиза лиц с ограниченными возможностями /Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. -320 с.
- Блохина С.И., Козлова В. П. Роль научно-практических объединений в комплексной реабилитации ребенка-инвалида и его семьи.// «Семья-94» в системе реабилитационных центров: Сб. тезисов межрегион, науч.-практич. конф. Ч. 1. Екатеринбург, 1994. С. 15−16.
- Блюм Е.С. Роль биомеханических нарушений в патогенезе ДЦП.// Матер. 1 Всеросс. Научн.-практ. Конф. «Реабилитология в медицине и спорте» М.: 1998, С. 133−134.
- Бойко Ю.П. Социально-гигиеническое обоснование стратегии развития психотерапевтической помощи в современных условиях: Автореф. дис. д-ра мед. наук. М., 2003. — 48 с.
- Бондаренко Е. С. Ширеторова Д.И., Зыков В. П. Современные подходы к патогенезу и реабилитации при заболеваниях нервной системы у детей.//Педиатрия. 1995 .N4.С. 107−108.
- Бондарь В.И. Реабилитация детей-инвалидов общегосударственная проблема.// Вопр. курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. 1995. N 3. С. 22−25.
- Бранд Н. Алмазова И. Организация работы отделений «развития ребенка» в государстве Израиль. (Медицинский центр «Шива» и институт развития ребенка, Израиль).// Журн. неврологии и психиатрии. 1994. Т. 94. N 4. С. 93−95.
- Ваганов H.H., Боровик Э. Б. Бондарев В.И. Концепция медико-социальной реабилитации детей, страдающих хроническими заболеваниями, часто болеющих детей и детей-инвалидов.// Вопр. курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. 1994. N 6. С.34−37.
- Ваганов H.H., Шилова В. М., Степанова С. М., Ермохина Т. Д., Алленова И. А. Педиатрическая служба в условиях реформирования здравоохранения. М.: ГРАНТЪ, 1999. — 232 с.
- Варман Б.Г., Юрьева Р. Г. Роль системы восстановительного лечения в педиатрии.// Медико-социальные проблемы охраны здоровья на этапе перехода к страховой медицине. С.-Пб., 1992. С. 129−130.
- Васильчиков В.М. Шведский подход к формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.// Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2000. № 1 С. 14−16.
- Вельтищев Ю.Е. Состояние здоровья детей и общая стратегия профилактики болезней. Лекция № 1: Приложение к журн. «Российский вестник перинатологии и педиатрии». / ИМИ педиатрии и социальной гигиены. М., 1994. 68 с.
- Веселов Н.Г. Социальная педиатрия. Актуальные проблемы.// Уфа: РИО Госкомиздат БашССР, 1992. С. 14−17.
- Веселов Н.Г., Кузнецова Е. Ю., Попова ТВ. К вопросу об изучении состояния инвалидизации детей в крупном промышленном районе Санкт-Петербурга.// Новые технологии в педиатрии: Сб. тезисов конгресса педиатров России. М., 1995. С. 13−18.
- Вирясова М.В. Социально-гигиеническое исследование детей-инвалидов, страдающих детским церебральным параличом Автореф. Канд. дис. М., 2001.28 с.
- Вирясова М.В., Полунин B.C., Сологубов Е. Г. Инвалидность у детей с детским церебральным параличом: состояние проблемы. // Детский доктор. 2001. N3. С. 50−52.
- Вишневский В.В. О динамике психогенных депрессивных расстройств, вызванных рождением в семье больного ребенка.// Журнал неврологии и психиатрии. 1984. Вып. 4. С. 563−567.
- Володин H.H. Практические вопросы профилактической перинатологии в Российской Федерации // Российский вестник перинатологии и педиатрии. Т.48, № 4, 2003, с. 4−7.
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и план действий по осуществлению Всемирной декларации. // Защита прав ребенка. Пермь, 1992. С. 33−59.
- Втюрин В. П. Березинская З.П. Условия жизни и проблемы неполных и многодетных семей, воспитывающих детей-инвалидов.// Дети-инвалиды. Вопросы социальной, медицинской и педагогической реабилитации. Пермь, 1993. С. 28−29.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. М.: «Книжный дом Университет», 2000. — 336 с.
- Ганузин В.Н. Актуальные проблемы врачебной экспертизы детей-инвалидов.// Новые технологии в педиатрии: Сб. тезисов конгресса педиатров России. М., 1995. С. 24−30.
- Говязина Т.Н. Детская инвалидность и условия жизни семей, воспитывающих детей-инвалидов в Коми-Пермяцком автономном округе.// Дети-инвалиды. Вопросы социальной, медицинской и педагогической реабилитации. Пермь, 1993. С. 26−28.
- Головин И.В. Социально-гигиенические аспекты инвалидности, медико-социальная экспертиза и реабилитация при злокачественных новообразованиях (на примере Костромской области). Автореф. канд. дис. М., 2000. 26 с.
- Гончаров М. В. Длительная инвалидность при гидроцефалии: Автореф. канд. дис. М., 1992.-22с.
- Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации». М.: Совет по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации, 1998, 235 с.
- Грачев Л.А. Медико-социальная помощь детям //Педиатрия. 1995. N 4. С. 15−21.
- Грачев Л.К. Состояние проблемы медико-социальной помощи детям-инвалидам.// Новые технологии в педиатрии: Сб. тезисов конгресса педиатров России. М.: 1995. С. 24−28.
- Грба М.В. Риск инвалидности вследствие психической патологии.// Проблемы профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов с детства: Сб. науч. тр. Л., 1990. С.48−57.
- Гребешева И.И. Организация лечебно-профилактической помощи детям. М.: Мед., 1987. — 224 с.
- Гребешева И. И. Гениатулина Т.Н. Восстановительное лечение детей в амбулаторно-поликлинических условиях.// Педиатрия. 1989. N 9. С. 85.
- Гринина О.В. Анкетный метод исследования условий жизни и здоровья.//Сов. Здравоохранение. 1995. № 10. С. 34−39.5 5. Гришина Л. П. Инвалидность как многофакторная проблема.// Здравоохранение РФ. 1993. N 12. С.11−14.
- Гурвич Н.И. Состояние здоровья детей-инвалидов дошкольного возраста и факторы, его определяющие: Авторефер. канд. дис. Москва, 1997. 21 с.
- Гуревич П.С. Клиническая психология / Учебник для вузов. М.: NOTA BENE, 2001.-512 с.
- Гусева Н.К. Основы социальной защиты больных и инвалидов в Российской Федерации: Руководство для профессионального образования.- Нижний Новгород: Изд-во Нижегородской государственной медицинской академии, 1999.-508 с.
- Гусева Н.К., Семенова И. Ю., Старикова Н. В. Правила направления больных в бюро медико-социальной экспертизы: Метод, рек. Нижний Новгород, 1997. 60с.
- Гусева Н.К., Соколова И. А. Организационно-методические подходы к формированию территориальной модели реабилитации инвалидов.// Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2000, № 1.- С. 21−24.
- Гухны А.Ф., Финогенова Н. А. и др. Организационно-методические принципы реабилитации детей с онкологическими заболеваниями в условиях санаторно-курортного лечения.// Педиатрия. 1995, N 2. С. 71−74.
- Декларация о правах инвалидов.// Инвалидность от травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата, вопросы реабилитации. Киев, 1990. С. 113−115.
- Дементьева Н.Ф. Методика контроля усвоения учебного материала детьми с выраженной умственной отсталостью в домах-интернатах реабилитационного и смешанного типа: Метод, рек. М., 1990. 28 с.
- Денисова Т.Я., Егорова А. И. Роль семьи в реабилитации детей с перинатальной патологией.// Современная семья: социальные, правовые, медицинские аспекты проблем. Пермь, 1994. С. 78−80.
- Дербенев Д.П. Психическое здоровье и социальная адаптация в подростковом возрасте и управление ими в условиях социально-экономических перемен. Тверь, 1998. — 87 с.
- Доклад Комитета экспертов ВОЗ по предупреждению инвалидности реабилитации. Сер. Техн. Докл., 668, Женева.: ВОЗ, 1983.
- Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года). М., Минздрав РФ, 2003. — 96 с.
- Доклад о состоянии здравоохранения в мире, 2001 г.: Психическое здоровье: новое понимание, новая надежда. ВОЗ, Женева, 2001. -215с.
- Дыскин A.A. Кривенкое С. Г., Новоселова З. А. Причины и факторы, обуславливающие результаты реабилитации инвалидов.// Здравоохранение РФ. 1991. № 10. С. 18−32.
- Евдокимов Н.М., Мельцер A.B., Наумова Т. М., Сиренко О. В. Медико-юридическая помощь: права инвалидов. СПб.: ПК «Невский проспект», 2002. — 160 с.
- Ермакова Г. К. Затекин А.И., Парфенов В. М. Социально-гигиенические и психологические основы профилактики травматизма у детей с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата. Архангельск, 1987. С. 15−17.
- Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 20.01.95 г.
- Здоровье населения России и деятельность учреждений здравоохранения в 2001 году (статистические материалы). М., Минздрав РФ, 2002. 199 с.
- Здравоохранение и социальные службы: Факты об Израиле. /Израильский центр информации. Иерусалим, 1991. 54 с.
- Зелинская Д. И. О выполнении Федеральной программы «Дети-инвалиды» в 1993—1995 гг..г. //Здравоохранение РФ. 1997. № 1. С. 11−15.
- Зелинская Д. И. Вельтищев Ю.Е. Детская инвалидность.// Рос. вест, перинатологии и педиатрии: Прилож. Лекция 6. М., 1995. 34 с.
- Ивановская О.Д. Совершенствование медицинской реабилитации детей в амбулаторных условиях как резерв снижения заболеваемости и инвалидизации (по материалам С.-Пб.): Автореф. канд. дис. С.-Пб.: Мед. ун-т им. ак. И. П. Павлова. 1996. 18с.
- Ивдикина Т.М., Воробьев A.C. К вопросу об экспертизах детской инвалидности.// Новые технологии в педиатрии: Сб. тезисов конгресса педиатров России. М.:1995. С.3−14.
- Игнатьева Р. К. Каграманов В.И. Научное обоснование и методические принципы создания государственной статистики детской инвалидности в РФ.// Бюллетень НИИ соц. гигиены, экономики и управления здравоохранением. 1994. № 4. С. 78−79.
- Игнатьева Р. К. Каграманов В.И. Теоретические и практические проблемы экспертизы детской инвалидности.// Новые технологии в педиатрии: Сб. тезисов конгресса педиатров России. М., 1995. С. 4049.
- Инструктивные и методические материалы по установлению инвалидности у детей. -М., 1996.- 57с.
- Ипполитова М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: Кн. Для родителей. 2-е изд. М.: Просвещение, 1993.- 52с.
- Кабанов М.М. Концепция реабилитации в современной клинической медицине.// Вопросы онкологии. 1989. -Т.35. -№ 6. -С. 727−733.
- Каграманов В.И. Оценка распространенности детской инвалидности, ее структура и основные причины инвалидизации детского населения крупного промышленного города.// Новые технологии в педиатрии: Сб. тезисов конгресса педиатров России. М., 1995.
- Казанцева J1.3., Новиков П. В. Современные проблемы формирования инвалидности у детей с наследственными нарушениями роста и развития.//Педиатрия. 1995. № 4. С. 98−100.
- Казанцева J1.3., Новиков П. В. Роль федерального центра наследственной патологии в лечении и реабилитации детей с генетически обусловленными заболеваниями.// Российский вестник перинатологии и педиатрии. 1995. № 2. С. 3−14.
- Камаев И.А., Позднякова М. А. Детская инвалидность (проблемы и пути решения). Нижний Новгород: Изд-во Нижегородской государственной медицинской академии, 1999.- 156 с.
- Камсюк Л.Г. Проблемы медико-социальной реабилитации детей-инвалидов.// Педиатрия. 1990.№ 2. С. 11−17.
- Карташов В.Ю. Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов вследствие злокачественных новообразований почек. Автореф. канд. дис. М., 2000. 27 с.
- Каткова И. П. Кузнецова В.В. Основные направления медико-социальной помощи семьям, имеющим детей-инвалидов.// Бюллетень НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением. 1992. № 2. С. 37−47.
- Каткова И. П. Кузнецова В.В. Организация деятельности социального работника в семьях, имеющих детей-инвалидов.// Мед. помощь. 1994. № 2. С. 6−8.
- Кикозашвили Д.Л. Социально-гигиенические, клинико-экспертные и социально-психологические аспекты инвалидности вследствие военной травмы и пути социальной интеграции инвалидов. Автореф. докт. дис. М., 2000. 52 с.
- Кича Д.И. Здоровье и потребности семьи в медико-социальной помощи. М&bdquo- 1993.-67с.
- Кича Д. И. Окунева Г. Ю. Медико-социальные потребности семей, воспитывающих детей-инвалидов. //Мед. помощь. 1994.№ 3. С. 8−11.
- Кича Д.И. Научное обоснование комплексной программы медико-социальной оценки здоровья и потребностей семьи как пациента службы первичной медико-санитарной помощи: Автореф. дис. д-ра мед. наук. М., 1995. — 34 с.
- Клепикова P.A. Вогжлецов П. Г. Детская ортопедо-травматологическая служба Архагельской области.// Организация помощи и медицинского учета детей с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата. Архангельск, 1987. С. 5−7.
- Клиническая неврология с основами медико-социальной экспертизы: Руководство для врачей. /Под ред. А. Ю. Макарова. -СПб.: ООО «Золотой век», 1998.- 602 с.
- Клиническая психология /Сост. и общая ред. Н. В. Тарабриной.-СПб.: Питер. 2000. — 352 с.
- Книга для родителей.-2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1993. 52 с.
- Кобзев Ю.А. Реабилитация хронически больных детей и детей-инвалидов // Вопр. курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. 1992. N 2. С. 72−73.
- Кобринский Б.А. Проект компьютеризированной системы для наблюдения за детьми-инвалидами.// «Семья-94″ в системе реабилитационных центров: Сб. тезисов межрегион, науч.-практич. конф. Ч. 1 .-Екатеринбург, 1994. С. 102−104.
- Кожевникова Е.В. Абилитация младенцев первая в России программа раннего вмешательства//Педиатрия. 1995. № 4. С. 16−19.
- Козин Н.Д. Профилактика инвалидности вследствие травм лиц трудоспособного возраста в промышленном городе. Автореф. канд. дис. М., 1995. 16 с.
- Козлова С.И., ОсиповаГ.Р. Оптимизация медико-генетической помощи как фактор профилактики детской инвалидности.// Педиатрия. 1995. № 4. С. 97−98.
- Колегова В.А. Из истории педологической и психоневрологической детской службы (школа-санаторий для детей и подростков).// Журн. неврологии и психиатрии. 1995. Т. 95. № 5. С. 77−79.
- Коноплев З. М. Аверьянова Н.И. Семейная реабилитация в условиях санаторно-курортной практики.// Современная семья: Социальные, правовые, медицинские, психолого-педагогические аспекты. Пермь, 1994. С. 73−74.
- Концепция социальной защиты инвалидов в Российской Федерации. М.: ЦИЭТИН, 1993. 40 с.
- Коптева JI.H., Позднякова М. А. Гурвич Н.И. Основные вопросы медико-социальной экспертизы.// Методические рекомендации /Под общ. ред. проф. И. А. Камаева. Нижний Новгород. 1997. 51 с.
- Коробов М.В., Дубинина И. А. Проблемы организации государственной службы медико-социальной экспертизы на современном этапе.// Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 1999, № 3,-С. 3−5.
- Косичкин М.М. Социально-гигиенические проблемы инвалидности вследствие поражения нервной системы, перспективы и пути развития медико-социальной экспертизы и реабилитации: Автореф. Докт. дисс. М.: 1996, 48 с.
- Кочорова JI.B. Вишняков Н. И. Гончаренко B.JI. Медико-генетическая служба и проблемы наследственной патологии в семьях.// Сов. здравоохранение. 1990. № 7. С.50−52.
- Красоевич Л. Семья как фактор реабилитации и ресоциализации психически больных.// Психогигиена и психопрофилактика. Л., 1983. С. 37−39.
- Кузнецов И.А. Роль семьи в формировании девиантного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью.// Современная семья: Социальные, правовые, медицинские, психолого-педагогические аспекты. Пермь, 1994. С. 82−83.
- Кузьмишин Л.Е. и др. Принципы медико-социальной экспертизы больных и инвалидов вследствие гипертонической болезни. //Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2000, № 1.- С. 16−17.
- Куркин П.И. Анализ социальный.// Большая медицинская энциклопедия. 1928. Т. 1.С. 596−598.
- Лаврищева Г. А., Лунев В. П. Опыт работы педиатрического бюро медико-социальной экспертизы Орловской области.// Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2000. № 2.-С. 40−43.
- Лазюк Г. И. Лурье И.В. Щуплецова Т. С. Значение медико-генетической службы в профилактике детской инвалидности.// Педиатрия. 1991. № 6. С. 9−28.
- Лакосина Н.Д., Г.К. Ушаков. Медицинская психология. М.: Медицина, 1984. 272 с.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Издательский центр „Академия“, 2003. — 144 с.
- Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр „Академия“, 2000.- 232 с.
- Левченко Т.И. Совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи детям в городе курорте: Автореф. Канд. дис., СПб.: 1994. -16с.
- Лемберанская Н.Р. Социально-гигиенические и клинико-офтальмологические характеристики инвалидности вследствие близорукости, пути ее профилактики и снижения в Республике Азербайджан. Автореф. канд. дис. М., 2000. 26 с.
- Леонов С. А. Алферова Т.С. Киселев A.C. и др. Реабилитация недееспособных за рубежом: общие проблемы, современное состояние, перспективы развития.// Мед. РЖ.1990.№ 10. С. 11−16.
- Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000. -511 с.
- Лильин Е.Т., Доскин В. А. Детская реабилитология (избранные очерки).- М.: Издательский центр МБН, 1997.- 279 с.
- Лильин Е.Т., Степанченко О. В., Бриль А. Г. Современные технологии восстановительного лечения и реабилитации больных с детским церебральным параличом.// Детский доктор, 1999, № 2, С. 3134.
- Лисицын Ю.П., Полунина Н. В. Образ жизни и здоровье детей.// Педиатрия. 1990. № 7. С. 61−69.
- Лисицын Ю.П., Полунина Н. В. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. М.: Медицина, 2002. — 416 с.
- Маковецкая Г. А. Стукалова Т.И. Абрамова И. В. Медицинские и социальные аспекты детской инвалидности: Сб. науч. тр. Самара, 1994. С. 109−110.
- Максимова Т. Н. Какорина Е.П. и др. Заболеваемость и особенности медицинского обслуживания инвалидов.//Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1995.№ 2.
- Мамайчук И.И. Психологическая реабилитация детей с двигательными нарушениями.// Медико-социальные проблемы охраны здоровья на этапах перехода к страховой медицине. С.-Пб., 1992. С. 145−147.
- Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. С.-Пб.: Изд. С.-Пб. Ун-та, 2000. 168 с.
- Мардахаев JI.B. Педагогический подход к реабилитации детей с ДЦП. //Социально-педагогическая реабилитация детей с ДЦП: материалы международной научно практической конференции.- М.: Изд. МГСУ „Союз“, 2001. С. 13−20.
- Мартынов B.JI. Роль семьи в реабилитации детей-инвалидов.// Совет, здравоохранение. 1990.№ 10.
- Мартынов B.JI. Социально-гигиенические исследования роли семьи в реабилитации детей-инвалидов: Автореф. канд. дис. М., 1992. 28 с.
- Мартынов B.JI. Анализ медико-социальных проблем семей с детьми-инвалидами, страдающими ДЦП.// Здравоохранение РФ. 1993. № 3. С. 4−19.
- Маслова О.И. Динамика клинических синдромов органических поражений нервной системы у детей при длительной реабилитации., Дисс. докт. мед. наук М., 1991.-341 с.
- Медицинская психология: Учеб. пособие /М.М. Важенин, Ф. М. Гайдук, Н. К. Григорьева и др.- Под ред. Ф. М. Гайдука. Мн.: Выш. шк., 2001.- 125 с.
- Медицинская реабилитация (руководство). Под ред. В. М. Боголюбова. Пермь: ИПК „Звезда“, 1998, Т. 1−3.
- Международная номенклатура нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности: Руководство по классификации болезней и причин инвалидности. М.: МЗ и МП РФ. 1995. 100 с.
- Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. Десятый пересмотр. МКБ-Ю.-ВОЗ, Женева, „Медицина“, Т. 1−3. 1995. 698 е., 633 е., 179 е., 924 с.
- Мельников Г. Я. Состояние здоровья и организация медицинской реабилитации работников горно-химического производства. Автореф. канд. дис. М., 1998. 26 с.
- Методические подходы к определению инвалидности у детей и организация медико-социальной экспертизы детей-инвалидов (Методические рекомендации). Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов. Минсоцтруд РФ, ЦОБ НТИиП, М.: 1998, -Вып. 16.-47 с.
- Методические рекомендации по применению классификаций и временных критериев, используемых при проведении медико-социальной экспертизы. ЦБНТИ Минтруда и соц. Развития РФ, М.: Вып. 16.-83 с.
- Мугерман Б.И., Мугерман Г. М. Физическая реабилитация больных детским церебральным параличом в поздней резидуальной стадии.// Матер. 1 Всеросс. Научн.-практ. Конф. „Реабилитология в медицине и спорте“ М.: 1998, С. 134−135.
- Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. -192 с.
- Неретина А.Ф. Организация диспансерного наблюдения, новые этапы лечения и медико-социальной реабилитации детей с хронической бронхо-легочной патологией: Автореф. канд. дис. Воронеж, 1994. 65 с.
- О совершенствовании реабилитационной помощи детям-инвалидам и инвалидам с детства: приказ МЗ РФ от 14.08.02 № 258.
- О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон. М., 1995.
- О Федеральной целевой программе „Дети России“ на 2003−2006 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. № 732 // Российская газета от 16 октября 2002 г. С. 10−11.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. М.: педагогическое общество России, 2001. — 442 с.
- Овчаренко С.А. Методические подходы к изучению проблем инвалидности с детства.// Здравоохранение РФ. 1993. № 3. С. 9−16.
- Овчаренко С. А. Швецова B.C. Полякова Т. Э. К методике комплексного изучения инвалидности с детства.// Здравоохранение РФ. 1994. № 5. С. 34−46.
- Оздоровление детей в организованных коллективах. (Практическое руководство под редакцией С.Д. Соловья). С.-Пб.: 1995.- 214 с.
- Окунева Г. Ю. ДЦП как важнейшая причина детской инвалидности.// Проблемы охраны материнства и детства, пути решения: тезисы науч.-практ. конф. Пермь, 1991. С.11−12.
- Окунева Г. Ю. Медико-социальные проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов: Автореф. канд. дис. М., 1995. 28 с.
- Осадчих А.И. К вопросу о сущности проблемы профилактики инвалидности у детей.// Проблемы профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов с детства. Л., 1990. С. 40.
- Отдельнова К.А. Определение необходимого числа наблюдений в комплексных социально-гигиенических исследованиях.// Комплексные социально-гигиенические и клинико-социальные исследования. М., 1980. С. 18−22.
- Перхурова И.С., Лузинович В. М., Сологубов Е. Г. и др. Регуляция позы и ходьбы при детском церебральном параличе и некоторые способы коррекции.- М.: Изд-во „Кн. Палата“, 1996.- 242 с.
- Пищита А.Н. Социально-гигиенические проблемы инвалидности, медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов при болезнях системы кровообращения. Автореф. докт. дис. М.: 2000. 43 с.
- Поварова Л.П. Инвалидность вследствие черепно-мозговых травм в Российской Федерации (социально-гигиенические аспекты). Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов. Автореф. канд. дис. М., 1998. 29 с.
- Подлужная М.Л., Арасланова Л. Д. О значении здоровья матери и ребенка в социальной работе с семьей.// Современная семья: социальные, правовые, психолого-педагогические аспекты проблем. Пермь, 1994. С. 48−51.
- Полунин B.C. Алтернативные подходы к здоровому образу жизни. М.: Ассоциация независимых издателей, 1998. 240 с.
- Полунин B.C. Профилактические рекомендации по здоровому образу жизни на 2001 год. М.: „Русь“, 2000. 248 с.
- Полунин B.C. Теоретические и практические подходы к оздоровлению населения. Автореф. докт. дис. М., 2000. 50 с.
- Полунин B.C., Пронин М. А. Особенности медико-социальной реабилитации и экспертизы детей с детским церебральнымпараличом.// Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2002, № 3, С. 22−25
- Полунина Н.В., Нестеренко Е. И., Ашанина Н. М. Организация профилактической работы с детьми в детской поликлинике (Методические рекомендации).РГМУ. М.: 1994.-16 с.
- Полунина Н.В. Состояние здоровья матери и ребенка в связи с факторами образа жизни // Российский медицинский журнал. 1999. -№ 2. — С. 15−18.
- Попова Т.В. Медико-социальная характеристика детей-инвалидов и пути их реабилитации: Автореф. Канд. дисс. С.-Пб., 1995. 22 с.
- Попова Т.В. Медико-социальная характеристика детей-инвалидов.//Медико-социальные проблемы охраны здоровья на этапе перехода к страховой медицине: Сб. науч. тр. С.-Пб.: 1992. С. 99−100.
- Потанина И.В. Пути совершенствования работы бюро медико-социальной экспертизы в условиях крупного промышленного региона. Автореф. канд. дис. М., 1997. 30 с.
- Предупреждение инвалидности и реабилитация: Доклад Комитета ВОЗ по предупреждению инвалидности и реабилитации./ Министерство здравоохранения СССР. Женева, 1983.42с.
- Приходько О.Г. Воспитание и обучение детей раннего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата./ Специальная педагогика. М.: Академия, 2001, с 183−219.
- Проселкоеа М.Е., Козловская Г. В. Башина В.М. Особенности психического развития детей-сирот раннего возраста.// Журн. неврологии и психиатрии. 1995. № 5. С. 52−55.
- Профилактика перинатальной патологии методами и средствами гигиенического воспитания. (Информационное письмо для медицинского персонала учреждений родовспоможения).
- ФНИИМПФЗ Минздравмедпрома РФ, МЦГВиОН
- Госкомсанэпиднадзора РФ. М.: 1995. -11 с.
- Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями (пособие для социальных работников, психологов, педагогов реабилитационных центров). изд. Консорциум „Социальное здоровье России“.- М., 1997. — 210 с.
- Пузин С.Н. и др. Социально-гигиенические аспекты инвалидности вследствие травм всех локализаций и потребность инвалидов в медико-социальной помощи: Обзор информ. -М., 1994.- Вып.9.
- Путичцев Е.В. Возможности семьи в системе реабилитации больного ребенка.// Социально-гигиенические проблемы в педиатрии. Минск, 1989. С. 114—115.
- Разумов А., Пономоренко В., Пискунов В. Здоровье здорового человека. (Основы восстановительной медицины). Под ред. B.C. Шинкаренко. М.: „Медицина“, 1996. — 413 с.
- Ратина .М. Е. Ранняя диагностика в реабилитации ребенка с ДЦП. //Социально-педагогическая реабилитация детей с ДЦП: материалы международной научно практической конференции. М.: Изд. МГСУ „Союз“, 2001. С. 43−45.
- Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. /Под ред. A.M. Панова/. Ассоциация работников социальных служб, Институт социальной работы. М.: 1997, — 197 с.
- Рекомендации всесоюзного совещания-семинара по медико-социальным проблемам инвалидности в детском возрасте.// Педиатрия. 1990. № 11. С. 107−109.
- Романова O. J1. Психологические аспекты изучения отношений матери и ребенка, страдающего детским церебральным параличом.// Состояние здоровья и пути повышения качества лечебнопрофилактической помощи женщине-матери и ребенку. М.: 1987. С. 119−121.
- Рыбаулина И.В., Садовникова A.B. Организация психологической помощи.// Матер. Московской городской научно-практической конф. „Проблемы реабилитации детей с невролого-ортопедической патологией“, 16−17. 10. 2003. -М. 2003, 23−28 с.
- Самсыгина Г. А. Новые технологии в диагностике и профилактике инвалидизирующих нарушений у детей раннего возраста.// Педиатрия. 1995. № 4. С. 95−96.
- Сарычева С.Я. Основные медико-социальные проблемы инвалидности в детском возрасте.//Педиатрия. 1990. № 12. С. 18−21.
- Свинцов A.A. Структура детской инвалидности.// Проблемы социальной гигиены и истории медицины.- 1996. № 6. — С. 10−16.
- Северный A.A. Брутман В. И. Психосоматическая инвалидизация детей и подростков. // Врач. 1994. № 3. С. 9−18.
- Селезнева В.Т., Афанасьева O.A. Березшская З. П. и др. Условия жизни семей, воспитывающих детей-инвалидов.// Дети-инвалиды. Вопросы социальной, медицинской и педагогической реабилитации: Сб. науч. тр. Пермь, 1993. С. 9−12.
- Селиванова Г. Д. Коротких Н.С. Медико-социальная реабилитация больных и инвалидов вследствие ДЦП.// Сб. науч. тр. М., 1991. С. 2124.
- Семенова К.А. Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией детского церебрального паралича.-М. :"Антидор». 1999.- 384 с.
- Семенович A.B. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 232 с.
- Сеннер JI.A. Дубнинская школа индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями.// Особый ребенок и его окружение: Сб. тезисов международ, конф. М., 1994. -С.52−53.
- Серов В.Н., Стрижаков А. Н., Маркин С. А. Практическое акушерство: Руководство для врачей.- М.: Медицина, 1989.- 512 с.
- Сидоров П.И., Парняков A.B. Клиническая психология: Учебник. -М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. 864 с.
- Скворцов И.А. Исцеление./ Науч.-терапевтический центр профилактики и лечения детской неврологической инвалидности. М., 1993. 282 с.
- Современные аспекты проблемы инвалидности детей Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов. Минсоцтруд РФ, ЦОБ НТИиП, М.: 1998, -Вып. 8, — 46 с.
- Современные технологии реабилитации в педиатрии. Под ред. Е. Т. Лильина.: Изд. «ОДИ international», 2000 г. 556 с.
- Сологубов Е.Г. Организация поэтапной системы восстановительного лечения детей с церебральным параличом. Автореф. канд. дис. М., 1992. 24 с.
- Сологубов Е.Г. Система реабилитации больных с детским церебральным параличом методом динамической функциональной проприоцептивной коррекции. Автореф. докт. дис. М., 1997. 50 с.
- Состояние психического здоровья детей: проблемы, пути решения: Решение Коллегии МЗ РФ от 15 мая 2001 г. (протокол № 9).
- Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями. Учебный план и программы по специализации. / Под ред. Проф. А. Г. Пашкова и доц. Н. С. Степашова. Курск: Изд. КГМУ, 1996. — 208 с.
- Спивак Б.Г., Крысанов В. О., Ковшарь Ю. А. Некоторые проблемы медико-социальной реабилитации детей с острой и подострой стадиями болезни Пертеса.// Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 1999, № 4.- С.36−40.
- Справочник по медико-социальной экспертизе и реабилитации. /Под ред. М. В. Коробова и В. Г. Помникова.- СПб.: Гиппократ, 2003.800 с.
- Стародубов В.И., Соболева Н. П. Стратегия профилактики заболеваний в условиях реформирования здравоохранения // Экономика здравоохранения. 2002. — № 1. — С. 5−10.
- Степанова С.М. Роль матери в семье как основы адаптации ребенка.// Материалы VII Всероссийского симпозиума «Эколого-физиологические проблемы адаптации». М.:1994. С. 266−267.
- Сырникова Б.А. Социально-гигиеническая характеристика контингента инвалидов, организация реабилитации ипсихиатрической помощи в реабилитационном центре для инвалидов. Автореф. канд. дис. М., 2000. 24 с.
- Танюхина З.И., Свинцов A.A. Состояние и динамика инвалидности в детском возрасте в РФ.// Проблемы социальной гигиены и истории медицины. 1994. № 6.С. 10−13.
- Тарасова Г. В. Распространенность и региональные особенности инвалидности у детей.// Бюллетень НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. H.A. Семашко.-1995. № 3. С. 7−22.
- Технология организации медико-психологической помощи детям и подросткам в условиях детской поликлиники: Метод, рек. М., 1996. 33 с.
- Технология работы специалистов (специалиста по реабилитации, психолога, специалиста по социальной работе) в учреждениях МСЭ. Метод. Рек. ЦИЭТИН. -М.: 2000. 28 с.
- Титенкова Н.Ю. Социально-гигиеническая характеристика заболеваемости и инвалидности, медико-социальная экспертиза и реабилитация при патологии легких. Автореф. канд. дис. М., 1999. 26 с.
- Тюрин H.A. Состояние здоровья детей, родившихся в семьях, отягощенных инфекционно-аллергическими и аллергическими болезнями.// Материалы VII Всероссийского симпозиума «Эколого-физиологические проблемы адаптации». М., 1994. С.282−283.
- Удинцов Е.И. Социально-гигиенические аспекты инвалидности. М., 1985. 127 с.
- Урбазаева Л. Б. Баирова Т.А. Черепанова Л. С. Медико-социальные проблемы детей, страдающих микроцефалией.// Актуальные вопросы реабилитации детей с врожденными пороками развития: Сб. науч. трудов. Чита, 1993. С. 36−37.
- Французова Т.М. Совершенствование организации восстановительного лечения детей в современных условиях: Автореф. дис. канд. мед. наук. Иваново, 2000. — 24 с.
- Хуснутдинова З.А. Научное обоснование путей совершенствования медико-социальной помощи детям-инвалидам и их семьям (по материалам Республики Башкортостан): Дис. д-ра мед. наук. С-Пб., 1998. -292с.
- Хуснутдинова З.А., Куценко Г. И., Эткина Э. И. Медико-социальные проблемы детей-инвалидов и их семей. Уфа, 1998. — 229 с.
- Черданцева Г. А. Перинатальные медико-организационные технологии в профилактике смертности и инвалидизации новорожденных и детей раннего возраста. Автореф. докт. дис. М., 1999. 46 с.
- Чикинова Л.Н. Социально-гигиенические и клинико-экспертные аспекты инвалидности вследствие травм, ранений и заболеваний, полученных в Республике Афганистан, формы и методы социальной интеграции. Автореф. докт. дис. М., 1998. 45 с.
- Чичерин Л.П. Научное обоснование путей совершенствования и развития амбулаторно-поликлинической помощи детям и подросткам: Дисс. д-ра мед наук. М., 1999. — 492 с.
- Чумаева Е.А. Социально-гигиенические и клинико-функциональные характеристики заболеваемости и инвалидности вследствие глаукомы. Автореф. канд. дис. М., 2000. 26 с.
- Шамарин Т.Г., Белова Г. И. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей. Элиста.: А1111 «Джангар», 1999.- 168 с.
- Шарапова О.В. Основные проблемы и задачи развития российской педиатрии на современном этапе. //Российский вестник перинатологии и педиатрии. Т.48, № 1, 2003 с. 3−4.
- Щепин О.П., Овчаров В. К., Нечаев B.C. Доступность профилактической помощи для лиц, составляющих группу риска // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2000. — № 2. — С. 3−12.
- Дети риска в Центральной и Восточной Европе: угрозы и надежды. Исследование положения в странах с переходной экономикой. Региональный мониторинговый доклад Детского фонда ООН. -Флоренция. 1997. — 177 с.
- Здоровье 21. Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ. — ЕРБ ВОЗ, Копенгаген, 1999. — 310 с.
- Конвенция ООН о правах ребенка // Положение детей в мире. 1991. Нью-Йорк: ЮНИСЕФ, 1991. — С. 77−96.
- Положение детей в мире, 2002. Нью-Йорк: Детский фонд ООН/ЮНИСЕФ, 2002. — 98 с.
- Семья в условиях риска: ООН принимает вызов // Хроника ООН. -т. XXXI. № 1. — октябрь 1994. — 48 с.
- Шилова О.В. К анализу инвалидности как социального феномена// «Семья-94″ в системе реабилитационных центров: Сб. тезисов междунар. конф. Екатеринбург, 1994. С.77−79.
- Шипицына JI.M., Иванов Е. С., Данилова Л. А., Смирнова И. А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб.: Образование, 1995, 80 с.
- Шипицына Л.М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич. -СПб., изд. „Дидактика Плюс“, — 2001, 272 с.
- Шуляк Г. А. Современные медико-социальные аспекты детской инвалидности (по материалам Калининградской области): Автореф. дис. канд. мед. наук. СПб., 1999. — 16 с.
- Юрьев В. К. Здоровцева Н.В. Влияние ребенка с врожденной патологией на психологический климат семьи.// Сов. здравоохранение. 1991. № 8. С. 39−41.
- Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985. — 575с.
- Amstel Н., Dyke Т., Cracker J. Would peopi with a disability m the highlands» benefit from a communiti-based rehabilitation program? / Mendi General Hospital.-1993.-(from Internet).
- Baxter Ch. Professional services as suppozt: pezceptions of pazents // Australia and New Zealand Journal ofpevelopmental Deseabilities. 1987. Vol. 13. N4. P. 243−253.
- В. Duncan, D. Woods. N41. Typesettihg by Dawn Tipographic Services, 1987. 160 P. Blair E-r Stanley FJ. Intrapartum asphyxia: A rare cause of cerebral palsy. // The Journal of Pediatrics/ 1988. Vol.112. N4. P.515−520.
- Caraballo R., Cersesimo R., Intruvini S., Pociecha J., Fejerman N. West’s syndrome in patients with cerebral paralysis and eriventricular leukomalacia: a good response to treatment. Rev Neurol 1997 Sep- 25(145):1362−4.
- Chromosome findings and prognosis in 15 patients with neuroblastoma found by VMA Mass/scrining. / Ha-yashi Y., Jnaba Т., Hanada R., Yamamoto K.//The Journal of Pediatrics. 1998. Vol. 112. N 4. P. 567−571.
- Coiman W. The Evolution of Occupational Therapy in the Public Schools: The Laws Mandating Practict. // The American Journal of Occupational Therapy. 1988. Vol. 42. N. 11. P. 701−705.
- Florek A. Rehabilitations und Erholungsaufenthalte als erganzende Hilfe iur Familien mit Behinderten Kin-dem. // Sozialpediatrie. 1989. Bd. ll.H. 12. S. 870−875.
- Guralnich M.N. Социальная компетенция как директива программ помощи детям-инвалидам в ранние дни заболевания // J. Ment. Defic. Res. 1989. Vol. 33. NH4. P. 275−281.
- Forg M, Masur R. Problem der Sozialrehabilitation von behinderten Kindern in der Familien und Gesellschaft // Kinderazt. 1988. Bd. 19. NH 2. S. 179−1 82.
- Dallas E., Stevenson J., McGurk H. Cerebral-palsied children interactions with siblings-II. Interactional structure/University ofLaveme. Athens, Greece, 1993. (from Internet).
- Disability and Rehabilitation in Africa // International Rehabilitation review. 1989.June.Vol.XLNo.!.
- Didier J.P., Gras P., Cassilias J.M. Medical and technical compensation of disabilities / GERSH-Group de Etude et de Rechereche sur le Hadicap. CHU Dijon, 1994. (from Internet).
- Guralnich M.N. The social competence as instruction of the programs of the help to children-invalids per early days of disease // J. Ment. Defic. Res. 1989. Vol. 33. NH4. P. 275−281.
- Hagberg B, Hagberg G., Olow I., van Wendt L. The changing panorama of cerebral palsy in Sweden. VII. Prevalence and origin in the birth year period 1987−90. ActaPaediatr 1996 Aug- 85(8):954−60.
- Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больным. Изд. Академии наук Венгрии, Будапешт, 1988, 338 с.
- Hellbriigge Th. Die Entwicklungrehabilitation und Hilfe den behinderte Kindern in der soz-iaipediatrisce Anstalten BRD. // Kinderarzt, 1 988. Bd. 19. NH6.S. 782−786.
- Hellbriigge Th. The concept ofsocialpediatric developmental rehabilitation // Bulletin of the International Pediafric Association. 1987. Vol. 8. N4. P. 469−476.
- Hohne G. Erforth K. Lebenshiife frir geistig Benhinderte // Deine gesundheit. 1990. N9. P. 8−10.
- Improving Communications about Peaple with Disabilities: recommendations of a united Nations seminar, 8-lOJune 1982, Vienna/United Nations Department of Public Information- Division for Economic and Social Information. New York, 1987. 20 P.
- Ievtushenko O.S. The effect of immunogenetic factors on the development of cerebral palsy and the selection of patients for effective rehabilitation. Cerebral Palsy Patient Selection, — Lik Sprava 1998 Jul- (5): 120−2
- Kaveggia E. V., Purkin M. V. Pendleton E., OpitzJ. V. //Jnt. Ass. Sei Study Ment. Deficincy. Congress, 3-rd: Proceedings. Hague. 1973. P. 8293.
- Lovaas 0.1. The deveioptment of a treatment-research progect for deveiptmentally disabled and autistic children / University of Califomia-Los Angeles, 1993. 90 024 1563. (from Internet).
- Marsiano Е. Aspetti medico-social! della nabilitocione. // Med. Soc.-1985. Vol. 35. N2/4. P. 75−77.
- Mazur R. Sozialpediatrie und Sozialadaptation von behinderten Kindem. // Sozialpediatrie. 1989. Bd. l 1. NHII. S. 779−785.
- Murray C.J. Lopez A.D. Количественная оценка инвалидизации: данные, методы, результаты //Бюллетень ВОЗ. Т. 72. 1994. N 3. С. 133 146.
- Muuss R.E. Bedeutung der Individuellerziehung m der Bildungsgesetz fur behinderten Kindem in USA. // Kinderazt. 1989. -Bd. 20. -NH 4. S. 524−558.
- Myrianhopoulos Nzinos Cleovoulou Malfortions in children from one to seven yeas: A nep. from the collab. Peri-natal projekt.-New Jork Liss. 1985. c.x. 329 p.
- Naeye R.L. The Causes of Cerebral Palsy //American Journal of Diseases of Children. 1989. Vol. 143. P. 1154−1161.
- Newachek P. W. Budetti P.P. Me. Manus P. Trends in Chidschool disability //Amer. J. Publ. Hith. 1984. Vol. 74. N 3. P. 232−236.
- Newachek P.W. Teenagers requiring for the special medical help. Researches among children-invalids of distri-bution of diseases of a various degree of weight and access to the medical help //Pediatria. 1989. Vol.84. N5. P. 872−881.
- Nilson K.B. What proportion of cerebral Palsy is related to birth asphyxia// The Journal of Pediatrics. 1988. Vol. 112. N 4. P. 572−573.
- Regis-le Brim H. Child-invalid in home conditions. Activity of a service of the special help on the house //Readaptation. 1989. NH 359. P. 34−36.
- Scapiro J. Family reactions and cjping strategies in response to the physically ill or handi-capped: areview, // Soc. Sei. Med. 1983. B. 17. N 14. P. 913−931.
- Schilling R.F. Schinke S, P., Kirkham M.A. Coping with a handicapped child: differences between mothere and tathere // Soc. Sei. Med. 1985. Vol. 21. N8. P. 857−863.
- Shah P.M. Профилактика психической инвалидности у детей силами первичных медико-санитарных служб//Бюллетень ВОЗ. 1991.Т. 69. N6. С. 112−121.
- Sheikh Zade IuR., Berdichevskaia E.M. Adaptive-compensatory changes of autonomic balance in children with infantile cerebral paralysis. Zh Nevrol Psikhiatr Im S S Korsakova 1999- 99(9):42−5.
- Sonnlag H.G., Flassak h., Throm W. Hygienic aspects with regard to nursing of home care paruents with AIDS, chronic diseases and mental handicaps / Universitate Heidelberg. 1995. (from Internet).
- S-wanson A.B. Congenital Limb Defects. Classification and Treatment // Clinical Symposia. 1981. Vol. 33. N 3. 32 P.
- Takamatsu I. Bilateral vocal cord paralysis in children Nippon Jibiinkoka Gakkai Kaiho 1996 Jan- 99(1):91−102.
- Thompson G.H. Sailer R.B. Legg-Balve-Pertehes Disease. // Clinical Symposia. 1986.Vol.38.Nl.31 P.
- Walls Т. Организация социальной работы в США //Современная семья: социальные, правовые, медицинские, психолого-педагогические аспекты проблем. Пермь. 1994. С. 1−2.