Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Политико-правовое развитие субъектов Российской Федерации как фактор укрепления федеративных отношений: На примере Республики Алтай

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Республики Алтай в новой редакции образована Конституционная комиссия. и государственного управления.-Ростов н./ д.: изд-во СКАГС, 2001; он же Модернизация государственного управления (теоретико-методологические обоснования).-М., 2001; Барциц И. Н. Правовое пространство России. Вопросы конституционной теории и практики.-М., 2000; Автономов A.C. Правовая онтология политики.-М., 1999; Баглай М. В… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации
  • Глава 2. Становление и развитие законодательной деятельности субъектов Российской Федерации как основа стабилизации федеративных отношений
  • Глава 3. Взаимовлияние федерального и регионального законодательства и пути разрешения противоречий между ними

Политико-правовое развитие субъектов Российской Федерации как фактор укрепления федеративных отношений: На примере Республики Алтай (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

? исследования. Политико — правовые основы федеративных отношений в России были заложены. в Федеративном Договоре, подписанном в 1992 году, закреплены в Конституции Российской Федерации и в соответствии с ней в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации.

Суть этого процесса заключается в обеспечении государственной целостности страны, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, обеспечения равноправия.

Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., существенно изменила политико-правовую основу деятельности органов государственной власти Российской Федерации. Она установила федеративное устройство, в соответствии с которым составные части государства получили государственно-правовой статус и стали именоваться субъектами Российской Федерации.

Федерализм основан на уважении и поддержке политического, этнонационального многообразия общества, способен реально стимулировать процессы самоорганизации многонационального и многоконфессионального российского общества, вовлекая, многонациональный народ России в управление государством на всех уровнях законотворческого процесса. Этосознательный выбор современных и эффективных технологий управления страной, которые позволяют максимально использовать уникальный потенциал многообразия регионов единого государства. Именно поэтому законодательство каждого субъекта Российской Федерации является: составной частью единой двухуровневой законодательной системы России. Вместе с тем это самостоятельная и равноправная отрасль федерального законодательства.

Возникла принципиально новая система законотворчества и законодательства. Практически сформирована трехуровневая система законодательства: уровень Российской Федерацииуровень субъектов Российской Федерации и муниципальный. Законы субъектов Российской Федерации — принципиально новое понятие, которое незнало аналогов и не закреплялось в прошлом ни в одной из Конституций Российского государства.

В Российской Федерации официально провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Носителем суверенитета и единственным источником власти признается, многонациональный народ России. Получили практическую реализацию идеи гражданского общества, сочетания централизации и децентрализации. Все это оказывает воздействие на взаимоотношения РФ, ее субъектов и муниципальных образований, что в конечном итоге оказывает влияние и на законотворчество регионов.

Развитию политико-правовых основ федерализма служит административное реформирование, результатом которого должно стать государство, адекватное нашему времени и целям, которые стоят перед нашей страной"1.

Безусловно, что краеугольным камнем нынешней федеральной политики в области развития федерализма является поиск оптимального баланса отношений между Российской Федерацией и ее субъектамисочетания мирового опыта построения федеративного государства с учетом государственной и национальной специфики России.

В основе развития федеративных отношений в России стоит проблема создания прочной политико-правовой базы для преодоления тех противоречий, которые были заложены на начальном этапе формирования федерализма. Все еще дискутируются: вопросы равноправиясубъектов Федерации, договорной политики и практики асимметриии,. прежде всего правовой асимметрии субъектов > Федерации, вопросы наличия суверенитета у регионов Российской Федерации.

Опыт свидетельствует, что неопределенность по ключевым вопросам федеративных отношений приводит к ослаблению рычагов управления государством со стороны государственных органов власти.

Актуальным в настоящее время является реализация созданной на основе Конституции Российской Федерации нормативной базы правового статуса таких субъектов, как республики в составе РФ, вопросы и взаимовлияния, развития и совершенствования законодательства Российской Федерации и всех ее субъектов.

Противоречия между нормативными актами субъектов Российской Федерации и федеральной правовой системой обусловлены целым комплексом причин, которые вызваны в. первую очередь сложностями переживаемого Российским государством периода. Все это не могло не отразиться на состоянии законодательства субъектов Российской Федерации. Происшедшие перемены в политической, социально-экономической жизни Российский Федерации в целом и Республики Алтай, в частности, потребовали устраненияпротиворечий, которые имели место в законодательстве республики.

На динамику политико-правового развития субъектов Российской Федерации, в том числе и Республики Алтай, значительное влияние оказали: решения в сфере федеративных отношений, принятые Президентом Путиным В. В.: учреждение федеральных округов, реформирование федеральных органов исполнительной власти, принятие мер, направленных на обеспечение целостности правового пространства России.

Среди: этих мер одно из самых значимыхтребование о приведении Конституции и других нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Это обусловлено необходимостью обеспечения государственной целостности и.

1 См. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.- М., 2002.-С.11. единства государственной власти, оптимального соотношения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов, совершенствования политико-правовых основ федерализма.

Указанные процессы в Республике Алтай характеризуются некоторыми особенностями. 7 июня 1997 года Государственным-СобраниемЭл Курултай Республики было принята Конституция, которая вступила в действие 11 июля 1997rV Несмотря на то, что Республика Алтай приняла Конституцию одной из последних, ее правовой анализ показал, что есть, немало положений, противоречащих федеральной Конституции. В этой связи Основной закон Республики Алтай стал предметом рассмотрения? в Конституционном Суде Российской Федерации2. В решении Конституционного Суда подняты крайне, важные вопросы дальнейшего развития федеративных отношений в субъектах Российской Федерации. В ходе его реализации парламентом Республики Алтай исключено из конституции Республики: ее статуса как «государства», хотя форма правления была усилена, системой «сдержек и противовесов» в сторону полупрезидентской республики.

Безусловно, разные регионы России имеют определенные особенности, которые необходимо учитывать в процессе совершенствования федеративных отношений. В диссертации сделана попытка анализа политико-правовых проблем развития федеративных отношений на материалах Республики Алтай.

В этой связи исследование политико-правовых основ, деятельности субъектов Российской Федерации в процессе совершенствования федеративных отношений в России приобретают особую актуальность, что в целом и определило выбор темы диссертационной работы и круг рассматриваемых вопросов.

Степень научной' разработки* проблемыФормирование и развитие российского федерализма постоянно находится в поле зрения отечественной науки. Проблемам федеративного устройства значительное внимание уделено в работах Р. Г. Абдулатипова, Г. В. Атаманчака, A.C. Автономова, М. В. Баглая, И. Н. Барцица, ЛФ. Болтенковой, Н.В. ВитрукаВЛТ. Вишнякова, Л. М. Дробижевой, В: Ю. Зорина, К. В-Калининой, В. НШысенко, А. А. Мацнева, Н. П. Медведева, В! А. Михайлова, А. Ф. Дашдамирова, В.А.

Прокошина, М. В-Столярова, Б. НЛропинина, И. А. Умновой, Т. Я. Хабриевой, Б. С. Эбзеева, Ю. Ф. Ярова и других3.

1 Ведомости Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай.-1997.-№ 21.

2 См.: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 года № 10-П по делу о проверке конституционности положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации.-2000.-№ 25.-Ст.2728.

3 См. Абдулатипов Р. Г. Национальный вопрос и государственной устройство России. М., 2000; Абдулатипов Р. Г., Болтенкова Л. Ф. Опыты федерализма.-М., 1994; Абдулатипов Р. Г., Болтенкова Л. Ф., Яров Ю. Ф. Федерализм в истории России. В 3 книгах.-М., 1992;1993. Абдулатипов Р. Г., Михайлов В., Чичановский А. Национальная политика Российской Федерации: от концепции к реализации.-М., 1997; Атаманчук Г. В. О целостности государства.

Проблематика федерализма часто рассматривается: российскими правовыми и политологическими научными школами в сопоставительном аспекте с зарубежным опытом развития федерализма1.

Что касается отечественной науки в области федерализма, то она обогащается глубокими научными исследованиями ученых в субъектах РФ. Значительный вклад в исследование национальных и федеративных проблем Республики Алтай внес Горно-Алтайский государственный университет.

В поле зрения его научной деятельности находится проблема: «Государственно-правовой статус Республики Алтай» (Д.И.Табаев). Органами государственной власти Республики Алтай в целях дальнейшего развития федеративных отношений в республики и подготовки проектаКонституции л.

Республики Алтай в новой редакции образована Конституционная комиссия. и государственного управления.-Ростов н./ д.: изд-во СКАГС, 2001; он же Модернизация государственного управления (теоретико-методологические обоснования).-М., 2001; Барциц И. Н. Правовое пространство России. Вопросы конституционной теории и практики.-М., 2000; Автономов A.C. Правовая онтология политики.-М., 1999; Баглай М. В. Конституционное: право Российской Федерации.-М., 2000; Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность / отв.ред. Л.М.ДробижеваМ.: Academia, 2002; она же Асимметричная Федерация: взгляд из центра, республик и областей.-М., 1998; Калинина К. В. Федерализм и национальный вопрос // Российский федерализм: опыт становления и стратегия перспектив.-М., 1998; она же Право народов на самоопределениеважнейший принцип национальной политики. // Вопросы национальных и федеративных отношений. -М., 2000; Лысенко В. Н. Порочна ли договорная основа федеративных отношений? В кн.: «Сборник договоров и соглашений между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации». -М., он же Российская Конституция: проблемы совершенствования // Российский Федерализм: опыт становления и стратегия перспектив.-М., 1998; Мацнев A.A. Регион в системе федеративных отношений // Вопросы национальных и федеративных отношений.-М., 2000; он же Этнополитические конфликты: природа, типология и пути урегулирования // Вопросы национальных и федеративных отношений.-М., 1997; Медведев Н. П. Институт консенсуса и проблемы федерализма в России // Конституционно-правовые проблемы развития российского федерализма.-М., 2000; он же Федеративный договор и основы государственного устройства в России // Российский федерализм: от федеративного договора до наших дней.-М., 2002; Михайлов В. А. Россия с мечтой о реальном федерализме // Российский федерализм: от федеративного договора до наших дней.-М., 2002; Столяров М. В. Россия в пути. Новая федерация и западная Европа.- Казань. 1998; он же Федерализм и Державность: российский вариант.-М., 2001; Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма.-М, 1998; Эбзеев Б. С. Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации. В 2 томах.-М., 2000;2001.

1 См.: Адаптация канадского опыта в России: взгляды, мнения позиции,-М., 2000 г.- Государство, право и межнациональные отношения в странах западной демократии,-М., 1993 г., Федерация в зарубежных странах.-М., 1993 г.- ЕременкоЕ. Федерализм в сотрудничестве. Российско-канадский проект.-М., 1994 г.- Лафитский В. И. США: Конституционный строй и роль штатов в структуре американского федерализма.-М., 1993 г.- Михайлова Н. В. Российский Федерализм в контексте мирового опыта.-М., 2002 г.- Столяров М. В. Федерализм и региональные отношения (Опыт России и Западной Европы),-М., 1999гШило В. Е. Современные федерализм в контексте международных отношений- «США-ЭПИ», 1998 г.№ 4.

2 Сборник законодательства Республики Алтай. 2004.№ 15(21).

Большой вклад в исследование федеративных и национальных отношений в Республике Алтай внесли: Табаев Д. И, Тюхтенев С. С., Ромашкин В. В?.

Вместе с тем, решая задачи развития федерализма в. России в законодательном, политическом плане, органы государственной власти слабо пока учитывают национальные факторы. Этот аспект не находит еще должного анализа в Российской Федерации и в ее субъектах.

Объектом диссертационного исследования является анализ реализации политико-правовых основ развития федеративных отношений в России, на этой основе законодательной деятельности органов? государственной? власти, связанные особенностями конституционно-правового статуса субъектов Федерации, регулированием и осуществлением законодательного процесса в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации как основы реформирования федерализма.

Предметом диссертационного исследования является конституционно-правовая деятельность органов государственной власти по совершенствованию и развитию федеративных отношений.

Данный предмет исследования в диссертации рассматривается с позиции реальных проблем функционирования политико-правового пространства. Российской Федерации: преодоление противоречий в правовой системе Российской Федерации, перечень мер поддержания правового единства страны.

Цель диссертационной' работы* состоит в исследовании политико-правового развития субъектов Российской Федерации как основы развития федеративных отношений в России и подготовка практических рекомендаций, направленных на совершенствование законодательной деятельности.

В связи с этим определены основные задачи диссертационного исследования:

— выявить, особенности законодательного процесса субъектов Федерации, как неотъемлемой части законодательства Российской Федерации;

— показать способы обеспечения единого правового поля;

— исследовать проблему пробелов, противоречий в законодательстве, выработать рекомендации по их устранению—.

— дать анализ взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов в области разграничения предметов ведения и полномочий между ними в. сфере законодательной, деятельности-.

— раскрыть характерные черты и особенности законотворческого процесса субъектов Федерации в сфере их исключительного ведения;

— проанализировать особенности конституционноправового статуса республик в составе Российской Федерации;

— предложить возможные пути совершенствованиязаконодательства Российской Федерации и ее субъектов, пути разрешения противоречий, а.

1 См.: Табаев Д. И. Надуманные противоречия. Горно-Алтайск.-2000; Ромашкин В. В. Конституционно-Правовые основы государственной языковой политики в Российской Федерации. М.:-1999; Тюхтенев С. С. Избирательная комиссия Республики Алтаи. Горно-Алтайск.-2001. также определить основные направления федерального законодательства и его соотношениях региональным нормотворчеством- - исследовать роль Конституционного Суда РФ, возможность введения института федерального вмешательства для обеспечении единства конституционно-правового пространства на территории России. Теоретическую базу диссертациисоставили идеи, положения, выводы, содержащиеся? в трудах отечественных авторов, исследовавших особенность развития федеративных отношений, которые позволили охарактеризовать важнейшие элементы конституционно-правового статуса такого рода субъектов федерации как республики, раскрыть правовое положение российского федерализма, обеспечивающегося конституционно-правовое равноправие субъектов Российской Федерации, рассмотреть актуальные проблемы законодательного процесса субъектов Российской Федерации.

Методологической основой диссертации стали принципы системности, междисциплинарного исследования, метод объективности, сравнительно-правового, структурно-функционального, этнополитического анализа, открывающих возможность комплексного исследования многосложных проблем и процессов, а также система аналитических методов, которые составили основу для реализации исследовательской проблемы.

Эмпирическую базу исследования составляют официальные документы: — Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, Послания Президента РФ Федеральному Собранию, конституции, уставы субъектов Российской Федерации, законы Республики Алтай, а также материалы парламентских слушаний Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай, справочные материалы, материалы научно-практических конференций по проблемам федеративного строительства в России, исследования ученых.

Основные результаты исследования и их научная* новизна обусловлены постановкой проблемы, степенью ее разработанности, попыткой объективно проанализировать процесс реализации политико-правовых основ взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов, как важнейшего фактора развития российского федерализма. Представленная диссертация одна из попыток комплексно исследовать развитие политико-правовых основ совершенствования федеративных отношений на примере Республики Алтай.

В диссертации подтверждается и дополнительно обосновывается вывод о том, что равноправие субъектов Российской Федерации в современных условиях не означает их тождества. Высказывается мнение автора по поводу дискуссиивозможна ли симметричная федерация и что такое симметричная федерация. Автор полагает, .что асимметрия в современных условиях является оправданной. При этом подчеркивается характер правовой асимметрии в Российской Федерации. В исследовании сделан вывод о том, что тормозом в развитии федерализма может быть консервация правовой асимметрии.

Непосредственным предметом самостоятельного анализа стали теоретические И-практические проблемы осуществления правотворческой деятельности в субъектах Федерации и в частности в Республике Алтай, их соотношение, а также взаимовлияние с правовой системой Российской Федерации. Это позволило выяснить роль и место нормативных правовых актов и правотворческого процесса субъектов Федерации в правовой системе России, устранить деформирующие эту систему противоречия.

Новизну представляет всесторонний анализ политико-правовой деятельности органов государственной власти Республики Алтай в процессе развития федеративных отношений, что позволило автору обосновать некоторые выводы и рекомендации в отношении дальнейшего развития федеративных отношений в Республике Алтай.

Особенности правотворчества субъектов Российской Федерации связаны с их конституционно-правовым статусом и следовательно, характеризуются самостоятельностью. Определенная автономность правотворческого процесса обусловливается следующими причинами: 1) объемом прав и полномочий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерациипо предметам исключительного ведения субъектов Российской Федерации, 2) источниками правотворчества, 3) наличием механизма преодоления противоречий между нормативно-правовыми актами, 4) наличием самостоятельных законодательных органов субъектов Федерации. При анализе способов разрешения противоречий законов субъектов Федерации с федеральным законодательством, диссертант подчеркивает необходимость внесения изменения в федеральные нормы права, в том числе имеющие характер конституционных, обеспечивающие развитие принципов федерализма, суверенитета на территории Российской Федерации и единство конституционно-правового пространства России.

Практическая значимость диссертационного исследования" определяется возможностью использовать его вводы и положения в решении ключевых проблем укрепления российской государственности на принципах конституционного федерализмадолжны способствовать наиболее оптимальному разграничению и соотношению законодательных полномочий между федеральным и региональным уровнями правового регулирования, при разработке проектов законов: Российской Федерации и субъектов Российской Федерациив научно-исследовательской г работе, преподаванииюридических и политических дисциплин в высших учебных заведениях, а также в процессе подготовки и переподготовки кадров государственной службы. Они.

Апробация результатов исследования Основные положения, выводы и рекомендации обсуждены и одобрены, на заседании кафедры, в выступлениях автора на методологических семинарах, они изложены также в выступлениях диссертанта на научно-практических конференциях по проблемам федерализма, межрегиональной конференции «Федерализм: проблемы развития», парламентских слушаниях и в ряде научных публикаций. Автор диссертации принимал участие в проведении экспертиз региональных законов, разработке конституции республики Алтай, проектов законов и иных нормативных правовых актов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных нормативных правовых актов и научной литературы.

Заключение

.

Развитое российского государства, будь то Российская империя, Советский Союз или Российская Федерация, расположенного на территории двух континентов, свидетельствует, что его территория включала в себя территории иных государственных образований, пользующихся той или иной формой автономии, а в состав населения Российского государства входили и входят на протяжении различных этапов истории различные этносы.

Тем не менее, на всю указанную территорию и на все многоэтническое сообщество распространяется единый суверенитет Российского государства.

Принятие Конституции Российской Федерации, 1993 г. стало основой.для. формированияновойроссийскойгосударственностиа- такжеформирования-законодательства, как на уровне Российской Федерации, так и науровнесубъектов Федерации.

Одним из наиболее важных факторов развития законотворческой деятельности субъектов Федерации является регулирование им широкого круга вопросов, с учетом национальных, исторических, социокультурных особенностей. Основой для правотворческой деятельности субъектов Федерации является Конституция Российской Федерации, федеральные законы, конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, договоры о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации. Для каждого сложносоставного государства основным вопросом, который нагляднодемонстрирует характер государственно-правовых связей, свидетельствует об уровне централизации осуществления властив стране, показывает реалии связей между субъектами Федерации, является вопрос о разграничении полномочий между Федерацией и ее субъектами. Общий подход к использованию самого принципадоговорных отношений должен основываться на приоритете конституционного метода регулирования.

Признавая равноправие субъектов Российской Федерации, необходимо видеть различия их конституционно-правового статуса. Равноправие должно выражаться, прежде всего, в: равном объеме прав субъектов в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Утвердить абсолютно тождественный правовой статус республик, краев, ^ областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов невозможно. Тем не менее, данное положение отражает реальное соотношение сил, сложившееся между субъектами Федерации.

Главной правовой проблемой остается закрепление указанного" равноправия субъекта Российской Федерации в их взаимоотношениях с федеральными органами власти. в: специальном: законе, «О конституционно-правовом статусесубъекта РоссийскойФедерации». Данныйзакон: призванзакрепить федеративное устройство, основанное на равноправии субъектов Российской Федерации. Однако, при этом возможноуказать на отличия правового статуса, которым обладают республики в силу наличия национального момента.

Стратегиейсовременного развития российской: государственности следует признать всемерное поддержание единства страны, когда высшими ценностями должны признаваться такие государственные категории* как «целостность государства», «государственная и национальная безопасность», «суверенитет государства», «единство конституционно-правового пространства».

К наиболее типичным нарушениям Конституции Российской Федерации и федеральных законов относятся:

1) ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина;

2) отступления от принципа: верховенства Конституции Российской Федерации и федерального законодательства;

3) нарушение конституционных принципов разделения т самостоятельности! государственной власти в Российской Федерации, в том числе в форме вмешательства в компетенцию федеральных органов государственной власти;

4) нарушения в области разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и субъектами Федерации;

5) нарушения конституционного принципа равноправия? субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами, государственной власти;

6) нарушение экономического пространства страны;

7) нарушение права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления.

Однако, эффективного правового механизмазащиты конституционного строя в Российской Федерации, пока нет. Поэтому, среди насущных задач — принятие ряда законовпосвященных урегулированию федеративных правоотношений. Прежде всего, речь идет о принятии Федерального закона «О процедурах преодоления разногласий? и разрешения: споров, между органами, государственнойвластиРоссийскойФедерациии органамигосударственной-власти субъектов Российской Федерации», Стабильное государственно-правовое развитие Российской Федерации в целом и ее субъектов1 предполагает соответствие нормативных правовых актов республик, краев, областейгородов федерального значения, автономной области, автономных округов (прежде всего конституций и уставов) Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации. В этих целях целесообразно разработать, и принять Федеральный закон «Об обеспечении нормативно-правовых актов субъектов Федерации федеральному законодательству».

Для обеспечения соответствия Конституции России * правовым актам субъектов Федерации необходимо создать механизм, регулирующий процедуру принятия федеральных законов, затрагивающих вопросы совместного веденияЭто вопрос координации правотворческой деятельности Российской Федерациии ее субъектов.

Следует создать механизм обеспечения * единства правового пространства Российской Федерации. Федеральное Собрание Российской Федерации призвано разработать конституционный механизм, обеспечивающий соответствие. правовых актов субъектов Федерации российскому законодательству, порядок отмены противоречащих законодательных актов. Россия, как суверенное государство, вправе принимать все необходимые меры для исключения явлений, нарушающих единство правового пространства страны. Обще федеративные, общегосударственные и общенациональные интересы заключаются в поддержании целостности государства, утверждении единого суверенитета Российской Федерации. Достойно сожаления, что Федеральное законодательство не содержит необходимых механизмов, гарантирующих конституционно-правовое пространство страны. Поэтому необходимо разработать и принять федеральные законы, направленные на укрепление правовой системы Российской Федерации, на обеспечение механизмов федерального вмешательства при приведении законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с Федеральным законодательством- «Подобныеинститутывмешательства, — - отмечает Президент Российской Федерации* В-В: Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации за 2000 год, — есть во многих государствах. Они применяются крайне редко, но само их наличие служит надежной гарантией четкого исполнения Конституции и федеральных законов"1. Нормативно-правовое обеспечение механизмов федерального вмешательства требуют принятия законов Российской? Федерации «О конституционных гарантиях обеспечения государственной целостности Российской Федерации" — «О порядке приведения законодательства субъектов Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством" — «О механизме реализации решений Конституционного Суда Российской Федерации" — «Об институте федерального вмешательства"" — «О единстве государственной власти в Российской Федерации».

Кроме того, юридическая, экспертиза нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерацииосуществляется Министерством юстиции Российской: Федерации, а правом на обращение в суд за отменой таких актов обладают органы прокуратуры. В целях обеспечения стабильности правовой системы Российской Федерации, формирования единого конституционно-правового пространства на территории Российской Федерации, думается.

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «Государство России. Путь к эффективному государству (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства). М.: — 2000.-С.29. необходимо решить вопрос о наделении органов юстиции правом обращения в суд с заявлением об отмене противоречащего федеральному законодательству правового акта субъекта Российской Федерации.

Фактором укрепления российской государственности является неукоснительные соблюдение и выполнение действующих законодательных актов, и постоянное их совершенствование.

В современный период имеет место и несовершенство федерального законодательства, заключающееся в отсутствие норм, регулирующих отдельные правоотношения, и в регулировании правовых отношений нормативно-правовыми актами, не отвечающие требованиям. Конституции Российской Федерации. В этих условиях субъекты Российской Федерации. осуществляют, по. вопросамсовместноговеденияРоссийскойФедерации* иеесубъекта" опережающее правотворчество, чем оказывают влияние на развитие федеральный законодательный процесс.

Таким образом, конституционно-правовое единство России при всем многообразии ее правового, этнического, социального ландшафта является непременным условием проведения демократическим преобразованиям. Противоречия между Российской Федерации и ее субъектами, федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации приводят к осознанию модернизации государственно-правового статуса, как Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации и созданию механизма поддержки единства правового пространства страны. От этого зависит будущее Российского государства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всеобщая Декларация прав человека // Права человека: Основные международные документы. М.:-1989.
  2. Конституция Российской Федерации. М.-1993.
  3. Конституция Республики Алтай. Горно-Алтайск.-1997.
  4. Конституция Республики Алтай. Горно-Алтайск.-2000.
  5. Конституция Республики Татарстан. Казань.- 19 946. Лесной-кодекс. Собрание Законодательства- РФ.-1997.- № 5 -Ст.З.
  6. Федеративный Договор. Документы. Комментарии.-М.:-1992.-79с.
  7. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Принята Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.-1990.-№ 2.-Ст.22.
  8. Декларации о суверенитете союзных и автономных республик. -М.:-1990.
  9. Декларация о государственном суверенитете Горно-Алтайской АССР.-Горно-Алтайск.-1990.
  10. Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. 1994−2002.
  11. Федеральный конституционный закон «О конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ (в ред. от 15 декабря 2001 года № 4-ФКЗ). // Российская газета.№№ 138−139. 1994.-23 июля.
  12. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации от 31 июля 1995 года (в редакции Федерального закона от 18 февраля 1999 г.).// Собрание законодательства Российской Федерации.-1995.-Ct.2210- 1999.-Ст.-2990.
  13. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации.-1995.-№ 35.-Ст.3506- 1997-№ 12-Ст.1378- 2000-№ 32-Ст.3330.
  14. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ (в ред. от 15 декабря 2001 года № 5-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации.-1997.-№ 1 -Ст. 1- 2001 .-№ 51 .-Ст.4825.
  15. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ.// Российская газета. 1997.-3 июля.
  16. Федеральный- конституционный- закон* «О* порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации.-2001.-№ 52.-Ст.4916.
  17. Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации.-1998.-№ 10.-Ст.1146.
  18. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ (в ред. Федерального закона от 30.03.1999). // Собрание Законодательства РФ.-1997.-№ 38.-Ст .4339- 1999.-№ 55- Ст. 83.
  19. Федеральный закон? «О референдуме». // Собрание Законодательства Российской Федерации.-1995.-№ 42.-Ст.3921.
  20. Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения * и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ"|// Собрание Законодательства РФ.-1999.-№ 26.-Ст.3176.
  21. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 года № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе // Собрание законодательства РФ.-2000.-№ 20.-Ст.2112.
  22. Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 17 мая 2000. // Собрание законодательства. Российской- Федерации.-2000.-Ст.2168.
  23. Указ Президента РФ № 903 от 3.06.1996 «Об основных направлениях региональной политики в- РФ».// Собрание законодательства Российской Федерации.-1996.-Ст.2756.
  24. Указ Президента РФ № 909 от 15.06.1996 г. «Об утверждении* Концепции государственной национальной политики- РФ».// Собрание законодательства Российской Федерации.-1996.-Ст.3010.
  25. Указ Президента РФ «О концепции национальной безопасности» от 12 января 2000 г. // Собрание Законодательства РФ 2000.-№ 2. -Ст. 170.
  26. Официальные документы органов государственной власти субъектов Российской Федерации. М.: Издание Государственной Думы. 2000−2001.
  27. Закон Республики Алтай «Об образовании в Республике Алтай» // Ведомости Государственного Собрания- Эл Курултай Республики Алтай.-1996.-№ 8.
  28. Закон Республики Алтай «Об административной ответственности за нарушение водоохранного законодательства». // Ведомости Государственного Собрания Эл Курултай Республики Алтай: — 1999,-№ 1.
  29. Закон Республики Алтай «О Государственном Собрании-Эл Курултай». -Горно-Алтайск. // Ведомости Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай.- 1998.-№ 3−11.
  30. Закон Республики: Алтай «О Правительстве Республики Алтай». // Ведомости Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай.-1998.-№ 2−4.
  31. Закон Республики Алтай «Об управлении Государственной собственностью в Республике Алтай» //Ведомости Государственного
  32. Собрания-Эл Курултай Республики Алтай.-1999.-№ 1.
  33. Закон Республики Алтай «О государственном Собрании- Эл: Курултай Республики Алтай» от 27.03.98.- № 3−11.
  34. Закон Республики Алтай «О Правительстве Республики Алтай» от 24.02.1998.- № 2−4.
  35. Закон Республики Алтай «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства» // Ведомости Государственного Собрания-Эл Курултай- Республики' Алтай.-1997 №-22−10:
  36. Закон Республики-Алтай-«Огосударственной-службе Республики. Алтай» //Ведомости Государственного Собрания-Эл Курултай Республики Алтай.-1998.- № 8−5.
  37. Положение об Аппарате Правительства Республики Алтай от 31.07.98. № 239.
  38. Регламент Государственного Собрания Эл Курултай Республики Алтай от 18.11.1998 г.
  39. Монографии, публикации, научные исследования.
  40. Р.Г. Власть и совесть: политики, люди и народы в лабиринтах смутного времени. М.:-1994.
  41. Р.Г. Национальная политика от концепции к реализациями Славянский диалог.-1997.
  42. Р.Г. Управление этнополитическими процессами. Вопросы теории и практики.-М.: Славянский диалог.-2001.
  43. Р.Г. О федеративной и национальной политике Российского государства.-М.: Славянский диалог.-1995.
  44. Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России.-М.: Славянский диалог.-2000.
  45. Р.Г. Обустройство народов, российская, модель.-М. :Славянский -диалог.-1999.
  46. Р.Г. Историческая многонациональность в России: политика, мораль, управление-М.: Славянский диалог.-1999.
  47. Р.Г. О федеративной и национальной политике Российской Федерации на современном этапе //Этнопанорама.-2001.-№ 3.
  48. Р.Г. Федерализм в истории России.-М.-1993.
  49. Р.Г., Болтенкова Л. Ф. Опыты федерализмы.-М.:-1994.
  50. Р.Г., Болтенкова Л. Ф., Яров Ю. Ф. Федерализм в истории России. В 3-кн.- М.:1992.
  51. Р., Михайлов В., Чичановский А. Национальная политика Российской Федерации: от концепции к реализации.-М.:-1997.
  52. Р.Г. Поиск перспектив Российского федерализма. //Федерализм. -2001.- № 4:
  53. Р.Г. От федеративного договора до наших дней: Размышление о становлении и перспективах российского федерализма.// Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика.-2002.-№ 7.
  54. А.И. Классификатор правовых актов и вопросы упорядочения законодательства. // Журнал российского права.-2003.-№ 7.
  55. С.А. и др. Политико-правовые проблемы развития Российской Федерации в свете отечественного и мирового опыта. // Мир России.1997.-№ 3.
  56. С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в РФ: конституционно-правовые основы. -М.: РосЮридИздДом.-1996.
  57. В.М. Конституционно-правовое регулирование взаимоотношений РФ и ее субъектов: Дисс. к. ю н.М.: — 2000.
  58. Г. В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. М.:-1996.
  59. Г. В. О целостности государства и государственного управления.-Ростовн./д.: изд-во СКАГС.-2001.
  60. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления.-М:-1997.
  61. Г. В. Государственно-правовая природа федерализма // Российский федерализм: опыт становления и стратегия перспектив. М.:1998.
  62. Актуальные проблемы развития права и законодательства.-М.:1996.
  63. Асимметричность Федерации: взгляд из центра, республик и областей / Ин-т этнологии и антропологии РАН- Отв.ред.Л.М:Дробижева.-М.:ИС РАН.-1998.
  64. М.В. Конституционное право РФ. М.:-1997.
  65. М.В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.- М.:-1996.
  66. .А. Российский федерализм: разграничение предметов ведения и полномочи. // Социально-политический журнал.-1996.-№ 4.
  67. О. Алтайский край: правовое и общественно-политическое развитие субъекта Российской Федерации (конец 1998 г. начало 1999 г.). //Конституционное право: восточноевропейское обозрение. — 1999. -№ 2(27).
  68. И.Н. Правовое пространство России: современное состояние и перспективы. //Правоведение. -1999.- № 3.
  69. Барциц И. Н Правовое пространство России. Вопросы конституционной теории и практики.-М.:-2000.
  70. И.Н. Категория «суверенитет» в правовой теории и практике Российской Федерации. М.:-1995.
  71. Барциц И. Н Конституционно-правовое пространство России: формирование и динамика. М.:-2001.
  72. С.Ю. Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ.- М.: — 2003.
  73. Л.Ф. Российская Федерация и статус ее субъектов. Российская государственность: состояние и перспективы развития. М.: — 1995.78- Бобылев-А.И: Теоретические проблемы правотворчества в РФ:// Право и политика.-2001. № 9.
  74. Л.Ф. Соотношение законодательства Российской Федерации и ее субъектов: Осн. противоречия. // Федерализм.-1996.-№ 1.
  75. Е.П. Правотворчество субъектов РФ. // Право и политика.-2003.-№ 1.
  76. С.В. Правотворчество: путь от источника к форме. -М.: 2002.
  77. М.А. Трудовое право России. М.: Контракт: Инфра-М.:-2003.
  78. Бялкина. О системности законодательного регулирования местного самоуправления. // Журнал российского права. 2002.- № 4.
  79. А.И. Особенности этнополитических отношений и формирования государственности. М.:1993.
  80. Голик Ю. В, Ермаков В. Г. Проблемы российского федерализма: задание на завтра. // Журнал российского права. -2002- № 4.
  81. Государственность и право республики в составе’России. Ростов н/д,-1996.
  82. Государственная власть и местное самоуправление. -Екатеринбург.-1997.
  83. B.B. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. М.: Янус-К.-2000.
  84. А.Г. Современный законодательный процесс: основные институты и понятия. — Смоленск.-1995.
  85. JI.M. Этничность в современной России: этнополитика и социальная политика. // Этнопанорама.-2002.-№ 1.-С.1−9.
  86. И.Г. Система правовых актов субъектов РФ. // Конституционное и муниципальное право.-2001.-№ 3.
  87. И.Г. К вопросу о правовой системе субъектов РФ.// Государство и право -2003.- № 9.93.-Дудко- И: Г. Республика- Мордовия: — опыт- и- перспективы развития законодательства. // Журнал российского права.-1999.-№ 10.
  88. А.В. Разграничение предметов ведения и полномочий РФ и ее субъектов: конституционно-правовое исследование. Дисс.к.ю.н. М.:-2001.
  89. Ермаков С. М: Развитие законодательства субъектов РФ- М.:-2001.
  90. Г. Конституционный принцип федерализма и проблемы его реализации при создании единого правового пространства России. //Конституционное право: восточноевропейское, обозрение. 1999.-№ 2(27).
  91. А.Е. Теория этногенеза Л.Н.Гумилева (опыт системного изложения).-М.:ШТИКА.2002.
  92. A.A. Соотношение конституций республик в составе Российской Федерации с конституцией России: проблемы теории и практики. М.:-2001.
  93. Законы области как субъекта РФ.- Воронеж.- 1996.
  94. Т.В. Правовые и организационные аспекты формирования пространства государств-участников СНГ. М.: Молодая гвардия.-1998.
  95. А. Асимметричность Федерации. М.:-1997.
  96. И.В. Областное законотворчество-ключ к решению насущных проблем региона. // Журнал российского права.-1998. -№ 8.
  97. JI.A. Актуальные проблемы российского федерализма и их отражение в законотворческой деятельности //Журнал российского права.-1999-№ 11.
  98. Из опыта работы законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, — М.: — 1999.
  99. Информационные материалы к 10-й годовщине принятия декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан. Казань.- 2000.
  100. Институт губернатора в России: традиции и современность. -М.:-1997.
  101. В.Б. Законодательство, субъектов- РФ: объем, структура, тенденция развития//Журнал российского права>1999:-№ 12:
  102. В.Б. Законодательство субъектов РФ //Журнал российского права.-1999.-№ 9.
  103. JI.M. Федеративное государство и правовой статус народов. -М.:-1996.
  104. Л.М., Хачатрян Г.М- Суверенитет народов в многонациональном государстве // Государство и право. -1990.-№ 11.
  105. К.В. Федерализм и национальный вопрос // Российский федерализм: опыт становления и стратегия перспектив.-М.:-1998.
  106. К.В. Этнические аспекты российского федерализма: история и современность // Российский федерализм: от федеративного договора до наших дней.-М.:-2002.
  107. В.Ф. Принципы федерализма на российской почве. //Социально-гуманитарные знания.- 2000.- № 1.
  108. А.Д. Проблемы конституционной реформы и государственного строительства в России. М.:-2000.
  109. Ким А.Н. Конституционно-договорные основы разграничения предметов ведения. -М.:-1996.
  110. Ким А. Н. Республика Саха (Якутия) как субъект РФ.- М.:-2001.
  111. Т.А. Укрепление федерализма и местное самоуправление. //Государственная власть и местное самоуправление. 2000. — № 2.
  112. A.A. Проблемы соотношения государственного суверенитета РФ и государственной власти ее субъектов. //Право и политика.-2003.- № 5.
  113. Комментарий к Конституции Российской Федерации.// Отв. ред. Конюхова (Умнова) И.А. М.: Юрайт.-2001.
  114. Комментарий к Конституции Российской Федерации // Отв. ред. Окуньков Л.А.-М.--1997.
  115. Комментарий к Конституции РФ // Отв. ред. Абрамова А.И.- М.: Юристъ.-2000.
  116. Комментарий Российского законодательства., М.:-1997.
  117. Конституционно-правовые- проблемы развития- российского федерализма. Сборник статей. М.:-2000.
  118. Конституции республик в составе Российской Федерации: Сб. М., Изд. Гос. Думы РФ.-1995.-Вып.№ 1- 1996.-Вып.-№ 2.
  119. Конституция республик в составе Российской Федерации. (Сборник документов). М.: Манускрипт.- 1995.
  120. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий // Под ред. Б. Н. Топорнина. М.:-1997.
  121. Конституция, закон, подзаконный акт. Отв. ред. Тихомиров. М: Юрид. лит-ра.- 1998.
  122. О.В. Институт полномочных представителей Президента РФ в контексте развития федеративных отношений. Дисс. к.ю.н. М.:-2001.
  123. .С. Российский федерализм-гарантия демократии и пав человека. // Журнал российского права.-2000.-№ 1.
  124. В.Н. Суверенный Татарстан. — Казань.-1997.
  125. В.Н. Развитие федеративных отношений в современной России.-М.:-1995.
  126. В.Н. Роль субъективного фактора в проведении экономических реформ в регионах РФ.ЦЭкономические реформы в регионах. М.:-1998.
  127. В.Н. Десять лет современного российского парламента: некоторые итоги и перспективы: Доклад к заседанию круглого стола на тему: «Десять лет современного российского парламентаризма: итоги и перспективы». -М.:ИСП.-2000.
  128. В.Н. Причины проблем нашего законодательства кроются в самом процессе законотворчества. //Юридический мир.-1998.- № 7.
  129. В.Н. Развитие федерации и Конституция России (Конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративных отношений //Государство и право. 1997.-№ 8.
  130. В.Н. Что строим мы в России: симметричную или асимметричную федерацию. // Федерализм.-1998.-№ 1
  131. Лысенко- В-Н- Конституционный- нигилизм: Как лечить? // Рос Федерация сегодня.-1998.-№ 7.
  132. В.Н. Над Испанией Безоблачное небо? (Посттоталитарные Россия и Испания). //Журнал российского права.-1998.-№ 1.
  133. B.C. Республика Алтай в конституционном поле России // Звезда Алтая.-1999.-октябрь.
  134. Н.И., Малько A.B. Теория государства и права.М.:Юристъ.-1997.
  135. A.A. Регион в системе федеративных отношений // Вопросы национальных и федеративных отношений.-М.:-2000.
  136. Метшин И. Р* Правовая система республики в составе РФ.- М-:-2002.
  137. Д.Н. Конституционно-правовой статус Республики Саха (Якутия) как субъекта РФ. Новосибирск.Наука.-1996.1441 Митюков М. Конституционные (уставные) суды: от теории вопроса к практике решения. // Российская юстиция. 2000.-№ 4:
  138. М.А. Конъюнктурная поспешность вредна для конституционного строительства. // Звезда Алтая.-1999.- октябрь.
  139. М.А. Конституционные Суды на постсоветском пространстве: Сравнит, исслед. законодат. и судебн. практики. М.: 1999.
  140. H.A. Координация правотворчества в РФ. М.:-1996.
  141. H.A. Конституционный реформы в республиках-субъектах Российской Федерации // Государство и право.-1995.-№ 4.
  142. B.C. Правовые проблемы становления и организации деятельности местного самоуправления. -М.:-1998.
  143. Ф.Р. Законодательство субъекта Федерации реальность, требующая осмысления. // Журнал российского права.-1999.-№ 9.
  144. Ф.Х. Российский федерализм: проблемы формирования отношения нового типа. // Государство и право.-1994.-№ 3.
  145. Ф.Х. Федеративные отношения-как фактор социально-политического развития республики-субъекта РФ. Дисс. д.п.н. М.:-2001.
  146. Научно-практический комментарий, к. Конституции Российской-Федерации-// Отв.- ред: Лазарев В: В. М-:-1997.
  147. В.В. Нормотворчество в России, проблемы обновления и пути их решения (Материалы межрегионального научного семинара молодых ученых).Барнаул. Агу.-1997.
  148. Т.Ю. Субъекты РФ: теория и нации (национально-теоретические особенности).- М.:-2001.
  149. Л.А. Актуальные задачи законотворчества. //Журнал российского права.-2000.-№ 1.
  150. Ондар Н. А-О. Государственное строительство в Республике Тыва. -М.: — 2001.158- Основы государства и права: Учебник // Под общ. ред. Комарова С.А.-М.:-1996.
  151. О. Суверенная государственность и национальное самоопределение || Этнограф. Обозрение.-1994.-№ 2.
  152. Е.П. Государственно-правовой статус Российской Карелии. -М.:-1993.I
  153. Проблемы и перспективы развития РФ. Первая Всероссийская научно-практическая конференция. 19−20 января. Материалы конференции. М.: Изд-е Совета Федерации.-1998.
  154. C.B. Законотворчество в РФ.- М.: — 1996.
  155. Правовое государство, личность, законность. М. :-1997.
  156. Проблемы парламентского права России. М.:-1996.
  157. Проблемы правотворчества субъектов РФ //под ред. A.C. Пиголкина. М.:-1998.
  158. Проблемы социально-экономической и общественно-политической истории Якутии. Якутск.-1993.
  159. Проблемы федеративных отношений в Конституции РФ. (Материалы круглого стола 10 марта 2000 года). М:.-2000.
  160. Проблемы суверенитета в РФ.- М.:Республика.-1994.
  161. О.Г. Основы конституционного строя России. М.:-1994.
  162. В.Н. Субъект РФ в системе федеративных отношений. М-:-1998.
  163. И. Расползание правовой системы угроза Конституционной безопасности России. -// Федерализм.-1997.-№ 4.
  164. Г. Н. Упорядочить законотворческий процесс. || Российская Федерация сегодня.-1999.-№ 4-
  165. И.П. Территориальная организация сельского самоуправления в Российской Федерации. //Экономика и управление. -2003 .-№ 1.
  166. Е.И. Министерство юстиции России и проблемы регионального правотворчества.// Юрист.-2000.-№ 5-
  167. Д. Регистрация уставов муниципальных образований. //Законность. 2000.- № 1-
  168. А.П. Нормотворчество субъекта Российской Федерации (на примере Новосибирской области). //Журнал российского права. -2001.-№ 1.
  169. Сборник законодательства по конституционному (государственному) праву. Ростов н/д.-1997.
  170. Сборник.договоров и соглашений между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. М.: — Известия.-1997.
  171. СЛ. Региональное законодательство: правовые и социально-политические аспекты.— СПб.-1998.
  172. СЛ. Субъект федерации: статус и законодательная деятельность. Спб.: Изд-во Юрид. ин-та.-1999.
  173. H.A. Народный суверенитет Республики Саха (Якутия): предпосылки возникновения и закономерности становления. М.:-1999.
  174. Словарь-справочник по российскому законодательству. М.:-2001.
  175. Соколова-Н-С. Правотворческая деятельность субъекта РФ: развитие и совершенствование. Дисс. д.ю.н. М.:-2003.
  176. Становление государственности Адыгеи. Очерки и документы этнополитической истории (1990−1995).Т.1.- М.:-1997.
  177. Л.И. Конституционно-правовое регулирование законодательного процесса. М.:-2002.
  178. Д.И. Надуманные противоречия. Горно-Алтайск-2000-
  179. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов РФ. М.:Янус-К.-2000.
  180. Ю.А. Правовые акты: учебно-практическое и справочное пособие. М.: Юринформ.-1999.
  181. Ю.А. Теория компетенции. М.:2001.
  182. В.В. Региональное право России: проблемы становления и развития // Государство и право.-1998.-№ 11.
  183. Ю.А. Правовая сфера общества и правовая система //Журнал российского права.-1998.-№ 4/5.
  184. A.A. О государственных полномочиях в компетенции органов местного самоуправления. // Государство и право. 2002.- № 10.
  185. И.А. Современная конституционная модель российского федерализма: проблемы совершенствования и тенденции эволюции. //Государство и право,-1999.-№ 11.
  186. И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М.:-2000.
  187. Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Вып.1.- М.: Изд-во Моск. унив-та:-1996.
  188. В.В. Генеральный прокурор РФ отвечает на вопросы журнала «государства и права"7/ Государство и право.-2002.-№ 9.
  189. А.И. Правовая система субъекта РФ.- М.:-2001.
  190. Федеративные начала организации государственной власти в России.- — М.:-1996
  191. Н.К. Правовой статус республик-субъектов Российской Федерации: Автореферат РАУ.- М.:-1992.
  192. Р.Г. Политические проблемы становления и развития государственности Адыгеи. М.:-1995.
  193. Ю.Я. Укрепляя российскую государственность // Юрист.-2003.-№ 4.
  194. М.В. Проблемы конституционно-правового положения субъекта. М-:-1997.
  195. A.A. Государственный суверенитет: теоретическо-правовые аспекты. М.:-1993.
  196. Э.В. Год по главе? // Звезда Алтая.-1999.-октябрь.
  197. Ю.А. Конституционно-правовые основы законотворчества субъектов РФ.- М.:-2000.
  198. П. Суверенитет республик в составе Российской Федерации // Международ.жизнь.-1992.-№ 3208: Шёломенцев В. Н. Конституционно-правовой статус РФ: теоретический и историко-сравнительный анализ. М.:-1998.
  199. В.Н. Конституционно-правовой статус Республики Хакасия. -М.:-1998.
  200. А. Алтай перебрал суверенитета. || Российская газета.-2000.-июнь-
  201. . А.Н. Реформа местной власти в России. (Сборник методических материалов по реализации федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») СПб.-1995.
  202. М.К. Правовая система республик-субъектов РФ. М.: -2000.
  203. В.Д. Государственный суверенитет и право народов на самоопределение. Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС. -1997.
  204. Б. С. Карапетян Л.М. Российский федерализм: равноправие и ассиметрия конституционного статуса субъектов // Государство и право,-1995.-№ 3-
  205. .С. Российский федерализм и единство конституционного пространства // Рос. Федерация.-1994.-№ 17.
  206. Л.М. Разделение властей: Опыт суверенных государств. -М.:-1995.
  207. Энциклопедический юридический словарь. М.:-1997.
  208. Ш. Ш. Политико-правовой статус автономной республики в советской федерации // Сов. государство и право.-1990.-№ 3.
  209. В.А. Становление и развитие местного самоуправления в РФ.-М.:-2000.
Заполнить форму текущей работой