Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Право следования в законодательстве России и западноевропейских стран

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основной (деонтологический) императив: увеличенная стоимость произведения изобразительно-графического, скульптурно-пластического или-иного материально объективированного художественного, искусства, изначально существующая* в скрытой форме в этом произведении искусства на момент его первичного отчуждения его автором и в значительной мере детерминированная последующей творческо-созидающей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ПРАВО СЛЕДОВАНИЯ: ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И МЕСТО В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 1. Понятие и значение права следования
    • 2. Право следования в законодательстве Российской
  • Федерации
  • Глава II. МОДЕЛИ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВА СЛЕДОВАНИЯ
    • 1. Право следования в законодательстве западноевропейских стран
    • 2. Предмет и содержание права следования
  • Глава III. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ПРИРОДЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРАВА СЛЕДОВАНИЯ
    • 1. Недостатки и неопределенности права следования
    • 2. Правовая природа права следования
  • Альтернативы праву следования

Право следования в законодательстве России и западноевропейских стран (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования.

Происходящие в России процессы приведения национального законодательства в' соответствие с установленными международными соглашениями, участником которых является Российская Федерацияположениями и подходами на, фоне продолжающихся тенденций информационной глобализации' и глобализации рынков произведений искусства актуализирует вопросы дальнейшего совершенствования законодательства об интеллектуальных правах.

Концепция развития гражданского1 законодательства? Российской Федерации, подготовленная на основании Указа Президента Российской Федерации от 18.07.2008 № 1108 «О совершенствовании гражданского законодательства» указывает на необходимость постоянного совершенствования законодательства о правах' на результаты интеллектуальной деятельности. Более того, в пункте 4.3 Концепции прямо сказано: «Нужна более подробная регламентация в отношении. некоторых других прав, отнесенных ГК к „иным“ интеллектуальным правам».

К «иным правам» в структуре «интеллектуальных прав» статьей 1226 «Интеллектуальные права» Гражданского кодекса РФ' отнесено право следования, являющееся сегодня в науке и практике авторского права одним из наиболее дискуссионных и сложных, противоречиво толкуемых прав.

Экономические показатели развития мирового и национальных рынков произведений искусства и особенно масштабов аукционного арт-рынка показывают, что перепродажа произведений искусства составляет значительный компонент этого рынка. А это обоснованно ставит вопрос о справедливости ситуации, когда художник, вынужденно продающий свое произведения за бесценок или за сравнительно небольшую цену, не может никак участвовать в распределении высоких прибылей от последующей перепродажи его произведения профессиональными участниками арт-рынка. На преодоление этой ситуации и направлено право следования.

Три с половиной года, прошедшие с момента существенного изменения законодательства Российской Федерации о праве следования и 18 лет, прошедших с момента первого закрепления этого права • в российском законодательстве, 10 лет процесса гармонизации законодательств европейских стран о праве следования, реализуемого в соответствии с Директивой Европейского Парламента и Совета № 2001/84/ЕС от 27.09.2001 о праве следования в интересах автора оригинального произведения искусства, требуют серьезного осмысления с точки зрения оценки результатов, проблем и перспектив.

Сказанное детерминирует актуальность проведения комплексного научного гражданско-правового исследования содержания, правовой природы и иных особенностей, проблем реализации и недостатков права следования в авторском праве, а также возможных альтернатив этого права.

Степень научной разработанности темы.

За исключением защищенной в 2006 г. кандидатской диссертации Д.В.Подносковым1 в России пока нет обстоятельных научных работ, посвященных исследованию права следования, хотя сам термин «право следования» встречается в литературе по авторскому праву, но только затрагивая отдельные его аспекты. Тем не менее из российских и украинских авторов, касавшихся этой темы, считаем необходимым.

1 Подносков Д. В. Право следования и право доступа в российском авторском праве: Дисс. канд. юридич. наук. — М. — 2006. — 165 с. выделить нижеследующих: А.И. Абдуллин1, Е.В. Ананьева3, А. Антонова, И. А. Близнец и Э.П. Гаврилов5, А. Еремин6, М.Н. Кузнецов7, Н.В. Макагонова9, Б. Манько10, А.О. Мелузова11, О.В. Недоруб13, Д.В. Подносков14, Е. Покидова15,.

Р.В. Авдонин2, К.Б. Леонтьев4, А.Н. Латыев8, В. Мельников12, П.А. Попова16,.

1 Абдуллин А. И. Право следования (droit de suite) в контексте гармонизации авторского права в Европейском Союзе // Интеллектуальная собственность и ее исследователь. Сборник трудов памяти профессора С. А. Чернышевой. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2005.-С. 82−105.

2 Авдонин Р. В. Содержание авторских прав в российском гражданском праве: Дис.. канд. юрич. наук: Л2.00.03. — М., 2005.

3 Ананьева Е. В. Правовые аспекты права следования // Современное право. — 2001. -№ 7. — С. 35−37.

4 Антонова А., Близнец И. А. Право следования: состояние и перспективы развития // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2005. — № 3. — С. 2−11- Близнец И. А., Леонтьев К. Б. Авторское право и смежные права / Под ред. И. А. Близнеца. — М.: Проспект, 2011; Близнец И. А. Право интеллектуальной собственности в РФ: теоретико-правовое исследование: Автореф. дис.. докт. юридич. наук. — М., 2003.

5 Гаврилов Э. П. Комментарий к закону об авторском праве. — Mt, 1996.

6 Еремин А. Вопросы регулирования права следования в российском законодательстве и европейской директиве // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2003. — № 2. — С. 15−20.

7 Кузнецов М. Н. Охрана результатов творческой деятельности в международном частном праве. -М.: Изд-во УДН, 1988. — 180 с.

8 Латыев А. Н. Право следования в российском гражданском праве // Актуальные проблемы правоведения. Научно-теоретический журнал. —2004. — № 3. — С. 109−116.

9 Макагонова Н. В. Авторское право. Учеб. пособие / Под ред. Э. П. Гаврилова. — М.: Юрид. лит., 2000.

10 Манько Б. Право следования: условия и порядок выплаты, вознаграждения авторам некоторых произведений и авторских рукописей // Коллегия. Российский правовой журнал. — 2008. — № 5. — С. 22−25.

11 Мелузова А. О. Наследование авторских и смежных прав в Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юридич. наук: 12.00.03. -М., 2003.-24 с.

12 Мельников В. Право следования в странах Евросоюза в аспекте его осуществления российскими художниками // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2007. — № 5. — С. 59−63.

13 Недоруб О. В. Право следования и возможности его реализации в отношении фотографических произведений // Имущественные отношения в Российской Федерации. — 2009. — № 9. — С. 70−74.

14 Подносков Д. В. Право следования и право доступа в российском авторском праве: Дис. канд. юридич. наук. — М., 2006. — 165 е.- Подносков Д. В. Нормативное регулирование права следования в России на современном этапе развития арт-рынка // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2006. — № 10. -С. 49−53.

O.A. Пронина1, C.A. Судариков2, E.A. Суханов и В.Ф. Яковлев3, Е. Штефан.4.

Что касается зарубежных стран, в особенности западноевропейских, то там дела с исследованием этого института обстоят гораздо лучше. В этой связи обоснованно выделить следующих зарубежных авторов, рассматривавших проблемы, понимания и реализации права-следования (фамилию указываем на первом месте): английские: Кэннон Брукс Питер5- Ньюман Джанатан6- Везерол Александер Джеймс7- Силлэрс Клэр8- Грэйди Кэти, Горовитц Ноа и Сзимански Стефан9- Фросчауэр Тоби-10.

15 Покидова Е. Авторская доля. Droit de suite по-русски //. — 26.05.2008. (Дата фиксацииинформации 20.08.2011).

16 Попова П. А. Право следования, по отношению к произведениям изобразительного искусства в России, Великобритании, США и странах СНГ //. (Дата фиксации информации 20.08.2011).

1 Пронина O.A. Право следования — правомочие автора оригинального произведения искусства (обзор российского и зарубежного законодательства) // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. — 1998. — № 9. — G. 132—137.

2 Судариков С. А. Авторское право. — М.: Проспект, 2010; Судариков С. А. Право интеллектуальной-собственности. — М.: Проспект, 2010.

3 Суханов Е. А., Яковлев В. Ф. Кодификация законодательства об интеллектуальной собственности // Российская правовая газета «ЭЖ-Юрист». Спец. выпуск. — 2006. -№ 19.. (Дата фиксации информации 20.08.2011).

4 Штефан Е. Право следования в Украине и других странах мира // Теория и практика интеллектуальной собственности. — 2009. — № 5.

5 Cannon-Brookes Р. Droit de suite: the mirage of resale royalty rights // European Intellectual Property Review. — 1980, June. — Vol. 2. — P. 175−177.

6 Newman J. Droit de Suite: a critical analysis of the approved directive // European intellectual property review. — 1997. — Vol. 19. — № 12! — P. 694−700.

7 Weatherall A.J. Harmonising the Droit de Suite: An Economic Analysis of the EC Directive: Master Thesis (Academic Year 2002/2003). — Hamburg: European Master Programme in Law and Economics, 2003.

8 Sellars C. Artists' heirs face wait for resale payments. UK government seeks extension on derogations from deceased artists' resale rights // Copyright World. — 2009, March. — № 188.-P. 20−21.

9 Graddy K., Horowitz N., Szymanski S. A study into the effect on the UK art market of the introduction of the artist’s resale right: Report, January 2008 // .

10 Froschauer Т. The impact of artist resale rights on the art market in the United Kingdom. — London: Antiques Trade Gazette, 2008 //. бельгийские: ЖенсбурВ.1- А. Беренбум2- Ван Реепинген Лоран3- Дутрелыгон Карин4- голландские: де Боер Каролин5- итальянские: Кастеллани Массимилиано и Вольгарино Антонелла6- немецкие'. Хаммель М. и Бекер Л.7- Нордеман Вильгельм8- португальские-. Роша Мария Виктория9- Ребеллу Луиш Франсишку10- Мария Де-Маттиа Фабио" ;

1 Ginsburgh V. Le droit de suite: principe et realite // Comite des Galeries d’Art, Les Galeries d’Art en France Aujourd’hui. — Paris: L’Harmattan, 1997; Ginsburgh V. Droit de suite. An economic viewpoint // The Modern and Contemporary Art Market. — Maastricht: The European Fine Art Foundation, 2005; Ginsburgh V. A propos des effets nefastes de certains droits d’auteurs: Le droit de suite et quelques autres // Revue de Droit de l’Universite Libre de Bruxelles. — 2008. — № 36. — P. 93−113.

2 Berenboom A. Le nouveau droit d’auteur et les droits voisins. — Brussel: Larcier, 2005; Berenboom A. Precis du droit d’auteur et des droits voisins. — Bruxelles: Bruylant, 2000.

3 Van Reepinghen L. Le paiement d’un droit de suite a charge des galeries d’art //. — 14.03.2008.

I Doutrelepont C. Le Droit et l’objet d’art: le Droit de suite des artistes plasticiens dans l’Union europeenne / Collection de la Faculte de Droit — Universite libre de Bruxelles. -Bruxelles: Bruylant, 1996.-490 p.

5 Boer, de. C. Droit de Suite: Het DDS Nader Beschouwd [Более пристальный взгляд на право следования] //. (Дата фиксации информации 20.08.2011).

6 Cabtellani M., Volgarino A. L’applicazione del diritto di seguito in Italia: dati e teorie a confronto // Taner journal. — 2011, maggio. — № 35.. (Дата фиксации информации 20.08.2011).

7 Hummel M., Becker L, Huber P., Kronjager E. The Droit de Suite. — Munich: IFO-Institut for Economic Research, 1995.

8 Nordemann W. Le Droit de suite dans l’article 14, cr de la Convention de Berne et dans la loi sur le droit d’auteur de la Republique federale d’Allemagne // Revue internationale du droit d’auteur. — 1977.-№ 91.-P. 76−91- Copyright.-1977.-Vol. 13.-№ 12.-P. 337−342.

9RochaM.V. O direito de sequencia (droit de suite) em Portugal [Право следования в Португалии] //. (Дата фиксации информации 20.08.2011).

10 Rebello L.F. Introducao ао Direito de Autor [Введение в Кодекс авторского права]. Vol. I. — Lisboa: SPA/Dom Quixote, 1994; Rebello L.F. Codigo do Direito de Autor e dos Direitos Conexos, anotado [Аннотированный Кодекс авторских и смежных прав]. — 2° ed. — Lisboa, 1998.

II Maria De-Mattia F. Droit de suite ou Direito de seqiiencia das obras intelectuais [Droit de suite или право следования в системе интеллектуальных прав] //. (Дата фиксации информации 20.08.2011). французские: Дюма Ролан1- Поло-Дюльян Фредерик2- Роже-Васлэн Юбер3- Люкас Андре и Люкас Анри-Жак4- Карон Кристоф5- Готье Пьер-Ив6- Эдельман Бернар7- Коломбе Клод8- Виван Мишель и Брюгьер Жан-Мишель9- Сиринелли Пьер10- Дюшмэн Владимир11- Дюшмэн Жак-Луи12, Коан Леон13- Марк Камиль и Валето де Мульяк Дельфин14- де Тиссо Оливье и Вагнер-Эдельман Франсин15- шведские: Карнелл Гуннар16.

Работы некоторых из этих авторов помогли соискателю освоить суть права следования^ и сформулировать собственные научные положения, выносимые на защиту.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в связи с признанием, реализацией и защитой права следования.

1 Дюма Р. Литературная и художественная собственность. Авторское право Франции: Пер. с фр. — 2-е изд. — М.: Международные отношения, 1993. — 384 е.- Dumas R. La propriete litteraire et artistique. — Paris: Presses universitaires de France, 1987. — 446 p.

2 Pollaud-Dulian F. Le droit d’auteur. — Paris: Economica, 2004.

3 Roger-Vasselin H. Le droit de suite apres la mort de l’artiste. — Paris, 1975.

4 Lucas A., Lucas H.-J. Traite de la propriete litteraire et artistique. — 3eme ed. — Paris: Litec, 2006.

5 Caron C. Droit d’auteur et droits voisins. — Paris: Litec, 2006.

6 Gautier P.-Y. Propriete litteraire et artistique. — 6cme ed. — Paris: PUF, 2007.

I Edelman B. Propriete litteraire et artistique. — 4eme ed. — Paris: PUF, 2008.

8 Colombet C. Propriete litteraire et artistique et droits voisins. — 9eme edition. — Paris: Dalloz-Sirey, 1999. — 507 p.

9 Vivant M., Bruguiere J.-M. Droit d’auteur. — Paris: Dalloz-Sirey, 2009.

10 Sirinelli P. Propriete litteraire et artistique. — 2eme ed. — Paris: Dalloz, 2004.

II Duchemin W. Le droit de suite // Revue internationale du droit d’auteur. — 1974. -№ 80. -P. 4−51.

12 Duchemin JL. The «droit de suite» // Revue Internationale du Droit d’Auteur. — 1967, October. — № 54.

13 Cohen L. Le droit de suite selon la loi du 11 mars 1957: These. — Paris, 1959.

14 Marcq C., Valleteau de Moulliac D. La mise en? uvre du droit de suite en Europe //. — 02.02.2005.

15 Tissot, de, ()., Wagner-Edelman F. Analyse prospective de la remuneration des auteurs, artistes-interpretes et producteurs a l’ere de la numerisation / ESSEC Business School, Departement Droit et Environnement de l’Entreprise. — Cergy (France), 2010. — P.

16 Karnell G. Droit de suite // Nordiskt Immateriellt Rattsskydd. — 1977. — № 4. — P. 315−339.

Предметом диссертационного исследования является законодательство и иные документы Российской Федерации, законодательство и документы зарубежных стран, международные правовые акты и другие документы, определяющие общественные отношения, складывающиеся в связи с реализацией права следования, практика реализации указанного права и существующие теоретические концепции содержания права следования.

Целью диссертационного исследования является проведение комплексного научного гражданско-правового исследования содержания, правовой природы и иных особенностей, проблем реализации и недостатков, а также перспектив развития права следования.

Цель диссертационного исследования обусловила постановку следующих задач:

— исследовать содержание права следования, исследовать истоки зарождения и особенностигенезиса права следования, уточнить правовую дефиницию права следования;

— выявить место права следования в законодательстве Российской Федерации, полноту нормативно-правовой регламентации оснований, гарантий, механизмов и иных правовых средств охраны права следования в гражданском праве Российской Федерации;

— исследовать российскую и западноевропейскую судебную практику по вопросам реализации, охраны и защиты права следования;

— провести сравнительно-правовой анализ зарубежного западноевропейского законодательства о праве следования и практики его реализацииисследовать существующие модели режимов гражданско-правового закрепления признания, гарантий охраны и реализации права следования в зарубежных государствах;

— исследовать структуру права следования;

— провести комплексный гражданско-правовой анализ и дать оценку недостатков и неопределенностей права следования, оснований для существующей в научной литературе критики в отношении права следования;

— исследовать особенности гражданско-правовой природы права следования и альтернатив ему.

В качестве методологической основы диссертационного исследования выступили общенаучные методы исследования общественных отношений, образующих объект диссертации (метод синтеза, метод анализа, системный метод и др. методы), а также частно-научные методы познания (теоретико-прогностический, формально-юридический, сравнительно-правовой, конкретно-исторический и др. методы).

Метод анализа явился основным методом в настоящем исследовании.

Метод синтеза позволил разработать авторское определение основного по теме исследования понятия, а также разработать авторскую научную концепцию особенностей гражданско-правовой природы права следования.

Конкретно-исторический метод позволил проследить эволюцию права следования.

Формально-юридический метод позволил осмыслить и оценить содержание нормативного материала, касающегося права следования.

Сравнительно-правовой метод позволил выявить существующие модели гражданско-правовых режимов закрепления прав следования в законодательствах государств, признающих право следования, сравнить их между собой, выявить мировые тенденции развития права следования и особенности его реализации в зарубежных странах.

В качестве теоретико-методологической основы диссертационного исследования были взяты труды российских ученых-цивйлистов, специалистов по авторскому праву, а также (в части анализа существующей научной методологии) — теоретиков права, международному праву, конституционному праву, административному праву, уголовному праву, иным отраслям права, в том числе работы:

A.Х. Абашидзе, С. А. Авакьяна, С. С. Алексеева, М. В. Баглая,.

B.В. Безбаха, И. А. Близнеца, Е. В. Богданова, Э. П. Гаврилова, В. В. Ефремовой, А. Б. Зеленцова, В. Д. Зорькина, А. Я. Капустина, В. Е. Козырева, М. Н. Кузнецова, O.E. Кутафина, Г. В. Мальцева, B.C. Нерсесянца, А. Ф. Ноздрачева, В. Ф. Поньки, А. Г. Серго, С. А. Сударикова, В. М. Сырых, О. И. Тиунова, Ю. А. Тихомирова, Т. Я. Хабриевой.

Источниковедческая база диссертационного исследования.

В ходе работы над диссертацией был обработан обширный отечественный и зарубежный научно-монографический материал по исследуемой теме.

Нормативную и эмпирическую базу диссертационного исследования составили:

— нормативные правовые акты и документы Российской Федерации по праву следования;

— нормативные правовые акты 11 западноевропейских стран (Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция), которые были в части, касающейся права следования, переведены на русский язык, проанализированы и впервые введены в российский научный оборот;

— документы ряда зарубежных стран по праву следования;

— международные конвенции и иные документы, включая доклады международных организаций, по праву следования;

— документы зарубежной судебной практики (14 решений французских судебных инстанций, 1 решение Европейского суда справедливости);

— документы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

— опыт работы диссертанта в качестве юрисконсульта Московского Союза художников.

Научная новизна диссертационного исследования определяется особенностями избранных объекта и предмета исследования, поставленными задачами и результатами проведенного исследования, в том числе следующими:

— исследовано содержание права следования, показаны особенности его появления и эволюции в законодательствах России и западноевропейских стран;

— предложена уточненная авторская дефиниция понятия права следования;

— показано место права следования в законодательстве Российской Федерации;

— дан комплексный гражданско-правовой и сравнительно-правовой анализ западноевропейского законодательства о праве следования и практики реализации права следования в этих странах;

— выявлены основные модели режимов гражданско-правового закрепления признания, гарантий охраны и реализации права следования;

— представлена авторская концепция структуры права следования и особенностей гражданско-правовой природы права следования;

— на основе комплексного гражданско-правового анализа обсуждаемых в настоящее время в научной юридической среде и среди юристов-практиков недостатков и неопределенностей права следования, оснований для существующей критики в отношении права следования обоснованы выводы относительно объективных качеств права следования.

Результатом проведенного исследования являются следующие выносимые на защиту положения, обладающие научной новизной:

1. Исследованием установлено, что право следования — это право автора произведения изобразительного, графического, скульптурного, пластического или иного материально объективированного произведения искусства на получение в установленных законом условиях от продавца, покупателя или (и) посредника определенной законом денежной, суммы при каждой последующей продаже такого произведения, имеющей место после первого отчуждения его.

2. Исследование норм законодательства Российской Федерации, устанавливающих основания охраны права следования, позволяет сделать вывод о формальной достаточности правовой регламентации указанных оснований. Между тем как анализ российской судебной практики по вопросам реализации права следования выявляет проблему крайне слабого использования права следования российскими художниками и, как причину, недостаточную эффективность правовой регламентации в этой области и слабую информированность авторов о своем праве следования.

3. Системный гражданско-правовой и сравнительно-правовой анализ законодательства о праве следования и практики его реализации по 11 западноевропейским странам позволил сделать вывод о существенной распространенности практики правового закрепления признания, гарантий охраны и реализации права следования в этих странах и наличии многообразия моделей правовых режимов закрепления права следования.

4. Установлено, что право следования обладает сложной структурой и корреспондирующим ей сложным механизмом реализации и защиты. При этом структура указанного права включает в себя постоянную часть как некое ценностно-нормативное и смысловое ядро, одинаковое для законодательства всех стран, признающих и гарантирующих право следования, и вариативную, наполняемую в зависимости от сложившейся и доминирующей в конкретном государстве концепции признания и защиты авторских прав.

Выявлено, что к константной (постоянной) части структуры права следования относятся следующие гражданско-правовые элементы и условия:

— при продаже хотя бы единожды претерпевшего отчуждение произведения искусства, на которое распространяется право следования, в установленных законом условиях автор этого произведения имеет право на получение определенной денежной суммы;

— речь идет о втором и последующих отчуждениях произведения искусства (любом после первого его отчуждения автором — дарения, продажи и проч.) — речь идет об оригинальных, авторских произведениях искусства, собственноручно изготовленных автором или, в крайнем случае, под его руководством и под его ответственностью;

— круг предметов, на которые распространяется право следования, включает определенный и общий для законов различных стран, перечень типов произведений — «классические» для права следования типы произведений искусства. Хотя вне круга таких «классических» для права-следования оригинальных произведений искусства в законодательствах к предметам праваследования могут быть отнесены различные иные типы произведений при этом, указанный круг «классических» объектов составляет ядро предметной области права следования;

— функционально: право следования включает в: себя право на получение материальной компенсации, право. на информацию о судьбе произведения искусства;

— право следования авторанеотъемлемо, неотчуждаемо, и неделимо—.

— режимгражданско-правового закрепления права следования в конкретном? государстве распространяется не* только на граждан этого государства, но и граждан: других государств, внутреннее законодательство которых признает право следования" и международный договор, который позволяет обеспечивать взаимные возможности правовых требований в связи с правом следования.

5- Установлено, что выявленное в результате проведенного исследования широкое многообразие моделей' режимовгражданско-правового закрепления признания, гарантий охраны и реализации права следования в зарубежных государствах, высокая динамика, достаточно радикальных, измененийразличными государствамиреализуемых моделей права следованияи- соответственно, режимов гражданско-правового закрепления права следования дали основания для вывода о том, что это право последние 90 лет находится в процессе своего генезиса, проходя периоды научного осмысления и практической апробации и претерпевая конкуренцию с реализуемыми в различных странах альтернативными формами дополнительной защиты прав авторов произведений искусства.

6. Обоснован вывод о том, что в. целом положительные качества права следования и положительные качества юридически и морально значимых последствий закрепления и реализации права следования существенно перевешивают присущие гражданско-правовому режиму закрепления права следования недостатки и неопределенности.

К положительным качествам праваследования и положительным качествам юридически и морально значимых последствий закрепления и реализации права следования обоснованно отнести следующие:

— правоследования представляет собой действеннуюгарантию обеспечения справедливого вознаграждения художников в условиях спекулятивных действий на рынке произведений искусства, в условиях объективного роста цен на произведения* искусства в мире, в условиях крайне ограниченного доступа к рынкам, произведений искусства, к примеру, тех художников, которые живут в отдаленных районах Севера или в сельских районах, удаленных от основных городских центров;

— право следования через установленный государством механизм обеспечивает художникам выравнивание оплаты их труда с оплатой труда других творческих профессий, которые объективно имеют больше возможностей для* заработка на своих творениях за счет дополнительных тиражей, переизданий, продажи копий компакт-дисков и DVD, повторного использования архитектурного проекта и т. д., тогда как возможности дупликации творений художника или предельно ограничены или вообще исключеныправо следования исправляет несправедливости рынка произведений искусства, обеспечивая более справедливое вознаграждение художников, уже получивших признание, за их ранние творения, которые прежде объективно продать за высокую цену не представлялось возможным, но которые представляют такую же ценность, что и творения, выполненные после признания художника;

— право следования обеспечивает минимально необходимые экономические возможности существования тех остронуждающихся художников, пик творческой активности и производительности которых пришелся на их ранние годы, но которые ныне уже не могут активно заниматься творчеством в силу разных причин;

— обеспечивая непрерывность вознаграждения авторов произведений искусства (до истечения общего срока авторских прав), право следования позволяет создать систему отслеживания траектории перехода произведений искусства из одних рук в другие, что повышает прозрачность и законность рынка произведений искусства;

— право следования обеспечивает художнику возможность прослеживать ход своей творческой карьеры, судьбу своих творенийгарантирует получение иной информации о его произведениях.

7. Проведенное исследование позволяет сформулировать следующую авторскую концепцию гражданско-правовой природы права следования. а) В праве следования имманентно присутствуют находящиеся в сложном, нелинейном взаимодействии два императива'.

• основной (деонтологический) императив — это увеличенная стоимость произведения искусства, изначально присутствующая в нем в скрытой форме на момент его первичного отчуждения его автором и в значительной мере детерминированная последующей творческо-созидающей деятельностью автора, сопровождаемой появлением всё новых его работ, которые благодаря своим художественным качествам попадают в известные публичные и частные коллекции и каталоги, информация о которых имеет огромное значение для арт-рынка. Растущая популярность художника способствует возрастанию в цене его прежних работ и появлению его естественного права на участие в прибыли от вторичной и последующей их продажи, гарантировать которое обязан гражданский закон соответствующего государства.

• дополнительный (стимулирующий) императив права следования, когда цена второй и последующей продажи произведения искусства равна или даже ниже цены первой продажи состоит в том, что законодательное закрепление права следования в правовом поле соответствующей страны играет роль стимулятора в развитии рынка произведений искусства и по существу, в этой своей части способно заменить собой определенный сегмент хозяйственной, политики государства. б) Право следования представляет собой особую форму личных имущественных прав в составе права интеллектуальной собственности и обладает смешанной гражданско-правовой природой:

• с одной стороны, право следования является имущественным в основе своей сложной внутренней структуры, поскольку главным правовым последствием наступления условий для его реализации является возникновение у определенного законом лица (определенного участника сделки по перепродаже произведения искусства) обязанности выплатить автору произведения искусства часть своей денежной выручки;

• право следования включает также и элементы личных неимущественных прав: оно непередаваемо, неделимо и неотчуждаемо от личности автора. Обладая им, автор произведения искусства может проследить ход своей творческой карьеры и получить информацию о судьбе своих работ.

8. Проведенный диссертантом гражданско-правовой и сравнительно-правовой анализ практики реализации альтернатив праву следования (Германия и др.) позволил обосновать вывод о том, что указанные альтернативы не являются «ликвидирующими заменителями» права следования, а могут эффективно дополнять право следования, обеспечивая большуюпрозрачность, социальную ответственность и справедливость рынка произведений искусства.

Практическая значимость диссертационного исследования.

Настоящее исследование носит не только научный, но и прикладной характер. Разработанные в ходе его подготовки и представленные в нём подходы ирекомендации могут быть использованы в текущей деятельности органов государственной власти, прежде всего — законодательных, судебных, общественных объединений, адвокатов, ассоциаций творческих работников, иных субъектов гражданско-правового оборота.

Материалы и научные обобщения, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы также при преподавании в вузах страны курсов гражданского права, авторского права, сравнительного правоведения, прав человека, международного частного права.

Апробация результатов диссертационного исследования.

Основные положения и выводы диссертационного исследования прошли апробацию в 10 опубликованных диссертантом научных статьях, 4 из которых напечатаны в рецензируемых изданиях, рекомендованных для опубликования основных результатов диссертационных исследований ВАК Минобрнауки РФ.

Текст диссертации был обсуждён и одобрен на заседании кафедры гражданского и трудового права Российского университета дружбы народов.

Авторские идеи и предложения в рамках диссертации прошли апробацию таюке в докладах автора на следующих научно-практических конференциях и круглых столах:

• «Проблемы, перспективы и тенденции развития гарантий и механизмов реализации интеллектуальных прав в России» [Москва, Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 12.12.2010];

• Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития института третейских разбирательств в РФ» [Москва, Автономная некоммерческая организация «Центр Третейского Разбирательства» 30.09.2011];

• IV Всероссийская научно-практическая конференция «Правовая Россия: теория и практика» [Йошкар-Ола, Приволжский научно-исследовательский центр" 15.09.2011].

Основные научные идеи и предложения, содержащиеся в диссертации, прошли апробацию также в процессе многолетней работы диссертанта в качестве юрисконсульта Московского Союза художников.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, каждая из которых подразделена на параграфы, заключения, списка нормативных правовых актов, документов и библиографических источников.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3.

Проведенныйв настоящем исследовании комплексный научный анализ особенностей правового закрепления гражданско-правовых гарантий признания, охраны и защиты права следования, а также закреплениягражданско-правовых механизмов реализации права следования и гражданско-правовых последствий такой реализации в Российской Федерации и еще в, 11 западноевропейских странах, особенностей имеющейся в этих странах практики реализации права следования, с учетом научных концепций, — и подходов, изложенных в существующих исследованиях отечественных и зарубежных авторови правовых позиций, нашедших свое отражение в имеющейся судебной практике, позволил обоснованно выдвинуть авторскую концепцию особенностей сложной гражданско-правовой природы права следования.

В нашей авторской концепции особенности, сложной гражданско-правовой природы права следования*состоят в. следующем:

1. Внутренние императивы права следования различны по своей природе, но в своем сложном, нелинейном взаимодействии определяют специфические особенностигражданско-правовой природы права следования в целом:

• основной (деонтологический) императив: увеличенная стоимость произведения изобразительно-графического, скульптурно-пластического или-иного материально объективированного художественного, искусства, изначально существующая* в скрытой форме в этом произведении искусства на момент его первичного отчуждения его автором и в значительной мере детерминированная последующей творческо-созидающей деятельностью автора и появлением всё новых его работ, именно своими художественными качествами во многом обуславливающая их попадание в известные публичные или частные коллекции и включение информации о них в имеющие высокое значение для арт-рынка. каталоги, как следствие — добавление к стоимости такого произведения, определяет неотъемлемое и справедливое право автора такого произведения на участие в разделах прибылей, получаемых при последующих перепродажах этого его произведения искусства при увеличениистоимости в течение определенного времени. Именно поэтому право следования обоснованно выступаетодним из исключений из доктрины первой продажи,. в соответствии скоторой* после продажи охраняемого авторским правом^ произведения. новый еговладелец вправе обращаться с приобретенной вещыо по своему усмотрению;

• дополнительный (стимулирующий) императив: право автора произведения — изобразительнотграфического, скульптурно-пластического или иного — материально — объективированного художественного искусства на получение:' определеннойдоли? от перепродажной: цены этого произведенияв случае, когда таковая равна или меньше ценыкупли-продажи этого произведения в. предыдущей сделке (тоесть положительного роста стоимостинет) — не связано с деонтологическими основами права' следования, а играет, роль, исключительно — стимулятора рынкапроизведению искусства (стимулирует продавать произведение искусства, если уж его продают, по ценеболее высокойчем предыдущая). То есть, по существу, в этой своей части право следования призванозаменить собойопределенный сегмент государственной* политики по стимулированию развития сферы изобразительно-графического, скульптурно-пластического или иного материально объективируемого художественного искусства.

2. Право следования* представляет собой особую форму личных имущественных правв составе интеллектуальных прав и обладает смешанной гражданско-правовой природой:

• право следования является имущественным в основе своей сложной внутренней структуры и доминирующе имущественным по характеру правом, поскольку основным правовым последствием наступления условий для реализации права следования выступает именно наступление у определенного законом лица (определенного участника сделки по продаже произведения искусства) обязанности по выплате денежной суммы автору произведения искусства;

• право следования включает также и элементы личных неимущественных прав, к числу которых относится, в частности, право автора произведений искусства прослеживать ход своей творческой карьеры, получать информацию о судьбе своих творений — произведений искусства, это право неотчуждаемо и неотделимо от личности автора.

Проведенный диссертантом гражданско-правовой и сравнительно-правовой анализ практики реализации в некоторых западноевропейских странах альтернатив праву следования и анализ существующих концепций построения альтернатив праву следования, с опорой на существующие научные исследования ряда из поименованных во введении к настоящему исследованию зарубежных авторов, позволил обосновать вывод о том, что указанные альтернативы не являются «ликвидирующими заменителями» права следования, а могут эффективно дополнять право следования, обеспечивая большую прозрачность, социальную ответственность и справедливость рынка произведений искусства.

На основании проведенного исследования считаем необходимым и обоснованным сформулировать авторские предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в части регулирования права следования, приведя таковое частично в соответствие с подходами, предложенными Директивой Европейского Парламента и Совета № 2001/84/ЕС от 27.09.2001 о праве следования в интересах автора оригинального произведения искусства, а именно:

• установить минимальную цену продажи произведения искусства, до которой право следования не наступает;

• уточнить и расширить перечень объектов публичной перепродажипроизведений искусства, на которые распространяется право следования (ныне подпункт «б» пункта 2 Правил выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений, утвержденных Постановлением Правительства РФ1 от 19.04.2008 № 285, содержит недостаточно четкие формулировки и, по нашему мнению, необоснованно сужает круг предметов, на которые распространяется право следования);

• установить четкие гарантии и механизмы обеспечения транспарентности и законности деятельности организаций, осуществляющих коллективное управление правом следования, имеющих государственную аккредитацию на такую деятельность, установить четкие требования к таким организациям, в частности четко установить максимальный порог оставляемой себе суммы со сборов выплат по праву следования в 10 процентов;

• помимо того, установить обязательность отчисления организациями, осуществляющими коллективное управление правом следования, имеющими государственную аккредитацию на такую деятельность, 10 процентов со сборов выплат по праву следования (до вычета в свою пользу указанных выше 10 процентов) на поддержку молодых художников (до 30 лет) посредством выкупа у них их произведений искусства для оформления зданий и помещений органов государственной власти и муниципального управления, государственных и муниципальных учреждений культуры и образовательных организаций;

• установить предельную сумму выплаты по праву следования в 2 миллиона рублей или 50 тысяч евро (считаем необходимым установить более высокий порог, чем в странах ЕС).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Происходящие в глобальном масштабе международные процессы по совершенствованию правового регулирования признания, охраны и защиты интеллектуальных прав и механизмов реализации таких прав, в том числе указанные процессы, активнейшим образом происходящие в Европе ставят перед Россией, как участницей многих международных соглашений по авторскому праву, множество актуальных вопросов, требующих незамедлительного решения, что называется, здесь и сейчас.

Систематические обоснованные упреки России со стороны международного сообщества в неспособности навести порядок у себя и пресечь массовые нарушения авторских прав превращает такие вопросы в особо острые и актуальные.

Развитие гражданско-правовых режимов права следования сегодня является одной из научных проблем и одним из приоритетных направлений совершенствования и «гармонизации» законодательств европейских государств — членов ЕС, а также многих других государств мира, участников Бернской конвенции.

Россия не сможет остаться в стороне от этих процессов и, в любом случае, будет вынуждена заниматься вопросами охраны и защиты права следования. Опыт, накопившийся за 18 лет закрепления в российском законодательстве норм о праве следования, с одной стороны, дает определенные возможности, а с другой — еще слишком мал. Тем более, что почти 4 года назад законодательство Российской Федерации в этой области существенно изменилось.

Показать весь текст

Список литературы

  1. The Artist’s Resale Right Regulations 2006 № 346 // .1. Германия
  2. Gesetz uber Urheberrechte und verwandte Schutzrechte (Urheberrechtsgesetz) // - .1. Дания
  3. Bekendtg0relse af lov om ophavsret // .
  4. Bekendtgerelse af lov om ophavsretten til litteraere og kunstneriske vssrker // .
  5. Executive Order № 440 of June 8, 1990 on Calculation of Droit de Suite Remuneration in Pursuance of the Copyright Act //
  6. Wet van 23 September 1912, houdende nieuwe regeling van het auteursrecht // .
  7. Copyright Act: 08.07.1961 № 404 II .1. Швеция
  8. Решения зарубежных судебных инстанций, сборники решений зарубежных судебных инстанций.
  9. Европейский суд справедливости
  10. Парижский трибунал большой инстанции
  11. Societe Christie Manson & Woods Ltd. / Societe des Auteurs dans les arts graphiques et plastiques (A.D.A.G.P.)" // .1. Кассационный суд Франции
  12. Государственный совет Франции
  13. Международные документы и доклады, сборники международных документов.1. Международные конвенции
  14. Стокгольме 14.07.1967 и в Париже 24.07Л 971,. измененная 28.09.1979) // СПС «Консультант».
  15. Заключительный: доклад Межправительственного комитета, по авторскому праву от 22.06.2001 № IGC (1971)/XII/9 // .
  16. Зарубежные научные монографии-, научные статьи- и иные научные публикации1. На английском языке
  17. Artists criticise royalties deal^ Il .
  18. Gannon-Brookes Pi Droit- de suite: the. mirage of resale royalty rights // European- Intellectual Property Review. 1980, June. — Vol. 2. -P: 175−177.
  19. Carleton W.A. Copyright Royalties for Visual Artists: A Display-based Alternative to the Droit de Suite Авторское вознаграждениехудожников: продемонстрировать альтернативу праву следования. // Cornell Law Review. 1991, January. — № 76. — P. 510.
  20. Froschauer T. The impact of artist resale rights on the art market in the United Kingdom. London: Antiques Trade Gazette,. 2008 // .
  21. Graddy K., Horowitz N., Szymanski S. A study into the effect on the UK art market of the introduction of the artist’s resale right: Report, January 2008 // .
  22. Hummel M., Becker Huber P., Kronjager E. The Droit de Suite. Munich: IFO-Institut for Economic Research, 1995.
  23. Hauser R E. The French Droit de Suite: The Problem of Protection for Underprivileged-Artist under the Copyright Law II Merry man J. H, Elsen A.E. Law, Ethics and the Visual Arts. New York: Matthew Bender, 1979. -Vol. 1.-P. 4−111.
  24. Heenk L. Vincent Van: Gogh’s-Drawings. An: Analysis of their Production and- Uses:. These de Doctorat: soutenue a: l’Universite de Londres (Courtauld Insitute). — Londres, 1995.
  25. Hochfield S: Artists Rights: Pros and Cons // Artnews.— 1975- May. Vol.74. — № 5: — P. 20−25.. ' .
  26. Katzenberger P. The droit de suite in copyright law // International review of industrial property. 1973- - Vol. 4. — № ¾. — P: 361−379. '-.
  27. Lewis P: The resale royalty and australian visual artists: painting the fulKpicture //Media & Arts Law Review.- 2O03V-№ 8.'
  28. Newman J. Droit de Suite: a critical: analysis of the approved- directive // European: intellectual property review.—1997. — Vol: 19: — № 12. — P. 694−700.
  29. Price M.E. Government Policy and Economic Security for Artists: The Case of the «droitnde suite» У/ The Yale Law. Journal. 1968, Jun. -Vol. 77.-№ 7.
  30. Smcdley B. How the: EU Will Destroy- Britain’s Art Market // European Journal. 2001. — № 8(7).
  31. The Modern and Contemporary Art Market: A Study of the Global Resale Market / Kusin and Co. Helvoirt (Netherlands): The European Fine Art Foundation, 2005.
  32. Berenboom A. be: nouveau droit d’auteur et les droits voisins.- — Brussel: Larcier, 2005.
  33. Berenboom A?. Precis du droit d’auteur et des droits — voisins-. -Bruxelles: Bruylant, 2000. V- '
  34. Gannon-Brookes P. Droit: de suite: the mirages of resale royalty rights // European Intellectual Property Review. — 1980! June. .— Vol- 2. P:. 175−177.
  35. GaronC. Droit d’auteur et droits voisins. Paris: Eitec- 2006.
  36. Cohen L. Le droit de suite selon la loi du 11 mars- 1957: These. -Paris, 1959.
  37. Colombet G. Propriete litteraire et artistique et droits voisins. — Tmc ed. Paris: Dallo/., 1994.
  38. Golombet G. Propriete litteraire et artistique et droits voisins. 9umc edition- - Paris: Dalloz-Sirey, 1999-.-507 p:
  39. Droit de Suite: La directive europeenne: 2001/84/CE et l’application en Belgique // .
  40. Duchemin J.-L. The «droit de suite» // Revue Internationale du Droit d’Auteur. 1967, October. — № 54.
  41. Duchemin W. Le droit de suite // Revue internationale du droit d’auteur. 1974. — № 80. — P. 4−51.
  42. Dumas R. La propriete litteraire et artistique. Paris: Presses universitaires de France, 1987. — 446 p-
  43. Edelman B. Propriete litteraire et artistique. 4emc ed. — Paris: PUF, 2008. — («Que sais-je?»).
  44. Gautier P.-Y. Propriete litteraire et artistique. 6emc ed. — Paris: PUF, 2007.
  45. Ginsburgh V. Le droit de suite: principe et realite // Comite des Galeries d’Art, Les Galeries d’Art en France Aujourd’hui. Paris: L’Harmattan, 1997.
  46. Ginsburgh V. Droit de suite. An economic viewpoint // The Modem and Contemporary Art Market. — Maastricht: The European Fine Art Foundation, 2005.
  47. Ginsburgh V. A propos des effets nefastes de certains droits d’auteurs: Le droit de suite et quelques autres // Revue de Droit de l’Universite Libre de Bruxelles. 2008. — № 36. — Pi 93−113.
  48. Ginsburgh V. Le droit de suite est nefaste aux • artistes et au marche // .
  49. Impact economique du droit de suite dans les etats ou il s’applique / Comite Intergouvernemental du droit d’auteur. Paris, 15 mars 1995. .
  50. Le Droit de suite et la revision- de la Loi sur le droit d? auteur //
  51. Le droit de suite / SOFAM // .
  52. Lucas A., Lucas H.-J. Traite de la propriete litteraire et artistique. — 3emc ed. Paris: Litec, 2006.
  53. Noce V. La Chine numero 3 du marche de l’art // Liberation. 12mars 2008. .
  54. Oudghiri M. Droits d’auteur: les ADPIC elargissent la protection // L’Economiste. 17.10.1996. -№ 250: .
  55. Pollaad-Dulian F. Le droit d’auteur. Paris: Economica, 2004.
  56. Position commune du Conseil sur le droit de suite. Commentairesfdu GESAC // .
  57. Roger-Vasselin H. Le droit de suite apres la mort de l’artiste. -Paris, 1975.
  58. Sciarra Quadri A. El Droit de suite en America Latina // Revue internationale du droit d’auteur. 1979. -№ 102. — P. 73−123.
  59. Shapiro T.M. Droit de Suite: An Author’s Right in the Copyright Law of the European Community // Entertainment Law Review. 1992. — Vol. 3.-№ 4.-P. 118−124.
  60. Sirinelli P. Propriete litteraire et artistique. 2emc ed. — Paris: Dalloz, 2004.
  61. Van Reepinghen L. Le paiement d’un droit de suite a charge des galeries d’art //. -14.03.2008.
  62. Vivant M., Bruguiere J.-Mi Droit d’auteur. Paris: Dalloz-Sirey, 2009.1. На португальском языке
  63. De Oliveira Ascensao J. Direito Autoral Авторское право. — Rio de Janeiro: Renovar, 1997.
  64. De Oliveira Ascensao J. Direito de Autor e Direitos Conexos Авторское право и смежные права. Coimbra: Coimbra Editora, 1992.
  65. Chaves A. News of resale Royalty right (Droit de Suite) in Brazilian Law // Le Droit d’auteur. 1989. — Vol. 102. — № 12. — P. 387−396- Copyright. — 1989. — Vol. 25. — № 12. — P. 365−374.
  66. Leite E.L. Direito de Autor Право автора. Brasilia: Brasilia Juridica, 2004.
  67. Rocha M. V. O direito de sequencia (droit de suite) em Portugal Право следования в Португалии. // .
  68. Soiiza C.F.M. Direito Autoral: legislacao basica Авторское право: базовое законодательство. Brasilia: Editora Brasilia Juridica, 2003.
  69. Aizenstatd Leistenschneider N.A. Droite De Suite: El Derecho De Los Artistas a Obtener Una Participacion En El Precio De Reventa De Sus Obras) // Revista de Derecho de la Universidad Francisco Marroquin. — 2005. -Vol. 24.-P. 11−20.
  70. Delpiazzo C.E. Derecho de autor y creaciones informaticas // El nuevo Derecho de Autor Uruguayo. — Montevideo: Universidad de Montevideo, 2003.
  71. Sciarra Quadri A. El Droit de suite en America Latina // Revue internationale du droit d’auteur. — 1979. — № 102. — P. 73—123.1. На голландском языке
  72. Boer, de. C. Droit de Suite: Het DDS Nader Beschouwd Более пристальный взгляд на право следования. // .1. На шведском языке
  73. Karnell G. Droit de suite // Nordiskt Immateriellt Rattsskydd. 1977. -№ 4.-P. 315−339.1. На норвежском языке
  74. Henmo I. F0lgerett og 3%-avgift //. 22.03.2003.1. На датском языке
  75. F0lgeret // .
  76. Нормативно-правовые акты и документы Российской Федерации.
  77. Гражданский кодекс Российской Федерации // СПС «Гарант».
  78. Федеральный закон от 18.12.2006 № 231-ФЗ «О введении в действие Части четвертой? Гражданского кодекса Российской Федерации» // СПС «Гарант».
  79. Указ Президента Российской Федерации от 18.07.2008 № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской^ Федерации» // СГ1С «Гарант».
  80. Закон Российской Федерации от 9 июля? 1993 г. № 5351−1 «Об авторском праве: и смежных правах» // Российская газета. — 03.08.1993.-№ 147. •
  81. Документы российских судебных инстанций-
  82. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего
  83. Арбитражного Суда РФ от 26- марта 2009 г. № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших: в связи с введением в действие части- четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СПС «Гарант».
  84. Отечественные научные издания: — и иные публикации и материалы1. Монографии
  85. И.А., Леонтьев КБ. Авторское право и смежные права-/ Под ред. И. А. Близнеца. MC: Проспект, 2011.
  86. Э.П. Комментарий к закону об авторском праве. -М., 1996.
  87. Э.П., Еременко В. И. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части четвертой. — М.: Экзамен, 2009.
  88. М.Н. Охрана результатов творческой деятельности в международном частном праве. -М.: Изд-во УДН, 1988. 180 с.
  89. Н.В. Авторское право. Учеб. пособие / Под ред. Э. П. Гаврилова. М.: Юрид. лит., 2000.
  90. С.А. Авторское право. М.: Проспект, 2010.
  91. С.А. Право интеллектуальной собственности. — М.: Проспект, 2010.
  92. Диссертационные исследования
  93. Р.В. Содержание авторских прав в российском гражданском праве: Дис. канд. юрич. наук: 12.00.03. -М., 2005.
  94. И.А. Право интеллектуальной собственности в РФ: теоретико-правовое исследование: Автореф. дис.. докт. юридич. наук. — М., 2003.
  95. О.В. Институт права следования на недвижимое имущество в законодательстве Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юридич. наук. М., 2008. — 24 с.
  96. А. О. Наследование авторских и смежных прав в Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юридич. наук: 12.00.03. — М, 2003.-24 с.
  97. Д.В. Право следования и право- доступа в российском авторском праве: Дис.. канд. юридич. наук: 12.00.03 / РГИИС. -М., 2006. 165 с.
  98. Сборники, публикации в периодических печатных изданиях и сборниках
  99. Британские торговцы искусством выступили против права следования //. 09.07.2010.
  100. E.H. Договор об отчуждении авторских прав // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2008. — № 9. — С. 53−64.
  101. А. Вопросы регулирования права следования в российском законодательстве и европейской директиве // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2003.- № 2. -С. 15−20.
  102. А.Н. Право следования в российском гражданском праве // Актуальные проблемы правоведения. Научно-теоретический журнал. 2004. — № 3. — С. 109−116.
  103. . Право следования: условия и порядок выплаты вознаграждения авторам некоторых произведений и авторских рукописей// Коллегия. Российский правовой журнал. 2008. — № 5. -С. 22−25.
  104. И. Пронина O.A. Право следования правомочие автора оригинального произведения искусства (обзор российского и зарубежного законодательства) // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. — 1998. -№ 9. — С. 132−137.
  105. Д.В. Нормативное регулирование права следования в России на современном этапе развития арт-рынка // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2006. — № 10. -С. 49−53.
  106. Е. Авторская доля. Droit de suite по-русски I I .-26.05.2008.
  107. П.А. Право следования по отношению к произведениям изобразительного искусства в России, Великобритании, США и странах СНГ // .
  108. O.A. Право следования правомочие автора оригинального произведения искусства (обзор российского и зарубежного законодательства) // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. — 1998. — № 9. — С. 132−137.
  109. Е.А., Яковлев В. Ф. Кодификация законодательства об интеллектуальной собственности // Российская правовая газета «ЭЖ-Юрист». Спец. выпуск. 2006. № 19.http://koteh.ru/ispolnitelnoe/ispolnitelnoe3/8505.html>.
  110. Т. Имидж: возможна ли правовая защита? // Босс. -2010. -№ 10.
  111. В. А. Особенности правового положения произведений изобразительного искусства // Право и экономика. — 12.08.2008.-№ 8.
  112. Н.И. Нарушение авторских и смежных прав: содержание и виды // Журнал Российского права. 30.11.2007. — № 11.
  113. К. Швейцария — рай для коллекционеров? // .
  114. О.Ю. Наследование прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации // .
  115. Е. Право следования в Украине и других странах мира // Теория и практика интеллектуальной собственности. 2009. — № 5.
Заполнить форму текущей работой