Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Практическое обучение юристов в России: история становления и перспективы развития: на примере юридической клиники в СПбГУ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Правовое регулирование образования в этих условиях обрело комплексный характер. По видам источников регулирования оно включает нормы международного права, национального федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации, локальных актов вузов. Оно испытывает регулирование со стороны норм различной отраслевой природы: государственного (конституционного) права… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теория и практика в традициях и инновациях российского высшего юридического образования
    • 1. Формирование традиций отечественного юридического образования и первые опыты практического обучения
    • 2. Оценка проблем и развитие методов практического обучения юристов в советский период
  • Глава 2. Создание и становление оригинальной модели клиники на юридическом факультете СПбГУ
    • 1. Обоснование и создание клиники на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета во второй половине 1990-х годов
    • 2. Развитие юридической клиники от первичной формализации до создания системного учебного плана (1999−2002 гг.)
    • 3. Становление правового регулирования и развитие деятельности Правовой клиники (2001−2006 гг.)
  • Глава III. Перспективы развития практического клинического обучения юристов
    • 1. Оценка клинического обучения в контексте национальных реформ образования
    • 2. Клиническое юридическое обучение как инструмент познания практической юриспруденции в глобализирующемся мире

Практическое обучение юристов в России: история становления и перспективы развития: на примере юридической клиники в СПбГУ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Возможности и пределы инноваций в высшее профессиональное образование в части усиления степени и качества подготовленности выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности практического характера требуют глубоких исследований в связи с внутренними системными преобразованиями жизнедеятельности российского общества и внешними условиями его функционирования и развития — глобализации и регионализации экономического и образовательного пространства. Внутренний и внешний рынок труда, повышая требования к выпускникам высшей школы не столько в отношении к знаниевому, но все в большей степени именно к практическому компоненту профессиональных компетенций выпускников, усиливает влияние на соотношение теоретической и практической подготовленности выпускников. Сами обучающиеся прежде всего стремятся к самореализации в практической области, а не непосредственно в области развития теоретической юриспруденции. Не более 2% выпускников по получении документов о высшем образовании поступают в аспирантуру. Да и те, кто поступает, совмещают учебу в аспирантуре с практической деятельностью. Следовательно, можно констатировать 100%-ный интерес обучающихся именно к качеству и степени их практической подготовленности. Вместе с тем статистические данные свидетельствуют, что только около половины выпускников трудоустраиваются по специальности, «удерживаясь» более одного года по месту первичного трудоустройства. Такую связь профессионального обучения с трудоустройством никак нельзя признать эффективным взаимодействием образовательного рынка и рынка труда.

Современные проблемы в большей своей части предопределены историческим наследием, этим и вызван интерес к исследованию опыта введения клинического практического обучения на юридическом факультете на рубеже эпох, сквозь призму внешних и внутренних условий и закономерностей развития юридического образования, которое в плане его правового регулирования находится на пересечении сфер действия различных отраслей права. Высшее юридическое образование — двуликий Янус, ревностно сохраняющий обретенное в прошлом знание и заботящийся о преобразовании его в знания будущего. Высший уровень образования и высшие его формы слиты с наукой и научной эволюцией. Преподаваемые предметы учебных дисциплин и методы их преподавания в разные эпохи связаны с эволюцией самого понятия науки1, представлений о её содержании, научными программами2, частью которых является соответствующая методология научного познания3. При этом показателем зрелости науки является критическая оценка (самооценка) ею собственного состояния, имеющихся теоретических и практических ресурсов и перспектив развития.4.

Таким образом, содержание и структура научного знания, представления о социальной роли науки в конкретном обществе в конкретную эпоху определяют структуру и социальное предназначение высшего профессионального образования. Высшее профессиональное образование как подготовка к профессиональной деятельности на основе высокого уровня овладения теорией призвано выполнять задачу: через развитие областей науки служить развитию областей профессиональной деятельности. Нацеленности правового регулирования и критериям оценки качества образования, зафиксированным в действующей системе источников, в настоящее время в должной мере не соответствуют учебные См., напр., Гайденко П. П. Становление научной программы XVII—XVIII вв. М., 1972. Её же. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987.

2 «Научная программа, — писала Гайденко П. П., — точка, в которой смыкаются теоретические и мировоззренческие установки ученых. В рамках научной программы определяется, что именно следует понимать под наукой, чем научное знание отличается от ненаучного, в чем состоит основание достоверности научного знания, каковы методы и задачи научного исследования». (Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. С.7).

3 Об уровнях методологии, отношениях между ними о субъект-объектных, субъект-субъектных связях научных исследований и их постоянных преобразованиях см.: Луковская Д. И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект. Л., 1985.

4 О структуре права в единстве и взаимодействии теоретического и практического компонентов см.: Алексеев С. С. Право на пороге нового тысячелетия. М, 2000; Честнов И. Л. Правопонимание в эпоху постмодерна.СПб., 2002; Явич Л. С. Сущность права. Л., 1985. планы, учебные программы, педагогические компетенции и иные педагогические компоненты организационно-методической стороны образовательной деятельности.

Цель и задачи исследования

Цель исследования — выявление необходимости и насущности внедрения клинической технологии в профессиональную подготовку юристов в рамках согласования исторических традиций и инновацийопределение тенденций и закономерностей в изменении соотношения теоретического и практического компонентов в изучении юриспруденции, под влиянием изменяющихся требований государства, вузов, научно-педагогических работников, студентов, работодателей к содержанию и результатам высшего юридического образования. Целью работы обусловлены её задачи:

— исследовать теоретическую и социально-историческую обусловленность того или иного способа установления соотношения между теоретическим и практическим компонентами в отечественном высшем юридическом образовании (по трем периодам — досоветскому, советскому и постсоветскому);

— проследить зарождение и развитие клинического юридического образования в России в сравнении с европейской и американской традициями в подготовке юристов;

— проанализировать опыт создания и развития клиники на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета (далееСПбГУ) с позиций его соответствия отечественной традиции и современным образовательным инновациям;

— оценить дополнительные возможности интеграции отечественного образования в европейское и общемировое образовательное пространство при сохранении российских национальных достоинств и традиций — через клиническую инновацию;

— установить, является ли оптимальным в свете введения клинического практического обучения существующее регулирование развития высшего юридического образования, труда работников высшей школы (в части определения квалификации, форм аттестации, подготовки и развития педагогических компетенций, нормирования и учета нагрузки), учебной деятельности в целом и нагрузки студентов, а также путей и средств обеспечения эффективной занятости выпускников;

— оценить необходимость и возможность введения практического обучения как особого, относительно самостоятельного блока дисциплин с адекватными методами обучения (поиск ответа на вопрос, может ли практическое обучение быть признано однородной частью компонентов высшего образования и по каким критериям);

— выявить формы и способы регламентации деятельности преподавателя по формированию у студентов практических умений.

Поиск решения этих задач осуществляется через исследование опыта создания юридической клиники на юридическом факультете СПбГУ, предшествующих ему попыток внедрения клинической подготовки юристов в России, зарубежного опыта внедрения и развития клинического юридического образования в отражении нормативно-правового обеспечения перечисленных видов инноваций.

Объект исследования — проблемы правового обеспечения качественного университетского юридического образования через оценку функциональных связей между наукой, практикой и педагогикой, научной идеологией, с одной стороны, и структурой, содержанием и методикой практической подготовки студентов к профессиональной деятельности — с другой. Педагогическая сторона практического обучения исследуется в работе постольку, поскольку она, представляя собой технологии трансляции научных знаний в практику через специальную подготовку студентов, не является предметом педагогической науки ни в части методик, ни в части организационных форм. И методики, и организационные формы целиком и полностью входят в предмет юридической науки, и их изучение предполагается подготовкой юристов как в период додипломного (в магистратуре), так и последипломного образования (в аспирантуре и докторантуре)5, а также выступает формой повышения квалификации научно-педагогических работников — в соответствии с действующим законодательством о высшем и послевузовском образовании6.

Предмет исследования — история становления юридического практического обучениявозрождение и развитие юридического клинического образования в России в конце ХХ-начале XXI в.- оценка его потенциала и задач нормативно-правового и педагогического (учебно-методического) обеспечения (на примере юридической клиники в СПбГУ).

Методологическая основа исследования включает в себя прежде всего диалоговый (диалектический) метод, а также сравнительный (в синхронном и диахронном аспектах), в том числе и сравнительно-правовой, исторический, системный, структурно-функциональный, специально-юридический (нормативный, юридико-институциональный, метод юридических конструкций). Особое внимание уделено исследованию поднимаемых в диссертации проблем с позиций связи истории и современности.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных юристов, философов, социологов, психологов, культурологов, специалистов в области педагогики и других областей, имеющих прикладное значение для развития клинического юридического обучения. Невозможно перечислить здесь всех тех, кто внес свою лепту в обогащение исторического раздела юридической наукиразвития юридического образования (и клинического в том числе) в.

5 См. Ст. 25 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266−1 (в ред. Федерального Закона от 13 января 1996 № 12-ФЗ, с послед, изм. и доп.) // Российская газета. № 172, 31 июля 1992 г., Собрание законодательства Российской Федерации № 3 от 15.01.1996.Ст. 150.

6 Ст. 20, 21 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» // Собрание законодательства Российской Федерации. № 35 от26.08.1996.Ст.4135.

России. Упомянем лишь некоторых: А. Ю Андреева., Н. Ю. Алексееву, Н. Н. Булича, М.Ф. Владимирского-Буданова, В. В. Григорьева, Н. П. Загоскина,.

B.В. Захарова, Н. Н. Зипунникову, А. П. Куницына, В. Г. Кинелева, С. В. Кодана, Е. В. Петухова, П. М. Леонтьева, А. Люблинского, П. А. Казанского, Д. И. Мейера, А. В. Рассохина, П. Г. Редкина, С. Г. Сватикова, А. С. Смыкалина, Е. А. Скрипилева, В. А. Томсинова, И. И. Янжула.

Среди использованных трудов работы С. С. Алексеева, П. К. Анохина, Б. Ц. Бадмаева, З. А. Барышниковой, П. Я Гальперина, П. П. Гайденко,.

A.И.Денисова, И. А. Исаева, В. А. Карташева, Р. С. Немова, Н. В. Калининой,.

C.Ф. Кечекьяна, И. Ю. Козлихина, Н. А. Константинова, К. В. Кумунжиева, Д. И. Луковской, М. И. Лукьяновой, Е. Н. Медынского, Э. Ш. Натанзона,.

B.С.Нерсесянца, А. А. Пионтковского, А. В. Полякова, Е. В. Сидоренко, С. Д. Смирнова, Н. Ф. Талызиной, А. И. Уемова, И. Л. Честнова, И. Д. Чечеля, М. Ф. Шабаевой, М. Д. Шаргородского, Б. В. Шейндлина, Л. С. Явича и др.

Научная новизна исследования. Диссертация представляет собой первое комплексное монографическое, логически завершенное монографическое исследование, обобщающее историю возникновения, процессы современного развития и перспективы клинической инновации в юридическое образование. В работе с привлечением данных истории науки, юриспруденции, а также психологии и педагогики и др. обосновываются роль и значение юридической практики как специального объекта научного исследования и предмета преподавания в вузе, анализируется правовое обеспечение клинической инновации в образовательный процесс на локальном уровне. На примере юридической клиники СПбГУ исследован механизм комплексного организационно-правового и методического сопровождения регулярной деятельности юридической клиники в единстве образовательного, практического и научно-теоретического компонентов этой деятельности. Клиническая программа юридического факультета СПбГУ представлена как оригинальная модель особой технологии профессиональной подготовки юристов.

На защиту выносятся следующие основные положения.

1. В структуре юридической науки можно выделить теоретическую юриспруденцию и практическую юриспруденцию в их взаимосвязи и взаимодействии. Предмет практической юриспруденции как относительно самостоятельного звена юридической науки и преподавательской деятельности образуют профессиональные компетенции юриста. Это система общих (необходимых для успешной деятельности юриста, независимо от сферы специализации) практических умений, навыков, приемов, предполагающих то же время развитое профессиональное правосознание.

Клиническая (практическая) подготовка юристов обеспечивает «обратную связь» во всей системе профессионального юридического образования от общей теории права до отраслевых юридических дисциплин, способствует укреплению междисциплинарных контактов теоретической и практической юриспруденции.

2. Изучение истории зарождения клинического юридического образования позволяет сделать вывод о том, что появление юридических клиник в разных странах, в разных правовых условиях и в разные периоды времени приводило в одних случаях к вытеснению и забвению этого образовательного компонента (например, в России в середине XIX в., в Германии — на рубеже XIX и XX вв.), в других — к минимальному использованию исключительно в целях организации практики студентов и ответа на социальный запрос получения доступа к праву (в США с 20-х по 40-е гг. XX в., в России на рубеже XX—XXI вв.), в третьих — к бурному развитию клиник как метода обучения и как относительно самостоятельного (в плане регламентации) юридического клинического образования (в США в 60−80-е годы XX в.), а в случае с клиникой юридического факультета СПбГУ — к поэтапному и согласованному внедрению в учебный процесс как комплексной инновации в модернизируемое образование.

3.

Введение

клинической практики в российском академическом вузе (университете) на рубеже XX — XXI вв. связано прежде всего с тем, что в условиях демократизации общества принципиально изменились роль и характер юридической профессии: она стала носить ярко выраженный публичный характер. Юрист в этих условиях получил возможность непосредственно влиять на повышение правовой культуры субъектов правового поведения, обеспечивать осуществление прав и свобод личности через институты национальной правовой системы, через институты гражданского общества, через международные механизмы. Для этого юрист должен уметь доносить правовые идеи до представителей самых разнообразных групп общества. Следовательно, ему необходимы навыки публичных выступлений, правового просвещения, сбора, анализа информации, её креативного преобразования, воплощения в нестандартных юридических решениях, навыки нормотворческой деятельности, развитые в практической части (т.е. в части навыков) профессиональные компетенции. Они необходимы чтобы юрист мог способствовать восприятию в обществе прогрессивных правовых идей, вырабатывать решения разнообразных профессиональных проблем, возникающих в многополярном мире, в условиях вариативной и динамичной юридической реальности и, собственно, для успешного развития карьеры самого юриста. Современный этап развития общества и требования общества к компетенциям юристов делают изучение и формирование практических навыков у будущих профессионалов насущно необходимым.

4. Возрождение в России идеи клинического обучения юристов может быть оценено в аспекте его социально-гуманитарной направленности. Социально-гуманитарная роль юридической клиники, где студенты оказывают профессиональные услуги бесплатно, заключается в обеспечении лицам из малоимущих слоев населения доступа к праву и в конечном счете — в дополнительном гарантировании их права на достойное существование. Развитие клинического образования расширяет в перспективе круг субъектов социальной помощи, обнаруживаются новые методы её осуществления по сравнению с прямым финансированием нуждающихся органами публичной власти. Это способствует также не только повышению уровня профессионального правосознания акторов социальной помощи, но и формированию у них социально зрелой гуманитарной правовой культуры.

5. Как показал опыт внедрения и реализации оригинальной модели юридической клиники в СПбГУ, клиническая инновация проходит следующие условно выделяемые этапы: экспериментальный, институциональный и этап экстенсивного развития. Формализация результатов клинической инновации на первых двух этапах предполагает разработку и экспериментальную апробацию модульной программы преподавания практической юриспруденции (практической подготовки юристов), конкретизирующей профессиональные компетенции юриста, а также формирования на её основе системного блока учебных дисциплин, единого в родовых признаках (профессиональной деятельности юриста) и дифференцированного по видовым признакам) по видам деятельности в зависимости от её характера и субъектов, взаимодействующих с юристом). Познание профессиональных компетенций юриста позволяет на этой основе сформировать представления о новых юридических конструкциях (цепочках правовых средств), как об особом модельном построении правомочий, обязанностей, ответственности, процедур, юридически оформляющих деятельность всех вовлеченных в клиническую инновацию лиц. Поэтому особое значение (на втором этапе) приобретает нормативное регулирование оказания клинических услуг юридическим вузом, т. е. теоретическое и практическое обоснование системы локальных норм, обеспечивающих последующее (на третьем этапе) функционирование и развитие юридической клиники, обретение ею самостоятельного статуса в юридическом образовании (как универсального, так и специального характера).

6. В процессе формирования локального правового режима оказания клинических услуг юридическим вузом выявляются потребности в изменениях норм трудового права, регулирующих деятельность преподавателя вуза — закреплении дополнительных квалификационных требований к преподавателям высшей школы, новом определении видов педагогической нагрузки, её распределении и учете для оплаты, а также для последующей аттестации и избрания по конкурсу на новый срок. Целесообразно распространение технологии клинического (практического) обучения юристов путем осуществления специальной подготовки преподавателей для работы в юридических клиниках.

Теоретическая и практическая значимость работы. Как теоретическое, так и практическое значение имеет представленное в диссертации направление в развитии юридической науки и юридического образования, синтезирующее в феномене практической подготовки в вузе научно-исследовательскую и экспериментально-педагогическую работу и её правовое обеспечение.

Особенно следует подчеркнуть практическую значимость исследования, потому что оно выполнено на основе многолетнего опыта работы автора — руководителя и преподавателя юридической клиники СПбГУ и может послужить развитию и совершенствованию форм и средств клинического юридического образования.

Результаты теоретического осмысления опыта нормативно-правового регулирования образовательного и познавательного (исследовательского) процесса в клинике могут быть использованы для диффузии клинического образования в другие юридические вузы, способствовать расширению экспериментальной базы исследований, изменению структуры и содержания традиционных дисциплин, дисциплин дополнительного и последипломного юридического образования, созданию отдельных проклинических форм обучения (практикумов, деловых игр, имитационных занятий).

Клиническое обучение может использоваться в создании системы независимой профессиональной аттестации юристов с целью подтверждения их квалификации в случае длительного перерыва в профессиональной деятельности и в последипломной обучении (повышении квалификации) юристов.

Материалы диссертации могут быть использованы при чтении курсов по истории отечественного права и государства, а также в специальных разделах отраслевых юридических дисциплин, и особенно — в конкретных дисциплинах учебного плана юридических клиник.

Структура и содержание работы определяются целями, задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих 7 параграфов, заключения, Приложений, списка использованных источников (нормативных актов, научной литературы).

Выводы:

1.Ha втором этапе практика оказалась подчинена целям обучения. Поэтому были изменены документы, регламентирующие практику. В декабре 1999 года Ученый Совет факультета утвердил Положение о практике студентов юридического факультета, Приложением к которому было отдельное Положение о работе Правовой клиники.86.

2. Клиническое практическое обучение приобрело черты логически законченной и научно обоснованной новой образовательной технологии. v Поскольку она создана под технологию функционирования особой модели клиники, есть основания считать ее модельной образовательной технологией, рожденной на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета.

3. Практика, организованная в целях обучения, изменила не только содержание обучения, но начала изменять его структуру и результаты, позволила начать изучать практическую юриспруденцию в части реализации профессиональных компетенций самого юриста, включенного в юридическую коммуникацию. Следовательно, можно сформулировать следующее определение юридической клиники — это область юридической науки, предметом которой является практическая юриспруденция и её преподавание в связи с организацией специальной практики студентов, обеспечивающей малоимущим доступ к праву. А если так, то дальнейшим шагом на пути развития клиники как программы клинического обучения должно стать углубленное познание методов и средств практического обучения, а также средств регулирования клинического обучения как элемента образовательной деятельности.

Заключение

.

Изучение истории зарождения клинического юридического образования позволяет сделать выводы о том, что появление юридических клиник в разных странах, в разных правовых условиях и в разные периоды времени приводило в одних случаях к вытеснению и забвению этого образовательного компонента (например, в России в середине XIX в., в Германии — на рубеже XIX и XX вв.), в других — к минимальному использованию исключительно в целях организации практики студентов и ответа на социальный запрос к получению доступа к праву (США с 20-х по 40-е гг. XX в., Россия на рубеже XX—XXI вв.), в третьих — к бурному развитию клиник как метода обучения и как относительно самостоятельного (в плане регламентации) юридического клинического образования (США 6080-е годы XX в.), а в случае с клиникой юридического факультета СПбГУ — к поэтапному и согласованному внедрению в учебный процесс как комплексной инновации в модернизируемое образование.

Введение

клинической практики в академическом вузе (университете) на рубеже XX — XXI вв. связано с тем, что в условиях демократизации общества, усиления индивидуальных начал принципиально изменились роль и характер юридической профессии: она стала носить ярко выраженный публичный характер. Юрист в этих условиях получил возможность непосредственно влиять на повышение правовой культуры субъектов правового поведения, обеспечивать осуществление прав и свобод личности через институты национальной правовой системы, через институты гражданского общества, через международные механизмы. Для этого юристу требуются развитые в практической части (то есть в части навыков) профессиональные компетенции. Они — необходимы чтобы юрист смог служить продвижению прогрессивных правовых идей, вырабатывать решения разнообразных профессиональных проблем, возникающих в многополярном мире, в условиях вариативной и динамичной юридической реальности и, собственно, для успешного развития карьеры самого юриста. Современный этап развития общества и требования общества к компетенциям юристов делают изучение и формирование практических навыков у будущих профессионалов насущно необходимым.

Теоретическое исследование процесса возрождения идеи клинического обучения юристов в России и оригинального её реализации в оригинальной модели юридической (с конца 1999 года — Правовой) клиники в СПбГУ позволило выделить этапы клинической инновации, сформулировать и оценить конкретные её результаты и достижения.

Внедрение и развитие клинической подготовки юристов целиком определялось концепцией развития юридического факультета СПбГУ. Направления развития концепции в значительной степени определялись управленческим ресурсом факультета, и, в частности, последовательной реализацией положений предвыборных программ декана Н. М. Кропачева, целью которых было формирование системного ресурса развития факультета (в единстве материального, информационного, учебно-методического, научно-исследовательского, кадрового, интеграционного партнерского компонентов).

На первом (экспериментальном) этапе клинической инновации обнаружен системный феномен как пробел в профессиональной подготовке юристов — профессиональные компетенции юриста, которые предложено рассматривать как часть системы практической юриспруденции.

В ходе научно-исследовательской и учебно-методической работы экспериментального характера указанные профессиональные компетенции как система общих (необходимых для успешной деятельности независимо от сферы специализации) умений, навыков и приемов были выделены в относительно-самостоятельный предмет познавательной (научно-исследовательской) и образовательной деятельности в соответствии с целями и задачами высшего профессионального образования.

По мере изучения профессиональной практики были выделены части этого предмета как основания построения модульной программы практической подготовки юристов. Она была разработана в соответствии с методологией научного теоретического познания и дидактикой преподавания юриспруденции.

На основе соединения научного, учебно-познавательного и организационно-практического компонентов клинической деятельности сформирован новый системный блок учебных дисциплин, единый в родовых признаках (профессиональной деятельности юриста) и дифференцированный по видовым признакам (по видам деятельности в зависимости от её характера и субъектов, взаимодействующих с юристом в каждом виде деятельности). В итоге был сформирован первый в истории юридического образования относительно самостоятельный Учебный план клинического юридического обучения, четко вписанный в общий учебный план факультета, и отличающийся строго системным характером. Это означало первичную формализацию результатов первого этапа клинической инновации и его завершение.

Исследование вызванных к жизни клинической инновацией отношений по регулированию образовательной деятельности в форме практического клинического обучения, имеющего и социальную направленность (обеспечение малоимущим доступа к праву) позволило выделить их общие и особенные черты. Общность отношений, возникающих в процессе клинической деятельности вуза, в том, что все они направлены на реализацию общих целей и задач образовательной деятельности, обогащая её содержание. Отличительная особенность деятельности — осуществление в специфической форме, создающей условия реальной практической деятельности- (регулируемой нормами трудового и гражданского права), и, кроме того, имеющей специальную социальную направленностьсодействие повышению правовой культуры, налаживанию правового диалога в демократическом обществе путем обеспечения малоимущим доступа к качественной и бесплатной правовой помощи. Исследуемые отношения представляют собой систему, которая в работе получила название отношений по оказанию клинических услуг.

В работе исследован также процесс постепенной регламентации названных отношений, дана оценка сложившейся в итоге трехуровневой системе норм и правового режима функционирования этих отношений в целом. Исследуемый режим в работе получает наименование локального правового режима оказания клинических услуг юридическим вузом.

За институционализацией в форме создания системы актов, регулирующих деятельность клиники, пришел этап экстенсивного развития. На основании оценки ежегодных отчетов руководителя Правовой клиники методической комиссией и Ученым советом юридического факультета был сделан вывод о том, что клиническое юридическое обучение не является ни угрозой, ни альтернативой классическому образованию как универсального, так и специального характера (т.е. оно возможно и целесообразно в университетах, академиях, институтах). Это позволило изменить статус клинических дисциплин, сделав их обязательными для студентов очной формы обучения, чтобы выровнять условия формирования профессиональных компетенций для совмещающих и не совмещающих учебу с работой по приобретаемой специальности. Решением Ученого совета факультета клиническое юридическое обучение включено в план стратегического развития факультета.

Формирование учебной программы и системы локальных норм, обеспечивающих успешное функционирование Правовой клиники и перспективы дальнейшего развития, определились потребности в изменении регулирования трудовой деятельности преподавателя вуза в части их подготовки к преподаванию в клинике, определения видов педагогической нагрузки, её распределения и учета для оплаты, а также для последующей аттестации и избрания по конкурсу на новый срок. Клиническая инновация стала через нормативное регулирование искать путь для её диффузии на вышестоящие уровни правового регулирования.

Национальные реформы образования в целом, и высшего профессионального образования в частности, изменили принципиально подход к оценке роли и развитию образования в постиндустриальном обществе: Образование не может рассматриваться исключительно как часть социальной сферы и должно развиваться в качестве ресурса экономики.

Правовое регулирование образования в этих условиях обрело комплексный характер. По видам источников регулирования оно включает нормы международного права, национального федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации, локальных актов вузов. Оно испытывает регулирование со стороны норм различной отраслевой природы: государственного (конституционного) права, административного, трудового и гражданского права, а также права социального обеспечения. Законодательство весьма динамично изменяется. В этих процессах проявляются противоречия между правовыми средствами государственного регулирования деятельности образовательных учреждений и тезисом о предоставленной вузам автономии. Остатки автократического управления (приоритет определения содержания образования отдан государству) противоречит принципам развития экономической деятельности (поскольку образование по замыслу национальных реформ должно развиваться как ресурс развития экономики), перемещающей центр тяжести в управлении на уровень самого актора. Именно в этих условиях возникла ситуация несогласованного функционирования рынка труда с рынком образовательных услуг. Отсюда возникает осознание необходимости замены иерархически организованной авторитарной системы норм системой так называемого согласованного законодательства, адекватной демократическому режиму и процессам формирования гражданского общества, где государство принимает на себя роль одного из социальных партнеров в управлении его (общества) развитием.

Стала очевидной необходимость закрепления в нормах трудового права дополнительных квалификационных требований к преподавателям высшей школы — к владению вариативными методиками преподавания, включая применение не только отдельных практических методов, но и целостных их систем.

В части организации труда преподавателей высшей школы сформулирована потребность изменения нормирования по видам научно-исследовательской, учебно-методической и собственно учебной нагрузки, включая виды клинического обучения, с изменением подходов к оплате разных видов труда как равных по своей значимости для обеспечения качественного образования в высшей школе. Это должно исключить ажиотажное стремление исключительно к аудиторной работе, которая в настоящее время оплачивается по повышенным расценкам в сравнении с внеаудиторной, что не мотивирует преподавателя к развитию исследовательских и педагогических компетенций.

Наметилась потребность равного признания при оценке оснований на замещение вакансии преподавателей, при аттестации, при избрании по конкурсу научных публикаций и учебно-методических разработок (учебных, контрольно-измерительных материалов, методических рекомендаций, учебно-методических комплексов, сценариев ролевых игр, разработанных претендентом технологий обучения и т. д.). Вузам следовало бы предоставить право разрабатывать собственные единые системы критериев, где дифференцирован и ранжирован «вес» и значение работ по каждому из этих двух перечней, вводить в соответствии с этим систему материального стимулирования деятельности преподавателя, управлять на этой основе развитием персонала, как основного ресурса своего экономического развития. Преподавателю же предоставить право выбора преимущественно развиваемой им части своих компетенций (исследования научного характера и (или) использование результатов таких исследований — своих либо коллег для преобразования их в образовательные продукты (средства обучения).

Выбор можно было бы отражать в условиях трудового договора, изменяемых на предстоящий учебный год и оформляемых дополнительными соглашениями (вместо планов научно-исследовательской работы, фактически утративших своё регулирующее значение в современных условиях, поскольку они не отвечают ни требованиям трудового, ни гарантиям гражданского законодательства).

Стала очевидной необходимость закпештения в законодательстве. А I 1 дополнительных квалификационных требований к преподавателям высшей школы — к владению вариативными методиками преподавания, включая применение не только отдельных практических методов, но и целостных их систем.

Требуется специальная подготовка преподавателей разработке и использованию специальных приемов, технологий, вспомогательных средств. Такую подготовку можно было бы осуществлять как форму ученичества при приеме преподавателей для работы в клинике, разработав и закрепив на федеральном уровне требования к ней.

Необходима стандартизация юридического клинического образования на уровне государственных образовательных стандартов в целях совершенствования механизмов контроля качества и установления квалификаций. Клиническая супервизия для подготовки психологов уже включена в государственный образовательный стандарт в объеме более 70 часов в расчете на каждого студента. Соответствующее закрепление необходимо и в государственных стандартах юридического образования.

Дальнейшее развитие правового регулирования на уровне СПбГУ могло бы идти следующим образом:

1 .представляется целесообразным введение в штатное расписание университета должности преподавателя Правовой клиники с условием внеконкурсного замещения вакансий на срок не более 3 лет (один год на новые внедрения, второй — стабильной реализации, третий — проектирования развития клинической программы);

2.целесообразно заключение трудового договора о работе преподавателя в клинике в качестве дополнительного соглашения к основному трудовому договору с преподавателем юридического факультета, прием на работу по совместительству должен содержать дополнительные правовые основания к его заключению — соответствие требованиям к стажу педагогической и практической работысами требования к наличию стажа двух видов и квалификационные требования следует закрепить в должностной инструкции;

3.наметилась потребность равного признания при оценке оснований на замещение вакансии преподавателей, при аттестации, при избрании по конкурсу научных публикаций и учебно-методических разработок (учебных, контрольно-измерительных материалов, методических рекомендаций, учебно-методических комплексов, сценариев ролевых игр, разработанных претендентом технологий обучения и т. д.). Вузам следовало бы предоставить право разрабатывать собственные единые системы критериев, где дифференцирован и ранжирован «вес» и значение работ по каждому из этих двух перечней, вводить в соответствии с этим систему материального стимулирования деятельности преподавателя, управлять на этой основе развитием персонала, как основного ресурса своего экономического развития. Преподавателю же предоставить право выбора преимущественно развиваемой им части своих компетенций (исследования научного характера и (или) использование результатов таких исследований — своих либо коллег для преобразования их в образовательные продукты (средства обучения). Выбор можно было бы отражать в условиях трудового договора, изменяемых на предстоящий учебный год и оформляемых дополнительными соглашениями (вместо планов научно-исследовательской работы, фактически утративших своё регулирующее значение в современных условиях, поскольку они не отвечают ни требованиям трудового, ни гарантиям гражданского законодательства.

Ведение должности преподаватель юридической клиники, методист-куратор клинической практики в государственном вузе в этих условиях возможно только за счет создания специального штатного расписания, финансово обеспеченного внебюджетными средствами, юридически обеспеченного локальным нормотворчеством. Опыт внедрения практического клинического обучения на юридическом факультете СПбГУ показывает, что этими гарантиями университет может обеспечить дальнейшее развитие клиники в русле требований и тенденций национальной реформы. Но проблемы возникают в связи с развитием системы пенсионного страхования. Лишь в отдаленном будущем начнут формироваться профессиональные пенсионные системы. Для государственных вузов регулирование будет осуществляться тем же федеральным законодательством. В настоящее время правила учета и подтверждения стажа педагогической работы чрезвычайно узко трактуют эту деятельность. Регулирование определения трудовой функции в трудовом договоре, квалификационных требований и требований к содержанию навыков в тех случаях, когда законодатель связывает с замещением той или иной должности предоставление установленных федеральных законодательством льгот или ограничений, должно точно соответствовать формулировкам федерального законодательства (ч.2 ст. 57 ТК РФ).

В отношении перспектив влияния клинической инновации на образовательный процесс отдельно взятого вуза и развитие отечественного юридического образования в целом обоснованы идеи диффузии клинического юридического обучения в части внесения изменений в нормативные акты, регулирующие образовательную деятельность, распространения технологии клинического (практического) обучения юристов путем осуществления специальной подготовки преподавателей для работы в юридических клиниках и клинической технологии как андрагогической технологии, которая может быть использована в определенных областях профессиональной подготовки.

Клиника как технология личностно-ориентированного обучения в модульной программе, позволяющей студенту самостоятельно строить индивидуальную программу практики может обеспечивать оптимизацию структуры общего учебного плана и вводить индивидуальные траектории образования. Она позволяет начать работу по оптимизации структуры учебных планов вузов в отношении дисциплин так называемого прикладного характера. Юридическая психология, криминалистика, юридическая техника, ораторское искусство, деловой этикет, судебная адвокатура, профессиональная этика и др. по большей части входят в блок дисциплин по выбору и трудны для определения последовательности (или одновременности) их введения в учебных план для лучшего их изучения. Клиника притягивает часть этих дисциплин ко времени-реализации своих программ, а часть может поглотить, ликвидируя имеющееся дублирование изучаемых блоков разными дисциплинами.

Клиника может послужить устранению разделенности учебных дисциплин (установлению междисциплинарных связей) и теоретических несоответствий относительно самостоятельно развивающегося понятийного и методологического аппаратов различных отраслей научного познания (как, например, понятие конфликта и различных видов правовых споров, теоретические представления социологии, психологии, общей теории права, юридических процессуальных и материальных научных дисциплин о структуре, фазах развития, формах и способах разрешения или устранения конфликтов).

Иными словами, клиническая подготовка обеспечивает «обратную связь» для всей системы профессиональной подготовки юристов — от общей теории права до отраслевых юридических дисциплин. Клиника представляет один из вариантов решения вопросов сохранения самобытности и лучших сторон отечественного образования (фундаментальности и системности, в частности), не отрицая, а укрепляя значимость развития и углубления его теоретической стороны, мотивируя к новому уровню и качеству теоретического осмысления права в его реальной действительности и каждодневной практике юриста.

В целом процесс исследования возникновения, возрождения и реализации идеи клинической подготовки юристов приводит к выводу, что юридическая клиника должна воспоиниматься как область юшлической.

X, А науки, предметом которой является практическая юриспруденция и её преподавание в связи с организацией специальной практики студентов, выполняющей социальную миссию — обеспечение малоимущим доступа к праву. Чрезвычайно важным залогом развития клиник в системе высшей школы является правовое регулирование этой деятельности на основании согласованного законодательства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . «Юридическое образование в России: настоящее и будущее» М., 1997.
  2. С.С. О методике преподавания общей теории государства и права (из опыта кафедры теории государства и права Свердловского юридического института). // Правоведение. 1978. № 6. С.93−96.
  3. С.С. Право-Азбука-Теория-Философия: опыт комплексного исследования. М.1999
  4. С.С. Право на пороге нового тысячелетия. М.2000
  5. Бадмаев Б. Ц. Психология и методика ускоренного обучения. М., 1998
  6. М.И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Изд. 2-е. доп. М.2005
  7. С.Я. Производственная педагогика. М., 1984-
  8. Барышникова З. А. Организация самостоятельной познавательной деятельности студентов-заочников. М.2000.
  9. С.А. Лекции по экономике образования. М., 2002
  10. Ю.Бородин Д. Быть или не быть юридическим факультетам? // Новости. 1901 № 209,216, 225-
  11. Л. Новая энциклопедия этикета: Деловой этикет двадцать первого века / Пер. с англ. Ю. О. Анохиной. М. 2004
  12. В.Л. Деловые игры в подготовке следователей. //Правоведение. 1989 № 2, с.67−69.
  13. А. Высшая школа // Санкт-Петербургские ведомости. 1901. № 270
  14. Выбор методов обучения / под ред.Ю. К. Бабанского. М. 1981.
  15. П.П. Становление научной программы XVII—XVIII вв.. М., 1972
  16. П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М. 1987.
  17. ПЛ., Талызина Н. Ф. Формирований знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М. 1966
  18. Ю.П. Разработка комплексных методик расследования как перспективная тенденция развития криминалистических методических рекомендаций // Правоведение 2003. № 4. С. 154−160
  19. В.О. О постановке преподавания на юридических факультетах // Право. 1901. № 18
  20. В.Г. Интегральная (общая, синтезированная) юриспруденция как теоретическое и практическое задание // Наш трудный путь к праву. Материалы философско-правовых чтений памяти академика В. С. Нерсесянца. М.2006
  21. Графский В. Г. Понимание права: некоторые актуальные аспекты традиционной темы// Труды Московской государственной юридической академии. Сб.статей. № 10.М. 2003.С.60−65
  22. В. Староверство и доктринерство в университетском строе // Новое время. 1991. № 9094, 9096-
  23. А.Х. Участие представителей юридической «науки в отправлении гражданского правосудия // Журнал Министерства народного просвещения. 1905. № 4. С. 122.
  24. Дзодзиев В. Проблемы становления демократического государства в России. М. 1996
  25. Э.Д. Образовательная доктрина как памятник эпохе// Первое сентября. 18 ноября 2000 г.
  26. .В. Проблемы подготовки юридических кадров в новых условиях // Правоведение. 1993. № 2. С. 107−111.
  27. С.А. Политическая организация общества и право как явление социальной эволюции. Красноярск. 1995
  28. К. Задачи цивилистического образования и значение его для гражданского правосудия. Одесса, 1896.
  29. В.В. Практические занятия по юридическим наукам // Варшавский дневник. 29 апреля 1901
  30. ЗО.Звонарева О. С. О цивилизационном подходе в теории государства и права // Правоведение 2003. № 4. С. 173−179
  31. И.А. История России: Правовые традиции. М., 1995.
  32. История политических и правовых учений / под ред. О. Э. Лейста. М., 1991.
  33. П.Е. К постановке преподавания на юридических факультетах // Журнал Министерства юстиции. 1901. № 7. С. 314−322-
  34. В.Г. Психологическая защита и мотивации в структуре конфликта: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. СПб. 1999.
  35. Карамян Г. Г. Теория и мастерство лекционного преподавания в высшей школе. Ереван. 1983.
  36. М. В. Формы и методы активного обучения. Челябинск. 1996 .
  37. Г., Армстронг Р. Тренинг принятия решений. СПб. 2001.
  38. А.С. Юридическая этика. Учебник для вузов. М. 2000.
  39. С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М. 1958.
  40. С.В. Юридическая политика в России в первой половине XIX века. // Правоведение. 2003. № 2. С. 186.
  41. И.Ю. Идея правового государства: история и современность. СПб, 1993
  42. Н.А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. М. Просвещение, 1982
  43. О.Л. Специфика экономки юридических вузов на современном этапе //Материалы всероссийской научно-методической конференции СПб.2002.
  44. К совершенствованию высшего юридического образования в стране. // Правоведение. 1973. № 5. С.135−138.
  45. С.В. Основные проблемы традиционного подхода к планированию расследования преступлений// Ученые записки Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 1998. № 3 (7). С.34−35.
  46. С.В. Содержание планирования расследования преступлений //Правоведение.2000. № 5.С. 164−176.
  47. С.А. Практикум по супервизии в консультировании и терапии. СПб, 2002
  48. К.В. Когнитивные основы развивающего обучения. Ульяновск, 1997.
  49. Ф.Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. М.1970.
  50. Л.Е. Юридические мировоззрения и законодательство в России// Наш трудный путь к праву. Материалы философско-правовых чтений памяти1. Гакадемика В. С. Нерсесянца. М.2006
  51. А.Н. Некоторые педагогические вопросы сознательности учения // Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995-
  52. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.1998
  53. B.C., Годник С. М., Самостоятельная деятельность студентов. Воронеж. 1996.
  54. Г. А. Болонский процесс императив развития высшего образования. — „Высшее образование сегодня“, 2002. № 2. С.43−45
  55. Д.И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект. Л., 1985.
  56. М.И., Калинина Н. В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования: Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. Ульяновск, 1998.
  57. А. Юридические клиники // Журнал Министерства юстиции. 1901.№ 1.
  58. Г. И. Задачи ленинградского университета на современном этапе //Правоведение. 1973. № 5. С. 18−33
  59. Мамут J1.C. Юриспруденция и легалистика // Юриспруденция XXI века: горизонты развития// под ред. Р. А. Ромашова, Н. С. Нижник. СПб.2006
  60. Д.И. О значении практики в системе современного юридического образования. Казань. 185 561. Мейер Д. И. Русское гражданское право. (В 2-х ч. Ч. 1.) М. 1997
  61. Методика преподавания юридических дисциплин / под ред. М. К. Треушникова. М.1986
  62. Методические рекомендации к разработке комплексов методов активного обучения по специальности. Киев. 1989
  63. Методические указания для преподавателей по структуре и содержанию предметного комплекса методов активного обучения. Киев. 1989
  64. Модернизация российского образования: ресурсный потенциал и подготовка кадров/ под ред. T.JI. Клячко. М., 2002
  65. Е.Я. Интерес как сущностный момент субъективного права (цивилистический аспект) // Правоведение. 2003. № 4. С.52−62
  66. Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. М.1972
  67. Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. Общие основы психологии. М. Просвещение. 1994
  68. B.C. Общая теория права и государства: учебник. М., 1999
  69. B.C. Философия права: учебник для вузов. М.1997
  70. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) / под ред. З. И. Равкина. М. 1995
  71. Организация и управление в юридической клинике: Опыт практической деятельности в современной России./ Отв. ред.Л.А Воскобитова, Л. П. Михайлова, Е. С. Шугрина. М. 2003.
  72. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) / под ред. З. И. Равкина. М. 1995.74.0фициальный портал Администрации Санкт-Петербурга // http: gov.spb.ni/statistika/stat/7#/2004.10 октября
  73. А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. Учеб. пособие. СПб. 2004.
  74. Педагогика и психология высшей школы. Н.Новгород.1998.
  75. А.А. К вопросу об изучении общенародного права. // Советское государство и право.1962. № 11. С. 24.
  76. М.А. Психология и этика делового общения. Ростов на Дону. 2004.
  77. А.В. Общая теория права: курс лекций. СПб.2001.
  78. А.В. Общая теория права: феноменолого-коммуникативный подход. Курс лекций. СПб.2003.
  79. Право и социальное планирование / редкол. Пашков А. С., Лебедев П. Н., Суслов Ю.A.M. 1981.
  80. Профессиональные навыки юриста: Опыт практического обучения. /Отв. ред. J1. A Воскобитова, Л. П. Михайлова, Е. С. Шугрина. М., 2001.
  81. Психология делового общения. Учеб. пособие, Москва-Воронеж. 2002,2003.
  82. Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения. М., 1979.
  83. Реализация прав граждан в условиях развитого социализма. МЛ 983.
  84. Реформа российского юридического образования: современный этап.//Материалы Всероссийской научно-методической конференции. СПб.2002.
  85. Ю.С. Механизм реализации советского права: автореферат дисс.. д-раюрид. наук. М. 1991.
  86. З.А. Психологические основы профессионального обучения, автореферат дисс.. д-ра псих. наук. М. 1985.
  87. Е.С. Психология профессионального становления личности. Докт. дисс.М., 1992.
  88. Г. Ф. Возможно ли возрождение наших университетов? // Новое время. 1901. № 9118, 9119, 9121.
  89. Е.А. О юридическом образовании в дореволюционной России (XVIII-начало XX века) // Государство и право. 2000 г. № 9.
  90. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Учебное пособие для слушателей факультетов и whcthtvtor попмптрния ю*яттиЛткатти ттпеттплят1ятеттей rv^or и аспипантов.--------J ' .1» ! I г- J J.1. М.1995.
  91. Современные формы и методы обучения праву юристов, государственных муниципальных служащих: тезисы докладов и сообщений Всероссийской научно-методической конференции. Екатеринбург. 2005.
  92. А.О., Солодухин О. А. Юридический диалог. Теория и практика, круг проблем. М., 1998.
  93. JI.B., Харитошкин В. В., Михайлова Л. П. Методические рекомендации по организации проблемного обучения. Тверь. 1998.
  94. К.Д. Собр. соч. Т.2. М., Л. 1948. С. 165. 97. Честнов И. Л. Правопонимание в эпоху постмодерна. СПб., 2002. 98. Чечель И. Д. Антология гуманной педагогики. М.1996.
  95. Юридические гарантии правильного применения советских правовых норм и укрепление режима социалистической законности: Материалы конференции. Киев. 1970.
  96. Юридические клиники в России. Справочник. М. 2002
  97. Юридические клиники в России. Справочник. М. 2004
  98. П.А. Методы модульного обучения. Вильнюс. 1989.
  99. Эффективность действия правовых норм / отв. ред. А. С. Пашков. Л. 1977.
  100. Л.С. Сущность права. Л. 1985.
  101. И.И. Роль и значение практических занятий в современном юридическом образовании Западной Европы // Журнал Министерства народного просвещения. 1901. № 11. Отд. 4. С. 1.
  102. Rowe William V. Legal Clinics and Better Trained Lawyers A Necessity 11 Ga// Law Rewiew. 1917.
  103. Директивы ВКП (б) и постановления Правительства о народном образовании за 1917−1947 г. г.// Приложение к журналу «Советская педагогика». М.-JI. 1947.
  104. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266−1 (в ред. Федерального Закона от 13 января 1996 № 12-ФЗ, с послед, изм. и доп.) // Российская газета. № 172, 31 июля 1992 г., Собрание законодательства Российской Федерации № 3 от 15.01.1996.Ст.150.
  105. Закон РФ «О высшем и послевузовском образовании» от 22 августа 1996 года 125-ФЗ Собрание законодательства Российской Федерации. № 35 26.08.1996. Ст. 4135.
  106. Федеральный Закон РФ от 10.04.2000 № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования"// Собрание законодательства Российской Федерации. № 16. 17.04.2000.
  107. Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 18 июля 1972 г. № 535 «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране"//СП СССР 19 720тдел первый. № 14. Ст. 73.
  108. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» //Ведомости Верховного Совета СССР, 1973. № 30. Ст. 392.
  109. Федеральный Закон РФ от 10.04.2000 № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования"// Собрание законодательства Российской Федерации. № 16. 17.04.2000 .
  110. Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. № 50 11.12.95.ст.4872.
  111. Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. № 1 (часть первая). 07.01.2002.
  112. Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2001 № 264 «Об утверждении Типового положения о образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)» // Собрание законодательства Российской Федерации .№ 16. 16.04.2001.
  113. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 № 280 «Об утверждении Положения о министерстве образования и науки Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации № 25 21.06.2004.
  114. Постановление Правительства РФ от 12 января 2005 № 4 «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования» (не опубликовано).
  115. Концепция модернизации российского образования (одобрена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2002 года № 1756-р, утв. Приказом Минобразования России от 11 февраля 2002 года № 393,)// Вестник образования.2202.№ 6.
  116. Локальные нормативные акты СПбГУ.
  117. Книги Приказов по юридическому факультету СПбГУ
Заполнить форму текущей работой