Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические основы регионального законодательства: Правовые и социально-политические аспекты

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тем не менее правосубъектность члена федеративного государства и наиболее яркое ее проявление — региональный законотворческий процесс не стали еще объектом многочисленных научных исследований. Говоря об имеющихся достижениях, нельзя не упомянуть ряд коллективных монографий, подготовленных Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Отдельные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Субъект федеративного государства: общая характеристика Параграф 1. Методологические основы исследования федеративного государства как социального института
  • Параграф 2. Предпосылки формирования субъекта федерации
  • Параграф 3. Правосубъектность члена федеративного государства
  • Параграф 4. Правовой статус субъекта федеративного государства
  • Глава 2. Субъект федеративного государства как субъект законотворчества. Параграф 1. Концептуальные основы законотворчества
  • Параграф 2. Содержание законотворчества субъекта федеративного государства
  • Параграф 3. Разграничение законодательной деятельности и административного нормотворчества в субъектах федеративного государства
  • Параграф 4. Система законодательства субъекта федерального государства
  • Глава 3. Эффективность законодательства субъектов федеративного государства
  • Параграф 1. Теоретические проблемы исследования эффективности регионального законодательства
  • Параграф 2. Особенности процесса законодательной деятельности в субъектах федеративного государства
  • Параграф 3. Факторы эффективности законов субъектов федеративного государства

Теоретические основы регионального законодательства: Правовые и социально-политические аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена реальными процессами, связанными с развитием федеративных отношений, возникающими в этой связи новыми явлениями государственно-правового характера, требующими своего общетеоретического осмысления, с тем, чтобы на базе научного анализа появилась возможность проработать конкретные предложения прикладного характера, касающиеся практики реализации правосубъектности членов федеративного государства, в частности, в процессе регионального законотворчества, как оригинального для отечественной политико-правовой системы сощшльного и юридического явления.

Каким образом можно определить оптимальность соотношения централизованного и децентрализованного начал в государстве, насколько самостоятельными должны быть входящие в него территориальные общности — вот проблема, которая встает перед каждым сколько-нибудь сложным государством в период его государственного строительства.

Теория дает на сформулированные здесь вопросы лишь самые общие ответы. Обобщив мировую практик/ формирования сложных государств, она называет формы государственного устройства, среди которых актуальными для нас сегодня являются федерация и в меньшей степениконфедерация. Факторы же, которые конкретно влияют на выбор территорией той или иной степени централизации (децентрализации), либо вообще не указываются, либо авторы соответствующих работ ограничиваются простым их перечислением, признавая тем самым умозрительность своих выводов. В частности, как на обстоятельства, препятствующие централизации, а стало быть, требуюодяе децентрализации, в российской литературе указывалось на протяженность территориального пространства, на обособленность территориальных общностей, на степень национальных и культурных различай охватываемых государством регионов, на неразвитость экономических, в том числе рыночных связей, и т. д.1 Очевидно, что подобное перечисление факторов не может служить теоретической базой для определения меры самостоятельности входящих в государство территориальных образований.

Политические события последних дет, происходившиев географическом пространстве бывшего СССР, показывают, насколько практически остра проблема взаимоотношений Центра и регионов, объединенных той или иной формой государственного устройства. Поскольку наука не дает исчерпывающих ответов на поставленные практикой вопросы, эта проблема чрезвычайно актуальна и в теоретическом отношении.

Число возникающих здесь теоретически важных вопросов таково, что все они не могут быть рассмотрены в рамках одной работы. Исходя из того, что взаимоотношения между центром и регионами должны регулироваться прежде всего юридическими средствами, автор ограничил.

1 См., напр.: Ильин И. А. Наши задачи. М., 1992. с. 88 и след.- Спиридонов Л. И. Теория государства и права. М., 1996, с. 38 и др. исследование правовыми проблемами. В свою очередь, среди последних выделена проблема регионального законотворчества, поскольку в этом феномене самостоятельность региона выражается наиболее ярко.

Степень разработанности проблемы. Вопросы регионального законотворчества привлекли к себе особое внимание в связи с принятием Конституции Российской Федерации 1993 года. Новая ситуация, возникшая в государстве дао-правовом строительстве, требует теоретического осмысления принципиально новой по своему характеру деятельности органов государственной власти субъектов федерации в сфере нормотворчества, что обусловлено новыми юридическими характеристиками правового статуса самих субъектов федерациикак таковых, а не просто как крупных адмшшетративно-территоршльных единиц.

Тем не менее правосубъектность члена федеративного государства и наиболее яркое ее проявление — региональный законотворческий процесс не стали еще объектом многочисленных научных исследований. Говоря об имеющихся достижениях, нельзя не упомянуть ряд коллективных монографий, подготовленных Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Отдельные аспекты регионального нормотворчества анализируют в своих работах такие авторы как Боброва Н. А., Игнатьева М. Н., Казанцев М. Ф., Сам игу длин В. К, Умнова И.А." Чернобель Г. Т., Шагиева Р. В. и другие. Однако, в основном исследования касаются либо отдельных сторон законодательной деятельности субъектов федерации, либо изучение ведется в конкретном территориальном аспекте, анализируется нормотвормеская деятельность органов государственной власти определенного субъекта Российской Федерации.

Безусловно, признавая важность указанных исследований, нельзя не отметить то обстоятельство, что до сих пор в отечественной литературе практически отсутствует комплексный общетеоретический анализ самого феномена региональной законодательной деятельности в условиях федеративного государства, а также системный анализ социальных и социально-политических аспектов указанного феномена. Автор считает необходимым подчеркнуть, что именно данный аспект является основным смыслом настоящего диссертационного исследования. В свою очередь, теоретикоправовые н социолого-правовые характеристики регионального законотворчества должны стать основой более детального изучения отдельных сторон и аспектов законодательного процесса субъектов федерации, в том числе на примере конкретных субъектов Российской Федерации.

Генеральной целые исследования является анализ прав осубъектностя члена федерации в области законотворчества и определение пределов его компетенции.

Для достижения указанной общей цели необходимо было решить следующие исследовательские задачи:

1. Определить основания регионального деления страны с выделением и классификацией географических, этнических, демографических, социокультурных, экономических и политических факторов такого районирования.

2. Установить территориальные, социокультурные, экономические и политические предпосылки признания территориальной общности i субъектом права.

3. Исследовать и обосновать членство в федерации как базисный правовой институт, определяющий правосубъектность региона, его субъективные права и обязанности.

4. Проанализировать участие региона в законодательной деятельности на федеральном уровне,.

5. Проанализировать законотворческую деятельность региона (собственный уровень).

6. Обосновать принципы разграничения полномочий в сфере законодательной деятельности между федерацией и членом федерации.

7. Установить пределы исключительной компетенции субъекта федерации в законотворческой деятельности.

8. Исследовать законодательную деятельность субъекта федерации как средство удовлетворения потребностей региона.

9. Определить права Федерации в регулировании регионального законотворческого процесса.

10. Разработать практические рекомендации по совершенствованию законотворческого процесса в регионе.

Объект и предмет исследования. Объект исследования образуют общественные отношения, складывающиеся в сфере законодательной деятельности, и сама эта деятельность.

Предмет исследования — общественные отношения (в частности, правоотношения), складывающиеся в процессе законодательной деятельности субъекта Российской Федерации (в частности, на примере таких субъектов как Санкт-Петербург и Ленинградская область).

Источниковая база диссертации включает труды видных современных отечественных авторов: С. С. Алексеева, Н. Д. Андрианова, Л, И. Антоновой, В. К. Бабаева, М. В, Баг лая, М. И. Байтина, В. М. Баранова, Д. КБахраха, Я. М. Бельсона, В. М. Боера, В. В. Бородина, А. А. Вихрова, А. Б. Венгерова, И. А. Возгрина, В. М. Горшенева, В. Г. Храфского, Ю. И. Гревцова, О.Н.-Громовой, АХ. Гузнова, О. КЗастрожной,.

A.В.Зиновьева, И. Н. Зубова, С. В. Игнатьевой, Д. А. Керимова, Г. Д. Ковалева, Д. А. Ковачева, А. И. Королева, В. Н. Кудрявцева, Э. В. Кузнецова, О. Е. Кутафина, В. ВЛазарева, К. Е. Ливанцева, Х. Х. Лойта, Д. И. Луковской,.

B.В.Лысенко, Н. Й. Марченко, Л. А. Морозовой, Р. К. Надеева, В. С. Нерсесянца, Л Л. Николаевой, А. Д. Ноздрачева, Г. И. Петрова,.

A.С.Пиголкина, И. Ф. Покровского, С. В. Полениной, Е. Д. Процеяко,.

B.Б.Романовской, Р. А. Ромашова, К. Т. Ростова, В. П. Сальникова, В. Д. Сорокина, Л. И. Спиридонова, М. С. Студеникиной, В .М. Сырых, И. Е. Тарханова, Л. Б. Тнуновой, Ю. А. Тихомирова, Б. Н. Топорнина, В. П. Умновой, В. П. Федорова, В. Е. Чиркина, К. Р. Шеремета,.

Е.Н.Щендригина, Б. С. Эбзеева, А. И. Экимова, Л. М. Энтина, Л. СЯвича, Н. Г. Янгола.

Исторически начало фундаментальному изучению законотворческого процесса положили известные русские юристы w философы Н. Н. Алексеев, А. Д. Градовский, И. А. Ильин, Н. М. Коркунов, К. А. Неволин, П. Й. Новгородцев, В. А. Рязановский, И.Л.СолоневичЛ.А.Тихомиров. Автор широко использовал также зарубежные источники и обширный нормативно-правовой материал.

Методологическую основу исследования составляет комплексное применение общенаучных и частнонаучных методов познанияисторического, системного, сравнительно-правового, логикоюридического. ко нкрсгно-с одно логического, структурвго-функционаливгого.

Широко использованы методы интерпретации политико-правовых явлений — описание, реконструкция, объяснение.

Эмпирическую базу исследования пополняли опросы участетоков законодательной деятельности с последующей обработкой статистическими методами собранных данных.

Использовался социологический метод включенного наблюдения, поскольку автор сам являлся в известной мере участником процесса законотворчества.

Научная новизна исследования. Научная новизна работы состоит в том, что она представляет собой первое комплексное, логически завершенное, теоретико-правовое монографическое исследование законодательной деятельности субъектов федерации.

В результате анализа и обобщения большого числа эмпирических данных установлены объективные предпосылки регионального деления страны и его юридического оформления. Выводы работы предостерегают против волюнтаристских попыток решения подобного рода проблем чисто волевым административным методом.

В ходе исследования выявлены конкретные социокультурные, экономические, этнографические, политические и другие факторы, лежащие в основе территориальных общностей, являющихся актуально или потенциально субъектами федерации.

Установлены признаки субъекта федерации, т. е. те свойствакоторые делают территориальную общность относительно самостоятельным государственным образованием.

Обоснован взгляд на региональную законодательную деятельность как на момент реализации членом федерации своего права участия в общих делах федерации как. союзного государств.

Выявлена особая роль членства в Федерации" как института, определяющего все основные права и обязанности образующих федерацию государственных образований.

Установлены: обязательные компоненты федеративного договора, а также пределы исключительной компетенции члена федерации.

Определены функции региональной законодательной деятельности.

Показана роль конституции (устава) в системе регионального законодательства и обоснована целесообразность особого порядка их принятия «конституционной (уставной) ассамблеей» («учредительным собранием»).

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Региональное деление страны есть результат объективного исторического формирования территориальной общности. Ее юридическое оформление лишь закрепляет правовыми средствами сложившиеся отношения между территориальными общностями.

2. Волевое решение задач регионального деления, осуществляемое «сверху» административными методами, лишь тогда решает проблему взаимоотношений между территориальными общностямикогда оно в целом соответствует результатам естественно-исторического развития и по существу официально признает то, что уже есть.

3. В основе оформления территориального объединения людей лежат объективные предпосылки в виде общности социокультурных свойств, относительно прочных экономических связей, базирующихся на региональном разделении труда и обмене, а также политического процесса, в результате которого образуются объединения населения, превращающиеся в политически организованных субъектов.

4. Правосубъектность территориальной общности, входящей в сложное государственное образование (в частности, в федерацию), предполагает географическую автономию (границу), организационное единство, обеспечивающее возможность формирования единой воли населения территориальной общности, и персонификацию, которая, в частности, выражается в названии, символике и т. д.

Выработка региональной воли — процесс регионального правотворчества, ограниченный необходимостью учета потребностей и интересов федеративного делого.

5. Правосубъектность члена федеративного государства основывается на институте членства в федерациикоторый определяет всю право-дееспособность территориальной общности, ее конституционные права и обязанности, т. е. ее юридический статус. Основание возникновения членства как правоотношения — договор, играющий роз®юридического факта.

6.Исторически сложившаяся, устойчивая территориальная общность (регион) — естественная предпосылка обретения ею правового статуса субъекта федерации.

7. Проблема прав региона на законодательную деятельность — часть проблемы его участия в общих делах федерации как союзного государства. Территориальная общность суверенна лишь изначально, т. е. в момент подписания федеративного договора и в его пределах. В этом обоснование, источник и в то же время пределы регионального законотворчества.

8. Функция регионального законодателя состоит прежде всего в том, чсгобы в доступных ему пределах удовлетворять социокулыурные, экономические и политические потребности населения, в частности, те, которые уже обрели или обретают характер правовых, но еще не стали законом.

9. Ядро регионального законодательства образует Конституция-(устав) региона. Наиболее целесообразный способ принятия конституции (устава) — ее разработка и принятие специально создаваемым для этой цели органом типа учредительного собрания: (конституционной (уставной) ассамблеи).

10. Право Федерации на осуществление контроля: за региональной законодательной деятельностью реализуется через Конституционный (уставный) суд.

Теоретическая значимость диссертации состоит главным образом в том, что в ней на базе анализа и обобщения научных данных: общей теории права и государства, конституционного права, иных юридических наук ставится и изучается: фундаментальная проблема правового статуса и правосубъектности члена федеративного государства в такой сфере его деятельности как законотворческий процесс. В этом плане сформулированные автором теоретические выводы и положения могут развить и дополнить отдельные разделы таких научных дисциплин как общая теория права и государства, конституционное право.

Практическая значимость работы. Теоретические положения, содержащиеся в диссертационном исследовании, использованы в курсах лекций по общей теории государства и права, современной политической науке, читаемых автором на юридическом факультете Санкт.

Петербургского государственного университета, а также в материалах методического характера.

Выводы, изложенные в работе, а также предложения прикладного характера и практические рекомендации могут использоваться в нормотворческой деятельности органов государственной власти субъектов федерации, а также в научных исследованиях, в практической деятельности при подготовке лекций, проведении семинарских занятий по общей теории и истории права и государства, конституционному праву и т. п.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы изложены в опубликованных научных трудах автора (в том числе монографиях: Региональное законодательство: правовые и социально-политические аспекты. СПб. 1998; Субъект федерации: статус и законодательная деятельность. СПб. 1999 и др.), использовались в процессе преподавания общей теории государства w права и современной политической науки на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета. Результаты исследования получили отражение в выступлениях на различных общероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях, в частности. Международной конференции «Новые возможности развития малого и среднего бизнеса» (Санкт-Петербург, сентябрь 1996 года) — Всероссийской научнопрактической конференции «Местное самоуправление в Российской Федерации: опыт становления и перспективы развития» (СанкгПетербург, апрель 1997 года) — научно-практической конференции.

Реформа местного самоуправления в Ленинградской области: практика, проблемы, пути совершенствования" (Санкт-Петербург, апрель 1997 года) — международном семинаре «Государственное устройство и законодательство России и Японии» (Токио, ноябрь 1997 года) — международном семинаре «Организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления» (Санкт-Петербург, июнь 1998 года) — международном семинаре «Роль, функции и организация работы региональных законодательных органов государственной власти» (Санкт-Петербург, июнь 1998 года) — Всероссийской научно-практической конференции «Социально-экономические и нормативно-правовые аспекты лицензирования деятельности в субъектах Российской Федерации» (Санкт-Петербург, июль 1998 года) — межвузовской научной конференции «Актуальные проблемы государства и права на рубеже веков» (Владивосток, сентябрь 1998 года) — зональных семинарах руководителей органов государственной власти и местного самоуправления Ленинградской области «Участие органов местного самоуправления и органов государственной власти Ленинградской области в решении экономических и социальных проблем» (Санкт-Петербург, март, апрель 1999 года) — конференции Северо-Западной Парламентской ассоциации (Санкт-Петербург, октябрь 1999 года) — семинаре, поведенном Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О практике работы Администрации Санкт-Петербурга и Правительства Ленинградской области по взаимодействию с органами местного самоуправления я их государственной поддержке» (Санкт-Петербург, октябрь 1999 года) — проблемном семинаре руководителей муниципальных образований Ленинградской области «Социально-экономическое развитие муниципальных образований в условиях становления местного самоуправления» (Санкт-Петербург, ноябрь 1999 года) — Всероссийском совещании «Проблемы образования конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации» (Москва, декабрь 1999 года) — Всероссийской конференции Российской ассоциации конституционного права (Москва, апрель 2000 года).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих десять параграфов и заключения.

Заключение

.

Образование федерации, ее субъектов — объективный процесс, в котором воля государства, его представительных и исполнительно-распорядительных органов, его официальных и неофициальных лидеров представляет собой лишь одну из составляющих, обусловленных общими закономерностями общественного развития и наличными конкретно-историческими условиями существования становящихся государственных образований.

Естественным с точки зрения теории государства и права процессом образования федерации является ее формирование «снизу», т. е. на основе объединения уже относительного обособленных территориальных общностей со своими специфическими региональными потребностями, природными, экономическими и социальными возможностями и интересами путем заключения соответствующих федеративных договоров. При этом сам по себе разумеется тот факт, что в реальной истории в большинстве случаев федерации оформляются «сверху» посредством признания федеративным центром своими субъектами тех территориальных общностей, которые уже сложились. В подобных случаях речь идет по существу о закреплении в договорах той степени самостоятельности, которую этим региональным образованиям удалось «отвоевать» и заставить официально, т. е. юридически признать.

Если считать теорию логическим итогом обобщения общественно-исторической практики, то естественным будет признание того, что оба указанных пути формирования федерации — образования их «снизу» и сверху" - в одинаковой мере следует оценивать как теоретически правильные.

Однако, какой бы путь ни считался «теоретически верным» или, напротив, «теоретически неправильным» субъект федерации окажется относительно устойчивым и политически жизнеспособным образованием лишь в том случае, если процесс становления территориальных общностей будет опираться на определенные реальные предпосылки. К их числу относятся географическое положениеэкономическое развитие, делающее регион местом притяжения окружающего региональный центр населения путем создания рабочих местторговля (региональный рынок) — региональные системы образования и культурыполитическое сознание населения, идентифицирующего себя с соответствующей конкретной территориальной общностью.

Как социальное значение (или смысл, как сказали бы герменевтики) элемента определяется сущностью той социальной системы, к которой данный элемент принадлежит, так общественное положение региона в конечном счете определяется характером включившей его в себя федерации. При этом юридический статус субъекта федерации в итоге должен определяться его географическим, экономическим, социально-культурным и политическим статусами.

Взаимосуществу я на всех уровнях с федеративным целым, представляемым Центром, субъект федерации не может не сообразовывать свое функционирование с функционированием Федерации как целостности более высокого уровня. Это касается не только сферы политики, но и сферы экономики и культуры. При таких условиях особое значение приобретает разграничение правомочий между Центром и внутрифедеративными государственными образованиями. Подобное разграничение, как становится ясно после всего сказанного, осуществляется не произвольно по чьей бы то ни было субъективной воле, а на основе реального положения территориальной общности, оформленной в виде субъекта федерации в стране с федеративным государственным устройством.

Здесь и заключено объяснение того обстоятельства, что нормативные правовые акты субъекта федерации в области взаимодействия этого субъекта с центром, не могут иметь приоритета по отношению к нормативным актам Федерации. Однако в компетенции субъекта федерации есть региональные проблемы, которые могут и должны решаться лишь на региональном уровне, ибо только население территориальной общности является частью суверенного народа Федерации, обладающей той конкретной «местной'7 информацией, которая необходима для решения названных локальных проблем. В этой области субъект федерации должен обладать суверенным, т. е. исключительным правом решать эти вопросы на своем региональном уровне, в первую очередь, посредством регионального законотворчества.

При установлении принципов, на основе которых определяется законотворческая компетенция органов государственной власти субъектов федерации, среди первых должно быть названо фундаментальное положение: субъекты федерации вправе издавать собственные законы по I всем вопросам, кроме тех, которые федеральная конституция относит к исключительному ведению самой федерации.

С развиваемой в настоящем исследовании точки зрения, круг вопросов, отдаваемых на совместное решение субъекта Федерации и Центра, должен постепенно сокращаться, ибо при их решении практически трудно, если вообще возможно, обеспечить равенство сторон этого правоотношения, т. е. принципа, являющегося основным началом права, и нарушение которого есть поэтому нарушение самого права. Вот почему так называемое симметричное построение федерации не является теоретическим идеалом и подлежит постепенному преодолению. Особое значение эти выводы имеют для субъектов, в которых обострены национальные (национально-религиозные) проблемы.

В настоящее время неурегулированность многих вопросов взаимоотношений Центра с оформленными в качестве субъектов федерации территориальными общностями приводит к тому, что для обеспечения приоритетного характера центростремительных сил в динамике федерации регионы в ряде случаев вступают в договорные отношения друг с другом. Этот процесс, с развиваемых в настоящей работе позиций, следует рассматривать как компенсационный, дополнительный. С точки зрения теоретического идеала, он излишен: ведь речь в данном случае идет о политических сплетениях, которые, правда, отнюдь не всегда выражены как политические, ибо экономические, социально-культурные и иные подобного рода связи в политическом оформлении в условиях подлинно рыночной экономики и открытого общества не нуждаются.

В результате проведенного исследования следует признать, что формирование, развитие и функционирование субъектов федерации в рамках федерации — сложный, объективно обусловленный, закономерный многофакторный процесс, отнюдь не в полной мере теоретически осмысленный. Тем более тогда нельзя говорить и о его практическом овладении. Сказанное — лишь повод для дальнейшей теоретико-прикладной разработки данного обширного материала. Настоящее исследование названные процессы рассматривает лишь в плане определения статуса региона в качестве государственного образования и субъекта федеративного государства, а также региональной законотворческой деятельности и не может, разумеется, характеризоваться более чем малая толика необходимого вклада в создание законченной теории субъекта федерации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция РФ от 12.12.1993 г.
  2. О Конституционном Суде Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 21.07.94 N 1-ФКЗ-
  3. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Закон РФ от 06.10.99 N 184-ФЗ-
  4. О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Закон РФ от 24.06.99 N 119-ФЗ-
  5. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации. Закон РФ от 04.03.98 N ЗЗ-ФЗ-
  6. Об основах муниципальной службы в Российской Федерации (с изменениями на 13 апреля 1999 года). Закон РФ от 08.01.98 N 8-ФЗ-
  7. О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации (с изменениями на 9 июля 1999 года). Закон РФ от 25.09.97 N 126-ФЗ-
  8. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (с изменениями на 30 марта 1999 года). Закон РФ от 19.09.97 N 124-ФЗ-
  9. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Закон РФ от 05.12.95 N 192-ФЗ-
  10. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (с изменениями на 17 марта 1997 года). Закон РФ от 28.08.95 N 154-ФЗ-
  11. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан (с изменениями и дополнениями от 14 декабря 1995 года). Закон РФ от 27.04.93 N4866−1-
  12. О статусе столицы Российской Федерации (с изменением от 18 июля 1995 года). Закон РФ от 15.04.93 N 4802−1-
  13. О закрытом, административно-территориальном образовании (с изменениями на 31 декабря 1999 года), О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании». Закон РФ от 14.07.92 N 3297−1-
  14. О гражданстве Российской Федерации (с изменениями на 16 мая 1996 года). Закон РФ от 28.11.91 N 1948−1-
  15. О местном самоуправлении в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями на 28 августа 1995 года). Закон РФ от 06.07.91 N 1550−1-
  16. По делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике». Постановление Конституционного Суда РФ от 24.01.97 N 1-П-
  17. По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации. Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.96 N 10-П-
  18. По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.01.96 N2-n-
  19. По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.11.95 N 15-П-
  20. По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации Постановление Конституционного Суда РФ от 31.10.95 N 12-П-
  21. По делу о проверке конституционности части второй статьи 42 закона Чувашской Республики «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики» в редакции от 26 августа 1994 года. Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.95 N 9-П-
  22. По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации
  23. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.95 N 1-П-
  24. По делу о проверке конституционности Закона Российской Федерации от 17 июня 1992 года «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации» Постановление Конституционного Суда РФ от 11.05.93 N б/н-
  25. По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации. Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.95 N 2-П-
  26. По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 49 Федерального закона от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации», Постановление Конституционного Суда РФ от 16.10.97 N 14-П-
  27. По делу о проверке конституционности постановления Верховного Совета РСФСР от 18 декабря 1991 года «О толковании статьи 183 Конституции (Основного Закона) РСФСР». Постановление Конституционного Суда РФ от 19.05.92 N б/н-
  28. По делу о проверке конституционности часта 4 статьи 28 Закона Республики Коми «О государственной службе Республики Коми». Постановление Конституционного Суда РФ от 29.05.98 N 16-П-
  29. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе. Указ Президента РФ от 13.05.00 N 849-
  30. О структуре федеральных органов исполнительной власти (с изменениями на 29 февраля 2000 года). Указ Президента РФ от 17.08.99 N 1062-
  31. Вопросы Совета по местному самоуправлению в Российской Федерации (с изменениями на 25 сентября 1999 года). Указ Президента РФ от 13 .11.98 N 1373-
  32. О Совете по местному самоуправлению в Российской Федерации (с изменениями на 5 апреля 1999 года). Указ Поезидента РФ от 29.05.97 N 531-
  33. О совершенствовании структуры федеральных органов исполгоггельной власти (с изменениями на 12 аггоеля 1999 года). Указ Президента РФ от 17.03.97 N249-
  34. О выборах губернатора главы исполнительного органа государственной власти Тульской области. Указ Президента РФ от 23.01.97 N 40-
  35. О выборах главы исполнительной власти Ленинградской области. Указ Президента РФ от 20.07.96 N 1053-
  36. Об утверждении Положения о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе (с изменениями на 4 марта 1998 года). Указ Президента РФ от 13.04.96 N 549-
  37. О порядке переноса срока выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Указ Президента РФ от 02.03.96 N 315-
  38. Об образовании Комиссии при Президенте Российской Федерации по подготовке договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между субъектов РФ (с изменениями на 28 апреля 1997 года). Указ Президента РФ от 20.07.94 N 1499-
  39. О действии законодательства Российской Федерации об органах государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации. Указ Президента РФ от 22.12.93 N 2266-
  40. Об общих принципах административно- территориального деления и организации местного самоуправления в городе Москве. Указ Президента РФ от 10.12.93 N2125-
  41. Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации (с изменениями от 22 декабря 1993 года). Указ Президента РФ от 22.10.93 N 1723-
  42. О реформе представительньгх органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации (с изменениями от 16 августа 1996 года). Указ Президента РФ от 09,10.93 N 1617-
  43. О порядке назначения и освобождения от должности глав администраций краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения. Указ Президента РФ от 07.10.93 N 1597-
  44. О взаимодействии Совета Министров Правительства Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в период поэтапной конституционной реформы. Указ Президента РФ от 29.09.93 N 1504-
  45. О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации (с изменениями на 24 декабря 1993 года). Указ Президента РФ от 21.09.93 N 1400-
  46. О некоторых мерах по расширению прав субъектов Российской Федерации в сфере приватизации. Указ Президента РФ от 16.06.93 N 927-
  47. О порядке деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и Администрации Президента Российской Федерации по ведению законопроектных работ. Указ Президента РФ от 14.01,93 N48-
  48. Устав Санкт-Петербурга, (с изменениями на 28.02.98), Закон Санкт-Птербурга от 14.01.98 б/н
  49. О муниципальной службе в Санкт-Петербурге. Закон Санкт-Петербурга от 15.02.00 N 53−8-
  50. О сокращении срока полномочий и проведении досрочных выборов главы исполнительной власти Санкт-Петербурга. Закон Санкт-Петербурга от 08.10.99 N 208−29-
  51. О наименованиях муниципальных образований Санкт-Петербурга (с изменениями на 5 февраля 1999 года). Закон Санкт-Петербутэга от 03.07.98 N 158−24-
  52. О порядке регистрации уставов муниципальных образований Санкт-Петербурга. Закон Санкт-Петербурга от 09.12.97 N 207−67-
  53. О выборах депутатов муниципальных советов в Санкт-Петербурге в 1998 году. Закон Санкт-Петербурга от 17.11.97 N 194−60-
  54. О выборах глав муниципальных образований в Санкт-Петербурге. Закон Санкт-Петербурга от 18.09.97 N 152−50-
  55. О выборах депутатов муниципальных советов в Санкт-Петербурге (с изменениями на 25 Февраля 2000 года). Закон Санкт-Петербурга от 08.07.97 N 120−38-
  56. О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге (с изменениями на 11 февраля 2000 года). Закон Санкт-Петербурга от 23.06.97 N 111−35-
  57. О порядке подписания, опубликования и вступления в силу Устава Санкт-Петербурга. Закон Санкт-Петербурга от 19.05.97 N 81−23-
  58. О территориальном устройстве Санкт-Петербурга (с изменениями на 27 мая 1999 года). Закон Санкт-Петербурга от 31.12.96 N 186−59-
  59. О проведении выборов депутатов муниципальных советов в Санкт-Петербурге. Закон Санкт-Петербурга от 16.12.96 N 160−53-
  60. О Правительстве Санкт-Петербурга (с изменениями на 5 мая 1998 года). Закон Санкт-Петербурга от 25.11.96 N 148−49-
  61. О местном референдуме в Санкт-Петербурге. Закон Санкт-Петербурга от 06.07.96 N 80−36-
  62. О референдуме Санкт-Петербурга. Закон Санкт-Петербурга от 18.06.96 N 72−29-
  63. О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Закон Санкт-Петербурга от 27.05.96 N 49−20-
  64. О системе органов государственной власти Санкт-Петербурга (с -изменениями на 18 июня 1997 года). Закон Санкт-Петербурга от 13.03.96 N 25−3:
  65. О некоторых вопросах реализации Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации». Закон Санкт-Петербурга от 23. Н.95 N 137−20-
  66. Устав Ленинградской области (в редакции областного закона от 3 июня 1997 года N 11-оз) (с изменениями на 8 октября 1999 года). Закон Ленинградской области от 27.10.94 N б-оз-
  67. Об избирательной комиссии Ленинградской области. Закон Ленинградской области от 20.01.99 N 9-оз-
  68. О статусе депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Ленинградской области (с изменениями на 22 сентября 1998 года). Закон Ленинградской области от 22.12.97 N 59-оз-
  69. О порядке передачи в муниципальную собственность объектов государственной собственности Ленинградской области. Закон Ленинградской области от 18.08.97 N 31-оз-
  70. О территориальных органах государственной исполнительной власти Ленинградской области. Закон Ленинградской области от 14.08.97 N 29-оз-
  71. О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными полномочиями Ленинградской области, об условиях и порядке осуществления контроля за их реализацией (с изменениями на 20 мая 1998 года). Закон Ленинградской области от 23.06.97 N 17-оз-
  72. О выборах депутатов законодательного собрания Ленинградской области (с изменениями на 1 октября 1999 года). Закон Ленинградской области от 19.05.97 N 9-оз-
  73. О муниципальной службе в Ленинградской области (с изменениями на 14 июля 1999 года). Закон Ленинградской области от 17.01.97 N 2-оз-
  74. О проведении муниципальных выборов в Ленинградской области в 1996 году. Закон Ленинградской области от 01.10.96 N 28-оз-
  75. О выборах органов и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области (с изменениями на 1 октября 1999 года). Закон Ленинградской области от 29.04.96 N 13−03-
  76. О местном самоуправлении в Ленинградской области Закон Ленинградской области от 29.04.96 N 12−03
  77. О сроках проведения выборов и продлении полномочий представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на территории Ленинградской области в 1996 году. Закон Ленинградской области от 22.03.96 N 5−03-
  78. О порядке регистрации уставов муниципальных образований Ленинградской области. Закон Ленинградской области от 01Л 2.95 N 39−03-
  79. О порядке осуществления права законодательной инициативы органами местного самоуправления в Ленинградской области. Закон Ленинградской области от 01.12.95 N 38−03-
  80. О местном референдуме в Ленинградской области (с изменениями на 1 октября 1999 года). Закон Ленинградской области от 01.12.95 N 37−03-
  81. О выборах губернатора Ленинградской области (с изменениями на 6 октября 1998 года). Закон Ленинградской области от 18.07.95 N 24−03-
  82. О статусе депутата Законодательного собрания Ленинградской области (с изменениями на 21 ноября 1997 года). Закон Ленинградской области от 27.12.94 N 12−03-
  83. Монографии и отдельные издания Абдулатипов Р. Г., Болтенкова Л. Ф., Яров Ю. Ф. Федерализм в истории России: В 3-х кн. Кн. 1.- М., 1992.
  84. АЛ. Дисциплина труда в СССР.- М.: Юрид. лит., 1970.
  85. Н.Г. Сущность права. М., 1950.
  86. С .С. Структура советского права. М., 1974.
  87. С.С. Общая теория права. Т.1.- М., 1981, Т.2.-М., 1982.
  88. Г. С. Социальная активность: Проблема субъекта и объекта всоциальной практике и познании. М., 1974.
  89. Аристотель. Политика. Афинская политая. М., 1997.
  90. Г. В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. М., 1996.
  91. Г. В. Теория государственного управления. -М., 1997. Бабурин С. Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. М., 1997.
  92. С.Н. Законодательный процесс в субъектах Российской Федерации (сравнительно правовой анализ областей центрального черноземья). Автореферат. -Саратов, 1999 г.
  93. Г. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994.
  94. Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.
  95. Г. Французское административное право. М., 1988.
  96. Т.М. Законодательство области о местном самоуправлении.1. Воронеж, 1996. i
  97. А.М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М., 1976. Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990.
  98. А.М. Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур. СПб., 1999.
  99. Вико Джамбатист. Основания новой науки об общей природе вещей. М., 1940.
  100. Н.В. Основы правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979.
  101. Л.Д. Конституционные права и обязанности светских граждан. -М., 1972.
  102. О.А. Математические методы и модели в социально-правовом исследовании. М., 1980.
  103. Д. Великобритания: центральное и местное управление. М., 1984.
  104. Е. Государство и эволюция. СП б., 1997.
  105. Гегель Г. Ф. В. Философия права. М, 1990.
  106. Гегель Г. Ф. В. Философия духа. М., 1977.
  107. Государственное право Германии. Т.2.-М., 1994.
  108. Г рад о вс кий А. Д. Общее государственное право. Лекции. СПб, 1885.
  109. Г. О праве войны и мира. М., 1994.
  110. JI.H. От Руси до России. СП б., 1992.
  111. Р. Основные правовые системы современности. -М., 1988.
  112. Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политическиеотношения славянского мира к германо-романскому. М., 1990.
  113. Дайси A. BI Основы государственного права Англии. Введение в изучениеанглийской конституции. Изд. 2, — М., 1807.
  114. Ю.А., Спиридонов Л. И. Абстрактное и конкретное в современномправоведении. Л., 1987.
  115. Драма российского закона. -М. 1996.
  116. Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908.
  117. Л.Н. Механизм реализации права. М., 1992.
  118. В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978.
  119. А.А. Логика норм. М., 1973.
  120. М.В. Слова и смыслы: Опыт описания ключевых политических понятий. -М., 1997.
  121. И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. -М., 1992.
  122. . Юридическая социология. М., 1986.
  123. М.П., Айзенберг A.M. Правовые нормы и правоотношения. -М., 1949.
  124. И. И. Наказание. Социальные, правовые и криминологические проблемы. М., Юрид. лит., 1973.
  125. В .Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история. Проблемы теорииисторического процесса. М., 19 981.
  126. Кеннеди Пол. Вступая в двадцать первый век. М., 1997.
  127. Д.А. Законодательная техника: Научно-методическое и учебноепособие. М., 1998.
  128. Д.А., Полозов В. Р. Спиридонов Л.И. Проблемы социального планирования. М., 1974.
  129. Д.А. Общая теория государства и права: предмет, структура, функции. М., 1977.
  130. Д.А. Законодательный процесс в европейских социалистическихгосударствах. М., 1966.
  131. В.А. Вопросы теории эффективности правовой нормы. Автореф. канд. дисс. Л., 1972.
  132. Ю.М. Органы государственного управления. М., 1960.
  133. Коммуникация в современной науке. Сборник переводов. М., 1976. Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере. — М., 1944. Кудрявцев В. Н. Казимирчук В.П. Современная социология права. — М., 1995.
  134. В.Н. Право и поведение. М.: Юрид. лит., 1978.
  135. В.Н., Никитинский В. И., Самощенко И. С., Эффективностьправовых норм. М., 1980.
  136. В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. -М&bdquo- 1980.
  137. В.Ф. Объективное и субъективное. М., 1976.
  138. Культурология. XX век. М. 1995.
  139. К. Основы социологии права. М., 1981.
  140. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.
  141. В.А. Личность, свобода, право. М., 1978.
  142. .М. Компетенция органов управления. М., 1972.
  143. В.В. Конкретно-социологические исследования в праве. М., 1987.
  144. Л.Е. Региональное и местное управление в России (вторая половина XIX в.) М.: Изд-во Академического правового университета при ИГП РАН, 1998.
  145. В.А. Проблема субъекта и объекта в классической и современной буржуазной философии. -М., 1965.
  146. А.А. Конституционно-правовой статус Санкт Петербурга. -СПб, 1999.
  147. Д. Сочинения в 3-х т.- М., 1998.
  148. Е.А. Социально-психологические аспекты реализации права личности: Реализация прав граждан в условиях развитого социализма. -М., 1983. I
  149. Е.А. Закон как источник советского государственного права. -М&bdquo- 1988.
  150. К.Н. Калмыкия субъект Российской Федерации. — М., 1995. Маркарян Э. С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. -Ереван, 1973.
  151. Математические методы в современный буржуазной социологии. -М., 1966.
  152. Н.Н. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы. -М., 1985.
  153. B.C. Право и закон. М., 1983.
  154. B.C. Философия права. М., 1997.
  155. В. И. Эффективность норм трудового права. М.: Юрид. лит., 1971.
  156. Опыт работы и основные направления совершенствования договорно-правовых отношений в снабжении и сбыте. М., 1972. Остром В. Смысл американского федерализма: Что такое самоуправляющееся общество. — М., 1993.
  157. М.С., Спиридонов Л. И. Общественное мнение и право. Л., 1987. Пашуканис Е. Б. Избранные произведения по общей теории государства и права. — М., 1986.
  158. ЮЛ. Современная урбанизация. Основные тенденции расселения. М., 1986.
  159. Планирование социального развития городов. М., 1973. Плетникова Ю. К. О природе социальной формы движения. — М., 1971. Поленнна С. В., Сильченко Н. В. Научные основы типологии нормативно-правовых актов в СССР.- М., 1987.
  160. Право и социология/ Отв.ред. Ю. А. Тихомиров и В. П. Казимирчук.-М., 1973.
  161. Развитие федеративных отношений России: проблемы и перспективы. -М., 1997.
  162. Г. Философия истории. -СП б, 1908.
  163. Самоуправление в Российской Федерации: практическое и методическоеtпособие. М., 1998.
  164. Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты. -М., 1993.
  165. Л.И. Социология уголовного права. М., 1986.
  166. Л.И. Теория государства и права. М. 1995.
  167. Л.И. Социальное развитие и право. Л., 1973.
  168. И.В. Марксизм и национальный вопрос. М., 1950.
  169. И.В. Относительно марксизма в языкознании. М., 1950.
  170. Становление новой российской государственности: реальность иперспективы. (Открытый доклад).- М., 1996.
  171. П.И. Курс советского гражданского права. Т.1.-М., 1927.
  172. Н.А. О разграничении полномочий по предметам совместноговедения Российской Федерации и ее субъектов. -I., 1995.
  173. Л.Б. Системные связи правовой действительности. СПб, 1992. Тихомиров ЮЛ. Теория закона. — М., 1982.
  174. В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. -М., 1998. Четверннн В. А. Современные концепции естественного права. М., 1988. Чижевский А. А. Земное эхо солнечных бурь. — М., 1976. Чиркин В. Е. Основы конституционного права. — М., 1996.
  175. А. Дж. Постижение истории, — М., 1991. Трубецкой Н. С. История. Культура. Язык. М., 1995.
  176. Е.Н. Лекции по энциклопедии права. М., 1917. t
  177. В.А. Буржуазная правовая идеология. К критике учений о праве. М., 1971.
  178. Федералист. Политические эссе А. Гамильтона, Дж. Мэдисона и Дж. Джея. -М., 1994.
  179. В.П. Социальная деятельность как система. Новосибирск, 1981.
  180. СЛ. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. Русское зарубежье: Из истории социальной и правовой мысли. -Л., 1991.
  181. Фридман и Хайек о свободе. Минск, 1990.
  182. М.Д. Наказание, его цели и эффективность. М., Юр ид. лит., 1973.
  183. П.Т. Феномен человека .- М., 1976.
  184. Г. Ф. Общая теория права Вып. 3, — М., 1911.
  185. О. Закат Европы. Очерки мифологии мировой истории. Т.1.- М., 1993.
  186. Я. Элементарные понятия в социологии. М., 1969. Эстетика словесного творчества.-М., 1979. Эффективность действия правовых норм. — Л., 1977. Эффективность правовых норм. — М., Юрид.лит., 1980.
  187. Юридическая процессуальная форма: Теория и практика. -М., 1976. Юридический конфликт. Процедура разрешения. М., 1995. Ядов В. А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. — Самара, 1995.
  188. Ц.А. Органы советского государственного управления в современный период. М., 1954.
  189. А. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. Юрьев, 1912.1. Научные статьи
  190. Л.И. О стадиях правотворческого процесса в СССР// Правоведение. 1966.-№ 1.
  191. О. Алтайский край как субъект Российской Федерации: конституционно-правовая характеристака//Конституционное право: Восточно-европейское Обозрение,-1997, — № 3−4.
  192. Н.А. Некоторые аспекты законодательной деятельности субъектов Российской Федерации// Государство и право. 1995, — № 11. Бромлей Ю. В. Этнос и этносоциальный организм // Вестник АН СССР.-1980,-№ 8.
  193. И. И. Попов Л. Л., Щергин А. П. Понятие и условия эффективности административных санкций// Правоведение. 1972, — № 5.
  194. Е.С. О проблемах регионального законодательства.// Проблемы народного представительства в Российской Федерации. Под ред. С. А. Авакьяна. М., 1998.
  195. В.Е. Новые советские конституции и вопросы подзаконности правовых актов // Вестник МГУ, — 1979.- №> 5.
  196. И.М. Уголовная политика и уголовное законодательство // Основные направления борьбы с преступностью / Под ред. В. И. Кур ля ндс ко го.- М.3 1975.
  197. В.В. Эффективность норм материальной ответственности// Труды ВНИИСЗ. 1978.- № 12.
  198. В.М. Структура правового статуса гражданина в свете Конституции СССР 1977 года// Правопорядок и правовой статус личности. Саратов. 1980.
  199. Л.Н. О термине «этнос»// Доклады отделений и комиссий Географического общества СССР.Вып.З.-Л., 1976.
  200. М. Легитимность режимов и кризис доверия // Социологические исследования. 1994, — № 6.
  201. .П. Договоры и соглашения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации: решение или порождение проблем?// Государство и право,-1999.- № 4.
  202. Закон области как субъекта федерации / Под ред. Ю. А. Тихомирова. -Воронеж, 1996.
  203. А.В. Федеративное устройство России: проблемы и перспективы// Правоведение. -1997.- № 3.
  204. А.Д. Закон во Франции: от принятия до промульгирования // Государство и право. 1997.- № 7.
  205. А.А. Конституционно-правовые способы федерального принуждения: проблемы теории и реализации в Конституции РоссийскойI
  206. Федерации// Государство и право. 2ООО.- № 2.
  207. Легитимность и легитимация власти в России//'Сборник статей. СПб, 1995. Легитимность // Полис.- 1993, — № 5.
  208. Лоббизм в России: этапы большого пути // Социс, — 1996, — № 3.
  209. В.О. Конституционные деликты/'/Государство и право.-2000.-№ 1.
  210. В.Н., Лысенко Л. М. Институт губернаторства в истории исовременной России: некоторые общие и отличительные черты//
  211. Государство и право.- 1998.-№ 5.
  212. Г. С. Эффективность правового регулирования трудовой дисциплины. // Социологические исследования на Камчатке.: Дальневосточное книжное издательство, 1970.
  213. А.Ф. Пределы конкретизации законов и подзаконных актов министерствами и ведомствами Союза ССР // Ученые записки ВНИИСЗ. -М., 1968.
  214. С.М. Эффективность права и дальнейшее совершенствование законодательства о разводах// Правоведение, 1971, — № 3. Петрик Ф. Правотворчество. Подготовка правовых норм // Право и законность. М., 1987.
  215. Становление государственности и местного самоуправления в регионах России. Сборник научных статей /Под ред. Н. И. Матузова.- Саратов, 1997. Семенов Ю. И. Категория «социальный организм» и ее значение для исторической науки // Вопросы истории. 1966.- № 8.
  216. И.Н. Федерализм и развитие российского законодательства // Правоведение. 1996, — № 3.
  217. Э.В. Российский федерализм и современный национально-государственный нигилизм// Государство и право. 1996, — № 10. Толстошеее В. В. Региональное право России: проблемы становления и развития// Государство и право. — 1998, — № 11
  218. JT.M. Правовые вопросы совершенствования пенсионного обеспечения на современном этапе//Вопросы социального обеспечения. Вып. 3.- М&bdquo- 1970.
  219. Фу icy яма Ф. Конец истории/АВопросы философии. 1990.- N° 3. Хабибулин А. Г. Рахимов Р.А. Политическая субъектность как характеристика современного Российского государства // Государство и право-1999г. -№ 12.
  220. Четвернин' В. А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве// Государство и право. 1992.- № 5.
  221. Д.М. Выявление эффективности некоторых гражданско-процессуальных норм с помощью социологических методов // Проблемы социологии права. Вып. 1, — Вильнюс, 1970.
  222. В.Е. Три ипостаси государства// Государство и право. 1993, — № 8. Эбзеев Б. С., Карапетян Л. М. Российский федерализм: равноправие и асимметрия конституционного статуса субьектов//Государство право. -1995.-№ 3.
  223. Источники на иностранных языках
  224. Andenaes J. Punishment and Deterrence. The University Michigan, 1974. Annotations of Cases Decided by the Supreme Court of the United States/ June 22, 1964. Washington, 1964-
  225. Anschutz G. Deutsches Staatsrechts. Enzyklopaaie der Rechtswissenschaft insystematischer Bearbeitung. Bd.4. Munchen, Leipzig, Berlin. 1914.
  226. Arens R., Lasswell H. In Defense of Public Order. N.Y., 1961.
  227. Austin J. Lectures on Jurisprudence. Oxford, 1885.
  228. Bentham J. Of Law in General. London, 1970.
  229. Constitution of the United States of America: Analysis and Interpretation/ Ed. by
  230. E.S. Corwin. Washington, 1953.
  231. Dworkin R. Taking rights seriously. London, 1994.
  232. Dworkin R. Law’s Empire. London, 1986.
  233. Ehrenzweig’A. System des Osterreichischen Rechts. 2 Aufl. Bd.l. Erste Halfteaiigemeiner Teil. Wien, 1951
  234. Fridman W. Legal Theory. 4th. ed. London, 1960.
  235. Girke O. Die Genossenschafts theorie und die deutsche Rechtssprechung. Berlin, 1895-
  236. Gurr T. Why Men Rebel. Princeton, 1970-
  237. Hart H. Concept of Law. London Oxford, 1961.
  238. Henle R. Lehrbuch des burgerlichen Rechts. Berlin, 1926-
  239. Historisches Worterbuch der Philosophie / Ursg. Von J. Ritter und K.Grunder.1. Bd. 6. Bfsel, 1984.
  240. Meier O. Deutsches Verwaltungsrechts. Bd.1.3. Aufl. Munchen, Leipzig, 1924- Nass G. Person, Personlichkeit und juristische Person. Duncer (Humbolt), Berlin, 1964-
  241. Kelsen H. General Theory of Law and State. Cambridge (Mass), 1949. Kelsen H. General Theory of Law and State. Cambridge (Mass), 1949-
  242. Soergel H.T. Burgerliches Gesetzbuch nebst Einfuhrangsgesetz. 3 Aufl. Bd.l. Allgemeiner Teil. Rechts der Schuldverhaltnisse. Berlin, Stuttgart, Leipzig, 1926- The Politics of Law: A Progressive critigue/ Ed. by D.Kairys. N.Y., London, 1982-
  243. Tuhr A.V. Der allgemeine Teil des deutchen burgerlichen Rechts. Bd.l.
  244. Allgemeine Lechren und Personenrecht. Leipzig, 1910.
  245. Unger R.M. The critical Legal Studies Movement. Cambridge. London, 1986.
Заполнить форму текущей работой