Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Интерактивное обучение общению студентов физкультурного колледжа как фактор развития творческой активности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе формирующего эксперимента целенаправленно разработана и апробирована методика интерактивного обучения общению студентов колледжа физической культуры. Анализ его результатов позволяет заключить, что уровень владения речевыми умениям, а, следовательно, развития творческой активности у студентов экспериментальной группы по сравнению с контрольной более высокий. Об этом свидетельствуют… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ОБЩЕНИЮ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО КОЛЛЕДЖА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Анализ различных концептуальных подходов к исследованию проблемы интерактивного обучения общению обучающихся
    • 1. 2. Содержательные характеристики модели интерактивного обучения общению студентов физкультурного колледжа в информационном взаимодействии
    • 1. 3. Педагогические условия интерактивного обучения общению как фактор развития творческой активности студентов
  • Выводы по теоретической главе исследования
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИНТЕРАКТИВНОМУ ОБУЧЕНИЮ ОБЩЕНИЮ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО КОЛЛЕДЖА
    • 2. 1. Цель, задачи, этапы, методы, принципы и условия организации педагогического эксперимента
    • 2. 2. Содержание методики интерактивного обучения общению студентов в учебно-познавательной деятельности
    • 2. 3. Анализ материалов опытно-экспериментального исследования и оценка его результатов
  • Выводы по опытной главе исследования

Интерактивное обучение общению студентов физкультурного колледжа как фактор развития творческой активности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования. Значимость изучаемой проблемы обусловлена происходящими сегодня в стране преобразованиями в профессионально-педагогическом образовании. Интегративно-развивающий подход повлиял на изменение специфики общения молодежи, которое строится на отношении учителя к ученику как к субъекту, как к саморазвивающейся личности [5, с. 176]1. Практика показывает, что не все выпускники средних профессионально-педагогических учебных заведений физкультурного профиля достаточно готовы к общению, основанному на уважении личности. Причина такого состояния заключается, прежде всего, в том, что общение учителя и учащихся отражает социально-психологическую атмосферу общества и состояние общественной морали в целом (Б. Д. Пары-гин).

Потребность в гуманизации физкультурного образования предполагает поиски новых подходов, в основе которых лежит идея личностно-ориентиро-ванного обучения и воспитания, сущность которого заключается в выявлении и развитии потенциала творческой активности на каждого обучающегося. Личностная направленность образования связана с созданием необходимых условий для раскрытия и формирования индивидуальности студента колледжа, его творческой активности в современном социуме.

Однако, как верно отмечает В. Л. Журина, выявление и развитие потенциала творческой активности каждого обучающегося предполагает поиски механизмов, реализующих процесс перехода потенциальных особенностей человека в актуальные [58, с. 17]. К числу таких механизмов, наряду с актуализирующей ролью учебно-познавательной деятельности, может быть отне.

1 В скобках дается ссылка на источник, подробное название которого указано в библиографическом списке. Первая цифра в скобках означает порядковый номер источника, а вторая цифра после запятой указывает место в источнике (страницу). При ссылке на несколько источников между цифрами ставится точка с запятой. сен механизм социального и психического развития личности на основе интерактивного обучения общению студентов физкультурного колледжа.

Анализ реальной практики преподавательской деятельности показывает, что студенты физкультурного колледжа нечетко представляют современную специфику педагогического общения, заменяя ее доминантой авторитарности, то есть отношением к ученику как объекту образовательного процесса. Выпускники средних профессионально-педагогических образовательных учреждений физкультурной направленности в основном строят педагогическое общение на интуитивном, а не на содержательном уровне, основанном на знаниях психолого-педагогических закономерностей педагогического процесса.

С позиции личностно-ориентированного образования интерактивное обучение общению не может рассматриваться только как осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера. В образовательном процессе оно выступает, преимущественно, как форма жизнедеятельности педагогов и обучающихся и как средство передачи форм культуры и общественного опыта. Цель такого общения — развитие личности обучающегося в немкритерий развития — уровень творческой активности обучающихся, уровень самоактуализации [157, с. 39].

Степень научной разработанности проблемы исследования. Проблема общения находится в центре внимания многих наук, что связано с его значимостью в жизнедеятельности человека. Без общения человек не может быть среди людей. В философских работах Л. П. Буевой, М. С. Кагана, В. М. Соковнина раскрывается сущность и содержание общения.

Общение, как культурный феномен жизнедеятельности человека и общества явилось предметом фундаментальных исследований отечественных и зарубежных ученых: Г. С. Батишева, М. М. Бахтина, В. С. Библера, М. Бубера, А. А. Бодалева, Л. П. Буевой, А. А. Брудного, Л. К. Гейхман, И. А. Зимней, В. А. Кан-Калика, И. С. Кона, К. Леви-Стросса, А. А. Леонтьева,.

A. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, Б. Ф. Ломова, К. Лоренца, Ю. М. Лотмана, Дж. Мида, В. И. Мясищева, Н. Д. Никандрова, А. В. Петровского, Е. Н. Шия-нова, К. Ясперса и др. В их работах раскрывается роль общения как ведущего фактора возникновения и существования культуры. Общение включает в себя все разнообразие духовных и материальных форм бытия человека и является при этом его первичной социальной потребностью в онтогенезе.

Изучение работ по педагогическому общению (А. Б. Добрович, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. В. Мудрик, И. И. Рыданова, Р. М. Фатыхова,.

B. Д. Ширшов и др.) подтвердило, что общение выступает в качестве инструмента культуры, направленного на воспитание человека, развитие и становление сознания личности, ее мироощущения и мировосприятия, отношения к людям и себе.

В педагогике общение выступает предметом специального изучения. Многие авторы отмечают значимость установления отношений в образовательном процессе (Н. А. Березовин, В. С. Грехнев, Я. Л. Коломинский,.

A. Я. Найн, О. Л. Назарова, В. Н. Кеспиков и др.).

Педагогическое общение рассматривается как сторона труда учителя, как составная часть воспитательного процесса, как характеристика профессиональной культуры педагога в трудах В. С. Грехнева, А. Б. Добровича,.

B. А. Кан-Калика, С. В. Кузьминой, К. М. Левитана, А. А. Леонтьева и др. Значимость педагогического общения в деятельности педагога и его влияние на образовательный процесс отмечают многие авторы. В. А. Беликов, В. И. Кондрух, А. К. Маркова, И. И. Рыданова, М. И. Станкин, Л. Л. Шевченко исследуют процесс подготовки обучающихся к продуктивному педагогическому общению.

Готовность студентов физкультурного колледжа к педагогическому общению является целью профессионального образования и достигается в процессе ее формирования. В русле гуманного образования необходимо содействовать (т.е. помочь достижению) формированию готовности учащихся колледжа к педагогическому общению через интерактивное обучение, способствующее этому процессу [161- 174- 185].

Анализ состояния рассматриваемого вопроса — о интерактивном обучении общению как фактора развития творческой активности студентов колледжа — в педагогической теории и практике позволяет выделить данный вопрос в самостоятельную проблему. Необходимость такой постановки вопроса вызвана тем, что большинство базовых теоретических работ указанного проблемного пространства не затрагивают противоречия между темпами инновационных преобразований в системе общественных отношений, резко меняющих образ жизни и способы социального поведения, и темпами преодоления сложившихся педагогических традиций и стереотипов в подходах к целям и способам обучения и воспитания современной молодежи.

Практика создания и применения современных педагогических концепций показывает, что сегодня воспитание может и должно быть понято не как однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, а как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия. Со стороны воспитателя — это кропотливый труд по воспитанию субъекта, имеющий глубокий преобразовательно-гуманный смысл [55- 98- 157- 183].

Знание общения в жизни каждого человека и человечества в целом возрастает, однако налицо существование парадоксальной ситуации: образовательный процесс, основанный на взаимодействии и осуществляемый в ходе общения педагога и учащихся, практически оставляет в стороне организованное и целенаправленное обучение этому самому взаимодействию и общению. Разрешение парадокса, по мнению JI.K. Гейхман, возможно на основе интерактивного подхода к обучению общению, рассматривающего взаимодействие как центральное звено образовательного процесса, а обучение как управление взаимодействием [36, с. 79]. Это расширяет возможности обучения не только в дидактическом, но и в развивающем и воспитательном планах. Осознание и реализация этих возможностей необходимы для преодоления целого ряда противоречий, сложившихся в настоящее время между: а) процессом обновления профессионально-физкультурного образования, предполагающим овладение выпускниками колледжа педагогическим общением, которое содействует развитию личности обучающегося, и недостаточной сориентированностью его на формирование умений и навыков, развивающие творческую активностьб) использованием общения только как педагогического средства и отсутствием его в качестве педагогической цели, реализованной на основе сформированного взаимодействияв) насущной потребностью коммуникативного развития человека в процессе образования и элиминированием такой направленнности в деятельности учреждений среднего физкультурно-профессионального образования.

На основе сформулированных противоречий, развертывающихся процессов гуманизации и демократизации физкультурного образования, социальных потребностей в активной творческой личности, существует проблема, которая может быть сформулирована следующим образом: каким должно быть интерактивное обучение общению обучающихся, обеспечивающее развитие творческой активности студентов физкультурного колледжа. Постановкой этого вопроса определяется актуальность и выбор темы нашего исследования «Интерактивное обучение общению студентов физкультурного колледжа как фактор развития творческой активности».

Работа выполнена в соответствии с Координационным планом научно-исследовательских работ Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации на 2009;2011 гг., направление № ¼.03 «Управление профессиональной деятельностью человека» и согласуется с Концепцией федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006;2015 годы», одобренной Правительством Российской Федерации.

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия интерактивного обучения общению студентов физкультурного колледжа.

Объект исследования — процесс развития творческой активности обучающихся среднего профессионально-физкультурного образовательного учреждения.

Предмет исследования — интерактивная организация обучения общению студентов колледжа в учебно-познавательной деятельности.

Приступая к исследованию, мы исходили из следующей гипотезы. Интерактивное обучение общению студентов будет происходить более успешно, если:

— организовано целенаправленное сотрудничество в системе «преподаватель-студент», в которой происходит становление толерантности как эмоционально-личностной составляющей коммуникативной компетенции;

— используется активно-ролевая тренинговая методика обучения информационному взаимодействию в общении, как фактор развития творческой активности обучающихся;

— интегрируется социальный и коммуникативный (витагенный) опыт, как элемент самодиагностики и самореализации в интерактивном обучении общению студентов колледжа.

Исходя из выдвинутых цели и гипотезы были определены следующие задачи исследования.

1) Анализ общих характеристик процесса интерактивного обучения общению как целостного объекта.

2) Обосновать содержание комплекса необходимых и достаточных педагогических условий и модель интерактивного обучения общению студентов в учебно-познавательной деятельности.

3) Разработать методику интерактивного обучения общению, развивающую творческую активность студентов физкультурного колледжа.

4) Экспериментально апробировать педагогические условия интерактивного обучения общению, выдвинутые в гипотезе исследования.

5) Составить методические рекомендации для педагога по интерактивному обучению общению студентов колледжа физической культуры.

Методологической основой исследования явились: общенаучные принципы по вопросам взаимодействия и коммуникации (В. А. Бенин, И. А. Ильясова, И. С. Кон, А. Шюц, К. Ясперс и др.). Исследование опиралось на фундаментальные работы, в которых рассматривались вопросы психолого-педагогической теории деятельности (П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, В. Д. Шадриков, Г. И. Щукина), теории управления учением (А. К. Громцева, Б. И. Коротяев, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, X. Й. Лийметс) — теории развития личности в системе межличностных отношений (Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, М. М. Бахтин, В. Н. Мя-сищев, А. В. Петровский и др.).

Взаимодействие в образовательном процессе рассматривалось на основе положений о педагогическом общении и учебном взаимодействии (Ш. А. Амонашвили, И. А. Зимняя, Е. В. Коротаева, Н. В. Кузьмина, А. А. Леонтьев, В. Я. Ляудис, Е. В. Мещерякова, А. В. Мудрик, И. И. Рыда-нова, Г. Н. Сериков, Н. И. Филиппенко, В. Д. Ширшов и др.).

Коммуникативное развитие студентов колледжа исследовалось с учетом тенденций, раскрытых в работах, посвященным перспективам развития образования (Э. Н. Гусинский, А. Н. Джуринский, О. В. Долженко, Дж. Дьюи, О. Е. Лебедев, А. Маслоу, А. И. Субетто, С. С. Коровин, Б. Саймон, В. Т. Шорин и др.) и личностно ориентированному образованию (В. А. Беликов, Е. В. Бондаревская, Э. Ф. Зеер, С. В. Кульневич, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.).

База исследования. Основной эксперимент проводился на базе Зауральского колледжа физической культуры и здоровья с 2006 по 2011 годы. Дополнительной базой служили аналогичные колледжи города Челябинска и Екатеринбурга. Материалы исследования стали предметом систематического анализа и обсуждения на методологических семинарах кафедры педагогики Уральского государственного университета физической культуры. Всего на разных этапах в исследовании было задействовано 328 студентов, 19 преподавателей и 7 руководителей образовательных учреждений физической культуры.

Исследование проводилось в несколько этапов. На каждом этапе в зависимости от решаемых задач применялись адекватные методы исследования.

На первом, поисково-диагностическом этапе (2006;2007 гг.) изучалось состояние исследуемой проблемы интерактивного обучения общению студентов колледжа физической культуры в теории и методике подготовки специалистов среднего профессионального образования. Изучалась философская и психолого-педагогическая литература, диссертационные исследования по проблеме. Была сформулирована рабочая гипотеза, основы понятийного аппарата и намечены задачи исследования. Исследовано состояние готовности студентов физкультурного колледжа к педагогическому общению. Проведен констатирующий эксперимент.

На данном этапе применялись следующие методы исследования: анализ нормативных документов, изучение литературы по изучаемой проблеме в теории и практике, педагогическое наблюдение, интервьюирование, опросы (устные) и письменные (тестирование).

На втором, экспериментально-аналитическом этапе (2008;2009 гг.) разрабатывались педагогические условия, способствующие развитию творческой активности студентов в процессе интерактивного обучения общениюуточнялись данные предварительного исследованияапробировался вариант содержания комплекса педагогических условий и модели интерактивного обучения общению студентов колледжа как фактор развития творческой активностибыл организован повторный этап констатирующего эксперимента, на основе которого осуществлялась подготовка и разрабатывалась методика формирующего эксперимента.

На этом этапе эксперимента применялись следующие методы исследования: моделирование, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, изучение и анализ продуктов деятельности студентов колледжа.

На третьем этапе, контрольно-обобщающем (2010;2011 гг.) проводился заключительный этап формирующего эксперимента, анализировались и обрабатывались полученные данные, которые подтвердили гипотезу. Проведен сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего этапов эксперимента, были обобщены результаты исследования и оформлена диссертация.

На третьем этапе применялись следующие методы исследования: педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, изучение и анализ продуктов деятельности обучающихся, систематизация, методы математической статистики.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ.

1) Установлено, что интегративный подход к обучению общению, интерпретирует взаимодействие как основу образовательного процесса, а обучение как управление этим взаимодействием. Это расширяет возможности обучения не только в дидактическом, но и в развивающем и воспитывающем планах.

2) Выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия интерактивного обучения общению студентов физкультурного колледжа в информационном взаимодействии, продуктивность которых характеризуется изменением стратегии группового взаимодействия обучающихся.

3) Разработана активно-ролевая тренинговая методика, которая характеризуется полинаправленностью ее результатов: как субъекта коммуникативной деятельности учащегося проявляется в наращивании интерактивной составляющей коммуникативной компетентностикак субъектные взаимодействия проявляется в сотрудничествекак субъекта межкультурной коммуникации проявляется в становлении толерантностикак субъекта паритетного общения проявляется в развитии творческой активности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты расширяют научные представления о процессе интерактивного обучения общению студентов физкультурного колледжа, благодаря:

— уточнению содержания понятия «интерактивное обучение общению», связанное с выделением сущностных характеристик взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, особенно по линии «педагог-учащийся» и «ученик-ученик», проявляющихся в процессе совместной учебной деятельности;

— разработке активно-ролевой тренинговой методики организации обучения взаимодействию и общению как фактора развития творческой активности учащихся колледжа;

— теоретическому обоснованию интерактивного обучения, способствующее развитию различных характеристик коммуникативной компетентности субъекта, которая проявляется во взаимодействии с другими как сотрудничество, доверие, эмпатия, рефлексия, умение партнерского взаимодействия.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования имеют методический уровень практической значимости. Они содержат инвариантную основу, позволяющую строить образовательный процесс в физкультурном колледже как взаимодействие и сотрудничество педагогов и студентов в сфере их совместной деятельности с целью развития личности обучающегося, определяемого по критерию сформированности творческой активности, уровню самоактуализации. Материалы исследования включены в программу «Основы интерактивного обучения общению» для педагогов и студентов колледжа физической культуры. В системе повышения квалификации педагогов колледжа и преподавателей Центра профессиональной переподготовки кадров Уральского государственного университета физической культуры активно-ролевая тренинговая методика организации обучения взаимодействию и общению нашла применение в лекционном курсе «Основы профессионально-педагогического общения».

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1) Интерактивное обучение общению студентов колледжа физической культуры как фактор развития творческой активности не привносится в учебный процесс извне, а надстраивается над коллективной учебной деятельностью, базируясь на взаимодействии и общении, проявляющихся в процессе группового освоения предметного содержания учебного материала.

2) Разработанная активно-ролевая тренинговая методика обучения взаимодействию обучающихся способствует готовности и диалогу, партнерскому общению, предполагает создание условий для рефлексивного познания, анализа собственных коммуникативных действий и развивает творческую активность выпускников колледжа.

3) Педагогические условия, обеспечивающие эффективность интерактивного обучения общению студентов колледжа физической культуры выступают необходимыми и достаточными для диалогизации учебного взаимодействия как основы формирования межкультурного общения и развития творческой активности обучающихся.

Личный вклад автора состоит: в осуществлении научно-теоретического анализа исследуемой проблемы интерактивного обучения общению студентов колледжа физической культурыв организации и проведении опытно-экспериментальной работы по апробации активно-ролевой тренинго-вой методики обучения взаимодействию и общению как фактор развития творческой активности обучающихсяв интерпретации полученных данных, обобщении результатов исследования, их внедрение в практику работы физ-культурно-образовательных учреждений.

Достоверность и обоснованность научных результатов обусловлены представительной источниковой базой, включающей в себя как философские, психолого-педагогические, так и государственно-правовые документыметодологической основой исходных параметров исследования проблемы интерактивного обучения общению студентов колледжа физической культурыиспользованием комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных целям и задачамподтверждением гипотезы конкретными теоретическими и практическими результатами интерактивного обучения общению обучающихсяиспользованием вариативного экспериментавоспроизводимостью результатов изыскания и репрезентативностью экспериментальных данных, их количественным и качественным анализом.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты проведенного изыскания докладывались и обсуждались на: V Межрегиональной научно-практической конференции «Физкультурное образование: пути модернизации» (Челябинск, 2007 г.) — областной научно-практической конференции «Актуальные проблемы теории и практики физического воспитания и спортивной тренировки молодежи» (Курган 2009 г.) — региональных научно-методических конференциях «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры» (Челябинск, 2008;2010 гг.) — IX региональной научно-методической конференции «Инновации в профессионально-педагогическом образования» (Екатеринбург, 2009 г.) — III Международной научно-методической конференции «Проблемы устойчивого развития в системе образования, науки и инновационного взаимодействия» (Н. Новгород, 2009 г.) — VI научно-практической конференции «Управление качеством образовательного процесса на основе информационных технологий» (Магнитогорск, 2010 г.).

Материалы изыскания являлись предметом выступлений и обсуждения на методологических семинарах научной Школы «Интеграция высшего профессионального образования в сфере физической культуры» Уральского государственного университета физической культуры в 2008;2010 гг. (рук. проф. А .Я. Найн).

Выводы по опытной главе исследования.

Изучив организационно-содержательные и процессуальные особенности интерактивного обучения общению студентов колледжа физической культуры, можно сделать следующие выводы.

1 Основополагающим фактором, тормозящим эффективную речевую подготовку студентов колледжа, является отсутствие специальных курсов и программ по развитию технике речи и основ коммуникабельности в учебных планах.

2 Студенты всех трех колледжей, участвующие в опытно-экспериментальной работе имеют примерно одинаковый стартовый уровень сформированности речевых умений. Результаты анкетирования, личностного опросника, микровыступления студентов показывают: а) низкий уровень сформированности педагогических способностей и владения речевыми умениями и основами развития коммуникабельностиб) зависимость уровня сформированности навыков интерактивного обучения общению от активного участия студентов в различных видах учебной самодеятельности, от наличия опыта коммуникативной деятельности.

3 В процессе формирующего эксперимента целенаправленно разработана и апробирована методика интерактивного обучения общению студентов колледжа физической культуры. Анализ его результатов позволяет заключить, что уровень владения речевыми умениям, а, следовательно, развития творческой активности у студентов экспериментальной группы по сравнению с контрольной более высокий. Об этом свидетельствуют показатели уровня сформированности каждого из компонентов коммуникативных умений у студентов контрольной и экспериментальной групп. Это подтвердилось также в ходе моделирования ситуаций из жизни обучающихся, устных проблемных выступлений, (целенаправленного, долговременного) наблюдения за профессионально-производственной деятельностью выпускников колледжа физической культуры, участвовавших в опытно-экспериментальной работе.

4 В работе экспериментально установлена зависимость между уровнем творческой активности обучающихся и компонентами продуктивного общения: уровнем тревожности, уровнем потребности в общении, уровнем коммуникативных умений, уровнем самоконтроля в общении.

5 В изыскании апробированы методы диагностики компонентов продуктивного общения для процесса развития учебно-познавательной, а значит и творческой активности студентов колледжа физической культуры.

6 Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила выдвинутую гипотезу: интерактивное обучение общению возможно при условии психолого-педагогической подготовки всего педагогического коллектива к практике гуманистического по характеру общению, в процессе развития компетентности педагога в организации интерактивного общения позитивно влияющее на развитие творческой активности подростков. т.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой