Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование творческой активности младших школьников в процессе эстетического образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако недостаточная теоретическая разработанность проблемы развивающей функции эстетической деятельности ученика не позволяет использовать в полной мере ее возможности в школьном образовательном процессе. Более того, наблюдающийся в школьной педагогической практике дисбаланс между понятийно-интеллектуальным и образно-художественным видами деятельности (при приоритете первого вида) создает… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Состояние проблемы формирования творческой активности у младших школьников в теории и практике
    • 1. Теоретические аспекты творческой активности
    • 2. Характеристика креативности как компонента творческой активности
    • 3. Современная практика формирования творческой активности в процессе эстетического образования
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Изучение творческой активности и пути ее формирования у учащихся младших классов в условиях эстетического образования в общеобразовательной школе
    • 1. Творческая активность как многоуровневый показатель результата эстетического образования
    • 2. Комплексная программа формирования творческой активности у учащихся младших классов в процессе эстетического образования
    • 3. Результаты формирования творческой активности у младших школьников на основе комплексной программы эстетического образования
  • Выводы по II главе

Формирование творческой активности младших школьников в процессе эстетического образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный период кардинальных изменений жизни нашего общества требует от каждого человека проявления гибкости, нешаблонности мышления, инициативы, способности продуцировать новые идеи, т. е. реализации творческого потенциала своей личности.

Проблема человека, его творческой самореализации во второй половине двадцатого века становится одной из важнейших в философии, психологии и педагогике, что обусловило необходимость целостного педагогического осмысления действенных путей ориентации школы на формирование творческой активности у учащихся.

Требования, предъявляемые обществом и педагогической наукой к современной школе, включают, прежде всего, необходимость создания оптимальных условий для воспитания активной творческой личности, способной к полноценному взаимодействию с окружающей средой в соответствии со своими индивидуальными особенностями и возможностями. (Я.А.Пономарев [116], Д. П. Богоявленская [18], Л.Б.Ермолаева-Томина [58] и др.).

Обеспечить появление и развитие творческих способностей ребенка призвана начальная школа. Именно в младший период школьного обучения закладываются основные направления, по которым будет происходить развитие детской личности в дальнейшем. Поэтому одной из центральных задач современной начальной школы является поиск оптимального сочетания педагогических условий для формирования гибких и устойчивых компонентов креативности. [154, 138, 139, 90, 91, 93].

Одним из факторов: способствующих формированию творческой активности личности, может выступить эстетическая деятельность младшего школьника, организованная в рамках учебно-воспитательного процесса.

Значимость искусства для формирования мировоззрения школьника, его эстетических потребностей и вкусов общепризнана в отечественной педагогической науке (В.М.Сухомлинский [152], Д. В. Кабалевский [71], И. Ф. Гончаров [47], Д. Б. Богоявленская [18], Л. С. Выготский [36], П. П. Блонский [16], А. Н. Леонтъев [86], Ю. К. Бабанский [12] и др.).

Однако недостаточная теоретическая разработанность проблемы развивающей функции эстетической деятельности ученика не позволяет использовать в полной мере ее возможности в школьном образовательном процессе. Более того, наблюдающийся в школьной педагогической практике дисбаланс между понятийно-интеллектуальным и образно-художественным видами деятельности (при приоритете первого вида) создает серьезное препятствие в проявлении, удовлетворении и развитии естественной потребности ребенка в эстетической активности. Исходя из этого, представляется весьма очевидной необходимость целостного педагогического анализа структуры и роли эстетического творчества в учебной деятельности школьника, чем и обусловлена актуальность выбора темы диссертационного исследования.

В настоящее время общепринятые идеи Э. В. Ильенкова, А. М. Мапошкина о 7 том, что искусство развивает не только эстетическую сферу личности, но и формирует всеобщую универсальную способность к творчеству, интегрирующую все сферы жизнедеятельность: научную, производственную, бытовую [67,91] .

7.-5 1.

По мнению этих ученых существует структура творческого потенциала человека, компоненты которой вполне поддаются диагностике. Например, определены показатели развития творческого потенциала личности, типология творческих проявлений человека в онтогенезе, логика пробуждения творческих сил ребенка от любознательности к проблемности и самореализации себя и выборе судьбы. Особо ценным в концепции А. М. Матюшкина является идея рассмотрения творческого потенциала не как совокупности отдельных качеств и способов деятельности, но как интегративного личностного свойства, выражающегося в отношении человека к творчеству.

Проблеме наличия и динамики развития ряда способностей к творчеству посвящены работы Я. А. Пономарева [117], Н. А. Ветлугиной [33], И. Н. Семенова [139, 140] и др. Особо пристальное внимание уделяется в них творческим качествам интеллекта.

Важность формирования универсальной творческой функции в целостной системе личности подтверждается выводом ряда выдающихся отечественных и зарубежных философов о том, что лишь способность к жизнетворчеству может обеспечить человеку психофизическое здоровье и плодотворное взаимодействие с окружающим миром (АИ.Лоссшш [89], К. Н. Вентцель [31], АМенегетти [94]).

Интенсивные исследования законов творчества в философии, психологии и педагогике, предпринятые в нашем столетии, позволяют сегодня разрабатывать научно обоснованные педагогические эксперименты, обеспечивающие развитие школьника через творчество (в данном случае — через художественно-творческую деятельность).

Первые шаги в осмыслении значения самостоятельной деятельности ребенка в художественной сфере для его развития в России были сделаны на рубеже девятнадцатого-двадцатого веков. В этот исторический период отечественная педагогика развивалась на основе плюрализма подходов к характеристике основных компонентов процесса воспитания, его целей и методологических основ. Одну из наиболее ярко и последовательно реализующихся тенденций развития мирового педагогического процесса представляло собой антрополого-гуманистическое направление в русской педагогике. Оно складывалось под влиянием идей психологии и характеризовалось поисками действенных побудителей развития личности ребенка. Педагоги данной ориентации (И.А.Арямов [10], П. П. Блонский [17], К. Н. Вентцель [31]), провозглашали принципы построения педагогики на основе идей свободы и творчества индивида, изучали методы и способы организации внешней среды с тем, чтобы обеспечить стимулирование развития наиболее существенных качеств личности. Согласно их исходным методологическим принципам воздействие внешних побудителей должно активизировать развертывание вовне исходной психологической структуры организма, обеспечить наилучшее развитие ее индивидуального инварианта.

В рамках данного педагогического направления деятельность школьника в области эстетического творчества рассматривалась как средство самопознания и самовыражения.

Данное диссертационное исследование продолжает педагогический поиск в рамках данного подхода к художественному творчеству школьников.

Одной из приоритетных задач гуманистически ориентированной педагогики является установление соответствия методов педагогического воздействия возрастным и индивидуальным особенностям развития школьника.

На наш взгляд, одним из серьезных препятствий к органичному вхождению ребенка в учебную деятельность является недостаточная преемственная связь между дошкольными учреждениями и школой, Многие знания и умения, приобретенные детьми в дошкольный период, не учитываются школой. Остаются не до конца востребованными культурные навыки, прививавшиеся дошкольникам, не получают в полной мере дальнейшего развития индивидуальные способности и интересы детей. Уже в первые годы школьной жизни многие дети нередко теряют интерес к учению. У многих из них все, что связано со школой, вызывает негативную эмоциональную реакцию. В то же время очевидно, что новые условия школьного обучения могли бы оказаться вполне естественными для младшего школьника при соблюдении принципа преемственности деятельностей дошкольного и школьного периодов. В частности, одним из условий его осуществления может явиться активное использование художественно-образных форм деятельности которые были основными для дошкольника, в учебно-воспитательном процессе младшего школьного звена.

Именно в художественной деятельности может найти продолжение игровой, творческий дух, свойственный дошкольному периоду детства. Игровой мотив, присущий художественному творчеству, может стать связующей нитью между ведущей деятельностью дошкольного периода и новой для первоклассника учебной деятельностью.

Однако существующее в школьной практике противоречие не позволяет раскрыть подлинные возможности творческой активности учащихся. Это противоречие между декларируемым принципом эстетического развития учащихся в школе и отсутствием реальных для этого условий, связанных как с недостатком времени в учебном процессе, так и односторонностью эстетического развития. В связи с вышеизложенным определим проблему исследования: каковы теоретические и практические возможности эстетического образования в школе для формирования творческой активности у младших школьников. Решение этой проблемы составило цель настоящего исследования.

Объектом исследования является целенаправленный процесс эстетического образования младших школьников.

Предмет исследования — эстетическое образование младших школьников как фактор формирования творческой активности.

Гипотеза исследования: целенаправленный процесс эстетического образования младших школьников станет более эффективным при условии, что оно будет носить комплексный характер и будет обеспечено самостоятельным блоком эстетических дисциплин, способствующих формированию у учащихся творческой активностиформирование творческой активности возможно тогда, когда структура и содержание учебных предметов эстетического образования будут способствовать развитию у учащихся креативности, эстетического восприятия, исполнительского мастерства и творческой самостоятельности.

В соответствии с выдвинутой гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выявить состояние проблемы формирования творческой активности младших школьников как научной и практической проблемы.

2. Определить показатели уровня творческой активности младших школьников, которая может быть достигнута в результате эстетического образования детей.

3. Разработать комплексную программу эстетического образования младших школьников, нацеленную на развитие их творческой активности, и экспериментально ее апробировать.

Методологической основой исследования являются современные теории и концепции развития личности, современные теории культуры, деятельности. Источниками исследования являются фундаментальные теории, концепции, положения:

— о системном понимании мира (А.Н.Аверьянов, Г. С. Батищев, ЛЛБуева, Э. В. Ильенков, М. С. Каган, АИУемов, и др.);

— о сущности целостного педагогического процесса (Ю.П.Азаров, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, В. С. Ильин, В. М. Коротов, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, Б. Т. Лихачев, П. И. Пидкасистый, Г. И.Щукина);

— о дюли деятельности в формировании и развитии человека (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г .Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский Н.Н.Поддьяков, С. Л. Рубинпггейн,);

— о единстве умственного воспитания и развития (Л.А.Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. А. Люблинская, Н.А.Менчинская);

— об эстетическом воспитании и образовании (М.М.Бахтин, П. П. Блонский, Д. Б. Богоявленская, Н. Н. Вожова, Д. Б. Эльконин, В.П.Юсов);

— а также исследования в области психологии искусства (Б.А.Ананьев, А. Б. Бакушинский, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Б. В. Раушенбах, С. Т. Шацкий, АЛ. Валицкая и др.).

Методы исследования:

— метод теоретического анализа специальной философской, педагогической, культурологической, психологической литературы;

— педагогическое наблюдениеобобщение опыта по эстетическому воспитанию и формированию творческой активности школьника;

— констатирующий и формирующий эксперименты;

— математико-статистические методы исследованиясоциологические методы исследования (опрос, анкетирование).

Этапы научного исследования:

I этап (1991;1994 гг.) — изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, изучение передового педагогического опыта по формированию творческой активности учащихся, выделение основных направлений исследования, составление его программы. На этом этапе проведен констатирующий эксперимент.

II этап (1994;1997 гг.) — выявление условий, обеспечивающих формирование творческой активности учащихся младших классов, разработка содержания и методов эстетического образования младшего школьника. Осуществлен формирующий эксперимент, в ходе которого диссертантом проверены основные положения разрабатываемой системы эстетического образования.

III этап (1997;1999 гг.) — анализ результатов исследования, выработка практических рекомендаций по внедрению результатов исследования в практику общеобразовательных учебных заведений.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблеме, общеметодологическим подходом к изучению процесса творческой активности младших школьников, длительностью экспериментальной работы и возможностью ее повторения.

Научная новизна исследования определена достижением следующих ре- / зультатов:

— раскрыто содержание понятия «творческая активность младших школьников» (его суть состоит в единстве внутренних и внешних характеристик творческой активности);

— выявлены показатели развития творческой активности (осознание цели собственной деятельности, интерес к эстетической деятельности, эмоционально-личностное отношение к содержанию этой деятельности, критическая оценка собственных действий, связанных с эстетической деятельностью), и определены уровни ее проявления (высокий, средний, низкий) — ^.

— разработана комплексная программа эстетического образования младших школьников в условиях общеобразовательного учреждения, способствующая формированию творческой активности учащихся без снижения успешности обучения по общеобразовательным предметам (основу программы составляет триада «музыка — изобразительное искусство — литература»).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты будут способствовать конкретизации понятия «творческая активность» как феномена, отражающего внутреннюю и внешнюю сторону содержания деятельности школьников разного возрастауглубят научное представление о роли рефлексии в ее развитиирасширят возможности исследования эстетического образования в контексте общего содержания образования.

Практическая значимость работы состоит в том, что в ней.

— представлена разработанная автором диссертации комплексная эстетическая программа формирования творческой активности младших школьников в составе трех исторически сложившихся ведущих компонентов эстетического обучения: музыка, изобразительное искусство, искусство слова;

— определены показатели уровней сформированности творческой активности учащихся, знание которых педагогами позволяет корректировать деятельность педагогического коллектива;

— сформулированы рекомендации по использованию комплексной программы эстетического образования, построенные с учетом особенностей психического развития младших школьниковорганизационно-методические указаниях и принципы организации учебного процесса.

Положения. выносимые на защиту:

1. Ведущим способом формирования творческой активности учащихся является использование видов деятельности, связанных с эстетическим творчеством. Однако существует противоречие между необходимостью эстетического воспитания учащихся в процессе обучения и отсутствием необходимых для этого условий. Разумное сокращение базового цикла учебных дисциплин и увеличение времени на комплекс учебных предметов эстетического цикла может стать началом целенаправленного построения в школе системы такого эстетического образования, которое позволит последовательно формировать творчески активную личность.

2. Требуется принципиально новый подход к формированию творческой активности младших школьников в процессе эстетического образования. Его обоснование должно быть осуществлено на основе понимания единства внутреннего и внешнего в художественном освоении мира.

3. Работа эстетического отделения по формированию творческой активности учащихся может стать эффективной тогда, когда в учебный процесс общеобразовательной школы, наряду с программами по общеобразовательным дисциплинам, будет внедрена комплексная программа эстетических дисциплин, созданная на основе учета возможностей освоения детьми трех основных видов эстетической деятельности: музыки, литературы, изобразительного искусства.

4. Основными показателями уровня сформированности творческой активности учащихся, достигнутой в процессе эстетического образования, должны стать такие, которые выявляют их способность к художественному освоению мира: осознание целей собственной деятельности, интерес к эстетической деятельности, эмоционально-личностное отношение к содержанию этой деятельности, способность к критической оценке собственных действий, связанных с эстетической деятельностью.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе реорганизации системы эстетического образования средней общеобразовательной школы № 6 г. Самары. Материалы исследования использовались в лекционных курсах и на практических занятиях со студентами факультета педагогики и психологии начального обучения Самарского государственного педагогического университета, обсуждались на научно-практических конференциях по педагогике и психологии в г. Самара, нашли свое отражение в учебной программе, статье и тезисах, опубликованных автором.

Материалы исследования внедрялись автором в процессе педагогической деятельности в качестве преподавателя музыкально-теоретических дисциплин в школе и вузе, заместителя директора школы по эстетическому отделению.

Структура диссертации соответствует логике исследования. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

7. Результаты исследования показали, что креативность, являясь одним из важнейших внутренних компонентов творческой активности у учащихся младших классов, представлена в третьем классе выше у учащихся экспериментальных классов, чем в контрольном классе по таким показателям, как скорость мыслительных операций, гибкость мышления, оригинальность и тщательность.

8. Если наметились изменения в развитии креативности у младших школьников, как внутреннего показателя проявления творческой активности, то, следовало бы ожидать, что эти изменения коснуться и внешних показателей, таких как восприятие и исполнительское мастерство, о чем свидетельствуют данные о высоком уровне проявления эстетического восприятия окружающей природы (у 64.4% учащихся) и эстетического восприятия культурных ценностей (у 60.4% учащихся).

9. Возможность формирования творческой активности у учащихся в процессе эстетического образования в условиях школы при условии реализации комплексной программы подтвердилось тем, что выбранные для этой цели учебные дисциплины: «Слушание музыки», «Театр юного актера», «Сольфеджио», «Изобразительное искусство» — являются эффективными педагогическими средствами, и менее эффективным средством является «Ритмика и танец».

10. Продуктивность комплексной программы эстетического образования в школе, способствуя формированию у учащихся высокой творческой активности, нашла положительную оценку в лице главных заказчиков эстетического развития детей: у родителей, среди которых 64% удовлетворены программой обучения, 21% - затрудняются ответить и 14% - не удовлетворены данной программой обучения.

Заключение

.

Одним из значительных достижений педагогики двадцатого века стало осознание огромной роли творческой активности для успешной самореализации личности в окружающем мире. В последние десятилетия проблема творчества заняла также важное место в педагогических трудах [22, 32, 46, 57, 140]. Однако обращает на себя внимание их разнонаправленность в вопросе о преимуществе внешней или внутренней структуры творческой активности. В одних исследованиях формирование творческой активности связывается преимущественно с условиями воспитания, с влиянием социальной среды и системой образования. Другие исследователи основное направление поисков сосредотачивают на внутренних предпосылках.

В педагогической теории рассматриваются закономерности влияния эстетического образования на активность личности учащихся. В своём исследовании мы попытались соединить теоретические аспекты с практической учебно-воспитательной работой начального звена обучения. В основу исследования были положены три основные идеи — гуманистического подхода к образованию ребенкаформирования у учащихся базовых творческих способностейкомплексного использования занятий искусством в школьном образовательном процессе. Работа имеет важное значение для организации личностного развития ребенка младшего школьного возраста через возможности искусства формировать базовые, системообразующие свойства личности, при вовлеченности в эстетическую деятельность. Разработанная комплексная программа эстетического образования в школе позволяет по-новому интерпретировать парадигму, ориентированную ранее на процесс развития у школьников в основном эстетических знаний, вкусов, интересов и потребностей.

Теоретические аспекты данной работы представлены рассмотрением места эстетического творчества в школьном образовательном процессе, которое осуществлялось с опорой на психологические особенности развития в младшем школьном возрасте. Центральное место в исследовании заняло рассмотрение влияния эстетического образования на развитие личности младшего школьника, на его способность саморефлексии и решению психологических проблем. Работа позволяет определить место эстетической деятельности в современной педагогике. В исследовании раскрыта связь теоретических положений с опытом экспериментальной практической работы отделения эстетического развития личности школьника, созданного по авторскому проекту диссертанта в городе Самара.

В практической части исследования были прослежены способы педагогического воздействия на механизмы саморазвития творческой активности личности ребенка в процессе творческого образования. В экспериментальной программе эстетического образования представлены педагогические принципы, цели, задачи для формирования творчески активной личности школьника, даны необходимые для этого организационно-методические рекомендации.

Проведенное педагогическое исследование, показало, что дети, занимающиеся по эстетической программе значительно опережают по показателям креативности мышления своих сверстников из контрольного класса.

Из всей совокупности теоретических посылок, литературных данных и нашего эксперимента следует, что гипотеза, заявленная нами во введении к диссертационной работе в целом подтвердилась.

Теоретические аспекты, отраженные в практической части исследования дают основание сделать следующие выводы:

1. Одной из причин современного кризиса педагогической практики можно считать отрыв специального художественного образования от задач общего культурно-эстетического развитая общества. Основой духовно-нравственного становления общества должна стать действенная связь культуры и образования.

2. Эстетическое образование, направленное на формирование творческой активности, может служить основой для проявления творческих способностей человека и в других видах деятельности.

3. Опыт творческой деятельности должен быть основополагающим, главным элементом школьного учебно-воспитательного процесса.

4. Эстетическая творческая деятельность побуждает учащихся к открытию собственной уникальности, к формированию у ребенка уважения и внимания к своему внутреннему миру и внутреннему миру других людей, созидающих эстетические ценности.

5. Процесс педагогического воздействия на обучение младшего школьника на предметах эстетических дисциплин должен быть ориентирован не на решение конкретно-предметной задачи, а на вовлеченность ребенка в процесс творческой деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.М., Тургунова Б. Д. Новые исследования психологии творчества // Вопр. психологии. 1985. № 3. С. 138−179.
  2. Н.М., Тургунова Б. Д. Новые исследования психологии творчества //Вопр. психологии. 1985. № 4, С. 208−261.
  3. Ю.П. «Искусство воспитывать». М., «Просвещение», 1985. 448 с.
  4. А. Психологическое тестирование. В 2-х книгах. М., 1982. -253 с.
  5. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства Х1У-ХУП вв. (сост. С. Д. Бабищин, Б. Н. Миноров. Вступ. ст. Д. С. Лихачева, Г. М.Прохорова).-М., 1985.-367 с.
  6. Антология педагогической мысли России второй половины XIX- начала XX вв. (Вступ. ст. и сост. Л.А. Лебедева). М., 1990. — 603 с.
  7. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. // Вступ. ст. Л. А. Лебедева. -М., 1987. 558 с.
  8. Антология педагогической мысли: В 3-х т.: Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и профессиональной подготовке //Сост. К. И. Салимова, Г. Б. Корнетов. М., 1988. — Т. 1. — 95 с.
  9. Антология педагогической мысли: В 3-х т.: Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании / Сост. Н. Н. Кузьмин. М., 1989. — 462 с.
  10. И. А. Особенности детского возраста. М., Учпедгиз, 1953. 101 с.
  11. Бабанский 10. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  12. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. 192 с.
  13. В.П. Гуманистическая направленнотсь учителя. Самара -Санкт-Петербург, 1997. 170 с.
  14. А.П. Эстетика и современность. М., 1967. 224 с.
  15. С. М. О природе научного творчества: (По зарубежным материалам)//Вопр. философии. 1966. № 11, С. 51−67.
  16. JI.JI. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т.-М., 1979.-284 с.
  17. Блонский П. П. Избранные психологические исследования. М., 1961. -119 с.
  18. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983. 173 с.
  19. Д.Б., Гинзбург М. Р. К вопросу о личностных аспектах мышления//Сов. педагогика. 1977. № 1. С. 69−77.
  20. Д.В. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества// Вопр. Психологии 1976, № 4. С. 69−79.
  21. Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М., 1962.-94 с.
  22. М.В. Концепция содержания общего среднего образования ГУСа // Историко-педагогические исследования и проблемы стратегии развития современного отечественного образования. М., 1993. С. 5378.
  23. Бодалев, А А. Личность и общение. М., 1983. 271 с.
  24. М.В. Структура формально-динамических особенностей активности личности//Вопр. психологии. 1977. № 6. С. 129−134.
  25. Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: институт психологии РАН, 1997. 330 с.
  26. А.И. Эстетика: проблемы и споры. Методологические основы дискуссии в эстетике. М.: Искусство, 1975. -175с.
  27. А. Психическое развитие ребенка . М.: Просвещение, 1967. -196 с.
  28. Введение в научное исследование по педагогике. (Ред. Журавлев В.И.).М.: просвещение, 1988. 237 с.
  29. В.А. Л.Н.Толстой о воспитании и обучении. М., 1953. — 144 с.
  30. Р. Б. Очерки истории советской дидактики. М.: Педагогика, 1982. — 129 с.
  31. К.Н. Свободное воспитание // Сост. Л. Д. Филоненко. М., 1993. -172 с.
  32. В.В. Некоторые тенденции в развитии систем образования стран мира // Историко-педагогический процесс и современные проблемы образования: Методология, идеи, опыт. -М., 1993. С. 12−26.
  33. H.A. Развитие художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок. М. 1972. С. 22−48.
  34. Возрастная и педагогическая психология .Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. 228 с.
  35. Возрастные особенности учащихся и их учет в организации учебно-воспитательного процесса/ Под ред. В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Д. И. Фельдштейна.М., 1975. -188 с.
  36. Л.С. Основы педологии: Стеногр. лекций. М., 1934. 38 с.
  37. Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: педагогика. Т. 2,1982. 504с.
  38. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика. 1991. 479 с.
  39. П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка.// Вопр. Психологии. 1969, № l.c.33−46.
  40. П.Я. Введение в психологию. М.: Московский университет, 1976. -150 с.
  41. П.Я., Данилова В. Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач.//Вопр. психологии. 1980. № 1. С. 31−38.
  42. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка, М.: изд-воМГУ, 1985.-45 с.
  43. Л.Ю. Методологические проблемы педагогического стимулирования // Советская педагогика. 1979, — № 12- С. 15−21.
  44. Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М., 1965. С. 256−280.
  45. Д., Стенли Д. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976.-34 с.
  46. Е.М. Проблема человека в философии «всеединства» (конец Х1Х-нач. XX вв.) // Современные проблемы историко-педагогических исследований. Под ред. члена-корр. АПН 3. И. Равкина. М., 1992. С. 25−43
  47. Н.К. Историко-педагогические очерки. М., 1963. 248 с.
  48. Э.Н. Формирование эстетических способностей советских школьников. Науч. тр. Новосибирского гос. Пед. Ин-та, Вып. 1 .- Новосибирск, 1974, с. 69−77.
  49. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -239 с.
  50. З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. Л. 1978. -143 с.
  51. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности. Под ред. В. Д. Шадрикова. Саратов, 1989. 52 с.
  52. Н.Ф. Проблема активности личности, активности сознаниям/Ученые записки МГПИ им. Потемкина, т. ХХХУ1. Кафедра психологии, вып. 2. Проблема активности личности. М., 1954. С. 28−42.
  53. До донов В. И. Духовность как один из высших принципов формирования | личности в философской концепции Н. А. Бердяева. // Современные проблемы историко-педагогических исследований. -М., 1992. 169 с.
  54. В.И. Проблемы изучения наследия отечественных философов-идеалистов конца Х1Х-нач. XX вв. в аспекте их педагогических воззрений // Историко-педагогический процесс и современные проблемы образования: Методология, идеи, опыт, -М., 1993. С. 34−53.
  55. В. И. Теория H.A. Бердяева о свободном духовно-нравственном формировании личности // Историко-педагогические исследования ипроблемы стратегии развития современного отечественного образования.-М., 1993. С. 35−46.
  56. В.И. Проблемы изучения наследия отечественных философов-идеалистов конца Х1Х-нач. XX вв. в аспекте их педагогических воззрений // Историко-педагогический процесс и современные проблемы образования: Методология, идеи, опыт, -М., 1993. С. 28−35.
  57. Ермолаева-Томина Л. Б. Исследование факторов, детерминирующих ин-щ дивидуальные различия в проявлении творческой активности.//Психология творчества. М.1990. С. 15−23.
  58. Ермолаева-Томина Л Б. К проблеме произвольной и непроизвольной регуляции электрических потенциалов мозга //Бессознательное. Тбилиси, 1978. Т. 1.С. 152−157.
  59. Ермолаева-Томина Л. Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей// Там же. 1977. № 4. С. 74−84.
  60. Ермолаева-Томина Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей (по материалам зарубежных исследований). Вопросы психологии, 1975. № 5, с.66−76.
  61. Г. Е. Педагогические идеи А.С.Макаренко // Под ред. # Ш. И. Ганелина. М., 1963. — 328 с.
  62. Д. Н. Микроразвитие субъекта в процессе мыслительной деятельности.//Психологические исследования познавательных процессов и личности. М., 1983. С. 57−69.
  63. JI.B. Дидактика и жизнь. М., 1968. с.21−24
  64. В.К., Сазонтьева Н. Б. Рефлексивно-личностная регуляция поиска и принятия решения в стрессогенных условиях // Проблемы организации принятия решения. М., 1983. С. 64−73.
  65. Зейлигер-Рубинштейн Е. И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли. Л., 1978. — 252 с.
  66. В.В. Психология детства. Екатеринбург: Деловая книга, 1995, С. 199.
  67. Э.В. О специфике искусства. Вопросы эстетики. М., 1960. Вып.4,.
  68. Исследование проблем психологии творчества.// Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1983. 336 с.
  69. История педагогики. М.: Просвещение, 1981. 357 с.
  70. Д.Б. Идейные основы воспитания в Советском Союзе.//Советская музыка. 1970.№ 9. 52 с.
  71. Д.Б. Идейные основы воспитания в Советском Союзе// Советская музыка. 1970. № 9. С. 25−32.
  72. Д.Б. Про трех китов и про многое другое. М., 1963. 87 с.
  73. Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. 288 с.
  74. М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  75. У.В. О креативности в области общения // Измерения в исследовании проблем воспитания. Тарту, 1973. С. 171−181
  76. П.Ф. Избр. под. соч.//Вступ. ст. П.АЛебедева. М., 1982. -704 с.
  77. .М. О кризисе психологии, ее предмете и месте в системе на-ук.//Научное творчество JI. С. Выготского и современная психология. М., 1981. С. 72−80.
  78. В.Н. К вопросу диагностики креативности учащихся // Вопросы психологии познавательной деятельности учащихся средней школы и студентов. М., 1981. С. 116−126
  79. В.Н. Проблема креативности личности.//Психология творчества. Общая, дифференциальная, прикладная. М., 1990. с. 131−149.
  80. Я.Л. Психология общения. М.: Знание. 1974.- 96 с.
  81. Коменский в сб.:Избранные педагогические произведения. М., 1982, т. 1.-288 с.
  82. Ф.Д. Эстетическое как отношение. М., 1964. 208 с.
  83. A.JI. Педагогическое стимулирование в процессе становления поведения учащихся. Киев, 1963- - 268 с.
  84. В.В. Методология педагогического исследования. Самара: изд-во СамГПИ, 1994. 163 с.
  85. А. Н. Избр. психол. произв.: В 2 т., М.: Педагогика, 1983.Т.2, с.12−50.
  86. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-96 с.
  87. .Ф. Теоретические и методологические проблемы психологической науки. М.: Наука, 1984. 444 с.
  88. Н.О., «Условия абсолютного добра». М.: Политиздат, 1991. -367 с.
  89. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. 208 с.
  90. A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 25−51.
  91. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 18−32.
  92. A.M. Психологические основы диагностики и развития творческих способностей в обучении //Проблемы способностей в советской психологии. М., 1984. С. 12−25.
  93. А. Онтопсихологическая педагогика. Пермь: Хортон Лими-тед, 1993.-70 с.
  94. Менегетти. Музыка души. Санкт-Петербург, 1991. 48 с.
  95. H.A. Психологические закономерности формирования научного мировоззрения. -В кн.: Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — 365 с.
  96. H.A. Психологические проблемы активности личности в обучении. М., 1971. -389 с.
  97. H.A. О развитии у детей способностей к обобщению .Ж. «Начальная школа», № 11−12,1939.
  98. Методики психодиагностики в спорте. М.: Просвещение, 1984. 125 с.
  99. Методология в сфере теории и практики. (Ред. Симанов А. Л., Карпович В. И.) Новосибирск, 1988. С. 29−48.
  100. В.М. Диагностика и коррекция характерологических свойств личности. Самара, 1997. 120 с.
  101. М. Опыты. В сб'.Хрестоматия по истории зарубежной педагогики М&bdquo- 1971.-322 с.
  102. В.Н. Личность и отношение человека//Проблемы личности: Материалы симпозиума/АН СССР- Ин-т философии. М., 1970. С. 65−88.
  103. Ш. А. Установка и отношение//Понятия установки отношения в медицинской психологии. Тб., 1970. С. 52−69.
  104. Народное образование в СССР: Сборник документов 1917—1973 гг. М., 1974.-С. 53−61.
  105. Д.Е. Вокально-хоровая работа с детьми. Л., 1979. 73 с.
  106. Л.А. Избранные труды. М, — Л.: НаукаД964. 408 с.
  107. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого. М.1995. 209 с.
  108. Ю.А. Методологические проблемы теоретического познания. М.: изд-во МГУ, 1986. 183 с.
  109. A.B. Психологические взгляды П.П.Блонского//История советской психологии: Формирование основ психологической пауки. М., 1967. С. 29−55.
  110. В.А. К проблеме активности личности в познавательной деятельности. Ульяновск, 1981. 89 с.
  111. . Избранные психологические произведения. М., 1991.-112с.
  112. Л.А. О влиянии расширенного художественного обучения на умственного развитие учащихся. Таллин, 1974. 53 с.
  113. Г. В. Письма без адреса. Искусство и общественная жизнь. М., 1956, с. 44−123.-248 с.
  114. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.:Педагогика, 1976.-280 с.
  115. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 31 с.
  116. Я.А. Состояния, тенденции и перспективы развития психологии творчества.//Псих. журнал т.7 № 2 с. 3−12.
  117. Проблемы генетической психофизиологии человека. М.: Наука, 1978. -264 с.
  118. Проблемы истории советской школы и педагогики: Экспериментальное учебное пособие. Отв. редактор З. И. Равнин. М., 1991. — 60 с.
  119. Проблемы научного творчества в современной психологии. М.: Наука, 1971.-334 с.
  120. Проблемы общения в психологии. Отв. ред. Б. Ф. Ломов. М., 1981. 250 с.
  121. Ф. О поэтическом искусстве. Сочинения. М.-Л., 1961. 502 с.
  122. В.Г. Современное состояние и перспективы развития концепции педагогического стимулирования. М., 1986- - 83 с.
  123. В.Г. Становление и развитие концепции педагогического стимулирования в теории и практике советской школы // Проблемы истории советской школы и педагогики. М., 1991. — Ч. 11. — С. 90−140-
  124. Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. М., 1980. 34 с.
  125. З.И. Актуальные вопросы теории педагогического стимулирования.//! Советская педагогика. 1974. — № 5. — 50 с.
  126. З.И. Из педагогического наследия В. А. Сухомлинского Свободное воспитание. -М., 1993. Вып. 3. С. 28−35.
  127. З.И. К истории развития теоретических основ проблемы педагогического стимулирования. // Советская педагогика. 1973. — № 8. — 62 с.
  128. З.И. Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем. М.: Просвещение, 1990. — 207 с.
  129. . В. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1989. -141 с.
  130. В.В. Сумерки просвещения. М., 1990. — 252 с.
  131. М.М. История педагогических идей в ее основных чертах. -Иркутск, 1922.-185 с.
  132. М.М. Воспитание читательских интересов у школьников. -М., 1950.-204 с.
  133. М.М. Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой. М., 1920. — 288 с.
  134. СЛ. Проблемы обшей психологии. М.: Педагогика, 1976. -416 с.
  135. И.Н. Методологические проблемы системного изучения организации мыслительной деятельности// Системные исследования: Ежегодник- 1982. М.
  136. И.Н. Типы творческого развития и изучения его рефлексивных механизмов методом содержательно-смыслового анализа.// Творчество и педагогика. М. 1988. Т. 4. С. 114−124.
  137. И.Н., Степанов С.Ю Проблема организации творческого мышления и рефлексии: подходы и исследования. //Психология творчества. М., 1990. с.37−46.
  138. И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности.// Вопр. психологии. 1983. № 2. С. 35−42.
  139. И.Н., Степанов С. Ю., Найденов М. И. и др. Рефлексия в организации мышления при совместном решении задач.// Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1989. № 1. С. 25−61.
  140. И.Н. Вюрцбургская школа// БСЭ. М., 1972. Т. 5, С. 521.
  141. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа/Под. ред. Л. А. Баренбоема. Л.: Музыка, 1970. 160 с.
  142. СкалковаЯ. и др. Методология и методы педагогического исследования. М.: Педагогика, 1989. 219 с .
  143. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. 150 с.
  144. A.A. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР.-М., 1975.-160 с.
  145. A.B., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации практического мышления при решении проектно-творческих задач.// Проблемы развития и освоения интеллектуальных систем. Новосибирск. 1986. Т. 2.-48 с.
  146. С. Ю. Новикова Е.Р., Семенов И. Н. Возрастные особенности продуктивности и рефлексивной организации мышления.// Новые исследования в психологии. 1987. № 2. С. 7−13.
  147. С.Ю., Семенов И. Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач //Вопр. психологии. 1982.№ 1. 62 с.
  148. С.Ю. Место личностной рефлексии в решении творческих задач .Дис. канд. нсихол. наук. М., 1984. 78 с.
  149. В.А. Избр. произв.: В 5-ти т. Киев, 1979−1980. — 670 с.
  150. Сухомлинский. Избр. пед. соч.: В 3-х т. М., 1979. — Т. 1- 1980. — Т. 2- 1981. — Т. 3.
  151. P.E., Файн М. Н. К исследованию диагностических методик для идентификации творческих личностей. Вопросы психологии, 1974, № 6, с. 121−126.
  152. .М. Психология музыкальных способностей. М., 1947. 73 с.
  153. O.K. Психология мышления. М.: Психология, 1984. 270 с.
  154. Д.Н. Труды. T. V. Тб., 1967. 220 с.
  155. Д.И. Психология становления личности. М., 1994. 192 с.
  156. Фонопедический метод. Под. ред. В. В. Емельянова. JI., 1982. 18 с.
  157. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. М., 1991. 478 с.
  158. А. Б. Зарецкий В.К. Семенов И. Н. Рефлексивно-личностная регуляция целеобразования в норме и патологии. //Вестник МГУ.Сер. 14 Психология. 1981.№ 3. С. 16−30.
  159. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. М.: Просвещение, 1986. 431 с.
  160. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. М., 1980. -225 с.
  161. Ю.В. О специфике и классификации духовных потребностей. -Советская педагогика. 1970. — № 10. — 54 с.
  162. Ю.В. Проблемы формирования духовных потребностей личности. Новосибирск, 1970. 72 с.
  163. А. «Культура и этика», М, «Прогресс», 1973. 343 с.
  164. Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. -М&bdquo- 1984.-323 с.
  165. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.-351 с.
  166. Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве. / /Вести Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1978, № 3. С. 3−20.
  167. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971, № 1. С. 6−27.
  168. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-554 с.
  169. .П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии (о периодах возрастной актуальности занятий различными видами искусства) //Теория эстетического воспитания. М., 1957. 45 с.
  170. .П. Теория и практика эстетического воспитания в США. В кн.: Искусство и дети. Эстетическое воспитание за рубежом. М., 1968. 62 с.
  171. AdamR., Chen D. The Process of Educational Innovation. Lnd, 1981.
  172. Barnett H. Innovation: The Basis of Cultural Change. N.Y., 1983.
  173. Bassett G. Innovations in Primary Education. Lnd, 1972.
  174. Beverly D., Shaklee D., Cushner К Inquiry Based Teacher Education // Педагогическое образование для XXI века. М., 1994.
  175. Creativity and its cultivations / Anderson N.N. (ed). N.Y., 1959.
  176. Darling-Hammond L. Teacher Professionalism and Accountability // The Education Digest. 1989. — Vol55. No.l.
  177. Dickinson N. The Headteacher as Innovator. Lnd, 1975.
  178. Griffin M.P. The teacher-artist // The educational digest. 1989. — vol.54. -№.8.
  179. Gross N. Implementing Organizational Innovations. N.Y., 1971.
  180. Levin K. Group decisions and social change. In Reading in social psychology. Rewcomb and Hanly (eds). N. Y: Holt, Reinhart and Winston, 1947.
  181. Nicholls A. Managing Educational Innovations. Lnd, 1988.
  182. Oberg K. Culture shock: Adjustment to new cultural environments // Practical Anthropology. I960. Vol.7.
  183. Rogers E.M. Diffusion of innovations. № 4, Free Press, 1983.
  184. Rogers E.M., Shoemaker E.F. Communication of Innovations. Across-cultural approach № 4, Free Press, 1971.
  185. Torrance E.P. Teaching creative and gifted learners // Handbook of research on teaching / Wittrock M. C (ed). N. Y, 1986.
  186. Wold A. Can Creativiti Be Taught? // Social education. Washington. 1977. -Vol.41.
Заполнить форму текущей работой