Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Принципы проектирования современных учебных заведений среднего профессионального образования: На примере архитектурно-строительного колледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Система среднего профессионального образования в России базируется на положениях Конституции Российской Федерации (ст. 43) и развивается в соответствии с Программой развития среднего профессионального образования на 2000;2005 годы1. С 1995 по 2001 г. прием учащихся возрос на 27%, выпуск специалистов — на 20% /4/. Однако, материально-техническая база учреждений среднего… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Анализ развития архитектурных школ и материальной базы подготовки техников-архитекторов
    • 1. 1. Становление архитектурных школ за рубежом
    • 1. 2. Современная зарубежная практика строительства архитектурных школ
    • 1. 3. Становление архитектурного образования в России и формирование архитектурных школ среднего звена
  • Выводы по 1 главе
  • 2. Требования, предъявляемые учебным процессом к функциональной организации зданий архитектурно-строительных колледжей
    • 2. 1. Современные тенденции развития архитектурного образования
    • 2. 2. Учебный процесс и планировочные решения отдельных функциональных элементов колледжа
    • 2. 3. Требования, предъявляемые к решению функциональных элементов колледжа в связи с их использованием студентами-инвалидами
  • Выводы по 2 главе
  • 3. Предложения по проектированию зданий и комплексов архитектурно-строительных колледжей
    • 3. 1. Предложения по оптимизации сети колледжей и техникумов со специальностью
    • 3. 2. Размещение колледжей в структуре города и требования к участкам
    • 3. 3. Группы помещений колледжа и взаимосвязи между ними
    • 3. 4. Функционально-планировочные решения новых и специфических функциональных элементов колледжа
    • 3. 5. Приемы архитектурных решений зданий колледжей
    • 3. 6. Внутренняя среда современного архитектурно-строительного колледжа
  • Выводы по 3 главе 155 Общие
  • выводы
  • Список использованной литературы
  • Приложение

Принципы проектирования современных учебных заведений среднего профессионального образования: На примере архитектурно-строительного колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Система среднего профессионального образования в России базируется на положениях Конституции Российской Федерации (ст. 43) и развивается в соответствии с Программой развития среднего профессионального образования на 2000;2005 годы1. С 1995 по 2001 г. прием учащихся возрос на 27%, выпуск специалистов — на 20% /4/. Однако, материально-техническая база учреждений среднего профессионального образования (УСПО) нуждается в совершенствовании: более 30% площадей приходится на здания, построенные до 1917гболее 50% учебных зданий требуют капитального ремонтаоснащенность специальным и учебным оборудованием составляет 38%, а компьютерами — только 22% /61/.

Назрела острая необходимость в качественном улучшении фонда зданий учебных заведений среднего профессионального образования по специальности 2901 — «Архитектура». За последние 15 лет количество учебных заведений указанного профиля почти удвоилосьоднако расширение сети происходит только за счет приспособления существующих зданий под нужды архитектурной специальности, что не позволяет полноценно организовать специфический учебно-творческий процесс. В связи с тем, что значительной корректировки требует сама система подготовки архитекторов среднего звена, необходимо обновление всей материально-технической базы учебного процесса.

Техник" как модель специалиста, сформированная в первой трети XX века, в начале века XXI перестал в полной мере отвечать требованиям современной архитектурно-строительной практики. В значительной степени это связано с изменениями в подготовке архитекторов с высшим образованием. Помощник (ассистент) архитектора только тогда занимает прочное место в проектном процессе, когда умеет решать не только стандартные задачи, но и выходящие за пределы обычной практикихорошо знаком с творческим методом архитектурного проектирования и имеет уровень владения САПР, не уступающий уровню компьютерной грамотности выпускника архитектурного вуза. Существующие здания и отдельные помещения, по размерам и.

1 Приложение к Федеральному закону от 10.04.2000 № 51-ФЗ /71/ оснащению ориентированные на обучение техника-чертежника, не соответствуют требованиям подготовки специалиста, в совершенстве владеющего компьютерной графикой.

Подготовка архитекторов среднего звена требует современной материально-технической базы учреждений, в том числе особой планировки, оснащения и образно-эмоционального строя всего учебного здания, которое само по себе должно являться средством воспитания в учащихся пространственного воображения, чувства пропорций и соотношения масс. Таким требованиям должен отвечать колледж, реализующий программы повышенного образовательного уровня (Типовое положение Министерства образования, утвержденное постановлением Правительства РФ № 160 от 03.03.2001 /83/).

Именно колледж рассматривается в настоящей диссертации как более перспективный вид учреждения среднего профессионального образования архитекторов и строителей2. В связи с тем, что все существующие УСПО, ведущие подготовку по специальности 2901 «Архитектура» так же готовят специалистов по специальности 2902 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» в диссертационной работе рассматривается модель УСПО, готовящего специалистов двух специальностей.

Почти вековая история функционирования средних профессиональных учебных заведений со специальностью «Архитектура» до сих пор не изучалась, не выявлены особенности их функциональной и объемно-планировочной структуры, а также композиционные решения, не рассматривалось развитие сети учебных заведений. Имеющиеся нормативные документы регламентируют проектирование техникумов в целом, не выделяя учебные заведения архитектурного профиля. Сложившуюся ситуацию призвана изменить Федеральная программа развития образования, где в числе основных направлений развития называется «разработка новых строительных.

2 Термин «техникум» (учреждение СПО, которое, согласно приведенному выше Типовому положению, имеет право на реализацию учебных программ только базового уровня) ф употребляется в диссертации при историческом анализе и обобщении отечественного опыта. норм и правил, норм проектирования всех видов и типов образовательных учреждений" /88, с.41/. Все вышесказанное подтверждает актуальность избранной темы.

Научная база исследования. Диссертационная работа опирается на фундаментальные труды и проектную практику ФГУП «ИОЗ» (Институт общественных зданий — бывший ЦНИИЭП учебных зданий), МНИИТЭП, Гипровуза, КиевЗНИИЭП, Ги-пропроса, ЛенНИИПроекта.

Теоретической базой исследования послужили четыре группы научно-исследовательских работ в области профессиональных учебных заведений:

— истории и теории архитектурного образования посвящены работы Бархина Б. Г., Мелодинского Д. Л., Николаева И. С., Степанова А. В., Тосуновой М. И., Ярового В. А.;

— вопросы методологии проектирования учебных комплексов и общей архитектурной типологии учебных зданий рассматривались в работах Гарнеца A.M., Наумова С. Ф., Степанова В. И., Степанова В. К.;

— типология средних специальных учебных заведений рассматривалась в диссертационных работах Архарова И. М., Воробьева И. Г., Дюсебаева Е. К., Жаровой В. Е., Курбатова В. В., Пунгина В.Л.- профтехучилищ — в диссертациях Бурмистровой С. А., Великовской Н. Я., Елисеевой Т. А., Ившиной Л. И., Ковальского Л. Н., Николаева А. П., Станиславской Р.Я.), ремесленных училищ — в работе Магидина И. Н. Во всех этих трудах не затрагивались вопросы типологии архитектурных учебных заведений;

— типологии вузов и их комплексов посвящены исследования, выполненные под руководством Цытовича Г. Н., а также работы Бондаренко В. П. и Константинова В.И.

Значительное внимание принципам унификации планировочных элементов зданий по их пространственным параметрам было уделено в диссертационной работе Королева В. Н. «Архитектурно-планировочная организация зданий высшей архитектурной школы» (Ленинград, 1988г), однако, результаты данной работы лишь отчасти могут быть использованы в проектировании архитектурных учебных заведения среднего профессионального образования.

Ценным вкладом в формирование образа учебного заведения для подготовки архитекторов послужило творческое наследие ряда крупнейших зарубежных архитекторов-педагогов, таких как Вальтер Гропиус, Франк Ллойд Райт, Мис ван дер Роэ. В диссертационной работе рассматриваются как теоретические и педагогические аспекты их деятельности, так и построенные по их проектам архитектурные школы.

Целью диссертации является разработка принципов и рекомендаций по архитектурному формированию архитектурно-строительных колледжей, соответствующих специфике требований современного учебно-творческого процесса. Задачи исследования:

— выявить прогрессивные тенденции в области проектирования и эксплуатации архитектурно-строительных колледжей в отечественной и зарубежной практике;

— установить требования к архитектурно-пространственной организации колледжей, исходя из особенностей учебно-воспитательного процесса;

— разработать параметры отдельных планировочных элементов и основных групп помещений, а также рациональную структуру зданий колледжей;

— определить прогрессивные архитектурно-художественные принципы формирования зданий и комплексов колледжей;

— сформулировать предложения по развитию сети колледжей.

Объект исследования: учебные здания колледжей со специальностью «Архитектура» и их структура.

Предмет исследования: закономерности формирования объемно-планировочных решений колледжей, соответствующих требованиям современного учебного процесса и его технического обеспечения.

Границы исследования: изучаются архитектурно-пространственная организация и специфические планировочные элементы учебных зданий, сеть колледжей и техникумов со специальностью 2901-«Архитектура». При наличии в учебном заведении специальности 2902 — «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» учитываются также особенности учебного процесса подготовки специалистов по данной специальности.

Методика исследования включает:

— натурные обследования зданий российских и зарубежных колледжей и техникумов, проведенные диссертантом в Москве в 2002 г — Московский колледж архитектуры и менеджмента в строительствеМосковский колледж архитектуры и строительных искусствв Костроме в 2003 г — Костромской политехнический колледжа также в Великобритании в 2001 г — Школа дизайна в составе Колледжа Южного Девона (г. Торки) и Школа архитектуры университета в г. Плимут;

— анализ материалов литературных и электронных информационных источников по строительству и архитектуре, проектных материалов, нормативных документов, программ Министерства образования, статистических данных Госстроя России и Госстатуправления;

— экспертный опрос преподавателей и студентов четырнадцати колледжей и техникумов со специальностью «архитектура», проведенный в 2001;2003 гг. методом анкетирования.

Научная новизна.

— Впервые выявлены особенности объемно-планировочной структуры, оборудования и материально-технической базы архитектурно-строительных колледжей, обеспечивающих повышенный уровень подготовки высококвалифицированных архитектурных кадров среднего звена по новым учебным программам;

— Установлена взаимосвязь между архитектурой здания колледжа и спецификой учебного процесса, претерпевающего принципиальные изменения в связи с внедрением в практику новых форм проектирования.

— Разработаны модели и принципы проектирования двух основных архитектурно-пространственных элементов современного колледжа: центра информационного обеспечения (ЦИО) и архитектурной студии, а также универсального рекреацион-но-выставочного пространства (форума).

— Даны рекомендации по формированию объемно-пространственной композиции учебных зданий коллежей, по их размещению в городе и по развитию сети колледжей.

Указанные положения выносятся на защиту.

Практическое значение работы состоит в том, что внедрение в практику принципов формирования колледжей и рекомендаций по их проектированию будет способствовать совершенствованию архитектуры зданий и комплексов УСПО и повышению уровня учебно-творческого процессаотдельные результаты исследования будут положены в основу корректировки нормативных документов.

Апробация и внедрение результатов работы.

Положения диссертации докладывались на научных конференциях Государственного университета по землеустройству (2000, 2001, 2002 гг.). Основные результаты работы опубликованы в четырех статьях и использованы при подготовке следующих документов: Методических указаний для выполнения курсового и дипломного проектов на тему «Архитектурно-строительный колледж на 600 учащихся» (М., ГУЗ, 2002 г) — Пособия к МГСН 4.06−03 Общеобразовательные учреждения, выпуск 2 -«Старшие профильные школы» (М., ГУП «НИАЦ», 2004 г) — Методических указаний для выполнения курсового и дипломного проектов на тему «Учебное заведение профессионального образования, адаптированное к обучению студентов из числа маломобильных групп населения» (М., ГУЗ, 2005 г) — «Рекомендации по проектированию учреждений начального и среднего профессионального образования» (окончание работы — май 2006 г.). Разработан экспериментальный проект нового комплекса Московского колледжа архитектуры и менеджмента в строительстве.

Структура диссертации. Работа включает текстовую часть объемом 136 страниц, 25 листов иллюстраций, 6 таблиц, 1 приложение и список использованной литературы из 121 наименования. Диссертация включает три главы:

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:

1. Архитектурно-планировочные решения большинства зданий, в которых размещаются архитектурно-строительные учреждения среднего профессионального образования (УСПО), не отвечают требованиям, предъявляемым учебным процессом к структуре здания и площадям помещенийэто связано, во-первых, с повышением требований к уровню образования помощника архитектора в связи с интенсификацией проектного процессаво-вторых, с расслоением ранее однородной системы среднего профессионального образования на базовый (техникумы) и повышенный (колледжи) уровни, что вынуждает рассматривать колледжи как более перспективный вид УСПО.

2. Основой творческой концепции архитектурной деятельности в области проектирования современных архитектурно-строительных колледжей является впервые предложенная и разработанная в диссертации система связей между специфическими особенностями учебного процесса и архитектурной организацией здания колледжа.

Принципиальными изменениями, вносимыми в учебный процесс современных архитектурно-строительных колледжей, являются:

— постепенная замена модели обучения с фронтальным построением занятий на модель с увеличением роли самообразования и умения вести научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу;

— воспитание помощника архитектора как творческой, широко образованной личности, способной понять и воплотить в чертежи замыслы руководителя проекта;

— требования абсолютного владения САПР.

3. Основными принципами проектирования современных архитектурно-строительных колледжей должны являться:

— формирование учебных групп в составе 24 человек, что обеспечивает их упрощенное деление на 2 или 3 подгруппы и соответствует специфике учебных дисциплин в колледже;

— формирование пространственной среды в колледже, обеспечивающей воспитание творческой личности учащихся путем создания полноценной и вырази.

• тельной архитектуры комплекса в целом, архитектурных студий и помещений художественных дисциплин, пространств для выставок и неформального общения;

— организация учебных помещений и индивидуальных рабочих мест учащихся с расчетом на углубленное изучение и полное овладение современными техническими средствами архитектурного и инженерного проектирования, а также на получение обширной информации при минимальных затратах времени.

4. Рекомендуется проектировать здания архитектурно-строительных колледжей следующих оптимальных по вместимости типов:

— на 20 учебных групп с общим контингентом 480 студентов;

— на 30 учебных групп с общим контингентом 720 студентов;

— на 40 учебных групп с общим контингентом 960 студентов.

5. В результате исследования выявлено, что большинство из сложившихся композиционных схем учебных зданий приемлемы для зданий архитектурно-строительных колледжей. Среди них — компактное центрально-периметральное решение, при котором помещения организуются вокруг внутреннего пространства — атриума, библиотеки, выставочного залакольцевое решение, при котором отдельные.

• функциональные блоки сгруппированы вокруг внутреннего открытого двораблочное решение, при котором все помещения школы разбиты на отдельные функциональные блоки, непосредственно связанные друг с другом, а также комбинированные композиционные схемы.

6. Разработаны предложения по архитектурной организации двух принципиально важных помещений колледжа и даны их планировочные схемы:

— студии архитектурного проектирования площадью 81 м² (на ½ или 1/3 учеб* ной группы, с площадью на 1 рабочее место от 6,5 м² до 9,8 м2) с закрепленными индивидуальными рабочими местами, которые, в зависимости от образовательного уровня, либо дополняются отдельными местами, оборудованными САПР, либо полностью оснащаются САПР;

— центр информационного обеспечения, включающий медиатеку с зонами хра.

• нения, обслуживания и работы с электронными источниками информацииплощадь медиатеки — 2,3 м² на одного студента, площадь для работы с электронными источниками — из расчета обеспечения не менее 30% от числа читателей.

7. Предложены три типа объемно-планировочного решения колледжа: 1) компактное решение — здание рассчитано на 20 учебных групп, общий контингент 480 студентов, расчетная площадь на 1 студента -14,4 м2- 2) периметральная павильон-но-блочная схема — здание рассчитано на 30 учебных групп, общий контингент 720 студентов, расчетная площадь на 1 студента — 12,6 м2- 3) здание с развитой планировочной структурой — на40 учебных групп, общий контингент 960 студентов, расчетная площадь на 1 студента -10,7 м².

8. Выявлены современные тенденции и определены прогрессивные направления, являющиеся наиболее перспективными для развития архитектуры зданий архитектурно-строительных колледжей.

9. Установлены следующие принципы формирования внутренней среды колледжа:

— подчинение всех элементов внутренней среды здания задаче формирования оптимальных условий организации учебного процесса путем группировки этих элементов по степени их стабильности в пространстве, что позволяет определить для каждой из групп оптимальную степень активности, которая нарастает от «оболочки» здания через средства создания оптимального микроклимата к элементам, непосредственно обеспечивающим учебный процесс;

— введение в состав внутренней среды архитектурных элементов, носящих характер наглядных пособий, способствующих воспитанию в учащихся художественного вкуса, чувства архитектурного масштаба и гармонии пропорций;

— использование прогрессивных технических решений, способствующих технологическому и информационному обеспечению учебного процесса и современному оснащению компонентов внутреннего пространства, среди них: элементы информационного обеспечения и инженерного оборудования, отделочные материалы, мебель.

10. Расчетом установлена потребность в специалистах среднего звена архитектурной специальности на текущий период (2100 чел.) и предложено поэтапное (в четыре этапа) развитие сети архитектурно-строительных колледжей России.

11. Социально-экономическая эффективность положений, выносимых на защиту, заключается в следующем:

— новые принципы проектирования и оснащения современных колледжей обеспечат высокий уровень подготовки специалистов среднего звена, определяющий глубину и масштабы научно-технического прогресса;

— мероприятия по адаптации внутренней среды колледжа, доступной для использования студентами-инвалидами обеспечивают им равные возможности с обычными студентами;

— расширение сети колледжей становится особенно актуальным в условиях расслоения общества, снижения территориальной мобильности населения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.Н. Технические средства в архитектурном проектировании: Учебн. для архит. ин-тов и фак-тов по спец. «Архитектура». М.: Высш. Шк., 1986. — 312 с.
  2. Альбом паспортов типовых проектов зданий и сооружений. Сб. 2 а.: Школьные ф здания, технические учебные заведения, детские учреждения. Киев, 1961. — 376с.
  3. А.В. Формирование объемно-планировочной структуры библиотечных комплексов учебных заведений II Архитектура и инженерное обеспечение общественных зданий. Сб. научн. трудов. М.: ЦНИИЭП учебных зданий, 1984. -186 с.
  4. П.Ф., Коломенская А. Л. Среднее профессиональное образование в Российской Федерации в 2000 году: Стат. сборник. М.: Институт проблем развития среднего профессионального образования Минобразования России, 2001.• 224 с.
  5. И.М., Наумов С. Ф. Проектирование зданий техникумов и вузов. М., Стройиздат, 1973. — 90 с.
  6. Архитекторы об архитектуре: итоги XX века. II Архитектура и строительство России.-1999.-№ 1
  7. Архитектурное образование в СССР. Материалы по итогам совещаний Всесоюзных смотров дипломных работ, анкетирования и опросов. / Сб. Союза архитекторов СССР М., Изд-во ф-ки «Картолитография», 1988
  8. Архитектурное образование: проблемы развития. / Кудрявцев А. П., Степанов Ф А.В.,. Метлинков Н. Ф., Волчок Ю. П. М.: Эдиториал УРСС, 2002. — С.41.
  9. Архитектурные школы Москвы. Исторические данные. 1749−1995. Сборник 1 М.: Изд-во МОЛ СЛ России, 1995 — 96 е., илл.
  10. Архитектурный факультет КИСИ / Филенко Л., Коробка В., Гершензон М., Линович Л. II Архитектура СССР. -1984. № 1−2.
  11. У. Два проекта для голландского Института Архитектуры. II Домус. -1989. № 5.
  12. .Г. Методика архитектурного проектирования: Учеб.-метод. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Стройиздат, 1993. — 438 с.
  13. А.Г. Г.Б.Бархин. М.: Стройиздат, 1981.-175 с.
  14. В.Н. Российскому зодчеству высококвалифицированные кадры. II Архитектура и строительство Москвы. — № 2−3, — 2005 г.
  15. Витрувий. Десять книг об архитектуре / Пер. с лат. Изд. 3-е. М.: КомКнига, 2005. — 320 с. (Из истории архитектурной мысли)
  16. Н.Е. Здания пректных организаций. Основные принципы проектирования: Дис. канд. арх.: 18.00.01 / Моск. арх. ин-т. М., 1973.
  17. Гидион 3. Пространство, время, архитектура. М.: Стройиздат, 1973. — 566 с.
  18. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 2901 «Архитектура». Министерство образования РФ. 2002
  19. В.А. Полнофункциональные инженерные комплексы II CAD master. 2002. -№ 4(14).
  20. Г. В. Компьютерные технологии в учебном процессе II Специалист. -№ 5,-2000 г.
  21. В. Границы архитектуры. М.: Искусство, 1971. — 286 с.
  22. Довузовское архитектурное образование в России / Автор-сост. Жилкина З. В. Истторико-методический очерк М.: Изд-во «Ладья», 1998.
  23. А.И. Опыт применения технических средств обучения. II Специалист. № 2,-2001 г.
  24. Т.А. Архитектурное проектирование зданий и комплексов ПТУ (Учебн. пос.). Екатеринбург, 1995.
  25. А.В. и др. Дизайн архитектурной среды: Учеб. Для вузов / Б. Г. Минервин, А. П. Ермолаев, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов, Н. И. Щепетков, А. А. Гаврилина, Н. К. Кудряшов М.: Архитектура-С, 2004 — 504 е., ил.
  26. .В. Фотомодельный метод плоскостного макетирования II Труды института Гипротис. М.:Гипротис, 1970.
  27. В.Е., Ковалев В. П., Нестерова Т. А. Современные сетевые технологии в образовании. II Специалист. № 6, — 2000 г.
  28. Закон РФ «Об образовании» // Официальные документы в образовании. июль 2000.-вып. 14
  29. А.В. Архитектура США: Архитектура в системе буржуазной культуры. -М.: Искусство, 1979.-199 с.
  30. История архитектуры и строительной техники. Часть 2. Зодчество индустриальнойэпохи (учебник для вузов) Т. Г. Маклакова М.: Изд-во АСВ, 2003 — 256 е., ил.
  31. История среднего профессионального образования в России. Авторский коллектив. Руководитель авторского коллектива В. М. Жураковский. М. — НМЦ СПО, 2000: — 704 с.
  32. Ихтус-колледж Роттердам (Голландия) // Проект International. 2001. — № 1−2.
  33. Х.Ю. Жилая среда для инвалидов. М.: Стройиздат, 1990. -128 с.
  34. Каталог типовой и проектной документации. ПТУ и средние специальные учебныезаведения. // Строительный каталог СК 2.1. Предприятия, здания и сооружения. Том 5. — М.: ЦНИИЭП учебных зданий, 1990.
  35. Компьютер и проектирование (Результаты анкетного опроса членов РААСН).// Архитектура и строительство Москвы. 2002. — № 2−3. — С.39.
  36. Константин Кияненко. Архитектурное образование в Великобритании. // Архитектурный вестник. -1997. № 6.
  37. В.Н. Архитектурно-планировочная организация зданий высшей архитектурной школы.: Дис. канд. арх-ры: 18.00.02 / Ленингр. ордена Окт. Рев. и ордена Труд. Кр. Знамени инж.-стр. ин-т. Л., 1988. — 234 с.
  38. Ф 45. Кудрявцев А. П. Обучение это устойчивая форма жизни. // Архитектура и строительство России. -1999. — № 1.
  39. А.И. ВХУТЕМАС и Баухауз. // Архитектура и строительство России. -1996. -№ 3.
  40. М. Вокруг света. Беседа с Александром Радунским. // Проект Россия. -2004.-№ 31.
  41. Леон-Батиста Альберти. Десять книг о зодчестве. В 2 т. М.: Изд-во Всесоюзнойакадемии архитектуры, 1935. Т. 1. — С.336
  42. И.Н. Проектирование зданий ремесленных училищ. М.: Изд-во академии арх-ры СССР.-1948.
  43. Г. К. Мис ван дер Роэ. М.: Стройиздат, 1969. — 256 с.
  44. Международная стандартная классификация образования (МСКО) ЮНЕСКО / Пеф рев. И. Е. Волковой. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовкиспециалистов, 1999.-61 с.
  45. Д.Л. Архитектурная пропедевтика. (История, теория, практика). М.: Эдиториал УРСС, 2000. 312 е., илл.
  46. С.Ф. Новые типы зданий профтехучилищ, техникумов и учебных комбинатов для массового строительства. М.: ЦНТИ Госгражданстроя, 1973. — 48 с.
  47. С.Ф. Новый этап в создании учебных комплексов для профессионального и среднего специального образования. II Архитектура СССР. -1976. № 6.
  48. С.Ф. Обобщение проектно-строительной практики и направления проектирования универсальных зданий профтехучилищ и техникумов. II Система и типы учебных и кооперированных зданий. Сб. научн. трудов. М.: ЦНИИЭП учебных зданий, 1977.
  49. Ф 57. Наумов С. Ф. Основные положения проектирования учебно-воспитательных и кооперированных зданий микрорайонов и жилых районов для строительства в 19 761 980 г. г. М.: ЦНИИЭП учебных зданий, 1971. — 60 с.
  50. С.Ф. Проблемы архитектурной типологии зданий и комплексов профессионально-технического и среднего специального образования: Автореф. Дис.. д-ра архитектуры. М., 1994. — 52 с.
  51. С.Ф. Совершенствование методики типового проектирования учебно• производственных мастерских и техникумов. II Типология, внутренняя среда иконструкции учебно-воспитательных зданий. Сб. научн. трудов. М.: ЦНИИЭП учебных зданий, 1984.
  52. Никита Токарев. Альваро Сиза: скульптор пространства. Интервью с Альваро Сиза // Проект International. 2001. — № 1−2.
  53. И.С. Профессия архитектора. М.: Стройиздат, 1984. — 384 с.
  54. Нормали основных планировочных элементов жилых и общественных зданий. НП 2.3 — 71. Аудитории вузов и средних специальных учебных заведений. — М.: Стройиздат, 1971.-95 с.
  55. Г. Ю. Результаты учебного года. / Ежегодник МАРХИ 1996/97 год./Гл.ред.: А.Некрасов. — М.: МАРХИ, «ЕМ-МА», 1998. -125 с.
  56. Пекинская хартия. Представлена XX конгрессу МСА, проходившему в Пекине 2326 июня 1999 года профессором Фу Лянионом.
  57. Подготовка кадров для строительства, промышленности стройматериалов и жи-Ф лищно-коммунального хозяйства. По материалам заседания коллегии Госстроя
  58. России, состоявшегося 24 декабря 2003 г. // БСТ. 2004. — № 3.
  59. Постановление ЦК ВКП (б) от 14.10.1933 г. «Об архитектурном образовании». / Справочник партработника, вып. № 8. М., 1934.
  60. Проблемы и перспективы развития довузовского архитектурно-художественного образования юга России: Материалы XII регионального научно-методического семинара учителей. — Ростов-на-Дону, 2000. — 67 с.
  61. Программа развития среднего профессионального образования России на 20 002 005 годы./Юпециалист. 2000. — № 8.
  62. Г. В. Последипломное образование архитекторов в области компьютерных технологий II Архитектурная наука в МАРХИ. Вып.4. М.: Издательство «Ладья», 2000.-192 с.
  63. И.А. Проблемы использования компьютерных технологий на стадии архитектурного проектирования //Архитектурная наука в МАРХИ. Вып.4. М.: Издательство «Ладья», 2000. -192 с.
  64. И.С. Перечень типового оборудования кабинета архитектурного проектирования. М.: Полигр.объед. «Печатник», 1987. — 8с.
  65. Т.А. Автоматизированный макетный метод архитектурного проектирования: Автореф. Дис. канд. арх.: 18.00.01 / Моск. арх. ин-т. М., 2001.
  66. СНиП 2.07.01−89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». М.: Стройиздат, 1994. — 85 с.
  67. СНиП 2.08.02−89* «Общественные здания и сооружения». М.: Стройиздат, 1994.
  68. А.В. Архитектурные школы: выстроить по ранжиру? II Архитектура, строительство, дизайн. -1998. № 2.
  69. А.В. Высшее архитектурное образование в России. Век XXI.//Архитектура и строительство Москвы. 2002. — № 2−3. — С.21.
  70. Ю.А., Бродач М. М., Шилкин Н. В. Энергоэффективные здания. М.: АВОК-ПРЕСС, 2003.-200 с.
  71. Ю.Г. Образовательная система России: высшая школа М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов- Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1999.-278 с.
  72. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении): Утверждено постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. № 160. Официальный сайт Министерства образования РФ.
  73. Титов С. ArchiCAD 8 (включая описание ArchiCAD 8.1). Справочник с примерами. Издание второе, дополненное- М.:КУДИЦ ОБРАЗ, 2004. — 496 с.
  74. И. Поколение next. Заметки с Международного смотра-конкурса лучших дипломных проектов. //Архитектурный вестник. 2003. — № 2(71).
  75. М.И. Архитектурное проектирование: Учеб. Для техникумов / М.И. Тосу-нова, М. М. Гаврилова, И.В. Полещук- Под. ред. М. И. Тосуновой. 3-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Высш. шк., 1988. — 288 с.
  76. Д. История западноевропейской архитектуры. San Mauro, Italy. — Societa Torinese / Industrie Grafiche Editoriali S.p.A. — 2001. — 423 c.
  77. Федеральная программа развития образования. // Официальные документы в образовании. апрель 2000. — вып. 8 (119). — С.15
  78. В.А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что плохо. — М.: МЦ «Видеоэкология», 2001 -312 с.
  79. Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда: В 2 кн.: Кн.2: Социальные проблемы. М.: Стройиздат, 2001.-712 с.
  80. Хан-Магомедов С. О. Илья Голосов. М.: Стройиздат, 1988. — 232 с.
  81. Хартия МСА-ЮНЕСКО по архитектурному образованию.// Архитектура и строительство России. -1998. № 9 -10.
  82. ЭЗ.Ходнев В. Заметки о текущем архитектурном процессе //Архитектурный вестник. -1998.-№ 5(44)
  83. Центр дизайна и искусств им. Аронова. // Зодчество мира. -1999. № 4
  84. Г. Н. Учебные корпуса вузов с ТСО: научные рекомендации. М.: Стройиздат, 1976.-36 с.
  85. Эб.Щепотин А. Ф. Из истории развития среднего профессионального образования. // Специалист. 2000. — № 4.
  86. Н.С. Очерки по истории просвещения в Сибири. Н.-Николаевск, 1923.
  87. А.В. Становление и развитие профессиональной организации в европейской архитектуре XIII-XX вв.: Дис.. канд. арх.: 18.00.01 / Харьк. инж.-стр. ин-т.1. Харьков, 1987.
  88. Anatole Корр. Foreign Architects in the Soviet Union During the First Two Five-Year Plans. II William C. Brumfield. Reshaping Russian Architecture: Western Technology, Utopian Dreams. New York.: Cambridge University Press. -1990
  89. Bruce Brooks Pfeiffer. Frank Lloyd Wright. Germany, Koln: Benedikt Taschen Verlag GmbH, 2000
  90. Campus complexity. //Architecture. -1996. № 8.
  91. Charlotte & Peter Fiell. Charles Rennie Mackintosh. Koln: Benedikt Taschen Verlag #> GmbH, 1997.- 175 c.
  92. Claude Ferret. Ecole d’architecture de Bordeaux. II Architecture Francaise. -1974. № 379−380.
  93. Dennis Sharp. Architecture in detail: Bauhaus, Dessau. London.: Phaidon Press Limited, 2002
  94. Edward Keegan. Prairie companion. //Architecture. -1996. № 8.
  95. F. L. Wright. Frank Lloyd Wright. II The Architectural Forum. -1948. Vol 88, № 1.
  96. Francisco Asensio Cerver. The world of contemporary architecture. Konemann, 2000.- 999 c.
  97. Frederick Koeper. American architecture. Vol. 2: 1860−1976. Massachusetts: The MIT Press,-1992.-433 c.
  98. Gloria Weisz. Het Bauhaus: het bouwen van een mythe en de mythe van het bouwen. // Arhis. -1995. № 9.
  99. Harvard Graduate School of design, Cambridge. II L’architecture d’aujourd’hui. 1970.- № 148.
  100. James Stirling. Buildings and Projects 1950−1974. Introduction by John Jacobus. -® London: Thames and Hudson, 1975. -183 c.
  101. La escuela de arte de Filadelfia. II Construcciones. -1971. № 232.
  102. Leland M. Roth. A concise history of american architecture. Toronto: Fitzherry & Whiteside Ltd, -1980.-400 c.
  103. Martin Meade. Architectural school: 2. High flyers. II The Architect’s Journal. 1988. -e № 47.
  104. P. Blundell Jones. Alien encounter. (Media facade, Graz, Austria) II Architectural Review.-2004.-№ 3(1285)
  105. Richard Gardner. The development of architectural education in the UK. II Architect’s Journal. -1974. vol. 160. — № 41.
  106. Steven Litt. Big chill. //Architecture. -1996. № 8.
  107. Thomas Howarth. Charles Rennie Mackintosh and the modern movement. London: Routledge & Kegon Paul, -1978. — 335 c.
  108. Unite pedagogique d’architecture a Toulouse-le-Mirail. II Techniques & Architecture. -1974. № 298.
  109. Vincent Scully Jr. Frank Lloyd Wright. New York: Georg Braziller, Inc. -1960.
  110. William Allin Storrer. The architecture of Frank Lloyd Wright. A complete catalog. -London: The MIT Press. Ф
  111. Извлечение из Постановления ЦК ВКП (б) «Об архитектурном образовании» от 14.10.1933 г.
  112. При техникумах организовать курсы мастеров по художественной промышленности и декоративному делу, по внутренней отделке жилых и общественных зданий, по художественной строительной керамике, декоративной лепке, облицовке и окраске зданий.
  113. Опубликовано: Справочник партработника, вып. 8,1. М., 1934, с. 446
Заполнить форму текущей работой