Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Рационализация внутрифирменной системы повышения квалификации персонала на основе моделей структурной оптимизации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учитывая существенную роль повышения квалификации персонала фирмы в системе непрерывного образования, важным является рационализация ее организационной структуры и непосредственно образовательного процесса в условиях внедрения новых информационных технологий и перехода к рыночной экономике. Информационной основой процесса совершенствования внутрифирменной системы является аттестационное… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРИФИРМЕННОЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА
    • 1. 1. Роль и возможности повышения квалификации в системе непрерывного образования специалистов
    • 1. 2. Особенности использования новых информационных технологий для системы повышения квалификации персонала
    • 1. 3. Цель и задачи исследования
  • 2. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ВНУТРИФИРМЕННОЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА
    • 2. 1. Формирование контингента обучаемых на основе тестовой оценки соответствия уровня подготовки персонала аттестационным требованиям
    • 2. 2. Оптимальное распределение контингента обучаемых в рамках организационной структуры внутрифирменной системы повышения квалификации персонала
    • 2. 3. Рациональный выбор программы подготовки по направлениям системы повышения квалификации персонала фирмы
  • Выводы второй главы
  • 3. СТРУКТУРНАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
    • 3. 1. Оптимизация структуры учебного плана повышения квалификации
    • 3. 2. Информационный анализ содержания обучения
    • 3. 3. Оптимальный выбор структуры компьютерных форм обучения
    • 3. 4. Организация имитационного эксперимента на основе моделей структурной оптимизации
  • Выводы третьей главы
  • 4. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОВ ОПТИМИЗАЦИИ ПРИ РЕФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА МАГИСТРАЛЬНОГО НЕФТЕПРОВОДА «ДРУЖБА»
    • 4. 1. Организация подготовки кадров и повышения квалификации
    • 4. 2. Рационализация системы повышения квалификации персонала магистрального нефтепровода «Дружба» на основе оптимизационных процедур
  • Выводы четвертой главы
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ

Рационализация внутрифирменной системы повышения квалификации персонала на основе моделей структурной оптимизации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Главным фактором конкурентоспособности и эффективности экономических систем в рыночных условиях является наличие трудовых ресурсов, способных решать весь комплекс внутрифирменных задач. В решении этой проблемы существенную роль играют системы повышения квалификации персонала. Эти системы являются частью больших социальных систем непрерывного образования. Поэтому к ним предъявляются с одной стороны внутренние требования конкретной экономической системы, в рамках которой задействован персонал, с другой — внешние, связанные с государственными целями организации непрерывного образования.

Оптимального согласования разнообразных требований и ресурсных возможностей фирмы при их реализации традиционными методами формирования системы повышения квалификации достичь не удается. Требуется в управленческом плане ориентация на методы моделирования и оптимизации социальных систем, а в образовательном — на новые педагогические и информационные технологии. Указанные методы, имея инвариантную основу для всех структур непрерывного образования, должны быть адаптированы к особенностям повышения квалификации в рамках конкретной фирмы.

Таким образом, актуальность темы определяется необходимостью реформирования внутрифирменных систем повышения квалификации в структуре непрерывного образования с учетом новых социально-экономических условий на основе эффективных управленческих решений в организационном и содержательном планах, базирующихся на современных методах принятия решения и компьютерных технологиях обучения.

Тема выполнена в соответствии с межвузовской научно-технической программой И.т. 601 «Перспективные информационные технологии в образовании» в рамках основного научного направления Воронежского государственного технического университета «Проблемно-ориентированные системы управления».

Цель и задачи исследования

Целью диссертации является разработка моделей и алгоритмов принятия рациональных управленческих решений, обеспечивающих эффективное функционирование внутрифирменной системы повышения квалификации на базе новых информационных технологий в рамках программы непрерывного образования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать роль внутрифирменной системы повышения квалификации в рамках непрерывного образования и определить схему ее оптимизации в новых экономических условияхразработать оптимизационные модели и алгоритмы рационального выбора для тестовой профессиональной аттестации персонала и формирования организационной структуры системы повышения квалификациисформировать процедуры структурной оптимизации содержания обучения в условиях активизации использования в системе повышения квалификации новых информационных технологийреализовать комплекс процедур рационального управления при организации повышения квалификации персонала магистрального нефтепровода «Дружба».

Методы исследования. При выполнении работы использованы основные положения системного анализа, теории информации, оптимизации, имитационного моделирования, исследования операций и принятия решений.

Научная новизна. В диссертации получены следующие основные результаты, характеризующиеся научной новизной: многоэтапная схема планирования и управления процессом повышения квалификации персонала фирмы, обеспечивающая интеграцию процедур структурной оптимизации при совершенствовании организационной структуры и содержания обучения в условиях перехода к рыночной экономике и внедрения новых информационных технологийпроцедура формирования контингента обучаемых на новый учебный год, отличающаяся введением блока автоматизации построения тестов на основе специализированных сценариев и оценки соответствия уровня подготовки персонала аттестационным требованиям фирмыкомплекс алгоритмов рационального выбора компонентов организационной структуры внутрифирменной системы повышения квалификации, отличающихся учетом значимости направлений подготовки по результатам аттестационного тестирования, ресурсных ограничений на основе оптимизационных моделей распределения контингента обучаемых и программ обучения по каждому направлениюалгоритмические схемы принятия управленческих решений рационализации содержания повышения квалификации, позволяющие определять объем учебной информации на основе информационно-графовой модели и распределять ее в рамках структуры дисциплины с использованием оптимизационных моделей многоальтернативной оптимизации и нелинейного программирования.

Практическая ценность работы и результаты внедрения. Разработаны методические основы использования процедур структурной оптимизации при принятии управленческих решений по совершенствованию организационной структуры и содержания обучения во внутрифирменной системе повышения квалификации в рамках программы непрерывного образования.

При выполнении НИОКР ОАО «МН «Дружба» «Создание учебно-производственного экологического центра» сформированы нормативные документы и конкретные учебные программы, опирающиеся на новые информационные технологии.

Разработана целевая программа совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала МН «Дружба» на 1999.

2005 годы, обеспечивающая комплексное использование оптимизационных процедур.

Внедрение результатов в практическую деятельность позволило за последние два учебных года повысить степень удовлетворения потребности ОАО «МН «Дружба» в повышении квалификации персонала с 83 до 92%, качество подготовки по результатам тестовой аттестации увеличилось на 12%.

Апробация работы. Результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались: на Всероссийском совещании-семинаре «Математическое обеспечение информационных технологий в технике, образовании и медицине «Воронеж, 1997) — Всероссийской конференции «Интеллектуальные информационные системы» (Воронеж, 1999) — Всероссийской конференции «Интеллектуализация управления в социальных и экономических системах», заседаниях НТС ОАО «МН «Дружба» (Брянск, 1997;1999) — заседаниях научно-методического семинара межвузовской кафедры системного анализа и управления в медицинских и педагогических системах (Воронеж, 1998;2000).

Публикации. Основные результаты диссертации опубликованы в 9 печатных работах.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения на 104 страницах, списка литературы, приложения, содержит 8 рисунков, 2 таблицы.

Выводы четвертой главы.

1. В целях совершенствования системы повышения квалификации персонала магистрального нефтепровода «Дружба» целесообразно ориентироваться на сочетание традиционной организационной структуры и инновационных звеньев, связанных с повышением требований к безопасной эксплуатации и учетом новых экономических условий. Базовыми методами для принятия управленческих решений являются процедуры структурной оптимизации.

2. Одной из эффективных форм введения инновационных элементов в организационную структуру внутрифирменной системы повышения квалификации становится создание учебно-производственных центров по наиболее приоритетным целям подготовки. Оптимизация учебных программ в этих центрах связана с рациональным распределением информационных объемов учебной информации между профессиональными знаниями и знаниями в области экономики, управления и экологической безопасности.

3. Для перспективной рационализации системы повышения в качестве комплекса управленческих решений необходимо использовать целевую комплексную программу, средства и мероприятия которой формируются на основе процедур структурной оптимизации, ретроспективной и прогнозной информации о потребности в подготовке специалистов магистрального нефтепровода «Дружба».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Учитывая существенную роль повышения квалификации персонала фирмы в системе непрерывного образования, важным является рационализация ее организационной структуры и непосредственно образовательного процесса в условиях внедрения новых информационных технологий и перехода к рыночной экономике. Информационной основой процесса совершенствования внутрифирменной системы является аттестационное тестирование сотрудников, что позволяет на каждый учебный год оптимизировать структуру направлений подготовки и программы обучения. Управленческие решения принимаются на основе сочетания алгоритмов многоальтернативной оптимизации и экспертного оценивания.

В рамках проведенного исследования получены следующие основные результаты:

1. Проанализированы роль повышения квалификации персонала фирмы в системе непрерывного образования и особенности использования для этих целей новых информационных технологий.

2. Предложены схема организации и управления внутрифирменной системой повышения квалификации и структура процедур интеллектуальной поддержки управленческих решений, ориентированных на оптимизацию основных составляющих организационной структуры и образовательного процесса.

3. Разработана процедура формирования контингента обучающихся, основанная на автоматизации тестовой оценки соответствия уровня персонала фирмы аттестационным требованиям по основным компонентам знаний, умений, навыков каждой квалификационной группы.

4. Сформированы оптимизационная модель и алгоритм рационального выбора распределения контингента обучаемых в рамках организационной структуры внутрифирменной системы повышения квалификации, учитывающие требования приоритетности направлений подготовки и ограниченности ресурсного кадрового обеспечения, мощности вычислительных средств.

5. Построена интегрированная среда принятия управленческих решений по рациональному выбору программы подготовки персонала, включающая процедуры экспертного оценивания, вариационного моделирования, агрегации с использованием генетических алгоритмов и определения окончательного варианта на основе лингвистических переменных.

6. Предложена многоэтапная процедура имитационного моделирования на основе многоальтернативной оптимизационной модели выбора варианта учебного плана повышения квалификации, учитывающая степень удовлетворения потребностей фирмы в подготовке кадров, ограничения по информационному объему учебного материала и трудоемкости его изучения.

7. Разработан алгоритм оптимизации структуры компьютерных средств обучения, основанный на рациональной дискретизации учебной информации в соответствии с соотношением между затратами и количеством информации, получаемым обучаемыми при последовательном переходе между дозами изучаемого материала.

8. На основе комплексного использования процедур структурной оптимизации сформирована целевая программа совершенствования системы подготовки и повышения квалификации персонала магистрального нефтепровода «Дружба» на 1999;2005 годы, внедрение которой на начальном этапе позволило повысить степень удовлетворения потребности фирмы на 9%, качество подготовки по результатам тестовой аттестации — на 12%, усилить специализированную подготовку в рамках учебно-производственного экологического центра.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.В. Человеко-машинные средства психолого-педагогического обеспечения учебного процесса // Информационные технологии в проектировании. 1996. № 2
  2. Алгоритмическая теория обучения и контроля знаний. Дидактические основы компьютерного обучения / Бороненко Т. А., Плоткин В. Б., Румянцев И. А. и др. Л.: ЛГПИ, 1989.
  3. Д.И., Львович Я. Е., Фролов В. Н. Оптимизация в САПР: Учебник. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1997. 416 с.
  4. Blerman D., Breuker J., Sandberg J. Control for Intelligent Tutoring Sys-tems:A Blackboard-Based Dynamic Instructional Planner // Artificial Intelligence and Education. Proc. 4 th Int. Conf. on A1 and Educilion (24−26 May 1989).- Amsterdam: IOS, 1989.
  5. A.M., Твердохлебов B.A. Автоматная модель процесса обучения и проверки знаний // Методы и системы технической диагностики: Сб. науч. тр. Саратов: СГУ, 1988.
  6. П.Л. Построение и использование моделей обучаемого в интеллектуальных обучающих системах // Известия АН СССР. Техническая кибернетика. 1992. № 5. С. 97−116.
  7. С.З. Применение автоматизированных обучающих систем (АОС) для контроля знаний студентов // Труды VII конференции молодых ученых. М.: МФТИ, 1991.
  8. Е.Ю., Чибизова Н. В. О построении интеллектуальной обучающей системы // Известия академии наук. Теория и системы управления. 1996. № 5.
  9. В.А. Программные средства на базе персональной ЭВМ для тестирования обучаемых // Методы и средства кибернетики в управлении учебным процессом высшей школы. Рига: Риж. политехи, ин-т., 1989.
  10. В.А. и др. Управление адаптивным диалогом в автоматизированных обучающих системах / В. А. Грибкова, JI.B. Зайцева, Л. П. Новицкий. Рига: Риж. политехи, ин-т, 1988.
  11. A.A., Архипова Н. В. Трехконтурная схема управления познавательной деятельностью // Информационные технологии в проектировании. 1997. № 1.
  12. A.M. и др. Экспертная система по составлению учебных программ/ A.M. Довгялло, Г. Б. Мехтиев, В. А. Петрушин // Методы и системы технической диагностики: Межвуз. науч. сб. Саратов: Саратов, ун-т, 1989.
  13. В.А. Применение теории графов в программировании / Под ред. А. П. Ершова. М.: Наука, 1985.
  14. Elsom-Cook М. Guided discovery tutoring and bounded user modelling // Ed. Self J. Artificial intelligence and human learning. Intelligent computer-aided instruction. London: Chapman and Hall, 1988.
  15. P.P., Зориктуев В. Ц. Концептуальные вопросы дистанционного образования. Информационные технологии. 1999. № 5. С. 33−36.
  16. Л. В. Новицкий Л.П. Генерация учебных заданий на основе Фреймовой модели // Методы и средства кибернетики в управлении учебным процессом высшей школы. Рига: Риж. политехн. ин-т., 1987.
  17. А.И., Руссман И. Б., Умывакин В. М. Моделирование и алгоритмизация слабоформализованных задач выбора наилучших вариантов систем. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1990.
  18. Keravnou E.T., Johnson L. Competent Expert System. A case Study in fault diagnosis. London: Kogan Page Ltd., 1986.
  19. Р.Л. Функция полезности многомерных альтернатив // Вопросы анализа и процедуры принятия решений. М.: Мир, 1976.- С. 59−80.
  20. П., Джонс Д., Джонн Д. Обзор деятельности промышленного образования, 1978.
  21. Р., Джордж Д. Администрация продолженного обучения // Калифорния, 1982.
  22. В.В. Концепция представления методики обучения в адаптивных обучающих системах // Интеллектуализация компьютерных технологий обучения. Киев: Ин-т кибернетики АН Украины, 1993.
  23. И.В., Явна A.A., Ключко В. И. Элементы вероятностных моделей автоматизированных систем управления. М.: Сов. Радио, 1975. 336 с.
  24. О.И., Петровский А. Б. Системы поддержки принятия решений: современное состояние и перспективы развития // Итоги науки и техники. Техническая кибернетика. 1987.
  25. Т. Интернациональная эволюция методов и способов в инженерном образовании в области электроники. Хельсинки, 1983. С. 18−22.
  26. Л.П., Логвинова Н. К. Модель учебного задания, основанная на структурно-количественном анализе // Методы и средства кибернетики в управлении учебным процессом. Рига: Риж. политехи, ин-т, 1985.
  27. .Г. Экспертная информация: Методы получения и анализа. -М.: Радио и связь, 1992.
  28. И.И. Имитационное моделирование в психолого-педагогических исследованиях // Вопр. психологии. 1980. № 6.
  29. И.Я. Вариационное моделирование и оптимизация проектных решений. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 1997. 114 с.
  30. И.Я., Пейганович Ю. А. Рациональный выбор программы подготовки по направлениям системы повышения квалификации персонала // Высокие технологии в технике, медицине, образовании и экономике: Межвуз. сб. науч. тр. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. Ч. 1.
  31. И.Я., Родионов О. В., Федянин В. И. Автоматизированные учебно-исследовательские системы. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 1999. 195 с.
  32. Материалы I международной конференции по продолженному инженерному обучению. Вашингтон, 1979.
  33. А. Возвращение инвестиций в область продолженного образования. 1978.
  34. О. Преимущества продолженного инженерного обучения // ЮНЕСКО, 1986.
  35. Ю.А. Организация подготовки кадров и повышения квалификации персонала магистрального нефтепровода «Дружба» // Интеллектуализация управления в социальных и экономических системах: Науч. тр. Всерос. конф. Воронеж, 2000.
  36. Ю.А. Рационализация системы повышения квалификации персонала магистрального нефтепровода «Дружба» на основе новых информационных технологий. 4.2 // Интеллектуальные информационные системы: Тр. Всерос. конф. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 1999. С. 45
  37. Ю.А. Структура управления внутрифирменной системой повышения квалификации персонала. // Интеллектуальные информационные системы: Тр. Всерос. конф. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 1999. 4.2. С. 49, 51.
  38. Ю.А., Родионов О. В. Оптимизация структуры учебного плана во внутрифирменной системе повышения квалификации персонала // Высокие технологии в технике, медицине, образовании и экономике: Межвуз. сб. науч. тр. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. Ч. 1.
  39. В.А. Моделирование состояния знаний обучаемого в интеллектуальных обучающих системах. // Разработка компьютерных технологий обучения и их внедрения. Киев: Ин-т кибернетики АН Украины, 1991.
  40. А.Н. Информационная модель цикличной обучающей системы и классификация обратной связи в обучении // Методы и средства кибернетики в управлении учебным процессом высшей школы. Рига: Риж. политехи, ин-т., 1987.
  41. Рациональный выбор структуры учебно-исследовательской системы / И. Я. Львович, О. В. Родионов, В. И. Тужикова, В. И. Федянин // Опимизация и моделирование в автоматизированных системах: Межвуз.сб.науч.тр. Воронеж: ВГТУ, 1997.
  42. Reggia J., Nau D., Wang P. A formal model of diagnostic inference. I. Problem formulation and decomposition // Inform. Sei. 1985. № 37.
  43. Ф.С. Дискретные математические модели с приложениями к социальным, биологическим и экологическим задачам. М.: Наука, 1986.
  44. О.В., Савинков Ю. А. Организация имитационного эксперимента на основе оптимизационных моделей проектирования системы образования // Высокие технологии в технике, медицине и образовании. Воронеж: ВГТУ. Ч. 2. 1995.
  45. А .Я., Дедова JI.A. Некоторые вопросы моделирования алгоритмов обучения // Экспресс-информация. Сер.: Управление, экономика и прогнозирование высш. и ср. спец. образ. М.: НИИВШ, 1976.
  46. А .Я., Токарева B.C., Кольцова В. А. Представление учебной информации в экспертно-обучающей системе // Разработка и применение экс-пертно-обучающих систем. М.: НИИВШ, 1989.
  47. H.A. Методологические основы автоматизации проектирования систем управления качеством высшего образования. М.: Исследовательский центр, 1992.
  48. Stanek Р. Zakladne zmeny profesno-kvalifikacnych strukur vo vyspelych kapitalistickych krajinach. Bratislava, 1988. 30 c.
  49. Ю.Г. Образовательная система России. Высшая школа. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1999. 278 с.
  50. С.А. Представление и синтез оптимальной логической структуры учебного материала в автоматизированных тренажерных системах // Кибернетика и системный анализ. 1993. № 1.104
  51. Л.П., Угорелов С. Н., Ямпольский С. З. Структурирование и предъявление знаний в автоматизированных обучающих системах // Кибернетика и вуз: Межвуз. науч.-техн. сб. Вып. 25. Томск: Изд-во ТПИ, 1990.
  52. ПЕ^ГАНОВИЧ Юрий Александрович ?1. Актуальность темы.
  53. Для преодоления этого отставания и с учетом специфики деятельности трудовых коллективов нефтепроводного транспорта предложены следующие нововведения.
  54. Целями и задачами Центра дистанционного обучения являются:
  55. Оказание содействия в получении работниками ОАО «Магистральные нефтепроводы «Дружба» начального профессионального образования, переподготовке и повышении квалификации специалистов, развитии послевузовского образования.
  56. Профессиональная подготовка управленческих кадров в соответствии с Указом Президента РФ «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» от 23.07.1997 г. за № 774.
  57. Внедрение достижений научно-технического прогресса в топливно-энергетическом комплексе.
  58. Организация образовательного процесса в форме дистанционного обучения, что позволяет значительно расширить доступность высшего и дополнительного профессионального образования.
  59. Предоставление квалифицированных консультаций по сложным вопросам деятельности ОАО «МН «Дружба» в области законодательства, налоговой политики, бухучета и финансов.
  60. Профессиональная ориентация и отбор кадров. Создание и использование многофункциональных экспертных систем по оценке, отбору и расстановке кадров.
  61. Организация образовательного процесса:
  62. Центр реализует образовательные программы, к которым относятся: начальная профессиональная подготовка, повышение квалификации, стажировка, профессиональная переподготовка и дополнительная профессиональная подготовка.
  63. В Центре могут реализовываться различные по срокам, уровню и направленности дополнительные профессиональные образовательные программы.
  64. Дистанционное обучение (ДО) осуществляется в форме Кейс- и Сетевой технологий.1. Кейс-технологая:
  65. Особенность сетевой технологии ДО заключается в том, что обучение происходит с использованием телекоммуникаций, работы в сети Интернет и, используя е-таН.
  66. Данный Комплекс имеет большую базу знаний на сегодняшний день в ней содержатся результаты обследования 3,5 тысяч человек. Эти люди составляют «практический опыт» Комплекса и наполняют его компьютерный искусственный интеллект реальными знаниями.
  67. В АК «Транснефть» совместно с ведущими научными центрами (Институтом химии нефти СО РАН и Брянской лесотехнической академией) разработана технология и налажено производство нефтепоглощающих сорбентов и изделий из них на уровне лучших мировых аналогов.
  68. Практическая ценность и реализация результатов работы.
  69. В планировании кадровых задач и управлении персоналом используется многофункциональная экспертная система в области оценки, отбора и расстановки кадров комплекс «Служба персонала».
  70. Экспертная Система позволяет проводить общую и целевую профориентацию, профотбор, прием на работу, сокращение штатов, аттестацию, оценивать профпригодность работника, получать рекомендации по наиболее эффективному ис
Заполнить форму текущей работой