Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия формирования стиля учебной деятельности школьника

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На защиту выносятся следующие положения: стиль учебной деятельности школьника — индивидуальный способ протекания учебной деятельности школьника (особенности принятия решений, особенности целеполагания, планирования действий, осуществления исполнения действий, протекания процессов рефлексии, самоконтроля, самооценки), и способы протекания учебной деятельности школьника зависят от уровня развития… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СТИЛЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Сущность индивидуального стиля деятельности
      • 1. 2. 0. собенности стиля учебной деятельности у школьников
    • 1. 3. Состояние проблемы формирования стиля учебной деятельности в педагогической теории и практике школы
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СТИЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА
    • 2. 1. Номенклатура целей формирования стиля учебной деятельности школьника
    • 2. 2. Педагогические средства и условия формирования стиля учебной деятельности школьника
    • 2. 3. Особенности работы учителя по формированию стиля учебной деятельности школьника
    • 2. 4. Экспериментальные исследования
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия формирования стиля учебной деятельности школьника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время изменения, происходящие в обществе, ориентируют школу на гуманизацию обучения и воспитания, стимулируют переход к педагогике, обеспечивающей ребенку возможность достойной жизни в современных условиях. Для этого и педагогика, и образование должны быть гуманными. Но традиционное российское образование нельзя назвать гуманным, поскольку оно не раскрывает у многих детей подлинные возможности их развития (В.В. Давыдов, М.И. Махмутов). Подлинно гуманным школьное образование станет только тогда, когда оно приобретет действительно развивающий характер. В связи с этим перед педагогикой стоит задача разработать проблему развития сущностных сил человека (О.С. Гребенюк). К таким проблемам относится проблема формирования стиля учебной деятельности школьника.

Самореализация человека неразрывно связана с индивидуальным стилем деятельности. Становление школьника как субъекта учебной деятельности происходит в процессе обучения, и одним из условий саморазвития школьника выступает стиль его учебной деятельности. Практический опыт работы в школе выявил, что основные затруднения, которые испытывает школьник в учебной деятельности, являются следствием несформированности компонентов стиля учебной деятельности школьника и стихийного развития его психических сфер. Очевидна актуальность построения такого процесса обучения, который наряду с формированием учебных навыков будет способствовать высокому уровню развития основных сфер психики и обеспечит условия становления стиля учебной деятельности школьника.

В существующих моделях обучения, в основе которых лежит адаптация школьника к системе педагогических требований, гуманистическая парадигма не нашла воплощения (Е.В. Бондаревская, М.И. Махмутов).

Массовая школа, реализуя программы и технологии, ориентируется на среднестатистическую модель школьника (без учёта стиля учебной деятельности школьника) — реальный живой человек растворяется в педагогическом процессе, то есть по-прежнему сохраняется отчуждение обучающегося от процесса образования. Анализ существующей практики преподавания свидетельствует об отсутствии на сегодняшний день педагогических условий, необходимых для становления индивидуальности школьника. Поэтому столь актуальна сегодня проблема разработки педагогических условий формирования стиля учебной деятельности школьника, обеспечивающего самореализацию школьника в учебной, а затем и самостоятельной будущей деятельности.

Под формированием в данной работе понимается создание условий для становления, развития, функционирования индивидуальности и личности школьника в целом. Под формированием стиля учебной деятельности школьника понимается создание условий, коррекции, функционирования индивидуального способа протекания учебной деятельности (особенности принятия решений, особенности целеполагания, планирования действий, осуществления исполнения действий, протекания процессов рефлексии, самоконтроля, самооценки).

Вопросы самореализации человека давно являются предметом научного анализа. В решении проблемы стиля учебной деятельности школьника в науке накоплен значительный потенциал. В педагогической науке рассмотрена сущность учебной деятельности (Т.В. Габай, В. В. Давыдов, И. И. Ильясов, В .Я. Ляудис, А. К. Маркова, В. В. Репкин, Д.Б. Эльконин), выявлены цели развития индивидуальности и ее основных сфер (О.С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк, B.C. Ильин, Ю.М. Орлов). Ряд учёных рассматривают проблему формирования учебной деятельности школьника на основе структурного подхода, выделяя компоненты учебной деятельности и разрабатывая пути и способы их формирования. Другими учёными (О.С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк, Г. Г. Даниленкова, Г. Г. Корсакова, A.B. Назаретова, A.B.

Прошкина) проблема формирования учебной деятельности рассмотрена с позиций концепции педагогики индивидуальности. Формирование учебной деятельности как становление и развитие субъекта деятельности в значительной степени обусловлено индивидуальными особенностями и должно быть направлено, в первую очередь, на целостное развитие индивидуальных и личностных свойств. При этом под индивидуальными свойствами понимается совокупность сущностных сил человека, его сфер: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, экзистенциальной, предметно-практической и сферы саморегуляции.

Таким образом, в педагогической теории установлено, что сущность формирования учебной деятельности школьника заключается в создании условий, при которых индивид становится субъектом процесса обучения. Однако процесс формирования учебной деятельности рассматривается в традиционной педагогике без учёта особенностей её протекания у школьников, т. е. без стиля учебной деятельности школьника. В исследованиях, связанных с учебной деятельностью школьника, проблема формирования стиля учебной деятельности школьника и развития его индивидуальности не ставится. И, по сути дела, исследователи не решают проблему формирования стиля учебной деятельности школьника.

Теоретические предпосылки для решения проблемы стиля учебной деятельности школьника содержатся в работах психологов (Б.Г. Ананьев, Е. А. Климов, B.C. Мерлин, A.B. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов). Анализ индивидуального своеобразия деятельности выявил состав, структуру, функции индивидуального стиля деятельности. Изучение отдельных характеристик индивидуального стиля деятельности (Е.П. Ильин, B.C. Моросанова, А. Я. Никонова, М. И. Рожков, В. А. Толочек, М. Р. Щукин и другие) и индивидуального стиля учебной активности школьника (Б.А. Вяткин, А.К. Маркова) позволило заключить, что в компонентах индивидуального стиля деятельности проявляются компоненты деятельности, выполняемой субъектом. Анализ влияния стиля деятельности учителя на характер учения школьника (И.В. Бачков, В. И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, A.A. Кирсанов, Н. В. Кузьмина, A.B. Мудрик, Н. И. Петрова, Т.С. Тамбовцева) выявил факторы, влияющие на формирование стиля учебной деятельности школьника. В ряде диссертационных исследований рассмотрены подходы к формированию стиля учебной деятельности школьника: педагогическая поддержка индивидуального стиля учения школьников (М.В. Алёшина) — воспитание способности к творческой самореализации в процессе обучения (Ю.П. Васильев) — место и функция стиля педагогической деятельности преподавателя педагогического колледжа в ориентации учащихся на гуманизацию образования (А.П. Крючатов) — педагогические условия дифференциации обучения школьников в зависимости от особенностей восприятия учебной информации (A.C. Потапов), формирование творческого стиля педагогического общения учителя с младшими школьниками в процессе обучения (C.JI. Хачатурян).

В ходе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования выявлено, что проблема стиля учебной деятельности школьника как одно из условий самореализации школьника востребована практикой. Однако, несмотря на значимость проведённых исследований, следует отметить, что формирование стиля учебной деятельности школьника представлено в статикене разработаны педагогические условия формирования стиля учебной деятельности школьника. Обобщая сказанное, подчеркнём, что проблема формирования стиля учебной деятельности школьника, несмотря на её актуальность в решении задачи, остаётся недостаточно исследованной. Основное противоречие заключается в том, что эта проблема не рассматривается в связи с общим развитием школьника, с развитием основных сфер его индивидуальности. Изучение проблемы формирования стиля учебной деятельности школьника в психолого-педагогической теории и практике школы показывает, что для неё характерен ряд пока ещё не разрешённых противоречий: между обоснованностью в психолого-педагогической науке значения индивидуального стиля деятельности (ИСД) в становлении интегральной индивидуальности и неразработанностью проблемы в связи с формированием стиля учебной деятельности школьника и становлении его индивидуальностимежду важностью феномена стиля учебной деятельности школьника как одного из условий самореализации в учебной, а затем и в самостоятельной будущей деятельности и частичным решением проблемы формирования стиля учебной деятельности школьника в педагогическом процессемежду целями, задачами индивидуально-ориентированного обучения и неразработанностью педагогических условий формирования стиля учебной деятельности школьника.

Основное противоречие заключается в том, что, с одной стороны, наметилась тенденция гуманизации педагогики и образования, характеризующаяся развитием индивидуальности школьника, а с другой стороны, не разработаны средства и условия формирования стиля учебной деятельности школьника, обеспечивающие становление индивидуальности школьника в процессе обучения.

Эти и другие противоречия для своего разрешения требуют рассмотрения ряда вопросов. Какова сущность стиля учебной деятельности школьника? В чём заключается взаимосвязь стиля учебной деятельности школьника и основных сфер индивидуальности? Какова должна быть номенклатура целей формирования стиля учебной деятельности школьника? Какие педагогические средства и условия необходимы для достижения выдвигаемых целей? Суть решаемой автором диссертационного исследования проблемы заключается в следующем: каковы педагогические условия формирования стиля учебной деятельности школьника?

Цель исследования — решить обозначенную проблему: выявить педагогические условия формирования стиля учебной деятельности школьника.

Объект исследования — процесс формирования стиля учебной деятельности школьника.

Предмет исследования — педагогические условия формирования стиля учебной деятельности школьника в единстве с развитием сфер индивидуальности.

Гипотеза исследования: если выявить и применить педагогические условия формирования стиля учебной деятельности школьника, то следует ожидать положительную динамику в формировании стиля и, как следствие, более высокое качество формирования учебной деятельности школьника, так как разработанные педагогические условия обеспечат эффективную реализацию закономерностей развития индивидуальности школьника в целом.

Задачи исследования:

1. Проанализировать современные подходы к содержанию понятий «индивидуальный стиль деятельности» и «учебная деятельность» с целью наполнения педагогическим содержанием понятия «стиль учебной деятельности школьника» как условия самореализации индивидуальности школьника в учебной деятельности.

2. Определить особенности стиля учебной деятельности школьника, процесса его формирования с позиций концепции педагогики индивидуальности.

3. Разработать педагогические условия формирования стиля учебной деятельности школьника.

4. Экспериментально проверить эффективность разработанных педагогических условий.

Методологическую основу исследования составляют положения современной дидактики средней школы, способствующие решению проблемы формирования учебной деятельности школьника на основе единства внешних и внутренних условий развития индивида (Б.Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк, B.C. Ильин, Т. А. Ильина, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, Ю.М. Орлов) — философские, психологические и педагогические концепции, раскрывающие многоаспектную природу индивидуального стиля деятельности как предмета междисциплинарного исследования (J1.C. Выготский, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков).

В исследовании использовались методы: теоретического анализа проблемы и предмета исследования, системный и деятельностный подход, моделирование, а также эмпирические методы: педагогический эксперимент, методы педагогических измерений (анкетирование, тестирование, шкалирование), наблюдение.

Исследование выполнялось в течение пяти лет (1996 — 2001 гг.) и включало в себя следующие этапы.

На первом этапе (1996 — 1998 гг.) осуществлялась разработка замысла исследования, анализ педагогической теории и практики, вычленялись объект и предмет исследования. Полученные данные позволили определить научный аппарат исследования и его методологическую и теоретическую базы. Основным результатом научного поиска на данном этапе явилось уточнение и дополнение педагогического понятия «стиль учебной деятельности школьника».

На втором этапе (1998;2000 гг.) осуществлялся теоретический анализ предмета исследования, в результате чего было получено научное представление о стиле учебной деятельности школьника и условиях его формирования в процессе обучения. Вместе с этим на данном этапе был организован и проведён педагогический эксперимент, позволивший убедиться в состоятельности решаемой проблемы.

Третий этап (2000;2001 гг.) был посвящён анализу полученных данных теоретической и экспериментальной части исследования, обобщению диссертационного материала, его литературному оформлению. Полученные автором выводы выносились на обсуждение в педагогические коллективы школ и вузов, по материалам исследования готовились публикации.

На защиту выносятся следующие положения: стиль учебной деятельности школьника — индивидуальный способ протекания учебной деятельности школьника (особенности принятия решений, особенности целеполагания, планирования действий, осуществления исполнения действий, протекания процессов рефлексии, самоконтроля, самооценки), и способы протекания учебной деятельности школьника зависят от уровня развития психических сфер: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, саморегуляции. формирование стиля учебной деятельности школьника осуществляется в единстве с развитием указанных сфер, для этого система педагогических условий включает: номенклатуру педагогических целей, учитывающих взаимосвязь и взаимообусловленность психических процессов, направляющих работу учителя на формирование стиля учебной деятельности школьникаописание уровней сформированности стиля учебной деятельности школьникадиагностику сформированности компонентов стиля учебной деятельности школьника, а также развития сфер психики ребенкаэтапы формирования стиля учебной деятельности школьника, обеспечивающие его развитие в единстве со сферами психики школьникаспособы отбора и применения педагогических средств формирования стиля учебной деятельности школьника, эффективность которых обусловлена влиянием на сферы ребенка.

Достоверность результатов обеспечивается опорой на концепции педагогики индивидуальности, педагогики и психологиидлительным характером экспериментальной работы на чётко локализованной базе, воспроизводимостью эксперимента, использованием взаимопроверяющих независимых диагностических средств, позволяющих сопоставить результаты эксперимента с имеющимся массовым практическим опытом.

Научная новизна. Углублено понимание стиля учебной деятельности школьника и дано его описание. Обосновывается подход к формированию стиля учебной деятельности школьника в единстве с развитием интеллектуальной, мотивационной и других сфер школьникаопределены педагогические условия, обеспечивающие формирование стиля учебной деятельности школьника в процессе обучения.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что с позиций концепции педагогики индивидуальности углубляется понимание стиля учебной деятельности школьника как индивидуального способа протекания учебной деятельности школьникаустанавливается зависимость стиля учебной деятельности от уровня развития психических сфер: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, саморегуляцииуглубляется концепция учебной деятельности, так как выявлены особенности её протекания у школьниковопределяются этапы формирования стиля учебной деятельности школьника, обеспечивающие его развитие в единстве со сферами психики школьникаобосновываются способы отбора и применения педагогических средств формирования стиля учебной деятельности школьника, эффективность которых обусловлена влиянием на сферы ребенка.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выявленные в нём педагогические средства и условия формирования стиля учебной деятельности школьника позволяют восполнить пробел в учебно-методическом обеспечении учебной деятельности школьника. Обоснованные в исследовании педагогические условия, поэтапная программа формирования стиля учебной деятельности школьника позволяют формировать компоненты стиля учебной деятельности школьника. Таким образом, разрешается противоречие, связанное с необходимостью формирования стиля учебной деятельности школьника и неразработанностью педагогических условий, которые способствовали бы такому процессу.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры педагогики и психологии Калининградского государственного университетасекции учителей русского языка и литературы средней школы № 38 (1995 г.), гимназии № 1 г. Калининграда (1996;2001гг.) — на курсах повышения квалификации учителей г. Калининграда и области (1995;2000 гг.) — на XXX научной конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников, аспирантов и студентов Калининградского государственного университета (1999 г.), Третьей межвузовской научно-технической конференции Балтийской государственной академии (1999 г.), Международной научно-практической конференции Тульского государственного университета (2000 г.), Международной научной конференции Калининградского государственного технического университета (2000 г.), Региональной научно-практической конференции Магнитогорского государственного университета (2001 г.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Выводы по второй главе.

Целевая функция формирования стиля учебной деятельности школьника представлена в виде номенклатуры эталонных, промежуточных и частных целей обучения, воспитания и развития.

В основание эталонной цели положены существующие признаки стиля: что можно сформировать в течение учебного года при переходе школьника с уровня на уровень.

Промежуточные цели направлены на создание развивающей среды для формирования стиля учебной деятельности школьника и трансформируются в цели формирования компонентов стиля при адаптации школьника к учебной деятельности — на первом этапе, в цели коррекции компонентов стиля, тормозящих реализацию функций — на втором, в цели стимуляции саморазвития и самовоспитания школьника — на третьем этапе.

При определении задач для реализации промежуточных целей формирования стиля учебной деятельности школьника учтён уровень сформированности компонентов конкретного стиля учебной деятельности школьника (диагностика стиля учебной деятельности школьника) — особенности стиля, проявляющиеся в учебной деятельности школьника, препятствующие / способствующие становлению стиля (шкала стиля учебной деятельности школьника), возрастные особенности развития сфер психики.

Условия формирования стиля учебной деятельности школьника: уровневый подход к оценке сформированности стиля учебной деятельности школьникаопределённая организация процесса формирования стиляпоэтапная программа его формирования, стимулирующая развитие стиляструктуирование процесса формирования в соответствии с динамической структурой мотивациисвоевременная корректировка работы учителя.

Таким образом, отбор и применение педагогических средств развития стиля, учет их взаимодействия с условиями протекания педагогического процесса и психической деятельностью школьника являются важным требованием эффективной организации формирования стиля.

На основе рассмотренных в предыдущем параграфе педагогических средств и условий формирования стиля учебной деятельности школьника рассмотрены особенности работы учителя по формированию мотивационного компонента стиля учебной деятельности школьника в условиях взаимодействия с конкретным стилем, представленным в типологии стиля учебной деятельности школьника.

В данной главе на основании разработанных педагогических условий формирования стиля учебной деятельности школьника и программы поэтапного формирования стиля учебной деятельности рассмотрены особенности работы учителя по формированию стиля учебной деятельности школьника.

Цели формирования мотивационного компонента стиля определены на основе программы формирования стиля учебной деятельности школьника, исходя из уровня сформированности стиля.

Средства формирования мотивационного компонента отобраны в соответствии с целями развития и уровнем сформированности стиля.

Методы формирования мотивационного компонента: активные методы, проблемное предъявление материала, интерактивные методы обучения.

В процессе педагогического взаимодействия учителем оказывается помощь исходя из целей формирования и в соответствии с мотивационной структурой учебной деятельности.

Особенности работы учителя состоят в том, что в процессе обучения необходимо создавать условия для формирования стиля каждого школьника, отличающегося уровнем сформированности компонентов стиля.

Главная цель работы учителя в этом направлении — создание на уроке условий для продуктивного общения школьников всех стилей учебной деятельности.

Продуктивному общению способствуют учёт позиции принятия в общении на основе оптимального размещения школьников в статических парах, овладение навыками продуктивного общения в динамических парах.

С этой целью рассмотрен опыт организации учебной работы школьников на уроке в соответствии со стилями учебной деятельности школьников.

Экспериментальное исследование доказало выдвинутую гипотезу в целом и гипотезу эксперимента, а именно: применение разработанных педагогических условий формирования стиля учебной деятельности школьника создаёт положительную динамику в формировании стиля и, как следствие, более высокое качество формирования учебной деятельности школьника, так как педагогические условия обеспечивают эффективную реализацию закономерностей развития индивидуальности школьника в целом. Таким образом, во второй главе представлено решение третьей и четвёртой задач исследования: определены, научно обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия формирования стиля учебной деятельности школьника.

Положения и выводы диссертационного исследования позволяют автору сделать заключение о том, что применение педагогических условий формирования стиля учебной деятельности школьника создаёт положительную динамику в формировании стиля и, как следствие, более высокое качество формирования учебной деятельности школьника, так как разработанные педагогические условия обеспечивают эффективную реализацию закономерностей развития индивидуальности школьника в целом.

Исследование не претендует на всесторонний охват педагогических условий формирования стиля учебной деятельности школьника.

Исследование показало перспективность дальнейшей разработки проблемы, в частности, разработки педагогических условий формирования стиля учебной деятельности школьника с учётом экзистенциальной, волевой сфер, которые в данном исследовании только наметились.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-335 с.
  2. А. Практика и теория индивидуальной психологии / Перевод с немецкого A.M. Боковикова: под ред. Л. И. Дорогова. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. — 292 с.
  3. H.H. Приобщение к культуре умственного труда в процессе занятий русским языком // Русский язык в школе. 1986. — № 3. — С. 4−10.
  4. М.В. Педагогическая поддержка индивидуального стиля учения школьников: Автореф. дисс. канд. пед. н. Саратов, 1995. — 20 с.
  5. .Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. / Под ред. докт. A.A. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980. — Т. 2. — 287 с.
  6. В.И. Педагогика творческого развития (инновационный курс). -Казань: Изд-во Казан, ун-та. 1996. — 567 с.
  7. В.Г. Мотивация поведения формирования личности. М.: Просвещение, 1976.- 157 с.
  8. В.В., Чеснокова Л. И. Русский язык: Теория: Учебн. для 5−9 классов общеобразоват. учеб. заведений. М.: Просвещение, 1993. — 256 с.
  9. Ю.К. Избранные педагогические труды / Составитель М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 558 с.
  10. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика 1989.- 190 с.
  11. Бестужев-Лада И.В. К школе 21 века: Размышления социолога. М.: Педагогика, 1988. — 254 с.
  12. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. М.: Просвещение, 1992. — 234 с.
  13. Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Педагогика. 1997. — № 1. — С. 33−44.
  14. B.C. Развитие оперативной памяти // Русский язык в школе. -1990. № 4. — С. 12−19.
  15. В.А. Алгоритмы педагогического процесса: Книга для учителя. -М., 1993.-94 с.
  16. Н.С. Синтаксис современного русского языка. Учебник для вузов. М.: Высшая школа. — 1973. — 423 с.
  17. Ю.П. Воспитание способности учащихся к творческой самореализации в процессе обучения в лицее: Автореф. дисс. канд. пед. н.- Самара: СГТТУ, 1999. 21 с.
  18. И.В. Трёхмерная модель педагогического труда и типология учителей // Высшее образование в России. 1998. -№ 3. — С. 36−43.
  19. Г. И. Дидактические основы формирования учебной деятельности. Л., 1989. — 70 с.
  20. И.М. Преодоление возможных конфликтных ситуаций между учителем и учащимися на уроке // Вопросы психологии. — 1986. № 3. — с. 71−77.
  21. В мире подростка / Под редакцией A.A. Бодалева. М.: Медицина, 1982. -296 с.
  22. A.A., Вяткин Б. А. Стили активности как фактор развития интегральной индивидуальности // Интегральное исследование индивидуальности: Стиль деятельности и общения.-Пермь, 1992.- С. 36−55.
  23. Воспитание детей в школе: Новые подходы. М.: Новая школа, 1998. -207 с.
  24. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Гл. ред. A.B. Запорожец.- М.: Педагогика, 1984. Т. 4. — С. 257−270.
  25. .А. Психолого-педагогические основы развития творческого потенциала обучаемых // Развивающее обучение: Проблемы и решение. -Саратов, 1994.-195 с.
  26. Т.В. Учебная деятельность и её средства. М.: МГУ, 1988. — 255 с.
  27. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий / Психологическая наука в СССР. М., Изд-во МГУ, 1959.- Т.1. -С. 441−470.
  28. Л.Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест. -М.: Российское педагогическое агентство, 1995. 35 с.
  29. О.С. Дидактические основы формирования мотивации учения и труда у учащихся профессиональной школы: Дисс. докт. пед. наук. -Казань, 1988. 459 с.
  30. О.С. Примерная номенклатура целей учебно-воспитательного процесса. Калининград: КОИУУ, 1991. — 14 с.
  31. О.С. Составление психолого-педагогической характеристики учащихся учебной группы среднего ПТУ (дидактический аспект). -Москва, 1988.-26 с.
  32. О.С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие / Калинингр. ун-т. Калининград, 2000. — 572 с.
  33. Т.Б. Формирование индивидуальности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: Дисс. докт. пед. наук. -Ярославль, 2000. 430 с.
  34. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.- 240 с.
  35. В.В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1981. — № 6.- С. 13−16.
  36. Г. Г. Формирование учебной деятельности студентов на лекции по педагогике: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Калининград, 1995.- 19 с.
  37. М.А. Процесс обучения // Дидактика средней школы / Под. ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М., 1975. 270 с.
  38. Д.Б. Постановка школьником учебной задачи // Вопросы психологии. 1985. — № 2. — С. 27−31.
  39. В.К. Организационная структура учебного процесса и её развитие. М.: Педагогика, 1989. — 160 с.
  40. В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы. М.: Просвещение, 1991. — 192 с.
  41. М.С. Психология индивидуальных различий Институт Открытое общество, Планета детей. М.: Инфра-М, 1997. — 227 с.
  42. Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова: Сб. статей М., 1966. 112 с.
  43. Г. И. Развитие форм организации обучения в педагогической теории и практике: Автореф. дисс. докт. пед. н. Казань, 1993. — 41 с.
  44. A.A. Искусство правильно мыслить: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1986. — 224 с.
  45. B.C. Проблема воспитания потребности в знании у школьников. -Ростов-на-Дону, 1971.-224 с.
  46. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). -М.: Педагогика, 1984. 144 с.
  47. Е.П. Стили деятельности // Вопросы психологии. 1988. — № 6. — С. 95−99.
  48. И.И. Структура процесса учения. М.: МГУ, 1986. — 199 с.
  49. Инновации в школе: характер и результаты // Народное образование. -1993.-№ 6.-С. 16−29.
  50. Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М., 1981.-96 с.
  51. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  52. Л.Ф. Синтаксические ошибки учащихся 4−10 классов и пути их предупреждения: Лингвистические знания основа умений и навыков // Сб. статей из опыта работы. — М., 1985.- 98 с.
  53. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1987. 190 с.
  54. Кан-Калик В.А., Ковалёв Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопросы психологии. -1985.-№ 4-С. 72−74.
  55. A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Изд-во КГУ, 1982. — 224 с.
  56. M.B. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 222 с.
  57. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969. — 278 с.
  58. Е.А., Мерлин B.C. Формирование индивидуального стиля деятельности в процессе обучения // Советская педагогика. 1967. — № 4. -С. 110−118.
  59. Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / Отв. ред. Т. Галкина, Э. Jloapep. -М.: РАН Институт психологии, 1997. 290 с.
  60. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под ред. И. Б. Первина. М.: Педагогика, 1985. — 144 с.
  61. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
  62. O.A., Прыгин Г. С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции // Вопросы психологии. 1984. — № 3 — С. 42−52.
  63. Г. Г. Формирование учебной деятельности студентов в процессе обучения иностранному языку: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Калининград, 1997. 19 с.
  64. Краткий психологический словарь / Сост. JI. А. Карпенко- Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431с.
  65. Крупенин A. JL, Крохина И. М. Эффективный учитель / Практическая психология для педагогов: Книга о технологии превращения детей в хороших учеников. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. — 478 с.
  66. А.П. Место и функции стиля педагогической деятельности преподавателя педагогического колледжа в ориентации учащихся на гуманизацию образования: Автореф. дисс. на соиск. учён, степени канд. пед. н. Самара, СГПУ, 1999. — 20 с.
  67. В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся: М.: Народное образование, 1994. 144 с.
  68. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С. 21−60.
  69. В.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971. — 98 с.
  70. A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике. -Таллинн: Валгус. 1980. — 334 с.
  71. A.A. Педагогическое общение. М.: Политиздат, 1979. — 63 с.
  72. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е издание. М., Политиздат, 1977.- 304 с.
  73. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 166 с.
  74. Лу Ливер Б. Обучение всего класса. М.: Новая школа, 1995. — 48 с.
  75. А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976. — 64 с.
  76. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / РАН. Институт психологии. М.: Наука, 1999. — 350 с.
  77. В.Я., Негурэ И. П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 145 с.
  78. В.Я. Учение, сотрудничество, творчество / В сб. Проблемы психологии обучения. М.: Просвещение, 1993. — С. 62−68.
  79. А.К. Доступность учебного материала как один из факторов снижения перегрузки школьников // Вопросы психологии. 1982. — № 1. -С. 76 — 83.
  80. А.К. Психология профессионализма. М.: Педагогика, 1996. -308 с.
  81. А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. М.: Педагогика, 1993.- 192 с.
  82. А.К. Психология усвоения языка как средства общения. М.: Педагогика, 1974. — 239 с.
  83. A.K. Формирование мотивации в школьном возрасте. М.:1. Педагогика, 1983. 95 с.
  84. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  85. А.К., Никонова А. Я. Индивидуальный стиль деятельности учителя // Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С. 40−48.
  86. К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. т.42 — С. 386−390.
  87. A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности//Вопросыпсихологии-1982. -№ 4. — С. 15−17.
  88. A.M. Развитие творческой активности школьника М.: Педагогика, 1991. — 149 с.
  89. М.И. Методы проблемно-развивающего обучения в среднихпрофтехучилищах. М., АПН СССР, 1983. — 83 с.
  90. М.И. Проблемное обучение (Основные вопросы теории). -М., Педагогика, 1975. 368 с.
  91. М.И., Ибрагимов Т. И., Чошанов М. А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. Казань, 1993. — 88 с.
  92. Т.Н. Учебная деятельность как фактор социального самоопределения подростка. Киров, 1999. — 215с. ф
  93. H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.: Педагогика, 1989. — 219 с.
  94. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Политиздат, 1986. 254 с.
  95. В.И. Стилевые особенности саморегуляции личности // Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 121−127.
  96. A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. — 80 с.
  97. В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под ред. A.A. Бодалева. М. — Воронеж: Институт практической психологии, НПО «МОДЭК», 1995. — 356 с.
  98. A.B. Учебный материал как средство развития креативности мышления школьника: Автореф. дисс. канд. пед. н. -Калининград, 1999.-21 с.
  99. Г. С. Самоконтроль человека. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1989. — 191 с.
  100. Одаренные дети: Пер. с англ./ Общ. Ред. Г. В. Бурменской и В.М. Слуцкого- предисл. В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. — 376 с.
  101. С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка // Российская АН- Российский фонд культуры. 2-е изд., испр. И доп. — М.: АЗЪ, 1994.-928 с.
  102. В.П. Изучение морфологии на синтаксической основе. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогика, 1980. — 96 с.
  103. ИЗ. Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968. -189 с.
  104. О критериях сложности некоторых элементов учебника. Проблемы школьного учебника. — М., 1974, вып. I. — 160 с.
  105. A.B. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика. 1995. — № 6 — С. 63−68.
  106. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Политиздат, 1991.-287 с.
  107. Педагогическая психология: М., 1991. 374 с.
  108. В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992. -120 с.
  109. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. — 191 с.
  110. A.C. Роль эмоционального комфорта в успешном взаимодействии учителя с классом и эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности. М., 1986. — 147 с.
  111. Н.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху. Казань: Изд-во КГУ. — 1992. — 104 с.
  112. A.C. Педагогические условия дифференциации обучения школьников в зависимости от особенностей восприятия учебной информации: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Новосибирск: Сиб. ИОТ РАО, 1999.-19 с.
  113. М.В. Исполнительский стиль как разновидность индивидуального стиля деятельности (на материале художественной гимнастики): Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1984. — 21 с.
  114. Проблемы конкретизации целей обучения и воспитания. Тарту: Тартусский университет, 1982. — 128 с.
  115. Проблемы формирования духовных потребностей личности / Под ред. Ю. В. Шарова. Новосибирск, 1970. — 275 с.
  116. A.B. Педагогические условия формирования способности младшего подростка управлять своим вниманием: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Калининград, 1995. — 16 с.
  117. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. П. Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика — Пресс, 1996. — 440 с.
  118. Психолого-педагогический словарь: для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. В. А. Мижериков. Р-н /Д: Феникс, 1998. — 540 с.
  119. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. Сборник научных трудов НИИ общей педагогики АПН СССР / Под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. М., НИИ ОП, 1980. — 159 с.
  120. П.С. и Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи. М., Просвещение, 1976. — 283 с.
  121. В.В. Строение учебной деятельности // Вестник Харьковского университета. 1976. — № 132. — С. 10−16.
  122. В.В., Жедек П. С., Левин В. А. Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе: Концепция и программа. М., 1991.-87 с.
  123. Г. В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск: Пеленг, 1993. — 61 с.
  124. А.Г. Зависимость развития учебно-познавательных действий от типа коллективной деятельности // Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С. 62−69.
  125. М.И. Индивидуальный стиль деятельности учителя: диагностика и формирование. Ярославль: ЯГПУ, 1995. — 72 с.
  126. М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся //Яросл.пед. вестник. Ярославль: ЯГПУ. — 1994. — № 1. — С. 16−19.
  127. М.И. и др. Социальное становление учащегося. Ярославль, 1995.-72 с.
  128. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия. — 1993. — Т. 1-й — 608 с.
  129. B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. М., 1989.-215 с.
  130. C.JI. Основы общей психологии. В 2-х т. АПН СССР, М.: Педагогика, 1989. — Т.2. — 322 с.
  131. СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-423 с.
  132. В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Просвещение, 1987. — 159 с.
  133. М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 127 с.
  134. В.И. Избранные психологические произведения Воля, её развитие и воспитание. Рязань, 1992. — 547 с.
  135. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.
  136. М.Н. Характер учебного материала в начальной, семилетней и средней школе в связи с возрастными особенностями учащихся // Советская педагогика. 1947. — № 4. — С. 13−32.
  137. Совместная деятельность. Методология. Теория. Практика / Отв. А. Л. Журавлёв и др. М.: Наука, 1988. — 232 с.
  138. О.Н. К проблеме целостности человека // Вопросы философии.- 1973.-С. 43−51.
  139. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Прогресс, 1975. — 344 с.
  140. .М. Избранные труды: В 2-х т. / Ред. сост. и авт. коммент. Н. С. Лейтес, И.В. Равич-Щерба — АПН СССР, М.: Педагогика, 1985. — т. 2.- 359 с.
  141. Теоретические основы содержания среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И .Я. Лернера. М., 1983. — 352 с.
  142. В.А. ИСД устойчивость и изменчивость // Вопросы психологии. — 1987. — № 4 — С. 100−110.
  143. В.А. Стили профессиональной деятельности. М.: Смысл, 2000.- 199 с.
  144. И.Н. Индивидуальные различия с точки зрения эволюционно-синергетического подхода // Вопросы психологии. — 1997. -№ 6-С. 72−84.
  145. H.H. О категориях «цель», «средство», «результат». M., 1968.- 148 с.
  146. Федеральный базовый компонент образования по русскому языку // Русский язык в школе. 1993. — № 4. — С. 10−16.
  147. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблёва и др. М.: ИНФРА-М., 1997. — 575 с.
  148. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова, И. Ломпшера, А. К. Марковой. М.: Педагогика, 1982. — 215 с.
  149. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. М.: Просвещение, 1989. — 239 с.
  150. И.В. Кризис воспитания и педагогика // Советская педагогика. 1991 — № 10. — С. 23−29.
  151. С.С. Формирование творческого стиля педагогического общения учителя с младшими школьниками в процессе обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Таганрог: ТГПИ, 1998. — 19 с.
  152. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов М.: Интерпракс, 1995. — 288 с.
  153. В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996.-238 с.
  154. Р.Х. Как определить качество педагогической деятельности // Специалист. 1995. — № 1. — С. 25−28.
  155. С.С. Открытая модель образования (синергетический подход) / Институт Открытое общество. М.: Магистр. — 1997. — 47 с.
  156. М.Р. О структуре индивидуального стиля трудовой деятельности // Вопросы психологии. 1984. — № 6. — С. 25−30.
  157. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  158. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  159. Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В.П. Зинченко- АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. — 555 с
  160. Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте В книге: Вопросы психологии обучения и воспитания / Под ред Г. С. Костюка, П. Р. Чаматы. -Киев, 1961.-С. 12−16.
  161. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Педагогика, 1974. — 64 с.
  162. Э. Детство и общество. / Совр. пер. с англ. С. Ю. Бельчугова. М., 1992.-149 с.
  163. Юнг К. Психологические типы. М., 1995. — 190 с.
  164. И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьника // Вопросы психологии. 1994. — № 2. — С. 64−70.
  165. Adler A. Understanding Human Nature. New York: Garden City Publ. Co., 1927. 237 p.
  166. Cramer R.L. Writing, Reading, and Language Growth. Columbus, etc., 1978.
  167. Kemmler L. Neue Untersuchungen zum schopferischen. Denken (creativiny). «Psych. Rundschau», 1969, Bd. 20. P. 35−111.
  168. Maslow A. Motivation and personality. NY., 1954.
  169. Nahrer W. Zur Beziehung zwieschen Bearbeitungs Strategie und Zielbedart bei Denkaufgaben // Z, Exp. Und Angew.: Psychol, 1982. V. 29. N1. S 147−158.
  170. Rodari G. Grammatica delia fantasia. Introduzione airarte di inventare storie. Torino, 1973.
  171. Simonton D. Genius, creativity and leaderships: Psychometric inquiries. Cambridge, 1984. P. 164.
  172. Stagner R. Individual Style. New York, 1962.
  173. Stern W. Die differentielle Psychologie in ihren methodischen Grundlagen. Leipzig: Joh. Ambr. Barth, 1911. 503 s.
  174. Witkin H.A. Personality through perseption. New York: Harper, 1954. 571p.
Заполнить форму текущей работой