Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Содержание и методика обучения одаренных детей в начальной и неполной средней школе Англии и США

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе сопоставления анализа новейших источников представлена ' система обучения одаренных младших школьников^ в-школах-Англии и США. Определены основные социальные концепции, влияющие на процесс обучения одаренных детей в Англии и США. Выявлены концептуальные подходы к разработке содержания программ для одаренных детей в начальной и неполной средней школе Англии и США. Дана характеристика… Читать ещё >

Содержание

  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
  • Научный руководитель -доктор педагогических наук, профессор
  • А. Н. Джуринский
  • Москва Содержание
  • Глава I. Английские и американские педагоги о шихолого -педагогических основах обучения одаренных детей
    • 1. 1. Обучение одаренных детей в контексте социальных концепций и идей
    • 1. 2. Биотерминисткий подход к изучению развития психики и интеллекта ребенка
    • 1. 3. Концепции и теоретические модели обучения одаренных детей.5<
  • Глава II. Практика обучения одаренных детей в системе дифференцированного обучения в начальной и неполной средней школе Англии и США
    • 2. 1. Система дифференцированного обучения в начальной и неполной средней школе Англии и США
    • 2. 2. Система отбора одаренных детей в начальной и неполной средней школе Англии и США
    • 2. 3. Содержание, методы и организация обучения одаренных детей в начальной и неполной средней школе Англии и США

Содержание и методика обучения одаренных детей в начальной и неполной средней школе Англии и США (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе, когда успехи каждой страны в развитии экономики, социальной сферы и культуры в огромной. .мере зависят от интеллектуального потенциала населения инновационной, творческой мобильности, все более осознается необходимость создания наиболее благоприятных условий для развития способностей одаренных и талантливых детей.

Отбор, воспитание и обучение одаренных и талантливых детей — одна из важнейших мировых педагогических проблем.

Актуальность и уровень исследованности. Исследования проблемы детской одаренности в нашей стране имеют давнюю историю.

Отдельные психологические аспекты проблемы детской одаренности рассматривались в трудах исследователей — мышления и общего интеллектуального развития (Д.Б.Богоявленская, В. П. Зинченко, З. И. Калмыкова, А. М. Матюшкин, М. А. Холодная и другие) — психофизиологических основ индивидуальных различий (В.Д.Небылицын, Т. А. Ратанова, Н. И. Чуприкова и многие другие) — общих и специальных способностей (Б.Г.Ананьев, Э.А.Гол^бева, В. П. Дружинин, О. М. Дьяченко, В. А. Крутецкий, В. А. Петровский, В.Д.Шадриков).

Относительно целостно и всесторонне проблемы детской одаренности исследовалось в советский период известным отечественным психологом Н. С. Лейтесом.

Для более глубокого понимания подходов к выявлению и обучению одаренных детей особое значение имели исследования А. И. Савенкова, посвященные развитию продуктивного мышления одаренных детей. Важную роль в формировании современных педагогических подходов к решению задач воспитания и обучения одаренных детей сыграли исследования в области дидактики школы (А.Е.Дмитриев, Л. В. Занков, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и многих других) — педагогической психологии (Л.А.Венгер, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Д.Б.Эльконин) — исследования проблем развития творческих качеств учителя (С.И.Архангельский, Т. И. Воронова, В.А.Кан-Калик, А. В. Мудрик, Н. Д. Никандров, В.А.Сластенин). Они показали конкретные возможности развития умственных способностей учащихся на основе модернизации содержания образования и применения новых, более эффективных методов обучения.

Большую помощь в теоретическом осмыслении проблемы оказало изучение трудов отечественных исследователей школы и педагогики развитых западных стран — Б. Л. Вульфсона, А. Н. Джуринского, В. П. Лапчинской, 3. А. Мальковой, Н. Д. Никандрова, В. Я Пилиповского и Других.

Задачу развития способностей нельзя рассматривать вне проблем, нашедших свое отражение в работах М. А. Мельникова, И. Унт, теоретически обосновавших необходимость применения разнообразных методов дифференцированного обучения для повышения эффективности работы школы со всеми категориями учащихся.

В нашей стране проводится определенная работа в плане развития способностей одаренных и талантливых детей. Осуществляется дифференциация обучения школьников, действуют факультативы и кружки, устраиваются конкурсы и олимпиады.

Следует, вместе с тем, признать, что в течении многих лет наша школа ориентировалась в основном на среднего ученика, и эти тенденции в определенной мере продолжают действовать и сегодня. В то время как некоторые дети с трудом осваивают материал, другие школьники, особенно одаренные дети, недогружены. В результате общество теряет нужные ему таланты, так как при отсутствии адекватной по объему и содержанию работы одаренные дети не получают должного развития.

Внимание к выдающимся способностям ни в коей мере не противостоит ни заботе обо всех детях, ни принципам социальной справедливости. Наоборот, такое внимание является одной из сторон гуманистического образования. Уместно вспомнить о некоторых идеях, с которыми подходили к организации народного образования в первые годы после Октябрьской революции. В основном документе тех лет «Декларации о единой трудовой школе» (1918 г.), где отмечалось, что подростки «имеют явно различные наклонности, сформирована такая задача школы — изучать задержки в развитии „особо даровитых натур“. Но в последующие периоды развития школы возобладали уравнительные тенденции. Широкое распространение получили неверные представления о том, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, что '^талант сам пробьет себе дорогу» .

Однако исследования и практика показывают, что многие одаренные дети без соответствующего их способностям образования, без стимулирования их развития не могут достичь того высокого уровня, на который они потенциально способны. Необходимы специальная помощь и поддержка педагогов и психологов в развитии одаренной личности.

Сама жизнь настоятельно требует сегодня повышения престижа образования, развития способностей и талантов. В многообразии талантов видится одно из основных условий подъема творческой активности людей, их инициативы, соревнования умов и талантов, без чего немыслимо движения вперед, невозможен выход из кризисного состояния в экономике, политике, социальной сфере.

В последнее время стали создаваться спецшколы и спецклассы для одаренных учащихся, задачей которых является поиск, диагностика и развитие способностей детей. Набирает сила организация центров по исследованию природы одаренности. Разрабатывается программа, имеющая своей целью активное вовлечение учителей, преподавателей вузов и научных сотрудников в эту работу.

Важным условием дальнейшего успешного решения этих задач является объективный анализ зарубежного опыта.

В настоящей время во многих странах мира действуют специальные организации, занимающиеся решением этой проблемы. Для координации их усилий созданы Всемирный и Общеевропейский Советы по одаренным и талантливым детям.

Высокопрестижные учебные заведения и научные центры активно участвуют в научных исследованиях, в разработке и организации программ по обучению одаренных детей, а крупные программные компании занимаются их финансовым обеспечением. Психолого-педагогические проблемы детской одаренности в настоящее время исследуются многими учеными в мире (С.Кляйн, Р. Пажес, Х. Пассов, А. Робинсон, Д. Сиск, Б. Шор и другие).

При общности основных задач обучения одаренных детей в развитых странах обнаруживается значительные национальные особенности как в теории, так и в конкретной организации обучения. В этом смысле несомненный интерес представляет организация обучения одаренных детей в Англии и США.

Научная разработка данной проблемы на Западе впервые началась в начале XX века в Англии. Впоследствии центр теоретических и практических исследований в области отбора и обучения одаренных детей переместился в СШАобучение одаренных детей является значительным аспектом деятельности школы.

Педагогами Англии и Соединенных Штатов Америки накоплен богатый практический опыт, достигнуты определенные позитивные результаты в области диагностического тестирования, разработки методики обучения одаренных детей, создания соответсвующих учебных программ, специальной подготовки учительских кадров. В этой деятельности принимают участие Министерство образования и науки Англии, многие университеты и колледжи, местные органы образования, общественные организации. В этой же стране функционирует Национальная Ассоциация содействия одаренным детям, с 1982 года выпускается специальный журнал'" Обучение одаренных в мире" (Gifted Educational International), публикуются многочисленные монографии и статьи. Национальная Ассоциация по одаренным детям получает постоянную финансовую поддержку. В США возникли научные центры исследований в области выявления и обучения одаренных детей при университетах штата Индиана, Коннектикут, Калифорния, Флорида и других, был организован выпуск специальных журналов (Journal for the education of gifted, Gifted Child Today, Gifted Child Quarterly, Roeper Review), возросло число публикаций по данной проблематике.

Интересную информацию в научном и практическом плане дали другие педагогические журналы («Educational Leadership», «Education Digest», «Phi Delta Kappan»).

В течении многих десятилетий в английской педагогике продолжается противоборство разных, порой противоположных мнений, оценок, концепций одаренности, влияющих на образовательную политику в стране. Еще более значительное воздействие на выбор форм, методов и средств обучения детей оказывали и продолжают оказывать потребности развивающейся экономики и социальнокультурной сферы. Результатом этого сложного и противоречивого процесса является современная система обучения детей.

Нашими педагогами на протяжении многих лет ведется изучение англо-американской педагогики. Значительный интерес представляют монографические работы В. П. Лапчинской, И. Б. Марцинковского, Т. В. Цырлиной и др., посвященные анализу деятельности разных звеньев английской и американской систем образования (46−54).

Теоретико — методологические основы педагогики и практики обучения, история американской школы освещены в трудах Л. Н. Гончарова, З. А. Мальковой, В. Я. Пилиповского и др. Анализ концепций содержания начального и неполного среднего образования, форм и методов школьного обучения в США представлен в работах Г. Д. Дмитриева, М. В. Кларина.

Данная проблема рассматривается, таким образом, на многих уровнях, для каждого из которых характерны свои подходы, акценты и приоритеты.

Характерная особенность проблематики заключается в том, что по многим вопросам выявления и обучения одаренных детей существуют большие разногласия. Это объясняется в первую очередь их чрезмерной сложностью, противоречивостью и широким многообразие.^, а также недостаточной теоретической разработанностью в мировой науке. Предметом острых дискуссий, развернувшихся в печати, на многих научных конференциях и семинарах стали вопросы:

— социальной необходимости специального обучения одаренных детей;

— происхождения и структуры интеллектуальной одаренности;

— выявление одаренных детей, диагностики их способностей;

— методики обучения и воспитания одаренных детей;

— роли и места разных типов английских и американских школ в обучении одаренных детей;

— роли семьи, общественных организаций и специальных служб в решении задачи обучения и воспитания одаренных детей и т. д.

Исходя из социально — педагогической актуальности проблемы, ее недостаточной разработанности в отечественной науке, наличия привлекательных подходов к ее решению в англоамериканской педагогике, нами выбрана тема настоящего исследования — «Содержание и методика обучения одаренных детей в начальной и неполной средней школе Англии и США» .

Объектом исследования является процесс обучения детей в начальной и неполной средней школе Англии и США.

Предметом исследования ¦ является теория и практика отбора и обучения детей в начальной и неполной средней школе Англии и США. В диссертации мы сосредоточились на рассмотрении проблем отбора и обучения интеллектуально одаренных учащихся, оставив за рамками исследования специальную одаренность, например, в искусстве, спорте и т. д. Под интеллектуально одаренными мы имеем в виду детей с высоким уровнем умственных способностей, проявляющихся как во многих видах интеллектуальной деятельности (общая одаренность), так и в каких-либо отдельных областях учебной деятельности (частные способности). Проблема исследования — каковы теоретические и практические условия отбора и обучения одаренных детей в начальной и неполной средней школе Англии и США?

Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования. Предмет и цель исследования определили его конкретные задачи:

— определить основные социальные концепции, влияющие на процесс обучения одаренных детей в Англии и США;

— выявить основные концептуальные подходы к разработке содержания программ для одаренных детей в начальной и неполной средней школе Англии и США;

— на основе анализа практики" Ътбора и обучения младших школьников в школах Англии и США, дать оценку ее педагогических последствий.

При реализации этих задач мы попытались последовательно выявлять те элементы в практике обучения одаренных детей, которые могут представлять позитивный интерес для российской школы.

Методологической основой исследования является общенаучный принцип объективности, требующий всестороннего учета разнообразных факторов и предполагающий исключение субъективизма, односторонности в подборе и оценке фактов. Мы опирались также на методологический принцип единства логического и исторического подходов к изучаемым явлениям, который указывает на необходимость изучения истории объекта, его современного состояния и перспектив развития.

Методы исследования. Основными методами исследования являются:

— систематизация и сопоставительный анализ разнообразных источников (законодательные акты по образованию, официальные документы Министерств образования Англии и СШАучебные планы и программы, материалы тестирования, учебников и учебно-методических пособийстатистические данные);

— метод теоретического анализа (изучение монографической и периодической литературы).

В процессе работы над темой исследования были изучены труды англо-американских педагогов — основоположников педагогической психологии С. Берта, Ф. Гальтона, Ч. Спирмена, монографии современных педагогов и психологов Г. Айзенка, Ф. Вернона, Н. Вуда, О. Гопкинсона, Э'.Огилви, ' Ф." чПейнтер- «Н: Темпеста, Б. Уоллис, ' ДФримепу — в которых освещаются проблемы отбора и обучения одаренных детей. Также были изучены и труды американских политических и общественных деятелей (Э.Бойера, Дж. Джавитса, С. Марленда), педагогов — теоретиков (В. Барба, Н. Генри, Г. Пассоу и других). Особое значение для разработки нашей проблемы имели работы современных американских педагогов и психологов (Дж. Галлахера, Б. Кларк, Дж. Кокс, Дж. Рензулли, П. Торренса, Дж. Фельдхьюсена и других), которые помогли выявить основные психолого-педагогические концепции одаренности в школьной практике, охарактеризовать систему отбора и обучения одаренных детей в США.

Богатый теоретический и фактологический материал по теме диссертации представляют общественно-политическая и педагогическая пресса. Интересную информацию в научном и практическом плане дали специальные журналы «Gifted Education International», «British Journal of Educational Studies» ," The Times Educational Supplement", «Educational Leadership» и другие.

Значительный интерес также представляют работы отечественных специалистов, занимавшихся проблемой выявления и обучения одаренных учащихся в школах Англии и США (Сергеевой Н. И., Тищенко Е. Г., Тартарашвили Т. А.).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

На основе сопоставления анализа новейших источников представлена ' система обучения одаренных младших школьников^ в-школах-Англии и США. Определены основные социальные концепции, влияющие на процесс обучения одаренных детей в Англии и США. Выявлены концептуальные подходы к разработке содержания программ для одаренных детей в начальной и неполной средней школе Англии и США. Дана характеристика современных психолого-педагогических теорий одаренности, положенных в основу практической работы с одаренными детьми. Выделены тенденции развития системы обучения одаренных младших школьников в Англии и США (рост числа школ, обучающих малышейсоздание для них специальных отделений и потоковприменение ускоренного обучения и курсов «расширения» и «обогащения» программы). Раскрыта процедура выявления одаренных младших школьников, описаны соответствующие диагностические методики (наблюдение, анкетирование, тестирование и другие).

В исследовании охарактеризована специфика содержания образования и методов обучения талантливых младших школьников США и Англии (рост числа обязательных учебных предметовусиление внимания к естественно-технологической подготовкеуглубление дифференциации обученияповышение роли «активных» методов обучения, современных технических средств в развитии интеллектуальных способностей детей).

Выявлены формы и методы организации учебного процесса одаренных детей в начальной и неполной средней школе Англии и США. * Практическая значимость работы состоит втом, что содержащиеся % в диссертации материалы (организация процедуры выявления одаренных младших школьников, методики отбора одаренных учащихся, практика составления разнообразных программ на основе единства возрастных и индивидуальных особенностей детей в урочной и внеурочной деятельности, формы обучения одареннных), а также выявление возможности обучения одаренных детей в условиях обычной школы в США и Англии могут быть полезны отечественным специалистам при разработке организационных, обще дидактических и методических проблем обучения одаренных младших школьников.

Новейшие данные по отбору и обучению одаренных детей в Англии и США могут быть использованы при разработке лекционных курсов по сравнительной педагогике, а также в программу повышения квалификации учителей.

Достоверность и обоснованность положений, выводов и результатов ф1 исследования определены применением научных методов, адекватных объеку, предмету, цели, задачам и логике исследования, опорой на методологические принципы диалектического сочетания количественного и качественного анализа, сопоставления полученных выводов с опытом российских педагогов.

Апробация исследования: Основные положения и выводы проведенного исследования изложены в опубликованных работах, докладывались авторами на научных конференциях в Московском педагогическом государственном университете, Владимирском.

Государственном педагогическом университете, Тульском государственном педагогическом университете им JI. Н. Толстого, Елецком государственном педагогическом институте, Рязанском государственном педагогическом университете имени С. А. Есенина. Основные положения, выносимые на защиту:

1. Основными концепциями, влияющими на процесс обучения одаренных детей в Англии и США, оказались теория взаимодействия биологических и социальных факторов при определяющем влиянии среды на формирование умственных способностей — П. Броудфут, Д. Гопкинсон, С. Дениссон, Б. Саймон, М. Хардитеория жесткой генетической детерминированности, где генетические факторы ставят границы развития умственных способностей учащихся — Г. Бэнток, Ф. Верной, Г. Уилсон и др.- вероятностная теория развития личности, где уровень интеллекта ребенка ставится в зависимость от социального статуса семьи-Б.Блум, Д. Фримен и др.- социально-бихевиористские концепции когнитивного научения, где природа интеллекта раскрывается через процедуры его приобретенияА. Стаатс, К. Фишер, Р. Фейерштейн и др.

Принципиально существенными подходами к разработке содержания программ для одаренных в начальной и неполной средней школе.

Англии и США служат идеи Дж. Гилфорда «Структура интеллекта», Б. Блума «Таксономия целей обучения», Дж. Рензулли «Три вида обогащения учебной программы», Ф. Уильямса «Модель когнитивно-аффективного поведения», которые нацеливают составителей программ уделять больше внимания каждому одаренному или талантливому ребенку. Концептуальные модели определяют параметры, по которым строится программа, и выделяют тем самым элементы, подлежащие наблюдению и оценке.

Основными методиками выявления одаренных детей в школах Англии и США являются наблюдение, анкетирование, тестирование, разнообразные задания разного уровня трудности, направленные на формирование каждого навыка.

Основными методами обучения талантливых детей в начальной и неполной средней школе Англии и США служат активные методы обучения: «исследовательский метод», «метод мозговой атаки» и др.

Заключение

.

Опыт английской и американской общеобразовательной школы показывает, что успешное развитие одаренного ребенка обеспечивается, в первую очередь, за счет изменения качественных показателей его учебной деятельности. Важнейшим условием таких качественных изменений является специальная работа по развитию основной характеристики одаренного ребенка — продуктивного мышления.

Решение этой проблемы на дидактическом уровне потребовало от педагогики США и Англии разработки комплекса общих, теоретических положений. Важнейшими из них являются концепции одаренности и методологические подходы к обучению и развитию одаренных детей. Разработка таких концепций и подходов потребовала рассмотрения генезиса представлений об одаренности в истории педагогики и психологии.

В работе проведен анализ большинства современных концепций одаренности в США и Англии (Дж. Рензулли, П. Торренса, А. Танненбаума, Дж. Фельдхьюсена и многих других).

Наиболее популярной концептуальной моделью одаренности Англии и США является «Малая модель человеческого потенциала» Дж. Рензулли. Ее ядро составляют 3 характеристики: мотивация, ориентированная на задачу, креативность и выдающиеся способности.

В модифицированном варианте эта модель присутствует в ряде других теоретических разработок (Д. Фельдхьюсена, А. Танненбаума, П. Торренса и мн. др.).

На основе концептуальной модели разрабатываются цели, принципы, содержание, методы и формы образовательной деятельности. Наиболее популярные варианты решений педагогических проблем обучения одаренных детей в Англии и США представлены в работе Л. Блума «Таксономия целей обучения» — принципы создания учебных программ для одаренных изложены в работах X. Пассова, М. Карне, Д. Рензулли, Д. Сиск и мн. др. — модели содержания образовательной деятельности («Аффективнокогнитивная модель» Ф. Уильямса и др.).

Одной из наиболее весомых моделей обучения одаренных детей является, на наш взгляд, модель Д. Рензулли «Три вида обогащения учебной программы», который отвергает тезис о том, что потенциальные возможности одаренных детей могут быть реализованы путем простой интенсификации усвоения того же самого материала, который рассчитан на детей со средними способностями.

Каждая из приведенных моделей является надежной теоретической основой для решения практических проблем.

В англо-американской системе обучения одаренных детей есть немало положительного. Большого внимания заслуживает работа английских и американских учителей, работников многих общественных формирований по выявлению и отбору одаренных детей, базирующаяся на тщательном наблюдении за развитием способностей и успеваемостью учащихся со стороны кураторов групп, специальных тьюторов, консультантовпсихологов, родителей, а также на широком применении контрольных листов, опросников, анкет.

Значительный интерес представляет использование различных видов диагностики одаренности, включая тестирование интеллекта, определение творческих способностей. Несмотря на свойственные тестам ограниченности и недостатки, их использование дает учителю, сочетающему этот метод с тщательным наблюдением, важную информацию об интеллектуальных резервах учащихся. Многолетний опыт английской и американской школы, как позитивный, так и негативный, свидетельствуют, что нельзя полагаться на них как на единственное средство определения уровня умственных способностей детей. Выход видится в системном и продуманном применении разнообразных методов, их целесообразном сочетании.

В настоящее время, когда в нашей стране ведется активный поиск путей повышения эффективности обучения одаренных детей, интересен обобщенный опыт работы с данной категорией учащихся в англоамериканских школах на основе применения разнообразных форм и методов дифференциации как одного из средств создания оптимальных условий для обучения детей с разным складом интеллекта.

Работа по уровневой дифференциации обучения в Англии и США составляет основу глубокой реформы школы и позволяет повысить эффективность обучения всех категорий учащихся. В отличие от российской школы, где эта работа находится еще на начальном уровне (проведение теоретических исследований и постановка первых экспериментов), в Англии и США уровневая дифференциация стала делом педагогической практики.

В соответствии с основными положениями новой программы содержание образования структурируется по нескольким уровням, на которых школьники обучаются в зависимости от способностей, успеваемости. Одаренные дети получают возможность работать на самом высоком уровне. Уровневая дифференциация дополняется профильной, что намного повышает эффективность одаренных детей. Преподавание основных предметов по методу уровневой и профильной дифференциации осуществляется с помощью разнообразных форм внутришкольного группирования учащихся, обобщенный опыт применения которых может представлять определенный интерес для российских педагогов. В частности, мобильное, гибкое внутриклассное группирование создает благоприятные условия для обучения детей разных уровней способностей.

Богатый опыт накопили английские и американские педагоги в организации специальных занятий для одаренных детей, основанных на расширении программ, а также в проведении разнообразных конкурсов и соревнований, которые проходят как в отдельных школах, так и на региональном, общенациональном уровнях.

Заслуживает внимания поиск английских педагогов и педагогов США в области активизации обучения и развития творческого мышления учащихся, ознакомления их с методами наук, привития умений и навыков, а также интереса к исследовательской деятельности. Представляется целесообразным заимствование опыта англо-американской школы по применению специальных учебных пособий, алгоритмов и программ работы одаренных учащихся в обычном классепроектного обучения, позволяющего развить и использовать на практике разнообразные навыки обработки информации, а также опыт использования технических средств с целью повышения эффективности обучения одаренных детей.

Для российской системы педагогического образования поучителен опыт разработки специальных программ подготовки учителей для работы с одаренными детьми, функционирующих при педагогических колледжах и в системе повышения квалификации.

При известных успехах в деле выявления и обучения одаренных детей школа Англии и США сталкивается с рядом противоречий и трудностей. Один из сложных вопросов, представляющий исключительную важность для развития всей системы образования, состоит в том, как рационально совместить повышение уровня образования всех учащихся со специальной подготовкой одаренных. Анализ истории и современных тенденций в развитии школьного образования Англии и США показал, что интеллектуальные критерии отбора на практике часто подменяются социальными, что ведет к сохранению привилегий)*осподствующих классов в системе образования и ущемляет права и интересы трудящихся. Не получили до сих пор четкого решения и многие вопросы, носящие более конкретных характер: следует ли одаренных детей в процессе обучения обособлять или необходимо обеспечить для них более насыщенные программы в рамках обычного классакакой путь эффективнее — ускоренный темп прохождения обычной программы или предоставление более насыщенных программкак привести в соответствие уровень требований к умственной нагрузке одаренных детей с их психологофизическими особенностямикаким должно быть соотношение общего и специального в программе обучения одаренных детей и т. д.

Решение этих, как и многих других сложных вопросов обучения одаренных детей, предполагает дальнейшую разработку теоретических исследований и практических экспериментов.

Реформы образования, происходящие в разных условиях и с разным успехом в США, Англии, России могут и должны взаимообогащать позитивный опыт различных систем образования, развивая при этом тенденцию к интернационализации, прогрессирующую в современном глобальном образовании.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.С., Щебланова Е. И., Задорина Е. Н. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей// Психодиагностика и психокоррекция. Институт развития одаренности. — Обнинск, 1994, 18с.
  2. Г. Д. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. ИПП, «Кострома», 1993, 170 с.
  3. Г. Ю. Проверьте свои способности. Пер. с англ. Спб, Система-Плюс, 1996, 159с.
  4. Р.И., Жарова Г. И., Пфляумер Э. Д. Организация дифференцированного подхода к учащимся начальных классов с учетом их психофизиологического развития// Повышение качества учебно-воспитательного процесса в начальных классах. Омск, 1990, с.56−67.
  5. Л., Новгородская Б., ПерченковаЕ. Воспитательные аспекты дифференцированного обучения.//Воспитание школьников, 1994, № 4, с. 2−5.
  6. Л. А. Из опыта работы по профильному обучению школьников//Диагностические методы работы с одаренными школьниками. -Воронеж, 1991, с. 40−41.
  7. С. А., Бронников М. И., Гаринов Л. Г. и др. Система работы с одаренными детьми. Издательство Башкирского университета. Уфа, 1993, 131с.
  8. Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.: Знание, 1978, 48 с.
  9. М., Уингер П. Пестуют ли школы Америки талантливых детей : Реф. ст., опубл. в амер. журн."Ньюсуик". / Под. В. Мисюченко//Знание-сила, № 11 994, с. 94−97.
  10. Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986, 420с.
  11. Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века. Издательство Российского открытого университета. М., 1994, 111с.
  12. Д.М. Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода: методы и процессы. Пер. с англ., Т. 1−2. -М., 1911, 1912, 338с., 238с.
  13. Л. А. Домашняя школа. М.- Знание, 1994, 238с.
  14. В. В «Питомнике элиты» //Учительская газета, 1991, 17−24 сентября (№ 38), с. 6.
  15. Н.М. Реформа школьного образования в Великобритании //Советская педагогика, 1991, № 8, с. 134−140.
  16. Вульфсон Б. Л, Модернизация содержания гуманитарного образования в школах Запада//Советская педагогика, 1991, № 1,с.124−130.
  17. .Л., Малькова З. А. Сравнительная педагогика: программы и материалы спецкурса. -М, 1993, 58с.
  18. .Л., Малькова З. А. Сравнительная педагогика: учебное пособие для университетов, педагогических институтов, институтов повышения квалификации рабочего образования/. Институт практической психологии. Воронеж: НПО «Модек», 1996, 256 с.
  19. Ф. Наследственность таланта: законы и последствия. М., 1996, 269 с.
  20. Д. Три стороны интеллекта / В кн. Психология мышления. Под ред. Матюшкина А.Н.-Прогресс, 1965, 513 с.
  21. Ю.З., Гарнец О. Н., Коробко С. Л. Феномен умственной одаренности//Вопросы психологии, № 4, 1990, с. 147−154.
  22. А., Обвинцева Е. Мы объекты и субъекты эксперимента//Народное образование, 1993, № 3, с. 40−42.
  23. P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. Санкт-Петербург, ОМС, 1994, 179 с.
  24. В.Г., Петровский В. А. Одаренность детей. Выявление, развитие, поддержка. ЧГПУ «Факел». Челябинск, 1996, 119 с.
  25. В.М. Педагогические технологии и образовательные системы в США. -Комсомольск -на-Амуре, 1997, 36 с.
  26. М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. М., 1993, 332 с.
  27. У. Беседы с учителями о психологии. -М.: Совершенство, 1998, 148 с.
  28. А.Н. Зарубежная школа: история и современность. М., 1992, 176 с.
  29. А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. -М.: Просвещение, 1993, 190 с.
  30. А.Н. История зарубежной педагогики. М.: Форум: Инфра, 1998, 267с.
  31. А.Н. Право на образование в современном мире//Педагогика, 1998, № 3, с.93−97.
  32. А.Н. Развитие образования в современном мире,— М.: Владос, 1999, 200 с.
  33. А.Н. История педагогики. М.: Владос, 1999, 430 с.
  34. Дзукаева 3. «Неправильное образование», или Новое в обучении шестилеток//Учительская газета, 1991, 2−9 сентября, № 27, с. 6.
  35. Г. Д. Критический анализ дидактической мысли в США. М.: Педагогика, 1987, 103 с.
  36. Г. Гармоническое развитие ребенка. М.: Аквариум, 1996, 441 с.
  37. А.Е. Сущностная характеристика социально-активной личности младшего школьника// В кн. Формирование социально-активной личности в младшем школьном возрасте, Часть I. М.: Прометей, 1993, с. 3−13. 4
  38. Д. Школа и ребенок. М., 1923, 60 с.
  39. Зарубежная школа: авторский поиск, эксперимент, находки, — М., 1993, 39 с.
  40. В.П. Аффект и интеллект в образовании., М.: Тривола, 1995, 63 с. w 188
  41. П.А., Асирян М.А.Учебно-воспитательный комплекс с дифференцированным обучением (УВК, № 1647 г. Москва)//Педагогика, 1997, № 4, с.57−62.
  42. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994, 222 с.
  43. В.В. Дидактический подход и определение содержания учебных книг и их функции в воспитывающем и развивающем обучении М.: Просвещение, 1982, 18 с.
  44. В. А. Психология обучения и воспитания школьников: Книга для учителей и классных руководителей. М.: Просвещение, 1976, 303 с.
  45. В. П. и Аранский В. В. Система народного образования в Англии. М., 1961, 260 с.
  46. В.П. Средняя общеобразовательная школа Современной Англии: вопросы теории и практики обучения. М: Педагогика, 1997, 216 с.
  47. Н.С. Способности и одаренность в детские годы . М.: Знание. 1984, 79 с.
  48. Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М., 1997, 448 с.
  49. ЛысоваЕ.Б. Реформы педагогического образования. В кн.: «Реформы образования в современном мире» М., 1995, с. 182−197.
  50. М., Модиано Н. О культуре общества и понимании эквивалентности // Исследование развития познавательной деятельности. М.: Педагогика, 1971, с.307−320.
  51. З.А. В школах США. М.: Просвещение, 1964, 199 с.
  52. З.А. Современная школа США. М.: Педагогика, 1971, 367 с.
  53. З.А. Проекты реорганизации педагогического образования в США. //В кн."Прогностические модели систем образования в зарубежных странах". М., 1994, с.62−81.
  54. И.Б. Английские паблик скулз (Привилегированные школы интернатного типа). Ташкент: ФАН, 1966, 143 с.
  55. A.M. Ранее выявление талантов и их развитие//Вопросы психологии. -1984, № 3, с. 166.
  56. A.M. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. М.: «Школа-пресс», 1993, 127с.
  57. М.А. Опыт дифференцированного обучения в современной школе// Советская педагогика, 1962, № 9, с. 98−109.
  58. И.П. В поисках талантов// США: Экономика, политика, идеология. 1988, № 8, с. 57−60.
  59. Н.А. Школьное дело в США: перспектива 2000 г. //Советская педагогика, 1991, № 11, с. 111−114.
  60. Т. Цель обучения учащиеся, его идеи и мысли: О дифференциации в инновационных учебных заведениях//Директор школы. — 1994, № 2, с.48−53.
  61. Одаренные дети: Пер. с англ.,/Под ред. Бурменской Г. В."и Слуцкого В. М. М.: Прогресс, 1991, 380 с.
  62. Педагогическая мысль в странах Запада на современном этапе. М., 1991, 94 е.
  63. Пилиповский В. Я. Критика современных буржуазных теорий формирования личности
  64. М.: Педагогика, 1985, 157 с.
  65. К. Языки мозга. М.: Прогресс, 1975, 464 с.
  66. Программа «Одаренный ребенок» (основные положения) М.: «Новая школа», 1995, 62 с.
  67. Работа учителя с одаренными детьми в школе .- Ставрополь, 1994, 81 с.
  68. Развитие и диагностика способностей. М.: «Наука», 1991, 177 с.
  69. C.JI. Основы общей психологии: учебное пособие для высших педагогических учебных заведений. -М.: Учпедгиз, 1935, 496 с.
  70. А.И. Проблема развития одаренной личности // Воспитание школьников, № 4, 1991, с. 6−7.
  71. А.И. Детская одаренность. Теоретические основы развития. М.:
  72. Российский институт молодежи, 1996, 150 с.
  73. А.И. Педагогические основы развития продуктивного мышления одаренных детей. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. — М., .1997, 380 с.
  74. А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности//Педагогика, 1998, № 3, с.24−29.
  75. Н.А., Горский В. Д. Компьютер и одаренные дети//Вопросы психологии, № 2, 1997, с. 183−187.
  76. . Английская педагогика и интеллектуальные тесты. М., 1958, 254 с.
  77. Н.И. Обучение одаренных детей в школах Великобритании // Советская педагогика, 1990, № 6, с. 137−144
  78. Н.И. Обучение одаренных детей в Англии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -М., 1991, 193с.
  79. М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1984, 96 с.
  80. В., Глазунова М., Полевая Е. и др. Анализ ситуации условие успеха.// Народное образование, № 1, 1996., с. 80−84.
  81. Л. Специальные программы для одаренных детей//Америка, июнь, 1985, с. 13.
  82. С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М., 1997, 92 с.
  83. Т.А. Система подготовки интеллектуальной элиты в США. М.: НИИВШ, Вып. 1., 1988, 68 с.
  84. Т. А. Основы тестирования и работы с одаренными детьми в США: обзорная информация, НИИВШ, АПН СССР, 28.03.90 г., № 730 -90, 65с.
  85. .М. Проблемы индивидуальных различий . М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1961, 536 с.
  86. Е.Г. Практика выявления одаренных учащихся в школах США// Педагогика и народное образование за рубежом: НИИТиИП,, вып.2 (170), 1992, с. 1−14.
  87. Е.Г. Развитие системного обучения одаренных учащихся в общеобразовательной школе США. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1993, 199 с.
  88. Э.Л. Принципы обучения, основанные на психологии Пер. с англ., 3-е изд., М., 1930, 240 с.
  89. В.И. Дифференциация обучения в общеобразовательной школе современной Англии.: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -М., 1974, 306 с. N
  90. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения .' М.: Педагогика, 1990, 188с.
  91. А.Л. Современная начальная школа в Америке//Начальная школа, 1991, № 12, с. 74−76.
  92. К.А., ПерлетК, Спервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности//Вопросы психологии, № 2, 1991, с. 120−127.
  93. С. Собрание статей по педологии и педагогике.- Пер. с англ. М., 1912, 444 с.
  94. М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования Москва — Томск, 1997, 391 с.
  95. Т.В. Школьный мир современной Америки: учебное пособие. Курск, 1992, 201 с.
  96. Д., Элмор Р. и др. Отклики-на реформу «Америка 2000», или 30 экспертных оценок стратегического плана «возрождения американских школ», Пер. с англ.//Народное образование, 1992, № 11/12. стр. 14−20.
  97. В.Э., ЮркевичВ.С. Одаренность: дар или испытание. М., 1990, 75 с.
  98. В.Д. Способности, одаренность, талант Rkh.: Развитие и диагностика способностей. — М.: Наука, 1991, с. 7−21.
  99. Е.И., Аверина И. С. Современные зарубежные лонгитюдные исследования одаренности//Вопросы психологии, № 6, 1994, с. 134−140.
  100. Е.И., Аверина И. С., Задорина Е. Н. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6−7 лет // Вопросы психологии, № 4, 1994, с.143−146.
  101. Е.И., Аверина И. С. Диагностика и развитие креативности школьников // Психологическое обозрение № 2/3, 1996, с. 41−46.
  102. ЮО.Щебланова Е. И., Аверина И. С. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности// Вопросы психологии, № 1, 1996, с.97−107.
  103. Экспериментальные учебно-воспитательные учреждения Западной Европы и США / Под ред. Пискунова А. И, Джуринского А. Н., М.: Прометей, 1989, 91с.
  104. А., Фоутс Д. Педагогические инновации. М., ИТП и МИО, 1993, 105 с.
  105. Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника// Вопросы психологии, № 3, 1996, с.28−34.
  106. Adams J. The New Teaching. L., 1935, 230 p.
  107. Altman R. Social-emotional development of gifted children and adoltscents. A research model. Poeper Reveiew, 6(1), 1983, p. 65−68.
  108. Aspects of education: Journal of the Unstitute of education, the University of Hull, N 53, 1996, p.5.
  109. Austin С. Not just for heads and principals|| Education. 1994, — Vol. 183, № 24, p. 482−483.
  110. Bail S J. Beachside Comprehensive. Cambridge: University Press, 1981, 328 p.
  111. Barbe W. Psycolody and education of the gifted.- N.Y., 1965, 340 p.
  112. Bannister D., Fransella F. Inquiring Man: The Psychology of Personal Constructs. 3d. ed. -L.: Croom Helm., 1986, 194 p.
  113. Bantock G. Dilemmas of the Curriculum Oxford: Robertson, 1980, 146 p.
  114. Bayliss S. Great Expectations Mean Most to Pupil Progress|| The Times Educational Supplement.- June 3, 1988, p.8
  115. Beggs R. New II -Plus Draws Rash of Appeals|| The Times Educational Supplement. -August 10, 1990, p. 8.
  116. Beloff J. Psycological Sciences: A Review of Modern Psycology. London: CrosbyX
Заполнить форму текущей работой